Взаимное расположение устройств на железнодорожных станциях (Е. Ветухов) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Взаимное расположение устройств на железнодорожных станциях (Е. Ветухов) - 1978 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

Взаимное расположение устройств на железнодорожных станциях (Е. Ветухов) - часть 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

эффективные условия ее эксплуатации, а затем определяется и эксплуатационный резерв станции.

Определяя принципы взаимного расположения устройств, при проектировании станций и выборе оптимального варианта необходимо предусматривать требуемые резервы (без значительных капитальных вложений) для обеспечения успешной работы при возможных изменениях в процессе эксплуатации, беспрепятственного дальнейшего усиления пропускной способности станции.

Наиболее характерным решением в этом направлении является заблаговременное бронирование территории и мест для возможности беспрепятственной укладки дополнительных съездов, позволяющих в последующем интенсифицировать использование горловин и путей, а также других элементов станции.

Не менее важно принимать заблаговременные решения в проектах для возможности подключения бокового направления или подъездного пути без каких-либо существенных изменений в имеющихся горловинах.

К числу наиболее существенных вопросов, связанных с эффективностью использования средств и получением резервов при составлении проектов станций, относится максимальное сокращение бесполезной длины путей, т. е. сокращение разницы между полезной и полной их длиной, а также обеспечение оптимальных расстояний для укладки проектируемых элементов, а также беспрепятственного развития станции при увеличении размеров, изменении характера работы.

Для сокращения полной при сохранении заданной полезной длины путей большое значение имеет выбор наиболее рациональных типов стрелочных переводов и стрелочных улиц, более широкое использование симметричных стрелочных переводов с маркой крестовины 1/6, с учетом разработанных ЦНИИС методических указаний о применении стрелочных переводов марки 1/6, в частности, при сочетании их с обыкновенными стрелочными переводами, как это показано, например, на рис. 18.

В некоторых случаях возможно применение и симметричных стрелочных переводов марки 1/4, 5, позволяющее добиться еще большего сокращения длины путей. Не менее важным является соблюдение условий компактности укладки стрелочных переводов в горловинах, а также в необходимых случаях применение сокращенных стрелочных улиц с предельными углами наклона, или сокращение длины соединений

приемо-отправочных парков с сортировочной вытяжкой, как это показано, например, на рис. 19. Возможны и другие приемы сокращения полной длины путей.

Следует также учитывать намечаемые изменения в проектировании и техническом оснащении горок при автоматизации процессов работы, обеспечении параллельного роспуска составов, применении параллельного роспуска и др.

Решение указанных вопросов позволяет не только устранить излишние затраты средств, но и улучшить работу станции путем сокращения времени на внутристанционные передвижения.

Для обеспечения резервов в заданиях на проектирование станций должно предусматриваться возможное колебание в различные периоды пассажиропотока, грузооборота, местной работы и изменения, которые могут возникнуть в плотности потока по направлениям. На основании , указанных данных в проектах будут определены: система взаимозаме-няемости и перераспределения использования устройств, а в необходимых случаях — дополнительные устройства, обеспечивающие работу ' при изменившихся условиях. Надо также проектировать и поэтапное беспрепятственное частичное переустройство при ожидаемых изменениях работы на расчетный период. В этом случае изыскание резервов ( технических средств станции будет не случайным, а основанным на : разработанных проектом положениях, причем и поэтапное развитие , в необходимых случаях будет также определено заранее. :

Проект должен предусматривать для различных условий работы , укладку дополнительных параллельных съездов, соединений между , парками, соединительных путей на подходах к станции — дополнительных выходов и др. В нем необходимо планировать место укладки дополнительных путей для случаев, когда изменения в объеме и характере работы перерастут из временных в постоянные. Можно заблаговременно предусматривать укладку соединительных путей для пропуска углового потока, дополнительное развитие сортировочных устройств и т. д.

 

 

 

 

Глава 3 ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ УСТРОЙСТВ НА СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ

1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИНЦИПЫ ВЗАИМНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ УСТРОЙСТВ НА СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ

Принципы взаимного расположения устройств на сортировочных станциях основываются на положениях, изложенных в главе II, которые относятся ко всем видам станций. Главнейшими факторами, влияющими на принципы размещения устройств сортировочных станций, являются: объем и характер выполняемой работы, распределение транзитных потоков с переработкой и без переработки, а также местного вагонопотока по сторонам и направлениям подходов с выделением углового потока, число и характеристика направлений, примыкающих к станции, длина и ширина площадки станции, положение ее в системе узла и взаимосвязи в работе с другими станциями узла.

При этом должна быть учтена специфика работы сортировочной станции как пункта, предназначаемого главным образом для массовой переработки транзитного и местного вагонопотоков, в котором обычно •сосредоточиваются такие важнейшие технические сооружения, как локомотивное хозяйство, обеспечивающее тяговое обслуживание на длинных участках обращения, а также вагонное хозяйство.

Характерной особенностью для сортировочных станций является также наличие на них наиболее мощного технического оснащения, связанного с автоматизацией и механизацией процессов переработки и обработки поездов, с использованием современных средств вычислительной техники, ЭВМ и соответствующих средств информации.

Важным фактором при расположении сортировочных станций в узлах является выделение их в самостоятельные станции, с разделением их от основного пассажирского движения с соблюдением требований дальнего выноса их за пределы городов.

Следует отметить, что в настоящей книге рассматриваются в основном крупные опорные сортировочные станции со значительной сортировочной работой и оборудованные сортировочными горками.

Учитывая многопарковость сортировочной системы станций и современные требования к расположению парков, особое влияние на размещение основных устройств оказывают длина и ширина предоставляемой площадки, поскольку при последовательном расположении даже трехпарковой системы и значительной полезной длине путей, сравнительно длинных горловинах, связывающих между собой парки и другие устройства, и сложных стрелочных улицах без развязок подходов требуется длина площадки 6000—7000 м.

 

В ряде случаев достаточно трудные развязки подходов при наличии большого числа сходящихся направлений и внутриузловых и внутри-станционных взаимосвязей вызывают определенные сложности в размещении сортировочных станций при значительном общем удлинении с учетом указанных развязок.

При значительном числе путей в сортировочных парках на односторонних и двусторонних станциях появляются трудности и в размещении устройств станции в ширину, поскольку она может достигать 350— 400 м.

В настоящее время выработаны главнейшие требования к взаимному расположению устройств, отработаны принципиальные схемы для различных условий работы сортировочных станций. -

Остановимся здесь лишь на главнейших вопросах, влияющих на развитие сортировочных станций, которые уже установились или требуют еще разрешения. Первой проблемой в области взаимного расположения устройств является решение комплектности станции, т. е. сферы применения односторонней или двусторонней станции.

Как известно, в настоящее время в нашей стране расширяется сфера применения односторонних станций, с мощным их развитием, в ряде случаев с бронированием территории для перехода к двусторонней системе, о чем, в частности, автор этой книги на страницах печати ставил вопрос еще в 40-х годах.

Вопрос этот будет освещен ниже.

Следует отметить, что указанная проблема требует дополнительного исследования с учетом непрерывно возрастающего перерабатываемого вагонопотока в современных условиях и на перспективу. Как известно, вопрос этот находится в тесной связи с решением задачи увеличения транзитности потока, сокращения числа переработки за время оборота вагона, которая, к сожалению, решается пока медленно. Одновременно с этим нельзя не отметить, что за последнее время предложены отдельные исключительно сложные решения по расположению устройств на односторонних станциях, с многими пересечениями, сложным развитием парков и внутристанционных горловин и соединений, с увеличением числа повторных переработок. Вопросам сферы применения двусторонних и односторонних станций в печати уделялось немало внимания нашими советскими и зарубежными учеными. Длительный период времени в нашей стране была тенденция развития проектирования двусторонних станций, в особенности при значительных размерах переработки, и рекомендации по сокращению сферы их применения подвергались достаточно жесткой критике.

Лишь к началу 60-х годов изменилось положение и уже в ТУПС, изданном в 1961 г., определилось направление на всемерное внедрение односторонних станций.

В ученых записках кафедры «Эксплуатация железных дорог» ВЗИИТ [48] на основе длительных исследований были даны рекомендации по расширенному внедрению односторонних сортировочных станций и их принципиальным схемам. В этих ученых записках, как и в более ранних трудах, автором этой книги были заложены получившие в последующем распространение предложения по объединению парков

 

прибытия, а также отправления для поездов всех направлений, сходящихся на станции, и устранению повторных передвижений, связанных с перестановкой в маневровом порядке перерабатываемых поездов, поступивших с противоположной стороны сортировочного комплекта с путей приемо-отправочного парка.

На практике по-разному могут быть решены вопросы нахождения оптимума проектирования сортировочных станций, в частности, при расположении их в узлах: сооружение одной мощной с большим путевым развитием односторонней станции, двух не чрезмерно сложных односторонних станций, специализированных по сторонам переработки {или иным образом), или одной двусторонней станции с нормальной степенью сложности устройств каждого из сортировочных комплектов. Такое проектирование должно осуществляться в полном соответствии с указаниями СНиП и ТУПС.

Основные положения для сравнения и выбора того или иного типа сортировочной станции определены утвержденной типовой методикой и условиями проектирования станций, изложенными в предыдущей главе книги.

В настоящей книге не рассматриваются методы расчетов, используемые при решении задач, связанных с определением комплектности станций, а излагаются принципы взаимного расположения устройств для односторонних и двусторонних сортировочных станций.

При этом следует отметить, что в проекте новых ТУПС указывается: «Тип вновь сооружаемой и реконструируемой сортировочной станции (односторонняя, двусторонняя) и размещение парков на первую очередь должны быть обоснованы в проекте». В этом документе указывается, что новые сортировочные станции на первую очередь строительства, как правило, следует проектировать односторонними с последовательным расположением объединенных парков.

Одновременно с этим отмечается необходимость проектирования двусторонних станций при невозможности по местным условиям доведения на перспективу числа сортировочных путей на основных станциях до 48—64, а также в случаях, когда размеры переработки на 10-й год эксплуатации составляют более 6 тыс. вагонов (физических).

Приведенные выше положения четко показывают, что наряду со значительным расширением сферы применения односторонних станций, при последующем развитии на перспективу, а также и при больших размерах переработки могут проектироваться и двусторонние станции. При этом нельзя не учитывать возможность в определенных случаях оптимальных решений по проектированию двух односторонних станций в одном узле, или двух таких станций в пределах относительной близости друг к другу. Могут возникать случаи проектирования двусторонних станций и последующего развития односторонних в двусторонние.

За последний период времени уделялось достаточное внимание разработкам принципиальных схем односторонних станций и мало было разработок таких схем для двусторонних станций. В связи с изложенным ниже будут рассматриваться не только принципы взаимного

 

расположения устройств на односторонних, но и на двусторонних станциях. Важно при этом учесть, что для решения указанного вопроса надо рассматривать вагонопотоки, выраженные в физических вагонах.

Нельзя также, решая задачи комплектности, учитывать только общее число перерабатываемых вагонов на станции, а надо обязательно  выяснить распределение их по сторонам подхода к станции, потому что при переработке одинакового общего вагонопотока может быть принято различное решение. Например, при переработке на станции 10 тыс. вагонов и распределении их по сторонам подходов с каждой из них по 5 тыс. вагонов может быть оптимальным одно решение, а в случае подхода с одной стороны 9 тыс. вагонов и с другой 1 тыс. вагонов будет | иное решение.

Необходимо также учитывать наличие различного рода станций  в узле, на которых восполняется переработка вагонов и распределение между ними работы, условия взаимосвязи их между собой, наличие  местного вагонопотока, осваиваемого внутри узла, степень удаления объектов, потребляющих эти потоки, от проектируемой или реконст руируемой сортировочной станции, а при наличии нескольких таких станций в узле — функции каждой из них и долю участия в переработке местных вагонопотоков.

Особенно следует анализировать фактическое техническое оснащение станций и распределение местной работы в узлах, оптимальную систему ее организации во взаимосвязи с обслуживаемыми предприя тиями, базами, получателями и отправителями грузов, так как при правильном учете всех этих факторов могут возникнуть различные решения по развитию сортировочной станции.

С учетом изложенного в первую очередь надо решить вопрос расположения и специализации путей, предназначаемых для переработки местного вагонопотока, связи их с обслуживаемыми грузовыми объектами, одноразовость или повторность переработки местного вагонопотока на сортировочной станции и в последнем случае — характер и место расположения дополнительных сортировочных устройств, их взаимосвязь с другими устройствами с учетом выполнения операций  по формированию поездов из местного вагонопотока.

При этом возможны следующие основные решения:

объединение установленной для станции сортировочной работы в одном основном сортировочном парке (на двусторонней станции может быть в двух) и формирование поездов из всех вагонопотоков, в том числе из местных в одном месте;

объединение установленной для станции сортировочной работы в одном основном сортировочном парке и выделение дополнительных самостоятельных устройств и путевого развития со стороны хвоста сортировочного парка для формирования поездов на прилегающие участ- | ки и многогруппных поездов;

выделение самостоятельных устройств для повторной сортировки местных вагонов и формирования поездов на прилегающие участки и многогруппных поездов в различных вариантах на односторонних и \ двусторонних сортировочных станциях.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..