Клинические и ситуационные задачи (2018-2019 год) - часть 95

 

  Главная      Учебники - Разные     Клинические и ситуационные задачи (2018-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     93      94      95      96     ..

 

 

Клинические и ситуационные задачи (2018-2019 год) - часть 95

 

 

СЗ_Фармация (ч.2) – 2017  

125 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 125 [K002510]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В  аптеку  обратился  покупатель  с  жалобой  на  качество  приобретенного  ранее 

лекарственного  средства  –  мази  «Метилурацил».  Он  утверждает,  что  товар 
ненадлежащего  качества,  так  как  цвет  мази  отличается  от  той,  которой  он  пользовался 
ранее.

 

По  факту  жалобы  директор  аптеки  провела  контроль  организации  хранения 

данного препарата.

 

Установлено  соответствие  существующих  параметров  хранения  нормативным 

требованиям.

 

Покупателю отказано в возврате товара.

 

Вопросы:

 

1. Какие документы должен предъявить специалист аптеки для подтверждения 
качества товара?

 

2. Какие сопроводительные документы должны поступить в аптеку вместе с 
товаром?

 

3. Какие нормативные требования предъявляются к правилам хранения данного 
товара? Укажите нормативную документацию.

 

4. Укажите параметры температурных режимов, организованные в аптеке для 
хранения лекарственных средств.

 

5. Где можно найти описание лекарственных препаратов? Как контролируется 
поступающий в аптеку товар по показателю «Описание»?

 

 

СЗ_Фармация (ч.2) – 2017  

126 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 126 [K002511]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В  аптеку  поступили  следующие  товары:  салфетки  марлевые  стерильные  и 

контейнеры для анализов пластиковые.

 

В  день  поставки  фармацевт,  ответственный  за  приѐмку  товара,  находился  на 

больничном листе.

 

Учитывая, что данный товар не относится к лекарственным средствам, заведующая 

аптекой привлекла к приѐмке товара технического работника.

 

Вопросы:

 

1. Оцените профессиональные действия заведующей аптеки в данной ситуации.

 

2. Какие сопроводительные документы должны поступить в аптеку вместе с данным 
товаром?

 

3. Укажите нормативную документацию, регламентирующую правила хранения 
данного товара?

 

4. Какие нормативные требования предъявляются к правилам хранения данного 
товара?

 

5. Как в аптеке организован контроль за параметрами воздуха (температура, 
влажность) в местах хранения товаров? Правила регистрации этих показателей.

 

 

СЗ_Фармация (ч.2) – 2017  

127 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 127 [K002540]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть 

В аптеку обратилась девушка с просьбой изготовить лекарственный препарат по рецепту 
врача: 

 

СЗ_Фармация (ч.2) – 2017  

128 

 

(Recipe: Infusi foliorum Menthae piperitae ex 3,0 – 80 ml

 

Sirupi simplicis 5 ml

 

Misce. Da. Signa. По 1 ст. ложке 3 раза в день)

 

Примечание: Кв листьев мяты - 2,4.

 

Вопросы:

 

1. Проведите фармацевтическую экспертизу прописи рецепта.

 

2. Оформите паспорт письменного контроля, рассчитайте количества ингредиентов.

 

3. Предложите вариант технологии изготовления лекарственной формы с 
использованием лекарственного растительного сырья.

 

4. Оформите лекарственную форму к отпуску.

 

5. Проведите оценку качества изготовленного лекарственного препарата.

 

 

СЗ_Фармация (ч.2) – 2017  

129 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 128 [K002541]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В аптеку обратился мужчина с просьбой изготовить лекарственный препарат по рецепту 
врача: 

 

СЗ_Фармация (ч.2) – 2017  

130 

 

(Recipe: Infusi herbae Leonuri 70 ml

 

Coffeini- natrii benzoatis 0,1 

 

Natrii bromidi 0,2

 

Tincturae Valerianae 5 ml

 

Misce. Da. Signa. По 1 столовой ложке 3 раза в день)

 

Примечание: Кофеина-бензоат натрия ВРД = 0,5, ВСД = 1,5; Кв травы пустырника - 

2,0.

 

Вопросы:

 

1. Проведите фармацевтическую экспертизу прописи рецепта.

 

2. Оформите паспорт письменного контроля и рассчитайте количества ингредиентов 
при условии изготовления с использованием лекарственного растительного сырья.

 

3. Предложите вариант технологии изготовления лекарственной формы с 
использованием лекарственного растительного сырья.

 

4. Оформите лекарственную форму к отпуску.

 

5. Проведите оценку качества изготовленного лекарственного препарата.

 

 

СЗ_Фармация (ч.2) – 2017  

131 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 129 [K002543]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В аптеку обратился мужчина с просьбой изготовить лекарственный препарат по рецепту 
врача: 

 

СЗ_Фармация (ч.2) – 2017  

132 

 

(Rp.: Infusi radicis Althaeae 180 ml

 

Natrii benzoatis 4,0

 

Misce. Da.

 

Signa. По 1 столовой ложке 3 раза в день.

 

Примечание: КУО натрия бензоата = 0,6 мл/г; допустимые отклонения для объема 

от 150 до 200 мл = 3%.

 

Вопросы:

 

1. Проведите фармацевтическую экспертизу прописи рецепта.

 

2. Проведите расчѐты и оформите лицевую сторону паспорта письменного контроля.

 

3. Предложите технологию изготовления лекарственного препарата из 
лекарственного растительного сырья.

 

4. Оформите лекарственный препарат к отпуску.

 

5. Проведите оценку качества изготовленного лекарственного препарата.

 

 

СЗ_Фармация (ч.2) – 2017  

133 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 130 [K002544]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть 

В аптеку обратился мужчина с просьбой изготовить лекарственный препарат по рецепту 
врача: 

 

СЗ_Фармация (ч.2) – 2017  

134 

 

 

(Rp.: Solutionis Furacilini 1:5000 – 200 ml

 

Da. Signa. Полоскание.)

 

Вопросы:

 

1. Проведите фармацевтическую экспертизу прописи рецепта.

 

2. Оформите паспорт письменного контроля, рассчитайте количества ингредиентов.

 

3. Предложите оптимальную технологическую схему изготовления лекарственной 
формы на основе умения использовать нормативные документы (НД) с учѐтом 
физико-химических свойств лекарственных и вспомогательных веществ.

 

4. Оформите лекарственную форму к отпуску.

 

5. Проведите оценку качества изготовленного лекарственного препарата.

 

 

СЗ_Фармация (ч.2) – 2017  

135 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 131 [K002586]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В  аптеку  обратился  пациент  с  рецептом,  выписанным  на  рецептурном  бланке 

формы №107-1/у, следующего состава:

 

Rp.: Ephedrini hydrochloridi 0,6

 

       Sol. Procaini (Novocaini) 1%-100 ml 

 

       Dimedroli 1,0 

 

       Acidi ascorbinici 2,0

 

       Misce. Da. Signa: по 10 мл на ингаляцию.

 

Провизор  протаксировал  рецепт  вышеприведенной  прописи,  выдал  пациенту 

квитанцию и передал рецепт на изготовление лекарственного препарата.

 

Примечание: 

 

КУО эфедрина г/х=0,84 мл/г,

 

КУО новокаина = 0,81 мл/г,

 

КУО димедрола=0,86 мл/г,

 

КУО кислоты аскорбиновой=0,61 мл/г.

 

Вопросы:

 

1. К какой фармакотерапевтической группе относится Эфедрин?

 

2. Какие фармакологические эффекты для него характерны? В чѐм состоит 
особенность привыкания к Эфедрину?

 

3. Сделайте необходимые расчѐты, необходимые для изготовления лекарственного 
препарата по прописи рецепта, и приведите оптимальный вариант технологии.

 

4. Каким видам внутриаптечного контроля качества необходимо и целесообразно 
подвергнуть данный лекарственный препарат?

 

5. Каков порядок учѐта рецептуры в аптеке?

 

 

СЗ_Фармация (ч.2) – 2017  

136 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 132 [K002587]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В аптеку обратился посетитель с рецептом на одну упаковку таблеток «Нозепам».

 

Рецепт выписан на форме № 148-1/у-88, имеет все основные реквизиты, скреплен 

подписью и личной печатью врача.

 

Провизор принял рецепт и отпустил лекарство.

 

Вопросы:

 

1. Оцените действия провизора при осуществлении фармацевтической экспертизы 
рецепта. Назовите порядок выписывания рецепта и отпуска лекарственного 
препарата «Нозепам».

 

2. Подлежит ли указанный лекарственный препарат предметно-количественному 
учѐту в аптеке? Если да, то каков порядок учѐта?

 

3. Какие фармакологические эффекты характерны для препаратов группы Нозепама? 
Опишите основные побочные эффекты.

 

4. Опишите механизм действия Нозепама.

 

5. Предложите замену препарата. Укажите основное показание к применению.

 

 

СЗ_Фармация (ч.2) – 2017  

137 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 133 [K002588]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В аптеку города N обратился инвалид Великой Отечественной войны с рецептом на 

Индапамид 2,5 мг № 30, выписанным на бланке формы №107/у, со всеми необходимыми 
реквизитами. Провизор при приѐме рецепта обратил внимание, что препарат может быть 
отпущен  только  за  полную  стоимость.  Посетитель  стал  спорить  и  доказывать,  что 
провизор поступает неправильно.

 

Вопросы:

 

1. Какие еще категории граждан имеют право на государственную социальную 
помощь в виде набора социальных услуг? Состав набора социальных услуг.

 

2. Как должен быть оформлен рецепт на данный лекарственный препарат (ЛП) при 
условии бесплатного отпуска из аптеки? Укажите срок действия и срок хранения 
рецепта в аптеке. Назовите перечни товаров, которые можно отпускать бесплатно 
гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в 
виде набора социальных услуг.

 

3. Укажите фармакологическую группу Индапамида и его механизм действия.

 

4. Перечислите основные лечебные эффекты и показания к применению Индапамида.

 

5. Каким образом в аптеке осуществляется учѐт лекарственных препаратов, 
отпускаемых льготным категориям граждан?

 

 

СЗ_Фармация (ч.2) – 2017  

138 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 134 [K002589]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Студенту,  проходящему  производственную  практику  в  аптеке  города  N,  было 

предложено изготовить препарат по прописи:

 

Возьми: Ментола 0,3

 

Эфедрина гидрохлорида 0,05

 

Ланолина 5,0

 

Вазелина 10,0

 

Смешай, пусть будет сделана мазь.

 

Дай. Обозначь. Мазь для носа.

 

Вопросы:

 

1. Приведите дисперсологическую характеристику лекарственного препарата.

 

2. Укажите особенности введения фармацевтических субстанций в основу.

 

3. Напишите формулу ментола. Из какого лекарственного растительного сырья 
получают ментол? Приведите латинские и русские названия сырья, производящего 
растения и семейства. Каким методом получают эфирное масло?

 

4. Из какого лекарственного растительного сырья получают эфедрина гидрохлорид? 
Приведите латинские и русские названия сырья, производящего растения и 
семейства. К какой группе биологически активных веществ (БАВ) относится 
эфедрин? Напишите его формулу, объясните строение.

 

5. К какому типу основ относится основа приведенного препарата?

 

 

СЗ_Фармация (ч.2) – 2017  

139 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 135 [K002590]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Женщине,  находившейся  в  очереди  в  душном  помещении  торгового  зала  аптеки, 

стало  плохо  –  она  потеряла  сознание  и,  ударившись  при  падении  рукой,  получила 
небольшую  ссадину.  Фармацевт  оказала  посетительнице  первую  помощь:  привела  в 
сознание, используя спиртовой раствор аммиака (нашатырный спирт), а также обработала 
ссадину 3%-ным раствором перекиси водорода, смазала края раны спиртовым раствором 
бриллиантового  зеленого  и  перевязала  стерильным  бинтом.  Расспросив  женщину  о  ее 
самочувствии и убедившись, что с посетительницей все в порядке, фармацевт вернулась к 
своей  работе.  Когда  очередь  дошла  до  посетительницы,  фармацевт  предложила  ей 
оплатить  через  кассу  аптеки  стоимость  израсходованных  для  оказания  помощи 
лекарственных препаратов и стерильного бинта.

 

Вопросы:

 

1. К какой фармакотерапевтической группе относится раствор аммиака? В чѐм 
состоит принцип его действия?

 

2. С какой целью фармацевт воспользовалась раствором перекиси водорода? В чѐм 
заключается механизм его действия в данной ситуации?

 

3. К какой фармакотерапевтической группе относится спиртовой раствор 
бриллиантового зеленого? Каков механизм его действия?

 

4. Каков порядок оказания и учѐта расхода товаров на оказание первой медицинской 
помощи в аптеке?

 

5. Укажите порядок хранения перечисленных лекарственных препаратов в аптеке.

 

 

СЗ_Фармация (ч.2) – 2017  

140 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 136 [K002616]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В  аптеку  обратился  посетитель  с  просьбой  отпустить  Коделак  №  10  в  таблетках 

(состав  на  1  таблетку:  кодеина  –  8  мг,  натрия  гидрокарбоната  –  200  мг,  корня  солодки 
порошок – 200 мг, травы термопсиса ланцетного порошок – 20 мг).

 

Провизор в отпуске отказал, аргументируя отсутствием у больного рецепта.

 

Вопросы:

 

1. Правильно ли поступил провизор? Нормативное обоснование. Как должен быть 
оформлен рецепт на данный лекарственный препарат (ЛП)? Срок действия рецепта. 
Срок хранения рецепта в аптеке.

 

2. Какой ингредиент данного ЛП нормируется при отпуске из аптеки? Назовите 
допустимое количество упаковок данного ЛП для отпуска по одному рецепту. 
Подлежит ли данный препарат предметно-количественному учѐту в аптечных 
организациях? В каком документе отражается поступление данного препарата при 
приѐмке товара?

 

3. Дайте фармакологическую характеристику компонентов препарата «Коделак».

 

4. Предложите адекватную замену из средств безрецептурного отпуска. Обоснуйте 
свой ответ.

 

5. Как оценивается спрос на препараты, отпускаемые без рецепта? 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     93      94      95      96     ..