Клинические и ситуационные задачи (2018-2019 год) - часть 56

 

  Главная      Учебники - Разные     Клинические и ситуационные задачи (2018-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     54      55      56      57     ..

 

 

Клинические и ситуационные задачи (2018-2019 год) - часть 56

 

 

СЗ_Педиатрия (ч. 1)-2017  

10 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 7 [K001452]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Повторный осмотр на дому девочки 4-х лет. Жалобы на боли в горле, головную 

боль, слабость

 

Из анамнеза: родилась от  I нормально протекавшей беременности, нормальных 

родов.  Росла  и  развивалась  соответственно  возрасту.  Из  перенесенных  заболеваний: 
ОРВИ  до  4  в  год,  ветряная  оспа.  До  3  лет  отмечалась  аллергическая  реакция  на 
цитрусовые, шоколад. Посещает детский сад.

 

Прививочный календарь: БЦЖ – 4 день жизни; гепатит В – 12 часов – 1 месяц – 

6 месяцев; АКДС – 3 месяца – 4,5 месяца; полиомиелит – 3 месяца – 4,5 месяца; корь, 
краснуха, эпидемический паротит – 12 месяцев.

 

Контакт с инфекционным больным за последние 3 недели отрицает.

 

Заболела  остро,  появились  боли  в  горле  при  глотании,  температура  тела 

повысилась  до  37.4ºС.  Была  осмотрена  врачом-педиатром  участковым,  выявившим 
умеренную гиперемию зева. Было назначено полоскание зева раствором фурацилина и 
щелочные ингаляции.

 

Повторный  осмотр  на  3  день  болезни  объективно:  состояние  средней  тяжести, 

температура  –  37,5ºС,  отрицательная  динамика  клинических  проявлений  –  вялая, 
бледная.  Зев  гиперемирован,  на  поверхности  миндалин  плотные  плѐнки  сероватого 
цвета,  больше  справа,  не  выходят  за  пределы  миндалин.  Плѐнка  снимается  с  трудом, 
при попытке снять на миндалине появляется кровь. Подчелюстные лимфоузлы – 1,5 см 
уплотнены,  безболезненны,  подвижны,  другие  группы  не  пальпируются.  В  легких 
дыхание везикулярное, хрипов нет, число дыханий 28 в минуту. Тоны сердца громкие, 
сокращения ритмичные, частота сердечных сокращений 110 в минуту. Живот мягкий, 
безболезненный, печень и селезѐнка не увеличены. Стул, диурез - без патологии.

 

Общий анализ крови: эритроциты - 4,5х10

12

/л, гемоглобин - 128 г/л, тромбоциты 

-  310,0х10

9

/л,  лейкоциты  -  16,6х10

9

/л,  палочкоядерные-  8%,  сегментоядерные  -  59%, 

лимфоциты  - 27%, моноциты - 6%, СОЭ - 20 мм/час.

 

Общий  анализ  мочи:  цвет  -  желтый,  уд.  вес  –  1,018;  белок  –  нет,  сахар  –  нет, 

эпителий – ед. в п/зр, лейкоциты – 2-3 в п/зр, эритроциты – 0-1 в п/зр, бактерии, слизь – 
нет.

 

 
Вопросы:

 

1. Сформулируйте диагноз.

 

2. Обоснуйте выставленный Вами диагноз.

 

3. Какие дополнительные исследования необходимо провести?

 

4. Назначьте лечение больного.

 

5. Укажите противоэпидемические мероприятия, если известно, что ребѐнок 
посещал детский сад,  семья состоит из 3 человек (мама, папа и сам ребенок).

 

 

СЗ_Педиатрия (ч. 1)-2017  

11 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 8 [K001453]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Осмотрена  на  дому  девочка  3  лет.  Жалобы  мамы  на  повышение  температуры 

тела, слабость, отказ от еды, высыпания на коже.

 

Из анамнеза: ребѐнок от II беременности, II срочных родов, росла и развивалась 

соответственно  возрасту,  привита  по  календарю.  Из  перенесѐнных  заболеваний: 
кишечная  инфекция,  ОРЗ  –  до  3  раз  в  год,  краснуха.  Эпидемиологический  анамнез: 
контакт с инфекционными больными не установлен.

 

Больна 3 день, заболевание началось с повышения температуры тела до 38,0ºС, 

необильного  отделяемого  из  носа,  покашливания.  На  2-й  день  болезни  на  волосистой 
части  головы,  лице  и  туловище  появились  единичные  пятнисто-папулезные  элементы 
сыпи, некоторые из них к концу  суток превратились в везикулы. На следующий день 
появились новые высыпания, сопровождающиеся выраженным кожным зудом. 

 

Объективно:  состояние  средней  тяжести,  температура  тела  38,9ºС,  ребенок 

вялый.  Кожные  покровы  бледные.  На  лице  и  волосистой  части  головы,  туловище  и 
конечностях  отмечается  обильная  полиморфная  сыпь:  пятна,  узелки,  везикулы.  Тоны 
сердца  слегка  приглушены,  частота  сердечных  сокращений  120  в  минуту.  В  лѐгких 
аускультативно-пуэрильное  дыхание,  хрипов  нет.  Число  дыханий  30  в  минуту.  На 
слизистой  твѐрдого  нѐба  несколько  поверхностных  эрозий  размером  2х3  мм.  Живот 
мягкий,  печень  выступает  из-под  края  рѐберной  дуги  на  1,5  см.  Стул  без 
патологических примесей. Менингеальных симптомов нет. 

 

Вопросы:

 

1. Сформулируйте диагноз.

 

2. Обоснуйте выставленный Вами диагноз.

 

3. Какие дополнительные исследования необходимо провести?

 

4. Назначьте лечение.

 

5. Укажите противоэпидемические мероприятия в очаге. Существует ли активная 
иммунизация при этом заболевании?

 

 

СЗ_Педиатрия (ч. 1)-2017  

12 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 9 [K001454]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

На  профилактическом  осмотре  6  месячный  ребѐнок.  У  матери  жалоб  нет.  На 

грудном  вскармливании.  Масса  тела  7200  г,  длина  64  см.  Состояние  ребѐнка 
удовлетворительное. Кожа физиологической окраски. Врач-педиатр обратил внимание 
на  гипотермию  нижних  конечностей.  Катаральных  проявлений  нет.  Дыхание 
пуэрильное, равномерно проводится во все отделы. ЧДД 36 в минуту. Область сердца 
не изменена, верхушечный толчок умеренно усилен, тоны сердца звучные, ритмичные, 
ЧСС  132  в  минуту.  По  левому  краю  грудины  выслушан  средней  интенсивности 
пансистолический шум грубоватого тембра, который  определялся и в межлопаточном 
пространстве.  Выявлено  резкое  снижение  пульсации  бедренных  артерий,  отсутствие 
пульсации артерий тыла стопы. Живот мягкий, безболезненный при пальпации. Печень 
+1 см от края рѐберной дуги, селезѐнка не пальпируется. Периферических отѐков нет. 
Стул,  со  слов  матери,  до  4  раз  за  сутки,  без  патологических  примесей.  Мочится  без 
особенностей.

 

Из  анамнеза  жизни  известно,  что  ребѐнок  от  четвертой  беременности,  вторых 

самостоятельных  родов  в  сроке  38-39  недель.  Мать  на  учѐте  по  беременности  в 
женской  консультации  не  состояла.  Со  слов  женщины,  беременность  протекала  без 
особенностей.  Масса  ребѐнка  при  рождении  3020  г,  длина  50  см.  Апгар  6/8  баллов. 
Выписан из роддома на 3 сутки с диагнозом: Здоров. Не привит (отказ). До 6 месяцев 
семья проживала в другом районе. Педиатра не посещали.

 

 
Вопросы:

 

1. Поставьте предварительный диагноз.

 

2. Обоснуйте поставленный Вами диагноз.

 

3. Какое дополнительное клиническое исследование должен провести врач-
педиатр для уточнения диагноза?

 

4. Определите дальнейшую тактику врача педиатра.

 

5. Обоснуйте необходимость госпитализации ребенка и тактику врача-педиатра 
участкового после выписки ребенка из стационара.

 

 

СЗ_Педиатрия (ч. 1)-2017  

13 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 10 [K001455]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

К  врачу-педиатру  участковому  обратилась  девочка  14  лет  с  жалобами  на 

периодически  возникающие  боли  в  области  сердца  колющего  характера  в  состоянии 
покоя до 2-3 минут, купируются самостоятельно или после приема корвалола, чувство 
нехватки  воздуха,  утомляемость,  которая  требует  почти  ежедневного  дневного  сна 
после  занятий  в  школе.  При  дополнительном  расспросе  выяснились  наличие  плохой 
переносимости  автотранспорта,  душных  помещений,  головокружений  при  быстром 
вставании  из  горизонтального  положения.  Головные  боли  редко,  преимущественно  к 
вечеру,  купируются  после  приема  анальгетиков  (нурофен)  или  самостоятельно  после 
отдыха. Синкопе отрицает.

 

Анамнез  заболевания:  данные  жалобы  появились  впервые  около  года  назад 

после развода родителей. В это время ухудшилась успеваемость и начались конфликты 
с одноклассниками. Кардиалгии за последний месяц участились до 2-3 раз в неделю.

 

Из  анамнеза  жизни:  девочка  росла  и  развивалась  без  особенностей.  На 

диспансерном  учѐте  не  состояла.  Мать  ребенка  страдает  нейроциркуляторной 
дистонией, у бабушки по линии матери - гипертоническая болезнь.

 

При осмотре: состояние удовлетворительное, температура нормальная. Девочка 

астенического  телосложения.  Кожа  физиологической  окраски,  на  лице  угревая  сыпь. 
Красный  стойкий  дермографизм.  Отмечается  гипергидроз  подмышечных  впадин, 
кистей рук и стоп. Конечности холодные. Катаральных явлений нет. В лѐгких дыхание 
везикулярное, ЧДД 18 в минуту. Границы относительной сердечной тупости в пределах 
возрастной  нормы.  При  аускультации  в  положении  лѐжа  тоны  сердца  звучные, 
умеренная дыхательная аритмия, ЧСС 60 в минуту. В положении стоя тоны ритмичные, 
ЧСС  92  в  минуту,  сердечные  шумы  не  выслушиваются.  Пульс  на  лучевых  артериях 
удовлетворительного  наполнения,  симметричный  на  обеих  руках.  Периферическая 
пульсация  на  нижних  конечностях  сохранена.  АД  90/50  мм  рт.ст.  на  обеих  руках. 
Живот  при  пальпации  мягкий,  безболезненный,  печень  и  селезѐнка  не  увеличены. 
Периферических  отѐков  нет.  Нарушений  стула,  дизурических  расстройств  со  слов 
пациентки не отмечается.

 

 
Вопросы:

 

1. Поставьте предварительный диагноз.

 

2. Обоснуйте поставленный Вами диагноз.

 

3. Определите дальнейшую тактику врача-педиатра участкового.

 

4. Дайте рекомендации по лечению пациентки.

 

5. Какова дальнейшая тактика ведения пациентки?

 

 

СЗ_Педиатрия (ч. 1)-2017  

14 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 11 [K001456]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Мальчик 6 лет заболел остро с подъѐма температуры тела до 38,6 °С, жалобы на 

боли  в  горле,  недомогание.  Мать  самостоятельно  дала  ребѐнку  нурофен  и  эргоферон, 
через  час  температура  снизилась  до  37,6  °С.  На  следующий  день  температура  тела 
вновь  повысилась до фебрильных цифр,  сохранялись боли в горле, ребѐнок отказался 
от еды, предпочитал лежать. Мать вызвала участкового педиатра.

 

При осмотре больного состояние оценено как среднетяжѐлое. Носовое дыхание 

свободное.  Кожный  покров  чистый,  кожа  горячая  на  ощупь,  на  щеках  «румянец», 
глотание  затруднено.  Язык  у  корня  обложен  серым  налѐтом.  При  фарингоскопии  - 
нѐбные  миндалины  гиперемированы,  увеличены,  отѐчны.  На  миндалинах  с  обеих 
сторон  имеются  налѐты  островчатые,  жѐлтого  цвета.  Пальпируются  увеличенные 
передне-верхне-шейные лимфатические узлы. Тоны сердца ясные, ритмичные, пульс 80 
уд/мин, ЧД 24/мин. Живот мягкий, безболезненный, печень и селезѐнка не увеличены. 
Стула не было 2 дня, диурез достаточный.

 

Из анамнеза жизни известно, что ребѐнок привит в соответствии с возрастом. С 

3-х лет посещает детское образовательное учреждение, с этого же времени начал часто 
болеть  респираторными  инфекциями.  Антибактериальную  терапию  (флемоксин 
солютаб)  последний  раз  получал  6  месяцев  назад.  На  фоне  приѐма  антибиотика 
отмечена  аллергическая  сыпь,  купированная  антигистаминными  лекарственными 
средствами  (супрастин)  в  течение  3-х  дней.  Других  проблем  в  состоянии  здоровья  у 
ребѐнка не установлено. Семья социально благополучная. Ребѐнок в семье один.

 

 
Вопросы:

 

1. Поставьте предварительный диагноз с обоснованием возможной этиологии.

 

2. Определите и обоснуйте показания для госпитализации.

 

3. Требуется ли пациенту дополнительное обследование? Обоснуйте.

 

4. Какие антибактериальные препараты должны быть назначены? Обоснуйте свой 
выбор. Доза и длительность назначения.

 

5. Каковы показания для выписки?

 

 

СЗ_Педиатрия (ч. 1)-2017  

15 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 12 [K001457]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Ребенок  2,5  лет  заболел  остро  утром  с  подъѐма  температуры  до  39,9°С, 

нарушения  общего  состояния.  Пожаловался  на  выраженную  боль  в  горле.  Мать  дала 
ребѐнку нурофен и провела ингаляцию беродуалом, однако температура тела в течение 
последующих  двух  часов  снизилась  лишь  на  0,5  °C,  состояние  ребѐнка  ухудшилось. 
Появилась  одышка  с  затруднением  вдоха,  усилилась  боль  в  горле,  ребѐнок  с  трудом 
пил  воду,  предпочитал  сидеть,  лѐжа  одышка  усиливалась.  Мать  обратилась  в  скорую 
помощь. До приезда врача мать еще раз дала нурофен.

 

При  осмотре  врачом  состояние  ребѐнка  тяжѐлое,  температура  тела  39,8°С. 

Ребѐнок на руках у матери, дышит тяжело, затруднен вдох, из угла рта вытекает слюна, 
рот  открыт.  Бледен.  Плачет  тихо,  голос  сдавленный,  кашель  редкий,  сухой, 
болезненный.  Кожный  покров  чистый,  при  попытке  осмотра  зева  выраженное 
беспокойство  и  усиление  одышки.  При  аускультации  дыхание  везикулярное,  хрипов 
нет.  При  попытке  уложить  ребѐнка  для  осмотра  живота  одышка  усилилась.  ЧД  40  в 
минуту, ЧСС 130 в минуту. При проведении пульсоксиметрии SaO2 – 93%.

 

Из  анамнеза  жизни  известно,  что  преморбидный  фон  не  отягощѐн.  Привит 

ребенок по возрасту. Болеет редко. Семья благополучная. Есть старший ребенок 5 лет, 
в настоящее время здоров, ходит в детский коллектив.

 

 
Вопросы:

 

1. Поставьте и обоснуйте диагноз.

 

2. С какими заболеваниями необходимо проводить дифференциальный диагноз, 
какое из них самое основное?

 

3. Определите показания для госпитализации и обоснуйте их.

 

4. Какова тактика врача скорой помощи?  
5. Является ли целесообразным назначение метамизола натрия у ребенка?

 

 

СЗ_Педиатрия (ч. 1)-2017  

16 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 13 [K001458]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Мальчик 4 месяцев. Заболел 3 дня назад с подъѐма температуры тела до 37,2 °С, 

заложенности  носа,  покашливания.  В  течение  последующих  двух  дней  отмечалась 
субфебрильная  температура,  кашель  стал  нарастать,  сегодня  появилась  затруднение 
дыхания, со слов матери, ребенок «задыхается», отказывается пить. Мать обратилась к 
врачу-педиатру участковому.

 

Из  анамнеза  жизни  известно,  что  ребѐнок  родился  доношенным,  с  массой  тела 

3400 г, длина тела 52 см, период новорождѐнности протекал без особенностей, выписан 
под наблюдение участкового педиатра на 3 сутки после рождения. В возрасте ребенка 2 
месяцев у матери пропало молоко (мать курила во время беременности и сейчас курит). 
Ребѐнок находится на искусственном вскармливании. До настоящего времени не болел. 
Прививается по возрасту.

 

Семья 5 человек, есть ещѐ двое детей в возрасте 8-ми и 4-х лет, старший ребѐнок 

переносит лѐгкую форму острого назофарингита.

 

При  осмотре  состояние  ребенка  тяжѐлое  за  счет  симптомов  дыхательной 

недостаточности.  SaO  292%.  Ребѐнок  беспокоен,  часто  кашляет,  кашель  влажный. 
Отмечается  одышка  экспираторного  типа,  тахипноэ  68  в  минуту,  мелкопузырчатые 
хрипы и крепитация в лѐгких с обеих сторон, выслушиваются редкие сухие свистящие 
хрипы.  Визуально  отмечается  незначительное  вздутие  грудной  клетки,  перкуторно 
определяется  коробочный  оттенок  звука.  В  акте  дыхания  принимают  участие 
вспомогательные  мышцы,  отмечается  втяжение  межреберий  на  вдохе,  раздувание 
крыльев носа.

 

Живот мягкий и безболезненный при пальпации, печень выступает на 1,5 см из-

под  края  рѐберной  дуги,  селезѐнка  не  увеличена.  Стул  до  4  раз  в  день  без 
патологических примесей. Мочится редко.

 

 
Вопросы:

 

1. Поставьте и обоснуйте диагноз.

 

2. Назовите факторы риска развития заболевания и тяжелого течения болезни у 
данного ребѐнка.

 

3. Определите и обоснуйте тактику врача-педиатра участкового в данном случае.

 

4. С какими заболеваниями проводят дифференциальный диагноз?

 

5. Назовите основные направления терапии данного заболевания.

 

 

СЗ_Педиатрия (ч. 1)-2017  

17 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 14 [K001459]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Мать  девочки  4  лет  обратилась  к  врачу-педиатру  участковому.  Из  анамнеза 

заболевания  известно,  что  ребенок  заболел  2  дня  назад,  когда  вечером  поднялась 
температура  тела  до  38,9  °С,  отмечалась  незначительная  заложенность  носа.  Была 
вызвана бригада скорой медицинской помощи (СМП). Врач СМП диагностировал ОРИ. 
Дан  нурофен,  ребенок  оставлен  дома  с  рекомендацией  обратиться  к  участковому 
педиатру.

 

Сегодня  состояние  ребѐнка  ухудшилось,  появились  жалобы  на  снижение 

аппетита,  слабость,  головную  боль,  мышечные  боли,  сухой  навязчивый  кашель, 
повторный подъѐм температуры до 38,8 °С.

 

Из  анамнеза  жизни  известно,  что  ребѐнок  от  первой  нормально  протекавшей 

беременности. Роды срочные, физиологические. Развитие  соответственно возрасту. С 
3,5  лет  посещает  детский  сад,  стала  часто  болеть  ОРИ,  дважды  перенесла  острый 
простой  бронхит.  Последний  эпизод  ОРИ  два  месяца  назад,  по  поводу  чего  получала 
флемоксин солютаб. Вакцинация в соответствии с возрастом. Против пневмококковой 
инфекции не привита.

 

При осмотре врачом-педиатром участковым состояние ребѐнка средней тяжести. 

Кожные  покровы  чистые,  бледные.  Зев  рыхлый,  чистый,  нѐбные  миндалины 
гипертрофированы до II степени, налѐтов нет. При перкуссии справа в нижних отделах 
грудной  клетки  отмечается  укорочение  перкуторного  звука,  при  аускультации  - 
ослабленное  везикулярное  дыхание,  крепитирующие  хрипы.  ЧД  28  в  минуту.  Тоны 
сердца  слегка  приглушены,  ритмичные,  ЧСС  112  ударов  в  минуту.  Живот  мягкий, 
безболезненный,  печень  у  края  рѐберной  дуги,  селезѐнка  не  пальпируется.  Стул  был 
вчера оформленный. Диурез не снижен.

 

 
Вопросы:

 

1. Поставьте предварительный диагноз.

 

2. Обоснуйте поставленный Вами диагноз.

 

3. Показана ли ребенку госпитализация? Составьте и обоснуйте план 
дополнительного обследования пациента.

 

4. Назовите и обоснуйте группу препаратов, используемых для этиотропной 
терапии данного заболевания. Какова доза и длительность назначения данного 
препарата?

 

5. Через день получены результаты дополнительного обследования: 
рентгенографии органов грудной клетки в прямой проекции, описано наличие 
очагов инфильтрации cправа в S6. В клиническом анализе крови: гемоглобин 138 
г/л, эритроциты 4,4 Т/л, тромбоциты 223 г\л, лейкоциты 16,6 Г/л, палочкоядерные 
нейтрофилы 7%, сегментоядерные нейтрофилы 70%, лимфоциты 17%, моноциты - 
6%, эозинофилы - 0%. СОЭ 20 мм/ч. Дайте интерпретацию результатам 
дополнительного обследования. Поставьте окончательный диагноз. Обоснуйте 
необходимость повторного обследования.

 

 

СЗ_Педиатрия (ч. 1)-2017  

18 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 15 [K001460]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Ребенок  2,5  лет  заболел  остро  вчера  с  подъѐма  температуры  до  37,6  °С, 

появления насморка и редкого сухого кашля. В семье у отца ребенка в течение 3-х дней 
отмечаются респираторные симптомы (кашель, насморк). Мать ввела ребенку виферон 
в свечах и вызвала врача-педиатра участкового.

 

При  осмотре  врачом-педиатром  участковым  состояние  ребѐнка  оценено  как 

среднетяжѐлое,  температура  тела  38,0  °С,  активен,  аппетит  не  нарушен,  кожные 
покровы  чистые,  физиологической  окраски.  Из  носа  обильное  прозрачное  жидкое 
отделяемое,  отмечается  редкий  сухой  кашель,  склерит,  умеренная  гиперемия 
конъюнктив. В зеве умеренная гиперемия слизистых оболочек, миндалины за дужками 
без  налѐтов,  задняя  стенка  глотки  зернистая,  стекает  прозрачная  слизь.  В  лѐгких 
дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца ясные, ритмичные, живот мягкий, при 
пальпации  безболезненный,  печень  и  селезѐнка  не  увеличены.  Стул  и  диурез  не 
изменены.

 

Из  анамнеза  жизни  известно,  что  преморбидный  фон  не  отягощѐн.  Привит 

ребѐнок  по  возрасту.  Два  дня  назад  сделана  прививка  против  гриппа  (гриппол  плюс). 
Болеет  редко.  Семья  благополучная.  Есть  старший  ребенок  5  лет,  в  настоящее  время 
здоров, ходит в детский коллектив.

 

 
Вопросы:

 

1. Поставьте и обоснуйте диагноз. Связано ли данное заболевание с вакцинацией 
против гриппа?

 

2. Определите и обоснуйте показания для госпитализации.

 

3. Требуется ли пациенту дополнительное обследование? Обоснуйте свое 
решение.

 

4. Назначьте необходимое лечение и обоснуйте его.

 

5. При каком условии необходим повторный осмотр ребенка?

 

 

СЗ_Педиатрия (ч. 1)-2017  

19 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 16 [K001468]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

На  амбулаторном  приѐме  мальчик  1  год  6  месяцев,  рожденный  от  первой 

беременности, протекавшей с гестозом I половины.

 

Роды срочные, без осложнений.

 

Масса при рождении 3 500 г, длина тела 52 см.

 

Закричал сразу, к груди приложен в родильном зале, привит по календарю.

 

Семья полная.

 

Индекс отягощѐнности наследственного анамнеза - 0,6.

 

Мальчик  с  6  месяцев  жизни  находится  на  искусственном  вскармливании  по 

причине гипогалактии матери.

 

На первом году жизни однократно перенес ОРВИ, в 8 месяцев О. пневмонию.

 

На момент осмотра соматический статус без патологии.

 

Масса - 10500 г (4), длина – 80 см (4).

 

Сон спокойный.

 

Аппетит хороший.

 

Зубов 14 (8 верхних и 6 нижних).

 

Психометрия:

 

С  –  из  предметов  разной  формы  по  предлагаемому  образцу  и  слову  подбирает 

предметы такой же формы;

 

О.  –  движения  более  координированы  –  перешагивает  через  препятствие 

приставным шагом;

 

И. – умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия (причесывает, 

умывает);

 

Р. а. – в момент заинтересованности называет предметы;

 

Р. п. – находит по слову среди нескольких сходных предметов по цвету, размеру 

и пр.;

 

Н – самостоятельно ест густую пищу ложкой, просится на горшок.

 

 
Вопросы:

 

1. Оцените критерии здоровья.

 

2. Поставьте диагноз и определите группу здоровья.

 

3. Дайте рекомендации законному представителю ребенка по режиму, питанию, 
воспитательным и физическим воздействиям с указанием номера и их 
характеристик.

 

4. Проведите профилактику пограничных состояний и специфическую 
профилактику инфекционных заболеваний в рамках национального календаря 
профилактических прививок.

 

5. В какой следующий возрастной период должен быть осмотрен данный ребѐнок, 
и какие обследования и консультации в возрасте 1год 6 месяцев  должен получить 
ребенок в рамках приказа МЗ РФ № 1346н?

 

 

СЗ_Педиатрия (ч. 1)-2017  

20 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 17 [K001469]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

На  амбулаторном  приѐме  девочка  4-х  месяцев  жизни,  рождѐнная  от  V 

беременности  II  срочных  родов,  первая  беременность  закончилась  выкидышем, 
последующие  беременности  –  мед.  аборты,  IV  беременность  закончилась  срочными 
родами - мальчик 1,5 года.

 

Данная  беременность  протекала  с  гестозом  I  и  II  половины.

 

В  женской 

консультации на учете с 36 недели беременности.

 

Роды срочные, без патологии.

 

Масса при рождении 3150 г, длина тела 49 см.

 

Ребѐнок из неполной семьи.

 

Мать  с  детьми  проживает  в  однокомнатной  квартире.

 

Материальное 

обеспечение  семьи  неудовлетворительное.

 

Имеются  вредные  привычки.

 

Индекс 

отягощѐнности наследственного анамнеза - 0,5.

 

С  одного  месяца  ребѐнок  находится  на  искусственном  вскармливании  по 

причине гипогалактии у матери.

 

Перенесѐнные заболевания ОРВИ - в 2 месяца жизни.

 

Привита по календарю.

 

При осмотре: отмечается бледность кожных покровов, повышенная потливость, 

небольшая  мышечная  гипотония,  облысение  затылка,  краниотабес.

 

Мама  отмечает 

беспокойный сон.

 

По другим внутренним органам и системам - без видимой патологии.

 

Зубов нет.

 

Большой родничок 2,5 х 2,5 см, края податливы.

 

Масса тела - 5000 г (4), длина - 59 см (3).

 

Психометрия:

 

Аз - узнаѐт близкого человека (радуется);

 

Ас - ищет источник звука, поворачивает голову в его сторону;

 

Э - появляется комплекс оживления в ответ на разговор с ним, смеѐтся в ответ на 

речевое общение с ним;

 

Д.р. - рассматривает, не захватывает игрушки, низко висящие над ней;

 

Д.о.  –  не  удерживает  голову  в  вертикальном  положении,  при  поддержке  за 

подмышки ноги не упираются о твердую опору;

 

Ра - гулит;

 

Н - во время кормления перестал поддерживать бутылочку руками.

 

 
Вопросы:

 

1. Поставьте диагноз и группу здоровья.

 

2. Обоснуйте поставленный Вами диагноз.

 

3. Составьте и обоснуйте план дополнительного обследования пациента.

 

4. Дайте рекомендации по питанию и физическим воздействиям данному ребѐнку. 

 

5. Проведите профилактику пограничных состояний и специфическую 
профилактику инфекционных заболеваний в рамках национального календаря 
профилактических прививок.

 

 

СЗ_Педиатрия (ч. 1)-2017  

21 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 18 [K001470]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

На  амбулаторном  приѐме  мальчик  7  месяцев,  от  второй  беременности, 

протекавшей  с  краевым  предлежанием  плаценты,  анемией,  с  24  недель,  вторых 
физиологических родов.

 

Мама ребѐнка по поводу анемии не лечилась.

 

К груди приложен в родильном зале.

 

Масса при рождении 3200 г, длина тела 52 см, привит по календарю.

 

Семья полная.

 

Материальная обеспеченность семьи удовлетворительная.

 

Индекс  отягощѐнности  наследственного  анамнеза  0,5.  В  OAK  в  возрасте  6-ти 

месяцев Нb-115 г/л.

 

В  6  месяцев  мама  стала  замечать  чувство  нехватки  молока  и  самостоятельно 

ввела  в  рацион  питания  ребенка  козье  молоко.

 

Ребѐнок  находится  на  смешанном 

неадаптированном  вскармливании  (мама  докармливает  после  кормленью  грудью 
козьем молоком до 100 мл).

 

При  осмотре  кожные  покровы  обычной  окраски.

 

Сон  -  спокойный.

 

Аппетит 

хороший.

 

По другим внутренним органам без патологии.

 

Масса - 8700 г (5), длина - 70 см (6).

 

Большой родничок 1,0x0,8 см, зубов 4 (2 верхних и 2 нижних).

 

Психометрия:

 

Д.  р.  -  длительно  занимается  игрушками,  по-разному  действует  с  предметами, 

подражая действиям взрослого (стучит, вынимает, толкает мяч);

 

Д. о. - сам садится, сидит и ложится, пытается самостоятельно встать, держась за 

барьер;

 

Р. а. – подолгу лепечет;

 

Р.  п.  -  на  вопрос  «где?»  находит  взглядом  несколько  знакомых  предметов  в 

разных местах, по слову  взрослого  выполняет разученные действия («ладушки»,  «дай 
ручку»);

 

Н - ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки.

 

 
Вопросы:

 

1. Оцените критерии здоровья.

 

2. Поставьте диагноз и определите группу здоровья.

 

3. Дайте рекомендации по режиму, питанию, воспитательным и физическим 
воздействиям.

 

4. Проведите профилактику пограничных состояний и специфическую 
профилактику инфекционных заболеваний в рамках национального календаря 
профилактических прививок.

 

5. В какой следующий возрастной период должен быть осмотрен данный ребенок, 
и какие обследования необходимо назначить данному ребенку?

 

 

СЗ_Педиатрия (ч. 1)-2017  

22 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 19 [K001471]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

На  амбулаторном  приѐме  девочка  8-ми  месяцев  жизни,  родившаяся  от  2-й 

беременности,  протекавшей  без  патологии.

 

Мать  ребѐнка  состоит  на  диспансерном 

учѐте  у  аллерголога  по  поводу  аллергического  ринита,  отец  страдает  пищевой 
аллергией на цитрусовые.

 

Роды в 39 недель, срочные.

 

Масса при рождении 3500 г, длина тела 52 см.

 

Оценка по шкале Апгар 7/7 баллов.

 

К груди девочка приложена через 2 часа.

 

Пуповинный остаток отпал на 5 сутки.

 

Привита по возрасту.

 

Неонатальный и аудиологический скрининги проведены в 

родильном доме.

 

Семья полная, жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность семьи 

хорошие.

 

Индекс наследственной отягощѐнности - 0,6.

 

Находится на естественном вскармливании.

 

На  осмотре  участковый  педиатр  диагностировал  пятнисто-папулезную  сыпь  на 

неизмененном фоне кожи передней грудной клетки и живота, зудящего характера, без 
тенденции к слиянию.

 

По другим внутренним органом без патологии.

 

Со слов мамы, она ввела в рацион питания ребенка домашнюю клубнику.

 

Масса тела - 9000г (5), длина – 72 см (6).

 

Большой родничок 0,5,0x0,5 см, не выбухает.

 

Психометрия:

 

Э – смотрит на действия другого ребенка и смеѐтся его действиям.

 

Д.о. – самостоятельно садится, ложится, встаѐт, держась за барьер.

 

Др.  –  подолгу  занимается  игрушками,  перекладывает  их,  подражает  действиям 

взрослого.

 

Ра. – громко произносит различные слоги.

 

Рп. - на вопрос «где?» находит несколько предметов на постоянных местах.

 

Н.  –  ест  самостоятельно  корочку  хлеба,  пьѐт  из  чашки, которую  придерживает 

взрослый.

 

 
Вопросы:

 

1. Оцените критерии здоровья.

 

2. Поставьте диагноз и определите группу здоровья.

 

3. Дайте рекомендации по режиму, питанию, воспитательным и физическим 
воздействиям.

 

4. Проведите профилактику пограничных состояний. 

 

5. Перечислите профилактические прививки, которые должен иметь ребѐнок к 8 
месячному возрасту?

 

 

СЗ_Педиатрия (ч. 1)-2017  

23 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 20 [K001472]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Врач-педиатр участковый пришѐл на патронаж к новорождѐнному ребѐнку.

 

Мальчику 5 дней жизни.

 

Беременность I, протекала с гестозом в 1-й и 2-й половине (рвота, нефропатия).

 

Ребѐнок  от  срочных  самопроизвольных  родов,  наблюдалось  тугое  обвитие 

пуповиной вокруг шеи.

 

Закричал после санации верхних дыхательных путей и желудка.

 

Оценка по шкале Апгар - 5/8 баллов.

 

Масса тела 3600 г, длина - 51 см.

 

Желтушное окрашивание кожи появилось в начале вторых суток.

 

Группа крови матери и ребенка 0(1), Rh+, концентрация билирубина в сыворотке 

крови на 2-й день жизни: непрямой - 180 мкмоль/л, прямой - 3,4 мкмоль/л.

 

Выписан  из  роддома  на  5  сутки  с  уровнем  билирубина  120  мкмоль/л. 

Неонатальный и аудиологический скрининги проведены.

 

При осмотре: мать жалуется на недостаток молока.

 

Самостоятельно докармливает адаптированной молочной смесью (формула 1).

 

Ребенок беспокоен, при крике часто вздрагивает, тремор подбородка.

 

Физиологические  рефлексы  живые,  повышен  тонус  разгибателей,  мышечная 

дистония.

 

Кожа лица и склеры субиктеричные.

 

Слизистые чистые.

 

Пупочная ранка чистая, сухая, отделяемого нет.

 

Большой родничок 2,5х2,5 см, не выбухает.

 

В лѐгких ослабленное везикулярное дыхание, хрипов нет.

 

Перкуторно - звук лѐгочный.

 

Тоны сердца громкие, ритм правильный.

 

Живот мягкий, безболезненный.

 

Печень +1,5 см, селезѐнка - у края рѐберной дуги.

 

Стул разжиженный, 3 раза в сутки.

 

Наружные половые органы сформированы правильно, яички в мошонке. 

 

Вопросы:

 

1. Поставьте диагноз и определите группу здоровья.

 

2. Укажите факторы, которые повлияли на возникновение данной группы риска.

 

3. Дайте рекомендации маме по режиму и питанию на первый месяц жизни.

 

4. Составьте план наблюдения на 1 месяц жизни за ребѐнком на участке.

 

5. Обоснуйте календарь проведения профилактических прививок данному 
ребѐнку.

 

 

СЗ_Педиатрия (ч. 1)-2017  

24 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 21 [K001473]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

На амбулаторном приѐме мама с сыном 1 месяца жизни.

 

Ребѐнок от первой беременности, которая протекала на фоне многоводия.

 

С  20  недели  беременности  -  угроза  прерывания,  находилась  на  стационарном 

лечении.

 

Ребѐнок родился в срок, масса при рождении 2800 г, длина тела 48 см.

 

Привит по календарю.

 

Жилищно-бытовые 

условия 

и 

материальная 

обеспеченность 

семьи 

удовлетворительные.

 

Мама по специальности лаборант газодобывающего комплекса.

 

Индекс наследственной отягощѐнности - 0,5.

 

Ребенок находится на грудном вскармливании.

 

На  осмотре  имеется  правосторонний  дефект  губы  (расщелина)  длиной  2  см  и 

шириной 0,5см.

 

При  осмотре  ротоглотки  также  имеется  односторонний  дефект  твѐрдого  и 

мягкого нѐба (расщелина до 2,0 см в длину и 0,5 см в ширину).

 

По другим внутренним органам и системам без патологии.

 

Большой родничок 2,0x2,5 см.

 

Масса - 3600 г (3), длина - 53 см (3).

 

Сон - беспокойный.

 

Аппетит - нарушен.

 

Психометрия:

 

Аз  -  плавное  слежение  за  движущимся  предметом;  сосредотачивает  взгляд  на 

неподвижном предмете;

 

Ас – длительно прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки;

 

Э - первая улыбка в ответ на разговор взрослого;

 

До - лѐжа на животе, пытается поднимать и удерживать голову до 5 сек.

 

 
Вопросы:

 

1. Оцените критерии здоровья.

 

2. Поставьте диагноз и определите группу здоровья.

 

3. Дайте рекомендации законному представителю ребенка по режиму, питанию, 
воспитательным и физическим воздействиям с указанием номера и их 
характеристик.

 

4. Проведите профилактику пограничных состояний. 

 

5. Назовите, какую специфическую профилактику инфекционных заболеваний в 
рамках национального календаря профилактических прививок надо проводить 
ребенку в возрасте до 2  месяцев.

 

 

СЗ_Педиатрия (ч. 1)-2017  

25 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 22 [K001474]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

На  амбулаторном  приеме  мальчик  12  месяцев  жизни,  рождѐнный  от  IV 

беременности, II срочных родов.

 

Предыдущие: один выкидыш, один мед. аборт, одни - 

срочные роды.

 

Матери 42 года.

 

Настоящая беременность протекала на фоне гестоза I 

половины, перенесѐнного гриппа на сроке 8 недель.

 

Масса  при  рождении  3200  г,  длина  тела  51  см.

 

К  груди  приложен  в  род.  зале.

 

Привит по календарю.

 

Выписан из роддома на 5 сутки жизни.

 

Социальный  анамнез  -  семья  полная,  старшей  сестре  -  11  лет.

 

Проживают  в 

однокомнатной  квартире.

 

Отец  ребѐнка  курит.

 

Материальная  обеспеченность  семьи  - 

удовлетворительная.

 

Индекс отягощѐнности наследственного анамнеза - 0,6.

 

При проведении УЗИ сердца в возрасте 1 месяца жизни диагностирован стеноз 

клапана аорты.

 

Ребѐнок находится на искусственном вскармливании.

 

До года перенѐс 3 раза ОРВИ.

 

Состоит на диспансерном учѐте у кардиолога.

 

На  осмотре  масса  –  8,5  кг  (3),  длина  73  см  (3),  отмечается  бледность  кожных 

покровов.

 

Область  сердца  не  изменена.

 

Аускультативно  выслушивается  грубый 

систолический  шум  над  аортой  и  в  точке  Боткина,  который  проводится  за  пределы 
сердца, ослабление II тона на аорте. ЧСС –120 в минуту.

 

В  лѐгких  пуэрильное  дыхание,  хрипов  нет,  ЧД  –  33  в  минуту.

 

Печень 

пальпируется  на  1  см  ниже  правой  рѐберной  дуги.

 

Селезѐнка  не  пальпируется.

 

Сон  - 

беспокойный.

 

Аппетит снижен. Зубов 4 (2 нижних и 2 верхних).

 

Психометрия:

 

Др - самостоятельно выполняет действия с игрушками (катает, возит, кормит);

 

До - стоит самостоятельно (без опоры), ходит с поддержкой;

 

Рп  -  понимает  слово  "нельзя",  понимает  название  нескольких  предметов, 

действий; выполняет отдельные поручения ("найди", "отдай");

 

Ра - произносит 5 облегчѐнных слов;

 

Н - самостоятельно пьѐт из чашки, ест жидкую пищу из бутылочки.

 

 
Вопросы:

 

1. Оцените критерии здоровья.

 

2. Поставьте диагноз и определите группу здоровья.

 

3. Дайте рекомендации по режиму, питанию, воспитательным и физическим 
воздействиям.

 

4. Проведите профилактику пограничных состояний и специфическую 
профилактику инфекционных заболеваний в рамках национального календаря 
профилактических прививок.

 

5. В какой следующий возрастной период должен быть осмотрен данный ребѐнок, 
и какие обследования и консультации в возрасте 12 месяцев должен получить 
ребѐнок в рамках приказа МЗ РФ № 1346н?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     54      55      56      57     ..