Электровоз ЭП2К. Руководство по эксплуатации (ЭП2К.00 РЭ). Техническое описание - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Электровоз ЭП2К. Руководство по эксплуатации (ЭП2К.00 РЭ). Техническое описание

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

Электровоз ЭП2К. Руководство по эксплуатации (ЭП2К.00 РЭ). Техническое описание - часть 2

 

 

5.ЭКИПАЖНАЯ ЧАСТЬ 

(механическое оборудование)

5.1.Тележка

Тележка (черт. ЭП2К.31.00.000).предназначена для создания и передачи тяговых и 

тормозных усилий к кузову, обеспечения требуемого силового взаимодействия колесной пары 

тележки с рельсовой колеей в прямых и кривых участках пути, восприятия нагрузок от 

кузовного оборудования и обеспечения требуемых показателей  в кабине машиниста по 

плавности хода за счет характеристик рессорного подвешивания и демпфирования колебаний. 

Тележка с индивидуальным приводом колесной пары и опорно-рамным подвешиванием 

тягового электродвигателя (ТЭД) и редуктора. Основными узлами тележки являются рама 

тележки (поз.1), рессорное подвешивание первой (поз.2) и второй (поз.3) ступени, 

гидравлические гасители колебаний (поз.4), колесно-моторный блок (поз.5), связи колесных 

пар с рамой тележки посредством буксовых поводков (поз.6), механизм передачи силы тяги от 

тележки к кузову (поз.7), возвращающее устройство (поз.8), рычажная передача тормоза 

(поз.9).

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Длина……………………………………………….………………6865 мм
2. Ширина……………………………………………………………..3177 мм
3. База…………………………………………………………….……4600 мм
4. Диаметр колеса……………………………………….……………1250 мм
5. Конструктивная скорость…………………………………………160 км/ч
6. Нагрузка от колесной пары на рельс……………………………..220,5 кН (22,5 тс)
7. Тип тягового двигателя……………………………………………ЭД153У1
8. Тип подвески тягового 

двигателя и редуктора……………………………………………..опорно-рамный

9. Привод колесной пары…………………………………………….через полый

                                                                                                             карданный вал
                                                                                                             с двумя
                                                                                                             эластичными
                                                                                                             поводковыми
                                                                                                             муфтами

10. Передаточное число редуктора……………………………………2,447
11. Рессорное подвешивание………………………………………….двухступенчатое с

                                                                                                             гидравлическими 
                                                                                                             гасителями 
                                                                                                             колебаний в обеих
                                                                                                             ступенях

12. Статический прогиб рессорного

подвешивания 1 ступени…………………………………………..98 мм

13. Статический прогиб рессорного

подвешивания 1 ступени…………………………………………..118 мм

17

14. Гасители колебаний………………………………………………..гидравлические

количество:
                     - вертикальных……………………………………….4 шт.
                     - горизонтальных…………………………………….2 шт.
                     - буксовых…………………………………………… 6 шт.

15. Тормозной цилиндр

со встроенным регулятором
выхода штока
количество………………………………………………………….6 шт.
диаметр……………………………………………………………..254 мм (10 дюймов)

16. Минимальный радиус

вписывания в кривую……………………………………………...125 м

5.1.1.Установка опор кузова и ограничителей отклонений

Опорами кузова на тележку (рис.5.2) являются пружины. Опоры кузова (черт. 

ЭП2К.31.01.000) предназначены для передачи нагрузки от кузова с оборудованием на тележку 

и обеспечения требуемых характеристик связи кузова с тележкой в соответствии с 

установленными нормами.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Высота в свободном состоянии, мм…………………………

……………… 

8
3

624


;

2. Высота под статической нагрузкой, мм…………………………………….. 

5

4

506


;

3. Прогиб пружины под статической

нагрузкой 4080 кгс, мм………………………………………………………. 118;

4. Наружный диаметр, мм……………………………………………………… 226;

5. Диаметр прутка, мм………………………………………………………….. 42;

6. Материал……………………………………………………………………… шлифованный

                                                                                                                              пруток из стали

                                                                                                                              60С2ХА;

7. Жесткость пружины продольная, кгс/мм…………………………………... 35,765;

8. Жесткость пружины поперечная, кгс/мм…………………………………... 6,417;

9. Напряжение в витках пружины, кгс/мм

2

…………………………………… 48;

10. Масса пружины, кгс…………………………………………………………. 52,8.

Пружины 1 расположены в нишах рамы кузова и опираются на боковины рамы тележки.

На верхних листах боковин имеются направляющие втулки для установки и фиксирования 

нижних чаш пружин 2. Верхние чаши 3 закреплены в нишах рамы кузова.

Регулировочные прокладки 4 и 5 расположены под нижними чашами пружин и 

предусмотрены для регулирования положения кузова относительно тележек по вертикали и 

18

регулирования нагрузки по колесным парам тележки. При замене пружин ( в случае их 

поломки) необходимо учитывать, что новая пружина должна воспринимать такую же нагрузку,

что и старая. Такое условие обеспечивается установкой (снятием) регулировочных прокладок 4

19

и 5. Высоты пружин под расчетной нагрузкой отмаркированы на бирках прикрепленных к 

пружинам. В случае установки новой пружины с меньшей высотой под нагрузкой необходимо 

добавить прокладок 4, 5 суммарная толщина которых равна разнице высот пружин под 

нагрузкой. В противном случае наоборот – снять. 

На среднем ремонте при выкатке тележек кузовные пружины необходимо оттарировать 

вновь и прикрепить новые бирки с новыми данными по высотам пружин под расчетной 

нагрузкой, а также по величине и направлению поперечного смещения нижнего опорного 

витка пружины относительно верхнего под действием продольной нагрузки.

Суммарную толщину прокладок 4 и 5 при этом определять по инструкции 

ЭП2К.31.01.000И.

Пружины устанавливать таким образом, чтобы направление наибольшего поперечного 

смещения нижнего витка пружины относительно верхнего было направлено наружу, под 

прямым углом от продольной оси тележки (направление наибольшего смещения отмечено на 

пружине прокрашенной полосой). При этом разница величин поперечного смещения нижнего 

витка пружины относительно верхнего, пружин расположенных симметрично относительно 

продольной оси тележки не более 2 мм.

При относительных перемещениях тележки  и кузова в горизонтальной плоскости 

(относ кузова и поворот тележки) пружины опор кузова получают поперечные деформации, 

создавая при этом упругое сопротивление этим перемещениям, величина поперечных 

перемещений кузова относительно тележки ограничивается устройством возвращающим, а 

угловой поворот тележки ограничен упорами 6, расположенными на концевой балке рамы 

тележки. Вертикальные деформации пружин опор кузова ограничены вертикальными        

упорами 7.

20

21

1-

ра

м

а 

те

ле

ж

ки

;2

ес

со

рн

ое

 п

од

ве

ш

ив

ан

ие

 п

ер

во

й 

ст

уп

ен

и;

3-

ре

сс

ор

но

е 

по

дв

еш

ив

ан

ие

 в

то

ро

й 

ст

уп

ен

и;

4-

ве

рт

ик

ал

ьн

ы

е,

 

го

ри

зо

нт

ал

ьн

ы

е 

и 

бу

кс

ов

ы

е 

га

си

те

ли

 к

ол

еб

ан

ий

;5

ол

ес

но

от

ор

ны

й 

бл

ок

;6

-п

ов

од

ки

 б

ук

со

вы

е;

7-

м

ех

ан

из

м

 п

ер

ед

ач

и 

си

лы

 

тя

ги

;8

оз

вр

ащ

аю

щ

ее

 у

ст

ро

йс

тв

о;

9-

ры

ча

ж

на

я 

пе

ре

да

ча

 т

ор

м

оз

а

Р

ис

ун

ок

 5

.1

Т

ел

еж

ка

22

1-

пр

уж

ин

а;

2-

ча

ш

а 

ни

ж

ня

я;

3-

ча

ш

а 

ве

рх

ня

я;

4,

5-

ре

гу

ли

ро

во

чн

ы

е 

пр

ок

ла

дк

и;

6,

8-

уп

ор

ы

 г

ор

из

он

та

ль

ны

е;

7-

уп

ор

 в

ер

ти

ка

ль

ны

й

Р

ис

ун

ок

 5

.2

 –

 О

по

ры

 к

уз

ов

а 

и 

ог

ра

ни

чи

те

ли

 о

тк

ло

не

ни

й

5.1.2.Рама тележки

Рама тележки предназначена для установки опор кузова, передачи нагрузок от опор 

кузова на буксовое рессорное подвешивание, установки колесно-моторных блоков, рычажной 

передачи тормоза, гидродемпферов кузовной и буксовой ступени рессорного подвешивания, 

связей с колесными парами посредством буксовых поводков, возвращающего устройства и 

ограничителей отклонений, крепления тяг механизма передачи силы тяги.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Длина рамы, мм……………………………………………….. 6865;

2. Ширина рамы, мм……………………………………………... 2555;

3. Высота рамы, мм………………………………………………. 1080,5;

4. Масса рамы, кг………………………………………………….4407.

Рама тележки (рис. 5.3) состоит из двух боковин 1 и 2, соединенных между собой двумя 

средними балками 3 и 4, передней 5 и задней 6 концевыми балками. Боковины имеют 

коробчатое сечение и сварены из листовой стали с использованием литых деталей. Средние и 

концевые балки изготовлены из труб с приваренными к ним литыми кронштейнами для 

установки кронштейнов подвешивания тяговых электродвигателей, устройства 

возвращающего, кронштейнов крепления горизонтальных гидроамортизаторов и кронштейном

под горизонтальные упоры и кронштейнами тормозных подвесок.

Вертикальные листы боковины 1 и 2 связаны между собой стаканами для крепления 

вертикальных гидравлических амортизаторов и кронштейнов установки тормозных цилиндров,

трубами в местах установки кронштейнов под буксовые демпферы и кронштейнами тормозных

подвесок, а также вставками для размещения в них, балансиров рычажной передачи тормоза, 

проходящих через боковину.

Нижний пояс боковин из листовой стали и литых поводковых скоб. Скобы имеют 

клиновые пазы для присоединения буксовых поводков. Две скобы каждой боковины имеют 

платики для установки опор под пружины рессорного подвешивания первой ступени.

На концах боковин приварены литые детали уголок и скоба уголок. Они являются 

базами для установки концевых балок рамы тележки. Скоба – уголок расположенная с заднего 

края боковины имеет клиновые пазы для присоединения буксовых поводков, клиновые пазы 

для присоединения продольных тяг механизма передачи силы тяги и платики для установки 

опоры под пружины рессорного подвешивания первой ступени.

23

Р

ис

ун

ок

 4

.3

ел

еж

ка

24

Р

ис

ун

ок

  5

.3

 -

Ра

м

а 

те

ле

ж

ки

1,

2-

бо

ко

ви

ны

;3

,4

ал

ки

 с

ре

дн

ие

;5

ал

ка

 п

ер

ед

ня

я;

6-

ба

лк

а 

за

дн

яя

Р

ис

ун

ок

 5

.3

 –

 Р

ам

а 

те

ле

ж

ки

Рисунок 5.3а – Рама тележки

25

5.1.3. Механизм передачи силы тяги

Механизм передачи силы тяги (рис.5.4)  10расположен в средней части под кузовом 

электровоза. Механизм создает жесткую связь между кузовом и тележкой в продольном 

направлении, передавая силы тяги и торможения от тележки к кузову и не препятствует 

относительным перемещениям кузова и тележки в вертикальном и поперечном направлениях. 

Относительные угловые перемещения обеспечиваются за счет сферических шарниров 

расположенных в двух продольных тягах 1 закрепленных с одной стороны в клиновых пазах 

рамы тележки, а с другой стороны в корпусах 2, а также в одной поперечной тяге 3, 

установленной между корпусами 2. Полости сферических шарниров 1ШСЛ80У установленных

в тягах 1 и 3 при сборке заполняются маслом ТМ-9п  ТУ 5364-034-00148843-95 

герметизируются уплотнениями 10, которые болтами крепятся к тягам 1 и 3. Корпуса 2 

установлены на шкворнях 4 и имеют возможность свободного вращения на подшипниках 

скольжения, образованных бронзовыми втулками установленными в корпусах 2, вокруг 

вертикальной оси шкворня. Корпуса 2 имеют клиновые пазы для установки продольных 1 и 

поперечной 3 тяг. Шкворни 4 закреплены на раме кузова с помощью шпилек 5, втулок 6, шайб 

7 и гаек 8 и 9. Корпуса 2 установленные на шкворнях удерживаются шайбами 14, которые 

крепятся к шкворням 4 болтами 53. Во внутреннюю полость корпуса залито осевое масло 

марки Л-летом и марки З зимой, поэтому снизу корпус герметизируется крышкой 13, а сверху 

лабиринтным уплотнением. Масло во внутреннюю полость корпуса 2 заливается через  

отверстия закрываемые пробками 29,31 или 30. Контроль уровня смазки в эксплуатации 

осуществляется по отверстиям, закрываемым пробками 30 в лабиринтном кольце 12. Слив 

масла и водяного конденсата производится через пробку 29.

5.1.4.Устройство возвращающее

Устройство возвращающее (рис. 5.5) служит для создания возвращающего усилия при 

перемещениях кузова относительно тележек превышающих зазор Б, равный 45 ± 1 мм. При 

движении электровоза в кривых сопротивление поперечным перемещениям кузова 

относительно тележек в пределах зазора Б создают пружины опор кузова. При больших 

перемещениях дополнительное возвращающее усилие создают пружины 1, на которые через 

упор 2 и шайбу 3 воздействует упоры 5, установленные на раме кузова. Зазор Б регулируется 

на полностью экипированном электровозе на нивелированном участке пути прокладками 6. 

При установке пружин 1 создается предварительный натяг на 1 мм за счет прокладок 9.

26

27

1-

пр

од

ол

ьн

ы

е 

тя

ги

;2

ор

пу

с;

3-

тя

га

 п

оп

ер

еч

на

я;

4-

ш

кв

ор

ен

ь;

5-

ш

пи

ль

ка

;6

ту

лк

а;

7-

ш

ай

ба

;8

 и

 9

ай

ки

;1

0-

уп

ло

тн

ен

ие

;  

   

   

   

  

12

ол

ьц

о 

ла

би

ри

нт

но

е;

13

ры

ш

ка

;1

4-

ш

ай

ба

;2

9,

30

 и

 3

1-

пр

об

ки

;5

3,

28

 и

 3

7-

бо

лт

Р

ис

ун

ок

 5

.4

М

ех

ан

из

м

 п

ер

ед

ач

и 

си

лы

 т

яг

и

1-пружина; 2-упор; 3-шайба; 4-корпус; 5-упор; 6-прокладка; 9-прокладка; 10-крышка; 11-болт

Рисунок 5.5 – Устройство возвращающее

28

Возвращающее усилие воспринимается крышками 10 закрепленными болтами 11 на корпусе 4, 

который закреплен на кронштейне средней поперечной балки рамы тележки.

5.1.5 Колесно – моторный блок

Колесно-моторный блок (черт.ЭП2К.31.16.000) предназначен для передачи вращающего

момента от тягового электродвигателя к колесной паре, на которой в свою очередь вращающий

момент преобразуется в касательную силу тяги в контакте колес с рельсами, которая через 

буксовые поводки, раму тележки и механизм передачи силы тяги передается через раму кузова 

к автосцепке электровоза.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Тяговый электродвигатель

постоянного тока (ТЭД)…………………..……………………………………… ЭД153У1

2. Масса ТЭД, кг…………………………………………………………………….. 3850

3. Максимальное число оборотов ТЭД, об/мин…………………………………… 1720

4. Мощность ТЭД:

- часового режима, кВт…………………………………………………………… 800

- длительного режима, кВт………………………………………………………. 720

5. Передаточное отношение тягового редуктора

(

38

93

1

2

z

z

, модуль m = 10, прямозубые зубчатые колеса                                                           

степень точности 7-6-6В)……………………..………………………………….. 2,447;

6. Централь, мм………………………………………………………………………. 662,72.

Колесно-моторный блок (рис. 5.6) состоит из колесной пары 1, тягового 

электродвигателя 2 с насаженной на вал тягового электродвигателя шестерни 3 в горячем 

состоянии с осевым натягом 1,7…1,9 мм, с закрепленной на нем опорой подшипников 4 и 

кожухом редуктора тягового 5. Привод колесной пары от тягового редуктора (черт. 

ЭП2К.31.21.000) осуществляется через полый карданный вал с шарнирно – поводковыми 

муфтами (рис. 5.7). Тяги эластичной муфты 1 привода полого вала установлены в проушины 

ступицы опоры подшипников и приварного привода полого вала при помощи валиков 3, 

которые в свою очередь закреплены гайками 4 со стопорными шайбами 5. Тяги эластичной 

муфты 1 привода колеса (черт. ЭП2К.31.22.000) установлены в проушины отъемного привода 

полого вала при помощи валиков 3, которые в свою очередь закреплены гайками 4 со 

29

стопорными шайбами 5 и на  пальцы 8 запрессованные в колесо, на которых также закреплены 

гайками со стопорными шайбами. 

30

Кожух редуктора тягового (черт. ЭП2К31.23.000) (рис. 5.8) сварной и состоит из 

верхней половины кожуха 1 и нижней половины кожуха 2, соединенных между собой болтами 

и винтами. Уплотнение стыков верхней и нижней половин кожуха осуществляется за счет 

герметика УЗОМ ГОСТ 13489-79, наносимого при сборке на плоскость стыка. Кожух своими 

расточками центрируется на крышке тягового электродвигателя и на лабиринтной крышке 

опоры подшипников. Уплотнения кожуха со стороны проушин ступицы опоры подшипников 

осуществляется войлочными сальниками, контактирующими с полированными канавками 

ступицы опоры подшипников. Верхняя половина кожуха крепится к тяговому 

электродвигателю и кронштейну подвешивания тягового электродвигателя установленного на 

опоре подшипников в трех точках болтами 3 и 4. Нижняя половина кожуха крепится к 

тяговому электродвигателю болтом 5. Регулировка положения кожуха относительно зубчатого 

зацепления производится шайбами 6 и 7. В кожух заливается 5 литров масла марки Тап-15В 

ТУ 38-101-176-74 – летом и марки ТМ-9п ТУ 5364-034-00148843-95 – зимой. Контроль уровня 

масла по щупу 8. Для слива масла и конденсата предусмотрены пробки 9 и 10. Осмотр 

состояния рабочих поверхностей зубьев шестерни и зубчатого колеса производится через 

съемные крышки 11 и 12.

Сборку колесно-моторного блока производить в соответствии с техническими 

требованиями чертежа ЭП2К.31.16.000СБ.

31

1-пара колесная;2-тяговый электродвигатель;3-шестерня;4-опора подшипника;5-кожух редуктора 

тягового

Рисунок 5.6 – кожух редуктора тягового

32

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..