Тепловоз ТЭП70 БС. Руководство по эксплуатации - часть 21

 

  Главная      Учебники - Разные     Тепловоз ТЭП70 БС. Руководство по эксплуатации (ТЭП70А.00 РЭ, РЭ1, РЭ2)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..

 

 

Тепловоз ТЭП70 БС. Руководство по эксплуатации - часть 21

 

 

 

323 

 

 

 

1,2

-бок

ови

ны; 3

-шк

вор

не

ва

я ба

лк

а; 4

-п

оп

ере

чн

ая ба

лк

а; 5

адн

я ба

лк

а; 6

-п

ере

дн

яя ба

лк

а; 7

рон

шт

ей

ны тормо

зн

ых 

 ц

ил

ин

дров; 

8

рон

шт

ей

н 

пре

дохра

ни

те

ль

ных п

одве

сок

 

 

Р

ис

ун

ок

 115 

– 

Р

ам

а теле

жк

и 

 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

324 

324 

 

С наружной стороны боковин на вертикальные листы приварены                                    

кронштейны 7 крепления тормозных цилиндров. 

На внутренних листах боковин 1 и 2, на шкворневой 3,поперечной 4 и передней 

концевой 6 балках приварены кронштейны тормозных подвесок. 

Нижний пояс боковин комбинированный из листовой стали и литых поводковых 

скоб. Скобы имеют клиновые пазы для присоединения буксовых поводков. Три скобы 

каждой боковины имеют платики для установки опор под пружины рессорного 

подвешивания первой ступени. Опоры к платикам крепятся болтами, три других опоры 

приварены к нижнему листу боковины. 

Шкворневая балка 3 в средней части имеет незамкнутое коробчатое сечение, 

образуя полость для размещения шкворня. Там же на нижнем листе имеется расточка и 

отверстия для крепления шкворневой опоры. 

На передней концевой балке приварены планки с упорами для крепления 

кронштейна подвешивания тягового электродвигателя первой колесной пары, а на задней 

концевой балке – планки с зацепами для установки кронштейна подвешивания тягового 

двигателя третьей колесной пары и два кронштейна 8 для предохранительных подвесок. 

4.12.2.3.Устройство шкворневое

 

Шкворневое устройство (рис.116) расположено в шкворневой опоре 1, которая 

крепится призонными болтами 17 и гайками 18 к нижнему листу шкворневой балки рамы 

тележки. На тепловозе шкворень 2 крепится болтами 15 и гайками 16 к шкворневой балке 

рамы кузова. Шкворневое устройство создает жесткую связь между кузовом и тележкой в 

продольном направлении, передавая силы тяги и торможения от тележки к кузову, и не 

препятствует относительным перемещениям кузова и тележки в вертикальном и 

поперечном направлениях. Относительные угловые перемещения кузова и тележек 

обеспечиваются применением шарнира состоящего из корпуса 3 и шара 4. Корпус 

расположен в пазах упоров 5, которые при помощи болтов 6 и штифтов 7 закреплены в 

опоре. Суммарный зазор «Ю» между корпусом и упором регулируется при сборке 

прокладками 11 и 12 на величину 0,2-0,4 мм. 

Упругое сопротивление поперечным перемещениям кузова относительно тележек, 

в пределах зазора «Ц», равного 45 1 мм, создают пружины опор кузова, а при больших 

перемещениях (до 60 мм) при движении тепловоза в кривых дополнительное 

возвращающее усилие создают пружины 8, на которые начинает воздействовать корпус 3 

через упор 9 и шайбу 10. Зазор «Ц» регулируется на полностью экипированном тепловозе 

на нивелированном участке пути с суженной колеей шайбами 24 и 25 до установки 

пружин. При установке пружин создается предварительный натяг на 1 мм за счет шайб 13  

 

325 

 

1

-шк

ворн

ева

я оп

ора

; 2

-шк

воре

нь

, 3

орп

ус

; 4

-ша

р; 5

-уп

ор; 6

-болт

; 7

-шт

ифт

; 8

-п

ружи

на

; 9

-уп

ор; 10

-ша

йба

; 11,12

-п

рок

ла

дк

и; 13,14

-ша

йбы

15

-болт

; 16

-га

йк

а; 17

-болт

; 18

-га

йк

а; 19,20

рышки

; 21

-болт

; 22

-горл

ови

на

; 23

-щуп

; 24

-п

роб

ка

 

 

Р

ис

ун

ок

 116 

– 

Устрой

ст

во шкворн

евое

 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

326 

326 

 

и 14. Возвращающее усилие от пружин воспринимается крышками 19 и 20 

закрепленными болтами 21 на опоре шкворневого устройства. 

В шкворневое устройство заливается 30 литров масла осевого марки Л – летом и 

марки З – зимой ГОСТ 610-72, которое заполняет внутренний объем опоры шкворневого 

устройства, образуя масляную ванну. Заполнение опоры шкворневого узла смазкой 

производится через горловину 22. Контроль уровня смазки осуществляется по рискам 

щупа 23. Для слива смазки предусмотрена пробка 26. 

4.12.2.4.Колесно-моторный блок 

Колесно-моторный блок (рис.117) состоит из колесной пары 1, тягового 

электродвигателя 2, с закрепленной на нем опорой подшипников 3 и кожухом редуктора 

4. Привод колесной пары от тягового редуктора осуществляется через полый карданный 

вал с шарнирно рычажными муфтами (рис. 117а, 117б). Тяги эластичной муфты привода 

полого вала установлены в проушины ступицы опоры подшипников и привода полого 

вала при помощи валиков, которые в свою очередь закреплены болтами со стопорными 

шайбами. Тяги эластичной муфты привода колеса установлены на пальцы 

запрессованными в привод полого вала и в колесо, которые также закреплены болтами со 

стопорными шайбами. 

На вал тягового электродвигателя насажена шестерня 5 в горячем состоянии с 

осевым натягом 1,4…1,7 мм.  

Кожух редуктора (рис.118) сварной и состоит из верхней половины кожуха 1 и 

нижней половины кожуха 2, соединенных между собой болтами и винтами. Между 

стыками половин кожуха установлены резиновые уплотнения. Кожух своими расточками 

центрируется на крышке тягового электродвигателя и на лабиринтной крышке опоры 

подшипников. 

Уплотнение

 кожуха со стороны проушин ступицы осуществляется 

войлочными сальниками, контактирующих с полированными канавками ступицы опоры 

подшипников. Верхняя половина кожуха крепится к тяговому электродвигателю и 

кронштейну опоры подшипников в трех точках болтами 3 и 4. Нижняя половина кожуха 

крепится к тяговому электродвигателю болтом 5. Регулировка положения кожуха 

относительно зубчатого зацепления производится шайбами 6 и 7. В кожух заливается 

смазка ОСП (летняя или зимняя) в количестве 6 литров. Контроль уровня смазки по               

щупу 8. 

 

327 

 

1    

6    

0    

1    

A    

-    

A    

Б    

Б    

1    

4    

5    

2    

2    

9    

1    

2    

5    

1    

2    

5    

7    

2    

0    

2    

2    

8    

0    

3    

 

 

1-колесная пара; 2-тяговый электродвигатель; 3-опора подшипников; 4-кожух редуктора,            
5-шестерня 

 

Рисунок 117-Колесно-моторный блок 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

328 

328 

 

 

1-валик, 2-амортизатор, 3-тяга, 4-шайба, 5-болт 

 

Рисунок 117а-Муфта со стороны редуктора 

 

 

1-палец, 2-шайба, 3-шайба, 4-болт, 5-амортизатор, 6-штифт, 7-палец, 8-шайба, 9-болт,                  

10-тяга 

Рисунок 117б-Муфта со стороны коллектора 

 

329 

 

1    

2    

3    

4    

5    

6    

7    

8    

1    

2    

3    

4    

5    

6    

7    

8    

 

1-половина кожуха верхняя, 2-половина кожуха нижняя, 3,4,5-болты, 6,7-шайбы, 8-щуп 

 

Рисунок 118- Кожух редуктора 

 

4.12.2.5.Колесная пара.

 

Колесная пара (рис.119) состоит из оси 1, колес 2 и 3 с бандажами и полого вала 4. 

На полый вал установлена опора подшипников 5. 

Опора подшипников (рис.120) состоит из опоры 1, на которой установлены 

крышка лабиринта 2, роликовые подшипники 3, проставочное кольцо 4, наружная 

крышка 5. Крепление крышки 5 производится болтами 6 со стопорными шайбами. На 

подшипниках вращается ступица 7 с кольцом лабиринтным 8, проставочным кольцом 9 и 

крышкой внутренней 10, закрепленной болтами 11 со стопорными шайбами. Ступица 

относительно опоры имеет осевой люфт в подшипниках в пределах 0,3-0,4 мм, который 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

330 

330 

 

 
 

1

-ос

ь, 2,3

оле

са

, 4

-п

олый

 ва

л, 5

-оп

ора

 п

одши

пн

ик

ов

 

 

Р

ис

ун

ок

 119 

– 

К

оле

сн

ая п

ара

 

 

331 

 

 
 
 
 
 

6

   

 

5

   

 

7

   

 

1

   

 
2

   

 

1

   

 
1

   

 

1

   

 

А

   

 

А

   

 

6

   

 

5

   

 

7

   

 

1

   

 
2

   

 

1

   

 
1

   

 

1

   

 

А

   

 

А

   

 

A

  

  

  

 

A

  

  

  

 

1

  

  

  

 

1

  

  

  

 

г 

 

 

 

2

   

 

1

   

 
0

   

 

1

   

 
3

   

 

3

   

 

4

   

 

9

   

 8

   

 

A

  

  

  

 

A

  

  

  

 

1

  

  

  

 

1

  

  

  

 

г 

 

 

 

2

   

 

1

   

 
0

   

 

1

   

 
3

   

 

3

   

 

4

   

 

9

   

 8

   

 

 

 

1

-оп

ора

, 2

рышка ла

би

ри

нт

а 3

-п

одши

пн

ик

 р

оли

ковы

й, 4,9

-п

рос

та

воч

ное

 к

оль

цо, 5

аружн

ая к

рышка, 6,11

-болт

,           

7

туп

иц

а, 8

оль

цо л

аби

ри

нт

ное

, 10

-вн

утр

ен

няя к

рышка, 12

убча

тый

 ве

не

ц, 13

-п

робк

а 

 

Р

ис

ун

ок

 120 

– 

О

пора

 п

одши

пн

ик

ов

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

332 

332 

 

обеспечивается за счет обработки кольца проставочного 4. 

На фланце ступицы закреплен зубчатый венец 12 призонными болтами с гайками. 

Добавление смазки в подшипники производится через канал закрытый пробкой 13. 

Конструкция подшипникового узла ведомого зубчатого колеса позволяет 

произвести его частичную разборку для производства ревизии подшипников без 

расформирования колесной пары. Расположение деталей на оси колесной пары при 

ревизии подшипников показано на рис. 120а. 

4.12.2.6.Установка колесно-моторных блоков (рис.121) 

Колесно-моторные блоки имеют опорно-рамное подвешивание ТЭД. Через 

кронштейны прилитые к корпусам ТЭД и кронштейны 1, 2 и 3, закрепленные болтами 4 

на опоре подшипников, которая жестко крепится к остову тягового электродвигателя, 

ТЭД опираются на раму тележки. Кронштейны 1, 2 и 3 передают нагрузку через 

сферический шарнир 5, установленный в кронштейнах 6, 7 и 8, которые крепятся болтами 

9 к раме тележки. Полость сферического шарнира при  сборке заполняется маслом 

веретенным АУ ТУ 38.1011232-89 и герметизируется уплотнениями 10, которые болтами 

крепятся к кронштейнам 6, 7 и 8. Кронштейны 1, 2 и 3 имеют возможность перемещаться 

(при незатянутых болтах 9) по вертикали за счет вращения болтов 11, обеспечивая, таким 

образом, центровку полого вала относительно оси колесной пары в вертикальном 

направлении. В горизонтальном направлении центровка осуществляется за счет 

установки или снятия прокладок 18. 

Кронштейны, прилитые к корпусам тяговых электродвигателей стыкуются, 

выполненными в них клиновыми пазами с валиками 12, имеющими в средней части 

трапецеидальное сечение, которые установлены в расточки кронштейнов 13, связанные с 

кронштейнами концевых и поперечных балок рамы тележки или с корпусом опоры 

шкворневого устройства. Кронштейны тяговых электродвигателей притянуты к валикам 

болтами 14 и гайками 15 со сферическими шайбами 16 и 17. 

Центровка полого вала контролируется по соосности отверстий проушин привода 

полого 

вала и отверстий в колесном центре. Контроль центровки производится по двум 

диаметрально противоположным отверстиям в колесе. Разность размеров «а» и «б» не 

более 3 мм в каждом направлении. 

4.12.2.7.Буксы 

Буксы тепловоза – бесчелюстные, поводковые с подшипниками качения. Для 

восприятия вертикальных нагрузок в буксах крайних осей (рис. 122) применены два 

цилиндрических подшипника 3032532Л1М, а для восприятия осевых сил – по одному 

шариковому подшипнику 80232Л1. 

 

333 

 

Буксы средних осей (рис.123) шариковых подшипников не имеют, а конструкция 

роликовых подшипников 30.152.532Л1М допускает свободный разбег колесной пары    

14 мм. 

 

Рисунок 120а-Расположение деталей опоры привода 

на оси колесной пары при ревизии подшипников 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

334 

334 

 

 

 

1,2,3

рон

шт

ей

ны; 4

-бо

лт

; 5

фери

че

ск

ий

 ша

рн

ир; 6,7,8

ро

ншт

ей

ны;

 9

-болт

; 10

-уп

лот

не

ни

е;

 11

-болт

; 12

-ва

ли

ки

;      

              

13

рон

шт

ей

н; 14

-болт

; 15

-га

йк

а; 16,17

фери

че

ск

ие

 ша

йбы; 18

-п

рок

ла

дк

и.

 

 

Р

ис

ун

ок

 121 

– 

Установк

а к

оле

сн

о 

– 

м

ото

рн

ых блок

ов

 

 

335 

 

З    

1    

6    

0    

З    

2    

9    

0    

Д

  

  

а

  

  

т

  

  

ч 

  

 

и

  

  

к 

  

 с 

  

 

к 

  

 

о

  

  

р

  

  

о

  

  

с 

  

 

т

  

  

и

  

  

7

  

  

6

  

  

5

  

  

4

  

  

3

  

  

2

  

  

8

  

  

1

  

  

З    

1    

6    

0    

З    

2    

9    

0    

Д

  

  

а

  

  

т

  

  

ч 

  

 

и

  

  

к 

  

 с 

  

 

к 

  

 

о

  

  

р

  

  

о

  

  

с 

  

 

т

  

  

и

  

  

7

  

  

6

  

  

5

  

  

4

  

  

3

  

  

2

  

  

8

  

  

1

  

  

 

Р

ис

ун

ок

 122

ук

сы край

ни

х ос

ей

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

336 

336 

 

 

На крышках букс крайних осей устанавливаются датчики скорости и 

токосъемники. Крышки букс крайних колесных пар имеют прилитые кронштейны, на 

которые устанавливаются буксовые демпферы. 

Букса с токосъемником в отличие от букс с датчиками скорости имеет 

дополнительное лабиринтное уплотнение со стороны противоположной колесу. 

Токосъемник служит для обеспечения отвода электрического тока от электровоза к 

рельсам железнодорожного полотна, который передается по кабелю 1 к корпусу 2, с 

которого поступают на щеткодержатели 3. Щеткодержатель состоит из латунного 

корпуса, в котором установлена цилиндрическая щетка марки МТС21Н чертеж 

ИЛЕА.685271.049 (ФЭВ.596.709) ТУ16-538.375-81. Шунты щетки выведены через 

овальное отверстие в гайке и закреплены на ней двумя болтами М10. От отворачивания 

гайка стопорится отгибной шайбой. 

Нажатие на щетку осуществляется винтовой цилиндрической пружиной. Сила 

давления на новую щетку высотой 57 мм устанавливается в пределах 62…76Н 

(6,35…7,75 кгс), на щетку изношенную до 26 или – 45…60Н (4,6…6,1 кгс). Через угольно 

– металлические щетки электрический ток  передается на диск 4, а с него на диск 5, 

являющийся элементом наружного лабиринтного уплотнения, далее через втулки 6 и 

шайбы 7 на ось колесной пары и по кольцу 8 на колесо.  

В процессе эксплуатации необходим контроль величины износа щеток. Износ  

щеток измеряется через  овальное отверстие в гайке щеткодержателя с помощью 

глубиномера  штангенциркуля типа  ШЦ-1-150 ГОСТ 166-80. Расстояние, измеренное от 

наружного торца гайки щеткодержателя до щетки, должно быть в пределах от                   

104 до 136 мм. 

 

 

337 

 

З

 

 

 

 

1

  

  

6

  

  

0

  

  

  

 

З

 

 

 

 

2

  

  

9

  

  

0

  

  

  

 

К    

о    

л    

ь    

ц    

о    

п    

р    

о    

с    

т    

а    

в    

о    

ч    

н    

о    

е    

З

 

 

 

 

1

  

  

6

  

  

0

  

  

  

 

З

 

 

 

 

2

  

  

9

  

  

0

  

  

  

 

К    

о    

л    

ь    

ц    

о    

п    

р    

о    

с    

т    

а    

в    

о    

ч    

н    

о    

е    

 

Рисунок 123-Буксы средних осей 

 

В качестве смазки в буксовых узлах используется “Буксол”                                          

ТУ 0254-107-01124328-01. 

Добавление смазки производится через отверстие на корпусе буксы закрытое 

пробкой. 

При сборке букс на осях колесных пар необходимо руководствоваться чертежами 

ТЭП70А.31.10.002 и ТЭП70А.31.11.002. 

Сборка букс крайних осей по черт. ТЭП70А.31.14.002, средних по 

черт.ТЭП70А.31.13.002. 

После разборки букс при ремонте, кольца проставочные должны быть 

установлены на прежние места или подобраны по инструкциям ТЭП70А.31.13.002И и 

ТЭП70А.31.14.002И. 

4.12.2.8.Демпфер буксовый

 

Буксовый демпфер (рис.124) служит для гашения колебаний тележки на пружинах 

первой ступени рессорного подвешивания. Демпфер состоит из сварного корпуса 1, в 

который установлен клапан 2, цилиндр 3, поршень в сборе со штоком и направляющей 4. 

Направляющая закреплена в корпусе гайкой 5 через кольцо 6 и шайбу 7. Уплотнение 

корпуса производится резиновым кольцом 8. Уплотнение штока производится  

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

338 

338 

 

манжетой 9, закрепленной в направляющей крышкой 10 и винтами 11, и фторопластовым 

кольцом 13, находящимся в направляющей. 

1    

4    

2    

1    

1    

9    

1    

3    

1    

0    

1    

2    

5    

6    

7    

8    

3    

5

  

  

0

  

  

5

  

  

0

  

  

2

  

  

8

  

  

0

  

  

  

 

3

  

  

в 

  

 

к 

  

 

р

  

  

а

  

  

й

  

  

н

  

  

е

  

  

м

  

  н 

  

 

и

  

  

ж

  

  

н

  

  

е

  

  

м

  

  п 

  

 

о

  

  

л

  

  

о

  

  

ж

  

  

е

  

  

н

  

  

и

  

  

и

  

  п 

  

 

о

  

  

р

  

  

ш

  

  

н

  

  

я 

  

 

1    

4    

2    

1    

1    

9    

1    

3    

1    

0    

1    

2    

5    

6    

7    

8    

3    

5

  

  

0

  

  

5

  

  

0

  

  

2

  

  

8

  

  

0

  

  

  

 

3

  

  

в 

  

 

к 

  

 

р

  

  

а

  

  

й

  

  

н

  

  

е

  

  

м

  

  н 

  

 

и

  

  

ж

  

  

н

  

  

е

  

  

м

  

  п 

  

 

о

  

  

л

  

  

о

  

  

ж

  

  

е

  

  

н

  

  

и

  

  

и

  

  п 

  

 

о

  

  

р

  

  

ш

  

  

н

  

  

я 

  

 

 

Рисунок 124- Демпфер буксовый 

 

 

1-корпус; 2-клапан; 3-цилиндр; 4-направляющая; 5-гайка; 6-кольцо; 7-шайба; 8-кольцо;                          

9-манжета; 10-крышка; 11-винт; 12-резиновый чехол; 13-фторопластовое кольцо 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..