Тепловоз ТЭП70 БС. Руководство по эксплуатации - часть 16

 

  Главная      Учебники - Разные     Тепловоз ТЭП70 БС. Руководство по эксплуатации (ТЭП70А.00 РЭ, РЭ1, РЭ2)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..

 

 

Тепловоз ТЭП70 БС. Руководство по эксплуатации - часть 16

 

 

 

243 

 

Автоматический выключатель АВ6 “Питание БУ-МСУ и датчиков” , 

расположенный на высоковольтной камере должен быть выключен. После включения 

автоматического выключателя  АВ8 “Питание исполнительных устройств” 

подготавливаются цепи питания катушек реле: 

а)РУ8 пуска дизеля в аварийном режиме (см. лист 8); 

б)РУ14- промежуточного реле блокировки валоповоротного устройства дизеля 

БВУ; 

в)РУ15-промежуточного реле давления масла РДМ3; 

г)РУ16-промежуточного реле давления масла РДМ4; 

д)РУ7-промежуточного реле контакта жидкостного манометра КЖМ (см. лист 7); 

-подготавливаются цепи перевода электронного регулятора дизеля в режим работы 

без МСУ-Т (см. лист 9). 

После выполнения предпусковых операций нажимают и удерживают до окончания 

пуска дизеля в нажатом состоянии кнопочный выключатель Кн3 “Пуск дизеля”. При этом 

получает питание катушка реле РУ8. 

При включении реле РУ8: 

-через замыкающие контакты РУ8 между проводами 3013 и 581, 3013 и 583 

подается “ - ” питания на катушки контакторов КМН и КТН. Контакторы включаются, 

осуществляя прокачку масла и топлива; 

-подается “ - ” на катушку реле времени РВ1 осуществляющего контроль времени 

за прокачкой масла; 

-подготавливается цепь питания катушки контактора пуска дизеля КД; 

-подается напряжение “ + 110 В ” на контакт Х2/9 ( работа /стоп ) блока 

управления электронного регулятора дизеля ЭРД-БУ (см. лист 9). 

Через 60 сек замыкается контакт РВ1 в цепи катушки контактора КД. Контактор 

включается. Замыкающий вспомогательный контакт КД шунтирует контакт реле времени 

РВ1 (см. лист 8). 

Силовой контакт КД подключает стартер – генератор к аккумуляторной батареи, 

осуществляется пуск дизеля. 

При нормальном пуске, после его окончания давление масла достигает уставки 

реле РДМ4. При этом через контакты РДМ4 включается реле РУ16, контакты которого 

шунтируют контакты реле РУ8 в цепи электронного регулятора и подготавливают цепь 

катушки реле РУ6 (см. лист 9). 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

244 

244 

 

После окончания пуска дизеля кнопочный выключатель Кн3 необходимо 

отпустить. При этом отключается реле РУ8, которое своими контактами: 

-снимает питание с катушек контакторов КМН, КТН, КД, т.е. пуск дизеля 

прекращается; 

-подает питание на катушку реле РУ6. 

Через замыкающие контакты реле РУ6 подается питание на катушку контактора 

КРН, после включения которого стартер – генератор переходит в генераторный режим и 

на катушку вентиля ВТН (см. лист 8). 

На этом пуск дизеля завершен. При необходимости, для подогрева теплоносителей 

дизеля необходимо включить тумблер Тб19 “Прогрев дизеля – 4-ая позиция”. Через 

контакты тумблера “ +110 В ” подается на ЭРД-БУ (контакты Х2/4, Х2/2). 

Размыкающими контактами ТБ19 разрывается цепь катушки вентиля ВТН. 

Останов дизеля происходит при нажатии на кнопочный выключатель Кн2 

“Останов дизеля”. 

4.11.10.3.Перевод управления тепловозом из одной кабины в другую без 

остановки дизеля 

Перевод управления тепловозом из одной кабины в другую без остановки дизеля 

осуществляется переключением блокировочного ключа КБ1, расположенного на                

передней стенке высоковольтной камеры, в соответствующее положение. При 

необходимости перевести управление из передней кабины в заднюю, предварительно на 

заднем пульте управления необходимо включить выключатель Вк2 “Управление общее”. 

Перед тем, как машинист покинет передний пульт, он должен установить рукоятку 

контроллера на нулевую позицию, выключить выключатель “Управление тепловозом” и 

произвести необходимые переключения в тормозной системе, сняв рукоятку УБТ. Затем 

машинист должен, перевести блокировочный ключ КБ1 в положение “Кабина № 2”, 

соответствующее управлению из задней кабины тепловоза и перейдя во вторую кабину 

установить и включить рукоятку УБТ.. 

                 4.11.11.4.Прокачивание дизеля маслом после остановки 

Остановка дизеля осуществляется (см. лист 8) в случае выполнения следующих 

операций: 

-при нажатии на кнопочный выключатель Кн2 “Останов дизеля” (сигнал на входе            

БУ-МСУ снимается); 

-при выключении тумблера Тб3 “Аварийный останов дизеля” (сигнал на входе        

БУ-МСУ снимается); 

 

245 

 

-при выдергивании ключа “Аварийный останов тепловоза”, (сигнал на входе БУ 

снимается); 

-при замыкании контакта КЖМ жидкостного манометра, контроля давления газов в 

картере дизеля (на вход БУ-МСУ подается сигнал напряжением 110 В); 

-при размыкании контакта БГП – блокировка газового пожаротушения (сигнал на 

входе БУ-МСУ снимается); 

-при поступлении сигнала о тушении пожара; 

-при размыкании контакта РДМ4, контролирующего давление масла в лотке дизеля   

(сигнал на входе БУ-МСУ снимается). 

При поступлении указанных сигналов БУ-МСУ передает в ЭРД-БУ команду на 

останов, снимает питание с катушек контакторов КРН, КТН (если он был включен) и 

включается контактор масляного насоса КМН. Начинается прокачивание дизеля маслом. 

Через 60 сек. питание с катушки снимается, контактор отключается, прокачка 

прекращается. 

При необходимости прокачивания масла электродвигатель ЭМН можно включить 

тумблером Тб1 “Ручная прокачка масла”, установленным на передней стенке высоковоль-

тной камеры. При включении тумблера (см. лист 8) замыкается его контакт через 

который “-” питание подается на катушку контактора КМН, силовой контакт контактора 

подает питание на ЭМН. 

4.11.10.5.Управление работой электродвигателя тормозного  

компрессора (см. листы 8, 12 ) 

Тормозной компрессор приводится от электродвигателя ЭК. Электродвигатель ЭК 

включается автоматически после окончания пуска дизеля и включения контактора КРН при 

включенном автоматическом выключателе АВ6 “Компрессор”. 

Пуск тормозного компрессора производится при работающем дизеле в следующей 

последовательности: 

1) получает питание катушка промежуточного реле РУ18 по цепи: клемма 7/1-10,                   

провод 618, выключатель АВ20 “Компрессор”, провода 646, 647, замкнутый контакт РДК,  

провода 648, 649, катушка реле РУ18, “минус”. Реле включается, замыкаются его контакты 

между проводами 627 и 628, 627 и 632, 638 и 639 в цепях пуска компрессора; 

2)после замыкания вспомогательного контакта КРН между проводами 619 и 624 получает 

питание катушка реле РВ2 по цепи: 

 клеммы 7/1-10, провод 618, выключатель АВ20 “Компрессор”, провод 619, замыкающий              

контакт контактора КРН, провода 624, 627, замкнутый контакт реле РУ18, размыкающий 

вспомогательный контакт КТК1, катушка реле РВ2 “минус”. 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

246 

246 

 

Замыкается контакт РВ2 между проводами 633 и 634 в цепи катушки КТК1 и размыкается   

контакт РВ2 между проводами 633 и 637 в цепи катушки контактора КТК2; 

3)контактор КТК1, включившись, замыкает силовым контактом цепь якоря электродвигателя 

ЭК. Ток протекает по цепи: вывод D2 стартер - генератора СТГ, провод 1556, выключатель 

АВ15, провода 1557, 1560, контакт КТК1, провод 1561, резистор Rтк1...Rтк3, провода 1564, 

1566, цепь якоря ЭК, провода 1568, 3052, 3050, вывод В2 стартер - генератора СТГ Резисторы 

Rтк1...Rтк3 ограничивают величину пускового тока электродвигателя. 

4)замыкается замыкающий вспомогательный контакт КТК1 между проводами 632 и 30п, 

контактор КТК1 становится на самоблокировку. Размыкается вспомогательный контакт 

КТК1 между проводами 629 и 630, теряет питание катушка реле времени РВ2. С выдержкой 

времени 4с   1с замыкается контакт РВ2 между проводами 633 и 637 в цепи катушки 

контактора КТК2. Контактор КТК2 включается. Замыкающий вспомогательный контакт 

КТК2 между проводами 640 и 641 шунтирует контакты РВ2 и КТК1, через другой 

замыкающий контакт КТК2 вновь получает питание катушка реле РВ2. 

Силовой контакт КТК2 шунтирует пусковые резисторы Rтк1...Rтк3.Происходит второй 

толчок тока в цепи якоря электродвигателя ЭК, затем по мере увеличения частоты вращения 

ток уменьшается, достигая своего номинального значения. Одновременно с КТК2 включается 

промежуточное реле РУ17. Через замыкающий контакт РУ17 между проводами 401 и 393 

(см. лист 7) сигнал о работе компрессора поступает в БУ-МСУ, на дисплейном модуле 

появляется соответствующий сигнал, а через другой замыкающий контакт РУ17 в КЛУБ-У. В 

дальнейшем автоматический контроль за работой компрессора осуществляется при помощи 

реле давления РДК. 

Когда давление воздуха в системе станет равным 9 кгс/см

2

, разомкнется контакт реле РДК     

между проводами 647 и 648, катушка реле РУ18 теряет питание. Размыкаются контакты реле, 

теряют питание катушки контактора КТК2, реле РУ17 и реле времени РВ2, контактор отклю 

чается, затем после размыкания контакта РВ2 с выдержкой времени отключается контактор 

КТК1. Электродвигатель компрессора ЭК теряет питание. При уменьшении давления до         

7,5 кгс/см

2

 контакт реле РДК замыкается, включаются  реле РУ18, РВ2 и процесс пуска 

повторяется, как описано выше. Автоматический выключатель АВ20 “Компрессор”, 

установленный на передней стенке высоковольтной камеры служит для защиты цепей 

управления, но им можно пользоваться, когда есть необходимость вручную включить или 

отключить электродвигатель компрессора ( при настройке реле РДК и др. ). 

Наличие замыкающего контакта КРН в цепи пусковых аппаратов обусловлено питанием 

электродвигателя тормозного компрессора только от стартер - генератора, работающего в 

режиме вспомогательного генератора. 

 

247 

 

По условиям работы системы осушки сжатого воздуха необходима периодическая продувка 

сепаратора осушителя. Для этого на тепловозе установлен вентиль ВСО, питание на катушку 

которого подается через контакты реле давления РДСО между проводами 625 и 626 при 

понижении давления воздуха в питательной магистрали с 9 кгс/см

2

 до 8 кгс/см

2

. При 

давлении 8 кгс/см

2

 напряжение с ВСО контактами РДСО снимается, вентиль открывается и 

происходит продувка. 

При остановленном дизеле и понижении давления до 7,5 кгс/см

2

 питание на ВСО подается 

через размыкающие вспомогательные контакты КРН и замыкающие контакты реле РУ18. 

          4.11.10.6.Подзаряд аккумуляторной батареи ( см. лист 12 ) 

          Подзаряд аккумуляторной батареи осуществляется от стартер - генератора по цепи: 

вывод D2 стартер - генератора СТГ, провод 1556, автоматический выключатель АВ14, 

провод 1523, диод ДЗБ, провод 1522, резистор заряда батареи RзБ, провод 1521,            

автоматический выключатель АВ13, провод 1511, шунт Ш11, провода 1514, 1515, контакт 

выключателя ВкБ, провод 1510, аккумуляторная батарея БА, провод 3044, контакт 

выключателя ВкБ, провод 3050, вывод В2 стартер - генератора СТГ. Регулятор 

напряжения АРН поддерживает напряжение СТГ равным 110   1 В во всем диапазоне 

частоты вращения и нагрузки стартер - генератора. 

Диод ДЗБ исключает возможность протекания тока от аккумуляторной батареи БА в цепь  

якоря стартер - генератора СТГ, когда напряжение на клеммах СТГ ниже, чем на клеммах 

БА. Резистор RзБ ограничивает величину тока заряда батареи. Для измерения зарядного 

тока  в цепь включен измерительный шунт Ш3, сигнал с которого подается в БУ-МСУ. 

Напряжение стартер – генератора, а также ток заряда батареи указываются на ДМ(1). 

Напряжение стартер - генератора и аккумуляторной батареи измеряется также 

вольтметрами V2, установленными на каждом пульте управления. 

Одновременно вольтметр V2 используется для измерения напряжения питания цепей 

электропневматического тормоза. Для переключения вольтметров на каждом пульте  

управления установлены тумблеры Тб10, имеющие два положения: “Напряжение цепи 

электропневматического тормоза”, “Напряжение цепи управления”. 

4.11.10.7.Изменение частоты вращения вала дизеля ( см. лист 6 ) 

Изменение частоты вращения вала дизеля осуществляется дистанционно, с пульта управ-

ления машиниста перемещением рукоятки электронного контроллера КМ по позициям. 

Рукоятка контроллера, кроме нулевой позиции, соответствующей холостому ходу, имеет 

пятнадцать рабочих позиций режима “Тяга” и позиции 1   8 режима “Тормоз”. 

На контроллере кроме рукоятки установлено 2 тумблера: для выбора направления 

движения “Вперед - Назад” и режима работы “Тяга - Тормоз”. 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

248 

248 

 

Для увеличения частоты вращения коленчатого вала дизеля необходимо перевести 

тумблер на контроллере машиниста в положение “Вперед” или “Назад”, а рукоятку 

перевести в одну из рабочих позиций. Сигналы управления с контроллера поступают в 

БУ-МСУ, от которого через интерфейсные линии связи дальше в блок управления 

электронного регулятора дизеля ЭРД-БУ (см. лист 9). В соответствии с заданной частотой 

вращения регулятор обеспечивает ее поддержание путем управления исполнительным 

устройством, выходной вал которого соединен с рейками топливных насосов высокого 

давления (ТНВД). В переходных режимах работы дизеля под нагрузкой в случае, если 

рейки ТНВД достигают ограничительной характеристики в функции давления наддува, 

регулятор ограничивает выход реек на уровне ограничения.  

По мере роста давления наддува и изменения уровня ограничения в соответствии с 

заданной характеристикой регулятор обеспечивает скольжение реек по этой 

характеристике и по достижению заданной частоты вращения обеспечивает ее 

поддержание на заданном уровне. Давление наддува измеряется датчиком давления                

ЭРД-ДДН, а положение реек ТНВД – датчиком положения ЭРД-ДП, встроенным в 

исполнительное устройство.  

На нулевой и первой позициях контроллера машиниста частота вращения вала дизеля    

составляет 350 об/мин   3 об/мин , на второй позиции 550 об/мин   3 об/мин. 

На 15-ой позиции КМ частот вращения вала дизеля составляет 1000 об/мин   10 об/мин. 

4.11.10.8.Цепи возбуждения генераторов тягового и вспомогательного. Цепи 

энергоснабжения состава (см. лист 4). Алгоритм работы схемы в режиме  

самовозбуждения. 

На тепловозе установлен тяговый агрегат А, состоящий из двух генераторов: 

тягового А-Г1 и вспомогательного А-Г2. Тяговый генератор предназначен для питания 

через выпрямительную установку ВУ1 тяговых электродвигателей ЭТ1-ЭТ6. На статоре 

генератора располагаются две обмотки с выводами 1U, 1V и 1W; 2U, 2V и 2W, выпол-

ненные в виде трехфазных звезд, сдвинутых между собой на 30 электрических градусов. 

Схема выпрямления –трехфазная мостовая. Мосты выпрямительной установки, 

состоящей из двух частей: ВУ1.1 и ВУ1.2, соединены на выходе параллельно. Защита 

тягового генератора и выпрямительной установки от внутренних коротких замыканий 

осуществляется реле РМ2, катушка реле включена между нулевыми точками звезд. 

На статоре вспомогательного генератора расположены три обмотки: 

-две обмотки питания цепей энергоснабжения состава с выводами 3U, 3V и 3W; 

4U, 4V и 4W; 

 

249 

 

-одна обмотка питания  обмоток возбуждения двух генераторов с выводами 5U, 

5V, 5W. 

Обмотки питания цепей энергоснабжения выполнены в виде двух трехфазных 

звезд, сдвинутых между собой на 30 электрических градусов. Схема выпрямления –

трехфазная мостовая. Мосты звезд соединены на выходе последовательно и расположены 

в корпусе выпрямителя ВУ1.3. Здесь также расположены измерительный шунт RS1, 

датчик тока U3, два датчика напряжения U1 и U2. Питание на цепи энергоснабжения 

подается 

через 

L-C фильтр ВУ1-Ф.  

На обмотки возбуждения тягового и вспомогательного генераторов питание пода-

ется через управляемый выпрямитель (блок БВГ). Анодная и катодная группы тиристоров 

выпрямителя преобразуют фазное напряжение обмотки вспомогательного генератора в 

регулируемое напряжение постоянного тока. 

От анодной группы (тиристоры модулей VS1, VS2, VS3, обратный диод модуля 

VD1) получает питание обмотка возбуждения тягового генератора, от катодной (другие 

тиристоры модулей VS1, VS2, VS3 и обратный диод модуля VD1) – обмотка возбуждения 

вспомогательного генератора. 

В шкафу выпрямителя расположены тиристорные и диодный модули 

выпрямителя, формирователи импульсов тиристорами, которые обеспечивают усиление 

по мощности импульсов, приходящих из устройства обработки информации (УОИ), R-С 

цепи, предназначенные для защиты тиристоров от перенапряжений, быстродействующие 

предохранители FИ1, FИ2 FИ3 защищающие тиристоры от перегрузки и коротких 

замыканий, измерительные шунты RS1, RS2 и преобразователи напряжения А10, А11, 

измеряющие токи возбуждения генераторов, А9 для измерения напряжения на 

вспомогательной обмотке агрегата. 

На вход выпрямителя: 

-через автоматические выключатели АВ1 “Питание БВГ” подается напряжение          

110 В; 

-из БУ–сигналы управления на тиристоры. 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

250 

250 

 

Один полюс выпрямителей (“Общий“) соединен с нейтралью трехфаз-ной обмотки 

вспомогательного генератора. С ней соединен также один из полюсов обмоток 

возбуждения. 

“Минус” БВГ через шунт RS2, контакт КВГ1 соединен с выводом F1 обмотки 

возбуждения генератора А-Г1. 

“Плюс” БВГ через шунт RS1, контакт КВГ2, соединен с выводом F3 генератора  

А-Г2. 

Диод Дгп1, резистор Rгп1 и Дгп2, Rгп2 предназначены для гашения магнитного 

поля обмоток возбуждения при соответствующих нерабочих полуволнах питающего 

напряжения. 

Контакты контакторов КВГ1 и КВГ2 коммутируют цепи возбуждения тягового и 

вспомогательного генераторов. 

Через контакты контактора КВГ3, резистор Rбал на обмотку возбуждения вспомо-

гательного генератора кратковременно (3-4 сек) после окончания пуска дизеля подается 

напряжение 110 В для появления напряжения на вспомогательной обмотке.  

Контакторы КВГ2 и КВГ3 включаются от БУ-МСУ после окончания пуска дизеля. 

При появлении напряжения на выходе БВГ, система отключает контактор КВГ3 и , 

управляя работой БВГ, поддерживает минимальный уровень напряжения 140 В. В случае, 

если по истечении 3 сек. напряжение на выходе ВУ1/3 отсутствует, система отключает 

контакторы КВГ2, КВГ3, при этом на ДМ(1) появляется аварийное сообщение о том, что 

возбуждение вспомогательного генератора не состоялось. После выяснения причины 

неисправности режим начала возбуждения можно повторить. При этом Система повторит 

всю последовательность действий описанных выше. При изменении частоты вращения 

вала дизеля в диапазоне (0,35 – 0,8)n

ном.

 напряжения на вспомогательной обмотке 

изменяется пропорционально частоте вращения, а в диапазоне (0,8 – 1)n

ном.

 остается 

постоянным. При включении ключа энергоснабжения ВкЭ частота вращения вала дизеля 

устанавливается близкой к 0,7n

ном

, после чего включается  контактор энергоснабжения 

КЭ. При изменении частоты вращения вала дизеля в диапазоне                     (0,7-0,8)n

ном

 

напряжение на обмотках энергоснабжения изменяется. 

Питание энергоснабжения состава осуществляется по однопроводной схеме. 

“Плюс” на цепи вагонов поступает от выпрямительной установки ВУ1/3 через фильтр             

ВУ-Ф, контакт контактора энергоснабжения ВУ1-КЭ, расположенный в отсеке 

выпрямительной установки, контакты межвагонных соединений СМЭс1 (расположена с 

торца первой кабины) или СМЭс2 (расположена с торца второй кабины). “Минус” ВУ1/3 

соединяется с рельсами через “токосъемники”–узлы заземления У31 и У32.

 

251 

 

Алгоритм работы схемы в режиме самовозбуждения. 

Запрещающими сигналами на включение самовозбуждения являются: 

-отсутствие сигнала о работе дизеля; 

-отсутствие связи с БВГ; 

При отсутствии запрещающих сигналов и после отключения контакторов КТК2 и 

КТК1 подаются сигналы на включение КВГ2, кратковременно на КВГ3 и на включение 

системы управления. Признаком наличия самовозбуждения является наличие напряжения 

на вспомогательной обмотке U≥50 В. 

Если самовозбуждение не состоялось, а также при перегорании предохранителей в 

БВГ (1 и более), при отсутствии фазы на входе в БВГ выдается сигнал на отключение 

самовозбуждения с соответствующей информацией на ДМ(1). 

Для повторного включения самовозбуждения необходимо выяснить и устранить 

неисправность, выключить, а затем вновь через 5 сек. включить автоматический 

выключатель АВ1 “Питание БВГ”. 

4.11.10.9.Приведение тепловоза в движение. Алгоритм работы электрической      

схемы  в режиме “Тяга”. 

Для приведения тепловоза в движение необходимо тумблер задания режима на 

контроллере машиниста установить в положение “Тяга” (если он находился в положении 

“Тормоз”), тумблер выбора направления движения на контроллере установить в положе-

ние “Вперед” или “Назад” ( в дальнейшем будем рассматривать работу схемы при движе-

нии “Вперед” ), включить на пульте управления выключатель “Управление тепловозом” и 

перевести рукоятку контроллера на первую позицию. 

При этом Система контролирует сигналы на входе БУ-МСУ следующих аппаратов 

(см. листы 6, 7): 

В скобках указано положение контактов аппаратов при которых разрешается 

включение нагрузки. 

-устройства блокировки тормозов УБТ (контакт замкнут); 

-отключателей тяговых электродвигателей ОМ1-ОМ6, отключатели должны нахо-

диться во включенном положении (контакты замкнуты). Если какие-либо отключатели 

отключены, питание на катушку соответствующего контактора подаваться не будет; 

-блокировок дверей высоковольтной камеры БД1-БД5 (контакты замкнуты); 

-блокировки нагружения БН. Шины должны быть установлены на панели 

(контакты “замкнуты”); 

-электропневматического клапана автостопа ЭПКА (контакт замкнут); 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

252 

252 

 

-блокировки газового пожаротушения БГП (контакт замкнут); 

-блокировки аварийного останова ВкА (контакт замкнут); 

-блокировки реле аварийного останова РУ9 (контакт замкнут); 

-блокировки датчика-реле давления воздуха в тормозной магистрали РДТ3 

(контакт разомкнут); 

-блокировка датчика-реле давления воздуха в тормозных цилиндрах при 

включенном выключателе Вк4. “Электрический тормоз от крана” (контакт разомкнут). 

Блокирующими сигналами на включение нагрузки кроме этих являются: 

-давление воздуха в главном резервуаре менее 6 кгс/см

2

-отсутствие самовозбуждения вспомогательного генератора; 

-отсутствие связи между БВГ1 и БУ-МСУ; 

-перегорание одного из предохранителей блока БВГ или отсутствие одной из фаз 

питающего БВГ напряжения. 

При наличии запрещающих сигналов нагрузка не включается, при этом на ДМ(1) 

появляется соответствующая информация. 

При отсутствии перечисленных выше запрещающих сигналов от БУ-МСУ получа-

ют питание катушки реверсора Р(в) и тормозного переключателя ТП “Тяга” (см. лист 8). 

Кулачковый вал реверсора поворачивается и замыкает силовые контакты реверсора Р в 

цепях обмоток возбуждения (на схеме эти контакты изображены размыкающими при 

движении тепловоза “Вперед” при управлении из передней кабины). 

Тормозной переключатель устанавливается в положение “Тяга” и также замыкает 

свои силовые контакты в цепи тяговых электродвигателей (на схеме эти контакты 

изображены размыкающими). 

После замыкания соответствующего вспомогательного контакта реверсора Р(в) и 

тормозного переключателя ТП (тяга) на входе БУ-МСУ получают питание катушки 

поездных контакторов КП1-КП6. Включившись, контакторы КП1-КП6 подключают 

своими силовыми контактами тяговые электродвигатели к выпрямительной установке 

ВУ1. 

Одновременно замыкаются вспомогательные контакты КП1-КП6 на входе БУ-

МСУ. 

При

 этом от БУ-МСУ получает питание катушка контактора КВГ1. Контактор 

КВГ1, включившись своим силовым контактом подключает обмотку возбуждения 

тягового генератора А-Г1 к блоку возбуждения БВГ (см. лист 4). 

После включения контактора КВГ1 система автоматического регулирования воз-

буждает тяговый генератор А-Г1, на клеммах генератора появляется напряжение, тяговые 

электродвигатели начинают вращаться, тепловоз приводится в движение. Изменение час- 

 

253 

 

тоты вращения дизеля, мощности тепловоза производится перемещением рукоятки 

контроллера с первой по пятнадцатую позиции. При этом, из БУ-МСУ передается в 

электронный регулятор заданное значение частоты вращения вала дизеля. 

Регулирование параметров дизеля и электропередачи осуществляется автоматичес-

ки электронным регулятором дизеля и микропроцессорной системой тяговой 

электропередачи (см. п.4.11.10.11). 

При этом, кроме перечисленных выше сигналов Системой контролируются: 

-температура воды и масла дизеля; 

-реле защиты тягового генератора и выпрямительной установки от внутренних 

коротких замыканий – пробое плеча РМ2; 

-целостность предохранителей выпрямительной установки ВУ1. При перегорании 

одного предохранителя – появляется информация, при перегорании двух- из системы 

поступает сигнал на отключение КВГ1 и снятие нагрузки; 

-состояние изоляции высоковольтных цепей/ 

Если параметры указанных защит выходят за допустимые, а также, если поступает 

команда на перевод схемы в режим электрического тормоза, нагрузка снимается. Во 

время движения в режиме “Тяга” Система  обеспечивает: 

-автоматическое управление групповыми контакторами ослабления возбуждения 

тяговых электродвигателей КШ1 и КШ2. При этом постоянно контролируются процессы 

включения и отключения КШ1 и КШ2 с выдачей на ДМ(1) аварийных сообщений в 

случае их нештатного функционирования; 

-постоянный контроль за токораспределением тяговых электродвигателей. 

своевременное обнаружение режима буксования и его устранение. 

          4.11.10.10.Система автоматического регулирования тяговой электропередачи и                          

вспомогательного генератора. 

          Система автоматического регулирования возбуждения тягового генератора выполняет 

следующие основные функции: 

-поддерживает постоянной нагрузку (мощность) дизеля при изменении тока тяговых 

электродвигателей на каждой фиксированной частоте вращения вала дизеля ( позиции 

контроллера машиниста ) путем регулирования тока возбуждения ( напряжения ) тягового 

генератора; 

-ограничивает максимальные значения напряжения и тока тягового генератора, изменяет  

величину ограничения максимального ( пускового ) тока в зависимости от частоты враще- 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

254 

254 

 

ния вала дизеля по заданной характеристике, обеспечивающей наиболее благоприятное   

расположение пусковых характеристик тепловоза; 

-изменяет величину нагрузки ( мощности ) дизеля в зависимости от частоты вращения его 

вала, в соответствии с характеристикой, которая обеспечивает минимальные удельные 

расходы топлива. 

В результате внешняя характеристика генератора, выражающая зависимость 

напряжения генератора Uг от его тока Iг ( рис. 104) имеет три явно выраженные участка: 

-участок ограничения напряжения АБ; 

-участок постоянной мощности БВ; 

-участок ограничения максимального тока ВГ. 

Система автоматического регулирования вспомогательного генератора выполняет 

следующие основные функции: 

-поддерживает напряжение 2600 В на выходе выпрямителя энергоснабжения при 

частоте

 вращения вала дизеля 0,7 n

ном.

 (шестой позиции контроллера машиниста); 

-увеличивает напряжение на выходе выпрямителя энергоснабжения с 2600 В до 

3000 В пропорционально увеличению частоты вращения вала дизеля с 0,7 n

ном. 

до              

0,8 n

ном.

-поддерживает напряжение 3000 В при изменении нагрузки (тока) 

энергоснабжения в диапазоне от 0,8 n

ном.

 до n

ном.

-снимает возбуждение с вспомогательного генератора при срабатывании защиты 

по току нагрузки. 

Зависимость напряжения на обмотке собственных нужд Uсн вспомогательного 

генератора и напряжения на выходе выпрямительной установки энергоснабжения, Uэс в 

функции от частоты вращения вала дизеля n

диз.

, представлены на рис. 105. 

4.11.10.11.Структурная схема САР тяговой электропередачи и вспомогательного    

генератора 

Структурная схема САР приведена на рис.106. Регулирование тяговой электропере-

дачи осуществляется блоком управления БУ-МСУ микропроцессорной системы управления    

тепловоза (МСУ-ТЭ), который управляет блоком возбуждения тягового генератора БВГ1, 

включенным на выходы обмотки собственных нужд, который регулирует ток возбуждения 

тягового генератора А-Г1.  

 

 

255 

 

 

Р

ис

ун

ок

 104 

–В

не

шн

ие

 ха

ра

кт

ери

ст

ик

и 

те

плов

оз

а ТЭП

70Б

С

 с

 вы

клю

че

нн

ой

 с

ис

те

м

ой

 эн

ерго

сн

абже

ни

я 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

256 

256 

 

 

 

Р

ис

ун

ок

 105 

– 

За

ви

си

м

ос

ть

 н

ап

ряже

ни

я 

на

 об

м

отк

е с

обс

тве

нн

ых н

ужд 

U

сн

 и

 н

а вы

ходе

 вы

прям

ит

ель

но

й ус

та

новки

 эн

ергос

на

бже

ни

я 

U

эс

 от

 ч

ас

тоты вр

аще

ни

я ва

ла

 ди

зе

ля

 

 

257 

 

Напряжение статорных обмоток тягового генератора А-Г1 выпрямляется неуправ-

ляемой выпрямительной установкой ВУ1 и в режиме тяги через поездные контакторы     

КП1 – КП6 подается на тяговые электродвигатели ЭТ1 – ЭТ6, а в режиме электрического 

тормоза через тормозной переключатель ТП и контактор КП7 на последовательно соединен-

ные обмотки возбуждения тяговых электродвигателей, якори которых через тормозной 

переключатель и поездные контакторы включаются на тормозные резисторы Rэт1 – Rэт6. 

При регулировании тяговой электропередачи БУ-МСУ выполняет следующие 

функции: 

1.Осуществляет регулирование внешней характеристики тягового генератора с 

использованием следующих сигналов: 

-по частоте вращения вала дизеля от регулятора дизеля, который получает сигнал от 

датчика частоты вращения; 

-по мощности дизеля от регулятора дизеля, который получает сигнал от датчика 

положения рейки топливных насосов; 

-по току генератора от датчика тока ИТ1; 

-по напряжению генератора от датчика напряжения. 

Первые два сигнала образуют уставку системы, а остальные сигналы обратных 

связей. 

2.Задает мощность тягового генератора в зависимости от частоты вращения вала 

дизеля с учетом вычета мощности расходуемой на энергоснабжение поезда. 

3.По сигналам с датчиков тока ИТ2 – ИТ7 измеряет токи тяговых электродвигателей      

ЭТ1 – ЭТ6, определяет момент возникновения, обеспечивает защиту по боксованию 

колесных пар в режиме тяги, а при работе тепловоза в режиме электрического тормоза 

обеспечивает защиту от юза. 

4.По сигналу об отключении тягового электродвигателя с ОМ1 – ОМ6 снижает 

мощность генератора. 

5.По сигналам, от датчиков скорости ДС1-ДС2 обеспечивает защиту от разносного 

боксования. 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

258 

258 

 

 

Ри

су

но

к 

10

Ст

ру

кту

рн

ая с

хе

ма СА

Р т

яго

во

й э

лект

ро

пе

ре

дач

и  

и э

не

рг

ос

на

бж

ен

ия п

оезд

а 

Р

ис

ун

ок

 106 

– 

С

трук

ту

рн

ая с

хе

м

а С

АР т

ягово

й элект

роп

ере

да

чи

 и

 э

не

ргос

на

бже

ни

я п

ое

зда

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..