Тепловоз ТЭП70 БС. Руководство по эксплуатации - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     Тепловоз ТЭП70 БС. Руководство по эксплуатации (ТЭП70А.00 РЭ, РЭ1, РЭ2)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

Тепловоз ТЭП70 БС. Руководство по эксплуатации - часть 11

 

 

 

163 

 

В колодке 1 установлены подпружиненные колодки 9, предназначенные для 

фиксации и удерживания дугогасительной камеры. Для снятия дугогасительной камеры 

необходимо нажать пальцами на выступающие части защелкивающих колодок 9 и 

выдвинуть камеру вперед. 

Контактная система контактов вспомогательной цепи ( рис.70в ) состоит из 

контактных колодок 1, на которых закреплены скобы неподвижных контактов 7, и траверсы 

2 с подвижными контактными мостиками 3. Контактная система контактов вспомогательной 

цепи допускает перестановку контактов замыкающих в размыкающие и наоборот. 

Для этого необходимо: 

-снять траверсу с подвижными контактными мостиками с контактора; 

-вынуть переставляемый контактный мостик из окна траверсы; 

-вынуть из того же окна траверсы скобу 8, фиксирующую контактный мостик 3 и 

контактную пружину 4, а затем вставить скобу, предварительно перевернув ее, в окно 

траверсы совместно с контактной пружиной; 

-снять с колодок 1 неподвижные контакты 7, относящиеся к переставляемому контактному 

мостику, перевернуть их и закрепить на колодках 1 на тех же местах; 

  -установить траверсу с переставленным контактным мостиком на контактор. 

На рис.70а указано положение контактов, занимаемое ими после перестановки с 

размыкающего в замыкающий. 

Контакторы допускают установку как на изоляционных или металлических 

заземленных панелях, так и на рейках. Зажимы главных контактов допускают 

присоединение внешних проводов сечением от 4 до 16 мм

2

. Зажимы вспомогательной цепи 

контактов допускают присоединение двух проводов сечением от 0,75 мм

2

 до 2,5 мм

2

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

164 

164 

 

Техническая характеристика контакторов приведена в таблице 17. 

Таблица 17 

Наименование 

Значение 

Номинальный ток, А 

 

МК2 

63 

МК4 

160 

Ток продолжительного режима и коммутационная способность 

контактов вспомогательной цепи при индуктивной нагрузке ( с 

постоянной времени при постоянном токе не более 0,05 с ): 

 

номинальный ток, А 

10 

номинальное рабочее напряжение, В 

110 

Режим нормальных коммутаций: 

 

-включаемый ток, А 

12.5 

-отключаемый ток, А 

1,25 

Потребляемая мощность втягивающих катушек при 20  С, Вт 

40 

Собственное время включения контакторов, с 

0,08 

Количество контактов: 

 

МК2-10 

1 зам. 

МК2-20 

2 зам. 

МК2-11 

1 зам. 

1 раз. 

Количество контактов вспомогательной цепи: 

 

замыкающих 

размыкающих 

Собственное время отключения, с 

0,06 

Масса, кг, не более: 

 

МК2-10 

3,6 

МК2-20, МК2-11 

3,95 

МК4-10 

3,9 

4.11.5.6.Контактор электропневматический 1КП.006-06 (рис.71) 

Контактор электропневматический 1КП.006-06

 

предназначен для включения и 

отключения цепей отопления поезда. Контактор состоит из следующих основных узлов: 

неподвижного и подвижного главных контактов, пневматического привода, 

дугогасительной камеры и вспомогательных контактов.  

Техническая характеристика контактора приведена в таблице 18 

 

165 

 

Таблица 18  

Наименование параметра 

Норма 

1.Напряжение главной цепи, В: 

1.1.номинальное 

1.2.максимальное 

2.Ток номинальный главной цепи, А 

3.Отключаемый ток, А, не менее: 

3.1.номинальный, при напряжении 3000 В, индуктивности 60 мГн 

3.2.предельный, при максимальном напряжении и индуктивности 18 мГн 

4.Предельный включаемый ток при номинальном напряжении с общим 

временем протекания тока 50 мс, А 

5.Критический отключаемый ток при наибольшем напряжении и 

индуктивности 120 мГн, А, не менее 

6.Ток номинальный вспомогательных цепей, А 

7.Раствор контактов, мм: 

7.1.превышение раствора главных контактов над раствором 

дугогасительных 

7.2.главных 

7.3.дугогасительных при полностью включенном контакторе 

 

8.Длина линии касания контактов при включенном контакторе, мм, не 

менее 

8.1.главных 

8.2.дугогасительных 

9.Нажатие главных контактов, Н(кГс), не менее: 

9.1.начальное 

9.2.конечное  

 

3000 

4000 

400 

 

380 

500 

3000 

 

18 

 

1,5 

 

8

+1

 

28…32 

не менее 

4,0 

 

38 

 

40(4,1) 

127(12,9) 

 

4.11.5.7.Реле тяговые промежуточные ТРПУ ( рис.72 ). 

Реле на тепловозе используется в электрических цепях управления. Работает на 

принципе электромагнита. Электромагнит клапанного типа состоит из скобы 1, сердечника с 

катушкой 2 и плоского якоря 3. Ход якоря ограничивается угольником, возврат якоря 

осуществляется  пружиной 4. 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

166 

166 

 

 

Рисунок 71 – Контактор электропневматический 1КП.006 

 

167 

 

 

Рисунок 72 – Реле тяговые промежуточные ТРПУ-1 УХЛ3 

 

На якоре установлена пластмассовая траверса 5, воздействующая на подвижные     

пластины замыкающих и размыкающих контактов 6. На траверсе имеются три перегородки, 

разделяющие вертикальные ряды контактных зажимов 7, что препятствует перебросу дуги.  

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

168 

168 

 

Контактные пластины, выводы катушек и электромагнит ( катушка ) зафиксированы 

на пластмассовом корпусе и закрыты прозрачным кожухом 8. 

Технические характеристики реле ТРПУ приведены в таблицах 19-20. 

Таблица 19 

 

 

 

 

Наименование 

Ном

ин

аль

ное

 

на

пряже

ни

е 

кон

та

кт

ов, В

 

Дли

те

ль

но

-

доп

ус

ти

м

ый

 то

к 

кон

та

кт

ов, А

 

 

 

 

Количество 

контактов 

 

Ном

ин

аль

ное

 

на

пряже

ни

е 

ка

тушк

и, В

 

Мас

са

, к

г 

 

 

 

замык

аю

-

щих

 

разм

ык

аю

щих

 

 

 

ТРПУ-4-4-110В-П 

110 

110 

0,45 

 

Таблица 20 

Коммутационная способность контактов при индуктивной нагрузке постоянного тока 

 

Коммутируемый ток, А 

 

Количество последовательно соединенных контактов 

Напряжение, В 

 

постоянная времени, мс 

 

50 

110 

0,8 

1,6 

4.11.5.8.Реле электромагнитные типа РМ2000 (рис.73) 

На тепловозе ТЭП70А используются реле РМ 2103-1,25В-П в качестве реле защиты и    

реле РМ 2112-12В-П для защиты от внутренних коротких замыканий цепей выпрямительной 

установки и агрегата. 

Реле РМ 2000 (рис.1.2) состоит из электромагнита и контактной группы, 

установленных на основании 1. Реле закрыто кожухом 21, основание закрыто пластиной 7. 

Электромагнит состоит из ярма 22, плоского якоря 10, сердечника 17 с полюсным 

наконечником 15 и катушки 18. 

Якорь 10 вместе со скобой и противовесом 3 поворачивается вокруг оси 5. Сердечник 

17 закреплен на ярме 22 при помощи пружинного кольца 25. Для устранения перемещений 

катушки 18 по вертикали служит резиновое кольцо 16. 

 

169 

 

Р

ис

ун

ок

 73 

– 

Р

еле

 элект

ром

агн

ит

ные

 т

ип

а Р

М

2000

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

170 

170 

 

Катушка 18 представляет собой бескаркасную обмотку, на которую надеты два  

одинаковых пластмассовых корпуса. Обмотка приклеена торцами ко дну корпусов. Гибкие 

выводы катушки припаяны к клеммам-болтам 26, установленным на основании 1. 

Возвратная пружина 4 размещена в отверстии сердечника 17, для регулировки нажа-

тия пружины используется винт (упор) 23, контрение которого производится стопором 24. 

На стойке 14, жестко зафиксированной между сердечником 17 и полюсным наконеч-

ником 15, укреплены с помощью винта 12 и гайки 13 (М4) упоры 31, 32. Упоры служат для 

ограничения хода якоря и регулирования начального и конечного рабочего зазора   между 

якорем 10 и полюсным наконечником 15. Изогнутый упор 31 (рис.1.2б, 1.2. г) используется 

при наличии контакта (замыкающего или размыкающего), прямой упор- при отсутствии 

одного из контактов (рис.1.2в, 1.2д). 

Контактная группа состоит из двух изоляционных колодок 9, на которых укреплены 

контактные пластины. Колодки разделены изоляционной прокладкой и скреплены между 

собой винтом М3. Контактная пластина содержит подвижную контактную пластину 29 и 

неподвижную контактную пластину 30, опирающуюся на упорную пластину 28. 

Траверса 11 перемещает подвижные контактные пластины 23, при этом замыкающий 

контакт замыкается (рис. 1.2б), а размыкающий размыкается (рис. 1.2г). 

Реле работает следующим образом: 

-при достижении током катушки величины срабатывания (уставки для максимальных    

реле РМ 2103) якорь 10 притягивается к полюсному наконечнику 15. Траверса 11, 

укрепленная   на якоре, производит переключение контактов, движение якоря 

ограничивается упорами 31, 32; 

-при снижении тока в катушке возвратная пружина возвращает якорь в исходное 

положение. 

Технические параметры реле РМ 2103-1,25В-П приведены в таблице 21. 

 

 

171 

 

Таблица 21 

Основные технические характеристики 

 

 

Наименование 

 

 

Значение показателей для реле 

 

РМ 2103-1,25В-П 

Номинальное напряжение, В 

1,25 

Количество контактов 

1з 

Параметры контактов: 

Номинальное напряжение, В 

Номинальный ток, А 

 

110 

Вид возврата 

с самовозвратом 

Коэффициент возврата 

не менее 0,7 

Ток уставки Iуст., А 

1,15 

Ток катушки в продолжительном режиме, А 

1,5 Iуст. 

Назначение, механическая износостойкость, 

циклов 

Максимальное реле для защиты и 

оперативных переключений 0,25   10

6

 

Масса, кГ 

1,8 

 

Таблица 22 

Дополнительные технические характеристики 

 

Наименование 

 

Значение показателей для реле 

 

РМ2103-1,25В-П 

РМ2103-2,5В-П 

РМ2103-27В-П 

Род тока контактов 

постоянный 

Род тока катушки 

постоянный 

Активное сопротивление 

катушки при 20  С, Ом 

 

 

1,1 

 

4,2 

 

535 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

172 

172 

 

Технические параметры реле РМ 2112-12В-П приведены в таблице 23. 

Таблица 23  

Наименование 

Норма 

Номинальное напряжение катушки, В 

12 

Количество контактов 

1 з + 1 р 

Параметры контактов: 

 

номинальное напряжение, В 

110 

номинальный ток 

род тока контактов 

постоянный 

род тока катушки 

постоянный и переменный 

синусоидальный с частотой 330 Гц 

режим работы катушки 

продолжительный для переменного тока, 

кратковременный ( длительность рабочего 

периода до 10 с ) -для постоянного тока 

при наличии переменного тока 

Активное сопротивление катушки  

при 20  С, Ом 

Максимальное напряжение переменного    

тока, В 

Частота, Гц 

Коммутационная способность: 

Напряжение, В 

Отключаемый ток, А 

Включаемый ток, А 

Постоянная времени, с 

Коммутационная износостойкость, 

циклов, не менее 

 

150 

 

350 

330 

 

110 

0,1 

 

2   10

4

 

 

 

 

173 

 

4.11.5.9. Датчики-реле давления ДЕМ102-1-02-2 ( рис.74) 

Датчики-реле давления ДЕМ102-1-02-2 предназначены для автоматического   

регулирования давления газообразных и жидких сред в установках, работающих в условиях 

умеренного холодного и тропического климата. 

Значения пределов уставок, зоны нечувствительности, основной погрешности 

срабатываний приведены в таблице 24. 

Таблица 24 

 

Пределы 

уставок, 

Зона нечувствительности 

Основная  

Разброс 

МПа (кгс/см

2

минимальное 

значение, 

МПа 

(кгс/см

2

), не 

более 

максимальное 

значение, МПа 

(кгс/см

2

погрешность, 

МПа 

( кгс/см

 

срабатыва-

ний, 

МПа           

( кгс/см 

2

от 0,1 ( 1,0 ) 

до (1,0(10,0) 

0,1 ( 1,0 ) 

0,6 ( 6,0 ) 

+ 0,04 

0,01 ( 0,1 ) 

Масса прибора - не более 1 кг. 

Коммутируемая мощность контактов при напряжении 110 В – 60 Вт. 

Прибор состоит из следующих основных узлов : чувствительной системы, 

передаточного механизма, узла настройки уставок и узла настройки зоны возврата с 

задатчиками (пружинами), переключающего контактного устройства и устройства 

кабельного ввода. 

Принцип действия прибора основан на сравнении усилий, создаваемых давлением 

или разностью давлений контролируемой среды на чувствительную систему и сил упругой 

деформации задатчика ( пружин ) уставок и зоны возврата. 

Примечание. 

Винтом 1 производится настройка заданного давления по шкале уставок. 

Винтом 2 производится настройка заданного давления по шкале зоны возврата. 

Не допускается указатель зоны нечувствительности устанавливать ниже нижней и 

выше верхней рисок шкалы более чем на 0,5 мм. 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

174 

174 

 

 

Рисунок 74 – Датчик – реле давления ДЕМ102-1-02-2 

 

4.11.5.10.Датчик-реле температуры ТАМ103 ( рис.75 ) 

Датчики-реле температуры ТАМ103 предназначены для автоматического управления 

охлаждающим устройством путем размыкания или замыкания электрической цепи 

управления при изменении температуры контролируемой среды. 

 

 

175 

 

 

Рисунок 75 – Датчик – реле температуры ТАМ103 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

176 

176 

 

Датчик-реле температуры ТАМ103 выполнен в литом алюминиевом корпусе 10 и      

состоит из следующих основных частей: термосистемы, передаточного механизма с узлом 

настройки, переключателя и вводного устройства. 

В термосистему входят: сильфон 18, баллон 17, корпус 13, гайка 14, предназначенная 

для крепления прибора и фланец 12. Между сильфоном 18 и баллоном 17 заключена термо-

чувствительная жидкость. В дно сильфона 18 упирается шток 16, поджимаемый      

пружиной 15. 

К передаточному механизму относятся рычаги 3 и 11 шарнирно укрепленные на оси 1 

и поджатые к штоку 16 двумя пружинами кручения 2. Кинематическая связь рычагов 3 и 11 

осуществляется пружиной растяжения 5, винтом диапазона 6. Электрический ввод осущест-

вляется штепсельным разъемом. Принцип работы прибора основан на сравнении перемеще-

ния конца штока жидкостной термосистемы, вызванного изменением объема наполнителя 

при изменении температуры с дифференциальным ходом переключателя. 

При изменении температуры контролируемой среды, окружающей баллон 17, объем 

жидкости изменяется, что приводит к перемещению дна сильфона 18 и штока 16, который 

передаст это перемещение рычагу 3. При повышении температуры контролируемой среды, 

рычаг 3 перемещается и через пружину 5 перемещает рычаг 11, который свободным концом    

воздействует на кнопку микропереключателя 4. 

После переключения электрических контактов переключателя 4 в случае продолжаю-

щегося повышения температуры контролируемой среды ( тепловая инерция объекта или 

инерция исполнительного устройства ), рычаг 11 садится на верхнюю крышу окна в    

панели 9, а рычаг 3 продолжает перемешаться. 

При понижении температуры контролируемой среды объем жидкости уменьшается, 

дно сильфона 18 и шток 16 перемещается вниз, а вместе с ними под действием пружин кру-

чения 2 перемещаются вниз рычаги 3 и 11. Рычаг 11 отходит от кнопки-переключателя 4 и   

переключатель срабатывает в обратном направлении. 

Технические характеристики датчика-реле температуры приведены в таблице 25. 

Таблица 25 

 

Условное 

обозначение и 

модификации 

 

Пределы уставок,  С 

Предельная 

температура 

контролируемой 

среды,  С 

Способ 

подсоединения 

электрического 

кабеля 

ТАМ103-04.2 

от плюс 70 до       

плюс 170 

200 

Разъем 

 

177 

 

Зона нечувствительности прибора нерегулируемая от 3 до 6  С на понижение. 

Разброс срабатываний приборов при неизменных окружающих условиях не более                

 0,6  С (ТАМ103). 

Прибор должен быть работоспособен: 

-при температуре окружающего воздуха от минус 50 до плюс 70  С; 

-при атмосферном давлении от 550 до 800 мм. рт.ст.; 

-при скорости изменения температуры контролируемой среды до 10  С в мин; 

-после воздействия температуры окружающего воздуха от минус 60 до плюс 70  С. 

Прибор имеет пылеводозащищенное исполнение. 

Постоянная времени в перемешиваемой воде должна быть не более 25 с. 

Постоянная времени в перемешиваемом воздухе должна быть не более 4 мин. 

Прибор ТАМ103 выдерживает 150000 циклов срабатываний при нагрузке на контакты                  

от 15 до 60 Вт постоянного тока напряжением 110 В при индуктивной нагрузке до 2 Гн. 

Уплотнение штуцера чувствительной системы должно выдерживать без нарушения  

герметичности давление контролируемой среды 40 кгс/см

2

Масса приборов должна быть не более 0,45 кг. 

4.11.5.11. Реле промежуточные РПУ-3М 

Реле предназначены для эксплуатации на тепловозах в качестве промежуточных реле 

управления. 

Реле представляет собой электромагнитный аппарат с магнитной системой 

клапанного  типа и контактами мостикового типа ( рис.76 ). 

При подаче на катушку 1 напряжения якорь 3 притягивается к сердечнику 2 и     

перемещает траверсу 4, при этом размыкающие контакты размыкаются, а замыкающие     

контакты замыкаются. 

При снятии напряжения с катушки возвратная пружина приводит траверсу и якорь в 

исходное положение, при этом размыкающие контакты размыкаются, а размыкающие - 

замыкаются. 

Технические данные и основные параметры реле приведены в таблице 26. 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

178 

178 

 

 

Рисунок 76 – Реле промежуточные РПУ-3 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..