ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 22

 

  Главная      Учебники - Разные     ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23   ..

 

 

ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 22

 

 

338 

 

межрегиональные 

рынки 

сбыта 

продукции, 

и 

как 

следствие 

повышение 

конкурентоспособности предприятий и всего региона в целом.  

Главными  составляющими  эффективного  регионального  кластера  являются  такие 

элементы как максимально эффективная организационно-правовая форма собственности, 
вертикальная  форма  интеграции,  диверсификация  портфеля  продукции,  увеличение 
финансовых  активов  за  счет  привлечения  внешних  инвестиций,  технологичность  и 
инновационность.  Формирование  и  развитие  эффективных  региональных  комплексов 
ведет  к  концентрации  ресурсного  потенциала  региона,  способствует  лучшему 
использованию  всех  факторов  производства,  предопределяет  преимущественно 
интенсивный тип экономического роста в регионе.   

На сегодняшний день, в части российских регионов, в том числе и Татарстане, уже 

сформировались  подобные  территориально-экономические  региональные  комплексы.  В 
большинстве своем, они формируются по отраслевому признаку и отражают отраслевую 
направленность  региона.  Мы  считаем,  что  региональный  отраслевой  комплекс  -  это 
самостоятельный  субъект  экономических  процессов,  участник  конкурентной  борьбы, 
обладающий  необходимыми  для  этого  признаками  и  возможностями.  Региональный 
отраслевой  комплекс  необходимо  рассматривать  как  экономический  субъект, 
участвующий  в  конкурентных  процессах  и  подлежащий  включению  в  существующую 
систему конкурентоспособности наряду с товаром, фирмой, отраслью и страной. 

Таким образом, конкурентоспособность регионального комплекса есть реальная и 

потенциальная  способность  совокупности  предприятий  комплекса  удовлетворять 
потребности  определенной  группы  людей  на  региональном  рынке,  опосредуемой  более 
эффективным  в  сравнении  с  конкурентами  использовании  ограниченных  экономических 
ресурсов. 

Список литературы: 

1.  Кистанов В.В., Копылов Н.В.  Региональная экономика России: Учебник. — М.: 

Финансы и статистика, 2013. — 584 с. 

2.  Демьянова О.В., Шипшова О.А., Мухаметшина Ф.А.  Эффективное развитие и 

конкурентоспособность региональных экономических систем. «Вестник экономики, права 
и социологии» № 8, 2016 – 76-77с. 

 

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 

ТОВАРОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 

 

Морокина А.А., Федечкин Р.С., Сыцко В.Е., Целикова Л.В. 

УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской 

кооперации», г.Гомель (Республика Беларусь) 

 
Аннотация:  В  статье  рассматриваются  проблемные  аспекты  прогнозирования 

качества и конкурентоспособности трикотажного меха и предлагается авторская методика 
его  оценки  на  предприятиях  Республики  Беларусь.  Исследованы  также  потребительские 
свойства  экспериментальных  образцов  одежного  ИТМ  и  произведена  оценка  их  уровня 
конкурентоспособности. 

Ключевые  слова:  конкурентоспособность,  искусственный  трикотажный  мех, 

качество, потребительские свойства, полиакрилонитрильные волокна, методика оценки. 

Вырабатываемый  сегодня  ИТМ  с    применением    отечественных    ПАН-волокон  

уступает    его  импортному  аналогу    по  качеству,  поскольку  имеет  повышенную 
сминаемость,    сваливание,    значительную  массу    ворсового    покрова,  слабый    блеск  и 
туше. Проведенные  нами  исследования  утверждены  в  качестве  заданий  важнейших  
государственных  научно-исследовательских  программ.    Исследование  свойств  волокон 
выполнено  с    целью    оптимизации    волокнистого    сырья    для    выработки    меха    по  
критерию    его    качества.  Основные    предпосылки    для    оценки    взаимосвязи    свойств 

339 

 

волокон с качеством меха следующие:  

1.  Качество  меха  в  большей  мере  зависит от эффективности технологических 

операций  по  его  изготовлению,  качества  сырья  и стабильности  основных  показателей  
механических свойств волокон.  

2. Волокно, для выработки мехового ассортимента  должно обладать определенным 

уровнем    упруго-эластических  характеристик  как  в  продольном,  так  и  в  поперечном 
направлениях относительно его оси. 

3. Свойства извитого волокна, и, в частности, его способность  к  разглаживанию,  

связаны  с  макроструктурными    и  термическими  характеристиками,  прежде  всего,  с 
удлинением  или  с  усаживанием    волокон    в    определенных    температурно-силовых 
условиях воздействия.  

Ставилась  задача  оценить  уровень  этих  свойств  у  отечественных  волокон  и  их 

аналогов зарубежного производства, используемых в производстве ИТМ.  

В  мировой    практике    специалисты    выделяют    шесть    основных    показателей  

конкурентоспособности:      качество,      цена,      возможность  реализации,    реклама,  
техническое  обслуживание, экологическая чистота.  

Изделие  высокого    качества    характеризуется  высоким  уровнем  потребительских 

свойств,    низкими      эксплуатационными      расходами,      безопасностью,      экологической   
чистотой.      Однако  главным  показателем  качества  и  конкурентоспособности      товаров     
остается      общественная      потребность  в  них.  Отсюда  следует,  что  основными 
составляющими    конкурентоспособности    товара    являются    его    потребительские  
свойства  и  цена  потребления,  которая  характеризуется  затратами на приобретение и 
использование.  В  этой связи  нами  разработана  методика  оценки конкурентоспособности 
искусственного трикотажного меха (ИТМ) по программе  «Оценка», позволяющая свести   
воедино      всю      совокупность  разработанных  единичных    показателей  качества  и 
охарактеризовать ее в целом, выразив безразмерной величиной [1, с.619].  

Предметом исследования явились 50 разновидностей искусственного трикотажного 

меха  (ИТМ)  одежного  назначения  различных  по  составу,  виду  стрижки,  цветовому 
колориту, рисункам и другим признакам, вырабатываемых Жлобинским ОАО "Белфа".  

Для  определения  номенклатуры  показателей  качества,  конкурентоспособности 

ИТМ применяли социологический, экспертный и инструментальный методы. 

На  основании  критериев  квалиметрии  и  современных  представлений  о  выборе 

показателей качества, а также мнения потребителей составлена структурная схема свойств 
ИТМ по принципу иерархии.  

По  результатам  социологического  опроса  потребителей,  а  также  по  заключениям 

экспертов  и  результатам  анализа  технических  нормативных  правовых  актов  (ТНПА) 
номенклатура  потребительских  свойств  искусственного  меха  была  разделена  на  группы: 
эстетические, эргономические, надежности, безопасности и экономические.  

Установлено, 

что 

наиболее 

значимыми 

свойствами, 

определяющими 

покупательную  способность,  являются  эстетические  и  экономические  свойства. 
Коэффициент  весомости  свойств  (М);  составил:  эстетических  –  0,35;  экономических  – 
0,25;  надежности  –  0,18;  эргономических  –  0,12;  безопасности  –  0,10.  Расчет 
коэффициентов  и  согласованность  экспертных  оценок  определяли  по  ГОСТ  23554.2-81 
(коэффициент конкордации – 0,875).  

Эстетические  свойства  ИТМ  оценивали  по  совершенству  имитации  натурального 

меха,  рисунку,  структуре  ворса,  соответствию  фактуры  ворса  и  цвета,  блеску,  цвету, 
текстуре  поверхности,  драпируемости,  пышности,  застилистости,  рассыпчатости  ворса, 
распрямленности  концов  волокон.  Экономические  свойства  ИТМ  представлены 
реализуемостью, 

себестоимостью, 

энергоемкостью, 

рентабельностью, 

материалоемкостью,  удобством  раскроя  и  сборки  раскроенных  элементов.  Из  группы 
свойств  надежности  ИТМ  оценивали  следующие  показатели:  массу  слабо  закрепленных 
волокон;  устойчивость  к  сваливанию,  истиранию;  стойкость  окраски  к  "сухому"  и 

340 

 

"мокрому"  трению;  относительное  удлинение  по  длине  и  ширине,  остаточную 
деформацию, несминаемость. Из группы свойств безопасности оценивали огнестойкость. 
В группе эргономических свойств оценивали массу  1 м

2

  меха,  массу  ворсового  покрова, 

туше,  жесткость,  воздухопроницаемость,  паропроницаемость,  толщину,  удельное 
поверхностное электрическое сопротивление [2]. 

Показатели  эргономических  свойств,  надежности  и  безопасности  определяли 

инструментальными  методами.  Значения  показателей  других  свойств,  которые  нельзя 
получить экспериментально, определяли методом экспертной оценки [1]. По стандартным 
методикам  оценивали  физико-механические  характеристики  ИТМ,  массу  1  м

2

,  массу 

ворсового  покрова,  массу  слабо  закрепленных  волокон,  электризуемость,  огнестойкость, 
устойчивость к сваливанию и истиранию, устойчивость к "сухому" и "мокрому" трению, 
относительное удлинение по длине и ширине и др.  

За  базовый  образец  принят  ИТМ  арт.  НТ-20  (Япония)  с  хорошими  физико-

механическими  показателями:  несминаемость  –  91  %;  коэффициент  сваливания  –  34%; 
масса  слабозакрепленных  волокон  –  1,2  г/м

2

.  Показатели  свойств  ворса  этого  ИТМ  – 

однородность  ворса  по  длине,  распрямленность  ворса,  застилистости,  рассыпчатость, 
блеск и туше – также высоки.  

Установлено,  что  на  уровень  конкурентоспособности  одежного  ИТМ  особое 

влияние  оказывают  следующие  показатели:  цветовой  колорит,  вид  стрижки,  блеск, 
фактура, рисунок,  устойчивость к сваливанию и истиранию,  удлинение при растяжении, 
элетризуемость  и  огнестойкость,  удельная  масса,  масса  слабо  закрепленных  волокон, 
реализуемость.  

По результатам экспериментальной оценки 50 образцов ИТМ установлено, что у 30 

опытных образцов: арт. 17С  212–Д41 рис. М-93;  17С  214– Д41 рис. С– 917С  429– Д41 
рис. Ш– 5; 17С 425– Д41 рис. Ш– 25; 17С 423– Д41 рис. Ш– 41; 17С 397– Д41 рис. Ш– 48; 
17С 384– Д41 рис. Ш– 14 и 17С 383– Д41 рис. Ш– 27 конкурентоспособность находится 
на одном уровне с базовым, в основном, за счет более низкой цены 1 м

2

 меха. Остальные 

производственные  образцы  требуют  совершенствования.  В  связи  с  этим,  даны 
рекомендации  Жлобинскому  ОАО  "Белфа"  по  улучшению  ассортимента  ИТМ,  показана 
необходимость  совершенствования  потребительских  свойств  меха:  структуры  ворса, 
безопасности  использования,  электризуемости,  массы,  износостойкости,  экономических 
показателей  и  колористического  оформления.    Это  позволило  оптимизировать  выпуск 
промышленного  ассортимента  ИТМ  и  получить  значительный  экономический  эффект 
[2,с.52]. 

Список литературы: 

1. 

Sytsko  V.E.    Methods          of    forecasting      the  quality  and  competiveness  in 

nonfoods [Text] //  16

ht

  GWT       symposium. Suwon.  Korea. 2008. P. 617-620. 

2. 

Сыцко,  В.Е.  Целикова  Л.В.  Качество  и  конкурентоспособность  –  главный 

фактор  рыночной  экономики  /  В.Е.  Сыцко,  Л.В.Целикова  //  Сборник  Международной 
научной  конференции  "Новое  в  технике  и  технологии  текстильной  промышленности".  – 
Витебск: ВГТУ, 2013. – С.51-52. 

 

РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ 

 

Насекина А.Д., Выборнова А.А., 

студентки Финансового университета при Правительстве Российской 

Федерации, г.Москва 

 

Научный руководитель - Козлова Н.П.,к.э.н., доцент Финансового университета 

при Правительстве Российской Федерации, г.Москва 

 

341 

 

Аннотация. Рассматривается информационный маркетинг, как перспективный вид 

маркетинга  в  настоящее  время.  Анализируются  инструменты  кибермаркетинга  для 
продвижения товаров и услуг в сети Интернет, оценивается их эффективность. 

Ключевые  слова:  маркетинг,  информационный  маркетинг,  кибермаркетинг, 

реклама, продвижение.  

Процесс  информатизации  общества  привел  к  появлению  таких  понятий,  как 

информационная культура, информационнный бизнес и информационный маркетинг. Что 
же  понимается  под  информационным  маркетингом?  Информационный  маркетинг 
включает  в  себя  совокупность  научно  обоснованных  представлений  об  управлении 
современным  производством  в  сфере  информационного  бизнеса  в  условиях  рыночной 
экономики. [2] Также можно сказать, что информационный маркетинг - это совокупность 
необходимых навыков, которые требуются для управления информационными потоками в 
экономике, а также для обеспечения необходимого количества сбыта продукции. 

Главной  составляющей  информационного  маркетинга  является  кибермаркетинг, 

под  которым  понимается  использование  сетевых  коммуникаций  и  цифровой 
интерактивной  среды  для  достижения  маркетинговых  целей  предприятия.  [2]  Также 
кибермаркетиег  спициалисты  часто  называют  «он-лайновый  маркетинг»  или  «интернет-
маркетинг».  

Сам  термин  «кибермаркетинг»  возник  около  20  лет  назад  и  включал  в  себя 

комплекс  мер  для  достижения  маркетинговых  задач  предприятия  с  помощью  цифровой 
интерактивной  среды  и  сетевых  коммуникаций.  [4]  Это,  несомненно,  одно  из    новых  и 
перспективных  направлений  в  современном  мире.  Сегодня  кибермаркетинг  включает  в 
себя не только различные маркетинговые решения для интернета–бизнеса, но и механизм 
стратегического  планирования  производства  продукции.  Это  особый  вид  маркетинга, 
который  занимается  разработкой  товаров,  их  продвижением  и  увеличением 
потребительского  спроса,  где  важным  связующим  звеном  между  продавцом  и 
покупателем  выступает  поисковая  система.  Главная  цель  кибермаркетинга  —  это 
построение  эффективных  и  стабильных  торговых  отношений  с  помощью 
информационных технологий. [4] 

Торговля  в  интернете  направлена  на  постоянное  расширение  числа  покупателей. 

Для  этого  кибермаркетинг  использует  два  основных  инструмента,  с  помощью  которых 
происходит  поиск  целевого  потребителя:  поисковую  оптимизацию  вебсайта, 
таргетинговую и контекстную рекламу [5]. 

Поисковая  оптимизация  сайта  предполагает  исследование  интернет-среды: 

аудитории  потребителей,  конкурентных предложений,  способов подачи  информации.  На 
основе  сегментирования  покупателей  по  определенным  признакам  (например,  пол, 
возраст,  местоположение,  интересы)  и  структуризации  поисковых  запросов  строится 
семантическое  ядро  и  осуществляется  привязка  вводимых  запросов  к  определенным 
разделам веб – сайта. Далее происходит оптимизация под ключевые слова. 

Таргетированная  реклама  направлена  на  целевую  аудиторию,  соответствующую 

определенному набору требований, заданному рекламодателем. [3] Она демонстрируется 
целевой  аудитории  независимо  от  того,  ищут  сейчас  люди  этот  товар  или  нет. 
Потребитель  даже  может  не  знать  об  этом  товаре,  главное,  чтобы  он  был  ему 
потенциально  интересен.    Основная  трудность  здесь  состоит  в  том,  чтобы  понять 
психологию  пользователя,  знать  его  потенциальные  увлечения.  Нередко  возникают 
ситуации,  когда  рекламные  агентства  ошибаются  и  направляют  свои  силы  не  на  тех 
потребителей. 

Одним из новшеств данной рекламы является ретаргетинг. Суть его заключается в 

том, что объявления показываются тем потребителям, которые заходили на определенный 
сайт  и  выполняли  те  или  иные  действия.  Система  сканирует  их  поисковые  действия, 
потребитель попадает «на учет» и после этого ему в интернете высвечивается реклама тех 
товаров,  которые  он  просматривал  на  данном  сайте.  Преимуществами  данной  рекламы 

342 

 

являются ориентация на клиента, подстраивание под его интересы, невысокие вложения и 
высокая  скорость  отдачи.  К  недостаткам  можно  отнести  неверные  личные  данные, 
краткосрочный результат, а также возможность блокировки через AdBlock и возникающее 
довольно  часто  негативное  восприятие  этой  рекламы  потребителями,  у  которых 
складывается ощущение, что за ними следят. 

Таргетинговая  реклама  высокорентабельна  за  счет  соответствия  потребностей 

(поисковых запросов) и рекламного содержания. Главное ее преимущество в том, что  не 
реклама  ищет  своего  покупателя,  а  покупатель  самостоятельно  направляется  к 
рекламному  объявлению.  Такой  подход  гораздо  эффективнее,  так  как  обеспечивает 
целевых посетителей сайта. 

Контексная  реклама  (еще  называют  “контекст”)  ориентирована  на  посетителя, 

который  именно  сейчас  ищет  ваш  товар  или  услугу.  В  контексте  все  объявления 
настраиваются на определенные ключевые запросы, которые вводит сам пользователь. В 
этом  случае  работа  ведется  непосредственно  с  целевой  аудиторией,  которая  ищет 
информацию  о  товаре/услуге  в  интернете.  Успех  контекстной  рекламы  заключается  в 
принципе permission targeting, ориентированности ее на ненавязчивое предложение. [3] 

Выделяют  также  поисковую  и  тематическую  контекстную  рекламу.  Поисковая 

контекстная  реклама  показывается  в  результатах  поиска  в  крупнейших  поисковых 
системах  (Яндексе,  Google,  Рамблере,  Поиск@mail.ru.)  или  по  сайту  (так  называемые 
вертикальные  поиски)  в  том  случае,  если  запрос  пользователя  совпадает  с  ключевыми 
словами  контекстного  объявления.  Тематическая  реклама  показывается  как 
дополнительная  информация  к  содержанию  страниц,  которые  просматривает 
пользователь. Хотя для показа объявлений, пользователь не вводит запрос, они все равно 
находятся в сфере его внимания (т.е. являются контекстными). 

Контекстная реклама дороже таргетированной, цены начинаются от 25 000 и 15 000 

рублей,  соответственно.  Контекстная  реклама  больше  подходит  для  тех  потребителей, 
которые  знают,  какой  товар  им  требуется.  Если  же  у  потребителя  нет  четкого 
представления  о  том,  что  ему  необходимо,  то  здесь  лучше  действует  таргетинговая 
реклама. 

Также  существуют  еще  несколько  распространенных  методов  продвижения 

интернет-ресурса  и  интернет-магазина.  Например,  медийная  реклама,  включающая 
новостную,  баннерную  рекламу,  публикации PR-статей,  участие  в  конкурсах  и  премиях, 
т.е.  все,  что  привлекает  внимание  ваших потенциальных  покупателей.  Надо  сказать,  что 
это наименее эффективный из рассматриваемых вид продвижения.  

Другой  вариант  -  реклама  в  каталогах  товаров,  которая  предусматривает  плату  за 

клики. Это такие площадки, как Яндекс-маркет, Рамблер-покупки, Е-каталог и другие. Все 
подобные  площадки  имеют  разные  способы  привлечения  клиентов  к  себе,  поэтому 
процент  соотношения  между  теми  потребителями,  которые  сделали  выбор  и  теми,  кто 
просто являются посетителями, весьма разнится и, должен быть подвержен анализу. 

На  сегодняшний  день  информация  стала  товаром  массового  спроса.  Именно 

поэтому  в современном мире информационный маркетинг получил свое развитие и стал 
играть  огромную  роль  в  продвижении  различных  товаров  и  услуг.  Кибермаркетинг,  как 
вариант  информационного  маркетинга,  включает  в  себя  огромное  количество 
инструментов по продвижению товаров в сети. Данное направление маркетинга является 
наиболее перспективным в условиях современного информационного общества. 

Список литературы: 

1.  Интернет-маркетинг:  учебник  для  академического  бакалавриата  /  О.  Н. 

Жильцова [и др.]; под общ. ред. О. Н. Жильцовой.  — М.: Издательство Юрайт, 2014.  — 
288 с. 

2.  Информационный  маркетинг-основа  инновационного  развития  производства  в 

условиях  глобализации  экономики:  научное  издание/  Ястребов  А.П.  –  СПбГУАП.  СПб. 
2003. – 24с.  

343 

 

3.  Таргетинговая  реклама.  Преимущества  и  тонкости  настройки.  //Apollo-8  digital 

agency [Электронный ресурс]. URL: https://apollo-8.ru/targetirovannaya-reklama. 

4.  Что 

такое 

кибермаркетинг. 

//Cropas: 

агенство 

интернет-маркетинга 

[Электронный ресурс]. URL: http://cropas.by/seo-slovar/cybermarketing. 

5.  Сущность  кибермаркетинга  и  реализация  задач  интернет-бизнеса.  //  Scientific 

World [электронный ресурс]. URL: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/management-and-
marketing-411/information-technology-in-management-411/10768-411-1077  

 

ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО 

ПРЕДПРИЯТИЯ 

 

Насибуллина А.Д., Нигматуллина Д.А. 

студентки Казанского кооперативного института (филиал) РУК 

 

Научный руководитель - Е.С. Макарова, к.э.н., доцент Казанский кооперативный 

институт (филиал) РУК,  г.Казань 

 
Конкуренция  как  движущая  сила  развития  общества  вынуждает  торговые 

предприятия  и  производителей  товаров  постоянно  искать  новые  пути  повышения   
качества  производимых  и  реализуемых  товаров,  снижения  цены,  повышения  качества 
торговой  услуги.  В  условиях  рыночных  отношений  конкурентоспособность  является 
главным фактором успеха. 

Формирование  высокого  уровня  конкурентоспособности  торгового  предприятия, 

структура  показатели  и  факторы  его  конкурентоспособности  имеют  ряд  особенностей. 
Сфера  розничной  торговли  включает  всю  предпринимательскую  деятельность, 
основанную  на  продаже  товаров  конечным  потребителям.  К  числу  первостепенных 
функций  розничной  торговли  можно  отнести  формирование  торгового  ассортимента, 
предоставление  информации  потребителям,  операции  с  товарами,  совершение  сделки 
купли-продажи. 

Все многообразие   розничных   торговых   организаций обычно классифицируют 

по масштабу деятельности, размеру торговой  площади, товарной специализации, методу 
обслуживания  населения,  обслуживаемому  сегменту  рынка  товаров.  Кроме  того,  все 
типовое  разнообразие  торговых  предприятий  можно  подразделить  в  зависимости  от 
контингента  обслуживаемого  населения  на  несколько  групп:  магазины  относительно 
невысоких  цен  типа  «магазин-дискаунт»,  универмаги,  специализированные  магазины, 
супермаркеты и гипермаркеты [1, с.146]. 

Конфуций  писал:  «Открыть  магазин  легко,  а  вот  не  дать  ему  закрыться  –  уже 

искусство».  В  настоящее  время  магазин  рассматривается  через  призму  совокупности 
определенных  характеристик,  имеющих  различную  степень  важности  с  точки  зрения 
потребителя.  К  базовым  показателям  многие  авторы  относят  ассортимент  товаров, 
комплекс торговых услуг, уровень цен, ценовые скидки и акции, близость магазина к дому 
и его расположение ц в целом, режим работы магазина и время пребывания в нем, уровень 
обслуживания,  атмосфера  магазина  и  др.  Данные  характеристики  можно  отнести  к 
основным  определяющим  и  наиболее  значимым  факторам  конкурентоспособности  – 
конкурентным преимуществам [3, с.154]. 

Одним  из  основных  конкурентных  преимуществ  торгового  предприятия  является 

его внешний облик и внутреннее обустройство, поскольку потребитель должен решиться 
войти  в  магазин  и  провести  там  свое  время,  совершая  покупки.  Использование 
современных  психотехнологий  позволяет  при  бюджете  изменить  облик  магазина  так, 
чтобы  он  на  бессознательном  уровне  имел  ключевые  отличия  для  клиентов  от 
конкурентов.  Таким  образом,  важнейшей  задачей  дизайна  является  привлечение 
покупателя при входе в торговое предприятие. Первое впечатление производит интерьер 

344 

 

помещения, а не товар и главная роль в этом отводится цветовому и световому решениям 
интерьера и оборудования.  

Оформлению  мест  продаж  сейчас  уделяется  если  не  главное,  то  очень  важное 

место,  ведь  его  основная  цель  привлечение  покупателя  к  определенному  товару. 
Организация  выкладки  товаров  или  витринистика  является  важным  аспектом  торговой 
деятельности,  непосредственно  влияющим  на  розничный  товарооборот.  Покупателя 
можно  информировать  с  помощью  света,  поскольку  правильное  освещение  магазина  – 
одна  из  составляющих  его  успешной  работы.  Достаточное  количество  общего  света 
помогает  покупателю  увидеть  полный  ассортимент  товара.  Акцентирующее  освещение 
привлекает внимание покупателей к определенному виду товара.  

Всегда  следует  помнить,  что  самое  главное  для  любого  магазина  –  чистота.  С 

чистоты  начинается  формирование  положительного  имиджа  торгового  предприятия,  а 
далее:  профессионализм  продавцов,  эффективный  менеджмент,  высокое  качество 
продуктов.  

Аромамаркетинг,  используемый  торговыми  предприятиями,  может  увеличить 

продажи  одной  или  группы  товаров  до  20%.  Использование  правильно  подобранного 
запаха в магазине увеличит посещаемость и величину чека в полтора раза. При грамотном 
применении  запаха  как  средства  воздействия,  потребитель  не  ощущает  присутствия 
запаха,  его  концентрация  такова,  что  позволяет  воздействовать  на  мозг  сразу,  а  не  на 
рецепторы  в  носу.  Покупатель  начинает  покупать  больше  товаров  не  потому,  что  в 
магазине  приятно  пахнет,  а  потому,  что  аромат  побуждает  к  более  длительному 
нахождению  в  магазине,  помогает  заметить  большее  количество  товара,  что  также 
позволяет увеличить товарооборот.  

Перечисленные  характеристики  являются  ориентиром  в  сравнении  торговых 

предприятий. Задача торговцев – творчески и новаторски выбрать концепцию магазина, то 
есть  набор  его  атрибутов,  отвечающих  ожиданиям  целевого  сегмента  покупателей  и 
выделяющих 

магазин 

в 

ряду 

других 

торговых 

точек, 

обеспечивая 

его 

конкурентоспособность.  

 
Таблица  1  -  Показатели  конкурентоспособности  товара,  имеющие  значение  для 

торговых предприятий 

Основные 

показатели 

Показатели конкурентоспособности товара 

Экономические 

Предоставление коммерческого кредита 

Отсрочка платежа за поставленный товар 

Расходы по завозу товара в торговую сеть 

Таможенная политика 

Предоставление скидок 

Выдача премий-«толкачей» 

Организационные 

Надежность поставок товара 

Оперативность поставок «точно в срок» 

Простота и оперативность подачи заказов поставщику 

Содействие продажам путем объединения усилий производителя и 

магазина 

Возможность завоза товара различными партиями (от единичных 

экземпляров до оптовых партий) 

Право замены изделия 

Система транспортирования 

 
Вышеперечисленные 

характеристики 

относятся 

к 

внешним 

факторам 

345 

 

конкурентоспособности,  но  торговые  предприятия  могут  оказывать  влияние  и  на 
внутренние 

факторы, 

которые 

также 

могут 

способствовать 

повышению 

конкурентоспособности.  Повышая  показатели,  характеризующие  хозяйственную 
деятельность  торгового  предприятия,  его  отношения  с  поставщиками  и  другими 
контрагентами,  можно  также  усилить  конкурентные  преимущества.  Такие  показатели 
делятся  на  две  группы:  экономические  и  организационные  (Таблица  1).Таким  образом, 
очевидно,  что  внешняя  среда  в  значительной  степени  влияет  на  конкурентоспособность 
торгового  предприятия.  Конкурентоспособность  торгового  предприятия  определяется 
наличием  конкурентных  преимуществ,  которыми  оно  обладает  перед  конкурентами. 
Многие  внешние  факторы  находятся  вне  прямого  контроля  отдельных  розничных 
предпринимателей,  хотя  в  качестве  влияния  иногда  возможно  использование  обще-
ственного  мнения.  Розничные  предприниматели  должны  пытаться  формировать 
стратегию,  позволяющую  создать  благоприятные  условия  среды  и  конкурентную  об-
становку на рынке. 

Список  литературы: 

1.  Макарова Е.С. Значение торговли в социально-экономическом развитии страны 

//  В  сборнике:  Проблемы  и  перспективы  развития  отрасли  торговли  в  реализации 
непрямого  государственного  управления.  Материалы  электронной  научно-практической 
конференции. Ответственный редактор: И.Т. Насретдинов. 2016. – С. 146-148. 

2.  Макарова  Е.С.,  Уразбахтина  Н.З.  Подходы  к  оценке  конкурентоспособности 

предприятия  //  В  сборнике:  Актуальные  задачи  управления  качеством  и 
конкурентоспособностью продукции в современных условиях материалы международной 
научно-практической  конференции.  Казанский  кооперативный  институт  (филиал)  АНО 
ОВО ЦС РФ «Российский университет кооперации»; Европейский университет Молдовы. 
2016. С. 152-154. 

6.  Миххева  К.И.,  Макарова  Е.С.  Оценка  конкурентоспособности  торгового 

предприятия  //  В  сборнике:  Актуальные  задачи  управления  качеством  и 
конкурентоспособностью продукции в современных условиях материалы международной 
научно-практической  конференции.  Казанский  кооперативный  институт  (филиал)  АНО 
ОВО ЦС РФ «Российский университет кооперации»; Европейский университет Молдовы. 
2016. – С. 154-156. 

 

ПРЕИМУЩЕСТВА И НАДОСТАТКИ КРИПТОВАЛЮТЫ В УСЛОВИЯХ 

НЕСТАБИЛЬНОСТИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 

 

Павельева Е.Г. 

«Российский государственный университет правосудия» (филиал) 

Казанский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет 

правосудия», г. Казань 

 
Аннотация:  Криптовалюта  —  электронный  механизм  обмена,  цифровой  актив, 

эмиссия и учёт которого зачастую децентрализованы. В отличие от физических денег, вся 
история  перемещения  валюты  навечно  сохранена  внутри  блокчейн  -  глобально 
распределенной и открытой базой данных обо всех кошельках мира.  

Ключевые слова: криптовалюта, биткоин, блокчейн, законодательство. 
Президент  Российской  Федерации  Владимир  Путин  призвал  совершить  рывок 

в сфере  развития  цифровой  экономики,  поскольку  "каменный  век  закончился",  и Россия 
может оказаться в зависимости от лидеров, которые успешно развивают это направление 
[3]. 

Цифровая  экономика  является  одним  из  перспективных  вариантов  развития 

технического прогресса [1, с.15]. В финансовом секторе цифровой экономики наибольший 
интерес, на наш взгляд, вызывает биткоин.  

346 

 

Биткоин хранится  в  электронном  виде,  на  компьютерах, хотя  хранить  его  можно, 

например,  на  бумаге,  но  это,  скорее  исключение,  чем  правило,  все  транзакции  всегда 
электронные  [2].  Сегодня  в  обороте  16,969,860  биткоинов,  когда  максимальное 
количество  в  мире  не  может  превышать  отметку  в  21  млн.  С  каждым  новым  блоком 
транзакций,  добыча  биткоинов  становится  все  сложнее,  а  значит,  что  нужно  больше 
компьютерных мощностей и затрат на их добычу. Так называемые  майнеры при добыче 
биткоина получают награду в виде определенной доли. Возникает вопрос: является ли это 
бизнесом и легален ли он?  

На сегодняшний день отсутствует контроль со стороны государства. Это влечёт за 

собой ряд негативных факторов:  

1.  Биткоинами  стали  расплачиваться  преступники  и террористы,  игроки  азартных 

игр, а также продавцы на черном рынке органов и оружия; 

2.  Правительство  преувеличивает  и  почти  всегда  ассоциирует  биткоин  с 

избежанием уплаты налогов и отмыванием денег; 

3.  Нет какой- либо гарантии что виртуальные деньги не украдут; 
4.  Постоянное  колебание  курса,  которое  иногда  вызвано  игрой  крупных 

инвесторов или мошенников; 

5.  Стоит барьер перед добросовестными майнерами и владельцами криптовалют на 

обмен монет на российский рубль.  

Обратимся к российскому законодательству, в частности, к статье 72 Конституции 

Российской  Федерации  (далее  РФ),  в  которой  сказано,  что  введение  и эмиссия  других 
денег  (кроме  российского  рубля,  выпускаемого  Центральным  банком)  на  территории 
России  запрещена.  Такой  законодательный  запрет  есть  во  многих  странах,  где  биткоин 
набирает популярность.  Федеральный закон «О Банке России» также вводит ограничение 
на  выпуск  так  называемых  «денежных  суррогатов» —  денежных  знаков,  которые 
выполняют функции денежной единицы страны, но самовольно выпускаются гражданами 
или организациями.  

С  одной  стороны,  биткоин  попадает  под  определение  денежного  суррогата 

в российском  законодательстве.  Во-первых,  выпуск  монет  не  контролируется 
государством  и,  во-вторых,  он  выполняет  часть  функции  национальной  денежной 
единицы.  При  этом  если  биткоин  приобретет  популярность  и  его  начнут  использовать 
страны  и  граждане  для  совершения  каких-либо  сделок,  то  система  блокчейн,  которая 
лежит  в  основе  биткоина,  начала  бы  вытеснять  традиционный  процесс  безналичного 
расчета  (клиринга  сделок),  который  является  для  коммерческих  банков  важным 
источником дохода.  

С  другой  стороны,  этот  «суррогат»  не  создавался  с целью  разрешения  кризиса 

ликвидности в России, а его цена определяется только спросом и предложением на рынке. 
Отсюда  получается  противоречие  в определении  биткоина  как  однозначного  суррогата 
в российской экономике.  

Для  гармоничного  развития  института  ICO,  криптовалют  и  майнинга  безусловно 

требуется определение законодательных принципов, чтобы все участники данного рынка 
работали  в  рамках  правового  поля  и  были  защищены  со  стороны  государства  от 
мошеннических  действий.  22  Января  2018  года  Министерство  финансов  РФ  представил 
законопроект «О цифровых финансовых активах». Он устанавливает основные понятия в 
сфере  виртуальных  финансов,  указывает  на  особенности  обращения  цифровых 
финансовых активов и на выпуск токенов.  

Цифровые  финансово  активы  являются  имуществом,  право  собственности,  на 

которые  закрепляются  в  реестре  цифровых  транзакций.  Они  не  являются  законным 
средством платежа на территории Российской Федерации. Под цифровыми транзакциями 
законодатель  может,  подразумевает  систему  блокчейн,  которая  не  попадает  в  зону 
правового регулирования, хотя имеет ряд преимуществ:  

347 

 

1.  Децентрализация.  Участники  сети  имеют  равные  права  и  способны 

обмениваться сведениями непосредственно друг с другом, без участия посредников. 

2.  Надёжность. Вероятность взлома злоумышленниками или замена информации в 

блоках исключена, что обусловлено применением шифрованных ключей. 

3.  Прозрачность.  Блоки  цепочки  блокчейн  открыты  для  пользователей,  а 

транзакции легко проверить. 

Так  же  в  законе  не  указано,  как  будут  операции  с  финансовыми  активами 

облагаться  НДС,  кто  будет  контролировать  исполнение  закона,  что  грозит  за  его 
несоблюдение.  

Таким  образом,  закон  нуждается  в  доработке,  более  конкретному  рассмотрению 

определений (например: смарт-контракт, блокчейн и др.) и четким границам контроля, а 
так  же  должна  быть  связь  с  использованием  криптовалюты  в  других  странах  мира, 
которые уже имеют опыт их регулирования.  

Список литературы: 

1. Вахитов Д.Р., Мулюкова Р.Р. Актуальные проблемы и возможности для развития 

российской экономики на современном этапе. - М.: РУСАЙНС, 2017. – 104 с. 

2. 

Адам 

Теппер 

Биткоин 

деньги 

для 

всех. 

-  

drive.google.com/file/d/0BzULU20w39Y-cUx2MkFhRHJuYjg/view . 

3. www.bitinfocharts.com/ru/ дата обращения:17.04.2018 

 

BIG DATA – ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ 

 

Петров А.С., Шевченко П.В. 

студенты Финансовый университет при Правительстве Российской 

Федерации,Москва 

 

Научный руководитель - Козлова Н.П.,к.э.н., доцент Финансовый университет при 

Правительстве Российской Федерации, Москва 

 
Аннотация:  Рассматриваются  сущность  Big  Data,  роль  больших  данных  в 

экономик,  способы  их  получения.  Анализируется  практическое  применение  Big  Data  в 
разных отраслях, в том числе в маркетинге. Обозначаются проблемы внедрения Big Data в 
России, обусловленные, в том числе, и нехваткой квалифицированных кадров, способных 
успешно работать с большими данными. 

Ключевые  слова:  Big  Data,  большие  данные,  информация,  маркетинг,  экономика, 

финансовый сектор, розничная торговля, профессиональное образование. 

В  настоящее  время  в  условиях  перехода  к  цифровой  экономике  все  большее 

применение находит Big Data (большие данные).  

Понятие больших данных подразумевает работу с информацией огромного объема 

и разнообразного состава, весьма часто обновляемой и находящейся в разных источниках 
в  целях  увеличения  эффективности  работы,  создания  новых  продуктов  и  повышения 
конкурентоспособности  [2].  Другими  словами,  это  большие  для  самостоятельной 
сортировки  человеком  или  неспециализированными  программами  данные,  которые 
обрабатываются с помощью специальных средств.  

Большие данные позволяют принимать важные управленческие решения в бизнесе. 

Имея  гигабайты  информации  о  клиентах  компании,  можно  максимально  комфортно  для 
них удовлетворить спрос, предоставить потребителю идеальный с его точки зрения товар. 
Это мощный инструмент маркетинга, потому что позволяет узнать о жизни, увлечениях и 
вкусах потенциального клиента, а также продвигать продукцию по нужным каналам.  

Существует масса способов получить такую информацию: 

 

комментарии в социальных сетях 

 

данные, снимаемые с различных датчиков  

348 

 

 

информация о транзакциях клиентов банка 

 

данные о покупках клиентов розничной сети  

  GPS-сигналы от автомобилей для транспортной компании 

 

запросы пользователей поисковых систем и т. д. 

Метод  Больших  данных  может  успешно  применяться  вместе  с  другими 

инструментами маркетинга. Например, проанализировав гигабайты самых разных данных 
о целевой аудитории, компания вырабатывает подходящие способы влияния на клиентов 
исходя из их склонностей, желаний и т. д.  

Big  Data  находит  практическое  применение  в  разных  отраслях.  Рассмотрим 

некоторые из них. 

Финансовый  сектор.  Большие  данные  повсеместно  используются  в  банковском 

деле.  Их  используют  для  получения  информации  о  транзакциях  для  выявления 
незаконных действий; запросы в поисковиках касательно финансовых услуг используются 
для  предложения аналогичных  услуг клиенту. Анализ клиентских данных позволяет, во-
первых, быстро находить и решать проблемы клиента, а во-вторых, предлагать продукты, 
разработанные «специально для вас» [1].  

Согласно данным McKinsey, подобные алгоритмы использует 76% банков по всему 

миру.  Также,  благодаря  Большим  данным,  происходит  совершенствование  системы 
оценки  рисков  -  большие  данные  расскажут  о  потенциальном  заемщике  куда  больше  и 
объективнее,  чем  традиционные  методы.  Они  учитывают  не  только  кредитную  историю 
клиента,  но  и  активность  в  соцсетях,  тональность  его  комментариев,  предпочтения  в 
покупках и, если надо, поведение в сетевых играх.  

Розничная торговля. В онлайн-рознице на больших данных строится сам механизм 

продаж:  пользователям  предлагают  товары  на  базе  предыдущих  покупок  и  их 
персональных предпочтений, информация о которых собирается, например, в соцсетях. В 
обоих  случаях  анализ  больших  данных  помогает  сократить  издержки,  повысить 
лояльность  клиентов  и  охватить  большую  аудиторию.  Все  это  –  лишь  базовые 
возможности, которые можно реализовать с помощью технологий больших данных.  

В  скором  времени  можно  ожидать  увеличение  количества  проектов,  связанных  с 

большими данными. И это несмотря на то, что вывод новых технологий сопровождается 
наличием  значительных  трудностей  и  проблем.  Одной  из  таких  проблем,  создающих 
серьезные  препятствия  для  распространения      индустрии  Больших  данных,  является 
проблема кадрового обеспечения.  

Многие компании отмечают, что они не в  состоянии в полной мере использовать 

преимущества  Big  Data  в  силу  нехватки  специалистов,  которые  в  полной  мере  могут 
владеть  инструментами  и  способами  обработки  больших  данных.  А  если  такие 
специалисты  и  есть,  то  они  не  обладают  достаточными  знаниями  о  возможностях  и 
преимуществах использования больших данных. 

В  наше  время  в  России  практически  нет  образовательных  университетских 

программ, нацеленных на обучение использованию и анализу больших данных. Согласно 
интернет  ресурсам,  включающим  официальные  сайты  ВУЗов,  в  России  только  в  5 
институтах  преподают  информатику  с  акцентом  на  науку  о  данных,  а 
специализированный  факультет  (бакалавриат)  открыт  пока  только  один  –  в  Высшей 
школе экономики [4]: 

1.Факультет  компьютерных  наук  в  Высшей  Школе  Экономики,  магистерская 

программа «Большие данные»  

2. Факультет инноваций и высоких технологий в МФТИ 
3.Магистерская программа «Большие Данные» на факультете ВМК МГУ, а также в 

ИТМО 

4. Магистерская программа по большим данным в СПБГУ. 

349 

 

Взамен  полноценному  высшему  образованию  функционирует  довольно  большое 

количество  специализированных  платных  курсов  в  сфере  больших  данных,  но  они  не 
дают того объема знаний, которые необходимы для  квалифицированного специалиста, и 
носят исключительно коммерческий характер. 

Для  сравнения,  согласно  данным  портала  «Study  bachelors»,  освещающим 

направления  подготовки  бакалавров  в  Англии,  существует  около  500  направлений 
бакалавриата  «Компьютерные науки», в рамках которых обучают  в  том числе и науке о 
данных.  Кроме  того,  в  английских  университетах  открыто  10  специализированных 
направлений  «Наука  о  данных  и  Большие  данные».  В  сравнении  с  Англией  Россия, 
несомненно, проигрывает [5].  

Согласно данным, полученным из информации с сайтов вузов и РОССТАТА, всего 

в  России  только  1094 студента  могут  получить  образование  в  области  больших  данных. 
Такое образование можно получить только в отдельных ведущих вузах страны [3].  

Можно сделать вывод, что все остальные вузы просто не готовы дать качественное 

образование  в  данной  сфере.  Это  катастрофически  маленькие  цифры,  очевидно,  что 
специалистов данной сферы в ближайшем будущем России будет остро не хватать.  

Отсутствие  у  российских  студентов  возможностей  получить  качественное 

профессиональное  образование  в  области  Больших  данных  неизбежно  приводит  к 
проблемам  функционирования  реального  сектора  экономики.  А  ведь  сегодня,  пожалуй, 
уже никто не сомневается, что будущее - за большими данными. 

 Значит  одной  из  первоочередных  задач  в  области  нашего  образования  на 

ближайшую  перспективу  должно  стать  увеличение  количества  факультетов  в  вузах, 
способных 

обучать 

студентов 

технологиям 

Больших 

данных, 

готовить 

высококвалифицированных  специалистов  в  этой  сфере.  Тогда  и  у  маркетинга  появится 
шанс  вывести  маркетинговые  исследования  в  России  на  новый  уровень,  т.к. 
квалифицированные специалисты сумеют разработать новые подходы к поиску, анализу и 
использованию  информации,  необходимой  для  принятия  обоснованных  управленческих 
решений. 

Список литературы: 

1.  Н.  Байназаров  (2017)  «Волшебная  палочка:  зачем  банкам  big  data»//Сайт 

«Банки.ру» (http://www.banki.ru) 

2.  «Большие  данные»  (2017)//  Сайт  о  бизнесе  http://www.tadviser.ru.  Просмотрено: 

17.03.2018 

3.  Официальный сайт МФТИ (2018)// Раздел: приемная комиссия (https://mipt.ru/) 
4.  Официальный сайт ВШЭ (2018)// Раздел: приемная комиссия https://www.hse.ru/ 
5.  Сайт  об  образовании  в  России  (2017)//  Раздел:  наука  о  Больших  данных 

(https://postupi.online/) 

 

НА ПУТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ 

 

Редька К.С. 

Южный Федеральный Университет,г. Ростов-на-Дону 

 
Аннотация:  В  статье  рассматриваются  основные  характеристики  цифровой 

экономики:  понятие,  её  проявления  и  доля  в  экономиках  стран  мира.  Акцентируется 
внимание  на  ожидаемом  экономическом  эффекте  от  цифровизации  экономики  России, 
предлагаются конкретные направления модернизации сферы госзакупок. 

 Ключевые  слова:  Россия,  цифровизация,  экономика,  госзакупки,  контрактная 

система, экономический рост, блокчейн, господдержка.  

В  современном  мире  широко  распространяются  процессы  цифровизации 

экономики.  По  определению,  которое  дается  в  «Стратегии  развития  информационного 
общества РФ на 2017-2030 годы» цифровая экономика - это «хозяйственная деятельность, 

350 

 

в  которой  ключевым  фактором  производства  являются  данные  в  цифровом  виде, 
обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению 
с  традиционными  формами  хозяйствования  позволяют    существенно  повысить 
эффективность  различных  видов  производства,  технологий,  оборудования,  хранения, 
продажи, доставки товаров и услуг» [6]. 

Так,  РБК,  со  ссылкой  на  исследование  компании  Thomas  Reuters,  сообщает,  что 

наибольшую  долю  в  ВВП  страны  цифровая  экономика  занимает  в  США  -  10,9%  [5]. 
Второй  страной  по  данному  параметру  является  Китай  -10%,  а  усредненный  показатель 
для  некоторых  развитых  европейских  стран  составляет  8,2%.  Что  касается  России,  то 
цифровая  экономика  занимает  3,9  %    ВВП  -  почти  в  3  раза  ниже  показателей  стран-
лидеров. Доля экспорта цифровых товаров и услуг в структуре ВВП России также крайне 
низка: 0,5% ВВП против 2,5% в странах Западной Европы и 5,8% в Китае, что указывает 
на слабую конкурентоспособность российских ИКТ-продуктов на глобальном рынке. 

Чтобы  сократить  эти  разрывы,  в  2017  году  Правительством  РФ  была  принята 

программа  «Цифровая  экономика»,  которая  будет  способствовать  переходу  страны  на 
качественно  новый  уровень  развития.  Цифровизация  уже  признана  одним  из  основных 
«локомотивов»  развития  отечественной  экономики.  В  марте  2018  г.  на  реализацию 
первоочередных  мероприятий  программы  было  направлено  более  3  млрд.  руб.  из 
бюджета. 

Планируется,  что  к  2024  году  в  России  будет  функционировать  минимум  10 

конкурентоспособных предприятий  в  сфере  высоких технологий,  а  также  10  отраслевых 
цифровых  платформ  для  основных  отраслей  экономики.  Должно  успешно  работать  500 
малых  и  средних  предприятий  «в  сфере  создания  цифровых  технологий».  Что  касается 
образования,  то  правительство  поставило  следующую  задачу  -  выпускать  по  120  тыс. 
специалистов в сфере IT в год [2]. 

По данным консалтинговой компании McKinsey, выполнение этих, а также других 

пунктов по цифровизации экономики позволит России к 2025 г. увеличить ВВП на 4,1–8,9 
трлн.  руб.,  что  обеспечит  от  19  до  34%  роста  ВВП  России,  а  сама  доля  цифровой 
экономики  может  составить  8–10%  в  ВВП  [4].  Данный  расчет  основан  не  только  на 
планируемой  автоматизации  экономических  процессов,  но  и  на  использовании 
принципиально  новых,  инновационных  бизнес-моделей  и  технологий.  К  таким 
инновациям  авторы  относят  роботизацию,  «интернет-вещей»,  цифровые  платформы, 
анализ «Big Data» и т.д. Таким образом, Россия сможет догнать лидеров в этой сфере. 

 Цифровизация  дает  целый  ряд  возможностей  для  оптимизации  и  улучшения 

работы сферы госзакупок. Назовем основные направления возможной модернизации: 

1)  Внедрение  технологии  блокчейн.  Использование  блокчейн-сети  позволит 

хранить  результаты  в  распределенной  сети,  обеспечивая  целостность  информационного 
потока между участниками, а также ее неизменность. Так, в Украине в 2018 г. состоялся 
официальный запуск первого в мире электронного аукциона на базе технологии блокчейн. 

2)  Использование  функций  юридического  цифрового  интерфейса.  К  примеру, 

Сбербанк  при  определенном  виде  обслуживания  клиентов  применяет  робота-юриста. 
Такая оптимизация позволила сократить более 3000 сотрудников. Это значит, что типовые 
иски,  претензии  и  операции  можно  перевести  на  автоматизированный  формат,  что 
освободит юристов от рутинной работы и позволит сосредоточиться на решении сложных 
правовых вопросов [3]. 

3)  Использование  нейросетей  и  алгоритмов  искусственного  интеллекта  с 

применением  автоматического  контроля  с  функцией  отслеживания  нарушений.  Так, 
Счетной  палатой  РФ  была  разработана  и  применена  информационно-  аналитическая 
система удаленного проведения внешнего государственного аудита [1]. 

4)  Электронный  документооборот.  До  конца  2017  г.  единственной  электронной 

процедурой  в  рамках  контрактной  системы  был  электронный  аукцион.  Поэтому 

351 

 

необходимо  остальные  процедуры  (конкурсы,  запросы  котировок  и    предложений, 
закупки у единственного поставщика) проводить в электронном формате. 

Вышеперечисленные  мероприятия  в  сфере  закупок  позволят  снизить  риски 

недобросовестного  исполнения  сделки,  приведут  к  уменьшению  транзакционных 
издержек,  связанных  с  заключением  и  исполнением  контрактов.  Произойдет  также 
устранение  бюрократических  ограничений,  коррупции,  повышение  эффективности 
удовлетворения общественных нужд. 

Таким  образом,  Правительство  РФ  планирует  активно  развивать  цифровые 

технологии  и  внедрять  их  во  все  стороны  жизни:  в  экономику,  медицину,  образование, 
государственное  управление  и  сельское  хозяйство.  Цифровизация  не  только  позволит 
оптимизировать  всю  экономику  России,  но  и  приведет  к  заметному  увеличению  темпов 
экономического роста. 

Однако, несмотря на очевидные преимущества цифровизации экономики, такие как 

рост  производительности  и  расширение  торговли,  она  содержит  в  себе  и  определенные 
риски. 

 По  оценкам  экспертов,  переход  к  цифровой  экономики  приведет  к  серьёзной 

трансформации  рабочих  мест,  которая  может  породить  колоссальный  рост  безработицы, 
особенно в развивающихся странах, о чем и предупреждает Всемирный Банк [7].  

Главными  же  угрозами  на  сегодняшний  день  по-прежнему  остаются  кибератаки, 

которые  приводят  к  краже  конфиденциальных  данных  и  вмешательству  в 
автоматизированные  системы.  По  этой  причине  требуется  оперативное  повышение 
информационной безопасности. 

Следовательно,  при  цифровой  экономике  будут  и  проигравшие,  так  как  новый 

уклад  разрушит  многие  традиционные  сектора.  Такие  изменения  могут  привести  к 
нарастанию  социальной  напряженности  и  появлению  депрессивных  настроений  в 
обществе. 

Список литературы: 

1. 

IT-система  Счетной  палаты  для  удаленного  госаудита  выявляет  уже  более  70 

видов нарушений // D-RUSSIA.RU [Электронный ресурс]. URL: http://d-russia.ru/it-sistema-
schetnoj-palaty-dlya-udalyonnogo-gosaudita-vyyavlyaet-uzhe-bolee-70-vidov-narushenij.html  
(дата обращения: 10.03.2018). 

2. 

Распоряжение  Правительства  Российской  Федерации  от  28.07.2017  №  1632-р 

«Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»» // Собрание 
законодательства РФ. -2017. - N 32, ст. 5138. 

3. 

Сбербанк  передаст  работу  3  тыс.  сотрудников  роботам-юристам  // 

РБК 

[Электронный 

ресурс]. 

URL: 

https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5877b2979a79478752358fb9 (дата обращения: 18.04.2018). 

4. 

Цифровая 

Россия: 

новая 

реальность 

// 

McKinsey 

(http://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/R
ussia/Our%20Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx 

 

(дата 

обращения: 

07.04.2018). 

5. 

Цифровая экономика увеличит к 2025 году ВВП России на 8,9 трлн. руб. // РБК 

[Электронный 

ресурс]. 

URL: 

https://www.rbc.ru/technology_and_media/05/07/2017/595cbefa9a7947374ff375d4 

 

(дата 

обращения: 18.04.2018). 

6. 

Указ  Президента  Российской  Федерации  от  09.05.2017  №  203  «О  Стратегии 

развития  информационного  общества  в  Российской  Федерации  на  2017  -  2030  годы»  // 
Официальный  интернет-портал  правовой  информации  [Электронный  ресурс].  URL: 
www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.04.2018).  

352 

 

7. 

Digital Dividends: World Development Report (2016) // World Bank [Электронный 

ресурс]. 

URL: 

http://www.worldbank.org/en/publication/wdr2016 

(дата 

обращения: 

07.04.2018). 

 

ОЦЕНКА ГИБКОСТИ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ 

ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 

 

Случаева А.А. 

студент Казанского (Приволжского) Федерального Университета 

 

Научный руководитель - Хайруллина А.Д., к.э.н., доцент Казанский 

(Приволжский) Федеральный Университет, г. Казань 

 
Аннотация:  В  статье  раскрывается  сущность  VRIO-анализа  как  метода  оценки 

гибкости компании в условиях цифровой экономики. 

Ключевые  слова:  оценка  гибкости,  VRIO-анализ,  анализ  стратегического 

потенциала. 

В современных условиях высокой турбулентности внешней среды для устойчивого 

развития  организации  в  долгосрочном  периоде  и  достижения  ее  стратегических  целей 
важно  уметь определять, на что она способна, каковы ее возможности в перспективе, то 
есть определять стратегический потенциал, состоящий из ресурсов и компетенций.  

Среди  наиболее  популярных  методов  анализа  стратегического  потенциала 

компании  принято  выделять  SWOT-анализ,  бенчмаркинг,  анализ  стейкхолдеров,  анализ 
цепочки создания ценности М. Портера, анализ навыков и анализ гибкости.  

Анализ  гибкости  является  наиболее  сложным  компонентом  в  оценке  потенциала 

компании. Однако, даже в данной области есть подходы к оцифровке данного элемента. 
Цель  анализа  гибкости  заключается  именно  в  определении  способности  организации 
реагировать  на  изменения  внешней  среды.  Гибкость предполагает,  что  организация,  при 
столкновении  с  новой  непредвиденной  ситуацией,  может  быстро  изменить  тактику 
поведения  и  подстроится  под  данную  ситуацию.  Считаем,  что  данную  процедуру 
возможно оцифровать посредством использования VRIO-анализа [2].  

Метод  VRIO-анализа,  предложенный  Дж.  Барни,  представляет  собой  довольно 

простую  схему  оценки  ресурсов  и  способностей  организации,  состоящую  из  четырех 
вопросов, на которые можно ответить только да или нет, то есть ресурсы в данном случае 
имеют  бинарную  оценку.  Если  хотя  бы  на  один  параметр  ответ  «нет»,  то  остальные 
параметры  не  рассматриваются.  Вопросы  задаются  по  четырем  основным  параметрам: 
ценность  (V),  редкость  (R),  невоспроизводимость  (I),  организованность  (O).  Автор 
считает,  что  ресурсы,  которые  обладают  данными  характеристиками,  могут  внести 
неоценимый вклад в достижение стратегических целей организации. Общая схема VRIO-
анализа представлена на рисунке 1 [1]. 

 

Результат использования ресурса или способности 

Нет 

― 

― 

Нет 

 
 

Да 

Конкурентная слабость 

Да 

Нет 

― 

Конкурентный паритет 

Да 

Да 

Нет 

Временное конкурентное преимущество 

Да 

Да 

Да 

Устойчивое конкурентное преимущество 

Рис 1. Модель VRIO-анализа 

Рассмотрим каждую характеристику модели более подробно: 
1.  Ценные  ресурсы  позволяют  организации  генерировать прибыль.  Такие  ресурсы 

помогают  увеличивать  доходы  и  уменьшать  расходы.  В  рамках  данного  параметра 

353 

 

необходимо  ответить  на  вопрос,  позволяют  ли  организации  имеющиеся  ресурсы  и 
способности нейтрализовать угрозы и воспользоваться возможностями? 

2.  Ресурсы  могут  считаться  ценными  только  в  том  случае,  если  никто  больше  не 

имеет к ним доступ, то есть редкость ресурсов. В рамках данного параметра необходимо 
ответить на вопрос, какое количество конкурентов имеют в своем распоряжении такие же 
ресурсы и способности? 

3.  Такая  характеристика  как  воспроизводимость  отражает  то,  насколько  сложно  и 

дорого  кому-либо  получить  доступ  к  таким  же  ресурсам.  Соответственно  в  рамках 
данного параметра необходимо ответить на вопрос, насколько сложно и дорого получить 
доступ к имеющимся у организации ресурсам и способностям? 

4.  Организованность  отображает,  насколько  эффективно  организация  использует 

свои ресурсы. В рамках данного параметра необходимо ответить на вопрос, в полной ли 
мере  используются  ресурсы  и  способности  компании  для  реализации  стратегического 
потенциала? 

Пример использования VRIO-анализа представлен в таблице 1. 
Таблица  1  -  Оценка  организационных  способностей  ПАО  «МТС»  по  методике 

VRIO 

Функциональная 

область 

Способность 

V  R  I 

Коэффи-

циент 

способ-

ности 

Корпоративные 

функции управления 

Способности в области 

финансового менеджмента 

4 0,8 

Эффективность в мотивации и 

координации менеджеров и 

подразделений 

4 0,75 

Стратегическое управление 

различными направлениями бизнеса 

5 0,95 

Управление 

информацией 

Целостная интегрированная сеть 

управленческих информационных 

систем 

4 0,7 

НИОКР 

Инновационные разработки 

5 0,95 

Короткий цикл внедрения 

инноваций 

5  1 

Маркетинг 

Управление брендом и его 

продвижение 

5 0,85 

Управление репутацией компании 

3 0,7 

Понимание рыночных тенденций и 

реагирование на них 

4 0,75 

Продажи 

Эффективное стимулирование 

продаж 

4 0,65 

Качество и результативность 

обслуживания потребителей 

3 0,65 

 
По  представленным  в  таблице  1  результатам  можно  сделать  вывод,  что  все 

перечисленные  функциональные  организационные  способности  ПАО  «МТС»  носят 
положительный  характер.  Наиболее  значимыми  и  ярко  выраженными  стратегическими 
организационными  способностями  данной  компании  являются  способности,  которые 
связаны  с  инновационной  деятельностью  компании,  поскольку  телекоммуникационная 
отрасль  является  высокотехнологичной,  а  компания  «МТС»  является  лидером  в  отрасли 
среди конкурентов по скорости внедрения инноваций.  

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23   ..