ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 21

 

  Главная      Учебники - Разные     ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22   ..

 

 

ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 21

 

 

322 

 

Ключевые  слова:  сенсорный  маркетинг,  нейромаркетинг,  воздействие,  онлайн-

продажи, раздражители, информация. 

Согласно  физиологии  человека,  любые  раздражители  (предметы  и  явления) 

вначале влияют на наши органы чувств: зрение, обоняние, осязание и слух, только после 
происходит  сознательная  реакция.  И  самым  эффективным  средством,  влияющим  через 
органы  чувств,  является  сенсорный  маркетинг,  так  это  тип  маркетинга,  основными 
задачами  которого  являются  воздействие  на  чувства  покупателей,  на  их  эмоциональное 
состояние  с  целью  увеличения  продаж,  а  также  улучшение  настроения  покупателя,  ведь 
большинство  потребителей  ждут  от  шоппинга  приятных  эмоций.[1]  А  человек  —  это 
существо,  подвластное  чувствам  и  эмоциям,  поэтому  именно  сенсорный  маркетинг 
является  один  из  важнейших  факторов  в  продвижении  товара.  Его  воздействие  мы 
ощущаем  везде  –  в  магазинах  распыляют  приятные  ароматы,  играет  приятная  музыка, 
даже яркая упаковка является приемом сенсорного маркетинга. 

Однако это воздействие возможно лишь при личном контакте с предметом. Через 

экраны  гаджетов  не  почувствуешь  аромат  и  не  потрогаешь  вещь.  Встает  вопрос:  как  же 
тогда продавцам следует воздействовать на человека в онлайн-среде, которая лишена, по 
крайней мере, таких составляющих как арома- и вкусо- передача? 

Ответ  прост:  начать  следует  с  изучения  человека  и  его  реакции  на  внешние 

раздражители.  Так  как  инструменты  воздействия  на  покупателя  в  онлайн-среде 
ограничены,  то  необходимо  постараться  извлечь  больше  пользы  из  оставшихся,  и 
привлечь  покупателя  картинкой  и  звуком.  А  чтобы  лучше  понять  желания  покупателя, 
можно воспользоваться. исследованиями, проводимыми нейромаркетингом, 

Вот несколько правил, которым нужно следовать, применяя сенсорный маркетинг в 

интернет-среде: 

Правило №1.  
Для  того,  чтобы  эффективно  обращаться  к  потребителю  онлайн,  необходимо 

сочетать графику, видео, блоки контента и информеры. [2] Это все нужно для того, чтобы 
покупатель не чувствовал себя «обделенным» такими чувствами как обоняние и осязание, 
когда  он  делает  онлайн-шоппинг.  И  хотя  в  сети  Интернет  мы  не  можем  использовать 
пристрастия людей к ароматному запаху пищи, возбуждать аппетит фотографией еды нам 
не  запрещено.  Стоит  согласиться,  что,  просмотрев  на  красивую  фотографию  еды, 
выложенную  в  интернете  (пиццы,  например),  человек  подсознательно  может 
почувствовать  ее  вкус  и  заказать  желаемое.  А  если  к  этому  добавить  ситуацию,  когда 
человек испытывает легкий предобеденный голод, то результат будет ожидаемо выше. К 
такому  часто  прибегают  пользователи  инстаграма.  Сейчас  можно  увидеть  бесконечное 
множество  фотографий  красивых  тортов  и  капкейков.  Как  раз  кондитерские  изделия 
успешно продаются благодаря инстаграм-аккаунтам. 

Правило №2.  
Наш  мозг  устроен  таким  образом,  что  он  экономит  время  на  считывание 

информации.  Это  подтверждается  медицинскими  приборами,  которые  показывают,  что 
самая  активная  зона  просмотра  на  любом  сайте  –  верхняя  левая.  Для  продавцов  это 
означает,  что  всю  необходимую  информацию  надо  помещать  именно  в  эту  область. 
Стоить  заметить,  что  обработка  картинки  происходит  в  40  –  60  тысяч  раз  быстрее,  чем 
текста.  [2]  Это  не  значит,  что  мозг  не  реагирует  на  текст  –  но  перегружать  рекламу 
продукта текстом не стоит, эффективнее будет поместить на сайте картинку в приятном 
для восприятия цветовом сочетании.  

Правило №3. 
 Мозг  –  место,  где  хранится  пронесенная  через  тысячелетия  информация.  Он 

хранит  связь  определенных  цветов  с  определенными  эмоциями:  красного  цвета  с  огнем, 
кровавой войной и возбуждением страсти, а синий, например, ассоциируется с холодом и 
глубокой, чистой водой. Поэтому при оформлении сайтов, в частности важно «играть» с 
картотекой цветов, ведь именно это может оказаться решающим фактором при решении 

323 

 

покупателя  уйти  или  остаться  на  вашем  сайте.  Проведено  множество  исследований, 
которые  выявили  самые  популярные  цвета  для  рекламы.  Так,  психолог  Т.  Кенинг 
установил,  как  влияют  различные  цвета  на  человека,  и  создал  свою  последовательность 
наиболее эффективных сочетаний цвета шрифта и фона в рекламном сообщении. 3 самых 
популярных сочетания: черный шрифт на желтом фоне; зелёный шрифт на белом фоне и 
красный шрифт на белом фоне. 

Правило №4  
Очень  часто  пользователи  при  посещении  сайта  встречаются  с  такой  трудностью 

как  перенасыщение  информацией,  либо  сложность  восприятия  информации.  И  главная 
задача – сделать сайт простым, удобным, комфортным каждому пользователю. Не нужно 
делать из покупки сложную игру  – все шаги должны быть легко понятны любому. Если 
пользователю понравится сайт, то он точно совершит ещё покупки. 

Правило №5 
Можно использовать эффект тревожности при представлении товара или услуги на 

сайте.  Вам  нужно  заставить  покупателя  быстро  принять  решение,  что  этот  товар  им 
нужен.    Например,  можно  ускорить  процесс  покупки  при  наличии  лимита  времени: 
«Успейте купить! Такая низкая цена доступна ещё 2 часа!!!».  

Правило №6 
Помимо  красивой  картинки  и  привлекательного  сайта  многие  специалисты  также 

делают акцент и на звукНапример, если вам необходимо прикрепить к своему продукту 
видео-инструкцию, то лучше сначала выяснить у потребителей, кого они хотят видеть или 
слышать  в  качестве  инструктора  –  мужчину  или  женщину?  Проведите  исследования  и 
создайте такой контент, который вызовет эмоциональное приятие. 

Правило №7 
Не так уж легко купить какой-то сложный в эксплуатации продукт. Ваша задача – 

не  допустить  ситуации,  когда  клиент,  изучая  товар,  чувствует  себя  детсадовцем, 
усаженным за штурвал истребителя. [3] Нужно постараться объяснить ему сложные вещи 
более  простым  языком.  Можно  прибегнуть  к  такому  способу  как  видео  инструкция 
использования данного товара. Покажите все его лучшие свойства на практике. 

Правило №8 
Немаловажную  роль  играет  и  цена  товара.    Покупатель  не  должен  её  искать  по 

всему сайту или писать продавцу лично и узнавать. Цены должны быть открытыми. Так 
вы  сможете  выбрать  себе  тех  потребителей,  которые  готовы  платить  такую  цену  за  ваш 
товар или услугу, или же вы сможете сделать вывод о том, что необходимо снизить цену 
(если очень мало покупателей). 

Список литературы: 

1. 

Ульяновский  А.В.  "Маркетинговые  коммуникации:  28  инструментов 

миллениума" (М.: Эксмо, 2008. – 432). 

2. 

Нейромаркетинг  в  digital:  Как  воздействовать  на  мозг  покупателя   

[Электронный ресурс] / Режим доступа: https://blog.bitrix24.ru/neyromarketing-v-digital-kak-
vozdeystvovat-na-mozg-pokupatelya/ (Дата обращения: 25.02.2018). 

3. 

Нейромаркетинг: новый подход к повышению конверсии [Электронный ресурс] 

/ Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/246677/ (Дата обращения: 27.02.2018) 

 

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА 

В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 

 

Латыпова М.Р 

студент 4 курса НЧИ КФУ г. Набережные Челны 

 

324 

 

Аннотация:  Актуальность  темы  исследования  заключается  в  том,  что    проблемы 

управления  жилищно-коммунальным  хозяйством  считаются  в  настоящий период    одним 
из приоритетных характеристик 

социально-экономической 

политики 

любого 

государственного бюджета. 

Ключевые  слова:  Жилищно-коммунальное  хозяйство  (ЖКХ),  управление 

жилищно-коммунальным  хозяйством,  модели  управленческой  сферы  жилищно-
коммунального хозяйства 

Под  жилищно-коммунальным  хозяйством  (ЖКХ)  понимается  совокупность 

различных,  при  этом  организационно  и  технологически  взаимосвязанных  видов 
производственно-экономической  деятельности,  которые  направлены  на  осуществление 
работ  или  оказание  услуг,  которые  объективно  необходимы  для  жизнеобеспечения 
территории путем предоставления разнообразных жилищно-коммунальных услуг [1, с.21]. 

Услуги  ЖКХ  считаются  одним  из  составляющих  жизненных  средств  для 

населения. Если увеличить тарифы на данные услуги, то возрастут затраты потребителей 
данных услуг, а именно социума. 

 Данный  рост  обязан  возмещаться  на  основании  роста  заработной  платы  или 

ассигнований  из  централизованного  фонда  финансовых  ресурсов  –  бюджета  в  качестве 
дотаций  компаниям  и  учреждениям,  которые  оказывают  услуги  населению.  В 
практической области используются различные способы [2, с.33]. 

Главной целью жилищно-коммунального хозяйства является повышение качества и 

надежности  предоставления  жилищно-коммунальных  услуг.  Конечной  целью  считается 
установление комплексного показателя прибыли при условии увеличение свойства услуг. 

Миссия  министерства  строительства,  архитектуры  и  жилищно-коммунального 

хозяйства  Республики Татарстан состоит  в  социально-экономическом  развитии  региона 
посредством  формирования  пространственной  среды,  которая  благоприятна  для 
жизнедеятельности  людей  и  устойчивого  развития  социума,  развитии  промышленного  и 
жилищного  строительства,  росте  доступности  и  комфортности  жилья,  надежности  и 
качества предоставления коммунальных услуг [3]. 

На  1  января  2017  года  жилищный  фонд  Республики  Татарстан  насчитывал 

примерно 93 млн. кв. метров, повысившись в сравнении с предыдущим периодом на 2,3%. 
В  среднем  на  одного  жителя  на  1  января  2017  года  приходилось  24,2  кв.  метров  против 
23,7 кв. метров предыдущего периода.  

При  этом  в  частной  собственности  находилось  около  91%  жилищного  фонда,  в 

муниципальной собственности примерно 7%, а в государственной собственности  2%, что 
представлено на рисунке 1.1 [4, с.36]. 

В сельской местности РТ  около  40,5% площади жилья имеет износ свыше 30%, а в 

городской  черте практически 21%. В республике Татарстан площадь жилищного фонда с 
износом  свыше  65%  и  составляет  1279,4  тыс.  кв.  метров,  что  является  1,4%  от  всей 
площади,  из  которого  на  долю  города  Казань    приходится  395,6  тыс.  кв.  метров    или 
30,9%. 
 

Рисунок 1.1 – Структура собственности жилищного фонда в РТ на 1 января 2017 

года, % 

91% 

7% 2% 

  

в частной 
собственности  
в муниципальной 
собственности 

325 

 

По  сведениям    Информационного  портала  мониторинга  жилищного  фонда  РФ 

действуют  управляющие  компании  -      233,  многоквартирных  домов    –  11  715,  
товарищества  собственников  жилья  –  1 083,    МКД   

    3  447,    жилищно-строительные 

кооперативы 

 489. 

Государственная  Жилищная  Инспекция  РТ  выдала  лицензии  220  Управляющим 

компаниям Республики Татарстан. Объем реализации жилищно-коммунальных услуг, без 
учета  услуг газо-, электро- и теплоснабжения в режиме комбинированной выработки  за 
2016  год  оценочно  составил    33,1  млрд.  р.  При  этом  доля  убыточных  хозяйствующих 
субъектов коммунального комплекса увеличилась на 6,3% и составила примерно  13,5% , 
в сравнении с предыдущим периодом  – 12,7%. 

Таким образом, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства 

Республики  Татарстан  считается  государственным  административным  органом 
Республики Татарстан, реализующим государственную политику в области строительства, 
архитектуры,  городского  строительства,  строительных  материалов,  комплектующих, 
конструкций  и  жилищно-коммунального  хозяйства,  ведомственной  принадлежности  и 
организационно-правовых форм собственности. 

Список литературы: 

1.  Чернышев  Л.Н.  Жилищно-коммунальная  реформа  в  России.  Финансово-

экономические  особенности:  Нормативные  документы  /  Л.Н.  Чернышев.  –  М.:  МЦФЭР, 
2015. – 308 с. 

2.  Егорова  Н.С.  Моделирование  инвестиционной  деятельности  в  жилищном 

секторе / Н.С. Егорова. – М.: МГУ,  2016. – 128 с. 

3.  Приказ  Министерства  строительства  и  жилищно-коммунального  хозяйства 

Республики  Татарстан  от  26.04.2013  №48/о  «Об  утверждении  состава  нормативных 
правовых  актов  и  иных  документов,  разрабатываемых  Министерством  строительства, 
архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан». 

4.  Арцишевский  Л.    Реформа  жилищно-коммунального  комплекса  /  Л.  

Арцишевский // Экономист. – 2013. – № 8. –  С. 59–60. 

 

ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ 

ФЕДЕРАЦИИ 

 

Лебедева А.Ю., Леонтьева О.Л. 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего 

профессионального образования «Российский государственный университет правосудия», 

г. Казань 

 

Аннотация:  В  данной  статье  рассматривается  актуальная  на  сегодняшний  день 

проблема  в  Российской  Федерации  –  безработица.  Описывается  определение,  виды 
безработицы  и  всевозможные  ее  виды.  Анализируется  уровень  безработицы  в  России  в 
настоящее  время.  Указываются  причины  и  негативные  последствия,  порождаемые 
безработицей. Приводятся все возможные пути в борьбе с безработицей.   

Ключевые слова: Рынок труда, безработица, проблемы. 
О трех формах безработицы можно дискутировать практически в каждом обществе, 

она является следствием увеличения доли определенных секторов экономики. 

1.Фрикционная 

– 

сотрудники 

имеют 

разные 

склонности, 

навыки. 

Профессиональные  требования  выражаются  к  каждому  рабочему  месту  и  каждому 
работнику. Система распространения информации о кандидатах несовершенна. 

2.Стуктурная–тесно  связанна  с  научно-техническими  преобразованиями,  которые 

приводят к изменению спроса на рабочую силу.  

3.Циклическая – свое возникновение берет в период циклического экономического 

спада и дефицита спроса, в связи с уменьшением реального ВНП, высвобождением части 

326 

 

рабочей силы. 

4.Сезонная–обусловлена  сезонными  колебаниями  в  объеме  производства 

определенных отраслей. 

Путь  к  экономической  стабилизации,  к  предотвращению  условий  появления 

массовой  безработицы  лежит  через  увеличение  производительности  труда,  снижение 
трудо-и  зарплатоемкости,  оптимизацию  численности  персонала.  В  России  разница  в 
доходах  10%  самых  бедный  россиян  в  14  раз  меньше,  чем  у  10%  богатых.  Показатель 
высчитывается с помощью так называемого коэффициента "фондов" — это соотношение 
между средними значениями доходов наиболее и наименее богатых 10-процентных групп 
населения.  Из  этого  можно  сделать  вывод:  важной  задачей  является  поиск  путей 
преодоления безработицы.  

Причины снижения занятости экономически активных людей в России: 
1.переизбыток населения; 
2.установление ставок заработной платы выше равновесного уровня под давлением 

действий профсоюзов и социально-экономической активности населения; 

3.вытеснение труда капиталом в эпоху научно-технической революции; 
4.низкий  платежеспособный  спрос  (отсутствие  спроса  на  товары,  услуги  снижает 

спрос  на  труд,  так  как  спрос  на  труд  носит  производный  характер,  в  результате  чего 
возникает безработица). 

По  данным  Росстата  к  концу  2017  г.  численность  рабочей  силы  в  России 

составила 76,4 млн. человек (52% от общей численности населения страны). В их числе 
72,5  млн.  человек  были  заняты  в  экономике,  3,9  млн.  человек  не  имели  занятия,  но 
активно  были  в  его  поиске  (в  соответствии  с  Международной  Организации  Труда 
классифицируются как безработные).  

Уровень  занятости  населения  в  возрасте  15  лет  и  старше  59,6%,  уровень 

безработицы  –  5,1%.  В  органах  занятости  населения,  по  данным  Роструда,  состоят  на 
учете 707 тыс. человек не занятых трудовой деятельностью граждан.  

Среди  безработных  (по  методологии  МОТ)  доля  женщин  в  конце  2017г. 

составила  47,1%,  городских  жителей  –  64,4%,  молодежи  до  25  лет  –  23,5%,  лиц,  не 
имеющих опыта трудовой деятельности – 24,9%. 

Уровень  безработицы  среди  сельских  жителей  (7,7%)  превышает  уровень 

безработицы  среди  городских  жителей  (4,3%).  Наконец  2017г.  это  превышение 
составило 1,8 раза. 

В конце 2017г. лица, покинувшие прежнее место работы в связи с сокращением 

численности  работников,  ликвидацией  организации,  составила  16,2%,  в  связи  с 
увольнением  по  собственному  желанию  –  25,5%  (в  2016г.,  соответственно,  19,0%  и 
26,4%). 

Для  России  в  борьбе  с  безработицей  огромную  значимость  имеет  поддержка 

государства.  Данная  помощь  должна  проявляться  в  экономической  стабилизации, 
повышение конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров. 

Важнейшим  фактом  снижения  безработицы  является  специфическая  форма 

экономической  деятельности  -  самозанятость  населения  (к  самозанятым  относятся: 
предприниматели, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью). 

В  современных  условиях  первоначальный  постулат  стратегии  занятости  в 

российском  обществе  должен  быть  главным  принципом  приобретения  и  поддержания 
эффективной  занятости,  что  разрешает  обеспечить  уровень  безработицы  в  социально 
допустимых пределах. Необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной 
занятости  должно  достигаться  путем  сохранения  имеющихся  рабочих  мест,  что 
предполагает их качественное развитие.  

Список литературы: 

1. 

Ананьев А. «Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к 

рыночной экономике», «Вопросы экономики», № 5 - 2000  

327 

 

2. 

Борисов Е.Ф., Петров А.А., Березкина Т.Е «Экономика», 2015 

3. 

Волынский  Г.  «К  вопросу  о  безработице  в  переходный  период», 

«Российский экономический журнал», № 4 - 2004 

4. 

Карташева  А.,  Кубишин  Е.  «Ситуация  на  рынке  труда:  направления 

развития», «Экономист» №12 -2002 

5. 

Мэнкью Г. «Макроэкономика» М.: МГУ, 1994 

6. 

Руденко Г.Г. «Служба занятости и ее функции» М.: РЭА, 1992 

7. 

Хейне П. «Экономический образ мышления» М.: Новости, 1991 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ В 

СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНЫХ ТОРГОВЫХ 

ОБЪЕКТОВ Г. ГОМЕЛЯ) 

 

Лодня А.О. 

Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 

Республика Беларусь, город Гомель 

 
Аннотация:  В  данной  статье  рассмотрены  проблемы  торгового  обслуживания 

покупателей  в  современных  условиях  на  примере  торговых  объектов  г.  Гомеля. 
Проанализированы  методы  и  особенности  оценки  торгового  обслуживания  на 
практических примерах. Выявлена и обоснована необходимость внедрения новых практик 
и  тенденций  в  торговом  обслуживании,  выявлены  часто  встречаемые  проблемы  и 
недостатки торгового обслуживания, разработаны рекомендации по повышению качества 
обслуживания. 

Ключевые  слова:  культура  торговли,  торговое  облуживание,  культура 

обслуживания,  качество  торгового  обслуживания,  оценка  качества  торгового 
обслуживания, тайный покупатель. 

Процесс  обслуживания  покупателей  и  его  управление  связано  с  управлением 

важнейшими экономическими показателями деятельности торговой организации 

В  современных  условиях  происходит  постоянное  увеличение  количества 

розничных торговых объектов в городах, в 2016 году их количество увеличилось на 13,8 
тыс.  ед.  по  сравнению  с  2010  годом  [4,  с.  468].  Это  служит  фактором  смещения 
конкурентной  борьбы  за  покупателей  в  область  обеспечения  высокого  качества 
обслуживания.  

Управление  процессом  обслуживания  покупателей  рассматривается  как  сложная 

совокупность  решений,  вырабатываемых  менеджерами  с  учетом  конкурентной  позиции 
торговой  организации  на  потребительском  рынке,  стадии  его  жизненного  цикла, 
имеющегося  потенциала  трудовых,  материальных  и  финансовых  ресурсов.  Высокий 
уровень  обслуживания  покупателей  и  достигнутый  соответствующий  имидж  торгового 
предприятия  на  потребительском  рынке  формирует  высокий  размер  его  гудвилла  и 
соответственно повышает рыночную стоимость организации за счет неосязаемых активов. 

Завершающему  этапу  торгово-технологического  процесса  магазина  –  продаже 

товаров,  уделяется  особое  внимание,  так  как  во  многом  его  характеристики  составляют 
представление  покупателей  об  уровне  обслуживания  в  конкретном  магазине  и  находят 
непосредственное  отражение  в  конечных  результатах  работы  магазина.  Обеспечение 
соответствующего  уровня  обслуживания  покупателей  в  торговых  объектах  является 
прямой  обязанностью,  вытекающей  из  требований  законодательных  и  других 
нормативных актов, связанных с обеспечением прав покупателей в процессе их торгового 
обслуживания. 

Культура торговли – это определенный уровень развития торгового обслуживания, 

характеризующийся  совокупностью  применяемых  достижений  [3,  с.  411].  В  понятии 

328 

 

«культура торговли» отражены все особенности торговой сферы и задачи, стоящие перед 
ней.  Также  выделяют  такие  понятия  как:  качество  торгового  обслуживания  и  культуру 
торгового обслуживания покупателей. 

Качество  торгового  обслуживания  населения  –  это  социально-экономическая 

категория,  отражающая  совокупность  свойств  процесса  торгового  обслуживания  и  их 
соответствие  потребностям  населения  [2,  с.  16].  Культура  торгового  обслуживания  – 
соответствие  потребностям  покупателей  совокупности  свойств  процесса  торгового 
обслуживания,  определяемых  профессионализмом  и  этикой  обслуживающего  персонала. 
Культура 

торгового 

обслуживания 

характеризуется 

вежливостью, 

чуткостью, 

компетентностью,  доступностью  персонала  для  покупателей,  уровнем  мастерства 
работников,  комфорта,  эстетики  предоставленной  услуги  и  т.  п.  [2,  с.  15].  Высокий 
профессионализм работников торгового зала является основным показателем в торговом 
обслуживании.  Продавец,  будучи  хорошим  психологом,  должен  определить  степень 
готовности покупателя к совершению покупки, его темперамент и возможные реакции. 

Исследование  качества  и  культуры  торгового  обслуживания  было  проведено  в 

четырех  отдельных  магазинах  города  Гомеля  следующими  методами:  «Тайный 
покупатель»;  наблюдением,  цель  которого  –  изучение  особенностей  торгового 
обслуживания для разработки направлений совершенствования торгового обслуживания в 
исследуемых  магазинах;  анкетированием  покупателей  (для  разработки  рекомендаций  по 
совершенствованию торгового обслуживания). 

Метод «Тайный покупатель» является универсальным для магазинов разных типов, 

так  как  отражает  стандартный  набор  компонентов  обслуживания,  необходимых  для 
лояльности и удовлетворения покупателей. Перед посещением магазинов был разработан 
сценарий поведения покупателя, была разработана оценочный лист, который  заполнялся 
после  посещения  каждого  магазина.  Оценка  качества  торгового  обслуживания 
рассчитывалась как средний балл по оценкам тайных покупателей. 

Были выявлены следующие недостатки в обслуживании:  

 

невысокое знание ассортимента продаваемого товара у торгового персонала;  

 

при общении с покупателем некоторые продавцы демонстрирую безразличие;  

 

торговый персонал магазина зачастую игнорирует возражения покупателей. 

Из положительных сторон в обслуживании можно отметить инициативу продавца в 

предложении помощи покупателям. 

Для  проведения  наблюдения,  был  разработан  лист  наблюдения,  включающий  20 

показателей,  каждый  из  которых  в  дальнейшем  оценивался  по  5-балльной  шкале 
удовлетворенности. 

При помощи наблюдения были выявлены следующие слабые стороны:  

 

некоторые полки в торговых залах не были полностью заполнены товарами;  

 

продавцы не всегда занимаются своими прямыми обязанностями;  

 

ценники на некоторые товары неудобно размещены. 

С целью выявления мнения покупателей о торговом обслуживании было проведено 

анкетирование.  Было  опрошено  48  человек  (по  12  покупателей  в  каждом  исследуемом 
магазине).  

Покупатели в заполненных анкетах отметили следующие недостатки:  

 

зачастую проявляется безразличное общение продавца с ними;  

 

некоторые продавцы не знают ассортимент реализуемых товаров;  

 

в  отдельных  случаях  торговый  персонал  вовремя  не  меняет  ценники  на 

товары;  

 

кассиры отвлекаются от своих прямых обязанностей.  

Покупатели  отметили  следующие  достоинства  обслуживания  в  отдельных 

магазинах:  

 

компетентный и доброжелательный персонал;  

329 

 

 

оперативное обслуживание клиентов;  

 

продавцы проявляют инициативу, предлагая свою помощь покупателям;  

 

отдельные работники хорошо знают ассортимент реализуемых товаров. 

Были  разработаны  основные  рекомендации  для  совершенствования  торгового 

обслуживания в исследуемых розничных торговых объектах: 

 

организовать  непрерывное  обучение  и  повышение  квалификации  сотрудников. 

Для  того  чтобы  качество  услуг  было  на  достойном  уровне,  персоналу  необходимо 
отличное знание продукта, техники продаж и общих принципов обслуживания клиентов. 
Одним  из  эффективных  методов  обеспечения  этого  является  проведение  бесед  и 
организация тренингов; 

 

проводить  мониторинг  за  появлением  и  изменением  нормативных  правовых 

актов для повышения и улучшения знаний персонала и требований по продаже товаров и 
обслуживания покупателей; 

 

контролировать знания ассортимента реализуемых товаров продавцами; 

 

обеспечить  наличие  чистой  фирменной  одежды  и  опрятного  внешнего  вида 

торгового персонала; 

 

повысить  материальную  заинтересованность  персонала  в  улучшении  качества 

обслуживания покупателей;  

 

постоянно  изучать  покупательский  спрос,  в  том  числе  при  помощи 

анкетирования  и  опросов,  что  поможет  правильно  и  качественно  организовать 
обслуживание покупателей; 

 

обеспечить  возможность  покупателю  заказать  товар  или  услугу  со  своего 

мобильного устройства с доставкой на дом; 

 

разработать  и  внедрить  стандарты  обслуживания  клиентов,  основная  цель 

которых:  обеспечить  торговой  организации  стратегическое  конкурентное  преимущество. 
Наличие  стандартов  гарантирует  клиенту,  что  независимо  от  того,  с  кем  именно  из 
сотрудников магазина он общается, он получит обслуживание высокого качества, которое 
характерно данному бренду. 

 

создать  удобные  и  понятные  сайты  торговых  организаций  и  электронных 

магазинов, в том числе в мобильной версии, так как наблюдается постоянный рост числа 
пользователей мобильного интернета. Так, по некоторым прогнозам, к 2020 году  в мире 
будет  6,1  млрд  пользователей  смартфонов  [5].  Множество  клиентов  будут  искать 
информацию о торговой организации, и обмениваться своими впечатлениями от покупок. 
На  сайте  должен  быть  персональный  кабинет  клиента,  который  сможет  отслеживать 
заказы и оплату; 

 

использовать  современные  каналы  общения:  мессенджеры,  социальные  сети, 

корпоративные блоги, вебинары, что позволит вести диалог с клиентами; 

 

изучать свою  целевую  аудиторию,  анализировать  ее  привычки,  стиль  жизни, 

потребности, ожидания, желания; 

 

проводить измерения и анализировать показатели маркетинговых исследований 

– это источник первичной информации о сложившейся рыночной ситуации. 

Предложенные  рекомендации  позволят  обеспечить  высокое  качество  торгового 

обслуживания  покупателей  в  исследуемых  магазинах,  что  благоприятно  отразится  на 
конкурентной способности торговых организаций. 

Список литературы: 

1. Бойдейл Т. Как улучшить управление организацией: пособие для руководителей. 

– М.: АО «ИНФРА – М», АОЗТ «Премьер», 1995. – 204 с. 

2.  Гуменников,  А.  П.  Качество  торгового  обслуживания  населения:  текст  лекции 

для студентов экономических специальностей и слушателей ОСП  «Институт повышения 
квалификации  и  переподготовки  кадров  Белкоопсоюза»  /  А.  П.  Гуменников.  –  Гомель: 
БТЭУ, 2005. – 68 с. 

330 

 

3.  Платонов,  В.Н.  Организация  и  технология  торговли:  учеб.  для  вузов  /  В.Н. 

Платонов, Л.С. Климченя. – Мн.: БГЭУ, 2017. – 426 с. 

4.  Регионы  Республики  Беларусь.  Социально  экономические  показатели:  стат. 

сборник / Нац. Стат. ком. Республики Беларусь. – том 1. – Мн. – 2016. – С. 774. 

5. Тодоров В. Смартфоны захватят землю / В. Тодоров - портал газеты «Газета.ru» 

[Электронный 

ресурс]. 

– 

Режим 

доступа: 

https://www.gazeta.ru/tech/2015/06/04/6744354/smarphones_capture_humanity.shtml, 
свободный.  -  Загл.  с  экрана.  -  Дата  размещения  материала:  04.06.2015.  -  Дата  доступа: 
25.03.2018. 

 

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ КАТЕГОРИИ «КООПЕРАЦИЯ» 

 

Мальцев С. С., Резунов И.А. 

студентки Казанского национального исследовательского технического 

университета им. А.Н.Туполева 

 

Научный руководитель - Мухаметшина Ф.А.,к.э.н., доцент Казанский 

национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева г. Казань 

 
Аннотация:  в  статье  проанализированы  история  становления  и  развития 

кооперативного движения, рассматриваются актуальные вопросы теории кооперации. 

Ключевые слова: кооперация, кооперативы, кооперативное движение. 
Кооперация как вид совместной деятельности начала использоваться повсеместно. 

Строятся  различные  организации,  производства,  решаются  определенные  вопросы 
глобального характера, такие, как экологические и демографические проблемы и многие 
другие  –  и  все  это  благодаря  кооперации.  Сами  кооперативы  создаются  и  работают  по 
принципу  кооперации.  Именно  эта  особенность  выделяется  идеологами  кооперации  во 
всем  мире,  не  исключая  Россию.  Создатели  кооперативов  обычные  люди,  которые 
потребляют, и производят материальные блага. 

Социально-экономическую  природу  кооперативов  можно  назвать  двойственной, 

ведь  кооперативом  может  быть,  как  объединение  граждан,  так  и  хозяйственное 
предприятие. 

Конгрессом  МКА  (международный  кооперативный  альянс)  в  1995г  было 

представлено следующее определение кооператива:  

Кооператив  —  основанное  на  членстве,  автономное  объединение  людей  или 

организаций,  созданное  для  достижения  общих  экономических  и  социальных  целей, 
связанных с удовлетворением материальных или иных потребностей членов.  

Данное  определение  показывает  общественно-финансовую  суть  сотрудничества, 

которое  следует  использовать  при  разработке  кооперативного  законодательства. 
Подобное  определение  кооператива  дает  определенную  независимость  в  организации 
коллективной  общественной и  финансовой  работы.  Из  декларации следует,  что  членами 
кооператива считаются определенные лица, в связи с этим кооперативное право в силах 
устанавливать то, что членами кооператива конкретного типа могут являться граждане  – 
физ.лица (индивидуальное членство) или фирмы и организации  – юр.лица (коллективное 
членство). Также, в отдельных кооперативах допустимо смешанное членство. 

Главными  характерными  особенностями  кооперативов  считаются  ниже 

перечисленные совокупные свойства:  

 

Основная  цель  кооператива  удовлетворение  финансовых  и  остальных 

потребностей  его  членов.  Такие  нужды  удовлетворяются  благодаря  вырученной  от 
производственной деятельности кооператива прибыли.  

 

Автономность. Кооператив организация независимая.  

331 

 

 

Добровольное  участие.  Объединение  в  кооператив  всегда  происходит  по 

желанию участников, также, как и выход из него. 

 

Коллективное владение. При участии сторон кооператива преувеличивается его 

имущество. 

 

Каждый участник кооператива обладает правом на доход. 

 

Самоуправление. Все члены кооператива участвуют в управлении. Как правило, 

голоса всех участников равны. 

 

Финансовое участие. Состоит в приобретении товаров в кооперативе, внесении 

паевых взносов и вкладов.  

 

Материальная ответственность. Все участники кооператива несут материальную 

ответственность согласно обязанностям собственной организации. 

С целью усиления своих позиций кооперативы объединяются и формируют союзы 

либо  ассоциации  на  муниципальном,  региональном  и  других  территориальных  уровнях. 
Ассоциация  кооперативов  —  это  общественно-экономическая  организация  рыночной 
экономики,  основанная  кооперативами  в  целях  содействия  их  развитию  и  наиболее 
полноценному  удовлетворения  потребностей  их  членов.  Термин  «кооперация»  широко 
используется при исследовании кооперативного движения и распределении кооперативов 
согласно нижеперечисленным критериям: 

 

по составу социальных групп: рабочая, школьная и др.; 

 

по  отраслям  хозяйства:  производственная,  торговая,  сельскохозяйственная, 

строительная, транспортная кооперация;  

 

по назначению: потребительская, жилищная, кредитная, страховая; 

 

по  месту  деятельности:  городские,  сельские,  районные,  областные,  краевые, 

республиканские, национальные кооперации;  

 

для  определения  деятельности  кооперативных  учреждений  отдельных 

государств: российская, европейская, американская и т.д. 

Сочетание  кооперативов  и  союзов  из  них  увеличивает  их  преимущество,  а  также 

дает  увеличенную  конкурентоспособность  этих  организаций  в  странах  с  рыночной 
экономикой. Рост конкуренции приводит к проблемам сотрудничества, как это произошло 
в  некоторых  странах.  Поэтому  взаимопонимание  кооперативов  –  важное  условие 
увеличения кооперативного сектора. Кооперативное движение, так же, как и все массовые 
движения,  является  общественной  деятельностью  людей  для  достижения  определенной 
цели. 

На  основе  разнообразной  общественной  и  хозяйственной  работы  кооперативов 

можно скачать что:  

В ходе кооперативного движения создаются условия для развития кооперативных 

организаций и дальнейшего удовлетворения потребностей сторон кооперативов. 

Кооперативные  союзы  —  это  добровольное  соглашение,  стабильная  связь 

кооперативных обществ для достижения общих интересов, это организации: союзы, лиги, 
федерации, конфедерации и т.д. И их суть: общая деятельность в рамках кооперативного 
движения для раскрытия потенциала данных коопераций. 

Появление  кооперативных  союзов  на  рубеже  40-х  и  60-х  годов  XIX  века 

обусловлено  определенными  объективными  обстоятельствами.  Прежде  всего, 
кооперативы  подтолкнули  экономические  причины  слияния.  Владельцы  частных 
магазинов,  пекарни,  мастерские  и  т.  Д.  Участвовали  в  разрозненных  и  слабых 
кооперативах,  члены  которых  вскоре  поняли,  что  им  будет  легче  сосуществовать  в 
рыночной  экономике,  организовав  их  союз.  Также  было  выявлено  стремление 
кооперативов  к  рационализации  их  экономических  операций:  покупка  товаров 
навалом  сразу  для  нескольких  кооперативных  обществ,  создание  крупных 
современных производственных предприятий в интересах нескольких кооперативов и 
т.д.  

332 

 

Кооперативы  всегда  были  и  остаются  местными,  и,  как  правило, 

государственные учреждения изначально не учитывали их мнение. 

Однако,  по  мере  развития  кооперативного  движения,  необходимость  в  этом 

стала  более  острой.  Первичным  кооперативам  нужны  налоговые  льготы, 
законодательная  поддержка  и  недорогие  кредиты.  Роль  этих  и  других  интересов 
кооперативов  реализуется  кооперативными  союзами,  которые  стали  важной  связью 
между кооперативами и правительством. 

Успех кооперативного движения в большинстве случаев может быть обеспечен 

широким  разъяснением  среди  населения  целей  и  задач  кооперативов,  поощрения 
принципов  и  идей  сотрудничества,  подготовки  персонала  для  совместной  работы,  а 
также  выявления  и  синтез  передовой  практики  кооператоров.  Как  оказалось,  такие 
функции  наиболее  успешно  выполняются  не  отдельными  кооперативами,  а  их 
ассоциациями.  

Которые  в  свою  очередь  начал  публиковать  совместные  газеты  и  журналы, 

создавая  учебные  заведения  для  обучения  профсоюзных  кооперативов  в 
экономической  и  неэкономической  деятельности  и  выполняя  другую  аналогичную 
работу.  

С тех пор некоторые кооперативы присоединились к профсоюзам и называются 

союзными,  связанными,  а  другие  не  включены  (это  их  собственный  выбор),  и  их 
называют «дикими».  

Кооперативные  союзы  создаются  либо  на  территориальной  основе  (в  городах, 

регионах,  регионах,  республиках,  регионах,  провинциях,  штатах,  в  национальном 
масштабе,  межгосударственном  и  международном)  или  на  отраслевой  основе 
(специализированные,  объединяющие  кооперативные  организации  одного  типа,  или 
смешанные  организации,  которые  относятся  к  разным  видам  сотрудничества).  Кроме 
того,  довольно  часто  встречаются  кооперативные  союзы,  которые  объединяют 
территориальные и отраслевые принципы их внутренней организации.  

Некоторые  кооперативные  союзы  в  отношении  своих  кооперативов  служат 

экономическим, экономическим центром (они развивают дух предпринимательства), а 
некоторые  -  функцией  организационного  и  идеологического  центра  (они  развивают 
дух  солидарности).  Но  все  чаще  появляются  профсоюзы,  которые  одновременно 
являются экономическими и организационными центрами. 

Список литературы: 

1. 

Кооперативные союзы, их виды и необходимость // http://helpiks.org 

2. 

Виды кооперативов и их общие признаки // https://studopedia.org 

3. 

Понятия  «кооперация»,  «кооператив»,  «объединение  кооперативов», 

«кооперативная система», «кооперативное движение» // https://megalektsii.ru 

 

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ 

АРЕНДЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗЕМЕЛЬ 

 

Р.К. Махмудова 

КФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», г. Казань 

 
Аннотация:  Эффективное  управление  муниципальной  недвижимостью  на 

современном  этапе,  в  условии  становления  института  местного  самоуправления, 
приобретает  важное  значение.  Органы  местного  самоуправления  могут  содержаться 
только  за  счет  собственных  источников.  Одним  из  главных  источников  пополнения 
доходной части бюджета является сдача муниципальной земли в аренду. 

Ключевые  слова:  аренда  земли,  договор  аренды,  кадастр  недвижимости, 

кадастровая оценка. 

333 

 

Аренда  земли  –  обширный  раздел  Земельного  кодекса  РФ.  Кроме  того, 

особенности  оформления  сделок  по  сдаче  участков  регулируются,  также,  Гражданским 
кодексом и некоторыми федеральными законами. Имеет свои особенности этот процесс и 
в  разных  субъектах  страны.  Аренда  –  наиболее  популярная  сделка  с  земельными 
участками.  В  результате  заключения  договора  аренды  между  сторонами  возникают 
долгосрочные  отношения.  Необходимо  учитывать  специфику  сделки,  чтобы 
минимизировать  риск  возникновения  угроз  различного  характера,  в  целях  исключения 
признания сделки недействительной или незаключенной. 

Если  рассматривать  рынок  земли,  то на  нем  преобладают  сделки  арендного  типа, 

что  в  значительной  степени  отражает  существующие  отношения  собственности, 
поскольку крупным собственником в стране остается государство [6].  

Из  таблицы  1  видно,  что  размер  начисленной  и  собранной  арендной  платы  за 

период  2013-2017  год  не  имеет  явной  тенденции.  Наибольшее  поступление  арендной 
платы  было  собрано  в  2013  году  1296,9  млн.  руб.,  наименьшее  в  2017  году  1004,5  млн. 
руб.  За  исследуемый  период  наблюдается  как  перевыполнение  плана  по  начисленной 
арендной  плате,  так  и  ее  невыполнения.  Можно  отметить,  что  в  период  с  2013-2015  гг. 
наблюдалась тенденция увеличения договоров аренды, так в 2013 г.  было заключено 501 
договор, в 2014 – 602, в 2015 – 631, а за последние 2 года их количество сократилось, так в 
2016 г. было заключено 380, а в 2017 г. 256. 

Таблица 1 - Динамика основных показателей по аренде муниципальных земельных 

участков г.Казани за 2013-2017гг., млн. руб. 

Показатели 

2013г. 

2014г. 

2015г. 

2016г. 

2017г. 

Поступило арендной платы за 

землю 

1 296,9 

1 042,3 

1 119,0 

1 058,3 

1 004,5 

Начисление арендной платы 

1 123,20 

1 308,20 

1 360,80 

982,8 

1 035,7 

Заключено договоров аренды 

501 

602 

631 

380 

256 

Заключено договоров 

безвозмездного пользования 

землей 

16 

31 

78 

202 

83 

Количество договоров аренды 

земли 

8 902 

8 045 

9 198 

6 586 

6 166 

Площадь в аренде,га 

2 096,98 

2 239,00 

2 196,35 

2 230,6 

2 311,1 

Задолженность по арендной 

плате 

94,9 

222,3 

326,8 

227,6 

177,6 

 

Общее количество действующих договоров аренды земли были наивысшими также 

в 2013-2015 годах. Пиковое значение было в 2015 г. - 9198 договоров. В 2016-2017 годах 
количество действующих договоров сократилось до 6586 в 2016 году и до 6166 договоров 
в  2017  году.  При  этом  площадь  земель,  сдаваемых  в  аренду,  существенно  по  годам  не 
изменяется за исключением 2013 года.  

Одной  из  проблем  является  наличие  просроченной  задолженности  по  арендной 

плате. Наибольшая дебиторская задолженность была в 2015 г. и составила 326,8 млн.руб. 
За последние 2 года была проделана определенная работа по снижению задолженности по 
арендной  плате  земли.  В  результате  проводимой  работы  дебиторская  задолженность  на 
01.01.2018 снижена на 50,0 млн.руб. по отношению к имевшейся на  01.01.2017. 

В  2017  году  арендаторам  земельных  участков,  имеющих  задолженность  свыше  2 

месяцев  были  направлены  359  предарбитражных  требований  о  погашении  дебиторской 
задолженности  в  досудебном  порядке  на  общую  сумму  206,8  млн.руб.  Подготовлено  95 
материалов  для  взыскания  задолженности  в  судебном  порядке  на  общую  сумму  134,7 
млн.руб. 

334 

 

Сумма  по  возбужденным  в  2016-2017  гг.  исполнительным  производствам 

составляет  293,7  млн.руб.  (309  исполнительных  листов),  из  них  взыскано  135,8  млн.руб. 
По  состоянию  на  01.01.2018  остаток  неисполненных  исполнительных  производств 
составляет  131,2  млн.руб.  По  состоянию  на  01.01.2018  дебиторская  задолженность  по 
арендной  плате  за  землю  соствляет  177,6  млн.руб.  (на  01.01.2017  -  227,6  млн.руб.). 
Наименьшая задолженность была в 2013 году, и она составила 94,9 млн. руб. 

Важная  роль  при  формировании  арендной  базы  муниципальных  образований 

должна отводиться кадастру недвижимости. Кадастр недвижимости должен выполнить не 
только  учет  всех  объектов  недвижимости,  но  и  сделать  работу  так,  чтобы  этот  учет 
представлял  ценность  для  всех  потребителей  [5;  С.21].  Государственный  кадастр 
недвижимости является информационной основой для управления земельными ресурсами 
региона. Он должен быть определяющим звеном единого информационного пространства 
региона  и  муниципальных  образований  и  обеспечивать  информационную  базу  для 
повышения эффективности деятельности его структурных единиц [1; С.31]. 

Следует  также  остановиться  и  на  такой  проблеме  как  проблемы  оспаривания 

кадастровой  стоимости  земельных  участков.  Поскольку  размер  годовой  арендной  платы 
зависит от размера ставки земельного налога, а он в свою очередь зависит от кадастровой 
стоимости земельных участков. 

Наибольшее количество вопросов возникает по поводу объективности результатов 

кадастровой  стоимости  земельных  участков.  В  2014  г.  доля  споров  в  отношении 
земельных участков составляла почти 95% (26321 объекта), в 2015 г. более 91%, в 2016 г. 
85%  [2;  С.370].  Не  секрет,  что  любая  оценка,  проводимая  с  целью  налогообложения, 
ставит  главной  задачей  перед  лицами,  проводящими  такую  оценку,  увеличение 
налогооблагаемой базы. К примеру, экономическая оценка земель, проведенная в Казани в 
1996-1997 гг., позволила увеличить поступления земельных платежей на 33%; кадастровая 
оценка 2005 года на 25% [4; С.184]. Таким образом, оспаривание результатов кадастровой 
оценки будут носить массовый характер, с целью уменьшения суммы арендных платежей 
по  государственным  и  муниципальным  объектам,  поскольку  арендная  плата 
привязывается к налогу [3; С.22]. 

Становление  современной  организации  местной  власти,  отвечающей  интересам 

местного  населения  происходит  с  определенными  трудностями.  Одна  изкоторых 
заключается в том, что органы местного самоуправления должны изыскавать собственные 
источники существования. Опыт развитых зарубежных стран свидетельствует, что одним 
из  таких  источников  должна  быть  арендная  плата,  взимаемыя  за  пользование 
муниципальными  землями.  Для  эффективного  управления  земельными  ресурсами 
муниципалитетов от местных органов власти требуется, чтобы земельные участки имели 
качественные инженерные и инфраструктурные объекты. Управление такими сложными и 
жизненно  важными  объектами  возможно  только  при  тесном  взаимодействии  частных 
организаций,  населения  и  муниципальной  власти.  Следовательно,  востребованность  в 
качественном  администрировании  арендных  платежей  за  землю  для  муниципалитетов 
будет приоритетным.  

Список литературы: 

1. Вахитов Д.Р.,  Ибрагимов Л.Г. Управление земельными ресурсами в городах на 

основе земельно-кадастровых систем:  монография /  Д.Р.  Вахитов, Л.Г.  Ибрагимов.  – М.: 
РУСАЙНС, 2017. – 104 с. 

2.  Ибрагимов  Л.Г.  Результаты  оспаривания  кадастровой  стоимости  объектов 

недвижимости  /  Л.Г.  Ибрагимов  //  Ученые  записки  Казанского  филиала  «Российского 
государственного университета правосудия». Том ХIII. – 2017. – С.366-373. 

3.  Ибрагимов  Л.Г.  Сабитов  Л.С.   Причины  возникновения  споров  по  результатам 

кадастровой  оценки  земель  населенных  пунктов//Вестник  Казанского  государственного 
аграрного университета, 2015.-№4 (38).–С.20-23 

335 

 

4.  Ибрагимов  Л.Г.  Налог  на  недвижимость  на  основе  кадастровой  оценки: 

достоинства  и  недостатки  /  Л.Г.  Ибрагимов  //  Ученые  записки.  Том  Х.  Сборник  статей 
преподавателей  Казанского  филиала  ГОУ  ВПО  «Российская  Академия  правосудия».  – 
2014. – С.183-188. 

5. Ибрагимов Л.Г. Некоторые вопросы создания кадастра недвижимости // Вестник 

экономики, права и социологии, 2008. - №4. – С.21-23 

6.  Ибрагимов  Л.Г.  Эффективность  использования  земельных  ресурсов 

промышленных предприятий: дисс.. канд. эконом. наук: 08.00.05. Казань, 2004. 

 

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ 

УПРАВЛЕНИЯ 

 

Миннеханова И.И., Ибрагимов Л.Г. 

КФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» 

 
Аннотация:  в рассматриваемой статье изложены проблемы  управления объектами 

недвижимости.  Актуальность  данной  темы  исследования  связана  с  тем,  что  от 
собственников  и  менеджеров  требуются  грамотные  и  профессиональные  решения  при 
управлении  недвижимостью.  Рассмотрены  критерии  и  система  показателей  оценки 
эффективности управления недвижимостью. 

Ключевые  слова:  управление  недвижимостью,  коммерческая  недвижимость, 

критерии и показатели оценки эффективности, собственники. 

В условиях рыночных отношений, многоукладной экономики вопросы недвижимой 

собственности  играют  значительную  роль  в  повышении  эффективности  всей  экономики 
страны [2;С.21]. Актуальными становятся вопросы управления недвижимостью в городах. 
Сегодня земли городов – это прежде всего территории, где сконцентрированы важнейшие 
отрасли  хозяйства,  человеческие  ресурсы,  высокие  технологии  и  интеллектуальный 
потенциал  страны  [5;С.20].  Наличие  в  собственности  граждан  коммерческой 
недвижимости  стало  нашей  реальностью.  Для  многих  собственников  –  это  стало 
источником  получения  не  только  дополнительного  дохода,  а  дало  возможность  не 
завесить от наличия работы и уровня ее оплаты.  

Развитие городов стало одним из главных признаков современной цивилизации. В 

современных  условиях  города  представляют  собой  крупные  мегаполисы,  именно  они 
формируют  ВВП  страны  [1;С.8].  Поэтому  рынок  недвижимости  в  городах  развивается 
впечатляющими  темпами.  По  мере  развития  рынка  недвижимости,  появления  новых 
конкурирующих  между  собой  объектов  недвижимости  стали  возникать  вопросы 
грамотного  и  профессионального  управления  коммерческими  объектами  недвижимости. 
У  многих  российских  собственников,  в  силу  отсутствия  опыта  управления  объектами 
недвижимости,  возникли  проблемы  в  получении  стабильного  дохода  от  недвижимой 
собственности. А в некоторых случаях эти объекты стали убыточными. Что делать в таких 
случаях? Практика показала, что не все собственники знают, как правильно распорядиться 
собственностью  в  таких  обстоятельствах.  Процесс  управления  недвижимостью,  как 
специфический бизнес, требует систематизации знаний.  

Оценка эффективности управления объектами недвижимости должно базироваться 

на  научно-обоснованных  принципах.  Автором  [3,4]  при  оценке  эффективности 
промышленного  землепользования  выделены  следующие  принципы:  1)  комплексность 
оценки; 2) многовариантность оценки; 3) системность оценки; 4) многоэтапность оценки; 
оценка  факторов  неопределенности  и  рисков.  На  наш  взгляд,  данные  принципы  вполне 
применимы  и  при  оценке  эффективности  управления  коммерческими  объектами 
недвижимости. 

В  современных  условиях  особое  значение  при  оценке  эффективности  управления 

недвижимостью  является  формирование  критериев  и  системы  показателей  оценки 

336 

 

эффективности.  В  специальной  литературе  нет  единой  системы  таких  оценок.  Как 
правило,  ограничиваются  взглядами  собственников  недвижимости,  которые  в 
большинстве случаев являются люди, не имеющие никакого понятия об управлении. Они 
рассматривают владение недвижимостью только с позиции извлечения будущей прибыли. 
Оценка рисков и возможных проблем ими даже не рассматриваются.  

Одним  из  критериев  эффективности  управления  недвижимостью  должна  быть 

оценка  ее  рыночной  и  инвестиционной  стоимости.  При  определении  стоимости  объекта 
недвижимости обязательно рассчитываются следующие показатели. В доходном подходе: 
потенциальный  валовой  доход,  уровень  недозагрузки  и  недобора  арендных  платежей, 
действительный  валовой  доход,  операционные  издержки,  чистый  операционный  доход, 
ставка  капитализации  или  дисконтирования.  В  сравнительном  подходе:  количество 
объектов-аналогов, выставленных на рынок недвижимости, их основные характеристики, 
тенденции  на  рынке  недвижимости.  В  затратном  подходе:  насколько  уровень  реальных 
затрат на строительство отличается от нормативных, каков размер предпринимательской 
прибыли на рынке, имеются ли свободные земельные участки в городе, районе, квартале – 
возможно ли приобрести их в собственность и по какой цене.  

Для  решения  данной  проблемы  нужно  создать  институт  по  подготовке  и 

регулярной  переподготовке  профессиональных  менеджеров  в  сфере  управления 
недвижимостью. Критерий оценки эффективности управления – стоимость недвижимости 
должна соответствовать реальным рыночным условиям. Если недвижимость подвергается 
грамотному и эффективному управлению, то и стоимость ее будет выше рыночной.  

Одной  из  серьезнейших  проблем,  препятствующих  развитию  рынка  управления 

недвижимостью,  является  неподготовленность  собственника  [6].  Данная  проблема  была 
обозначена  еще  более  10  лет  назад.  Но,  к  сожалению,  до  сих  пор  ее  разрешить 
всесторонне не  удалось. Рано или поздно каждый собственник сталкивается с вопросом: 
заниматься управлением самостоятельно или доверить это дело профессионалам? Тут же 
возникает  другая  проблема.  Не  все  собственники  объектов  могут  довериться 
посторонним,  даже  профессиональным  управляющим.  Скорее,  это  обосновано 
менталитетом  страны.  В  зарубежной  практике  такой  способ  управления  применяется 
довольно  так  и  давно,  и  долго.  Уровень  образования  в  зарубежных  странах  во  многом 
преобладает  над  уровнем  образования  в  России.  Специалисты  в  зарубежных  странах 
строже и ответственней относятся к своей деятельности, чем обоснован уровень доверия 
самих граждан. Привлечение управляющей компании во многом уменьшает обязанности 
собственника.  Решением  данной  проблемы  можно  предложить  создание  специального 
квалификационного 

экзамена, 

подтверждающего 

уровень 

подготовленности 

специалистов.  Это  во  многом  повысит  степень  доверия  граждан.  Они  будут  уверены  в 
надежности привлечения профессионала. 

Таким  образом,  рассмотрев  проблемы  управления  недвижимостью  и  пути  их 

решения,  можно  сказать,  что  владение  собственностью  не  всегда  является 
проблематичным  процессом.  Управление  недвижимостью  –  это,  по  большей  части, 
организация  наиболее  эффективного  использования  недвижимости  в  интересах  его 
собственников,  в  том  числе  управление  проектами  развития  недвижимости,  разработка 
программы 

управления 

объектом 

недвижимости, 

организация 

обслуживания 

пользователей недвижимости, обеспечение взаимоотношений с органами власти. 

На  выработку  эффективной  схемы  управления  объектом  недвижимости на 

протяжении  всего  жизненного  цикла  его  эксплуатации  направлена  управленческая 
деятельность,  которая  состоит  в  определении  рационального  сочетания  управленческих 
решений  текущего  и  перспективного  характера  для  наиболее  эффективного 
использования объектов недвижимости. 

Список литературы: 

337 

 

1. Вахитов Д.Р.,  Ибрагимов Л.Г. Управление земельными ресурсами в городах на 

основе земельно-кадастровых  систем:  монография /  Д.Р.  Вахитов, Л.Г.  Ибрагимов.  – М.: 
РУСАЙНС, 2017. – 104 с. 

2. Ибрагимов Л.Г. Некоторые вопросы создания кадастра недвижимости // Вестник 

экономики, права и социологии, 2008. - №4. – С.21-23. 

3.  Ибрагимов  Л.Г.  Эффективность  использования  земельных  ресурсов 

промышленных предприятий: дисс. канд. эконом. наук: 08.00.05. Казань, 2004. 

4.  Ибрагимов  Л.Г.  Эффективность  использования  земельных  ресурсов 

промышленных  предприятий:  Автореферат  диссертации  на  соискание  ученой  степени 
кандидата экономических наук. – Казань: КГФЭИ, 2004. – 22с. 

5.  Ибрагимов  Л.Г.  Сабитов  Л.С.   Причины  возникновения  споров  по  результатам 

кадастровой  оценки  земель  населенных  пунктов  //Вестник  Казанского  государственного 
аграрного университета, 2015. - №4 (38). – С.20-23. 

6.  Разу  М.Л.  Управление  коммерческой  недвижимостью:  учебник/  под  ред.  д-ра 

экон. наук, проф. М.Л.Разу. - М.: КНОРУС, 2007. - 248 с. 

 

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ 

 

Морева А. Н.,  Шипшова О.А. 

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

 
Аннотация:  В  статье  рассматриваются  различные  подходы  к  проблеме 

эффективного функционирования и развития региональных кластеров.  

Ключевые слова: эффективность, конкурентоспособность, региональные кластеры, 

региональная экономическая система. 

Возникновение и развитие в России современных производительных региональных 

кластеров  является  неотъемлемой  частью  повышения  конкурентоспособности  страны  и 
составляющих  ее  территориальных  образований.    В  условиях  глобализации 
экономических  процессов,  нам  представляется  необходимым,  разработать  адекватную 
систему  оценки  конкурентоспособности  и  эффективности  региональных  кластеров.  Для 
этого  следует  выявить  внешние  и  внутренние  факторы,  влияющие  на  механизмы  их 
функционирования  и  оптимизировать  большое  количество  различных  финансово-
экономических показателей, чтобы привести их к единому критерию оценки. Кроме того, 
особого  внимания  требует      выявление  современных  организационно-экономических  и 
корпоративных форм развития региональных комплексов [1].  

Современная  регионалистика  определяет  региональный  кластер  как  совместную 

деятельность  по  достижению  общей  цели  нескольких  юридически  независимых 
самостоятельных  организаций  (предприятий)  на  основе  объединения  финансовых  и 
материальных активов или в рамках договорных обязательств. 

На наш взгляд, данное определение регионального комплекса, является достаточно 

узким,  не  затрагивает  его  экономические характеристики  и  не  отражает  всей  специфики 
региональных  кластеров.  Мы  считаем,  что  формирование  регионального  комплекса 
приводит  к  изменениям  в  структуре  всего  региона  в  целом,  так  как  происходит 
перераспределение  сырьевых,  материальных,  финансовых  и  трудовых  ресурсов  внутри 
данного территориального образования [2].  

При  формировании  региональных  комплексов  образующие  их  предприятия 

подвержены  организационным  изменениям  и  реструктуризации,  могут  происходить 
слияния  и  поглощения,  создаваться  совместные  управленческие  структуры.  Большим 
преимуществом  создания  региональных  промышленных  структур  является  усиление 
кооперации,  увеличение  числа  горизонтальных  хозяйственных  связей,  выход  на 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22   ..