322
Ключевые слова: сенсорный маркетинг, нейромаркетинг, воздействие, онлайн-
продажи, раздражители, информация.
Согласно физиологии человека, любые раздражители (предметы и явления)
вначале влияют на наши органы чувств: зрение, обоняние, осязание и слух, только после
происходит сознательная реакция. И самым эффективным средством, влияющим через
органы чувств, является сенсорный маркетинг, так это тип маркетинга, основными
задачами которого являются воздействие на чувства покупателей, на их эмоциональное
состояние с целью увеличения продаж, а также улучшение настроения покупателя, ведь
большинство потребителей ждут от шоппинга приятных эмоций.[1] А человек — это
существо, подвластное чувствам и эмоциям, поэтому именно сенсорный маркетинг
является один из важнейших факторов в продвижении товара. Его воздействие мы
ощущаем везде – в магазинах распыляют приятные ароматы, играет приятная музыка,
даже яркая упаковка является приемом сенсорного маркетинга.
Однако это воздействие возможно лишь при личном контакте с предметом. Через
экраны гаджетов не почувствуешь аромат и не потрогаешь вещь. Встает вопрос: как же
тогда продавцам следует воздействовать на человека в онлайн-среде, которая лишена, по
крайней мере, таких составляющих как арома- и вкусо- передача?
Ответ прост: начать следует с изучения человека и его реакции на внешние
раздражители. Так как инструменты воздействия на покупателя в онлайн-среде
ограничены, то необходимо постараться извлечь больше пользы из оставшихся, и
привлечь покупателя картинкой и звуком. А чтобы лучше понять желания покупателя,
можно воспользоваться. исследованиями, проводимыми нейромаркетингом,
Вот несколько правил, которым нужно следовать, применяя сенсорный маркетинг в
интернет-среде:
Правило №1.
Для того, чтобы эффективно обращаться к потребителю онлайн, необходимо
сочетать графику, видео, блоки контента и информеры. [2] Это все нужно для того, чтобы
покупатель не чувствовал себя «обделенным» такими чувствами как обоняние и осязание,
когда он делает онлайн-шоппинг. И хотя в сети Интернет мы не можем использовать
пристрастия людей к ароматному запаху пищи, возбуждать аппетит фотографией еды нам
не запрещено. Стоит согласиться, что, просмотрев на красивую фотографию еды,
выложенную в интернете (пиццы, например), человек подсознательно может
почувствовать ее вкус и заказать желаемое. А если к этому добавить ситуацию, когда
человек испытывает легкий предобеденный голод, то результат будет ожидаемо выше. К
такому часто прибегают пользователи инстаграма. Сейчас можно увидеть бесконечное
множество фотографий красивых тортов и капкейков. Как раз кондитерские изделия
успешно продаются благодаря инстаграм-аккаунтам.
Правило №2.
Наш мозг устроен таким образом, что он экономит время на считывание
информации. Это подтверждается медицинскими приборами, которые показывают, что
самая активная зона просмотра на любом сайте – верхняя левая. Для продавцов это
означает, что всю необходимую информацию надо помещать именно в эту область.
Стоить заметить, что обработка картинки происходит в 40 – 60 тысяч раз быстрее, чем
текста. [2] Это не значит, что мозг не реагирует на текст – но перегружать рекламу
продукта текстом не стоит, эффективнее будет поместить на сайте картинку в приятном
для восприятия цветовом сочетании.
Правило №3.
Мозг – место, где хранится пронесенная через тысячелетия информация. Он
хранит связь определенных цветов с определенными эмоциями: красного цвета с огнем,
кровавой войной и возбуждением страсти, а синий, например, ассоциируется с холодом и
глубокой, чистой водой. Поэтому при оформлении сайтов, в частности важно «играть» с
картотекой цветов, ведь именно это может оказаться решающим фактором при решении