ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 5

 

 

66 

 

Список литературы: 

1. 

Колин Друри. Управленческий и производственный учет. -М.: Юнити, 2012. 

735 с. 

2. 

Кондукова Э.В. АВС: себестоимость без искажений. М. Эксмо. 2008. 288 с. 

3. 

Popescu  Lucian,  Aurelian-Virgil  Baluta  “Metode  si  procedee  de  calculatia 

costurilor” Universitatea Spiru Haret 2007 с. 10 

4.    www.inventech.ru/pub/methods/metod-0028/ 

 

УЧЕТ И АУДИТ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 

 

Серебрякова К.Н., Гиззатуллина А.Н.  

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

 

Аннотация.  В  данной  статье  рассмотрены  основные  принципы  учета  и    аудита 

движения денежных средств. Актуальность этой темы в том, что надо грамотное ведение 
бухгалтерского  учета  денежных  средств  эффективно  влияет  на  финансовое  состояние 
компании.  

Ключевые  слова:  движения  денежных  средств,  денежные  средства,  аудит, 

первичные документы, отчет движения денежных средств, касса, аудиторская проверка. 

Как  показывает  практика,  легко  и  быстро  преобразующие  в  другие  материальные 

ценности  средства, называются  денежными средствами.

 

Первым источником денежных 

средств выступает чистая прибыль. 

Первичными  документами  по  учету  денежных  средств  являются:  приходный 

кассовый  ордер (форма  N  КО-1);  расходный  кассовый  ордер (форма  N  КО-2);  журнал 
регистрации  приходных  и  расходных  кассовых  документов (форма  N  КО-3);  кассовая 
книга  (форма  N  КО-4);книга  учета  принятых  и  выданных  кассиром  денежных  средств 
(форма N КО-5). 

Для  составления  отчета  источником  сведений  являются  данные  о  движении 

денежных средств на предприятии, счетов 50,51,52,55,57. Денежные средства предприятия 
выражаются в двух видах: наличные и безналичные деньги. Учет наличных денег ведется 
в кассе, а на расчетном счете и на счетах в банке ведется учет безналичных. 

Счет  50  «Касса»  предназначен  для  обобщения  информации  о  наличии  денежных 

средств в кассе предприятии, а также их движении. По дебету данного счета отражается 
любое  поступление  денежных  средств  в  кассу  предприятия,  а  по  кредиту  –  списание 
наличных  денег  из кассы.  

Существует  ряд  проводок,  отражающих  движение  наличных  денежных  средств  в 

касс. 

Некоторые из них отражены в таблице 1. 
Таблица 1- Типичные бухгалтерские проводки счета 50 «Касса»

 

№ п/п 

Хозяйственная операция 

Дебет 

Кредит 

Поступили 

денежные 

средства 

с 

расчетного счета в кассу 

50 

51 

Выдана  заработная  плата  сотрудникам  из 

кассы 

70 

50 

Выданы 

денежные 

средства 

под 

авансовый отчет сотруднику организации  

71 

50 

Поступили денежные средства от продажи 

товара 

50 

62 

Финансово-хозяйственная  деятельность  организации  отражается  в  бухгалтерском 

балансе,  где  указываются  как  изменения  в  составе  средств  так  и  величина  оборотного 

67 

 

капитала.

 

Порядок совершения и оформления кассовых операций регулируется Центральным 

банком  РФ  (Банком  России).  Доходы  и  расходы  за  определенный  промежуток  времени 
отражаются  в  отчете  о  финансовых  результатах.  Они  складываются  и  результаты 
отражаются в виде прибыли или убытка. 

Обобщив  информацию,  можно  рассмотреть  степень  влияния  разных  активов  на 

финансово-хозяйственную деятельность организации ее конечный финансовый результат.

  

Отчет  о  движение  денежных  средств   связывает  бухгалтерский баланс  с  отчетом  о 
финансовых результатах. 

Отчет  о  движении  денежных  средств характеризует  изменения  в  финансовом 

положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. 

Внутренним  и  внешним  пользователям  так  же  необходима  информация, 

содержащаяся  в  отчете    о    движении  денежных  средств,  так  как,  владея    сведениями,  у 
фирмы  появляется  возможность  грамотно  использовать  денежные  средства    для 
погашения текущих обязательств и выплаты дивидендов, контролировать необходимость 
дополнительного финансирования предприятия. 

Положением, в котором представлены  основные рекомендации по формированию  

отчетной  формы,  является  ПБУ  23/2011  «Отчет  о  движении  денежных  средств»  (приказ 
Минфина от 2 февраля 2011 г. № II н). 

Главной  проблемой  большинства  организаций  считается  недостаток  денежных 

средств для осуществления их производственной деятельности. Одна из причин дефицита 
денежных  средств  –  это  их  неправильное  использование.  Из  этого  следует,  что  особую 
значимость приобретает учет и аудит денежных средств в организации.  

Учет  и  аудит  денежных  средств  считается  одним  из  важных  этапов  управления  в 

организации.  

На  сегодняшний  день  учет  как  в  наличной  так  и  в  безналичной  форме  денежных 

средств  находится  под  контролем  Центрального  Банка  Российской  Федерации.  ЦБ  РФ 
создает  и  утверждает  инструкции,  согласно  которым  происходит  обращение  денежной 
наличности,  хранение  денежных  средств  и  их  лимит  в  кассе  организации,  и  порядок 
действий при образовании сверх лимита денежной наличности. 

Далее рассмотрим задачи бухгалтерского  учета для внутреннего контроля: доступ 

к  активам  учреждения  возможен  лишь  с  разрешения  руководителей;  только  после 
согласования с руководителем выполняются все хозяйственные и финансовые операции в 
организации;    соответствие  фактически  имеющихся  в  наличии  активов  и 
зафиксированных  в  бухгалтерском  учете;  все  операции  фиксируются  в  суммах, 
соответствующих первичным документам, в данном периоде времени и в соответствии с 
принятой экономическим субъектом учетной политикой. 

Для  контроля  за  использованием  денежных  средств  в  области  бухгалтерского 

учета,  а  также  за  соблюдением  законодательства  организациями,  применяются 
аудиторские проверки. Аудит может быть внешним, а также внутренним. 

Аудиторская  проверка  –  это  проверка  операций  с  денежными  средствами,  как 

наличными, так и безналичными. Аудит включает в себя проверку валютных, кассовых и 
банковских операций. Главная цель проведения аудита денежных средств в организации – 
это установление достоверности совершенных операций, произведённых с привлечением 
денежных  средств  организации,  в  соответствии  действующему  законодательству  РФ.  В 
результате  проведения  аудиторской  проверки  аудитор  использует  и  применяет  к 
руководству,  помимо  законодательства  РФ,  еще  нормативные  документы  Министерства 
финансов РФ и Центрального Банка РФ[1, с.161].

  

Целью аудита денежных средств являются формирование мнения о достоверности 

бухгалтерской  отчетности  по  статьям  учета  денежных  средств,  а  также  установление 
соответствия применяемой на предприятии методики учета и налогообложения операций 
по движению денежных средств действующим в России законодательству и нормативным 

68 

 

документам. 

Исследовав информацию о движении денежных средств, выяснено, что денежные 

средства-это  легко  и  быстро  преобразующие  в  другие  материальные  ценности  средства; 
для  составления  отчета  источником  сведений  являются  данные  о  движении  денежных 
средств на предприятии таких  счетов  как 50,51,52,55,57; денежные средства предприятия 
выражаются в двух видах: наличные и безналичные деньги; учет наличных денег ведется 
в кассе, а на расчетном счете и на счетах в банке ведется учет безналичных. 

Таким  образом,  можно  сделать  вывод,  что  денежные  средства  требуют 

качественного  учета,  а также очень детального контроля при осуществлении операций с 
использованием денежных средств. Руководство любого предприятия должно следить за 
соблюдением  законодательство  Российской  Федерации  в  области  бухгалтерского  учета 
денежных  средств.  В  таком  случае,  организация  будет  выгодно  и  рационально 
осуществлять свою деятельность. 

Список литературы: 

1. 

Миннигалеева  В.З.  Новое  изменение,  касающееся  страховых  взносов,  - 

единый  социальный  страховой  сбор  (ЕССС)  в  2017  году  /  В.З.  Миннигалеева  /  Научно-
методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 31. С. 161-165 
 

РЕФОРМА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ – КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ 

СТАБИЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В 

РФ 

 

Солодовникова М.В., Татарникова Е.С. 

Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при 

Президенте РФ, Челябинский филиал 

г. Челябинск 

 

Аннотация:  В  статье  рассматриваются  основные  этапы  реформирования 

пенсионной системы в Российской Федерации, определяются мероприятия, направленные 
совершенствование пенсионной системы. 

Ключевые словапенсионная реформа, этапы, предложения
В  настоящее  время  довольно  острые  противоречия  накопились  почти  во  всех 

национальных пенсионных системах, требующие серьезных реформ, сопровождающиеся 
увеличением  пенсионного  возраста,  стимулированием  расширения  практики  участия 
населения  в  добровольных  накопительных  пенсионных  системах  и  т.  д.  Правительство 
нашей  страны  придает  большое  значение  реформированию  российской  пенсионной 
системы.  

Многие отечественные ученые и специалисты по пенсионным реформам отмечают 

растущее число проблем, которые должны решаться буквально в текущем периоде: размер 
государственных  пенсионных  обязательств,  которые  растут  с  уменьшением 
государственных  финансовых  ресурсов;  низкий  уровень  заработной  платы,  что 
значительно  затрудняет  приток  доходов  в  пенсионный  фонд;  опережающий  рост  числа 
лиц  пенсионного  возраста  по  отношению  к  числу  лиц  трудоспособного  возраста  в 
структуре  населения  России,  увеличение  ожидаемой  продолжительности  жизни, 
сохранение большой численности получателей досрочной пенсии. 
 Практически  нет  проверенных  и  эффективных  решений  вышеуказанных  проблем,  как  в 
отечественной,  так  и  в  мировой  практике.  Поэтому  сама  по  себе  пенсионная  реформа 
действует  непосредственно  как  инновационный  компонент  финансового  федерального 
управления. 

Обратимся  к  истории  развития  пенсионной  системы  России  и  дадим  краткую 

характеристику  всем  этапам  ее  реформирования.  Итак,  выделяют  несколько  этапов, 

69 

 

каждый из которых характеризовался внедрением новых подходов и программ в системе 
пенсионного обеспечения граждан[1]: 

 

1990г.  -  начало  функционирования  современной  пенсионной  системы 

России, в декабре этого года создается Пенсионный Фонд (далее ПФР).  

 

1995  г.  -  Происходит  запуск  нового  проекта  по  учёту  в  ПФР  сведений  о 

пенсионных правах граждан, до  этого периода, персонифицированные права россиян не 
учитывались – базой начисления взносов служил фонд оплаты труда на предприятиях. 

 

1998  г.  -  В  мае  принимается  Федеральный  закон  «О  негосударственных 

пенсионных  фондах»,  что  дало  толчок  для  формирования  пенсионных  прав  вне 
государства, на самостоятельной основе.  

 

2002  г.  -  Новая  ступень  в  развитии  пенсионной  реформы,  которая  ставит 

перед  собой  основные  цели  –  преодолеть  уравнительность  всех  видов  пенсий,  повысить 
их  реальный  размер,  а  также  перейти  на  страховые  принципы.  Вводится  накопительная 
часть  трудовой  пенсии,  которая  по  замыслу  реформаторов,  призвана  привлечь  длинные 
деньги в экономику страны.  

 

 2005  г.  -  На  данном  этапе  к  основным  функциям  ПФР  прибавляются 

выплаты  ежемесячных  денежных  пособий  отдельным  категориям  граждан;  и  тем  самым 
происходит реализация прав граждан на получение социальной помощи от государства. С 
этого  года  накопительная  часть  пенсии  в  обязательном  порядке  формируется  только  у 
граждан 1967 года рождения и моложе – «сорокалетних» исключили из этой системы.  

 

2007  г.  -  На  данном  этапе  происходит  внедрение  программы  материнского 

капитала,  которая  направлена  на  повышение  рождаемости,  и  как  следствие,  улучшение 
демографической ситуации в стране.  

 

2008 г.  -  год, в котором  происходит запуск программы государственного 

софинансирования  накопительной  части  трудовой  пенсии.  В  программу  могут  вступить 
все  граждане  РФ  независимо  от  возраста  и  статуса  (работающий,  безработный, 
пенсионер).  

 

2010-2012  гг.  -  В  этих  годах  единый  социальный  налог  (ЕСН)  заменен  на 

страховые  взносы,  трудовая  пенсия  стала  делиться  только  на  2  части  –  страховую  и 
накопительную.  Базовая часть пенсии была отменена и вошла в состав страховой части 
как фиксированный базовый размер. 

 

2013-2015  гг.  –  Новый  этап  реформирования  пенсионной  системы.  В  этих 

годах  разработана  новая  пенсионная  формула  для  расчета  страховой  пенсии,  вводится 
новый  порядок  формирования  пенсионных  прав:  учитывается  стаж,  размер  страховых 
отчислений  и  возраст  выхода  на  пенсию,  предоставляется  выбор  тарифа  на 
накопительный  компонент  пенсии.  Вводится  абсолютно  новый  показатель  – 
индивидуальный  пенсионный  коэффициент,  призванный,  по  сути,  устранить 
уравнительность страховых пенсий [7].  

Таким  образом,  на протяжении  15    лет  реализации  пенсионной  реформы,  начатой 

в 2002  году,  пенсионная  политика  органов  власти  в основном  сводилась  к тактическому 
реагированию на изменяющиеся социально-экономические условия. 

Пенсии во многом являются производным продуктом от ситуации на рынке труда и 

общего  макроэкономического  климата  [3].  Низкие  зарплаты  и  относительно  короткая 
продолжительность  трудовой  жизни  не  могут  обеспечить  высокую  пенсию.  В  доходах 
Пенсионного фонда порядка пятидесяти процентов – это средства федерального бюджета. 
Размер  этих  трансфертов  увеличивается  с  каждым  годом.  Таким  образом,  задача 
пенсионной реформы сводится к двум направлениям – увеличение доходов и сокращение 
расходов  Пенсионного  фонда.    Исходя  из  вышесказанного,  предлагаются  следующие 
возможные варианты дальнейшего реформирования пенсионной системы: 

1. 

Для  сокращения  расходов  ПФР  (и  как  следствие  достижение  возможного 

реального профицита его  бюджета) -  исключить фиксированные выплаты по страховой 

70 

 

пенсии  работающим  пенсионерам.  Эта  непопулярная  мера  может  привести  к  экономии 
порядка 70 млрд. руб. в год для 2016 года.  

Таблица 1 - Численность пенсионеров в РФ [3] 

 

2009 

2010  2012 

2013 

2014  2015 

2016 

Численность 

пенсионеров, 

состоящих  на  учете  в  системе 
ПФ РФ, млн. чел. 

 
38,6 

 
39,1 

 
40,2 

 
40,6 

 
41,0 

 
41,5 

 
42,7 

Численность 

работающих 

пенсионеров млн. чел. 

10,97  11,7 

13,03 

13,67  14,33  14,92 

15,3 

Как видно из таблицы 1 наблюдается рост численности работающих пенсионеров 

на протяжении всего анализируемого периода. Если рассматривать отдельно 2016 год, то 
удельный  вес  работающих  пенсионеров  в  структуре  всех  пенсионеров  составляет  около 
26% (рисунок 1). При этом размер фиксированной выплаты по страховой пенсии в 2016 
году  составил  4558,93руб.  Следовательно,  если  придерживаться  данного  предложения 
возможная экономия бюджета ПФ РФ для 2016 г. могла составить порядка  
70 млрд. руб. (15,3* 4558,93). 

 

Рисунок 1- удельный вес работающих пенсионеров в структуре всех пенсионеров в 

2016 году 

2. 

Перевод накопительной пенсии в разряд добровольной. В настоящее время 

ее формирование в обязательном порядке временно приостановлено с 2014 года до 2020 
года.  Принимая  такое  решение  Правительство  страны  все  деньги,  предназначенные  для 
пенсионной  системы,  направляет  в  оперативное  управление  Пенсионного  фонда,  т.е.  на 
выплату  пенсий  нынешним  пенсионерам.  Накопительная  система,  введенная  в  2002 
году,   способна стать надежной основой пенсионного обеспечения россиян при условии 
серьезных  преобразований.  При  грамотном  управлении  она  будет  эффективно  работать, 
по  мнению  многих  специалистов,    при  взносе  6%  фонда  оплаты  труда  от  начисленной 
заработной  платы,    но  не  за  счет  средств  работодателя,  а  самого  работника,  будущего 
пенсионера.  Расчеты  показывают,  что  при  весьма  умеренных  предположениях  о сроках 
инвестирования  и доходности  накоплений  коэффициент  замещения  (отношение  средней 
пенсии к среднему заработку) может достигать 40–50% (таблица 2)[3]. 

Таблица 2 - Коэффициент замещения 

Года 

2005 

2010 

2015 

2020* 

Отношение  средней  трудовой  пенсии  к 
средней зарплате  (%) 

28,0 

37,0 

35,8 

40-50 

*-  прогноз 

42,7 

 

26% 

71 

 

 

Рис.2. Прогноз коэффициента замещения 

 
3. 

Наличие государственных гарантий по использованию средств в НПФ.  В 

случае гарантийного события (аннулирование лицензии НПФ или недостаточности 
средств у страховщика на день, с которого застрахованному лицу устанавливается 
выплата за счет средств пенсионных накоплений,  и др.)  Агентство по страхованию 
пенсионных накоплений возмещает потерю пенсионных накоплений, а его работа может 
строиться на тех же принципах, что и Агентство по страхованию вкладов. Этот вопрос 
очень важный и требует дополнительных исследований. 

4. 

Установить  более  привлекательной  ставку  страхового  тарифа  для 

плательщиков  Пенсионного  фонда.  Для  расчета  новой  ставки  страхового  взноса 
предлагается обратиться к принципу эквивалентности: 

∑ взносов    ∑ пенсий  

∑ взносов    заработная плата

 ×

 страховой тариф для ПФ 

×

стаж 

∑ пенсий   средняя пенсия

 ×период  

дожития 

 

Соответственно, формула примет вид: 

заработная плата

 ×

 тариф 

×

стаж = Пенсия

 ×период  

дожития 

 

Предлагается  определить  ставку  в  пересчете  на  пенсии,  которые  отвечают  ставке 

замещения    -  40%  от  заработной  платы.  Средняя  ожидаемая  продолжительность  жизни 
после  выхода  на  пенсию  составляет  14,4  года  для  мужчин  и  20,1  года  для  женщин, 
соответственно.  Среднее  дожитие  составит  17  лет.  За  продолжительность  работы 
предлагается принять 32 года. 

Получаем:                    0,4 = Тариф 

×

 (32÷17)   

                                  Тариф ≈ 21% 

Полученный  расчетный  тариф  в  размере  21%  позволит  снизить  трансферт 

федерального  бюджета  на  компенсацию  пониженных  тарифов,  а  также  уменьшить 
страховые взносы организаций. 

Таким  образом,  предлагаемые  нововведения  помогут  решить  проблемы  старой 

системы:  достижение  сбалансированности  пенсионной  системы,  повышение  уровня 
пенсионного  обеспечения  российских  граждан,  формирование  стабильного  источника 
доходов на социальные расходы.   

Список литературы: 

1. 

Курганова  В.А  К  вопросу  о  реформе  пенсионной  системы  РФ  // 

Международный научный журнал "Инновационная наука". - 2016. - №12. - С. 152-155. 

2. 

Официальный 

сайт 

Пенсионного 

фонда 

Российской 

Федерации. 

[Электронный ресурс] – Режим доступа: www.pfrf.ru 

41

41,5

42

42,5

43

43,5

44

44,5

20202021202220232024202520262027202820292030

ко

эффи

ц

иент

 

 

72 

 

3. 

Федеральный 

закон 

от 

28.12.2013 

№ 

400-

ФЗ  «О  страховых  пенсиях»  /  «Российская  газета»  №  296. 

4. 

Федеральный  

закон  

от  

28.12.2013  

№  

424-

ФЗ  «О  накопительной  пенсии»  /  «Российская  газета»,  №  295. 

5. 

Хлоев  М.А  Индивидуальный  пенсионный  капитал  как  перспективный 

инструмент реформы пенсионной системы // Science Public. - 2017. - №16. - С. 1-4. 

6. 

Чернышова О.Н Пенсионная система Российской Федерации: от реформы к 

реформе  //  Ученые  записки  Тамбовского  регионального  отделения  Вольного 
экономического общества России научно-теоретический и практический журнал.. - 2016. - 
С. 103-114. 

7. 

Солодовникова М.В Пенсионная реформа в России  – необходимое  условие 

для  выполнения  социальных  гарантий  государства  //  Современные  проблемы 
экономического управления: коллективная монография / Челябинский филиал РАНХиГС. 
Челябинск, 2017, С.73 -89  

 

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ 

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

Тимерханов Р.Ш.,  

Вязьмина Д.В.

 

КПФУ, г. Казань 

 

Аннотация. 

Проведено 

исследование 

особенностей 

финансирования  

здравоохранения  в  РФ.  Выявлено,  что  система  государственного  финансирования 
здравоохранения  малоэффективна,  так  как  наблюдается  недостаток  денежных  средств  и 
нерациональное их использование. 

Ключевые слова: здравоохранение, бюджет, Российская Федерация. 

Сохранение  здоровья  населения  –  одна  из  важнейших  задач  любого  социального 

государства.  В  Российской  Федерации  развитие  здравоохранения  является  также 
приоритетной  задачей  государственной  политики,  в  том  числе  и  в  долгосрочной 
перспективе. Поэтому представляется важным рассмотреть особенности финансирования 
различных  отраслей  здравоохранения  со  стороны  государства,  определить  источники 
поступлений денежных средств, проанализировать направления, которые финансируются 
государством, а также проанализировать перспективы развития. 

В  Российской  Федерации  действуют  различные  государственные  нормативно-

правовые  акты  по  обеспечению  поддержки  и  развития  здравоохранения,  например, 
программа «Развитие здравоохранения» и «Стратегия  развития здравоохранения в РФ на 
долгосрочный 

период 

2015-2030». 

Целью 

государственного 

финансирования 

здравоохранения  в  РФ  является  обеспечение  доступности  медицинской  помощи, 
повышение эффективности медицинских услуг, качество, виды и объемы которых должны 
соответствовать  уровню  заболеваемости  и  потребностям  населения,  передовым 
достижениям  медицинской  науки  [1].  Согласно  данным  документам,  финансирование 
здравоохранения осуществляется как со стороны государственного бюджета, так и за счет 
страховых  взносов  работодателей  и  работников,  также  действует  система  обязательного 
медицинского страхования. 

Государственное  финансирование  здравоохранения  в  РФ  осуществляется  на  всех 

уровнях  бюджета:  на  федеральном  уровне  производятся  отчисления  из  федерального 
бюджета, а также из бюджетов государственных внебюджетных фондов, на региональном 
–  из  бюджетов  регионов  РФ,  на  местном  уровне  –  из  территориальных  внебюджетных 
фондов. Для того чтобы проанализировать структуру расходов бюджетной системы в РФ 
на  здравоохранение,  необходимо  обратиться  к  таблице  1  [2,  с.155],  где  отражено 
распределение отчислений на здравоохранение в процентах от ВВП с 2013 по 2016 гг.: 

73 

 

Таблица  1  Расходы  бюджетной  системы  в  Российской  Федерации  на 

здравоохранение в процентах от ВВП 

 

2013 

2014 

2015 

2016 

Консолидированный 

бюджет 

Российской 

Федерации 

и 

бюджетов 

государственных 

внебюджетных фондов 

3,2 

3,2 

3,4 

3,6 

в том числе: 

 

 

 

 

федеральный бюджет 

0,7 

0,7 

0,6 

0,6 

бюджеты государственных внебюджетных 
фондов 

1,4 

1,4 

2,0 

1,8 

консолидированные бюджеты субъектов РФ 

1,7 

1,7 

1,6 

1,5 

бюджеты территориальных государственных 
внебюджетных фондов 

1,6 

1,8 

1,9 

1,9 

Согласно  данным,  представленным  в  таблице,  в  целом  расходы  бюджетной 

системы на здравоохранение в процентах от ВВП стабильно увеличиваются и составляют 
около 3,6%.  Кроме того, отмечается снижение доли расходов из федерального бюджета, 
бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов регионов РФ и увеличение 
доли расходов на здравоохранение из бюджетов территориальных внебюджетных фондов. 
Таким  образом,  можно  сделать  вывод,  что  расходы  бюджетной  системы  на 
здравоохранение в России в процентах от ВВП сохраняются на относительно стабильном 
уровне,  однако  происходит  перераспределение  нагрузки  на  бюджеты  территориальных 
внебюджетных  фондов,  то  есть  происходит  постепенный  переход  к  значительному 
финансированию здравоохранения со стороны местных бюджетов. 

Для  того  чтобы  проанализировать  долю  расходов  на  здравоохранение  среди  всех 

расходов федерального бюджета России, необходимо обратиться к рисунку 1, на котором 
отражены данные о расходах федерального бюджета России с 2007 по 2016 гг. [3]:  

 

 

Рисунок 1 - Расходы федерального бюджета России 

На  рисунке  1  можно  увидеть,  что  за  10  лет  объемы  расходов  федерального 

бюджета на здравоохранение выросли примерно в 2 раза и составили в 2016 году около 
500 млрд. рублей, что по объему денежных средств в целом равно расходам федерального 
бюджета  на  развитие  образования  в  РФ.  Однако  с  2017  года  наблюдается  тенденция  к 
снижению  расходов  федерального  бюджета  на  здравоохранение.  Так,  согласно 
пояснениям  к  проекту  федерального  бюджета  на  2018-2020  года,  расходы  федерального 
бюджета на здравоохранение в 2018 году должны составить 460 млрд руб., в 2019 году – 
428 млрд. руб. и в 2020 году – 499 млрд. руб. По отношению к объему ВВП доля расходов 
раздела  «Здравоохранение» составит в 2017, 2018 и 2020 годах 0,5%,в 2019 году  – 0,4%, 

74 

 

что  тоже  отражает  политику  сокращения  расходов  на  здравоохранение  со  стороны 
федерального бюджета РФ [4]. 

Государственное финансирование здравоохранения в РФ направлено в основном на 

выполнение мероприятий в следующих сферах: 

 

обеспечение профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной 

медико-санитарной помощи;   

 

повышение  эффективности  оказания  специализированной  медицинской 

помощи;  

 

развитие  и  внедрение  инновационных  методов  диагностики,  профилактики 

и лечения;   

 

развитие  медицинской  реабилитации  населения  и  совершенствование 

системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;  

 

обеспечение  медицинской  помощью  неизлечимых  больных,  в  том  числе 

детей;  

 

обеспечение  системы  здравоохранения  высококвалифицированными  и 

мотивированными кадрами;  

 

повышение роли России в глобальном здравоохранении;  

 

повышение эффективности и прозрачности контрольно- надзорных функций 

в сфере охраны здоровья;  

 

медико-биологическое обеспечение охраны здоровья населения;  

 

обеспечение системности организации охраны здоровья. 

Необходимо  выделить  также  направления  для  расходования  средств  на 

здравоохранение  на  различных  уровнях  бюджета.  Так,  например,  федеральный  бюджет 
обеспечивает  финансирование  наиболее  крупных  медицинских  центров,  клиник, 
различных  научных  учреждений,  ведомственных  медицинских  учреждений.  Из 
региональных  бюджетов  финансируются  республиканские,  краевые,  областные 
медицинские  учреждения,  противоэпидемиологические  мероприятия.  Местные  бюджеты 
обеспечивают  денежными  средствами  широкую  сеть  лечебно-профилактических 
учреждений - больниц, поликлиник, амбулаторий и т. д. Кроме того, в России достаточно 
развита система обязательного медицинского страхования (ОМС), которая направлена на 
осуществление  поддержки  по  реализации  программы  государственных  гарантий 
бесплатного оказания медицинской помощи [5]. 

Согласно  данным,  представленным  выше,  в  РФ  осуществляются  в  целом 

достаточное  количество  денежных  средств  на  здравоохранение,  однако  некоторые 
эксперты 

признают 

неэффективность 

государственного 

финансирования 

здравоохранения.  Так,  например,  среди  важных  проблем  здравоохранения  в  Российской 
Федерации можно выделить не только недофинансирование, но и низкую эффективность 
расходования  денежных  средств.  Согласно  сообщению  обозревателя  Ирины  Резник,  «по 
данным ВОЗ, неэффективные финансовые вложения в здравоохранение РФ составляют от 
40  до  60%»,  например,  устанавливается  дорогостоящее  оборудование,  которым  не 
способны  пользоваться  многие  медицинские  работники.  Также  директор  фонда 
независимого  мониторинга  «Здоровье»  Эдуард  Гаврилов  приводит  данные  британского 
медицинского  журнала  Lancet,  где  был  опубликован  рейтинг  государств  по  развитию  и 
качеству здравоохранения. В данном рейтинге страны выстраиваются по уровню здоровья 
населения  с  учетом  таких  показателей,  как  уровень  гигиены,  детская  смертность, 
употребление  алкоголя,  курение  и  т.д.  В  рейтинге  участвуют  188  стран,  Россия  заняла 
119-е  место  рядом  с  Сирией  и  Украиной  [6].  По  мнению  авторов,  положение  РФ  на 
нижних  позициях  приведенного  рейтинга  говорит  о  том,  что  необходимо  пересмотреть 
размеры  государственного  финансирования  здравоохранения  и  целевое  назначение 
данных денежных средств. 

75 

 

Итак,  можно  сделать  следующие  выводы,  что  в  Российской  Федерации  действует 

бюджетно-страховая  система  финансирования  здравоохранения,  где  значительную  долю 
составляют  отчисления  из  бюджетов  страны  разных  уровней  (федерального, 
региональных  и  местных).  Кроме  того,  можно  наблюдать  тенденцию  к  снижению 
государственного  финансирования  здравоохранения  и  переход  к  финансированию 
здравоохранения  со  стороны  предпринимательства.  Также  необходимо  отметить,  что 
основными  направлениями  расходования  денежных  средств  являются  обеспечение 
бесплатной  медицинской  помощи  населению,  финансовая  поддержка  различных 
медицинских  учреждений,  также  одним  из  направлений  является  оптимизация 
неэффективных  организаций  в  сфере  здравоохранения.  Однако  сложно  назвать  систему 
государственного  финансирования  здравоохранения  эффективной,  так  как  наблюдается 
недостаток  денежных  средств  и  нерациональное  их  использование,  в  то  время  как 
расходы на здравоохранение в структуре федерального бюджета постепенно снижаются. 

Список литературы: 

1. 

Интернет-ресурс:  Государственная  программа  Российской  Федерации 

«Развитие  здравоохранения».  URL:  http://www.rc-sme.ru/News/materials/gprzo.pdf  (Дата 
обращения: 30.03.2018) 

2. 

Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб./Росстат. - М., З-46 2017. – 170 с. – 

С. 155 

3. 

Интернет-ресурс: 

Судьба 

РФ. 

URL: 

https://skobars.livejournal.com/4952748.html (Дата обращения: 07.04.2018) 

4. 

Интернет-ресурс:  Расходы  бюджета  РФ  на  здравоохранение  в  2018  году 

составят 

460 

млрд 

рублей 

Информационное 

агентство 

RNS. 

URL: 

https://rns.online/economy/Rashodi-byudzheta-RF-na-zdravoohranenie--v-2018-godu-sostavyat-
460-mlrd-rublei-2017-09-29/ 
(Дата обращения: 06.04.2018) 

5. 

Интернет-ресурс:  Стратегия  развития  здравоохранения  Российской 

Федерации 

на 

долгосрочный 

период 

2015-2030 

гг. 

URL:   

http://www.ucgb.org/documents/Strategija%20razvitija%20zdravoohranenija%202015-2030.pdf 
(Дата обращения: 03.04.2018) 

6. 

Интернет-ресурс:  Российское  здравоохранение  признано  неэффективным  / 

Национальная  газета.  URL:  http://www.ng.ru/economics/2016-09-30/1_health.html  (Дата 
обращения: 05.04.2018) 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА НАУКИ В 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

Тимерханов Р.Ш., Махмутова Д. И. 

КПФУ, г. Казань 

 

Аннотация:   В статье рассматриваются текущее состояние финансовой поддержки 

науки в РФ, и выделяются две основные проблемы -недостаточное финансирование науки 
и  нерациональное реформирование институтов науки. 

Ключевые слова: наука, ВВП, Российская Федерация.   
На сегодняшний день одной из основных проблем РФ выделяют массовую «утечку 

мозгов», процесс которой продолжает набирать обороты. Считается, что с 2000-го года из 
страны  уехало  более  2  миллионов  человек,  около  миллиона  из  которых  –  ученые  и 
высококвалифицированные  специалисты.  Данный  процесс  ведет  за  собой  ряд 
значительных  последствий:  дефицит  высококвалифицированных  кадров  в  стране,  спад 
экономического  развития,  угроза  экономической  безопасности  страны.  Данный  процесс 
становится  «угрозой  номер  один»  для  экономики  РФ  и  ее  позиций  на  мировой  арене. 
Основная  причина  заключается  в  проблемах  финансирования  науки.  Рассмотрим 
динамику финансирования науки в РФ в период с 2000-го года [1]:  

76 

 

 

Рисунок 1 - Расходы на науку из федерального бюджета, 2000-2017 гг. 

Таким  образом,  в  абсолютном  выражении  финансирование  науки  продолжает 

расти.  Другая  картина  предстает  перед  нами  при  изучении  вопроса  с  точки  зрения  доли 
расходов в процентах к ВВП [1]: 

 

Рисунок  2 - Динамика финансирования науки в процентах к ВВП, 2000-2016 гг. 

Исходя из представленных данных, необходимо сделать следующие выводы:  
1) 

Финансирование науки растет незначительно; 

2) 

Отношение финансирования к ВВП не достигает и 1%, тогда как в развитых 

странах  данный  показатель  составляет  от  2%(среднее  значение  по  ЕС)  до  4%  (Южная 
Корея, Финляндия).  

Таким  образом,  первая  проблема  –  недостаточное  финансирование  науки.  Более 

того  в  плане  бюджета  на  2019-2020  гг.  расходы  на  ФЦП  "Исследования  и  разработки" 
были урезаны на 2%! 

Вторая  проблема  –  нерациональное  реформирование  институтов  науки. 

Конкретным  примером  данной  проблемы  может  служить  открытое  письмо  400  ученых 
Путину.  Причиной обращения стало недовольство научного сообщества ходом реформы 
РАН,  которая  привела  к  появлению  «громоздкой  и  неработающей  системы  управления 
наукой». Главной мыслью письма выделяют следующую цитату: «Академической науке в 
России плохо, и она умирает» [2].  

Д.  Медведев  заявил,  что  в  2018  году  финансирование  увеличится  почти  на  1/5 

часть.  На  самом  деле,  финансирование  действительно  выросло,  но  только  на 
фундаментальные  исследования.  В  пресс-конференции  профсоюза  работников  РАН 
отмечалось,  что  несмотря  на  то,  что  финансирование  фундаментальных  исследований  в 
2018  году  по  сравнению  с  прошлым  годом  существенно  увеличилось  (примерно  на  30 
миллиардов рублей или на 25%), общие расходы на исследования и разработки выросли 
незначительно.  В  2018  году  на  фундаментальные  исследования  выделяется  из 
федерального бюджета средства в размере 0,15% ВВП, что в несколько раз меньше, чем в 
среднеразвитых странах Европы, таких как Венгрия, Польша, Португалия и других [3].  

Предположим,  что  финансирование  науки  увеличится  на  значительную  часть  к 

2020 году. Возникает вопрос, насколько рентабельными окажутся данные вложения. Так, 
по  мнению  авторов,  существует  еще  одна  значительная  проблема  в  экономике  РФ.  В 

0

200000

400000

600000

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

м

лн

. р

уб.

 

Динамика расходов на науку из федерального 

бюджета, 2000-2017 гг. 

0

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

% к 

В

В

П

 

Динамика финансирования науки в процентах к ВВП, 2000-2016 гг.  

77 

 

отличие  от  экономик  стран  Запада,  организации,  фирмы  и  в  принципе  любой  бизнес 
России  слабо  заинтересован  в  поддержке  науки.  Компании  развитых  стран,  понимая 
необходимость  поддержания  конкурентоспособности  на  мировой  арене,  являются 
ключевым  фактором  развития  науки.  Эти  компании  достаточно  гибкие,  в  них  быстро 
происходят  структурные  изменения.  Говоря  об  экономики  России,  мы  понимаем, 
насколько  сложно  поменять  процесс  производства:  даже  незначительные  изменения  в 
производственном  цикле  приведут  к  высоким  издержкам,  которые  могут  привести  к 
уменьшению уровня конкурентоспособности товаров и услуг данной организации.  

Авторы,  на  основании  вопросов  на  пресс-конференции  работников  РАН, 

предлагает следующие способы решения выявленных проблем [3]:  

 

возвращение  самостоятельности  по  управлению  имуществом  и  финансами 

РАН, упразднение ФАНО; 

 

перенаправить расходы ФАНО на обновление и развитие приборной базы; 

 

обеспечить размера оплаты труда научных сотрудников на  уровне не ниже 

двух среднероссийских зарплат в рамках выполнения государственного заказа, без учета 
внебюджетных средств. Это примерно 70 тысяч рублей на научного сотрудника.   

Сам профсоюз поднимает проблему необходимости увеличить внутренние затраты 

на  исследования  и  разработки  до  2%  ВВП  к  2024  году  (около  0,35%  к  ВВП  на  2016  г.); 
увеличить бюджетное финансирование фундаментальной науки до 0,3% ВВП к 2024 году 
(около 0,12% к ВВП на 2016 г.). 

Таким  образом,  наука  России  требует  значительного  уровня  поддержки,  без 

которой  экономика  страны  перестанет  быть  конкурентоспособной  на  мировом  рынке, 
разрыв  с  развитыми  странами  продолжит  увеличиваться.  Профсоюз  работников  РАН  на 
сегодняшний  день  ставит  вопрос  о  выделении  160  млрд.  рублей  (нынешнее 
финансирование  85  млрд.  руб.).  Авторы  считает,  что  финансирование  науки  априори 
окупается  в  долгосрочной  перспективе,  а  упущенное  время  приведет  к  еще  большим 
издержкам для «оживления» научной деятельности. 

Список литературы: 

1.Интернет-ресурс:  Федеральная  служба  государственной  статистики.  –  URL: 

http://www.gks.ru/ (дата обращения: 31.03.18) 

2.Интернет-ресурс:  На  открытое  письмо  400  ученых  Путину  ответили  чиновники, 

на  которых  они  жаловались  /  «БИЗНЕС  Online».  –  URL:  https://www.business-
gazeta.ru/news/372823 
(дата обращения: 2.04.18) 

3.Интернет-ресурс:  Профсоюз  работников  РАН  настаивает  на  увеличении 

финансирования 

науки 

портал 

«Научная 

Россия». 

– 

URL: 

https://scientificrussia.ru/articles/profsoyuz-rabotnikov-ran-predlagaet-uvelichit-finansirovanie-
nauki 
(дата обращения: 2.04.18) 

 

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА И АУДИТА КРЕДИТОРСКОЙ И ДЕБИТОРСКОЙ 

ЗАДОЛЖЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 

 

 Усманова А.А. 

 Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

 

Аннотация.  Дебиторская  и  кредиторская  задолженность  –  неизбежное  следствие 

существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при 
которой всегда имеется разрыв времени платежа с того момента, когда на товар переходит 
право  собственности,  между  предъявлением  различных  платежных  документов.  Если  в 
иных случаях произошедшая задержка платежа может привести к необходимости взять в 
долг, свертыванию инвестиционных проектов, а возможно и к банкротству организации. 

78 

 

Ключевые  слова:  Дебиторская  задолженность,  кредиторская  задолженность

договора, кредитор, деньги , предприятие, контроль, оборот, проверка расчетов 

Дебиторская задолженность в бухгалтерском  учете это имущество предприятия, а 

кредиторская — обязательство. Но оба вида задолженности неразделимо связаны и имеют 
стабильную  направленность  перерастания  из одного  в  другой.  Из  этого  следует  что,  эти 
два вида задолженностей нужно рассматривать в контексте взаимозависимости. 

Дебиторской задолженностью называют задолженность предприятия, сотрудников 

и  физ.  лиц  этого  предприятия,  возникшая  в  результате  экономической  деятельности 
предприятия, то есть задолженность заказчиков за полученные товары, работы и услуги, 
подотчетных лиц за полученные ими под отчет денежные средства[1, с.156]. 

Кредиторской  задолженностью  называют  задолженность  этого  предприятия 

другим предприятиям, сотрудникам и лицам, возникающим в результате разных факторов 
хозяйственной деятельности. 

Тема  данной  статьи  актуальна,  так  как  развитие  изменения  финансовых 

обязательств, их структура и качество, а также динамика их увеличения или уменьшения 
оказывают  большое  воздействие  на  оборачиваемость  капитала,  вложенного  в  текущие 
активы, а, следовательно, на финансовое состояние организации. 

Дебиторская  задолженность  может  возникнуть  из  договора  между  предприятием, 

которое выступает кредитором, и другим физическим или юридическим лицами, которые 
являются  должниками.  На  основании  договоров  должники  обязуются  в  пользу 
организации,  выступающей  кредитором,  совершить  определенное  действие,  такие  как 
уплатить  деньги,  выполнить  определенную  работу,  передать  имущество.  Главная  задача 
аудита  заключается  в  подтверждении  полноты,  стоимостной  оценки  на  конец  отчетного 
года остатков по счетам расчетов с дебиторами и кредиторами[2, с.206].  

Предприятие  пользуется  или  владеет  кредиторской  задолженностью,  но  она 

обязана либо выплатить эту часть имущества кредиторам, либо вернуть. Они имеют право 
требовать. 

В  обороте  предприятия  привлеченные  заемные  средства,  это  явление,  которое 

способствует  улучшению  финансового  состояния  при  таком  условии,    что  они  не 
замораживаются на продолжительное время в обороте и своевременно возвращаются. 

Конструктивная  организация  контроля  над  расчетами  помогает  укрепить 

расчетную и договорную дисциплины, выполнить обязательства по поставкам продукции 
в заданном перечне и качестве, оборачиваемость оборотных средств ускоряется, что ведет 
к изменению финансового состояния предприятия [3, с.25]. 

Проверку  состояния  расчетов  рекомендуется  начинать  с  аудита  материалов 

инвентаризации расчетов. 

Проверка  расчетов  заключается  в  раскрытии  по  согласованным  документам 

остатков  и  основательной  проверке  правильности  сумм,  значившихся  на  счетах. 
Принимая во внимание, что сами организации в большинстве случаев проводят ревизию 
расчетов  с  плохим  качеством  или  вовсе  не  проводят,  проверяющий  обязан  определить 
сроки  образования  дебиторских  и  кредиторских  задолженностей,  ее  действительность  и 
лиц, которые виновны в пропуске сроков исковой давности (согласно ГК РФ срок исковой 
давности  3  года).  В  некоторых  случаях  целесообразно  провести  проверку  расчетов  с 
дебиторами  и  кредиторами  с  составлением  актов  сверок.  Для  этого  можно  привлечь 
работников бухгалтерии проверяемой организации. 

Список литературы: 

1. 

Миннигалеева В.З. Роль аудиторской деятельности в аграрном секторе  /В.З. 

Миннигалеева /  Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 31. С. 156-
160. 

2. 

Яхина Л.Т., Миннигалеева  В.З. История развития аудита /  Л.Т. Яхина, В.З. 

Миннигалеева / Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 31. С. 206-
210. 

79 

 

3. 

Яхина  Л.Т.  Внутренний  ауди  в  системе  управления  предприятием  /  Л.Т. 

Яхина / Евразийский союз ученых. 2015. № 2-5 (11). С. 25-27 

 

НОВОВВЕДЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ 

 

Уткина М.  

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

 

С  2018  года  для  индивидуальных  предпринимателей  и  организаций  начали  

действовать  достаточно  серьезные  изменения  в  сфере  ведения  бухгалтерского  и 
налогового  учета.  Чиновники  разработали  и  утвердили  ряд  законопроектов,  которые 
коснулись  практически  всех  основных  налогов,  налоговой  отчетности  и  положений  по 
бухучету. 

Начиная  с  1  января  2018  г.  в  Российской  Федерации  начали  действовать  5  новых 

стандартов бухгалтерского учета, принятые Министерством финансов РФ еще 31.12.2016: 

 

№256н  «Концептуальные  основы  бухгалтерского  учета  и  отчетности  для 

организаций государственного сектора»  –  устанавливаются понятия и термины, которые 
используются в бухгалтерском учете и оформлении отчетности. 

 

257н  «Основные  средства»  (ОС)  –  определяется  новая  классификация  и 

группировка объектов ОС, новые границы стоимости ОС и порядок расчета амортизации.  

 

258н  «Аренда»  –  вводится  разделение  аренды  на  операционную  и 

финансовую (неоперационную).  

 

№259н  «Обесценивание  активов  –  определяются  единые  признаки 

обесценивания активов, их признание в бухучете и порядок отражения в отчетности.  

 

№260н  «Предоставление  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности  – 

устанавливаются  требования  к  составу,  срокам,  правилам  сдачи  отчетов  и  определяются 
данные, обязательные для публичного предоставления. 

С 2018 г. вступила в силу только часть изменений в ведении бухгалтерского учета. 

Всего в течение 2019-2020 г. планируется утвердить еще 24 стандарта. 

  Порядок  разработки  новых  правил  бухгалтерского  учета  установлен  приказом 

Министерства  финансов  РФ  №170н  от  31.10.2017.  Грядущие  изменения  будут  касаться 
правил формирования учетной политики, принципов формирования отчетов по движению 
денежных  средств,  алгоритмов  отражения  в  отчетности  условных  активов,  условных 
обязательств и др. 

 На  сегодня  уже  утверждены  поправки  к  налоговому  законодательству,  которые 

будет  необходимо  учитывать  бухгалтерам  в  2018  году.  Нововведения  коснулись 
следующих налоговых платежей:  

Налог на прибыль: расширен список доходов, которые разрешается не учитывать в 

процессе  расчета  данного  налога,  изменен  порядок  учета  расходов  на  подготовку 
персонала  и  НИОКР,  дополнен  список  организаций,  которым  разрешается  пользоваться 
ставкой 0%. 

 Налог  на  имущество  организаций:  изменен  порядок  применения  льгот  и 

определены правила применения кадастровой стоимости.  

НДС:  дополнен  список  операций,  которые  освобождаются  от  уплаты  НДС  либо 

облагаются  по  ставке  0%,  появится  система  tax  free,  ограничены  права  на  вычет  НДС  и 
перечень необлагаемых операций. 

НДФЛ: расширен перечень необлагаемых выплат, изменен порядок уплаты сборов 

с  выигрышей  от  азартных  игр  и  по  определенным  рублевым  облигациям  организаций 
России.  

80 

 

Страховые  взносы:  установлены  лимиты  для  расчета  взносов,  определены  виды 

деятельности,  для  которых  возможно  применение  пониженных  тарифов  на  упрощенной 
системе. 

 Налог  на  землю:  разработан  порядок  расчета  сумм  сбора  в  случае  изменения 

категории земли.  

Транспортный налог: отменена часть повышающих коэффициентов, используемых 

для расчета суммы сбора для дорогих автомобилей.  

Дисконты по рублевым облигациям освободили от НДФЛ 
С  1  января  2018  года  не  облагаются  НДФЛ  дисконты  по  российским  рублевым 

облигациям,  эмитированным  после  1 января  2017  года.  Это  предусмотрено  пунктом 4 
статьи 1  Федерального  закона  от  3 апреля  2017  № 58-ФЗ  (введен  новый  абзац  4  п.17.2 
ст.217 НК РФ). 

Продление ставки НДС для перевозок на воздушных линиях 
До  конца  2020  года  продлен  период  применения  ставки  10%  для  пассажирских 

перевозок  на  внутренних  воздушных  линиях.  Применение  нулевой  ставки  теперь 
распространено на воздушные перевозки в Калининград. 

Расширили действие нулевой налоговой ставки по налогу на прибыль 
С 2018 года на Дальнем Востоке станет выгодно работать в туристическом бизнесе. 

С 2018 по по 2022 год компании туристической отрасли смогут применять нулевую ставку 
по налогу на прибыль (ст. 284.6 НК РФ). 

Среди новостей 2018 года для бухгалтеров – появление нового профессионального 

стандарта,  разработанного  Институтом  профессиональных  бухгалтеров  (ИПБ).  В  нем 
прописаны требования, которые понадобятся на разных должностях. В их числе: 

 

уровень образования;  

 

опыт работы;  

 

профессиональные навыки;  

 

опыт; 

 

круг обязанностей и задач. 

Кроме  ведения  бухучета  и  сдачи  отчетности  от  бухгалтеров  требуется:  ведение 

отчетов о деятельности компаний с подразделениями; ведение и сдача консолидированной 
финансовой  отчетности;  оказание  услуг  в  сфере  бухучета;  владение  навыками  работы  в 
учетных программах; необходимость повышения квалификации. 

Одно из наиболее важных изменений для  бухгалтеров в 2018 году  –  ужесточение 

штрафов  за  ошибки  в  ведении  бухгалтерской  и  налоговой  отчетности.  При  этом 
Министерством  финансов  выдвинута  инициатива  дифференцировать  штрафы  для 
бухгалтеров,  которые  числятся  в  коммерческих  компаниях  и  бюджетных  организациях. 
Для  последних  предусмотрены  большие  суммы  штрафов.  К  примеру,  подача 
недостоверной  бухгалтерской  отчетности  будет  стоить  главбуху  коммерческой 
организации  максимум  10 000  руб.,  тогда  как  для  бюджетников  максимальная  сумма 
составляет  50 000  руб.  За  налоговые  правонарушения  (например,  неуплату  страховых 
взносов)  также  планируется  не  только  ужесточение  штрафов,  но  и  введение  уголовной 
ответственности. 

Список литературы: 

1.  http://2018god.net/ 
2.  https://blogkadrovika.ru – Изменения в законодательств 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ 

 

Хакимова А.Р. 

 

Научный руководитель – Фасхутдинова М.С., доцент  

81 

 

Российский государственный университет правосудия г. Казань 

 
Аннотация: в статье рассматривается подробная классификация затрат организации 

и основные подходы к разделению этих затрат. 

Ключевые 

слова: 

затраты, 

группировка, 

калькуляция 

себестоимости, 

управленческий учет. 

Управленческий  учет  затрат  по  видам и назначению  привлекает  особое  внимание 

финансового  менеджмента,  так  как  совокупность  затрат  формирует  себестоимость 
продукции. 

Затраты  –  это  совокупность  денежных  средств,  которые  были  списаны  в 

определенное  время  для  нужд  производства.    Главная  задача  менеджмента  - 
минимизировать расходы, так как от доли подобных затрат зависит финансовый результат 
всей организации.  

Издержками  обобщающего  показателя,  имеющего  отражение  в  совокупности 

затрат, и связь определенными процессами. Затраты в виде издержек обращения связаны в 
процессе  товарообращения,  издержками  в  производстве  явление  совокупности  затрат 
изготовить продукт при живом и овеществленном труде. 

При  рассмотрении  этих  термин  «затраты»  и  «издержки»,  можно  сказать  они 

близкие и взаимозаменяемые.  

Группировка затрат на производство происходит: 
местам  возникновения,  такие  как  на  производстве,  цеху,  участке,  необходимая, 

чтобы определить учет и себестоимость продукции; 

носители затрат, чтобы определить себестоимость продукции, предназначенная на 

продажу; 

виды затрат, определяемая по калькуляционным статьям и элементам. 
Исходя  из  всего,  видно,  что  затраты  имеют  классифицироваться  в  зависимости 

деятельностью предприятия и группироваться следующими признаками: 

1)  источником  возникновения,  где  идет  классификация  затрат  в  необычном 

размере. 

2) видом продукции, где идет классификация, связанная статьями затрат 
3)  целевым  назначением,  то  есть  существованием  основных  затрат  связанная  с 

продукцией производства. Например, стоимость сырья, материалов, входящих в продукт, 
также стоимть энергии и топлива, которые были израсходованы на технологические цели.  
И  накладные  –  связанные  с  обслуживанием  этого  производства,  также  с  реализацией  и 
управлением продукцией.) 

4) включением в себестоимость, где идет остаток постоянных затрат не зависящая 

объема  производства  и  остающаяся  практически  низменным  в  течение  всего  отчетного 
периода;  переменных  изменяющиеся  пропорционально  от  объёма  производства).  В 
большинстве 

случаев 

издержки 

являются условно-переменными 

(или условно-

постоянными).  В  этом  случае  изменение  деловой  активности  организации  также 
сопровождается изменением издержек, но в отличие от переменных затрат зависимость не 
является прямой.  

5)  экономическое  значение  (характеризуется  экономическим  содержанием  затрат 

организации). Существует 5 элементов, по которым составляется сметы: заработная плата, 
материальные  и  прочие  затраты,  затраты  на  амортизацию  основных  фондов  и 
перечисления на социальные нужды. 

6)  оперативность  учета  затрат.  Используются  две  системы  учета  затрат:  система 

учета фактических затрат, которая наиболее распространена в России; система «стандарт-
кост». Чем же отличаются эти две системы? Первая оценивает затраты непосредственно 
по  фактической  цене  и  количеству.  Вторая  же  сопоставляет  предполагаемые  затраты  в 
будущем периоде и фактические затраты.   

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..