ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 4

 

 

50 

 

В 2017-ом роботы были способны заменить линейный персонал начального звена в 

таких  сферах  как  юриспруденция,  туристический  бизнес,  бухгалтерия,  рекрутинг  и 
копирайтинг.  

Таким образом, сохранится тенденция к исчезновению профессий.  
В  соответствии  с  наметившимися  трендами  люди  невостребованных  и 

«вымирающих» профессий попадут под сокращение уже в скором будущем. В частности, 
к  данным  специальностям  относятся  бухгалтеры  начального  уровня.  Об  этом  говорят  и 
низкие уровни заработных плат в данном секторе. Прогнозы экспертов говорят, что к 2020 
году  ожидается  трехкратное  уменьшение  спроса  на  делопроизводителей  и  бухгалтеров 
начального  уровня.  Это  объясняется  тем,  что  предприятия  переходят  на  электронный 
документооборот [2].  

Переход  на  электронный  документооборот  предполагает  пересмотр  текущих 

процессов  и  операций.  Например,  может  понадобиться  цифровая  подпись  или 
электронная платежная система[6]. 

Сегодня  все  госучреждения  признают  электронные  документы,  так  как  они 

занимают  мало  места,  надежно  хранятся,  легче  производится  обмен  информацией.  При  
электронном  документообороте  -  электронной  цифровой    подписи  практически  нет 
аналога,  так  как    она  полностью  устраняет  возможные  поездки,  для  подписания 
документов дочерних предприятий. 

Электронная подпись необходима  для придания юридической силы электронным 

документам[5]. 

 

 

Данные за 2015 год [3] 

 
Хотя  развитие  информационных  технологий  в  Российской  Федерации  на  данном 

этапе имеет высокий уровень, но оно все еще значительно отстает от передовых стран. И 
пройдет  еще  не  один  год  прежде,  чем  будет  создана  электронная  система,  отвечающая 
всем потребностям ведения учета. Но, так или иначе, тенденции к внедрению передовых 
технологий есть, и со временем они возьмут на себя еще больше функций [4].  

Список литературы: 

1. 

[Электронный ресурс]: «Дни.Ру» — российская электронная газета. 

URL : https://www.dni.ru/economy/2016/9/23/349014.html (дата обращения: 16.03.18) 
2. 

[Электронный ресурс]: Что ждёт российский рынок труда в 2018 году? 

51 

 

URL  :  https://2018god.com/news/chto-zhdyot-rossiyskiy-ryinok-truda-v-2018-godu.html 

(дата обращения: 16.03.18) 

3. 

[Электронный  ресурс]:  "Российская  газета"  –  ежедневное  общественно-

политическое издание, учрежденное Правительством РФ. 

URL : https://rg.ru/2015/09/21/mintrud-video.html (дата обращения: 14.03.18) 
4. 

[Электронный  ресурс]:  КиберЛенинка  -  Российская  научная  электронная 

библиотека, построенная на концепции открытой науки. 

URL 

https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-tsifrovoy-ekonomiki-kak-faktor-

transformatsii-professii-buhgaltera-v-xxi-veke (дата обращения: 13.03.18) 

5. 

Никифорова  О.  В.Электронная  подпись:  что  должен  знать  бухгалтер  // 

Ученые  записки  Российской  академии  предпринимательства.  Научно-практическое 
издание.  Т.17.-№1.-  М.:  Российская  академия  предпринимательства;  Агентство  печати 
«Наука и образование», 2018.- С.162-168 

6. 

Никифорова  О.В.  Электронный  документооборот  в  условиях  перехода  к 

цифровой  экономике  //Актуальные  проблемы  гуманитарных  и  естественных  наук: 
сборник  научных  трудов  второй  заочной  международной  конференции  профессорско-
преподавательского состава –Казань: Изд-во «Печать-сервис XXI век», 2018. – С. 23-26 
 

ИЗМЕНЕНИЯ В УЧЕТЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В КАССЕ В 2018 ГОДУ 

 

Насибуллова И.Э. 

 

Научный руководитель – Никифорова О.В., к.э.н., доцент 

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

 

Аннотация:  Статья  посвящена  рассмотрению  изменений  в  ведении  кассовых 

операций,  вступивших  в  силу  2018  году.  В  статье  отмечаются  основные  изменения, 
касающиеся учёта денежных средств. 

Ключевые слова: лимит кассы, подотчетные деньги, онлайн-кассы 
Учет денежных средств является одним из самых ответственных участков ведения 

бухгалтерской  деятельности  на  любом  предприятии  независимо  от  его  организационно-
правовой формы. Такие средства представляют собой сумму наличных денежных средств 
в  кассе  предприятия,  свободные  денежные  средства  на  расчетном,  валютном  и  других 
счетах в банке, ценные бумаги и прочие денежные средства предприятия[4].  

В  2018  году  действует  обновленный  порядок  ведения  кассовых  операций. 

Количество  наличных  в  кассе  должно  соответствовать  лимиту,  который  утвержден 
руководителем компании. Излишки необходимо сдавать в банк.  

Сверхлимит допускается: 

 

на время выплаты зарплаты в течение пяти рабочих дней.  

 

по выходным и праздникам, когда касса функционирует, а не закрыта.  

В  2018  году  субъекты  малого  бизнеса  –  как  фирмы,  так  и  ИП  –  освобождены  от 

расчета лимита кассы, но могут применять его на свое усмотрение. Любой вариант нужно 
утвердить  соответствующим  приказом.  Если  лимита  нет,  в  кассе  можно  хранить  деньги 
без ограничения, в любом объеме.  

Регламент,  по  которому  считают  лимит,  с  наглядными  формулами  приведен  в 

приложении к Указанию Банка России № 3210-У. [1] 

Способа расчета – два: 

 

исходя из наличной выручки;  

 

исходя из наличных трат. 

52 

 

Одно из самых серьезных изменений в порядке ведения кассовых операций в 2018 

году  произошло  в  отношении  подотчетных  денег.  Правила  ведения  кассовых  операций 
позволяют  выдавать  денежные  средства  в  подотчет  при  наличии  задолженности 
подотчетного  лица.  До  19  августа  2017  года  делать  этого  было  нельзя  (исключение: 
перечисление на карту): деньги выдавались только в том случае, если подотчетное лицо 
полностью отчиталось по ранее выданным средствам. При нарушении — штраф до 50 000 
руб.  (ст.  15.1  КоАП  РФ).[2]  Срок,  на  который  кассир  выдает  деньги  в  подотчет,  не 
ограничен законодательством и устанавливается руководителем компании.  

Заявление на выдачу денег в подотчет можно выдавать на основании распоряжения 

или приказа руководителя, в котором в обязательном порядке должны быть указаны:  

 

регистрационный номер приказа  

 

дата 

 

подотчетное лицо (должность, отдел, ФИО)  

 

сумма к выдаче в подотчет 

 

срок возврата 

 

подпись руководителя[5].  

Приказ  составляется  на  каждую  выдачу  наличных.  Согласно  Письму  Минфина 

России от  21 июля 2017 года № 09-01-07/46781  компания вправе перечислить денежные 
средства под отчет на зарплатную карту работника, которые можно использовать на:  

 

командировочные расходы  

 

расходы за оказание услуг, выполнение работ или поставку товаров 

 

компенсацию расходов, подтвержденных документально.[3] 

 Во  избежание  претензий  налоговых  инспекторов  обязательно  нужно  указывать  в 

назначении  платежного  поручения,  что  денежные  средства  выплачиваются  в  подотчет. 
Порядок  расчета  с  подотчетными  лицами  организация  должна  внести  в  свою  учетную 
политику.  Еще  один  важный  момент:  если  работник  не  погасил  задолженность  по 
предыдущей  сумме,  выданной  в  подотчет,  то  это  не  является  основанием  для  отказа  в 
выдаче  новой.  Требования,  согласно  которому  кассир  не  может  выдать  денежные 
средства, пока подотчетное лицо не отчиталось по прошлым суммам, больше нет. 

С 1 июля 2017 года наступила обязанность применять только новую ККТ, то есть с 

этой  даты  прекращена  регистрация  ККТ  в  порядке,  установленном  старой  редакцией 
закона № 54-ФЗ. Поэтому с 1 июля пробивать чеки нужно только с помощью онлайн-касс 
[6]. 

До  1  июля  2019  года  вправе  не  применять  онлайн-кассы  4  категории 

налогоплательщиков:  

 

компании  на  ЕНВД  за  исключением  тех,  кто  занимается  розничной 

торговлей и оказывает услуги в сфере общественного питания  

 

индивидуальные  предприниматели  на  ЕНВД  и  патенте,  исключение 

составляют  те  ИП,  которые  осуществляют  деятельность  в  сфере  розничной  торговли  и 
общественного питания 

 

индивидуальные предприниматели без наемного персонала, которые платят 

налог с вмененного дохода и патента по розничной торговле и общепиту (при заключении 
трудового договора с физическим лицом такой ИП обязан в течение 30 календарных дней 
с даты заключения такого договора зарегистрировать ККТ)  

 

индивидуальные 

предприниматели, 

осуществляющие 

торговую 

деятельность с использованием торговых автоматов (без наемных работников) 

Но им предоставляется отсрочка до 01 июля 2019 года при условии, что: 

 

они  будут  выдавать  по  требованию  клиентов документы,  подтверждающие 

прием денежных средств; 

 

порядок выдачи этих документов и сами документы будут соответствовать 

нормам старой редакции закона №54-ФЗ (т.е. до 03.07.16 г.). 

53 

 

Данные  документы  согласно  старой  редакции  закона  №54-ФЗ  выдавались  только 

при  расчетах наличными  и  (или) платежными  картами.  Значит,  и  право  не  использовать 
онлайн-кассы до 1 июля 2019 года распространяется исключительно на эти виды расчетов, 
которые будут производиться в рамках льготных видов деятельности. 

На  сегодняшний  день  существует  уже  более  40  моделей  онлайн-касс,  а 

действующие ОФД обеспечивают передачу данных с касс в ОФД, ФНС и ЕГАИС. 

Письмом  от  21.07.2017  г.  №  03-01-15/46715  Минфин  РФ  подтвердил,  что  в 

настоящее  время  применять  унифицированные  формы,  связанные  с  применением  ККТ, 
утв.  пост.  Госкомстата  России  №  132  в  соответствии  с  «Типовыми  правилами 
эксплуатации контрольно-кассовых машин ...», утв. МФ РФ № 104, необязательно!  

Список  литературы: 

1. 

Указание  Банка  России  от  11.03.2014  N  3210-У  (ред.  от  19.06.2017)  "О 

порядке  ведения  кассовых  операций  юридическими  лицами  и  упрощенном  порядке 
ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого 
предпринимательства" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 N 32404) 

2. 

Статья 15.1 КоАП РФ. Нарушение порядка работы с денежной наличностью 

и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании 
специальных банковских счетов 

3. 

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2017 № 09-

01-07/46781  «О  перечислении  денежных  средств,  выдаваемых  под  отчет,  на  банковские 
«зарплатные»  карты  сотрудников  организаций  в  целях  осуществления  оплаты  денежных 
обязательств 

4. 

Никифорова 

О.В. 

Бухгалтерский 

учет 

кассовых 

операций 

//Новый взгляд. Международный научный вестник.- 2015.- № 9. -С. 269-278. 

5. 

Никифорова  О.В.  Бухгалтерский  учет  расчетов  с  подотчетными  лицами// 

Научный обозреватель.-2015.- № 6.- С. 11-13. 

6. 

Никифорова 

О.В. 

Онлайн-касса 

для 

индивидуальных 

предпринимателей//Путеводитель предпринимателя.- 2018.- № 37.- С. 169-174. 

 

ИЗМЕНЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ В 2018 ГОДУ 

 

Насибуллова И.Э. 

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

 

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению изменений в сфере бухгалтерского и 

налогового учёта, вступившего в силу с 1 января 2018 года. В статье отмечаются основные 
изменения, касающиеся учёта денежных средств. 

Ключевые  слова:  налоговый  учет,  законопроект,  положения  по  бухучету, 

стандарты. 

С  2018  года  для  индивидуальных  предпринимателей  и  организаций  начинают 

действовать  достаточно  серьезные  изменения  в  сфере  ведения  бухгалтерского  и 
налогового  учета.  Чиновники  разработали  и  утвердили  ряд  законопроектов,  которые 
коснулись  практически  всех  основных  налогов,  налоговой  отчетности  и  положений  по 
бухучету. Какие же изменения в работе ждут бухгалтеров в 2018 году?  

Начиная с 1 января 2018 г. в Российской Федерации начинают действовать 5 новых 

стандартов бухгалтерского учета: 

 

№256н  «Концептуальные  основы  бухгалтерского  учета  и  отчетности  для 

организаций  государственного  сектора»  [1]  –  устанавливаются  понятия  и  термины, 
которые используются в бухгалтерском учете и оформлении отчетности.  

54 

 

 

№257н  «Основные средства» [2] (ОС) – определяется новая классификация 

и  группировка  объектов  ОС,  новые  границы  стоимости  ОС  и  порядок  расчета 
амортизации.  

 

№258н  «Аренда»  –  вводится  разделение  аренды  на  операционную  и 

финансовую (неоперационную).  

 

№259н  «Обесценивание  активов  –  определяются  единые  признаки 

обесценивания активов, их признание в бухучете и порядок отражения в отчетности.  

 

№260н  «Предоставление  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности  – 

устанавливаются  требования  к  составу,  срокам,  правилам  сдачи  отчетов  и  определяются 
данные, обязательные для публичного предоставления.  

С 2018 г. вступает в силу только часть изменений в ведении бухгалтерского учета. 

Всего в течение 2019-2020 г. планируется утвердить еще 24 стандарта.  

Порядок  разработки  новых  правил  бухгалтерского  учета  установлен  приказом 

Министерства финансов РФ №170н от 31.10.2017[3]. Грядущие изменения будут касаться 
правил формирования учетной политики, принципов формирования отчетов по движению 
денежных  средств,  алгоритмов  отражения  в  отчетности  условных  активов,  условных 
обязательств и др.  

На  сегодня  уже  утверждены  поправки  к  налоговому  законодательству,  которые 

будет необходимо учитывать бухгалтерам в 2018 году.  

Нововведения коснулись следующих налоговых платежей: 

 

Налог  на  прибыль:  расширен  список  доходов,  которые  разрешается  не 

учитывать  в  процессе  расчета  данного  налога,  изменен  порядок  учета  расходов  на 
подготовку  персонала  и  НИОКР,  дополнен  список  организаций,  которым  разрешается 
пользоваться ставкой 0%. 

 

Налог  на  имущество  организаций:  изменен  порядок  применения  льгот  и 

определены правила применения кадастровой стоимости.  

 

НДС:  дополнен  список  операций,  которые  освобождаются  от  уплаты  НДС 

либо облагаются по ставке 0%, появится система tax free, ограничены права на вычет НДС 
и перечень необлагаемых операций. Ожидаемые прогнозы по повышению ставки НДС до 
22% не оправдались. Реформа перенесена на 2019 год.  

 

НДФЛ: расширен перечень необлагаемых выплат, изменен порядок уплаты 

сборов  с  выигрышей  от  азартных  игр  и  по  определенным  рублевым  облигациям 
организаций России.  

 

Страховые  взносы:  установлены  лимиты  для  расчета  взносов,  определены 

виды  деятельности,  для  которых  возможно  применение  пониженных  тарифов  на 
упрощенной системе.  

 

Налог на землю: разработан порядок расчета сумм сбора в случае изменения 

категории земли. 

Транспортный налог: отменена часть повышающих коэффициентов, используемых 

для расчета суммы сбора для дорогих автомобилей.  

Новости  налогового  учета  2018  касаются  не  только  стандартных,  хорошо 

известных платежей, но и внедрения двух новых сборов: 

 

Налога на дополнительные доходы – пилотного проекта, который придет на 

замену  налогу  на  добычу  полезных  ископаемых.  На  первом  этапе  он  будет 
распространяться на деятельность компаний по добыче нефти.  

 

Курортного  сбора  –  дополнительной  платы,  которую  будут  взимать  с 

физических  лиц  (отдыхающих)  санатории,  дома  отдыха,  отели  в  4  регионах  РФ: 
Ставропольском  и  Краснодарском  краях,  на  Алтае  и  в  республике  Крым.  Он  начнет 
действовать с 1 мая 2018 г.  

55 

 

Среди новостей 2018 года для бухгалтеров – появление нового профессионального 

стандарта,  разработанного  Институтом  профессиональных  бухгалтеров  (ИПБ).  В  нем 
прописаны требования, которые понадобятся на разных должностях.  

В их числе: 

 

уровень образования;  

 

опыт работы;  

 

профессиональные навыки;  

 

опыт;  

 

круг обязанностей и задач.  

Кроме ведения бухучета и сдачи отчетности от бухгалтеров требуется:  

 

ведение отчетов о деятельности компаний с подразделениями;  

 

ведение и сдача консолидированной финансовой отчетности;  

 

оказание услуг в сфере бухучета;  

 

владение навыками работы в учетных программах;  

 

необходимость повышения квалификации.  

Самый  простой  вариант  доказать  соответствие  стандарту  –  пройти  проверку  в 

одном из учебных центров, аккредитованных ИПБ.  

Одно из наиболее важных изменений для  бухгалтеров в 2018 году  –  ужесточение 

штрафов  за  ошибки  в  ведении  бухгалтерской  и  налоговой  отчетности.  При  этом 
Министерством  финансов  выдвинута  инициатива  дифференцировать  штрафы  для 
бухгалтеров, которые числятся в коммерческих компаниях и бюджетных организациях.  

Для  последних  предусмотрены  большие  суммы  штрафов.  К  примеру,  подача 

недостоверной  бухгалтерской  отчетности  будет  стоить  главбуху  коммерческой 
организации  максимум  10  000  руб.,  тогда  как  для  бюджетников  максимальная  сумма 
составляет  50  000  руб.  За  налоговые  правонарушения  (например,  неуплату  страховых 
взносов)  также  планируется  не  только  ужесточение  штрафов,  но  и  введение  уголовной 
ответственности.  

Дополнительно  МинФином  в  сотрудничестве  с  ФНС  разработаны  правки  для 

Налогового  кодекса,  которые  позволят  физическим  и  юридическим  лицам  оплачивать 
друг за друга штрафы.  

До  2018  года  была  предусмотрена  возможность  оплачивать  за  сторонние 

организации  (и  физических  лиц)  распространялась  только  на  налоговые  платежи  и 
страховые  взносы.  Планируется,  что  данные  изменения  будут  действовать,  начиная  со 
второго полугодия. 

Список литературы: 

1. Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального 

стандарта 

бухгалтерского 

учета 

для 

организаций 

государственного 

сектора 

«Концептуальные 

основы 

бухгалтерского 

учета 

и 

отчетности 

организаций 

государственного сектора» 

2.  Приказ  Минфина  России  от  31  декабря  2016  г.  №  257н    «Об  утверждении 

федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного  сектора 
«Основные средства». 

3.  Приказ  Минфина  России  от  31.10.2017  №  170н  «Об  утверждении  программы 

разработки  федеральных  стандартов  бухгалтерского 

учета  для  организаций 

государственного  сектора  на  2017-2019  гг.  и  о  признании  утратившими  силу  приказов 
Минфина 

России 

от 

10.04.2015 

 

 

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ И ПРОБЛЕМЫ ЕЁ СОВЕРШЕНСТОВАНИЯ  

 

Нигматзянова Я.Н.  Баева И.С.  Воробьёва А.А. 

56 

 

 

Научный руководитель – Мусташкина Д.А., к.э.н., доцент 

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

 

Аннотация:  Целью  данной  исследовательской  работы,  является  рассмотрение 

современной налоговой системы Российской Федерации .А так же изучение поставленных  
ею целей , путей решения задач и раскрытие перспектив развития . 

Ключевые  слова:  налоговая  система,  фискальная  политика,  социальное 

страхование, отчуждение, страховые взносы, персональная обратимость взносов. 

 В  настоящее  время  обозначен  целый  ряд  подходов  к  определению  понятия 

налоговой  системы.  В  общем  налоговая  система  –  это  система  экономико-правовых 
отношений между государством и хозяйствующими субъектами. 

На  сегодняшний  день  экономика  России  максимально  приближена  к  мировым 

стандартам,  которые  свойственны  только  тем  странам,  чью  систему  можно  назвать 
развитой  и  стабильной.  Появление  Налогового  кодекса  даёт  нам  понять,  что  правовые 
компоненты нашей налоговой системы можно считать удовлетворительными. 

Но  так  же  нельзя  не  отметить,  что  стимулирующая  и  регулирующая  функция  на 

данный момент значительно ослаблены, из-за нестабильного курса от которого напрямую 
зависит наша налоговая политика. 

В  моменты  кардинальных  преобразований  в  обществе  система  налогов  не  могут 

оперативно  урегулировать  кризисные  ситуации,  так  как  при  всей  своей  надёжности    в 
стабильных ситуациях, в условиях кризиса не  дадут желаемого эффекта . 

России на современном этапе её развития, система налогообложения, перенятая  из 

развитых  стран  Запад  ,не  достаточно  действенна  .  Для  достижения эффективной  работы 
системы  необходим  возврат  к  прежней  форме  отчуждения  прибавочного  продукта  в 
централизованный  доход  государства.  Данный  подход,  прежде  всего,  возрождение 
существовавшей    экономической    пирамиды,  основными  плательщиками  которых 
являлись  предприятия  и  организации  легкой  и  пищевой  промышленности,  торговли  и 
снабженческо-сбытовые  организации.  Этот  подход  даёт  полное  освобождение  в 
первоочередном  порядке  от  налога  на  добавленную  стоимость  предприятий 
машиностроения  и  обрабатывающей  промышленности,  это  предоставит  им  более 
благоприятные  и  удобные  условия  для  модернизации  собственных  фондов  и  позволит 
продукции  машиностроительного  комплекса  выйти  на  конкурентоспособный  уровень  на 
внутреннем рынке. 

В момент структурной перестройки налог на добавленную стоимость (НДС) стоит 

признать  преждевременной  формой  траты  средств  в  бюджет.  А  многорентабельность 
предприятий  так  или  иначе  предполагает  временный  возврат  к  налогу  с  оборота  по 
отдельным  товарным  группам.  Именно  оборотные  налоги  являются  универсальным 
способом для создания равноправных условий для всех субъектов хозяйств. 

Результативным  методом  пополнения  государственного  бюджета  так  же  может 

стать восстановление государственной монополии на сбыт спиртных напитков. Хорошим 
примером  такой  монополии  может  послужить  опыт  Мордовии  ,  где  акцизы  на 
спиртосодержащие напитки на 30% пополнили казну государства.  

Чтобы  налоговая  система  нашей  страны  занимала  конкурентоспособное  место  ,её 

законодательство  должно  более  оперативно    реагировать  на  инновационные  явления,  на 
предпосылки об уходе из-под системы в следствии пробелов в законодательстве .  

Администрирование  налоговой  системы  –можно  назвать  новым  понятием  ,если 

рассматривать  его  с  точки  зрения    теории  налогообложения  .  Исходя  из  этого  можно 
сформировать  понимание,  об  управлении  системой  в  целом  ,  так  и  работы  налоговых 
органов по надзору за точным исчислением уплаты налоговых выплат. 

57 

 

Наиболее  полное  понятие  администрирование  в  налоговой  системе  –это 

организация  процесса  сбора  налоговых  средств    и  возникающих  в  следствии  этого 
отношения  между  представителями  налоговой  и  плательщиками  налоговых  выплат    в 
следствии  изменений в производственных отношениях и хозяйственными формами. Для 
широкого  понимания,  данное  определение  можно  обозначить  ,как  деятельность 
налоговых  служб  ,наплавленных  на  исполнения  законодательства.  Администрирование 
налоговой системы –это организация по сбору и надзору за денежными  средствами ,а так 
же  контроль за эффективным функционирование налоговой системы.  
На данный момент глобальные  изменения в системе налоговых органов уже закончились 
,но правки и дополнения поступают регулярно. 

В приоритетном порядке обращают внимание на проблемы повышения налогового 

администрирования  .  В  будущем  системы  в  2019-2020  одах    основополагающими  , 
являются такие задачи как : 

 

применение принципа открытости информации 

 

воссоздание института экспертиз независимыми органами  

 

определение единых стандартов для всех  налоговых отношений 

В  нынешней  ситуации  становление  России  единоличным  производителем 

алкогольной  продукции  ,в  современных  реалиях  прогресса  технических  возможностей 
населения, практически не возможно без намеренной монополизации государством права 
на  реализацию  алкогольной  продукции  в  которую  также  должно  входить  её  хранение  и 
транспортировка . 

Контроль производства и реализации должен быть не менее строгим чем контроль 

ЦБ над эмиссией денежных средств. 

Прибавка  налоговых  поступлений  в  бюджет  страны  так  же  может  быть 

осуществлён путём сбора налогов у физических лиц. В летний период   уличные торговцы 
как  правило  скрывают  свои  заработки  от  служб  налоговых  органов,  так  как  их 
деятельность не я зарегистрирована, а значит является не законной. В следствии того что 
их заработок нигде не зафиксирован у них так же есть возможность получать пособие по 
безработице.  Методом  борьбы  с  данной  проблемой  можно  считать  выдачу  Российским 
гражданам,  налоговых  книжек,  где  можно  было  бы  ставить  ежегодную  метку  по  факту 
уплаты  владельцем  налоговых  сборов;  подобные  меры  можно  было  бы  применять  в 
отношении  иностранцев,  осуществляющих      торговую  деятельность,  а  также  наёмных 
работников.  на  территории  России  [1].  Введённая  практика  введения  ИНН  не  дала 
должных  результатов,  так  как  не  препятствовала  уклонению  от  уплаты  налогов.  Чтобы 
достичь  максимальную  собираемость  налоговых  сборов,  следует  создать  на  территории 
России  институт    налоговых  инспекторов  ,  контролирующих  исправное  исполнение 
налогового законодательства  

Одним  из  важнейших  путей  в  модернизации  нашей  налоговой  системы    можно 

считать  перераспределение    налоговых  с  юридических  лиц  на  физические.Это  окажет 
благотворное  влияние  на  весь  воспроизводственный  процесс  и  существенно  улучшит 
основные  параметрические  характеристики  современной  экономической  динамики.  В 
этом  отношении  очень  уместно  пророческое  высказывание  В.  Петти  о  том,  что  платить 
налоги должны не те, кто много работает, а кто много потребляет [4]. 

Механизм  налоговой  системы  наиболее  действенный  и  эффективный  рычаг 

регулирования  государства.  От  эффективности  данного  инструмента  зависит  как 
функционирование  страны,  так  и  совершенствование  народного  хозяйства,  что  является 
приоритетным направлением на сегодняшний день.   

Список литературы: 

1.  Светлаков  А.  Г.  Особенности  возникновения  теневых  явлений  в  современных 

условиях функционирования АПК // Аграрный вестник Урала. - 2017. - № 5. - С. 77-79. 

58 

 

2.Анализ налоговой реформы в России // Инвестиции в России. – 2009. - № 4. – с. 

48 

3.Сарабский  А.  А.  Инвестиционное  развитие  -  как  фактор  ускоренной 

модернизации производства // Диспут плюс. - 2014. - № 4 (14). - С. 5-10. 

4.  Стремоусова  Е.  Г.,  Кляйзер  Е.  С.  Роль  заработной  платы  в  развитии 

инновационной активности работников малых предприятий.  

 

ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ БАНКА 

 

Новикова И.Н.,  Бурак О.В. 

Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, г. 

Гомель 

 

Аннотация:  В  данной  статье  рассмотрена  актуальность  проблемы  управления 

кредитным  риском,  подходы к  управлению  кредитным  риском, пути  совершенствования 
механизма оптимизации кредитного риска банка. 

Ключевые словакредитный риск, управление кредитным риском, оценка риска. 
В  структуре  активов  банка,  несомненно,  преобладают  активы,  подверженные 

кредитному риску.  

Мировая  практика  показывает,  что  основная  масса  банкротств  банков  была 

обусловлена невозвратом кредитополучателями полученных средств, что, в свою очередь, 
явилось следствием непродуманной политики банка в области рисков.  

Поэтому  в  современных  экономических  условиях  деятельности  банковского 

сектора экономики кредитный риск является одним из основных факторов, определяющих 
банковские угрозы.  

Данная  проблема  особенно  актуальна  для  банков  Республики  Беларусь,  что  во 

многом связано с девальвацией белорусского рубля,  падением  уровня реальных доходов 
населения  и  иными  негативными  факторами,  в  то  время  как  развитие  экономики  и 
повышение ее эффективности невозможно без привлечения заемных ресурсов.  

Проведенное  исследование  состояния

 

банковской  системы

 

Республики  Беларусь 

позволяет сделать вывод о том, что в течение 2017 года наиболее значимым риском для 
деятельности банков оставался кредитный риск.  

В номинальном выражении банковские активы, подверженные кредитному риску, 

на 01.01.2018 г. выросли на 7,4%.  

Данный  прирост  обусловлен  кредитованием  в  национальной  валюте:  активы, 

подверженные кредитному риску, в целом по банковскому сектору в белорусских рублях 
увеличились на 22,7%, а в иностранной валюте – уменьшились на 3,0%.  

В  течение  2017  года  в  условиях  интенсивного  развития  кредитных  процессов 

величина  показателя,  характеризующего  общий  уровень  подверженности  банковского 
сектора кредитному риску, постепенно возрастала и к концу года достигла 66,6% (63,9% 
на конец 2016 года)

 

[2].  

Мировая и отечественная банковская практика осуществления кредитных операций 

обобщила основные факторы, которые повышают кредитный риск. 

 К ним относятся:  

 

низкий  уровень  диверсификации  кредитов  и  их  сосредоточение  в  сфере, 

которая чувствительна к изменениям в экономике;  

 

высокая  доля  кредитов,  выданных  клиентам  с  нестабильным  финансовым 

положением и денежными потоками, в общей массе кредитного портфеля банка;  

 

предоставление  кредитов  без  наличия  достаточной  информации  о 

финансовом состоянии и деловой репутации клиента;  

59 

 

 

недостаточно точная оценка активов, принятых в залог, принятие в качестве 

обеспечения имущества по его исторической стоимости. 

С целью минимизации проблем, связанных с невозвратом кредита, банкам следует 

более  тщательно  проводить  анализ  кредитоспособности  клиента  и  контролировать 
целевое использование кредита. 

 Кроме  того,  с  целью  минимизации  риска  необходимо  диверсифицировать 

портфель банковских клиентов, что приведет к диверсификации всех видов риска, а также 
предоставлять  кредиты  в  виде  более  мелких  сумм  большему  количеству  клиентов  или 
предоставлять большие суммы клиентам на консорциальной основе.  

В  белорусском  законодательстве  выделены  следующие  подходы  к  управлению 

кредитными рисками банка:  

идентификация  –  предполагает  изучение  основных  источников  кредитного  риска, 

которые могут вызвать потери и дополнительные расходы;  

мониторинг  –  представляет  собой  сбор  и  анализ  информации  для  осуществления 

оценки рисков и составления пруденциальной и управленческой отчетности; 

лимитирование  –  предполагает  реализацию  банком  комплекса  мер,  которые 

направлены на снижение вероятности наступления событий, приводящих к потерям, или 
уменьшение величины потерь в случае их возникновения, т.е.  благодаря лимитированию 
банкам  удается  избежать  высоких  затрат  вследствие  необдуманной  концентрации 
кредитного  риска,  а  также  диверсифицировать  кредитный  портфель  и  обеспечить 
стабильную прибыль; 

резервирование  –  осуществляется  путем  создания  специальных  резервов  на 

покрытие  возможных  убытков  по  активам  и  операциям,  не  отраженным  на

 

балансе,  т.е. 

резервирование  повышает  надежность  и  стабильность  банковской  системы,  а  также 
служит защитой вкладчиков.  

Помимо  этого  в  управлении  кредитными  рисками  значительная  роль  отводится 

выбранной  кредитной  политике  банка,  сущность  которой  состоит  в  обеспечении 
безопасности, надежности и прибыльности активных операций кредитного характера, т.е. 
в умении свести к минимуму уровень риска. 

Таким  образом,  управление  кредитными  рисками  –  это  сложный  процесс, 

включающий  в  себя  идентификацию  риска  и  его  оценку,  разработку  рычагов  и  методов 
воздействия  на  риск,  направленных  на  снижение  вероятности  невозврата  ожидаемых 
денежных потоков и минимизацию возможных потерь, а также оперативное отслеживание 
и  установление контроля над  уровнем  вероятности потерь  и факторами, приводящими к 
его возникновению.  

Для  совершенствования  системы  управления  кредитным  риском  банкам 

необходимо  придерживаться  такой  кредитной  политики,  чтобы  полностью  покрывать 
свои  риски,  проводить  диверсификацию  кредитного  портфеля  по  группам  риска  и  по 
видам  хозяйственной  деятельности,  а  также  региональную  диверсификацию, 
предоставлять  кредитополучателям  кредиты  только  после  детальной  оценки  их 
кредитоспособности 

и 

отказывать 

в 

кредитовании 

неплатежеспособным 

кредитополучателям.  

Данные  мероприятия  позволят  оптимизировать  неизбежные  потери  в  данном 

сегменте  бизнеса  банка,  т.е.  оперативно  диагностировать  степень  рискованности 
операций,  определять  величину  потерь  от  возникшей  рисковой  ситуации  или 
несвоевременного принятия мер по минимизации риска, величину экономических выгод, 
полученных  в  результате  предотвращения  угроз  или  реализации  мероприятий,  а  также 
прогнозировать  состояние  развития  деятельности  субъекта  с  целью  предотвращения 
отрицательного воздействия риска в будущем. 

Список литературы: 

1. 

О  внесении  изменений  и  дополнений  в  Рекомендации  о  методике 

проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских 

60 

 

кредитно-финансовых  организаций  и  оценке  уровня  рисков:  Постановление  Правления 
Национального  банка  Республики  Беларусь от  28  марта  2014  г. №  193  // 
КонсультантПлюс:  Беларусь  [Электронный  ресурс]  /  ООО  «ЮрСпектр»,  Нац.  реестр 
правовых актов Респ. Беларусь. 

2. 

Статистический бюллетень № 1 (223) [Электронный ресурс] / Национальный 

банк 

Республики 

Беларусь. 

– 

Режим 

доступа: 

http://www.nbrb.by/publications/bulletin/Stat_Bulletin_2018_01. 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОГНОЗНОГО АНАЛИЗА 

ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 

 

Носачева К.В. 

Кубанский государственный технологический университет, 

 г. Краснодар 

 
Аннотация: Данная статья посвящена вопросам  применения методов прогнозного 

анализа финансовых результатов в управлении организации. Проведено прогнозирование 
финансовых  результатов  двумя  методами,  на  основании  которых  были  даны 
рекомендации конкретной организации. 

Ключевые  слова:  методы  прогнозного  анализа,  финансовый  результат, 

горизонтльный трендовый анализ, вертикальный трендовый анализ. 

Процесс  управления  организацией 

  это  непрерывная  разработка  управленческих 

решений  и  стратегий,  применяемых  на  практике.  От  того,  насколько  эффективно  были 
предложены  и  реализованы  данные  разработки,  зависят  результаты  деятельности 
организации в целом. Так, одним из важнейших объектов управления и, соответственно, 
анализа являются финансовые результаты организации.  

В  процессе  управления  для  обоснования  верных  управленческих  решений  в 

организации  важную  роль  играет  прогнозный  анализ.  Цель  прогнозного  анализа 

 

комплексная  оценка  будущего  финансово-экономического  состояния  организации  с 
учетом  выделенных  тенденций,  а  также  экспертных  оценок  возможного  изменения 
исходных показателей. Прогнозный анализ базируется на методах ситуационного анализа 
и прогнозирования и включает прогнозный анализ отчета о финансовых результатах [2]. 

В  настоящее  время  существует  несколько  методов  прогнозирования:  метод 

экспертных  оценок,  стохастический  метод  и  детерминированный  метод  [1]. 
Применительно  к  прогнозированию  финансовых  результатов  выделяют  следующие 
методы:  метод  эффекта  операционного  рычага,  метод  наименьших  квадратов,  метод 
временных  рядов,  прогнозирование  методом  факторного  анализа,  горизонтальный  и 
вертикальный трендовый анализ. Использование каждого из методов может приводить к 
разным  результатам,  поэтому  в  процессе  обоснования  управленческих  решений 
целесообразно проводить прогнозирование финансовых результатов разными методами и 
выбирать тот метод, который наиболее полно отражает ситуацию в организации [3].  

Для  наглядного  примера  использования  прогнозного  анализа  в  управлении 

финансовыми  результатами  было  выбрано  ООО  «СлавАгро»  и  его  отчет  о  финансовых 
результатах  за  2014-2016  гг.  Для  сравнения  было  рассмотрено  два  метода: 
горизонтальный и вертикальный трендовый анализ.  

Суть метода горизонтального трендового анализа заключается в расчёте индексов 

роста  за  2015-2016  гг.  по  таким  показателям  как:  выручка,  себестоимость  продаж, 
коммерческие  расходы,  прочие  расходы  и  единый  сельскохозяйственный  налог  (далее 
ЕСХН).  Далее  было  определено  среднее  значение  индекса  роста  по  данным  входящим 
статьям и на его основе рассчитались прогнозные значения. Но в связи с тем, что ЕСХН 
был отражен в отчете о финансовых результатах только в 2016 году, то прогнозируемое 
значение этого показателя было принято на уровне 2016 года.  

61 

 

В  процессе  применения  метода  вертикального  трендового  анализа  был  рассчитан 

удельный  вес  в  выручке  (в  процентах)  таких  показателей  как:  себестоимость  продаж, 
коммерческие  расходы,  прочие  расходы,  ЕСХН.  Затем  на  основе  полученных  данных 
рассчитывался  индекс  роста  по  годам,  а  также  среднее  значение  индекса  роста.  Затем 
была определена структура и прогнозное значение показателей. 

Результаты  расчета  показателей  прогнозной  прибыли  с  использованием  двух 

методов описанных выше отражены в таблице 1. 
Таблица 1- Результаты расчёта показателей прогнозной прибыли на 2017г. 

Показатель 

Горизонтальный трендовый 

анализ (1 метод) 

Вертикальный трендовый 

анализ (2 метод) 

Валовая прибыль, тыс.руб 

10 877,792 

12 760,903 

Прибыль 

от 

продаж, 

тыс.руб 

9 411,973 

11 611,013 

Прибыль 

до 

налогообложения, тыс.руб 

7 349,912 

9 612,213 

Чистая прибыль, тыс.руб 

7 105,912 

9 368,213 

Таким образом, если сохранятся тенденции, заложенные в предыдущих периодах, 

то  при  использовании  метода  горизонтального  трендового  анализа  чистая  прибыль 
составит 7 105,912 тыс. руб., а при применении метода вертикального трендового анализа 
-    9 368,213  тыс.  руб.    Полученная  разница  обусловлено  тем,  что  при  использовании 
первого  метода,  прогнозное  значение  себестоимости  продаж,  коммерческих  расходов  и 
прочих  расходов  значительно  больше,  чем  при  использовании  второго.  На  наш  взгляд, 
наиболее  вероятными  прогнозными  значениями  являются  значения,  рассчитанные  с 
помощью  метода  горизонтального  трендового  анализа,  так  как  полученные  значения 
отличаются незначительно с фактическими данными отчетного периода (2017 г.). 

По  результатам  прогнозного  анализа  ООО  «СлавАгро»  необходимо  дать 

рекомендации  в  области  управления  финансовыми  результатами.  Это  может  быть 
снижение  себестоимости  продаж,  для  этого  рекомендуется  пересмотреть  контрагентов 
организации и осуществлять закупку зерна на более выгодных условиях.  

Также  рекомендуется  снижать  коммерческие  расходы  (куда  относится  аренда 

зерносклада) посредством мониторинга и выбора наиболее выгодного арендодателя.  

Список литературы: 

1. 

Вернер К.В., Мартынова Т.А. Методы прогнозирования статей финансовой 

отчетности  организации.  В  сборнике  «Современное  состояние  экономики  России: 
проблемы и перспективы» / Под ред. д-ра экон. наук, проф. М.Б. Щепакина. – Краснодар: 
Изд. КЦНТИ, 2011. – Том 1. – 185-188 с. 

2. 

Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учебник / Г.В. Савицкая. – М.: НИЦ 

ИНФРА-М, 2013.  

3. 

Хилькевич  Л.В.,  Мартынова  Т.А.  Прогнозного  анализ  финансовых 

результатов в разработке стратегии развития организации торговли / В книге: Экономика, 
управление  и  бизнес  I  Международный  конгресс  студентов,  аспирантов  и  молодых 
ученых:  Материалы    международной  научно-практической  конференции.  –  Краснодар: 
Изд. ФГБОУ ВПО «КубГТУ», 2015. – С. 158-161. 

 

ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ ОНЛАЙН-КРЕДИТОВАНИЯ 

 

Рахматуллина А.Д. 

 

Научный руководитель – Габбасова А.Х., преподаватель ФСПО  

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

62 

 

 

Аннотация:  В  настоящей  статье  рассматривается  понятие  онлайн-кредитования  и 

его формы, а также анализируются перспективы и риски онлайн-кредитования. 

Ключевые слова: онлайн-кредитование, банковское кредитование, P2P 

кредитование. 

В  настоящее  время  рынок  онлайн-кредитования  достаточно  быстро  развивается  и 

имеет  различные  формы.  Онлайн-кредитование  –  процесс  предоставления  кредита  в 
режиме  онлайн  в  сети  «Интернет».  При  онлайн-кредитовании  заемщику  не  требуется 
лично  обращаться  в  кредитную  организацию  для  оформления  кредитной  заявки,  а 
решение о выдачи кредита принимается в более короткие сроки. 

В  настоящее  время  получить  кредит  в  режиме  онлайн  можно  различными 

способами: 

1) 

Банковское  кредитование.  В  данном  случае  потенциальный  заемщик 

оформляет  онлайн-заявку  на  сайте  банка,  банк  осуществляет  проверку  сведений, 
представленных  клиентом,  и  уведомляет  клиента  о  принятом  решении  по 
телефону/электронной  почте.  При  этом  заемщик  посещает  территориальное  учреждение 
банка  для  подписания  договора  кредитования,  а  также  для  предоставления  оригиналов 
документов [6]; 

2) 

Кредитование  микрофинансовых  организаций.  Процесс  выдачи  кредита 

микрофинансовыми  организациями  схож  с  банковским  кредитованием.  Отличительной 
чертой  микрокредитовани  является  более  низкие  требования  организации  к  пакету 
документов заемщика, а также к его доходам; 

3) 

P2P  кредитование  –  кредитование  на  основе  платформы,  объединяющей 

инвесторов  и  заемщиков  и  позволяющей  инвесторам  напрямую  кредитовать  своих 
заемщиков. 

Выделим характерные признаки P2P кредитования: 
1) 

В качестве кредитора может выступить как юридическое, так и  физичеcкое 

лицо; 

2) 

Это  кредитование,  осуществляемое  с  использованием  технологии 

распределенного реестра (блокчейн). Блокчейн — это способ хранения данных о сделках в 
виде цифрового реестра транзакций. Главное его преимущество в том, что информация не 
хранится  в  каком-то  одном  месте.  Она  распределена  среди  множества  компьютеров  во 
всем  мире.  При  этом  любой  пользователь  сети  имеет  свободный  доступ  к  актуальной 
версии реестра [7]; 

3) 

Это  кредитование  с  использование  смарт-контрактов.  Смарт-контракты  – 

это  компьютерный  алгоритм,  предназначенный  для  заключения  и  поддержание 
коммерческих контрактов в режиме онлайн. Контракты хранятся в систематизированном 
виде в сети разрозненных серверов, исполнение контрактов отслеживается автоматически, 
удалить и изменить информацию невозможно. 

Онлайн-кредитование  как  динамично  развивающееся  направление  в  финансовой 

сфере обладает следующими преимуществами: 

1) 

Скорость оформления кредита – решение о выдаче кредита, как правило, не 

занимает много времени. 

2) 

Удобство  оформления  кредита  –  потенциальному  заемщику  не  требуется 

непосредственно обращаться в офис банка для оформления кредитной заявки; 

3) 

Доступность  кредита  –  ставки  по  онлайн-кредитам,  как  правило,  ниже 

процентных ставок, устанавливаемых банками; 

4) 

Экономия  ресурсов  –  снижение  затрат,  необходимых  для  осуществления 

всех этапов процесса кредитования. 

Тем  не  менее,  наряду  с  положительными  чертами  можно  выделить  и  негативные 

черты онлайн-кредитования: 

63 

 

1) 

Идентификационные риски – риски, связанные с подтверждением личности 

заемщика.  На  этапе  идентификации  клиента  важно  выявить  действия,  имеющие 
мошеннический  характер  (подделка  документов,  предоставление  недостоверной 
информации и т.д.) [4]; 

2) 

Риск  неправильной  оценки  кредитоспособности  клиента  –  система  оценки 

кредитоспособности  (система  скоринга)  разрабатывается  финансовыми  учреждениями 
самостоятельно,  и  в  ряде  случаев  система  может  быть  неэффективной.  Это  связано  со 
стремлением кредитных организаций выдать как можно больше кредитов на любые цели; 

3) 

Риск  непогашения  кредитов  –  риск  невозврата  кредита  заемщиком  ввиду 

различных обстоятельств; 

4) 

Процентные риски – риск повышения процентной ставки. 

Финансовые  учреждения  принимают  программы  по  управлению  рисками  и 

снижению негативных последствий данных рисков. 

В  настоящий  момент  онлайн-кредитование  в  России  находится  на  этапе 

становления  и  законодательная  база,  регулирующая  данный  вид  кредитования, 
отсутствует.  Онлайн-кредитование,  осуществляемое  банками,  требует  физического 
присутствия клиента для оформления кредитного договора. Банки предъявляют наиболее 
жесткие  требования  к  клиентам  и  к  документам,  которые  они  предоставляют. 
Одновременно  с  этим  банковское  кредитование  считается  и  наименее  рискованным  как 
для  заемщиков,  так  и  для  кредиторов.  Любые  изменения  в  банковской  деятельности 
должны  сопровождаться  аналогичными  изменениями  в  законодательстве.  Тем  не  менее, 
банки  активно  перенимают  опыт  в  сфере  инновационных  технологий.  Так,  российские 
банки совместно пытаются разработать программный комплекс, обеспечивающий обмен и 
хранение финансовой информации с использованием технологии распределенного реестра 
[8].  

Таким образом, онлайн-кредитование – процесс предоставления кредита в режиме 

онлайн  в  сети  «Интернет».  Рынок  онлайн-кредитоваяния  стремительно  растет  и 
приобретает 

различные 

формы: 

банковское 

кредитование, 

кредитование 

микрофинансовых  организаций,  P2P  кредитование.  Онлайн-кредитование  имеет  как 
положительные  стороны,  так  и  отрицательные.  К  преимуществам  онлайн-кредитования 
можно  отнести:  скорость  оформления  кредита,  удобство  оформления  кредита, 
доступность  кредита,  экономичность  процесса  кредитования.  К  рискам  онлайн 
кредитования  традиционно  относят:  идентификационные  риски,  риск  неправильной 
оценки кредитоспособности клиента, риск непогашения кредитов, процентные риски.  

Список литературы: 

1. 

Федеральный  закон  от  2  декабря  1990  г.  N  395-I  "О  банках  и  банковской 

деятельности" 

// 

ГАРАНТ.РУ: 

информационно-правовой 

портал. 

URL: 

http://www.garant.ru/ (дата обращения 19.04.2018). 

2. 

Федеральный  закон  от  7  августа  2001  г.  N  115-ФЗ  "О  противодействии 

легализации  (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и  финансированию 
терроризма" // ГАРАНТ.РУ: информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru/ 
(дата обращения 19.04.2018). 

3. 

Федеральный  закон  от  21  декабря  2013  г.  N  353-ФЗ  "О  потребительском 

кредите 

(займе)" 

// 

ГАРАНТ.РУ: 

информационно-правовой 

портал. 

URL: 

http://www.garant.ru/ (дата обращения 19.04.2018). 

4. 

Положение Банка России от 15 октября 2015 г. N 499-П "Об идентификации 

кредитными  организациями  клиентов,  представителей  клиента,  выгодоприобретателей  и 
бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, 
полученных  преступным  путем,  и  финансированию  терроризма".  //  ГАРАНТ.РУ: 
информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения 19.04.2018). 

5. 

Носов  Н.  Блокчейн  в  российских  банках  //  ИКС  Медиа:  электронный 

журнал. URL: http://www.iksmedia.ru/ (дата обращения 19.04.2018). 

64 

 

6. 

Онлайн-кредитование: деньги на карту // ЭКСПЕРТ  ONLINE:  электронный 

журнал. URL: (дата обращения 30.11.2017). 

7. 

Смазневич  И.  Применение  блокчейн:  не  только  криптовалюты 

Источник:  //  4science:  независимая  площадка  для  ученых  и  предпринимателей.  Режим 
доступа: https://4science.ru (дата обращения 19.04.2018). 

 

КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ / УСЛУГ В СИСТЕМЕ 

УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА 

 

Скакунова Л.М.  

Департамент «Бухгалтерского учета и экономической информатики» 

Государственного Университета Молдовы, Кишинев. 

 

Аннотация:  в  статье  рассмотрена  роль  учета  затрат  и  калькуляции  себестоимости 

продукции (услуг) для принятия управленческих решений.  

Ключевые  слова:  калькуляция  себестоимости,  косвенные  производственные 

затраты, бухгалтерский учет, управленческое решение. 

На  протяжении  всего  периода  развития  бизнеса  процесс  управления  всегда 

определял  успех  деятельности  предприятия.  При  этом  у  руководителей  есть  свой 
специфический  результат  труда  -  управленческое  решение,  качество  которого 
определяется многими факторами. И следует иметь в виду, что оно во многом зависит от 
информации, которая предоставляется бухгалтерией предприятия в разрезе финансового и 
управленческого  учета.  А  данные  управленческого  учета  как  раз  и  предназначены  для 
принятия  решений  руководством.  Поэтому  очень  важно,  чтобы  предоставляемая 
информация была достоверной и как можно более точной. 

На  сегодняшний  день  вся  система  бухгалтерского  учета  настроена  на  интересы 

государства,  точнее,  правильности  исчисления  налогов  и  оплаты  их  в  установленные 
законодательством  сроки.  Нельзя  сказать,  что  это  неправильно.  Однако  при  ведении 
бухгалтерского  учета  совершенно  не  учитываются  интересы  собственника,  связанные  с 
полезностью  информации,  которая  должна  приводить  к  более  взвешенным 
управленческим решениям. 

Такая  ситуация  характерна  для  производственных  предприятий  и  предприятий 

сферы  услуг.  Не  каждый  руководитель  может  оценить  качество  предоставленной 
информации о фактической себестоимости изготовленной продукции (услуг). 

С точки зрения проверяющих органов и аудита такой вопрос не возникает, так как 

данные  организации  преследуют  совершенно  другие  цели:  государство  ратует  за 
пополнение  бюджета  в  виде  налогов  со  стороны  проверяемого  предприятия,  а 
аудиторские  компании  подтверждают  финансовую  отчетность  фирмы,  руководствуясь 
предоставленными документами от клиента. 

Наиболее  важным  информационным  участком  управленческого  учета  является 

калькуляция себестоимости выпускаемой продукции (услуг). От точности ее определения 
зависит управленческое решение и будущее предприятия. Здесь и кроется проблема. Для 
ее  решения  нужно  повышать  уровень  знаний  в  этой  области  у  администрации  и 
заинтересованных специалистов, которые ведут бухгалтерский (управленческий) учет. 

При  калькуляции  себестоимости  продукции  (услуг)  ни  у  кого  не  возникает 

вопросов  по  распределению  прямых  затрат  –  здесь  все  логично  и  понятно.  Основные 
проблемы  в  учете  себестоимости  продукции  (услуг)  -  распределение  косвенных 
производственных затрат и определение незавершенного производства. 

Проблема  учета  незавершенного  производства  не  затрагивает  все  предприятия, 

чего не скажешь о косвенных производственных затратах. 

Для  распределения  косвенных  производственных  затрат  используются  различные 

методы.  Причем,  наиболее  часто  применяются  самые  простейшие  из  них,  где  базой 

65 

 

распределения  определяются  прямые  затраты.  С  точки  зрения  закона  –  тут  нет 
нарушений.  А  еще  есть  возможность  узаконить  выбранный  метод  в  Учетной  политике, 
сделав его законом для предприятия. 

Однако крупные компании часто имеют разнообразные виды деятельности и / или 

виды  продукции  (услуг).  И  от  того,  насколько  грамотно  распределят  косвенные 
производственные  затраты,  зависит  себестоимость  продукции  (услуг),  а  в  дальнейшем  и 
принятие  управленческих  решений  по  приостановке  или  отказу  от  нерентабельных 
направлений в бизнесе. Обратите внимание: простые цифры, которые могут повлиять на 
закрытие  целых  направлений  в  бизнесе,  на  увольнение  рабочих  и  т.  д.  Хорошо,  если 
цифры достоверны, и других вариантов не нашли, а если нет… 

Исходя  из  вышеизложенного,  можно  сделать  вывод,  что  не  всегда  приемлемо 

бездумно  использовать  простые  методы  распределения  косвенных  производственных 
затрат.  С  учетом  того,  что  доля  косвенных  производственных  затрат  (КПЗ)  неуклонно 
растет,  стоит  провести  анализ  затрат  и  определить  какие  доли  различных  статей  КПЗ 
имеют отношение к различным видам продукции (услуг) или видам деятельности.    

Для таких целей стоит обратиться к более современным методам калькулирования 

себестоимости.  Например,  метод  учета  затрат  по  видам  деятельности  или  АВС  (Activity 
Based  Costing).  Применение  метода  АВС  позволит  руководству  более  точно  оценить 
рентабельность  разных  видов  деятельности,  выпускаемой  продукции  и  /  или  услуг,  что 
повлияет на принятие управленческих решений. 

Метод  АВС  (Activity  Based  Costing)  -  особая  форма  функционального  анализа 

затрат  (Function  Cost  Analysis),  обеспечивающая  понимание  и  более  точное  описание 
затрат  и  отображающая  финансовое  состояние  предприятия  лучше,  чем  традиционные 
методы бухгалтерского учета. 

План действий при использовании метода АВС: 

 

На  предприятии  устанавливают  все  виды  деятельности  и  определяют 

средние затраты по каждому виду деятельности. 

 

Деятельность  представляется  как  совокупность  процессов  (операций, 

переходов). 

 

Затраты  по  каждому  виду  деятельности,  необходимые  для  изготовления 

продукции, определяют как произведение средних затрат в единицу времени по данному 
виду деятельности на продолжительность данного вида деятельности [4]. 

Многие  предприятия  сферы  услуг  при  ведении  бухгалтерского  учета  формируют 

себестоимость  услуг  только  из  прямых  материальных  затрат.  Даже  зарплата  рабочих, 
оказывающих  данные  услуги,  относится  к  административным  расходам,  ведь  так  проще 
калькулировать себестоимость услуг. 

Может  ли  руководитель  при  получении  такой  искаженной  информации  принять 

разумное управленческое решение? 

Возникает  вопрос:  как  заставить  специалистов  в  области  бухгалтерского, 

управленческого  учета и экономистов больше думать о будущем предприятия, выбирать 
методы в учете, которые дают реальную картину для принятия управленческих решений? 

И  ответ  только  один:  начинать  надо  с  системы  образования  бухгалтеров  и 

экономистов.  Надо  рассматривать  систему  учета  не  только  с  точки  зрения  данных  для 
проверяющих,  но  и  с  точки  зрения  качества  информации  для  руководства,  которая 
определяет будущее предприятия. 

В  практике  и  экономической  теории  все  чаще  используется  мысль,  что  тот,  кто 

управляет и контролирует затраты (себестоимость), имеет больше возможностей победить 
в  мировом  соревновании  за  превосходство.  Современная  история  все  больше  пишется  в 
свете затрат. Многие изменения в мировом плане применимы к затратам: расцвет (рост) и 
падение  (упадок)  некоторых  народов,  регионов,  фирм,  великие  процессы  интеграции, 
дружб и альянсов, военных конфликтов и коммерческих трений [3]. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..