ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 3

 

 

34 

 

Маленький прирост жильца значит в длительном проекте уменьшение количества 

клиентов, для ублажения запросов больше взыскательных и больше обеспеченных людей 
нужно  создание  маленьких  и  узкоспециализированных  магазинов.  Консолидационная 
поштучная  тоpговля  разрешает  уменьшить  количество  товарных  групп  и  замедлить 
расширение сети свежих магазинов[3, с.156]. 

Стратегии розничной реализации подразумевает надлежащие рубежи: 
1) 

выявление вероятностей в критериях поштучной торговли. Это относится к 

моментам, 

связанным 

с 

муниципальной 

регулировкой, 

товаропотребителями, 

конкурентностью, состоянием экономики, технологией; 

2) 

формулирование  целей  поштучной  торговли,  обязаны  быть  довольно 

широкими  для  определения  стратегии  фирмы  в  облике  ее  миссии  и  довольно 
определенными для оценки итогов деятеьности магазинов;  

3) 

разработка стратегий поштучной торговли. До этого всего, разрабатывается 

контрстратегия  на  корпоративном  уровне  (если  это  относится  к  большим  розничным 
торговцам), вслед за тем отрабатывается определенная стратегия на уровне магазинов;  

4) 

выявление  цельных  частей  и  размещение  магазинов.  Нужно  принимать  во 

внимание демографические аспекты и особенности вида жизни покупателей;  

5) 

оценка  и  контроль.  Фирма  оценивается  методом  сравнивания  итогов  с 

прогнозными  показателями  продаж  и  прибыльность  вложений.  На  уровне  магазина 
сопоставляются фактические и прогнозные характеристики продаж по любому из отделов 
и товарному ассортименту. Трудности контроля связаны с потерями изделие, внедрением 
торговых площадей, дефицитность оборачиваемостью и лишними продуктами[4, с.206]. 

Розничные  торговые  фирмы  продадут  продукты  именно  общественности,  то  есть 

физическим  лицам,  используя  своеобразные  методы  и  способы  розничной  реализации. 
Торговое  сервис  населения  подразумевает  присутствие  нарочно  устроенных  и 
оснащенных  торговых  помещений,  адаптированных  для  лучшего  сервиса  клиентов, 
подбора  и  формирования  торгового  ассортимента  и  вероятность  его  оперативного 
конфигурации  в  согласовании  с  изменившимся  спросом  населения,  неизменного 
исследования  и  учета  покупательских  запросов  клиентов,  умения  предложить  и 
реализовать продукт любому определенному человеку[5, с.25]. 

Список литературы: 

1. 

Галимарданова Н.М.  

Налоговый 

учет 

расходов, 

связанных 

с 

производством и реализацией продукции 

 / 

Н.М.  Галимарданова  /  Научно-

методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 31. С. 196-200 

2.  Кравец  А.В. 

The regression model structure of public spending in the USA for the period from 1965 to 2015 
years  /  А.В.  Кравец  //  Международный  научно-исследовательский  журнал.  2017.  № 4-
3 (58). С. 91-94. 

2. 

Кравченко  А.В.,  Гутник  И.А.  Тенденции  и  перспективы  развития  торгово-

розничного  сектора  экономики  РФ  в  сложившихся  экономических  условиях  // 
Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2015  - №8-3. С. 
556-560. 

3. 

Миннигалеева В.З. Роль аудиторской деятельности в аграрном секторе  /В.З. 

Миннигалеева /  Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 31. С. 156-
160. 

4. 

Яхина Л.Т., Миннигалеева  В.З. История развития аудита /  Л.Т. Яхина, В.З. 

Миннигалеева / Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 31. С. 206-
210. 

5. 

Яхина  Л.Т.  Внутренний  ауди  в  системе  управления  предприятием  /  Л.Т. 

Яхина / Евразийский союз ученых. 2015. № 2-5 (11). С. 25-27. 

 
 
 

35 

 

ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА В  

МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ 

 

Каюмова А.Ф. 

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

 
Развитие малого бизнеса имеет важное значение, он повышает производительность 

страны,  экономический  рост,  занятость  населения,  что  привносит  немалый  вклад  в 
экономику  государства.  Для  привлекательности  заинтересованности  населения  в  сферу 
малого  бизнеса  государство  ввело  закон  о  возможности  ведении  бухгалтерского  и 
налогового учета по простой схеме. Да и если процент малого бизнеса в экономике будет 
прогрессировать, то возрастут поступления пошлин в доходы государственного бюджета.   

Основная  их  суть  в  том,  что  ведение  учета  ведется  проще  традиционного: 

сокращенный план счетов, уменьшение документооборота, снижение налогового бремени 
путем замещения нескольких налогов одним и т.д. Это огромный плюс для тех, кто только 
начинает вести свой малый бизнес, будучи не имея достаточной квалификации. Также при 
таком  варианте  риск  совершения  ошибок  ниже,  чем  ведение  учета  «по  полной 
программе». 

Малые  фирмы,  у  которых  количество  совершаемых  операции  не  превышает 

больше 30 в месяц, могут вести бухгалтерский учет с использованием Книги учета фактов 
хозяйственной  деятельности  [1].  Если  больше,  то  необходимо  вести  бухучет  с 
использованием  ведомостей  для  учета  материалов,  расчетов  с  поставщиками,  учета 
реализации и т.д.  

Но  и  там  и  там  есть  одна  общая  ведомость.  Это  ведомость  заработной  платы 

предприятия  по подоходному налогу с бюджетом. 

Как показывает практика, малое предприятие имеет право в своем рабочем плане 

счетов на сокращение количества синтетических счетов, т.е. обобщить   несколько счетов 
в  один.  Так,  счет  23-28,  счет  44  обобщить  в  20,  т.е.  на  20  счете  будет  храниться 
информация  о  всех  затратах,  все  дебиторские  и  кредиторские  задолженности  можно 
отражать на счете 76, для учета капитала вести только счет 80 и т.д. Малое предприятие 
может  объединить  счета  таким  образом  на  основании  разделов  2  и  3  Типовых 
рекомендаций  по  организации  бухгалтерского  учета  для  субъектов  малого 
предпринимательства и п.6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»[4]. 

Что  касаемо  бухгалтерской  отчетности,  то  бизнесмены  в  сфере  малого 

предпринимательства  сдают  два  отчета:  Бухгалтерский  баланс  и  Отчет  о  финансовых 
результатах.  Его  малые  предприятия  тоже  могут  составлять  по  простой  схеме. 
Представлять  в  составе  бухгалтерского  отчета  другие  формы  отчетности  (в  том  числе 
пояснительную записку) малое предприятие не обязано [1]. 

Несколько строк баланса стандартной формы можно соединить в одну, например, 

строка  1300  «Капитал  и  резервы»  включает  в  себя  уставный,  добавочный  и  резервный 
капитал, а также нераспределенную прибыль.

  

В  отчете  о  финансовых  результатах  есть  графа  «Налог  на  прибыль».  Если  малое 

предприятие  находится  на  упрощенке,  то  по  этой  графе  указывается  размер  единого 
налога.  

Налоговым законодательством для малых предприятий предусмотрено упрощенная 

система налогообложения:   освобождаются от  уплаты налога на прибыль, на имущество 
организации  и  на  налога  на  добавленную  стоимость  (НДС)  и  платят  единый  налог  (ЕН) 
раз в год исходя из выбранного объекта налогообложения . 

Сумма налога равна ставка налога, умноженная на налоговую базу. 

36 

 

Дается  на  выбор  два  варианта  объекта  налогообложения  (налоговой  базы): 

«доходы»  с  налоговой  ставкой  6%  и  «доходы,  уменьшенные  на  величину  расходов»  с 
налоговой ставкой 15 %. [2].   

Объект  налогообложения  в  виде  доходов  будет  выгоден  тем,  у  которых  невелика 

сумма расходов. И, наоборот, при значительной сумме расходов, объект налогообложения 
в виде прибыли более выгоден. 

Помимо  ЕН  малые  предприятия,  применяющие  упрощенку,  за  каждый  квартал 

платят  авансовые  платежи.  Эти  авансовые  платежи  засчитываются  в  счет  уплаты  ЕН  по 
итогам  года.  В  итоге  в  конце  отчетного  периода  малое  предприятие  платит  ЕН, 
уменьшенный на уплаченные авансовые платежи ранее. В определенных случаях вместо 
ЕН уплачивается минимальный налог. 

Налоговый учет ведется в книге учета доходов и расходов малого предприятия, где 

отражаются  все  хозяйственные  операции  малого  предприятия.  Хозяйственные  операции 
отражаются  в  Книге  учета  доходов  и  расходов  на  основе  первичных  документов,  иначе 
говоря,  каждая  запись  подтверждена  первичными  учетными  документами  малой 
организации. 

Величину  ЕН  можно  уменьшить  на  уплаченные  страховые  взносы  в  пенсионный 

фонд, фонд социального страхования и др. Полный перечень можно узнать в статье 346.21 
Налогового Кодекса РФ. Но есть одно но: если уплаченные страховые взносы больше ЕН, 
то его можно уменьшить только на половину уплаченных взносов, то есть не больше 50 % 
[3,с.25].   

С  1  января  2018  года  Книга  учета  дополняется  разделом  V  «Сумма  торгового 

сбора,  уменьшающая  сумму  налога,  исчисленного  по  объекту  налогообложения  от  вида 
предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, за 
отчетный (налоговый) период», который заполняется налогоплательщиком, являющегося 
плательщиком  торгового  сбора.  Если  малая  фирма  не  является  таковым,  этот  раздел 
остается пустым. 

Налоговую  декларацию  малые  фирмы  сдают  раз  в  год  до  31  марта  отчетного 

периода. От выбранного объекта налогообложения зависят разделы декларации, которые 
нужно заполнять. 

Малые  предприятия  с  «доходы»  заполняют  раздел  1.1,  где  указываются  суммы 

налога  с  объектом  налогообложения  «доходы»  и  раздел  2.1.1  с  расчетами  налога.  Если 
малое предприятие является налогоплательщиком торгового сбора, то заполняется раздел 
2.1.2. Остальные страницы не заполняются. 

Малые  предприятия  с  «доходы,  уменьшенные  на  величину  расходов»  заполняют 

раздел 1.2 с указанием сумм налога, уплачиваемого из прибыли, и раздел 2.2. с расчетами 
налога. Оставшиеся страницы не включают в декларацию. 

Также  налоговым  законодательством  для  малых  фирм  были  введены  еще 

специальные  режимы  налогообложения:  единый  налог  на  вмененных  доход,  единый 
сельскохозяйственный  налог,  патентная  система  налогообложения.  У  каждого  из  этих 
режимов есть специфика условий применения. 

При ЕНВД ставка налога равна 15 %, исчисляемая из величины вмененного дохода. 

При  этом  используются  физические  показатели,  характеризующие  определенный  вид 
предпринимательской  деятельности.  Сумма  ЕНВД  равна  базовой  доходности  (БД), 
которая  берется  по  данным  ст.  346.29  НК  РФ,  умноженной  на  величину  физического 
показателя  (ФП)  и  на  налоговую  ставку  (НС),  и  корректируется  на  коэффициенты  (К1, 
К2): ЕНВД = БД × ФП × К1 × К2 × НС. 

ЕСХН  предназначен  для  сельскохозяйственных  товаропроизводителей.  Ставка 

налога равно 6%, исчисляемая из величины доходов, уменьшенных на величину расходов. 
ЕСХН  исчисляется  как  соответствующая  налоговой  ставке  процентная  доля  налоговой 
базы 

ПСН  могут  использовать  лишь  те  организации,  вид  деятельности  которых 

37 

 

перечислен  в  статье  346.43  НК  РФ.  На  2018  г.  этот  список  насчитывает  63  вида 
деятельности.  

Таким образом, объектом налогообложения выступает  потенциально  возможный 

к получению  годовой доход (ПВГД). Налоговая ставка исчисляется в размере 6%. Сумма 
налога  исчисляется  как  соответствующая  налоговой  ставке  процентная  доля  налоговой 
базы: Нпс = ПВГД × 6%. Но исходя из того, на какой период брали патент. 

Таким  образом,  вкратце  описали  характеристику  особенностей  ведения 

бухгалтерского и налогового учета субъектов малого предпринимательства. 

В  ходе  написания  работы  были  использованы  следующие  методы  сбора 

информации:  ознакомление  с  отчётностью  организации,  сравнительный  анализ,  методы 
денежных коэффициентов[2, с.161]. 

Список литературы: 

1. 

Касьянова Г.Ю. Малый бизнес – малый учет. – М.: АБАК, 2018. – 112 с. 

2. 

Миннигалеева  В.З.  Новое  изменение,  касающееся  страховых  взносов,  - 

единый  социальный  страховой  сбор  (ЕССС)  в  2017  году  /  В.З.  Миннигалеева  /  Научно-
методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 31. С. 161-165 

3. 

Яхина  Л.Т.,  Миннигалеева  В.З.  Ряд  особенностей  учета  финансовых 

результатов  сельскохозяйственных  организаций  /  Л.Т.  Яхина,  В.З.  Миннигалеева  /  В 
сборнике:  Инновационно-информационные  решения  в  области  интеграции  сервиса, 
потребительской  кооперации  и  агропромышленного  комплекса  сборник  научных  трудов 
второй международной научно-теоретической конференции. 2016. С. 25-28 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

Кузьминова А.Ф., Хабибуллина А.О., Данилова А.А. 

 

Научный руководитель – Мусташкина Д.А., к.э.н., доцент 

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

 

Аннотация:  В  статье  рассматривается  финансовое  управление  как,  важный 

инструмент  решения экономических и социальных проблем, обеспечения стабильности, 
предотвращения  кризисов,  стимулирования  экономического  роста,  формирования 
рыночных отношений. 

Ключевые слова : управление финансами, экономический рост, факторы развития, 

контроль. 

Управление  свойственно  абсолютно  всем  областям  человеческой  деятельности,  в 

том  числе  финансовой.  Под  управлением  подразумевается  намеренные  воздействия 
объекта, набор приемов и методов для достижения определенного результата. Управление 
базируется  на  знании  объективных  законов  развития  общества.  Однако  на  управление  в 
существенной  степени  влияет  государство,  презентованное  его  управленческими 
структурами[3,с.445]. 

Управление  финансами  является  важной  областью  в  сфере  управления,  оно 

реализуется  особым  механизмом  с  применением  специализированных  способов  и 
приемов, содержащих различные стимулы и санкции[1,с.39]. 

В  финансовом  управление,  ровно  как  и  в  любой  другой  управляемой  системе, 

акцентируются  объекты  и  субъекты  управления.  Предметами(объектами)  управления 
считаются 

различные 

виды 

финансовых 

взаимоотношений, 

сопряженные 

с 

формированием  денежных  доходов,  накоплений  и  их  применением  субъектами 
хозяйствования  и  государством.  Субъектами  управления  считаются  те  организационные 
структуры, которые осуществляют управление. 

38 

 

Субъекты  управления  применяют  в  каждой  сфере  и  каждом  связи  финансовых 

отношений отличительные  методы целенаправленного  воздействия на финансы. В то  же 
время они имеют общие способы и методы управления.  

В  управлении    финансами    можно    отметить  такие    базовые  функциональные  

компоненты,  как  планирование,  оперативное  управление, контроль[2,с.40].  

Планирование  охватывает  одно  из  наиболее  важных  мест  в  системе  финансового 

управления,   в котором каждый субъект  хозяйствования все  цело дает оценку  состояния 
финансов,  раскрывает  способы  повышения  финансовых  ресурсов,  устанавливает 
направление  их  наиболее  результативного  использования.  Плановые  решения 
принимаются на основе анализа финансовой информации и отчетности. 

Оперативное управление представляет собой ряд мер, которые разрабатываются на 

базе  своевременного  оперативного  анализа  текущей  финансовой  ситуации  и  призваны 
гарантировать 

максимальную 

отдачу 

при 

минимальных 

затратах 

за 

счет 

перераспределения финансовых ресурсов. 

Элемент  контроля  управления  совершается  в  ходе  планирования  и  оперативного 

выполнения.  Это  позволяет  не  только  сопоставлять  фактические  итоги  использования 
финансовых ресурсов с плановыми , но и выявлять резервы роста финансовых ресурсов и 
их более эффективного использования, избегая обнаруженных издержек. 

Построение финансовой системы основано на следующих принципах: 
1) 

Функциональное  назначение  -  заключается  в  исполнении  каждым  звеном 

финансовой системы своих задач, способствуют формированию финансового управления. 

2) 

Единство финансовой системы – это единая экономическая и политическая 

основа  государства.  Данное  приводит  к  единой  финансовой  политике,  проводимой 
государством  через  централизованные  финансовые  органы  и  единые  цели.  Управление 
абсолютно всех степеней базируется на общих законодательных и нормативных актах. 

3) 

Территориальная  -  каждый  регион  имеет  свою  собственную  финансовую 

систему с ее собственными территориальными отличительными особенностями. 

Субъектами  общего  финансового  управления  в  Российской  Федерации  считаются 

высшие  федеральные  органы  власти  -  Президент  Российской  Федерации,  Федеральное 
Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации. 

Одной  из  основных  функций  финансового  управления  считается  контроль, 

гарантирующий  фактическую  реализацию  контрольной  функции  финансов.  Финансовый 
контроль включает в себя комплекс мероприятий по организации соответствия финансово
му  законодательству  и  экономической  дисциплине  абсолютно  всех  хозяйствующих 
субъектов  и  управления,  а  также  оценке  эффективности  финансовых  операций  и 
необходимости выполненных затрат. 

Совершенствование финансового контроля в РФ должно реализовываться согласно 

следующим направлениям: формирование методологических баз финансового контроля в 
Российской Федерации как важнейшей составляющей общенационального контроля даст 
возможность  всем  субъектам  контроля  и  субъектам  хозяйствования  приобрести 
конкретные ориентиры в ходе установления и осуществления задач, функций. 

В  современных  условиях  отсутствует  система  взаимодействия  государственного 

финансового  контроля  с  законодательной  и  исполнительной  властью,  формирование 
которой  считается  основной  проблемой  организации  государственного  финансового 
контроля  в  РФ.  Одним  из  направлений  работы  по  повышению  качества  управления 
государственными  и  муниципальными  финансами  должно  стать  увеличение  бюджетной 
дисциплины субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. 

 В  целях  увеличения  эффективности  расходования  государственных  средств 

многообещающим  направлением    для  совершенствования  контроля  считается 
трансформация  к  аудиту  эффективности  государственных  расходов,  который 
представляет  собой  направление  деятельности  контрольных  органов,  предполагающее 

39 

 

анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку 
вероятных резервов их увеличения  и обоснованности расходования.  

 Задачи 

повышения 

эффективности 

управления 

государственными 

и 

муниципальными  финансами  обусловливают  необходимость  расширения  функций 
независимой  экспертизы  в  области  расходования  бюджетных  средств  путем 
подтверждения  финансовой  отчетности  исполнительных  органов  с  выражением 
независимого  экспертного  заключения  о  ее  надежности,  а  также  изучение  систем 
внутреннего 

контроля 

и 

эффективности 

управления 

государственными 

и 

муниципальными финансами. 

 Кроме  того  следует  отметить,  что  использование  новейших  информационных 

технологий  должно  стать  фактором  повышения  эффективности  государственного 
финансового  контроля.  Информатизация  работы  органов  государственной  власти  и 
государственного  финансового  контроля  на  базе  современных  технологий    раскрывает 
возможности повышения эффективности использования  государственных ресурсов.  

В  настоящее  время  в  России  реализуются  меры  по  внедрению  финансового 

управления, а непосредственно : налоговое стимулирование, поддержка реального сектора 
экономики, совершенствование системы сбора налогов и др. 

Список литературы: 

1.Мулюкова  Р.Р.,  Ибрагимова  А.Р  Государственное  регулирование  денежно  – 

кредитной  политики  в  современных  условиях.  Кооперация  и  предпринимательство: 
состояние, проблемы и перспективы.  Казань 2017. С. 39. 

2.Мусташкина  Д.А.,  Шипшова  А.В.  Развитие  финансовой  и  денежно  -  кредитной 

политики  центробанка.  Кооперация  и  предпринимательство:  состояние,  проблемы  и 
перспективы. Казань 2017. С. 40. 

3. 

Хадеева 

Э.Д., 

Мусташкина 

Д.А. 

 

Финансовые 

инструменты 

Казанский кооперативный институт (филиал) АНО ОВО ЦС РФ «Российский университет 
кооперации»; Европейский университет Молдовы. 2016. С. 444-446. , ноябрь 2016г. 

 

ИЗМЕНЕНИЯ В УЧЕТЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 

 

Макарова М.С.  

 

Научный руководитель – Никифорова О.В., к.э.н., доцент 

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

 

Аннотация:  Статья  посвящена  рассмотрению  нового  стандарта  бухгалтерского 

учёта, вступившего в силу с 1 января 2018 года. В статье отмечаются основные изменения, 
касающиеся учёта основных средств. 

Ключевые слова: активы, объект, амортизация, стандарт 
Учет основных средств ведется в соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ 

«О  бухгалтерском  учете»  [4].Движение  основных  средств  оформляется  первичными 
документами  [6].  Основные  средства  выбывают  из  учреждения      в  результате  продажи, 
стихийных бедствии, полной амортизации и других причин [7]. 

1 января 2018 года юридическую силу приобретает новый стандарт бухгалтерского 

учета.  Утвержден  он  Приказом  Минфина  №257н  «Об  утверждении  стандарта»  от  31 
декабря 2016 года [1]. Касается он бюджетных структур: госучреждений, муниципальных 
образований и прочих субъектов. До начала 2018 года являлась актуальной Инструкция по 
бухгалтерскому  учету  №157н,  утвержденная  приказом  Минфина  от  1  декабря  2010  года 
[2].  

Новый  стандарт  установил  основные  правила  бухгалтерского  учета  основных 

средств. В частности, изменилось само понятие основных средств. Теперь к ним относятся 

40 

 

не  только  материальные  предметы,  но  и  материальные  ценности  (активы).  Однако 
появился  новый  критерий  –  объект  должен  отличаться  полезным  потенциалом,  то  есть 
основные средства характеризуются следующими свойствами: 

объект  нужен  для  исполнения  функций  или  предоставления  соответствующих 

услуг. 

 

объект требуется для погашения обязательств. 

 

предмет возможно обменять на прочие активы. 

 

начальную стоимость объекта можно оценить с участием профессионала. 

Если предмет не соответствует рассматриваемым стандартам, то он помещается на 

забалансовый счет. Также нужно учитывать, что теперь отменено условие о непременной 
государственной регистрации права на недвижимость в ФСБУ.(федеральный стандарт БУ) 

Новый  стандарт  расширил  условия  для  отнесения  к  основным  средствам.  Теперь 

бюджетные учреждения могут включить в состав основных средств следующие объекты: 

 

арендованные. 

 

получение на основании договора о безвозмездной передаче. 

Требования  к  этим  предметам  устанавливаются  ФСБУ  «Аренда».  К  основным 

средствам необходимо относить теперь и ряд казенного имущества. 

В состав основных средств нельзя будет относить такие предметы, как: 

 

биологические 

субстанции, 

предназначающиеся 

для 

изготовления 

биопродукции. 

 

недвижимость под дальнейшую реализацию. 

Объекты  культурного  наследия  будут  включаться  в  структуру  основных  средств 

только при наличии следующих  условий: 

 

если от объекта можно получить потенциальные выгоды. 

 

предмет  имеет  не  только  культурную  ценность,  но  и  другой  полезный 

потенциал. 

Если объект культурного наследия не соответствует этим критериям, то его следует 

поместить  на  забалансовый  счет.  Если  предмет  невозможно  оценить,  его  условной 
стоимостью будет 1 рубль. 

Также новый стандарт изменил и оценку основных средств.  Появились две новые 

операции по взаимодействию с предметами: 

 

обменные  действия. Основные  средства  обмениваются  на  денежные 

средства  и  прочие  ценности.  В  счет  стоимости  предмета  может  входить  стоимость 
исполненных  работ  или  предоставленных  услуг.  Обменные  операции  производятся  на 
основании рыночной стоимости. Предмет основных средств будет оцениваться исходя из 
реальных расходов. 

 

необменные  действия. В  этом  случае  объекты  передаются  или  за 

символическую  плату  или  на  основании  договора  о  безвозмездной  передаче. 
Первоначальная  стоимость  будет  рассчитываться  на  основании  адекватной  стоимости 
объекта. 

Руководитель  должен  сам  определить  методы  оценки  различных  категорий. 

Избранная политика отражается в учетной политике субъекта. 

Стандарт  установил новые принципы группировки основных средств. Ранее было 

всего две группы: «Нежилые объекты» и «Сооружения». С 2018 года будет существовать 
только одна группа — «Нежилые объекты». Для фонда библиотеки, ювелирки отдельных 
групп  не  предусмотрено.  Они  будут  размещаться  в  категории  «Прочие  основные 
средства». 

 Также  появилась  отдельная  группа  для  инвестиционной  недвижимости.  Сюда 

входят движимые объекты и недвижимость, которые предполагается сдавать в аренду. 

Для  корректного  учета  уже  учтенные  объекты  нужно  переместить.  Если  объекты 

больше  не  соответствуют  ранее  выбранной  категории,  то  их  следует  переместить  в 
другую группу. Стоимость предметов при этом остается прежней. 

41 

 

Основные  средства  между  счетами  перемещаются  однократно  через  счет 

«Финансовый  итог  предыдущих  периодов».  Перемещение  осуществляется  на  основании 
справки, составленной по форме 0504833. 

Нововведение  увеличивает  число  методов  определения  амортизации.  Ранее  мог 

использоваться только линейный метод. На данный момент бухгалтер может пользоваться 
следующими способами амортизации: 

 

линейный  способ. Амортизация  начисляется  равными  частями  каждый 

месяц.  Начисление  производится  на  протяжении  всего  срока  эксплуатации  объекта.  Для 
определения  суммы  платежа  нужно  первоначальную  стоимость  предмета  поделить  на 
срок полезного использования[5]. 

 

метод  уменьшения  остатка. Подходит  для  активов,  срок  использования 

которых  очень  небольшой.  Актуален  и  для  объектов,  используемых  в  агрессивных 
условиях. Этот способ необходим для ускоренной амортизации. 

Способ  определения  амортизации  пропорционально  объему  товаров. Способ 

актуален  для  предметов,  у  которых  есть  определенный  потенциал.  То  есть  бухгалтер 
знает, сколько товара за определенный период можно произвести при помощи актива. Для 
расчетов  нужно  реальный  объем  произведенной  продукции  умножить  на  норму 
амортизации. 

Если  цель  эксплуатации  актива  поменялась,  то  можно  изменить  и  метод 

определения  амортизации.  Изменение  выполняется  в  начале  отчетного  периода.  Новый 
стандарт обязывает определять амортизацию для следующих предметов: 

 

находящиеся в состоянии простоя; 

 

временно не используемые; 

 

предметы, предназначающиеся для списания. 

Исключением являются предметы, остаточная стоимость которых составляет ноль. 
Новый  стандарт  изменил  размеры  начальной  стоимости  для  малоценных 

предметов. Рассмотрим все особенности: 

 

предметы  с  первоначальной  ценой  до  10  тысяч  рублей  помещаются  на 

забалансовом счете. Они не предполагают начисление амортизации; 

 

для  предметов  стоимостью  10  тысяч-100  тысяч  рублей  амортизация 

составляет 100% от цены на дату введения объекта в использование; 

 

если  стоимость  предмета  составляет  более  100  тысяч  рублей,  амортизация 

определяется на основании выбранного метода. 

Стандарт ввел достаточно много новых принципов. Все они должны быть учтены в 

2018 году. В обратном случае будет зафиксировано нарушение инструкции. 

С начала 2018 года специалист обязан прописывать следующие положения: 

 

балансовая стоимость; 

 

способ амортизации; 

 

копленная амортизация. 

В отчетности нужно прописать изменение оценки предметов, если они влияют на 

срок  полезного  использования    и  способ  амортизации.  Информацию  нужно  подготовить 
по всем категориям. Это объекты с нулевой стоимостью, инвестиционная недвижимость. 

Для  внедрения  нового  стандарта  нужно  сначала  провести  инвентаризацию.  Она 

позволит  получить  информацию  об  остатках  основных  средств.  Проверяются  объекты, 
учтенные  до  начала  2018  года,  относящиеся  к  счету  0  10100  000.  Подтверждается 
соответствие предметов новому стандарту. Итоги инвентаризации фиксируются в описи. 
Предметы лизинга, аренда, арендные платежи – все это будет относиться к НФА. Нужно 
учесть,  что  приказ  Минфина  №194н  от  17  ноября  2017  года  ввел  вспомогательные 
столбцы [3]. 

Список литературы: 

42 

 

1.  Приказ  Минфина  России  от  31  декабря  2016  г.  №  257н    «Об  утверждении 

федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора 
«Основные средства». 

2.  Приказ  Минфина  РФ  от  1  декабря  2010  г.  №157н  «Об  утверждении  Единого 

плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных 
органов),  органов  местного  самоуправления,  органов  управления  государственными 
внебюджетными 

фондами, 

государственных 

академий 

наук, 

государственных 

(муниципальных)  учреждений  и  Инструкции  по  его  применению»  (с  изменениями  и 
дополнениями). 

3. Приказ Минфина России от 17 ноября 2017 г. №194н «О внесении изменений в 

приказ  Министерства  финансов  Российской  Федерации  от  30  марта  2015  г.  №52н  «Об 
утверждении    форм  первичных  учетных  документов  и  регистров  бухгалтерского  учета, 
применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами 
местного  самоуправления,  органами  управления  государственными  внебюджетными 
фондами,  государственными  (муниципальными)  учреждениями,  и  Методических 
указаний по их применению». 

4.Никифорова  О.В.  Федеральный  закон  "О  бухгалтерском  учете"  –  основа  для 

развития 

бухгалтерского 

учета 

в 

России 

//Актуальные вопросы экономических наук.- 2012.- № 27.- С. 130-134. 

5. Никифорова О.В.Амортизация основных средств: бухгалтерский и налоговый   

учет// Ученые записки ИСГЗ.- 2015.- № 2 (13)-. С. 187-192. 

6.Никифорова  О.В.Первичные  документы  -  основа  бухгалтерского  учета// 

Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. -2015.- № 33.- С. 119-
123. 

7. Никифорова О.В. Выбытие основных средств: бухгалтерский и налоговый 

 

учет//Высшая школа. -2015.- № 11.- С. 10-11. 

 

ИЗМЕНЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ 

 

Макарова М.С.  

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

 
Аннотация:  с  1  января  2018  года  вступили  в  силу  изменения,  которые  были 

внесены  в  Налоговый  кодекс  РФ.  Все  еще  на  рассмотрении  находятся  некоторые 
законопроекты, но скорее всего в ближайшее время они будут приняты. 

Ключевые слова: законопроект, нововведения в учете, актив, обязательства,  

2018 год привнёс новые изменения в учёте и будет активным.  В апреле 2015 года 

Минфин России утвердил программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского 
учёта для организаций государственного сектора (Приказ от 10.04.2015 № 64н).  

В  настоящее  время  утверждены  и  прошли  регистрацию  в  Минюсте  России  пять 

стандартов:  «Концептуальные  основы  бухгалтерского  учёта  и  отчетности  организаций 
государственного  сектора»;  «Основные  средства»;  «Аренда»;  «Обесценение  активов» 
(Приказ  Минфина  России  от  31.12.2016  №  259н);  «Представление  бухгалтерской 
(финансовой) отчётности» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 260н).   

Проекты  других  стандартов  размещены  на  сайте  Минфина  России  в  разделе 

«Бухгалтерский  учёт  и  бухгалтерская  (финансовая)  отчётность  государственного 
сектора», подразделе «Стандарты финансовой отчётности для государственного сектора».  

Как  было отмечено, изменения в  учёте будут вводиться постепенно, в период с 

2018 по 2020 год. Всего ожидается 29 новых стандартов. Нововведения повлекут за  ряд 
существенных изменений.  Цель их ‒ повысить эффективность работы госучреждений.  

43 

 

Основные  нововведения  касаются  объектов  учёта.  В  стандарте  впервые  даны 

определения актива, обязательства, чистых активов, дохода, расхода. 

Актив  –  это  имущество  (включая  наличные  и  безналичные  денежные  средства), 

которое  отвечает  следующим  условиям:  принадлежит  учреждению  и  (или)  находится  в 
его  пользовании;  контролируется  учреждением  в  результате  произошедших  фактов 
хозяйственной жизни; заключает полезный потенциал или экономические выгоды.  

В определении актива используется ряд новых терминов. Полезный потенциал  – 

это  пригодность  актива  для  использования  в  деятельности  учреждения,  обмена, 
погашения принятых обязательств.  

Обязательство  –  это  задолженность,  погашение  которой  приведёт  к  выбытию 

активов,  заключающих  полезный  потенциал  или  экономические  выгоды.  Обязательства 
принимаются  к  бухгалтерскому  учёту,  если  они  возникли  в  силу  закона,  иного 
нормативного  правового  акта,  муниципального  акта  или  договора  (контракта, 
соглашения).  

Разница  между  активами  и  обязательствами  на  определённую  дату  показывает 

величину  чистых  активов.  Имущество,  которым  учреждение  не  отвечает  по  своим 
обязательствам, в расчет чистых активов не включается. Чистые активы могут принимать 
как положительное, так и отрицательное значение.  

Доход  –  это  увеличение  полезного  потенциала  активов  и  (или)  поступление 

экономических  выгод  за  отчётный  период  (кроме  поступлений,  связанных  с  вкладами 
собственника, учредителя) 

Расход  –  это  снижение  полезного  потенциала  активов  и  (или)  уменьшение 

экономических выгод за отчётный период в результате выбытия или потребления активов, 
возникновения обязательств.  

В 2018 году бухгалтерам организаций нужно будет разобрать деление имущества 

предприятия  на  не  актив  и  актив.  Такое  же  должно  быть  и  в  отношении  дебиторской 
задолженности. Ее нужно будет убрать из баланса и списать. 

Признание объектов учёта  
Объект принимается к бухгалтерскому учёту и (или) отражается в отчётности при 

одновременном  соблюдении  трёх  условий:  объект  соответствует  установленному 
определению;  учреждение  уверено  в  будущем  повышении  (снижении)  полезного 
потенциала либо  увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод, связанных с 
объектом; стоимость объекта можно оценить .  

Если стоимость объекта нельзя оценить, в бухгалтерском учёте он не признаётся, 

однако информация о нём раскрывается в пояснительной записке к отчётности.  

Оценка объектов учёта 
 В  стандарте  введено  новое  понятие 

«справедливая  стоимость».  Она 

соответствует  цене,  по  которой  право  собственности  на  актив  переходит  между 
независимыми  сторонами  сделки.    Справедливую  стоимость  активов  и  обязательств 
можно  определить  двумя  основными  методами:  рыночных  цен  –  на  основании  текущих 
рыночных  цен  или  данных  о  недавних  сделках  с  аналогичными  или  схожими  активами 
(обязательствами),  совершённых  без  отсрочки  платежа;  амортизированной  стоимости 
замещения  –  рассчитывается  как  разница  между  стоимостью  полного  восстановления 
(воспроизводства)  полезного  потенциала  актива  или  замены  актива  (в  зависимости  от 
того,  какая  из  этих  величин  меньше)  и  суммой  накопленной  амортизации,  рассчитанной 
на основе такой стоимости.  

Формирование данных для отчётности  
В стандарте впервые сформулированы характеристики, которым должна отвечать 

информация в отчётности: сопоставимость; возможность проверки и (или) подтверждения 
достоверности  данных  (верификация)  путём  прямого  подсчёта  (например,  при 
инвентаризации)  или  с  использованием  формул,  моделей,  других  способов; 
своевременность; понятность.  

44 

 

В стандарте впервые закреплён принцип приоритета содержания над формой. Он 

означает, что информация об объектах бухгалтерского учёта, фактах хозяйственной жизни 
должна быть представлена в соответствии с их экономической сущностью, а не только их 
правовой формой. 

 Юридическое  и  экономическое  содержание  фактов  хозяйственной  жизни  может 

различаться или даже противоречить друг другу. Например, если говорить об имуществе, 
то  с  юридической  точки  зрения  важен  объём  прав  на  это  имущество:  находится  оно  в 
учреждении  на  праве  оперативного  управления  или  взято  в  аренду,  получено  в 
безвозмездное пользование, на хранение, на комиссию.  

С экономической точки зрения для признания имущества активом важны не права 

на  него,  а  его  полезный  потенциал,  способность  приносить  экономические  выгоды  и 
возможность контролировать объект[2, с.208].  

Имущество может использоваться в деятельности учреждения для достижения его 

уставных  целей,  но  не  принадлежать  на  праве  оперативного  управления,  а  находиться  в 
аренде. Возможна и обратная ситуация: имущество закреплено за учреждением на праве 
оперативного управления и числится на балансе, но непригодно к эксплуатации. 

Среди  новостей  2018  года  для  бухгалтеров  –  появление  нового 

профессионального 

стандарта, 

разработанного 

Институтом 

профессиональных 

бухгалтеров  (ИПБ).  В  нем  прописаны  требования,  которые  понадобятся  на  разных 
должностях.  В  их  числе  уровень  образования,  опыт  работы,  профессиональные  навыки, 
опыт,  круг обязанностей и задач. 

 В  настоящее  время  на  балансе  учреждения  отражается  только  имущество, 

которое  закреплено  на  праве  оперативного  управления.  Имущество,  полученное  в 
возмездное или безвозмездное пользование, показывается на забалансовых счетах. Однако 
с  2018  года  принцип  представления  информации  в  учёте  и  отчётности  кардинально 
меняется. Определяющей становится не юридическая, а экономическая трактовка фактов 
хозяйственной жизни. Тем самым методология учёта сближается с подходами, принятыми 
в международных стандартах финансовой отчётности.  

Применительно к операциям с имуществом это означает, что право пользования 

арендованными основными средствами будет отражаться пользователем (арендатором) в 
составе  нефинансовых  активов  как  самостоятельный  объект  бухгалтерского  учёта  [1, 
с.160].  Это  закреплено  и  в  федеральном  стандарте  «Аренда»,  который  также  вступает  в 
силу с 1 января 2018 года.  

Кроме ведения бухучета и сдачи отчетности от бухгалтеров требуется: 

 

ведение отчетов о деятельности компаний с подразделениями;  

 

ведение и сдача консолидированной финансовой отчетности; оказание услуг 

в сфере бухучета;  

 

владение навыками работы в учетных программах;  

 

необходимость повышения квалификации. 

Готовыми  нужно  быть  и  к  тому,  что  немного  изменится  процесс  организации 

заполнения  документов.    Будут  вводиться  новые  счета  и  субсчета  в  план  счетов. 
Необходимо будет для этого обновить редакцию и загрузить новый ОКОФ. 

Список  литературы: 

1.    Миннигалеева  В.З.  Роль  аудиторской  деятельности  в  аграрном  секторе    /В.З. 

Миннигалеева /  Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 31. С. 156-
160. 

2.  Яхина  Л.Т.,  Миннигалеева  В.З.  История  развития  аудита  /  Л.Т.  Яхина,  В.З. 

Миннигалеева / Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 31. С. 206-
210. 

 

45 

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ОПТОВОЙ 

ТОРГОВЛЕ 

 

Маннапова Л.Р. 

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

 

Аннотация. В данной статье рассмотрен бухгалтерский учет товарных операций в 

оптовой  торговле.  Актуальностью  этой  темы  характеризуется  тем,  что  оптовая  торговля 
имеет основное значение на современном этапе развития российской экономики. Оптовая 
торговля считается более необходимым звеном, которое гарантирует ускорение процесса 
товародвижения по каналам распределения. 

Ключевые  слова:  торговля,  оптовая  торговля,  товарные  операции,  бухгалтерский 

учет, учет товарных операций. 

Оптовая  торговля  -  это  форма  взаимоотношений  между  предприятиями, 

организациями,  при  которой  хозяйственные  взаимосвязи  согласно  поставкам  продукции 
основываются  сторонами  самостоятельно.  Она  влияет  на  систему  финансовых 
взаимосвязей между регионами, отраслями, устанавливает способы перемещения товаров 
в  стране,  благодаря  чему  улучшается  территориальное  распределение  труда.  Получается 
пропорциональность в процессе регионов [1]. 

Актуальность темы данной статьи характеризуется тем, что оптовая торговля имеет 

основное  значение  на  современном  этапе  развития  российской  экономики. 
Непосредственно  оптовая  торговая  деятельность  считается  действующим  поставщиком 
продуктов отечественного изготовления и довольно огромной массы товаров зарубежной 
продукции  на  внутренний  рынок.  Она  убеждает  наших  производителей  увеличивать 
качество российских товаров. 

Главным  достоинством  оптовой  торговли  считается  в  таком  случае,  что  она  дает 

возможность изготовителям реализовать собственные товары на местах при минимальном 
контакте с покупателями.  

Расходы и доходы оптовой торговли зависят от скорости оборота, цены продуктов, 

производительности,  конкуренции  и  других  условий,  при  этом  главное  значение  имеют 
право собственности и материальная особенность продукции. 

В настоящее время оптовая торговля в современных рыночных условиях связывает 

практически  все  отрасли  и  сектора  экономики,  предприятия  и  организации,  которые 
осуществляют материальное производство и товарное обращение.  

Организации  оптовой  торговли  способствуют  обучению  продавцов,  а  также 

участвуют в организации бухгалтерского учета и управления запасами товаров. 

Оптовая  торговая  деятельность  представляет  существенную  значимость  в 

хозяйственном механизме общества.  

Роль  оптовой  торговли  обусловливается  ее  местом  и  значимостью  на  товарном 

рынке.  Объединяя  много  каналов  товародвижения,  конфигураций  исполнения  купли-
продажи  оптовых  партий  продукта,  оптовая  торговля  в  многих  факторах  реализовывает 
активное влияние на товаропроизводителей путем обеспечения их сырьем и ресурсами.  

При  помощи  осуществление  коммерчески-посреднических  действий  по 

осуществлении произведенного товара. 

Товары  считаются  основным  объектом  бухгалтерского  учета  в  торговой  сфере, 

поэтому  бухгалтерия  организации  торговли  признана  гарантировать  абсолютный  учет 
поступающих  товаров  и  своевременное  отражение  в  учете  операция,  связанных  с  их 
выбытием [3, с.207]. 

Целью  бухгалтерского  учета  товарных  операций  в  оптовой  торговле  считается 

контроль  сохранности,  оптимального  и  успешного  применения  товарных  запасов; 
предоставление  контроля  над  процессом  исполнения  плана  оптового  товарооборота  и 

46 

 

доходы  с  осуществлением  товаров;  правильным  и  актуальным  оприходованием  товаров 
материально  –  ответственными  лицами;  своевременной  приобретение  полной  и 
достоверной  информации  о  товарообороте,  о  состоянии  расчетов  с  поставщиками  и 
потребителями. 

Учет товаров в оптовой торговле ведется в соотвествии с Федеральным Законом №  

402, ПБУ 5/01 и другими нормативными документами. 

Все движение товаров в оптовой торговле оформляется первичными документами. 

Таблица 1- Типичные проводки в торговых организациях

 

№ п/п 

Хозяйственная операция 

Дебет 

Кредит 

Поступил товар 

41 

60 

Выделен НДС 

19 

60 

Поступили услуги по доставке 

41 

60 

Реализация товара 

62 

90.1 

Учтены затраты по доставке до 

покупателя 

44 

60 

 
Оптовая торговля  устанавливает структуру и  направление товарных потоков. Она 

выступает  на  рынке  в  качестве  посредника  среди  промышленностью  и  розничным 
торговым звеном. 

Оптовая  торговля  играет  роль  интенсивного  проводника  товаров  российского 

изготовления  и  передвижения  и  сбережений  достаточно  большой  массы  импортных 
товаров  в  пространстве  и  во  времени  на  внутренний  потребительский  рынок.  Она 
заставляет российских изготовителей увеличивать качество своих товаров для завоевания 
прочного места конкурентной борьбе. 

Отличительными проблемами оптовой торговли представлены: 

 

отбор поставщиков товаров для отдельных компаний и иных потребителей; 

 

приобретение больших партий товаров у компаний-производителей; 

 

повышение количества ступеней переходных пользователей продукции; 

 

развитие  торгового  ассортимента  и  приспособление  его  к  запросам 

переходных и конечных покупателей; 

 

проведение  политики  оперативного  обновления  и  улучшения  свойства 

товаров; 

 

предоставление компаниям-производителям сбыта их товаров; 

 

рекламные исследования для изготовителей товаров и розничных торговых 

компаний; 

 

информационные услуги; 

 

утверждение риска при обращении товаров. 

Таким  образом,  у  изготовителей  и  розничных  торговых  предприятий  есть  все 

основания пользоваться услугами оптовой торговли. 

Список литературы: 

1.  Галкина  Е.  В.  Бухгалтерский  учет  и  аудит  :  учебное  пособие  для  вузов  /  Е.  В. 

Галкина . - М. : КноРус , 2017. - 142 с. 

2. Бухгалтерский учет в торговле./Кожарский В. В. –Мн.:Высшая школа, 2014. – 2 

с.   

3. 

Свечников  К.Л.,  Галимарданова  Н.М.  Особенности  учета  выплат 

стимулирующего характера в государственных учреждениях здравоохранения Республики 
Татарстан / К.Л. Свечников, Н.М. Галимарданова /  Научное обозрение. 2015. № 10-2. С. 
207-210. 

 
 
 

47 

 

БАНКОВСКИЕ ПЛАТЕЖНЫЕ АГЕНТЫ: ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

 

Мамедгасанова Э.А.  

 

Научный руководитель – Колесникова О.Ф., преподаватель ФСПО 

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

 

Аннотация.  В  статье  рассмотрена  платежная  система.  Дана  характеристика 

участников системы. Проведена оценка деятельности платежных агентов в России. 

Ключевые слова: банковский работник, банк, финансы, кредит, банкир. 
Платежная  система,  регулируя  деятельность  организаций  по  вопросам  переводов 

средств,  занимает  особое  место  в  банковской  системе  РФ.  Сегодня  предприятия 
принимают  оплату  за  свои  товары  и  услуги  через  электронные  системы,  иногда  без 
открытия  счета.  Это  и  неудивительно.  Сегодня  многие  компании  ведут  онлайн-бизнес. 
Например,  платежная  система  Qiwi  принимает  платежи  от  граждан  через  автоматы  и  за 
вознаграждение  переводит  их  на  счета  контрагентов.  Означает  ли  это  развитие 
квазибанковской системы в России?[2]. 

Платежные агенты – это посредники между населением и поставщиками услуг. Их 

деятельность  заключается  в  приеме  платежей  от  плательщиков  для  погашения 
задолженности  по  оплате  ЖКХ,  осуществления  прочих  транзакций  и  зачисления  их  на 
свой транзитный счет. 

Поставщик  –  это  юридическое  лицо,  ИП,  получающие  средства  за  реализуемые 

товары  (работы).  Поставщиками  также  могут  быть  организации,  которые  оплачивают 
коммунальные услуги, госорганы, которые получают денежные средства для выполнения 
своих функций. 

Платежные  агенты  –  это  организации,  ИП,  которые  принимают  платежи  от 

физических лиц. Их также называют операторами или субагентами [1]. 

В  2010  году  были  внесены  изменения  в  ФЗ  №103  «О  деятельности  по  приему 

платежей».  В  арсенале  кредитных  организаций  появился  новый  термин  –  «платежные 
агенты».  Также  был  введен  одноименный  счет  №40821  для  учета  операций  с  данными 
субъектами.  Посредники  в  полном  объеме  перечисляют  на  счет  платежного  агента 
полученные  от  плательщиков  средства.  Затем  банк  перечисляет  на  счет  поставщика 
стоимость  реализованных  товаров,  а  агенту  –  комиссионное  вознаграждение. 
Соответственно,  поставщик  не  имеет  права  принимать  средства  от  агентов  на  свой 
обычный  банковский  счет.  Такие  требования  прописаны  в  ст.  8  ФЗ  №103.  Если 
специальный  счет  платежного  агента  не  используется  в  процессе  его  деятельности,  то 
участники  операции  будут  нести  ответственность  по  ст.  15  КоАП.  Агентам  грозит 
административный  штраф  в  размере  4,5-5  тысяч  рублей,  а  юридическим  лицам  –  40-50 
тысяч рублей. 

Прием  платежей  физических  лиц  платежными  агентами  может  осуществляться 

через  терминалы  или  кассовую  технику.  Используемое  ККТ  должно  быть 
зарегистрировано  в  ФНС.  У  посредника  должна  сохраняться  вся  документация  по 
операциям.  

Расчетные операции между банком и агентами проводятся в сроки, установленные 

договором.  Рассмотрим  алгоритм  операций.  Банк  со  дня  получения  реестра  платежей 
через  терминал  на  специальный  счет  посредника  до  момента  перечисления  средств  от 
агента  выполняет  следующие  действия:  Все  операции  учитывает  на  специальном  счете 
30233  «

Незавершенные  расчеты  с  операторами  услуг  платежной  инфраструктуры  и 

операторами по переводу денежных средств

». Обязательства перед платежными агентами 

отражает  на  лицевых  счетах,  открытых  к  балансовому  счету  30233.  После  получения 
средств от агента банк перечисляет выручку поставщику услуг и комиссию посреднику.  

48 

 

По условиям работы банков прием платежей от платежных агентов осуществляется 

по таким схемам: 

Депозитная.  Агент  предоставляет  банку  средства  для  предварительного 

финансирования  или  в  качестве  обеспечения,  на  покрытие  риска  ликвидности,  риска  по 
незавершенным операциям. 

Кредитная.  Агент  использует  активы  банка  на  покрытие  ликвидности  и  риска  по 

незавершенным операциям. 

Прием  средств  должен  подтверждаться  выдачей  чека.  Вся  информация, 

размещенная  на  нем,  должна  быть  легко  читаемой  в  течение  минимум  полугода.  Чек 
должен соответствовать требованиям нормативных актов РФ и содержать реквизиты: 

 

наименование документа; 

 

сумму принятых средств; 

 

название платежа; вознаграждение посредников; 

 

дата, время и место приема средств; 

 

номер чека; 

 

местонахождение банковского агента, его ИНН; 

 

номера телефонов агента. 

Деятельность  платежного  агента  по  принятию  средств  осуществляется  в  таком 

алгоритме:  заключается  договор  между  агентом  и  оператором  системы;  для  проведения 
расчетов  в  банке  открывается  специальный  счет;  поступившие  средства  первым  делом 
проходят  инкассацию,  только  после  этого  они  попадают  на  счет;  банк  перечисляет 
средства  поставщику  услуг  и  комиссионное  вознаграждение  агенту.  Ответственность  за 
такие  нарушения,  как:  неприменение  кассовой  техники;  использование  оборудования, 
которое  не  соответствует  требованиям;  отказ  в  выдаче  товарного  чека;  перечисление 
средств в обход специального счета, предусмотрен административный штраф в размере 3 
тыс.  руб.  на  ответственных  сотрудников  и  30-40  тыс.  руб.  –  на  предприятия.  ИП  может 
быть привлечено к ответственности только как должностное лицо.  

Агенты всегда принимают платежи в пользу третьих лиц и не могут предоставлять 

им  какие-то  другие  услуги.  Если  они  занимаются  еще  чем-то  дополнительно,  то  к 
платежным агентам уже не относятся. Работа агента не приносит большой доход. Поэтому 
посредники  регистрируют  несколько  юридических  лиц  и  через  них  сдают  в  аренду 
терминалы.  По  этой  же  причине  к  агентам  не  относятся  курьерские  компании.  Они 
доставляют товар и принимают деньги от клиентов в счет оплаты. [4] 

Стоит отметить различия отечественной с зарубежной практикой. В РФ банковские 

посредники участвуют в переводе средств, а платежные посредники принимают платежи. 
За  рубежом  услуги  по  переводу  средств,  которые  предоставило  физическое  лицо, 
платежный  агент  оказывает  только  под  руководством  легального  участника  системы. 
Выполнение  функций  посредников  связано  с  отмыванием  средств.  Поэтому  ФАТФ 
рекомендует на законодательном уровне прописать ограничения функций агентов.[5] 

Действующее  законодательство  лишь  частично  удовлетворяет  требования  ФАТФ. 

В  законодательстве  нивелируется  роль  агентов  в  банковской  системе.  В  законе  «О 
Национальной  платежной  системе»  отсутствует  четкая  формулировка  обязанностей 
платежных агентов. Это вызывает массу вопросов у всех участников банковской системы. 
Следует 

отрегулировать 

отечественное 

законодательство, 

а 

также: 

создать 

уполномоченный  орган  надзора  за  деятельностью  агентов;  разработать  систему 
регистрации и лицензирования посредников; указать минимальные критерии пригодности 
агентов;  регулярно  осуществлять  проверку  биографии  руководителей  агентов; 
разработать  систему  мониторинга  деятельности  посредников  и  систему  санкций  за 
несоблюдение законодательства. 

Внедрение  данных  предложений  даст  возможность  госорганам  получить 

информацию  для  построения  системы  переводов  средств,  повысит  прозрачность 

49 

 

деятельности,  будет  способствовать  увеличению  конкурентоспособности  операторов  на 
рынке [3] 

Список литературы: 

1. 

Федеральный  закон  "О  деятельности  по  приему  платежей  физических  лиц, 

осуществляемой платежными агентами" от 03.06.2009 N 103-ФЗ  

2. 

Федеральный  закон  "О  национальной  платежной  системе"  от  27.06.2011  N 

161-ФЗ 

3. 

Банковские платежные агенты / О.М. Иванов, К.В. Данилин. – М.: ЦИПСиР; 

КНОРУС, 2012. – 192 с

4. 

Белоусова В.Ю., Усоскин В.М. Платежные системы и организация расчетов 

в коммерческом банке// - М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. — 192 с.  

5. 

Гарипов  Г.В.  Платежные  агенты  и  их  роль  в  системе  расчетов  в  России. 

//Журнал  «Финансы  и  кредит»  №  41  (425)  –  ООО  «Издательский  дом  ФИНАНСЫ  И 
КРЕДИТ» 2010. – с.50-54  

 

ВЛИЯНИЕ АВТОМАТИЗАЦИИ УЧЕТА НА  ПРОФЕССИЮ БУХГАЛТЕРА 

 

Михеева А.Ф.,  

 

Научный руководитель – Никифорова О.В., к.э.н., доцент 

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

 
Аннотация:  Статья  посвящена  рассмотрению  влияния  автоматизации  учета  на 

профессию бухгалтера. В статье отмечается вопрос  о перспективах развития профессии 
бухгалтера. 

Ключевые слова: автоматизация, бухгалтер, цифровая экономика, учет 
Французский писатель Анри Дидон говорил: «Перемены - величина постоянная». И 

действительно  нет  такой  сферы  жизни  общества,  в  которой  что-либо  осталось 
неизменным.  Так,  различного  рода  метаморфозы  происходят    в  ходе  исторических 
событий,  в  обществе  в  целом,  в  политике,  в  науке,  в  искусстве,  в  профессиональной 
деятельности человека.  

Наш  XXІ  век  –  это  век  новых  технологий.  Техника  стремительно  врывается  в 

жизнь  людей,  и  в  последние  годы  с  развитием  научно-технического  прогресса    более 
важным  становится  вопрос    использования  передовых    IT  –  технологий  в  различных 
сферах деятельности, в частности, и в бухгалтерском учете. В связи с этим  встал вопрос  
о  перспективах  развития  профессии  бухгалтера:  начнет  ли  она  постепенно  уходить  с 
рынка труда или же начнется новая эра в ее развитии. 

Еще  в  2016  году  первый  заместитель  министра  финансов  России  Татьяна 

Нестеренко заявила в ходе Московского финансового форума, что профессия бухгалтера 
будет  постепенно  уходить  с  рынка,  ее  заменят  технологии.  Кроме  того,  замглавы 
Минфина призвала "полностью отказаться от бумажных документов, а при электронных – 
минимизировать,  фактически  запретить,  ручной  ввод  в  эти  документы  данных  с 
клавиатуры" [1].  

Специалисты  самого  крупного  сервиса  по  поиску  работы  GorodRabot  все-таки 

решились сделать свои прогнозы развития рынка занятости на 2018 год. Все предложение 
и  выводы  созданы  на  основе  анализа  статистики  российского  рынка  труда  за  последние 
пару  лет.  Также  специалисты  учли  догадки  и  предположения,  ведущих  российских  и 
западных  аналитиков.  По  мнению  экспертов  ничего  принципиально  инновационного  от 
2018  года  ждать  не  приходится,  будут  развиваться  тренды  предыдущего,  2017-
ого. Собственно,  главным  трендом  остается  автоматизация,  диджитализация  и 
роботизация процесса.  

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..