ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ В 2018/2019 УЧЕБНОМ ГОДУ - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ В 2018/2019 УЧЕБНОМ ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ В 2018/2019 УЧЕБНОМ ГОДУ - часть 4

 

 

не только одного, но и нескольких менее известных, не хрестоматийных произведений
искусства или менее узнаваемых эпизодов известных работ с предложением дать их
сопоставительный анализ.
Задания регионального и заключительного этапов этого типа могут включать
фрагменты нескольких художественных произведений и быть осложнены предложением
сопоставительного анализа и заданием второго типа: выявить ведущее настроение работ и
художественные средства его передачи, а также заданиями творческого характера. На этих
этапах материалом заданий могут стать явления современного искусства и массовой
культуры.
Четвертый тип заданий
направлен на выявление уровня развития информационно-коммуникативной компетенции:
на выявление специальных знаний и искусствоведческих способностей, например,
способности самостоятельного структурирования и осмысления нужной информации,
связанной с МХК, умения ориентироваться в обширном материале, а также на выявление
способности предъявления результатов работы в нужной форме.
Четвертый тип заданий может включать задания тестового характера по соотнесению
определений с рядами названий явлений искусства, специальных терминов, относящихся к
разным видам искусства, которые могут быть осложнены предложением продолжить ряд
признаков или названных явлений или исключить из ряда признак или название, не
соответствующее ряду. Задания определяют уровень не только знаний искусствоведческих
терминов, названий и признаков направлений в искусстве, жанровой принадлежности
произведений, но и в целом сформированности понимания целостности художественного
явления, его исторического места и стилевой принадлежности. На последующих этапах
олимпиады задания этого типа могут усложняться как по линии увеличения объема задания,
так и по включению в них новых явлений художественной культуры, не относящихся к
классическому наследию, а также представляющих собой и явления массовой культуры.
Задания этого типа могут включать элементы проектной деятельности.
14. РЕКОМЕНДУЕМЫЙ КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ
Каждому участнику муниципального этапа олимпиады предлагается дать
письменные ответы на четыре типа заданий. Рекомендуется включить в комплект 7
заданий: 2 задания первого типа; 2 задания второго типа; 1 задание третьего типа; 2 задания
четвертого типа. Задания выполняются участниками 9-11 классов (по параллелям) в течение
48
4-х астрономических часов.
15. МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
При разработке критериев оценок рекомендуется взять во внимание следующие:
глубину и широту понимания вопроса, использованием внепрограммного материала;
своеобразие подхода к раскрытию темы и идеи анализируемого произведения
искусства,
(нахождение оправданно оригинальных критериев для систематизации
предложенного материала);
умение пользоваться специальными терминами,
знание имен авторов и названий произведений искусства,
умение соотносить характерные черты произведения искусства со временем его
создания, чертами культурно-исторической эпохи, направления или течения в
искусстве;
умение хронологически соотносить предлагаемые произведения искусства;
умение передавать свои впечатления от произведения искусства (лексический запас,
владение стилями);
логичность изложения,
аргументированность позиции,
грамотность изложения, отсутствие грубых речевых, грамматических,
стилистических, орфографических
(особенно в терминах, названиях жанров,
направлений, произведений искусства, именах их авторов), пунктуационных ошибок;
представление о времени и основных чертах ведущих культурно-исторических эпох,
наличие или отсутствие фактических ошибок.
Конкретное количество баллов, выставляемых за выполнение конкретных заданий,
указывается в ключах, подготовленных региональной предметно-методической комиссией для
членов жюри, где указывается максимальное количество баллов за выполнение каждого задания.
Рекомендуется указывать на возможную дифференциацию оценок. Если в задании
указывается на необходимость указать полное имя автора или точное название произведения,
различное количество баллов выставляется за ответ, в котором указывается только имя и
фамилия автора, например, «Илья Репин» (2 балла), имя, отчество и фамилия автора: «Илья
Ефимович Репин» (4 балла) и инициалы и фамилия автора: «И.Е. Репин» (3 балла).
49
Если задание связано с предложением дать название выставке
(презентации,
документальному фильму) различное количество баллов выставляется за номинативное
название, метафорическое название и название с использованием цитаты.
Рекомендуется помимо системы оценивания предоставлять членам жюри предполагаемые
ответы на задания с комментариями по возможным их оценкам.
16. ОПИСАНИЕ НЕОБХОДИМОГО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ
ВЫПОЛНЕНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ
Организационно-техническое обеспечение процедуры проведения муниципального
этапа олимпиады по искусству
(мировой художественной культуре) осуществляет
оргкомитет.
Для проведения муниципального этапа олимпиады по искусству мировой
художественной культуре) рекомендуется
выделить несколько аудиторий для участников олимпиады каждой возрастной параллели.
Для выполнения заданий каждому участнику предоставляется отдельный рабочий стол;
необходимо обеспечить школьников комплектом заданий, писчебумажными
принадлежностями (тетрадями или листами бумаги, ручками), ознакомить учащихся с
временем выполнения заданий. Время начала и конца выполнения заданий фиксируется
на доске.
В аудиториях необходимо наличие орфографических словарей.
17. ПЕРЕЧЕНЬ СПРАВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ, СРЕДСТВ СВЯЗИ И ЭЛЕКТРОННО-
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, РАЗРЕШЕННЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВО ВРЕМЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ
На муниципальном этапе олимпиады при выполнении письменных видов заданий
разрешается пользоваться только орфографическими словарями.
50
18. ОБРАЗЦЫ (ПРИМЕРЫ) ЗАДАНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА
18.1 Примеры заданий первого типа муниципального этапа
Для 9 класса
Пример задания первого типа.
Задание соответствует более сложному уровню учебно-познавательной компетенции,
чем на школьном этапе, и направлено на более широкое знание памятников древнего мира,
относящихся к разным цивилизациям, предполагает обобщение и отнесение всех
предложенных памятников к одному культурно-историческому периоду. Задание
усложняется обращением к личному культурному опыту школьника.
Перед Вами
6 слов, в которых буквы переставлены местами. Каждому слову
соответствует одно из 6 изображений.
1.Расшифруйте написанные слова. Впишите их в таблицу вместе с номером соответствующего
изображения.
2.Кратко поясните в таблице смысл понятия, выраженного расшифрованным словом.
3.Напишите, к какой культурно-исторической эпохе относятся расшифрованные понятия.
4.Приведите ОДИН яркий пример культурного наследия определенной Вами эпохи. Дайте его
краткую характеристику. Поясните выбор.
ИЛНОП
СОКНС
ЕКЛМОРХ
ААГДОП
АААДЛМН
ЕДШУ
51
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Расшифрованное
Страна
слово и номер
Значение понятия
соответствующего
изображения
Культурно-
историческая
эпоха
Пример
культурного
наследия
Творческим осложнением задания может стать предложение составить проект выставки, на
которой будут демонстрироваться экспонаты, связанные с заданием, или их аналоги.
Вариант2 - составление синквейна.
Для 10 класса
Пример задания первого типа. 10 класс.
В клетках квадрата написаны слова-символы. Прочитать их можно по ломаной линии,
которая не должна пересекаться и не должна заходить на какой-либо квадрат дважды.
52
1. Соберите слова-символы и запишите их в таблицу.
2. Дайте им лаконичное пояснение, определение.
3. Запишите название эпохи, художественного явления, объединяющего все найденные Вами
слова.
4. Запишите ОДИН яркий пример культурного наследия, относящегося к определенной Вами
эпохе. Поясните свой выбор.
Б
Н
И
Д
В
Е
Ц,
Е
Р
Н
И,
О
Р
П
А
О
Ф
Н
Е
Р
О
Т
Н
А
М
О
Р
О
Р
В
Е
Ж
Е
А
Т
И
Я,
Е
Р,
М
О
Г
Т
Е
Н
И
Ч
Р
Е
П
Ж
У
Графы таблицы к
заданию.
Слова-символы
Определения
Название
художественного
явления
53
Пример
культурного
наследия,
пояснение выбора
Для 11 класса
Пример задания первого типа. 11 класс.
В клетках квадрата написаны слова-символы. Прочитать их можно по ломаной линии,
которая не должна пересекаться и не должна заходить на какой-либо квадрат дважды.
Соберите слова-символы и запишите их в таблицу.
1. Дайте им лаконичное пояснение, определение.
2. Напишите названия двух культурно-исторических эпох, к которым относятся
найденные слова.
3. Приведите ОДИН показательный образец искусства одной из определенных Вами
эпох. Кратко поясните выбор.
54
О
Е
Н,
М
О
И
Т
Р
Д
З
А
К,
В
Р
Ш
У
Р
Г
А
А
А,
Т
А
Н
А
В
П
А
Ц
Г
О
К
А,
А
Л
Ц
О,
Т
И
Г
З
И
Н
А
М
У
Заполните таблицу.
Графы таблицы к заданию.
Слова-символы
Определение
3. Культурно-
исторические
эпохи
4. Образец
искусства,
пояснения
выбора
Задание этого типа направлено на узнавание произведения искусства или
художественного явления, выявление понимания смысла этого произведения или явления, а
55
также понимание их принадлежности к конкретной исторической эпохе и художественному
стилю. К тому же задание даёт возможность участнику предложить свои варианты
произведений искусства или художественных явлений, относящихся к этому времени
(эпохе), указать их авторов. Следует предусмотреть возможность добавления баллов за
дополнительную информацию и предусмотреть эту возможность в формулировке задания.
Рекомендуемая максимальная оценка за задание: 50 баллов.
Творческим осложнением задания может стать предложение составить синквейн,
связанный с одним из понятий по выбору участника или составителей.
18.2 Примеры заданий второго типа муниципального этапа
Для 9 класса
Пример задания второго типа. 9 класс
Прочитайте текст
1. Определите живописное произведение, о котором говорится в тексте. Напишите его
название.
2. Напишите имя автора произведения.
3. Назовите художественные средства живописи и поэзии для передачи эмоциональной
атмосферы произведения.
Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя -
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождём бежит из града вон.
А.С. Пушкин
Автор и название живописного произведения:
Средства живописи
Средства поэзии
56
Творческая составляющая задания может быть осложнена предложением составить
словесное описание замысла произведения - как заказ художнику, указав характерные черты
изображаемого и способы достижения в их передаче.
Для 10 класса
Пример задания второго типа
Задание усложняется пунктом 4.
Прочитайте текст.
1. Напишите название произведения, о котором говорится в предложенном тексте.
2. Напишите имя автора произведения.
3. Назовите художественные средства живописи и поэзии для передачи эмоциональной
атмосферы произведения.
4. Определите и напишите эмоциональные доминанты каждого произведения.
Автор и название произведения:
Средства живописи
Средства поэзии
Эмоциональные доминанты
живописной работы
поэтического произведения
Её рождение прощанию сродни,
Настолько члены хрупко-эфемерны.
Да, это ты, твой беспощадно-верный
Портрет, любовь. Прекрасней западни
И простодушнее не выдумать, зато
57
Уж и безжалостней, мучительней, жесточе.
А братья-ветры вот: целуют в очи
И сыплют розы сквозь ветра решето.
Уже несут цветное полотно
Укутать стан прозрачной тканью долгой.
Когда б не раковины плотик, ты иглой
Ушла бы, кажется, на сумрачное дно«
Алексей Машевский
Творческая составляющая задания может быть осложнена предложением составить
словесное описание замысла произведения - как заказ художнику, указав характерные черты
изображаемого и способы достижения в их передаче.
58
Для 11 класса
Дана репродукция работы скульптора Вадима Сидура.
1. Напишите
15 определений
(одиночных или развёрнутых),
которые помогут воспроизвести, порождаемое ей настроение.
2. Дайте произведению название.
3. Дайте не более пяти пояснений выбора названия.
15 определений
Название
Пояснение
Такое задание направлено на выявление уровня эмоционально-оценочного суждения
участника о произведении искусства. Участник демонстрирует навыки анализа произведения
искусства на основе средств выразительности, свойственных конкретному виду искусства. В
данном случае знание названия и автора произведения не является главным в ответе. Особое
внимание уделяется прежде всего уровню понимания художественного образа. Для
выполнения этого задания необходимо знать выразительные средства и возможности разных
видов искусства и их значение в создании художественного образа.
Рекомендуемая оценка за задание:
46 баллов: по
2 балла за каждое названное
определение, 2 балла номинативное название (например, «Железный человек»); 4 балла за
название, вскрывающее символ или метафору работы (например, «Крик к Небесам»); 6
баллов за название, использующее цитату (например, «Глас вопиющего в пустыне»); по 2
балла за каждое из пяти пояснений к названию.
Творческая составляющая задания может быть осложнена предложением составить
словесное описание замысла произведения - как заказ скульптору, указав характерные черты
изображаемого и способы достижения в их передаче.
59
18.3. Примеры заданий третьего типа муниципального этапа
Для 9 класса
Пример задания третьего типа. 9 кл.
Определите художественное полотно по фрагменту.
Напишите
1.
что на нем изображено;
2.
название работы
3.
полное имя ее автора;
4.
время, когда он жил и творил;
5.
Какую часть
в
композиции
занимает
представленный фрагмент.
6.
Опишите общую композицию работы и укажите
количество изображенных на ней фигур.
7.
Назовите значимые запоминающиеся детали их
место в композиции и функции.
8.
Напишите названия произведений живописного искусства этого же жанра и полные
имена их авторов.
9.
Укажите известные работы этого же художника.
Комментарий к ответу: Н.Н. Ге. «Петр Первый допрашивает царевича Алексеяª.
Творческим осложнением задания может стать предложение составить проект выставки, на
которой будут демонстрироваться работы этого художника или их репродукции.
60
Для 10 класса
Пример задания третьего типа.
Предлагается для просмотра видеофрагмент из балета без указания названия, которое
участникам предстоит определить («Ромео и Джульетта». Партия Джульетты. Музыка С.С.
Прокофьева).
При совместном просмотре рекомендуется задание выполнять первым, чтобы
участники могли в дальнейшем самостоятельно распределять время, работая каждый в своем
темпе.
Перед просмотром участникам предлагается познакомиться с заданием и сообщается
о том, что видеофрагмент будет демонстрироваться дважды с интервалом в 10-15 минут так,
чтобы у участников, начавших выполнение задания, была возможность скорректировать
свои впечатления.
Задание.
1. Напишите название произведения.
2. Напишите имена авторов музыки и драматического произведения.
3. Определите эмоциональную доминанту эпизода, выразите ее письменно.
4. Напишите, с помощью каких средств выразительности создаётся художественный
образ во фрагменте.
Таблица к заданию
Название произведения:
Имена авторов музыки и
драматического произведения:
Эмоциональная доминанта:
Средств выразительности:
Творческим осложнением задания может стать предложение составить заказ композитору,
описывающий название и настроение эпизода и средства его достижения.
Для 11 класса
Пример задания третьего типа.
1. Напишите имена авторов и названия произведений искусства, в которых
основополагающим, доминантным является белый цвет (не более 5 примеров).
61
2. Определите и опишите кратко функцию цвета в этих произведениях,
эмоциональную доминанту каждого из них. Обоснуйте ответ.
3. Сделайте вывод-обобщение о функциях и возможностях белого цвета в искусстве.
Пример возможного усложнения задания.
1. Рассмотрите представленные произведения, что в них общего и чем они
отличаются?
2. Какими качествами, по Вашему мнению, хотел наделить художник каждое
произведение?
Ма Юань. Лунный свет. Живопись тушью
Иван Шишкин. На Севере диком«, 1891
на шелке.XII-XIII вв.
Такие задания направлены на выявление специальных предметных компетенций
участников. В процессе выполнения задания необходимо провести анализ произведения,
выявить его художественную идею, определить средства её реализации. В задании может
быть предусмотрено проведение сравнительно-сопоставительного анализа разнородных
(полярных) явлений художественной культуры. Участники Олимпиады должны
продемонстрировать понимание принадлежности произведения искусства той или иной
национальной культуре, эпохе, художественной школе, стилю.
62
Творческая составляющая задания может быть осложнена предложением составить
словесное описание замысла пейзажа - как заказа художнику, указав желаемую композицию,
ракурс, характерные черты изображаемого и способы их достижения.
18.4. Примеры четвертого типа заданий муниципального этапа
Для 9 класса
Пример задания четвертого типа.
В таблице перепутаны понятия и их определения.
1. Соотнесите понятия с их определениями.
2. Внесите в таблицу ответа буквы, соответствующие цифрам.
3. Дайте определение оставшимся понятиям.
Понятия
Определения
1 Канон
А Героическое повествование о прошлом, содержащее целостную
картину народной жизни и представляющее в гармоническом
единстве мир героев-богатырей; один из родов литературы.
2 Скульптура
Б Церемония, чин; ряд строго определенных действий,
сопровождающих и оформляющих совершение актов
преимущественно культового характера.
3 Синкретизм
В Вид изобразительного искусства, произведения которого имеют
объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических
материалов.
4 Эпос
Г Нерасчленённость различных видов чего-либо, первоначальная
слитность в каком-нибудь явлении, свойственная ранним стадиям
развития
5 Ордер
6 Обряд
NN
1
2
3
4
5
6
Буквы
Определения
Творческим осложнением задания может стать составление синквейна, связанного с одним
63

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..