ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ В 2018/2019 УЧЕБНОМ ГОДУ - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ В 2018/2019 УЧЕБНОМ ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ В 2018/2019 УЧЕБНОМ ГОДУ - часть 2

 

 

замыслов. При подведении итогов второго тура Олимпиады рекомендуется стимулирование
удачных творческих инициатив, популяризация внесенных предложений через СМИ,
обсуждение возможности их осуществления на уровне администрации, направленных на
поддержание интереса учащихся к общественно-культурной деятельности. Оценивается
значимость общественно-культурных инициатив и умение вести поиск необходимых
материалов для их осуществления.
Рекомендуется дать одно задание участникам второго тура каждой возрастной группы
по разработке проекта насыщения социокультурной среды, избранного организаторами
масштаба (школы, или двора, или улицы, или района, или транспорта) и представления его в
форме презентации. Рекомендуется в качестве подсказки дать список знаменательных дат
2018-2019 годов, связанных со значимыми для Российской
(и/или мировой) культуры
литературно-художественными событиями.
Задание дается всем участникам каждой возрастной группы одновременно в одной
аудитории так, чтобы они находились в одинаковых условиях по времени его выполнения.
Рекомендуемый срок выполнения - одна-две недели. Срок подготовки, время на подготовку
и тема определяется муниципальной предметно-методической комиссией при согласовании с
оргкомитетом школьного этапа олимпиады.
5.1.
Характеристика заданий для участников 5-6 классов
Рекомендуется включить в комплект заданий участников 5-6 классов 5-6 заданий, которые
по своему характеру готовят учащихся к выполнению в будущем заданий более старших
параллелей. Рекомендуемое время выполнения заданий учащимися
5-6 классов
1,5
астрономических часа.
Время выполнения может быть скорректировано оргкомитетом в зависимости от конкретных
условий проведения Олимпиады
5.2.
Характеристика заданий участников для участников 7-8 классов
Рекомендуется включить в комплект заданий участников 7-8 классов 6-7 заданий,
которые по своему характеру готовят учащихся к выполнению в будущем заданий более
старших параллелей. Рекомендуемое время выполнения заданий учащимися 7-8 классов 2,5 -
3 астрономических часа. По своему типу задания могут быть аналогичными заданиям других
возрастных групп, но соответствовать материалу 7-8 классов.
Время выполнения может быть скорректировано оргкомитетом в зависимости от
конкретных условий проведения Олимпиады
16
5.3.
Характеристика заданий участников для 9, 10, 11 классов
Рекомендуется включить в комплект 8 заданий для каждой из возрастных параллелей
участников
9,
10,
11 классов, которые выполняются
(по параллелям) в течение
4-х
астрономических часов.
Каждому участнику аудиторного тура школьного этапа Олимпиады предлагается пять
типов заданий: ответить письменно на четыре типа заданий и после сдачи письменной
части заданий, возврат к которой в дальнейшем невозможен, выполнить пятое задание по
сбору информации.
(Если организацию выполнения задания по сбору информации
устроители посчитают трудновыполнимой, этот тип задания заменяется на задание по отбору
и/или систематизации предложенного материала). Сбор информации может осуществляться
на основе Интернет-технологий, а также в пространстве музеев, библиотек, культурно-
исторической среды конкретной местности. При оценивании данного типа заданий
необходимо учитывать умение участника структурировать собранный материал на основе
личностных смыслов и ценностей.
Второй тур - защита социокультурных проектов рекомендован именно для
организации школьного этапа Олимпиады. В этом случае обязательно все участники
олимпиады выполняют задания обоих туров, а комплект заданий двух туров школьного
этапа состоит из восьми заданий первого (письменного) тура и одного задания второго тура
(устной защиты подготовленного проекта).
6. МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Конкретное количество баллов, выставляемых за выполнение конкретных заданий,
указывается в ключах, подготовленных муниципальной предметно-методической комиссией
для членов Жюри, где указывается максимальное количество баллов за выполнение каждого
задания.
Рекомендуется указывать на возможную дифференциацию оценок. Если в задании
указывается на необходимость указать полное имя автора или точное название
произведения, различное количество баллов выставляется за ответ, в котором указывается
только имя и фамилия автора, например, «Илья Репин» (2 балла), имя, отчество и фамилия
автора: «Илья Ефимович Репин» (4 балла) и инициалы и фамилия автора: «И.Е. Репин» (3
балла).
17
Если задание связано с предложением дать название выставке
(презентации,
документальному фильму) различное количество баллов выставляется за номинативное
название, метафорическое название и название с использованием цитаты.
Рекомендуется помимо системы оценивания предоставлять членам жюри
предполагаемые ответы на задания с комментариями по возможным их оценкам.
При оценивании выполнения олимпиадных учитывается следующие критерии:
глубина и широта понимания вопроса: логичное и оправданное расширение ответа на
поставленный вопрос с использованием внепрограммного материала;
своеобразие подхода к раскрытию темы и идеи анализируемого произведения
искусства
(нахождение оправданно оригинальных критериев для систематизации
предложенного материала);
знание специальных терминов и умение ими пользоваться;
знание имен авторов, названий произведений искусства, места их нахождения;
умение проводить художественный анализ произведения искусства;
умение соотносить характерные черты произведения искусства со временем его
создания, чертами культурно-исторической эпохи, направления или течения в
искусстве;
умение хронологически соотносить предлагаемые произведения искусства;
умение проводить сравнительный анализ двух или нескольких произведений
искусства (в том числе разных видов искусств);
логичность изложения ответа на поставленный вопрос;
аргументированность излагаемой в ответе позиции: приведение фактов, имен,
названий, точек зрения;
умение передавать свои впечатления от произведения искусства (лексический запас,
владение стилями);
грамотность изложения: отсутствие грубых речевых, грамматических,
стилистических, орфографических
(особенно в терминах, названиях жанров,
направлений, произведений искусства, именах их авторов), пунктуационных ошибок;
наличие или отсутствие фактических ошибок.
7. ОПИСАНИЕ НЕОБХОДИМОГО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ
ВЫПОЛНЕНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ
Организационно-техническое обеспечение процедуры проведения школьного этапа
олимпиады по искусству (мировой художественной культуре) осуществляет Оргкомитет
18
Для проведения первого аудиторного тура школьного этапа Олимпиады по
искусству мировой художественной культуре) рекомендуется
выделить несколько аудиторий для участников олимпиады каждой возрастной параллели.
Для выполнения заданий каждому участнику предоставляется отдельный рабочий стол;
необходимо обеспечить школьников комплектом заданий, писчебумажными
принадлежностями (тетрадями или листами бумаги, ручками), ознакомить учащихся с
временем выполнения заданий. Время начала и конца выполнения заданий фиксируется
на доске.
В аудиториях необходимо наличие орфографических словарей.
Для выполнения пятого типа задания по сбору информации необходимо предусмотреть
возможность доступа каждого участника к Интернету, определить и предоставить
каждому участнику место на жестком диске в виде организованной отдельной папки или
съемном носителе, на котором он будет сдавать собранную информацию.
При отсутствии технической возможности обеспечить участников выходом в Интернет
или по какой-либо другой причине организаторы могут предусмотреть для выполнения
пятого типа задания работу с книгами, собранными в аудитории, или доступ участников к
полкам в библиотеке. В этом случае участникам должны быть предоставлены
дополнительные листы для записей, так как основная письменная работа сдается до
начала выполнения пятого типа задания.
Для проведения второго тура необходимо предусмотреть оснащенность аудиторий
оборудованием, необходимым для демонстрации подготовленных участниками
презентаций: компьютер с соответствующими программами и экран или трансляцию на
мониторы, для того, чтобы жюри могло хорошо видеть и оценить электронный вариант
презентации.
8. ПЕРЕЧЕНЬ СПРАВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ, СРЕДСТВ СВЯЗИ И ЭЛЕКТРОННО-
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, РАЗРЕШЕННЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВО ВРЕМЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ
На первом туре школьного этапа олимпиады при выполнении письменных видов
заданий разрешается пользоваться только орфографическими словарями.
При выполнении задания по сбору материала разрешается выход в Интернет на
определенный оргкомитетом период времени (рекомендуемое время 15 минут).
При выполнении домашнего задания для участия во втором туре школьного этапа
олимпиады пользование справочными материалами и средствами связи не ограничивается и
приветствуется.
19
9. ОБРАЗЦЫ (ПРИМЕРЫ) ЗАДАНИЙ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА
9.1 Типы заданий для участников 5-6 классов
Первый тип заданий
Даны иллюстрации к литературным произведениям.
(Могут быть даны кадры
мультипликационных или художественных фильмов).
Укажите названия произведений и их авторов. (Если задание дается по кинематографу,
может быть предложено назвать актеров, исполняющих роли или озвучивающих ведущих
персонажей). Если именно этот тип задания составителями выбирается в качестве
творческого, можно предложить участникам назвать актера, которого они могли бы
пригласить на озвучивание или исполнение роли знакомого персонажа.
или
или
Оценивается знание сюжетов литературных произведений и их авторов,
сформированность представлений об иллюстрировании
(В случае с кинематографом
дополнительно оценивается знание имен исполнителей).
20
Рекомендуется давать иллюстрации известных мастеров
(Билибина, Фаворского,
Шмаринова) с указанием фамилий авторов с тем, чтобы участники узнавали и открывали для
себя новые имена и высказывали догадки по поводу иллюстрируемых произведений.
Второй тип заданий
Дан фрагмент живописного произведения. Узнайте произведение по его фрагменту.
Опишите, что окружает данный фрагмент, находится справа и слева от него.
Напишите 5-6 слов или словосочетаний, передающих настроение работы.
Оценивается знание живописных произведений, общие представления о композиции,
умение чувствовать и передавать настроение произведения.
Творческое усложнение этого типа задания может состоять в предложении
самостоятельно составить и описать словами замысел картины, изображающей летнее
(осеннее, зимнее - по выбору составителей) утро в городе (в деревне).
Вариант второго типа задания.
Опишите в 5-6 предложениях по памяти свое любимое художественно произведение, не
называя его так, чтобы можно было догадаться, о каком произведении идет речь. В скобках
напишите его название и автора.
Оценивается знание живописных произведений, общие представления о композиции,
колорите, знание деталей, умение чувствовать и передавать настроение произведения.
Третий тип заданий
Дан ряд имен. Их можно разбить на 2 и на 4 группы. Предложите свои варианты
разбивки. Дайте название каждой группе.
Илья Муромец, Пушкин, Дюймовочка, Винни Пух, Маршак, Снежная Королева, Герда,
Чехов, Алеша Попович, Тютчев, Добрыня Никитич, Андерсен.
Таблица 1 к заданию.
Имена
Название группы
21
1
2
Таблица 2 к заданию
Имена
Название группы
1
2
3
4
Оценивается умение классифицировать, обобщать знания из разных периодов развития
культуры. Баллы рекомендуется начислять за каждое слово, включенное в обоснованно
составленный ряд и отдельно за точность определения принципа систематизации.
Рекомендуется дифференцировать оценки за более и менее точные определения (например,
писатели - 2 балла, русские (зарубежные) писатели 4 балла.
Четвертый тип задания
Даны ряды слов. Найдите лишнее слово в каждой строке и вычеркните его. Кратко
поясните свое решение.
Моцарт, Чайковский, Пушкин, Глинка
______________________________________________________________
(вычеркнутым может оказаться Пушкин, поскольку он не композитор, или Моцарт,
поскольку он не представляет русскую культуру. Любой ответ засчитывается как
правильный. По решению жюри баллы не начисляются при отсутствии пояснения
сделанного выбора или за пояснение начисляются дополнительные баллы).
Андерсен, Репин, братья Гримм, Льюис Кэрролл, Толкин,
__________________________________________________________________
краски, кисти, рояль, акварель, палитра,
__________________________________________________________________
аккордеон, вальс, скрипка, арфа, виолончель.
__________________________________________________________________
Оцениваются
22
знания из разных областей искусства, умение видеть принцип обобщения и
систематизации, умение назвать явление, не вписывающееся в обобщение. Баллы
рекомендуется начислять за каждое верно исключенное слово и отдельно за точность его
определения.
Пятый тип задания
В школе готовится вечер, посвященный Дню Победы. Составьте его программу.
Включите в нее отрывки из художественных текстов, музыкальные произведения. Укажите
художественные произведения, которые могут проецироваться на экран.
Этот тип задания по решению устроителей может быть дан в качестве домашнего
задания как тема защищаемого проекта. (См. рекомендации по организации второго тура).
9.2. Типы заданий для участников 7-8 классов
Первый тип заданий
1. Узнайте произведение по его описанию.
2. Напишите имена 3-4 действующих в нем персонажей.
3. Напишите имена деятелей искусства, имеющих отношение к созданию
определенного Вами произведения.
Это кинофильм о роботе, сконструированном замечательным ученым, взявшим
для его облика внешность реального школьника. Сюжет строится на хитросплетениях,
возникающих из-за этого портретного сходства.
Или
Это произведение киноискусства поставлено по сказке А.Н.Толстого. Часть его
действия происходит в кукольном театре, ряд персонажей являются куклами.
(При выборе произведений важно, чтобы в комплекте заданий были представлены
разные виды искусств).
Творческая составляющая задания может быть осложнена предложением
сформулировать две-три главные идеи произведений: чему они учат зрителя.
Второй тип заданий
1. Узнайте произведение по цитате.
2. Напишите имя персонажа, который произносит цитируемые слова.
23
3. Напишите название вида искусства, к которому принадлежит произведение.
4. Напишите имена деятелей искусства, имеющих отношение к созданию
определенного Вами произведения.
9
«Ребята, давайте жить дружно».
9
«Я ничего выписывать не буду. Я экономить буду».
9
«Говорят, мы бяки-буки».
9
«Мы строили-строили и, наконец, построили».
Творческая составляющая задания может быть осложнена предложением
сформулировать две-три главные идеи произведений: чему они учат зрителя.
Третий тип заданий
Дан ряд названий произведений. Их можно разбить на группы. Предложите свои
варианты разбивки. Дайте название каждой группе.
(Дается ряд названий или репродукций хрестоматийных живописных произведений,
например, И.Е. Репина и И. Левитана. Могут быть подобраны несколько портретных работ и
пейзажей для классификации по жанрам. Может быть предложен ряд, состоящий из
названий опер и балетов, написанных по мотивам произведений А.С. Пушкина).
Творческая составляющая задания может быть осложнена предложением
самостоятельно составить и описать словами замысел картины, изображающей летний
(осенний, зимний - по выбору составителей) пейзаж - сформулировать свой замысел для
художника. То же можно сделать и в отношении замысла портрета.
Четвертый тип задания
Определите лишнее в ряду. Кратко поясните свой выбор.
(Дается ряд репродукций хрестоматийных живописных произведений И.Е. Репина и
одно И. Левитана. Или ряд произведений Левитана и одно Репина. Могут быть подобраны
несколько портретных работ и один пейзаж).
Творческая составляющая задания может быть сформулирована аналогично
предыдущему заданию.
Пятый тип задания
может повторять задание для 5-6 классов. Предполагается, что при его выполнении
участники 7-8 классов проявят больший кругозор и осведомленность.
24
Пример. В школе готовится вечер, посвященный Дню Победы (или Последний звонок).
Составьте его программу. Включите в нее отрывки из художественных текстов,
музыкальные произведения. Укажите художественные произведения, которые могут
проецироваться на экран.
Этот тип задания по решению устроителей может быть дан в качестве домашнего
задания как тема защищаемого проекта. (См. рекомендации по организации второго тура).
9.3. Примеры заданий для участников 9-11 классов
Примеры первого типа заданий
Для 9 класса
Познакомьтесь с чертами произведения искусства, приведенными в тексте.
1. Определите произведение по перечисленным чертам.
2. Укажите вид искусства, к которому оно принадлежит.
3. Обоснуйте выбор вида искусства, выделив в тексте сведения, которые помогают Вам
найти ответ.
4. К культуре какого народа произведение принадлежит?
5. Укажите век или эпоху, когда он был создан.
6. Если возможно, укажите место его нахождения.
Пример текста
В этом произведении воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только
может передать тонкость живописи. Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие
обычно видны у живого человека... Ресницы... не могли бы быть изображены с большей
естественностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется
живым. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединенными алостью губ с телесностью своего
вида, кажется не красками, а настоящей плотью. В углублении шеи, при внимательном
взгляде, можно видеть биение пульса. Улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты
созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет
почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иною.
Для ответа может быть предложена таблица, что сделает проверку более технологичной,
или отведено пространство, ориентирующее участника на предполагаемый объем ответа.
Произведение
Вид искусства
Страна
Век или эпоха
Местонахождение
25
Пример 2 первого типа задания (определяет вектор дальнейшего усложнения этого типа
заданий на последующих этапах Олимпиады). 9 кл.
Творческая составляющая задания может быть осложнена предложением составить
словесное описание замысла произведения - как заказ художнику, указав характерные черты
изображаемого и способы достижения в их передаче.
Даны 3 изображения памятников искусства.
Напишите:
1. названия изображенных на иллюстрациях памятников,
2. к какой стране или культуре они относятся,
3. время их создания,
4. их местонахождение в настоящее время.
1.
2.
3.
Данный тип задания направлен не только на узнавание конкретного произведения, но
и на сформированность навыка анализа произведения, понимание принадлежности
конкретного произведения искусства к определённому виду искусства, эпохе (времени) его
создания. Расширением ответа в данном случае является знание авторов произведения,
местонахождение произведения (если речь идёт, например, об архитектурном сооружении).
Знание точных дат от участника не требуется.
Знание дополнительных сведений выявляет наиболее подготовленных участников.
При разработке критериев оценок рекомендуется предусмотреть начисление баллов за
возможные дополнительные сведения. Рекомендуемая максимальная оценка задания 20
баллов.
Творческим осложнением задания может стать предложение составить проект
выставки, на которой будут демонстрироваться эти экспонаты или их аналоги.
26
Для 10 класса
Вариант первого типа задания для 10 класса может выстраиваться аналогично примеру
2 первого типа задания для 9 кл. и включать изображения как более известных скульптур
«Дискобола» Мирона (около 450 года до н.э.), «Дорифора» Поликлета (450-440 гг. до н.э.),
так и менее известное произведение, например, «Скопаса» Менада (первая пол. IV века до
н.э.).
Для 11 класса
Пример первого типа задания
Даны изображения 3 произведений искусства.
Напишите:
1. их названия,
2. к какой стране или культуре они относятся,
3. время их создания,
4. их местонахождение в настоящее время.
1.
2.
3.
Задание позволяет определить диапазон знаний конкретных произведений искусства:
от хрестоматийных до менее известных широкому кругу.
Целесообразно определить максимальную оценку за выполнение задания,
предусмотрев при этом дополнительные баллы за оправданное расширение ответов. В
критериях оценок следует указать максимальное количество дополнительных баллов за
дополнительные сведения так, чтобы общая оценка не превышала максимальной оценки за
задание (рекомендуемая максимальная оценка - 30 баллов).
Творческим осложнением задания может стать предложение составить проект
выставки, на которой будут демонстрироваться эти экспонаты или их репродукции.
27
9.4. Примеры второго типа заданий
Для 9 класса
Пример 1 второго типа задания
Рассмотрите репродукцию.
1. Если узнали произведение, напишите его название, автора и время создания.
2. Напишите не менее 15 определений или содержащих их словосочетаний, которые
понадобятся для описания запечатленного на репродукции образа.
3. Распределите записанные определения по группам. Объясните принцип группировки.
4.Назовите не менее трех известных произведений этого же автора.
Творческим осложнением задания может стать предложение составить проект
выставки, на которой будут демонстрироваться произведения этого автора или их копии.
Пример 2 второго типа задания
Задание связано с прослушиванием музыкальных эпизодов и направлено на
выявление уровня развития учебно-познавательной, эмоционально-личностной и
коммуникативной компетенций и ориентировано на выявление знаний музыкальных жанров,
определение жанровой принадлежности каждого из предложенных музыкальных
фрагментов.
В процессе выполнения задания участник должен продемонстрировать способность к
эмоциональному восприятию музыкального произведения и потребность передачи своего
эмоционального состояния образным языком.
Задание также содержит рефлексивный компонент.
Поскольку задание связано с прослушиванием, вероятно коллективным, музыкальных
файлов, рекомендуется поставить его первым в комплекте заданий с тем, чтобы далее
каждый участник мог двигаться при выполнении заданий в своем темпе, не отвлекаясь.
28
Участникам предлагается прослушать 3-5 музыкальных эпизодов.
Примерный перечень эпизодов:
1. П.И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
2. Ария Руслана из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» (фрагмент).
3.
«Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинки, слова А.С. Пушкина (фрагмент).
4. Л.В. Бетховен, соната № 8, 1 часть
5. Э. Ллойд Уэббер «Cats» (Memory - фрагмент).
6. В.А. Моцарт, Симфония № 40, g-mol
Дежурящий в аудитории преподаватель предлагает участникам познакомиться с
содержанием задания и материалом таблицы к заданию, объявляет, что файлы можно будет
прослушать дважды, а файл, с которым нужно будет работать, выполняя пункт задания 4,
будет звучать дополнительно в третий раз. Перед включением каждого фрагмента
дежурящий в аудитории преподаватель объявляет: «Фрагмент N 1», «Фрагмент N 2» и т.д.
Задание
1. Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте
5 фрагментов музыкальных
произведений. Определите жанровую принадлежность каждого из них.
2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента. Если Вам известен автор и/или
название произведения, укажите их.
3. В оставшейся незаполненной строке приведите пример произведения и дайте определение
жанру.
Музыкальные жанры
Номер звучащего фрагмента
Романс
Симфония
Опера
Соната
Балет
Мюзикл
4.Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту №1.
Подчеркните определения, которые свидетельствуют о его жанровой принадлежности
фрагмента.
29
Вариант ответа:
Музыкальные жанры
Номер звучащего фрагмента
Романс
3 - «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинки
Симфония
6 В.А. Моцарт, Симфония № 40, g-mol
Опера
2 - Ария Руслана из оперы М.И. Глинки «Руслан и
Людмила»
Соната
4 Л.В. Бетховен, соната № 8, 1 часть
Балет
1.П.И. Чайковский «Вальс цветов» из балета
«Щелкунчик»
Мюзикл
5 «Cats» Э. Ллойда Уэббера (Memory - фрагмент)
Грозная, тревожная, волнующая, оркестровая, динамичная, трагичная, конфликтная,
классическая, неумолимая, драматичная, минорная, контрастная, быстрая, символичная,
программная.
Творческим осложнением задания может стать предложение составить заказ
композитору, в котором назвать тему, название и жанр произведения, охарактеризовать его
настроение и художественные средства его достижения.
Для 10-11 классов
Задания второго типа для 10 класса могут быть разработаны по аналогии с заданием для 9
класса.
Предлагаемый ряд музыкальных эпизодов для 10 класса:
ария Индийского гостя из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова;
«Вставайте, люди русские», хор из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»
ор. 78;
, Прелюдия № 4, op28, e - moll Ф. Шопена;
фрагмент 1 части Концерта для ф-но с оркестром № 1 си-бемоль минор, соч. 23, П. И.
Чайковского.
Предлагаемый ряд музыкальных эпизодов для 11 класса:
30
Фредди Меркьюри «The Show Must Go On»;
В.А. Моцарт «Реквием», ч.7 «Лакримоза»;
С.В. Рахманинов, слова Е. Бекетовой «Сирень»;
Ф. Шопен «Прелюдия №7», op. 28, A-dur;
Д.Д. Шостакович Симфония № 7 «Ленинградская» ор. 60, C-dur (фрагмент темы
нашествия).
9.5. Примеры третьего типа заданий
Для 9 класса
Рассмотрите и проанализируйте картину Б. Кустодиева "Утро".
1. Опишите общую композицию работы и функции изображенных на ней фигур.
2. Назовите значимые запоминающиеся детали их место в композиции и функции.
3. Определите общее настроение картины.
4. Назовите 3 произведения живописного искусства, запечатлевающие бытовые сцены.
5. Укажите 3 известные работы этого же художника.
Творческое усложнение этого типа задания может состоять в предложении
самостоятельно составить и описать словами замысел картины, указав ее тему, название,
жанр, ведущее настроение и средства его передачи.
Пример задания третьего типа для 10 класса
Рассмотрите и проанализируйте известное произведение русской школы.
31

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..