ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ В 2018/2019 УЧЕБНОМ ГОДУ - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ В 2018/2019 УЧЕБНОМ ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ В 2018/2019 УЧЕБНОМ ГОДУ - часть 1

 

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ
В 2018/2019 УЧЕБНОМ ГОДУ ПО ИСКУССТВУ
(МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)
Москва, 2018
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Описание специфики предметной олимпиады по искусству (Мировой
4
художественной культуре)
2. Общие положения
5
3.Характеристика содержания школьного этапа
8
4.
Принципы составления олимпиадных заданий и формирования
9
комплектов олимпиадных заданий для школьного этапа
4.1.Общая структура комплекта заданий школьного этапа
10
Пять типов заданий первого аудиторного тура школьного этапа
4.2. Рекомендуемый комплект заданий первого аудиторного тура
10
5. Общая характеристика задания второго тура
15
5.1. Характеристика заданий для участников 5-6 классов
16
5.2. Характеристика заданий для участников 7-8 классов
16
5.3. Характеристика заданий для участников 9, 10, 11 классов
17
6. Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий
17
7. Описание необходимого материально-технического обеспечения для
18
выполнения олимпиадных заданий
8. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-
19
вычислительной техники, разрешенных к использованию во время
проведения олимпиады
9. Образцы (примеры) заданий школьного этапа
20
9.1. Примеры и типы заданий для участников 5-6 классов
20
9.2. Примеры заданий для участников 7-8 классов
23
9.3. Примеры заданий для участников 9-11 классов.
25
Примеры заданий первого типа
9.4. Примеры второго типа заданий
28
9.5. Примеры третьего типа заданий
31
9.6. Примеры четвертого типа заданий
33
9.7. Пример задания пятого типа
36
9.8. Примерная тематика заданий второго тура
37
10. Муниципальный этап ВОШ
39
11. Характеристика содержания муниципального этапа
40
12. Принципы составления олимпиадных заданий и формирования
44
комплектов олимпиадных заданий для муниципального этапа
2
13. Общая структура комплекта заданий муниципального этапа Четыре
45
типа заданий муниципального этапа
14. Рекомендуемый комплект заданий
48
15. Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий
49
16. Описание необходимого материально-технического обеспечения для
50
выполнения олимпиадных заданий
17. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-
50
вычислительной техники, разрешенных к использованию во время
проведения олимпиады
18. Образцы (примеры) заданий
51
18.1. Примеры первого типа заданий
51
18.2. Примеры второго типа заданий
56
18.3. Примеры третьего типа заданий
60
18.4.Примеры четвертого типа заданий
63
19. Список литературы, Интернет-ресурсов и других источников для
69
использования при составлении заданий школьного и муниципального
этапа
Настоящие методические рекомендации разработаны Центральной предметно-
методической комиссией по искусству (Мировой художественной культуре) и утверждены
на заседании комиссии (Протокол №3 от 30 июня 2018 г.).
3
1. ОПИСАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИСКУССТВУ
(МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)
Цели и задачи Олимпиады
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по искусству является одним
из самых важных в развитии олимпиадного движения. Он способствует
выявлению направленности интересов обучающихся, уровня их знаний и умений,
выявлению уровня развития ключевых (общекультурных, учебно-познавательных,
коммуникативно-информационных,
ценностно-смысловых)
и
специальных
предметных компетенций;
выявлению уровня общей культуры участников
обретению опыта участия школьников в олимпиадном движении,
обеспечению пробы сил и психологической подготовке к участию в состязаниях.
Цель школьного этапа олимпиады - актуализация знаний по мировой художественной
культуре, пробуждение интереса к ее аспектам, развитие эмоционально-ценностного
отношения к миру, человеку и собственному творчеству; пробуждение интереса к
социализации творческих инициатив (социокультурная адаптация школьников); выявление
необходимых условий для удовлетворения познавательных и творческих устремлений
обучающихся.
Важной задачей является выявление понимания у участников своей сопричастности к
мировому культурному процессу.
Специфика организации школьного этапа проведения Олимпиады должна учитывать
возможности школ и административных центров, в которых этап проводится.
Административно-территориальные образования, имеющие непосредственную близость к
культурным ценностям (музеям, библиотекам, архитектурным памятникам и т.п.) могут
использовать их пространства для организации школьного этапа. Задача школьного этапа-
активизировать внимание школьников к окружающим объектам культуры, сфере их
деятельности, спровоцировать творческую инициативу для взаимодействия с ними. Именно
этот этап предполагает использование деятельностного подхода, который поможет
участникам непосредственно вступить во взаимодействие с предметами искусства и
культуры. Приветствуется предложение участникам проблемного поля для самостоятельного
поиска и открытия личностных смыслов при общении с памятниками культуры и искусства
своей местности.
4
Необходимо учитывать, что процесс освоения мировой художественной культуры
осуществляется вариативно в разных регионах. Это может быть интегративный курс
«Искусство», факультативные и элективные курсы по разным направлениям художественной
культуры и другие курсы по выбору, реализующие задачи художественного образования.
Кроме того, следует учитывать введение в образовательное пространство современной
школы и других общекультурных курсов и предметов, например,
«История мировых
религий», ОРКСЭ и тому подобных дисциплин. Порядок проведения олимпиады требует
соответствия предлагаемых олимпиадных заданий утвержденным образовательным
программам, что не исключает возможности включения в них в порядке тестирования
углубленного уровня знаний материалов, опережающих календарное изучение материала, а
также выявляющих общекультурный уровень участников
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии с п. 2.28 Порядка проведения всероссийской олимпиаде школьников
центральная предметно-методическая комиссия направляет рекомендации, определяющие
принципы составления олимпиадных заданий, формирования их комплектов и требований
по проведению школьного этапа олимпиады.
Предметная олимпиада по Искусству (МХК) призвана способствовать повышению
статуса, как самого предмета, так и школьного образования в области «Искусство».
Олимпиада проводится на территории РФ.
Рабочим языком олимпиады является русский.
В соответствии с ч. 2 ст. 77 ФЗ №273 взимание платы за участие в олимпиаде не
допускается.
Всем участникам олимпиады предоставляются рабочие места, обеспечивающие равные
условия работы и соответствующие санитарным правилам и нормам.
В месте проведения олимпиады вправе присутствовать представители организатора
олимпиады, оргкомитетов и жюри, должностные лица Министерства Просвещения РФ, а
также граждане, аккредитованные в качестве общественных наблюдателей.
До начала школьного этапа представитель организатора проводит инструктаж
участников, информируя о продолжительности, порядке проведения, времени и месте
ознакомления с результатами, правилах подачи апелляции.
Родитель
(законный представитель) обучающегося, заявившего о желании
участвовать в школьном этапе олимпиады, в срок не менее чем за 10 рабочих дней до начала
школьного этапа в письменной форме подтверждает ознакомление с порядком его
проведения и предоставляет организатору школьного этапа олимпиады согласие на
5
публикацию олимпиадной работы своего несовершеннолетнего ребенка, в том числе в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Во время проведения олимпиады участники:
должны соблюдать Порядок и требования к проведению школьного этапа,
утвержденные организатором этапа олимпиады, центральной предметно-методической
комиссией;
должны следовать указаниям организаторов;
не вправе общаться друг с другом и свободно перемещаться по аудитории,
пользоваться средствами связи и выходом в Интернет, кроме случаев, предусмотренных
организатором и связанных с выполнением финального задания школьного этапа после
сдачи ответов на основной блок заданий;
вправе пользоваться орфографическими словарями, находящимися в аудитории.
Олимпиада проводится в спокойной доброжелательной обстановке.
Вместе с тем не допускаются нарушения установленного Порядка проведения.
В случае нарушения участником утвержденного Порядка или требований к
проведению олимпиады представитель организатора вправе удалить нарушителя из
аудитории, составив акт о характере нарушения и удалении, скрепленный подписями
представителя организатора и удаленного.
Удаленный с олимпиады не допускается к участию в последующих турах и этапах.
Участнику предоставляется возможность убедиться в том, что его работа проверена и
оценена в соответствии с установленными критериями.
В случае несогласия с оценкой ответов на задания участник вправе подать апелляцию
в установленном порядке.
Рассмотрение апелляции проходит в присутствии подавшего ее участника.
По результатам рассмотрения апелляции жюри принимает решение об отклонении
апелляции и сохранении выставленных баллов или о корректировке оценки.
6
Участники школьного этапа олимпиады
В соответствии с п. Ш,
37-38 Порядка проведения Всероссийской олимпиады
школьников в школьном этапе принимают участие учащиеся 5-11 классов по специально
составленным заданиям.
Обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
программам основного общего и среднего общего образования, принимают участие в
школьном этапе на добровольной основе.
Участники школьного этапа вправе выполнять олимпиадные задания для более
старших классов, по отношению к тем, в которых они проходят обучение. Вместе с тем
участники должны быть предупреждены о том, что в случае прохождения на следующие
этапы олимпиады они должны будут выполнять задания класса, выбранного ими на
школьном этапе.
Срок окончания школьного этапа - не позднее 15 октября.
Организатор школьного этапа олимпиады
формирует оргкомитет, утверждает его состав;
формирует жюри школьного этапа;
формирует предметно-методическую муниципальную комиссию;
обеспечивает сбор и хранение заявлений родителей
(законных представителей)
обучающихся, заявивших об участии в олимпиаде, об ознакомлении с Порядком ее
проведении и согласии на публикацию олимпиадных работ своих несовершеннолетних
детей, в том числе в сети Интернет.
Для объективной проверки олимпиадных заданий формируется жюри из
педагогических и научно-педагогических работников, способных обеспечить компетентное
оценивание и соблюдение профессиональной этики.
Состав жюри утверждается организатором.
Жюри
принимает для проверки работы участников в зашифрованном виде;
оценивает выполненные задания в соответствии с разработанными и утвержденными
критериями и методиками оценивания;
проводит с участниками анализ выполненных заданий;
осуществляет показ работ для участников, желающих увидеть свою проверенную работу;
представляет результаты проведенного этапа участникам;
рассматривает очно апелляции участников, ведя видеофиксацию;
7
определяет победителей и призеров в соответствии с квотой, устанавливаемой
организатором этапа;
представляет организатору протоколы результатов для утверждения;
составляет и представляет организатору аналитический отчет о результатах выполнения
заданий этапа.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА
Согласно п.
1.5. Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников,
организатором школьного этапа олимпиады является орган местного самоуправления,
осуществляющий управление в сфере образования.
Школьный этап олимпиады проводится организатором указанного этапа олимпиады
ежегодно с
1 по
15 октября текущего учебного года. Конкретные даты проведения
школьного этапа олимпиады по Искусству
(Мировой художественной культуре)
устанавливаются организатором.
Школьный этап олимпиады проводится по параллелям среди учащихся 5-6, 7-8, 9, 10,
11 классов по олимпиадным заданиям, которые в соответствии с п. IV,
42 Порядка
проведения Всероссийской олимпиады школьников, разрабатываются муниципальной
предметно-методической комиссией с учетом методических рекомендаций центральной
предметно-методической комиссии Олимпиады на основе содержания образовательных
программ основного общего и среднего общего образования углубленного уровня для
каждой параллели отдельно.
Содержание задний школьного этапа олимпиады должно в полной мере
соответствовать Федеральному государственному стандарту общего образования по
предметной области «Искусство» и быть выстроено с учетом учебных программ и школьных
учебников по мировой художественной культуре и/или интегративному курсу «Искусство»,
включенных в Федеральный перечень учебников, утверждаемый Министерством
образования и науки РФ.
Школьный этап Олимпиады состоит из двух туров:
Первый тур - аудиторное выполнение олимпиадных заданий.
Второй тур - защита домашнего задания в формате, предложенном оргкомитетом
Олимпиады.
8
4. ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКТОВ
ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА
Олимпиадные задания школьного этапа составляются муниципальными предметно-
методическими комиссиями. Школьный этап Всероссийской олимпиады по искусству
(мировой художественной культуре) содержит вопросы и задания, обеспечивающие
преемственность вопросов и заданий последующего муниципального этапа, которые
соответствуют следующему уровню развития ключевых и специальных предметных
компетенций. Рекомендуется сформулировать задания в парадигме компетентностного
подхода, построенные на деятельностной основе. При разработке заданий следует опираться
не следующие принципы:
принцип соответствия содержания заданий содержанию учебного предмета;
принцип значимости, который определяет включение только наиболее важного
предметного содержания;
принцип научной достоверности, который устанавливает соответствие
содержания задания современному состоянию научного знания;
принцип системности, комплексности и сбалансированности содержания
который подразумевает разработку заданий, которые охватывают в равной степени все
содержательные сферы изучаемого предмета;
принцип возрастающей трудности заданий от этапа к этапу.
Важно, чтобы в комплект заданий каждой из возрастных групп вошел материал,
связанный с различными областями и пластами художественной культуры, а также с и
образами мира и искусством разных стран.
Задания должны выявлять творческий потенциал участников, их умение видеть и
сопрягать общее в произведениях разных видов искусств, самостоятельное составление
программ школьных концертов и тематических вечеров, подчиненных единству темы и
общего настроения; предложения по подбору материалов для оформления школьных и -
шире - городских тематических мероприятий, школьных кабинетов и уличного пространства
Необходимо, чтобы задания позволяли выявить способность участников к
установлению межпредметных взаимосвязей, а также способности к использованию
сведений из разных областей знаний и понимания культуры как всеобъемлющего
развивающегося явления.
Целесообразно, чтобы подходы к составлению олимпиадных вопросов и заданий
школьного этапа соответствовали общим принципам составления заданий последующих
9
этапов Олимпиады, чтобы комплект заданий выявлял уровни развития различных
компетенций и навыков участников. Вопросы и задания последующих этапов олимпиады
строятся на основе повышения уровня компетенций, которые предстоит продемонстрировать
участникам. Составление олимпиадных вопросов и заданий идет по пути наращивания
сложности и широты предлагаемого для анализа материала от этапа к этапу.
Учителям, готовящим участников к выступлениям на олимпиадах, уже на начальном,
школьном этапе важно видеть общую направленность, тенденции усложнения материалов
олимпиадных заданий. Материалы раздела указывают векторы развития, по которым будет
идти усложнение заданий и уровней выявления знаний, фиксирующих уровни
сформированности соответствующих компетенций, которые должны продемонстрировать
участники Олимпиады на различных ее этапах.
4.1.
Общая структура комплекта заданий школьного этапа
Пять типов заданий первого аудиторного тура школьного этапа
Рекомендуется в комплект вводить до 30% достаточно простых заданий, которые
мог бы выполнить любой участник так, чтобы никто не чувствовал себя неуспешным.
Оставшиеся 70% должны составить усложненные задания, которые могли бы выявить
наиболее заинтересованных в предмете участников, а также задания творческого характера.
Творческое начало может присутствовать в любом из приводимых ниже типов заданий в
зависимости от того, какой из них составители решат усложнить и расширить.
4.2.
Рекомендуемый комплект заданий первого аудиторного тура:
2 задания первого типа,
2 задания второго типа,
1 задание третьего типа,
2 задания четвертого типа,
1 задание пятого типа.
Всего 8 заданий аудиторного тура.
™ Первый тип заданий
направлен на выявление учебно-познавательной компетенции: узнавание художественного
произведения, выявление как общих знаний участников по предмету, так и их способности
определить, узнать более или менее знакомое произведение искусства по его отражению в
художественном или искусствоведческом тексте и может включать вопросы, связанные с
художественными произведениями в диапазоне от хрестоматийных и популярных до менее
10
известных произведений искусства. Включение последних позволяет определить наиболее
подготовленных учащихся, способных принять участие в следующем муниципальном туре
Олимпиады.
Задания первого типа усложняются по пути выявления диапазона знаний от
хрестоматийных и популярных произведений искусства на школьном этапе до менее
известных широкому кругу на последующих этапах и может включать творческий
компонент, связанный с предложением составить самостоятельную композицию по аналогии
с произведением, которое удалось определить.
Задания первого типа на региональном этапе содержат менее узнаваемые приметы
произведения, требующие специальных предметных знаний.
Задания первого типа на заключительном этапе зачастую требуют специальных
расширенных знаний по предмету.
™ Второй тип заданий
направлен на выявление эмоционально-личностной и коммуникативной компетенций. Этот
тип заданий выявляет словарный запас, способность школьников эмоционально
воспринимать и передавать свое восприятие произведения на основе его анализа или
отношение к явлениям культуры различных областей. Участникам предлагается
определить свое эмоциональное отношение к произведению искусства;
использовать образный язык описания для передачи своего эмоционального
впечатления на основе анализа произведения;
зафиксировать
свое
эмоциональное впечатление в предложенной
художественной или художественно-публицистической форме (например, для создания
текста афиши или буклета).
Для анализа могут быть предложены, как названные в задании произведения или
репродукции их изображений, так и аудио или видеофрагменты музыкальных произведений
или кинофильмов.
Творческий компонент задания может быть усилен предложением перечислить
несколько
(число рекомендуется фиксировать: "три", "пять" и т.п. на усмотрение
составителей) средств выразительности, которые участник мог бы использовать для создания
сходного эмоционального эффекта.
На муниципальном этапе этот тип заданий
(второй уровень сложности) для
определения настроения, запечатленного в произведении, предлагает малоизвестное
произведение, с анализом которого участник, скорее всего, не встречался.
11
На региональном этапе
(третий уровень сложности) может быть предложено
сравнительное описание настроений двух или нескольких произведений, в том числе разных
видов искусства, по-разному разрабатывающих одну и ту же тему.
На заключительном этапе
(четвертый уровень сложности) задание может быть
осложнено предложением определить средства выразительности, которые способствуют
созданию и передаче различных настроений, а также провести сравнительно-
сопоставительный анализ двух или нескольких произведений разных видов искусства.
™ Третий тип заданий
направлен на выявление уровня развития исследовательской и творческой компетенций, на
выявление специальных знаний и искусствоведческих способностей. Задание этого типа
направлено на выявление умения участника анализировать произведение искусства. На
муниципальном этапе задание может усложняться предложением определить произведение
искусства по его фрагменту и проанализировать его в целостности по памяти, что позволяет
выявить общую культуру участника. Задание может быть осложнено предложением
определить автора произведения;
назвать другие произведения этого же автора;
описать общую композицию произведения;
ответить на вопросы, расширяющие представление о творчестве автора, культурно-
исторической эпохе, стиле и т.п.
Вариантом третьего типа заданий является выявление характерных черт стиля художника по
фрагментам его произведений, от хрестоматийных до менее известных широкому кругу
зрителей.
Третий тип заданий усложняется путем предложения для работы менее известных, не
хрестоматийных произведений искусства или менее узнаваемых эпизодов известных работ, а
также просьбой назвать характерные особенности творческого почерка художника.
Задания регионального и заключительного этапов могут включать фрагменты
нескольких художественных произведений и быть осложнены заданием второго типа:
выявить ведущее настроение работ и художественные средства его передачи; предложением
провести сопоставительный анализ произведений. При выполнении задания участник может
продемонстрировать более широкий круг знаний, чем определенный в задании, например,
указать жанр, отметить жанровые характеристики произведения или назвать, к какому
направлению в искусстве оно принадлежит, назвать имена из окружения автора
произведения, дать дополнительные сведения о характерных особенностях его творчества.
12
Подобного рода расширения ответа оцениваются дополнительными баллами, которые
необходимо предусмотреть при разработке критериев и методики оценивания ответов.
™ Четвертый тип заданий
направлен на выявление специальных знаний и искусствоведческих способностей к
систематизации материала, выстраиванию его в хронологической последовательности,
выделению явлений, не входящих в предложенный ряд, исключению из ряда признака или
названия, не соответствующего ряду при определении логики составления ряда и включает
задания тестового характера по соотнесению определений с рядами названий явлений
искусства, специальных терминов, относящихся к разным видам искусства. Систематизация
материала выявляет творческий потенциал участников, поскольку дает им возможность
предложить неординарный принцип.
Рекомендуется осложнить задание предложением участникам кратко
прокомментировать сделанный выбор, что позволит увидеть предлагаемую участником
логику, которая может оказаться оригинальной и не учтенной в предполагаемых ответах. В
критериях оценок целесообразно предусмотреть пункт, позволяющий оценить
оригинальность подхода к выполнению задания.
На муниципальном этапе задание может быть осложнено предложением продолжить
ряд признаков предложенных явлений.
Четвертый тип заданий выявляет
способность выделить значимые содержательные единицы в предложенных
произведениях искусства или искусствоведческих текстах;
умения провести сравнительно-сопоставительный анализ произведений искусства
заданного ряда;
владение специальной терминологией при сравнении художественных явлений,
способностями выделять их в тексте, раскрыть их смысл и содержание и использовать
самостоятельно при анализе произведений искусства,
способность неординарно, творчески подойти к видению материала.
Задания по определению знаний в области искусствоведческой терминологии,
названий и признаков направлений в искусстве, определения жанровой принадлежности
произведений могут усложняться как по линии увеличения объема задания, так и по пути
усложнения формы выполнения, например, заполнение свободных ячеек таблицы при
воспроизведении системы жанров одного из видов искусства.
13
Примером задания четвертого типа может служить предложение выделить значимые
содержательные единицы в художественном, искусствоведческом или научно-популярном
тексте, или в предложенном тексте выделить слова, обозначающие специфичные средства
выразительности того или иного вида искусства.
На муниципальном уровне задание может быть усложнено предложением дополнить
ряд выделенных слов терминами, относящимися к тому же виду искусства.
Например, если в результате анализа текста из него выделились слова, обозначающие
выразительные средства скульптуры: пространство, объём, материал, форма, цвет,
дополнением ряда могут стать фактура, масштаб, контур, движение, поза, жест.
™ Пятый тип заданий
направлен на выявление способности самостоятельного поиска, структурирования и
осмысления нужной информации, связанной с МХК, умения ориентироваться в обширном
материале, владения методиками поиска, а также наличия знаний по МХК, необходимых для
такого поиска, а также на выявление способности предъявить результаты работы в нужной
форме, творчески отнестись к ее выбору.
Этот тип заданий позволяет выявить сформированность информационно-коммуникативных
компетенций. На первом школьном этапе этот тип задания сразу же представляет третий
уровень сложности, сосредоточивается на сборе информации из Интернета или в
пространстве библиотеки, но его первая часть (дать предварительные ключевые слова для
предстоящего поиска) предполагает проверку предметных компетенций, а вторая (поиск и
подбор необходимых сведений) проверяет осведомленность в формах и жанрах
информационного материала (репродукции, искусствоведческие статьи, словарные статьи,
аудиофайлы), а также способность сформулировать основные итоги поиска
(т.е.,
отрефлексировать свою работу и дать краткий отчет). При разработке заданий этого типа
муниципальная предметно-методическая комиссия может заранее дать тематику заданий,
чтобы участники могли предварительно собрать материала.
Особенности процедуры выполнения пятого типа задания. Важно, чтобы участник
хорошо продумал, что он станет искать до подхода к книгам или компьютеру. От этого
зависит успех выполнения задания. Участник выполняет подготовительные записи синими
или фиолетовыми чернилами на отдельном проштампованном листе, которым ему
разрешается пользоваться после сдачи ответов на основные задания, и использовать для
дополнения записей из справочных материалов избранных ресурсов, которые ведутся им
черными чернилами. Этот тип заданий в иной форме присутствует и на последующих этапах
олимпиады.
14
На муниципальном этапе, вероятно, было бы сложно провести такой вид испытания,
проверить и оценить представленные материалы. Поэтому задание приобретает вид
систематизации предложенного материала или отбора нужного для раскрытия конкретной
проблемы. Материал, предлагаемый для систематизации, рекомендуется составлять так,
чтобы участник мог предложить систематизацию по различным признакам (по жанрам, по
авторам, по стилям, по эпохам и т.п.).
На региональном этапе систематизация материала усложняется предложением
создания концепции выставки с заданием дать имеющиеся сведения на табличках,
сопровождающих предлагаемые произведения искусства, составить текст афиши, выделить
знаковую работу, которая будет помещена на афише.
Задание может включать предложение расставить в хронологическом порядке
предлагаемые названия и/или изображения произведений искусства.
На заключительном этапе этот тип задания выливается в развернутое творческое
задание второго тура, на выполнение которого выделяется 3 часа 55 минут.
5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ ВТОРОГО ТУРА
Школьный и муниципальный этапы олимпиады проходит в 2018 календарном году,
входящем в объявленное десятилетие детства. В заданиях этих этапов вполне целесообразно
развить тему детства в искусстве.
2018 год - это Год образования и науки Великобритании и России, поэтому при
разработке заданий можно обратиться к культурному взаимодействию этих стран. Это год
200-летия со дня рождения Мариуса Петипа - хореографа, который внес значимый вклад в
развитие российского балета. Великим хореографом на московских и петербургских сценах
было поставлено более 60 представлений, включая следующие: «Дон Кихот»; «Талисман»;
«Дочь фараона»; «Спящая красавица»; «Баядерка»; «Жизель»; и другие. Лето этого года
было сопряжено с яркими спортивными событиями.
В связи с проведением 2018 года и как перекрестного Года греческой в российской
культур рекомендуется провести второй тур школьного этапа олимпиады как конкурс
социокультурных инициатив и идей по взаимодействию культур
- разработке
стилизованного оформления кабинетов и рекреаций, организации тематических выставок,
концертов и вечеров, подготовке презентаций для использования на уроках истории,
изобразительного искусства, МХК и т.д. Лучшие проекты при этом рекомендуется
предложить для реализации органам муниципальной власти. Такая организация Олимпиады
будет соответствовать особенности современных школьников, для которых характерен отход
от игры как заместительного вида деятельности и установка на реализацию, осуществление
15

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..