ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ В 2018/2019 ГОДУ - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ В 2018/2019 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ В 2018/2019 ГОДУ - часть 3

 

 

Для выполнения заданий по 3D моделированию и печати необходимо наличие 3D
принтера, например: Picaso3D Disigner PRO 250, ALFA 2.1, подключенного к ПК с наличием
любого 3D редактора (Blender; GoogleSketchUp; 3DS Max, КОМПАС 3D., Solid Works,
ArtCAM, AutoCAD т.д.). Задание необходимо выполнять в специальном кабинете
(компьютерном классе) оборудованном в соответствии с нормативами по охране труда.
В день проведения практического тура, присутствие медицинской сестры в медицинском
кабинете школы.
Номинация «Техника и техническое творчество»
В качестве аудиторий для выполнения практических работ по ручной и механической
обработке материалов лучше всего подходят учебные или учебно-производственные
мастерские (по 15-20 рабочих мест), в которых оснащение и планировка рабочих мест
создают оптимальные условия для проведения этого этапа. Для выполнения практических
работ по электротехнике, робототехнике, обработка материалов на лазерно-гравировальной
машине, обработка материалов на фрезерном станке с ЧПУ , обработка материалов на
токарном станке с ЧПУ и 3D моделированию и печати следует использовать специальные
классы оборудованные компьютерами.
Для защиты проектов рекомендуется выделять актовый зал.
В мастерских должны быть таблицы-плакаты по безопасным приемам работы,
распечатанные общие правила техники безопасности и правила техники безопасности по
каждому виду обработок. Все документы прошиты, подписаны руководителем организации
и инженером по технике безопасности.
В мастерских необходимо наличие прошитого, скрепленного печатью журнала
инструктажа по охране труда с учащимися.
Для ручной обработки древесины
1.
Наличие столярно-механической мастерской на 16-18 индивидуальных рабочих мест
оборудованных, столярными верстаками и 3-мя местами общего пользования, которые
должны быть оборудованы сверлильными станками;
2.
Каждое рабочее место должно быть укомплектовано следующей оснасткой и
инструментами: разметочными (линейка слесарная 300 мм, столярный угольник, карандаш,
ластик, циркуль, транспортир, шило, кернер), столярной мелкозубой ножовкой, ручным
лобзиком с набором пилок, ключом и подставкой для выпиливания лобзиком, молотком,
шлифовальной шкуркой средней зернистости на тканевой основе, драчевыми напильниками,
набором надфилей, щеткой-сметкой;
3.
Рабочее место должно быть оборудовано местом для сидения
(стул, табурет,
выдвижное сидение и т.д.);
32
4.
Для каждого участника: планшетка для черчения,
3 листа бумаги А4, простой
карандаш, линейка, циркуль, транспортир, ластик. Практическое задание, с техническими
условиями и картой пооперационного контроля выдаются в начале практического тура;
5.
Заготовка в соответствии с заданием по количеству заявленных участников. Заготовки
должны быть без дефектов, сколов и хорошо высушенными. Иметь 20% запас заготовок;
6.
Два сверлильных станка с набором сверл по дереву, набором перьевых сверл
и
набором сверл по дереву форстнера, ключами для патронов, защитными очками
и
приспособлениями для закрепления заготовок;
7.
20 электрических выжигателей;
8.
Умывальник с сопутствующей оснасткой и сушкой для рук;
9.
Наличие настенных часов;
10.
Участники практического тура выполняют практическое задание в своей рабочей
форме (халат, головной убор);
11.
Наличие укомплектованной медицинской аптечки в столярной мастерской.
В день проведения практического тура, присутствие медицинской сестры в медицинском
кабинете школы.
Для ручной обработки металла
1.
Наличие слесарной мастерской на 16-18 индивидуальных рабочих мест
оборудованных слесарными верстаками и 3 - мя местами общего пользования
оборудованными сверлильными станками ;
2.
Каждое рабочее место должно быть укомплектовано следующей оснасткой
и
инструментами: плитой для правки, разметочными инструментами (линейка слесарная 300
мм, чертилка, циркуль, кернер), молотком, зубилом, слесарной ножовкой, запасными
ножовочными полотнами, шлифовальной шкуркой средней зернистости на тканевой основе,
драчёвыми и личными напильники, набором надфилей, деревянными и металлическими
губками, корд-щеткой, щеткой-сметкой;
3.
Рабочее место должно быть оборудовано местом для сидения
(стул, табурет,
выдвижное сидение и т.д);
4.
Для каждого участника: практическое задание, с техническими условиями и картой
пооперационного контроля (выдаются в начале практического тура);
5.
Заготовки в соответствием с заданием по количеству участников практического тура.
Материал - в соответствии с заданием. Иметь 20% запас заготовок;
6.
Два сверлильных станка с набором сверл по металлу, ключами для патронов,
приспособлениями для закрепления заготовок (ручные тисочки), защитными очками;
7.
Умывальник с сопутствующей оснасткой и сушкой для рук;
33
8.
Наличие настенных часов;
9.
Участники практического тура выполняют практическое задание в своей рабочей
форме (халат, головной убор);
10.
Наличие укомплектованной медицинской аптечки в слесарной мастерской.
В день проведения практического тура, присутствие медицинской сестры в медицинском
кабинете школы.
Для механической обработки древесины
1.
Наличие столярной механической мастерской с местами для токарной обработки
древесины, ручной обработки и сверления на
14-15 рабочих мест с сопутствующей
оснасткой и инструментами. Каждое индивидуальное рабочее место для токарной обработки
древесины укомплектовано: защитными очками, щеткой-сметкой, маслом для смазки
заднего центра;
2.
Для каждого участника:
Планшетка для черчения, 3 листа бумаги А4, простой карандаш, линейка, циркуль,
транспортир, ластик;
Практическое задание с техническими условиями и картой пооперационного контроля
(выдаются в начале практического тура);
Заготовки в зависимости от задания по количеству заявленных участников. Заготовки
должна быть без дефектов, хорошо высушенными. Иметь 20% запас заготовок;
14-15 столярных верстаков с оснасткой и инструментами: разметочными (линейка
слесарная
300 мм, карандаш, ластик, циркуль, шило, кернер), столярной мелкозубой
ножовкой, молотком, шлифовальной шкуркой средней зернистости на тканевой основе,
драчевыми напильники, щеткой-сметкой;
Рабочее место для ручной обработки (столярный верстак) должно быть оборудовано
местом для сидения (стул, табурет, выдвижное сидение и т.д.);
3.
Один сверлильный станок с набором сверл по дереву, набором перьевых сверл и
набором сверл по дереву форстнера, ключами для патронов;
4.
Умывальник с сопутствующей оснасткой и сушкой для рук;
5.
Наличие настенных часов;
6.
Участники практического тура выполняют практическое задание в своей рабочей
форме (халат, головной убор);
7.
Наличие вытяжки подведенной к токарным станкам для забора древесной пыли;
8.
Наличие укомплектованной медицинской аптечки в столярной мастерской.
В день проведения практического тура, присутствие медицинской сестры в медицинском
кабинете школы.
34
Для механической обработки металла
1.
Наличие слесарной механической мастерской с местами для токарной обработки
металла, ручной обработки и сверления на 10-12 рабочих мест с сопутствующей оснасткой и
инструментами. Каждое индивидуальное рабочее место для токарной обработки металла
укомплектовано: защитными очками, щеткой-сметкой, шлифовальной шкурки средней
зернистости на тканевой основе, ростовой подставкой;
2.
Для каждого участника:
Практическое задание, с техническими условиями и картой
пооперационного контроля (выдаются в начале практического тура);
2 учебных пособия. Муравьев Е.М. Слесарное дело: Учеб. пособие для учащихся 8-11
кл. сред. шк. - 2-е изд. дораб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - с. 174. Для работы с
таблицей диаметров стержней под резьбу при нарезании плашками;
Заготовки без дефектов и сколов, в соответствии с заданием по количеству
заявленных участников. Заготовки должны быть без дефектов, сколов. Иметь 20% запас
заготовок;
На каждый токарно-винторезный станок подготовить комплект резцов состоящих из
проходного, отрезного и подрезного,
, центровочное сверло и обычное сверло для
внутренней резьбы, патрон для задней бабки или переходные втулки, разметочный
инструмент, штангенциркуль, линейка, торцевые ключи, крючок для снятия стружки;
5-6 слесарных верстаков с оснасткой и слесарными инструментами,
комплект
плашек и метчиков для нарезания внешней и внутренней резьбы, машинным маслом,
резьбомером, шлифовальной шкуркой средней зернистости на тканевой основе,
деревянными и металлическими губки, щеткой-сметкой, ветошью;
Рабочее место для ручной обработки (слесарный верстак) должно быть оборудовано
местом для сидения (стул, табурет, выдвижное сидение и т.д.);
3.
Один сверлильный станок с набором сверл по металлу, ключами для патронов,
приспособлениями для закрепления заготовок (ручные тисочки), защитными очками;
4.
Умывальник с сопутствующей оснасткой и сушкой для рук;
5.
Наличие настенных часов;
6.
Участники практического тура выполняют практическое задание в своей рабочей
форме (халат, головной убор);
7.
Наличие укомплектованной медицинской аптечки в слесарной мастерской.
В день проведения практического тура, присутствие медицинской сестры в медицинском
кабинете школы.
Для практической работы по электротехнике:
35
Количество индивидуальных рабочих мест в лаборатории не менее 10.
Осциллограф в лаборатории - 1 штука.
Индивидуальное рабочее место должно содержать:
1. Ламп накаливания с напряжением не более 42 В-5 штук;
2. Элементы управления -3 штуки;
3. Элементы защиты и гнезда для его установки-3 штуки;
4. Патроны для ламп-4 штуки;
5. Авометр;
6. Выпрямительные диоды с пробивным напряжением 60 В -6 штук;
7. Конденсатор на 1000 мкФ-1 штуку;
8. Провода;
9. Платы для сборки схем-2;
10. Блоки питания переменного тока с выходным напряжением не более 42 В;
11. Коллекторный электродвигатель с возбуждением постоянными магнитами и рабочим
напряжением 3 В-1 шт;
12. Калькулятор;
13. Бумага и ручка.
Для выполнения практической работы по робототехнике необходимо иметь на 1 рабочее
место: робототехнический конструктор; компьютер с программным обеспечением; лист
бумаги для выполнения технического рисунка
(формат А4), карандаш, площадку для
тестирования робота.
Для выполнения заданий по 3D моделированию и печати необходимо наличие 3D
принтера, например: Picaso3D Disigner PRO 250, ALFA 2.1, подключенного к ПК с наличием
любого 3D редактора (Blender; GoogleSketchUp; 3DS Max, КОМПАС 3D., Solid Works,
ArtCAM, AutoCAD), программы слайсера (Cura, Blender и тд.). т.д.). Задание необходимо
выполнять в специальном кабинете (компьютерном классе) оборудованном в соответствии с
нормативами по охране труда.
Для выполнения заданий по обработке материалов на лазерно-гравировальной
машине.
1. Наличие мастерской с лазерно-гравировальными машинами, подключенными к ПК,
принудительной вытяжкой подведенной к каждому станку и местами ручной обработки 5-6
рабочих мест с сопутствующей оснасткой и инструментами. Каждое индивидуальное
рабочее место должно быть укомплектовано: защитными очками, щеткой-сметкой,
шлифовальной шкурки средней зернистости на тканевой основе;
2. Для каждого участника:
36
Практическое задание, с техническими условиями и картой пооперационного контроля
(выдаются в начале практического тура);
Заготовок в зависимости от задания по количеству заявленных участников;
Лазерно-гравировальная машина (планшетный гравюр) с выходной мощностью не менее 25
Вт, с рабочим полем не менее А3 и Разрешением не менее 1000DPI;
Системный блок (тактовая частота процессора не менее 1.8 ГГц при количестве ядер
4, кэш-память 2 МБ; оперативная память (RAM) не менее 4 ГБ; видеокарта не менее 1 ГБ;
Жесткий диск (HDD) не менее 500 ГБ) с сопутствующим ПО и программами для обработки
графического изображения
(Corel DRAW, AdobeIllustrator, КОМПАС
3D., Solid Works,
ArtCAM, AutoCAD и тд.);
Задание необходимо выполнять в специальном кабинете
(компьютерном классе)
оборудованном в соответствии с нормативами по охране труда;
3. Умывальник с сопутствующей оснасткой и сушкой для рук;
4. Наличие вытяжки подведенной к станкам для забора продуктов горения;
5. Наличие настенных часов;
6. Участники практического тура выполняют практическое задание в своей рабочей форме
(халат, головной убор);
7. Наличие укомплектованной медицинской аптечки в мастерской.
В день проведения практического тура, присутствие медицинской сестры в медицинском
кабинете школы.
Для выполнения заданий по обработке материалов на фрезерном станке с ЧПУ.
1. Наличие мастерской с фрезерными станками с ЧПУ подключенными к ПК,
принудительной вытяжкой подведенной к каждому станку и местами ручной обработки 5-6
рабочих мест с сопутствующей оснасткой и инструментами. Каждое индивидуальное
рабочее место должно быть укомплектовано: защитными очками, щеткой-сметкой,
шлифовальной шкурки средней зернистости на тканевой основе;
2. Для каждого участника:
Практическое задание, с техническими условиями и картой пооперационного контроля
(выдаются в начале практического тура);
Заготовок в зависимости от задания по количеству заявленных участников;
Фрезерно-гравировальный станок с ЧПУ (Гравировально-фрезерный станок для 2D и 3D) с
выходной мощностью не менее 500 Вт, с рабочим полем не менее 600 x 400 x 50 мм и 6000-
24000 об./мин., с сопутствующей оснасткой, зажимными устройствами, цангами, фрезами;
Системный блок (тактовая частота процессора не менее 1.8 ГГц при количестве ядер
4, кэш-память 2 МБ; оперативная память (RAM) не менее 4 ГБ; видеокарта не менее 1 ГБ;
37
Жесткий диск (HDD) не менее 500 ГБ) с сопутствующим ПО и программами для обработки
графического изображения
(Corel DRAW, AdobeIllustrator, КОМПАС
3D., Solid Works,
ArtCAM, AutoCAD и тд.);
Задание необходимо выполнять в специальном кабинете (компьютерном классе)
оборудованном в соответствии с нормативами по охране труда;
3. Умывальник с сопутствующей оснасткой и сушкой для рук;
4. Наличие вытяжки подведенной к станкам для забора продуктов горения;
5. Наличие настенных часов;
6. Участники практического тура выполняют практическое задание в своей рабочей форме
(халат, головной убор);
7. Наличие укомплектованной медицинской аптечки в мастерской.
В день проведения практического тура, присутствие медицинской сестры в медицинском
кабинете школы.
Для выполнения заданий по обработке материалов на токарном станке с ЧПУ.
1. Наличие мастерской с токарными станками с ЧПУ подключенными к ПК,
принудительной вытяжкой подведенной к каждому станку и местами ручной обработки 5-6
рабочих мест с сопутствующей оснасткой и инструментами. Каждое индивидуальное
рабочее место должно быть укомплектовано: защитными очками, щеткой-сметкой,
шлифовальной шкурки средней зернистости на тканевой основе;
2. Для каждого участника:
Практическое задание, с техническими условиями и картой пооперационного
контроля (выдаются в начале практического тура);
Заготовок в зависимости от задания по количеству заявленных участников;
Токарный станок с ЧПУ
(Токарно-винторезный станок с сопутствующей оснасткой,
зажимными устройствами, цангами, резцами;
Системный блок (тактовая частота процессора не менее 1.8 ГГц при количестве ядер
4, кэш-память 2 МБ; оперативная память (RAM) не менее 4 ГБ; видеокарта не менее 1 ГБ;
Жесткий диск (HDD) не менее 500 ГБ) с сопутствующим ПО и программами для обработки
графического изображения (Corel DRAW, КОМПАС 3D., Solid Works, ArtCAM, AutoCAD и
тд.);
Задание необходимо выполнять в специальном кабинете (компьютерном классе)
оборудованном в соответствии с нормативами по охране труда;
3. Умывальник с сопутствующей оснасткой и сушкой для рук;
4. Наличие вытяжки подведенной к станкам для забора продуктов горения;
5. Наличие настенных часов;
38
6. Участники практического тура выполняют практическое задание в своей рабочей форме
(халат, головной убор);
7. Наличие укомплектованной медицинской аптечки в мастерской.
В день проведения практического тура, присутствие медицинской сестры в медицинском
кабинете школы.
Для номинации «Культура дома и декоративно-прикладное творчествоª
Защиту проектов лучше всего проводить в актовом зале, который способен вместить всех
желающих и иметь сцену (подиум) для демонстрации моделей швейных изделий. Зал должен
хорошо освещаться, т.к. учащиеся представляют модели. Вход в зал должен быть с
противоположной стороны от места защиты проекта. Для проведения конкурса необходимо
наличие компьютера, проектора-мультимедиа, экрана, устройства для крепления плакатов, изделий,
демонстрационные столы (3 штуки), манекены, скотч для крепления экспонатов, столы для
жюри (располагаются лицом к сцене и экрану), таймер. Рядом с актовым залом, где
проводится защита, должна быть аудитория для подготовки учащихся. Для девушек
аудитория должна быть оборудована розетками, утюгом, зеркалом, вешалками.
Для номинации «Техника и техническое творчествоª.
Защиту проектов лучше всего проводить в актовом или другом зале, который способен
вместить всех желающих и где достаточно места для показа всех имеющихся авторских
работ и изобретений учащихся. Вход в зал должен быть с противоположной стороны от места
защиты проекта. Для проведения конкурса необходимо наличие компьютера, проектора-
мультимедиа, экрана, устройства для крепления плакатов, изделий, демонстрационные столы,
столы для жюри (располагаются лицом к сцене и экрану), для показа устройств работающих
от сети 220 В необходимо наличие розеток и удлинителей.
Для проведения всех конкурсов, работы жюри и оргкомитета необходимы
канцелярские принадлежности: офисная бумага
(А4,
80 г/см); авторучки синего
(для
участников), черного и красного
(для жюри) цветов; папки и блокноты для жюри и
оргкомитета; настольные калькуляторы для жюри; линейки; фломастеры и маркеры;
прозрачные файлы (А4) для документации; самоклеящиеся бумажные этикетки разных
цветов для маркировки пояснительных записок проектов, стендовых докладов и тезисов;
пластиковые держатели для визиток, предназначенных всем действующим лицам
олимпиады; картонные коробки для хранения и транспортировки пояснительных записок
проектов, тезисов, заполненных бланков ответов на задания первого и второго конкурсов и
другой документацией.
Перед началом проведения конкурсов учащиеся должны быть проинструктированы о
продолжительности соревновательных состязаний
(туров) олимпиады, о возможности
39
(невозможности) использовать справочные материалы, электронно-вычислительную
технику, о правилах поведения во время выполнения теоретического и практических
заданий, о правилах удаления с олимпиады, о месте и времени ознакомления с результатами,
о порядке подачи апелляции. Во время проведения олимпиады участники олимпиады
должны соблюдать требования и
«Порядок проведения всероссийской олимпиады
школьников»: следовать указаниям представителя организатора олимпиады; не вправе
общаться, свободно перемещаться по аудитории.
Регламент проведения муниципального этапа включает выполнение теоретического
задания учащихся в течение 1,5 часов (90 мин), выполнение практических работ в течение 2-
х часов (120 мин.) и презентацию проектов (8-10 мин. на человека).
Все задания теоретического конкурса и все варианты практических заданий должны быть
утверждены на заседании предметно-методической комиссии и Оргкомитета, при этом должна быть
обеспечена полная секретность содержания заданий.
В целях предотвращения преждевременного доступа к текстам заданий со стороны
участников Олимпиады, а также их учителей, тур в каком-либо образовательном учреждении
данного муниципалитета не может начинаться, если он уже закончился в другом
образовательном учреждении этого муниципалитета. Желательно устанавливать время
выполнения теоретического или практического задания одной параллелью в одной половине
учебного дня (например: теория в 8-х - 9-х классах с 10.00 по 11.30, моделирование с 11.45 -
12.45; практика - с 13.00 по 15.00. Защиту проектов в этой возрастной группе целесообразно
провести на следующий день. Если используется один пакет заданий (10-11), нельзя в одной
параллели провести олимпиаду в один день, а в другой параллели - в другой день!
Перед началом соревнований все участники должны пройти регистрацию. Работа
каждого участника муниципального этапа должна быть закодирована перед проверкой.
Во время тура участникам Олимпиады запрещается пользоваться любыми
электронными устройствами, электронными записными книжками, средствами связи
(пейджерами, мобильными телефонами и т.п.), а также учебной литературой и
заготовленными личными записями. Участникам разрешается общаться во время тура только
с представителями оргкомитета и жюри, а также с дежурными преподавателями,
находящимися в месте размещения участников.
После окончания тура до сведения каждого участника должны быть доведены
результаты оценивания представленных им на проверку решений олимпиадных заданий. Эти
результаты являются предварительными и знакомство с ними осуществляется в
индивидуальном порядке.
40
После объявления предварительных результатов для всех участников Олимпиады
должна быть обеспечена возможность подачи апелляции и получения от жюри результатов
ее рассмотрения. Перед подачей апелляции каждый участник должен иметь возможность
индивидуально ознакомиться с предварительными результатами проверки своих работ,
чтобы четко аргументировать причины своего несогласия с оценкой жюри.
Окончательные итоги муниципального этапа подводятся жюри только после рассмотрения
всех апелляций.
Окончательные результаты проверки решений всех участников фиксируются в
итоговых таблицах. Каждая такая таблица представляет собой ранжированный список
участников соответствующего класса, расположенных по мере убывания набранных ими
баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. На
основании этих таблиц жюри принимает решение о победителях и призерах муниципального
этапа Олимпиады по каждому классу.
Участники, выступавшие на муниципальном этапе за более высокий класс, чем тот, в
котором они обучаются, помещаются в итоговую рейтинговую таблицу того класса, за
который они выступали. В случае победы в муниципальном этапе учащиеся должны
выполнять задания того же уровня на следующем этапе.
Окончательные итоги подводятся на последнем заседании жюри муниципального этапа
после завершения процесса рассмотрения всех поданных участниками апелляций.
Документом, фиксирующим итоговые результаты, является протокол жюри, подписанный
его председателем, а также всеми членами жюри, присутствовавшими на этом заседании.
Проверка и разбор выполненных олимпиадных заданий и оценка проектов
муниципального этапа олимпиады осуществляется жюри в соответствии с разработанными
критериями.
Раздел 3. Перечень справочных материалов, средств связи и
электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во
время проведения школьного и муниципального этапов олимпиады
Во время конкурсов, если задания предусматривают использование справочной
литературы, следует подготовить эту литературу для учащихся заранее. Если в заданиях не
предусмотрено обращение к справочным информационным источникам, использование
любой справочной литературой запрещено, а также электронными вычислительными
средствами и любыми средствами связи. Участникам запрещается приносить мобильные
телефоны, компьютеры и любые технические средства для фотографирования и записи
звука. Если представителем у участника будет найдены любые справочные материалы или
41
любые электронные средства для приема или передачи информации (даже в выключенном
состоянии), члены оргкомитета или члены жюри составляют акт и результаты участника в
данном конкурсе аннулируются.
Раздел 4. Методика оценивания выполненных олимпиадных заданий
Школьный этап
При оценке теоретического задания учащиеся 5-х классов могут получить 9 баллов за 9
вопросов и до 6 баллов за творческое задание. Максимальное количество баллов - 15.
Учащиеся 6-х классов могут получить 14 баллов за 14 вопросов и до 6 баллов за творческое
задание. Максимальное количество баллов - 20. Учащиеся 7-х классов могут получить 19
баллов за 19 вопросов и до 6 баллов за творческое задание. Максимальное количество баллов
- 25. Учащиеся 8-9-х классов, также могут получить 19 баллов за 19 вопросов и до 6 баллов
за творческое задание. Максимальное количество баллов - 25.
Номинация «Техника и техническое творчество
При оценке теоретического задания учащиеся 5-х классов могут получить 9 баллов за 9
вопросов и до 6 баллов за творческое задание. Учащиеся 6-х классов могут получить 14
баллов за 14 вопросов и до 6 баллов за творческое задание. Учащиеся 7-х классов 15 баллов
за тесты и 10 баллов за творческое задание, в 8х - 9-х классах учащиеся могут получить 15
баллов за 15 вопросов и до 10 баллов за творческое задание. Учащиеся 10-х - 11-х классов
могут получить 25 баллов за 25 вопросов и 10 баллов за творческое задание.
Максимально количество баллов за практические задания - 40. При механической
деревообработке за отклонение на 1 мм и при механической металлообработке за отклонение
на 0,2 мм снимается 1 балл. При ручной деревообработке за ошибку более 1 мм габаритных
размеров снимается
1 балл, при ручной металлообработке за ошибку более
0,5 мм
габаритных размеров снимается 1 балл. При плохом качестве выполнения соединений
снимается 1 балл. Оценивается соответствие размеров по заданию и качество работы.
Правильное выполнение каждого пункта заданий по электротехнике оценивается в 5-10
баллов.
Максимальное число баллов за выполнение практической работы - 40.
Номинация «Культура дома и декоративно-прикладное творчество
Учащиеся 10 - 11-х классов могут получить 24 балла за 24 вопроса и 11 баллов за
творческое задание. Максимальное количество баллов - 35.
Допустимо при составлении заданий ввести градацию в соответствии с уровнем
сложности задания. В этом случае количество вопросов может уменьшиться, но количество
42
баллов за творческое задание должно быть соблюдено, общее количество баллов также не
должно быть изменено.
При оценке практических заданий общее количество баллов составляет 40 баллов.
Если предлагается задание по моделированию оценивается в 20 баллов, за практическое
задание по технологии обработки участник может также получить максимально 20 баллов (в
6-х - 11-х классах обработка швейных изделий и моделирование)
Защита проектов.
Третьим конкурсом олимпиады по технологии является представление самостоятельно
выполненного учащимся проекта.
Т.к. проект
- это сложная и трудоёмкая работа, требующая времени, то на уровне
школьного этапа следует посмотреть и оценить идею и степень готовности проекта. На
основе требований, которые будут предъявляться на муниципальном этапе необходимо
оценить качество эскизов, вклад ребёнка в работу, новизну и оригинальность проекта.
Степень разработанности проекта на школьном этапе 5-х - 7-х классов можно оценить по
предлагаемым предметно-методической муниципальной комиссией методикам оценивания
(вопросы, эскизы, эссе)««и т.д.
Критерии оценки 8-х- 9-х, 10-х - 11-х классов должны быть универсальны для всех
направлений проектной деятельности. Предметно-методическая комиссия коллегиально
обсуждает рекомендованные ЦПМК критерии оценки проектов для каждой номинации,
уточняет детализацию пунктов, составляет протокол по утверждению вносимых изменений.
Все задания должны подготовить учащегося к конкурсным испытаниям на
муниципальном этапе.
На защиту учебных творческих проектов - каждый участник олимпиады представляет
выполненное изделие и пояснительную записку, готовит презентацию проекта.
На защиту творческого проекта предоставляется 8 - 10 минут.
Максимальное количество баллов за проект (обычно 50) может быть изменено по
решению жюри.
Критерии оценки 8-х- 9-х, 10-х - 11-х классов должны быть универсальны для всех
направлений проектной деятельности. Предметно-методическая комиссия коллегиально
обсуждает рекомендованные ЦПМК критерии оценки проектов для каждой номинации,
уточняет детализацию пунктов, составляет протокол по утверждению вносимых изменений.
Все задания должны подготовить учащегося к конкурсным испытаниям на
муниципальном этапе.
Учащиеся могут представлять разнообразные проекты по виду доминирующей
деятельности: исследовательские, практико-ориентированные, творческие, игровые.
43
К каждому проекту должна прилагаться пояснительная записка, т.е. выполненное в
соответствии с определенными правилами развернутое описание деятельности учащихся при
выполнении проекта. Как правило, проект, представляемый на олимпиаде, является работой
в сотрудничестве ученика и учителя не одного года. Школьный этап олимпиады проводится
в начале года, проект может быть не закончен. В этом случае предметно-методическая
комиссия определяет степень готовности проекта и оценивает проект с учётом его доработки
Подведение итогов можно провести отдельно для учащихся 5-х, 6-х, 7-х,
8-х, 9-х
классов. Если для учащихся используют один пакет заданий (8-9), (10-11), результаты
выстраивают в единую рейтинговую таблицу. Всех участников следует наградить
грамотами.
Муниципальный этап
Для удобства подсчета результатов теоретического конкурса за каждый правильно
выполнений теоретический вопрос (тест) участник конкурса получается один балл. Если тест
выполнен неправильно или частично
- ноль баллов. Не следует ставить оценку в полбалла
за вопрос, выполненный наполовину. Формулировка свободных ответов на контрольные
вопросы и задания может не абсолютно точно совпадать с ответом, прилагаемым к заданию.
Здесь правильность ответа должна оцениваться по общему смыслу и по ключевым словам.
При подсчёте баллов общее количество баллов не должно быть больше или меньше
рекомендуемого.
Номинация «Техника и техническое творчество», номинация общее максимальное
число баллов для учащихся для учащихся 7 -х классов - 25 (19 +6), 8-х, 9 и 10-11 классов -
35 (25 + 10).
За практические задания - 40. При механической деревообработке за отклонение на 1 мм и
при механической металлообработке за отклонение на 0,2 мм снимается 1 балл. При ручной
деревообработке за ошибку более 1 мм габаритных размеров снимается 1 балл, при ручной
металлообработке за ошибку более 0,5 мм габаритных размеров снимается 1 балл. При
плохом качестве выполнения соединений снимается
1 балл. Оценивается соответствие
размеров по заданию и качество работы. Правильное выполнение каждого пункта заданий по
электротехнике оценивается в 5-10 баллов.
Максимальное число баллов за выполнение практической работы - 40.
Номинация «Культура дома и декоративно-прикладное творчество
Общее максимальное число баллов для учащихся 7 -х классов - 25
(19 +6), 8 - 9-х
классах -35 (24+11), 24 вопроса рекомендуется оценивать в 1 балл, 25-й вопрос - творческое
задание в 11 баллов. В 10-11-х классах 24 вопроса рекомендуется оценивать в 1 балл,
творческое задание - в 11 баллов, всего: 35 баллов.
44
Максимальное число баллов за выполнение практической работы по любому направлению -
40 баллов.
Защита проекта.
Максимальное число баллов за выполнение и презентацию проектов - 50 баллов.
Конкурс оценивается методом экспертной оценки.
К каждому проекту должна прилагаться пояснительная записка, т.е. выполненное в
соответствии с определенными правилами развернутое описание деятельности учащихся при
выполнении проекта. Как правило, проект, представляемый на олимпиаде, является работой
в сотрудничестве ученика и учителя не одного года. Школьный этап олимпиады проводится
в начале года, проект может быть не закончен. В этом случае предметно-методическая
комиссия определяет степень готовности проекта и оценивает проект с учётом его
доработки. Проект должен содержать аннотацию на 0, 5 страницы листа формата А4.
Номинация «Техника и техническое творчество»
Критерии оценки творческих проектов на школьном этапе
всероссийской олимпиаде школьников по технологии в номинации «Техника и
техническое творчество»
№, фамилия школьников и
тема проекта
Оценка пояснительной записки проекта (до 10 баллов)
Общее оформление
Актуальность.
Обоснование проблемы и
формулировка темы проекта
Сбор информации по теме
проекта.
Анализа прототипов
Анализ возможных идей.
Выбор оптимальных идеи
Выбор
технологии
изготовления изделия
Экономическая
и
экологическая оценка будущего
изделия
и технологии его
изготовления
Разработка
конструкторской
документации,
качество
графики.
Описание изготовления
изделия
45
Описание окончательного
варианта изделия
Экономическая
и
экологическая оценка готового
изделия
Реклама изделия
2
Оценка изделия (до 25 баллов)
Оригинальность
конструкции
Качество изделия
Соответствие
изделия
проекту
Эстетическая
оценка
выбранного варианта
Практическая значимость
Оценка защиты проекта (до 15 баллов)
Формулировка проблемы
и темы проекта
Анализ прототипов и
обоснование выбранной идеи
Описание
технологии
изготовления изделия
Четкость
и
ясность
изложения
Глубина
знаний
и
эрудиция
Время изложения
Самооценка
Ответы на вопросы
Итого (до 50 баллов)
В целом учащиеся
10-11 классов могут получить соответственно
125 баллов,
учащиеся 7-х, 8-х, 9-х классов - 115 баллов, 6 классов - 110 баллов, 5 классов - 105 баллов.
Распределение первых, вторых и третьих мест проводится отдельно для учащихся 5, 6, 7, 8, 9
классов и 10 - 11 классов. Если для учащихся используют один пакет заданий, результаты
выстраивают в единую рейтинговую таблицу. Чтоб мотивировать учащихся наиболее
многочисленных возрастных групп целесообразно готовить разные пакеты заданий.
Всем участникам олимпиады следует вручить грамоты.
Номинация «Культура дома и декоративно-прикладное творчество».
Рекомендуется использовать следующие критерии оценки:
46
Кол-во
По
Критерии оценки проекта
баллов
факту
Общее оформление
Качество исследования
(актуальность; обоснование
проблемы; формулировка темы, целей и задач проекта;
сбор информации по проблеме; анализ прототипов; выбор
Пояснительн
оптимальной
идеи;
описание
проектируемого
ая
материального объекта - логика обзора).
записка
Оригинальность предложенных идей, новизна
14 баллов
Выбор технологии изготовления
(оборудование и
приспособления). Разработка технологического процесса
(качество
эскизов,
схем,
чертежей, тех. карт,
обоснованность рисунков).
Экономическая и экологическая оценка разрабатываемого и
готового изделия.
Соответствие содержания выводов содержанию цели и
задач, конкретность выводов, способность анализировать
результаты. исследования, уровень обобщения;
Оригинальность дизайнерского решения (согласованность
Изделие,
конструкции, цвета, композиции, формы; гармония)
продукт
Качество представляемого изделия, товарный вид,
20 баллов
соответствие модным тенденциям
Практическая значимость
Четкость и ясность изложен, логика обзора проблемы
Защита
исследования
проекта
Презентация (умение держаться при выступлении, время
14 баллов
изложения), культура подачи материала, культура речи.
Самооценка, ответы на вопросы
Дополнитель
Самостоятельность выполнения проекта
(собственный
ные
вклад автора),
критерии
использование знаний вне школьной программы,
(баллы и
владение понятийным профессиональным аппаратом по
прибавляют
проблеме, способность проявлять самостоятельные
ся и
оценочные суждения,
вычитаются)
качество электронной презентации; сложность изделия,
оригинальность представления«
Всего
50
Суммарное количество баллов, набранное каждым участником в конкурсах, позволяет
жюри с высокой степенью объективности определить победителей и призеров Олимпиады.
Самые достойные (победители и призеры школьного этапа) представляют образовательную
организацию на 2-м муниципальном этапе. В муниципальном этапе участвуют только 7-е -
11-е классы.
47

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..