ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ В 2018/2019 ГОДУ - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ В 2018/2019 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ В 2018/2019 ГОДУ - часть 1

 

 

XX ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Утверждены
на заседании Центральной предметно-
методической комиссии Всероссийской
олимпиады школьников по технологии
(протокол № 1 от
08 июня
2018 г.)
Методические рекомендации по проведению школьного и
муниципального этапов всероссийской олимпиады
школьников в 2018/2019 учебном году по технологии
2018
1
СОДЕРЖАНИЕ
Школьный и муниципальный этапы олимпиады
1.
Раздел 1. Принципы составления олимпиадных заданий и
формирования комплектов олимпиадных заданий для
школьного и муниципального этапов «««««««««««
3
Раздел 2. Описание необходимого материально-технического
2.
обеспечения
для
выполнения
олимпиадных
30
заданий«««««
Раздел 3. Перечень справочных материалов, средств связи и
3.
электронно-вычислительной техники, разрешенных к
использованию во время проведения олимпиады««««..
41
4
Раздел 4. Методика оценивания выполненных
олимпиадных заданий««««««««««««««««««
41
5.
Приложение (фрагменты примеров заданий)««««««««
51
2
Раздел 1. Принципы составления олимпиадных заданий и формирования
комплектов олимпиадных заданий для школьного и муниципального
этапов
Настоящие методические рекомендации к проведению школьного и муниципального
этапов Всероссийской олимпиады школьников по технологии разработаны на основании
Порядка проведения Всероссийской олимпиады школьников, утверждённого приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252 с
изменениями и дополнениями от 17 марта, 17 декабря 2015 г., 17 ноября 2016 г.
Всероссийская олимпиада школьников по технологии проводится в четыре этапа:
школьный, муниципальный, региональный, заключительный. Каждый этап включает три
тура: теоретические задания, выполнение учащимися практических работ и защиту
творческих проектов. Олимпиада проводится по двум номинациям
«Техника и
техническое творчество», «Культура дома и декоративно-прикладное творчество».
В олимпиаде участвуют только учащиеся общеобразовательных организаций.
Главной задачей педагогов при подготовке к олимпиадам является создание такой
развивающей творческой образовательной среды, которая способствовала бы максимальной
реализации способностей одарённых детей к инженерно-технической и научно
-
практической деятельности.
В связи с тем, что в учебный процесс активно внедряется новое оборудование и
новые технологии, используемые в производстве как в процессе обработки материалов, так
и в процессе получения готовых изделий, участники олимпиады имеют право выбирать
расширенный спектр предлагаемых заданий к выполнению практических работ и ряд
направления проектной деятельности учащихся.
Номинация «Техника и техническое творчество»
1.
Электротехника, автоматика, радиоэлектроника. (В том числе, проектирование систем
подобных концепции
«Умный дом», проектирование систем с обратной связью,
проектирование электрифицированных объектов, применение систем автоматического
управления для устройств бытового и промышленного применения).
2.
Робототехника, робототехнические устройства, системы и комплексы.
(
Робототехнические устройства функционально пригодные для выполнения технологических
операций, робототехнические системы позволяющие анализировать параметры
технологического процесса и оптимизировать технологические операции и процессы,
робототехнические комплексы моделирующие или реализующие технологический процесс).
3.
Техническое моделирование и конструирование технико-технологических объектов.
3
4.
Художественная обработка материалов
(резьба по дереву, художественная ковка,
выжигание, и другие).
5.
Проектирование сельскохозяйственных технологий,
(области проектирования
-
растениеводство, животноводство), агротехнические.
6.
Социально-ориентированные проекты (экологическое, бионическое моделирование;
ландшафтно-парковый дизайн, флористика, мозаика и другие с приложением арт-объектов).
Современный дизайн (фитодизайн и другие).
7.
Проектирование объектов с применением современных технологий (3-D технологии,
фрезерные станки с ЧПУ и другие), проектирование новых материалов с заданными
свойствами и объектов из новых материалов.
Номинация «Культура дома и декоративно-прикладное творчество»
1.
Проектирование и изготовление швейных изделий, современные технологии, мода.
2.
Декоративно-прикладное творчество
(рукоделие, ремёсла, керамика и другие),
аксессуары.
3.
Проектирование сельскохозяйственных технологий,
(области проектирования
-
растениеводство, животноводство).
4.
Современный дизайн (дизайн изделий, дизайн интерьера, фитодизайн, ландшафтный
дизайн и т. д. ).
5.
Социально-ориентированные
проекты
(экологические;
агротехнические,
патриотической направленности, проекты по организации культурно-массовых мероприятий,
шефская помощь и тд)
6.
Национальный костюм и театральный костюм.
7.
Проектирование объектов с применением современных технологий (3-D технологии,
применение оборудования
с ЧПУ, лазерная обработка материалов и другие),
проектирование новых материалов с заданными свойствами.
Новые направления практических работ по робототехническому моделированию, по
3D моделированию и печати, по обработке материалов на лазерно-гравировальной машине;
по обработке материалов на фрезерном станке с ЧПУ; по обработке материалов на токарном
станке с ЧПУ, по обработке швейных изделий с применением вышивальных машин с
программным управлением могут быть предложены учащимся по желанию, если дети
владеют перечисленными технологиями и хотят их продемонстрировать на олимпиаде.
Школьный этап.
Школьный этап олимпиады по технологии проходит в 3 тура:
Номинация «Культура дома и декоративно-прикладное творчество».
1 - теоретический (вопросы и тесты);
4
2 - практическая работа:
2.1 обработка швейного изделия или узла, в том числе с использованием техники с ЧПУ и
моделирование;
2.2 задания по робототехнике;
2.3 3D моделирование и печать;
3. - защита проекта.
Содержание заданий должно соответствовать программе обучения. В соответствии с
«Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения
(основная школа)». М.: Просвещение, 2014г. авторским коллективом: Казакевич В.М., Пичугина
Г.В., Семенова Г.Ю., для организаций общего образования, на основе Примерной основной
образовательной программа основного общего образования по технологии, одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля
2015 г. № 1/15) и вошедшей в Государственный реестр образовательных программ разработана
примерная рабочая программа по курсу
«Технология». Для регионов до настоящего времени
основной действующей программой по технологии является программа
«Технология.
Трудовое обучение.
5-11 классы»
(Ю.Л. Хотунцев и В.Д. Симоненко, издательство
«Просвещение»), рекомендованная Минобрнауки РФ и примерная программа по технологии
(Примерные программы по учебным предметам. «Технология. 5-9 класс», Просвещение,
2010 г.) Для составления заданий следует использовать действующий Федеральный перечень
учебников по технологии, утверждённый Министерством Образования РФ.
При составлении заданий следует помнить, что в соответствии с «Примерной основной
образовательной программой образовательной организации
(основная школа)».
М.:Просвещение, 2014 г. содержание курса «Технология» определяется образовательными
учреждениями с учетом региональных особенностей, материально-технического
обеспечения.
Основным принципом дидактики по отбору содержания олимпиадных заданий следует
считать соответствие содержания образования требованиям развития общества
(науки,
культуры, социальной сферы), т.е. отражать современный уровень развития технологий.
Все общеизвестные принципы касаются программы предмета, следовательно, должны найти
отражение и в содержании олимпиады.
Содержание вопросов должно по
- возможности отразить разделы и темы,
последовательно изученные учащимися в разных классах, позволить оценить знания
учащихся и умения их использовать на практике.
В задания каждого класса следует включить творческое задание, которое направлено на
применение теоретических знаний, но не используется в практических заданиях.
5
Творческое задание предполагает самостоятельное описание изготовления заданного
словами изделия: выбор технологии изготовления, материала и его обоснование, выбор
заготовки, выполнение эскиза с простановкой размеров, составление технологической карты
изготовления изделия с указанием инструментов и оборудования, возможность украшения
(декорирования) изделия и др.
Теоретические и практические задания в номинации «Культура дома и декоративно-
прикладное творчество» имеют некоторые отличия от заданий номинации «Техника и
техническое творчество» и должны отражать представленные ниже разделы.
1.Определение технологии
- знаний
(науки) о преобразовании материалов, энергии и
информации.
2. Роль техники и технологий в развитии общества.
3. Технология основных сфер профессиональной деятельности.
4. Структура производства: потребности, ресурсы, технологические системы, процессы,
контроль, сбыт. История техники и технологий.
5. Технологии обработки пищевых продуктов.
6. Машиноведение.
7. Материаловедение текстильных материалов.
8. Технологии обработки текстильных материалов
(создание швейных изделий из
текстильных и поделочных материалов).
9. История костюма.
10. Лазерные технологии. Нанотехнологии (принципы реализации, области применения).
11. Интерьер.
12. Художественная обработка материалов.
13. Конструирование (черчение) и моделирование (дизайн одежды).
14. Декоративно - прикладное творчество.
15. Электротехника и электроника. Способы получения,
передачи и использования электроэнергии. Альтернативная энергетика
16. Информационные и коммуникационные технологии,
станки с ЧПУ,
3D-принтеры,
«умные» дома, автоматика, роботы в лёгкой
промышленности.
17. Семейная экономика.
18. Основы предпринимательства.
19. Профессиональное самоопределение.
6
20. Производство и окружающая среда.
21. Творческие проекты.
Вторым конкурсом является практический тур, он обязателен на всех этапах
олимпиады.
Практическое задание для
5-го класса может быть подготовлено по одному из
основных разделов курса
«Технология». Для
6-х
-
11-х классов целесообразно в
соответствии с основным принципом дидактики - преемственности, практические задания
разделить на: технологию обработки швейных изделий и моделирование.
Рекомендуемое время для каждого класса зависит от трудоёмкости предложенного задания.
Возможно, при необходимости для выполнения практической работы следует выделить
отдельный день.
Важной особенностью школьного этапа является участие в нём самых младших
школьников среднего звена
- обучающихся 5-7-х классов. Они ещё, с одной стороны,
далеки от участия в региональных и заключительных этапах олимпиад, но, с другой
стороны, выражают наибольшую активность в практико-ориентированном направлении
предмета и представляют высокий потенциал для участия в технологических олимпиадах
разных уровней.
Именно поэтому практический тур на школьном этапе является обязательным.
Разработку практических заданий необходимо вести с опорой на реально пройденный
базовый материал. Для 5-х классов при составлении заданий следует учитывать программу
начальной школы. Например, к разделу
«Кулинария» можно предложить учащимся
выполнить творческое задание на темы:
«Сервировка стола»,
«Оформление блюд»,
«Приглашение гостей на сладкий чай».
Если учащиеся с начала учебного года изучали раздел «Материаловедение», то
можно предложить практическое задание
«Выполнение коллажа-коллекции тканей
растительного происхождения, которое будет носить, в какой-то мере и закрепляющий
характер, а творческое выполнение такого рода заданий разовьет эстетический вкус и
дизайнерские способности детей. В качестве технологического изделия можно предложить
участникам школьного этапа выполнение комплексного объекта, включающего в себя и
работу с тканью (завершающее декорирование), и работу с бумагой
(по предложенному
чертежу развертки склеить элементы предлагаемого объекта труда).
При составлении заданий следует обратить внимание на то, что на последующих
этапах олимпиады предлагаются практические задания с элементами доработки модели и
конструкции изделия, следовательно, задание должно быть направлено на развитие
самостоятельного дизайнерского и конструкторского мышления.
7
К разделам
«Технология обработки текстильных материалов»,
«Рукоделие»
рекомендуется предложить учащимся выполнить вышивку или оригинальную работу по
созданию коллажа (аппликации из пуговиц, лоскутков, элементов декора). Для развития
творческого потенциала и интереса к предмету необходимо рекомендовать учащимся
активно использовать разнообразные декоративные элементы, а также предлагать выполнять
лично значимые текстильные изделия, например: вышивку мотива на сумочке, очечнике,
подушке, новогоднем сапожке«
Для контроля всех видов практической работы необходимо разработать карты
пооперационного контроля.
Для 6-х - 11-х классов целесообразно в соответствии с основным принципом дидактики
- преемственности, ориентироваться на формат проведения практических соревнований
регионального и заключительного этапов Олимпиады и разделить задания практического
тура на:
-технологию обработки швейных изделий;
- моделирование.
Практические задания должны быть построены таким образом, чтобы при их
выполнении школьник максимально использовал весь набор знаний и умений, полученный
им в процессе обучения. Степень сложности задания должна соответствовать уровню
теоретической и практической подготовки учащихся в конкретной возрастной группе.
Например, практические задания по конструированию и моделированию должны
включать в себя эскиз модели с описанием модельных особенностей, чертеж основы
швейного изделия и возможность продемонстрировать умения наносить новые фасонные
линии и подготавливать выкройки к раскрою.
Практические задания по моделированию могут быть более простыми для школьного
этапа Олимпиады. Например, составить описание модели по ее эскизу или выполнить эскиз
модели по ее описанию. Для удобства контроля данной практической работы для
проверяющих необходимо подготовить карты пооперационного контроля и листы-эталоны с
правильно выполненным моделированием каждого предложенного задания.
Такие практические задания позволяют оценить навыки школьников в нанесении на
чертеж основы модельных особенностей и знания последующей технологической обработки
изделия, выявить степень развития у участников Олимпиады пространственного
воображения, художественного вкуса, абстрактного мышления и сделать тем самым более
объективным определение победителей и призеров олимпиады.
Для практических заданий по технологии обработки швейных изделий следует
разрабатывать новые оригинальные задания с технологическими картами в нескольких
8
вариантах для разных возрастных групп участников. Результаты этого конкурса должны
наглядно демонстрировать сформированность технологических умений по владению ручным
инструментом и навыками работы на швейной машине, умения читать и применять в работе
технологическую документацию, применять на практике знания по материаловедению,
правильные безопасные приемы работы, способность к творческому подходу в процессе
доработки конструкции и декорирования изделий, степень дизайнерского мышления,
художественный вкус.
При разработке практических заданий по технологии нецелесообразно давать на
конкурс обработку сложных трудоемких изделий, так как они требуют неоправданно
больших затрат времени и сил учащихся, которые получат не только физическую усталость,
но и нервное переутомление. Аргументом в пользу выбора небольших по объему заданий по
технологии является также то, что при выполнении сложного задания основным становится
фактор скорости, а не возможность продемонстрировать знания и умения, проявить и
развить смекалку и авторский подход.
При выполнении небольших по объему заданий каждый школьник может уложиться в
норму отведенного времени, проявить свои способности решать технологические задачи, что
создает необходимые для объективности равные для всех условия соревнования.
Для того чтобы участники Олимпиады при выполнении практического задания по
технологии выполняли одинаковые технологические операции, должна быть разработана
подробная инструкционная технологическая карта с чертежами и рисунками на выполнение
каждого этапа задания. Только в этом случае возможна однозначная и объективная оценка
качества выполнения практического задания каждым участником по заранее
подготовленным критериям, по которым будет определяться степень владения безопасными
приемами труда, умение выбирать инструменты, приспособления и материалы для работы,
понимание технологической документации, точность и аккуратность выполнения
технологического задания, правильное выполнение влажно-тепловой обработки. В этом
случае профессиональное жюри может с высокой точностью и объективностью оценить все
эти параметры при выполнении учащимися заданных технологических операций по заранее
подготовленным качественным и количественным параметрам.
С 2017 года, ориентируясь на дальнейшие этапы олимпиады можно предложить
учащимся выполнить задание с использованием вышивальной машины с программным
управлением (например: вышивальная машина Janome Memory Craft 350E, Janome MC500E,
Brother NV 770E (INNOV-IS 770E)). При одном и том же задании, каждый учащийся будет
иметь возможность выбора технологии при выполнении декорирования изделия. Например,
9
при изготовлении сложной салфетки, или кармана фартука, участникам можно предложить
выбрать мотив и технологию для декорирования.
Номинация «Техника и техническое творчество».
1. - теоретический (тестирование);
2. - практическая работа:
2.1. ручная обработка древесины;
2.2. ручная обработка металла;
2.3. механическая обработка древесины;
2.4. механическая обработка металла;
2.5. электротехника;
2.6. задания по робототехнике;
2.7. 3D моделирование и печать;
2.8. обработка материалов на лазерно-гравировальной машине;
2.9. обработка материалов на фрезерном станке с ЧПУ;
2.10. обработка материалов на токарном станке с ЧПУ;
3. - защита проекта.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, а также указанные выше программы по технологии,
основного общего и
среднего
(полного) общего образования включают ряд разделов
и тем, отражающих
многоплановость человеческой деятельности
и практикориентированный характер
предмета. С учетом развития технологий
(лазерных технологий, нанотехнологий,
робототехники, 3D принтеров, станков с ЧПУ, «умных» домов, альтернативной энергетики и
т.п.), соответствующие вопросы целесообразно включать в теоретические вопросы и
тестовые задания.
Теоретические задания в номинации «Техника и техническое творчество» в старших
классах должны отражать следующие разделы школьной
программы
предмета
«Технология»:
1.Определение технологии
- знаний
(науки) о преобразовании материалов, энергии и
информации.
2. Роль техники и технологий в развитии общества.
3.. Техносфера.
4. Структура производства: потребности, ресурсы,
технологические системы, процессы, контроль, сбыт. История техники и технологий.
5. Машиноведение.
10
6. Материаловедение древесины, металлов, пластмасс.
5. Технологии обработки
конструкционных материалов
(создание изделий из
конструкционных и поделочных материалов).
7. Лазерные технологии. Нанотехнологии (принципы реализации, области применения).
8.Ремонтно-строительные работы (технология ведения дома).
9. Художественная обработка материалов.
10. Дизайн.
11. Техническое творчество.
12. Электротехника и электроника. Способы получения,
передачи и использования электроэнергии. Альтернативная энергетика
13.
Информационные и коммуникационные технологии, станки с ЧПУ, 3D-принтеры,
«умные» дома, автоматика, робототехника (структура робота, принципы действия и области
применения роботов).
14. Черчение.
15. Семейная экономика.
16. Основы предпринимательства.
17. Профориентация.
18. Производство и окружающая среда.
19. Проекты.
Практические задания являются вторым конкурсом и связаны с разделами «Технология
обработки конструкционных материалов»,
«Электротехника и электроника»
«3D
моделирование и прототипирование»,
«Робототехника» и
«Обработка материалов на
лазерно-гравировальной машине», «Обработка материалов на фрезерном станке с ЧПУ» и
«Обработка материалов на токарном станке с ЧПУ» должны позволить оценить умения
учащихся обрабатывать металл, древесину и пластик, собирать электрические схемы,
конструировать, программировать и измерять электрические характеристики (по выбору
учащихся), а также в ряде случаев оценить творческие способности школьников.
Практическое задание по обработке материалов на лазерно-гравировальной машине
С 2017-18 учебного года на школьном этапе добавился практический этап по обработке
материалов на лазерно-гравировальной машине, включающий в себя конструирование
изделия в графическом редакторе
(Corel DRAW или Adobe Illustrator) или системах
проектирования (КОМПАС-3D или AutoCAD) с последующим изготовлением на станке.
Для 8-9 классов следует подбирать объект труда, состоящий из одной детали, для 10-11
класса можно включать в задание многосоставные объекты, состоящие из 2х и более частей,
11
но из расчета того, что общее время технологического процесса изготовления изделия на
станке не превышала половины времени, отведенного на практическое задание.
При разработке заданий необходимо включить все возможности лазерно-гравировальных
машин, то есть и нанесение гравировки, как художественного элемента, так и сквозной
прорезки. При этом прорезка тоже может выступать как элемент художественного
оформления. Материал для изготовления выбирается с учетом мощности имеющегося
оборудования, рекомендуется использовать фанеру или пластик
(органическое стекло)
толщиной от 3 до 5 мм. При работе с лазерно-гравировальными машинами в первую очередь
следует помнить о средствах индивидуальной и коллективной защиты от продуктов горения
возникающих при работе со станками данного типа. (См. стр.16-19).
Практическое задание по обработке материалов на фрезерном станке с ЧПУ
Если учащиеся общеобразовательной организации владеют навыками работы на
оборудовании, со школьного этапа следует предложить на практическом туре задание по
обработке материалов на фрезерном станке с ЧПУ включающее в себя конструирование
изделия в графическом редакторе
(CorelDRAW или AdobeIllustrator) или системах
проектирования (КОМПАС-3D или ArtCAM) с последующим изготовлением на станке. Для
8-9 классов следует подбирать объект труда, имеющий в своей основе плоский рисунок или
чертеж, для 10-11 класса можно включать в задание сложные объемные изделия, но из
расчета того, что общее время технологического процесса изготовления изделия на станке не
превышало половины времени, отведенного на практическое задание.
При разработке заданий необходимо включить все возможности фрезерного станка с
ЧПУ, то есть и фрезерование - нанесение гравировки, как художественного элемента, так и
обработки внешних контуров - внешней сквозной фрезеровки. При этом прорезка тоже
может выступать как элемент художественного оформления. Материал для изготовления
выбирается с учетом мощности имеющегося оборудования. Рекомендуется использовать
массив древесины, пластик (органическое стекло), мягкие цветные металлы (алюминий,
дюралюминий, медь, латунь) толщиной от 3 до 5 мм для 8-9 классов и до 30 мм для старших
классово. При работе на фрезерном станке с ЧПУ в первую очередь следует помнить о
средствах индивидуальной и коллективной защиты.
В практические задания по обработке материалов на фрезерном станке с ЧПУ XIX
Всероссийской олимпиады по технологии наравне с конструированием изделия стоит
включить подготовку оформленного чертежа по ГОСТам с сечениями и местными разрезами
и спецификациями. Для правильного оформления чертежа рекомендуется использовать
программу, например: КОМПАС-3D.
Практическое задание по обработке материалов на токарном станке с ЧПУ
12
В 2017-18 учебном году на школьном этапе добавляется практический этап по
обработке материалов на токарном станке с ЧПУ включающий в себя конструирование
изделия в системах проектирования
(КОМПАС-3D или AutoCAD) с последующим
изготовлением на станке. Для 8-9 классов следует подбирать объект труда, состоящий из
одной детали образованной телом вращения, для 10-11 класса можно включать в задание
более сложные элементы, как например нанесение метрической резьбы или художественного
оформления, но из расчета того, что общее время технологического процесса изготовления
изделия на станке не превышала половины времени отведенного на практическое задание.
Материал для изготовления выбирается с учетом мощности имеющегося оборудования,
рекомендуется использовать массив древесины твердой породы, пластик
(органическое
стекло), мягкие цветные металлы (алюминий, дюралюминий, медь, латунь). При работе на
токарном станке с ЧПУ в первую очередь следует помнить о средствах индивидуальной и
коллективной защиты.
В практические задания по обработке материалов на токарном станке с ЧПУ XIX
Всероссийской олимпиады по технологии наравне с конструированием изделия стоит
включить подготовку оформленного чертежа по ГОСТам с сечениями и местными разрезами
и спецификациями. Для правильного оформления чертежа рекомендуется использовать
программу КОМПАС-3D или AutoCAD.
Для номинации «Техника и техническое творчество», «Культура дома и
декоративно-прикладное творчество».
Практическое задание по 3D моделированию и прототипированию.
Для практических заданий школьного этапа по 3D моделированию для 8-9 и 10-11
классов стоит выбирать односоставные объекты труда для моделирования и изготовления, с
последующим усложнением уровня заданий на муниципальном этапе. Следует учитывать,
что для регионального и заключительного этапов для старших классов будут представлены
задания уже более сложные, в том числе объекты труда, состоящие из 2 и более деталей, но
из расчета того, что общее время технологического процесса изготовления на 3D принтере
не превышала половины времени отведенного на практическое задание.
В практические задания по
3D моделированию и прототипированию XIX
Всероссийской олимпиады по технологии наравне с моделированием стоит включить
подготовку оформленного чертежа по ГОСТам с сечениями и местными разрезами и
спецификациями. Для правильного оформления чертежа рекомендуется использовать
программу КОМПАС - 3D или в AutoCAD.
Рекомендуемый порядок выполнения задания по 3D моделированию и прототипированию
для разработки заданий и критериев оценки для школьного и муниципального этапов:
13
1. Ознакомление с заданием;
2. Выбор программного обеспечения для выполнения 3D модели;
3. Выполнение 3D модели по заданию (чертежу, эскизу, описанию);
4. Подготовка файла для отправки на 3D принтер;
5. Подготовка 3D принтера к печати (калибровка, чистка экструдера, проверка пластика,
чистка стола, нанесение клеящего покрытия на стол);
6. Выбор режима печати (выбор заполнения детали, выбор толщины стенок и поверхностей);
7. Изготовление 3D модели на 3D принтере;
8. По окончанию изготовления 3D модели снятие готового изделия, при необходимости
очистка;
9. Подготовка чертежа готового изделия на основании 3D модели в необходимых видах с
выполнением местного сечения по выбору учащегося и выполнение сечения плоскостью. Все
это выполняется на чертежном листе с выполнением всех размеров, выносных и
вспомогательных
(осевых) линий. Угловой штамп заполняется в соответствии со
спецификацией по ГОСТу (стоит обратить внимание, что с ГОСТ работает КОМПАС 3D,
Autodesk же не позволяет оформлять чертежи соответствующим образом);
10. Вывод на печать через принтер рисунка 3D модели, чертежа и спецификации (при
наличии сборочного изделия);
11. Сохранение файлов практической работы на компьютере;
12. Сдача выполненного задания членам жюри;
13. Уборка рабочего места.
Практическое задание по робототехнике
При составлении практических заданий на школьном этапе по робототехнике следует
давать задания по конструированию и программировании автономного робота, способного
двигаться в заданном режиме и выполнять базовые команды, будь то определение, подъем,
перемещение и складирование объекты. Для подготовки заданий нужно учитывать наличие и
марку производителей конструкторов робототехнических комплектов, и используемое
программное обеспечение для контроллеров. Так же необходимо сразу спроектировать
«Поле» для выполнения практического задания достаточных размеров,
исходя из
возможностей комплектов. Следует помнить, что в 2017-18 учебном году на региональном и
заключительном этапах олимпиады были предложены задания на основе платформы
Arduino. Следовало подготовить логическую схему программы, блок - схему робота, собрать
робота и запрограммировать.
Для выполнения практической работы по робототехнике необходимо иметь на 1
рабочее место: робототехнический конструктор (все необходимые комплектующие, в том
14
числе заряженные источники питания); компьютер с программным обеспечением; лист
бумаги для выполнения технического рисунка, схемы проектируемой модели (формат А4),
карандаш, площадку для тестирования робота.
Теоретический конкурс школьного этапа
(тесты и вопросы). Для номинации
«Техника и техническое творчество» и
«Культура дома и декоративно-прикладное
творчество» количество рекомендуемых заданий по всем параллелям должно быть
одинаковым. В набор заданий для 5 класса следует включать не более 10 контрольных
вопросов, тестов с учётом творческого задания по всем пройденным разделам программы
предмета «Технология». Максимальное количество баллов -15. Для 6-го класса достаточно
ограничиться 15 вопросами, включающими творческое задание. Максимальное число баллов
в 6 классе - 20. Для 7 класса 20 вопросов, включая творческое задание. Максимальное число
баллов в 7-х классах
-
25. С учётом перспективы подготовки способных учащихся к
дальнейшему участию в олимпиадах по технологии можно предложить учащимся 8-х
классов задания для 9-х классов. Максимальное количество баллов в 8-х-9-х классах - 25. В
этом случае результаты должны быть введены в единую рейтинговую таблицу. Также
следует объединить задания для возрастной группы детей - 10-х - 11-х классов на школьном
этапе должны включать 25 вопросов с учётом творческого задания. Максимальное число
баллов - 35. Все задания должны соответствовать возрастной группе учащихся.
В качестве обобщения для двух номинаций «Техника и техническое творчество» и
«Культура дома и декоративно-прикладное творчество» следует учитывать следующие
рекомендации: целесообразно подготовить пакет с олимпиадными заданиями. Момент
вскрытия пакетов с заданиями должен быть зафиксирован протоколом в присутствии
представителей Оргкомитета школьного этапа олимпиады по технологии и членов Жюри.
Задания теоретического конкурса должны отвечать следующим требованиям:
- задания в соответствии с ФГОС должны проверять у участников олимпиады
сформированность универсальных, в том числе, общеучебных, общетрудовых и
специальных технологических знаний;
- около
50% заданий следует ориентировать на уровень теоретических знаний,
установленный программно-методическими материалами, в которых раскрывается
обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню
подготовки выпускников основной и средней школы по технологии. В теоретическую часть
обязательно должно быть включено творческое задание, которое требует не просто знаний, а
сформированных умений у учащихся. 25% заданий следует ориентировать на углублённый
материал по основным разделам программы;
25% заданий следует разработать с
применением межпредметных связей, но по базовому содержанию;
15

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..