РУКОВОДСТВО по среднему и капитальному ремонту электровозов переменного тока (Временное) РК 103.11.206-2002 - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     РУКОВОДСТВО по среднему и капитальному ремонту электровозов переменного тока (Временное) РК 103.11.206-2002

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

РУКОВОДСТВО по среднему и капитальному ремонту электровозов переменного тока (Временное) РК 103.11.206-2002 - часть 5

 

 

9.3.8 Замеряется сопротивление изоляции и испытывается электрическая прочность
изоляции согласно требованиям чертежа.
9.4 Диодные силовые выпрямительные установки (ВУК)
9.4.1 Выпрямительные установки продуваются сжатым воздухом.
9.4.2 Демонтируются блоки полупроводниковых диодов, очищаются от пыли и грязи.
Диодные блоки разбираются. Охладители и прокладки промываются.
9.4.3 Полупроводниковые диоды испытываются на стенде.
9.4.3.1 Проверяется электрическая прочность приложением обратного напряжения,
равного 1,5Uобр. норм, в течение 10 с.
9.4.3.2 Измеряется обратный ток при номинальном обратном напряжении, который не
должен превышать 0,1 % номинального прямого тока,
9.4.3.3 Измеряется падение напряжения при номинальном прямом токе, которое должно
быть не более значения, указанного в паспорте прибора при ТУ.
9.4.4 Диоды, имеющие параметры, выходящие за допустимые пределы, заменяются.
9.4.5 В каждое плечо выпрямительной установки устанавливаются диоды одной
подгруппы и комплектуются их из условия подбора числа диодов в параллельных ветвях по
обратному напряжению.
9.4.6 Для всех установок проверяется распределение прямого тока по параллельным
ветвям каждого плеча. Отклонения от средних значений не должны превышать ± 10 %.
9.4.7 Каждая выпрямительная установка комплектуется однотипными диодами с
одинаковыми охладителями.
9.4.8 Затяжка диодов производится специальным ключом нормированным усилием в
соответствии с требованиями действующей инструкции «Установка выпрямительная ВУК-
4000Т - 02».
9.4.9 Проверяется сопротивление изоляции между шпильками и каркасом, между
охладителями и шпильками в соответствии с требованиями чертежей. Шпильки с дефектной
изоляцией заново изолируются.
9.4.10 Охладители и прокладки очищаются от пыли и грязи. Контактные поверхности
протираются спиртом или спирто-бензиновой смесью (1:1) и смазываются смазкой ЦИАТИМ-
221.
9.5 Тиристорные выпрямительные установки возбуждения (ВУВ)
9.5.1. Блок установки продувается сжатым воздухом и демонтируется с электровоза.
Очищается от пыли и грязи. Тиристорные блоки разбираются. Охладители штыревых
тиристоров промываются. Дефекты монтажа устраняются.
9.5.2 Тиристоры проверяются на стенде согласно п. 9.2.10 настоящего Руководства . Негод-
ные тиристоры заменяются на новые, прошедшие освидетельствование и проверку.
9.5.3 Ремонт и сборка тиристорных блоков проводятся согласно п.п.
9.4.8.-9.4.10
настоящего Руководства .
9.5.4 Элементы системы формирования импульсов управления проверяются согласно п.
9.2.20 настоящего Руководства .
9.5.5 Установка комплектуется однотипными тиристорами в соответствии с требованиями
подбора параллельных ветвей, изложенными в Инструкции по подбору тиристоров ТЛ-200
блока выпрямительной установки возбуждения.
9.5.6 Освидетельствование и ремонт панелей тиристорных возбудителей проводятся в
соответствии с пп.9.1, 9.2, 9.4 настоящего Руководства , а также в соответствии с требованиями
Технологической инструкции по заводскому ремонту выпрямительно-инверторного
преобразователя ВИП-2-2200М электровоза ВЛ80Р.
9.5.7 После ремонта ВУВ и монтажа ее на электровозе проводится проверка диапазона
регулирования выпрямленного тока в соответствии с техническими требованиями.
9.5.8 Установка в сборе проверяется на стенде при токе 1100 А в течение 20 мин при
скорости охлаждающего воздуха в межреберном пространстве
12 м/с в соответствии с
указаниями инструкций ПКТБ ЦТВР.
57
9.5.9 Установка испытывается на электрическую прочность согласно требованиям
чертежа.
9.6 Полупроводниковые ограничители напряжения (ПОН)
9.6.1 Панель ПОН снимается с электровоза, очищается от пыли и грязи. Изоляторы
протираются бензином. Радиаторы кремниевых симметричных ограничителей напряжения
(КСОН) прочищаются.
9.6.2 Вывинчиваются КСОН из радиаторов и на стенде проверяется их класс. При
несоответствии паспортному значению КСОН заменяются.
9.6.3 Проверяется состояние предохранителей. При необходимости заменяются.
9.6.4 Ввинчиваются КСОН в охладители и убеждаются в их прочной затяжке.
9.7 Блоки управления выпрямительно-инверторными преобразователями (БУВИП)
и панели питания (ПП)
9.7.1 БУВИП, ПП, стыковочные узлы для подключения диагностических приборов
демонтируются с электровоза. Съемные блоки, кассеты вынимаются из гнезд. Проверяются
монтаж, сопротивление изоляции и электрическая прочность межкассетных и внешних
соединений. Вскрытые дефекты устраняются. Поврежденные места бандажировки
восстанавливаются.
9.7.2 Снятые кассеты и блоки электронной аппаратуры очищаются от пыли и грязи,
тщательно осматриваются с использованием лупы не менее чем двукратного увеличения для
оценки состояния разъемов, пайки, печатного монтажа, изоляционного и защитного покрытия,
возможности обнаружения окисления, позеленения, ржавчины, нарушения изоляции проводов
и деталей. Шкаф и кассеты очищаются от металлической пыли и мелких стружек, образу-
ющихся от трения направляющих кассет в гнездах каркаса шкафа.
9.7.3 Штыри и гнезда разъемов промываются спиртом или спирто-бензиновой смесью
(1:1). Проверяется сопротивление изоляции проводов относительно корпуса и между собой.
Сопротивление изоляции должно быть не менее 10 МОм.
9.7.4 Печатные платы с окислением, ржавчиной, позеленением, потускнением сплава Розе,
отслаиванием дорожек, следами перекрытий или обгаров, с несколькими восстановлениями и
перепайками элементов и дорожек заменяются.
9.7.5 Конденсаторы, у которых истек срок годности, заменяются, за исключением
смонтированных на печатных платах, в блоках, имеющих требуемые инструкциями выходные
параметры.
9.7.6 На панелях места, имеющие повреждения слоя покрытия или неполное покрытие,
очищаются и покрываются краской или лаком в соответствии с требованиями чертежа.
Поверхность панели после покрытия должна быть глянцевой, без пузырей, раковин, подтеков и
пятен.
9.7.7 Проверяется надежность припайки проводов к лепесткам и контактам разъемов и
контрольных зажимов. Ненадежные соединения перепаиваются. Перепайка монтажных
проводов производится припоем ПОССу-40-05 на канифоли.
9.7.8 При СР, КР блоки БУВИП-80, БУВИП-100 и панель питания ПП-88 заменяются на
БУВИП-113 или на БУВИП-133 и панель питания ПП-290 в соответствии с планом
модернизации.
9.7.9 Для съемных кассет и блоков электронной аппаратуры не допускается выступание
проводов за габарит каркасов. Свободные участки и жгуты проводов, которые выступают или
могут вибрировать в поездке, закрепляются хомутами, скобами или бандажом.
9.7.10 Заменяются резиновые амортизаторы у модулей, панелей кассет, реле. Заменяется
уплотнительная резина лицевых панелей кассет аппаратуры управления.
9.7.11 Закрепляются направляющие штыри, ручки и замки кассет. Дефектные детали
заменяются. Проверяются все ножевые выводы блоков, а также гнезда разъемов на надежный
контакт.
9.7.12 Все кассеты блока поочередно проверяются на диагностическом стенде с
использованием выносного шланга при обязательном обстукивании модулей и каркасов
58
панелей обрезиненным молоточком в трех плоскостях (см. п. 9.1.15 настоящего Руководства). В
случае хотя бы кратковременного сбоя в работе, наблюдаемого на экране осциллографа, вы-
является поврежденный элемент или модуль, выпаивается и заменяется. Кассета вновь
проверяется на стенде.
Печатные платы, поврежденные во время перепайки элементов, заменяются.
Функционально зависимые кассеты и блоки настраиваются совместно на диагностическом
стенде. Технология проверки работы блоков и их ремонта должна
соответствовать Технологической инструкции по заводскому ремонту электронной системы
управления выпрямительно-инверторным преобразователем электровоза ВЛ-80Р.
9.7.13 После регулировки и проверки аппаратуры передвижные контакты (хомуты) всех
регулируемых резисторов фиксируются, а нарушенные покрытия пайки панели
восстанавливаются.
9.7.14 При проверке и наладке аппаратуры соблюдаются следующие меры безопасности.
9.7.14.1 Монтаж, демонтаж, ремонт и первое подключение измерительных проводов к
кассетам и узлам БУВИП и ПП производится при отключенных источниках питания цепей
управления.
9.7.14.2 Работа по проверке и наладке БУВИП производится в резиновых перчатках с
помощью незаземленного осциллографа, установленного на резиновый изоляционный коврик.
9.7.14.3 Подсоединение измерительных проводов к цепям аппаратуры управления,
расположенным в высоковольтной камере, производится при опущенном токоприемнике,
выключенном главном выключателе и заземленном штангой высоковольтном вводе.
9.7.14.4 Во избежание повреждения аппаратуры использование тестера, заземленного
осциллографа и длинных измерительных проводов запрещается.
9.7.15 Панель питания очищается от пыли и грязи, ремонтируется. Детали,
расположенные на панели в два-три ряда, разбираются, осматриваются, негодные заменяются.
Ненадежные пайки перепаиваются.
9.7.16 Проверяется уровень напряжения каждого источника питания в отдельности в
граничных условиях напряжения питания панелей по методике, изложенной в Технологической
инструкции по заводскому ремонту электронной системы управления выпрямительно-
инверторным преобразователем электровоза ВЛ-80Р.
У источников питания, выходные параметры которых не соответствуют техническим
требованиям, проверяются параметры и характеристики стабилитронов. Негодные элементы
заменяются на новые, прошедшие выходной контроль. При необходимости производится
дополнительная регулировка диодами. Повторяются измерения до получения нужных
результатов.
9.7.17 Проверяется активное сопротивление и сопротивление изоляции обмоток
трансформаторов панелей питания. Негодные катушки и трансформаторы заменяются.
9.7.18 Заменяются на панели питания конденсаторы, у которых истек срок годности.
Измеряется емкость конденсаторов в тех цепях, где пульсации превышают допустимые
значения. Негодные конденсаторы заменяются.
9.7.19 Очищаются все зажимы контрольных точек и проверяется электрический контакт в
них.
9.7.20 Модули панели питания проверяются на работоспособность при имитации
эксплуатационных вибраций с помощью обрезиненного молотка.
9.7.21 На электровозе БУВИП настраивается совместно со своей панелью питания с
помощью диагностических средств.
9.7.22 Проверяется работа аппаратуры управления, используя диагностические средства.
9.7.23 Заполняется электровозная техническая документация (формуляры и паспорта) для
панелей, кассет и блоков.
9.8 Блоки автоматического управления
(БАУ), блоки управления реостатным
торможением (БУРТ)
9.8.1 Блоки БУРТ-724, БУРТ-933 заменяются на БУРТ-125 в соответствии с планом
модернизации.
59
9.8.2 Объем и содержание ремонта электронной аппаратуры управления (БАУ, БУРТ)
аналогичны объему и содержанию ремонта БУВИП (см. п. 9.7 настоящего Руководства ).
9.8.3 Ремонт системы управления реостатным торможением электровозов ВЛ80Т, ВЛ80С
производится в соответствии с требованиями Технологической инструкции по заводскому
ремонту системы управления реостатным торможением электровоза ВЛ80Р.
9.9 Электронные счетчики Ф440, Ф442
Осмотр, ремонт и проверка электронных счетчиков производится в соответствии с
требованиями Технологической инструкции на осмотр, ремонт и проверку электронных
счетчиков Ф-440, а также при условии выполнения правил, изложенных в п. 9.7 настоящего
Руководства .
9.10 Электронная аппаратура вспомогательных цепей электровозов
9.10.1 Электронная аппаратура вспомогательных цепей
(электронные регуляторы и
стабилизаторы напряжения, блоки питания, электронные переключатели рода тока,
электронные статические преобразователи различного назначения и типа) ремонтируется в
объеме и по правилам, изложенным в п.п. 9.1 и 9.7 настоящего Руководства .
9.10.2 Порядок и технология проведения ремонта должны соответствовать ремонтной
технологической инструкции ПКТБ ЦТВР на данный аппарат, а если таковой нет, то заводской
инструкции по техническому обслуживанию и ремонту.
10 ТЯГОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ
10.1 Общие требования по ремонту
10.1.1 При СР и КР электровоза тяговые двигатели и вспомогательные машины
снимаются и ремонтируются в соответствии с Правилами ремонта электрических машин
электроподвижного состава.
10.1.2 На электровозы, выпускаемые из капитального ремонта, устанавливаются тяговые
двигатели и вспомогательные машины, прошедшие капитальный ремонт, а также новые.
10.1.3 Соединения наконечников подводящих проводов установленных на электровозе
электрических машин и изолирование мест соединения выполняются согласно чертежу.
Наконечники проводов зачищаются, облуживаются и прочно соединяются, негодные болты,
гайки, предохранительные шайбы заменяются.
Провода прочно закрепляются в клицах. Соединительные коробки плотно закрываются
щитками, затянутыми на все болты. Провода подвешиваются к кузову без натяжения с
помощью цепочек и зажимов, не допускающих падения и соприкосновения проводов с
движущимися частями.
Допускается установка предохранительных деревянных клиц на провода в местах
соприкосновения их с остовом двигателя.
10.1.4 Подводящие провода вспомогательных машин, проложенные вне высоковольтной
камеры, закрываются защитными кожухами или укладываются в металлические трубы в
соответствии с требованиями чертежей. Защитные кожуха и трубы надежно заземляются.
10.1.5 Работа вспомогательных машин при выпуске электровоза из ремонта проверяется
раздельным пуском машин при рабочем напряжении.
10.1.6 Тяговые двигатели после установки на электровоз проверяются на соответствие
направлений их вращения.
10.1.7 Ремонт вспомогательных машин переменного тока производится в соответствии с
требованиями Технологической инструкции по заводскому ремонту вспомогательных машин
электровозов переменного тока и Руководством по капитальному ремонту асинхронного
электродвигателя АНЭ225 L4УХЛ2.
10.1.8 До опробования электровоза под напряжением после ремонта тяговые двигатели и
вспомогательные машины тщательно осматривается через коллекторные люки.
10.2 Блоки вентиляторов
60
10.2.1 Блоки вентиляторов разбираются. Колеса вентиляторов спрессовываются,
очищаются и осматриваются, проверяется отсутствие трещин и надежность заклепочных
соединений. При наличии радиальных трещин на внутреннем или внешнем диске колеса диск
заменяется. Ремонтируются ослабшие заклепочные соединения.
10.2.2 Разработанные посадочные отверстия в ступицах и втулках колес
восстанавливаются электронаплавкой или постановкой втулки с последующей обработкой до
чертежных размеров.
10.2.3 Погнутые лопатки выправляются. У колес с приваренными лопатками тщательно
осматриваются все сварные швы. При обнаружении в них трещин производится переварка
швов. Лопатки должны иметь профиль согласно чертежу и устанавливаются точно по шагу.
Приварка более 12 расположенных рядом лопаток производится в кондукторе. Ослабленные
заклепки крепления диска к ступице (втулке) переклепываются.
10.2.4 Колеса после ремонта статически балансируются и окрашиваются светло-серой
эмалью ПФ-218Г. Крепление балансировочного груза производится в местах, предусмотренных
чертежом. Колесо испытывается на прочность при частоте вращения, предусмотренной
чертежом. После сборки центробежных вентиляторов колеса балансируются динамически в
сборе с электродвигателем. Улитки вентилятора окрашиваются светло-серой эмалью.
10.2.5 У центробежно-винтовых вентиляторов проверяется положение регулирующих
лопаток направляющего аппарата при различных положениях рукоятки привода лопаток.
Вращение лопаток должно быть без заеданий.
Ремонтируются кожуха, улитки вентиляторов. Зазор между лабиринтными кольцами
вентиляторного колеса и направляющего аппарата должен быть 5+2 мм.
10.2.6 Войлочные уплотнения на щитах центробежно-винтового вентилятора заменяются.
10.2.7 Обечайка кожуха центробежно-винтового вентилятора плотно прилегает к
основанию. Вмятины на металлическом кожухе вентилятора выправляются. Колесо
центробежно-винтового вентилятора балансируется динамически в сборе с электродвигателем
согласно требованиям чертежа.
Рукоятка направляющего аппарата привода лопаток находится в крайнем положении,
соответствующем летнему или зимнему режиму работы центробежно-винтового вентилятора, и
опломбировывается.
10.2.8 Проверяется виброметром вибрация всех вспомогательных машин
(блоков) и
доводится до норм, указанных в чертежах завода-изготовителя.
10.2.9 Сборка блоков мотор-вентиляторов и их установка на электровоз осуществляется
в соответствии с техническими требованиями чертежей. При этом проверяется натяг колес
вентиляторов на валы двигателей, регулируются зазоры между колесом и входным патрубком
(кожухом) вентилятора, соосность колеса вентилятора с улиткой,
10.2.10 Проверяются амортизаторы всех вспомогательных машин
(блоков) на
соответствие требованиям чертежей, негодные заменяются. При КР все амортизаторы
вспомогательных машин заменяются на новые.
11 СБОРКА ЭЛЕКТРОВОЗА
11.1 Сборка колесно-моторных блоков
11.1.1 Тяговые двигатели, устанавливаемые на электровоз, должны удовлетворять
требованиям, изложенным в Правилах ремонта тяговых и вспомогательных электрических
машин электроподвижного состава, и иметь различия скоростных характеристик не более 3 %.
Перед сборкой колесно-моторных блоков подбираются колесные пары к тяговым двигателям
таким образом, чтобы разность характеристик тяговых блоков одного электровоза не
превышала 3 % при вращении как в одну, так и в другую сторону (характеристика колесно-
моторного блока представляет собой произведение диаметров бандажей колесной пары на
частоту вращения тягового двигателя при часовом режиме).
11.1.2 Вкладыши моторно-осевых подшипников ставятся новые
(изготовленные по
техническим требованиям чертежа) с приточкой и пригонкой их по диаметру расточки
горловины остова и букс с допуском не более ±0,1 мм. Местный зазор на 1/3 длины окружности
61
допускается до 0,2 мм. Обеспечивается натяг букс в остове и на вкладыши подшипников
согласно требованиям чертежей. Установка прокладок под вкладыши запрещается.
11.1.3 Толщина буртов вкладышей моторно-осевых подшипников должна соответствовать
нормам допусков и износов.
11.1.4 Подбивка букс моторно-осевых подшипников заменяется на новую. Разрешается
годную старую подбивку использовать для уплотнения верхней части буксы.
11.1.5 Вкладыши моторно-осевых подшипников, установленные в горловины тягового
двигателя, растачиваются с одной установки в соответствии с нормами допусков, соблюдая
соосность и с учетом натяга с моторно-осевыми шейками колесных пар. Радиальный зазор
между вкладышами и шейкой оси должен быть в пределах норм допусков и износов
настоящего Руководства. Разность радиальных зазоров подшипников одной колесной пары не
должна превышать установленных норм.
11.1.6 Разность централей по обоим концам вала якоря тягового двигателя, собранного с
моторно-осевыми подшипниками, должна быть не более 0,25 мм.
11.1.7 Наибольший износ зуба шестерни и зубчатого колеса по толщине от полного
профиля, измеренный по делительной окружности, не должен превышать
1,5 мм. Разность
толщин зубьев двух зубчатых колес одной колесной пары должна быть в пределах ус-
тановленных норм настоящего Руководства.
При КР все шестерни заменяются на новые.
11.1.8 На притирочной поверхности конусного отверстия шестерни не должно быть
трещин, а также незачищенных задиров и вмятин.
11.1.9 Проверяются калибрами до посадки шестерен на вал якоря конические поверхности
отверстий, шестерен и концов вала на соответствие конусности и прямолинейности конусов по
образующей.
Притираются шестерни к конусам вала. Площадь прилегания конуса шестерни к конусу
вала должна быть не менее 85 % общей площади. Пятна краски при проверке прилегания
должны распределяться равномерно. Расстояние от торца шестерни до
торца вала при плотной посадке остывшей шестерни должно соответствовать требованиям
чертежей. После окончательной посадки нагретой шестерни это расстояние должно быть 3,2—
3,6 мм.
11.1.10 Собранная зубчатая передача должна удовлетворять следующим требованиям:
11.1.10.1 Общий боковой зазор между зубьями шестерен и зубчатых колес должен быть
0,34—3,5 мм, а разность боковых зазоров в зубчатых парах одной колесной пары не должна
превышать 0,3 мм.
11.1.10.2 Радиальные зазоры между вершинами и впадинами зубьев должны быть в
пределах норм допусков и износов.
11.1.11 Свисание шестерен относительно колес зубчатой передачи должно быть в
пределах норм допусков.
11.1.12 Разбег тягового двигателя на оси колесной пары должен соответствовать
чертежному размеру.
11.1.13 Проверяется соосность заправочной горловины и отверстия в перегородке между
рабочей и запасной камерами буксы моторно-осевого подшипника. Уплотнения крышек буксы
моторно-осевого подшипника заменяются новыми.
11.1.14 Проверяется качество сборки тяговой зубчатой передачи колесно-моторного блока
измерением боковых и радиальных зазоров не менее чем в четырех диаметрально
противоположных точках зацепления. Проверяется работа зубчатой передачи и моторно-осевых
подшипников при закрепленных буксах вращением колесной пары в обоих направлениях не
менее чем по 20 мин в каждую сторону с частотой вращения 150—200 об/мин. При этом работа
зубчатой передачи должна быть плавной, без толчков, стуков и металлического скрежета.
Разрешается пользоваться личным напильником для снятия заусенцев и зачистки задиров,
обнаруженных при работе зубчатых передач. Припиловка рабочих поверхностей зубьев
запрещается. В случае обнаружения вышеуказанных недостатков после их устранения
испытания повторяются. Нагрев моторно-осевого подшипника допускается не более 70 °С.
62
Измерение производится термометром ЭТП-М.237.00.00.00 или радиометром
(ЭМР) ТИ
103.25203.60008.
11.1.15 Измерение зазоров зацепления, проверка работы зубчатых передач и подшипников
производится на специальном стенде при нормальном рабочем положении колесно-моторного
блока.
11.2 Сборка тележек
11.2.1 При сборке автосцепного устройства все установочные размеры приводятся в
соответствие с нормами допусков.
11.2.2 Головка автосцепки должна иметь свободное поперечное перемещение от руки.
Отклонение автосцепки вниз (провисание) допускается не более 10 мм, а отклонение вверх —
не более 3 мм.
11.2.3 Длина цепочек расцепных механизмов регулируется при проверке работы
автосцепки от привода.
11.2.4 Производится сборка рычажно-тормозной передачи и установка ее на раму
тележки.
11.2.5 Выход тормозных колодок за наружную боковую поверхность бандажа не
допускается. Тормозные колодки должны равномерно отходить от поверхности катания колес и
иметь зазор между плоскостью тормозной колодки и колесом при правильно отрегулированной
рычажной передаче не более 15 мм. Допускаемая неравномерность отхода тормозных колодок
от поверхности катания у одной колесной пары, а при одностороннем расположении тормозной
передачи у одного колеса не более 5 мм.
11.2.6 Выход штока тормозных цилиндров регулируется в пределах установленных норм.
11.2.7 Рычажная передача регулируется так, чтобы вертикальные рычаги имели
одинаковый наклон с обеих сторон тележки, а горизонтальные со стороны штока поршня
тормозного цилиндра имели большие отклонения, чем с противоположной стороны.
11.3 Опускание кузова на тележки
Посадка кузова на тележки производится в соответствии с требованиями чертежей
заводов-изготовителей и настоящего Руководства . После посадки кузова на тележки, сборки
соединяющих их связей и их регулировки проверяется на прямом горизонтальном пути сле-
дующие параметры
(должны соответствовать требованиям настоящего Руководства,
действующих инструкций):
высота осей автосцепок;
разница высот автосцепок по концам электровоза;
высота путеочистителей от головок рельсов и высота установленных на путеочистителях
металлических щеток для очистки путей в целях защиты кожухов тяговой зубчатой передачи;
суммарный зазор между накладками центральной опоры, и накладками тягового
кронштейна электровозов ВЛ60 в/и;
горизонтальные и вертикальные зазоры упоров (ограничителей положения кузова);
вертикальный зазор между верхней частью буксы и рамой тележки;
перекос листовых рессор по отношению к горизонтальному положению;
перекос рессорных стоек (стержней) в вертикальной плоскости;
разность зазоров между рамой и концами балансиров рессорного подвешивания;
суммарный зазор между направляющими втулками стержней и стакана люлечного
подвешивания;
зазор между опорным роликом противоразгрузочного устройства и планкой рамы тележки
при нулевом выходе штока цилиндра;
суммарный зазор между направляющими втулками и стаканом боковой опоры в раме
кузова электровозов ВЛб0 в/и;
суммарные зазоры между втулками стаканов боковых опор и втулками стаканов рамы;
расстояние наконечников песочных труб от головки рельсов и бандажей колесных пар;
перекос кузова;
отклонение верхней поверхности полоза токоприемника от горизонтали.
63
Проверяются и регулируются нагрузки от колесных пар электровоза на рельсы.
12 ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА НАГРУЗКИ ОТ КОЛЕСНЫХ ПАР
ЭЛЕКТРОВОЗА НА РЕЛЬСЫ
12.1 Проверка нагрузки от колесных пар электровоза на рельсы производится путем
взвешивания его по осям и колесам на специальных весах для развески.
Регулирование продольной развески выполняется у осей, имеющих отклонение от
среднего значения статической нагрузки более ±3% - регулирование поперечной развески — у
осей с отклонением от среднего значения более ±4 %.
12.2 При отсутствии на заводе весов регулировка нагрузок по осям и колесам
производится способом, согласованным с Департаментом локомотивного хозяйства МПС
России.
13 ОБЩИЕ ПРАВИЛА СВАРКИ, КРЕПЛЕНИЯ И ГАЛЬВАНИЧЕСКОГО
ПОКРЫТИЯ ДЕТАЛЕЙ
13.1 Подготовка к сварке, сварка и приемка деталей после сварки выполняются в
соответствии с требованиями настоящего Руководства и Инструкции по сварочным и
наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-
поездов.
На ремонтных заводах разрабатываются технологические процессы выполнения каждой
ответственной сварочной операции на основе требований Инструкции по сварочным и
наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов
и настоящего Руководства . Каждый технологический процесс утверждается главным
инженером завода.
13.2 Сварочные работы выполняются сварщиками, имеющими тарифный разряд,
соответствующий разряду работ, и прошедшими периодические испытания согласно
действующим Правилам по испытанию сварщиков на железнодорожном транспорте.
13.3 Ремонтируемые наплавкой детали электровозов доводятся до чертежных размеров
или размеров, указанных в настоящем Руководстве , если не имеется других указаний.
13.4 Запрещается производить сварочные работы в случае:
13.4.1 Необходимости работы вблизи свежеокрашенных поверхностей электровоза, когда
краска еще не высохла.
13.4.2 Нарушения изоляции токопроводящих проводов.
13.4.3 Попадания воды или масла на место сварки.
13.4.4 Неправильной подготовки и разделки швов перед их сваркой.
13.4.5 Несоответствия температуры цеха или наличия сквозняков при сварке деталей, для
которых предусмотрены специальные требования температурного режима.
13.4.6 Отсутствия оборудования, необходимого для термической обработки перед сваркой
и после сварки, если это требуется по установленной технологии.
13.4.7 Несоответствия типа электродов требованиям установленной технологии по
производству данных сварочных работ.
13.5 При выполнении ответственных сварочных работ по заварке трещин, вварке вставок
и приварке накладок на рамах тележек, раме кузова детали после подготовки к сварке
осматриваются мастером ОТК, а после окончания сварки работа принимается мастером ОТК.
Выполнение указанных работ регистрируется в техническом паспорте электровоза.
13.6 При креплении деталей электровоза запрещается оставлять или устанавливать болты
и гайки, имеющие трещины, изношенную или сорванную резьбу, забитые грани, а также
ставить болты, не соответствующие размерам отверстий в соединяемых деталях.
13.7 Крепление деталей оборудования осуществляется в соответствии с требованиями
чертежей. В обязательном порядке устанавливаются и находятся в исправном состоянии все
предохранительные устройства узлов, оборудования, деталей, предусмотренные конструкцией
или чертежами по модернизации электровозов.
64
13.8 Отверстия под болты при относительном их смещении в соединяемых деталях,
препятствующем прохождению болта соответствующего размера, рассверливаются или
завариваются и вновь просверливаются. Пригонка отверстий оправкой не разрешается.
Заусенцы и острые края отверстий под заклепки снимаются зенковкой.
13.9 При креплении деревянных деталей шурупы ввертываются до отказа. Забивать их
запрещается. При установке заклепок полностью заполняются отверстия и плотно сжимаются
соединяемые детали.
Головки заклепок делаются полномерными, без зарубок и вмятин, с плотным прилеганием
к соединяемым деталям и располагаются без смещения по отношению к оси стержня. Головки
потайных заклепок не должны выступать над поверхностью листа более чем на 1 мм.
При наличии признаков ослабления (дребезжание при остукивании молотком), трещин в
головках и других дефектов заклепки заменяются. Подсадка и подчеканка слабых заклепок, как
в холодном состоянии, так и при нагреве только их головок запрещаются.
13.10 Гальваническое покрытие деталей путем хромирования, меднения, оловянирования,
осталивания, никелирования, цинкования, кадмирования, оксидирования, серебрения
выполняется в соответствии с требованиями чертежей, настоящего Руководства, действующих
инструкций МПС России.
14 ПРИЕМКА, КОНТРОЛЬ. ИСПЫТАНИЯ И ОБКАТКА
14.1 Все отремонтированные или вновь изготовленные детали, аппараты, машины,
агрегаты перед постановкой на электровоз или перед сдачей в кладовую подвергаются
диагностической проверке или испытаниям и принимаются ОТК.
Перечень деталей, аппаратов, машин, агрегатов, подлежащих испытаниям, а также объем,
характер, порядок испытаний и диагностической проверки их должны соответствовать
настоящему Руководству, стандартам, чертежам, технологической документации и указаниям
Министерства путей сообщения.
Обязательной диагностической проверке и испытанию подвергаются: тяговые двигатели,
тяговые трансформаторы, вспомогательные машины
(включая компрессоры), колесно-
моторные блоки, все электрические аппараты, электронное оборудование, электрические цепи
электровозов, скоростемеры, вольтметры и амперметры, счетчики, манометры,
электропневматические клапаны автостопа, краны машиниста, воздухораспределители и
электровоздухораспределители, предохранительные и обратные клапаны, пробковые и конце-
вые краны, воздушные резервуары, рукава концевые, токоприемников и другие
(за
исключением рукавов песочных труб), воздуховоды, рессоры и рессорные подвески, детали
тормозной рычажной передачи, гидравлические амортизаторы, амортизаторы центральных
опор, авторегуляторы, возвращающие устройства, буксовые поводки.
Для обеспечения диагностической проверки и испытаний указанных агрегатов и узлов
электровозоремонтные заводы должны иметь соответствующие стенды, приборы и инструмент.
14.2 Материалы, полуфабрикаты и запасные части, применяемые при ремонте
электровозов, должны соответствовать установленным стандартам и техническим условиям. На
каждую партию материалов, полуфабрикатов и запасных частей, поступающих на завод,
должен быть сертификат завода-изготовителя.
Качество материалов, применяемых при ремонте электровозов, периодически проверяется
в лаборатории.
14.3 Детали электровозов, перечисленные в Приложении Д настоящего Руководства,
подвергаются диагностированию в соответствии с требованиями Инструкции по
неразрушающему контролю деталей и узлов локомотивов и моторвагонного подвижного
состава. Магнитопорошковый метод, Инструкции по неразрушающему контролю узлов и
деталей локомотивов и моторвагонного подвижного состава. Вихретоковый метод, Инструкции
по ультразвуковому контролю деталей электровозов серии ВЛ. Кроме того, начальники заводов
совместно с инспекцией ГУ «Техноцентр» обязаны проводить временно или постоянно
магнитное диагностирование или проверку ультразвуковым дефектоскопом тех деталей, в
которых при эксплуатации наблюдается появление трещин.
65
14.4 Измерительные приборы, инструмент и устройства, применяемые для проверки и
испытания узлов, деталей и материалов при ремонте электровозов, содержатся в постоянной
исправности и подвергаются систематической проверке в установленные сроки в соответствии
с требованиями ГОСТ 24555—81. Кроме того, измерительные приборы и меры подлежат
обязательной государственной поверке. Перечень приборов и сроки поверки устанавливаются
Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов.
14.5 Отдел технического контроля завода контролирует качество ремонтных и
поверочных работ, выполнение диагностирования, соблюдение установленной технологии,
требований настоящего Руководства, действующих Инструкций и участвует в приемке после
ремонта электровозов в целом, а также следующих их основных узлов, аппаратов, машин,
агрегатов и оборудования:
14.5.1 Тяговых двигателей, тягового трансформатора, вспомогательных машин,
компрессоров, электронного оборудования (включая их испытания).
14.5.2 Токоприемников, компрессоров для их подъема.
14.5.3 Электрической аппаратуры, зарядных устройств и устройств поездной радиосвязи.
14.5.4 Колесных пар, тяговых зубчатых передач, устройств привода и собранных колесно-
моторных блоков.
14.5.5 Тележек, их рам, сочленений, шаровых связей, подвесок редукторов, рессор и
элементов рессорного подвешивания, гидравлических амортизаторов, тормозной рычажной
передачи, ударно-сцепных устройств.
14.5.6 Букс и собранных буксовых узлов, резинометаллических блоков буксовых
поводков, роликовых подшипников, колесных пар (проверка расположения в тележках).
14.5.7 Рам, шкворневых соединений и опор кузова, противоразгрузочных устройств.
14.5.8 Приборов автоматического и электропневматического тормозов, автостопов,
воздушных резервуаров, воздухопроводов и соединительных проводов (включая испытания
тормозов).
14.5.9 Песочниц, звуковых сигналов, скоростемеров с их приводами.
14.5.10 Высоковольтных и низковольтных проводов цепи, предназначенной для работы
электровоза по системе многих единиц
(определение сопротивления и диэлектрической
прочности изоляции).
14.6 Отдел технического контроля проверяет надежность крепления всего оборудования
электровоза и особенно электрических машин, межтележечных сочленений, люлечного подве-
шивания, корпусов редукторов и кожухов зубчатых передач, букс моторно-осевых
подшипников, предохранительных устройств, путеочистителей, приемных катушек АЛСН,
тормозных цилиндров и воздушных резервуаров, устройств для подъема на крышу, а также
качество отделки ремонтируемых узлов и окраски электровозов.
Предварительная техническая приемка электровозов в целом производится после
опускания кузова на тележки и окончания всех ремонтных работ.
14.7 Отдел технического контроля систематически проверяет качество материалов и
изделий, применяемых при ремонте электровозов.
14.8 После произведенного ремонта и приемки отделом технического контроля каждый
электровоз подвергается приемосдаточным испытаниям.
14.9 При стационарных
(стендовых) испытаниях и диагностических проверках
выполняются:
14.9.1 Проверка монтажа силовых и вспомогательных цепей, цепей управления
электрических аппаратов и электронного оборудования, а также цепей для работы электровоза
по системе многих единиц.
14.9.2 Проверка сопротивления изоляции и диэлектрической прочности изоляции силовых
и вспомогательных цепей, цепей управления.
14.9.3 Проверка работы и последовательности включения электрических аппаратов и
электронного оборудования при номинальных значениях напряжения и давления воздуха в
магистрали.
14.9.4 Проверка соответствия направления вращения тяговых двигателей, работы
вспомогательных машин, освещения и другого оборудования при напряжении 380 В.
66
14.9.5 Регулировка работы пневматической и тормозной систем с проверкой
производительности мотор-компрессоров и плотности воздушных магистралей.
14.9.6 Проверка работы АЛСН, автостопов, мотор-компрессоров для подъема
токоприемников, звуковых сигналов.
14.9.7 Проверка распределения охлаждающего воздуха по тяговым двигателям и другому
оборудованию согласно требованиям чертежей.
14.10 Перед обкаткой на заводских путях электровоз пропускается через габарит
подвижного состава согласно чертежам.
14.11 До проведения обкатки на заводских путях производится тщательный осмотр
электровоза, обращается особое внимание на подвеску и крепление аппаратов, узлов, блоков и
кассет электронного оборудования, электрических машин и редукторов, состояние рычажно-
тормозной передачи, соединение тормозных рукавов, автосцепного устройства, узлов
заземления.
14.12 При отсутствии электрифицированных заводских путей обкатка электровозов
производится на электрифицированных магистральных путях.
Контрольные испытания выполняются в соответствии с типовыми инструктивными
указаниями по обкатке электроподвижного состава после ремонта.
14.13 Во время обкатки проверяется работа всего электрического, электронного,
механического, пневматического и тормозного оборудования электровозов из обеих кабин
управления на всех режимах.
14.14 После обкаточных испытаний электровоз осматривается, все дефекты и
неисправности, обнаруженные при обкатке и осмотре, устраняются.
При осмотре проверяются:
нагрев буксовых, моторно-осевых и якорных подшипников, состояние аппаратов,
электрических машин и токоведущих частей.
плотность соединения кожухов зубчатой передачи, шаровой связи, боковых опор кузова,
убедиться в отсутствие течи смазки.
производится регулировка рессорного подвешивания опор кузова, люлечного
подвешивания.
Поверочные размеры на электровозе должны соответствовать нормам допусков.
14.15 Сдача электровозов после ремонта и их отправка производятся в соответствии с
Основными условиями ремонта и модернизации тягового подвижного состава, узлов и
агрегатов на ремонтных заводах МПС России.
67
Приложение А
(обязательное)
к Руководству по среднему и капитальному ремонту электровозов переменного тока
29 апреля 2002 г. № РК 103.11.206-2002
Нормы допусков и износов деталей и узлов механического оборудования
Размер, мм
допускаемый при выпуске
Наименование деталей и размеров
Серия электровоза
чертежный
из ремонта
браковочный в эксплуатации
КР
СР
1
2
3
4
5
6
1 Рамы тележек
1.1 Расстояние между осями пазов
ВЛ601), ВЛ821)
950±0,5
949-951
949-951
-
на кронштейнах рамы под валики
ВЛ801), ВЛ85
950±0,7
949-951
949-951
поводков в одном буксовом проеме
ВЛ65
990±0.7
989-991
989-991
1.2 Расстояние между внутренними
ВЛ60, ВЛ82
1890-1
1888-1892
1888-1892
-
,
плоскостями паза буксовых
ВЛ80, ВЛ85
1890+
1888-1892
1888-1892
2
кронштейнов правой и левой
боковины (перпендикулярно
ВЛ65
1908-1912
1908-1912
1910 ± 2
продольной оси рамы тележки)
1.3 Смещение оси паза для валиков
ВЛ60, ВЛ82
-
поводков в буксовых кронштейнах
ВЛ80, ВЛ85
рамы:
ВЛ65
одной боковины, не более
0,1
0,3
0,3
-
правой и левой боковин, не более
1
1
1
-
1.4 Допускаемый прогиб боковины
рамы на всей длине, не более:
вертикальный
ВЛ60, ВЛ82,
5
8
8
Более 15
ВЛ80, ВЛ85, ВЛ65
горизонтальный
ВЛ60, ВЛ82, ВЛ80
5
6
6
Более 15
ВЛ85, ВЛ65
5
6
6
Более 10
местные вмятины
ВЛ60, ВЛ82,
-
6
6
Более 15
ВЛ80, ВЛ85, ВЛ65
Продолжение приложения А
1
2
3
4
5
6
1.5 Расстояние между нижними
ВЛ60, ВЛ82,
220±1
217-223
217-223
-
плоскостями буксовых
ВЛ80, ВЛ85
кронштейнов рамы для валиков
поводков в одном буксовом проеме
1.6 Расстояние между внутренними
ВЛ60
310+1
309,5-311,3
309,5-311,3
-
плоскостями пазов для поводков в
ВЛ82,ВЛ80, ВЛ85
310+1,3
309,5-311,3
309,5-311,3
буксовых кронштейнах
ВЛ65
290+1,15
289,5-291,5
289,5-291,5
2
1.7 Расстояние между верхним и
ВЛ60
320+
318,6-322
318,6-322
Более 330
,
нижним кронштейнами с
приваренными планками на раме
тележки для пружинных подвесок
тяговых двигателей
1.8 Износ накладки под скользун
ВЛ82, ВЛ80К
-
1
1
Более 4
боковой опоры, не более
3
1.9 Расстояние от паза под поводок
ВЛ60
685+
678-690
678-690
-
5
до торца полки кронштейна
третьего и четвертого тяговых
двигателей на раме тележки
1.10 Износ накладок под
ВЛ82, ВЛ80Т,
-
1
1
Более 5
горизонтальные и вертикальные
ВЛ80Р, ВЛ80С,
упоры люлечного подвешивания, не
ВЛ85, ВЛ65
более
1.11 Отклонение от плоскости внут-
ВЛ60, ВЛ82,
0,5
1,5
1,5
-
ренних вертикальных поверхностей
ВЛ80, ВЛ85
кронштейнов под буксы между про-
емами одной колесной пары, не
более
Продолжение приложения А
1
2
3
4
5
6
1.12 Отклонение от параллельности
ВЛ60, ВЛ82,
0,5
1
1
-
внутренних поверхностей стоек
ВЛ80, ВЛ85, ВЛ65
пазов под поводок в одном проеме,
не более
2 Опоры кузова, ограничители (упоры), шаровая связь, противоотносные и возвращающие устройства
2.1 Высота центральной опоры
ВЛ60
714-0,5
712,5-714
712,5-714
-
кузова (без амортизаторов):
электровозов первых выпусков
ВЛ60
726-0,5
724,5-726
724,5-726
-
2.2 Отклонение от вертикали
ВЛ60
2
3
3
-
опорной щеки направляющей
стакана центральной опоры
2.3 Эксцентричность внутренних
ВЛ60
-
2
2
-
поверхностей одного конуса
относительно другого, измеренная
на расстоянии 30 мм от торца
центральной опоры, не более
2.4 Не параллельность опорных по-
ВЛ60
0,5
0,8
0,8
-
верхностей под накладки
направляющей стакана центральной
опоры на длине паза
2.5 Расстояние между боковыми
ВЛ60
272-0,3
270-272
270-272
-
плоскостями центральной опоры
без накладок
2
2.6 Расстояние между накладками
ВЛ60
320+
318,9-322
318,9-322
Менее 310
,
центральной опоры
2.7 Суммарный зазор между наклад-
ВЛ60
0,2-0,6
0,2-0,6
0,2-0,6
Более 2,5
ками центральной опоры и тягового
кронштейна

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..