ДОКЛАД ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2015 ГОДУ - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2015 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

ДОКЛАД ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2015 ГОДУ - часть 6

 

 

81

VII. 

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ 

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В 

2015 

году 

ключевыми 

направлениями 

деятельности 

Министерства 

здравоохранения 

Российской 

Федерации 

в 

сфере 

информатизации 

здравоохранения 

стали:  создание  нормативно-правовых 
и  методологических  документов  в  целях 
развития 

Единой 

государственной 

информационной 

системы 

в 

сфере 

здравоохранения  (далее  –    ЕГИСЗ)  и 
информационных  систем,  используемых 
в здравоохранении субъектов Российской 
Федерации, 

создание 

единой 

регламентной 

службы 

для 

ведения 

и 

развития 

нормативно-справочной 

информации,  доработка  функционала 
компонентов ЕГИСЗ.

Министерством  здравоохранения 

Российской 

Федерации 

разработаны 

поправки  в  статьи  Федерального  закона 
от  21  ноября  2011  г.  №    323-ФЗ  «Об 
основах  охраны  здоровья  граждан  в 
Российской 

Федерации», 

создающие 

правовые 

основы 

использования 

информационно-телекоммуникационных 
технологий  в  сфере  охраны  здоровья 
граждан,  введения  электронных  форм 
документов  в  сфере  здравоохранения, 
функционирования 

ЕГИСЗ 

и 

ее 

информационного 

взаимодействия 

с 

иными  информационными  системами, 
использования 

информационно-

телекоммуникационных 

технологий 

медицинскими работниками при оказании 
медицинской помощи.

В целях обеспечения эффективного 

контроля 

качества 

лекарственных 

препаратов, находящихся в обращении, и 
борьбы с их фальсификацией разработана 
Концепция создания автоматизированной 
системы 

мониторинга 

движения 

лекарственных 

препаратов 

от 

производителя до конечного потребителя.

В 

рамках 

методологической 

поддержки 

субъектов 

Российской 

Федерации  в  2015  году  Министерство 
здравоохранения 

Российской 

Федерации 

утвердило 

Типовые 

требования  к  функционалу  медицинских 
информационных  систем  медицинской 
организации.

В  начале  2015  года  Министерство 

здравоохранения  Российской  Федерации 
разработало 

План 

мероприятий 

по 

развитию  ЕГИСЗ  в  2015–2018  годах 
в  субъектах  Российской  Федерации 
(«дорожная 

карта»), 

одобренный 

в 

апреле  2015  года  Подкомиссией  по 
развитию  электронного  здравоохранения 
при 

Правительственной 

комиссии 

по 

использованию 

информационных 

технологий для улучшения качества жизни 
и  условий  ведения  предпринимательской 
деятельности. 

Во  втором  квартале  2015  года 

между  Министерством  здравоохранения 
Российской 

Федерации 

и 

органами 

исполнительной 

власти 

субъектов 

Российской  Федерации  были  подписаны 
соглашения  о  реализации  «дорожной 
карты»  по  развитию  ЕГИСЗ  в  2015–2018 
годах, 

определяющие 

приоритетные 

мероприятия 

с 

индивидуальными 

показателями, 

согласованными 

для 

каждого субъекта Российской Федерации, 
реализация  которых  должна  обеспечить 
к  2018  году  достижение  субъектами 
Российской  Федерации  единого  уровня 
развития  информационных  систем  в 
здравоохранении регионов.

Результаты 

мониторинга 

исполнения  «дорожных  карт»  субъектами 
Российской  Федерации  в  2015  году 
следующие: 

более 

половины 

медицинских 

организаций  в  81  субъекте  Российской 
Федерации 

используют 

медицинские 

информационные системы;

граждане 83 субъектов Российской 

Федерации  могут  записаться  на  прием 
к  врачу  в  электронном  виде,  при  этом 
наиболее  развитыми  и  востребованными 
являются  такие  способы  записи,  как 
региональный  портал  здравоохранения, 
единый 

региональный 

контакт-центр, 

мобильные приложения и инфоматы;

более 

62% 

станций 

скорой 

медицинской  помощи  подключены  к 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

82 ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2015

системе  управления  приема  и  обработки 
вызовов  с  использованием  системы 
ГЛОНАСС,  94%  всех  машин  скорой 
медицинской 

помощи 

оснащены 

системами  навигации  ГЛОНАСС.  В  2015 
году 

Министерство 

здравоохранения 

Российской Федерации модернизировало 
типовую 

информационную 

систему 

диспетчеризации 

санитарного 

автотранспорта,  которая  включает  в  себя 
интеграцию с «Системой 112»;

79%  медицинских  организаций 

автоматизировали 

процесс 

выдачи 

рецептов  на  льготные  лекарственные 
средства.  В  2015  году  с  использованием 
медицинских  информационных  систем 
было  выписано  более  30  млн  рецептов 
льготного лекарственного обеспечения;

75 

субъектов 

Российской 

Федерации  реализовали  дистанционное 
взаимодействие медицинских работников 
с 

использованием 

информационно-

телекоммуникационных 

технологий. 

В 

целях 

повышения 

доступности 

медицинской 

помощи 

Министерство 

здравоохранения  Российской  Федерации 
приступило  к  созданию  телемедицинской 
системы 

на 

базе 

ведущих 

ФГБУ 

Министерства 

здравоохранения 

Российской  Федерации  для  возможности 
дистанционного 

взаимодействия 

при  оказании  медицинской  помощи 

между  специалистами  федеральных  и 
региональных медицинских организаций.

Задачи на 2016 год

утверждение 

нормативно-

правовых  документов  для  использования 
информационно-телекоммуникационных 
технологий  в  сфере  охраны  здоровья 
граждан;

развитие  единой  нормативно-

справочной  информации,  обеспечение 
методологической 

и 

регламентной 

поддержки 

субъектов 

Российской 

Федерации,  в  соответствии  с  «дорожной 
картой»;

модернизация 

и 

развитие 

федеральных  компонентов  ЕГИСЗ  для 
реализации межведомственных проектов;

развитие 

региональных 

медицинских  информационных  систем 
в 

соответствии 

с 

направлениями, 

определенными  в  «дорожной  карте», 
которые  нацелены  на      повышение            
качества  и  доступности  медицинской    
помощи и лекарственного обеспечения за 
счет  повышения  точности  планирования 
и  распределения  необходимых  объемов 
медицинской 

помощи 

и 

ресурсов, 

увеличения 

вовлеченности 

граждан 

в 

лечебно-диагностический 

процесс, 

сокращения  непрофильной  деятельности 
врачей.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

VIII. ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ 

СИСТЕМЫ  

«ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО»  

В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИНИСТЕРСТВА 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МИНИСТЕРСТВА 

С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ 

СООБЩЕСТВОМ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ 

ОРГАНИЗАЦИЯМИ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

84 ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2015

VIII. 

ВНЕДРЕНИЕ 

МЕХАНИЗМОВ 

СИСТЕМЫ  «ОТКРЫТОЕ  ПРАВИТЕЛЬСТВО» 
В 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

МИНИСТЕРСТВА. 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  МИНИСТЕРСТВА  С 
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ  СООБЩЕСТВОМ  И 
ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

8.1. 

Внедрение 

механизмов 

системы  «Открытое  правительство»  в 
деятельность Министерства 

Министерством  здравоохранения 

Российской  Федерации  в  2015  году 
продолжалась 

активная 

работа 

по 

реализации 

основных 

механизмов 

системы «Открытое правительство: 

механизм 

информационной 

открытости:

представление 

и 

поддержание 

в  актуальном  состоянии  информации 
о  своей  деятельности  на  официальном 
сайте  Министерства  в  сети  Интернет 
обеспечило  стабильное  10  место  (из  76 
федеральных  органов  исполнительной 
власти)  в  рейтинге  официальных  сайтов 
федеральных  органов  исполнительной 
власти  на  соответствие  требованиям 
законодательства о доступе к информации 
о  деятельности  государственных  органов 
и  органов  местного  самоуправления, 
проводимого 

Минэкономразвития 

России  в  соответствии  с  постановлением 
Правительства  Российской  Федерации 
от  24  ноября  2009  г.  №  953  «Об 
обеспечении  доступа  к  информации  о 
деятельности  Правительства  Российской 
Федерации  и  федеральных  органов 
исполнительной власти» с использованием 
автоматизированной 

информационной 

системы 

мониторинга 

официальных 

сайтов 

государственных 

органов 

и 

органов 

местного 

самоуправления, 

расположенной 

в 

информационно-

телекоммуникационной  сети  «Интернет»  
по адресу: http://www.gosmonitor.ru.; 

обеспечение 

работы 

с 

открытыми данными:

размещение  и  обновление  наборов 

открытых 

государственных 

данных 

позволило участникам хакатона (марафон 
программирования), 

проходившего 

в 

июне и октябре 2015 года в Аналитическом 

центре  при  Правительстве  Российской 
Федерации, 

разработать 

мобильное 

приложение  «Народный  аудит  цен  в 
аптеках  –    Жалобин»  (победившее  в 
номинации  «Лучшее  приложение»)  и  веб-
сервис  для  определения,  является  ли 
лекарственное средство допингом; 

информирование  о  работе  с 

обращениями граждан и организаций:

в 2015 году Общественным советом 

при 

Министерстве 

здравоохранения 

Российской Федерации впервые проведен 
выборочный анализ работы Министерства 
здравоохранения  Российской  Федерации 
с 

обращениями 

граждан, 

включая 

анализ  качества  ответов,  механизмов 
реагирования  на  предложения  и  жалобы 
граждан и общественных организаций. 

Итоги 

исследования 

свидетельствуют, 

что 

Министерство 

здравоохранения  Российской  Федерации 
стремится  соответствовать  принципам 
Концепции 

открытости 

федеральных 

органов исполнительной власти.

Результаты сравнительного анализа 

информации  о  работе  с  обращениями 
граждан  Министерства  здравоохранения 
Российской 

Федерации 

и 

других 

федеральных  органов  исполнительной 
власти,  раскрываемой  на  официальных 
сайтах,  показывают,  что  Министерство 
здравоохранения  Российской  Федерации 
отличается 

наиболее 

полным 

и 

системным  раскрытием  аналитической  и 
статистической информации об этом виде 
деятельности. 

Свыше  половины  всех  письменных 

обращений (52 %) составляют обращения, 
в 

которых 

решения 

обозначенных 

вопросов относятся к компетенции органов 
государственной 

власти 

субъектов 

Российской  Федерации  в  сфере  охраны 
здоровья. 

Граждане,  обратившиеся  в  Обще-

ственную  приемную  Министерства  здра-
воохранения 

Российской 

Федерации, 

выражают  высокую  удовлетворенность 
обратной  связью,  при  этом  30%  из  них 
было достаточно получить устные разъяс-
нения специалиста. 

«Обращения 

граждан 

в 

Министерство 

здравоохранения 

Российской Федерации» –  это индикатор 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

85

эффективности  принимаемых  решений 
в  сфере  охраны  здоровья,  и,  чем 
совершеннее механизмы обратной связи, 
тем  выше  доверие  к  государственной 
политике  в  области  здравоохранения,  –  
отмечает 

Владимир 

Семенов, 

председатель 

Общественного 

совета 

при 

Министерстве 

здравоохранения 

Российской Федерации.

8.2. Взаимодействие Министерства 

с  профессиональным  сообществом  и 

общественными организациями

В  феврале  2015  года  состоялось 

первое 

открытое 

заседание 

Совета 

общественных  организаций  по  защите 
прав 

пациентов 

при 

Министерстве 

здравоохранения  Российской  Федерации 
с  участием  органов  государственной 
власти  субъектов  Российской  Федерации 
в сфере охраны здоровья и общественных 
организаций  по  защите  прав  пациентов, 
приуроченное 

к 

Международному 

дню 

редких 

заболеваний 

«Редкие 

заболевания  в  России  –    от  проблемы  к 
решению», на котором были рассмотрены 
вопросы 

организации 

медицинской 

помощи  и  лекарственного  обеспечения 
больных 

с 

редкими 

заболеваниями 

в 

Российской 

Федерации, 

опыт 

реализации  региональных  программ  и 
школ  пациентов  –    международный  опыт 
оказания  помощи  пациентам  с  редкими 
заболеваниями, 

благотворительная 

деятельность 

в 

решении 

проблем 

пациентов с редкими заболеваниями.

Министерство 

здравоохранения 

Российской 

Федерации 

выстраивает 

систему 

участия 

социально 

ориентированных 

некоммерческих 

организаций 

в 

реализации 

государственной политики в сфере охраны 
здоровья, 

привлекая 

представителей 

гражданского  общества  к  участию  в 
подготовке  и  общественном  обсуждении 
нормативных  правовых  актов,  развитию 
общественного  контроля  их  реализации 
и  деятельности  органов  государственной 
власти 

в 

сфере 

охраны 

здоровья, 

в 

обеспечении 

прав 

граждан 

на       

качественную  и  доступную  медицинскую 
помощь, 

развитии 

волонтерского 

движения.

В  мае  2015  года  при  участии 

Министерства  экономического  развития 
Российской 

Федерации 

проведено 

Всероссийское  совещание  с  участием 
органов государственной власти субъектов 
Российской  Федерации  в  сфере  охраны 
здоровья  и  социально  ориентированных 
некоммерческих организаций (далее –  СО 
НКО)  всех  регионов  страны  по  вопросам 
развития  взаимодействия  органов  власти 
и СО НКО с обсуждением:

«лучших  практик»  и  результатов 

реализации 

грантовой 

поддержки 

деятельности СО НКО;

реализации 

предложений 

по 

развитию  механизмов  информационной 
поддержки 

деятельности 

СО 

НКО, 

благотворительности  и  добровольчества, 
в  том  числе  в  рамках  проводимых 
информационных 

кампаний 

и 

размещаемой социальной рекламы;

деятельности 

рабочих 

групп, 

создаваемых  органами  государственной 
власти с участием СО НКО.

В 

2015 

году 

Министерством 

здравоохранения  Российской  Федерации 
совместно  c  органами  государственной 
власти  субъектов  Российской  Федерации 
в  сфере  охраны  здоровья  продолжалась 
работа  по  формированию  и  развитию 
медицинских 

профессиональных 

некоммерческих 

организаций, 

объединяющих 

большинство 

врачей, 

работающих  на  территории  субъекта  
Российской Федерации.

Медицинские 

профессиональные 

некоммерческие 

организации 

осуществляют  деятельность  во  всех 
субъектах 

Российской 

Федерации. 

В 

шестидесяти 

регионах 

такие 

организации 

объединяют 

более 

25%  от  общей  численности  врачей, 
работающих  на  территории  субъекта  
Российской 

Федерации, 

то 

есть 

соответствуют 

части 

статьи 

76 

Федерального закона от 21 ноября 2011 г. 
№  323-ФЗ  «Об  основах  охраны  здоровья 
граждан в Российской Федерации».

Эти  организации  в  установленном 

законодательством 

Российской 

Федерации 

порядке 

участвуют 

в                              аттестации  медицинских  и 
фармацевтических 

работников, 

в 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

86 ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2015

заключении  соглашений  по  тарифам 
на  медицинские  услуги  в  системе 
обязательного медицинского страхования, 
в  разработке  территориальных  программ 
государственных  гарантий  бесплатного 
оказания 

гражданам 

медицинской 

помощи, 

в 

рассмотрении 

жалоб 

(претензий)  пациентов  и  в  досудебном 
урегулировании  споров,  рассматривают 
вопросы,  связанные  с  медицинской 
этикой 

и 

деонтологией, 

проводят 

конкурсы  профессионального  мастерства 
и 

освещают 

работу 

медицинских 

специалистов  в  средствах  массовой 
информации,  способствуя  повышению 
престижа медицинских профессий. 

8.3. 

Независимая 

оценка 

качества  оказания  услуг  медицинскими 

организациями

В 

марте 

2015 

года 

на 

Общественный  совет  при  Министерстве 
здравоохранения  Российской  Федерации 
возложены  функции  по  организации 
и 

проведению 

независимой 

оценки 

качества  оказания  услуг  медицинскими 
организациями. 

Общественным 

советом 

проведена 

независимая 

оценка 

качества 

оказания 

услуг 

в  

42 

медицинских 

организациях, 

подведомственных 

Министерству 

здравоохранения  Российской  Федерации, 
по  результатам  которой  разработаны 
предложения  по  улучшению  качества 
их  работы.  Информация  о  результатах 
независимой  оценки  качества  оказания 
услуг 

медицинскими 

организациями 

размещена 

на 

официальном 

сайте 

Министерства 

здравоохранения 

Российской  Федерации  и  официальном 
сайте  для  размещения  информации 
о  государственных  и  муниципальных 
учреждениях 

в 

сети 

«Интернет»  

(www.bus.gov.ru).

Совместно 

с 

Общественным 

советом 

Министерством 

здравоохра-

нения  Российской  Федерации  организо-
вана  работа  по  проведению  независимой 
оценки качества оказания услуг медицин-
скими  организациями,  участвующими  в 
реализации  программы  государственных 
гарантий  бесплатного  оказания  граж-
данам  медицинской  помощи,  во  всех  

субъектах  Российской  Федерации,  и 
обеспечен мониторинг этой работы. 

Органами 

государственной 

власти 

субъектов 

Российской 

Федерации  в  сфере  охраны  здоровья 
сформированы  общественные  советы 
по  проведению  независимой  оценки  с 
участием  представителей  общественных 
объединений  по  защите  прав  граждан  в 
сфере  охраны  здоровья  и  медицинских 
профессиональных 

некоммерческих 

организаций, или наделены полномочиями 
уже созданные общественные советы.

С  1  июля  2015  года  в  целях  изуче-

ния 

мнения 

пациентов 

о 

качестве 

оказываемых  услуг,  на  официальных 
сайтах  Министерства  здравоохранения  
Российской Федерации, органов государ-
ственной  власти  субъектов  Российской 
Федерации  в  сфере  охраны  здоровья  и 
медицинских  организаций,  участвующих 
в  реализации  программы  государствен-
ных гарантий бесплатного оказания граж-
данам  медицинской  помощи,  размещен 
единый  баннер  «Независимая  оценка 
качества  оказания  услуг  медицинскими 
организациями»  и  интерактивная  форма 
анкет  «Анкета  для  оценки  качества  оказа-
ния  услуг  медицинскими  организациями 
в  амбулаторных  (стационарных)  услови-
ях». Анкетирование ведется на постоянной 
основе в электронном виде. Также обеспе-
чена возможность заполнения таких анкет 
на  бумажных  носителях  в  помещениях 
медицинских организаций.

В  2015  году  гражданами  заполнено 

более  35  тыс.  анкет  в  амбулаторных 
условиях  и  более  18  тыс.  анкет  в 
стационарных условиях.

Единые подходы к организации этой 

работы  и  единые  формы  анкетирования 
позволяют  создать  равные  условия  при 
проведении независимой оценки качества.

Задачи на 2016 год

Развитие  системы  независимой 

оценки 

качества 

оказания 

услуг 

медицинскими организациями.

Избрание 

нового 

состава 

Общественного совета при Министерстве 
здравоохранения Российской Федерации.

Развитие  системы  общественного 

контроля в сфере охраны здоровья.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

IX. КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

88 ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2015

IX. КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

9.1.  Коммуникационная  кампания 

по формированию приоритетов здорового 

образа жизни «Здоровая Россия»

В  рамках  проведения  Года  борьбы 

с  сердечно-сосудистыми  заболеваниями 
осуществлялась 

информационно-

коммуникационная 

кампания: 

были 

разработаны социально-информационные 
плакаты,  стимулирующие  граждан  к 
профилактике 

сердечно-сосудистых 

заболеваний, 

занявшие 

призовое 

место 

во 

Всероссийском 

конкурсе 

социальной  рекламы  среди  органов 
государственной 

власти 

«Импульс», 

совместно  с  аэропортами  «Внуково», 
«Шереметьево»  и  «Домодедово»  были 
размещены  информационные  материалы 
на  территории  аэровокзалов,  в  бортовых 
журналах 

авиакомпании 

«Ютейр». 

В  Московском  метрополитене  была 
проведена кампания по информированию 
посредством  голосовых  сообщений,  а 
операторами  сотовой  связи  «МТС»  и 
«Билайн» посредством sms сообщений. 

Был  проведён  День  борьбы  с 

сердечно-сосудистыми 

заболеваниями 

и 

Всероссийский 

день 

сердца. 

Рекламно-информационные 

материалы 

о 

сердечно-сосудистых 

заболеваниях 

и  их  профилактике  были  размещены 
на 

железнодорожном 

транспорте, 

в 

аэропортах  города  Москвы,  на  бортах 
крупнейших  российских  авиалиний,  на 
территории  московского  метрополитена. 
Специально  созданные  телепрограммы 
и  сюжеты  о  важнейших  направлениях 
современного 

здравоохранения 

были  показаны  на  14  федеральных 
телеканалах 

общим 

хронометражём 

более  2  300  минут  с  участием  более  100 
специалистов  сферы  здравоохранения. 
Обеспечивались  размещение  публикаций 
в  печатных  изданиях  и  выпуск  сувенирной 
продукции  (например,  художественный 
маркированный 

почтовый 

конверт, 

посвященный  Году  борьбы  с  сердечно-
сосудистыми  заболеваниями,  тиражом 
1  млн  шт.).  На  федеральном  уровне  и 
в 

субъектах 

Российской 

Федерации 

были 

проведены 

просветительские 

культурно-массовые 

и 

культурно-

спортивные  мероприятия,  посвященные 
Году  борьбы  с  сердечно-сосудистыми 
заболеваниями.  Волонтерское  движение  в 
2015 году вовлекло в свои ряды студентов 
образовательных  организаций  высшего  и 
среднего профессионального образования, 
подведомственных 

Министерству 

здравоохранения Российской Федерации.

Организационные 

основы    

проведения 

указанной 

кампании 

определены 

информационно-

коммуникационной  Стратегией  по  борьбе 
с  потреблением  алкоголя  и  табака, 
предупреждению и борьбе с немедицинским 
потреблением  наркотических  средств  и 
психотропных  веществ  на  период  до  2020 
года, утвержденной приказом Министерства 
здравоохранения  Российской  Федерации 
от 30 сентября 2013 г. № 677. 

Для 

информационной 

поддержки 

реализации 

мероприятий 

указанной 

Стратегии 

функционирует 

единый 

информационный 

ресурс, 

предоставляющий 

пользователям 

информацию  о  принципах  и  способах 
ведения здорового образа жизни, а также 
материалы, 

посвященные 

проблеме 

сердечно-сосудистых 

заболеваний, 

–  

www.takzdorovo.ru.  С  момента  создания 
сайта  было  размещено:  823  авторские 
колонки, 945 статей, 1 824 новости, 1 430 
видео, 63 онлайн-конференции, 77 тестов 
и  173  опроса.  Средняя  посещаемость 
портала  достигает  30  тыс.  пользователей 
в  сутки.  За  2015  год  информационный 
портал о здоровом образе жизни посетило 
3,42 млн человек.

Функционирует круглосуточная бес-

платная  «Горячая  линия»,  предоставляю-
щая консультации гражданам по вопросам 
здорового  питания,  физической  активно-
сти, отказа от табака, рисков потребления 
алкоголя, рисков потребления наркотиков, 
работы  центров  здоровья.  На  «горячую 
линию» ежегодно поступает около 40 тыс. 
вызовов.  Из  них  62  %  по  теме  «Риски  по-
требления  табака  и  профилактика  табач-
ной  зависимости»,  22  %  по  теме  «Риски 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

89

потребления алкоголя и профилактика ал-
когольной зависимости», остальные звон-
ки  по  темам  «Здоровое  питание»,  «Риски 
потребления  наркотиков  и  профилактика 
наркотической  зависимости»  и  Центры 
здоровья.

В 2015 году на пилотной основе было 

реализовано несколько коммуникационных 
проектов,  предлагающих    принципиально 
иное  взаимодействие  с  лицами,  которым 
они адресованы. Так, совместно с Фондом 
«Общественное 

мнение» 

реализован 

федеральный  краудсорсинговый  проект 
«Фабрика  здоровья»  для  привлечения 
к 

здоровому 

образу 

жизни 

людей 

активного 

трудоспособного 

возраста. 

На 

сайте 

фабриказдоровья2015.рф 

приняли  участие  более  6  тыс.  человек 
и  предложили  около  1  тыс.  решений  по 
ведению  здорового  образа  жизни.  Более 
10  млн  человек  посетили  сайт  проекта  за 
время его реализации. 

В  2015  году  запущено  мобильное 

приложение 

«Здесь 

не 

курят», 

созданное  по  инициативе  Министерства 
здравоохранения Российской Федерации, 
которое  предоставляет  пользователям 
механизм 

для 

информирования 

соответствующих  органов  о  нарушениях 
запрета  курения  в  общественных  местах. 
По  данным  статистики:  31  %  обращений, 
поданных через приложение, –  о курении 
в местах общественного питания, 22 % — 
о  курении  в  поездах,  14  %  –    о  курении 
в общественном транспорте. 

9.2.  Коммуникационная  кампания 

по  развитию  массового  добровольного 

донорства крови и ее компонентов 

В 

2015 

году 

продолжалась 

реализация  мероприятий  по  пропаганде 
и  привлечению  безвозмездных  доноров. 
Эффективно 

функционирует 

уже 

хорошо 

развитая 

коммуникационная 

инфраструктура Службы крови:

Интернет-портал 

Службы 

крови  www.yadonor.ru  –    это  не  только 
расширенная  информационная  база  для 
всех  участников  донорского  движения: 
доноров,  волонтеров,  некоммерческих 
организаций,  предприятий  и  компаний, 

общественных  советов,  журналистов,  но 
и  возможность  взаимодействия  между 
ними. 

«Горячая 

линия» 

по 

вопросам 

донорства  крови  –    8-800-333-33-30 
работает  круглосуточно,  звонок  по  России 
бесплатный.  

Наряду  с  основным  инструментом 

привлечения доноров крови –  регулярной 
агитационной 

работой, 

в 

рамках 

реализации  мероприятий  по  пропаганде 
и 

привлечению 

безвозмездных 

доноров 

в 

2015 

году 

проведены: 

Всероссийский 

молодежный 

форум 

«Селигер», 

инновационный 

форум 

«Территория  смыслов»,  День  донорского 
совершеннолетия,  Национальный  День 
Донора, Авто-Мото-донор, Всероссийская 
суббота доноров. 

В  2015  году  проведен  очередной 

творческий 

конкурс 

МУЗАРТЕРИЯ 

(проводится  с  2011  года).  Выбрав  на 
финальном  концерте  в  Москве  лучшую 
песню,  ставшую  гимном  донору,  Служба 
крови 

осуществила 

путешествие 

по 

маршруту  Москва  –    Владивосток  в 
поисках  новых  талантов,  призывающих  к 
состраданию и гуманизму. 

Уникальный  проект,  посвященный 

донорской  славе,  получил  общественное 
признание,  став  лауреатом  конкурса 
социальной 

рекламы 

«Импульс» 

в  

номинации «Лучшая рекламная кампания».

В  2015  году  проведен  уже  третий 

по  счету  Всероссийский  Съезд  для 
менеджеров  по  пропаганде  донорства 
крови,  целью  которого  является  развитие 
профессионального 

сообщества 

Службы  крови.  За  время  проведения 
Съезда  удалось  достичь  понимания      
того, 

насколько 

важно 

соблюдение 

корпоративной  этики  на  местах,  в  том 
числе  благодаря  обмену  опытом  между 
специалистами  учреждений  в  рамках 
регулярных онлайн-конференций.

3  декабря  2015  года  проведен 

восьмой  Всероссийский  Форум  Службы 
крови, 

в 

рамках 

которого 

прошла 

церемония  награждения  победителей 
конкурса  профессионального  мастерства 
среди региональных станций переливания 
крови. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

90 ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2015

9.3.  Коммуникационная  кампания 

по 

профилактике 

ВИЧ-инфекции, 

вирусных гепатитов В и С

В 

целях 

повышения 

уровня 

информированности  граждан  Российской 
Федерации  по  вопросам  профилактики 
ВИЧ-инфекции  и  вирусных  гепатитов 
В  и  С  были  проведены  масштабные 
информационные  кампании  в  5  наиболее 
пораженных регионах. 

В общей сложности было размещено 

3 504 видеоролика, 57% из которых вышли 
в прайм-тайм. 

Три 

«вирусных» 

ролика 

на 

видеохостинге  Youtube.com  посмотрели 
свыше 1,1 млн раз.

Посещаемость 

Интернет-портала 

по  профилактике  ВИЧ/СПИДа  o-spide.ru  
составила  более  60  000  посетителей  в 
месяц. 

24 ноября был организован I Форум 

для  специалистов  по  профилактике  и 
лечению  ВИЧ/СПИДа,  а  1  декабря  2015 
года в Москве во Всемирный день борьбы 
со СПИДом состоялся Всероссийский День 
тестирования  на  ВИЧ,  в  котором  приняли 
участие  многие  звезды  телевидения  (в 
частности, В. Познер).

9.4.  Коммуникационная  кампания 

по 

реализации 

мероприятий 

ФЦП 

«Повышение  безопасности  дорожного 

движения в 2013-2020 годах».

В  рамках  исполнения  программы  в 

части компетенции Министерства здраво-
охранения  Российской  Федерации  были 
разработаны  и  размещены  информаци-
онные  и  методические  материалы  для 
взрослой  и  детской  аудитории,  инфор-

мирующие  о  правилах  оказания  первой 
помощи 

пострадавшим 

в 

дорожно- 

транспортных происшествиях.

Пропагандистское 

воздействие 

разработанных  материалов  направлено 
на  сокращение  смертности  в  результате 
дорожно-транспортных 

происшествий, 

повышение культуры вождения и развитие 
у  детей  навыков  безопасного  пове-
дения  на  дорогах.  Материалы  разрабо-
таны  на  основе  изучения  отечественного 
и  зарубежного  опыта.  Психологические 
рекомендации  по  созданию  информа-
ционных  материалов  были  верифициро-
ваны на основе проведения фокус-групп в 
различных целевых аудиториях.

Разработанные 

информационные 

материалы представляют собой: 2 ролика 
для  размещения  в  сети  Интернет  и 
инфографические (легко воспринимаемой 
формы)  материалы  для  размещения  на 
интернет-сайтах  и  в  печатных  изданиях, 
а  также  комиксы  для  использования  в 
детской печатной продукции.

В 

результате 

информационной 

кампании  охват  взрослой  и  детской 
аудитории превысил 4 млн человек.

Задачи на 2016 год

Продолжение  реализации  инфор-

мационно-коммуникационных  кампаний, 
направленных на формирование здорово-
го образа жизни.

Проведение  комплекса  меропри-

ятий  для  повышения  осведомленности 
граждан  об  институте  донорства,  привле-
чения  новых  доноров  и  сохранения  регу-
лярных доноров.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

X. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-

ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА  

В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

92 ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2015

X. 

РАЗВИТИЕ 

ГОСУДАРСТВЕН-

НО-ЧАСТНОГО  ПАРТНЕРСТВА  В  СФЕРЕ 
ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

В  целях  расширения  инструмен-

тария привлечения инвестиций в развитие 
и модернизацию инфраструктуры здраво-
охранения  Министерством  здравоохра-
нения Российской Федерации в 2015 году 
была  продолжена  работа  по  созданию 
соответствующих правовых условий.

Министерство 

здравоохранения 

Российской 

Федерации 

принимало 

участие  в  разработке  вступившего  в 
силу  с  1  января  2016  г.  Федерального 
закона  от  13  июля  2015  г.  №  224-ФЗ 
«О  государственно-частном  партнерстве, 
муниципально-частном  партнерстве  в 
Российской  Федерации  и  о  внесении 
изменений  в  отдельные  законодательные 
акты  Российской  Федерации»  (далее  –  
Закон  №  224-ФЗ),  который  направлен  на 
формирование  условий  для  создания  и 
модернизации  частными  инвесторами 
объектов 

публичной 

инфраструктуры, 

а  именно  –    транспортной,  социальной 
инфраструктуры  (в  том  числе  объектов 
здравоохранения,  а  также  объектов, 
предназначенных 

для 

санаторно-

курортного лечения и иной деятельности в 
сфере охраны здоровья), инфраструктуры 
связи  и  электроэнергетики,  в  целях 
повышения  качества  предоставляемых 
населению услуг. 

Также  Министерство  принимало 

участие 

в 

подготовке 

нормативных 

правовых актов Правительства Российской 
Федерации и Минэкономразвития России, 
направленных  на  реализацию  Закона 
№ 224-ФЗ. 

На  основании  предложения  Мини-

стерства  здравоохранения  Российской 
Федерации и Минэкономразвития России 
Правительством  Российской  Федерации 
в  2015  году  внесены  изменения  в  поста-
новление 

Правительства 

Российской 

Федерации  от  28  ноября  2013  г.  №  1087 
«Об  определении  случаев  заключения 
контракта  жизненного  цикла»,  определя-
ющие возможность заключения контракта 
жизненного  цикла  в  отношении  объектов 

здравоохранения 

(постановление  

Правительства  Российской  Федерации 
от 29 декабря 2015 г. № 1480 «О внесении 
изменений  в  пункт  1  постановления 
Правительства  Российской  Федерации  от  
28 ноября 2013 г. № 1087»).

В 

2015 

году 

Министерством 

здравоохранения  Российской  Федерации 
подготовлены 

проекты 

федеральных 

законов:

«О 

внесении 

изменений 

в 

Федеральный  закон  «О  концессионных 
соглашениях»,  предусматривающий,  что 
в  случае,  если  объектом  концессионного 
соглашения 

являются 

объекты 

здравоохранения, 

принадлежащие 

на 

момент 

принятия 

решения 

о 

заключении  концессионного  соглашения 
государственному 

бюджетному 

учреждению  на  праве  оперативного 
управления,  такое  учреждение  может 
участвовать  на  стороне  концедента  в 
обязательствах 

по 

концессионному 

соглашению  и  осуществлять  отдельные 
полномочия концедента;

«О 

внесении 

изменений 

в 

Земельный 

кодекс 

Российской  

Федерации»,  которые  предусматривают 
установление  возможности  предостав-
ления  без  проведения  торгов  земельных 
участков  по  инвестиционным  договорам 
в отношении находящихся в федеральной 
собственности  объектов  недвижимого 
имущества  лицу,  с  которым  заключен 
такой договор. 

В  рамках  последовательно  прово-

димой  федеральными  органами  испол-
нительной  власти  работы  по  совершен-
ствованию  законодательства  Российской 
Федерации  в  сфере  государственно- 
частного 

партнерства 

Министерство 

совместно с другими федеральными орга-
нами  исполнительной  власти  принимало  
участие в формировании предложений по:

внесению  изменений  в  поста-

новления 

Правительства 

Российской 

Федерации  от  10  августа  2007  г.  №  505 
«О порядке принятия федеральными орга-
нами  исполнительной  власти  решений  о 
даче  согласия  на  заключение  сделок  по 
привлечению  инвестиций  в  отношении 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

93

находящихся  в  федеральной  собствен-
ности  объектов  недвижимого  имущества» 
и  от  3  апреля  2008  г.  №  234  «Об  обеспе-
чении жилищного и иного строительства на 
земельных участках, находящихся в феде-
ральной  собственности»  (в  части  совер-
шенствования 

нормативно-правовой 

базы  в  сфере  привлечения  инвестиций  в 
отношении  находящихся  в  федеральной 
собственности  объектов  недвижимого 
имущества)»;

внесению 

изменений 

в 

постановление Правительства Российской 
Федерации  от  11  октября  2014  г.  №  1044 
«Об  утверждении  Программы  поддержки 
инвестиционных  проектов,  реализуемых 
на  территории  Российской  Федерации  на 
основе  проектного  финансирования»,  в 
том числе расширяющих критерии отбора 
инвестиционных  проектов  для  участия  в 
Программе  поддержки  инвестиционных 
проектов,  реализуемых  на  территории 
Российской 

Федерации 

на 

основе 

проектного финансирования;

внесению  изменения  в  приказ 

Федеральной  антимонопольной  службы 
от  10  февраля  2010  г.  №  67  «О  порядке 
проведения  конкурсов  или  аукционов 
на 

право 

заключения 

договоров 

аренды, 

договоров 

безвозмездного 

пользования,  договоров  доверительного 
управления имуществом, иных договоров, 
предусматривающих 

переход 

прав 

в 

отношении 

государственного 

или 

муниципального  имущества,  и  перечне 
видов  имущества,  в  отношении  которого 
заключение  указанных  договоров  может 
осуществляться  путем  проведения  торгов 
в  форме  конкурса»,  определяющего 
возможность  заключения  договоров  в 
отношении  объектов  здравоохранения 
путем  проведения  торгов  в  форме 
конкурса. 

2015  год  стал  ключевым  для 

создания 

практической 

основы 

по 

применению  механизмов  привлечения 
внебюджетных  инвестиций  на  принципах 
государственно-частного  партнерства  в 
отношении  объектов  здравоохранения 
федеральной собственности. 

В 

2015 

году 

Министерством 

здравоохранения 

Российской 

Федерации 

подготовлен 

первый 

на 

федеральном 

уровне 

пилотный 

проект  с  использованием  механизма 
концессии  в  сфере  охраны  здоровья. 
Правительством  Российской  Федерации 
на основании предложений Министерства 
здравоохранения  Российской  Федерации 
было  принято  решение  (распоряжение 
Правительства  Российской  Федерации  от 
19  марта  2015  г.  №  454-р)  о  заключении 
концессионного  соглашения  в  отношении 
объекта 

здравоохранения 

(здания, 

расположенного 

в 

г. 

Новосибирске, 

Первомайский район, ул. Одоевского, д. 3) 
между  Министерством  здравоохранения 
Российской  Федерации  и  Акционерным 
обществом 

«Инновационный 

медико-

технологический  центр  (Медицинский 
технопарк)».

23  декабря  2015  г.  заключено 

концессионное  соглашение  в  отношении 
указанного  объекта  и  подписан  акт 
о 

передаче. 

Согласно 

указанному 

соглашению  концессионер  обязан  до 
конца 2019 г. осуществить финансирование 
исполнения принятых на себя обязательств 
за  счет  собственных  средств  в  размере 
685 млн рублей.

Министерством  здравоохранения 

Российской  Федерации  сформированы 
предложения 

по 

запуску 

второго 

пилотного  проекта  путем  заключения 
инвестиционного 

соглашения 

на 

базе 

имущества 

государственного 

бюджетного 

образовательного 

учреждения  высшего  профессионального 
образования  «Пермский  государственный 
медицинский 

университет 

имени 

академика  Е.А.  Вагнера»  Министерства 
здравоохранения  Российской  Федерации 
(проект  постановления  Правительства 
Российской 

Федерации 

внесен 

в 

Правительство Российской Федерации).

Кроме  того,  у  подведомственных 

Министерству 

здравоохранения 

Российской  Федерации  учреждений  на 
различных  этапах  (стадиях)  подготовки 
находятся  более  20  инвестиционных 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

94 ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2015

проектов  с  использованием  различных 
механизмов  привлечения  внебюджетных 
инвестиций на принципах государственно-
частного  партнерства  (концессионные 
соглашения, 

соглашения 

 

 

 

 

о 

государственно-частном  партнерстве  и 
инвестиционные договоры). 

Вместе  с  тем,  по  информации 

субъектов 

Российской 

Федерации, 

реализация 

более 

30 

проектов 

государственно-частного  партнерства  в 
сфере  здравоохранения  сдерживалась 
в  связи  с  отсутствием  федерального 
законодательства,  регулирующего  сферу 
государственно-частного партнерства. 

В 

2015 

году 

продолжилась 

работа  созданного  при  Министерстве 
здравоохранения 

Российской 

Федерации  Координационного  совета  по 
государственно-частному 

партнерству. 

Активная  совместная  работа  указанного 
межведомственного 

координационного 

органа  Министерства  здравоохранения 
Российской 

Федерации 

и 

органов 

государственной 

власти 

субъектов 

Российской 

Федерации 

позволила 

определить  стратегические  направления 
развития 

государственно-частного 

партнерства  в  отрасли  на  среднесрочную 
перспективу  и  подготовить  методическую 
основу 

внедрения 

механизмов 

государственно-частного  партнерства  в 
здравоохранение. 

Одобренные  10  марта  2015  г. 

Координационным советом Министерства 
здравоохранения  Российской  Федерации 
по  государственно-частному  партнерству 
Методические рекомендации для органов 
государственной 

власти 

субъектов 

Российской  Федерации  по  применению 
механизмов 

государственно-частного 

взаимодействия в сфере здравоохранения 
в  установленном  порядке  были  доведены 
Министерством 

здравоохранения 

Российской 

Федерации 

органам 

государственной 

власти 

субъектов 

Российской  Федерации  в  сфере  охраны 
здоровья.

На 

основании 

данных 

Единой 

информационной 

системы 

государственно-частного 

партнерства 

в  Российской  Федерации  (www.pppi.ru) 
в  2015  году  в  40  субъектах  Российской 
Федерации на принципах государственно-
частного  партнерства  структурировались 
и 

реализовывались 

более 

80 

проектов  в  сфере  охраны  здоровья, 
предусматривающих 

строительство 

или  реконструкцию  инфраструктурных 
объектов  на  принципах  государственно-
частного партнерства.

В 

частности, 

осуществлялась 

реализация  капиталоемких  отраслевых 
проектов 

в 

Республике 

Татарстан, 

Ханты-Мансийском  автономном  округе  –  
Югра, 

Новосибирской, 

Московской, 

Самарской,  Ленинградской  областях  и 
других субъектах Российской Федерации, 
которая продолжается в настоящее время.

В целях содействия тиражированию 

лучших  практик  привлечения  частного 
капитала  в  отрасль  здравоохранения 
на  принципах  государственно-частного 
партнерства,  активизации  проводимых 
мероприятий  по  привлечению  частного 
капитала  с  использованием  механизмов 
государственно-частного 

партнерства 

в  целях  развития  и  модернизации 
инфраструктуры 

здравоохранения 

и, 

как 

следствие, 

улучшения 

качества 

медицинской  помощи,  по  инициативе 
Министерства 

здравоохранения 

Российской  Федерации  в  2015  году 
проведен  Всероссийской  конкурс  на 
лучший  проект  государственно-частного 
взаимодействия в здравоохранении.

Конкурс 

состоялся 

по 

номинациям:  лучший  инфраструктурный 
проект  на  принципах  государственно-
частного партнерства в здравоохранении; 
лучшая 

частная 

медицинская 

организация,  участвующая  в  реализации 
территориальной 

программы 

государственных  гарантий  бесплатного 
оказания 

гражданам 

медицинской 

помощи;  лучшая  частная  организация, 
осуществляющая аутсорсинг медицинских 
услуг; 

лучший 

субъект 

Российской 

Федерации 

по 

уровню 

развития 

государственно-частного взаимодействия 
в здравоохранении. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

95

Участие  в  Конкурсе  приняли  более 

100 

претендентов 

(органы 

государ-

ственной  власти  субъектов  Российской 
Федерации  и  негосударственные  меди-
цинские организации). 

Лауреаты  конкурса  были  объяв-

лены  7  декабря  2015  г.  в  рамках  Между-
народного  научно-практического  форума 
«Российская  неделя  здравоохранения  –  
2015», г. Москва.

В рамках реализации постановления 

Правительства  Российской  Федерации  от 
11 октября 2014 г. № 1044 «Об утверждении 
Программы  поддержки  инвестиционных 
проектов,  реализуемых  на  территории 
Российской 

Федерации 

на 

основе 

проектного  финансирования»,  в  2015 
году  принято  решение  в  отношении  трех 
реализуемых  органами  государственной 
власти  субъектов  Российской  Федерации 
на  принципах  государственно-частного 
партнерства инфраструктурных проектов в 
сфере здравоохранения о предоставлении 
государственных  гарантий  Российской 
Федерации  в  качестве  обеспечения 
по  кредитам,  привлекаемым  в  целях 
проектного 

финансирования 

их 

реализации:

«Создание 

(строительство 

и 

оснащение) 

онкорадиологического 

центра  в  городе  Балашиха  Московской 
области  и  осуществление  деятельности 
с  его  использованием,  в  том  числе  в 
рамках Московской областной программы 
государственных  гарантий  бесплатного 
оказания 

гражданам 

медицинской 

помощи»;

«Создание 

(строительство 

и 

оснащение) 

онкорадиологического 

центра  в  городе  Подольск  Московской 

области  и  осуществление  деятельности 
с  его  использованием,  в  том  числе  в 
рамках Московской областной программы 
государственных  гарантий  бесплатного 
оказания 

гражданам 

медицинской 

помощи»;

«Проектирование,  строительство, 

оснащение  и  техническая  эксплуатация 
клинического  перинатального  центра  в          
г. Сургуте».

Задачи на 2016 год

Запуск 

пилотных 

проектов 

в 

отношении 

объектов 

инфраструктуры 

здравоохранения 

федеральной 

собственности, 

содействие 

тиражированию 

лучших 

практик 

применения 

государственно-частного 

партнерства в сфере охраны здоровья.

Снятие 

институциональных 

ограничений,  позволяющих  обеспечить 
развитие и модернизацию инфраструктуры 
здравоохранения 

на 

всех 

уровнях 

государственного 

управления 

путем 

внесения  изменений  в  нормативную 
правовую базу.

Подготовка 

методических 

материалов для органов государственной 
власти  субъектов  Российской  Федерации 
по 

реализации 

положений 

Закона 

№ 224-ФЗ и методических рекомендаций 
по 

применению 

концессионных 

соглашений 

для 

развития 

объектов 

инфраструктуры 

здравоохранения 

на 

федеральном и региональном уровнях.

Проведение 

в 

2016 

году 

Всероссийского конкурса «Лучший проект 
государственно-частного  партнерства  в 
здравоохранении».

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

XI. ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ 

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ 

УЧРЕЖДЕНИЙ,  

НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ 

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/