ДОКЛАД ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2015 ГОДУ - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2015 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

ДОКЛАД ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2015 ГОДУ - часть 4

 

 

49

паллиативной 

медицинской 

помощи 

детям  при  онкологических  заболеваниях 
с 

персистирующим 

болевым 

синдромом  (амбулаторно)»  и  «Стандарт 
паллиативной 

медицинской 

помощи 

детям  при  онкологических  заболеваниях 
с  персистирующим  болевым  синдромом 
(стационарно)».

Задачи на 2016 год

Совершенствование 

организации 

оказания 

паллиативной 

медицинской 

помощи, в том числе детям.

5.8. 

Развитие 

гериатрической 

помощи

В  целях  реализации  перечня  пору-

чений Президента Российской Федерации  
по 

итогам 

заседания 

президиума  

Государственного 

совета 

Российской  

Федерации  «О  развитии  системы  соци-
альной 

защиты 

граждан 

пожилого 

возраста» 

Министерство 

здравоохра-

нения  Российской  Федерации  прини-
мало  участие  в  подготовке  Стратегии 
действий  в  интересах  граждан  старшего 
поколения  в  Российской  Федерации  до 
2025  года  (утверждена  распоряжением 
Правительства  Российской  Федерации  
от 5 февраля 2016 г. № 164-р).

Стратегия  направлена  на  решение 

вопросов 

сохранения 

и 

улучшения 

здоровья, 

повышения 

продолжитель-

ности  жизни,  улучшения  жизнеобеспе-
чения  данной  категории  граждан,  защиты 
их  прав  и  интересов,  повышения  благо-
состояния  и  социального  благополучия, 
создания  условий  для  активного  участия  
в жизни общества.

В  2015  году  Министерством  начата 

работа  по  созданию  Федерального  науч-
ного  центра  геронтологии  и  гериатрии  –  
координатора  организационно-методиче-
ской, образовательной, просветительской, 
научной  работы  государственных  органи-
заций, входящих в единую систему, а также 
оказывающего медицинскую помощь.

В  2015  году  номенклатура  главных 

внештатных  специалистов  Министерства 
здравоохранения Российской Федерации, 
утвержденная  приказом  Министерства 
здравоохранения  Российской  Федерации 

от  25  октября  2012  г.  №  444,  дополнена 
должностью  специалиста  гериатра  Мини-
стерства  здравоохранения  Российской  
Федерации. 

В  2015    году  подготовлены  изме-

нения в государственную программу, вклю-
чающие  показатель  (индикатор)  «Обеспе-
ченность  геронтологическими  койками», 
который  к  2020  году  должен  составить  
3,06  геронтологических  коек  на  10  тыс. 
населения 

старше 

трудоспособного 

возраста.

В  2015  году  геронтологическая 

помощь  оказывалась  на  1950  койках  
144 врачами-гериатрами.

Задачи на 2016 год

Подготовка  приказа  «Об  утверж-

дении  Порядка  оказания  медицинской 
помощи по профилю «гериатрия».

5.9. Кадровое обеспечение системы 

здравоохранения

В последние годы в здравоохранении 

предприняты  существенные  меры  по 
сохранению 

и 

развитию 

кадрового 

потенциала  отрасли,  повышению  его 
профессионального уровня.

В 2015 году в субъектах Российской 

Федерации  продолжилась  реализация, 
разработанных 

и 

утвержденных 

в 

соответствии  с  Комплексом  мер  по 
обеспечению  системы  здравоохранения 
Российской  Федерации  медицинскими 
кадрами, 

определяющим 

основные 

стратегические  направления  кадровой 
политики  в  отрасли  до  2018  года, 
региональных 

кадровых 

программ, 

направленных 

на 

повышение 

квалификации  медицинских  кадров  и 
поэтапное  устранение  их  дефицита, 
содержащих  дифференцированные  меры 
социальной 

поддержки 

медицинских 

работников,  в  первую  очередь,  наиболее 
дефицитных специальностей. 

В 

целях 

систематизации 

накопленного 

опыта 

и 

внесения   

изменений 

в 

реализуемые 

планы 

мероприятий  по  кадровой  политике  в 
2015  году  практически  во  всех  регионах 
были  проведены  заседания  коллегий 
органов 

государственной 

власти 

в 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

50 ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2015

сфере  охраны  здоровья  по  вопросу 
реализации 

региональных 

кадровых 

программ,  в  которых  приняли  участие 
представители 

территориальных 

фондов 

обязательного 

медицинского 

страхования, государственных бюджетных 
образовательных  организаций  высшего 
и 

среднего 

профессионального 

образования, общественных объединений, 
в том числе территориальных организаций 
профессионального  союза  работников 
здравоохранения, 

региональных 

отделений  «Общероссийского  Народного 
Фронта». 

Реализация  комплекса  мер  по 

устранению  сложившихся  за  последние 
годы  кадровых  диспропорций  имеет 
определенные положительные тенденции.  
По    состоянию    на  1  января  2016  года, 
в  медицинских    организациях  системы   
Министерства 

здравоохранения 

Российской  Федерации  работает  543  604 
врача и 1 309 846 медицинских работников  
со 

средним 

профессиональным 

образованием.

Показатель 

соотношения 

числа 

врачей  и  средних  медицинских  работни-
ков  в  Российской  Федерации  в  2015  году 
составил 1 к 2,4, что соответствует значе-
нию,  предусмотренному  государственной 
программой.

По  предварительным  данным,  в 

2015  году  по  сравнению  с  2014  годом 
число врачей, работающих в федеральных 
и  региональных  медицинских  организа-
циях, выросло на 0,2 % или 1 061 челове-
ка,  обеспеченность  врачами  выросла  на 
0,3 %, с 37,1 до 37,2 на 10 тыс. населения. 

Сохранилась  тенденция  к  сниже-

нию  коэффициента  совместительства 
в  медицинских  организациях,  с  1,54  
в 2012–2013  гг. до 1,43 в 2015 г. 

В  рамках  мероприятий  по  социаль-

ной  поддержке  медицинских  работни-
ков  в  субъектах  Российской  Федерации  
осуществляются: 

выделение 

врачам, 

провизорам,  специалистам  со  средним 
медицинским образованием субсидий для 
приобретения  или  строительства  жилых 
помещений;  предоставление  молодым 
специалистам,  окончившим  высшие  или 
средние  образовательные  учреждения  и 

работающим  в  сфере  здравоохранения 
в  сельских  населенных  пунктах,  земель-
ных  участков  из  земель,  находящихся 
в  государственной  или  муниципальной 
собственности;  оплата  жилья  и  комму-
нальных услуг; выплаты отдельным катего-
риям  медицинских  работников  дефицит-
ных специальностей.

Для  привлечения  фельдшеров  и 

акушеров на работу в сельскую местность 
в  ряде  субъектов  Российской  Федерации  
(Волгоградская  и  Ульяновская  обла-
сти,  Алтайский  край,  Республика  Буря-
тия)  осуществляются  единовременные 
денежные выплаты (в размере до 500 тыс. 
рублей)  в  рамках  программы  «Земский 
фельдшер». 

Однако  в  2015  году  не  было 

предусмотрено 

финансирование 

мероприятий  по  социальной  поддержке 
медицинских  работников  в  региональных 
кадровых  программах  республик  Адыгея, 
Алтай,  Дагестан,  Ингушетия,  Карачаево-
Черкесия, Тыва и Чувашия.

В  целях  повышения  доступности 

медицинской 

помощи 

сельскому 

населению  продолжилась  реализация 
программы  «Земский  доктор»  (далее  –  
Программа),  при  этом  в  2015  году  был 
увеличен  возраст  участников  Программы 
до 45 лет. 

За  период  реализации  Программы 

(2012–2015  годы)  число  специалистов, 
привлеченных  для  работы  в  сельских 
населенных  пунктах  и  рабочих  поселках, 
составило  19  029  специалистов,  в  том 
числе в 2015 году –  3 750 человек.

В 

результате 

проводимых 

мероприятий 

на 

федеральном 

и 

региональном 

уровнях, 

численность 

врачей, 

оказывающих 

медицинскую 

помощь 

сельскому 

населению, 

(по 

сравнению  с  2011  годом)  увеличилась  на 
21,5 %.

Программа будет продолжена в 2016 

году,  на  ее  реализацию  предусмотрены 
финансовые 

средства 

Федерального 

фонда 

обязательного 

медицинского 

страхования  в  размере  3,2  млрд  рублей, 
при  этом  предельный  возраст  участников 
программы  увеличен  до  50  лет,  а 
перечень  видов  населенных  пунктов,  на 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

51

которые 

распространяется 

действие 

Программы, 

дополнен 

поселками 

городского типа. Одновременно изменено 
соотношение 

в 

софинансировании 

программы:  из  бюджета  Федерального 
фонда 

обязательного 

медицинского 

страхования –  60%, из средств бюджетов 
субъектов Российской Федерации –  40 %. 

Принимаемые 

регионами 

меры 

по  поэтапному  устранению  дефицита 
медицинских 

кадров 

по 

отдельным 

специальностям  за  счет  реализации 
прицельных/конкретных  мер  социальной 
поддержки,  позволили  в  2015  г.  впервые 
за последние годы увеличить численность 
врачей  по  таким,  всегда  дефицитным, 
специальностям  как  «Онкология»  (+394 
человека  или  +  5,4  %),  «Патологическая 
анатомия»  (+49  человек  или  1,7  %), 
«Психиатрия  (+125  человек  или  +1,2  %). 
Удалось 

закрепить 

положительную 

динамику 

численности 

врачей 

по 

специальностям 

«Анестезиология-

реаниматология»  (+898  человек  или 
+3,1 %,) и «Рентгенология» (+ 393 человека 
или +2,5 %).

Переход 

к 

аккредитации 

специалистов  в  2016  году  является 
одной  из  приоритетных  задач,  стоящих 
перед  Министерством  здравоохранения 
Российской Федерации. 

В 

течение 

2015 

года 

прорабатывались  вопросы,  касающиеся 
нормативного  правового  регулирования 
системы 

аккредитации, 

допуска 

образовательных 

организаций 

к 

осуществлению 

аккредитации 

специалистов, 

содержания 

самой 

процедуры  аккредитации  специалистов 
с  высшим  и  средним  медицинским  и 
фармацевтическим образованием.

В  целях  внедрения  процедуры 

аккредитации 

специалиста 

29  декабря  2015  г.  принят  Федеральный 
закон  №  389-ФЗ  «О  внесении  изменений 
в 

отдельные 

законодательные 

акты 

Российской Федерации», которым внесен 
ряд  изменении  в  Федеральный  закон  от 
21  ноября  2011  г.  №  323-ФЗ  «Об  основах 
охраны  здоровья  граждан  в  Российской 
Федерации».

За 

Министерством 

здраво-

охранения 

Российской 

Федерации 

закреплены  полномочия  по  организации 
процедуры  аккредитации  специалиста, 
определению 

этапности 

перехода 

к 

процедуре  аккредитации  специалиста, 
формированию 

аккредитационных 

комиссий  с  участием  профессиональных 
некоммерческих  организаций,  а  также 
утверждению положения об аккредитации 
специалиста,  порядка  выдачи,  формы  и 
технических  требований  к  свидетельству 
об аккредитации специалиста.

В 

2016 

г. 

первыми 

пройдут 

процедуру 

аккредитации 

выпускники 

образовательных  организаций  высшего 
профессионального 

образования 

по 

специальностям 

«Стоматология» 

и 

«Фармация».

Подготовка медицинских кадров

Одним  из  принципов  реализуемой 

кадровой  политики  является  подготовка 
медицинских 

и 

фармацевтических 

работников с учетом реальной потребности 
системы  здравоохранения  в  тех  или  иных 
специалистах,  что  требует  дальнейшего 
совершенствования 

методических 

подходов к планированию и использованию 
кадровых ресурсов отрасли.

В 

2015 

году 

на 

курс 

подведомственных 

Министерству 

здравоохранения  Российской  Федерации 
вузов 

зачислено 

более 

43 

тыс. 

обучающихся, в том числе за счет средств 
федерального  бюджета  более  22,5  тыс. 
Квота  целевого  приема  составила  в 
среднем 54%, а в ряде вузов Министерства 
здравоохранения  Российской  Федерации 
объем целевого приема доходил до 80 %. 

Одновременно  с  этим  в  вузы  на 

обучение  за  счет  средств  федерального 
бюджета  поступило  более  16  тыс. 
обучающихся по программам интернатуры 
и  5  тыс.  обучающихся  по  программам 
ординатуры. 

При 

этом 

отмечается 

положительная динамика в рамках целевой 
подготовки по программам интернатуры и 
ординатуры –  53,5 % (в 2013 году –  41 %). 
Формирование  структуры  приема  по 
специальностям осуществлялось с учетом 
кадрового  профиля  конкретного  субъекта 
Российской Федерации. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

52 ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2015

Отмечена 

положительная 

динамика 

показателя 

эффективности 

целевой 

подготовки. 

Так, 

доля 

медицинских 

и 

фармацевтических 

работников, 

обучавшихся 

в 

рамках 

целевой 

подготовки 

для 

нужд 

соответствующего  субъекта  Российской 
Федерации,  трудоустроившихся  после 
завершения  обучения  в  медицинские  и 
фармацевтические  организации  системы 
здравоохранения 

соответствующего 

субъекта  Российской  Федерации  в  2015 
году  составила  86,3%  (в  2014  году  –  
85,5%). 

В 

рамках 

совершенствования 

практической  подготовки  обучающихся 
за  отчетный  период  прошли  обучение 
в  симуляционных  центрах  вузов  около 
100  тыс.  обучающихся,  в  собственных 
экспериментальных операционных вузов –  
около  25  тыс.  обучающихся.  Оснащение 
симуляционных  центров  осуществляется 
в  том  числе  с  учетом  потребностей 
практического  здравоохранения  региона. 
В  центрах  регулярно  проходят  обучение 
врачи  по  программам  дополнительного 
профессионального образования.

В  2015  году  в  соответствии 

с 

заявками 

органов 

управления 

здравоохранением  субъектов  Российской 
Федерации  и  медицинских  организаций 
подведомственных 

Министерству 

здравоохранения Российской Федерации, 
образовательными 

организациями 

в  рамках  государственного  задания 
на 

реализацию 

дополнительных 

образовательных 

программ 

–  

программ  повышения  квалификации  и 
профессиональной 

переподготовки 

–  

обучено  более  220  тыс.  специалистов 
отрасли.  При  этом  объемы  подготовки 
специалистов по сравнению с 2014 годом 
увеличены на 8 224 специалиста (4%).

В  рамках  работы  по  поэтапному 

переходу 

на 

систему 

аккредитации 

специалистов 

Министерством 

здравоохранения 

Российской 

Федерации  совместно  с  профильным 
профессиональным 

сообществом 

продолжена работа по реализации модели 
непрерывного медицинского образования 
во  всех  образовательных  организациях, 

подведомственных 

Министерству 

здравоохранения Российской Федерации. 
Приказом  Министерства  здравоохранения 
Российской  Федерации  от  9  июня  2015  г. 
№  328  внесены  и  утверждены  изменения 
в  приказ  Министерства  здравоохранения 
Российской 

Федерации 

от 

11 ноября 2013 г. № 837 «Об утверждении 
Положения  о  модели  отработки  основных 
принципов  непрерывного  медицинского 
образования 

для 

врачей-терапевтов 

участковых, врачей-педиатров участковых, 
врачей 

общей 

практики 

(семейных 

врачей) 

с 

участием 

общественных 

профессиональных организаций».

Модель 

отработки 

основных 

принципов 

непрерывного 

профессионального 

образования 

для 

лиц  с  медицинским  и  фармацевтическим 
образованием          реализуется  с 
1  декабря  2013  года  по  31  декабря  2020 
года  в  соответствии  с  утвержденным 
планом-графиком. 

При 

реализации 

модели 

используется 

модульная 

основа 

и 

апробируется 

система 

зачетных  единиц.  Общее  количество 
заявленных  к  реализации  программ 
дополнительного 

профессионального 

образования  составляет  около  4  тыс. 
по 

83 

специальностям, 

количество 

зарегистрированных слушателей –  около 
7 тыс. человек.

В  рамках  выполнения  поручения 

Президента  Российской  Федерации  о 
внедрении образовательного сертификата 
для  профессиональной  переподготовки 
и  повышения  квалификации  врачей, 
обеспечивающего  им  право  выбора 
организаций, 

осуществляющих 

образовательную 

деятельность, 

дополнительных 

образовательных 

программ,  форм  обучения,  включая 
стажировку, 

и 

образовательных             

технологий, 

Министерством 

здравоохранения  Российской  Федерации 
совместно 

с 

Федеральным 

фондом 

обязательного медицинского страхования 
проработаны 

вопросы 

организации 

и 

финансирования 

дополнительного 

профессионального  образования  врачей 
с 

использованием 

образовательного 

сертификата.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

53

В 

целях 

предоставления 

врачам 

возможности 

формирования 

индивидуального  плана  обучения,  выбора 
образовательной  программы  (модуля), 
включающей, в том числе симуляционные 
тренинги,  стажировки,  выбора  формы 
реализации образовательной программы, 
записи на циклы повышения квалификации 
посредством 

информационно-

телекоммуникационной  сети  «Интернет» 
создан 

«Портал 

непрерывного 

медицинского 

образования» 

(edu.

rosminzdrav.ru), 

обеспечивающий 

регистрацию врача и его доступ к реестру 
дополнительных 

образовательных 

программ,  в  том  числе  и  для  реализации 
образовательного сертификата.

Подведомственными  Министерству 

здравоохранения  Российской  Федерации 
образовательными 

и 

научными 

организациями, 

осуществляющими 

подготовку 

по 

медицинским 

специальностям, разработаны программы 
по 

наиболее 

актуальным 

вопросам 

профилактики,  диагностики  и  лечения 
социально-значимых 

заболеваний, 

имеющие модульный принцип построения 
и  включающие  учебный  план,  рабочие 
программы  модулей,  рабочие  программы 
симуляционных 

курсов, 

рабочие 

программы стажировки, обеспечивающие 
реализацию 

соответствующей 

образовательной технологии.

Одним  из  важных  направлений 

кадровой 

политики 

в 

сфере 

здравоохранения  является  поддержание 
высокого 

профессионального 

уровня 

руководителей. 

2015  год  стал  годом  проведения 

масштабного  повышения  квалификации 
«управленцев»,  курирующих  финансово-
экономическую 

деятельность 

в 

медицинских организациях всех субъектов 
Российской  Федерации,  работающих  в 
системе  обязательного  медицинского 
страхования.  В  течение  года  более  3,1 
тыс.  заместителей  главных  врачей  по 
финансово-экономической  деятельности 
и  директоров  медицинских  организаций 
прошли 

обучение 

по 

эксклюзивной 

программе,  которая  разработана  при 
участии 

федерального 

министерства, 

федерального 

фонда 

обязательного 

медицинского 

страхования, 

ведущих 

специалистов страны в области управления 
и экономики здравоохранения. 

Отличительная  особенность  этой 

подготовки  –    выполнение  и  защита 
итоговой 

аттестационной 

работы, 

построенной  на  анализе  финансовой 
деятельности  конкретной  медицинской 
организации и направленной на выработку 
механизмов  (мероприятий)  повышения 
эффективности расходования финансовых 
средств на основе полученных в процессе 
обучения знаний.

Во  исполнение  перечня  поручений 

Президента  Российской  Федерации  по 
итогам  конференции  «Форум  действий» 
Общероссийского 

общественного 

движения  «Народный  Фронт  «За  Россию» 
внесены 

изменения 

в 

федеральное 

законодательство,  которые  определили 
возможность осуществления медицинской 
деятельности 

педагогическими 

и 

научными 

работниками 

организаций, 

осуществляющих 

образовательную 

деятельность 

по 

профессиональным 

образовательным 

программам 

медицинского 

и 

фармацевтического 

образования,  и  научными  работниками, 
осуществляющими научные исследования 
в  сфере  охраны  здоровья,  обладающими 
необходимой  квалификацией  и  опытом, 
в  том  числе,  не  вступая  в  трудовые 
отношения с медицинской организацией.

Для 

решения 

стратегических 

задач 

в 

сфере 

охраны 

здоровья 

граждан 

по 

развитию 

качественной 

и 

доступной 

медицинской 

помощи 

в 

стране 

приказом 

Министерства 

здравоохранения  Российской  Федерации 
от 26 ноября 2015 г. № 844 «Об организации 
работы  по  формированию  научно  –  
образовательных медицинских кластеров» 
созданы 

11 

научно-образовательных 

медицинских кластеров (далее – кластер) 
по  территориальному  признаку  и  2  –    по 
профильному, 

которые 

представляют 

собой 

объединение 

образовательных 

организаций 

высшего 

образования, 

подведомственных 

Министерству 

здравоохранения Российской Федерации. 
Указанные кластеры организованы в целях 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

54 ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2015

реализации  современной  эффективной 
корпоративной 

системы 

подготовки 

квалифицированных 

специалистов 

здравоохранения,  создания  эффективной 
инновационной  системы  непрерывного 
профессионального 

образования 

(подготовка кадров высшей квалификации 
и 

дополнительное 

профессиональное 

образование), реализации инновационных 
проектов  на  основе  интеграции  научного, 
образовательного 

и 

инновационного 

потенциала  организаций  –  участников 
кластера.

Профессиональные стандарты

В  2015  году  совместно  с  медицин-

скими  профессиональными  некоммер-
ческими  организациями  и  с  участием 
Некоммерческого  партнерства  «Наци-
ональная  медицинская  палата»  разра-
батывались 

более 

30 

профессио-

нальных 

стандартов 

по 

основным 

видам  деятельности  в  сфере  охраны 
здоровья,  из  них  12  проектов  профес-
сиональных  стандартов  прошли  обсуж-
дение  на  сайте  http://regulation.gov.ru/: 
Врач-анестезиолог-реаниматолог, 

Врач- 

невролог, 

Врач-оториноларинголог, 

Врач-офтальмолог, 

Врач-психиатр, 

Врач-рентгенолог,  Врач-травматолог-ор-
топед,  Врач-хирург,  Врач-акушер-гине-
колог,  Врач-онколог,  Врач-терапевт,  Врач 
скорой медицинской помощи.

Разрабатывались 

профессио-

нальные  стандарты  для  специалистов  со 
средним  профессиональным  образова-
нием,  в  том  числе  Специалист  в  области 
лечебного  дела  (фельдшер),  Специалист 
в  области  акушерского  дела  (акушерка), 
Специалист по массажу и другие, в насто-
ящее  время  подготавливаемые  к  широ-
кому общественному обсуждению.

Приказами 

Минтруда 

России 

утверждены 

профессиональных 

стандарта  в  сфере  здравоохранения, 
разработанных 

Министерством 

здравоохранения 

Российской 

Федерации  совместно  с  экспертным 
сообществом 

– 

 

«Специалист 

по 

педиатрии»  (от  25  июня  2015  г.  №  400н), 
«Младший  медицинский  персонал»  (от 
12  января  2016  г.  №  2н)  и  «Специалист 
в  области  медико-профилактического 

дела», разработанный Роспотребнадзором 
по 

согласованию 

с 

Министерством 

здравоохранения  Российской  Федерации 
(от 25 июня 2015 г. № 399н).

Разработка 

и 

утверждение 

типовых  отраслевых  норм  труда  в 
сфере охраны здоровья

С 

целью 

обновления 

типовых 

отраслевых  норм  времени  на  посещение 
одним  пациентом  врачей-специалистов 
на 

основе 

фотохронометражных 

исследований 

деятельности 

врачей 

медицинских  организаций  17  пилотных 
субъектов  Российской  Федерации  принят 
приказ  Министерства  здравоохранения 
Российской  Федерации  от  2  июня  2015  г. 
№  290н  «Об  утверждении  типовых 
отраслевых норм времени на выполнение 
работ,  связанных  с  посещением  одним 
пациентом  врача-педиатра  участкового, 
врача-терапевта 

участкового, 

врача 

общей практики (семейного врача), врача-
невролога, 

врача-оториноларинголога, 

врача-офтальмолога  и  врача-акушера-
гинеколога».

Заработная  плата  медицинских 

работников 

Отраслевой 

«дорожной 

картой» 

на  2015  год  установлены  соотношения 
средней 

заработной 

платы 

врачей, 

среднего  и  младшего  персонала  к 
средней заработной плате по Российской 
Федерации  137,0  %,  79,3  %  и  52,4  % 
соответственно.

В целом по Российской Федерации, 

по  данным  Росстата,  в  2015  году 
среднемесячная 

заработная 

плата 

медицинских  работников  увеличилась  по 
сравнению с 2014 годом:

врачей и работников медицинских 

организаций, 

имеющих 

высшее 

медицинское        (фармацевтическое) 
или 

иное 

высшее 

образование, 

предоставляющих  медицинские  услуги 
(обеспечивающих 

предоставление 

медицинских услуг), на 3,5 % и составила 
47 874 руб.; 

среднего 

медицинского 

(фармацевтического) 

персонала 

(персонала,  обеспечивающего  условия 
для  предоставления  медицинских  услуг) 
на 2,6% и составила 27 001 рублей; 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

55

младшего 

медицинского 

персонала  (персонала,  обеспечивающего 
условия для предоставления медицинских 
услуг) на 4,2 % и составила 16 820 руб. 

С  учетом  Единых  рекомендаций 

по 

установлению 

на 

федеральном, 

региональном  и  местном  уровнях  систем 
оплаты труда работников государственных 
и  муниципальных  учреждений  на  2015 
год 

органы 

исполнительной 

власти 

субъектов Российской Федерации в сфере 
охраны  здоровья  активно  проводили 
работу  по  совершенствованию  систем 
оплаты  труда  медицинских  работников, 
ориентированную  на  увеличение  доли 
выплат по окладам в структуре заработной 
платы. 

В 

56 

субъектах 

Российской 

Федерации 

были 

приняты 

соответствующие  нормативные  правовые 
акты  по  введению  новых  систем  оплаты 
труда,  в  18  субъектах  Российской 
Федерации  разработаны  проекты  новых 
Положений  об  оплате  труда  работников 
государственных 

и 

муниципальных 

учреждений.

В  целях  повышения  средней  зара-

ботной  платы  медицинских  работников  с 
одновременным  повышением  качества 
оказываемой  медицинской  помощи  и  в 
соответствии  с  отраслевой  «дорожной 
картой» осуществляется ежегодно перевод 
работников на «эффективный контракт».

По 

данным 

субъектов 

Российской  Федерации,  по  состоянию  
на  1  января  2016  года,  на  «эффективный 
контракт» 

переведено 

1,86 

млн 

работников, что составляет 68,3% от общей 
численности, занятых в здравоохранении.

Задачи на 2016 год

Внедрение  системы  аккредитации 

медицинских специалистов.

Совершенствование  методических 

подходов  к  определению  потребности 
отрасли в различных категориях персонала 
медицинских 

и 

фармацевтических 

организаций.

Оптимизация  штатных  расписаний 

медицинских 

организаций 

с 

учетом 

реальной потребности в кадрах.

Подготовка 

управленческих 

кадров, 

владеющих 

современными 

управленческими 

компетенциями 

и 

технологиями, 

для 

системы 

здравоохранения.

Совершенствование 

системы 

целевого приема.

Актуализация 

федеральных 

государственных 

образовательных 

стандартов 

высшего 

образования 

в 

соответствии 

с 

квалификационными 

требованиями  и  трудовыми  функциями 
профессиональных 

стандартов 

специалистов.

Разработка 

типовых                             

дополнительных 

образовательных 

программ 

и 

приведение 

их   

содержательной  части  в  соответствие 
с  порядками  оказания  медицинской 
помощи  и  утвержденными  клиническими 
рекомендациями (протоколами лечения).

Разработка  типовых  отраслевых 

норм  времени  на  выполнение  работ, 
связанных с посещением одним пациентом 
врача-кардиолога,  врача-эндокринолога, 
врача 

стоматолога-терапевта, 

содержащего  типовые  отраслевые  нормы 
времени,  применяемые  при  оказании 
первичной  специализированной  медико-
санитарной  помощи  в  амбулаторных 
условиях.

Проведение  фотохронометражных 

исследований  с  целью  утверждения 
типовых 

отраслевых 

норм 

времени 

на  выполнение  работ,  связанных  с 
посещением  одним  пациентом  врача-
фтизиатра, 

врача-дерматовенеролога, 

врача-эндоскописта, врача-хирурга, врача 
ультразвуковой диагностики.

Утверждение 

и 

внедрение 

профессиональных стандартов в отрасли.

Осуществление 

мониторинга 

эффективности  новых  систем  оплаты 
труда 

работников 

государственных 

и 

муниципальных 

учреждений 

здравоохранения  субъектов  Российской 
Федерации, 

ориентированных 

на 

увеличение  доли  выплат  по  окладам  в 
структуре заработной платы. 

Разработка 

новых 

Примерных 

положений  об  оплате  труда  работников 
федеральных 

бюджетных 

учреждений 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

56 ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2015

здравоохранения, 

науки, 

высшего 

образования, 

подведомственных 

Министерству 

здравоохранения 

Российской 

Федерации, 

в 

целях 

совершенствования систем оплаты труда, 
включая структуры заработных плат. 

5.10.  Развитие  международных 

отношений в сфере охраны здоровья

В 

2015 

году 

Министерство 

здравоохранения  Российской  Федерации 
обеспечивало 

участие 

Российской 

Федерации  в  деятельности:  Всемирной 
организации 

здравоохранения 

(ВОЗ), 

Шанхайской  организации  сотрудничества 
(ШОС), 

экономического 

блока 

пяти 

быстроразвивающихся  стран  (Бразилия, 
Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская 
Республика 

(БРИКС), 

Организации 

Черноморского 

экономического 

сотрудничества  (ЧЭС),  Форума  Азиатско-
Тихоокеанского 

экономического 

сотрудничества 

(АТЭС), 

Организации 

экономического 

сотрудничества 

и 

развития (ОЭСР), Партнерства «Северное 
измерение» 

в 

области 

социального 

обеспечения 

и 

здравоохранения, 

Содружества  независимых  государств 
(СНГ),  Таможенного  союза  в  рамках 
Евразийского 

экономического 

сообщества.

Всемирная 

организация 

здравоохранения 

В 

2015 

году 

продолжилось 

сотрудничество 

с 

ВОЗ 

в 

рамках 

Двухгодичного 

соглашения 

о 

сотрудничестве  между  Министерством 
и  Европейским  региональным  бюро  ВОЗ 
на  2014–2015  годы,  а  также  Страновой 
стратегии  сотрудничества  на  период 
2014–2020 годов. 

В 2015 году принято положительное 

решение 

о 

вхождении 

в 

состав 

Комитета  по  стратегии  и  координации 
специальной  программы  ВОЗ/  ПРООН/ 
ЮНИСЕФ/  ЮНФПА/  Всемирного  банка 
по 

исследованиям, 

разработкам 

и 

обучению 

в 

области 

репродукции 

человека  представителей  Министерства 
здравоохранения Российской Федерации. 

Министерство 

здравоохранения 

Российской 

Федерации 

совместно 

с  Географически  удаленным  офисом 

ВОЗ  по  профилактике  неинфекционных 
заболеваний  в  г.  Москве  подготовило  и 
провело  совещание  государств-членов 
Европейского  региона  ВОЗ  по  вопросам 
реализации  дорожной  карты  Рамочной 
конвенции  ВОЗ  по  борьбе  против 
табака  и  Европейскую  конференцию 
по  профилактике  и  лечению  сердечно-
сосудистых заболеваний.

С 

целью 

содействия 

работе 

Географически  удаленного  офиса  ВОЗ 
по 

профилактике 

неинфекционных 

заболеваний  в  г.  Москве  Министерство 
здравоохранения  Российской  Федерации 
совместно  с  ВОЗ  составили  список 
(пул)  российских  экспертов  в  области 
профилактики 

неинфекционных 

заболеваний.  Перед  экспертами  стоит 
задача  по  разработке  и  имплементации 
национальных  планов  по  борьбе  с 
неинфекционными 

заболеваниями 

в 

странах Восточной Европы и Центральной 
Азии, включая Российскую Федерацию.

В  декабре  2015  года  проведено 

совещание Сотрудничающих центров ВОЗ, 
функционирующих  на  базе  российских 
научно-исследовательских 

институтов. 

В 

мероприятии 

приняли 

участие 

эксперты  Штаб-квартиры,  Европейского 
регионального  бюро  и  Странового  офиса 
ВОЗ,  представители  ФАНО  России  и 
Роспотребнадзора.  Последнее  подобное 
совещание проводилось 15 лет назад.

Реализация 

Рамочной 

конвенции  Всемирной  организации 
здравоохранения  по  борьбе  против 
табака 

В 

результате 

реализации 

антитабачной 

программы 

в 

России 

снизился уровень потребления табака. 

Согласно  данным  ВЦИОМ,  в  2015 

году  большая  часть  населения  России 
являлась некурящими (66%).

83%  респондентов  поддерживают 

запрет курения в общественных местах. 

Доля  курящих  мужчин  –  52%,  в  то 

время  как  доля  курящих  среди  женщин  – 
19%.

Наибольшее 

одобрение 

среди 

опрошенных 

получили 

запреты 

на 

курение  на  территориях  образовательных 
учреждений. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

57

Снижение  потребления  табака  в 

России произошло впервые за последние 
25 лет.

БРИКС

К 2016 году проведены все заплани-

рованные  мероприятия  в  рамках  россий-
ского председательства в БРИКС по линии 
здравоохранения.  29  октября  2015  года  в 
г.  Москве  состоялась  встреча  старших 
должностных лиц стран БРИКС.

Данная  встреча  стала    второй  в 

рамках  председательства  России  в  объе-
динении. На первой встрече, в г. Иркутске 
13–15  июля  2015  года  были  подведены 
промежуточные 

итоги 

проделанной 

работы  по  линии  здравоохранения,  а 
также обсужден проект итогового коммю-
нике.  В  документ  внесли  ряд  решений 
для  объединения  в  целом  и  для  каждой 
страны  в  частности:  обозначили  привер-
женность  Целям  устойчивого  развития, 
отметили  важность  борьбы  с  неинфекци-
онными и инфекционными заболеваниями 
и приняли решение сотрудничать в данных 
областях  для  их  искоренения  на  террито-
риях  стран  БРИКС,  укрепить  сотрудниче-
ство  в  области  борьбы  с  табакокурением 
путем  реализации  Рамочной  конвенции 
ВОЗ  по  борьбе  против  табака  и  ратифи-
кации  Протокола  о  незаконной  торговле 
табака, одобрили создание рабочих групп 
для  обсуждения  конкретных  вопросов 
общественного здоровья.

30  октября  2015  года  в  г.  Москве  в 

рамках  российского  председательства 
в  объединении  состоялась  5  встреча 
Министров 

здравоохранения 

стран 

БРИКС  под  председательством  Министра 
здравоохранения Российской Федерации, 
основной 

темой 

которой 

явилось 

обсуждение  передовых  решений  по 
достижению  Целей  устойчивого  развития 
в области здравоохранения до 2030 года, 
принятых  в  ходе  70  сессии  Генеральной 
Ассамблеи  Организации  Объединенных 
Наций.

Встреча 

министров 

здравоох-

ранения 

подтвердила 

необходимость 

активизации  сотрудничества  в  области               
реформирования  систем  здравоохра-
нения стран БРИКС.

Договоренности  были  закреплены 

в  Итоговом  коммюнике,  подписанном 
представителями БРИКС.

Участники  наметили  планы  по 

развитию  направлений  сотрудничества, 
среди 

которых 

создание 

рабочих 

групп,  проведение  совместно  с  ВОЗ 
Международного форума по координации 
усилий в борьбе с туберкулёзом в странах 
БРИКС  и  странах  с  высоким  бременем 
туберкулёза. 

Данные 

мероприятия 

стали 

заключительными 

в 

рамках 

запланированных 

встреч 

российского 

председательства  в  БРИКС  по  линии 
здравоохранения.

Шанхайская 

организация 

сотрудничества 

В 

рамках 

Концепции 

председательства 

Российской 

Федерации  в  Шанхайской  организации    
сотрудничества 

в 

2014–2015 

годах 

проводилась 

активная 

подготовка 

к 

встрече 

Министров 

здравоохранения 

государств-членов ШОС.

Проведены  2  встречи  экспертов 

в  области  здравоохранения  –    4  июня  и 
6  июля  2015  г.  в  г.  Москве  с  целью 
подготовки 

ко 

Второму 

Совещанию 

Министров  здравоохранения  государств-
членов  ШОС.  В  ходе  экспертных  встреч 
было разработано и согласовано Итоговое 
заявление  Министров  здравоохранения 
государств-членов  ШОС,  планируемое  к 
принятию на министерской встрече.

7  июля  2015  года  в  Москве  состо-

ялось  Второе  Совещание  Министров 
здравоохранения 

государств-членов 

Шанхайской  организации  сотрудничества 
под  председательством  Министра  здра-
воохранения 

Российской 

Федерации.  

По  итогам  Совещания  стороны  согласи-
лись: продолжать реформирование систем 
здравоохранения 

государств-членов 

ШОС  в  целях  обеспечения  безопасности 
здоровья  населения;  активно  сотрудни-
чать в сфере борьбы с обращением фаль-
сифицированной медицинской продукции 
на  территории  государств-членов  ШОС; 
осуществлять обмен опытом по формиро-
ванию  перечней  лекарственных  средств 
для  обеспечения  гарантированной  меди-
цинской  помощи;  осуществлять  обмен 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

58 ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2015

информацией  о  национальных  законо-
дательствах  в  сфере  здравоохранения; 
осуществлять  обмен  опытом  по  органи-
зации  лабораторного  контроля  меди-
цинской  продукции;  осуществлять  обмен 
передовым  опытом,  практиками  и  мето-
диками  в  ходе  научно-практических  сове-
щаний,  форумов,  конференций  и  семи-
наров.

Подписан 

соответствующий 

Протокол  и  в  принятом  Итоговом  заяв-
лении сторонами закреплены дальнейшие 
шаги в области обеспечения безопасности 
здоровья  населения  государств-членов 
ШОС.

Таможенный  союз  в  рамках 

Евразийского 

экономического 

сообщества

Министерство 

здравоохранения 

Российской 

Федерации 

принимал 

активное участие в сотрудничестве в сфере 
здравоохранения  в  рамках  Таможенного 
союза 

и 

Единого 

экономического 

пространства.

Подписаны  Соглашение  о  единых 

принципах 

и 

правилах 

обращения 

медицинских 

изделий 

(изделий 

медицинского  назначения  и  медицинской 
техники) 

в 

рамках 

Евразийского 

экономического  союза  и  Соглашение  о 
единых  принципах  и  правилах  обращения 
лекарственных 

средств 

в 

рамках 

Евразийского экономического союза.

A з и а т с к о - Т и х о о к е а н с к о е            

экономическое 

сотрудничество 

В  2015  году  участие  Министерства 

здравоохранения  Российской  Федерации 
в  АТЭС  реализовывалось  в  соответствии 
с  утвержденным  1  марта  2013  года 
Председателем  Правительства  Российской  
Федерации  Д.А.  Медведевым  Комплексным 
планом  действий  Российской  Федерации 
в форуме АТЭС в 2013–2015 годах (далее –  
Комплексный план).

26–27 

января 

2015 

г. 

в 

Республике  Филиппины  Министерство 
здравоохранения  Российской  Федерации 
в  составе  российской  межведомственной 
делегации  приняло  участие  в  первом 
заседании 

Рабочей 

группы 

по 

здравоохранению АТЭС.

Во 

исполнение 

пункта 

Комплексного  плана,  а  также  в  рамках 
реализации  приоритетных  направлений 
рабочей  группы  по  здравоохранению 
АТЭС  на  2011–2015  годы  на  заседании 
были  представлены  две  российские 
инициативы: 

экономически эффективный скри-

нинг  и  меры  контроля  неинфекционных 
заболеваний  и  их  основных  факторов 
риска  в  учреждениях  первичного  звена 
здравоохранения;

кадры здравоохранения в сельских 

и 

отдаленных 

районах: 

подготовка, 

привлечение и сохранение.

Россия 

поддержала 

ряд 

представленных 

другими 

странами 

АТЭС  инициатив:  в  сфере  обеспечения 
равного доступа населения к медицинской 
помощи 

(Universal 

Health 

Coverage) 

и  в  сфере  профилактики  и  контроля 
инфекционных 

заболеваний, 

включая 

вопросы  антимикробной  резистентности 
и 

лекарственно-устойчивых 

форм 

туберкулеза.

Россия  поддержала  необходимость 

подготовки  нового  стратегического  плана 
сотрудничества на период после 2016 года, 
а  также  разработки  дорожной  карты  по 
реализации  инициативы  сотрудничества 
«Здоровье 

Азиатско-Тихоокеанского 

региона 2020» (Healthy Asia-Pacific 2020). 

В  ходе  заседания  был  принят 

план  деятельности  Рабочей  группы  по 
здравоохранению АТЭС на 2015 год.

28–31  августа  2015  года  в  г. 

Себу 

(Филиппины) 

Министерство 

здравоохранения  Российской  Федерации 
приняло  участие  во  втором  заседании 
Рабочей группы по здравоохранению АТЭС 
(далее –  РГЗО) в ходе проведения Третьего 
Совещания  Старших  должностных  лиц 
АТЭС.

На 

Совещании 

были 

приняты 

параграфы  в  Декларацию  лидеров  и  в 
Совместное заявление Встречи министров 
по  дорожной  карте  на  пути  к  здоровому 
Азиатско-Тихоокеанскому  региону  в  2020 
году  и  Рабочей  инструкции  по  горячей 
линии  реагирования  на  чрезвычайные 
ситуации в области здравоохранения.

14–18 

сентября 

2015 

года 

в  г.  Сеуле  (Республика  Корея)  сотрудники 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

59

Росздравнадзора 

приняли 

участие 

в  Форуме  «Семинар  и  тренинговая 
программа 

по 

фармакологическому 

надзору  Центра  гармонизации  АТЭС 
2015 г.».

В 

ходе 

Форума 

проведены 

семинары,  позволившие  представителям 
регуляторных  органов  стран-участников 
АТЭС, 

фармацевтической 

индустрии 

и  науки  обсудить  текущий  уровень 
фармаконадзора в каждой стране, а также 
перспективу  успешного  внедрения  новых 
практик  и  стандартов,  которые  будут 
учтены в дальнейшей работе по развитию 
региональных систем фармаконадзора.

Организация 

Черноморского 

экономического сотрудничества

 

19–21  мая  2015  года  в  г.  Стамбуле 

(Турция)  представители  Министерства 
здравоохранения  Российской  Федерации 
приняли  участие  в  очередном  заседании 
Рабочей  группы  по  здравоохранению  и 
фармацевтике Организации ЧЭС.

В ходе рабочей встречи обсуждался 

ряд  проектов  соглашений,  в  том  числе 
проект  соглашения  о  сотрудничестве  в 
области  санитарной  охраны  территорий 
государств–участников 

Организации 

ЧЭС  и  проект  Меморандума          о 
взаимопонимании  в  сферах  обмена 
информацией и сотрудничестве в области 
обеспечения 

качества 

лекарственных 

средств.

4–5  июня  2015  года  в  г.  Кишинёве 

(Республика  Молдова)  представители 
Министерства 

здравоохранения 

Российской  Федерации  приняли  участие 
во  встрече  Министров  здравоохранения 
государств-участников  Организации  ЧЭС 
в  рамках  председательства  Греческой 
Республики. 

Итогом 

встречи 

стало 

подписание 

Декларации 

Министров, 

ответственных за здравоохранение стран-
участниц  ЧЭС  «Усиление  мер  по  борьбе 
против табака для улучшения социального 
и экономического развития».

17  ноября  2015  года  состоялась 

межведомственная  комиссия  Российской 
Федерации по делам Организации ЧЭС.

Организация 

экономического 

сотрудничества и развития 

Министерство 

здравоохранения 

Российской 

Федерации 

участвует 

в 

выполнении 

Плана 

законодательной 

работы 

по 

приведению 

российской 

нормативной 

правовой 

базы 

в 

соответствие  с  нормами  ОЭСР  (далее  –  
План)  по  вопросам  оборота  химических 
веществ  в  рамках  работы  Министерства 
по  совершенствованию  нормативного 
правового  регулирования  в  области 
обеспечения химической и биологической 
безопасности, в частности осуществления 
подготовки  проекта  федерального  закона 
«О  химической  безопасности».  В  2015 
году  испытательная  лаборатория  (центр) 
ФГБУН  «Институт  токсикологии  ФМБА 
России»,  лабораторные  комплексы  ФГБУ 
«ИМЦЭУАОСМП» 

Росздравнадзора 

в 

гг.  Ростове-на-Дону,  Санкт-Петербурге  
и Красноярске прошли полные инспекции 
и  Федеральной  службой  по  аккредитации 
включены 

в 

Реестр 

испытательных 

лабораторий  (центров),  соответствующих 
принципам  надлежащей  лабораторной 
практики ОЭСР.

В  мае  2015  года  был  направлен 

очередной  заполненный  статистический 
вопросник  по  данным  здравоохранения 
(Health Data), содержащий статистическую 
информацию 

по 

российскому 

здравоохранению  за  2013  и  2014  годы. 
Данные  по  России  включены  в  очередной 
выпуск  «Краткого  обзора  в  области 
здравоохранения» (“Health at a Glance”) за 
2015 год и имеются в открытом доступе на 
сайте ОЭСР.

В июне и декабре 2015 г. российская 

делегация  в  составе  экспертов  ЦНИИ 
организации 

и 

информатизации 

здравоохранения 

Министерства 

здравоохранения  Российской  Федерации 
приняла  участие  в  17  и  18  заседаниях 
Комитета ОЭСР по здравоохранению.

В октябре 2015 года представители 

данного  института  приняли  участие  в 
заседаниях национальных экспертов стран 
ОЭСР в области счетов здравоохранения и 
национальных координаторов стран ОЭСР 
по данным здравоохранения.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

60 ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2015

С 

2015 

года 

Министерство 

принимает участие в рабочей группе ОЭСР 
по  разработке  Рекомендации  о  подходах 
к  использованию  персональных  данных 
о  состоянии  здоровья,  обеспечивающих 
защиту конфиденциальности.

Помимо  вышеуказанных  меропри-

ятий,  Министерство  здравоохранения 
Российской Федерации приняло участие в 
реализации  программ  Союзного  государ-
ства Российской Федерации и Республики 
Беларусь, 

Содружества 

Независимых 

Государств, в работе Совета Европы, объе-
диненных  программ  ООН  по  ВИЧ/СПИД 
(ЮНЭЙДС), Международного агентства по 
изучению  рака  (МАИР),  а  также  в  рамках 
Партнерства 

«Северное 

измерение»  

в области здравоохранения.

Кроме  того,  на  текущий  момент  

в  области  международного  двустороннего 
сотрудничества  в  сфере  здравоохранения 
подписано  82  Соглашения  по  двусторон-
нему сотрудничеству, из которых 25 подпи-
саны  на  межправительственном  уровне  
и 57 – на межведомственном уровне.

Задачи на 2016 год

Проведение 

в 

рамках 

председательства Российской Федерации 
в  Организации  ЧЭС  в  2016  году  встречи 
министров  здравоохранения  государств-
участников  ЧЭС  и  заседания  Рабочей 
группы  ЧЭС  по  здравоохранению  и 
фармацевтике.

Участие  в  работе  по  внедрению  и 

применению  российских  вакцин  против 
лихорадки Эбола в Гвинейской Республике.

Продолжение 

программы 

реализации 

Российской 

Федерацией 

Мускокской 

инициативы 

по 

охране 

здоровья матерей, новорожденных и детей 
в возрасте до 5 лет.

Участие  в  работе  по  открытию 

в  г.  Манагуа  (Никарагуа)  совместного 
российско-никарагуанского  завода  по 
производству 

иммунобиологических 

препаратов.

Обеспечение 

выполнения 

Плана 

работы 

по 

взаимодействию 

Российской  Федерации  с  Организацией 
экономического 

сотрудничества 

и 

развития, 

в 

части 

вопросов 

здравоохранения, 

химической 

безопасности,  принципов  надлежащей 
лабораторной 

практики 

и 

защиты 

персональной информации.

Обмен опытом в вопросах решения 

приоритетных  национальных  задач  в 
сфере  профилактики  неинфекционных 
заболеваний, 

организации 

медико-

санитарной помощи, повышения качества 
и доступности медицинской помощи.

Расширение 

взаимодействия 

с 

Советом  Европы  по  вопросам  защиты 
прав  человека  в  связи  с  применением 
достижений медицины.

Участие в реализации положений по 

линии  здравоохранения  международных 
договоров  (Международной  организации 
труда,  Совета  Европы  и  др.),  в  которых 
участвует Российская Федерация.

Реализация 

действующих 

двусторонних 

страновых 

соглашений 

и 

подготовка 

новых 

по 

вопросам 

сотрудничества  в  приоритетных  областях 
здравоохранения.

Продвижение  российских  проектов 

в  рамках  АТЭС  и  сотрудничества  Россия-
АСЕАН.

Реализация 

Стратегии 

Партнерства  «Северное  измерение»  в 
сфере  здравоохранения  и  социального 
благополучия  с  учетом  приоритетов 
Российской Федерации. 

Реализация 

договоров 

о 

стратегическом 

сотрудничестве 

с 

Республикой Южная Осетия и Республикой 
Абхазия. 

Совершенствование 

системы 

статистической 

отчетности 

в 

сфере 

здравоохранения, 

подаваемой 

в 

международные организации.

5.11.  Экспертиза  и  контрольно-

надзорная деятельность в сфере охраны 

здоровья 

В  2015  году  Федеральной  службой 

по  надзору  в  сфере  здравоохранения 
(далее  –    Росздравнадзор)  продолжено 
осуществление 

контрольно-надзорной 

деятельности, 

направленной 

на 

предупреждение 

нарушений 

законодательства Российской Федерации 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

61

в  области  здравоохранения,  а  также  на 
объективную  и  всестороннюю  оценку 
ситуации и проблем в указанной сфере. 

Росздравнадзором 

в 

отчетном 

периоде проведено 24 694 проверки, из них 
2  063  проверки  органов  государственной 
власти  субъектов  Российской  Федерации 
в  сфере  охраны  здоровья  и  18  982 
контрольных  мероприятия  в  отношении 
юридических  лиц  и  индивидуальных 
предпринимателей.

Меры, 

предпринимаемые 

Росздравнадзором 

по 

оптимизации 

планирования  мероприятий  по  контролю, 
позволили провести совместно с другими 
органами  государственного  контроля  в 
2015  году  302  проверки.  Организация  и 
проведение  таких  проверок  существенно 
снизили 

административное 

бремя 

юридических  лиц  и  индивидуальных 
предпринимателей. 

Из 18 982 контрольных мероприятий 

плановые  проверки  составили  5  955 
(31  %),  внеплановые  –    13  027  (69  %). 
План 

контрольных 

мероприятий 

Росздравнадзором выполнен на 100 %.

В  отчетном  году  выявлено  35  460 

правонарушений,  что  в  1,5  раза  больше, 
чем  в  2014  году,  при  этом  на  одно 
юридическое  лицо  или  индивидуального 
предпринимателя, 

осуществляющего 

деятельность  в  сфере  здравоохранения, 
приходилось 

до 

правонарушений 

одновременно. 

Правонарушения допустили –  7 601 

юридическое  лицо  и  индивидуальный 
предприниматель  (64  %  от  количества 
проверенных организаций). При этом 2 892 
организации  допускали  правонарушения, 
представляющие 

непосредственную 

угрозу  причинения      вреда  жизни  и 
здоровью граждан.

В  2015  году  значительно  увеличено 

количество  проверок,  проведенных  с 
участием  аттестованных  экспертов  и  с 
привлечением  экспертных  организаций. 
Так,  за  отчетный  период  проведено  2  004 
контрольных мероприятия с привлечением 
экспертов  –    это  более  10  %  от  всех 
проведенных  проверок,  1  122  проверки  с 
привлечением  экспертных  организаций 
(6  %  от  общего  количества  проведенных 

проверок).

В  результате  6  836  проверок 

юридических  лиц  и  индивидуальных 
предпринимателей  в  деятельности  3  320 
(48,6  %  от  числа  проведенных  проверок) 
выявлены  нарушения  прав  граждан  в 
сфере охраны здоровья.

Следует 

отметить 

большое 

количество  нарушений  медицинскими 
организациями 

порядков 

оказания 

медицинской 

помощи 

(выявлено 

5  353  нарушения),  что  в  свою  очередь 
свидетельствует 

о 

низком 

уровне 

лицензионного  контроля  со  стороны 
органов исполнительной власти субъектов 
Российской Федерации и предоставление 
ими 

лицензий 

на 

медицинскую 

деятельность 

 

с 

нарушениями 

законодательства Российской Федерации.

В  2015  году  Росздравнадзором 

продолжалась 

работа 

по 

совершенствованию 

системы 

федерального государственного контроля 
в 

сфере 

обращения 

лекарственных 

средств 

в 

части 

их 

соответствия 

установленным  требованиям  к  качеству. 
Особое  внимание  уделялось:  реализации 
мероприятий по организации выборочного 
контроля 

качества 

лекарственных 

средств; 

расширению 

лабораторной 

базы для проведения испытаний качества 
лекарственных  средств  и  пополнению 
библиотеки  спектров  для  скрининга 
качества 

лекарственных 

средств 

неразрушающим 

методом 

ближней 

инфракрасной 

спектрометрии 

(БИК-

спектрометрии); 

проведению 

работ 

по 

внедрению 

метода 

Рамановской 

спектроскопии;  разработке  и  внедрению 
государственной  системы  мониторинга 
гражданского 

оборота 

лекарственных 

препаратов.

В  2015  году  Росздравнадзором 

проведено  более  6  тыс.  проверок  в 
отношении  2  785  юридических  лиц  и 
индивидуальных 

предпринимателей, 

деятельность 

которых 

подлежит 

государственному  контролю  в  сфере 
обращения 

лекарственных 

средств. 

Проверками 

выявлено 

случаев 

причинения  вреда  жизни  и  здоровью 
граждан.  Наложено  административных 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

62 ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2015

штрафов  на  сумму  более  50  млн  рублей. 
Выявлены  и  изъяты  из  обращения  701 
серия 

317 

торговых 

наименований 

недоброкачественных 

лекарственных 

препаратов, 

23 

серии 

торговых 

наименований 

фальсифицированных 

лекарственных  препаратов,  33  серии  16 
торговых  наименований  лекарственных 
средств,  находившихся  в  гражданском 
обороте  с  нарушением  законодательства 
Российской  Федерации.  Доля  изъятых  из 
обращения  по  результатам  деятельности 
Росздравнадзора 

лекарственных 

средств,  не  отвечающих  установленным 
требованиям  по  качеству,  в  2015  году 
составила  0,9  %  (2014  год  —  0,5  %,  2013 
год — 0,6 %, 2012 год –  0,7 %).

Благодаря  контрольно-надзорным 

мероприятиям  и  принятым  мерам  по  их 
результатам, в течение 2015 года удалось 
сократить  количество  простаивающего 
медицинского 

оборудования, 

поставленного  в  рамках  реализации 
региональных  программ  модернизации 
здравоохранения с 1 262 до 400 единиц. 

Продолжалась 

работа 

по 

обеспечению  населения  качественными, 
безопасными 

и 

эффективными 

медицинскими 

изделиями. 

За 

год 

зарегистрировано  1  052  медицинских 
изделия  (из  них:  447  отечественных, 
605 

зарубежных). 

Осуществлялись 

мероприятия 

по 

развитию 

системы 

мониторинга  безопасности  медицинских 
изделий. 

Внедрение 

в 

практику 

стандартизированных  механизмов  сбора 
и  анализа  информации  о  безопасности 
медицинских 

изделий 

позволило 

предотвратить  применение  потенциально 
опасных  некачественных  медицинских 
изделий. 

В  целом,  по  всем  направлениям 

контрольно-надзорной 

деятельности 

Росздравнадзора  в  2015  году  достигнуты 
социально  и  экономически  значимые 
результаты:  восстановлены  права  на 
получение  качественной  и  безопасной 
медицинской  помощи  5  086  граждан; 
защищены  права  366  140  человек  на 
получение  качественной  и  безопасной 
медицинской 

помощи; 

защищены 

права  86  681  гражданина  на  получение 

качественной  лекарственной  помощи; 
восстановлены  в  правах  на  получение 
бесплатных  лекарственных  препаратов  –  
4  022  человека,        на  получение 
лекарственных 

препаратов 

в 

целях 

обезболивания –  675 граждан.

В  2015  году  Росздравнадзором 

осуществлялся  мониторинг  ассортимента 
и  цен  на  жизненно  необходимые  и 
важнейшие  лекарственные  препараты 
(далее  –    ЖНВЛП)  на  фармацевтическом 
рынке (6 784 респондента).

В  2015  году  уровень  розничных 

цен  на  ЖНВЛП  амбулаторного  сегмента 
повысился на 8,8 %, в том числе в разрезе 
ценовых  категорий  стоимостью  до  50 
рублей –  на 16 %; стоимостью от 50 до 500 
рублей –  на 6,9 %; стоимостью свыше 500 
рублей –  на 2,6 %.

В  то  же  время,  розничные  цены  на 

препараты,  не  включенные  в  перечень 
ЖНВЛП, повысились в 2015 году в среднем 
на 19,5 %, в том числе в разрезе ценовых 
категорий  стоимостью  до  50  рублей  –    на 
35,3 %; стоимостью от 50 до 500 рублей –  
на 22,9 %; стоимостью свыше 500 рублей –  
на 11,6 %.

В  целях  повышения  доступности 

обезболивающей 

терапии 

в 

Росздравнадзоре  с  7  апреля  2015  года 
действует 

«Горячая 

линия» 

приема 

обращений граждан о нарушении порядка 
назначения  и  выписки  лекарственных 
препаратов,  решения  вопросов  качества 
предоставления  медицинской  помощи 
населению.

За 

время 

работы 

«Горячей 

линии» 

возможностью 

обратиться 

в 

Росздравнадзор по данному каналу связи 
воспользовались 2 659 граждан, из них по 
вопросам обеспечения обезболивающими 
наркотическими  препаратами  –    710 
человек.

Одним  из  главных  приоритетов 

деятельности  Росздравнадзора  является 
повышение  уровня  безопасности  в  сфере 
охраны здоровья. Так, в 2015 году усилиями 
Росздравнадзора  изъято  из  обращения 
2  186  282  упаковки  недоброкачественных 
и  фальсифицированных  лекарственных 
средств  и  4  749  350  единиц  медицинских 
изделий, 

не 

соответствующих 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

63

установленным требованиям. 

По  результатам  всех  контрольных 

мероприятий,  в  том  числе  лицензионного 
контроля,  проведённых  в  2015  году, 
юридические  лица  и  индивидуальные 
предприниматели, органы исполнительной 
власти 

по 

фактам 

допущенных 

правонарушений  оштрафованы  на  общую 
сумму свыше 116 млн рублей, перечислено 
в бюджет свыше 108 млн рублей (93%). 

Затраты  на  проведение  одной 

проверки  составляют  от  3  до  42  тыс. 
рублей,  на  выявление  одного  правонару-
шения –  в среднем 22 тыс. рублей. 

Нагрузка 

на 

одного 

государ-

ственного 

гражданского 

служащего  

Росздравнадзора  в  2015  году  составила 
32 проверки с учетом того, что сотрудники 
осуществляют также контроль за исполне-
нием полномочий, переданных на уровень 
субъектов          Российской  Федерации, 
контроль  за  исполнением  лицензионных 
требований и иные контрольные функции. 

Задачи на 2016 год 

Реализация 

мероприятий 

по 

созданию  централизованной  системы 
государственного  контроля  за  качеством 
работы медицинских и фармацевтических 
организаций.

Продолжение  совместной  работы 

с 

Министерством 

здравоохранения 

Российской  Федерации  по  исполнению 
поручения 

Президента 

Российской 

Федерации  по  разработке  и  внедрению 
государственной  системы  мониторинга 
гражданского 

оборота 

лекарственных 

препаратов.

Участие  в  «пилотном  проекте»  по 

оценке результативности и эффективности 
деятельности  Росздравнадзора  в  части 
федерального государственного надзора в 
сфере обращения лекарственных средств.

Совершенствование 

системы 

контроля  и  надзора  на  основе  внедрения 
риск-ориентированного 

подхода 

к 

проведению контрольных мероприятий.

5.12. 

Медико-санитарное 

обеспечение 

отдельных 

категорий 

граждан

Система 

медико-санитарного 

обслуживания 

работников 

опасных 

производств  и  населения  отдельных 
территорий  организована  по  цеховому 
принципу,  обеспечивающему  мониторинг 
состояния здоровья работников. Одной из 
основных задач здравпунктов является их 
постоянная готовность к оказанию первой 
медицинской  помощи  при  возникновении 
чрезвычайных,  в  том  числе  аварийных 
ситуаций на курируемых объектах. 

Особая  роль  в        оказании 

медицинской  помощи  обслуживаемому 
контингенту  работающих  в  условиях 
вредных 

производственных 

факторов 

отведена 

службе 

профессиональной 

патологии ФМБА России, которая включает 
14 центров профессиональной патологии, 
из  них  1  центр  профессиональной 
патологии был открыт в 2015 году. Коечная 
мощность  центров  профессиональной 
патологии 

составляет 

674 

койки 

круглосуточного  стационара  и  116  коек 
дневного  стационара,  на  которых  в  2015 
году  было  пролечено  соответственно 
19 672 и 6 038 пациентов.

Полнота  охвата  предварительными 

и 

периодическими 

медицинскими 

осмотрами 

работников 

предприятий, 

прикрепленных 

на 

медицинское 

обслуживание к ФМБА России, в 2015 году 
составила 97,9 %, что превышает плановый 
показатель  на  0,8  %.  Число  работников 
со  стажем  более  5  лет,  прошедших 
периодический  медицинский  осмотр  в 
центрах  профессиональной  патологии, 
составляет 60 тыс. человек. 

В 2015 году было зарегистрировано 

198  случаев  впервые  установленных 
профессиональных 

заболеваний 

и 

отравлений, из них –  23 случая у женщин (в 
2014 г. – 167 случаев, из них –  32 у женщин, 
в 2013 г. –  158 случаев, из них –  у женщин 
28). 

Острых 

профессиональных 

заболеваний  (отравлений)  в  2015  году 
зарегистрировано  11,  в  2014  году  –    8  ,  в 
2013 году –  3. 

В  2015  году  случаев  острых 

профессиональных 

заболеваний 

(отравлений) со смертельным исходом не 
было.

Во 

всех 

случаях 

причинами 

острых  профессиональных  заболеваний 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

64 ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2015

(отравлений) явились нештатные ситуации 
на  производстве  и  нарушения  охраны 
труда или техники безопасности.

Случаи  возникновения  хронических 

профессиональных 

заболеваний 

зарегистрированы 

у 

работников 

предприятий,  имеющих  большой  стаж 
работы в неблагоприятных условиях труда 
при  воздействии  вредных  химических  и 
физических производственных факторов.

В  2015  году  ФМБА  России  в  ходе 

медико-санитарного 

сопровождения 

работ 

по 

уничтожению 

химического 

оружия, решались следующие задачи:

медико-санитарное  обеспечение 

эксплуатации функционирующих объектов 
по уничтожению химического оружия;

медико-санитарное  обеспечение 

персонала 

объектов 

завершивших 

активное 

уничтожение 

химического 

оружия,  но  продолжающих  работы  по 
обезвреживанию реакционных масс. 

Случаев  острых  и  хронических 

профессиональных 

заболеваний 

у 

сотрудников 

и 

персонала 

объектов 

уничтожения химического оружия, а также 
случаев заболеваний у жителей санитарно-
защитных зон, в 2015 году не выявлено.

В  рамках  федеральной  целевой 

программы 

«Уничтожение 

запасов 

химического 

оружия 

в 

Российской 

Федерации  в  2015  году  специалистами 
ФГБУЗ  Центральная  детская  клиническая 
больница  ФМБА  России  продолжается 
проведение  комплексного  медицинского 
обследования 

детского 

населения, 

проживающего 

в 

зонах 

защитных 

мероприятий  объектов  по  хранению 
химического  оружия  и  объектов  по 
уничтожению химического оружия.

Выявленные  заболевания  и  их 

распределение 

по 

классам 

МКБ-10 

указывают  на  отсутствие  воздействия 
неблагоприятного  химического  фактора 
на 

здоровье 

детского 

населения, 

проживающего 

в 

зоне 

защитных 

мероприятий  объектов  по  хранению  и 
объектов  по  уничтожению  химического 
оружия.

Высокотехнологичная  медицинская 

помощь 

в 

2015 

году 

оказывалась 

по  16  видам  медицинской  помощи 

и  по  54  группам  заболеваний  в  26 
медицинских организациях ФМБА России. 
Плановые 

показатели 

по 

оказанию 

высокотехнологичной 

медицинской 

помощи выполнены в полном объеме.

Деятельность 

научно-

исследовательских  организаций  ФМБА 
России в 2015 году была сосредоточена на 
решении следующих основных задач:

повышение 

защищенности 

персонала,  населения  и  окружающей 
среды  от  вредного  воздействия,  включая 
совершенствование  медико-санитарного 
обеспечения радиационной, химической и 
биологической безопасности;

разработка 

и 

внедрение 

в 

практику 

эффективных 

технологий, 

методов 

и 

средств 

профилактики, 

диагностики,  лечения  и  реабилитации 
поражений  и  заболеваний,  вызываемых 
особо 

опасными 

факторами 

производственной  и  окружающей  среды; 
создание  и  совершенствование  систем, 
необходимых для обеспечения и контроля 
ядерной,  радиационной,  химической  и 
биологической  безопасности  в  условиях 
нормальной эксплуатации и аварий;

преодоление 

последствий 

радиационных  и  химических  аварий,  а 
также  вспышек  эпидемий  инфекционных 
заболеваний.

В 

рамках 

реализации 

подпрограммы  Б  «Медико-санитарное 
обеспечение 

отдельных 

категорий 

граждан»  государственной  программы 
в 

Федеральном 

государственном 

бюджетном 

учреждении 

«Научно-

исследовательский 

институт 

детских 

инфекций 

Федерального 

медико-

биологического  агентства»  в  ноябре 
2015  года  был  введён  в  эксплуатацию 
новый 

амбулаторно-поликлинический 

корпус.  Введенные  в  строй  мощности 
позволят 

усовершенствовать 

систему 

комплексной  поэтапной  реабилитации 
детей  с  инфекционными  заболеваниями, 
сопровождающимися 

тяжелыми 

двигательными 

и 

системными 

нарушениями.

В 

2015 

году 

продолжалось 

осуществление 

мероприятий 

по 

государственному  контролю  (надзору)  в 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/