ДОКЛАД ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2015 ГОДУ - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2015 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ДОКЛАД ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2015 ГОДУ - часть 2

 

 

17

III. 

РЕАЛИЗАЦИЯ 

ПРОГРАММЫ 

ГОСУДАРСТВЕННЫХ 

ГАРАНТИЙ 

БЕСПЛАТНОГО  ОКАЗАНИЯ  ГРАЖДАНАМ 
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

В 

целях 

обеспечения 

конституционных 

прав 

граждан 

на 

бесплатное 

оказание 

медицинской 

помощи  постановлением  Правительства 
Российской 

Федерации 

от 

28  ноября  2014  г.  №  1273  утверждена 
Программа  государственных  гарантий 
бесплатного 

оказания 

гражданам 

медицинской  помощи  на  2015  год  и  на 
плановый  период  2016  и  2017  годов 
(далее  –    Программа),  составной  частью 
которой  является  базовая  программа 
обязательного медицинского страхования.

Средние  подушевые  нормативы 

финансирования, 

установленные 

Программой  на  2015  год  (без  учета 
расходов 

федерального 

бюджета), 

составили  11  599,1  рублей,  что  на  12,7  % 
выше по сравнению с 2014 годом (10 294,4 
рубля), из них:

за  счет  средств  обязательного 

медицинского  страхования  –  8  260,7 
рублей; 

за  счет  бюджетных  ассигнований 

бюджетов 

субъектов 

Российской 

Федерации –  3 338,4 рублей.

По  сравнению  с  2014  годом  в  2015 

году  в  Программе  увеличены  средние 
нормативы  объема  медицинской  помощи 
в  амбулаторных  условиях,  оказываемой 
с  профилактическими  целями  (на  1,3  %), 
в неотложной форме (на 8,7 %), в связи с 
заболеваниями  (на  1,6  %);  медицинской 
реабилитации  (на  10,0  %);  медицинской 
помощи  в  условиях  дневного  стационара 
(на 1,8 %).

В 

2015 

году 

средства 

нормированного 

страхового 

запаса 

Федерального 

фонда 

обязательного 

медицинского  страхования  в  размере 
15  млрд  рублей  были  направлены 
на  увеличение  субвенций  бюджетам 
территориальных  фондов  обязательного 
медицинского 

страхования 

на 

дополнительное финансовое обеспечение 

оказания 

специализированной 

медицинской 

помощи 

федеральными 

государственными 

учреждениями, 

подведомственными 

Министерству 

здравоохранения Российской Федерации, 
Федеральному 

медико-биологическому 

агентству  и  Федеральному  агентству 
научных  организаций.  За  счет  указанных 
средств 

комиссиями 

по 

разработке 

территориальных                программ      
обязательного медицинского страхования 
субъектов 

Российской 

Федерации 

установлены  дополнительные  объемы 
оказания 

специализированной 

медицинской 

помощи 

федеральным 

государственным 

учреждениям, 

что 

позволило 

не 

допустить 

снижения 

объемов  оказания  медицинской  помощи 
федеральными 

государственными 

учреждениями 

и, 

следовательно, 

исключить их недофинансирование.

Кроме 

того, 

средства 

нормированного 

страхового 

запаса 

Федерального 

фонда 

обязательного 

медицинского  страхования  в  размере 
9,4  млрд  рублей  были  направлены 
на 

дополнительное 

финансовое 

обеспечение  территориальных  программ 
обязательного медицинского страхования 
(в  связи  с  изменением  курсов  валют  при 
приобретении  импортных  лекарственных 
средств, 

медицинских 

изделий 

и 

расходных  материалов,  медицинского 
инструментария,  реактивов  и  химикатов). 
За счет указанных средств комиссиями по 
разработке  территориальных  программ 
обязательного медицинского страхования 
субъектов 

Российской 

Федерации 

увеличены тарифы на оплату медицинской 
помощи  по  обязательному  медицинскому 
страхованию в рамках базовой программы 
обязательного медицинского страхования.

Субвенции 

из 

бюджета 

Федерального 

фонда 

обязательного 

медицинского страхования, направляемые 
в  бюджеты  территориальных  фондов 
обязательного медицинского страхования 
на  финансовое  обеспечение  расходных 
обязательств 

субъектов 

Российской 

Федерации, 

возникающих 

при 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

18 ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2015

осуществлении  переданных  полномочий 
Российской 

Федерации 

в 

сфере 

обязательного медицинского страхования, 
в 2015 году составили 1 427,1 млрд рублей, 
что  на  21,6  %  выше  уровня  2014  года 
(1 173,9 млрд рублей).

Программа  на  2015  год  содержит 

положения, позволяющие последователь-
но и взвешенно осуществлять структурные 
преобразования,  направленные  на  повы-
шение эффективности здравоохранения.

Средние 

нормативы 

объема 

медицинской  помощи  на  2015  год 
установлены 

с 

учетом 

проводимой 

реструктуризации  медицинской  помощи 
по  формам  и  условиям  ее  оказания 
в 

соответствии 

с 

государственной 

программой, 

предусматривающей 

развитие 

стационарзамещающих 

технологий, 

первичной 

 

медико-

санитарной 

помощи, 

в 

том 

числе 

профилактической  помощи,  медицинской 
помощи 

в 

неотложной 

форме, 

оптимизацию 

и 

перепрофилизацию 

коечного фонда медицинских организаций 
без  снижения  доступности  медицинской 
помощи для граждан.

В 

рамках 

территориальной 

программы 

государственных 

гарантий 

бесплатного 

оказания 

гражданам 

медицинской 

помощи 

(далее  –    территориальная  программа) 
субъект 

Российской 

Федерации 

на 

основе 

перераспределения 

объемов                    медицинской помощи 
по  видам,  условиям  и  формам  ее 
оказания  получил  право  устанавливать 
дифференцированные нормативы объема 
медицинской  помощи  на  1  жителя  и 
нормативы  объема  медицинской  помощи 
на 1 застрахованное лицо с учетом этапов 
оказания  медицинской  помощи,  уровня  и 
структуры заболеваемости, особенностей 
половозрастного  состава  и  плотности 
населения,  транспортной  доступности,  а 
также  климатических  и  географических 
особенностей регионов. 

Конкретизированы 

условия 

и 

формы  оказания  медицинской  помощи, 
предоставляемой в рамках Программы на 

2015 год, в том числе базовой программы 
обязательного медицинского страхования 
(условия размещения пациентов в палатах, 
порядок обеспечения лечебным питанием, 
предельные  сроки  ожидания  оказания 
медицинской помощи в плановой форме и 
диагностических исследований).

В 

соответствии 

с 

приказом 

Министерства 

здравоохранения 

Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. 
№  854  «Об  утверждении  Положения 
об 

осуществлении 

мониторинга 

формирования, 

экономического 

обоснования  территориальных  программ 
государственных  гарантий  бесплатного 
оказания              гражданам        медицинской   
помощи» 

(в 

редакции 

приказа 

от 

31 декабря 2014 г. № 969) Министерством 
здравоохранения 

Российской 

Федерации 

осуществлен 

мониторинг 

формирования, 

экономического 

обоснования  территориальных  программ 
государственных  гарантий  бесплатного 
оказания гражданам медицинской помощи 
(далее –  мониторинг).

Информация 

о 

результатах 

мониторинга 

доведена 

до 

сведения 

руководителей 

органов 

государственной  власти  всех  субъектов  
Российской Федерации.

С 

2015 

года 

Министерством 

здравоохранения 

Российской 

Федерации, 

Федеральным 

фондом 

обязательного медицинского страхования 
и 

высшими 

исполнительными 

органами 

государственной 

власти 

субъектов 

Российской 

Федерации 

заключаются  соглашения  о  реализации    
территориальных 

программ 

государственных  гарантий  бесплатного 
оказания 

гражданам 

медицинской 

помощи,  в  том  числе  территориальных 
программ  обязательного  медицинского 
страхования (далее –  Соглашения).

Принято 

постановление  

Правительства  Российской  Федерации  
от    11    февраля      2015  г.    №  113  «Об   
утверждении  Правил  заключения  согла-
шений  о  реализации  территориальных 
программ 

государственных 

гарантий 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

19

бесплатного  оказания  гражданам  меди-
цинской  помощи,  в  том  числе  территори-
альных  программ  обязательного  меди-
цинского  страхования,  Министерством 
здравоохранения Российской Федерации, 
Федеральным 

фондом 

обязательного 

медицинского  страхования  и  высшими 
исполнительными 

органами 

государ-

ственной  власти  субъектов  Российской 
Федерации».

Министерством  здравоохранения 

Российской 

Федерации 

утвержден 

приказ  от  12  февраля  2015  г.  №  51н  
«Об  утверждении  формы  соглашения 
Министерства 

здравоохранения 

Российской  Федерации,  Федерального 
фонда 

обязательного 

медицинского 

страхования  и  высшего  исполнительного 
органа 

государственной 

власти 

субъекта 

Российской 

Федерации 

о 

реализации  территориальной  программы 
государственных  гарантий  бесплатного 
оказания 

гражданам 

медицинской 

помощи,  в  том  числе  территориальной 
программы  обязательного  медицинского 
страхования».

Заключены 

Соглашения 

с 

84 

субъектами 

Российской 

Федерации. 

Соглашение  не  заключено  с  Томской 
областью  в  связи  с  неисполнением 
требований 

Министерства 

здравоохранения 

Российской 

Федерации  в  части  принятия  субъектом  
Российской  Федерации  на  себя  в  полном 
объеме  своих  расходных  обязательств 
по 

финансовому 

обеспечению 

территориальной программы.

Расходы 

на 

территориальные 

программы  в  2015  году  составили: 
в  целом  по  Программе  –    1  985,8 
млрд  рублей,  в  том  числе  за  счет 
средств 

обязательного 

медицинского 

страхования  –    1  414,2  млрд  рублей;  за 
счет  бюджетных  ассигнований  бюджетов 
субъектов 

Российской 

Федерации  

571,6 млрд рублей.

В 

2015 

году 

Правительством 

Российской 

Федерации 

впервые 

установлены 

нормативы 

финансовых 

затрат 

на 

высокотехнологичную 

медицинскую 

помощь, 

оказываемую 

в  рамках  базовой    программы  за  счет 
средств 

обязательного 

медицинского 

страхования, 

а 

также 

оказываемую 

вне  рамок  базовой  программы  за  счет 
средств,  направляемых  в  федеральный 
бюджет  из  бюджета  Федерального  фонда 
обязательного медицинского страхования. 

С 

2015 

года 

финансирование 

скорой  медицинской  помощи  в  полном 
объеме  осуществляется  за  счет  средств 
обязательного медицинского страхования.

В 

2015 

году 

Министерством 

разработана  Программа  государственных 
гарантий 

бесплатного 

оказания 

гражданам  медицинской  помощи  на  2016 
год,  которая  утверждена  постановлением 
Правительства  Российской  Федерации 
от  19  декабря  2015  г.  №  1382  (далее  –  
Программа на 2016 год). 

В  Программе  на  2016  год  в  целях 

обеспечения  доступности  медицинской 
помощи  установлены  предельные  сроки 
ожидания  оказания  первичной  медико-
санитарной помощи в неотложной форме, 
приема  пациентов  врачами-терапевтами 
участковыми,  врачами  общей  практики 
(семейными 

врачами), 

врачами-

педиатрами  участковыми,  проведения 
диагностических 

инструментальных 

и 

лабораторных  исследований,  проведения 
компьютерной  томографии,  магнитно-
резонансной  томографии  и  ангиографии, 
а также время доезда до пациента бригад 
скорой медицинской помощи при оказании 
помощи в экстренной форме.

Конкретизированы 

источники 

финансирования 

мер, 

реализуемых 

в 

рамках 

Национального 

календаря 

профилактических  прививок  (бюджетные 
ассигнования  федерального  бюджета), 
медицинской  деятельности,  связанной 
с  донорством  органов  и  тканей  человека 
в  целях  трансплантации  (пересадки) 
(федеральный 

бюджет 

и 

бюджеты 

субъектов Российской Федерации).

Конкретизирован 

Перечень 

заболеваний  и  состояний,  оказание 
медицинской 

помощи 

при 

которых 

осуществляется 

бесплатно 

путем 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

20 ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2015

обособления  в  рамках  класса  «Болезни 
органов  пищеварения»  болезней  полости 
рта,  слюнных  желез  и  челюстей  (за 
исключением зубного протезирования).

В          целях        разработки          единых     

подходов  к  планированию  и  оплате 
медицинской 

помощи, 

оказываемой 

в 

условиях 

дневного 

стационара, 

в 

качестве 

норматива 

объема 

медицинской помощи предложено вместо  
1 пациенто-дня ввести 1 случай лечения в 
дневном стационаре.

Конкретизированы 

критерии 

качества  и  доступности  медицинской 
помощи, установленные Программой.

В  целях  проведения  мониторинга 

территориальных  программ  на  2016 
год  утвержден  приказ  Министерства 
здравоохранения  Российской  Федерации 
от 26 июня 2015 г. № 370н «Об утверждении 
Положения об осуществлении мониторинга 
формирования, 

экономического 

обоснования  территориальных  программ 
государственных  гарантий  бесплатного 

оказания 

гражданам 

медицинской 

помощи».

Задачи на 2016 год

Мониторинг 

формирования 

и 

экономического 

обоснования 

территориальных 

программ 

государственных  гарантий  бесплатного 
оказания 

гражданам 

медицинской 

помощи.

Заключение 

соглашений 

между 

Министерством 

здравоохранения 

Российской  Федерации,  Федеральным 
фондом 

обязательного 

медицинского 

страхования и высшими исполнительными 
органами 

государственной 

власти 

субъектов  Российской  Федерации  о 
реализации  территориальных  программ 
государственных  гарантий  бесплатного 
оказания 

гражданам 

медицинской 

помощи,  в  том  числе  территориальных 
программ  обязательного  медицинского 
страхования.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

IV.  РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ 

ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО 

СТРАХОВАНИЯ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

22 ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2015

IV. 

 

РАЗВИТИЕ 

СИСТЕМЫ 

ОБЯЗАТЕЛЬНОГО 

МЕДИЦИНСКОГО 

СТРАХОВАНИЯ

Во 

исполнение 

поручения 

Президента 

Российской 

Федерации  

в  целях  совершенствования  страховых 
принципов 

в 

сфере 

обязательного 

медицинского 

страхования 

в 

2015 

году 

внесены 

изменения 

в 

Закон  

от  27  ноября  1992  г.  №  4015-1  
«Об  организации  страхового  дела  в 
Российской  Федерации»  (статья  25)  
в 

части 

увеличения 

требований 

к 

размеру  уставного  капитала  страховой 
медицинской организации и Федеральный 
закон  от  29  ноября  2010  г.  №  326-ФЗ 
«Об 

обязательном 

медицинском 

страховании  в  Российской  Федерации», 
предусматривающие 

установление 

источников 

формирования 

и 

конкретизацию  направлений  расходов 
нормированного 

страхового 

запаса 

территориального  фонда,  включая  новое 
направление  –    финансовое  обеспечение 
мероприятий 

по 

дополнительному 

профессиональному 

образованию 

медицинских  работников  по  программам 
повышения  квалификации,  приобретению 
и  проведению  ремонта  медицинского 
оборудования.

В 

рамках 

совершенствования 

нормативной  правовой  базы,  регули-
рующей  организацию  и  порядок  прове-
дения  контроля  качества  медицинской 
помощи в сфере обязательного медицин-
ского  страхования,  приказами  Федераль-
ного  фонда  обязательного  медицинского 
страхования  от  21  июля  2015  г.  №  130  
и 29 декабря 2015 г. № 277 внесены изме-
нения  в  Порядок  организации  и  прове-
дения контроля объемов, сроков, качества 
и  условий  предоставления  медицинской 
помощи  по  обязательному  медицинскому 
страхованию,  утвержденный  приказом 
ФОМС от 1 декабря 2010 г. № 230, в части 
установления  положений  по  выявлению 
и  квалификации  дефектов  в  оформ-
лении  первичной  медицинской  докумен-
тации  и  оказании  медицинской  помощи, 
врачебных  ошибок  и  иных  нарушений,  

а  также  актуализирован        перечень  осно-
ваний  для  отказа  в  оплате  медицинской 
помощи  (уменьшения  оплаты  медицин-
ской помощи).

  С  целью  унификации  подходов 

к 

определению 

размеров 

санкций 

к 

медицинским 

организациям, 

применяемым 

территориальными 

фондами  обязательного  медицинского 
страхования и страховыми медицинскими 
организациями  по  результатам  контроля 
объемов,  сроков,  качества  и  условий 
предоставления  медицинской  помощи 
по 

обязательному 

медицинскому 

страхованию в рамках совершенствования 
контрольной 

деятельности 

в 

сфере 

обязательного медицинского страхования 
в 

составе 

Правил 

обязательного 

медицинского  страхования  утверждена 
единая  Методика  исчисления  размеров 
неполной  оплаты  затрат  на  оказание 
медицинской 

помощи, 

штрафов 

за 

неоказание,  несвоевременное  оказание 
либо  оказание  медицинской  помощи 
ненадлежащего 

качества 

(приказ 

Министерства 

здравоохранения 

Российской  Федерации  от  6  августа  2015  г. 
№536н «О внесении изменений в Правила 
обязательного медицинского страхования, 
утвержденные  приказом  Министерства 
здравоохранения 

и 

социального 

развития  Российской  Федерации  от 
28 февраля 2011 г. №158н»).

Приказом 

Министерства 

здравоохранения 

Российской 

Федерации  от  16  ноября  2015  г. 
№  806н  «О  внесении  изменений  в 
некоторые 

приказы 

Министерства 

здравоохранения и социального развития 
Российской  Федерации  и  Министерства 
здравоохранения 

Российской 

Федерации»  в  типовых  договорах  в 
системе  обязательного  медицинского 
страхования  предусмотрена  возможность 
увеличения размера аванса медицинским 
организациям.

Совершенствование 

системы 

оплаты медицинской помощи на основе 
клинико-статистических групп

В  2014  году  с  целью  контроля  за 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

23

соблюдением тарифной политики в сфере 
обязательного медицинского страхования 
Федеральным 

фондом 

обязательного 

медицинского  страхования  утвержден 
приказ  от  18  ноября  2014  г.  №  200  
«Об установлении требований к структуре 
и  содержанию  тарифных  соглашений», 
в  том  числе  контроля  за  установлением 
способов оплаты медицинской помощи за 
счет средств обязательного медицинского 
страхования,  применяемых  в  субъектах 
Российской Федерации.

В 2015 году продолжено внедрение 

единой  тарифной  политики  и  методов 
оплаты  медицинской  помощи  за  счет 
средств 

обязательного 

медицинского 

страхования 

на 

основе 

клинико-

статистических  групп  (КСГ),  начатое 
в  2012  году  в  рамках  мероприятий  по 
совершенствованию 

системы 

оплаты 

медицинской  помощи,  оказываемой  в 
стационарных условиях. 

Ежегодно  в  модель  КСГ  вносились 

изменения,  необходимые  для  совер-
шенствования  механизма  финансового 
обеспечения 

медицинской 

помощи, 

оказанной  в  стационарных  условиях  и  в 
условиях дневного стационара. Это необ-
ходимо  для  снижения  неэффективных 
расходов медицинских организаций, пере-
распределения  объемов  медицинской 
помощи при  заболеваниях, не требующих 
круглосуточного  наблюдения,  на  дневные 
стационары. 

Так,  в  2015  году  по  сравнению  с 

2014  годом  модель  КСГ  расширилась 
на  57  групп  путем  увеличения  перечня 
диагностических исследований и методов 
лечения,  влияющих  на  отнесение  случая 
лечения  к  конкретной    КСГ,  и  более 
широкого  выделения  групп  заболеваний 
для  детей.  Общее  количество  групп 
заболеваний,  по  которым  медицинская 
помощь  оказывалась  в  стационарных 
условиях 

и 

в 

условиях 

дневных 

стационаров,  в  2015  году  составило 
258. 

Оплата 

высокотехнологичной 

медицинской  помощи  осуществлялась  по 
104 клинико-статистическим группам.

Основным эффектом внедрения КСГ 

стало улучшение показателей работы кой-
ки, в  том числе  за счет   снижения средней 
длительности  пребывания  в  стационаре. 
Кроме  того,  дифференцированная    опла-
та    медицинской  помощи  способствовала 
повышению  доли  сложных  случаев  лече-
ния  в  структуре  оказания  медицинской 
помощи,  в  том  числе  доли    оперативных 
хирургических вмешательств. Статистиче-
ская информация, формируемая в рамках 
системы  КСГ,  может  выступать  основой 
для  принятия  управленческих  решений 
при распределении объемов медицинской 
помощи, а также оценки деятельности, как 
соответствующих  подразделений  меди-
цинских организаций, так и организаций в 
целом.

Основными 

отличиями 

новой  

модели  КСГ  от  предыдущих  версий  явля-
ются: введение КСГ для оплаты медицин-
ской  помощи  по  профилю  «Медицинская 
реабилитация»;  значительное  увеличение 
количества  КСГ  для  оплаты  медицин-
ской  помощи,  оказанной  детскому  насе-
лению;  оптимизация  подходов  к  приме-
нению  поправочных  коэффициентов  для 
снижения  дифференциации  тарифов  на 
оплату  медицинской  помощи,  совер-
шенствования  трехуровневой  системы 
оказания  медицинской  помощи,  развития 
стационарзамещающих 

технологий 

и 

повышения  доступности  сложных  меди-
цинских технологий.

Задачи на 2016 год

Реализация  пилотного  проекта  по 

дополнительному  медицинскому  стра-
хованию  граждан  (сверх  обязательного 
медицинского страхования).

Введение  в  систему  обязательного 

медицинского 

страхования 

института 

страховых 

представителей, 

которые 

будут 

обеспечивать 

информационное 

сопровождение  граждан  в  процессе 
их  взаимодействия  с  медицинскими 
организациями, следить за регулярностью 
профилактических  мероприятий,  включая 
диспансеризацию, а также информировать 
о 

режиме 

работы 

медицинских 

организаций.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

24 ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2015

Проведение  необходимых  подго-

товительных  мероприятий,  определение 
функционала 

страховых 

представи-

телей,  разработка  и  утверждение  техно-
логических  процессов  взаимодействия, 
проведение  подбора  и  обучения  кадров, 
внесение  соответствующих  изменений  
в законодательство. 

Обеспечение  применения  в  субъ-

ектах  Российской  Федерации  единой 
методологии 

формирования 

тарифов  

на оплату медицинской помощи.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

«РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

26 ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2015

V.  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ПРОГРАММА 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ  «РАЗВИТИЕ 

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ» 

Государственная 

программа 

Российской 

Федерации 

«Развитие 

здравоохранения» 

(далее 

–  

государственная  программа)  является 
базовым 

документом 

отрасли 

здравоохранения,  в  котором  отражены 
приоритеты  и  основные  направления 
государственной политики в сфере охраны 
здоровья  (утверждена  постановлением 
Правительства  Российской  Федерации  от 
15 апреля 2014 г. № 294).

 

Целью государственной программы 

является 

обеспечение 

доступности 

медицинской  помощи  и  повышение 
эффективности 

медицинских 

услуг, 

объемы, виды и качество которых должны 
соответствовать  уровню  заболеваемости 
и  потребностям  населения,  передовым 
достижениям медицинской науки.

Распоряжением 

Правительства 

Российской 

Федерации 

от 

22 сентября 2015 г. № 1866-р утверждены 
изменения,  которые  вносятся  в  план 
реализации  государственной  программы 
на  2014  г.  и  на  плановый  период  2015  и 
2016 годов.

В  целях  мониторинга  реализации 

мероприятий 

государственной 

программы  издан  приказ  Министерства 
здравоохранения 

Российской 

Федерации  от  30  октября  2015  г.  №  775 
«О  внесении  изменения  в  детальный 
план-график государственной программы 
Российской 

Федерации 

«Развитие 

здравоохранения» 

на 

2014 

год 

и 

плановый  период  2015  и  2016  годов, 
утвержденный  приказом  Министерства 
здравоохранения  Российской  Федерации 
от 24 сентября 2014 г. № 558».

В  течение  2015  года  мониторинг 

и  контроль  реализации  мероприятий 
государственной 

программы 

осуществлялся 

с 

использованием 

аналитической  информационной  системы 
обеспечения  открытости  деятельности 
федеральных  органов  исполнительной 
власти,  размещенной  в  сети  «Интернет» 
(www.programs.gov.ru).

В  2015  году  был  подготовлен 

и 

представлен 

в 

Правительство 

Российской  Федерации,  Минфин  России 
и Минэкономразвития России уточненный 
годовой  отчет  о  ходе  реализации  и 
оценке  эффективности  государственной 
программы за 2014 год.

Во 

исполнение 

поручений 

Президента  Российской  Федерации  и 
Правительства  Российской  Федерации 
Министерством  в  2015  году  подготовлен 
проект 

постановления 

Правительства 

Российской  Федерации  «О  внесении 
изменений  в  государственную  программу 
Российской 

Федерации 

«Развитие 

здравоохранения»  в  части  изменения  в 
структуре  и  составе  соисполнителей  и 
участников  государственной  программы. 
Новая 

редакция 

государственной 

программы 

дополнена 

новыми 

подпрограммами: 

подпрограмма 

Д. 

«Организация 

обязательного 

медицинского 

страхования 

граждан 

Российской  Федерации»  и  подпрограмма 
И. 

«Развитие 

скорой 

медицинской 

помощи».  Уточнены        наименования  и 
задачи 

подпрограмм, 

наименования 

основных 

мероприятий 

и 

целевые 

индикаторы  государственной  программы. 
Особое  внимание  уделено  мерам  по 
развитию  здравоохранения  в  субъектах 
Российской  Федерации,  находящихся 
на  территории  Дальнего  Востока  и 
Байкальского 

региона, 

сформирован 

специальный 

раздел 

«Обеспечение 

приоритетов  развития  здравоохранения 
на Дальнем Востоке».

5.1.  Профилактика  заболеваний  и 

формирование  здорового  образа  жизни. 

Развитие  первичной  медико-санитарной 

помощи

Диспансеризация населения

Диспансеризация 

населения 

является одним из важнейших механизмов 
сохранения 

здоровья 

и 

снижения 

смертности населения. 

В 

2015 

году 

Министерством 

подготовлен 

новый 

Порядок 

диспансеризации  определенных  групп 
взрослого 

населения, 

утвержденный 

приказом Министерства здравоохранения 
Российской 

Федерации 

от 

3 февраля 2015 г. №36ан «Об утверждении 
порядка  проведения  диспансеризации 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

27

определенных 

групп 

взрослого 

населения»,  в  соответствии  с  которым 
обновлены  и  расширены  методические 
рекомендации для врачей по организации 
и проведению диспансеризации.

В 

2015 

году 

подлежало 

диспансеризации 24 061 874 человека. По 
состоянию  на  31  декабря  2015  г.  первый 
этап  диспансеризации  прошли  более 
22,5  млн  человек  (93%  от  планируемого 
количества),  из  которых  более  6  млн 
человек (27%) направлены на второй этап 
(для уточнения диагноза). 

В ходе обследования граждан в 2015 

году  сердечно-сосудистые  заболевания 
выявлены  и  зарегистрированы  у  5,3 
млн  человек  (у  каждого  4  гражданина), 
в  том  числе  впервые  выявлено  более 
800  тыс.  случаев  сердечно-сосудистых 
заболеваний  (у  каждого  20  гражданина). 
Из  числа  впервые  выявленных  сердечно-
сосудистых  заболеваний  диспансерное 
наблюдение рекомендовано 70,3%.

В  2015  году  всего  выявлено  и 

зарегистрировано более 500 тыс. случаев 
болезней  органов  дыхания  (у  каждого 
35), в том числе впервые 117 тыс. случаев           
(у каждого150). Сахарный диабет выявлен 
и  зарегистрирован  более  чем  у  300 
тыс.  человек  (у  каждого  50),  в  том  числе 
впервые  –    у  56  тыс.  человек  (у  каждого 
330).

В 

результате 

диспансеризации 

у  граждан  выявлены  факторы  риска 
развития  неинфекционных  заболеваний: 
нерациональное питание –  26,3%, низкая 
физическая активность –  18,7 %, курение –  
16,3  %,  избыточная  масса  тела  –    15,9%, 
риск  пагубного  потребления  алкоголя  – 
1,3%.

Диспансерное 

наблюдение 

граждан  с  высоким  и  очень  высоким 
сердечно-сосудистым риском в кабинетах 
(отделениях)  медицинской  профилактики 
установлено  у  1,4  млн  человек,  в  центрах 
здоровья –  у 158 тыс. человек.

По  итогам  диспансеризации  2015 

года,  1  группу  здоровья  (не  имеющих 
заболеваний 

и 

минимальный 

набор 

факторов риска их развития) имеют около 
32,2 %  населения,  2  группу  здоровья 
(высокий  риск  смерти  при  скрытом 
течении  болезни)  имеют  20,4 %  (в 

основном,  мужчины  в  возрасте  от  40  до 
60  лет),  3  группу  здоровья  (заболевания, 
требующие  наблюдения  врача)  –    47,4% 
населения.

Высокий  охват  диспансеризацией 

населения  был  обеспечен,  в  том  числе  за 
счет  активного  использования  выездных 
форм работы. В 2015 году в медицинских 
организациях 

субъектов 

Российской 

Федерации  работало  более  7  тыс. 
мобильных  бригад,  которые  обследовали 
более 760 тыс. человек.

В  целях  сохранения  и  укрепления 

здоровья  граждан,  раннего  выявления 
факторов  риска  для  здоровья  граждан 
и 

их 

индивидуальной 

коррекции, 

формирования  здорового  образа  жизни 
в  2015  году  продолжалась  работа  в  806 
центрах  здоровья,  с  учетом  мобильных 
центров здоровья (в том числе 219 центрах 
здоровья для детей).

В  2015  году  в  центры  здоровья 

обратилось  4,7  млн  человек.  Из  числа 
первично 

обратившихся 

признаны 

здоровыми 

1,3 

млн 

человек 

или 

33 %. 

Индивидуальные 

планы 

по 

оздоровлению  выданы  4  млн  человек 
(85  %).  Из  числа  обратившихся  в  центры 
здоровья,  направлено  в  амбулаторно-
поликлинические  учреждения  1,3  млн 
человек  (28,7  %),  в  стационары  –    1  247 
человек (0,03 %).

Мероприятия 

по 

выявлению, 

профилактике 

и 

 

лечению 

лиц, 

инфицированных  ВИЧ  и  вирусными 
гепатитами В и С

В 

2015 

году 

в 

Российской  

Федерации  зарегистрировано  824  706 
случаев  выявления  в  крови  антител  
к  вирусу  иммунодефицита  человека 
(методом  иммунного  блотинга),  в  числе 
которых  100  220  новых  случаев  у  лиц 
с  впервые  в  жизни  установленным 
диагнозом ВИЧ-инфекции. 

Под  диспансерным  наблюдением 

в  2015  году  в  центрах  СПИДа  состояли  
581  716  лиц  с  ВИЧ-инфекцией,  из  них   
прошли  обследование  523  757  больных  
(90,0 % 

от 

числа 

состоящих 

под 

наблюдением), 

а 

получали 

антиретровирусную  терапию  216  981 
больной. 

В 

рамках 

диспансерного 

наблюдения  и  с  целью  мониторинга 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

28 ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2015

эффективности  лечения  в  2015  году 
проведено  494  608  исследований  по 
определению иммунного статуса и 474 009 
исследований  по  определению  вирусной 
нагрузки.

В  целом  в  2015  году  продолжалась 

тенденция к росту числа случаев болезни, 
вызванной 

вирусом 

иммунодефицита 

человека  на  11,5%,  что  составило  3,82  на 
100 тыс. населения (3,76 в 2014 году).

В  Российской  Федерации  уже 

достигнуты лучшие мировые результаты по 
снижению  риска  вертикальной  передачи 
ВИЧ - инфекции детям от матерей с ВИЧ - 
инфекцией.  За  период  с  2006  года  этот 
показатель  снизился  с  10,5  %  до  2,2  % 
в  2015  году,  рождение  здоровых  детей  у 
таких матерей стало возможным благодаря 
повсеместному  внедрению  трехэтапной 
профилактики 

антиретровирусными 

препаратами. В отчетном году завершили 
беременность  родами  16  078  женщин 
с  ВИЧ-инфекцией,  из  них  получили 
химиопрофилактику и антиретровирусную 
терапию  14  906  женщин  (92,7  %),  охват 
новорожденных 

химиопрофилактикой 

составил 98,8 %.

В 

целях 

формирования 

комплексных  подходов,  направленных 
на 

предупреждение 

распространения 

ВИЧ-инфекции 

в 

Российской 

Федерации  23  октября  2015  года  под 
председательством 

Д.А.  Медведева 

состоялось заседание Правительственной 
комиссии  по  вопросам  охраны  здоровья 
граждан,  посвященное  этой  проблеме.  
По  итогам  заседания  комиссии  и  на 
основании  Указа  Президента  Российской 
Федерации 

от 

01.06.2012 

№ 

761  

«О  Национальной  стратегии  действий 
в  интересах  детей  на  2012  –  2017 
годы» 

Правительством 

Российской 

Федерации  было  дано  поручение  по 
разработке  Государственной  стратегии 
противодействия 

распространению 

ВИЧ-инфекции  в  Российской  Федерации 
на  период  до  2020  года  и  дальнейшую 
перспективу 

(далее 

– 

Стратегия), 

определяющей  принципы  и  основные 
направления  государственной  политики 
Российской Федерации в данной области. 

Проект 

Стратегии 

разработан 

Минздравом 

России 

при 

участии 

заинтересованных  федеральных  органов 
исполнительной  власти  и  профильных 
экспертов, 

прошел 

обсуждения 

с 

представителями 

гражданского 

общества. 

Стратегия 

является 

основой  для  совместной  деятельности 
государственных  органов  всех  уровней, 
органов 

местного 

самоуправления, 

государственных, 

социально 

ориентированных 

некоммерческих 

организаций, 

добровольцев 

в 

деле 

противодействия  распространению  ВИЧ-
инфекции  в  рамках  законодательства 
Российской Федерации.

Необходимость  принятия  Страте-

гии  обусловлена  неблагоприятной  дина-
микой  распространения  ВИЧ-инфекции  в 
стране, усилением вследствие роста забо-
леваемости  ВИЧ-инфекцией  и  СПИДом 
таких  негативных  тенденций  как  высокий 
уровень  смертности  и  выход  эпидемии 
из  групп  населения  повышенного  риска  в 
общее население, что создает угрозы для 
демографической  ситуации  и  экономиче-
ского развития страны.

Иммунопрофилактика населения 

в  рамках  Национального  календаря 
профилактических прививок

За  12  месяцев  2015  года  в  срав-

нении  с  аналогичным  периодом  2014 
года  в  Российской  Федерации  зареги-
стрировано  снижение  заболеваемости  
сальмонеллезными 

инфекциями 

на  

12,7 %, 

бактериальной 

дизентерией 

(шигеллезом) – на 8,6 %, энтеровирусными 
инфекциями –  на 16,3 %, геморрагической  
лихорадкой  с  почечным  синдромом  –  
на  20,7%,  лептоспирозом  –  в  2  раза,  
гонококковой  инфекцией  –  на  22,3%,  
трихинеллезом  –    в  2,7  раза,  острыми  
вирусными  гепатитами  на  30,3%,  из  них: 
острым  гепатитом  А  –  на  39,4%,  острым  
гепатитом  В  –  на  11,4%,  острым  гепа-
титом С – на 7,1 %, острым гепатитом Е – 
на 14,3 %.

Отмечено 

снижение 

заболева-

емости 

инфекциями, 

управляемыми  

средствами 

специфической 

иммуно-

профилактики:  краснухой  –    в  2,8  раза 
(до  0,02  чел.  на  100  тыс.  населения),  
корью –  в 5,7 раз (0,58 на 100 тыс. населения),  
эпидемическим  паротитом  –    на  25,4% 
(0,35 чел. на 100 тыс. населения).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

29

Зарегистрированы 

случая 

заболеваемости 

дифтерией, 

не 

зарегистрированы  случаи  заболевания 
острым паралитическим полиомиелитом.

За  2015  год  отмечается  рост 

заболеваемости  брюшным  тифом  в  2,4 
раза,  острыми  кишечными  инфекциями, 
вызванными 

установленными 

бактериальными, 

вирусными 

возбудителями, 

а 

также 

пищевыми 

токсикоинфекциями 

установленной 

этиологии  на  7,8%,  природно-очаговыми 
инфекциями (лихорадкой Западного Нила 
на  49,1%,  Крымской  геморрагической 
лихорадкой  на  50%,  клещевым  вирусным 
энцефалитом 

на 

14,2%, 

клещевым 

боррелиозом (болезнью Лайма) на 13,3%), 
бешенством (6 случаев против 3 в 2014 г.), 
лихорадкой Ку –  на 41,5%. 

Министерство 

здравоохранения 

Российской  Федерации  уделяет  особое 
внимание 

вопросам 

приверженности 

вакцинопрофилактике. 

Так, 

в 

2015 

году 

проведена 

Всероссийская 

провакцинальная  кампания  –    марафон 
«Вакцинация 

– 

 

здоровая 

нация». 

При 

поддержке 

Министерства 

здравоохранения  Российской  Федерации 
создан портал «Специалисты о прививках» 
(www.yaprivit.ru). 

В  2015  году  в  соответствии  с 

заключенными 

государственными 

контрактами 

Министерством 

здравоохранения  Российской  Федерации 
в 

рамках 

Национального 

календаря 

профилактических 

прививок 

были 

осуществлены 

поставки 

вакцин 

для 

профилактики  гриппа  в  общем  объеме 
39,8  млн  доз,  в  том  числе  для  детского 
населения –  13,8 млн доз. 

В  2015  году  впервые  для  массовой 

иммунизации  населения  применялись 
четыре 

вида 

отечественных 

вакцин 

(«Гриппол»,  «Гриппол  плюс»,  «Ультрикс», 
«Совигрипп»).  Все  вакцины  содержали 
актуальные для текущего эпидемического 
сезона 

штаммы 

вируса 

гриппа, 

рекомендованные ВОЗ.

При этом первоочередные поставки 

вакцины  для  профилактики  гриппа  у 
взрослых  и  детей  были  осуществлены  в 
субъекты  Дальневосточного,  Сибирского, 
Северо-Западного, 

Уральского 

федеральных 

округов, 

а 

также 

в 

гг. Москву, Санкт-Петербург, Севастополь, 
Белгородскую,  Брянскую,  Ростовскую 
области, Краснодарский край, Республику 
Крым, 

которые 

зачастую 

являются 

«входными  воротами»  для  инфекционных 
заболеваний.

В  2015  году  против  гриппа  привито 

около  43,0  млн  человек  (более  31,0% 
от  населения  страны),  что  является 
беспрецедентным 

за 

всю 

историю 

прививочных  кампаний  против  гриппа  в 
Российской Федерации.

Формирование здорового образа 

жизни

Приказом 

Министерства 

здравоохранения  Российской  Федерации 
от  30  сентября  2015  г.  №  683н  утвержден 
порядок  организации  и  осуществления 
профилактики 

неинфекционных 

заболеваний  и  проведения  мероприятий 
по  формированию  здорового  образа 
жизни в медицинских организациях.

Порядок  профилактики  соединяет 

в  единую  систему  мероприятия  по 
формированию  здорового  образа  жизни, 
выявлению  заболеваний  и  их  факторов 
риска  в  рамках  диспансеризации  и 
профилактических  осмотров,  а  также 
диспансерное наблюдение. 

В  целях  реализации  Послания 

Президента 

Российской 

Федерации 

Федеральному  Собранию  Российской 
Федерации  от  4  декабря  2014  года 
распоряжением 

Правительства 

Российской 

Федерации  

от 5 марта 2015 г. № 367-р утвержден План 
основных  мероприятий  по  проведению 
в  2015  году  в  Российской  Федерации 
Года  борьбы  с  сердечно-сосудистыми 
заболеваниями (далее –  План). 

Данный 

План 

является 

межведомственным 

и 

направлен 

на 

совершенствование 

системы 

профилактики,  диагностики  и  лечения 
сердечно-сосудистых 

заболеваний, 

медицинской 

реабилитации, 

популяризацию 

здорового 

образа 

жизни, 

формирование 

гражданской 

ответственности у населения за состояние 
собственного здоровья.

В  рамках  проведения  Года  борьбы 

с  сердечно-сосудистыми  заболеваниями 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

30 ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2015

субъектами 

Российской 

Федерации 

были 

утверждены 

согласованные 

с 

Министерством 

здравоохранения 

Российской  Федерации  региональные 
планы мероприятий по борьбе с сердечно-
сосудистыми заболеваниями. 

Мероприятия  по  профилактике, 

диагностике 

и 

лечению 

сердечно-

сосудистых 

заболеваний 

включали, 

в 

том 

числе 

совершенствование 

Порядка  проведения  диспансеризации 
определенных групп взрослого населения, 
организацию  выездных  форм  работы 
центров  здоровья  в  сельской  местности 
и  труднодоступных  населенных  пунктах, 
расширение  практики  школ  больных  с 
артериальной  гипертонией,  ишемической 
болезнью сердца и инсультом, мониторинг 
реализации 

комплекса 

мероприятий, 

направленных 

на 

совершенствование 

медицинской 

помощи 

больным 

с 

сосудистой патологией. 

В 

целях 

повышения 

уровня 

квалификации 

медицинских 

работников,  участвующих  в  оказании 
медицинской 

помощи 

больным 

с 

сердечно-сосудистыми 

заболеваниями 

и  обмена  опытом  проведены  научно-
практические мероприятия, в том числе с 
международным участием. 

В 

2015 

году 

завершилась 

реализация 

Плана 

мероприятий 

по 

реализации  концепции  осуществления 
государственной 

политики 

противодействия  потреблению  табака 
на 

2010–2015 

годы, 

утвержденного 

распоряжением 

Правительства 

Российской 

Федерации 

от 

23 сентября 2010 г. № 1563-р (далее – План). 
Главным  итогом  реализации  указанного 
Плана является создание законодательства 
в  сфере  охраны  здоровья  граждан  от 
воздействия 

окружающего 

табачного 

дыма  и  последствий  потребления  табака. 
Независимые исследования, проведенные 
фондом 

«Общественное 

мнение», 

международной  группой  GYTS  указывают 
на 

сокращение 

распространенности 

потребления  табачной  продукции  среди 
населения  Российской  Федерации  по 
сравнению  с  2009  годом  на  17%  среди 
взрослого  населения,  на  40%  –    среди 
детского 

населения. 

Результаты 

и 

ход  реализации  Плана  положены  в 
основу 

разрабатываемой 

концепции 

осуществления государственной политики 
противодействия  потреблению  табака  на 
2016 –  2020 годы. Задача на дальнейшую 
перспективу  –    обеспечить  условия,  при 
которых  граждане  Российской  Федерации, 
родившиеся  после  2015  года,  будут 
избавлены от воздействия табачного дыма 
и последствий потребления табака.

В  2015  году  Министерство  здра-

воохранения 

Российской 

Федерации 

приняло участие в разработке плана меро-
приятий  («дорожная  карта»)  по  стабили-
зации  ситуации  и  развитию  конкуренции 
на  алкогольном  рынке  (утвержден  распо-
ряжением 

Правительства 

Российской 

Федерации от 26 ноября 2015 г. № 2413-р), 
предусмотрев в нем решение задач по:

разработке 

и 

реализации 

концепции 

по 

информированию 

граждан  Российской  Федерации  о  вреде 
злоупотребления алкоголем;

установлению требований к объему 

тары  выпускаемых  спиртосодержащих 
лекарственных средств, а также их нормы 
отпуска;

разработке 

примерных 

программ 

повышения 

квалификации 

и 

профессиональной 

переподготовки 

педагогических 

работников 

и 

иных 

специалистов,  реализуемых  на  базе 
учреждений 

профессионального 

образования,  по  вопросам  профилактики 
алкоголизма,  в  том  числе  в  молодежной 
среде.

В  2015  году  Министерство  в 

пределах своей компетенции участвовало 
в  мероприятиях  Концепции  реализации 
государственной  политики  по  снижению 
масштабов  злоупотребления  алкоголем 
и 

профилактике 

алкоголизма 

среди 

населения 

Российской 

Федерации 

на  период  до  2020  года  (утверждена 
распоряжением 

Правительства 

Российской 

Федерации 

от 

30 декабря 2009 г. № 2128-р).

Мероприятия, 

проведенные 

в 

рамках реализации указанной Концепции, 
позволили,  по  данным  Федерального 
медицинского исследовательского центра 
наркологии  и  психиатрии  Министерства 
здравоохранения Российской Федерации, 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

31

обеспечить  снижение  в  2015  году  по 
сравнению  с  2014  годом  потребления 
алкогольной  продукции  с  13,5  литров  до 
11,5 литров, а смертности от алкогольных 
отравлений с 7,2 до 6,5 случаев на 100 тыс. 
населения.

Указанное достижение обусловлено 

не только использованием экономических 
инструментов,  которые  характеризуются 
наибольшей  эффективностью  в  решении 
задачи 

по 

снижению 

потребления 

алкогольной 

продукции, 

но 

также 

и 

реализацией 

информационно-

коммуникационной кампании, проводимой 
на всех уровнях власти.

Развитие  первичной  медико-

санитарной помощи

В 

целях 

совершенствования 

организации оказания первичной медико-
санитарной 

помощи, 

повышения 

ее 

доступности  и  качества,  в  том  числе 
сельским 

жителям, 

издан 

приказ 

Министерства 

здравоохранения 

Российской Федерации от 23 июня 2015 г. 
№  361н  «О  внесении  изменений  в 
приказ  Министерства  здравоохранения 
и  социального  развития  Российской 
Федерации  от  15  мая  2012  г.  №  543н  «Об 
утверждении  Положения  об  организации 
оказания  первичной  медико-санитарной 
помощи взрослому населению».

Приказом  предусмотрено  создание 

при  медицинских  организациях  сети 
фельдшерско-акушерских 

пунктов 

и 

фельдшерских  здравпунктов  на  селе  в 
зависимости  от  численности  населения 
и  удаленности  от  другой  медицинской 
организации. 

Для 

оказания 

первичной 

медико-санитарной 

помощи 

жителям 

малонаселенных 

и 

труднодоступных 

районов  с  численностью  менее  100 
жителей  предполагается  использовать 
выездные  формы  работы,  в  том  числе 
мобильные  медицинские  комплексы,  с 
периодичностью не реже 2 раз в год.

При  этом  особое  внимание  в  целях 

организации  оказания  первой  помощи 
уделяется  домовым  хозяйствам  и  их 
оснащению.

Предлагаемые 

изменения 

направлены  на  повышение  доступности 
медицинской помощи.

В  2015  году  первичная  медико-

санитарная  помощь  предоставлялась  в  
2091 

самостоятельной 

медицинской 

организации,  оказывающей  медицинскую 
помощь  в  амбулаторных  условиях,  и 
10829  поликлинических  подразделениях 
медицинских организаций. 

Число 

посещений 

составило 

1  288  755,9  тыс.,  включая  посещения 
по  поводу  заболеваний  и  посещения 
с  профилактической  целью.  Из  них 
посещения 

по 

поводу 

заболеваний 

составили  766  874,6  тыс.  (59,5  %), 
посещения  с  профилактической  целью  –  
406  023,0  тыс.  (31,5  %).  Из  общего  числа 
посещений 

по 

поводу 

заболеваний 

активные посещения составили 5,1 % или 
39 126,0 тыс. посещений.

В  системе  оказания  первичной 

медико-санитарной 

помощи 

сель-

скому  населению:  число  фельдшерско- 
акушерских  и  фельдшерских  пунктов  в 
2015  году  по  сравнению  с  2014  годом 
(36  553)  снизилось  на  246  и  соста-
вило  36  307;  число  центров,  отделений 
врачей 

общей 

практики 

(семейных 

врачей)  увеличилось  на  184    и  соста-
вило  6  801;  число  врачей  в  сельской 
местности  увеличилось  с  52,4  тыс. 
человек  в  2014  году  до  54,4  тыс.  человек  
в  2015  году;  обеспеченность  врачами 
увеличилась  с  14,1  на  10  тыс.  сельского 
населения  в  2014  году  до  14,3  на  10  тыс. 
сельского населения в 2015 году. 

В 

малонаселенных 

пунктах 

с 

числом  жителей  менее  100  человек,  где 
отсутствуют 

фельдшерско-акушерские 

пункты,  организовано  9373  домовых 
хозяйства,  которые  могут  оказать  первую 
помощь.

Задачи на 2016 год

Диспансеризация 

населения 

Российской Федерации.

Развитие 

сети 

медицинских 

организаций,  оказывающих  первичную 
медико-санитарную 

помощь, 

в 

соответствии 

с 

утвержденными 

региональными  программами  развития 
здравоохранения  субъектов  Российской 
Федерации.

Развитие 

стационарзамещающих 

технологий, 

создание 

дневных 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

32 ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2015

стационаров в медицинских организациях 
и на дому.

Развитие 

информационных 

технологий  в  медицинских  организациях, 
оказывающих 

первичную 

медико-

санитарную помощь.

Развитие  выездных  форм  работы, 

в том числе с использованием мобильных 
медицинских комплексов.

Разработка 

и 

утверждение 

Правительством 

Российской 

Федерации  Концепции  осуществления 
государственной 

политики 

противодействия  потреблению  табака 
на  2016  –    2020  годы,  включая  План 
мероприятий по ее реализации.

Проведение 

научно-практических 

и  иных  просветительских  мероприятий, 
направленных 

на 

повышение 

информированности 

населения 

по 

актуальным  вопросам  бионауки,  в  том 
числе вопросам трансплантации.

Разработка 

и 

утверждение 

Правительством  Российской  Федерации 
Концепции 

по 

информированию 

населения  Российской  Федерации  о  вреде 
злоупотребления алкоголем.

Установление  требования  к  объему 

тары  выпускаемых  спиртосодержащих 
лекарственных  средств,  а  также  норм  их 
отпуска.

Определение 

ответственности 

за 

реализацию 

спиртосодержащих 

лекарственных 

средств, 

медицинских 

изделий 

и 

этилового 

спирта 

по 

фармакопейным  статьям,  в  том  числе 
фармацевтической  субстанции  (этанола), 
дистанционным способом.

5.2. 

Совершенствование 

специализированной, 

включая 

высокотехнологичную, 

медицинской 

помощи

Реализация 

мероприятий, 

направленных  на  совершенствование 
медицинской  помощи  больным  с 
сосудистыми заболеваниями

В  целях  снижения  смертности 

населения 

от 

болезней 

системы 

кровообращения 

и 

госпитальной 

летальности  при  данных  заболеваниях  
в 

рамках 

региональных 

программ 

развития 

здравоохранения 

за 

счет 

средств  бюджетов  субъектов  Российской 
Федерации и обязательного медицинского 
страхования  в  2015  году  осуществлялись 
мероприятия 

по 

совершенствованию 

организации 

медицинской 

помощи 

больным  сосудистыми  заболеваниями, 
основой  которых  являлось  расширение 
создаваемой 

на 

базе 

медицинских 

организаций 

субъектов 

Российской 

Федерации  сети  первичных  сосудистых 
отделений  и  региональных  сосудистых 
центров. 

Основной  задачей  таких  отделений 

и 

центров 

является 

обеспечение  

в  возможно  короткие  сроки  качественной 
специализированной 

медицинской 

помощи  больным  с  острой  сосудистой 
патологией с использованием системного 
тромболизиса и наиболее востребованных 
интервенционных 

методов 

лечения 

(стентирование 

и 

баллонная      

ангиопластика коронарных артерий). 

В 

2015 

году 

в 

Российской  

Федерации 

функционировало 

415 

первичных 

сосудистых 

отделений  

(в  2014  году  –    383)  и  128  региональных 
сосудистых  центров  (в  2014  году  –    119), 
количество 

региональных 

сосудистых 

центров  увеличилось на 8,6 %, первичных 
сосудистых отделений –  на 9,2 %.

Открытие  в  2015  году  новых 

региональных  сосудистых  центров  (9) 
и 

первичных 

сосудистых 

отделений 

(32) 

позволило 

увеличить 

число 

госпитализированных пациентов с острым 
коронарным 

синдромом 

и 

острыми 

нарушениями  мозгового  кровообращения 
и 

расширить 

практику 

применения 

тромболитической  терапии,  в  том  числе 
на  догоспитальном  этапе,  увеличить 
количество оперативных вмешательств со 
стентированием коронарных артерий. 

Реализация 

мероприятий, 

направленных  на  совершенствование 
медицинской  помощи  больным  с 
онкологическими заболеваниями

В  рамках  реализации  меропри-

ятий,  направленных  на  совершенство-
вание  медицинской  помощи  больным  с 
онкологическими  заболеваниями,  в  субъ-
ектах  Российской  Федерации  сформиро-
вана  система  оказания  онкологической 
помощи,  ориентированная  на  раннее 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/