ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК ПУЭ (Шестое и седьмое издания) - часть 23

 

  Главная      Книги - Разные     ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК ПУЭ (Шестое и седьмое издания)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     21      22      23      24     ..

 

 

 

ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК ПУЭ (Шестое и седьмое издания) - часть 23

 

 

Ðàçäåë 5. ÝËÅÊÒÐÎÑÈËÎÂÛÅ ÓÑÒÀÍÎÂÊÈ

Глава 5.1

ЭЛЕКТРОМАШИННЫЕ 

ПОМЕЩЕНИЯ

Область применения, определения

5.1.1.

 Настоящая глава Правил распростра-

няется на устройство электромашинных поме-
щений и установку в них электрооборудования. 
Если мощность наибольшей установленной в них 
машины или преобразователя менее 500 кВт, вы-
полнение требований 

5.1.8–5.1.10, 5.1.12, 5.1.13, 

5.1.20, 5.1.33 

и 

5.1.34 

является необязательным.

5.1.2.

 Электромашинными помещениями 

(ЭМП) называются помещения, в которых со-
вместно могут быть установлены электрические 
генераторы, вращающиеся или статические пре-
образователи, электродвигатели, трансформа-
торы, распределительные устройства, щиты и 
пульты управления, а также относящееся к ним 
вспомогательное оборудование и обслуживание 
которых производится персоналом, отвечаю-
щим требованиям гл. 1.1.

5.1.3.

 Установка электрооборудования, рас-

сматриваемого в данной главе, должна соответ-
ствовать требованиям соответствующих других 
глав Правил в той мере, в какой они не изменены 
настоящей главой.

Установка электрооборудования выше 1 кВ в 

части, не оговоренной в настоящей главе, долж-
на соответствовать требованиям гл. 4.2, предъ-
являемым к внутрицеховым подстанциям.

Общие требования

5.1.4.

 Электромашинные помещения следует 

относить к помещениям с производством кате-
гории Г по СНиП Госстроя России.

5.1.5.

 Электромашинные помещения должны 

быть оборудованы телефонной связью и по-
жарной сигнализацией, а также другими видами 
сигнализации, которые требуются по условиям 
работы.

5.1.6.

 В ЭМП допускается размещать редукто-

ры и шестеренные клети механизмов, связанных 
с электродвигателями, которые установлены в 
данном ЭМП.

5.1.7.

 Вращающиеся части установленного в 

ЭМП оборудования, расположенные на доступ-

ной высоте, должны быть ограждены от случай-
ных прикосновений в соответствии с действую-
щими требованиями безопасности.

5.1.8.

 В ЭМП должны быть предусмотрены 

сети питания сварочных трансформаторов, 
переносных светильников и электроинструмен-
та, а также машин для уборки помещений. Для 
питания переносных светильников должно при-
меняться напряжение не выше 42 В.

5.1.9.

 Электромашинные помещения должны 

быть оборудованы устройствами для продув-
ки электрооборудования сухим, чистым, сжа-
тым воздухом давлением не более 0,2 МПа от 
передвижного компрессора или от сети сжатого 
воздуха с фильтрами и осушителями. Электро-
машинные помещения должны быть также обо-
рудованы промышленным передвижным пыле-
сосом для сбора пыли.

5.1.10.

 Для транспортировки и монтажа, раз-

борки и сборки электрических машин, преоб-
разователей и других работ должны быть, как 
правило, предусмотрены инвентарные (стацио-
нарные или передвижные) подъемные и транс-
портные устройства.

Размещение и установка 

электрооборудования

5.1.11.

 Компоновка ЭМП на всех отметках 

должна допускать удобную транспортировку и 
монтаж оборудования. В подвале ЭМП при его 
длине более 100 м должны быть предусмотре-
ны проезды для электрокар или транспортных 
тележек.

Расстояние в свету между транспортируе-

мыми элементами оборудования и элементами 
здания или оборудования должно быть не менее 
0,3 м по вертикали и 0,5 м по горизонтали.

5.1.12.

 Ширина проходов между фундамента-

ми или корпусами машин, между машинами и 
частями здания или оборудования должна быть 
не менее 1 м в свету; допускаются местные су-
жения проходов между выступающими частями 
машин и строительными конструкциями до 0,6 м 
на длине не более 0,5 м.

5.1.13.

 Расстояние в свету между корпусом 

машины и стеной здания или между корпусами, 
а также между торцами рядом стоящих машин 
при наличии прохода с другой стороны машин 
должно быть не менее 0,3 м при высоте машин 

Глава 5.1.

 Электромашинные помещения

359

до 1 м от уровня пола и не менее 0,6 м при высо-
те машин более 1 м.

Ширина прохода обслуживания между маши-

нами и фасадом (лицевой стороной обслужи-
вания) пульта управления или щита управления 
должна быть не менее 2 м. При установке щитов 
в шкафу это расстояние выбирается от машины 
до закрытой двери или стенки шкафа.

Указанные требования не относятся к постам 

местного управления приводами.

Ширина прохода между корпусом машины и 

торцом пульта управления или щита управления 
должна быть не менее 1 м.

5.1.14.

 Ширина прохода обслуживания в свету 

между рядом шкафов с электрооборудовани-
ем напряжением до 1 кВ и частями здания или 
оборудования должна быть не менее 1 м, а при 
открытой дверце шкафа — не менее 0,6 м; при 
двухрядном расположении шкафов ширина про-
хода в свету между ними должна быть не менее 
1,2 м, а между открытыми противоположными 
дверцами — не менее 0,6 м.

Допускается установка машин мощностью до 

10 кВт и малогабаритного оборудования в про-
ходах обслуживания за распределительными 
щитами, стеллажами, пультами и другими по-
добными элементами РУ до 1 кВ за счет мест-
ного сужения проходов в свету до значения не 
менее 0,6 м, при этом расстояние от корпуса ма-
шины или аппарата до токоведущих частей щита 
должно быть не менее указанного в 

4.1.21, 

п. 2.

Размеры проходов обслуживания для РУ, щи-

тов и другого оборудования должны удовлетво-
рять требованиям, приведенным в 

4.1.21–4.1.23 

и 

4.2.86.

В подвальном этаже ЭМП следует предусма-

тривать выполнение кабельного этажа или ка-
бельного туннеля при открытой прокладке более 
350 силовых и контрольных кабелей или более 
150 силовых кабелей в наиболее загруженном 
кабелями сечении подвала.

Ширина проходов в кабельных сооружениях 

должна приниматься в соответствии с 

2.3.123 

и 

2.3.125. 

Ряды кабельных конструкций с кабелями в 

этих сооружениях не должны образовывать тупи-
ков длиной более 7 м. Во избежание образования 
тупиков допускается устройство прохода под кабе-
лями высотой в свету не менее 1,5 м от пола. Над 
таким проходом допускается уменьшенное рас-
стояние между полками, обеспечивающее возмож-
ность демонтажа кабелей, но не менее 100 мм.

5.1.15. 

Непосредственно в ЭМП допускается 

открыто устанавливать:

1. Маслонаполненные пусковые и пускорегу-

лирующие устройства для электрических машин 
до и выше 1 кВ (автотрансформаторы, реакто-
ры, реостаты и т.п.) при массе масла до 600 кг.

2. Трансформаторы мощностью до 1,6 MB·А, 

автотрансформаторы, измерительные транс-
форматоры и другие аппараты с массой масла 
до 2 т, которые имеют повышенную прочность 
баков и уплотнения, исключающие течь масла, 
а также (для трансформаторов и автотрансфор-
маторов) газовую защиту или реле давления, 
работающие на сигнал.

Допускается совместная установка группы, со-

стоящей не более чем из двух указанных транс-
форматоров (аппаратов), при расстоянии между 
отдельными группами не менее 10 м в свету.

3. Трансформаторы сухие или наполненные 

негорючими жидкостями без ограничения мощ-
ности и количества.

4. Металлические КРУ, подстанции до 1 кВ 

и выше, батареи конденсаторов или отдельные 
конденсаторы.

5. Аккумуляторные батареи закрытого типа 

при условии устройства вытяжного приспосо-
бления или зарядки в специальных помещениях 
или шкафах.

6. Полупроводниковые преобразователи.
7. Щиты управления, защиты, измерения, 

сигнализации, а также щиты блоков и станций 
управления с установленными на них аппарата-
ми, имеющими на лицевой или задней стороне 
открытые токоведущие части.

8. Неизолированные токопроводы до 1 кВ и 

выше.

9. Оборудование охлаждения электрических 

машин.

5.1.16.

 При расположении в ЭМП маслонапол-

ненного электрооборудования в закрытых каме-
рах с выкаткой внутрь ЭМП масса масла в обо-
рудовании, установленном в одной камере или 
в группе смежных камер, должна быть не более 
6,5 т, а расстояние в свету между двумя камера-
ми или группами камер — не менее 50 м.

Если это расстояние не может быть выдержано 

или если масса масла в одной камере или в группе 
смежных камер более 6,5 т, то маслонаполненное 
электрооборудование должно размещаться в 
камерах с выкаткой наружу или в коридор, спе-
циально предназначенный для этой цели, либо в 
производственное помещение с производством 
категорий Г или Д по СНиП Госстроя России.

5.1.17.

 Отметка верхней поверхности фун-

даментных плит вращающихся машин, не свя-
занных с механическим оборудованием (пре-
образовательные, возбудительные, зарядные 
агрегаты и т.д.), должна быть выше отметки 
чистого пола не менее чем на 50 мм. Отметка 
верхней поверхности фундаментных плит вра-
щающихся машин, связанных с механическим 
оборудованием, определяется требованиями, 
предъявляемыми к его установке.

П У Э

360

5.1.18.

 Сквозной проход через ЭМП трубопро-

водов, содержащих взрывоопасные газы, горю-
чие или легковоспламеняющиеся жидкости, не 
допускается. В ЭМП разрешается прокладывать 
только трубопроводы, непосредственно относя-
щиеся к установленному в них оборудованию. 
Холодные трубопроводы должны иметь защиту 
от отпотевания. Горячие трубопроводы должны 
иметь тепловую несгораемую изоляцию в тех 
местах, где это необходимо для защиты персо-
нала или оборудования. Трубопроводы должны 
иметь отличительную окраску.

5.1.19.

 В случаях, когда верхняя отметка фун-

даментной плиты машины находится выше или 
ниже отметки пола ЭМП более чем на 400 мм, 
вокруг машины должна быть предусмотрена не-
сгораемая площадка шириной не менее 600 мм 
с поручнями и лестницами. Площадки обслу-
живания, расположенные на высоте до 2 м над 
уровнем пола, должны ограждаться перилами, 
а на высоте более 2 м — перилами и бортовы-
ми барьерами. Для входа на площадки должны 
предусматриваться ступеньки.

5.1.20.

 При наличии на предприятии железно-

дорожной сети, связанной с железной дорогой 
общего пользования, и при доставке тяжеловес-
ного оборудования по железной дороге реко-
мендуется предусматривать железнодорожную 
ветку нормальной колеи с тупиковым заходом 
в ЭМП. Длина тупикового захода должна обе-
спечивать возможность снятия оборудования с 
открытой платформы при помощи грузоподъ-
емных устройств ЭМП.

Если доставка оборудования производится 

автотранспортом, рекомендуется предусматри-
вать возможность заезда автотранспорта в ЭМП, 
в зону действия грузоподъемных устройств.

5.1.21.

 Электрические машины должны быть 

установлены таким образом, чтобы их работа не 
вызвала шума и вибрации самой машины, фун-
дамента или частей здания выше допустимых 
пределов.

5.1.22.

 Для производства монтажных и ремонт-

ных работ в ЭМП должны быть предусмотрены 
специальные площадки (монтажные площадки) 
или использованы свободные площадки между 
оборудованием, рассчитанные на наиболее тя-
желую, практически возможную нагрузку от 
оборудования и расположенные в зоне действия 
грузоподъемных устройств ЭМП. Внешние кон-
туры пола монтажной площадки должны быть 
обозначены краской или метлахской плиткой, от-
личающимися по цвету от других частей пола.

Участки ЭМП, по которым транспортируется 

оборудование, должны быть рассчитаны на на-
грузку транспортируемого оборудования. Кон-

туры этих участков следует обозначить краской 
или плиткой.

Размеры монтажных площадок определяют-

ся по габариту наибольшей детали (в упаковке), 
для размещения которой они предназначены, с 
запасом в 1 м на сторону. Места установки сто-
ек для размещения якорей крупных электриче-
ских машин на монтажных площадках должны 
быть рассчитаны на нагрузку от веса этих яко-
рей и стоек и иметь отличительную окраску. На 
монтажных площадках должны быть нанесены 
надписи с указанием значения наибольшей до-
пустимой нагрузки.

5.1.23.

 Электрические светильники в ЭМП не 

следует располагать над открытыми шинами РУ 
и открытыми токопроводами. Электрические 
светильники, обслуживаемые с пола, не следует 
располагать над вращающимися машинами.

Смазка подшипников электрических 

машин

5.1.24.

 Системы циркуляционной смазки элек-

трических машин и технологических механизмов 
рекомендуется объединять при условии, если при-
меняемый сорт масла пригоден для тех и других и 
если технологические механизмы не являются ис-
точником засорения масла металлической пылью, 
водой или другими вредными примесями.

5.1.25.

 Оборудование централизованных си-

стем смазки, в том числе предназначенной толь-
ко для электрических машин, следует устанав-
ливать вне ЭМП.

5.1.26.

 Система смазки электрических машин 

мощностью более 1 МВт должна быть снабжена 
указателями уровня масла и приборами контро-
ля температуры масла и подшипников, а при 
наличии циркуляционной смазки, кроме того, 
приборами контроля протекания масла.

5.1.27.

 Трубопроводы масла и воды могут про-

кладываться к подшипникам открыто или в ка-
налах со съемными покрытиями из несгораемых 
материалов. В необходимых случаях допускает-
ся также скрытая прокладка трубопроводов в 
земле или бетоне.

Соединение труб с арматурой допускается 

фланцами.

Диафрагмы и вентили должны устанавли-

ваться непосредственно у мест подвода смазки 
к подшипникам электрических машин.

Трубы, подводящие масло к подшипникам, 

электрически изолированным от фундаментной 
плиты, должны быть электрически изолированы 
от подшипников и других деталей машины. Каж-
дая труба должна иметь не менее двух изоляци-
онных промежутков или изолирующую вставку 
длиной не менее 0,1 м.

Глава 5.1.

 Электромашинные помещения

361

5.1.28.

 В необходимых случаях ЭМП должны 

быть оборудованы резервуарами и системой тру-
бопроводов для спуска грязного масла из масло-
наполненного электрооборудования. Спуск масла 
в канализацию запрещается.

Вентиляция и отопление

5.1.29.

 Для ЭМП должны быть предусмотрены 

меры по удалению избыточной теплоты, выде-
ляемой электрическими машинами, резистора-
ми и аппаратурой.

Температура воздуха в ЭМП, в которых рабо-

тают люди, должна соответствовать санитарным 
нормам.

Температура воздуха для охлаждения рабо-

тающих электрических машин не должна пре-
вышать +40 °С. Воздух для охлаждения элек-
трических машин должен быть очищен от пыли. 
Воздух, поступающий в остановленные электри-
ческие машины, должен иметь температуру не 
менее +5 °С.

Для машин с разомкнутым циклом венти-

ляции должны быть предусмотрены на подво-
дящих и отводящих воздухопроводах жалюзи, 
закрываемые для предотвращения всасывания 
окружающего воздуха в остановленную ма шину.

Электромашинные помещения должны быть 

оборудованы приборами контроля темпера туры.

5.1.30.

 Помещения открытой аккумуляторной 

батареи и конденсаторной установки, располо-
женные внутри ЭМП, должны иметь отдельные 
системы вентиляции согласно требованиям, 
приведенным соответственно в гл. 4.4 и 5.6.

5.1.31.

 В местностях с загрязненным возду-

хом здания ЭМП следует выполнять таким об-
разом, чтобы обеспечивалась возможность по-
падания в них только очищенного воздуха. Для 
этого двери, ворота и другие проемы должны 
иметь уплотнения. Эти здания рекомендуется 
выполнять без окон и фонарей или с пылене-
проницаемыми световыми проемами, например 
с заполнением стеклоблоками. Система общей 
вентиляции здания ЭМП должна предотвращать 
возможность подсоса неочищенного воздуха.

5.1.32.

 В вентиляционных камерах и каналах 

санитарно-технической вентиляции прокладка 
кабелей и проводов не разрешается. Допускается 
только пересечение камер и каналов проводами 
и кабелями, проложенными в стальных трубах.

В камерах и каналах вентиляции электриче-

ских машин допускается прокладка проводов и 
кабелей с оболочками из несгораемых и труд-
носгораемых материалов, а также неизолиро-
ванных шин. Устанавливать в вентиляционных 
каналах и камерах машин кабельные муфты и 
другое электрооборудование не допускается.

5.1.33.

 В ЭМП рекомендуется предусматривать 

раздельные системы вентиляции для первого 
этажа, подвала и других изолированных поме-
щений. Допускается устройство общей системы 
вентиляции при наличии управляемых заслонок, 
позволяющих отсечь подачу воздуха в отдель-
ные помещения в случае пожара.

В ЭМП не следует размещать установки для 

вентиляции смежных пожароопасных помеще-
ний (например, маслоподвалов).

Строительная часть

5.1.34. 

В ЭМП с постоянным дежурством персо-

нала должны быть предусмотрены комфортные 
помещения для дежурного персонала, оборудо-
ванные необходимыми средствами сигнализа-
ции, измерения и связи с подачей кондициониро-
ванного воздуха, и санузел для обслуживающего 
персонала, а также отопление в соответствии с 
действующими санитарными требованиями.

5.1.35.

 Стены ЭМП до высоты не менее 2 м 

должны окрашиваться светлой масляной кра-
ской, а остальная поверхность — светлой клее-
вой краской в соответствии с указаниями по 
рациональной цветовой отделке производствен-
ных помещений. Вентиляционные каналы, в том 
числе каналы в фундаментах машин, по всей 
внутренней поверхности должны окрашиваться 
светлой, не поддерживающей горения краской 
или должны быть облицованы глазурованными 
плитками или пластикатовым покрытием, не 
поддерживающим горения.

Электрооборудование в ЭМП должно быть 

окрашено в соответствии с указаниями по ра-
циональной цветовой отделке оборудования.

Полы ЭМП должны иметь покрытие, не допу-

скающее образования пыли (например, цементное 
с мраморной крошкой, из метлахской плитки).

5.1.36.

 В качестве опор для перекрытия подва-

ла ЭМП допускается использовать фундаменты 
машин при соблюдении требований СНиП Гос-
строя России на проектирование фундаментов 
машин с динамическими нагрузками.

В перекрытиях ЭМП спедует предусматривать 

монтажные люки или проемы для транспорти-
ровки тяжелого и громоздкого оборудования 
с одного этажа на другой. Люки должны рас-
полагаться в зоне действия грузоподъемного 
устройства. Перекрытие люка должно иметь ту 
же степень огнестойкости, что и перекрытие, в 
котором расположен люк.

5.1.37.

 Подвал ЭМП должен иметь дренажное 

устройство, а при высоком уровне фунтовых 
вод, кроме того, и гидроизоляцию.

5.1.38. 

Кабельные туннели, входящие в ЭМП, в 

месте примыкания к ЭМП должны быть отделе-

П У Э

362

ны от них перегородками с пределом огнестой-
кости не менее 0,75 ч или дверями с пределом 
огнестойкости не менее 0,6 ч. Двери должны 
открываться в обе стороны и иметь самозапи-
рающийся замок, открываемый без ключа со 
стороны туннеля.

Глава 5.2

ГЕНЕРАТОРЫ И СИНХРОННЫЕ 

КОМПЕНСАТОРЫ

Область применении

5.2.1. 

Настоящая глава Правил распространя-

ется на стационарную установку в специальных 
помещениях (машинных залах) или на откры-
том воздухе генераторов тепловых и гидрав-
лических электростанций, а также синхронных 
компенсаторов. Указанные установки должны 
отвечать также требованиям, приведенным в 
гл. 5.1, за исключением 

5.1.2

5.1.14

, п. 8, 

5.1.17

5.1.31

5.1.33

. Установка вспомогательного обо-

рудования генераторов и синхронных компен-
саторов (электродвигателей, РУ и пускорегу-
лирующей аппаратуры, щитов и др.) должна 
соответствовать требованиям соответствующих 
глав Правил.

Общие требования

5.2.2. 

Генераторы, синхронные компенсаторы 

и их вспомогательное оборудование, устанав-
ливаемые на открытом воздухе, должны иметь 
специальное исполнение.

5.2.3.

 Конструкция генераторов и синхронных 

компенсаторов должна обеспечивать их нор-
мальную эксплуатацию в течение 20–25 лет с 
возможностью замены изнашивающихся и по-
вреждаемых деталей и узлов при помощи основ-
ных грузоподъемных механизмов и средств ма-
лой механизации без полной разборки машины.

Конструкциями гидрогенератора и системы его 

водоснабжения должна быть предусмотрена воз-
можность полного удаления воды и отсутствия 
застойных зон при ремонте в любое время года.

5.2.4.

 Генераторы и синхронные компенса-

торы должны быть оборудованы контрольно-
измерительными приборами в соответствии с 
гл. 1.6, устройствами управления, сигнализации, 
защиты в соответствии с 

3.2.34

3.2.50

 и 

3.2.72

3.2.90

, устройствами АГП защиты ротора от 

перенапряжений, АРВ в соответствии с 

3.3.52–

3.3.60

, а также устройствами автоматики для 

обеспечения автоматического пуска, работы и 
останова агрегата. Кроме того, турбогенераторы 

мощностью 100 МВт и более и синхронные ком-
пенсаторы с водородным охлаждением должны 
быть оборудованы устройствами дистанционно-
го контроля вибрации подшипников. Турбо- и 
гидрогенераторы мощностью 300 МВт и более 
должны быть оборудованы также осциллогра-
фами с записью предаварийного процесса.

5.2.5. 

Панели управления, релейной защиты, 

автоматики, возбуждения и непосредственного 
водяного охлаждения гидрогенератора должны, 
как правило, размещаться в непосредственной 
близости от него.

5.2.6.

 Электрические и механические параме-

тры мощных турбо- и гидрогенераторов долж-
ны, как правило, приниматься оптимальными с 
точки зрения нагрузочной способности. При не-
обходимости обеспечения устойчивости работы 
параметры генераторов могут приниматься от-
личными от оптимальных с точки зрения нагру-
зочной способности при обосновании технико-
экономическими расчетами.

5.2.7.

 Напряжение генераторов должно прини-

маться на основе технико-экономических расче-
тов по согласованию с заводом-изготовителем и в 
соответствии с требованиями действующих ГОСТ.

5.2.8.

 Установка дополнительного оборудо-

вания для использования гидрогенераторов в 
качестве синхронных компенсаторов должна 
быть обоснована технико-экономическими рас-
четами.

5.2.9.

 Для монтажа, разборки и сборки ге-

нераторов, синхронных компенсаторов и их 
вспомогательного оборудования должны быть 
предусмотрены стационарные, передвижные 
или инвентарные подъемно-транспортные при-
способления и механизмы.

5.2.10.

 При применении наружных грузоподъ-

емных кранов гидроэлектростанций должны 
быть предусмотрены простые мероприятия для 
исключения воздействия дождя и снега на обо-
рудование при продолжительном раскрытии по-
мещений и монтажных площадок.

5.2.11.

 Электростанции должны иметь поме-

щения для хранения резервных стержней обмот-
ки статора. Помещения должны быть сухими, 
отапливаемыми, с температурой не ниже +5

 

°С, 

оборудованными специальными стеллажами.

Охлаждение и смазка

5.2.12.

 При питании морской или агрессивно 

воздействующей пресной водой газоохладители, 
теплообменники и маслоохладители, трубопро-
воды и арматура к ним должны выполняться из 
материалов, стойких к воздействию коррозии.

5.2.13.

 Генераторы и синхронные компенсаторы 

с разомкнутой системой охлаждения и гидроге-

Глава 5.2.

 Генераторы и синхронные компенсаторы

363

нераторы мощностью 1 МВт и более с частичным 
отбором воздуха для отопления должны быть 
снабжены фильтрами для очистки входящего в 
них извне воздуха, а также устройствами для бы-
строго прекращения его подачи в случае возгора-
ния генератора или синхронного компенсатора.

5.2.14.

 Для генераторов и синхронных ком-

пенсаторов с замкнутой системой воздушного 
охлаждения должны быть выполнены следую-
щие мероприятия:

1. Камеры холодного и горячего воздуха 

должны иметь плотно закрывающиеся осте-
кленные смотровые лючки.

2. Двери камер холодного и горячего воздуха 

должны быть стальными, плотно закрывающи-
мися, открывающимися наружу и иметь само-
запирающиеся замки, открываемые без ключа с 
внутренней стороны камер.

3. Внутри камер холодного и горячего воздуха 

должно быть оборудовано освещение с выклю-
чателями, вынесенными наружу.

4. Короба горячего воздуха, а также конденса-

торы и водопроводы паровых турбин, если они 
находятся в камерах охлаждения, должны быть 
покрыты тепловой изоляцией во избежание по-
догрева холодного воздуха и конденсации влаги 
на поверхности труб.

5. В камерах холодного воздуха должны быть 

устроены кюветы для удаления сконденсиро-
вавшейся на воздухоохладителях воды. Для 
турбогенераторов конец трубы, выводящей воду 
в дренажный канал, должен снабжаться гидрав-
лическим затвором, при этом рекомендуется 
установка устройства сигнализации, реагирую-
щего на появление воды в сливной трубе.

6. Корпус, стыки, воздуховод и другие участки 

должны быть тщательно уплотнены для предот-
вращения присоса воздуха в замкнутую систему 
вентиляции. В дверях камер холодного воздуха 
турбогенераторов и синхронных компенсаторов 
должен быть выполнен организованный присос 
воздуха через фильтр, который устанавливается в 
области разрежения (после воздухоохладителя).

7. Стены камер и воздушных коробов долж-

ны быть плотными, они должны быть окрашены 
светлой, не поддерживающей горения краской 
или облицованы глазурованными плитками либо 
пластиковым покрытием, не поддерживающим 
горения. Полы камер и фундаменты должны 
иметь покрытие, не допускающее образования 
пыли (например, цементное с мраморной крош-
кой, из керамической плитки).

5.2.15. 

Турбогенераторы и синхронные ком-

пенсаторы с водородным охлаждением должны 
быть оборудованы:

1. Установкой централизованного снабжения 

водородом с механизацией погрузки и разгруз-

ки газовых баллонов, газопроводами подпитки 
газом и приборами контроля за параметрами 
газа (давление, чистота и др.) в генераторе и 
синхронном компенсаторе.

Для подачи водорода от газовых резервуаров 

в машинный зал предусматривается одна ма-
гистраль (при необходимости могут быть про-
ложены две). Схема газопроводов выполняется 
кольцевой секционированной. Для синхронных 
компенсаторов выполняется одна магистраль.

Для предупреждения образования взрывоо-

пасной газовой смеси на питающих водородных 
линиях и на линиях подачи воздуха должна быть 
обеспечена возможность создания видимых 
разрывов перед турбогенератором и синхрон-
ным компенсатором.

2. Установкой централизованного снабжения 

инертным газом (углекислым газом или азотом) 
с механизацией погрузки и разгрузки газовых 
баллонов для вытеснения водорода или воздуха 
из генератора (синхронного компенсатора), для 
продувки и тушения пожара в главном масляном 
баке турбины, в опорных подшипниках генера-
тора и в токопроводах.

3. Основным, резервным, а турбогенераторы, 

кроме того, и аварийным источниками маслос-
набжения водородных уплотнений, демпфер-
ным баком для питания торцовых уплотнений 
маслом в течение времени, необходимого для 
аварийного останова генератора со срывом ва-
куума турбины, для турбогенераторов мощно-
стью 60 МВт и более. Резервный и аварийный 
источники маслоснабжения должны автомати-
чески включаться в работу при отключении ра-
бочего источника маслоснабжения, а также при 
снижении давления масла.

4. Автоматическими регуляторами давления 

масла на водородных уплотнениях турбогене-
раторов. В схеме маслоснабжения обходные 
вентили регуляторов должны быть регулировоч-
ными, а не запорными для исключения бросков 
давления масла при переходах с ручного регули-
рования на автоматическое и обратно.

5. Устройствами для осушки водорода, вклю-

ченными в контур циркуляции водорода в гене-
раторе или синхронном компенсаторе.

6. Предупредительной сигнализацией, действу-

ющей при неисправностях газомасляной системы 
водородного охлаждения и отклонении ее пара-
метров (давления, чистоты водорода, перепада 
давления масловодород) от заданных значений.

7. Контрольно-измерительными приборами и 

реле автоматики для контроля и управления га-
зомасляной системой водородного охлаждения, 
при этом не допускается размещение газовых 
и электрических приборов на одной закрытой 
панели.

П У Э

364

8. Вентиляционными установками в местах 

скопления газа главного масляного бака, мас-
ляных камер на сливе, основных подшипников 
турбогенератора и т.д.

В фундаментах турбогенераторов и синхрон-

ных компенсаторов не должно быть замкнутых 
пространств, в которых возможно скопление 
водорода. При наличии объемов, ограниченных 
строительными конструкциями (балки, ригели и 
др.), в которых возможно скопление водорода, 
из наиболее высоких точек этих объемов дол-
жен быть обеспечен свободный выход водорода 
вверх (например, путем закладки труб).

9. Дренажными устройствами для слива воды 

и масла из корпуса.

Система дренажа должна исключать возмож-

ность перетока горячего газа в отсеки холодного 
газа.

10. Указателем появления жидкости в корпусе 

турбогенератора (синхронного компенсатора).

11. Источником сжатого воздуха с избыточ-

ным давлением не менее 0,2 МПа с фильтром и 
осушителем воздуха.

5.2.16.

 Генераторы и синхронные компенса-

торы с водяным охлаждением обмоток должны 
быть оборудованы:

1. Трубопроводами подачи и слива дистил-

лята, выполненными из материалов, стойких к 
воздействию коррозии.

2. Основным и резервным насосами дистил-

лята.

3. Механическими, магнитными и ионито-

выми фильтрами дистиллята и устройствами 
для очистки дистиллята от газовых примесей. 
Дистиллят не должен иметь примесей солей и 
газов.

4. Расширительным баком с защитой дистил-

лята от внешней среды.

5. Основным и резервным теплообменниками 

для охлаждения дистиллята.

В качестве первичной охлаждающей воды в 

теплообменниках должны применяться: для ги-
дрогенераторов и синхронных компенсаторов — 
техническая вода, для турбогенераторов — кон-
денсат от конденсатных насосов турбины и как 
резерв техническая вода от циркуляционных 
насосов газоохладителей генераторов.

6. Предупредительной сигнализацией и защи-

той, действующей при отклонениях от нормально-
го режима работы системы водяного охлаждения.

7. Контрольно-измерительными приборами 

и реле автоматики для контроля и управления 
системой водяного охлаждения.

8. Устройствами обнаружения утечки водорода 

в тракт водяного охлаждения обмоток статора.

9. Контрольными трубками с кранами, вы-

веденными наружу из высших точек сливного и 

напорного коллекторов дистиллята, для удале-
ния воздуха из системы водяного охлаждения 
обмотки статора во время заполнения ее дис-
тиллятом.

5.2.17.

 В каждой системе трубопроводов, под-

водящих воду к газоохладителям, теплообмен-
никам и маслоохладителям, следует установить 
фильтры, при этом должна быть предусмотрена 
возможность их очистки и промывки без нару-
шения нормальной работы генератора и син-
хронного компенсатора.

5.2.18.

 Каждая секция газоохладителей и те-

плообменников должна иметь задвижки для 
отключения ее от напорного и сливного коллек-
торов и для распределения воды по отдельным 
секциям.

На общем трубопроводе, отводящем воду из 

всех секций охладителей каждого генератора, 
должна быть установлена задвижка для регули-
рования расхода воды через все секции охлади-
теля. Для турбогенераторов штурвальный при-
вод этой задвижки рекомендуется вывести на 
уровень пола машинного зала.

5.2.19.

 Каждая секция газоохладителей и те-

плообменников в самой высокой точке должна 
иметь краны для выпуска воздуха.

5.2.20.

 В системе охлаждения газа или возду-

ха турбогенераторов и синхронных компенсато-
ров должно быть предусмотрено регулирование 
температуры охлаждающей воды при помощи 
рециркуляционных устройств.

5.2.21.

 В схеме подачи охлаждающей воды 

должно быть предусмотрено автоматическое 
включение резервного насоса при отключении 
работающего, а также при снижении давления 
охлаждающей воды. У синхронных компенса-
торов должно быть предусмотрено резервное 
питание от постоянно действующего надежного 
источника охлаждающей воды (система техни-
ческой воды, баки и т.п.).

5.2.22.

 На питающих трубопроводах техниче-

ского водоснабжения генераторов должны уста-
навливаться расходомеры.

5.2.23.

 На площадке турбины, соединенной с 

турбогенератором, который имеет водяное или 
водородное охлаждение, должны быть уста-
новлены: манометры, показывающие давление 
охлаждающей воды в напорном коллекторе, 
давление водорода в корпусе турбогенератора, 
давление углекислого газа (азота) в газопроводе 
к генератору; устройства сигнализации сниже-
ния давления воды в напорном коллекторе; пост 
газового управления; щиты управления газомас-
ляным и водяным хозяйствами.

5.2.24.

 На месте установки насосов газоохла-

дителей, теплообменников и маслоохладителей 

Глава 5.2.

 Генераторы и синхронные компенсаторы

365

должны быть установлены манометры на напор-
ном коллекторе и на насосах.

5.2.25.

 На напорных и сливных трубопроводах 

газоохладителей, теплообменников и маслоох-
ладителей должны быть встроены гильзы для 
ртутных термометров.

5.2.26.

 Для синхронных компенсаторов, уста-

навливаемых на открытом воздухе, должна 
предусматриваться возможность слива воды из 
охлаждающей системы при останове агрегата.

5.2.27.

 Газовая система должна удовлетворять 

требованиям нормальной эксплуатации водо-
родного охлаждения и проведения операций по 
замене охлаждающей среды в турбогенераторе 
и синхронном компенсаторе.

5.2.28.

 Газовая сеть должна выполняться из 

цельнотянутых труб с применением газоплотной 
арматуры. Газопроводы должны быть доступны 
для осмотра и ремонта и иметь защиту от меха-
нических повреждений.

5.2.29.

 Трубопроводы циркуляционных систем 

смазки и водородных уплотнений турбогенера-
торов и синхронных компенсаторов с водо-
родным охлаждением должны выполняться из 
цельнотянутых труб.

5.2.30.

 У турбогенераторов мощностью 3 МВт 

и более подшипники со стороны, противополож-
ной турбине, подшипники возбудителя и водо-
родные уплотнения должны быть электрически 
изолированы от корпуса и маслопроводов.

Конструкция изолированного подшипника и 

водородных уплотнений должна обеспечивать 
проведение периодического контроля их изо-
ляции во время работы агрегата. У синхронного 
компенсатора подшипники должны быть элек-
трически изолированы от корпуса компенсатора 
и маслопроводов. У синхронного компенсатора 
с непосредственно присоединенным возбуди-
телем допускается изолировать только один 
подшипник (со стороны, противоположной воз-
будителю).

У гидрогенераторов подпятники и подшипни-

ки, расположенные над ротором, должны быть 
электрически изолированы от корпуса.

5.2.31.

 На каждом маслопроводе электрически 

изолированных подшипников турбогенераторов, 
синхронных компенсаторов и горизонтальных 
гидрогенераторов следует устанавливать после-
довательно два электрически изолированных 
фланцевых соединения.

5.2.32.

 Подшипники турбогенераторов, син-

хронных компенсаторов и их возбудителей, а 
также водородные уплотнения, масляные ванны 
подшипников и подпятников гидрогенераторов 
должны быть выполнены таким образом, чтобы 
исключалась возможность разбрызгивания мас-

ла и попадания масла и его паров на обмотки, 
контактные кольца и коллекторы.

Сливные патрубки подшипников с циркуляци-

онной смазкой и водородных уплотнений должны 
иметь смотровые стекла для наблюдения за стру-
ей выходящего масла. Для освещения смотровых 
стекол должны применяться светильники, при-
соединенные к сети аварийного освещения.

5.2.33. 

Для турбогенераторов с непосред-

ственным водородным охлаждением обмоток 
должны быть установлены автоматические газо-
анализаторы контроля наличия водорода в кар-
терах подшипников и закрытых токопроводах.

5.2.34.

 Смешанные системы охлаждения гене-

раторов и синхронных компенсаторов должны 
соответствовать требованиям 

5.2.13–5.2.15.

Системы возбуждения

5.2.35.

 Требования, приведенные в 

5.2.36–

5.2.52, 

распространяются на стационарные уста-

новки систем возбуждения турбо- и гидрогене-
раторов и синхронных компенсаторов.

5.2.36. 

Системой возбуждения называется со-

вокупность оборудования, аппаратов и устройств, 
объединенных соответствующими цепями, ко-
торая обеспечивает необходимое возбуждение 
генераторов и синхронных компенсаторов в нор-
мальных и аварийных режимах, предусмотрен-
ных ГОСТ и техническими условиями.

В систему возбуждения генератора (синхронно-

го компенсатора) входят: возбудитель (генератор 
постоянного тока, генератор переменного тока или 
трансформатор с преобразователем), автомати-
ческий регулятор возбуждения, коммутационная 
аппаратура, измерительные приборы, средства 
защиты ротора от перенапряжений и защиты обо-
рудования системы возбуждения от повреждений.

5.2.37.

 Электрооборудование и аппаратура 

систем возбуждения должны соответствовать 
требованиям ГОСТ на синхронные генераторы 
и компенсаторы и техническим условиям на это 
оборудование и аппаратуру.

5.2.38.

 Системы возбуждения, у которых дей-

ствующее значение эксплуатационного напря-
жения или длительного перенапряжения (напри-
мер, при форсировке возбуждения) превышает 
1 кВ, должны выполняться в соответствии с тре-
бованиями настоящих Правил, предъявляемыми 
к электроустановкам выше 1 кВ. При опреде-
лении перенапряжений для вентильных систем 
возбуждения учитываются и коммутационные 
перенапряжения.

5.2.39.

 Системы возбуждения должны быть 

оборудованы устройствами управления, защиты, 
сигнализации и контрольно-измерительными 
приборами в объеме, обеспечивающем автома-

П У Э

366

тический пуск, работу во всех предусмотренных 
режимах, а также останов генератора и синхрон-
ного компенсатора на электростанциях и под-
станциях без постоянного дежурства персонала.

5.2.40.

 Пульты и панели управления, приборы 

контроля и аппаратура сигнализации системы 
охлаждения, а также силовые преобразовате-
ли тиристорных или иных полупроводниковых 
возбудителей должны размещаться в непосред-
ственной близости один от другого. Допускается 
установка теплообменников в другом помеще-
нии, при этом панель управления теплообмен-
ником должна устанавливаться рядом с ним.

Пульт (панель), с которого может произво-

диться управление возбуждением, должен быть 
оборудован приборами контроля возбуждения.

5.2.41.

 Выпрямительные установки систем 

возбуждения генераторов и синхронных ком-
пенсаторов должны быть оборудованы сигна-
лизацией и защитой, действующими при повы-
шении температуры охлаждающей среды или 
вентилей сверх допустимой, а также снабжены 
приборами для контроля температуры охлаж-
дающей среды и силы тока установки. При на-
личии в выпрямительной установке нескольких 
групп выпрямителей должна контролироваться 
сила тока каждой группы.

5.2.42.

 Системы возбуждения должны быть 

оборудованы устройствами контроля изоляции, 
позволяющими осуществлять измерение изоля-
ции в процессе работы, а также сигнализировать 
о снижении сопротивления изоляции ниже нор-
мы. Допускается не выполнять такую сигнализа-
цию для бесщеточных систем возбуждения.

5.2.43.

 Цепи систем возбуждения, связанные 

с анодами и катодами выпрямительных устано-
вок, должны выполняться с уровнем изоляции, 
соответствующим испытательным напряжениям 
анодных и катодных цепей.

Связи анодных цепей выпрямителей, катодных 

цепей отдельных групп, а также других цепей при 
наличии нескомпенсированных пульсирующих 
или переменных токов должны выполняться ка-
белем без металлических оболочек.

Цепи напряжения обмотки возбуждения ге-

нератора или синхронного компенсатора для 
измерения и подключения устройства АРВ 
должны выполняться отдельным кабелем с по-
вышенным уровнем изоляции без захода через 
обычные ряды зажимов. Присоединение к об-
мотке возбуждения должно производиться че-
рез рубильник.

5.2.44.

 При применении устройств АГП с раз-

рывом цепи ротора, а также при использовании 
статических возбудителей с преобразователями 
обмотка ротора должна защищаться разрядни-
ком многократного действия. Допускается при-

менение разрядника однократного действия. 
Разрядник должен быть подключен параллель-
но ротору через активное сопротивление, рас-
считанное на длительную работу при пробое 
разрядника в режиме с напряжением возбужде-
ния, равным 110% номинального.

5.2.45.

 Разрядники, указанные в 

5.2.44, 

долж-

ны иметь сигнализацию срабатывания.

5.2.46.

 Система возбуждения генераторов и 

синхронных компенсаторов должна выполнять-
ся таким образом, чтобы:

1. Отключение любого из коммутационных 

аппаратов в цепях АРВ и управления возбуди-
телем не приводило к ложным форсировкам в 
процессе пуска, останова и работы генератора 
на холостом ходу.

2. Исчезновение напряжения оперативного 

тока в цепях АРВ и управления возбудителем не 
приводило к нарушению работы генератора и 
синхронного компенсатора.

3. Имелась возможность производить ремонт-

ные и другие работы на выпрямителях и их вспо-
могательных устройствах при работе турбогенера-
тора на резервном возбудителе. Это требование не 
относится к бесщеточным системам возбуждения.

4. Исключалась возможность повреждения 

системы возбуждения при КЗ в цепях ротора и 
на его контактных кольцах. В случае примене-
ния статических преобразователей допускается 
защита их автоматическими выключателями и 
плавкими предохранителями.

5.2.47.

 Тиристорные системы возбуждения долж-

ны предусматривать возможность гашения поля 
генераторов и синхронных компенсаторов перево-
дом преобразователя в инверторный режим.

В системах возбуждения со статическими пре-

образователями, выполненными по схеме само-
возбуждения, а также в системах возбуждения 
с электромашинными возбудителями должно 
быть применено устройство АГП.

5.2.48.

 Все системы возбуждения (основные 

и резервные) должны иметь устройства, обе-
спечивающие при подаче импульса на гашение 
поля полное развозбуждение (гашение поля) 
синхронного генератора или компенсатора неза-
висимо от срабатывания АГП.

5.2.49.

 Система водяного охлаждения возбу-

дителя должна обеспечивать возможность пол-
ного спуска воды из системы, выпуска воздуха 
при заполнении системы водой, периодической 
чистки теплообменников.

Закрытие и открытие задвижек системы 

охлаждения на одном из возбудителей не долж-
ны приводить к изменению режима охлаждения 
на другом возбудителе.

5.2.50.

 Пол помещений выпрямительных уста-

новок с водяной системой охлаждения должен 

Глава 5.3.

 Электродвигатели и их коммутационные аппараты

367

быть выполнен таким образом, чтобы при утечках 
воды исключалась возможность ее попадания на 
токопроводы, КРУ и другое электрооборудова-
ние, расположенное ниже системы охлаждения.

5.2.51.

 Электромашинные возбудители посто-

янного тока (основные при работе без АРВ и ре-
зервные) должны иметь релейную форсировку 
возбуждения.

5.2.52.

 Турбогенераторы должны иметь ре-

зервное возбуждение, схема которого должна 
обеспечивать переключение с рабочего воз-
буждения на резервное и обратно без отключе-
ния генераторов от сети. Для турбогенераторов 
мощностью 12 МВт и менее необходимость ре-
зервного возбуждения устанавливается главным 
инженером энергосистемы.

На гидроэлектростанциях резервные возбу-

дители не устанавливаются.

5.2.53.

 На турбогенераторах с непосредствен-

ным охлаждением обмотки ротора переключе-
ние с рабочего возбуждения на резервное и об-
ратно должно производиться дистанционно.

5.2.54.

 Система возбуждения гидрогенератора 

должна обеспечивать возможность его начального 
возбуждения при отсутствии переменного тока в 
системе собственных нужд гидроэлектростанции.

5.2.55.

 По требованию заказчика система воз-

буждения должна быть рассчитана на автомати-
ческое управление при останове в резерв син-
хронных генераторов и компенсаторов и пуске 
находящихся в резерве.

5.2.56.

 Все системы возбуждения на время вы-

хода из строя АРВ должны иметь средства, обе-
спечивающие нормальное возбуждение, развоз-
буждение и гашение поля синхронной машины.

Размещение и установка генераторов 

и синхронных компенсаторов

5.2.57.

 Расстояния от генераторов и синхрон-

ных компенсаторов до стен зданий, а также рас-
стояния между ними должны определяться по 
технологическим условиям, однако они должны 
быть не менее приведенных в 

5.1.11–5.1.13.

Размеры машинного зала должны выбирать-

ся с учетом:

1) возможности монтажа и демонтажа агрега-

тов без останова работающих агрегатов;

2) применения кранов со специальными, 

преимущественно жесткими захватными при-
способлениями, позволяющими полностью ис-
пользовать ход крана;

3) отказа от подъема и опускания краном от-

дельных длинных, но относительно легких дета-
лей агрегата (штанги, тяги) с их монтажом спе-
циальными подъемными приспособлениями;

4) возможности размещения узлов и деталей 

во время монтажа и ремонта агрегата.

5.2.58.

 Фундамент и конструкция генераторов 

и синхронных компенсаторов должны быть вы-
полнены так, чтобы при работе оборудования ви-
брация оборудования, фундамента и здания не 
превышала значений, установленных нормами.

5.2.59.

 Вблизи гидрогенераторов допускается 

установка воздухосборников сжатого воздуха.

5.2.60.

 Турбогенераторы и синхронные ком-

пенсаторы с воздушным охлаждением и ги-
дрогенераторы должны иметь устройства для 
тушения пожара водой. Допускается также при-
менение других устройств.

На гидрогенераторах автоматизированных ги-

дростанций, а также на синхронных компенсато-
рах с воздушным охлаждением, установленных 
на подстанциях без постоянного дежурства пер-
сонала, пожаротушение должно производить-
ся автоматически. Ввод в действие запорных 
устройств впуска воды в машину осуществляет-
ся либо непосредственно от дифференциальной 
зашиты, либо при одновременном срабатывании 
дифференциальной защиты и специальных дат-
чиков пожаротушения.

Подвод воды должен быть выполнен таким 

образом, чтобы возможность просачивания 
воды в генератор и синхронный компенсатор 
в эксплуатационных условиях была полностью 
исключена.

5.2.61.

 Система пожаротушения гидрогенера-

торов должна предусматривать отвод использо-
ванной воды в дренажную систему.

5.2.62.

 Для тушения пожара в турбогенерато-

рах и синхронных компенсаторах с косвенным 
водородным охлаждением при работе машины 
на воздухе (период наладки) должна быть пред-
усмотрена возможность использования угле-
кислотой (азотной) установки, выполняемой в 
соответствии с требованиями 

5.2.15

, п. 2.

5.2.63.

 Баллоны с углекислым газом (азотом), 

устанавливаемые в центральной углекислотной 
(азотной) установке, должны храниться в усло-
виях, определяемых правилами Госгортехнадзо-
ра России.

Глава 5.3

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ И ИХ 

КОММУТАЦИОННЫЕ АППАРАТЫ

Область применения

5.3.1.

 Настоящая глава Правил распространяется 

на электродвигатели и их коммутационные аппара-
ты в стационарных установках производственных и 

П У Э

368

других помещений различного назначения. На эти 
установки распространяются также требования, 
приведенные в 

5.1.11

5.1.13

5.1.17

5.1.19

, и соот-

ветствующие требования других глав в той мере, в 
какой они не изменены настоящей главой.

Общие требования

5.3.2.

 Меры по обеспечению надежности пи-

тания должны выбираться в соответствии с тре-
бованиями гл. 1.2 в зависимости от категории 
ответственности электроприемников. Эти меры 
могут применяться не к отдельным электродви-
гателям, а к питающим их трансформаторам и 
преобразовательным подстанциям, распредели-
тельным устройствам и пунктам.

Резервирование линии, непосредственно пита-

ющей электродвигатель, не требуется независи-
мо от категории надежности электроснабжения.

5.3.3.

 Если необходимо обеспечить непрерыв-

ность технологического процесса при выходе из 
строя электродвигателя, его коммутационной ап-
паратуры или линии, непосредственно питающей 
электродвигатель, резервирование следует осу-
ществлять путем установки резервного техноло-
гического агрегата или другими способами.

5.3.4.

 Электродвигатели и их коммутационные 

аппараты должны быть выбраны и установлены 
таким образом и в необходимых случаях обеспе-
чены такой системой охлаждения, чтобы темпе-
ратура их при работе не превышала допустимой 
(см. также 

5.3.20

).

5.3.5.

 Электродвигатели и аппараты должны 

быть установлены таким образом, чтобы они были 
доступны для осмотра и замены, а также по воз-
можности для ремонта на месте установки. Если 
электроустановка содержит электродвигатели или 
аппараты массой 100 кг и более, то должны быть 
предусмотрены приспособления для их такелажа.

5.3.6.

 Вращающиеся части электродвигате-

лей и части, соединяющие электродвигатели с 
механизмами (муфты, шкивы), должны иметь 
ограждения от случайных прикосновений.

5.3.7.

 Электродвигатели и их коммутационные 

аппараты должны быть заземлены или зануле-
ны в соответствии с требованиями гл. 1.7.

5.3.8.

 Исполнение электродвигателей должно 

соответствовать условиям окружающей среды.

Выбор электродвигателей

5.3.9.

 Электрические и механические пара-

метры электродвигателей (номинальные мощ-
ность, напряжение, частота вращения, относи-
тельная продолжительность рабочего периода, 
пусковой, минимальный, максимальный момен-
ты, пределы регулирования частоты вращения 
и т.п.) должны соответствовать параметрам 

приводимых ими механизмов во всех режимах 
их работы в данной установке.

5.3.10.

 Для механизмов, сохранение которых 

в работе после кратковременных перерывов 
питания или понижения напряжения, обуслов-
ленных отключением КЗ, действием АП8 или 
АВР, необходимо по технологическим условиям 
и допустимо по условиям техники безопасности, 
должен быть обеспечен самозапуск их электро-
двигателей.

Применять для механизмов с самозапуском 

электродвигатели и трансформаторы большей 
мощности, чем это требуется для их нормальной 
длительной работы, как правило, не требуется.

5.3.11.

 Для привода механизмов, не требую-

щих регулирования частоты вращения, незави-
симо от их мощности рекомендуется применять 
электродвигатели синхронные или асинхронные 
с короткозамкнутым ротором.

Для привода механизмов, имеющих тяжелые 

условия пуска или работы либо требующих из-
менения частоты вращения, следует применять 
электродвигатели с наиболее простыми и эко-
номичными методами пуска или регулирования 
частоты вращения, возможными в данной уста-
новке.

5.3.12.

 Синхронные электродвигатели, как 

правило, должны иметь устройства форсировки 
возбуждения или компаундирования.

5.3.13.

 Синхронные электродвигатели в слу-

чаях, когда они по своей мощности могут обе-
спечить регулирование напряжения или режима 
реактивной мощности в данном узле нагрузки, 
должны иметь АВР согласно 

3.3.39.

5.3.14.

 Электродвигатели постоянного тока 

допускается применять только в тех случаях, 
когда электродвигатели переменного тока не 
обеспечивают требуемых характеристик меха-
низма или неэкономичны.

5.3.15.

 Электродвигатели, устанавливаемые в 

помещениях с нормальной средой, как правило, 
должны иметь исполнение IP00 или IP20.

5.3.16.

 Электродвигатели, устанавливаемые на 

открытом воздухе, должны иметь исполнение не 
менее IP44 или специальное, соответствующее 
условиям их работы (например, для открытых 
химических установок, для особо низких тем-
ператур).

5.3.17.

 Электродвигатели, устанавливаемые в 

помещениях, где возможно оседание на их об-
мотках пыли и других веществ, нарушающих есте-
ственное охлаждение, должны иметь исполнение 
не менее IP44 или продуваемое с подводом чи-
стого воздуха. Корпус продуваемого электродви-
гателя, воздуховоды и все сопряжения и стыки 
должны быть тщательно уплотнены для предот-
вращения присоса воздуха в систему вентиляции.

Глава 5.3.

 Электродвигатели и их коммутационные аппараты

369

При продуваемом исполнении электродвигате-

ля рекомендуется предусматривать задвижки для 
предотвращения всасывания окружающего воз-
духа при останове электродвигателя. Подогрев 
наружного (холодного) воздуха не требуется.

5.3.18.

 Электродвигатели, устанавливаемые в 

местах сырых или особо сырых, должны иметь 
исполнение не менее IP43 и изоляцию, рассчи-
танную на действие влаги и пыли (со специаль-
ной обмазкой, влагостойкую и т.п.).

5.3.19.

 Электродвигатели, устанавливаемые в 

местах с химически активными парами или га-
зами, должны иметь исполнение не менее IP44 
или продуваемое с подводом чистого воздуха 
при соблюдении требований, приведенных в 

5.3.17. 

Допускается также применение электро-

двигателей исполнения не менее IP33, но с хи-
мически стойкой изоляцией и с закрытием от-
крытых неизолированных токоведущих частей 
колпаками или другим способом.

5.3.20.

 Для электродвигателей, устанавливае-

мых в помещениях с температурой воздуха бо-
лее +40 °С, должны выполняться мероприятия, 
исключающие возможность их недопустимого 
нагрева (например, принудительная вентиляция 
с подводом охлаждающею воздуха, наружный 
обдув и т.п.).

5.3.21.

 При замкнутой принудительной си-

стеме вентиляции электродвигателей следует 
предусматривать приборы контроля температу-
ры воздуха и охлаждающей воды.

5.3.22.

 Электродвигатели, снабженные зало-

женными в обмотки или магнитопроводы термо-
индикаторами, должны иметь выводы от послед-
них на специальные щитки, обеспечивающие 
удобство проведения периодических измерений. 
Щитовые измерительные приборы для этого, как 
правило, не должны предусматриваться.

Установка электродвигателей

5.3.23.

 Электродвигатели должны быть вы-

браны и установлены таким образом, чтобы 
была исключена возможность попадания на их 
обмотки и токосъемные устройства воды, мас-
ла, эмульсии и т.п., а вибрация оборудования, 
фундаментов и частей здания не превышала до-
пустимых значений.

5.3.24. 

Шум, создаваемый электродвигателем 

совместно с приводимым им механизмом, не 
должен превышать уровня, допустимого сани-
тарными нормами.

5.3.25. 

Проходы обслуживания между фун-

даментами или корпусами электродвигателей, 
между электродвигателями и частями здания 
или оборудования должны быть не менее ука-
занных в гл. 5.1.

5.3.26. 

Электродвигатели и аппараты, за ис-

ключением имеющих степень защиты не менее 
IP44, а резисторы и реостаты — всех исполне-
ний должны быть установлены на расстоянии не 
менее 1 м от конструкций зданий, выполненных 
из сгораемых материалов.

5.3.27.

 Синхронные электрические машины 

мощностью 1 МВт и более и машины постоянно-
го тока мощностью 1 МВт и более должны иметь 
электрическую изоляцию одного из подшипни-
ков от фундаментной плиты для предотвраще-
ния образования замкнутой цепи тока через вал 
и подшипники машины. При этом у синхронных 
машин должны быть изолированы подшипник 
со стороны возбудителя и все подшипники воз-
будителя. Маслопроводы этих электрических 
машин должны быть изолированы от корпусов 
их подшипников.

5.3.28.

 Электродвигатели выше 1 кВ разре-

шается устанавливать непосредственно в про-
изводственных помещениях, соблюдая следую-
щие условия:

1. Электродвигатели, имеющие выводы под 

статором или требующие специальных устройств 
для охлаждения, следует устанавливать на фун-
даменте с камерой (фундаментной ямой).

2. Фундаментная яма электродвигателя долж-

на удовлетворять требованиям, предъявляемым 
к камерам ЗРУ выше 1 кВ (см. гл. 4.2).

3. Размеры фундаментной ямы должны быть 

не менее допускаемых для полупроходных ка-
бельных туннелей (см. 

2.3.125

).

5.3.29.

 Кабели и провода, присоединяемые 

к электродвигателям, установленным на ви-
броизолирующих основаниях, на участке между 
подвижной и неподвижной частями основания 
должны иметь гибкие медные жилы.

Коммутационные аппараты

5.3.30.

 Для группы электродвигателей, служа-

щих для привода одной машины или ряда машин, 
осуществляющих единый технологический про-
цесс, следует, как правило, применять общий ап-
парат или комплект коммутационных аппаратов, 
если это оправдывается требованиями удобства 
или безопасности эксплуатации. В остальных 
случаях каждый электродвигатель должен иметь 
отдельные коммутационные аппараты.

Коммутационные аппараты в цепях электро-

двигателей должны отключать от сети одно-
временно все проводники, находящиеся под 
напряжением. В цепи отдельных электродвига-
телей допускается иметь аппарат, отключающий 
не все проводники, если в общей цепи группы 
таких электродвигателей установлен аппарат, 
отключающий все проводники.

П У Э

370

5.3.31.

 При наличии дистанционного или ав-

томатического управления электродвигателем 
какого-либо механизма вблизи последнего 
должен быть установлен аппарат аварийного от-
ключения, исключающий возможность дистан-
ционного или автоматического пуска электро-
двигателя до принудительного возврата этого 
аппарата в исходное положение.

Не требуется устанавливать аппараты аварий-

ного отключения у механизмов:

а) расположенных в пределах видимости с 

места управления;

б) доступных только квалифицированному 

обслуживающему персоналу (например, венти-
ляторы, устанавливаемые на крышах, вентиля-
торы и насосы, устанавливаемые в отдельных 
помещениях);

в) конструктивное исполнение которых ис-

ключает возможность случайного прикосно-
вения к движущимся и вращающимся частям; 
около этих механизмов должно быть предусмо-
трено вывешивание плакатов, предупреждаю-
щих о возможности дистанционного или авто-
матического пуска;

г) имеющих аппарат местного управления с 

фиксацией команды на отключение.

Целесообразность установки аппаратов 

местного управления (пуск, останов) вблизи 
дистанционно или автоматически управляемых 
механизмов должна определяться при проекти-
ровании в зависимости от требований техноло-
гии, техники безопасности и организации управ-
ления данной установкой.

5.3.32.

 Цепи управления эпектродвигателями 

допускается питать как от главных цепей, так и 
от других источников электроэнергии, если это 
вызывается технической необходимостью.

Во избежание внезапных пусков электро-

двигателя при восстановлении напряжения в 
главных цепях должна быть предусмотрена 
блокировочная связь, обеспечивающая авто-
матическое отключение главной цепи во всех 
случаях исчезновения напряжения в ней, если 
не предусматривается самозапуск.

5.3.33.

 На корпусах аппаратов управления и 

разъединяющих аппаратах должны быть нане-
сены четкие знаки, позволяющие легко распо-
знавать включенное и отключенное положения 
рукоятки управления аппаратом. В случаях, ког-
да оператор не может определить по состоянию 
аппарата управления, включена или отключена 
главная цепь электродвигателя, рекомендуется 
предусматривать световую сигнализацию.

5.3.34.

 Коммутационные аппараты долж-

ны без повреждений и ненормального износа 
коммутировать наибольшие токи нормальных 
режимов работы управляемого ими электродви-

гателя (пусковой, тормозной, реверса, рабочий). 
Если реверсы и торможения не имеют места в 
нормальном режиме, но возможны при непра-
вильных операциях, то коммутационные аппара-
ты в главной цепи должны коммутировать эти 
операции без разрушения.

5.3.35.

 Коммутационные аппараты долж-

ны быть стойкими к расчетным токам КЗ 
(см. гл. 1.4).

5.3.36.

 Коммутационные аппараты по своим 

электрическим и механическим параметрам 
должны соответствовать характеристикам при-
водимого механизма во всех режимах его рабо-
ты в данной установке

5.3.37.

 Использование втычных контактных 

соединителей для управления переносными 
электродвигателями допускается только при 
мощности электродвигателя не более 1 кВт.

Втычные контактные соединители, служа-

щие для присоединения передвижных электро-
двигателей мощностью более 1 кВт, должны 
иметь блокировку, при которой отключение и 
включение соединения возможны только при 
отключенном положении пускового аппарата в 
главной (силовой) цепи электродвигателя.

5.3.38.

 Включение обмоток магнитных пуска-

телей, контакторов и автоматических выключа-
телей в сети до 1 кВ с заземленной нейтралью 
может производиться на междуфазное или фаз-
ное напряжение.

При включении обмоток указанных выше 

аппаратов на фазное напряжение должно быть 
предусмотрено одновременное отключение всех 
трех фаз ответвления к электродвигателю авто-
матическим выключателем, а при защите предо-
хранителями — специальными устройствами, 
действующими на отключение пускателя или 
контактора при сгорании предохранителей в 
одной или любых двух фазах.

При включении обмотки на фазное напря-

жение ее нулевой вывод должен быть надежно 
присоединен к нулевому рабочему проводнику 
питающей линии или отдельному изолирован-
ному проводнику, присоединенному к нулевой 
точке сети.

5.3.39.

 Коммутационные аппараты элек-

тродвигателей, питаемых по схеме блока 
трансформатор—электродвигатель, следует, 
как правило, устанавливать на вводе от сети, 
питающей блок, без установки их на вводе к 
электродвигателю.

5.3.40.

 При наличии дистанционного или ав-

томатического управления механизмами должна 
быть предусмотрена предварительная (перед 
пуском) сигнализация или звуковое оповещение 
о предстоящем пуске. Такую сигнализацию и та-
кое оповещение не требуется предусматривать у 

Глава 5.3.

 Электродвигатели и их коммутационные аппараты

371

механизмов, вблизи которых установка аппарата 
аварийного отключения не требуется (см. 

5.3.31

).

5.3.41.

 Провода и кабели, которые соединяют 

пусковые реостаты с фазными роторами асин-
хронных электродвигателей, должны выбирать-
ся по длительно допустимому току для следую-
щих условий:

работа с замыканием колец электродвигателя 

накоротко: при пусковом статическом моменте 
механизма, не превышающем 50% номинально-
го момента электродвигателя (легкий пуск), — 
35% номинального тока ротора, в остальных 
случаях — 50% номинального тока ротора;

работа без замыкания колец электродвигателя 

накоротко —100% номинального тока ротора.

5.3.42.

 Пуск асинхронных электродвигателей 

с короткозамкнутым ротором и синхронных 
электродвигателей должен производиться, как 
правило, непосредственным включением в сеть 
(прямой пуск). При невозможности прямого 
пуска следует применять пуск через реактор, 
трансформатор или автотрансформатор. В осо-
бых случаях допускается применение пуска с 
подъемом частоты сети с нуля.

Защита асинхронных и синхронных 

электродвигателей напряжением 

выше 1 кВ

5.3.43.

 На электродвигателях должна пред-

усматриваться защита от многофазных за-
мыканий (см. 

5.3.46

) и в случаях, оговоренных 

ниже, защита от однофазных замыканий на 
землю (см. 

5.3.48

), защита от токов перегрузки 

(см. 

5.3.49

) и защита минимального напряжения 

(см. 

5.3.52 

и 

5.3.53

). На синхронных электродви-

гателях должна, кроме того, предусматриваться 
защита от асинхронного режима (см. 

5.3.50 

и 

5.3.51

), которая может быть совмещена с защи-

той от токов перегрузки.

Защита электродвигателей с изменяемой ча-

стотой вращения должна выполняться для каж-
дой частоты вращения в виде отдельного ком-
плекта, действующего на свой выключатель.

5.3.44.

 На электродвигателях, имеющих при-

нудительную смазку подшипников, следует 
устанавливать защиту, действующую на сигнал 
и отключение электродвигателя при повышении 
температуры или прекращения действия смазки.

На электродвигателях, имеющих принуди-

тельную вентиляцию, следует устанавливать 
защиту, действующую на сигнал и отключение 
электродвигателя при повышении температуры 
или прекращении действия вентиляции.

5.3.45.

 Электродвигатели с водяным охлаж-

дением обмоток и активной стали статора, а 
также с встроенными воздухоохладителями, 

охлаждаемыми водой, должны иметь защиту, 
действующую на сигнал при уменьшении потока 
воды ниже заданного значения и на отключение 
электродвигателя при его прекращении. Кроме 
того, должна быть предусмотрена сигнализация, 
действующая при появлении воды в корпусе 
электродвигателя.

5.3.46.

 Для защиты электродвигателей от 

многофазных замыканий в случаях, когда не 
применяются предохранители, должна преду-
сматриваться:

1. Токовая однорелейная отсечка без выдерж-

ки времени, отстроенная от пусковых токов при 
выведенных пусковых устройствах, с реле пря-
мого или косвенного действия, включенным на 
разность токов двух фаз, — для электродвига-
телей мощностью менее 2 МВт.

2. Токовая двухрелейная отсечка без выдерж-

ки времени, отстроенная от пусковых токов при 
выведенных пусковых устройствах, с реле пря-
мого или косвенного действия — для электро-
двигателей мощностью 2 МВт и более, имею-
щих действующую на отключение защиту от 
однофазных замыканий на землю (см. 

5.3.48

), а 

также для электродвигателей мощностью менее 
2 МВт, когда защита по п. 1 не удовлетворяет 
требованиям чувствительности или когда двух-
релейная отсечка оказывается целесообразной 
по исполнению комплектной защиты или при-
меняемого привода с реле прямого действия.

При отсутствии защиты от однофазных за-

мыканий на землю токовая отсечка электро-
двигателей мощностью 2 МВт и более должна 
выполняться трехрелейной с тремя трансформа-
торами тока. Допускается защита в двухфазном 
исполнении с дополнением защиты от двойных 
замыканий на землю, выполненная с помощью 
трансформатора тока нулевой последователь-
ности и токового реле.

3. Продольная дифференциальная токовая 

защита — для электродвигателей мощностью 5 
МВт и более, а также менее 5 МВт, если установ-
ка токовых отсечек по п. 1 и 2 не обеспечивает 
выполнения требований чувствительности; про-
дольная дифференциальная защита электродви-
гателей при наличии на них защиты от замыканий 
на землю должна иметь двухфазное исполнение, 
а при отсутствии этой защиты — трехфазное, с 
тремя трансформаторами тока. Допускается за-
щита в двухфазном исполнении с дополнением 
защиты от двойных замыканий на землю, выпол-
ненной с помощью трансформатора тока нуле-
вой последовательности и токового реле.

Для электродвигателей мощностью 5 МВт и 

более, выполненных без шести выводов обмот-
ки статора, должна предусматриваться токовая 
отсечка.

П У Э

372

5.3.47.

 Для блоков трансформатор (авто-

транс 

форматор) — электродвигатель должна 

предусматриваться общая защита от многофаз-
ных замыканий:

1. Токовая отсечка без выдержки времени, 

отстроенная от пусковых токов при выведенных 
пусковых устройствах (см. также 

5.3.46

), — для 

электродвигателей мощностью до 2 МВт. При 
схеме соединения обмоток трансформатора 
звезда-треугольник отсечка выполняется из трех 
токовых реле: двух включенных на фазные токи 
и одного включенного на сумму этих токов.

При невозможности установки трех реле (на-

пример, при ограниченном числе реле прямого 
действия) допускается схема с двумя реле, вклю-
ченными на соединенные треугольником вторич-
ные обмотки трех трансформаторов тока.

2. Дифференциальная отсечка в двухрелей-

ном исполнении, отстроенная от бросков тока 
намагничивания трансформатора, — для элек-
тродвигателей мощностью более 2 МВт, а также 
2 МВт и менее, если защита по п. 1 не удовлетво-
ряет требованиям чувствительности при между-
фазном КЗ на выводах электродвигателя.

3. Продольная дифференциальная токовая 

защита в двухрелейном исполнении с промежу-
точными насыщающимися трансформаторами 
тока — для электродвигателей мощностью бо-
лее 5 МВт, а также 5 МВт и менее, если установ-
ка отсечек по п. 1 и 2 не удовлетворяет требова-
ниям чувствительности.

Оценка чувствительности должна произво-

диться в соответствии с 

3.2.19 

и 

3.2.20 

при КЗ на 

выводах электродвигателя.

Защита должна действовать на отключение 

выключателя блока, а у синхронных электро-
двигателей — также на устройство АГП, если 
оно предусмотрено.

Для блоков с электродвигателями мощно-

стью более 20 МВт, как правило, должна пред-
усматриваться защита от замыкания на землю, 
охватывающая не менее 85% витков обмотки 
статора электродвигателя и действующая на 
сигнал с выдержкой времени.

Указания по выполнению остальных видов 

защиты трансформаторов (автотрансформато-
ров) (см. 

3.2.51 

и 

3.2.53

) и электродвигателей 

при работе их раздельно действительны и в том 
случае, когда они объединены в блок трансфор-
матор (автотрансформатор—электродвигатель.

5.3.48. 

Защита электродвигателей мощностью 

до 2 МВт от однофазных замыканий на землю 
при отсутствии компенсации должна предусма-
триваться при токах замыкания на землю 10 А и 
более, а при наличии компенсации — если оста-
точный ток в нормальных условиях превышает 
это значение. Такая защита для электродвигате-

лей мощностью более 2 МВт должна предусма-
триваться при токах 5 А и более.

Ток срабатывания защит электродвигателей 

от замыканий на землю должен быть не более: 
для электродвигателей мощностью до 2 МВт 
10 А и для электродвигателей мощностью более 
2 МВт 5 А. Рекомендуются меньшие токи сра-
батывания, если это не усложняет выполнения 
защиты.

Защиту следует выполнять без выдержки 

времени (за исключением электродвигателей, 
для которых требуется замедление защиты по 
условию отстройки от переходных процессов) с 
использованием трансформаторов тока нулевой 
последовательности, установленных, как прави-
ло, в РУ. В тех случаях, когда установка транс-
форматоров тока нулевой последовательности 
в РУ невозможна или может вызвать увеличе-
ние выдержки времени защиты, допускается 
устанавливать их у выводов электродвигателя в 
фундаментной яме.

Если защита по условию отстройки от пере-

ходных процессов должна иметь выдержку вре-
мени, то для обеспечения быстродействующего 
отключения двойных замыканий на землю в 
различных точках должно устанавливаться до-
полнительное токовое реле с первичным током 
срабатывания около 50–100 А.

Защита должна действовать на отключение 

электродвигателя, а у синхронных электродви-
гателей — также на устройство АГП, если оно 
предусмотрено.

5.3.49.

 Защита от перегрузки должна преду-

сматриваться на электродвигателях, подвержен-
ных перегрузке по технологическим причинам, и 
на электродвигателях с особо тяжелыми услови-
ями пуска и самозапуска (длительность прямого 
пуска непосредственно от сети 20 с и более), 
перегрузка которых возможна при чрезмерном 
увеличении длительности пускового периода 
вследствие понижения напряжения в сети.

Защиту от перегрузки следует предусматри-

вать в одной фазе с зависимой или независи-
мой от тока выдержкой времени, отстроенной 
от длительности пуска электродвигателя в нор-
мальных условиях и самозапуска после действия 
АВР и АПВ. Выдержка времени защиты от пере-
грузки синхронных электродвигателей во избе-
жание излишних срабатываний при длительной 
форсировке возбуждения должна быть по воз-
можности близкой к наибольшей допустимой по 
тепловой характеристике электродвигателя.

На электродвигателях, подверженных пере-

грузке по технологическим причинам, защита, 
как правило, должна выполняться с действием на 
сигнал и автоматическую разгрузку механизма.

Глава 5.3.

 Электродвигатели и их коммутационные аппараты

373

Действие защиты на отключение электродви-

гателя допускается:

на электродвигателях механизмов, для кото-

рых отсутствует возможность своевременной 
разгрузки без останова, или на электродвига-
телях, работающих без постоянного дежурства 
персонала;

на электродвигателях механизмов с тяжелы-

ми условиями запуска или самозапуска.

Для электродвигателей, которые защищают-

ся от токов КЗ предохранителями, не имеющими 
вспомогательных контактов для сигнализации 
об их перегорании, должна предусматриваться 
защита от перегрузки в двух фазах.

5.3.50.

 Защита синхронных электродвигателей 

от асинхронного режима может осуществляться 
при помощи реле, реагирующего на увеличение 
тока в обмотках статора; она должна быть от-
строена по времени от пускового режима и тока 
при действии форсировки возбуждения.

Защита, как правило, должна выполняться с 

независимой от тока характеристикой выдерж-
ки времени. Допускается применение защиты с 
зависимой от тока характеристикой на электро-
двигателях с отношением КЗ более 1.

При выполнении схемы защиты должны при-

ниматься меры по предотвращению отказа за-
щиты при биениях тока асинхронного режима. 
Допускается применение других способов защи-
ты, обеспечивающих надежное действие защи-
ты при возникновении асинхронного режима.

5.3.51.

 Защита синхронных электродвигателей 

от асинхронного режима должна действовать с 
выдержкой времени на одну из схем, предусма-
тривающих:

1) ресинхронизацию;
2) ресинхронизацию с автоматической крат-

ковременной разгрузкой механизма до такой на-
грузки, при которой обеспечивается втягивание 
электродвигателя в синхронизм (при допусти-
мости кратковременной разгрузки по условиям 
технологического процесса);

3) отключение электродвигателя и повторный 

автоматический пуск;

4) отключение электродвигателя (при невоз-

можности его разгрузки или ресинхронизации, 
при отсутствии необходимости автоматического 
повторного пуска и ресинхронизации по услови-
ям технологического процесса).

5.3.52.

 Для облегчения условий восстанов-

ления напряжения после отключения КЗ и обе-
спечения самозапуска электродвигателей ответ-
ственных механизмов следует предусматривать 
отключение защитой минимального напряже-
ния электродвигателей неответственных меха-
низмов суммарной мощностью, определяемой 

возможностями источника питания и сети по 
обеспечению самозапуска.

Выдержки времени защиты минимального 

напряжения должны выбираться в пределах 
от 0,5 до 1,5 с — на ступень больше времени 
действия быстродействующих защит от много-
фазных КЗ, а уставки по напряжению должны 
быть, как правило, не выше 70% номинального 
напряжения.

При наличии синхронных электродвигателей, 

если напряжение на отключенной секции за-
тухает медленно, в целях ускорения действия 
АВР и АПВ может быть применено гашение поля 
синхронных электродвигателей ответственных 
механизмов с помощью защиты минимальной 
частоты или других способов, обеспечивающих 
быстрейшую фиксацию потери питания.

Эти же средства могут быть использованы 

для отключения неответственных синхронных 
электродвигателей, а также для предупрежде-
ния несинхронного включения отключенных 
двигателей, если токи выключения превышают 
допустимые значения.

В электроустановках промышленных пред-

приятий в случаях, когда не может быть осу-
ществлен одновременный самозапуск всех 
электродвигателей ответственных механизмов 
(см. 

5.3.10

), следует применять отключение 

части таких ответственных механизмов и их 
автоматический повторный пуск по окончании 
самозапуска первой группы электродвигателей. 
Включение последующих групп может быть осу-
ществлено по току, напряжению или времени.

5.3.53.

 Защита минимального напряжения с 

выдержкой времени не более 10 с и уставкой 
по напряжению, как правило, не выше 50% но-
минального напряжения (кроме случаев, при-
веденных в 

5.3.52

) должна устанавливаться на 

электродвигателях ответственных механизмов 
также в случаях, когда самозапуск механизмов 
после останова недопустим по условиям тех-
нологического процесса или по условиям без-
опасности и, кроме того, когда не может быть 
обеспечен самозапуск всех электродвигателей 
ответственных механизмов (см. 

5.3.52

). Кроме 

указанных случаев эту защиту следует исполь-
зовать также для обеспечения надежности пуска 
АВР электродвигателей взаиморезервируемых 
механизмов.

На электродвигателях с изменяемой частотой 

вращения ответственных механизмов, самоза-
пуск которых допустим и целесообразен, защи-
ты минимального напряжения должны произво-
дить автоматическое переключение на низшую 
частоту вращения.

5.3.54.

 На синхронных электродвигателях 

должно предусматриваться автоматическое га-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     21      22      23      24     ..