Разборка, сборка и ремонт двигателей СМД (1963 год) - часть 7

 

  Главная      Книги - Разные     Разборка, сборка и ремонт двигателей СМД (Р.М. Вербук) - 1963 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

 

Разборка, сборка и ремонт двигателей СМД (1963 год) - часть 7

 

 

Глава 6 ГОЛОВКА ЦИЛИНДРОВ

Головку цилиндров двигателей СМД отливают из чугуна. На внутренних стенках отливки имеются всасывающие и выпускные каналы, бонки, через которые проходят шпильки крепления головки к блоку, и штанги толкателей. Внутренние полости головки цилиндров образуют водяную рубашку головки. Камеры сгорания в головке цилиндров СМД шаровой формы. Они образованы двумя полусферами: верхняя отлита заодно с головкой, а нижняя расположена в специальной вставке, имеющей наклонный канал, которым шаровая камера соединяется с цилиндром двигателя. На верхней плоскости головки цилиндров расположен клапанный механизм и механизм декомпрессора.

Коромысла клапанов установлены на двух осях, закрепленных на стойках. Стойки прикреплены к верхней плоскости головки на шпильках. Две оси

 

коромысел между собой соединены втулкой. К одной из осей трубкой подведена смазка из маслоканала в головке цилиндров, соединенного с вертикальным маслоканалом в блок-картере. На оси коромысел расположены отверстия для смазки внутренних поверхностей втулок коромысла.

Коромысла с одной стороны упираются бойком в торец клапана, а с другой через сферическую поверхность регулировочного болта — в штангу толкателя.

Каждый клапан имеет две клапанные пружины: внутреннюю и наружную с разной по направлению навивкой.

Механизм декомпрессии имеет ручной привод через специальную рукоятку, расположенную снаружи двигателя. Клапанный механизм и механизм декомпрессии закрыты сверху проставкой и колпаком клапанного механизма, которые крепят к верхней плоскости головки цилиндров.

С левой стороны головки смонтированы форсунки и фильтр тонкой очистки топлива. С правой стороны — выпускной коллектор. Двигатели СМД-7 имеют систему выпуска, объединяющую выпускные каналы второго и третьего цилиндров как в головке, так и в коллекторе. На двигателях СМД-14 установлена головка с индивидуальными каналами для каждого цилиндра, поэтому выпускной коллектор имеет четыре патрубка, сходящиеся, как и в двигателе СМД-7, в одно выпускное отверстие. К верхней плоскости головки крепят штампованные из листового проката водоотводную трубу и всасывающий коллектор. Двигатели СМД-7 первых выпусков оборудованы алюминиевыми водоотводными трубками и всасывающими коллекторами. Размещение всасывающего и выпускного коллекторов с разных сторон головки цилиндров позволяет уменьшить подогрев всасываемого воздуха, что улучшает наполнение цилиндров двигателя.

Всасывающие и выпускные клапаны перемещаются в специальных чугунных вставных направляющих втулках. Уплотняющие фаски под конические поверхности всасывающих и выпускных клапанов выполнены непосредственно в головке цилиндров. Диаметр тарелки всасывающего клапана СМД-14 на 2 мм больше того же клапана двигателя СМД-7.

Впереди на головке цилиндров двигателей СМД-14 укреплен грузовой кронштейн и воздухоочиститель, сзади — водяной насос. На двигателях СМД-7 впереди установлен воздухоочиститель, а водяной насос — со стороны муфты сцепления. Сверху на колпаке головки цилиндров закреплен сапун.

Перечень деталей и узлов, входящих в группу головки цилиндров, приведен в таблице 34.

 

 

ТАБЛИЦА 34

 

 

 

 

 

 

 

 

СНЯТИЕ И РАЗБОРКА ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ

Отвертывают четыре гайки 36 (рис. 46) крепления колпака головки цилиндров и снимают колпак 23 в сборе с рукояткой механизма декомпрессора и суфлером. Рукоятку декомпрессора ставят в выключенное положение. При этом валик 2 декомпрессора и ось 19 рукоятки своими прорезями становятся вертикально.

Отвертывают гайку 51 и снимают маслоподводящую трубку 50. Чтобы снять клапанный механизм в сборе, отвертывают четыре гайки 29, снимают шайбы 28 и втулку 27. Вывертывают болты 55 и снимают водяную трубку 54. Чтобы снять корпус 59 колпака головки цилиндров, вывертывают восемь болтов 18 и болты 63. Головку цилиндров с блока двигателя снимают после демонтажа форсунок с трубопроводами высокого давления, топливного фильтра, выпускного коллектора и водяного насоса.

Для этого отвертывают 19 гаек (СМД7-0163) крепления головки цилиндров, снимают шайбы (СМД55-0150) и головку цилиндров с прокладкой. Головку цилиндров разбирают в такой последовательности. Вывертывают четыре болта 73, стопорящих вставки камер сгорания 74 и вынимают вставки. Устанавливают головку цилиндров нижней плоскостью на стол и, сжав поочередно при помощи приспособления пружины клапанов, снимают сухарики 40, тарелки 39 и предохранительные кольца 41. Снимают пружины клапанов и вынимают всасывающие и выпускные клапаны, предварительно пометив на них номер цилиндра. Вывертывают шпильки крепления агрегатов, снимают заглушки 26 и 1, если необходимо, вывертывают штуцер 53.

При разборке передаточного механизма распределения (СМД7-06С14) разъединяют оси коромысел и снимают втулку 25.

Снимают стопорные кольца 3 с валиков 2 декомпрессора и вынимают валики из отверстий в стойках. Снимают стопорные кольца 4, коромысла 47, пружины 48, 49 и стойки 65 с осей 44 клапанных коромысел. При необходимости выворачивают угольники 52.

 

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОТРЕМОНТИРОВАННЫМ ДЕТАЛЯМ И УЗЛАМ

Головка цилиндров должна отвечать следующим техническим требованиям.

1. Материал СЧ 21-40; твердость по Бринеллю 187—255 единиц.

2. Неплоскостность нижней поверхности, прилегающей к блоку, не более

0,1 мм; неплоскостность верхней — не более 0,1 мм.

3. Непараллельность нижней и верхней плоскостей не более 0,15 мм на всей длине. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕМОНТ ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ И ЕЕ ДЕТАЛЕЙ

При длительной эксплуатации двигателей головки цилиндров изнашиваются по направляющим втулкам клапанов, а поверхности фасок клапанных гнезд вырабатываются. Могут иметь место износы и срывы резьб, сколы и выбоины на поверхностях головки, а также потеря герметичности заглушек.

При замене направляющих втулок клапанов можно нарушить натяг в соединении втулки с головкой.

Основными повреждениями, нарушающими работоспособность головки, являются трещины в стенках водяной рубашки. Трещины, как правило, появляются при нарушении правил эксплуатации и ухода за двигателем, а также 

 

при местных перегревах стенок. Длительная работа двигателя под нагрузкой с разрегулированной топливной аппаратурой или перегрузка двигателя в течение длительного времени приводят к перегреву стенок со стороны камер сгорания, и в них образуются трещины.

Несвоевременная очистка зарубашечного пространства системы охлаждения от осадков и накипи и работа с засоренной решеткой радиатора также ведут к перегреву двигателя. Трещины образуются в перемычках между клапанами, а также в других местах. Образованию трещин способствует неравномерная затяжка головки цилиндров при ее установке на блок-картер или повышенное коробление нижней плоскости головки. Трещины в головке появляются при запуске двигателя без воды и заполнении водяной системы после запуска, а также при добавлении холодной воды в разогретый двигатель. 

 

 

 

Восстановление головок цилиндров заваркой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СБОРКА И УСТАНОВКА ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ


После постановки заглушек и запрессовки направляющих втулок клапанов головку цилиндров собирают в следующем порядке (рис. 58).

Устанавливают головку нижней плоскостью вверх и вставляют последовательно четыре всасывающих и четыре выпускных клапана, которые должны легко проворачиваться в направляющих втулках и перемещаться в продольном направлении без заеданий. Проверяют утопание тарелок клапанов относительно нижней плоскости головки, которое допускается в пределах 1,0—1,6 мм.

Вынимают клапаны и смазывают притирочной пастой фаски тарелок клапанов и головки цилиндров, после чего вновь вставляют клапаны.

Устанавливают головку с клапанами на притирочный станок или на подставку для ручной притирки. Клапаны притирают до тех пор, пока на конической поверхности фаски клапана получится ровная, сплошная матовая кольцевая полоска шириной от 1,5 до 3 мм. Дополнительно качество притирки проверяют с помощью карандашных меток, нанесенных на фаску через каждые 30—40° по окружности. При двух, трех поворотах клапана, сопряженного с фаской в головке, эти метки должны стереться.

 

 

Рис. 58. Головка цилиндров в сборе.

 

 

 

 

 

 

Далее ввертывают последовательно четыре стопорных винта (СМД1-0618) во вставки камер сгорания.

Перед установкой головки на блок проверяют, чтобы в гнездо блок-картера на верхней плоскости была запрессована втулка (СМД1-0130).

Ставят прокладку головки цилиндров, надевая ее на шпильки широкой стороной окантовки гильзовых отверстий к блок-картеру и обеспечивая совпадение соответствующих водоподводящих каналов.

Перед постановкой на двигатель прокладку покрывают равномерным слоем (0,03—0,08 мм) смазки, состоящей из 52 весовых частей авиационного или дизельного масла и 48 весовых частей серебристого графита.

Затем проверяют, нет ли в цилиндрах блока посторонних предметов, и заливают в каждый из них по 30 г дизельного масла.

Наконец, устанавливают головку цилиндров на блок-картер, без перекоса на шпильках.

Навертывают и затягивают в определенной последовательности (рис. 60) гайки крепления головки цилиндров с усилием 15—17 кгм (усилие 30—34 кг на плече 500 мм) для двигателей, имеющих диаметр шпильки крепления головки 14 мм, и 20—22 кгм для двигателей со шпильками 16 мм.

 

 

Рис. 60. Схема затяжки гаек крепления головки.

 

 

СБОРКА И УСТАНОВКА МЕХАНИЗМА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ДРУГИХ УЗЛОВ ГРУППЫ

Ввертывают регулировочный винт (У5-0672) в коромысло клапана (СМД1-06СЗ-1) и навертывают гайку (ГУМ-1М10).

Надевают при помощи конуса на ось коромысел стопорное кольцо (СМД7-0688). Ввертывают в торец оси коромысел угольник (Н-6021 А) и затягивают его до отказа. Свободный конец угольника должен быть направлен вверх относительно лыски.

Устанавливают два пружинных кольца (СМД1-0672А) в выточки валика декомпрессора.

Надевают на оси коромысла стойки валиков (СМД1-0641-1) и распорные пружины.

Проверяют легкость вращения коромысел на оси (заедание коромысла не допускается).

Устанавливают в стойки валик декомпрессора так, чтобы его короткий конец находился со стороны пробки оси коромысла, и надевают вторую стойку.

Аналогично собирают вторую половину узла клапанного механизма, надевают среднюю пружину (У5-0622) и втулку (У5-0627) на ось коромысел и соединяют обе половины между собой.

После сборки механизма газораспределения продолжают сборку двигателя. Смазывают прокладку корпуса колпака пастой УН-25 с обеих сторон и ставят ее на головку цилиндров, совмещая крепежные отверстия.

Устанавливают корпус колпака головки цилиндров на головку и закрепляют болтами.

Для удобства сборки к корпусу колпака головки цилиндров вначале прикрепляют всасывающий коллектор.

Закрепляют болтами (БНП-М8х20) с шайбами (ШП-8) водяную трубу. Под фланцы водяной трубы устанавливают прокладку (СМД55-0658).

Вставляют последовательно восемь штанг толкателей в направляющие головки цилиндров и толкателей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..