Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (1968 год). Описание конструкции и работы - часть 23

 

  Главная      Книги - Двигатели     Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (Г.Д. Чернышев) - 1968 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     21      22      23      24     ..

 

 

 

Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (1968 год). Описание конструкции и работы - часть 23

 

 

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-236С

Коробка передач ЯМЗ-236С (рис. 106) отличается от коробки передач ЯМЗ-236 незначительно.

Передаточные числа коробки передач имеют меньшие величины: 

 

 

 

 

 

ПОРЯДОК РАЗБОРКИ И СБОРКИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ (ЯМЗ-236С)



Коробку передач следует разбирать только в случае необходимости: для ремонта или замены изношенных или поврежденных деталей.

Для снятия коробки передач с двигателя необходимо отвернуть болты крепления картера сцепления к картеру маховика,

предварительно отогнув стопорные шайбы, затем сдвинуть коробку назад, чтобы первычный вал вышел из сцепления, и опустить ее вниз. При этом необходимо поддерживать коробку снизу или подвесить ее сверху во избежание повреждения ведомого диска сцепления и первичного вала коробки.
 

 

 

 

 

промежуточного вала следует делать с опорой на ступицу, но не на венец шестерни, во избежание поломки или деформации шестерни.

Коробка передач собирается в обратном порядке. При сборке особое внимание следует обратить на правильность установки прокладок, в которых пробиты отверстия для прохода масла.

Если при разборке коробки передач разбирался и масляный насос, то перед его сборкой необходимо смазать все детали и внутреннюю полость корпуса насоса маслом для смазки коробки передач, так как сухой насос может не обеспечить всасывание масла из масляной ванны картера коробки.

Для правильной работы коробки передач необходимо, чтобы она была точно сцентрирована с двигателем. Для этого перед установкой коробки на двигатель следует проверить, чтобы привалочные поверхности картера маховика и картера сцепления были чистыми, без забоин и после установки коробки были плотно притянуты болтами. Затяжку болтов надо производить в два приема: сначала затягиваются все болты с половинным усилием, затем с полным крутящим моментом 30—32 кГм.

При каждом снятии с двигателя коробки передач и сцепления не следует забывать смазать передний подшипник первичного вала в коленчатом валу двигателя.

 

 

Коробка передач ЯМЗ-236С. УХОД ЗА КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ И ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ



Уход за коробкой передач заключается в периодическом осмотре и подтяжке крепежных деталей, а также в своевременном выполнении смазочных работ.

При профилактических осмотрах в первую очередь следует обращать внимание на крепление коробки передач к двигателю и состояние заднего крепления силового агрегата, а также на надлежащую затяжку болтов крепления верхней крышки к картеру коробки. Необходимо также проверять отсутствие подтекания масла через соединения крышек и сальники валов.

Смазочные работы заключаются в поддержании уровня масла в картере коробки и периодической его смене, а также смазке дистанционного механизма, переднего подшипника первичного вала и сменной пары шестерен привода спидометра.

Для смазки коробки передач следует применять масло трансмиссионное ТС-14,5 (МРТУ 38-1-150-64) с 5% присадки ЭФО. Заменители: авиационное масло МК-22 (ГОСТ 1013—49) летом и МС-14 (ГОСТ 1013—49) зимой или масло МТ-16п (ГОСТ 6360—58) летом и зимой.

Заправочная емкость картера коробки составляет 5,5 л. Масло заливается в картер через маслоналивное отверстие в верхней крышке коробки (рис. 108), обязательно через воронку с мелкой сеткой.

Уровень масла в картере проверяют через контрольное отверстие на неработающей коробке. Нормальный уровень должен быть 

 

 

 

Передний подшипник первичного вала смазывается только в тех случаях, когда коробка передач и сцепление снимаются с дви-гателя для осмотра или ремонта. Для смазки подшипника применяется консистентная смазка 1-13 или ЦИАТИМ-201. Перед смазкой подшипник следует вынуть из гнезда, промыть в керосине и затем забить свежей смазкой.

Сменные шестерни привода спидометра смазываются по необходимости закладкой смазки 1-13 или ЦИАТИМ-201 непосредственно в шестерни.

Чтобы коробка передач была долговечна в эксплуатации, необходимо соблюдать следующие правила:

1. Полностью выключать сцепление при каждом переключении передач. Включать сцепление следует медленно и плавно. Резкое включение может повести к поломке зубьев шестерен и зубчатых муфт синхронизаторов.

2. Не переводить рычаг переключения передач из одного положения в другое со значительным усилием, так как в этом случае синхронизаторы перегружаются и преждевременно изнашиваются.

3. При переключении с низшей передачи на высшую рычаг задержать приблизительно на 1 сек в нейтральном положении. Во время этой задержки угловые скорости включаемой шестерни и вторичного вала выравниваются.

4. Переключение с высшей передачи на низшую производить быстрым движением, так как замедление рычага в нейтральном положении только увеличит разность угловых скоростей включаемой шестерни и вторичного вала.

Несмотря на наличие синхронизаторов, при переходе с высшей передачи на низшую рекомендуется пользоваться так называемым двойным переключением.

Первая передача и задний ход не имеют синхронизаторов, и поэтому включение первой передачи производится только при сниженных числах оборотов вторичного вала, а заднего хода — после полной его остановки во избежание быстрого износа и поломки зубьев шестерен.

Если рычаг переключения передач не удается поставить сразу в положение, соответствующее включению первой передачи, то нужно, не применяя никакого усилия, временно включить сцепление и выключить его вторично. Это облегчит включение первой передачи.

5. Необходимо периодически проверять температуру масла в картере коробки передач во время ее работы. Температура масла должна быть не более чем на 60° С выше температуры окружающего воздуха.

В зимних условиях при низкой температуре окружающей среды масло в коробке передач после остановки двигателя застывает, что может затруднить переключение передач. В этом случае перед включением передачи коробка передач должна поработать на холостом ходу, пока переключение передач не станет легким. 

 

При температуре окружающей среды ниже — 30° С рекомендуется на время длительной остановки двигателя масло из коробки передач слить, а перед пуском двигателя подогреть его и снова залить в коробку.

6. Включать коробку отбора мощности следует только при нейтральном положении рычага переключения коробки передач, так как при включенном отборе мощности переключение передач затрудняется и происходит повышенный износ синхронизаторов.

7. Буксировку автомобиля на небольшие расстояния следует производить только с выключенным сцеплением и включенной прямой (четвертой) передачей.

При буксировке автомобиля с неработающим двигателем и выключенными передачами масляный насос коробки передач не работает и поэтому отсутствие смазки в подшипниках шестерен вторичного вала и на конусных кольцах синхронизаторов может вызвать задир подшипников и быстрый износ колец синхронизаторов.

При буксировке автомобиля на дальние расстояния необходимо карданный вал отсоединить от коробки передач.

 

 

 

НЕИСПРАВНОСТИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-236С И ИХ ПРИЧИНЫ



Неисправности коробки передач характеризуется следующими характерными признаками:

1. Стуки и шумы в механизме коробки.

2. Чрезмерное нагревание масла в картере.

3. Затрудненное включение передач.

4. Самопроизвольное выключение передач.

5. Подтекание смазки из картера.

Однако, прежде чем искать причину неисправности, следует предварительно убедиться в наличии достаточного количества масла в картере коробки передач и надлежащей затяжке крепежных болтов и гаек. Если уровень масла находится в нормальных пределах и затяжка крепежных гаек и болтов не нарушена, то возникновение неисправности может быть вызвано следующими причинами: усиленные шумы и стуки во время работы коробки могут происходить от чрезмерного износа или поломки зубьев шестерен и элементов демпферной шестерни или от значительного износа подшипников валов.

Шум может возникнуть также, если коробка передач не сцентрирована с картером сцепления или если картер сцепления не сцентрирован с картером маховика двигателя.

Причиной повышенного нагрева масла может явиться общий перегрев коробки из-за неисправности масляного насоса или нарушения работы трущихся пар и подшипников в коробке.

Затрудненное включение передач возникает в случае неполного выключения сцепления. Причиной может быть износ подшипников и шлицевых соединений, вызывающий перекос шестерен, износ и выкрашивание торцов зубьев зубчатых муфт, износ рабочих поверхностей колец синхронизаторов.

Самопроизвольное выключение передач происходит в результате износа зубьев или неполного включения зубьев зубчатых муфт, износа шариков и поломки или усадки пружин фиксаторов механизма переключения, ослабления крепления вилок на штоках механизма переключения.

Подтекание масла может происходить вследствие повреждения уплотняющих прокладок, износа сальников, неисправности сапуна, а также вследствие возникновения трещин в картере.

Для устранения указанных неисправностей необходима соответствующая разборка коробки передач и ремонт или замена изношенных или поврежденных деталей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     21      22      23      24     ..