Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (1968 год). Описание конструкции и работы - часть 21

 

  Главная      Книги - Двигатели     Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (Г.Д. Чернышев) - 1968 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..

 

 

 

Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (1968 год). Описание конструкции и работы - часть 21

 

 

Коробка передач ЯМЗ-236 (конструкция)

 

На четырехтактные двигатели ЯМЗ устанавливается новая механическая пятиступенчатая коробка передач.

Базовая модель этой коробки ЯМЗ-236 применяется совместно с однодисковым сцеплением на шестицилиндровых двигателях и оборудуется дистанционным управлением.

На более мощные восьми цилиндровые двигатели устанавливается модификация ЯМЗ-236С с двухдисковым сцеплением. В отличие от базовой модели ЯМЗ-236 коробка передач имеет другие передаточные числа и управление при помощи качающегося рычага, установленного непосредственно на коробке.

 

 

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-236

Коробка передач ЯМЗ-236 (рис. 98) механическая, с шестернями постоянного зацепления, имеет пять передач для движения вперед и одну передачу назад.

Передаточные числа коробки передач:
пятая передача......................0,73

четвертая » ......................1,00

третья » ......................1,79

вторая » ......................3,40

первая » ......................6,17

задний ход..........................6,43
Для бесшумного переключения передач на второй — третьей и четвертой — пятой передачах установлены синхронизаторы.

 

 

 

Картер коробки передач
Картер 43 коробки передач отлит из специального чугуна и усилен ребрами. В передней и задней стенках картера расположены отверстия для установки подшипников валов. Верхняя открытая часть картера имеет фланец, на котором нарезаны отверстия для крепления верхней крышки картера.

На правой и левой сторонах картера выполнены люки, закрытые крышками 53 и 54, для установки при необходимости коробки отбора мощности. На левой стороне картера расположено контрольное отверстие для проверки уровня масла в картере, а в нижней части —два отверстия для слива масла из картера. Все три отверстия закрываются коническими резьбовыми пробками (соответственно 55,34 и 39).

В нижней части картера находятся также каналы масляной системы коробки и окно для очистки магнита и сетки заборника масла 36, закрываемое крышкой с прокладкой.

Спереди к картеру коробки крепится восемью болтами с пружинными шайбами картер сцепления 46. В задней части картера предусмотрена вертикальная площадка с резьбовыми отверстиями для крепления задней опоры коробки передач. Картер внутри окрашивается маслостойкой краской.

 

Коробка передач ЯМЗ-236

ВАЛЫ, ПОДШИПНИКИ И ШЕСТЕРНИ

В картере коробки передач расположен механизм переключения передач, состоящий из первичного, вторичного и промежуточного валов с шестернями и подшипниками, блока шестерен заднего хода и двух синхронизаторов.

Валы коробки передач изготовляют из легированной стали 15ХГНТА, затем цементируют и калят до твердости HRC 58 — 64.

Первичный вал 4 выполнен как одно целое с шестерней 10 и вращается на двух шарикоподшипниках. Передний подшипник установлен в коленчатом валу двигателя (см. рис. 93), задний 8 (рис. 98) в передней стенке картера коробки. По наружной обработанной поверхности крышки 47 заднего подшипника картер коробки центрируется в картере сцепления.

На переднем конце первичного вала нарезаны шлицы для установки ведомого диска сцепления.

Промежуточный вал 41 вращается также на двух подшипниках, из которых передний роликовый 44 расположен в передней стенке, а задний шариковый 31 — в задней стенке картера.

На переднем конце промежуточного вала закреплена на сегментной шпонке демпферная шестерня 42, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней 10 первичного вала.

 

 

 

 

 

 

 

 

На шестернях 42 и 10, а также пятой, третьей и второй передач нарезаны косые зубья; шестерни первой передачи и заднего хода, отбора мощности и блока шестерен заднего хода имеют прямые зубья. Для повышения точности зацепления зубья всех шестерен шевингуются, а после термообработки шестерни подбираются попарно по шуму в соответствии с эталоном и по пятну контакта.

Осевые нагрузки от косозубых шестерен воспринимаются подшипниками валов, которые закреплены в картере стопорными кольцами.

Для передачи вращения от коробки передач к потребителю на выходном конце вторичного вала установлен фланец 27 крепления кардана, закрепленный на шлицах вала с помощью прорезной гайки 29 и тарельчатой шайбы 28.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..