Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (1968 год). Описание конструкции и работы - часть 22

 

  Главная      Книги - Двигатели     Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (Г.Д. Чернышев) - 1968 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     20      21      22      23     ..

 

 

 

Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (1968 год). Описание конструкции и работы - часть 22

 

 

 

Коробка передач ЯМЗ-236 (смазка)

 

 

СМАЗКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Для избежания чрезмерного перегрева и задиров вращающихся деталей коробки передач ко всем поверхностям трения предусмотрена подача смазки под давлением и разбрызгиванием.

Под давлением смазываются подшипники скольжения шестерен пятой, третьей и второй передач вторичного вала (рис. 100).

Подача смазки производится шестеренчатым насосом (рис. 101), установленным на переднем торце картера коробки. 

 

 

 

 

 

 

 

Устройство и работа синхронизаторов (коробка передач ЯМЗ-236)



Для облегчения включения второй и третьей, четвертой и пятой передач на вторичном валу установлены два конусных синхронизатора 11 и 17 (см. рис. 98) инерционного типа.

Назначение синхронизаторов — уравнивать при включении передачи угловые скорости вращения включаемой шестерни и вторичного
 

 

 

 

 

Процесс синхронизации происходит за три последовательных этапа:

1. Уравнивание угловых скоростей включаемой шестерни и вторичного вала.

2. Разблокировка обоймы и каретки синхронизатора.

3. Включение зубчатой муфты.

Для правильной работы синхронизатора сцепление в момент переключения передачи должно быть полностью выключено.

Синхронизатор действует следующим образом. При передвижении каретки синхронизатора с некоторым усилием из нейтрального положения к вращающейся шестерне включаемой передачи одновременно с кареткой будет двигаться и обойма с конусными кольцами. Каретка и обойма будут перемещаться до тех пор, пока конусное кольцо обоймы не войдет в соприкосновение с конусом на шестерне. В этом случае между конусами обоймы и шестерни возникает трение, и шестерня включаемой передачи, вращаясь со скоростью, отличной от скорости вторичного вала, начнет увлекать за собой обойму, стремясь повернуть ее на некоторый угол, пока шипы каретки не войдут в углубление со скосами в середине фигурных пазов обоймы. При этом обойма и шипы каретки под действием сил инерции вращающихся масс валов и колес, связанных с включаемой шестерней, будут с силой прижаты друг к другу и, таким образом, осевое усилие от каретки к обойме будет передаваться уже не только через шарики фиксаторов, но и непосредственно через скосы в пазах обоймы. При дальнейшем приложении усилия к каретке между скосами в пазах обоймы и фасками на шипах каретки возникает сила, которая, с одной стороны, будет продолжать прижимать обойму к конусу на шестерне и создавать трение, обеспечивающее уравнивание скоростей вращения шестерни и вторичного вала, и, с другой стороны, будет стремиться повернуть обойму в обратном направлении.

Когда скорости вращения включаемой шестерни и вторичного вала сравняются и взаимное скольжение колец прекратится, сила инерции, прижимающая обойму к каретке и препятствующая осевому перемещению каретки, исчезнет; освобожденная обойма под действием скосов провернется вместе с шестерней и всей системой связанных с ней колес и валов на некоторый угол относительно вторичного вала, достаточный для того, чтобы шипы каретки вышли из углублений в пазах обоймы. Каретка при этом под продолжающимся действием осевой силы преодолеет сопротивление шариковых фиксаторов и, скользя по шлицам вала, без удара войдет зубчатым венцом в зубчатый венец включаемой шестерни, соединив шестерню с вторичным валом.

Для предохранения от самовыключения передач зубья зубчатых муфт синхронизаторов и шестерен выполнены конусными по длине (в виде ласточкина хвоста) с уклоном 1 ° 30'. Кроме того, для повышения надежности включения шлицы, по которым движется каретка синхронизатора, на некоторой длине, подобранной расчетом, сделаны тоньше на 0,3—0,4 мм с каждой стороны. Образовавшийся

 

уступ, в который упирается каретка при включенной передаче, не позволяет ей самопроизвольно выключиться из зацепления с шестерней и в то же время при выключенном сцеплении не препятствует переключению передачи.

Материал обоймы синхронизатора — сталь 40Х, конусных колец обоймы-бронза ОЦС 5-5-5. Каретки синхронизаторов изготовляют из стали 15ХГНТА и затем цементуют и калят до твердости HRC 58—64.

 

 

 

Привод спидометра (Коробка передач ЯМЗ-236)

Привод спидометра (см. рис. 98) расположен в крышке заднего подшипника вторичного вала и состоит из червячной пары постоянного зацепления с передаточным отношением 11:6 и сменной пары цилиндрических шестерен, передаточное число которых может быть различно и определяется потребителем. Червяк 25 червячной пары установлен на вторичном валу непосредственно за задним подшипником вала. Ведомая шестерня 52 изготовлена как одно целое с валиком и вращается в опорах, выполненных в крышке подшипника. На конце валика ведомой шестерни имеется цапфа, на которую сажается на шпонке ведущая цилиндрическая шестерня. Ведомая цилиндрическая шестерня устанавливается на валике 50, вращающемся во втулке, запрессованной в крышку 51 сменных шестерен.

В валике ведомой цилиндрической шестерни выполнено отверстие для установки наконечника троса гибкого вала спидометра. Оболочка гибкого вала крепится к крышке сменных шестерен накидной гайкой, навертываемой на хвостовик крышки.

Червячная пара смазывается маслом, проникающим из картера коробки через подшипник вторичного вала. Для стока масла из полости крышки в картер предусмотрено сливное отверстие в задней стенке картера.

Цилиндрические сменные шестерни смазываются консистентной смазкой, набиваемой между зубьями шестерен.

 

 

Механизм переключения передач (Коробка передач ЯМЗ-236)


Механизм переключения передач размещен в верхней крышке коробки (рис. 103) и приводится в действие от рычага переключения передач через промежуточное устройство—дистанционный механизм.

Верхняя крышка 4 съемная, отлита из специального чугуна, фиксируется на картере коробки двумя установочными штифтами и крепится к нему болтами. Между крышкой и картером ставится уплотнительная прокладка из паронита.

Механизм переключения передач состоит из трех подвижных штоков 19, 20 и 21, на которых установлены две головки 17 и 18 и три вилки 12, 13 и 16. Третья головка выполнена как одно целое с вилкой 16. Головки и вилки крепятся на штоках при помощи установочных винтов 5 с коническим хвостовиком,

 

 

 

 

В гнездах верхней крышки над каждым штоком помещен шарик 2, прижимаемый к штоку пружиной 1. На штоках, в свою очередь, выполнено по три горизонтальные канавки. Когда шток находится в положении включенной передачи или в нейтральном положении, шарик фиксатора заскакивает в соответствующую канавку штока и удерживает шток от случайного передвижения. Расстояние между канавками выбрано таким, чтобы обеспечивалось включение кареток синхронизаторов или скользящей шестерни на полную длину зуба.

Для исключения возможности одновременного включения двух передач служит замок, который при передвижении одного из штоков автоматически запирает два других штока в нейтральном положении. Замок состоит из четырех блокирующих стальных шариков 15, размещенных по два между штоками, и подвижного штифта 14, установленного в горизонтальном отверстии среднего штока. Когда штоки находятся в нейтральном положении, вертикальные канавки устанавливаются точно против шариков.

При перемещении среднего штока вперед, что соответствует включению третьей передачи, блокирующие шарики выходят из его канавок и входят в канавки крайних штоков, запирая их тем самым в нейтральном положении. Аналогично действие замка при включении второй передачи, когда средний шток перемещается назад. Если же перемещается один из крайних штоков, то два блокирующих шарика вытесняются из канавки этого штока и входят в канавку среднего штока. Одновременно шарики нажимают на подвижный штифт, расположенный в среднем штоке, перемещая его. Другие два шарика входят в канавку противоположного крайнего штока, и средний и крайний штоки оказываются запертыми в нейтральном положении.

Для устранения возможности случайного включения первой передачи и заднего хода механизм переключения снабжен предохранительным устройством, установленным в приливе верхней крышки и состоящим из двух цилиндрических штифтов 8, пружины 7 и стакана 6 для размещения пружины (рис. 103). Принцип действия механизма основан на том, что для включения первой передачи и заднего хода необходимо предварительно затратить добавочное усилие на сжатие пружины предохранителя, что и исключает случайное включение этих передач.

Дистанционный механизм (рис. 104) устанавливается на верхней крышке коробки передач и крепится к ней при помощи двух установочных штифтов и четырех шпилек с гайками. В закрытом алюминиевом картере 13 размещена рычажная передача, состоящая из валика 14 с двумя рычагами 7 и 20 и штока 2 с головкой 21.

Валик и шток имеют возможность двигаться как в продольном направлении, так и поворачиваться вокруг своей оси. Вилка выходного конца штока соединяется с рычагом переключения передач продольной тягой, с помощью которой изменения положения рычага 

 

 

 

 

 

Для включения заднего хода следует передвинуть скользящую шестерню 10 первой передачи и заднего хода вторичного вала назад и ввести ее в зацепление с меньшей шестерней 12 блока шестерен заднего хода. Вращение от первичного вала в этом случае передается через постоянную пару шестерен 1 и 2 промежуточному валу и далее от шестерни 9 первой передачи и заднего хода промежуточного вала к постоянно сцепленной с ней большой шестерне 11 блока заднего хода, затем от меньшей шестерни 12 блока заднего хода к скользящей шестерне 10 первой передачи и заднего хода вторичного вала и от нее через шлицы вторичному валу. При этом вторичный вал вращается в противоположную сторону относительно направления вращения первичного вала.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     20      21      22      23     ..