ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РФ в 2019 году (глава 15-20) - часть 9

 

  Главная      Книги - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РФ в 2019 году (глава 15-20)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РФ в 2019 году (глава 15-20) - часть 9

 

 

1648 

-  проведен  анализ  территориальных  схем  обращения  с  отходами  всех  субъектов 

Российской Федерации; 

-  частные  инвесторы  вложили  в  строительство  инфраструктуры  по  обращению  с 

отходами 27,9 млрд руб.; 

-  внесены  изменения  в  законодательство  в  области  обращения  с  отходами 

производства и потребления в части установления возможности использования отходов как 

возобновляемого источника энергии после извлечения из них полезных компонентов; 

-  в  первую  десятку  регионов  с  наилучшими  темпами  выполнения  показателей  по 

введению  в  промышленную  эксплуатацию  мощностей  по  обработке  и  утилизации 

федерального  проекта  вошли  Амурская,  Белгородская,  Вологодская,  Калужская, 

Московская, Мурманская, Саратовская области и Республика Удмуртия. 

Также до конца 2020 г. планируется ввести в эксплуатацию 53 объекта обработки и 

утилизации твердых коммунальных отходов,  суммарная мощность которых составит  по 

обработке ТКО – 6,59 млн т, по утилизации (переработке) ТКО – 1,84 млн т.

13

 

16.4 Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов 

опасности» 

16.4.1 Общая характеристика федерального проекта, его целей и задач 

Федеральный  проект

 

«Инфраструктура  для  обращения  с  отходами  I-II  классов 

опасности»

 

реализуется  в  рамках  национального  проекта  «Экология»  (утвержден 

протоколом  заседания  президиума  Совета  при  Президенте  Российской  Федерации  по 

стратегическому  развитию  и  национальным  проектам  от  24.12.2018  №  16)  и  связан  с 

реализацией  государственной  программы  по  развитию  атомного  энергопромышленного 

комплекса. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 14.11.2019 

№  2684-р  в  соответствии  с  Федеральным  законом  от  26.07.2019  №  225-ФЗ  «О  внесении 

изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный 

закон  «О  Государственной  корпорации  по  атомной  энергии  “Росатом”»  Федеральным 

оператором по обращению с отходами I-II классов на территории Российской Федерации 

является ФГУП «РосРАО» (предприятие Госкорпорации «Росатом»)

14

 

13

 Данные публично-правовой компании «Российский экологический оператор». 

14

 Официальный сайт Госкорпорации «Росатом» // URL

https://www.rosatom.ru/journalist/news/rosrao-

naznacheno-federalnym-operatorom-po-otkhodam-i-ii-klassov-opasnosti/

 (дата обращения: 29.05.2020) 

1649 

Целью  данного  федерального  проекта  является  создание  современной 

инфраструктуры,  обеспечивающей  безопасное  обращение  с  отходами  I  и  II  классов 

опасности

15

Ключевыми задачами федерального проекта являются

16

- разработка нормативно-правового и методического обеспечения регулирования в 

области обращения с отходами I и II классов опасности, направленного на создание единой 

государственной системы обращения с отходами I и II классов опасности и современной 

инфраструктуры,  обеспечивающей  безопасное  обращение  с  отходами  I  и  II  классов 

опасности; 

-  определение  федерального  оператора  по  обращению  с  отходами  I  и  II  классов 

опасности; 

- разработка, утверждение и введение в действие федеральной схемы обращения с 

отходами I и II классов опасности; 

-  разработка,  утверждение  и  введение  в  эксплуатацию  единой  государственной 

информационной  системы  (ЕГИС)  учета  и  контроля  за  обращением  с  отходами  I  и  II 

классов опасности; 

-  передача  имущественного  комплекса  объектов  по  уничтожению  химического 

оружия,  необходимого  для  создания  межрегиональных  производственно-технических 

комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности, 

из  оперативного  управления  ФБУ  «ФУ  БХУХО»  («Камбарка»  Удмуртская  Республика, 

«Марадыковский»  Кировская  область,  «Щучье»  Курганская  область)  и  ФКП  «Горный» 

(«Горный», Саратовская область) федеральному оператору по обращению с отходами I и II 

классов опасности (1 этап); 

-  перепрофилирование  объектов  по  уничтожению  химического  оружия  в 

межрегиональные  производственно-технические  комплексы  по  обработке,  утилизации  и 

обезвреживанию отходов I и II классов опасности; 

-  реализация  инфраструктурных  проектов  по  созданию  объектов  обращения  с 

отходами I и II классов опасности; 

-  организация  общественного  мониторинга  и  экспертного  сопровождения 

реализации федерального проекта; 

- утверждение методологии расчета показателей федерального проекта. 

 

15

 Паспорт федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности» 

(обновленная редакция) // URL

http://майскийуказ.рф/upload/iblock/284/Sozdanie-infrastruktury_-

obrashchenie-s-otkhodami-I_II-klassov-opasnosti-_obnov.-red_.pdf

 (дата обращения: 29.05.2020) 

16

 Там же. 

1650 

Целевыми показателями федерального проекта являются

17

- количество введенных в эксплуатацию производственно-технических комплексов 

по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности (основной 

показатель, 7 ед.); 

- наличие федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности 

(дополнительный показатель); 

-  наличие  утвержденной  постановлением  Правительства  Российской  Федерации 

федеральной  схемы  обращения  с  отходами  I  и  II  классов  опасности  (дополнительный 

показатель); 

-  степень  внедрения  единой  государственной  информационной  системы  (ЕГИС) 

учета  и  контроля  за  обращением  с  отходами  I  и  II  классов  опасности  (дополнительный 

показатель, 100%); 

-  доля  обезвреженных  отходов  в  общем  объеме  отходов  I  и  II  классов  опасности, 

подлежащих  обезвреживанию,  переданных  федеральному  оператору  по  обращению  с 

отходами I и II классов опасности (дополнительный показатель, 65%). 

16.4.2 Основные результаты реализации федерального проекта 

Таблица 16.3 – Основные результаты реализации федерального проекта «Инфраструктура 

для обращения с отходами I-II классов опасности» 

Показатель 

Тип показателя 

Единицы 

измерения 

Базовое 

значение 

2018 

2019 

План 

Факт 

План 

Факт 

Наличие 
федерального 
оператора по 
обращению с 
отходами I и II 
классов 
опасности, 
утвержденного 
распоряжением 
Правительства 
Российской 
Федерации об 
определении 
федерального 
оператора по 
обращению с 
отходами I и II 
классов опасности 

Дополнительный 

100 

100 

Утверждена 
федеральная 

Дополнительный 

шт. 

0

1

 

 

17

 Там же. 

1651 

Показатель 

Тип показателя 

Единицы 

измерения 

Базовое 

значение 

2018 

2019 

План 

Факт 

План 

Факт 

схема обращения 
с отходами I и II 
классов опасности 
Доля 
обезвреженных 
отходов в общем 
объеме отходов I 
и II классов 
опасности, 
подлежащих 
обезвреживанию, 
переданных 
федеральному 
оператору по 
обращению с 
отходами I и II 
классов опасности 

Дополнительный 

0

1

 

Количество 
введенных в 
эксплуатацию 
производственно-
технических 
комплексов по 
обработке, 
утилизации и 
обезвреживанию 
отходов I и II 
классов 
опасности, 
нарастающим 
итогом 

Основной 

шт. 

0

1

 

Степень 
внедрения единой 
государственной 
информационной 
системы учета и 
контроля за 
обращением с 
отходами I и II 
классов опасности 

Дополнительный 

0

1

 

Примечание: 

 мероприятий, влияющих на достижение показателя, не предусмотрено 

Источник: данные Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации 

 

16.4.3 Оценка выполнения показателей федерального проекта 

В  рамках  федерального  проекта  «Инфраструктура  для  обращения  с  отходами  I-II 

классов опасности» в 2019 г. были достигнуты следующие результаты: 

1652 

-  распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от  14.11.2019  №  2684-р 

определен  федеральный  оператор  по  обращению  с  отходами  I  и  II  классов  опасности 

(ФГУП «РосРАО» – предприятие Госкорпорации «Росатом»); 

-  определен  исполнитель  создания  единой  государственной  информационной 

системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (компания 

«Большая тройка»); ожидается, что система будет создана до 30.09.2021

18

-  начато  перепрофилирование  объектов  по  уничтожению  химического  оружия  в 

межрегиональные  производственно-технические  комплексы  по  обработке,  утилизации  и 

обезвреживанию отходов I и II классов опасности

19

Кроме того, был принят целый ряд нормативно-правовых актов, в частности: 

1.

 

Федеральный  закон  от  26.07.2019  №  225-ФЗ  «О  внесении  изменений  в 

Федеральный  закон  «Об  отходах  производства  и  потребления»  и  Федеральный  закон  «О 

Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”»; 

2.

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 24.10.2019 № 1363 «Об 

утверждении  формы  типового  договора  оказания  услуг  по  обращению  с  отходами  I  и  II 

классов опасности»; 

3.

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 № 1346 «Об 

утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за 

обращением с отходами I и II классов опасности»; 

4.

 

Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  26.10.2019  №  1372  «О 

внесении  изменений  в  Положение  о  Министерстве  природных  ресурсов  и  экологии 

Российской Федерации»; 

5.

 

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.11.2019 № 2684-р «Об 

определении федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности»; 

6.

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 10.10.2019 № 1305 «Об 

утверждении  правил  разработки,  утверждения,  и  корректировки  федеральной  схемы 

обращения с отходами I и II классов опасности, требований к ее составу»; 

7.

 

Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  30.04.2019  №  540  «Об 

осуществлении  бюджетных  инвестиций  за  счет  средств  федерального  бюджета  в  объекты 

капитального  строительства  в  рамках  федерального  проекта  “Инфраструктура  для 

обращения с отходами I-II классов опасности”»; 

 

18

 Компания-исполнитель обещает создать систему обращения с опасными отходами за два года // URL: 

https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/kompania-ispolnitel-obesaet-sozdat-sistemu-obrasenia-s-opasnymi-
othodami-za-dva-goda

 (дата обращения: 29.05.2020) 

19

 В «Росатоме» заявили о старте создания заводов по переработке опасных отходов // URL: 

https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/v-rosatome-zaavili-o-starte-sozdania-zavodov-po-pererabotke-
opasnyh-othodov

 (дата обращения: 29.05.2020) 

1653 

8.

 

Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  30.04.2019  №  539  «Об 

утверждении  правил  предоставления  субсидий  из  федерального  бюджета  на  разработку, 

утверждение и введение в действие федеральной схемы обращения с отходами I-II классов 

опасности,  а  также  на  разработку,  утверждение  и  ввод  в  эксплуатацию  Единой 

государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I-II 

классов опасности». 

16.5 Федеральный проект «Чистый воздух» 

16.5.1 Общая характеристика федерального проекта, его целей и задач 

Федеральный  проект  «Чистый  воздух»  реализуется  в  рамках  Государственной 

программы  Российской  Федерации  «Охрана  окружающей  среды»  (утверждена 

постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  15.04.2014  №  326)  и 

национального проекта «Экология» (утвержден протоколом заседания президиума Совета 

при  Президенте  Российской  Федерации  по  стратегическому  развитию  и  национальным 

проектам от 24.12.2018 № 16)

20

Целью  данного  федерального  проекта  является  реализация  комплексных  планов 

мероприятий  по  снижению  выбросов  загрязняющих  веществ  в  атмосферный  воздух  в 

крупных  промышленных  центрах,  включая  Братск,  Красноярск,  Липецк,  Магнитогорск, 

Медногорск,  Нижний  Тагил,  Новокузнецк,  Норильск,  Омск,  Челябинск,  Череповец  и 

Читу

21

Ключевыми задачами федерального проекта являются

22

-  утверждение  и  актуализация  комплексных  планов  мероприятий  по  снижению 

выбросов  загрязняющих  веществ  в  атмосферный  воздух  в  крупных  промышленных 

центрах, включая Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, 

Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу (12 шт.); 

-  аудит  мероприятий,  включенных  в  комплексные  планы  по  снижению  выбросов 

загрязняющих  веществ  в  атмосферный  воздух  с  учетом  инвентаризации  выбросов 

загрязняющих  веществ  в  атмосферный  воздух,  анализа  данных  инструментальных 

наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (12 шт.); 

-  формирование  сводных  расчетов  загрязнения  атмосферного  воздуха,  включая 

инструментальные обследования  загрязнения  атмосферного воздуха; проведение анализа 

 

20

 Паспорт федерального проекта «Чистый воздух» (обновленная редакция) // URL: 

http://майскийуказ.рф/upload/iblock/799/CHistyy-vozdukh-_obnov.-red_.pdf

 (дата обращения: 03.06.2020) 

21

 Там же. 

22

 Там же. 

1654 

репрезентативности  существующей  сети  инструментальных  наблюдений  за  состоянием 

атмосферного воздуха и возможных путей развития (12 шт.); 

-  внедрение  информационной  системы  анализа  качества  атмосферного  воздуха, 

использующей  данные  автоматизированного  онлайн  контроля  выбросов,  национальной 

системы мониторинга и социально-гигиенического мониторинга, а также данные системы 

расчетного  мониторинга  состояния  атмосферного  воздуха  (сводные  расчеты  загрязнения 

атмосферного воздуха); 

- снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха (с высокого и очень высокого 

уровня)  в  Нижнем  Тагиле,  Новокузнецке  и  Чите  (3  города  к  31.12.2021,  8 городов,  к 

31.12.2024); 

- модернизация и развитие государственной наблюдательной сети за загрязнением 

атмосферного воздуха (56 ед. к 25.12.2021, 67 ед. к 25.12.2024); 

- снижение совокупного объема выбросов за отчетный год (на 5% к 31.12.2021, на 

22% к 31.12.2024); 

- создание проектного офиса национального проекта «Экология»; 

- усиление федерального государственного экологического надзора; 

-  совершенствование  нормативно-правовой  базы  федерального  и  регионального 

уровня, в том числе методологической базы, необходимой для  реализации федерального 

проекта «Чистый воздух» (7 мероприятий); 

-  организация  общественного  мониторинга  и  экспертного  сопровождения 

реализации 

федерального 

проекта, 

проведение 

социологической 

оценки 

удовлетворенности населения экологической обстановкой; 

-  формирование  портфелей  инвестиционных  проектов  по  снижению  выбросов  в 

атмосферу  на  территории  городов-участников  федерального  проекта  «Чистый  воздух» 

(12 шт.); 

- модернизация и развитие системы социально-гигиенического мониторинга; 

- корректировка проектно-сметной документации по строительству метрополитена 

в Красноярске; 

- информационное сопровождение реализации национального проекта «Экология». 

Целевыми  показателями  федерального  проекта  являются  (к  31.12.2024, 

нарастающим итогом)

23

-  снижение  совокупного  объема  выбросов  за  отчетный  год  до  78%  (основной 

показатель); 

 

23

 Там же. 

1655 

-  нулевое  количество  городов  с  высоким  и  очень  высоким  уровнем  загрязнения 

атмосферного воздуха (основной показатель); 

- 219 млн м

3

 потребления природного газа в качестве моторного топлива за отчетный 

год (дополнительный показатель); 

-  90%  граждан,  удовлетворенных  качеством  атмосферного  воздуха  в  крупных 

промышленных центрах (дополнительный показатель). 

16.5.2 Основные результаты реализации федерального проекта 

Таблица 16.4 – Основные результаты реализации федерального проекта «Чистый воздух» 

Показатель 

Тип показателя 

Единицы 

измерения 

Базовое 

значение 

2018 

2019 

План 

Факт 

План  Факт 

Количество 
городов с очень 
высоким уровнем 
загрязнения 
атмосферного 
воздуха (Братск, 
Красноярск, 
Магнитогорск, 
Нижний Тагил, 
Новокузнецк, 
Норильск, 
Челябинск, Чита), 
нарастающим 
итогом 

Основной 

ед. 

46 

40 

Доля граждан, 
удовлетворенных 
качеством 
атмосферного 
воздуха в 
крупных 
промышленных 
центрах 

Дополнительный 

н/д 

20

1

 

Объем 
потребления 
природного газа в 
качестве 
моторного 
топлива за 
отчетный год 

Дополнительный 

млн м

3

 

43,8 

43,8 

н/д 

53,24 

58,28

1

 

1656 

Показатель 

Тип показателя 

Единицы 

измерения 

Базовое 

значение 

2018 

2019 

План 

Факт 

План  Факт 

Снижение 
совокупного 
объема выбросов 
за отчетный год, 
нарастающим 
итогом 

Основной 

100 

100 

100,8 

100 

68,3 

Примечание: 

 данные Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации 

Источник: Информационная панель мониторинга достижения национальных целей. Раздел 
«Федеральные проекты» (по состоянию на 15.05.2020) // URL: 

https://ng.ach.gov.ru/link/example/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80
%D0%B8%D0%BD%D0%B3%20%D0%BD%D0%B0%D1%86.%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%B5
%D0%B9.xlsx

 (дата обращения: 28.05.2020); данные Министерства природных ресурсов и 

экологии Российской Федерации; составлено авторами 

 

16.5.3 Оценка выполнения показателей федерального проекта 

В  рамках  федерального  проекта  «Чистый  воздух»  были  достигнуты  следующие 

результаты

24

- создан проектный офис; 

-  модернизирована  наблюдательная  сеть  за  загрязнением  атмосферного  воздуха  и 

система социально-гигиенического мониторинга; 

- потреблено 26,2 млн м

3

 газа в качестве моторного топлива; 

-  принято  решение  о  создании  информационной  системы  мониторинга  качества 

воздуха  в  12  крупных  промышленных  центрах; 

система  будет  работать  в  Братске, 

Красноярске,  Липецке,  Магнитогорске,  Медногорске,  Нижнем  Тагиле,  Новокузнецке, 

Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите

25

-  заключен  контакт  на  разработку  методологических  подходов  к  проведению 

сводных  расчетов  загрязнения  атмосферного  воздуха  для  12  крупных  промышленных 

центров

26

 

24

 Официальный сайт национального проекта «Экология» // URL: 

https://нацпроектэкология.рф/proekt/chistyj-vozduh/

 (дата обращения: 29.05.2020) 

25

 Минприроды разработало проект постановления о мониторинге качества воздуха в 12 городах // URL: 

https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/minprirody-razrabotalo-proekt-postanovlenia-o-monitoringe-
kacestva-vozduha-v-12-gorodah-rf

 (дата обращения: 03.06.2020); Система мониторинга качества воздуха будет 

создана в 12 городах Российской Федерации // URL

https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/sistema-

monitoringa-kachestva-vozdukha-budet-sozdana-v-12-gorodakh-rf

 (дата обращения: 03.06.2020) 

26

 «Методичку» по сводным расчетам загрязнения воздуха в Российской Федерации разработают до конца 

2019 года // URL:

 

https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/metodicku-po-svodnym-rascetam-zagraznenia-

vozduha-v-rf-razrabotaut-do-konca-2019

 

(дата обращения: 03.06.2020) 

1657 

- в проект включены 40 городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения 

атмосферного воздуха

27

16.6 Федеральный проект «Чистая вода» 

16.6.1 Общая характеристика федерального проекта, его целей и задач 

Федеральный  проект  «Чистая  вода»  реализуется  в  рамках  Государственной 

программы  Российской  Федерации  «Обеспечение  доступным  и  комфортным  жильем  и 

коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (утверждена постановлением 

Правительства  Российской  Федерации  от  30.12.2017  №  1710)  и  национального  проекта 

«Экология»  (утвержден  протоколом  заседания  президиума  Совета  при  Президенте 

Российской  Федерации  по  стратегическому  развитию  и  национальным  проектам  от 

24.12.2018 № 16)

28

Целью данного федерального проекта является повышение качества питьевой воды 

посредством  модернизации  систем  водоснабжения  и  водоподготовки  с  использованием 

перспективных технологий, включая технологии, разработанные организациями оборонно-

промышленного комплекса

29

Ключевыми задачами федерального проекта являются

30

-  утверждение  справочников  перспективных  технологий  водоподготовки  с 

использованием  технологий,  разработанных  организациями  оборонно-промышленного 

комплекса с учетом оценки риска здоровью населения; 

-  оценка  состояния  объектов  централизованных  систем  водоснабжения  и 

водоподготовки  на  предмет  соответствия  установленным  показателям  качества  и 

безопасности питьевого водоснабжения; 

-  утверждение  региональных  программ  субъектов  Российской  Федерации  по 

строительству  и  реконструкции  (модернизации)  объектов  питьевого  водоснабжения  и 

водоподготовки с учетом оценки качества и безопасности питьевой воды, а также оценка 

эффективности  модернизации  систем  водоснабжения  и  водоподготовки,  относимых  к 

категориям  чрезвычайно  высокого  и  высокого  риска  причинения  вреда  здоровью 

потребителей по критериям безопасности; 

 

27

 Информационная панель мониторинга достижения национальных целей. Раздел «Федеральные проекты» 

(по состоянию на 15.05.2020) // URL: 

https://ng.ach.gov.ru/link/example/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8
%D0%BD%D0%B3%20%D0%BD%D0%B0%D1%86.%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9.xlsx

 

(дата обращения: 28.05.2020). 

28

 Паспорт федерального проекта «Чистая вода» // URL

https://www.minstroyrf.ru/docs/17692/

 (дата 

обращения: 03.06.2020) 

29

 Там же. 

30

 Там же. 

1658 

- обеспечение качественной питьевой водой 95,5% городского населения; 

-  реализация  мероприятий  по  строительству  и  реконструкции  (модернизации) 

объектов  питьевого  водоснабжения  и  водоподготовки,  предусмотренные  региональными 

программами, достигнуто повышение доли населения Российской Федерации (в том числе 

городского),  обеспеченного  качественной  питьевой  водой  из  систем  централизованного 

водоснабжения. 

Целевыми  показателями  федерального  проекта  являются  (к  31.12.2024, 

нарастающим итогом)

31

- 90,8% населения Российской Федерации обеспечено качественной питьевой водой 

из систем централизованного водоснабжения; 

-  99%  городского  населения  Российской  Федерации  обеспечено  качественной 

питьевой водой из систем централизованного водоснабжения; 

построено  и/или  реконструировано  373  крупных  объекта  питьевого 

водоснабжения, предусмотренных региональными программами. 

16.6.2 Основные результаты реализации федерального проекта 

Таблица 16.5 – Основные результаты реализации федерального проекта «Чистая вода» 

Показатель 

Тип 

показателя 

Единицы 

измерения 

Базовое 

значение 

2018 

2019 

План  Факт  План  Факт 

Доля городского населения 
Российской Федерации, 
обеспеченного 
качественной питьевой 
водой из систем 
централизованного 
водоснабжения 

Основной 

94,5 

94,5 

93,2 

94,5 

93,2 

Доля населения Российской 
Федерации, обеспеченного 
качественной питьевой 
водой из систем 
централизованного 
водоснабжения 

Основной 

87,5 

87,5 

85,6 

87,5 

85,5 

Источник: Информационная панель мониторинга достижения национальных целей. Раздел 
«Федеральные проекты» (по состоянию на 15.05.2020) // URL: 

https://ng.ach.gov.ru/link/example/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80
%D0%B8%D0%BD%D0%B3%20%D0%BD%D0%B0%D1%86.%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%B5
%D0%B9.xlsx

 (дата обращения: 28.05.2020) 

 
 
 
 

 

31

 Там же. 

1659 

16.6.3 Оценка выполнения показателей федерального проекта 

В  рамках  федерального  проекта  «Чистая  вода»  в  2019  г.  были  достигнуты 

следующие результаты: 

-  проведена оценка состояния объектов централизованных систем  водоснабжения и 

водоподготовки  на  предмет  соответствия  установленным  показателям  качества  и 

безопасности питьевого водоснабжения; 

утвержден  справочник  перспективных  технологий  водоподготовки  с 

использованием  технологий,  разработанных  организациями  оборонно-промышленного 

комплекса с учетом оценки риска здоровью населения; 

-  утверждены  региональные  программы  субъектов  Российской  Федерации  по 

строительству  и  реконструкции  (модернизации)  объектов  питьевого  водоснабжения  и 

водоподготовки; 

-  утвержден  и  направлен  в  субъекты  Российской  Федерации  Порядок  контроля  за 

реализацией региональных программ по повышению качества водоснабжения

32

Министерство  строительства  и  жилищно-коммунального  хозяйства  Российской 

Федерации  во  исполнение  пункта  12  протокола  заседания  президиума  Совета  при 

Президенте  Российской  Федерации  по  стратегическому  развитию  и  национальным 

проектам от 9 декабря 2019 г. № 14 провело работу по корректировке базовых значений 

целевого показателя «Доля населения Российской Федерации, обеспеченного качественной 

питьевой  водой  из  систем  централизованного  водоснабжения»  в  отдельных  субъектах 

Российской  Федерации  паспорта  федерального  проекта  «Чистая  вода».  В  результате 

уточнения базовых показателей и снижения базового показателя по Российской Федерации 

на 2% достижение к 2024 г. целевого показателя обеспеченности населения качественной 

питьевой  водой  из  систем  централизованного  водоснабжения  (87,5%)  возможно  при 

дополнительном обеспечении качественной питьевой водой 2 132 702 человек.

33

 

16.7 Федеральный проект «Оздоровление Волги» 

16.7.1 Общая характеристика федерального проекта, его целей и задач 

Федеральный проект «Оздоровление Волги» реализуется в рамках Государственных 

программ  Российской  Федерации  «Охрана  окружающей  среды»  (утверждена 

постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  15.04.2014  №  326), 

 

32

 Официальный сайт Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения // URL: 

https://raww.ru/deyatelnost/realizacziya-otraslevyix-gosprogramm/federalnyij-proekt-«chistaya-voda.html

 (дата 

обращения: 03.06.2020) 

33

 Данные Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. 

1660 

«Обеспечение  доступным  и  комфортным  жильем  и  коммунальными  услугами  граждан 

Российской  Федерации»  (утверждена  постановлением  Правительства  Российской 

Федерации  от  30.12.2017  №  1710),  «Воспроизводство  и  использование  природных 

ресурсов»  и  национального  проекта  «Экология»  (утвержден  протоколом  заседания 

президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию 

и национальным проектам от 24.12.2018 № 16)

34

Целями данного федерального проекта являются

35

- сокращение в три раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу; 

-  обеспечение  устойчивого  функционирования  водохозяйственного  комплекса 

Нижней Волги и сохранение экосистемы Волго-Ахтубинской поймы; 

- ликвидация объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу 

реке Волге; 

- снижение негативного воздействия затонувших судов; 

- проведение мероприятий, направленных на улучшение состояния реки Волги. 

Ключевыми задачами и целевыми показателями федерального проекта являются

36

1)  По  направлению  «Сокращение  в  три  раза  доли  загрязненных  сточных  вод, 

отводимых в реку Волгу»: 

- проведение оценки систем очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волгу, на 

соответствие нормативам; 

-  утверждение  региональных  программ  по  строительству  и  реконструкции 

(модернизации)  очистных  сооружений  предприятий  водопроводно-канализационного 

хозяйства; 

-  обеспечение  сокращения  отведения  в  реку  Волгу  загрязненных  сточных  вод  на 

2,12 км

3

  в  год  путем  завершения  работ  по  строительству,  реконструкции  (модернизации) 

очистных сооружений (дополнительный показатель); 

- снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных вод до 1,05 км

(основной показатель); 

2) 

По 

направлению 

«Обеспечение 

устойчивого 

функционирования 

водохозяйственного  комплекса  Нижней  Волги  и  сохранение  экосистемы  Волго-

Ахтубинской поймы»: 

-  расчистка  175  км  мелиоративных  каналов  Нижней  Волги  (дополнительный 

показатель); 

 

34

 Паспорт федерального проекта «Оздоровление Волги» (обновленная редакция) // URL: 

http://майскийуказ.рф/upload/iblock/ed3/Ozdorovlenie-Volgi-_obnov.-red_.pdf

 (дата обращения: 03.06.2020) 

35

 Там же. 

36

 Там же. 

1661 

- 600 км восстановленных водных объектов Нижней Волги (основной показатель); 

-  восстановление  не  менее  28,4  тыс.  га  водных  объектов  Нижней  Волги 

(дополнительный показатель); 

-  постройка  и  реконструкция  89  водопропускных  сооружений  для  улучшения 

водообмена в низовьях Волги (основной показатель); 

- 100 м

3

/с дополнительного обводнения реки Ахтубы в меженный период (основной 

показатель); 

-  разработка  и  утверждение  проектно-сметной  документации  по  строительству 

комплекса гидротехнических сооружений для дополнительного обводнения реки Ахтубы; 

-  реконструкция 6 гидротехнических сооружений государственной  мелиоративной 

сети; 

-  рост  количества  молоди  на  мелиорированных  нерестилищах  до  200% 

(дополнительный показатель); 

-  гарантированное  обеспечение  водой  населения  и  хозяйств,  в  том  числе  в  зоне 

западных  подстепных  ильменей,  общей  площадью  19,1  тыс.  га  (дополнительный 

показатель); 

3)  По  направлению  «Ликвидация  объектов  накопленного  экологического  вреда, 

представляющих угрозу реке Волге»: 

-  ликвидация  (рекультивация)  43  объектов  накопленного  экологического  вреда 

(основной показатель); 

4) По направлению «Снижение негативного воздействия затонувших судов»: 

-  подъем  и  утилизация  95  затонувших  судов  на  акватории  реки  Волги 

(дополнительный показатель). 

5)  По  направлению  «Проведение  мероприятий,  направленных  на  улучшение 

состояния реки Волги»: 

-  разработка  концепции  по  снижению  поступления  загрязняющих  веществ  с 

естественных  ландшафтов  селитебных  территорий,  земель  сельскохозяйственного 

назначения,  промышленных  площадок  предприятий,  предприятий  животноводческого 

комплекса, полигонов захоронений и свалок, объектов транспортной инфраструктуры; 

-  проведение  контрольно-надзорных  мероприятий,  направленных  на  выявление  и 

пресечение фактов несанкционированного сброса загрязненных сточных вод в реку Волга 

и ее притоки; 

- информационно-аналитическое сопровождение проекта. 

 

1662 

16.7.2 Основные результаты реализации федерального проекта 

Таблица  16.6  –  Основные  результаты  реализации  федерального  проекта  «Оздоровление 

Волги» 

Показатель 

Тип 

показателя 

Единицы 

измерения 

Базовое 

значение 

2018 

2019 

План 

Факт 

План 

Факт 

Количество 
построенных, 
реконструирован-
ных 
водопропускных 
сооружений для 
улучшения 
водообмена в 
низовьях Волги, 
нарастающим 
итогом 

Основной 

ед. 

н/д 

10

Площадь 
восстановленных 
водных объектов 
Нижней Волги, 
нарастающим 
итогом 

Дополнительный 

тыс. га 

3,9 

3,9 

н/д 

8,1 

8,15 

Рост количества 
молоди на 
мелиорированных 
нерестилищах 

Дополнительный 

0

Прирост мощности 
очистных 
сооружений, 
обеспечивающих 
нормативную 
очистку сточных 
вод, нарастающим 
итогом 

Дополнительный 

км

3

 

0

2

 

Количество 
ликвидированных 
объектов 
накопленного 
экологического 
вреда, 
представляющих 
угрозу реке Волга 

Основной 

ед. 

0

2

 

Гарантированное 
водообеспечение 
населения и 
хозяйств, в том 
числе в зоне 
западных 
подстепных 
ильменей 

Дополнительный 

тыс. га 

0

2

 

1663 

Показатель 

Тип 

показателя 

Единицы 

измерения 

Базовое 

значение 

2018 

2019 

План 

Факт 

План 

Факт 

Количество 
извлеченных из 
реки Волга и 
утилизированных 
судов 

Дополнительный 

ед. 

0

2

 

Протяженность 
расчищенных 
мелиоративных 
каналов Нижней 
Волги 

Дополнительный 

км 

н/д 

28,2 

30

1

 

Протяженность 
восстановленных 
водных объектов 
Нижней Волги, 
нарастающим 
итогом 

Основной 

км 

28,7 

28,7 

28,2 

32 

34,34

1

 

Объем 
дополнительного 
обводнения реки 
Ахтубы в 
меженный период 

Основной 

м

3

/с 

0

2

 

Снижение объема 
отводимых в реку 
Волга загрязненных 
сточных вод, 
нарастающим 
итогом 

Основной 

км

3

 

3,17 

3,17 

3,17 

3,17 

3,17

1

 

Примечания: 

 данные Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации 

 мероприятий, влияющих на достижение показателя, не предусмотрено 

Источник: Информационная панель мониторинга достижения национальных целей. Раздел 
«Федеральные проекты» (по состоянию на 15.05.2020) // URL: 

https://ng.ach.gov.ru/link/example/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80
%D0%B8%D0%BD%D0%B3%20%D0%BD%D0%B0%D1%86.%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%B5
%D0%B9.xlsx

 (дата обращения: 28.05.2020); данные Министерства природных ресурсов и 

экологии Российской Федерации; составлено авторами 

 

16.7.3 Оценка выполнения показателей федерального проекта 

Среди  крупных  мероприятий  по  достижению  показателей  федерального  проекта 

«Оздоровление Волги» в 2019 г. стоит отметить

37

 

37

 Данные Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..