ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РФ в 2019 году (глава 15-20) - часть 8

 

  Главная      Книги - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РФ в 2019 году (глава 15-20)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РФ в 2019 году (глава 15-20) - часть 8

 

 

1632 

расходов  по  статье  «другие  вопросы  в  области  охраны  окружающей  среды»,  которые 

достигли отметки в 209435,25 млн руб., рост составил 83,2% по сравнению с 2018 г. 

Доля расходов на охрану окружающей среды среди всех затрат консолидированного 

бюджета составила в 2019 г. 0,67%, что в полтора раза больше, чем в 2018 г. 

Наибольший относительный рост получили расходы по следующим статьям: 

-  «сбор,  удаление  и  очистка  сточных  вод»  (рост  в  сравнении  с  2018  составил 

123,58%); 

- «другие вопросы в области охраны окружающей среды» (рост в сравнении с 2018 

г. составил 83,2%); 

- «благоустройство» (рост в сравнении с 2018 г. составил 25,41%); 

- «лесное хозяйство» (рост в сравнении с 2018 г. составил 22,60%); 

- «коммунальное хозяйство» (рост в сравнении с 2018 составил 14,61%). 

Таблица  15.36  –  Динамика  расходов  по  разделу  «Охрана  окружающей  среды»  и  другим 

профильным  разделам  и  подразделам  консолидированного  бюджета  Российской 

Федерации, 2008-2019 гг., млн руб. 

Разделы и 

подразделы 

бюджетных 

расходов 

2008 

2010 

2015 

2016 

2017 

2018 

2019 

Охрана окружающей 
среды – всего 

31228 

28326 

71712 

83975 

116282 

148252 

250295,5 

в том числе: 
экологический 
контроль 

376 

200 

183 

200 

145 

151 

294,73 

сбор, удаление и 
очистка сточных вод 

1574 

1203 

3227 

1280 

2935 

5938 

13632,68 

охрана объектов 
растительного и 
животного мира и 
среды их обитания 

8902 

9171 

22365 

22133 

22995 

26734 

25991,38 

прикладные научные 
исследования в 
области охраны 
окружающей среды 

375 

317 

633 

584 

769 

1114 

941,44 

другие вопросы в 
области охраны 
окружающей среды 

20060 

17436 

45304 

59779 

89438 

114314 

209435 

Национальная экономика, в том числе

 

Воспроизводство 
минерально-сырьевой 
базы 

26074 

23479 

34276 

31990 

30426 

30252 

29113,99 

Водное хозяйство* 

22707 

17788 

23431 

23492 

23433 

27181 

29005,40 

Лесное хозяйство 

30269 

26616 

41729 

40773 

42265 

49054 

60138,18 

Жилищно-коммунальное хозяйство, в том числе

 

1633 

Разделы и 

подразделы 

бюджетных 

расходов 

2008 

2010 

2015 

2016 

2017 

2018 

2019 

Коммунальное 
хозяйство 

329857 

271270 

271026 

288333 

341925 

414056 

474534,7 

Благоустройство 

219672 

215145 

225314 

315838 

436387 

497667 

624113,2 

Справочно.

 Всего 

расходы 
консолидированного 
бюджета, млрд руб. 

14157 

17616,70 

29741,50 

31323,70 

32395,70 

34284,70 

37382,24 

Источник: материалы Федерального казначейства 
 

15.9.3 Затраты на охрану окружающей среды 

Результаты природоохранной и природосберегающей деятельности в значительной 

степени  зависят  от  объема  и  динамики  соответствующих  расходов,  их  целевой 

направленности, эффективности контроля денежных потоков и от других факторов. 

Рост  затрат  на  охрану  окружающей  среды  осуществляется  в  основном  не  за  счет 

увеличения физических объемов природоохранной и природосберегающей деятельности, а 

за счет ценового фактора. 

Тремя  наиболее  значительными  категориями  расходов  на  охрану  окружающей 

среды являются: 

- текущие затраты; 

- капитальный ремонт; 

- инвестиции в основной капитал. 

Текущие затраты. 

Под  текущими  затратами  понимаются  в  основном  издержки  по  содержанию  и 

эксплуатации природоохранных и природосберегающих объектов, расходы предприятий на 

соответствующий мониторинг и контроль и т.д.  

Капитальный ремонт. 

Расходы  на  капитальный  ремонт  подразумевают  под  собой  расходы  на  ремонт 

основных средств (основных фондов) по охране окружающей среды. 

Инвестиции в основной капитал. 

Под  инвестициями  в  основной  капитал  понимаются  расходы  на  строительство  и 

ремонт, а также приобретение нового оборудования. В Таблице 15.37 отражены размеры 

инвестиций на охрану окружающей среды по направлениям. На Рисунке 15.3 изображена 

динамика описанных выше видов затрат в Российской Федерации в 2005, 2010-2019 гг. 

1634 

 

Рисунок  15.3  –  Динамика  основных  видов  затрат  на  охрану  окружающей  среды  в 

Российской  Федерации  (в  фактически  действовавших  ценах),  2005  г.,  2010-2019  гг., 

млрд руб. 

Источник: данные Росстата 

 

Затраты на капитальный ремонт варьируются в пределах 22-27 млрд руб. в течение 

периода 2012-2019 гг. Наблюдается постоянный рост текущих затрат в рассматриваемом 

периоде. Следует также отметить рост инвестиций в основной капитал вплоть до 2014 г., 

затем снижение объемов инвестиций в 2015-2016 гг. и рост в 2017-2019 гг. с последующим 

достижением объемов в 175,03 млрд руб. 

В  2019  г.  наибольшие  текущие  затраты  в  149 866,02  млн  руб.  были  достигнуты  в 

обрабатывающем  производстве,  а наименьшие  –  в  компаниях  с финансовой  и страховой 

деятельностью  (55,59  млн  руб.).  Аналогичная  картина  наблюдалась  в  затратах  на 

капитальный ремонт: в обрабатывающем производстве было затрачено 9 936,32 млн руб., а 

в компаниях с финансовой и страховой деятельностью – 0,14 млн руб. (см. Таблицу 15.37). 

142,7

193,5

222,6

239,2

254,4

269,8

290,9

306,5

320,9

345,5

374,41

58,7

89,1

95,7

116,5

123,8

158,6

151,8

139,7

154

157,7

175,03

15,6

26,1

37,3

27

26,3

25,2

22,2

25,7

24,6

22,1

23,49

0

50

100

150

200

250

300

350

400

2005

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Затр

аты, 

млрд р

уб.

Год

Текущие затраты

Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)

Капитальный ремонт

1635 

 

Таблица 15.37 – Динамика инвестиций в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов 

в Российской Федерации, 2010-2019 гг. 

Направления инвестиций 

2010 

2011 

2012 

2013 

2014 

2015 

2016 

2017 

2018 

2019 

Миллионов рублей (в фактически действовавших ценах) 

Инвестиции в основной капитал – всего 

89094 

95662 

116543 

123807 

158636 

151788 

139677 

154042 

157651 

175029 

в том числе: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на охрану и рациональное использование водных ресурсов 

46025 

46610 

52420 

59505 

76315 

78962 

67469 

66496 

62750 

71805 

на охрану атмосферного воздуха 

26127 

27882 

34626 

41196 

55587 

40120 

40340 

60199 

65475 

70250 

на охрану и рациональное использование земель 

9340 

13785 

19888 

13802 

14540 

15703 

12228 

10216 

10010 

12158 

из них: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на рекультивацию нарушенных земель 

2782 

2412 

4248 

3685 

4238 

5671 

3865 

3917 

3313 

4946 

на охрану окружающей среды от загрязнения отходами 
производства и потребления 

6276 

4504 

7442 

7485 

7684 

12732 

8432 

10942 

15221 

13731 

на другие мероприятия 

1326 

2880 

2167 

1819 

4510 

4271 

11217 

6189 

4195 

7086 

В % к предыдущему году (в сопоставимых ценах) 

Инвестиции в основной капитал - всего 

100,70 

98,70 

114,10 

100,70 

122,40 

86 

86,60 

106,30 

97,20 

103,90 

из них: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на охрану и рациональное использование водных ресурсов 

108,70 

93,10 

105,30 

107,60 

122,50 

93 

80,40 

95 

89,60 

107,10 

на охрану атмосферного воздуха 

104,10 

98,10 

116,30 

112,80 

128,90 

64,90 

94,60 

143,90 

103,30 

100,40 

на охрану и рациональное использование земель 

78,30 

135,70 

135,10 

65,80 

100,60 

97,10 

73,30 

80,60 

93,10 

113,70 

из них на рекультивацию нарушенных земель 

105,40 

79,70 

164,90 

82,20 

109,90 

120,30 

64,10 

97,70 

80,30 

139,70 

на охрану окружающей среды от загрязнения отходами 
производства и потребления 

82 

66 

154,70 

95,30 

98,10 

149 

62,20 

125,30 

132,10 

84,40 

на другие мероприятия 

93,30 

199,80 

70,40 

79,60 

236,80 

85,20 

247 

53,20 

64,20 

158,10 

Справочно.

 

Динамика физических объемов инвестиций в основной 
капитал в экономику страны в целом, в % к предыдущему 
году 

106,30 

110,80 

106,80 

100,80 

98,50 

89,90 

99,80 

104,80 

104,30 

101,70 

Источник: данные Росстата 

 

 

1636 

 

Размер  инвестиционных  вложений  в  основной  капитал  на  охрану  окружающей 

среды характеризуется колебаниями (в сопоставимых ценах). В 2019 г. их объем вырос до 

175029,34 млн руб., в действовавших ценах рост составил 11,02% в сравнении с 2018  г., 

однако в сопоставимых целях он достиг 3,90%. В 2018 г. рост инвестиций в фактических 

ценах  составил  2,34%,  однако  в  сопоставимых  ценах  произошло  снижение  на  2,80%.  В 

2017 г. рост в фактических ценах составил 10,28%, а в сопоставимых – 6,30%. 

Наибольшие  инвестиции  в  основной  капитал  на  охрану  окружающей  среды  были 

совершены предприятиями: 

- обрабатывающего производства (68824,28 млн руб.); 

- добычи полезных ископаемых (40243,22 млн руб.); 

-  водоснабжения;  водоотведения,  организации  сбора  и  утилизации  отходов, 

деятельности по ликвидации загрязнений (25786,39 млн руб.). 

Наименьшие  инвестиции  в  основной  капитал  на  охрану  окружающей  среды были 

совершены предприятиями: 

осуществляющими  административную  деятельность  и  сопутствующие 

дополнительные услуги (6,84 млн руб.); 

- осуществляющими финансовую и страховую деятельность (2,84 млн руб.); 

- осуществляющими деятельность в области информации и связи (0,04 млн руб.). 

Среди  федеральных  округов  наибольший  объем  инвестиций  был  достигнут  в 

Северо-Западном  федеральном  округе  (40971,39  млн  руб.).  В  Сибирском  федеральном 

округе в охрану окружающей среды было инвестировано 29372,18 млн руб., в Уральском – 

28891,79 млн руб., в Центральном – 25401,84 млн руб., в Приволжском – 23532,21 млн руб., 

в  Дальневосточном  –  18620,66  млн  руб.,  в  Южном  –  6191,75  млн  руб.,  а  в  Северо-

Кавказском – 2047,42 млн руб.  

16

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЯ»

1638 

16. Национальный проект «Экология» 

16.1 Описание целей, задач, целевых показателей национального проекта 

«Экология» 

Национальный  проект  «Экология»  является  одним  из  национальных  проектов 

Российской  Федерации  на  период  с  2019  по  2024  гг.  Паспорт  данного  проекта  был 

утвержден  президиумом  Совета  при  Президенте  Российской  Федерации  по 

стратегическому  развитию  и  национальным  проектам  (протокол  от  24.12.2018  № 16). 

Целями национального проекта «Экология» являются

1

-  эффективное  обращение  с  отходами  производства  и  потребления,  включая 

ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах 

городов; 

-  снижение  уровня  загрязнения  атмосферного  воздуха  в  крупных  промышленных 

центрах,  в  том  числе  уменьшение  не  менее  чем  на  20%  совокупного  объема  выбросов 

загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах; 

-  повышение  качества  питьевой  воды  для  населения,  в  том  числе  для  жителей 

населенных  пунктов,  не  оборудованных  современными  системами  централизованного 

водоснабжения; 

- экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, и сохранение 

уникальных водных систем, включая озера Байкал и Телецкое; 

-  сохранение  биологического  разнообразия,  в  том  числе  посредством  создания  не 

менее 24 новых особо охраняемых природных территорий; 

-  обеспечение  баланса  выбытия  и  воспроизводства  лесов  в  соотношении  100%  к 

2024 г. 

Задачами и целевыми показателями национального проекта «Экология» являются (к 

31.12.2024, нарастающим итогом)

2

1)  По  направлению  «Эффективное  обращение  с  отходами  производства  и 

потребления,  включая  ликвидацию  всех  выявленных  на  1  января  2018  г. 

несанкционированных свалок в границах городов»: 

- ликвидация всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в 

границах городов (191 шт.); 

 

1

 Паспорт национального проекта «Экология» // URL: 

http://www.vniiecology.ru/images/documents/Federalnyj_proekt_Chistaya_strana/Normativno_pravovye_akty/1_Pa
sport_nacionalnogo_proekta_Ehkologiya.pdf

 (дата обращения: 27.05.2020) 

2

 Там же. 

1639 

-  ликвидация  наиболее  опасных  объектов  накопленного  экологического  вреда 

(75 шт.); 

-  ввод  в  эксплуатацию  производственно-технических  комплексов  по  обработке, 

утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности (7 ед.); 

- увеличение доли твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в 

общем объеме образованных твердых коммунальных отходов (36%); 

- увеличение доли твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в 

общем объеме образованных твердых коммунальных отходов (60%); 

2) По направлению «Снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных 

промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20% совокупного объема 

выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах»: 

-  снижение  совокупного  объема  выбросов  загрязняющих  веществ  в  атмосферный 

воздух (78%); 

- сокращение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения 

атмосферного воздуха (0 ед.); 

-  увеличение  числа  выданных  комплексных  экологических  разрешений  (КЭР) 

объектам,  оказывающим  значительное  негативное  воздействие  на  окружающую  среду  и 

относящимся к областям применения наилучших доступных технологий (НДТ) (6900 шт.); 

снижение  доли  импорта  основного  технологического  оборудования, 

эксплуатируемого в случае применения НДТ (36%); 

3) По направлению «Повышение качества питьевой воды для населения, в том числе 

для  жителей  населенных  пунктов,  не  оборудованных  современными  системами 

централизованного водоснабжения»: 

- увеличение доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем 

централизованного водоснабжения (90,8%); 

-  увеличение  доли  городского  населения,  обеспеченного  качественной  питьевой 

водой из систем централизованного водоснабжения (99%); 

4) По направлению «Экологическое оздоровление водных объектов, включая реку 

Волгу, и сохранение уникальных водных систем, включая озера Байкал и Телецкое»: 

-  снижение  объема  отводимых  в  реку  Волга  загрязненных  сточных  вод 

(1,05 км

3

/год); 

-  увеличение  протяженности  восстановленных  водных  объектов  Нижней  Волги 

(600 км

2

); 

- увеличение площади восстановленных водных объектов (23,5 тыс. га); 

1640 

-  увеличение  протяженности  очищенной  прибрежной  полосы  водных  объектов 

(9 тыс. км); 

- сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в озеро Байкал и другие 

водные объекты Байкальской природной территории (71,8%); 

5)  По  направлению  «Сохранение  биологического  разнообразия,  в  том  числе 

посредством создания не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий»: 

-  увеличение  количества  особо  охраняемых  природных  территорий  федерального 

значения (не менее 235 шт.); 

- увеличение площади особо охраняемых природных территорий (на 5 млн га); 

- увеличение количества посетителей на особо охраняемых природных территориях 

(7891 тыс. чел.); 

6)  По  направлению  «Обеспечение  баланса  выбытия  и  воспроизводства  лесов  в 

соотношении 100% к 2024 г.»: 

- увеличение отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади 

вырубленных и погибших лесных насаждений (100%); 

- уменьшение ущерба от лесных пожаров (12,5 млрд руб./год). 

В состав национального проекта «Экология» входит 11 федеральных проектов: 

1) федеральный проект «Снижение негативного воздействия на окружающую среду 

путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и 

несанкционированных свалок в границах городов» («Чистая страна»); 

2)  федеральный  проект  «Комплексная  система  обращения  с  твердыми 

коммунальными отходами»; 

3)  федеральный  проект  «Инфраструктура  для  обращения  с  отходами  I-II  классов 

опасности»; 

4) федеральный проект «Чистый воздух»; 

5) федеральный проект «Чистая вода»; 

6) федеральный проект «Оздоровление Волги»; 

7) федеральный проект «Сохранение озера Байкал»; 

8) федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов»; 

9)  федеральный  проект  «Сохранение  биологического  разнообразия  и  развитие 

экологического туризма»; 

10) федеральный проект «Сохранение лесов»; 

11) федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий». 

1641 

16.2 Федеральный проект «Снижение негативного воздействия на окружающую 

среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда 

окружающей среде и несанкционированных свалок в границах городов» («Чистая 

страна») 

16.2.1 Общая характеристика федерального проекта, его целей и задач 

Согласно  приказу  Министерства  природных  ресурсов  и  экологии  Российской 

Федерации  от  20.03.2019  №  182  «О  формировании  Проектного  офиса  Министерства 

природных  ресурсов  и  экологии  Российской  Федерации  Федерального  проекта  «Чистая 

страна» федеральный проект «Снижение негативного воздействия на окружающую среду 

посредством  ликвидации  объектов  накопленного  вреда  окружающей  среде  и  снижения 

доли  захоронения  твердых  коммунальных  отходов»  («Чистая  страна»)  реализуется 

Проектным  офисом  Федерального  проекта  «Чистая  страна»  в  статусе  структурного 

подразделения  ФГБУ  «ВНИИ  Экология»  в  рамках  Государственной  программы 

Российской  Федерации  «Охрана  окружающей  среды»  (утверждена  постановлением 

Правительства  Российской  Федерации  от  15.04.2014  №  326)  и  национального  проекта 

«Экология»  (утвержден  протоколом  заседания  президиума  Совета  при  Президенте 

Российской  Федерации  по  стратегическому  развитию  и  национальным  проектам  от 

24.12.2018 № 16)

3

Целями федерального проекта «Чистая страна» являются

4

- ликвидация свалок и рекультивация территорий, на которых они размещены; 

-  ликвидация  наиболее  опасных  объектов  накопленного  экологического  вреда 

окружающей среде; 

-  создание  и  эффективное  функционирование  во  всех  субъектах  Российской 

Федерации системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию 

несанкционированных свалок. 

Ключевыми  задачами  и  целевыми  показателями  федерального  проекта  «Чистая 

страна» являются

5

1) По направлению «Ликвидация свалок и рекультивация территорий, на которых 

они размещены»: 

 

3

 Официальный сайт ВНИИ «Экология» // URL

http://www.vniiecology.ru/index.php/natsionalnyj-proekt-

chistaya-strana/obshchaya-informatsiya

 (дата обращения: 27.05.2020) 

4

 Паспорт федерального проекта «Снижение негативного воздействия на окружающую среду посредством 

ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и снижения доли захоронения твердых 
коммунальных отходов» («Чистая страна») // URL: 

http://www.vniiecology.ru/images/documents/Federalnyj_proekt_Chistaya_strana/Normativno_pravovye_akty/2_Pa
sport_federalnogo_proekta_Chistaya_strana.pdf

 (дата обращения: 27.05.2020) 

5

 Там же. 

1642 

-  ликвидация  191  выявленной  на  1  января  2018  г.  несанкционированной  свалки  в 

границах городов (основной показатель); 

- численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией 

выявленных  на  1  января  2018  г.  несанкционированных  свалок  в  границах  городов  и 

наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда, должна составить 28131,4 

тыс. чел. (дополнительный показатель); 

2)  По  направлению  «Ликвидация  наиболее  опасных  объектов  накопленного 

экологического вреда окружающей среде»: 

-  ликвидация  75  наиболее  опасных  объектов  накопленного  экологического  вреда 

окружающей среде (основной показатель); 

-  общая  площадь  восстановленных,  в  том  числе  рекультивированных,  земель, 

подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде, должна 

составить не менее 3,7 тыс. га (дополнительный показатель); 

3) По направлению «Создание и эффективное функционирование во всех субъектах 

Российской  Федерации  системы  общественного  контроля,  направленной  на  выявление  и 

ликвидацию несанкционированных свалок»: 

-  ввод  в  промышленную  эксплуатацию  ФГИС  «Наша  природа»  в  целях  сбора  и 

обработки обращений граждан, юридических лиц, содержащих сведения, указывающие на 

наличие  нарушения  законодательства  Российской  Федерации  в  области  охраны 

окружающей среды и природопользования. 

Дополнительными задачами федерального проекта «Чистая страна» являются: 

- создание проектного офиса по реализации федерального проекта «Чистая страна»; 

-  организация  общественного  мониторинга  и  экспертного  сопровождения 

реализации 

федерального 

проекта, 

проведение 

социологической 

оценки 

удовлетворенности населения экологической обстановкой. 

16.2.2 Основные результаты реализации федерального проекта 

Таблица 16.1 – Основные результаты реализации федерального проекта «Чистая страна» 

Показатель 

Тип 

показателя 

Единицы 

измерения 

Базовое 

значение 

2018 

2019 

План 

Факт 

План 

Факт 

Ликвидированы все 
выявленные на 1 
января 2018 г. 
несанкционирован-
ные свалки в 
границах городов, 
нарастающим итогом 

Основной 

шт. 

н/д 

16 

16 

1643 

Показатель 

Тип 

показателя 

Единицы 

измерения 

Базовое 

значение 

2018 

2019 

План 

Факт 

План 

Факт 

Ликвидированы 
наиболее опасные 
объекты 
накопленного 
экологического 
вреда, нарастающим 
итогом 

Основной 

шт. 

10 

31 

31 

48 

48

 

Общая площадь 
восстановленных, в 
том числе 
рекультивированных 
земель, 
подверженных 
негативному 
воздействию 
накопленного вреда 
окружающей среде 

Дополнительный 

га 

31,9 

252,2 

н/д 

545 

545

 

Численность 
населения, качество 
жизни которого 
улучшится в связи с 
ликвидацией 
выявленных на 1 
января 2018 г. 
несанкционирован-
ных свалок в 
границах городов и 
наиболее опасных 
объектов 
накопленного 
экологического 
ущерба 

Дополнительный 

тыс. чел. 

126,2 

2260,6 

н/д 

3373,3 

3373,3 

Источник: данные Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации 

 

16.2.3 Оценка выполнения показателей федерального проекта 

Все запланированные показатели были достигнуты в полном объеме. 

Среди  крупных  мероприятий  по  достижению  показателей  федерального  проекта 

стоит отметить

6

- рекультивацию I очереди хвостохранилища Урупского ГОК в Карачаево-Черкесии; 

-  ликвидацию  объектов  накопленного  экологического  ущерба  на  территории 

городского округа Дзержинск Нижегородской области; 

 

6

 Нацпроект «Экология»: 33 мероприятия проекта «Чистая страна» завершатся в 2019 году // URL: 

http://www.mnr.gov.ru/press/news/natsproekt_ekologiya_33_meropriyatiya_proekta_chistaya_strana_zavershatsya_
v_2019_godu/

 (дата обращения: 27.05.2020) 

1644 

-  ликвидацию  негативного  воздействия  Фиагдонского  хвостохранилища  в 

Республике Северная Осетия – Алания; 

-  демонтаж  зданий  главного  корпуса  и  цеха  санаторной  очистки  воздуха  ЗАО 

«Еврогласс» в Смоленской области; 

-  рекультивацию  нефтешламовых  амбаров  и  нарушенных  земель  на  территории 

Чеченской Республики и проч. 

К  имеющимся  перспективам  реализации  федерального  проекта  можно  отнести 

подписание  соглашения  о  рекультивации  39  объектов  накопленного  экологического 

ущерба  со  следующими  субъектами  Российской  Федерации:  Владимирской,  Калужской, 

Московской,  Рязанской,  Ярославской,  Тамбовской,  Мурманской,  Новгородской, 

Волгоградской,  Нижегородской,  Томской  и  Кировской  областями,  а  также  Чеченской, 

Чувашской,  Удмуртской,  Карачаево-Черкесской  республиками  и  Татарстаном.  В  2020  г. 

предусмотрено  проведение  19  мероприятий  по  рекультивации  несанкционированных 

свалок  в  границах  городов  14  регионов  (Карачаево-Черкесская,  Чеченская,  Чувашская 

республики, Татарстан, Ярославская, Волгоградская, Новгородская, Тамбовская, Рязанская, 

Томская, Калужская, Владимирская, Кировская и Челябинская области).

7

 

16.3 Федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми 

коммунальными отходами» 

16.3.1 Общая характеристика федерального проекта, его целей и задач 

Федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными 

отходами»  реализуется  в  рамках  национального  проекта  «Экология»  (утвержден 

протоколом  заседания  президиума  Совета  при  Президенте  Российской  Федерации  по 

стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16). 

Целью  данного  федерального  проекта  является  создание  эффективной  системы 

обращения с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных 

на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов

8

Целевыми показателями федерального проекта являются

9

-  объем  ТКО:  –  направленных  на  утилизацию  (вторичную  переработку), 

нарастающим итогом, млн т (основной показатель), к 2024 г. составит 25,2 млн т в год; 

 

7

 Минприроды и 17 регионов подписали соглашения о ликвидации свалок // URL: 

https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/minprirody-i-17-regionov-podpisali-soglasenia-o-likvidacii-svalok

 

(дата обращения: 27.05.2020) 

8

 Паспорт федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» 

(обновленная редакция) // URL

http://майскийуказ.рф/upload/iblock/964/Kompleksnaya-sistema-obrashcheniya-

s-TKO-_obnov.-red_.pdf

 (дата обращения: 29.05.2020) 

9

 Там же. 

1645 

- объем ТКО: – направленных на обработку, нарастающим итогом, млн т (основной 

показатель), к 2024 г. составит 42,0 млн т в год; 

-  доля  импорта  оборудования  для  обработки  и  утилизации  ТКО  (дополнительный 

показатель), к 2024 г. составит 22%; 

- доля разработанных электронных моделей, % (дополнительный показатель), к 2024 

г. составит 100%; 

- утилизация ТКО путем их использования для производства электрической и (или) 

тепловой энергии, млн т (дополнительный показатель), к 2024 г. составит 3,35 млн т в год. 

Ключевой  задачей  федерального  проекта  является  формирование  комплексной 

системы  обращения  с  ТКО,  включая  создание  условий  для  вторичной  переработки  всех 

запрещенных к захоронению отходов производства и потребления. 

К результатам федерального проекта отнесены

10

-  создана  публично-правовая  компания,  обеспечивающая  софинансирование 

создания инфраструктуры по ТКО, в том числе за счет средств экологического сбора, на 

возвратной основе; 

-  подготовлены  нормативные  правовые  акты,  обеспечивающие  и  связанные  с 

деятельностью  публично-правовой  компании  по  формированию  комплексной  системы 

обращения с ТКО «Российский экологический оператор»; 

-  завершена  подготовка  нормативно-правового  обеспечения  формирования 

комплексной системы обращения с ТКО; 

-  проведена  инвентаризация  мест  размещения  ТКО  в  субъектах  Российской 

Федерации  и  анализ  территориальных  схем  обращения  с  отходами  на  соответствие 

результатам инвентаризации (во всех 85 субъектах Российской Федерации); 

- модернизирована единая государственная информационная система учета отходов 

от  использования  товаров  в  части  дополнения  функционалом  по  обращению  с  ТКО 

(содержащая  данные  о  мощностях  и  местах  расположения  ТКО,  их  специализации 

(захоронение, сортировка, переработка), маршрутах транспортировки ТКО к полигонам, а 

также планируемых к строительству объектах по обращению с ТКО) (во всех 85 субъектах 

Российской Федерации); 

- разработаны электронные модели территориальных схем обращения с отходами, в 

том числе с ТКО (во всех 85 субъектах Российской Федерации); 

-  создана  единая  государственная  информационная  система  учета  отходов  от 

использования  товаров  и  федеральная  схема  обращения  с  ТКО  (данные  о  мощностях  и 

 

10

 Там же. 

1646 

местах расположения объектов обращения с ТКО, включая объекты по сбору, обработке, 

утилизации, размещению, и маршрутах транспортировки ТКО); 

- введены в промышленную эксплуатацию мощности по обращению с ТКО, в том 

числе по утилизации и переработке ТКО, нарастающим итогом; 

- введены в промышленную эксплуатацию мощности по обращению с ТКО, в том 

числе по обработке (сортировке), нарастающим итогом; 

- организован общественный мониторинг и экспертное сопровождение реализации 

федерального  проекта,  проведена  социологическая  оценка  удовлетворенности  населения 

экологической обстановкой; 

-  обеспечено  функционирование  публично-правовой  компании  по  формированию 

комплексной системы обращения с ТКО «Российский экологический оператор»; 

-  создана  инфраструктура  по  утилизации  ТКО  путем  их  использования  для 

производства электрической и (или) тепловой энергии. 

16.3.2 Основные результаты реализации федерального проекта 

Таблица  16.2  –  Основные  результаты  реализации  федерального  проекта  «Комплексная 

система обращения с твердыми коммунальными отходами» 

Показатель 

Тип 

показателя 

Единицы 

измерения 

Базовое 

значение 

2018 

2019 

План  Факт  План  Факт 

Доля импорта 
оборудования для 
обработки и 
утилизации ТКО 

Дополнительный 

60 

50 

н/д 

40 

55

1

 

Доля разработанных 
электронных моделей 

Дополнительный 

20 

н/д 

50 

52,94

2

 

Объем ТКО, 
направленных на 
утилизацию (втор. 
переработку), 
нарастающим итогом 

Основной 

млн т 

2,1 

2,1 

2,1 

4,9 

2,7

3

 

Объем ТКО, 
направленных на 
обработку, 
нарастающим итогом 

Основной 

млн т 

4,9 

4,9 

4,9 

8,4 

18,2

3

 

1647 

Показатель 

Тип 

показателя 

Единицы 

измерения 

Базовое 

значение 

2018 

2019 

План  Факт  План  Факт 

Утилизация ТКО 
путем их 
использования для 
производства 
электрической и (или) 
тепловой энергии 

Дополнительный 

млн т 

Примечания: 

– 

на основании подготовленной информации публично-правовой компании «Российский 

экологический оператор» в рамках исполнения приказа Министерства природных ресурсов и 
экологии Российской Федерации от 18.02.2020 № 80 «Об утверждении методологии расчета 
дополнительных показателей “Доля импорта оборудования для обработки и утилизации твердых 
коммунальных отходов”» 

 на основании информации, направленной в Росстат, с учетом данных, представленных 

публично-правовой компанией «Российский экологический оператор» 
3 – на основании информации, представленной в форме федерального статистического 
наблюдения 2-ТП (отходы) 
Источник: Информационная панель мониторинга достижения национальных целей. Раздел 
«Федеральные проекты» (по состоянию на 15.05.2020) // URL: 

https://ng.ach.gov.ru/link/example/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80
%D0%B8%D0%BD%D0%B3%20%D0%BD%D0%B0%D1%86.%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%B5
%D0%B9.xlsx

 (дата обращения: 28.05.2020); данные Министерства природных ресурсов и 

экологии Российской Федерации; составлено авторами 

 

16.3.3 Оценка выполнения показателей федерального проекта 

Среди  ключевых  мероприятий  федерального  проекта  стоит  отметить  создание 

публично-правовой  компании  «Российский  экологический  оператор»  (РЭО),  имеющей 

широкий спектр полномочий, в их числе право участвовать в выработке государственной 

политики  в  области  обращения  с  отходами,  проводить  экспертизу  и  анализ  реализации 

территориальных  схем  по  обращению  с  отходами  субъектов  Российской  Федерации, 

осуществлять  финансирование  инвестиционных  проектов  в  отрасли,  разъяснительную 

деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами. 

На момент подготовки настоящего доклада ППК «РЭО» создан проект федеральной 

схемы  обращения  с  ТКО  и  завершена  подготовка  нормативно-правового  обеспечения 

формирования комплексной системы обращения с ТКО

11

Промежуточные  итоги  реализации  федерального  проекта  по  состоянию  на  конец 

2019 г.

12

 

11

 Официальный сайт национального проекта «Экология» // URL: 

https://нацпроектэкология.рф/proekt/infrastruktura-dlya-obrashheniya-s-othodami-i/

 (дата обращения: 

29.05.2020) 

12

 Первый год мусорной реформы: переработка растет, платежи уменьшаются // URL: 

https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/pervyj-god-musornoj-reformy-pererabotka-rastet-platezi-umensautsa

 

(дата обращения: 29.05.2020) 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..