ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РФ в 2019 году (глава 15-20) - часть 6

 

  Главная      Книги - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РФ в 2019 году (глава 15-20)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РФ в 2019 году (глава 15-20) - часть 6

 

 

1600 

Наименование показателя 

Единица 

измерения 

2015 

2016 

2017 

2018 

2019 

природного и техногенного 
характера – всего, в том числе: 
количество случаев причинения 
вреда жизни, здоровью граждан 

ед. 

количество случаев причинения 
вреда животным, растениям, 
окружающей среде 

ед. 

85 

203 

126 

149 

160 

количество случаев 
возникновения чрезвычайных 
ситуаций техногенного 
характера 

ед. 

Источник: данные Росприроднадзора 

 

Общее  количество  юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей, 

деятельность которых подлежит государственному и муниципальному контролю (надзору), 

в 2019 г. составило 45070, что меньше, чем в 2018 г., но в 2 раза больше, чем в 2017 г.  

В 2019 г. проведено 11457

 

проверок, проведенных в отношении юридических лиц и 

индивидуальных предпринимателей, в том числе – 9012 внеплановых проверок.  

В  2019  г.  не  зафиксировано  ни  одной  проверки,  проведенной  с  нарушением 

требований законодательства о порядке их проведения.  

Всего было выявлено 17094 правонарушений, что на 2087 больше, чем в 2018 г.  

В  целях  повышения  информированности  юридических  лиц,  индивидуальных 

предпринимателей  о  существующих  обязательных  требованиях  по  всем  видам 

федерального государственного экологического надзора утверждены проверочные листы 

(списки  контрольных  вопросов),  которые  размещены  на  официальном  сайте 

Росприроднадзора: http://old.rpn.gov.ru/normativnoe?qt-normativnoe=5. 

15.7.2 Россельхознадзор 

15.7.2.1 Государственный земельный надзор 

Россельхознадзор  обеспечивает  осуществление  государственного  земельного 

надзора  на  землях  сельскохозяйственного  назначения,  оборот  которых  регулируется 

Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного 

назначения».  

Государственное  регулирование  в  сфере  земельных  отношений,  осуществляемое 

Россельхознадзором, направлено на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, 

принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению 

и (или) устранению последствий выявленных нарушений, систематическому наблюдению 

1601 

за  исполнением  требований  земельного  законодательства,  проведению  анализа  и 

прогнозированию  состояния  исполнения  требований  земельного  законодательства  в 

отношении  земель  сельскохозяйственного  назначения,  оборот  которых  регулируется 

Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного 

назначения». 

При  проведении  государственного  земельного  надзора  Россельхознадзор 

осуществляет надзор за соблюдением: 

-  требований  о  запрете  самовольного  снятия,  перемещения  и  уничтожения 

плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения 

с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей 

среды веществами и отходами производства и потребления; 

- требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от 

ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное 

состояние земель; 

-  требований,  связанных  с  обязательным  использованием  земельных  участков  из 

земель  сельскохозяйственного  назначения,  оборот  которых  регулируется  Федеральным 

законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», 

для  ведения  сельскохозяйственного  производства  или  осуществления  иной  связанной  с 

сельскохозяйственным производством деятельности; 

- требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение 

дел  об  административных  правонарушениях  осуществляют  органы  государственного 

земельного надзора; 

-  обязанностей  по  рекультивации  земель  при  осуществлении  строительных, 

мелиоративных,  изыскательских  и  иных  работ,  в  том  числе  работ,  осуществляемых  для 

внутрихозяйственных или собственных надобностей. 

Россельхознадзором  в  2019  г.  проведено  более  42  тыс.  контрольно-надзорных 

мероприятий на площади около 9,8 млн га земель сельскохозяйственного назначения (см. 

Таблицу 15.22).  

Таблица 15.22– Проведено контрольно-надзорных мероприятий, 2016-2019 гг. 

Вид контрольно-надзорного 

мероприятия 

2016 

2017 

2018 

2019 

Плановые проверки 

20519 

16375 

8465 

8314 

Внеплановые проверки 

14100 

14014 

15517 

15811 

Административные обследования 

6723 

1713 

3891 

4606 

Плановые (рейдовые) осмотры 

4037 

7696 

10024 

9344 

Иные мероприятия (в т.ч. 
административные расследования, 

5473 

5002 

4476 

3933 

1602 

Вид контрольно-надзорного 

мероприятия 

2016 

2017 

2018 

2019 

участие в проверках других органов и 
др.) 

Итого 

50852 

44800 

42373 

42008 

Источник: данные Россельхознадзора 

 

В  2019  г.  было  проведено  24125  проверок  в  отношении  юридических  лиц, 

индивидуальных предпринимателей, граждан, органов местного самоуправления, органов 

государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  на  предмет  соблюдения 

обязательных требований земельного законодательства. 

Доля  проверок,  при  которых  выявляются  нарушения  требований  земельного 

законодательства, а также факты неисполнения предписаний увеличилась с 56,5 % в 2014 г. 

до 90,6 % в 2019 г. 

Количество внеплановых проверок постепенно растет с 2016 г. (см. Таблицу 15.23).  

Таблица  15.23  –  Количество  плановых  и  внеплановых  проверок,  осуществляемых 

Россельхознадзором (в 2015-2019 гг.) 

Год 

Внеплановые проверки 

Плановые проверки 

2019 

15811 

8314 

2018 

15517 

8465 

2017 

14014 

16375 

2016 

14100 

20519 

2015 

17110 

26714 

Источник: данные Россельхознадзора 

 

Россельхознадзором  при  осуществлении  систематического  наблюдения  за 

исполнением  требований  земельного  законодательства  и  в  целях  профилактики 

правонарушений  также  проводятся  мероприятия  по  контролю  без  взаимодействия  с 

правообладателями  земельных  участков  сельскохозяйственного  назначения:  плановые 

(рейдовые) осмотры, обследования и административные обследования объектов земельных 

отношений (см. Рисунок 15.1). 

1603 

 

Рисунок  15.1  –  Количество  проведенных  Россельхознадзором  плановых  (рейдовых) 

осмотров и административных обследований в 2019 г.  

Источник: данные Россельхознадзора 

 

При  выявлении  в  ходе  мероприятий  без  взаимодействия  с  правообладателем 

земельного участка признаков нарушения требований земельного законодательства таким 

правообладателям  направляется  предостережение  о  недопустимости  нарушения 

обязательных  требований,  и  предлагается  принять  меры  по  обеспечению  соблюдения 

обязательных требований, за исключением случаев наличия подтвержденных данных о том, 

что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан, вред 

животным,  растениям,  окружающей  среде,  безопасности  государства,  а  также  привело  к 

возникновению  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного  характера  либо 

создало непосредственную угрозу указанных последствий 

В 2019 г. Россельхознадзором выявлено более 25 тыс. нарушений. При проведении 

контрольно-надзорных  мероприятий  установлено  нарушение  требований  земельного 

законодательства на площади более 1,2 млн га (17139 нарушений) (см. Таблицу 15.24). 

Таблица 15.24 – Выявленные правонарушения по статьям КоАП РФ, 2017-2019 гг. 

Статьи КоАП РФ 

2017 

2018 

2019 

Установлено правонарушений всего, шт. 

25219 

24955 

25109 

Самовольное снятие или перемещение плодородного 
слоя (ч.1 ст. 8.6) 

1710 

1286 

934 

Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно 
порча земель в результате нарушения правил 
обращения с пестицидами и агрохимикатами или 
иными опасными для здоровья людей и окружающей 

1232 

1021 

1009 

9344

4606

4156

1026

Плановые (рейдовые) осмотры

Административные обследования

Проведено мероприятий без взаимодействия

Проведено внеплановых проверок

1604 

среды веществами и отходами производства и 
потребления (ч.2 ст. 8.6) 
Невыполнение установленных требований и 
обязательных мероприятий по улучшению, защите 
земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и 
предотвращению других процессов и иного 
негативного воздействия на окружающую среду, 
ухудшающих качественное состояние земель (ч.2 ст. 
8.7) 

10150 

11579 

12279 

Неиспользование земельного участка из земель 
сельскохозяйственного назначения, оборот которого 
регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 
101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного 
назначения», для ведения сельскохозяйственного 
производства или осуществления иной связанной с 
сельскохозяйственным производством деятельности 
(ч.2 ст. 8.8) 

3641 

1988 

1760 

Проведение мелиоративных работ с нарушением 
проекта проведения мелиоративных работ (ст.10.9) 

13 

21 

28 

Нарушение правил эксплуатации мелиоративных 
систем или отдельно расположенных 
гидротехнических сооружений. Повреждение 
мелиоративных систем (ст.10.10) 

1196 

935 

1037 

Нарушения, относящиеся к категориям 
административных правонарушений, посягающих на 
институты государственной власти, общественный 
порядок и общественную безопасность, а также 
против порядка управления (ст.17.7, ст. 19.4, 19.4.1, 
19.5-19.7, ч. 1 ст. 20.25) 

3581 

3551 

3237 

Источник: данные Россельхознадзора 

 

Наиболее распространенными нарушениями земельного законодательства остаются 

нарушения, выраженные в бездействии правообладателей земельных участков, повлекшем 

зарастание  сорной,  древесной  и  кустарниковой  растительностью  и  как  следствие 

неиспользование  земель  для  ведения  сельскохозяйственного  производства  или 

осуществления  иной,  связанной  с  сельскохозяйственным  производством  деятельностью, 

такие  нарушения  составляю  71,9%  (более  930  тыс.  га).  В  2018  г.  количество  таких 

нарушений составляло 68,7%. 

Выявлено несанкционированных свалок на площади около 2 тыс. га (ликвидировано 

на  площади  449  га),  несанкционированных  карьеров  по  добыче  общераспространенных 

полезных ископаемых на площади около 1,5 тыс. га (рекультивировано на площади более 

80  га).  Наибольшее  количество  нарушений  с  нанесением  вреда  почвам,  как  и  в  2018  г., 

выявлено в Центральном, Сибирском федеральных округах. 

1605 

В  2019  г.  на  общей  площади  около  1,9  тыс.  га  выявлены  нарушения  требований 

земельного  законодательства,  связанные  с  загрязнением  (захламлением)  земель 

сельскохозяйственного назначения отходами животноводства/птицеводства (навоз/помет).  

Выявлено  нарушений,  связанных  с  загрязнением  (захламлением)  земель 

сельскохозяйственного  назначения  навозом  крупного/мелкого  рогатого  скота  на  общей 

площади более 320 га, свиным навозом на общей площади более 600 га, птичьим пометом 

на общей площади более 930 га. Основными правонарушителями требований земельного 

законодательства  являются  граждане  (17677  нарушений),  юридические  лица 

(5488 нарушений). 

На территории Российской Федерации было установлено 925 нарушений требований 

земельного законодательства, связанных с причинением вреда почвам, на общей площади 

1,5 тыс. га (см. Таблицы 15.25, 15.26). 

За 

нарушения 

требований 

земельного 

законодательства 

наложено 

административных штрафов на сумму около 467,4 млн руб. (по нарушениям требований 

земельного  законодательства).  Взыскано  штрафов  за  нарушение  земельного 

законодательства за отчетный период с учетом прошлых периодов более 281,9 млн руб., за 

текущий период из числа наложенных за текущий период взыскано 180,7 млн руб.  

Всего наложено административных штрафов с учетом административных штрафов 

за  нарушения  против  порядка  управления  (глава  19  КоАП  РФ)  и  неуплаты 

административного  штрафа  в  срок,  предусмотренный  КоАП  РФ,  на  сумму  более 

684 млн руб.  Взыскано  штрафов  за  отчетный  период  с  учетом  прошлых  периодов  более 

391 млн руб., за текущий период из числа наложенных за текущий период взыскано около 

250 млн руб. 

Таблица  15.25  –  Основные  результаты  работы  в  области  государственного  земельного 

надзора, 2016-2019 гг. 

Показатели 

2016 

2017 

2018 

2019 

Проконтролированная площадь, тыс. 
га 

36843,30 

16957,60 

9786,60 

Установлено правонарушений на 
площади, тыс. га 

1561,60 

1282,20 

1020,60 

1500 

Вынесено постановлений о 
привлечении к административной 
ответственности за нарушения 
земельного законодательства, ед. 

14385 

14873 

13100 

Направлено материалов дел по 
подведомственности в органы 
прокуратуры, следственные органы, 
суды, Росреестр, Росприроднадзор и 
т.д., ед. 

8822 

7575 

8313 

1606 

Показатели 

2016 

2017 

2018 

2019 

Выдано предупреждений в 
соответствии со ст. 4.1.1. КоАП РФ 

215 

448 

421 

Выдано предписаний, ед. 

12441 

14559 

13280 

13711 

Исполнено предписаний, ед. 

5270 

5490 

4626 

2204 

Наложено штрафов за отчетный 
период, млн руб. 

833,20 

685 

662,40 

Взыскано штрафов за отчетный 
период с учетом прошлых периодов 
на сумму, млн руб. 

349 

412,10 

343,30 

Направлено постановлений о 
назначении административного 
наказания (из числа вынесенных за 
отчетный период) в ФССП для 
принудительного взыскания штрафов, 
ед. 

2639 

2124 

3895 

Выявлено несанкционированных 
карьеров, га 

1122,60 

1947,50 

959 

Рекультивировано 
несанкционированных карьеров из 
числа выявленных за отчетный 
период, га 

33,80 

39,80 

101 

Выявлено несанкционированных 
свалок, га 

2114,23 

3013,21 

1314 

Ликвидировано несанкционированных 
свалок, га 

303,40 

622,90 

389 

449 

Выявлено дикорастущих 
наркосодержащих растений на 
площади, тыс. га 

1,30 

2,30 

1,80 

Устранено нарушений на площади, 
тыс. га 

819,20 

547,50 

412 

326,50 

Вовлечено в сельскохозяйственный 
оборот ранее нарушенных земель, 
тыс. га 

199,30 

252 

237 

207,70 

Источник: данные Россельхознадзора 

 

Таблица 15.26 – Показатели деятельности по возмещению вреда, 2016-2019 гг. 

Показатель 

2016 

2017 

2018 

2019 

Выявлено нарушений с причинением 
вреда почвам, шт. 

1562 

1526 

1175 

925 

Площадь, на которой выявлены 
нарушения, га 

2241,10 

1784,30 

5075,20 

1569,90 

Фактически возмещено вреда в 
судебном порядке в денежном 
эквиваленте, млн руб. 

56,50 

211 

153 

Источник: данные Россельхознадзора 

 

 

1607 

15.7.2.2 Фитосанитарный надзор 

По состоянию на 31.12.2019 г. на территории Российской Федерации установлены 

карантинные  фитосанитарные  зоны  для  45  карантинных  объектов:  25  видов  вредителей 

растений,  10  видов  возбудителей  болезней  растений,  2  видов  нематод  и  8  видов  сорных 

растений. 

В 2019 г. впервые на территории Российской Федерации установлены карантинные 

фитосанитарные  зоны  по  4  карантинным  объектам  –  сосновому  семенному  клопу, 

овощному  листовому  минеру,  грибу  –  возбудителю  пурпурного  церкоспороза  сои, 

возбудителю  бактериального  увядания  (вилта)  кукурузы.  Полностью  упразднены 

карантинные  фитосанитарные  зоны  по  1  виду  –  вироиду  веретеновидности  клубней 

картофеля. 

Наибольшее  количество  распространенных  на  территории  Российской  Федерации 

карантинных  объектов  (13  видов  вредителей)  связаны  с  различными  лесными  и 

лесодекоративными культурами. 

Среди  ограниченно  распространенных  карантинных  видов  вредителей  плодовых 

растений в Российской Федерации наиболее распространены: 

-  калифорнийская  щитовка  (карантинные  фитосанитарные  зоны  установлены  в 

191 муниципальном районе 14 субъектов Российской Федерации); 

-  американская  белая  бабочка  (карантинные  фитосанитарные  зоны  установлены  в 

157 муниципальных районах 15 субъектов Российской Федерации); 

-  восточная  плодожорка  (карантинные  фитосанитарные  зоны  установлены  в 

114 муниципальных районах 16 субъектов Российской Федерации). 

Из  возбудителей  болезней  растений  на  территории  Российской  Федерации 

наибольшее 

распространение 

имеют 

фомопсис 

подсолнечника 

(карантинные 

фитосанитарные зоны установлены в 121 муниципальном районе 9 субъектов Российской 

Федерации)  и  возбудитель  бактериального  ожога  плодовых  культур  (карантинные 

фитосанитарные зоны установлены в 49 районах 15 субъектов Российской Федерации). 

Всего на территории Российской Федерации в 2019 г. было установлено 470 новых 

карантинных  фитосанитарных  зон  по  27  карантинным  объектам  на  общей  площади 

82680123,9  га.  В  результате  принятия  карантинных  фитосанитарных  мер  и  проведения 

мероприятий  по  локализации  очагов  и  ликвидации  популяций  карантинных  объектов  в 

2019 г.  на  территории  Российской  Федерации  упразднены  2343  карантинные 

фитосанитарные зоны общей площадью 9263021,1 га по 25 видам карантинных объектов. 

В  том  числе  упразднены  карантинные  фитосанитарные  зоны  на  общей  площади 

8550366,2

 

га по 5 видам вредителей леса – черному сосновому усачу, большому черному 

1608 

еловому усачу, малому черному еловому усачу, сибирскому шелкопряду и уссурийскому 

полиграфу. 

В 2019 г. отменен карантинный фитосанитарный режим в ряде очагов 7 карантинных 

видов сорных растений. Общая площадь упраздненных 688 карантинных фитосанитарных 

зон по сорным растениям составляет 645407 га. 

В ходе  осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля 

(надзора)  при  ввозе  подкарантинной  продукции  Россельхознадзором  проконтролировано 

более  12,52  млн  тонн  и  2,6  млрд  штук  различной  подкарантинной  продукции.  При  этом 

выявлен 51 вид карантинных для Российской Федерации объектов в 6818 случаях. 

В  отношении  подкарантинной  продукции,  зараженной  карантинными  объектами, 

выявленной  в  ходе  проведенных  контрольно-надзорных  мероприятий  в  при  ее  ввозе  на 

территорию Российской Федерации, приняты следующие фитосанитарные меры: 

- обеззаражено – 13,4 тыс. т.; 

- уничтожено – 0,36 тыс. т. и 388,5 тыс. шт.; 

-  возвращено – 27,2 тыс. т. 

-  направлено  на  переработку  по  технологиям,  обеспечивающим  лишение  семян 

карантинных сорных растений жизнеспособности – 1,9 млн т. 

Более 8,25 тысяч административных правонарушений в области карантина растений 

выявлено  должностными  лицами  территориальных  управлений  Россельхознадзора  в 

пунктах  пропуска  через  государственную  границу  Российской  Федерации  и  в  местах 

завершения таможенных процедур. По итогам производств по делам об административных 

правонарушениях  наложено  штрафов  на  сумму  более  15,79  млн  руб.,  взыскано  более 

14,49 млн руб.  

В 2019 г. территориальными управлениями Россельхознадзора досмотрено 77,1 тыс. 

партий общим весом 1,09 млн т. подкарантинной продукции, из них: выявлено нарушений 

в  1731  партии  общим  весом  25,5  тыс.  т.  подкарантинной  продукции  (из  Республики 

Беларусь – 630 партий общим весом 6,96 тыс. т., из Республики Казахстан – 1101 партия 

общим весом 18,5 тыс. т.), в т.ч. санкционной продукции – 7,24 тыс. т., из которых 89% из 

Республики Беларусь. 

В  ходе  проведения  указанных  мероприятий  в  2019  г.  уничтожено  более  7,24  тыс. 

тонн  санкционной  продукции  растительного  происхождения,  при  этом  в  25  случаях 

подкарантинная  продукция  (общим  весом  более  500  тонн)  поступила  в  сопровождении 

поддельных фитосанитарных сертификатов, в том числе 18 фитосанитарных сертификатов 

Республики Казахстан. 

1609 

В  2019  г.  проведено  1043  плановые  проверки  из  1132  запланированных  и  15744 

внеплановые проверки. Произошло некоторое уменьшение выявленных правонарушений 

(на 7,5%) (см. Рисунок 15.2). 

 

Рисунок  15.2  –  Количество  проведенных  управлениями  Россельхознадзора  проверок 

фитосанитарного надзора в 2019 г. 

Источник: данные Россельхознадзора 

 

15.7.3 Рослесхоз 

Федеральный  государственный  лесной  надзор  (лесная  охрана)  осуществляется 

уполномоченными  федеральным  органом  исполнительной  власти  и  органами 

исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  в  рамках  переданных 

полномочий  Российской  Федерации  по  осуществлению  федерального  государственного 

лесного  надзора  согласно  их  компетенции  в  порядке,  установленном  Правительством 

Российской Федерации. 

В 2019 г.

 

на территории земель лесного фонда проведено 702 плановых и 3,3 тыс. 

внеплановых  проверок  лиц,  использующих  леса.  Также  проведено  60,9  тыс.  плановых 

(рейдовых)  осмотров  (обследований)  лесных  участков  (на  37%  выше  уровня  2018  г.)  и 

598,0 тыс.  мероприятий  по  контролю  (патрулированию)  в  лесах  (на  11%  больше  уровня 

2018 г.). 

В  ходе  проведенных  мероприятий  выявлено  35,9  тыс.  нарушений  лесного 

законодательства.  По  сравнению  с  2018  г.  количество  зафиксированных  нарушений 

сократилось на 9%. 

8397

6110

5413

5124

1043

15744

0

2000

4000

6000

8000

10000

12000

14000

16000

18000

Плановые

Внеплановые

2017

2018

2019

1610 

В  2019  г.  по  данным  органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской 

Федерации,  уполномоченных  в  области  лесных  отношений,  выявлено  14,8  тыс.  фактов 

незаконной рубки с общим объемом 1,2 млн м

3

. По сравнению с 2018 г. отмечено снижение 

количества фактов незаконной рубки на 8%, увеличение объема на 11% и причиненного 

лесам вреда на 3%. В правоохранительные органы по фактам незаконных рубок направлено 

12,1  тыс.  материалов  (возбуждено  9,3  тыс.  уголовных  дел),  к  административной 

ответственности  привлечено  2,9  тыс.  лиц,  наложено  штрафов  на  нарушителей  лесного 

законодательства на сумму 28,5 млн руб. 

Всего  в  2019  г.

 

в  соответствии  с  требованиями  Федерального  закона  

от  26.12.2008  №  294-ФЗ  «О  защите  прав  юридических  лиц  и  индивидуальных 

предпринимателей  при  осуществлении  государственного  контроля  (надзора)  и 

муниципального  контроля»  департаментами  лесного  хозяйства  по  федеральным  округам 

проведено  79  проверок  юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей,  в  том 

числе 28 внеплановых проверок. 

По  результатам  проведенных  проверок  выдано  34  предписания  об  устранении 

нарушений обязательных требований. В установленные сроки исполнено 6 предписаний. 

Срок  исполнения  17  предписаний  в  отчетном  периоде  не  наступил,  11  предписаний  не 

исполнено в установленный срок. По фактам неисполнения предписаний виновные лица 

привлечены к административной ответственности. 

Государственными лесными инспекторами проведено свыше 3,0 тыс. мероприятий 

по контролю в лесах (патрулирование лесов, осмотр/обследование лесных участков). 

По  фактам  нарушений  обязательных  требований  возбуждено  414  дел  об 

административном  правонарушении.  Из  других  уполномоченных  правоохранительных 

органов на рассмотрение поступило 75 дел об административном правонарушении. 

К  административной  ответственности  привлечено  409  лиц  (195  граждан, 

143 должностных лица и 71 юридическое лицо). 

Основные нарушения обязательных требований – это нарушения правил пожарной 

безопасности  в  лесах  и  правил  санитарной  безопасности  в  лесах  (около  70%  от  общего 

числа  выявленных  нарушений).  Около  половины  таких  правонарушений  совершается 

гражданами. 

В  правоохранительные  органы  направлен  21  материал  по  признакам  состава 

преступления, предусмотренного статьей 260 Уголовного кодекса Российской Федерации 

(незаконная рубка лесных насаждений) на общую сумму ущерба 49,8 млн руб. Возбуждено 

6  уголовных  дел  по  составу,  предусмотренному  указанной  статьей  Уголовного  кодекса 

Российской Федерации. 

1611 

В  рамках  профилактики  правонарушений  обязательных  требований  в  отчетном 

периоде  внесено  7  предостережений  о  недопустимости  нарушения  обязательных 

требований,  а  также  25  представлений  об  устранении  причин  административного 

правонарушения и условий, способствовавших его совершению. 

В 2019 г. гибель лесов в целом по причинам воздействия в сравнении с предыдущим 

годом сократилась на 35,1 тыс. га и составила 151,1 тыс. га, в том числе: 

-  площадь  погибших  лесов  от  лесных  пожаров  увеличилась  на  28,5  тыс.  га  и 

составила 101,4 тыс. га;  

- от болезней леса сократилась на 14,4 и составила 9,5 тыс. га; 

-  площадь  погибших  лесов  по  причине  погодных  условий  и  почвенно-

климатических факторов сократилась на 6,1 тыс. га и составила 10,1 тыс. га; 

- площадь погибших лесов от воздействия антропогенных факторов сократилась на 

0,8 тыс. га и составила 0,3 тыс. га; 

- от повреждения насекомыми площадь гибели сократилась по сравнению с 2018 г. 

на 42,4 тыс. га и составила 29,8 тыс. га. 

В 2019 г. мероприятия по ликвидации очагов вредителей леса проведены на площади 

89,0 тыс. га в 10 субъектах. Техническая эффективность проведенных работ, в основном, 

соответствовала требуемой.  

Средний  процент  технической  эффективности  при  применении  биологических 

препаратов составил 80,0 – 93,4 %, а на участках, где использовался химический препарат 

-  90,0  –  98,0 %.  В 2020  г.  запланированы мероприятия по уничтожению или  подавлению 

численности очагов вредных организмов на площади 229,7 тыс. га. Также в 2019 г. проведен 

государственный лесопатологический мониторинг наземным способом на землях лесного 

фонда  Российской  Федерации  на  площади  97,6 млн га,  дистанционным  способом  – 

150 млн га.  За  период  с  января  по  декабрь  2019  г.  на  территории  Российской  Федерации 

выявлены  погибшие  лесные  насаждения  на  площади  150,7  тыс.  га.  Общая  площадь 

погибших  и  поврежденных  лесных  насаждений  накопленным  итогом  составляет 

7360,9 тыс.  га,  в  том  числе  погибшие  лесные  насаждения  –  1124,8  тыс.  га.  Основной 

причиной  повреждения  и  гибели  лесных  насаждений  является  негативное  воздействие 

лесных пожаров. 

В  лесных  насаждениях,  расположенных  на  землях  лесного  фонда,  очаги  вредных 

организмов  по  состоянию  на  01.01.2020  действуют  в  лесных  насаждениях  Российской 

Федерации на общей площади 2716,9 тыс. га, из них требуют мер борьбы очаги на площади 

664,5  тыс.  га.  В  течение  2019  г.  отмечено  сокращение  площадей  очагов  вредителей  и 

болезней  леса  на  1003,8  тыс.  га  или  на  26,7%  по  сравнению  с  2018  г.  Это  объясняется                       

1612 

в  первую  очередь  проведенными  в  2017-2019  гг.  мероприятиями  по  уничтожению 

численности  вредителей  в  ряде  субъектов  Российской  Федерации,  в  результате  которых 

произошло ослабление и гибель популяции вредных организмов, активизация биотических 

факторов (энтомофагов и инфекционных болезней), способствующих затуханию вспышки 

вредителей на значительных площадях.  

В  2019  г.  в  лесных  насаждениях  проведены  лесопатологические  обследования  на 

площади 898,9 тыс. га, санитарно-оздоровительные мероприятия на площади 181,2 тыс. га, 

мероприятия  по  ликвидации  очагов  вредных  организмов  проведены  в  10  субъектах 

Российской Федерации на площади 89,0 тыс. га, в том числе очагов сибирского шелкопряда 

– на площади 42,8 тыс. га. 

15.7.4 Росгидромет 

Росгидромет в рамках полномочий по государственному надзору осуществляет: 

-  лицензионный  контроль  за  деятельностью  в  области  гидрометеорологии  и  в 

смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе 

инженерных  изысканий,  выполняемых  для  подготовки  проектной  документации, 

строительства, реконструкции объектов капитального строительства); 

-  лицензионный  контроль  за  работами  по  активному  воздействию  на 

гидрометеорологические и геофизические процессы и явления; 

-  государственный  надзор  за  проведением  работ  по  активному  воздействию  на 

метеорологические  и  другие  геофизические  процессы  на  территории  Российской 

Федерации. 

Рабочей  группой  (протокол  заседания  рабочей  группы  от  07.10.2016  №  1) 

сформированы  проекты  перечней  правовых  актов  и  их  отдельных  частей  (положений), 

содержащие  обязательные  требования,  соблюдение  которых  оценивается  Росгидрометом 

при проведении мероприятий по контролю (надзору): 

- проект перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых 

оценивается  при  проведении  мероприятий  по  контролю  при  осуществлении 

государственного  надзора  за  проведением  работ  по  активному  воздействию  на 

метеорологические  и  другие  геофизические  процессы  на  территории  Российской 

Федерации; 

- проект перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых 

оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении лицензионного 

контроля  деятельности  в  области  гидрометеорологии  и  в  смежных  с  ней  областях  (за 

исключением  указанной  деятельности,  осуществляемой  в  ходе  инженерных  изысканий, 

1613 

выполняемых  для  подготовки  проектной  документации,  строительства,  реконструкции 

объектов капитального строительства); 

- проект перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых 

оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении лицензионного 

контроля  работ  по  активному  воздействию  на  гидрометеорологические  и  геофизические 

процессы и явления. 

Результаты  контрольно-надзорной  деятельности  Росгидромета  по  видам 

деятельности представлены в Таблицах 15.27, 15.28, 15.29. 

Таблица  15.27  –  Результаты  контрольно-надзорной  деятельности  Росгидромета  и 

департаментами Росгидромета по федеральным округам за 2019 г. (по виду деятельности: 

«работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы 

и явления»)

 

Наименование 

Количество 

Количество проверок, проведенных центральным аппаратом (территориальными 
органами) Росгидромета, в отношении соискателя лицензии, представившего 
заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление 
о переоформлении лицензии 

285 

Количество проверок лицензиатов, проведенных территориальными органами 
Росгидромета (плановые/внеплановые) 

90 (75/15) 

Количество проверок, по результатам которых выявлены нарушения 
лицензионных требований (плановые/внеплановые) 

33 (25/8) 

Количество случаев нарушения лицензионных требований, выявленных по 
результатам проверок (плановые/внеплановые) 

50 (42/8) 

Количество лицензионных проверок, по итогам которых по фактам выявленных 
нарушений наложены административные наказания (плановые/внеплановые) 

22 (17/5) 

Общее количество административных наказаний, наложенных по результатам 
проверок (плановые/внеплановые) 

48 (35/13) 

 

в том числе:  
предупреждение/ административный штраф 

(14/34) 

Источник: данные Росгидромета 
 

Таблица  15.28  –  Результаты  контрольно-надзорной  деятельности  Росгидромета  и 

департаментами Росгидромета по федеральным округам за 2019 г. (по виду деятельности: 

«деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях»)

 

Наименование 

Количество 

Количество проверок, проведенных центральным аппаратом Росгидромета 

Количество проверок лицензиатов, проведенных территориальными органами 
Росгидромета (плановые/внеплановые) 

6 (5/1) 

Количество проверок, по результатам которых выявлены нарушения 
лицензионных требований (плановые/внеплановые) 

4 (3/1) 

Количество случаев нарушения лицензионных требований, выявленных по 
результатам проверок (плановые/внеплановые) 

5 (4/1) 

1614 

Наименование 

Количество 

Количество лицензионных проверок, по итогам которых по фактам выявленных 
нарушений наложены административные наказания (плановые/внеплановые) 

0 (0/0) 

Общее количество административных наказаний, наложенных по результатам 
проверок (плановые/внеплановые) 

11 (10/1) 

в том числе:  
предупреждение/ административный штраф 

(0/11) 

Источник: данные Росгидромета 
 

Таблица  15.29  –  Результаты  контрольно-надзорной  деятельности  Росгидромета  и 

департаментами Росгидромета по федеральным округам за 2019 г. (в рамках исполнения 

государственной  функции  по  осуществлению  государственного  надзора  за  проведением 

работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы 

на территории Российской Федерации)

 

Наименование 

Количество 

Количество проверок, проведенных центральным аппаратом Росгидромета 

Количество проверок лицензиатов, проведенных территориальными органами 
Росгидромета (плановые/внеплановые) 

6 (5/1) 

Количество проверок, по результатам которых выявлены правонарушения 
(плановые/внеплановые) 

5 (4/1) 

Количество правонарушений (плановые проверки/внеплановые) 

20 (19/1) 

Количество проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных 
нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях 
(плановые/внеплановые)  

4 (3/1) 

Общее количество административных наказаний, наложенных по результатам 
проверок (плановые/внеплановые) 

11 (10/1) 

в том числе:  
предупреждение/ административный штраф 

(0/11) 

Источник: данные Росгидромета 

 

За 2019 г. Росгидрометом выявлено 16 организаций, осуществляющих деятельность 

без  лицензии,  по  результатам  контрольно-надзорной  деятельности  начислено  штрафных 

санкций на сумму 616 тыс. руб., из них взыскано в 2019 г. 403 тыс. руб. 

15.8 Надзорная деятельность органов прокуратуры по соблюдению 

природоохранного законодательства 

Надзор  за  исполнением  законодательства  в  сфере  охраны  окружающей  среды  и 

природопользования является одним из приоритетных направлений деятельности органов 

прокуратуры.  На  постоянном  контроле  прокуроров  находятся  вопросы  соблюдения 

лесного,  земельного,  водного  законодательства,  а  также  законодательства  об  отходах 

производства и потребления, об особо охраняемых природных территориях, о недрах, об 

охране атмосферного воздуха, объектов животного мира и водных биоресурсов. 

1615 

Надзор  за  соблюдением  природоохранного  законодательства  осуществляют 

специализированные  органы,  прокуратуры  всех  уровней,  а  также  природоохранные 

прокуратуры субъектов Российской Федерации. Прокуратура также осуществляет надзор 

за  исполнением  международных  обязательств  Российской  Федерации  по  охране 

биоресурсов  морей,  мигрирующих  видов  животных,  по  борьбе  с  трансграничным 

загрязнением атмосферного воздуха. 

Результаты 

прокурорских 

проверок 

свидетельствуют 

о 

повсеместной 

распространенности  фактов  загрязнения  хозяйствующими  субъектами  объектов 

окружающей  среды,  незаконного  распоряжения  природными  ресурсами  и  их 

использования, нарушений органами государственной власти и местного самоуправления 

порядка  выдачи  разрешительной  документации,  администрирования  платежей, 

несоблюдения требований законодательства при осуществлении контрольных и надзорных 

функций. 

В  2019  г.  органами  прокуратуры  выявлено  свыше  280  тыс.  нарушений 

природоохранного  законодательства,  опротестовано  более  12  тыс.  незаконных  правовых 

актов,  внесено  71,9  тыс.  представлений,  по  итогам  рассмотрения  которых  к 

дисциплинарной ответственности привлечено 48,3 тыс. лиц. В суды направлено 24,7 тыс. 

исковых заявлений, по постановлениям прокуроров к административной ответственности 

привлечено  свыше  26  тыс.  лиц.  По  материалам  прокурорских  проверок  следственными 

органами возбуждено 2040 уголовных дел (см. Таблицу 15.30). 

Таблица  15.30  –  Состояние  законности  в  сфере  охраны  окружающей  среды  и 

природопользования, 2018-2019 гг. 

Наименование 

показателя 

2018 

2019 

% (+;-) 

Выявлено нарушений 
закона 

278651 

280132 

0,50 

Принесено протестов 

10633 

12095 

13,70 

Направлено исков, 
заявлений в суд 

25119 

24768 

-1,40 

Внесено представлений 

64478 

71947 

11,60 

К дисциплинарной 
ответственности 
привлечено лиц 

45966 

48315 

5,10 

Источник: данные Генпрокуратуры  

 

Особое внимание прокурорами в прошедшем году уделено состоянию законности 

при  реализации  приоритетных  инвестиционных  проектов  в  области  освоения  лесов, 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..