ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РФ в 2019 году (глава 15-20) - часть 4

 

  Главная      Книги - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РФ в 2019 году (глава 15-20)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РФ в 2019 году (глава 15-20) - часть 4

 

 

1568 

Нормативный правовой акт

1

 

Краткое описание 

лицензией на пользование недрами, и (или) требований 
утвержденных в установленном порядке технических проектов». 

Федеральный закон от 02.08.2019 № 
272-ФЗ «О внесении изменений в 
Закон Российской Федерации «О 
недрах» и статью 2 Федерального 
закона «Об отходах производства и 
потребления» 

Недропользователям предоставлено право размещать в пластах 
горных пород образующиеся у них воды. 
Устанавливается, что пользователи недр, осуществляющие 
разведку и добычу калийных и магниевых солей, а также их 
первичную переработку в границах предоставленных им горных 
отводов и (или) геологических отводов, имеют право на 
основании утвержденного технического проекта размещать в 
пластах горных пород образующиеся у них воды в порядке, 
установленном Роснедрами. 

Постановление Правительства 
Российской Федерации от 25.12.2019 
№ 1829 «О внесении изменения в 
пункт 8 Правил охраны подземных 
водных объектов» 

Участки недр, содержащие подземные воды, объем добычи 
которых составляет не более 500 м3 в сутки, теперь не требуется 
оборудовать наблюдательными скважинами 

Федеральный закон от 27.12.2019 № 
505-ФЗ «О внесении изменений в 
Закон Российской Федерации «О 
недрах» 

Изменены отдельные положения Закона о недрах. 
Установлено, что не подлежат государственной экспертизе 
запасы подземных вод на участках недр, предоставляемых для 
добычи подземных вод, которые используются для питьевого 
или технического водоснабжения, с объемом добычи не более 
100 м

3

 в сутки. 

Кроме того, уточняются полномочия федеральных органов 
государственной власти и органов государственной власти 
субъектов Российской Федерации в области проведения 
государственной экспертизы в сфере регулирования отношений 
недропользования, а также корректируются порядок и условия 
проведения государственной экспертизы в области 
недропользования. 

Постановление Правительства 
Российской Федерации от 27.12.2019 
№ 1884 «О внесении изменений в 
некоторые акты Правительства 
Российской Федерации» 

Определен правовой режим вод, образующихся у пользователей 
недр, осуществляющих разведку, добычу и первичную 
переработку калийных и магниевых солей. 
В частности, устанавливается, что при проведении 
государственной экспертизы запасов полезных ископаемых 
представляются, в том числе, документы и материалы по выбору 
объектов для размещения вод, образующихся у пользователей 
недр, осуществляющих разведку, добычу и первичную 
переработку калийных и магниевых солей. 
Также для указанных пользователей недр определяются 
особенности подготовки проектной документации на 
размещение в пластах горных пород образующихся вод. 
При этом Министерство природных ресурсов и экологии 
Российской Федерации наделяется полномочиями по 
утверждению порядка размещения таких вод в пластах горных 
пород. 

Федеральный закон от 04.11.2019 № 
355-ФЗ «О внесении изменений в 
Закон Российской Федерации «О 
недрах» в части предоставления права 
пользования участками недр 
федерального значения внутренних 

Правительство Российской Федерации теперь вправе 
устанавливать дополнительные требования к юридическим 
лицам с иностранным участием, допускаемым к геологическому 
изучению недр в целях поиска и оценки запасов нефти, газа и 
газового конденсата. 

1569 

Нормативный правовой акт

1

 

Краткое описание 

морских вод и территориального моря 
Российской Федерации для 
геологического изучения в целях 
поиска и оценки месторождений 
нефти, газа и газового конденсата» 

Также определено, что на основании решения Правительства 
Российской Федерации участки недр федерального значения 
внутренних морских вод и территориального моря Российской 
Федерации могут предоставляться в пользование для 
геологического изучения в целях поиска и оценки 
месторождений нефти, газа и газового конденсата без 
проведения аукционов. Перечень указанных участков недр 
федерального значения утверждается Правительством 
Российской Федерации. 

Постановление Правительства 
Российской Федерации от 13.12.2019 
№ 1667 «О внесении изменений в 
Положение об особенностях 
исчисления платы за негативное 
воздействие на окружающую среду 
при выбросах в атмосферный воздух 
загрязняющих веществ, 
образующихся при сжигании на 
факельных установках и (или) 
рассеивании попутного нефтяного 
газа» 

Дополняются особенности определения размера платы за НВОС 
при выбросе загрязняющих веществ, образующихся при 
сжигании попутного газа. Показатель покрытия затрат не 
определяется, если при реализации мероприятий по 
обеспечению полезного использования попутного нефтяного 
газа, включенных в планы мероприятий по охране окружающей 
среды или программы повышения экологической 
эффективности, обеспечивается снижение НВОС и пользователь 
недр осуществляет корректировку размера платы за выбросы. 

Приказ Министерства природных 
ресурсов и экологии Российской 
Федерации от 13.02.2019 № 85 «Об 
утверждении Методики расчета 
финансового обеспечения 
осуществления мероприятий, 
предусмотренных планом 
предупреждения и ликвидации 
разливов нефти и нефтепродуктов на 
континентальном шельфе Российской 
Федерации, во внутренних морских 
водах, в территориальном море и 
прилежащей зоне Российской 
Федерации, включая возмещение в 
полном объеме вреда, причиненного 
окружающей среде, в том числе 
водным биоресурсам, жизни, 
здоровью и имуществу граждан, 
имуществу юридических лиц в 
результате разливов нефти и 
нефтепродуктов на континентальном 
шельфе Российской Федерации, во 
внутренних морских водах, в 
территориальном море и прилежащей 
зоне Российской Федерации» 
(зарегистрировано в Министерстве 
юстиции Российской Федерации 
01.07.2019 № 55089) 

Утверждена Методика расчета финансового обеспечения 
осуществления мероприятий, предусмотренных планом 
предупреждения и ликвидации разливов нефти и 
нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской 
Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном 
море и прилежащей зоне Российской Федерации, включая 
возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей 
среде, в том числе водным биоресурсам, жизни, здоровью и 
имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате 
разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе 
Российской Федерации, во внутренних морских водах, в 
территориальном море и прилежащей зоне Российской 
Федерации. 

1570 

Нормативный правовой акт

1

 

Краткое описание 

Приказ Министерства природных 
ресурсов и экологии Российской 
Федерации от 15.10.2019 №

 

681 «О 

внесении изменений в приложение 2 к 
Методике расчета минимального 
(стартового) размера разового платежа 
за пользование недрами, 
утвержденной приказом 
Министерства природных ресурсов и 
экологии Российской Федерации от 30 
сентября 2008 г. № 232» 
(зарегистрировано в Министерстве 
юстиции Российской Федерации 
25.02.2020 № 57603) 

Предусматривает установление единого значения коэффициента 
К

инфр

 для твердых полезных ископаемых, в том числе равное 1,0 

для всех сухопутных территорий Арктики. 

Обращение с отходами производства и потребления 

Указ Президента Российской 
Федерации от 14.01.2019 № 8 «О 
создании публично-правовой 
компании по формированию 
комплексной системы обращения с 
твердыми коммунальными отходами 
«Российский экологический 
оператор» 

Предусматривается создание публично-правовой компании по 
формированию комплексной системы обращения с твердыми 
коммунальными отходами «Российский экологический 
оператор», которая создается в целях формирования 
комплексной системы обращения с твердыми коммунальными 
отходами, обеспечения управления указанной системой, 
предотвращения вредного воздействия таких отходов на 
здоровье человека и окружающую среду, вовлечения их в 
хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и 
превращения во вторичные ресурсы для изготовления новой 
продукции и получения энергии, а также в целях 
ресурсосбережения. 
Функции и полномочия учредителя компании от имени 
Российской Федерации осуществляет Министерство природных 
ресурсов и экологии Российской Федерации. 

Постановление Правительства 
Российской Федерации от 21.02.2019 
№ 173 «О внесении изменений в 
пункт 5 постановления Правительства 
Российской Федерации от 17 октября 
2015 г. № 1110» 

В целях выполнения обязательств Российской Федерации, 
вытекающих из Базельской конвенции о контроле за 
трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 
Министерство промышленности и торговли Российской 
Федерации уполномочено выполнять обязательства в части 
выдачи лицензий на ввоз/ вывоз из Российской Федерации 
опасных отходов. 

Постановление Правительства 
Российской Федерации от 04.04.2019 
№ 396 «О публично-правовой 
компании по формированию 
комплексной системы обращения с 
твердыми коммунальными отходами 
«Российский экологический 
оператор» 

Утверждается Устав публично-правовой компании по 
формированию комплексной системы обращения с твердыми 
коммунальными отходами «Российский экологический 
оператор». Одновременно вводится Положение о 
наблюдательном совете ППК «Российский экологический 
оператор». 

Приказ Министерства природных 
ресурсов и экологии Российской 
Федерации от 14.05.2019 № 303 «Об 
утверждении Порядка формирования 
и изменения перечня объектов 
размещения твердых коммунальных 

Регламентирован порядок включения в перечень объектов 
размещения ТКО объектов, введенных в эксплуатацию до 
01.01.2019 и не имеющих документации, предусмотренной 
законодательством Российской Федерации. 
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, 
являющиеся правообладателем земельного участка, на котором 

1571 

Нормативный правовой акт

1

 

Краткое описание 

отходов на территории субъекта 
Российской Федерации и Порядка 
подготовки заключения Министерства 
природных ресурсов и экологии 
Российской Федерации о возможности 
использования объектов размещения 
твердых коммунальных отходов, 
введенных в эксплуатацию до 1 
января 2019 г. и не имеющих 
документации, предусмотренной 
законодательством Российской 
Федерации, для размещения твердых 
коммунальных отходов» 
(зарегистрировано в Министерстве 
юстиции Российской Федерации 
20.05.2019 №

 

54658) 

расположен объект размещения ТКО, направляют в 
уполномоченный орган исполнительной власти субъекта 
Российской Федерации заявление о включении объекта в 
перечень, в котором указывают, помимо прочего, сведения о 
ближайшем к объекту размещения ТКО населенном пункте и 
расстоянии до него, сведения о земельном участке, на котором 
располагается объект размещения ТКО, сведения о мощности 
объекта размещения ТКО. 
В приложении приводится рекомендуемый образец заявления. 

Федеральный закон от 17.06.2019 № 
141-ФЗ «О внесении изменений в 
Кодекс Российской Федерации об 
административных правонарушениях» 

Вводится административная ответственность за ряд 
правонарушений в области охраны окружающей среды и 
природопользования – в основном в области охраны 
окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, 
обработке, утилизации или обезвреживании отходов 
производства и потребления и при размещении отходов 
производства и потребления. 
В частности, самостоятельными составами стали: 
- неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов 
образования отходов производства и потребления и лимитов на 
их размещение или направлению таких проектов на утверждение 
в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена 
законодательством Российской Федерации (ч. 7 ст. 8.2 КоАП

3

); 

- превышение утвержденных лимитов на размещение отходов 
производства и потребления (ч. 8 ст. 8.2 КоАП

3

); 

- неисполнение обязанности по отнесению отходов производства 
и потребления I - V классов опасности к конкретному классу 
опасности для подтверждения такого отнесения или 
составлению паспортов отходов I – IV классов опасности (ч. 9 
ст. 8.2 КоАП

3

); 

- неисполнение обязанности по ведению учета в области 
обращения с отходами производства и потребления (ч. 10 ст. 8.2 
КоАП

3

); 

- неисполнение обязанности по проведению мониторинга 
состояния и загрязнения окружающей среды на территориях 
объектов размещения отходов производства и потребления и в 
пределах их воздействия на окружающую среду (ч. 11 ст. 8.2 
КоАП

3

); 

- неисполнение обязанности по проведению инвентаризации 
объектов размещения отходов производства и потребления (ч. 12 
ст. 8.2 КоАП

3

); 

- несоблюдение требований в области охраны окружающей 
среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый 
слой (ст. 8.2 КоАП

3

); 

1572 

Нормативный правовой акт

1

 

Краткое описание 

- несоблюдение требований в области охраны окружающей 
среды при производстве, обращении или обезвреживании 
потенциально опасных химических веществ, в том числе 
радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст. 8.2 
КоАП

3

); 

- несоблюдение требований в области охраны окружающей 
среды при обращении с отходами животноводства (ст. 8.2 
КоАП

3

); 

- нарушение порядка представления отчетности о выполнении 
нормативов утилизации отходов от использования товаров или 
деклараций о количестве выпущенных в обращение на 
территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, 
включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих 
утилизации после утраты ими потребительских свойств, 
реализованных для внутреннего потребления на территории 
Российской Федерации за предыдущий календарный год 
(непредставление или несвоевременное представление – ч. 1 ст. 
8.5 КоАП

3

; представление в неполном объеме либо отчетности, 

содержащей недостоверные сведения, – ч. 2 ст. 8.5 КоАП

3

); 

- неисполнение обязанности по проведению контроля за 
состоянием объекта размещения отходов производства и 
потребления и его воздействием на окружающую среду или 
проведению работ по восстановлению (рекультивации или 
консервации) нарушенных земель после окончания 
эксплуатации объекта размещения отходов производства и 
потребления (ч. 3 ст. 8.7 КоАП

3

); 

применение твердых коммунальных отходов для рекультивации 
земель и карьеров (ч. 4 ст. 8.7 КоАП

3

); 

неуплата в установленные сроки сбора по каждой группе 
товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате 
производителями товаров, импортерами товаров, которые не 
обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от 
использования товаров (ст. 8.41 КоАП

3

). 

Постановление Правительства 
Российской Федерации от 24.10.2019 
№ 1363 «Об утверждении формы 
типового договора на оказание услуг 
по обращению с отходами I и II 
классов опасности» 

Утверждена форма типового договора на оказание услуг по 
обращению с чрезвычайно опасными и высокоопасными 
отходами: в соответствии с Федеральным законом «Об отходах 
производства и потребления» при отсутствии у юридических 
лиц и ИП объектов по обезвреживанию и (или) размещению 
отходов I (чрезвычайно опасные) и II (высокоопасные) классов, 
указанные лица передают данные отходы федеральному 
оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по 
обращению с отходами I и II классов опасности. 

Постановление Правительства 
Российской Федерации от 29.10.2019 
№ 1386 «О внесении изменений в 
Основы ценообразования в области 
обращения с твердыми 
коммунальными отходами» 

Скорректирован порядок расчета необходимой валовой выручки 
регулируемых организаций в сфере обращения с ТКО. В 
частности, уточняется порядок расчета в структуре валовой 
выручки регулируемой организации в сфере обращения с ТКО 
расходов на оплату труда, расходов на амортизацию, расходов 
на капитальные вложения, расчетной предпринимательской 
прибыли. 

Федеральный закон от 27.12.2019 № 
450-ФЗ «О внесении изменений в 

Вводится понятие «энергетическая утилизация» – использование 
ТКО в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных 

1573 

Нормативный правовой акт

1

 

Краткое описание 

отдельные законодательные акты 
Российской Федерации» 

энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных 
компонентов на объектах обработки. Данный вид утилизации 
отнесен к регулируемым видам деятельности в области 
обращения с ТКО. Тариф на энергетическую утилизацию 
подлежит регулированию. 
Корректируется понятие обезвреживания отходов. 
Кроме того, устанавливается, что средства в объеме 
поступившего в федеральный бюджет экологического сбора 
предоставляются для выполнения нормативов утилизации 
отходов от использования товаров, обязанность по утилизации 
которых исполнена производителями и импортерами путем 
уплаты экологического сбора. 
К объектам государственной экологической экспертизы 
федерального уровня отнесена проектная документация 
объектов капитального строительства, используемых для 
утилизации ТКО в качестве возобновляемого источника энергии 
(вторичных энергетических ресурсов). 
Юридические лица и ИП, осуществляющие деятельность на 
объектах III категории, представляют отчетность об 
образовании, утилизации, обезвреживании и размещении 
отходов в составе отчета об организации и о результатах 
осуществления производственного экологического контроля в 
порядке и сроки, которые определены законодательством в 
области охраны окружающей среды. 

Использование и охрана почв и земельных ресурсов 

Приказ Министерства сельского 
хозяйства Российской Федерации от 
01.03.2019 № 87 «Об утверждении 
методики определения страховой 
стоимости и размера утраты (гибели) 
урожая сельскохозяйственной 
культуры и посадок многолетних 
насаждений и методики определения 
страховой стоимости и размера 
утраты (гибели) 
сельскохозяйственных животных» 
(зарегистрировано в Министерстве 
юстиции Российской Федерации 
21.03.2019 № 54118) 

Обновлены методики определения страховой стоимости и 
размера утраты (гибели) урожая с/х культур и посадок 
многолетних насаждений, а также животных. 
В новых методиках учтены изменения, предусмотренные 
Федеральным законом от 27.12.2018 № 563-ФЗ. 
Признается утратившим силу одноименный Приказ 
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 
16.11.2017 № 578. 

Приказ Росреестра от 18.06.2019 № 
П/0240 «Об утверждении 
Административного регламента 
осуществления Федеральной службой 
государственной регистрации, 
кадастра и картографии 
государственного земельного 
надзора» (зарегистрировано в 
Министерстве юстиции Российской 
Федерации 06.11.2019 № 56420), а 
также Приказ Министерства 
экономического развития Российской 

Регламентировано проведение государственного земельного 
надзора. 
Новый административный регламент определяет порядок 
осуществления Росреестром, его территориальными органами 
государственного земельного надзора. 
Срок проведения как выездной, так и документарной проверки 
(с даты начала проверки и до даты составления акта проверки) в 
отношении юридических лиц, индивидуальных 
предпринимателей, граждан, органов государственной власти, 
органов местного самоуправления не может превышать 20 
рабочих дней. Срок проведения плановой проверки в отношении 
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, 

1574 

Нормативный правовой акт

1

 

Краткое описание 

Федерации от 19.06.2019 № 338 «О 
признании утратившими силу 
приказов Министерства 
экономического развития Российской 
Федерации от 20 июля 2015 г. № 486 и 
от 15 февраля 2017 г. № 58» 
(зарегистрировано в Министерстве 
юстиции Российской Федерации 
06.11.2019 № 56419) 

использующих земельные участки, отнесенные к категории 
умеренного риска, не может превышать 17 рабочих дней. 
В отношении одного субъекта малого предпринимательства 
общий срок проведения плановых выездных проверок не может 
превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов – для 
микропредприятия в год. 
В исключительных случаях, срок проведения выездной 
плановой проверки может быть продлен. 
Утрачивает силу Приказ Министерства экономического 
развития Российской Федерации от 20.07.2015 № 486, которым 
был утвержден ранее применявшийся административный 
регламент. 

Приказ Россельхознадзора от 
08.07.2019 № 662 «Об утверждении 
административного регламента 
Федеральной службы по 
ветеринарному и фитосанитарному 
надзору по осуществлению 
государственного земельного надзора 
на землях сельскохозяйственного 
назначения, оборот которых 
регулируется Федеральным законом 
«Об обороте земель 
сельскохозяйственного назначения» 
(зарегистрировано в Министерстве 
юстиции Российской Федерации 
07.11.2019 № 56442), а также Приказ 
Министерства сельского хозяйства 
Российской Федерации от 11.07.2019 
№ 399 «О признании утратившим 
силу приказа Министерства сельского 
хозяйства Российской Федерации от 
27 декабря 2016 г. № 591 «Об 
утверждении Административного 
регламента исполнения Федеральной 
службой по ветеринарному и 
фитосанитарному надзору 
государственной функции по 
осуществлению государственного 
земельного надзора на землях 
сельскохозяйственного назначения, 
оборот которых регулируется 
Федеральным законом «Об обороте 
земель сельскохозяйственного 
назначения» (зарегистрировано в 
Министерстве юстиции Российской 
Федерации 07.11.2019 № 56441) 

Регламентирован новый порядок проведения 
Россельхознадзором и его территориальными органами 
государственного земельного надзора на землях 
сельскохозяйственного назначения, оборот которых 
регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ 
«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». 
Общий срок проведения выездной или документарной проверки 
(плановой или внеплановой) (с даты начала проверки и до даты 
составления акта проверки) не может превышать 20 рабочих 
дней, при этом срок проведения выездной плановой проверки 
может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней. 
В отношении одного субъекта малого предпринимательства 
общий срок проведения плановой выездной проверки не может 
превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для 
микропредприятия в год. 
Утрачивает силу Приказ Министерства сельского хозяйства 
Российской Федерации от 27.12.2016 № 591, которым утвержден 
ранее применявшийся административный регламент. 

Арктическая зона Российской Федерации 

Указ Президента Российской 
Федерации от 26.02.2019 № 78 «О 
совершенствовании государственного 

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего 
Востока переименовано в Министерство Российской Федерации 
по развитию Дальнего Востока и Арктики. 

1575 

Нормативный правовой акт

1

 

Краткое описание 

управления в сфере развития 
Арктической зоны Российской 
Федерации» 

На новое министерство возложены дополнительно функции по 
выработке государственной политики и нормативно-правовому 
регулированию в сфере развития Арктической зоны Российской 
Федерации. 
Соответствующие изменения внесены в Структуру федеральных 
органов исполнительной власти, утвержденную Указом 
Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № 215. 

Примечания: 

1 – в порядке вступления нормативно-правовых актов в силу 

2 – Уголовный кодекс Российской Федерации 

3 – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 

Источник: составлено на основании данных нормативно-правовых актов. СПС КонсультантПлюс 

// URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.07.2020) 

 

Несмотря на большой объем качественных улучшений в сфере природоохранного 

регулирования  в  2019  г.,  в  2020  г.  также  запланирован  ряд  мер  по  дальнейшему 

совершенствованию в данной сфере.   

15.3.1 Охрана окружающей среды 

В рамках совершенствования природоохранного законодательства в сфере охраны 

окружающей среды в 2020 г. планируется: 

- продолжение работы по повышению ставок экологического сбора в целях усиления 

их стимулирующей роли; 

-  обновление  порядка  возмещения  вреда,  причиняемого  тяжеловесными 

транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда; 

- разъяснение вопроса о проведении инвентаризации сбросов загрязняющих веществ 

в окружающую среду; 

-  рассмотрение  вопроса  об  утверждении  нормативов  допустимых  сбросов  в 

отношении  объектов,  оказывающих  негативное  воздействие  на  окружающую  среду,  в 

зависимости от их категории; 

-  разъяснение  вопроса  перечисления  платы  за  негативное  воздействие  на 

окружающую среду; 

-  разъяснение  вопроса  об  определении  платежной  базы  при  исчислении  платы  за 

негативное воздействие на окружающую среду в отношении объектов IV категории; 

- уточнение порядка расчета размера вреда, причиненного недрам; 

-  разъяснение  вопроса  о  порядке  выдачи  документов  на  временно  разрешенные 

выбросы и сбросы. 

1576 

Указанный перечень не является исчерпывающим, либо закрытым. Планируется, что 

правотворческий  процесс  обеспечит  комплексное  совершенствование  нормативного 

регулирования в сфере охраны окружающей среды в 2020 г.  

15.3.2 Недропользование 

В  рамках  совершенствования  природоохранного  законодательства  в  сфере 

недропользования в 2020 г. планируется: 

-  корректирование  условий  освобождения  от  уплаты  вывозной  таможенной 

пошлины в отношении сырой нефти; 

- актуализация порядка проведения аукционов; 

- установление ставок коэффициентов-дефляторов к ставке НДПИ; 

-  регулирование  организаций,  работающих  с  углеводородным  сырьем  в  сфере 

утверждения планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; 

 

-  актуализация  порядка  предоставления  Роснедрами  государственной  услуги  по 

выдаче разрешений на строительство объекта капитального строительства, строительство 

или  реконструкция  которого  осуществляется  на  земельном  участке,  предоставленном 

пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами; 

 

-  актуализация  порядка  предоставления  Роснедрами  государственной  услуги  по 

выдаче разрешений на строительство объекта капитального строительства, строительство 

или  реконструкция  которого  осуществляется  на  земельном  участке,  предоставленном 

пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами. 

Перечень планируемых в 2020 г. мер законодательного регулирования не является 

исчерпывающим 

– государственные 

органы 

обеспечивают 

как 

своевременное 

реагирование на вызовы, обусловленные внешними факторами, так и плановое стремление 

к совершенствованию нормативно-правовых актов и правоприминительной практики.  

15.4 Экологическое нормирование 

Согласно  Федеральному  закону  от  10.01.2002  №  7-ФЗ    от  31.07.2020)  «Об 

охране  окружающей  среды»,  нормирование  в  области  охраны  окружающей  среды 

осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и 

обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной 

и  (или)  иной  деятельности  для  предотвращения  и  (или)  снижения  ее  негативного 

воздействия на окружающую среду. 

1577 

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении 

нормативов  качества  окружающей  среды,  нормативов  допустимого  воздействия  на 

окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности. 

Разработка нормативов в области охраны окружающей среды включает в себя: 

-  проведение  научно-исследовательских  работ  для  обоснования  нормативов  в 

области охраны окружающей среды; 

-  установление  оснований  для  разработки  или  пересмотра  нормативов  в  области 

охраны окружающей среды; 

- утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в 

установленном порядке; 

-  оценку  и  прогнозирование  экологических,  социальных,  экономических 

последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды. 

Дифференциация  подходов  к  нормированию  воздействия  на  окружающую  среду 

базируется на делении всех объектов хозяйственной деятельности на четыре категории:  

1)  объекты  I  категории,  оказывающие  значительное  негативное  воздействие  на 

окружающую среду и относящиеся к областям применения НДТ;  

2)  объекты  II  категории,  оказывающие  умеренное  негативное  воздействие  на 

окружающую среду;  

3) объекты III категории, оказывающие незначительное негативное воздействие на 

окружающую среду;  

4)  объекты  IV  категории,  оказывающие  минимальное  негативное  воздействие  на 

окружающую среду. 

Критериями  для  указанной  категоризации  являются  уровни  воздействия  на 

окружающую  среду;  токсичность,  канцерогенные  и  мутагенные  свойства  загрязняющих 

веществ,  содержащихся  в  выбросах  и  сбросах,  а  также  классы  опасности  отходов 

производства  и  потребления;  классификация  промышленных  объектов  и  производств; 

особенности  осуществления  деятельности  в  области  использования  атомной  энергии.  В 

соответствии с перечисленными критериями производится отнесение объектов к I, II, III и 

IV категориям.

 

Все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, 

подлежат постановке на государственный учет. 

В отношении результатов учета объектов, оказывающих негативное воздействие на 

окружающую среду, количество таких объектов увеличилось по сравнению с 2018 г. (см. 

Таблицу 15.17). 

 

1578 

Таблица  15.17  –  Количество  объектов,  оказывающих  негативное  воздействие  на 

окружающую среду 

Категория 

Количество объектов в 2018 г. 

Количество объектов в 2019 г. 

I категория 

7469 

7493 

II категория 

28010 

30210 

III категория 

49484 

55958 

IV категория 

8403 

8844 

Всего 

93366 

102505 

Источник: данные Росприроднадзора 

 

По  состоянию  на  31.12.2019  количество  объектов,  оказывающих  негативное 

воздействие  на  окружающую  среду  и  подлежащих  федеральному  государственному 

экологическому надзору, составляло 102 505 объектов (см. Таблицу 15.18). 

Таблица  15.18 –  Количество  объектов,  оказывающих  негативное  воздействие  на 

окружающее среду, распределенное по степени риска (2019 г.) 

Всего 

Чрезвычайно-

высокий риск 

Высокий 

риск 

Значительный 

риск 

Средний 

риск 

Умеренный 

риск 

Низкий 

риск 

102 505 

323 

3 386 

11 331 

28 133 

46 296 

13 036 

Источник: данные Росприроднадзора

 

 

Всего за 2019 г. в федеральный реестр Росприроднадзора на государственный учет 

поставлено: 

-

 

I категория – 365 объектов; 

-

 

II категория – 1814 объектов; 

-

 

III категория – 4 498 объектов; 

-

 

IV категория – 469 объектов. 

Поскольку  нормирование  в  области  окружающей  среды  –  относительно  новое 

направление  законодательного  регулирования,  в  данной  сфере  проводится  непрерывное 

совершенствование нормативно-правовых актов. 

В  2019  г.  были  установлены  новые  требования  к  организации  производственного 

контроля  за  соблюдением  нормативов  выбросов  и  сбросов  загрязняющих  веществ. 

Согласно  п.  9  ст.  67  Федерального  закона  «Об  охране  окружающей  среды»  с  2019  г.  на 

объектах  I  категории  стационарные  источники,  перечень  которых  устанавливается 

Правительством  Российской  Федерации,  должны  быть  оснащены  автоматическими 

средствами  измерения  и  учета  объема  или  массы  выбросов  и  сбросов  загрязняющих 

веществ  и  их  концентрации,  а  также  техническими  средствами  фиксации  и  передачи 

1579 

информации об объеме и (или) о массе выбросов и сбросов загрязняющих веществ, об их 

концентрации  в  государственный  фонд  данных  государственного  экологического 

мониторинга. Аналогичные требования установлены п. 4 ст. 25 Федерального закона «Об 

охране атмосферного воздуха».  

Применение  наилучших  доступных  технологий  направлено  на  комплексное 

предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.  

Федеральный  закон  от  27.12.2019  №  453-ФЗ  дополнил  ст.  11  ФЗ  «Об  охране 

окружающей  среды»  следующей  формулировкой:  «соответствие  технологических 

процессов, оборудования, технических способов, методов, планируемых к применению на 

объекте,  оказывающем  негативное  воздействие  на  окружающую  среду,  наилучшим 

доступным  технологиям  определяется  при  одобрении  проекта  программы  повышения 

экологической  эффективности  в  порядке,  предусмотренном  пунктом  8  статьи  67.1 

настоящего Федерального закона». 

В свою очередь, Приказом Минпромторга от 23.08.2019 № 3134 были утверждены 

методические рекомендации по определению технологии в качестве наилучшей доступной 

технологии. 

Согласно  утвержденным  методическим  рекомендациям,  наилучшие  допустимые 

технологии определяются на базе 5 следующих критериев: 

а) наименьший уровень негативного воздействия на окружающую среду в расчете на 

единицу  времени  или  объем  производимой  продукции  (товара),  выполняемой  работы, 

оказываемой услуги либо уровень, соответствующий другим показателям воздействия на 

окружающую  среду,  предусмотренным  международными  договорами  Российской 

Федерации; 

б) экономическая эффективность внедрения и эксплуатации; 

в) применение ресурсо- и энергосберегающих методов; 

г) период внедрения; 

д)  промышленное  внедрение  технологических  процессов,  оборудования, 

технических  способов,  методов  на  2  или  более  объектах  в  Российской  Федерации, 

оказывающих  негативное  воздействие  на  окружающую  среду  и  относящихся  к  области 

применения наилучших допустимых технологий. 

В  случае,  если  свидетельства  промышленного  внедрения  на  двух  объектах 

(предприятиях),  функционирующих  в  Российской  Федерации,  отсутствуют,  технологию 

рекомендуется включать в перечень перспективных технологий, которые пока не получили 

достаточного распространения. Как правило, к таким технологиям относятся технологии, в 

1580 

отношении  которых  проводятся  научно-исследовательские  и  опытно-конструкторские 

работы или осуществляется их опытно-промышленное внедрение. 

При  оценке  выбросов  загрязняющих  веществ  в  воздух  и  их  сбросов  в  водные 

объекты рекомендуется учитывать: 

а) массу выбросов или сбросов загрязняющих веществ; 

б)  сведения  о  выбросах  и  сбросах  загрязняющих  веществ,  характеризующихся 

высокой  стойкостью,  биоаккумуляцией,  токсическими  и  канцерогенными  эффектами, 

рассматриваются  как  приоритетные  в  связи  с  возможностью  их  переноса  на  дальние 

расстояния (в том числе трансграничным переносом); 

в)  возможность  сокращения  выбросов  загрязняющих  веществ,  сбросов 

загрязняющих веществ с использованием природоохранного оборудования; 

г)  характер  последствий  воздействия  -  долгосрочные  необратимые  воздействия 

требует дополнительного внимания. 

Федеральным  агентством  по  техническому  регулированию  и  метрологии 

(Росстандарт)  в  2015-2017  гг.  утвержден  и  опубликован  51  справочник  наилучших 

доступных  технологий  в  соответствии  с  поэтапным  графиком  (Распоряжение 

Правительства  Российской  Федерации  от  31.10.2014  №  2178-р).  В  2019  г.  Росстандарт 

провел работу по актуализации справочников наилучших доступных технологий. Так, были 

опубликованы следующие справочники (всего – 7): 

-  ИТС  46-2019  «Сокращение  выбросов  загрязняющих  веществ,  сбросов 

загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)»; 

-  ИТС  2-2019  «Производство  аммиака,  минеральных  удобрений  и  неорганических 

кислот»; 

- ИТС 3-2019 «Производство меди»; 

- ИТС 10-2019 «Очистка сточных вод с использованием централизованных систем 

водоотведения поселений, городских округов»; 

-

 

ИТС 11-2019 «Производство алюминия»; 

- ИТС 12-2019 «Производство никеля и кобальта»; 

- ИТС 18-2019 «Производство основных органических химических веществ»; 

-  ИТС  46-2019  «Сокращение  выбросов  загрязняющих  веществ,  сбросов 

загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)» 

Также в рамках реализации Программы национальной стандартизации на 2019 г. с 

целью  совершенствования  работ  по  стандартизации  в  области  наилучших  доступных 

технологий в 2019 г. утвержден ряд национальных стандартов:  

1581 

- ГОСТ Р 56828.45-2019 «Наилучшие доступные технологии. Производство цемента. 

Производственный экологический контроль»;  

- ГОСТ Р 56828.46-2019 «Наилучшие доступные технологии. Производство цемента. 

Порядок подготовки заявки на комплексное экологическое разрешение»;  

- ГОСТ Р 56828.47-2019 «Наилучшие доступные технологии. Производство цемента. 

Выбор маркерных показателей для выбросов в атмосферу от промышленных источников»; 

- ГОСТ Р 113.00.01-2019 «Наилучшие доступные технологии. Система стандартов 

наилучших доступных технологий. Общие положения»; 

-  ГОСТ  Р  113.00.02-2019  «Наилучшие  доступные  технологии.  Методические 

рекомендации  по  построению  структуры  оценки  технологических  процессов, 

оборудования, технических способов и методов в части выполнения требований наилучших 

доступных технологий»; 

-  ГОСТ  Р  113.00.03-2019  «Наилучшие  доступные  технологии.  Структура 

информационно-технического справочника»; 

-  ГОСТ  Р  113.05.01-2019  «Наилучшие  доступные  технологии.  Производство 

листового стекла. Порядок подготовки заявки на комплексное экологическое разрешение»;  

-  ГОСТ  Р  113.15.01-2019  «Наилучшие  доступные  технологии.  Рекомендации  по 

обработке,  утилизации  и  обезвреживанию  органических  отходов  сельскохозяйственного 

производства»; 

-  ГОСТ  Р  113.37.01-2019  «Наилучшие  доступные  технологии.  Системы 

автоматического  контроля  и  учета  сбросов  загрязняющих  веществ  в  угольной 

промышленности в водные объекты. Основные требования»; 

-  ГОСТ  Р  113.38.01-2019  «Наилучшие  доступные  технологии.  Малые  котельные. 

Стандартные правила»; 

-  ГОСТ  Р  113.38.02-2019  «Наилучшие  доступные  технологии.  Методические 

рекомендации  по  оценке  затрат  предприятий  электроэнергетики  по  снижению  выбросов 

загрязняющих  веществ  для  достижения  ими  технологических  показателей  наилучших 

доступных технологий»; 

-  ГОСТ  Р  113.41.01-2019  «Наилучшие  доступные  технологии.  Интенсивное 

разведение свиней. Рекомендации по производственному экологическому контролю»; 

-  ГОСТ  Р  113.42.01-2019  «Наилучшие  доступные  технологии.  Интенсивное 

разведение  сельскохозяйственной  птицы.  Рекомендации  по  производственному 

экологическому контролю».  

Вместе с тем, в рамках профильного технического комитета по стандартизации № 

366  «Зеленые»  технологии  среды  жизнедеятельности  и  «зеленая»  инновационная 

1582 

продукция»  (ТК  366)  в  2019  году  разработаны  окончательные  редакции  5  проектов 

национальных  стандартов  с  последующим  их  утверждением  приказами  Росстандарта  в 

2020 году:  

- ГОСТ Р 58875-2020 «Зеленые» стандарты. Озеленяемые и эксплуатируемые крыши 

зданий и сооружений. Технические и экологические требования»;  

ПНСТ 

406-2020 

«Зеленые» 

стандарты. 

Модули 

фотоэлектрические 

монокристаллические. Критерии и показатели для подтверждения соответствия «зеленой» 

продукции»; 

-  ПНСТ  407-2020  «Зеленые»  стандарты.  Нанодисперсии  стирол-акриловые. 

Критерии и показатели для подтверждения соответствия «зеленой» продукции»; 

-  ПНСТ  408-2020  «Зеленые»  стандарты.  Материалы  наномодифицированные 

лакокрасочные с антибактериальным эффектом. Критерии и показатели для подтверждения 

соответствия «зеленой» продукции; 

-  ПНСТ  409-2020  «Зеленые»  стандарты.  Приборы  осветительные  для  объектов 

недвижимости.  Критерии  и  показатели  для  подтверждения  соответствия  «зеленой» 

продукции. 

15.5 Государственная экологическая экспертиза 

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ) «Об экологической 

экспертизе»,  под  экологической  экспертизой  понимается  установление  соответствия 

документов  и  (или)  документации,  обосновывающих  намечаемую  в  связи  с  реализацией 

объекта  экологической  экспертизы  хозяйственную  и  иную  деятельность,  экологическим 

требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области 

охраны  окружающей  среды,  в  целях  предотвращения  негативного  воздействия  такой 

деятельности на окружающую среду. 

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным 

органом  исполнительной  власти  в  области  экологической  экспертизы  и  органами 

государственной власти субъектов Российской Федерации. 

Объектами государственной экологической экспертизы являются: 

-  проекты  нормативно-технических  и  инструктивно-методических  документов  в 

области  охраны  окружающей  среды,  утверждаемых  органами  государственной  власти 

Российской Федерации; 

-  проекты  федеральных  целевых  программ,  предусматривающих  строительство  и 

эксплуатацию  объектов  хозяйственной  деятельности,  оказывающих  воздействие  на 

1583 

окружающую  среду,  в  части  размещения  таких  объектов  с  учетом  режима  охраны 

природных объектов; 

- проекты соглашений о разделе продукции; 

-  материалы  обоснования  лицензий  на  осуществление  отдельных  видов 

деятельности,  оказывающих  негативное  воздействие  на  окружающую  среду,  в 

соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  в  области  использования 

атомной энергии; 

- проекты технической документации на новые технику, технологию, использование 

которых  может  оказать  воздействие  на  окружающую  среду,  а  также  технической 

документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду; 

-  материалы  комплексного  экологического  обследования  участков  территорий, 

обосновывающие  придание  этим  территориям  правового  статуса  зоны  экологического 

бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации и др.  

Полный перечень объектов государственной экологической экспертизы установлен 

в ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе».  

В 2019  г. центральный аппарат Росприроднадзора завершил 131 государственную 

экологическую  экспертизу:  дано  105  положительных  и  26  отрицательных  заключений. 

Территориальными  органами  Росприроднадзора  завершено  1254  государственных 

экологических  экспертизы:  дано  1088  положительных  и  166  отрицательных  заключений 

(см. Таблицу 15.19).  

Таблица 15.19 – Объекты государственной экологической экспертизы  

Объекты государственной экологической экспертизы  
(ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе») 

Центральный 

аппарат 

Территориальные 

аппараты 

п.  1 
ст. 
11 

Проекты нормативно-технических и инструктивно-
методических документов в области охраны окружающей 
среды, утверждаемых органами государственной власти 
Российской Федерации 

п.  4 
ст. 
11 

Материалы обоснования лицензий на осуществление 
отдельных видов деятельности, оказывающих негативное 
воздействие на окружающую среду, в соответствии с 
законодательством Российской Федерации в области 
использования атомной энергии 

50 

п.  5 
ст. 
11 

Проекты технической документации на новые технику, 
технологию, использование которых может оказать 
воздействие на окружающую среду, а также технической 
документации на новые вещества, которые могут 
поступать в природную среду 

27 

246 

п  7. 
ст. 
11 

Объекты государственной экологической экспертизы, 
указанные в Федеральном законе «О континентальном 
шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 N 187-ФЗ, 
Федеральном законе «Об исключительной экономической 
зоне Российской Федерации» от 17.12.1998 N 191-ФЗ, 

25 

176 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..