ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РФ в 2019 году (глава 15-20) - часть 5

 

  Главная      Книги - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РФ в 2019 году (глава 15-20)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РФ в 2019 году (глава 15-20) - часть 5

 

 

1584 

Объекты государственной экологической экспертизы  
(ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе») 

Центральный 

аппарат 

Территориальные 

аппараты 

Федеральном законе «О внутренних морских водах, 
территориальном море и прилежащей зоне Российской 
Федерации» от 31.07.1998 N 155-ФЗ 

 

п 
7.1 
ст. 
11 

Проектная документация объектов капитального 
строительства, предполагаемых к строительству, 
реконструкции в границах особо охраняемых природных 
территорий федерального значения, а также проектная 
документация особо опасных, технически сложных и 
уникальных объектов, объектов обороны страны и 
безопасности государства, строительство, реконструкцию 
которых предполагается осуществлять в границах особо 
охраняемых природных территорий регионального и 
местного значения, в случаях, если строительство, 
реконструкция таких объектов в границах особо 
охраняемых природных территорий допускается 
федеральными законами и законами субъектов 
Российской Федерации 

276 

п. 
7.2 
ст. 
11 

Проектная документация объектов, используемых для 
размещения и(или) обезвреживания отходов I-V классов 
опасности, в том числе проектная документация на 
строительство, реконструкцию объектов,, используемых 
для обезвреживания и (или) размещения отходов I-V 
классов опасности, а также проекты выводы из 
эксплуатации указанных объектов, проекты 
рекультивации земель, нарушенных при размещении 
отходов I-V классов опасности, и земель, используемых, 
но не предназначенных для размещения отходов I-V 
классов опасности 

17 

238 

п. 
7.5 
ст. 
11 

Проектная документация объектов капитального 
строительства, относящихся в соответствии с 
законодательством в области охраны окружающей среды 
к объектам I категории, за исключением проектной 
документации буровых скважин, создаваемых на 
земельном участке, предоставленном пользователю недр 
и необходимом для регионального геологического 
изучения, геологического изучения, разведки и добычи 
нефти и природного газа 

25 

188 

п. 
7.6 
ст. 
11 

Материалы обоснования комплексного экологического 
разрешения, разрабатываемые в соответствии с 
законодательством в области охраны окружающей среды, 
в  случае, если указанные материалы не содержат 
информацию о наличии положительного заключения 
государственной экспертизы, проведенной в  отношении 
объектов, указанных в подпункте 7.5 данной статьи 

15 

п.  8 
ст. 
11 

Объект государственной экологической экспертизы, 
указанный в настоящей статье и ранее получивший 
положительное заключение государственной 
экологической экспертизы 

50 

Источник: данные Росприроднадзора 

 

1585 

С  25.12.2018  г.  вступили  в  силу  изменения  относительно  сроков  проведения 

государственной  экологической  экспертизы:  согласно  новой  редакции,  срок  проведения 

государственной  экологической  экспертизы  не  может  превышать  2  месяцев.  Ранее  срок 

составлял 3 месяца. Продлить срок экспертизы можно на 1 месяц по заявлению заказчика. 

Таким  образом,  вышеупомянутые  государственные  экологические  экспертизы 

проводились в новых условиях относительно сроков их проведения. 

C  01.01.2019  г.  вступили  в  силу  изменения  в  п.  7.5  ст.  11  ФЗ  «Об  экологической 

экспертизе»  о  требованиях  о  проведении  государственной  экологической  экспертизы 

объектов I категории (внесены Федеральным законом от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ). 

Одновременно начали действовать переходные нормы: положения подп. 7.5 ст. 11 

не  применяются  к  проектной  документации  объектов  капитального  строительства, 

относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к 

объектам I категории, в случаях: 

- если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство 

выдано до 01.012019 г.; 

-  если  проектная  документация  таких  объектов  представлена  на  экспертизу 

проектной  документации  или  на  указанную  проектную  документацию  получено 

заключение такой экспертизы до 01.01.2019 г.; 

-  если  подготовка  проектной  документации  таких  объектов  предусмотрена 

подготовленной,  согласованной  и  утвержденной  в  соответствии  с  законодательством  о 

недрах  до 1 января 2019 г. проектной документацией на выполнение  работ, связанных с 

пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа. 

При составлении заявки на получение комплексного экологического разрешения в 

отношении  перечисленных  объектов  не  включается  информация  о  положительном 

заключении  государственной  экологической  экспертизы,  если  получение  такого 

заключения в соответствии с законодательством об экологической экспертизе до 01.01.2019 

г. не требовалось. 

Помимо отмеченных изменений, в 2019 г. продолжилась активная правотворческая 

работа  по  совершенствованию  законодательства  в  сфере  государственной  экологической 

экспертизы – ФЗ «Об экологической экспертизе» прошел 3 редакции.  

15.6 Государственный экологический мониторинг 

Государственный  экологический  мониторинг  (государственный  мониторинг 

окружающей среды) ставит своей целью обеспечение охраны окружающей среды. 

1586 

Государственный  экологический  мониторинг  осуществляется  в  рамках  единой 

системы  государственного  экологического  мониторинга  (государственного  мониторинга 

окружающей  среды)  федеральными  органами  исполнительной  власти,  органами 

государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  в  соответствии  с  их 

компетенцией,  установленной  законодательством  Российской  Федерации,  посредством 

создания  и  обеспечения  функционирования  наблюдательных  сетей  и  информационных 

ресурсов  в  рамках  подсистем  единой  системы  государственного  экологического 

мониторинга  (государственного  мониторинга  окружающей  среды),  а  также  создания  и 

эксплуатации  уполномоченным  Правительством  Российской  Федерации  федеральным 

органом исполнительной власти государственного фонда данных. 

 Задачами  единой  системы  государственного  экологического  мониторинга 

(государственного мониторинга окружающей среды) являются:  

-  регулярные  наблюдения  за  состоянием  окружающей  среды,  в  том  числе 

компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в 

них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды; 

-  хранение,  обработка  (обобщение,  систематизация)  информации  о  состоянии 

окружающей среды; 

-  анализ  полученной  информации  в  целях  своевременного  выявления  изменений 

состояния  окружающей  среды  под  воздействием  природных  и  (или)  антропогенных 

факторов, оценка и прогноз этих изменений; 

- обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, 

юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии 

окружающей среды. 

Положение  о  государственном  экологическом  мониторинге  (государственном 

мониторинге  окружающей  среды)  и  государственном  фонде  данных  государственного 

экологического  мониторинга  (государственного  мониторинга  окружающей  среды) 

утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2013 № 681. 

Функционирование единой системы государственного экологического мониторинга 

в 

Российской 

Федерации 

обеспечивается 

путем 

взаимодействия 

подсистем 

государственного экологического мониторинга (см. Таблицу 15.20). 

Таблица  15.20  –  Подсистемы  единой  системы  государственного  экологического 

мониторинга 

№  Подсистема 

Уполномоченный орган 

Нормативный правовой акт 

Государственный 
мониторинг состояния 

Росгидромет с участием других 
федеральных органов 
исполнительной власти, 

Постановление Правительства 
Российской Федерации от 06.06.2013 
№ 477 «Об осуществлении 

1587 

№  Подсистема 

Уполномоченный орган 

Нормативный правовой акт 

и загрязнения 
окружающей среды 

уполномоченных на 
осуществление государственного 
экологического мониторинга, 
органов исполнительной власти 
субъектов Российской 
Федерации и Государственной 
корпорацией по атомной энергии 
«Росатом»

1

 

государственного мониторинга 
состояния и загрязнения окружающей 
среды» 

Государственный 
мониторинг 
атмосферного воздуха 

Росгидромет с участием других 
уполномоченных в области 
охраны окружающей среды 
федеральных органов 
исполнительной власти, другими 
органами исполнительной 
власти

1

 

Ст. 23 Федерального закона от 
04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране 
атмосферного воздуха» 

Государственный 
мониторинг 
радиационной 
обстановки на 
территории Российской 
Федерации 

Росгидромет, федеральные 
органы исполнительной власти, 
осуществляющие 
государственное управление 
использованием атомной 
энергии, Государственная 
корпорация по атомной энергии 
«Росатом»

1

 

Постановление Правительства 
Российской Федерации от 10.07.2014 
№ 639 «О государственном 
мониторинге радиационной 
обстановки на территории Российской 
Федерации» 

Государственный 
мониторинг земель (за 
исключением земель 
сельскохозяйственного 
назначения) 

Росреестр с участием органов 
исполнительной власти 
субъектов Российской 
Федерации

1

 

Приказ Минэкономразвития от 
26.12.2014 № 852 «Об утверждении 
Порядка осуществления 
государственного мониторинга 
земель, за исключением земель 
сельскохозяйственного назначения» 

Государственный 
мониторинг земель 
сельскохозяйственного 
назначения 

Минсельхоз и подведомственные 
ему федеральные 
государственные бюджетные 
учреждения 

Приказ Минсельхоза от 24.12.2015 № 
664 «Об утверждении Порядка 
осуществления государственного 
мониторинга земель 
сельскохозяйственного назначения» 

Государственный 
мониторинг объектов 
животного мира 

Министерство природных 
ресурсов и экологии Российской 
Федерации с участием органов 
исполнительной власти 
субъектов Российской 
Федерации, а также 
природоохранных учреждений, 
предусмотренных 
законодательством об ООПТ

1

 

Приказ Министерства природных 
ресурсов и экологии Российской 
Федерации от 22.12.2011 № 963 «Об 
утверждении Порядка ведения 
государственного учета, 
государственного кадастра и 
государственного мониторинга 
объектов животного мира» 

Государственный 
мониторинг 
охотничьих ресурсов и 
среды их обитания 

Министерство природных 
ресурсов и экологии Российской 
Федерации с участием органов 
исполнительной власти 
субъектов Российской 
Федерации, уполномоченных в 
области охоты и сохранения 
охотничьих ресурсов, а также 

Приказ Министерства природных 
ресурсов и экологии Российской 
Федерации от 06.09.2010 № 344 «Об 
утверждении Порядка осуществления 
государственного мониторинга 
охотничьих ресурсов и среды их 
обитания и применения его данных» 

1588 

№  Подсистема 

Уполномоченный орган 

Нормативный правовой акт 

природоохранных учреждений, 
предусмотренных 
законодательством об ООПТ

1

 

Государственный 
лесопатологический 
мониторинг

 

Рослесхоз, федеральные органы 
исполнительной власти, 
уполномоченные в области 
обороны, безопасности, 
Министерство природных 
ресурсов и экологии Российской 
Федерации (в отношении лесов, 
расположенных на землях особо 
охраняемых природных 
территорий федерального 
значения), органы 
исполнительной власти 
субъектов Российской 
Федерации и органы местного 
самоуправления

1

 

Приказ Министерства природных 
ресурсов и экологии Российской 
Федерации от 05.04.2017 № 156 «Об 
утверждении Порядка осуществления 
государственного 
лесопатологического мониторинга»; 
Постановление Правительства 
Российской Федерации от 20.05.2017 
№ 607 «О Правилах санитарной 
безопасности в лесах» 

Государственный 
мониторинг 
воспроизводства лесов 

Рослесхоз 

Приказ Министерства природных 
ресурсов и экологии Российской 
Федерации от 19.02.2015 № 59 «Об 
утверждении порядка осуществления 
государственного мониторинга 
воспроизводства лесов» 

10 

Государственный 
мониторинг состояния 
недр 

Роснедра 

Приказ Министерства природных 
ресурсов и экологии Российской 
Федерации от 21.05.2001 № 433 «Об 
утверждении Положения о порядке 
осуществления государственного 
мониторинга состояния недр 
Российской Федерации» 

11 

Государственный 
мониторинг водных 
объектов 

Росводресурсы, Рогидромет и 
Роснедра с участием 
уполномоченных органов 
исполнительной власти 
субъектов Российской 
Федерации 

Постановление Правительства 
Российской Федерации от 10.04.2007 
№ 219 «Об утверждении Положения 
об осуществлении государственного 
мониторинга водных объектов» 

12 

Государственный 
мониторинг водных 
биологических 
ресурсов 

Росрыболовство, 
подведомственные ему научно-
исследовательские 
организациями и федеральные 
государственные учреждения – 
бассейновые управления по 
сохранению, воспроизводству 
водных биоресурсов и 
организации рыболовства, а 
также ФГБУ «Центр системы 
мониторинга рыболовства и 
связи» и его филиалы 

Постановление Правительства 
Российской Федерации от 24.12.2008 
№ 994 «Об утверждении Положения 
об осуществлении государственного 
мониторинга водных биологических 
ресурсов и применении его данных» 

13 

Государственный 
мониторинг 

Росгидромет с участием 
уполномоченных органов 

Ст. 36 Федерального закона от 
31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних 

1589 

№  Подсистема 

Уполномоченный орган 

Нормативный правовой акт 

внутренних морских 
вод и 
территориального моря 
Российской Федерации 

исполнительной власти 
субъектов Российской 
Федерации

1

 

морских водах, территориальном море 
и прилежащей зоне Российской 
Федерации», Постановление 
Правительства Российской Федерации 
от 10.04.2007 № 219 «Об утверждении 
Положения об осуществлении 
государственного мониторинга 
водных объектов» 

14 

Государственный 
мониторинг 
исключительной 
экономической зоны 
Российской Федерации 

Росгидромет с участием 
Росприроднадзора, ФСБ России, 
Минобороны и Росрыболовства

1

 

Постановление Правительства 
Российской Федерации от 02.10.2009 
№ 783 «О некоторых мерах по 
реализации федеральных законов «О 
континентальном шельфе Российской 
Федерации» и «Об исключительной 
экономической зоне Российской 
Федерации» 

15 

Государственный 
мониторинг 
континентального 
шельфа Российской 
Федерации 

Росгидромет с участием других 
уполномоченных федеральных 
органов исполнительной власти

1

 

Ст. 33 Федерального закона от 
30.11.1995 № 187-ФЗ «О 
континентальном шельфе Российской 
Федерации» 

16 

Государственный 
экологический 
мониторинг 
уникальной 
экологической системы 
озера Байкал 

Министерство природных 
ресурсов и экологии Российской 
Федерации, Минсельхоз, 
Росгидромет, Росреестр, 
Рослесхоз, Роснедра, 
Росводресурсы, Росрыболовство, 
органы исполнительной власти 
Республики Бурятия, 
Забайкальского края и Иркутской 
области

1

 

Постановление Правительства 
Российской Федерации от 02.02.2015 
№ 85 «Об утверждении Положения о 
государственном экологическом 
мониторинге уникальной 
экологической системы озера Байкал» 

Примечание: 

1 – В соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации 

Источник: составлено на основании данных Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об 

охране окружающей среды», Положения о государственном экологическом мониторинге 

(государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных 

государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей 

среды), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2013 № 681, а 

также остальных указанных в таблице нормативно-правовых актов 

 

В  части  совершенствования  механизмов  осуществления  государственного 

экологического  мониторинга  уникальной  экологической  системы  озера  Байкал  следует 

отметить  утверждение  методологии  расчета  показателя  «Охват  площади  Байкальской 

природной территории государственным экологическим мониторингом, %» федерального 

проекта  «Сохранение  озера  Байкал»,  входящего  в  национальный  проект  «Экология», 

1590 

приказом  Министерства  природных  ресурсов  и  экологии  Российской  Федерации  от 

26.04.2019  №  286.  Внесенные  в  методологию  изменения,  учитывающие  достаточность 

наблюдательных пунктов и проводимого сбора данных (измерений) утверждены приказом 

Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.12.2019 № 903 

«О внесении изменений в приложение 1 «Методология расчета показателя «Охват площади 

Байкальской  природной  территории  государственным  экологическим  мониторингом,  %» 

федерального  проекта  «Сохранение  озера  Байкал»,  входящего  в  национальный  проект 

«Экология»  к  приказу  Министерства  природных  ресурсов  и  экологии  Российской 

Федерации от 26 апреля 2019 № 286» (далее – методология).  

Разработка методологии осуществлялась совместно с Росгидрометом и Роснедрами, 

являющимися  участниками  федерального  проекта  «Сохранение  озера  Байкал» 

национального  проекта  «Экология».  Регулирование  государственного  экологического 

мониторинга  уникальной  экологической  системы  озера  Байкал  осуществляется 

Положением  о  государственном  экологическом  мониторинге  (государственном 

мониторинге  окружающей  среды)  и  государственном  фонде  данных  государственного 

экологического  мониторинга  (государственного  мониторинга  окружающей  среды), 

утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2013 № 681 

(далее  –  Постановление  №  681),  и  Положением  о  государственном  экологическом 

мониторинге  уникальной  экологической  системы  озера  Байкал,  утвержденным 

постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  02.02.2015  №  85  (далее  – 

Положение № 85). Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации 

проведен  анализ  достаточности  наблюдательных  пунктов  и  проводимого  сбора  данных 

(измерений)  по  охвату  площади  БПТ  государственным  экологическом  мониторингом 

уникальной  экологической  системы  озера  Байкал  и  его  подсистемами  на  соответствие 

Постановлению  №  681  и  Постановлению  №  85.  На  основании  проведенного  анализа 

определен  перечень  мероприятий,  необходимых  для  достижения  100%  охвата  БПТ 

государственным экологическим мониторингом уникальной экологической системы озера 

Байкал  и  определено  необходимое  финансовое  обеспечение  реализации  указанных 

мероприятий.  

В  настоящее  время  Министерством  природных  ресурсов  и  экологии  Российской 

Федерации ведется разработка финансово-экономического обоснования выделения средств 

федерального проекта «Сохранение озера Байкал» национального проекта «Экология» для 

реализации дополнительных мероприятий, необходимых для достижения 100% охвата БПТ 

государственным экологическим мониторингом уникальной экологической системы озера 

Байкал.  Ориентировочная сумма дополнительной потребности в средствах федерального 

1591 

бюджета  составляет  703  млн  руб.  После  формирования  указанного  финансового 

обеспечения  вопрос  будет  вынесен  на  рассмотрение  проектного  комитета  по 

национальному проекту «Экология». 

15.7 Контрольно-надзорная деятельность 

Решением  президиума  Совета  при  Президенте  Российской  Федерации  по 

стратегическому  развитию  и  приоритетным  проектам  (протокол  заседания  президиума 

Совета  от  21.12.2016  №  12)  утвержден  паспорт  приоритетной  программы  «Реформа 

контрольной и надзорной деятельности», рассчитанной на среднесрочную перспективу до 

2025 г. 

Целями программы являются: 

-  повышение  уровня  защищенности  охраняемых  законом  ценностей  в  сферах 

производства  или  оказания  услуг  за  счет  обеспечения  соблюдения  обязательных 

требований; 

снижение  при  осуществлении  государственного  контроля  (надзора) 

административных  и  финансовых  издержек  граждан  и  организаций,  осуществляющих 

предпринимательскую  и  иные  виды  деятельности,  в  том  числе  путем  исключения 

существующих и предотвращения установления новых избыточных контрольно-надзорных 

функций,  избыточных  и  устаревших  обязательных  требований,  а  также  обеспечения 

соответствия  обязательных  требований  достижениям  науки,  техники  и  уровню  развития 

экономики; 

-  оптимизация  использования  трудовых,  материальных  и  финансовых  ресурсов, 

используемых при осуществлении государственного контроля (надзора). 

В рамках данной программы в 2019 г. подведены следующие результаты: 

- зарегистрирован законопроект № 850621-7 «О государственном контроле (надзоре) 

и муниципальном контроле в Российской Федерации»; 

-  зарегистрирован  законопроект  №  851072-7  «Об  обязательных  требованиях  в 

Российской Федерации»; 

-  осуществлена  разработка  и  согласование  нового  нормативного  регулирования 

для каждой  сферы  общественных  отношений,  включая  проекты  федеральных  законов 

и подзаконные акты; 

-  проведена  работа  по  подготовке  к  отмене  нормативных  правовых  актов, 

устанавливающих  требования,  соблюдение  которых  подлежит  проверке  при 

осуществлении государственного контроля (надзора) с отлагательным сроком (с 1 января 

2021 г.). 

1592 

Ответственными  исполнителями  и  соисполнителями  мероприятий  программы 

«Реформа  контрольной  и  надзорной  деятельности»  являются  федеральные  органы 

исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции, министерства, 

осуществляющие нормативно-правовое регулирование в сфере осуществления контрольно-

надзорных  функций,  органы  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации, 

осуществляющие контрольно-надзорные функции и др. 

Приказом  Росприроднадзора  от  06.09.2018  №  351  утверждена  Ведомственная 

программа  комплексной  профилактики  нарушений  обязательных  требований  на  2018-

2020 гг. В составе Ведомственной программы утвержден  план-график  профилактических 

мероприятий. В рамках реализации плана-графика Росприроднадзором поддерживается в 

актуальном  состоянии  приказ  от  18.10.2016  №  670  «О  Перечне  правовых  актов, 

содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении 

мероприятий  по  контролю  в  рамках  отдельного  вида  государственного  контроля 

(надзора)»,  который  размещен  на  официальном  сайте  Росприроднадзора  в  сети 

информационно-телекоммуникационной 

сети 

«Интернет» 

по 

адресу 

http://rpn.gov.ru/normativnoe.  Службой  ежегодно  осуществляется  подготовка  доклада  по 

результатам  правоприменительной  практики  и  доклада  с  руководством  по  соблюдению 

обязательных требований. 

15.7.1 Росприроднадзор 

Росприроднадзор  является  федеральным  органом  исполнительной  власти, 

уполномоченным  на  осуществление  федерального  государственного  экологического 

надзора, в том числе следующих видов надзора: 

- федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным 

использованием и охраной недр; 

- государственный земельный надзор; 

- государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; 

- государственный надзор в области использования и охраны водных объектов; 

-  федеральный  государственный  надзор  в  области  охраны,  воспроизводства  и 

использования  объектов  животного  мира  и  среды  их  обитания  на  особо  охраняемых 

природных территориях федерального значения; 

-  федеральный  государственный  лесной  надзор  (лесная  охрана)  на  землях  особо 

охраняемых природных территорий федерального значения; 

- федеральный государственный охотничий надзор на особо охраняемых природных 

территориях федерального значения; 

1593 

-  государственный  надзор  в  области  охраны  и  использования  особо  охраняемых 

природных  территорий  федерального  значения  (за  исключением  особо  охраняемых 

природных  территорий  федерального  значения,  управление  которыми  осуществляется 

федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении 

Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (государственных 

природных заповедников и национальных парков); 

-

 

государственный надзор в области обращения с отходами; 

-  государственный экологический надзор  на  континентальном  шельфе  Российской 

Федерации; 

-  государственный  экологический  надзор  во  внутренних  морских  водах  и  в 

территориальном море Российской Федерации; 

-  государственный  экологический  надзор  в  исключительной  экономической  зоне 

Российской Федерации; 

- государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал; 

-  федеральный  государственный  контроль  (надзор)  в  области  рыболовства  и 

сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях 

федерального значения; 

- государственный надзор за соблюдением требований к обращению с веществами, 

разрушающими озоновый слой. 

Федеральный государственный экологический надзор осуществляется по объектам 

хозяйственной  и  иной  деятельности  независимо  от  форм  собственности,  подлежащих 

федеральному государственному экологическому надзору, определяемыми в соответствии 

с  критериями  определения  объектов,  подлежащих  федеральному  государственному 

экологическому  надзору,  утвержденными  постановлением  Правительства  Российской 

Федерации от 28.08.2015 № 903.  

При  осуществлении  государственного  надзора  Службой  проверяются  требования 

более  200  нормативных  правовых  актов  (федеральные  законы,  постановления 

Правительства  Российской  Федерации,  приказы  Министерства  природных  ресурсов  и 

экологии Российской Федерации, отдельные приказы Росприроднадзора, Рослесхоза). 

Во  исполнение  требований  Федерального  закона  от  09.02.2009  №  8-ФЗ  «Об 

обеспечении  доступа  к  информации  о  деятельности  государственных  органов  и  органов 

местного  самоуправления»  и  постановления  Правительства  Российской  Федерации  от 

24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства 

Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» на официальном 

сайте  Росприроднадзора  в  информационно-телекоммуникационной  сети  «Интернет»  по 

1594 

адресу http://rpn.gov.ru/normativnoe опубликован «Перечень правовых актов, содержащих 

обязательные требования», утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.10.2016 № 670 

«О Перечне правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых 

оценивается  при  проведении  мероприятий  по  контролю  в  рамках  отдельного  вида 

государственного контроля (надзора)». 

В 2019 г. Росприроднадзором проведено 11457 контрольно-надзорных мероприятий 

(проверок)  и  10313  плановых  (рейдовых)  осмотров.  Фактическая  численность 

инспекторского состава в 2019 г. составила 1490 человек.  

Исходя из вышеизложенного: средняя нагрузка на 1 инспектора равна 7,7 проверок, 

средняя нагрузка на 1 инспектора равна 7 рейдовых мероприятий. 

Сотрудники 

Росприроднадзора, 

осуществляющие 

контрольно-надзорную 

деятельность, обладают необходимой квалификацией. Ежегодно проводятся мероприятия 

по повышению квалификации, в том числе в дистанционной форме.  

В 2019 г. была получена квота на обучение 59 инспекторов, в итоге обучение прошел 

41  инспектор.  Данная  цифра  обусловлена  реорганизацией  территориальных  органов 

Росприроднадзора, проводимой в течение второй половины 2019 г.  

В  2020  г.  планируется  обучение  не  менее  20%  от  фактической  численности 

инспекторов,  в  том  числе  посредством  проведения  обучающих  семинаров  в  целях 

разъяснения  проблемных  вопросов,  обмена  опытом,  выявления  и  распространения 

наилучших практик. 

В  2019  г.  количество  контрольно-надзорных  мероприятий,  проводимых 

Росприроднадзором с привлечением экспертов, составило 4891 ед., в том числе плановых и 

внеплановых проверок – 3200 ед.  

Плановые  проверки  в  2019  г.  проводились  территориальными  органами 

Росприроднадзора  в  соответствии  с  утвержденными  планами  проверок,  которые  в  свою 

очередь составлены с применением риск-ориентированного подхода. Плановые проверки в 

2019  г.  проведены  в  отношении  3837  объектов,  оказывающих  негативное  воздействие  на 

окружающую среду (см. Таблицу 15.21). 

Таблица  15.21  –  Динамика  основных  характеристик  государственного  экологического 

надзора,  осуществляемого  системой  Росприроднадзора  в  Российской  Федерации,  2015-

2019 гг. 

Наименование показателя 

Единица 

измерения 

2015 

2016 

2017 

2018 

2019 

Количество проверок, 
проведенных в отношении 
юридических лиц и 

ед. 

17240 

15578 

12375 

11639 

11457 

1595 

Наименование показателя 

Единица 

измерения 

2015 

2016 

2017 

2018 

2019 

индивидуальных 
предпринимателей – всего 
из них – число внеплановых 
проверок, в том числе по 
следующим основаниям: 

ед. 

12205 

11892 

10270 

9693 

9012 

по контролю за исполнением 
предписаний, выданных по 
результатам проведенных ранее 
проверок 

ед. 

10467 

9871 

8197 

7656 

7277 

по заявлениям (обращениям) 
физических и юридических лиц, 
по информации органов 
государственной власти, 
местного самоуправления, 
средств массовой информации 
об указанных фактах – всего, из 
них: 

ед. 

1183 

1175 

993 

824 

761 

о возникновении угрозы 
причинения вреда жизни, 
здоровью граждан, вреда 
животным, растениям, 
окружающей среде, объектам 
культурного наследия 
(памятникам истории и 
культуры) народов Российской 
Федерации, безопасности 
государства, а также угрозы 
чрезвычайных ситуаций 
природного и техногенного 
характера 

ед. 

517 

678 

413 

416 

331 

о причинении вреда жизни и 
здоровью граждан, вреда 
животным, растениям, 
окружающей среде, объектам 
культурного наследия 
(памятникам истории и 
культуры) народов Российской 
Федерации, имуществу 
физических и юридических лиц, 
безопасности государства, а 
также возникновение 
чрезвычайных ситуаций 
природного и техногенного 
характера 

ед. 

105 

29 

19 

102 

141 

на основании приказов 
(распоряжений) руководителя 
органа государственного 
контроля (надзора), изданных в 
соответствии с поручениями 
Президента Российской 

ед. 

203 

387 

604 

818 

716 

1596 

Наименование показателя 

Единица 

измерения 

2015 

2016 

2017 

2018 

2019 

Федерации, Правительства 
Российской Федерации 
на основании приказов 
(распоряжений) руководителя 
органа государственного 
контроля (надзора), изданных в 
соответствии с требованием 
органов прокуратуры 

ед. 

214 

200 

107 

127 

110 

по иным основаниям, 
установленным 
законодательством Российской 
Федерации 

ед. 

138 

259 

369 

268 

148 

Количество проверок, 
проведенных совместно с 
другими органами 
государственного контроля 
(надзора), муниципального 
контроля (из строки 1) 

ед. 

132 

187 

251 

116 

91 

из них внеплановых 

ед. 

81 

49 

37 

Общее количество 
документарных проверок 

ед. 

9748 

9225 

7480 

6371 

6173 

Общее количество юридических 
лиц и индивидуальных 
предпринимателей, в ходе 
проведения проверок в 
отношении которых выявлены 
правонарушения 

ед. 

6864 

5942 

4853 

4835 

4622 

Общее количество юридических 
лиц и индивидуальных 
предпринимателей, в 
деятельности которых выявлены 
нарушения обязательных 
требований, представляющие 
непосредственную угрозу 
причинения вреда жизни и 
здоровью граждан, вреда 
животным, растениям, 
окружающей среде, объектам 
культурного наследия 
(памятникам истории и 
культуры) народов Российской 
Федерации, имуществу 
физических и юридических лиц, 
безопасности государства, а 
также угрозу чрезвычайных 
ситуаций природного и 
техногенного характера 

ед. 

620 

478 

464 

347 

390 

Общее количество юридических 
лиц и индивидуальных 
предпринимателей, в 

ед. 

68 

126 

103 

105 

101 

1597 

Наименование показателя 

Единица 

измерения 

2015 

2016 

2017 

2018 

2019 

деятельности которых выявлены 
нарушения обязательных 
требований, явившиеся 
причиной причинения вреда 
жизни и здоровью граждан, 
вреда животным, растениям, 
окружающей среде, объектам 
культурного наследия 
(памятникам истории и 
культуры) народов Российской 
Федерации, имуществу 
физических и юридических лиц, 
безопасности государства, а 
также возникновения 
чрезвычайных ситуаций 
природного и техногенного 
характера 
Общее количество проверок, по 
итогам проведения которых 
выявлены правонарушения 

ед. 

7816 

7698 

6457 

6050 

5517 

в том числе внеплановых 

ед. 

4148 

5073 

4388 

3515 

Выявлено правонарушений - 
всего 

ед. 

21627 

19045 

14061 

15007 

17094 

в том числе в ходе внеплановых 
проверок 

ед. 

8139 

8568 

7178 

6967 

Из общего числа выявленных 
правонарушений: нарушение 
обязательных требований 
законодательства 

ед. 

15597 

13641 

9391 

10519 

12778 

несоответствие сведений, 
содержащихся в уведомлении о 
начале осуществления 
отдельных видов 
предпринимательской 
деятельности, обязательным 
требованиям 

ед. 

невыполнение предписаний 
органов государственного 
контроля (надзора), 
муниципального контроля 

ед. 

6028 

5403 

4665 

4488 

4316 

Общее количество проверок, по 
итогам проведения которых по 
фактам выявленных нарушений 
возбуждены дела об 
административных 
правонарушениях 

ед. 

7899 

6813 

5691 

5434 

5200 

Общее количество проверок, по 
итогам которых по фактам 
выявленных нарушений 

ед. 

5789 

5311 

4975 

3416 

3627 

1598 

Наименование показателя 

Единица 

измерения 

2015 

2016 

2017 

2018 

2019 

наложены административные 
наказания 
Общее количество 
административных наказаний, 
наложенных по итогам проверок 
– всего, из них по видам 
наказаний: 

ед. 

15779 

15765 

12942 

13380 

15524 

конфискация орудия 
совершения или предмета 
административного 
правонарушения 

ед. 

лишение специального права, 
предоставленного физическому 
лицу 

ед. 

административный арест 

ед. 

административное 
приостановление деятельности 

ед. 

46 

17 

17 

предупреждение 

ед. 

633 

974 

1546 

1813 

3586 

административный штраф – 
всего, в том числе 

ед. 

15099 

14703 

11378 

11557 

11931 

на должностное лицо 

ед. 

6783 

6073 

4955 

5179 

5200 

на индивидуального 
предпринимателя 

ед. 

74 

105 

31 

22 

38 

на юридическое лицо 

ед. 

8242 

8525 

6392 

6356 

6693 

Общее количество проверок, по 
итогам которых по фактам 
выявленных нарушений 
материалы переданы в 
правоохранительные органы для 
возбуждения уголовных дел 

ед. 

25 

17 

12 

10 

из них количество проверок, по 
итогам которых по фактам 
выявленных нарушений 
применены меры уголовного 
наказания 

ед. 

Количество проверок, 
результаты которых были 
признаны недействительными – 
всего, в том числе: 

ед. 

по решению суда 

ед. 

по предписанию органов 
прокуратуры 

ед. 

по решению руководителя 
органа государственного 
контроля (надзора), 
муниципального контроля 

ед. 

Количество проверок, 
проведенных с нарушением 
требований законодательства о 
порядке их проведения, по 

ед. 

1599 

Наименование показателя 

Единица 

измерения 

2015 

2016 

2017 

2018 

2019 

результатам выявления которых 
к должностным лицам органов 
государственного контроля 
(надзора) и муниципального 
контроля применены меры 
дисциплинарного и 
административного наказания 
Общее количество юридических 
лиц и индивидуальных 
предпринимателей, 
осуществляющих деятельность 
на территории Российской 
Федерации, соответствующего 
субъекта Российской 
Федерации, соответствующего 
муниципального образования, 
деятельность которых подлежит 
государственному контролю 
(надзору), муниципальному 
контролю со стороны 
контрольного органа 

ед. 

80489 

81473 

21966 

61710 

45070 

Общее количество юридических 
лиц и индивидуальных 
предпринимателей, в отношении 
которых проводились плановые 
и внеплановые проверки 

ед. 

10633 

9995 

7992 

8429 

7361 

Количество штатных единиц по 
должностям, 
предусматривающим 
выполнение функций по 
контролю (надзору) 

ед. 

1977 

1824 

1963 

1822 

2081 

из них занятых 

ед. 

1776 

1717 

1825 

1681 

1481 

Объем финансовых средств, 
выделяемых в отчетном периоде 
из бюджетов всех уровней на 
выполнение функций по 
контролю (надзору) 

млн руб. 

1480,30 

24215,60 

1737,97 

1858,20 

2170,18 

Количество случаев причинения 
субъектами, относящимися к 
поднадзорной сфере, вреда 
жизни и здоровью граждан, 
вреда животным, растениям, 
окружающей среде, объектам 
культурного наследия 
(памятникам истории и 
культуры) народов Российской 
Федерации, имуществу 
физических и юридических лиц, 
безопасности государства, а 
также чрезвычайных ситуаций 

ед. 

86 

207 

127 

149 

167 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..