ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ В 2018 ГОДУ - часть 11

 

  Главная      Книги - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ В 2018 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ В 2018 ГОДУ - часть 11

 

 

 

178 

Наименование продуктов 

2015 

2016 

2017

 

2018 

сахар 

429

 

20 

224,3 

52 

из них импортируемый 

кондитерские изделия 

3491,1

 

125,4 

469,9 

715,36 

из них импортируемые 

19,2

 

390 

в том числе:   кремовые   

223,9

 

 

0,21 

плодовоовощная продукция 

106650,8

 

20867,775 

6045,9 

3362,58 

из них импортируемая 

31753,9

 

12520 

66 

10 

в том числе:      картофель  

33,5

 

508,4 

365,5 

из них импортируемый   

бахчевые культуры  

48

 

110,4 

3,5 

из них импортируемые  

овощи, столовая зелень           

69513,1

 

7653 

5307,2 

1855,3 

из них импортируемая  

1027,9

 

56 

плоды и ягоды 

37056,2

 

13104,375 

591,2 

149,88 

из них импортируемые 

30726

 

12520 

10 

грибы 

9,4

 

из них импортируемые 

масличное сырье и жировые продукты 

27,3

 

75 

950 

из них импортируемые 

безалкогольные напитки 

9640,5

 

26 

226,5 

из них импортируемые 

соки, нектары, сокосодержащие напитки 

39,9 

164,5 

101 

из них импортируемые 

алкогольные напитки 

7634,4

 

72030 

9710 

2862,71 

из них импортируемые 

47,4

 

в том числе пиво  

1816,6

 

61,5 

791,3 

147,31 

из них импортируемое  

46

 

мед и продукты пчеловодства 

из них импортируемые 

продукты детского питания 

6,7

 

0,5 

из них импортируемые 

консервы 

862,3

 

262 

31 

82,85 

из них импортируемые 

18,35 

зерно (семена) 

5

 

65,3 

из них импортируемые 

65,3 

минеральные воды 

705

 

15 

из них импортируемые 

биологически активные добавки к пище 

11,77

 

0,6 

4,33 

из них импортируемые 

0,3 

прочие 

125177,2

 

2116,75 

5381,5 

1148,59 

из них импортируемые 

34,5

 

23,6 

101,85 

 

         

 

179 

 

Обеспечение химической, паразитарной и радиационной  безопасности продуктов 

питания. 

Организация  контроля  за  безопасностью  для  здоровья  населения  продуктов  питания 

является одной из основных задач в деятельности службы как в целом в России, так и на 
территории  Краснодарского края. Систематически проводится мониторинг за качеством и 
безопасностью  продуктов  питания  на  потребительском  рынке    Краснодарского  края. 
Исследования  проводились  на  соответствие  требованиям  действующих  технических 
регламентов.

 

Качество  и  безопасность  пищевых  продуктов  –  важная  часть  санитарно-

эпидемиологического  благополучия  населения  Российской  Федерации,  так  как  состояние 
питания  населения  является  одним  из  важнейших  факторов,  определяющих  здоровье  и 
сохранение генофонда нации. 

В  2018  г.  служба  продолжала  активно  участвовать  в  реализации  Концепции 

государственной политики в области здорового питания населения России. Осуществлялся 
контроль  выполнения  требований  постановления  Правительства  Российской  Федерации, 
постановлений  главного  государственного  санитарного  врача  Российской  Федерации  и 
Краснодарского  края,  других  нормативных  и  распорядительных  документов  в  области 
безопасности пищевых продуктов. 

Разработан  комплекс  мер  по  недопущению  ввоза  и  реализации  на  потребительском 

рынке края недоброкачественной пищевой продукции, с ведением лабораторного контроля, 
установлению нарушений в цепочке транспортировки, хранении  и реализации продукции, 
ужесточению  мер  административного  воздействия.  Проводилось  ранжирование  качества 
продукции,  выработанной  регионом,    поступившей  из  стран  СНГ    и  дальнего  зарубежья. 
Ведется  мониторинг  за  загрязнением  пищевых  продуктов  и  продовольственного  сырья 
потенциально опасными загрязнителями различной природы.

 

Обеспечение химической безопасности пищевых продуктов 

На соответствие требованиям  нормативно-правовым актам Российской Федерации за 

2018 г. по санитарно-химическим показателям было исследовано  20809 проб продукции, за 
аналогичный  период  2017  г.  по  санитарно-химическим    показателям  было  исследовано 
22736 проба продовольственного сырья и пищевых продуктов. 

Удельный вес проб продовольственного сырья и пищевых продуктов, не отвечающих 

требованиям  гигиенических  нормативов  по  санитарно-химическим  показателям,  остаётся 
на уровне многолетних наблюдений. (Табл. № 61) 

 

 

Таблица № 61 

Удельный вес проб пищевых  продуктов и продовольственного сырья, не отвечающих 

гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям

 

 

Вид 

исследуемых

 

проб 

продовольственного  сырья  и  пищевых 
продуктов 
 

2016 

2017 

2018

 

Уд. вес проб, не отв. 

гиг. нормативам, % 

Уд. вес проб, не 

отв. гиг. 

нормативам, % 

Уд. вес проб, не 

отв. гиг. 

нормативам, %

 

Всего 

0,04 

0,06 

0,14 

из них импортируемые 

в т.ч.мясо и мясные продукты 

из них импортируемые 

птица. яйца   и  продукты их переработки 

из них импортируемые 

молоко, молочные продукты, 

 

180 

Вид 

исследуемых

 

проб 

продовольственного  сырья  и  пищевых 
продуктов 
 

2016 

2017 

2018

 

Уд. вес проб, не отв. 

гиг. нормативам, % 

Уд. вес проб, не 

отв. гиг. 

нормативам, % 

Уд. вес проб, не 

отв. гиг. 

нормативам, %

 

из них импортируемые 

Масложировые продукты 
животные  рыбные жиры 

0,26 

из них импортируемые 

рыба,  нерыбные  объекты    промысла 
продукты, вырабатываемые из них 

из них импортируемые 

Кулинарные изделия 

из них импортируемые 

в  том  числе  кулинарные  изделия 
вырабатываемые  по  нетрадиционной 
технологии. 

из них импортируемые 

кулинарные изделия цехов и предприятий 
общественного  питания,  реализующих 
свою продукцию через торговую сеть 

продукция  предприятий  общественного 
питания 

мукомольно-  крупяные,  хлебобулочные  
изделия 

из них импортируемые 

сахар 

из них импортируемые 

кондитерские изделия 

из них импортируемые 

в том числе кремовые 

плодоовощная  продукция 

0,1 

0,27 

0,33 

из них импортируемые 

в том числе овощи 

0,1

 

0,2 

0,47 

из них импортируемые 

из них  картофель 

0,13 

0,26 

из них импортируемый 

Бахчевые культуры 

1,6 

2,78 

из них импортируемые 

1,4 

столовая зелень 

из них импортируемая 

плоды и ягоды 

из них импортируемые 

грибы 

из них импортируемые 

масличное сырье  и жировые  продукты 

из них импортируемые 

безалкогольные напитки 

 

181 

Вид 

исследуемых

 

проб 

продовольственного  сырья  и  пищевых 
продуктов 
 

2016 

2017 

2018

 

Уд. вес проб, не отв. 

гиг. нормативам, % 

Уд. вес проб, не 

отв. гиг. 

нормативам, % 

Уд. вес проб, не 

отв. гиг. 

нормативам, %

 

из них импортируемые 

Соки, нектары,  сокосодержащие напитки 

из них импортируемые 

алкогольные напитки 

из них импортируемые 

в том числе пиво 

из них импортируемые 

мед и продукты пчеловодства 

из них импортируемые 

продукты детского питания 

из них импортируемые 

консервы 

из них импортируемые 

зерно ( семена) 

из них импортируемые 

Минеральные воды 

из них импортируемые 

Биологические активные 
добавки 

из них импортируемые 

прочие 

из них импортируемые 

 

Пробы,  не  отвечающие  требованиям  безопасности  по  санитарно-химическим 

показателям  были  из  группы  плодоовощная  продукция  и  овощные  консервы  по 
содержанию нитратов (28 проб) и 1 проба из группы «масложировая продукция, животные 
и рыбные жиры» не отвечала требованиям по содержанию свинца.  

  На  нитраты

 

за  2018  г.  было  исследовано    5183  пробы  продуктов,  28  проб  не 

соответствовали требованиям нормативной документации, что  составило 0,54 %, за 2017г 
было исследовано  5147 проб, из них 14 проб не соответствовало требованиям нормативной 
документации, что составило 0,27%. 

На пестициды за 2018  г. было исследовано  10317 проб, проб не соответствующих 

требованиям  нормативной  документации  не  выявлено,  за  2017г  было  исследовано  12106 
проб, проб не отвечающих требованиям нормативной документации не выявлено. 

На  содержание    нитрозаминов  за  2018  г.  было  исследовано  664  пробы,  проб  не 

отвевающих  требованиям  нормативной  документации  не  выявлено,  за  2017  г.  было 
исследовано 653  пробы, проб не отвечающих требованиям нормативной документации не 
выявлено 

На  содержание  микотоксинов  за  2018  г.  исследовано    3153  проб,  проб  не 

соответствующих  требованиям  нормативной  документации  не  выявлено,  за  2017  г.  было 
исследовано 3279 проба, проб не отвечающих требованиям нормативной документации не 
выявлено. 

На  содержание  полихлоринованных  бифенилов  за  2018  г.  исследовано  73  пробы, 

проб не соответствующих требованиям нормативной документации не выявлено, за 2017г 

 

182 

исследовано  45  проб,  не  отвечающих  требованиям  нормативной  документации  не 
выявлено. 

На  содержание  гистамина  за    2018  г.  было  исследовано  68  проб,  проб  не 

соответствующих  требованиям  нормативной  документации  не  выявлено,  за  2017г  было 
исследовано  102  пробы,  проб  не  соответствующих  требованиям  нормативной 
документации не выявлено. 

На  содержание  бенз(а)пирена  за  2018  г.  исследовано  601  проба,  проб  не 

соответствующих  требованиям  нормативной  документации  не  выявлено,  за  2017  г.  было 
исследовано 820 проб, проб не соответствующих требованиям нормативной документации 
не выявлено. 

На  содержание  олова  за  2018  г.  было  исследовано    121  проба,  проб  не 

соответствующих  требованиям  нормативной  документации  не  выявлено,  за  2017  г.  -  188 
пробы, проб не соответствующих требованиям нормативной документации не выявлено. 

На  содержание  хрома  за  2018  г.  было  исследовано  2  пробы,  проб  не 

соответствующих  требованиям  нормативной  документации  не  выявлено,  за  2016г  было 
исследовано  2  пробы, проб  не  соответствующих  требованиям нормативной документации 
не выявлено. 

На  содержание  никеля  за  2018  г.  было  исследована  11  проб,  проб  не  отвечающих 

требованиям  нормативной  документации  не  выявлено,  за  2017г  -  21  проба,  проб  не 
отвечающих требованиям нормативной документации не выявлено. 

На содержание 5-оксиметилфурфурола за  2018 г. было исследовано 215 проб, проб 

не соответствующих требованиям нормативной документации не выявлено, за 2017г - было 
исследовано  162  пробы,  проб  не  соответствующих  требованиям  нормативной 
документации не выявлено  

На  содержание  меламина  за  2018  г.  было  исследовано  27  проб,  проб  не 

соответствующих  требованиям  нормативной  документации  не  выявлено,  за  2017г  -  30 
пробы, проб не соответствующих требованиям нормативной документации не выявлено. 

За    2018  г.  было  исследовано    14733  пробы  на  токсичные  элементы,  1  проба  по 

содержанию свинца не соответствовала требованиям, что составило 0,01 % проб, за 2017 г.- 
15999 проб, проб не отвечающих требованиям нормативной документации не выявлено. 

На  наличие  ГМИ  за  2018  г.  было  исследовано    1743  пробы,  проб  не 

соответствующих требованиям нормативной документации не выявлено, за 2017 г. - 1907 
проб, проб не соответствующих требованиям нормативной документации не выявлено. 

На радиоактивные вещества за 2018 г. исследовано 4284 пробы, проб не отвечающих 

требованиям  нормативной  документации  не  выявлено,  за  2017  г.  -  4605  проб,  проб  не 
соответствующих требованиям нормативной документации не выявлено. 

На антибиотики за 2018 г. исследовано 2817 проб из них 8 проб не соответствовали 

требованиям нормативной документации, что составило 0,29%, за 2017 г. - 2210 проб,  проб 
не отвечающих требованиям нормативной документации не выявлено. 

Обеспечение биологической безопасности пищевых продуктов 

Одной  из  важнейших  проблем  гигиены  питания  является    загрязнение  пищевых 

продуктов  микроорганизмами.  Биологическая  безопасность  пищи  зависит  от  качества  и 
безопасности  сырья,  технологии  его  переработки,  условий  производства,  хранения, 
транспортирования,  реализации  пищевых  продуктов.  Микробиологический  контроль 
продовольственного  сырья    и  пищевых  продуктов  должен  обеспечиваться  в  виде 
производственного контроля. 
 

По микробиологическим показателям за  2018 г. было исследовано  66399 проб, из 

них 366 проб не отвечали требованиям нормативной документации, что составило 0,5 %. В 
2017 г. было исследовано 67008  проб, из них 386  пробы не соответствовали требованиям 
нормативной документации, что составило 0,6%.   

 

В 2018 г.  имела место тенденция снижения удельного веса проб пищевых продуктов, 

не  соответствующих  гигиеническим  нормативам  по  микробиологическим  показателям:в 

 

183 

2018 г. – 0,5 %,  в 2017 г. — 0,6%, в 2016 г. – 0,7 %, в 2015 г. — 0,93 %;  в   2014 г. - 1,26%.  

Наибольший  удельный  вес  продукции,  не  соответствующей  гигиеническим 

нормативам  по  микробиологическим  показателям  был  выявлен  в  группах  «вода 
расфасованная в ёмкость» - 5,2 %, «пиво» - 1,26 %, «кулинарные изделия выработанные по 
нетрадиционным технологиям» - 1,4 %,  «рыба, рыбные продукты и др. продукты моря»   - 
0,8 % (Табл. № 62). 

Таблица № 62 

Удельный вес проб пищевых  продуктов и продовольственного сырья, не отвечающих

 

гигиеническим нормативам по микробиологическим  показателям 

 

Вид 

исследуемых

 

проб 

продовольственного  сырья  и  пищевых 
продуктов 
 

2016 

2017 

2018

 

Уд. вес проб, не отв. 

гиг. нормативам, % 

Уд. вес проб, не отв. 

гиг. нормативам, % 

Уд. вес проб, не 

отв. гиг. 

нормативам, %

 

Всего 

0,7 

0,6 

0,5 

из них импортируемые 

0,6 

0,3

 

0,4 

мясо и мясные продукты 

0,3 

0,3 

0,4 

из них импортируемые 

2,2 

 

 

птица и птицеводческие продукты 

0,4 

0,15 

0,3 

из них импортируемые 

молоко,  молочные  продукты,  включая 
масло и сметану 

0,6 

0,7 

0,7 

из них импортируемые 

Масложировые продукты 

0,1 

0- 

из них импортируемые 

рыба,  рыбные  продукты  и  др.  продукты 
моря 

2,5 

2,7 

0,8 

из них импортируемые 

Кулинарные изделия 

0,8 

0,6 

0,6 

из них импортируемые 

в 

том 

числе 

кулинарные 

изделиявырабатываемые 

 

по 

нетрадиционной технологии 

2,8 

1,8 

1,4 

из них импортируемые 

кулинарные 

изделия 

цехов 

и 

предприятий  общественного  питания, 
реализующих  свою  продукцию  через 
торговую сеть 

0,7 

1,2 

0,3 

продукция  предприятий  общественного 
питания 

0,9 

0,6 

0,7 

мукомольно-  крупяные    хлебобулочные  
изделия 

0,5 

0,8 

-0 

из них импортируемые 

хлебобулочныеизделия 

0,06 

0,09

 

0,3 

из их импортные 

сахар 

из них импортируемые 

кондитерские изделия 

0,5 

0,29 

0,3 

 

184 

Вид 

исследуемых

 

проб 

продовольственного  сырья  и  пищевых 
продуктов 
 

2016 

2017 

2018

 

Уд. вес проб, не отв. 

гиг. нормативам, % 

Уд. вес проб, не отв. 

гиг. нормативам, % 

Уд. вес проб, не 

отв. гиг. 

нормативам, %

 

из них импортируемые 

в т.ч. кремовые 

0,6 

0,1 

плодоовощная продукция 

0,1 

0,4 

из них импортируемая 

3,3 

овощи 

0,7 

из них импортируемые 

13,3 

в т. ч. картофель  

из них импортируемый  

Бахчевые культуры 

из них импортируемые 

столовая зелень 

из них импортируемые 

плоды и ягоды 

0,2 

из них импортируемые 

грибы 

из них импортируемые 

масличное сырье и жировые продукты 

0,5

 

из них импортируемые 

безалкогольные напитки 

0,1 

0,86 

0,17 

из них импортируемые 

Соки, нектары, сокосодержащие напитки 

0,6 

0,26 

0,08 

из них импортируемые 

алкогольные напитки 

0,7 

0,87

 

1,1 

из них импортируемые 

в том числе пиво 

0,8 

0,8

 

1,26 

из них импортируемые 

мед и продукты пчеловодства 

из них импортируемые 

продукты детского питания 

0,87

 

из них импортируемые 

консервы 

0,07 

0,09 

из них импортируемые 

в т.ч. консервы рыбные 

из них импортные 

в т.ч. консервы мясные 

из них импортные 

в т.ч. консервы овощные  

0,1 

из них импортные 

в т.ч.консервы молочные 

из них импортные 

зерно и зернопродукты 

из них импортируемые 

 

185 

Вид 

исследуемых

 

проб 

продовольственного  сырья  и  пищевых 
продуктов 
 

2016 

2017 

2018

 

Уд. вес проб, не отв. 

гиг. нормативам, % 

Уд. вес проб, не отв. 

гиг. нормативам, % 

Уд. вес проб, не 

отв. гиг. 

нормативам, %

 

Минеральные воды 

1,07 

0,25 

0,5 

из них импортируемые 

Биологические активные добавки 

1,25 

0,29 

из них импортируемые 

вода расфасованная в ёмкость  

5,2 

из них импортируемые 

прочие 

0,8 

2,4 

0,4 

из них импортируемые 

3,7

 

 

      Всего из исследованных проб  в 5 пробах полуфабрикатов  из мяса птиц  была выявлена 
патогенная микрофлора, в том числе в 4 пробах были выявлены патогенные сальмонеллы 
(Salmonella  Virchow (группа C), в одном случае Listeria monocytogenes.

 

 

На  физико-химические  показатели  за  2018  г.  исследовано  21211  проб,  из  которых 

345  проб  не  отвечали  требованиям  нормативной  документации,  что  составило  1,6%.  За 
аналогичный  период  2017г  было  исследовано  20635  проб,  из  них  209  проб  не  отвечали 
требованиям нормативной документации, что составило 1%.  

В  2018  году  выявлено  129  проб  не  отвечающих  требованиям  по  показателям 

фальсификации,  что  выше  показателя  2017  года  (45  проб).  В  целях  информирования 
потребителей на сайте Государственного информационного ресурса  в сфере защиты прав 
потребителей  (

http://zpp.rospotrebnadzor.ru

)  размещается  информация  о  выявлении 

продукции, несоответствующей нормативным требованиям, с указанием её наименования, 
производителя, даты изготовления и региона, где выявлены нарушения. 
 

За  истекший  период  2018  года  в  модуль  «Уведомления  о  пищевой  продукции» 

Управлением  Роспотребнадзора  по  Краснодарскому  краю  опубликованы  сведения  о  147 
случаях выявления неудовлетворительных результатов экспертиз проб пищевых продуктов:

 

- 124 уведомления по физико-химическим показателям молочной продукции; 
- 9 уведомлений по несоответствию маркировки; 
- 5 уведомлений по физико-химическим показателям соковой продукции; 
-  4  уведомления  по  микробиологическим  показателям  (кулинарная  продукция,  птица  по 
наличию сальмонеллы, мясная продукция по наличию стафилококка); 
-  3  уведомления  по  санитарно-химическим  показателям  плодоовощной  продукции 
(нитраты); 
- 2 уведомления по наличию антибиотика в молочной продукции. 
 

Из  общего  числа  выявленных  фальсифицированных  проб

,  66

  проб  (51%) 

изготовлены  за  пределами  Краснодарского  края:  в  Республике  Беларусь,  в  Ростовской 
области, в Ставропольском крае, в Новосибирской области, в Курской области, в Калужской 
области, в Республике Мордовия. 
           Из  129  проб,  не  отвечающих  требованиям  по  показателям,  характеризующим 
фальсификацию:  
- 46 проб отобраны в летних оздоровительных учреждениях (молочная продукция);  
- 36 проб отобраны в детских дошкольных учреждениях (молочная и соковая продукция); 
- 23 пробы отобраны в организациях торговли (молочная продукция); 
- 12 проб - в образовательных учреждениях (молочная продукция); 
- 7 проб - в лечебно-профилактических учреждениях (молочная продукция); 
- 5 проб — в учреждениях социальной направленности (молочная продукция).

 

 

 

186 

        

Таким  образом,  в  ходе  анализа  результатов  исследований  проб  установлено,  что  из 

129  проб  не  отвечающих  требованиям  действующего  законодательства,  73%  (94  пробы) 
были выявлены в санаторно-курортном комплексе и детских образовательных учреждениях, 
в  связи  с  чем  в  настоящее  время  усилен  контроль  за  оборотом  продукции  в  данных 
учреждениях.

  

 

В  отношении  всех  фальсифицированных  проб  пищевой  продукции  проведена 

процедура,  предусмотренная  законодательством  в  сфере  технического  регулирования:  в 
адрес  производителей  в  соответствии  со  статьей  38  ФЗ  №  184  «О  техническом 
регулировании»  направлены  соответствующие  запросы  о  проверке  достоверности 
указанных  фактов,  в  адрес  управлений  соответствующих  субъектов  направлены  пакеты 
документов,  необходимые  для  инициации  проверочных  мероприятий.  В  отношении 
продавцов, поставщиков и производителей фальсифицированных товаров  возбуждено 204 
дела об административных правонарушениях, на сумму штрафа 3 200 тыс. рублей.    

          

Управлением  Роспотребнадзора  по  Краснодарскому  краю    обеспечивается  

государственный  контроль  за  соблюдением  требований    12    технических  регламентов 
Таможенного союза и  ЕврАзЭС, являющихся основными документами, которые содержат 
требования к качеству и безопасности пищевых продуктов и  продовольственного сырья, а 
так  же  требования  к  их  производству,  хранению,  реализации,  транспортированию  и 
утилизации.  

За  2018 год проведено 5545 мероприятий по контролю за исполнением требований 

технических  регламентов  Таможенного  союза,  регламентирующих  производство  и  оборот 
пищевой продукции, что выше на 41 %  по сравнению с 2017 годом (2254 проверки). 

Удельный  вес  контрольно-надзорных  мероприятий  с  участием  экспертных 

организаций от общего количества проведенных проверок как в 2018 составил 53 %, в 2017 
году — 77 %. 

В  2018  году  отмечена  тенденция  к  увеличению  количества  мероприятий  по 

контролю  с  выявленными  нарушениями  требований  технических  регламентов 
Таможенного союза, так за 2018 год в 1739 объектах выявлены нарушения, что составляет 
31  %  от  общего  числа  проверенных  объектов,  за  аналогичный  период  2017  года  данный 
показатель составил 29,5 % (727 проверки с выявленными нарушениями). 

 Из общего числа выявленных нарушений за 2018 год 67 % относится к нарушениям 

требований к продукции, 22 % нарушений требований к процессам производства, хранения 
и реализации пищевых продуктов. Нарушения требований к маркировке установлены в 21 
%   случаев от общего числа выявленных правонарушений.  

В 2018 году за нарушения Технических регламентов Таможенного союза составлено 

2270  протоколов  об  административных  правонарушениях,  что  на  51  %  выше  чем  в  2017 
году  (составлено  1159  протоколов  об  административных  правонарушениях  за  нарушения 
требований  технических  регламентов  Таможенного  союза),  наложено  штрафов  на  общую 
сумму  более  32  млн  рублей  (в  2017  году  наложено  штрафов  на  сумму  более    21  млн  
рублей).  

  В  2018  году  Управлением  выдано  22  предписаний  о  прекращении  действия 

деклараций.  По  всем  материалам  Управления,  касающихся  прекращения  действий 
деклараций,      Роаккредитацией  внесены  изменения  в  национальную  часть  Реестров 
деклараций о соответствии.   

  По фактам выявления фальсифицированной продукции и получения информации об 

отсутствии  предприятий  по  заявленному  месту  их  нахождения  передано  2  материала  в 
правоохранительные органы.  

В системе Роспотребнадзора на территории Краснодарского края аккредитованы 15 

испытательных  лабораторных  центров  на  испытания  по  вопросам  безопасности  молочной 
продукции,  из  них  4  (г.  Краснодар,  г.  Усть-Лабинск,  г.  Армавир,  г-к  Сочи)  применяют 
сложные  методы  лабораторно-инструментальных  исследований  (газовая  хроматография, 
хроматомассспектрометрия)  по  определению  жирно-кислотного  состава,  стеринов,  транс-

 

187 

изомеров  жирных  кислот.  Указанные  лаборатории  обеспечивают  нужды  всего 
Краснодарского края по проведению сложных методов исследований на фальсификацию.  

В  рамках  контроля  за  реализацией  технических  регламентов  в  2018  году 

исследовано  25  295  проб  пищевых  продуктов,  из  них  407  пробы  не  соответствовали 
требованиям технических регламентов. 

При  ранжировании  видов  исследований  установлено,  что  основная  доля  проб 

исследована по микробиологическим показателям 63 % (16146 проб), 26 % (6648 проб) на 
санитарно-гигиенические показатели, 8,8 % (2230 проб) исследовано на физико-химические 
показатели,  7  %  (1795  проб)  на  паразитологию,    4  %  (1031  проба)  на    показатели 
идентификации, 1,5 % (367 проб) на радиологические показатели. Из 25 295 проб 6 % (1405 
проб) исследованы с проведением экспертизы соответствия маркировки. 

Основные  задачи  на  2019г  в  области  обеспечения  пищевой  безопасности 

населения Краснодарского края: 

         Администрации Краснодарского края 
- В рамках реализации       Концепции государственной политики по снижению масштабов 
злоупотребления  алкогольной  продукцией  и  профилактике  алкоголизма  среди  населения 
Российской  Федерации  на  период  до  2010  года  (распоряжение  правительства  Российской 
Федерации  от  30.12.2019    №  2128-р),  одобренной  распоряжением  Правительства 
Российской  Федерации  решить  вопрос  о  снижении  уровня  потребления  алкогольной 
продукции  и  повышении  эффективности  системы  профилактики  злоупотребления 
употребления алкогольной продукции; 
-  Консолидировать под руководством администрации Краснодарского края все  структуры, 
включая  силовые  ведомства,  муниципалитеты,  контрольно  -  надзорные  органы, 
общественные  организации  и  объединения  с  широким  освещением  проводимых 
мероприятий в СМИ для недопущения оборота фальсифицированной продукции. 
-  Выступить  с  инициативой  перед  Законодательным  собранием  Краснодарского  края  о 
разработке  целевой  программы  по  ликвидации  дефицита  микро  и  макронутриентов  в 
питании населения края, в том числе у детского населения. 
 

Министерству сельского хозяйства Краснодарского края 

 

Рассмотреть  вопрос  о  расширении  выработки  пищевыми  промышленными 
предприятиями  Краснодарского  края  обогащенной  молочной,  хлебобулочной, 
кондитерской продукции, напитков. 

Министерству  здравоохранения  Краснодарского  края,  Министерству  образования 
Краснодарского края, главам муниципальных образований: 

 

Обеспечить  реализацию  комплекса  мероприятий,  направленных  на  снижение 
алкоголизма и табакокурения, в том числе по средствам информирования граждан. 

 

Главам муниципальных образований 

 

Для

 

подготовки  к  курортному  сезону  2019  г.  обеспечить  приведение  в  порядок 

организаций  торговли,  в  том  числе  рынков,  предприятий  общественного  питания, 
как  расположенных  вдоль  Федеральных  автомобильных  дорог,  так  и  в 
общедоступной сети прибрежных районов края. 

 

 Активизировать  муниципальный  контроль  за  качеством  реализуемых    продуктов  в 
организациях мелкорозничной сети на ярмарках «выходного дня». 

3.2.3. Гигиенические проблемы обучения, воспитания и здоровье детского населения. 

Основной проблемой как в целом по Российской Федерации, так и в Краснодарском 

крае

 

остается  вопрос  по  доступности    дошкольного    образования,  которая    обусловлена 

следующими факторами: 

-  недостаточными  темпами  строительства  и  ввода  в  эксплуатацию  новых  зданий 

детских  садов,  а  также  детских  учреждений,  длительное  время  находящихся  на 
капитальном ремонте и реконструкции; 

 

188 

Кроме  этого,  несмотря  на  проводимые  мероприятия  по  улучшению  условий 

пребывания детей, остаются не решенными следующие  вопросы: 

- часть детских учреждений построены по старым проектам,  
-  не  решены    вопросы  строительства  пристроек  к  зданиям  отдельных  детских 

дошкольных учреждений с целью увеличения  вместимости,  оборудования спален; 

-  не  во  всех  ДО  проведена  реконструкция  системы  освещения  с  заменой 

светильников на новые люминесцентные; 

-  при  проведении  контрольно-надзорных  мероприятий    выявляются  нарушения  в 

части    внутренней  отделки  помещений  групп;  санитарно-технического  оборудования,  
буфетных, пищеблоках; нарушений требований к  ростовой детской мебели. 

- не организовано проведение производственного контроля на объектах. 

           -  не  выполняются  в  полном  объеме  требования    к  организации  питания  у 
организаторов  питания,  оказывающих  услугу  аутсорсинга,  поставщиков  пищевых 
продуктов  и  образовательных  организаций,что    свидетельствует  о  наличии  существенных 
проблем и недостаточном контроле со стороны руководителей указанных организаций. 

Исходя  из  вышеизложенного,  в  целях    охраны  здоровья  детей  и  подростков  и 

исполнения  требований  санитарного  законодательства  в  детских  и  подростковых 
учреждениях края, необходимо: 

-  обеспечение  контроля    реализации  краевой  и  муниципальных    программ  по 

восстановлению  и  строительству  дошкольных  образовательных  учреждений,  по 
устранению  выявленных  нарушений  в  части  материально-технической  базы  детских 
дошкольных учреждений 

-  совершенствование  федерального  государственного  контроля  и  надзора  за 

обеспечением  качественного  и  безопасного  детского  отдыха  и  оздоровления  населения; 
контроль  качества  питьевого  водоснабжения  в  организациях  отдыха  и  оздоровления, 
санитарно-технического  состояния  детских  загородных  стационарных  оздоровительных 
учреждений и укрепления материально-технической базы действующих муниципальных и 
краевых  детских  оздоровительных  учреждений,  организация  работы  по  недопущению 
несанкционированных заездов в  здравницы. 

-  принятие  мер  по  повышению  ответственности  юридических  лиц,  качества  при 

плановых  и  внеплановых  надзорных  мероприятий,  обратив  особое  внимание  на 
организованные детские коллективы, в т. ч. организацию размещения, питания детей, 

-  контроль  по  созданию  безопасных  для  здоровья  детей  и  подростков  условий 

воспитания,  обучения  и  оздоровления,  наличие  в  дошкольных  и  общеобразовательных 
организациях  стандартной  и  комплексной  ученической  мебели,  соответствующей  росту 
воспитанников  и  обучающихся,  комфортных  микроклиматических  условий,  оптимальных 
уровней  искусственной  освещённости,  обеспечения  водой  гарантированного  качества, 
физиологически  полноценного  организованного  питания,  комплексного  использования 
профилактических  и  оздоровительных  процедур;  выделение  финансирования  на 
организацию  полноценного  питания  детей,  находящихся  на  полном  государственном 
обеспечении, выполнение натуральных норм питания на 1 ребенка в день в организованных 
детских коллективах; 

повышение 

информированности 

населения 

по 

вопросам 

санитарно-

эпидемиологического благополучия населения. 
           - организация соответствующей работы  по профилактике  нарушений обязательных 
требований  с  поставщиками  пищевых  продуктов  питания  и  операторами  питания  при 
предоставлении  услуг  по  организации  питания  детей  и  подростков  в  организованных 
коллективах. 

 
  Общие выводы и задачи для органов исполнительной власти Краснодарского края. 

1.

 

Администрации Краснодарского края: 

     -продолжить  работу  по  реализации  краевой  и  муниципальных  программ  по 
строительству  дошкольных  и  общеобразовательных  организаций,  в  соответствии  с 

 

189 

расчетной  вместимостью  для  обеспечения  потребности  в  дошкольном  и  общем  среднем 
образовании.  
 

2

. Министерству труда и социального развития Краснодарского края 

 

-  продолжить  работу  по  решению  вопроса  сохранения  сети  детских  загородных 

стационарных  оздоровительных  учреждений  и  укрепления  материально-технической  базы 
действующих муниципальных и краевых детских оздоровительных учреждений; 

 

                    3.

Министерству  образования  Краснодарского  края,  главам  муниципальных 

образований: 

-  продолжить  работу  по  укреплению  материально-технической  базы  детских  и 

подростковых организации (разработка и финансирование программ); 
 

 

-  не  допускать  сокращения  выделяемых  финансовых  средств  (субсидий)  на 

компенсацию оплаты за питание детей из малообеспеченных и многодетных семей; 
 

 

-  обеспечить  выделение  финансирования  на  организацию  полноценного  питания 

детей,  находящихся  на  полном  государственном  обеспечении,  с  учетом  сложившихся  цен 
на пищевые продукты и продовольственное сырье; 
 

 

-  обеспечить  выполнение  натуральных  норм  питания  на  1  ребенка  в  день  в 

организованных детских коллективах; 
 

 

-  не  допустить  возникновения  распространения  массовых  инфекционных 

заболеваний среди детских организованных коллективов, отдыхающих на территории края. 

- не допустить несанкционированных заездов в неподготовленные здравницы. 

            -организация соответствующей работы  по профилактике  нарушений обязательных 
требований  с  поставщиками  пищевых  продуктов  питания  и  операторами  питания  при 
предоставлении  услуг  по  организации  питания  детей  и  подростков  в  организованных 
коллективах. 

 

3.2.4. Проблемы обеспечения охраны здоровья работающего населения. 

 

От  состояния  здоровья  каждого  человека  зависит  состояние  здоровья  общества, 

нации,  оно  относится  к  базовым  факторам  человеческого  и  социально-экономического 
развития, определяет качественную и количественную структуру человеческого потенциала 
любого  государства.  «Здоровье  –  состояние  физического,  психического  и  социального 
благополучия  человека…»  (Федеральный  закон  "Об  основах  охраны  здоровья  граждан  в 
Российской  Федерации"  от  21.11.2011  №  323-ФЗ).  Сохранение  и  укрепление  здоровья 
работающего населения - важнейшая стратегическая задача государства, выбравшего путь 
инновационного развития экономики.  

В  Краснодарском  крае  остается  актуальным  преумножение  трудового  потенциала, 

сохранение профессионального здоровья, профессионального долголетия населения за счёт 
внедрения прогрессивных производственных технологий.  

В  табл.  №63  представлены  данные  по  работающему  населению  Краснодарского 

края. 

Таблица  №63 

Данные по работающему населению Краснодарского края 

 

Показатель 

2014 г. 

2015 г. 

2016 г. 

2017 г. 

2018 г. 

Численность населения 

5404273 

5453 329 

5513 804 

5574845 * 

5603420* 

Количество работающих,  
всего 

1890691 

1893836** 
 

1961162** 

1769929** 

1812339** 

в т.ч. женщин 

981762** 

999693** 
 

1032314** 

930801** 

936931** 

Количество работающих во 
вредных условиях труда 
(тыс.) 

203,0 

193,4** 

196,5** 

189733** 

196900** 

 

190 

в  т.ч. женщин (тыс.) 

82,8 

79,5** 

83,6** 

78586** 

79985** 

* - данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому 
краю. ** - данные Министерства труда и социального развития Краснодарского края 
 

          Как  видно  из  таблицы  в  2018  г.  в  сравнении  с  2014  г.    произошло  снижение  числа  
работающего  населения  края  на  4,2%,  однако  количество  работающего  населения  во 
вредных условиях труда возросло – на 3,6%, в т.ч. женщин – на 1,5 %. В сравнении с 2017 г. 
количество работающих в 2018 г. увеличилось на 2,4%, в том числе женщин на 0,6%. 
          Управлением  Роспотребнадзора  по  Краснодарскому  краю  в  течение    2018  года 
проводилась  работа  по  контролю  за  соблюдением  санитарного    законодательства  по 
профилактике профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными 
(опасными) производственными факторами. 
По вопросам соблюдения санитарного законодательства было проверено 764 предприятий 
края,  том  числе  по  вопросам  производственного  контроля  -  525,  профилактических 
медицинских  осмотров  -  381,  по  вопросам  обращения  с  пестицидами  и  агрохимикатами  - 
17,  по  вопросам  условий  труда  женщин  -  381,  по  вопросам  паспортизации 
канцерогеноопасных производств - 63. 
          По  результатам  контрольно-надзорных  мероприятий  на  хозяйствующих  субъектах 
были выявлены нарушения санитарного законодательства, в части, касающейся проведения 
предварительных  и  периодических  медицинских  осмотров,  обеспечения  санитарно-
бытовыми  помещениями,  спецодеждой  и  средствами  индивидуальной  защиты, 
несоответствия    факторов  производственной  среды    санитарным  нормам,  паспортизации 
канцерогеноопасных 

производств, 

производственного 

контроля, 

проведения 

предварительных  при  поступлении  на  работу  и  периодических  медицинских  осмотров, 
обращения с пестицидами и агрохимикатами,  соблюдения условий труда женщин.   
          По  данным  фактам  к  юридическим  и  должностным  лицам  предприятий  применены 
меры  административного  воздействия,  руководителям  выданы  предписания  о  проведении 
организационно-технических мероприятий, направленных на профилактику возникновения 
повторных  случаев  профзаболеваний  у  работников,  по  доведению  санитарно-
гигиенических  параметров  на  рабочих  местах  до  гигиенических  нормативов,  по 
проведению  углубленных  профилактических  медосмотров  работников  в  центре 
профессиональной патологии, по применению ограничительных мер по времени контакта с 
вредными 

производственным 

фактором, 

использованию 

работниками 

средств 

индивидуальной защиты и др. 
          По выявленным нарушениям санитарного законодательства было возбуждено 665 дел 
об  АПН  на  сумму  4091,2  тыс.  рублей.  Следует  отметить,  что  нарушений  Постановления 
Правительства РФ от 25.02.2000 №162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с 
вредными  или  опасными  условиями  труда,  при  выполнении  которых  запрещается 
применение труда женщин» не были выявлены. 
          Одним  из  основных  целевых  показателей  Плана  мероприятий  Управления 
Роспотребнадзора  по  Краснодарскому  краю  по  реализации  документов  стратегического 
планирования  Роспотребнадзора  на  период  2016-2021  годы,  утвержденного  приказом 
руководителя  Управления 

«Об 

утверждении  плана  мероприятий  Управления 

Роспотребнадзора  по  Краснодарскому  краю  по  реализации  документов  стратегического 
планирования  Роспотребнадзора  на  2016-2021  годы»  №202    от  08.09.2016,    является 
уменьшение 

объектов 

надзора, 

относящихся 

к 

третьей 

группе 

санитарно-

эпидемиологического  благополучия  с  крайне  неудовлетворительными  условиями  труда, 
при которых отмечаются случаи выявления превышений ПДК и ПДУ  воздушной среды и 
физических  факторов  на  рабочих  местах  при  проведении  лабораторных  исследований  и 
инструментальных  замеров.  Распределение  предприятий  и  организаций,  по  группам  
санитарно-эпидемиологического благополучия представлены в табл.  №64. 

Таблица №64 

 

191 

Распределение предприятий и организаций, состоявших на учете в отделе надзора за 

условиями труда по  санитарно-гигиенической  характеристике за  период 

2014-2018 гг. 

 

Годы 

Количество 
объектов надзора 

Число и удельный вес объектов по группам 

1 группа 

2 группа 

3 группа 

число 

число 

число 

2014 

7363 

1572 

21,6 

5742 

77,9 

43 

0,5 

2015 

7990 

1675 

21 

6296 

79 

19 

0,11 

2016 

7580 
 

2107 

28 

5467 

72 

0,08 

2017 

7939 

2196 

28 

5739 

72 

0,05 

2018 

7889 

2180 

27,6 

5704 

72,31 

0,09 

 

            По  итогам  2018  года  к  1-й  группе  предприятий,  т.е.  отвечающих  всем  санитарно-
гигиеническим требованиям, относятся 2180 объекта, что составляет 27,6%, ко 2-й группе 
5709 или 72,3% объектов, в 3-й группе объектов не зарегистрировано, что составляет 0,05%. 
В  3  группу  объектов  году  отнесены  те  объекты,  санитарное  состояние  которых  не 
соответствует действующим санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам, 
на  которых  регистрировались  превышения  ПДК  и  ПДУ  по  результатам  лабораторных  и 
инструментальных 

методов 

исследования, 

регистрировались 

профессиональные 

заболевания,  применялись  меры  административного  принуждения.  В  2018г.  количество 
промышленных объектов, относящихся к  3-ей группы, составляло -  7, так как на данных 
объектах были зарегистрированы профессиональные заболевания.   
          При проведении надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов  по 
вопросам 

соответствия 

условий 

труда 

работников 

требований 

санитарного 

законодательства важное значение имеет объективная оценка гигиенических параметров на 
рабочих  местах  (загазованность,  запыленность,  шум,  вибрация,  освещенность, 
микроклимат).    В  связи  с  этим  большое  значение  имеет  лабораторно-инструментальное 
сопровождение надзорных мероприятий.  
          В  2018  г.  в    крае      на    894    объектах  проводились  лабораторные  исследования  
воздушной  среды  и  воздуха  закрытых  помещений    на  содержание  паров,  газов,  пыли  и 
аэрозолей  -  (в  2017  г.  –  на  919  объектах;  в  2016г.  –  на  1114  объектах;  в  2015г.  –  на  821 
объекте;    в  2014  г.  –  на  812  объектах).  Число  исследованных  проб  воздуха    составило  в 
2018г. - 11297  (в 2017 г. – 10933), увеличение на   3,33 %. 
          В  таблицах    №65  приведен    краткий  сравнительный    анализ    проведения 
лабораторных  исследований  воздушной  среды      в  период    2014-2018  годы  и  результаты 
исследований. 

 

Таблица № 65 

Исследования воздушной среды закрытых помещений и воздуха рабочей зоны 
на содержание паров, газов, пыли и аэрозолей (с учётом транспортных средств

 

Годы 

Число объектов, обследованных лабораторно 
при проведении мероприятий по контролю 

Число всех исследованных проб, 
проведенных как по контролю, так и по 
другим основаниям 

Всего объектов 
края 

Промышленные  
предприятия 

На объектах края 
всего 

На промышленных  
предприятиях 

2014 

812 

240 

15949 

6897 

2015 

821 

220 

15344 

7091 

2016 

1114 

185 

17474 

5062 

 

192 

Годы 

Число объектов, обследованных лабораторно 
при проведении мероприятий по контролю 

Число всех исследованных проб, 
проведенных как по контролю, так и по 
другим основаниям 

Всего объектов 
края 

Промышленные  
предприятия 

На объектах края 
всего 

На промышленных  
предприятиях 

2017 

919 

155 

10933 

4942 

2018 

894 

206 

11297 

4095 

 

Продолжение таблицы  № 65 

Годы 

Число исследованных проб на один   
объект 

Число исследованных проб на содержание 
веществ 1-2 классов опасности на один 
объект 

На объектах края 
всего 

На промышленных  
предприятиях 

На объектах края 
всего 

На промышленных  
предприятиях 

2014 

19,64 

28,73 

4,3 

6,0 

2015 

18,68 

32,23 

6,37 

7,92 

2016 

15,68 

27,36 

7,7 

7,3 

2017 

11,97 

31,88 

4,31 

8,22 

2018 

12,63 

19,87 

5,59 

6,66 

 

          Анализ  результатов  исследования  воздушной  среды  закрытых  помещений  и  воздуха 
рабочей зоны на содержание паров, газов, пыли и аэрозолей показал:  
-  число  объектов,  обследованных  лабораторно  при  проведении  мероприятий  по  контролю 
на всех объектах края в 2018 г. в сравнении с 2014 г. возросло и составило 894 против 812 
(в  1,1  раза);  при  этом  произошло  снижение  числа  обследованных  лабораторно  при 
проведении  мероприятий  по  контролю  промышленных  предприятий  с  240  до  206  (в  1,16 
раза); 
-  число  всех  исследованных  проб,  проведенных  как  по  контролю,  так  как  и  по  другим 
основаниям в 2018 г. в сравнении с 2014 г. снижается: на всех объектах  края с 15949 до 
11297 (в 1,4 раз) и на промышленных предприятиях – с 6897 до 4095 (в 1,68 раза);  
-  снизилось    число  исследованных  проб  на  один  объект  на  всех  объектах  края  в  2018г.  и 
составило 12,63 проб против 19,64 проб в 2014г., так и на промышленных предприятиях в 
2018г. - 19,87 проб против 28,73 в 2014г.; 
- увеличилось  число исследованных проб на содержание веществ 1-2 класса опасности на 
один объект как на всех объектах края, так и на промышленных предприятиях  в 2018г. и 
составило соответственно 5,59 против 4,3проб и 6,66 против 6,0 проб в 2014 г.  
          В  2018  году    в    крае  по    проведенным  лабораторным  исследованиям    воздушной 
среды  и  воздуха  закрытых  помещений  на  содержание  паров,  газов,  пыли  и  аэрозолей, 
удельный  вес  нестандартных  проб    составил    1,26  %  против  0,8  %  в  2014  г.,  рост 
нестандартных проб произошел в основном за счет коммунальных объектов (табл. №66). 

Таблица №66   

Характеристика  воздушной  среды    закрытых  помещений  и  воздуха  рабочей    зоны  на 
содержание паров, газов, пыли и аэрозолей  (транспортные  средства не учитывались)  

Наименование  предприятий по  
отраслям 

Удельный вес  проб воздуха, 
превышающих ПДК   (%) 

2014 

2015 

2016 

2017 

2018 

Все обследованные    объекты 

0,8 

1,1 

1,54 

1,15 

1,26 

Промышленные предприятия 

0,7 

1,43 

0,83 

0,42 

0,73 

Детские и подростковые учреждения 

0,08 

0,18 

1,02 

Предприятия пищевой промышленности, 
общественного питания и торговли пищевыми 
продуктами 

0,8 

0,05 

0,18 

0,87 

0,86 

Коммунальные объекты 

1,0  

1,32 

3,28 

3,46 

2,34 

 

193 

 

          Удельный  вес  нестандартных  проб    по  содержанию  паров  и  газов  в  2018г.  составил  
1,08% против 0,7% в 2014г., т.е. возрос в 1,54 раз, рост  нестандартных проб произошел в 
основном за счет коммунальных объектов (табл. №67). 

Таблица № 67 

Удельный вес  исследованных проб воздуха на содержание паров и газов, 

превышающих ПДК  (транспортные средства не учитывались) 

 

Наименование предприятий 
по отраслям 

Удельный вес  проб воздуха, 
превышающих ПДК, на пары и газы 
(%) 

Удельный вес  проб воздуха, 
превышающих ПДК на пары и газы, 
содержащие  в-ва  
1 и 2 класса опасности (%) 

2014 

2015 

2016 

2017 

2018  2014 

2015  2016 

2017 

2018 

 На всех объектах 

0,7 

1,11 

1,86 

1,31 

1,08 

2,0 

 1,49    3,31 

 

2,70 

1,7 

Промышленные 
предприятия 

0,59 

1,17 

0,51 

0,24 

0,87 

 2,13 

1,57 

 0,66 

0,93 

1,02 

Детские и подростковые 
учреждения 

0,09 

 0,20 

    0 

 0,15     0 

0,33 

Предприятия пищевой 
промышленности, 
общественного питания и 
торговли пищевыми 
продуктами 

1,3 

1,3 

0,43 

  2,4 

  0 

0,83 

0,94 

Коммунальные объекты 

1,28 

2,05 

4,72 

3,78 

2,59 

 2,44 

2,54 

 7,79 

6,3 

4,34 

            Удельный  вес  нестандартных  проб    по  содержанию  пыли  и  аэрозоли  в  2018г. 
составил  2,09 % против 0,6% в 2014 г., т.е. вырос в 3,48 раз.  Рост нестандартных проб  – 
произошел, в основном, за счет детских и подростковых организаций.  
Нестандартные пробы  по содержанию пыли и аэрозоли, содержащие вещества 1 и 2 класса 
опасности в 2018г. отсутствуют (табл. №68). 

Таблица  № 68 

Удельный вес  исследованных проб воздуха содержание пыли и аэрозолей, 

превышающих ПДК (транспортные средства не учитывались) 

Наименование предприятий 
по отраслям 

Удельный вес  проб воздуха, 
превышающих ПДК, на  пыль и 
аэрозоли (%) 

Удельный вес  проб воздуха, 
превышающих ПДК на  пыль и 
аэрозоли, содержащие в-ва  1 и 2 класса 
опасности (%) 

 

2014  2015  2016 

2017 

2018 

2014 

2015 

2016 

2017 

2018 

 

 На всех    объектах 

0,6 

1,09 

0,67 

0,57 

2,09 

0,2 

0,57 

0,45 

1,05 

 

Промышленные 
предприятия 

0,99 

1,97 

1,6 

   0,80  0,41 

0,49 

2,04 

2,3 

1,33 

 

Детские и подростковые 
учреждения 

15,08 

 

Предприятия пищевой 
промышленности, 
общественного питания и 
торговли пищевыми 
продуктами 

0,14 

0,5 

2,23 

 

Коммунальные объекты 

0,07 

0,55 

 

 
 

В  2014-2018  годах  осуществлялся  контроль  за  уровнями  физических  факторов  на 

рабочих  местах    промышленных  предприятий,  предприятий  пищевой  промышленности, 
общественного  питания  и  торговли  пищевыми  продуктами,  коммунальных  объектов, 
детских  и  подростковых  учреждений.  Результаты  измерений  шума,  вибрации, 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..