ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ В 2018 ГОДУ - часть 12

 

  Главная      Книги - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ В 2018 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ В 2018 ГОДУ - часть 12

 

 

 

194 

микроклимата, освещенности, электромагнитных полей  приведены в таблицах №69, 70, 71, 
72. 

Таблица № 69 

Результаты исследований физических факторов на предприятиях пищевой 

промышленности, общественного питания и торговли пищевыми продуктами 

(среднекраевые показатели) за 2014г.-2018г. 

Наименование фактора производственной 
среды 

Шум 

Вибрация    Микро-

климат 

Освещен-
ность 

ЭМИ 

2014 год  обследовано объектов лабораторно 

511 

31 

2036 

1708 

63 

обследовано рабочих мест 

1453 

83 

6279 

5151 

218 

не отвечают санитарным нормам 

106 

44 

126 

Уд. вес не отвечающих сан. нормам 

7,3% 

1,21% 

0,70% 

2,45% 

1,84% 

2015 
год 

обследовано объектов лабораторно 

358 

33 

1765 

1335 

65 

обследовано рабочих мест 

931 

100 

4469 

3243 

164 

не отвечают санитарным нормам 

108 

110 

131 

Уд. вес не отвечающих сан. нормам 

11,6% 

0% 

2,47% 

4,04% 

0,61% 

2016 год  обследовано объектов лабораторно 

444 

48 

1533 

1009 

61 

обследовано рабочих мест 

1721 

131 

4922 

3278 

374 

не отвечают санитарным нормам 

149 

108 

93 

Уд. вес не отвечающих сан. нормам 

8,66% 

5,35% 

2,20% 

2,84% 

0,27% 

2017 год  обследовано объектов лабораторно 

506 

38 

1958 

1240 

55 

обследовано рабочих мест 

1088 

74 

3353 

3549 

202 

не отвечают санитарным нормам 

84 

101 

148 

Уд. вес не отвечающих сан. нормам 

7,72% 

3,01% 

4,17% 

2,97% 

2018 год  обследовано объектов лабораторно 

464 

24 

1857 

1166 

161 

обследовано рабочих мест 

1131 

64 

5167 

3452 

701 

не отвечают санитарным нормам 

96 

157 

153 

Уд. вес не отвечающих сан. нормам 

8,49% 

3,04% 

4,43% 

0,43% 

 

Таблица № 70 

Результаты исследований физических факторов на коммунальных объектах 

(среднекраевые показатели) 

 
Наименование фактора производственной 
среды 

Шум 

Вибраци
я   

Микро-
климат 

Освещен-
ность 

ЭМИ 

2014 год  обследовано объектов лабораторно  596 

36 

3126 

3235 

328 

обследовано рабочих мест 

3595 

162 

13505 

12994 

2674 

не отвечают санитарным нормам 

167 

147 

541 

91 

Уд. вес не отвечающих сан. 
нормам 

4,65% 

0% 

1,09% 

4,17% 

3,41% 

2015 
год 

обследовано объектов лабораторно  336 

19 

2392 

2464 

309 

обследовано рабочих мест 

898 

47 

8694 

9884 

2177 

не отвечают санитарным нормам 

147 

197 

680 

96 

Уд. вес не отвечающих сан. 
нормам 

16,37% 

4,26% 

2,27% 

6,88% 

4,41% 

2016 год  обследовано объектов лабораторно  725 

101 

3908 

3436 

394 

обследовано рабочих мест 

2037 

189 

14258 

11064 

1520 

не отвечают санитарным нормам 

221 

136 

653 

101 

Уд. вес не отвечающих сан. 
нормам 

10,85% 

3,18% 

0,96% 

5,91% 

6,65% 

2017 год  обследовано объектов лабораторно  336 

73 

3442 

3633 

394 

обследовано рабочих мест 

898 

105 

13322 

12222 

1488 

не отвечают санитарным нормам 

147 

159 

835 

36 

Уд. вес не отвечающих сан. 
нормам 

16,37% 

0,95% 

1,19% 

6,83% 

2,41% 

2018 год  обследовано объектов лабораторно  378 

67 

3817 

3308 

462 

обследовано рабочих мест 

1229 

163 

16973 

15060 

1650 

не отвечают санитарным нормам 

111 

245 

961 

104 

 

195 

Уд. вес не отвечающих сан. 
нормам 

9,03% 

3,68% 

1,44% 

6,38% 

6,30% 

 

Таблица № 71 

Результаты исследований физических факторов в детских и подростковых 

учреждениях (среднекраевые показатели) 

Наименование фактора производственной 
среды 

Шум 

Вибрация    Микро-

климат 

Освещен-
ность 

ЭМИ 

2014 год  обследовано объектов лабораторно 

196 

1639 

1858 

464 

обследовано рабочих мест 

483 

7837 

26562 

2485 

не отвечают санитарным нормам 

11 

165 

2286 

66 

Уд. вес не отвечающих сан. нормам 

2,28% 

2,11% 

8,61% 

2,66% 

2015 
год 

обследовано объектов лабораторно 

173 

1367 

1688 

341 

обследовано рабочих мест 

359 

8107 

24067 

2858 

не отвечают санитарным нормам 

13 

120 

2078 

46 

Уд. вес не отвечающих сан. нормам 

3,63% 

1,48% 

8,64% 

1,61% 

2016 год  обследовано объектов лабораторно 

204 

1745 

2048 

436 

обследовано рабочих мест 

704 

9226 

25554 

2644 

не отвечают санитарным нормам 

18 

237 

2087 

50 

Уд. вес не отвечающих сан. нормам 

2,56% 

2,47% 

8,17% 

1,90% 

2017 год  обследовано объектов лабораторно 

271 

1870 

2132 

416 

обследовано рабочих мест 

797 

11988 

26312 

2530 

не отвечают санитарным нормам 

19 

196 

2291 

78 

Уд. вес не отвечающих сан. нормам 

2,38% 

1,63% 

8,70% 

3,08% 

2018 год  обследовано объектов лабораторно 

278 

21 

1936 

2568 

455 

обследовано рабочих мест 

617 

34 

12119 

32197 

2206 

не отвечают санитарным нормам 

237 

2799 

62 

Уд. вес не отвечающих сан. нормам 

0,32% 

0,74% 

8,69% 

2,81% 

 

Таблица № 72 

Результаты исследований физических факторов на промышленных объектах надзора 

(среднекраевые показатели) за 2014г.-2018г. 

 
Наименование фактора производственной 
среды 

Шум 

Вибрация    Микро-

климат 

Освещен-
ность 

ЭМИ 

2014 год  обследовано объектов лабораторно 

411 

217 

507 

477 

242 

обследовано рабочих мест 

1466 

528 

2945 

2703 

788 

не отвечают санитарным нормам 

112 

157 

242 

48 

Уд. вес не отвечающих сан. нормам 

7,6 % 

1,1 % 

5,3 % 

8,9 % 

6,1% 

2015 
год 

обследовано объектов лабораторно 

352 

182 
 

440 

431 

256 

обследовано рабочих мест 

1200 

492 

2307 

2295 

775 

не отвечают санитарным нормам 

150 

19 

121 

253 

96 

Уд. вес не отвечающих сан. нормам 

12,5% 

3,87% 

5,24% 

11,03% 

12,39% 

2016 год  обследовано объектов лабораторно 

275 

115 

342 

340 

336 

обследовано рабочих мест 

1113 

522 

2166 

2287 

1558 

не отвечают санитарным нормам 

94 

12 

29 

198 

55 

Уд. вес не отвечающих сан. нормам 

8,45% 

2,3% 

1,34% 

8,66% 

3,53% 

2017 год  обследовано объектов лабораторно 

243 

126 

261 

241 

154 

обследовано рабочих мест 

1419 

552 

2251 

2425 

871 

не отвечают санитарным нормам 

86 

13 

62 

215 

61 

Уд. вес не отвечающих сан. нормам 

6,06% 

2,35% 

2,75% 

8,86% 

7,0% 

2018 год  обследовано объектов лабораторно 

248 

118 

298 

275 

171 

обследовано рабочих мест 

1516 

492 

2021 

2211 

944 

не отвечают санитарным нормам 

83 

48 

123 

40 

Уд. вес не отвечающих сан. нормам 

5,47% 

1,63 % 

2,38% 

5,56% 

4,24% 

 
 

 

196 

Анализ  результатов  измерений  физических  факторов  на  промышленных 

предприятиях показал:  

- увеличение   числа обследованных лабораторно рабочих мест по шуму, вибрации, 

по электромагнитному излучению; 

-  уменьшение    числа  обследованных  лабораторно  рабочих  мест  по  микроклимату, 

освещенности; 

- удельный вес  обследованных рабочих мест на промышленных предприятиях края,  

не соответствующих санитарным нормам  колеблется в сторону увеличения и уменьшения 
по годам и факторам и  составляет: 

-  по    шуму  –    2014г.  –  7,6%;  2015г.  –  12,5%;  2016г.  –  8,45%;  2017г.-  6,06%;  2018г.- 

5,47%; 

- по вибрации –2014г. – 1,1%; 2015г. – 3,87%; 2016г. – 2,3%; 2017г. – 2,35%; 2018г. -

1,63%;  

-  по  микроклимату  –2014г.  –  5,3%;  2015г.  –  5,24%;  2016г.-1,34%;  2017г.-2,75%; 

2018г. – 2,38%; 

-  по  освещенности  –2014г.  –  8,9%;  2015г.  –  11,03%;  2016г.  –  8,66%;  2017г.-8,86%; 

2018г. – 5,56%; 

- по электромагнитным полям–2014г.–6,1%; 2015г. – 12,39%; 2016г. – 3,53%; 2017г.-

7,0%; 2018г. – 4,24%. 

Ионизирующие излучения соответствовали санитарным нормам на всех объектах  за 

весь  анализируемый период. 

 
«Контроль за соблюдением санитарного законодательства на канцерогенноопасных 

предприятиях» 

Для  Краснодарского  края  характерны  следующие  виды  промышленных 

предприятий,  относящихся к канцерогенным: 

- производство асфальта; 
- производство изделий из твердых древесины; 

деревообрабатывающее  и  мебельное  производство  с  использованием   

фенолоформальдегидных и карбамидоформальдегидных смол; 

-  производство  резины  и  изделий  из  нее  (подготовительное,  основное  и 

вспомогательное производство резины, шин, обуви, резинотехнических изделий); 

- производственные процессы, связанные с воздействием на работающих   аэрозолей 

сильных неорганических кислот, содержащих серную кислоту; 

- нефтеперерабатывающее производство. 
Проведение  паспортизации  предприятий  по  единому  образцу    позволит  оценить,  а 

затем  и    уменьшить  степень  канцерогенной  опасности  и  определить  конкретных 
работников,  подверженных  воздействию  канцерогенов, а также оценить и прогнозировать 
степень  канцерогенной  опасности  для  населения.  Что  в  конечном  итоге  приведет  к 
снижению профессиональной  онкологической  заболеваемости населения страны. 

Кроме  того,  паспортизация  должна  стимулировать  повышение  качества 

медицинских  осмотров  работников  канцерогеноопасных  производств  и,  как  результат, 
улучшить выявляемость и диагностику профессиональных онкозаболеваний. 

С целью усиления работы по данному направлению Управлением роспотребнадзора 

по  Краснодарскому  краю  были  проведены  коллегии  в  2017  на  тему  «Паспортизация 
канцерогенопасных производств, расположенных на территории Краснодарскому краю» и в 
2018 повторная коллегия  «О  выполнении коллегии по Паспортизации канцерогенопасных 
производств, расположенных на территории Краснодарскому краю». 

При анализе,  работа по данному направлению была активизирована путем внесения 

предложений в  координационные советы, в план работы межведомственных комиссий по 
охране труда, а также проведением совещаний на данную тему,  при проведении проверок   
применили  меры  административного  принуждения  за  нарушения  требований  санитарного 
законодательства  в  части  отсутствия  мероприятий  по  уменьшению  канцерогенной 

 

197 

опасности  работников  и  паспортизации  производств,    проведена  работа  по 
информированию 

хозяйствующих 

субъектов 

о 

необходимости 

паспортизации 

канцерогенноопасных объектов, проведен анализ работы по административной практике в 
части  канцерогеннопасных производств. 

В  результате    проведенной  работы  увеличился  процент  охвата  паспортизации 

канцерогенопасных  производств.  Если  в  2017  году  канцерогенные  паспорта  были 
разработаны  для  174  организаций  (44%),  то  в    2018  году  кацерогенные  паспорта 
разработаны уже для  202 организаций (483 объекта) (59%). За 2018 года разработано  307 
канцерогенноопасных паспорта для 28 организаций. 

На  сегодняшний  день  на  контроле  Управления  Роспотребнадзора  по 

Краснодарскому  краю  состоит  315  канцерогеноопасных  предприятия,  из  них  паспорта 
канцерогеннопасных производств составлены и утверждены в  установленном порядке для 
202 (64,1%). 

 Профилактические медицинские осмотры (далее ПМО) среди работающих граждан, 

проводимые  в  соответствии  с  Приказом  Министерства  здравоохранения  и  социального 
развития 

Российской 

Федерации 

от 

12.04.2011 № 302н 

"Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, 
при  выполнении  которых  проводятся  обязательные  предварительные  и  периодические 
медицинские 

осмотры 

(обследования), 

и 

Порядка 

проведения 

обязательных 

предварительных  и  периодических  медицинских  осмотров  (обследований)  работников, 
занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" 
являются 

крайне 

важными 

при 

выявлении 

ранних 

признаков 

хронических 

профессиональных заболеваний и соответственно предупреждения их возникновения.  

Таким образом возрастает роль качества ПМО, проводимых ЛПУ. С другой стороны 

на качество проводимых ПМО  влияет множество факторов. 

Со стороны работодателя:  
-  не  имеет  достоверной  информации  о  влиянии  условий  труда  на  здоровье 

работников;  

-  выбирает медицинскую организацию по наименьшей стоимости услуг. 
-  не  имеет  нормативной  и  материальной  базы  для  реализации  рекомендаций 

профмедосмотров; 

-  не  заинтересован  в  выявлении  профессиональных  заболеваний  (экономический  и 

имиджевый риск); 

Со стороны медицинской организации:  
-   рассматривает ПМО как значимый источник финансирования;  
-  проводит  ПМО  на  средства  работодателя  и  заинтересована  в  долгосрочных 

отношениях; 

-  проводит  медицинские  осмотры  выездными  бригада,  в  нарушение  лицензионных 

требований;  

-    не  имеет  алгоритма  выявления  начальных  признаков  ПЗ,  процедура  оформления 

ПЗ сложна;  

- формально отвечает за качество ПМО, но реальный контроль отсутствует. 
Со стороны работника:  
- теряет в качестве жизни при получении ПЗ вследствие низкой страховой стоимости 

здоровья  (15-30%  утраты  трудоспособности),  исключение  пилоты  и  другие  работники  с 
высокой зарплатой; 

- при выявлении профзаболевания теряет рабочее место и часто – профессию; 
-  боится  потерять  рабочее  место  в  случае  выявления  противопоказаний,  может 

избегать осмотров; 

- не получает эффективного социального пакета при выявлении профзаболевания. 
В  связи  с  этим  необходима  работа  по  указанным  направлениям,  в  отношении 

хозяйствующих  субъектов  -  надзорные  мероприятия,  в  отношении  работающих  граждан  - 
разъяснительная работа, в отношении лечебно-профилактических учреждений - контроль за 

 

198 

организацией  и  проведением  медицинским  осмотрам.  Также  необходимо  изменение  или 
уточнение  методологии  выявления  и  установления  диагнозов  профессиональных 
заболеваний. 

В Управлении Роспотребнадзора по Краснодарскому краю на учете находится 22482 

хозяйствующих  субъектов,  работники  которых  подлежат  предварительным  и 
периодическим осмотрам.  

По данным Краевого центра профпатологии в 2018  г. подлежало осмотру - 230850 

чел.  (из  них  женщин  –  141448  чел.),  осмотрено  –  226967  чел.  (из  них  женщин  –  139567 
чел.). Охват медосмотрами составил - 98,3%, ч т.ч. женщин – 98,8%.  

В  2018  г.  Управлением  Роспотребнадзора  по  Краснодарскому  краю  было 

рассмотрено  4240  актов  заключительных  комиссий  по  результатам  профилактических 
медицинских осмотров. В 285 актах заключительных комиссий встречались записи врачей 
о  временном  отстранении  от  работы  и  противопоказания  к  работе  рабочих  с 
определенными вредностями.  

По данным Краевого центра профпатологии в 2018 г. по результатам периодических 

медицинских  осмотров  было  выявлено  396  лиц,  имеющих  временные  медицинские 
противопоказания  к  работе  и  832  лиц,  имеющие  постоянные  противопоказания  к  работе. 
Однако, извещений о подозрении у работников профессиональных заболеваний от лечебно-
профилактических учреждений, осуществляющих периодические медицинские осмотры, в 
Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю направлено не более 15. 

По-прежнему  в  ходе  проведения  медицинских  осмотров  отмечается  низкая  

выявляемость    профпатологии  у  работников,  выявлено  подозрений  на  профессиональные 
заболевания  (ПЗ)  в  2018  г.  у  8  работников,  что  составляет  от  числа  осмотренных. 
Выявляемость  профессиональных  заболеваний  в  предыдущие  годы  также  находится  на 
низком  уровне  и  соответственно  составила  от  числа  осмотренных  -  0,003%,  в  2017  г.  - 
0,012%,  2016 г.  - 0,006% в 2015 г. - 0,008, 2014 г.  0,01 %, в 2013 г. - 0,02 %. 

В  настоящее  время  существенной  проблемой,  приводящей  к    снижению  качества 

проводимых  медицинских  осмотров,  является    проведение  ПМО  частными  ЛПУ  за  счет 
выездных  бригад  в  нарушение  лицензионных  требований.  В  каких  помещениях  проводят 
ПМО выездные бригады, в каком составе специалистов, какое оборудование используется - 
неизвестно.  Все  это  также  влияет  на  снижение    профессиональных  заболеваний  среди 
работающих граждан. 

В  2018  г.  Управлением  Роспотребнадзора  по  Краснодарскому  краю  планово  по 

вопросам  проведения  профилактических  медицинских  осмотров  было  обследовано  428 
юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей.  За  выявленные  нарушения  в 
своевременности 

прохождения 

медицинских 

осмотров 

к 

административной 

ответственности привлечено 28,42% организаций. 

При  проверке  предписаний  должностных  лиц  было  установлено,  что  ПМО  для 

сотрудников хозяйствующих субъектов были пройдены.

 

Для  улучшения  условий  труда  работающего  населения  Краснодарского  рая 

необходимо:

 

Главам муниципальных образований:

 

 

Содействовать  организации проведения в районах, в том числе и в Краевом центре 

радиационной  и  профессиональной  патологии  обязательных  предварительных  (при 
поступлении  на  работу)  и  периодических  медицинских  осмотров  (обследований) 
работников,  занятых  на  тяжелых  работах  и  на  работах  с  вредными  и  (или)  опасными 
условиями  труда,  укомплектованию  муниципальных  учреждений  здравоохранения 
квалифицированными кадрами врачей-специалистов, в том числе профпатологов.

 

Министерству здравоохранения Краснодарского края:

 

 

Усилить  контроль  за  выполнением  медицинскими  организациями    лицензионных 

требований  и  условий  при  проведении  предварительных  и  периодических  медицинских 
осмотров работников, экспертизы профпригодности, качеством их проведения.

 

 

Обеспечить  своевременное  повышение  квалификации  (не  реже  1  раза  в  5  лет)  по 

 

199 

специальности  «профпатология»  всех  врачей,  участвующих  в  проведении  медицинских 
осмотров.

 

 

Проводить краевые конференции и семинары для врачей профпатологов края.

 

Руководителям 

органов 

управления 

и 

учреждений 

здравоохранения 

муниципальных образований края:

 

 

Обеспечить  качественное  проведение  предварительных  и  периодических 

медицинских  осмотров  работников,  в  соответствии  с  требованиями  приказа 
Минздравсоцразвития России от 12.04.2011г. №302н.

 

 

Продолжить  работу  по  оснащению  учреждений  необходимым  оборудованием  и 

аппаратурой  для  проведения  профмедосмотров  в  соответствии  с  требованиями  приказа 
Минздравсоцразвития России  от  12.04.2011 года № 302н.

 

 

Обеспечить  своевременную  профессиональную  подготовку  и  переподготовку 

врачей-специалистов, в том числе по вопросам профпатологии, участвующих в проведении 
профилактических 

медицинских 

осмотров 

согласно 

требованиям 

приказа 

Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н.

 

 

Направлять работников, в установленном порядке, в краевой Центр радиационной и 

профессиональной  патологии  в  случаях  затруднения  определения  профессиональной 
пригодности.

 

Руководителям организаций всех форм собственности:

 

 

В  полном  объёме  и  в  установленные  сроки  организовывать  проведение  за  счет 

работодателя  предварительных  и  периодических  медицинских  осмотров  работающим  во 
вредных  условиях  труда  в  соответствии  с  приказом  Минздравсоцразвития  России  от 
12.04.2011г.  №302н.,  в  том  числе  и  в  Краевом  центре  радиационной  и  профессиональной 
патологии.

 

 

Прием  на  работу  с  тяжелыми,  вредными  и  (или)  опасными  условия  труда 

осуществлять  только  после  проведения  предварительного  медицинского  осмотра 
работника.

 

 

Своевременно составлять и утверждать поименные списки работников, подлежащих 

прохождению  периодического  медицинского  осмотра  и  не  позднее  чем  за  2  месяца  до 
согласованной  с  медицинской  организацией  датой  начала  проведения  периодического 
осмотра направлять в данную медицинскую организацию.

 

Обратить  внимание  на  возможность  использования  средств  Фонда  социального 

страхования Российской Федерации, направляемые на финансирование предупредительных 
мер  по  сокращению  производственного  травматизма  и  профзаболеваний,  на  проведение 
обязательных  периодических  медицинских  осмотров  (обследований)  работников,  занятых 
на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

 

 
3.2.5. Обеспечение безопасности от неионизирующего излучения и шума. 
 

Отделом  надзора  за  радиационной  безопасностью  и  физическими  факторами 

выполняются следующие государственные услуги:  

1.  по  выдаче  на  основании  результатов  санитарно-эпидемиологических  экспертиз, 

расследований, обследований, исследований испытаний и иных видов оценок, оформленных в 
установленном  порядке,  санитарно-эпидемиологических  заключений  на  передающие 
радиотехнические объекты; 

2. по приему граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения обращений 

граждан; 

3.  по  проведению  проверок  деятельности  юридических  лиц,  индивидуальных 

предпринимателей  и  граждан  по  выполнению  требований  санитарного  законодательства  при 
использовании источников электромагнитного излучения и шума. 

С  целью  оказания  государственной  услуги  по  выдаче  на  основании  результатов 

санитарно-эпидемиологических  экспертиз,  расследований,  обследований,  исследований 
испытаний  и  иных  видов  оценок,  оформленных  в  установленном  порядке,  санитарно-

 

200 

эпидемиологических заключений в 2018 году отделом надзора за радиационной безопасностью 
и  физическими  факторами  рассмотрено  и  подготовлено  1753  санитарно-эпидемиологических 
заключения  на  проектную  документацию  по  размещение  передающих  радиотехнических 
объектов,  что  на  24,5%  меньше  показателей  2017  года.  В  2016  году  рассматриваемый 
показатель  составлял  2055.  Из  рассмотренных  материалов  более  90%  проектных  материалов 
поступают  от  операторов  сотовой  связи.  Уменьшение  данного  показателя  объясняется 
завершением этапа работ по развитию нового технического стандарта сотовой связи от стадии 
проектирования, в стадию ввода в эксплуатацию объектов. По 38 рассмотренным  материалам 
подготовлены  отказы  в  предоставлении  государственной  услуги,  что  составляет  2,2%.  
Рассмотрено  2473  материала  (экспертных  заключений,  протоколов  инструментальных 
измерений), на стадии ввода в эксплуатацию передающих радиотехнических объектов, что на 
27,5% выше показателя прошлого года 1795, в 2016 году -1720. По рассмотренным материалам 
выдано  172  письма-отказа  на  эксплуатацию  предающих  радиотехнических  объектов  - 
операторов  сотовой  связи.  Основной  причиной  отказов  является  снижение  качества 
направляемого  для  рассмотрения  материала,  также  имеет  место  ошибки  в  оформлении 
предоставляемой документации.  

С  целью  реализации  государственных  услуг  по  приему  граждан,  обеспечению 

своевременного и полного рассмотрения обращения граждан в 2018 году отделом рассмотрено 
532  обращения  на  неудовлетворительные  условия  проживания  по  поводу  воздействия  шума, 
электромагнитного излучения от различных источников, из которых:  

-  193  обращения  на  неудовлетворительные  условия  проживания  из-за  негативного 

воздействия  электромагнитного  излучения  радиочастотного  диапазона,  из  них  21  обращение 
было обоснованным,  

-  339  обращений  на  неудовлетворительные  условия  проживания  из-за  негативного 

воздействия шума, из них 170 обращений были обоснованными. 

В  2018  году  Управлением  рассмотрено  339  обращений  на  неудовлетворительные 

условия проживания от воздействия  шума от различных источников, табл. 73. 

 

Таблица №73. 

Анализ рассмотренных  жалоб по источникам шума

 

Всего 

жалоб 

Шум от рабо-

ты отдельно 
стоящих ко-

тельных и 

трансформа-

торных 

подстанций 

Шум от 

музыкального 

сопровожде-

ния 

Шум 

транспорт-

ного потока 

Шум от 

строитель-

ной площад-

ки 

Внутри-

домовой 

шум 

Объекты 

различного 

назначения, 

расположен-

ные  на 1 эта-

жах и цоколе 

Всего 

 

Всего 

 

Всего 

 

всего 

всего 

всего 

2016 г. 

213 

84 

39,4 

43 

20,2 

2,3 

36 

16,9 

45 

21,1 

2017 г. 

248 

98 

39,5 

48 

19,35 

1,6 

38 

15,35 

60 

24,2 

2018 г. 

339 

115 

33,9 

96 

28,3 

21 

6,2 

27 

7,9 

65 

19,2 

15 

4,2 

 

Анализ обращений по источникам шума за последние 3 года показал:  
-  в  2018  году  увеличилось  общее  количество  обращений  на  36,7%.  Структура 

обращений  по  шуму  существенно  не  претерпела  изменений.  Наблюдается  рост  на  7% 
обращений  связанных  с  шумом  от  музыкального  сопровождения,  на  5,4  %  рост  от  шума, 
источником  которого  является  транспортный  поток.  Остальные  показатели  изменились 
незначительно. 

 

201 

Структура  обращений  по  годам  представлена  ниже  на  рисунках  (Рис.  64  –  за  2018  г., 

Рис. 65 – за 2017 г., Рис. 66 – за 2016 г.). 
 

 

Рис.№ 64. Структура поступивших в Управление обращений по источникам шума в 2018 г. 

 

 

202 

 

Рис.№  65. Структура поступивших в Управление обращений по источникам шума в 2017г.

 

39,40%

20,20%

2,30%

16,90%

21,10%

Структура обращений  за 2016 год

шум от работы 
отдельно стоящих 
объектов
шум от 
музыкального 
сопровождения
шум транспортного 
потока

шум от 
строительной 
площадки
внутридомовой 
шум

 

Рис.№ 66. Структура поступивших в Управление обращений по источникам шума в 2016 г. 

 

203 

 

В  2018  году  в  рамках  социально-гигиенического  мониторинга  проводились 

инструментальные  измерения  уровней  шума  лабораториями  ФБУЗ  «Центр  гигиены  и 
эпидемиологии в Краснодарском крае». Все мониторинговые точки расположены в селитебной 
зоне (у жилых домов, детских площадок, ДОУ, школ и других образовательных учреждений)  в 
зоне влияния промышленных предприятий, в зоне влияния автотранспорта. 

На  селитебной  территории  и  в  зоне  влияния  крупных  автомагистралей  проведено  878 

замеров уровней шума и 24 замера ЭМИ, выполнено 878 замеров уровней шума и 24 – ЭМИ. 
Отмечались  превышения  ПДУ  уровней  шума  в  55-и  случаях,  что  составляет  6,3  %  от  числа 
исследованных  проб  (за  2017  г.  –  8%,  за  2016  г.  –  7,9%,).  Превышения  зарегистрированы  на 
территории г. Краснодара,  г-к Анапа, к-к Геленджик, г. Новороссийск.  

Ежеквартально  Управлением  в  2018  г.  направлялась  информация  на  имя  заместителя 

главы  администрации  (губернатора)  Краснодарского  края   с  данными  социально-
гигиенического  мониторинга  физических  факторов  неионизирующей  природы  для 
использования в работе по снижению влияния вышеуказанного фактора. 

На основании поступивших обращений отделом согласованны с органами прокуратуры 

и проведены 39 проверок хозяйствующих субъектов, в ходе которых составлено 39 протоколов 
об  административных  правонарушениях  по  ст.  6.3;  6.4  КоАП  РФ,  в  том  числе  27  на 
юридических  лиц,  10  на  должностных  и  2  на  индивидуальных  предпринимателей.  За 
неисполнение  предписания  должностного  лица  в  отношении  3  юридических  лиц  составлены 
протоколы по ст. 19.5 ч. 1 и направлены для рассмотрения в суды.  За выявленные нарушения 
приостановлена деятельность 5 передающих радиотехнических объектов: ООО «Лидер Связи» 
в  г.  Сочи,  ПАО  «Мегафон»  г.  Краснодар,  ул.  Гаражная  81,  ПАО  «МТС»,  ПАО  «Мегафон», 
ООО «Т2 Мобайл» г. Краснодар, ул. Северная 302.  

 Управлением за 2018 г. подготовлено и направлено в суды  города Краснодара  4 исковых 

заявления в интересах неопределенного круга лиц (ООО СПК Воля, г. Краснодар, ул. Трудовой 
славы,  10;  ИП  Кузьмина,  г.  Краснодар,  ул.  Мира  3;  ООО  «ГринЛайф»,  г.  Краснодар,    ул. 
Покрышкина  2/2;  МО  г.  Краснодар,  ул.  им.  Академика  Лукьяненко  П.П.-  шум  от 
автотранспорта). В прошлом году направлено 2 иска. 
 

Предложения администрации края: 

1.  Администрации  Краснодарского  края  разработать  план  или  программу, 

направленные на снижение шумовой нагрузки на население проживающее вдоль крупных 
транспортных магистралей муниципальных образований; 

2. Главам администраций муниципальных образований и Департаментам архитектуры 

и  градостроительства  муниципальных  образований  не  выдавать  разрешения  на 
строительство  объектов  транспорта

  (автомагистралей,  гаражей  и  автостоянок)

  без 

санитарно-эпидемиологического  заключения    по  проекту 

расчетного  обоснования 

величины санитарных разрывов. 

  

 

3.2.6. Радиационная гигиена и обеспечение безопасности от ионизирующего 

излучения 

Радиационная обстановка в Краснодарском крае 

 

В  целом  радиационная  обстановка  в  крае  в  последние  годы  остается  стабильной  и 

благоприятной  и  оценивается  как  удовлетворительная.  Радиационных  аварий,  загрязнения 
окружающей среды, переоблучения персонала и населения не отмечалось. 

Уровень  естественного  радиационного  фона  и  содержание  естественных  и 

искусственных  радионуклидов  в  объектах  внешней  среды  не  превысили  значений 
многолетних наблюдений. 
Государственный надзор по разделу радиационной гигиены в Управлении в 2018 году был 
направлен на обеспечение радиационной безопасности с учетом: 

 

204 

выполнения требований постановлений Главного государственного санитарного врача РФ 
по  ограничению  доз  облучения  населения  при  проведении  рентгенорадиологических 
медицинских  исследований  и  снижению  риска  от  природных  источников  ионизирующего 
излучения;  приказов  и  писем  Роспотребнадзора  по  обеспечению  радиационной 
безопасности  населения  и  защиты  прав  потребителей  при  обращении  с  источниками 
ионизирующего излучения; 
контроля за объектами внешней среды; 
своевременного  представление  форм  государственного  статистического  наблюдения  №  1-
ДОЗ  –  №  4-ДОЗ  и  составление  радиационно-гигиенического  паспорта  территории 
Краснодарского края. 
            В целях реализации основных направлений деятельности по вопросам радиационной 
безопасности  населения  края  Управлением  Роспотребнадзора  по  Краснодарскому  краю 
осуществлены следующие мероприятия: 
1. Изданы Приказы по Управлению: 
от   23.03.2018   № 79 «О проведении радиационно-гигиенической паспортизации организаций 
и территорий края по итогам 2017 года»; 
от 14.09.2018 № 317/654 «О проведении совещания по разделу радиационной безопасности 
при  работе  с  источниками  ионизирующего  излучения»  для  подведения  итогов  работ  по 
учету лучевых нагрузок населения, радиационно-гигиенической паспортизации территории 
Краснодарского  края,  оптимизации  надзорной  деятельности  и  повышения  знаний 
специалистов,  осуществляющих  надзор  за  организациями,  использующими  источники 
ионизирующего излучения. 
2.  Управлением  Роспотребнадзора  по  Краснодарскому  краю  10.10.2018

 

года  проведено 

совещание для должностных лиц Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю и 
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» по итогам заполнения форм 
статистических  отчетности  №  1-ДОЗ–№4-ДОЗ  и  радиационно-гигиенических  паспортов 
организаций,  по  вопросам  деятельности,  связанной  с  использованием  источников 
ионизирующего  излучения,  актуальным  задачам  обеспечения  радиационной  безопасности 
населения края. В ходе совещания особое внимание было уделено обеспечению контроля в 
ходе надзорных  мероприятий за  использованием  хирургических  рентгенодиагностических 
аппаратов  (С-дуг),  обеспечения  безопасности  персонала  и  пациентов  при  использовании 
аппаратов, использованию методических указаний контролю и снижению лучевой нагрузки 
пациентов. 
В  рамках  исполнения  Программы  профилактики  нарушений  обязательных  требований, 
устранения  причин,  факторов  и  условий,  способствующих  нарушениям  обязательных 
требований  на  2018  год,  утвержденной  руководителем  Управления  Роспотребнадзора  по 
Краснодарскому краю, в течение отчетного года проведены 3 совещания с представителями 
организаций, осуществляющих деятельность по обращению с источниками ионизирующего 
излучения в медицинских целях, с рентгеновскими и радионуклидными дефектоскопами, с 
лучевыми  досмотровыми  установками.  В  рамках  совещаний  проведен  обзор  содержания 
основных законодательных и нормативных документов, действующие в сфере обеспечения 
радиационной  безопасности  при  работе  с  источниками  ионизирующего  излучения, 
проанализированы  и  рассмотрены  основные  нарушения  требований  радиационной 
безопасности, выявляемые в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий. 

По  всем  территориям  Краснодарского  края  в  2018  году  была  проведена 

радиационно-гигиеническая  паспортизация  организаций  и  учреждений,  работающих  с 
источниками ионизирующего излучения (далее - ИИИ) по итогам 2017 года. 
            В  радиационно-гигиенической  паспортизации  по  итогам  2017  года  на  территории 
Краснодарского  края  приняли  участие  все  572  организаций,  использующих  техногенные 
ИИИ, включая включая 5 организаций Министерства обороны России, 6 организации МВД 
России,  14  организаций  Северо-Кавказской  железной  дороги  и  15  организаций  ФСИН 
России.  Большая  часть  учреждений  (403),  эксплуатируют  ИИИ  для  медицинских  целей.   

 

205 

Охват  радиационно-гигиенической  паспортизацией  организаций,  находящихся  под 
надзором Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю составляет 100%.

 

Из 572 организаций 6 организаций относятся к III категории потенциальной радиационной 
опасности,  остальные  к  IV  категории.    Объектов  I  и  II  категории  потенциальной 
радиационной опасности на территории Краснодарского края нет.

 

      Средняя годовая эффективная доза жителя Краснодарского края и Российской     
      Федерации  за  счет  всех  ИИИ  по  результатам  радиационно-гигиенической 
паспортизации в динамике за 2015–2017 годы приведена в таблице № 74.

 

Таблица №74 

Средняя годовая эффективная доза жителя Краснодарского края 

и Российской Федерации за счет всех ИИИ в динамике за 2015-2017 гг. (мЗв/год) 

Наименование показателя 

Год 

2015 

2016 

2017 

Средняя годовая эффективная доза жителя края 

3,234 

3,213 

3,329 

Средняя годовая эффективная доза по РФ 

3,8 

3,76 

3,87 

По данным радиационно-гигиенической паспортизации коллективная доза населения в 

крае  составила 

 

18651,48    чел.-Зв.    Структура  коллективной  дозы  облучения  населения 

Краснодарского края за 2017 год представлена на рис. 1. 

По данным паспортизации количество персонала в организациях, эксплуатирующих 

техногенные  ИИИ  на  территории  края,  составило  5673  человек,  в  том  числе  к  группе  А 
отнесено  5186  человека,  к  группе  Б  –  487  человека.  Все  организации  поднадзорные 
Управлению 

Роспотребнадзора 

по 

Краснодарскому 

краю, 

эксплуатирующие, 

обслуживающие ИИИ и имеющие в составе работников персонала группы А, представляют 
данные  по  отчетной  форме  №  1-ДОЗ  «Сведения  о  дозах  облучения  лиц  из  персонала  в 
условиях  нормальной  эксплуатации  техногенных  источников  ионизирующих  излучений», 
их  доля  составляет  93  %.  Не  представляют  сведения  по  указанной  форме  организации, 
осуществляющие только хранение генерирующих ИИИ (РУБДТ на складах СВХ, хранение 
временно  неиспользуемого  медицинского  оборудования)  и  в  составе  которых  имеется 
только персонал группы Б, который работает с РИП при естественном гамма-фоне. 

 

Рис.№ 67. Структура 

годовой эффективной 

коллективной дозы облучения 

населения Краснодарского края за 2017 год. 

Техногенный 
фон 0,15% 

Медицинские 
источники 23,97% 

Эксплуатация 
ИИИ 0,02% 

Природные 
источники 75,86% 

 

206 

 

В связи с отсутствием финансирования на территории Краснодарского края 

продолжают существовать две радиационные аномалии: 

1.

 

Территория  промышленной  зоны  Троицкого  йодного  завода,  где  загрязнение 

произошло  за  счет  накопления  радиоактивных  отходов  в  виде  радиобаритов, 
образовавшихся при добыче йода по старой технологии. Остаются нерешенными вопросы 
существования  на  территории  завода  пруда,  использовавшегося  ранее  для  накопления 
жидких  РАО  и  утилизации  загрязненного  радиоактивными  веществами  технологического 
оборудования. В настоящее время деятельность по добыче йода полностью прекращена. 

2.

 

В  ФГБНУ  «Всероссийский  научно-исследовательский  институт  биологической 

защиты растений»  (ВНИИБЗР, г.Краснодар),  где проводились специальные радиационные 
исследования  на  опытном  поле  и  лизиметрических  площадках,  остаются  нерешенными 
вопросы захоронения РАО и рекультивации земель. 

Содержание радионуклида цезия-137 в почвах Краснодарского края за 2015–2017 

годы приведено в таблице 75.   Согласно представленным данным плотность загрязнения не 
превышает величин загрязнений почвы цезием-137 вследствие глобальных выпадений. 

Таблица № 75. 

Содержание радионуклида цезия-137 в почвах 

Краснодарского края в динамике за 2015-2017 гг. (кБк/м

2

Наименование показателя 

Год 

2015 

2016 

2017 

Среднее значение 

1,42 

1,39 

1,37 

Максимальное значение 

2,56 

2,52 

2,5 

 
В 2018 году были проведены 357 исследований почвы на содержание радионуклида 

цезия-137.  Распределение проб по местам их отбора представлено в таблице 76. 

 

Таблица № 76 

Исследования проб почвы в 2018 году. 

В зоне влияния 

промпредприятий 

и транспортных 

магистралей 

почва в 

селитебной зоне-  

 

Животноводчес
ких комплексов 

и ферм 

Территори

и детских 

организаци

й 

ЗСО 

источнико

в 

водоснаб

жения 

Курорты 

Прочие 

48 

30 

17 

43 

60 

159 

 
Исследования проб на суммарную объемная 

-активность радиоактивных веществ в 

атмосферном воздухе на территории Краснодарского края за последние 3 года приведена в 
таблице 77. Проб с превышением допустимых среднегодовых объемных активностей для 
населения не выявлено. 

 

Таблица № 77. 

Исследования суммарная объемная бета-активность радиоактивных веществ в атмосферном 

воздухе на территории Краснодарского края за 2016-2018 гг. 

Наименование показателя 

Год 

2016 

2017 

2018 

Число исследованных проб 

18 

12 

12 

 
Динамика исследований проб на удельную активность радиоактивных веществ в 

воде открытых водоемов за 2016-2018 годы приведена в таблице 78.  Исследования воды 
морей проводились на содержание цезия-137 и стронция-90, вод пресноводных водоемов на 

 

207 

суммарную альфа-бета-активность.   Проб с превышением контрольных уровней и уровней 
вмешательства не выявлено. 

 

Таблица  № 78. 

Динамика изменения числа исследований водных объектов 

в местах водопользования населения за 2016-2018 гг. 

Наименование показателя 

Год 

2016 

2017 

2018 

Водоемы 1-й категории 

10 

12 

Водоемы 2-й категории 

Моря 

174 

232 

294 

 

            На  территории  Краснодарского  края  используется  более  3200  источников 
централизованного питьевого водоснабжения. В 2016 году таких источников было   3482, в 
2017  году  –  3231,  в  2018  –  3414.    Охват  исследованиями  на  суммарную  альфа-бета-
активность  источников  централизованного  водоснабжения  составил  по  годам:  44,28%  в 
2015 году, 47,3% – в 2016 году, 50,08% – в 2017 году, 48,42% – в 2018 году. Превышений 
суммарных  альфа-  и  бета-  активностей  при  исследованиях  не  обнаружено,  в  связи  с  чем 
дополнительные исследования на содержание природных радионуклидов не проводились. 
Количество нецентрализованных источников питьевого водоснабжения на территории края 
по  годам  составило:  333  –  в  2016  году;  162  -  в  2017  году,  333  -  в  2018  году.  Санитарно-
эпидемиологическая роль указанных источников в водоснабжении края невелика, в связи с 
крайне  малым  количеством  населения,  использующего  нецентрализованные  источники 
водоснабжения.  За  последние  3  года  охват  исследованиями  на  суммарную  альфа-бета-
активность  нецентрализованных  источников  питьевого  водоснабжения  составил:  1,8  %  в 
2016  году;  4,3  %  в  2017  году;  2,1  %  в  2018  году.  Превышений  суммарных  альфа-  и  бета- 
активностей при исследованиях не обнаружено. 

Динамика  исследований  проб  пищевых  продуктов  на  удельную  активность 

радиоактивных  веществ  (содержание  цезия-137  и  стронция-90)  за  последние  3  года 
приведена  в  таблице  79.  Проб  с  превышением  контрольных  уровней  и  уровней 
вмешательства не выявлено. 

Таблица №  79 

Динамика исследований проб пищевых продуктов на удельную 

активность радиоактивных веществ за 2016-2018 гг. 

Наименование показателя 

Год 

2016 

2017 

2018 

Всего 
в том числе: 

4326 

4477 

4282 

мясо и мясные продукты 

375 

340 

490 

молоко и молочные продукты 

657 

721 

806 

дикорастущие пищевые продукты 

27 

 

Облучение от природных источников ионизирующего излучения 

 

По данным радиационно-гигиенической паспортизации за 2017 год вклад природных 

источников излучения в коллективную дозу населения края составил 75,86% от дозы в 
18651,48

 

чел.-Зв или 14148,64

 

чел.-Зв. 

Средняя годовая эффективная доза природного облучения жителя Краснодарского 

 

208 

края, по данным радиационно-гигиенической паспортизации за 2017 год, составила 2,525 
мЗв, при средней дозе по этому фактору в Российской Федерации 3,309 мЗв. 

На территории Краснодарского края отсутствуют группы населения с эффективной 

дозой за счет природных источников равной или выше значения 5 мЗв/год. 

По данным радиационно-гигиенического мониторинга за прошедший год мощность 

дозы (МД) гамма-излучения на открытой местности в контрольных точках на территории 
Краснодарского края находилась в пределах от 0,07 мкЗв/час до 0,15 мкЗв/час и 
соответствовала средним значениям многолетних наблюдений. 

Обследование помещений эксплуатируемых и строящихся жилых и общественных 

зданий по МД гамма-излучения и концентрации радона за последние 3 года приведено в 
таблице 7. 

Согласно имеющимся данным, помещений с превышениями допустимых уровней 

МЭД гамма-излучения и концентрации радона-222 не выявлено, при этом среднегодовая 
ЭРОА в воздухе строящихся и эксплуатируемых зданий не превышала 100 Бк/м

3

Таблица № 80 

Помещения жилых и общественных зданий, исследованные на 

МД гамма-излучения и содержание радона за период 2016-2018 годов 

Наименование показателя 

Год 

2016 

2017 

2018 

МЭД гамма-излучения

 

44888 

69139 

100460 

концентрации радона-222 

 

7026 

6042 

4553 

 

Основная  масса  строительных  материалов,  используемых  на  территории 

Краснодарского  края,  производится  строительным  комплексом  субъекта  Российской 
Федерации. 

Все  исследованные  в  2018  году  пробы  строительных  материалов  относились  к        I 

классу  применения:    181  местного  производства;    39  завезенных  из  других  территорий 
Российской Федерации;  3 импортированного строительного материала. 

На территории Краснодарского края расположены: 
30  организаций  добывающих  глину  и  производящих  кирпич  и  строительные 

керамические изделия; 

25 организаций производящих ПГС, ГПС, гравий, щебень и песок добываемые из 

ПГС и ГПС в 14 карьерах; 

2 организации, добывающие исходное сырье и выпускающие цемент; 
1 организация, добывающая и дробящая камень известняк; 
1  организация,  добывающая  сырьевые  материалы  и  производящие  гипсовые 

вяжущие; 

1 организация, производящая фарфоро-фаянсовую посуду. 

Индивидуальные  эффективные  дозы  облучения  работников  в  данных  организациях 
формируются  за  счёт  естественного  природного  фона  и  обращения  с  добываемыми  и 
производимыми  материалами.      Организаций,  использующих  или  производящих 
минеральное  сырье,  изделия  с  повышенным  содержанием  природных  радионуклидов,  на 
территории Краснодарского края нет. 
           Производственный 

контроль  за  показателями  радиационной  безопасности 

добываемого  природного  сырья  и  изготавливаемых  строительных  материалов 
осуществляется на базе аккредитованных лабораторий, в том числе ФБУЗ «Центр гигиены 
и  эпидемиологии  в  Краснодарском  крае»  и  его  филиалов.      Согласно  результатам 
лабораторных  исследований  показатели  А

эфф.

  природных  радионуклидов  в  добываемом 

природном сырье и изготавливаемых строительных материалах не превышает 370 Бк/кг. 
            По  результатам  радиационного  контроля,  осуществляемого  в  ходе  проведения 
надзорных  мероприятий  на  указанных  производствах,  и  анализа  представленных 
материалов  проведения  производственного  контроля  превышений  допустимых  значений, 

 

209 

указанных  в  п.  4.2  СанПиН  2.6.1.2523-09  «Нормы  радиационной  безопасности  (НРБ-
99/2009)»  не  зарегистрировано.      Эффективная  доза  облучения  природными  источниками 
излучения  работников  перечисленных  выше  предприятий  не  превышает  допустимого 
значения 5 мЗв в год (п. 4.1 НРБ-99/2009) и составляет не более 1,0 мЗв в год. 

Медицинское облучение 

Коллективная  доза  от  диагностического  облучения  пациентов  при  проведении 

медицинских рентгенорадиологических исследований за 2017 год составила 4470,79

 

чел.-Зв 

(23,97 % от полной коллективной дозы) или в среднем 0,798 мЗв в год одного на человека, 
проживающего в крае. 

Количество  медицинских  рентгенорадиологических  исследований  на  1  жителя 

Краснодарского края и Российской Федерации по результатам радиационно-гигиенической 
паспортизации в динамике за 2015-2017 годы приведено в таблице 81. 

Таблица № 81. 

Количество медицинских рентгенорадиологических исследований

 

на 1 

жителя 

Краснодарского края и Российской Федерации в динамике за 2015-2017 годы 

Наименование показателя 

Год 

2015 

2016 

2017 

Количество процедур на 1 жителя края 

1,79 

1,86 

1,87 

Количество процедур на 1 жителя РФ 

1,88 

1,9 

1,93 

 
Средние эффективные дозы за процедуру по видам исследования в Краснодарском 

крае и Российской Федерации по результатам радиационно-гигиенической паспортизации 
за 2017 год приведены в таблице 82. 

Таблица  № 82. 

Средняя эффективная доза за процедуру 

в 

Краснодарском крае 

и Российской Федерации по результатам радиационно-гигиенической за 2017 год

 

(мЗв/процедура

)

 

Виды исследований 

Средняя эффективная доза 

за процедуру в 

Краснодарском крае 

Средняя эффективная доза 

за процедуру в Российской 

Федерации 

Флюорографическ

ие 

0,08 

0,07 

Рентгенографические 

0,13 

0,10 

Рентгеноскопичес
кие 

2,66 

2,60 

Компьютерная томография 

3,94 

3,88 

Радионуклидные исследования 

1,32 

3,93 

Прочие 

8,89 

5,31 

Всего 

0,42 

0,28 

 

В  целом,  средние  дозы  от  проведенных  рентгенорадиологических  исследований  в 

крае стабилизировались и имеют тенденцию к снижению, особенно по наиболее массовым 
видам исследований (флюорографическим и рентгенографическим). 

Наиболее  значимыми  по  радиационной  нагрузке  на  население  края  являются 

исследования  на  рентгеновских  компьютерных  томографах,  где  средняя  доза  составляет 
3,94  мЗв  за  процедуру  (3,88  мЗв  для  территории  Российской  Федерации)  и  прочие 
исследования, при средней дозе 8,89 мЗв (5,31 мЗв для территории Российской Федерации). 
Вклад  в  коллективную  дозу  от  медицинских  рентгенодиагностических  процедур 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..