ПАО Сбербанк. Отчёт о воздействии за 2021 год - часть 4

 

  Главная      Книги - Разные     ПАО Сбербанк. Отчёт о воздействии за 2021 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

 

ПАО Сбербанк. Отчёт о воздействии за 2021 год - часть 4

 

 

               49

Важным нововведением в ESG-деятельности Sber Private Banking стал запуск продукта «Создание фонда целевого капитала под 
ключ».  

Клиенты, которые стремятся оказывать поддержку социальным инициативам и развивать меценатство, могут воспользоваться 
продуктом для внедрения современного подхода к менеджменту некоммерческих организаций, основанного на лучших зарубежных 
практиках. Это означает структурированность в реализации проектов, диверсификацию финансового потока, наличие стратегии 
на пять лет, закрепление источников финансирования. 

Sber Private Banking берет на себя полный цикл создания эндаумента, охватывающего подготовку необходимой документации, 
регистрацию фонда, подбор компании для обеспечения функционирования фонда (бэк-офис), создание и реализацию 
инвестиционной стратегии, подготовку необходимой отчетности. Продукт применим к фондам со сроком действия от десяти лет при 
объеме фонда от 3 млн рублей и более.  

Для развития ESG-составляющей в консультировании Sber Private Banking внедрил в инвестиционные рекомендации для 
клиентов ESG-скоринг каждого эмитента в портфеле и всего портфеля в целом. Таким образом, частным инвесторам стала 
доступна информация об оценке соответствия критериям экологической, социальной и корпоративной ответственности. Для ESG-
скоринга используются данные глобального провайдера рыночной аналитики. Новый функционал, интегрированный в программное 
обеспечение Sber Private Banking, позволяет учитывать их при формировании портфеля и управлении им. 

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   2.  Ответственное финансирование

Наблюдательный совет

Комитет по стратегическому 

планированию и устойчивому развитию

Комитет по управлению рисками

Первый заместитель Председателя Правления

Правление

Комитет по рискам

ESG-комитет

*

Дирекция по ESG

Блок «Риски»

Блок «Сервисы»

Другие подразделения и территориальные банки

*   ESG-комитет – совещательный орган, в состав которого входят члены Правления, руководители функциональных блоков и территориальных банков  Сбербанка. Комитет подчиняется Первому заместителю                

Председателя Правления.

•  Реализация мероприятий климатической стратегии 
•  Предоставление данных и информации  

Уровень 

исполнения

•  Формирование рекомендаций для вышестоящих органов 

управления по климатической стратегии  

•  Количественная оценка углеродного следа 
•  Координация реализации мероприятий климатической 

стратегии, мониторинг и отчётность 

Операционный 

уровень

•  Контроль за исполнением климатической стратегии 
•  Утверждение внутренних нормативных и стратегических 

документов по теме климата 

Уровень 

управления

•  Определение стратегических приоритетов и целей в области 

климата 

•  Утверждение внутренних нормативных и стратегических 

документов по теме климата 

•  Управление ESG-рисками, включая климатические риски 

Стратегический 

уровень

Многоуровневая система управления климатической повесткой в Сбере 

               50

Управление климатической повесткой 

Климатическая стратегия закрепляет подход Сбера к климатической повестке, включая многоуровневую систему управления, 
в которой задействованы Наблюдательный совет, Правление, ESG-комитет, а также блоки и подразделения.  

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   3.  Климатическая повестка 

Модель управления климатической повесткой в Сбере

               51

В 2021 году Наблюдательный совет рассматривал климатическую повестку в рамках трех сессий, посвященных ESG-повестке в Сбере. 
Кроме того, вопросы климата входят в состав образовательных сессий для членов Наблюдательного совета, а также обсуждаются ими 
в рамках внутренних и внешних мероприятий. 

Цели Климатической стратегии являются ключевыми показателями эффективности, входящими в оценку работы Правления, что 
является лучшей практикой и позволяет закрепить ответственность на высшем уровне управления. 

5. Оценка эффективности 

и совершенствование  

•  Рассмотрение результатов выполнения мероприятий 

планов и стратегий органами управления 

•  Оценка эффективности и внесение изменений для 

совершенствования климатической стратегии 

1. Стратегирование и целеполагание  

Разработка климатической стратегии в рамках бизнес-

циклов (каждые 3 года) 

4. Мониторинг и отчётность

•  Количественная оценка выбросов парниковых 

газов, верификация третьей независимой 
стороной 

•  Формирование регулярной внутренней 

и ежегодной публичной климатической 
отчётности 

•  Коммуникация с инвесторами и другими 

заинтересованными сторонами 

2. Планирование и бюджетирование  

Составление ежегодных планов по реализации 

климатической стратегии 

3. Реализация инициатив

Реализация мероприятий, проектов и программ ответственными подразделениями 

и территориальными банками 

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   3.  Климатическая повестка 

               52

Климатические риски и возможности 

Определение и оценка климатических рисков и возможностей лежит в основе системного подхода Сбера к управлению 
адаптацией бизнеса к изменениям климата. Сбер идентифицирует, оценивает, анализирует климатические риски и формирует 
систему управления физическими и переходными рисками, которые могут повлиять на деятельность Сбера, его клиентов и других 
заинтересованных сторон, с использованием рекомендаций рабочей группы по вопросам раскрытия финансовой информации, 
связанной с изменением климата (Task Force on Climate-related Financial Disclosures, TCFD), рекомендаций Банка России и иных 
нормативно-правовых актов в рамках российского законодательства.  

В 2021 году Сбер утвердил и реализовал дорожную карту по оценке ESG-рисков, включая климатические риски. 
Была проведена оценка климатических переходных и физических рисков на уровне портфеля, включая разработку сценариев 
и стресс-тестирование. 

Процедура определения, оценки и управления климатическими рисками и возможностями 

Оценка климатических рисков включена в интегрированную систему управления рисками и регулируется Стратегией управления 
рисками и капиталом и Политикой управления социальными рисками, рисками окружающей среды и корпоративного управления 
(Политика управления ESG-рисками) Сбера. Дочерние зависимые общества принимают собственные политики управления ESG-
рисками на основе документа головной компании. 

В соответствии с Политикой управления ESG-рисками климатические риски являются категорией экологических рисков (часть 
ESG-рисков) и определяются как потенциально существующая обратная реакция на долгосрочное антропогенное негативное 
воздействие на окружающую среду, проявляющаяся в виде опасных погодных явлений и изменений климата. В рамках 
климатических рисков Банк выделяет: 
•  физические климатические риски – вид климатических рисков, который характеризуется прямым ущербом физическим объектам 

инфраструктуры в результате возникновения опасных погодных явлений и других последствий изменений климата; 

•  переходные климатические риски (или риски перехода) – вид климатических рисков, который характеризуется изменением 

поведенческих моделей, социальной переоценки и связанных потерь в результате долгосрочных изменений климата и адаптации 
общества к ним.  

Сбер рассматривает климатические риски на трех временных горизонтах: в краткосрочном (1−5 лет), среднесрочном (5−10 лет) 
и долгосрочном (10−30 лет) периодах. В рамках риск-менеджмента определяются факторы, влияющие на кредитные риски, риски 

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   3.  Климатическая повестка 

               53

текущего и формирующегося регулирования, технологические, правовые, рыночные и репутационные риски, риски ликвидности, 
операционные риски, а также непосредственно острые и хронические физические риски. 

Идентифицированные риски оцениваются с точки зрения их финансовой и стратегической значимости, которая определяется 
в зависимости от масштабов последствий и временных горизонтов реализации рисков. Существенными признаются риски, 
управление которыми требует изменений в кредитных и инвестиционных процессах и продуктах Банка.  

Для каждого из выявленных существенных климатических рисков прорабатывается система управления рисками и смягчения 
их воздействия. Существенные риски обсуждаются на уровне ESG-комитета и кредитного комитета. Для всех крупных сделок 
проводится оценка климатического риска, а также для определенных сделок – экологическая экспертиза. Если риски признаются 
стратегическими, то они обсуждаются на стратегических сессиях Наблюдательного совета. 

Климатические стресс-тестирования 

Для оценки существенности Сбербанк регулярно проводит стресс-тесты, направленные как на переходные, так и на физические 
климатические риски. 

Сбербанк стал первым банком в России, который провел стресс-тестирование кредитного портфеля по учету переходных 
климатических рисков. Для этого был разработан комплексный сценарий для стресс-тестирования переходных рисков на уровне 
национальной экономики, отраслей и портфеля Банка с использованием следующих сценариев:
•  базовый сценарий Международного энергетического агентства Net Zero 2050, предполагающий достижение глобальной 

углеродной нейтральности к 2050 году, удержание темпов повышения глобальной температуры на уровне ниже двух градусов 
к 2100 году, замещение ископаемых видов топлива в энергобалансах альтернативными методами генерации и развитие 
электротранспорта; 

•  дополнительные сценарии Еврокомиссии в рамках «Зеленой сделки ЕС», включая:   

– 

Zero Pollution Plan и Chemical Strategy, нацеленных на снижение токсичных загрязнений в странах Европейского союза 
до нуля, снижение использования неорганических удобрений на 50%, повышение прозрачности и экологического следа 
поставок;  

– 

Farm to Fork Strategy, предполагающую отказ от углеродно-интенсивного импорта сельхозпродукции.  

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   3.  Климатическая повестка 

               54

Разработанный Сбером сценарий стресс-тестирования переходных климатических рисков для экономики и отраслей был не только 
использован в стресс-тестах на уровне ПАО Сбербанк, но и учтен в стратегии низкоуглеродного развития Российской Федерации 
до 2050 года. Методология учета климатических переходных рисков была согласована с Центральным банком Российской 
Федерации и предоставлена для проведения стресс-тестирования российской банковской системы. 

Также в 2021 году было проведено два стресс-теста физических климатических рисков на горизонте до 2035 года с учетом 
влияния на розничный портфель и ключевых корпоративных клиентов. Базовый сценарий этого стресс-теста учитывал сценарии 
Network for Greening the Financial System для климатических рисков в финансовом секторе, влияние физических климатических 
рисков на промышленность, инфраструктуру и макроэкономические параметры. Дополнения к базовому сценарию включали 
макроэкономические и региональные эффекты для Российской Федерации.  

Значимые климатические риски для Сбера 

По итогам определения и оценки климатических рисков в 2021 году наиболее значимыми для Сбера признаны риски 
изменения национального и международного регулирования. Эти переходные риски воздействуют на кредитный риск в кратко- 
и среднесрочном периоде.  

Для оценки отраслевой структуры климатических рисков портфеля ПАО Сбербанк был проведен расчет на основании 
среднеотраслевых бенчмарков. Его результаты показали, что портфель банка в металлургической и горнодобывающей отраслях, 
энергетике, лесной промышленности и производстве стройматериалов характеризуются высокой интенсивностью выбросов. На 
основе этого анализа, а также оценки объемов финансирования формируется план по снижению углеродоемкости портфеля. 

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   3.  Климатическая повестка 

               55

Отраслевая структура климатического риска 

Интенсивность выбросов т CO₂-экв. 

Объем финансирования 

Энергетика

Лесная промышленность

Строительные материалы

Потребительские кредиты

Машиностроение

Химическая промышленность

Легкая промышленность

Услуги

Строительные подрядчики

Пищевая промышленность 

Транспорт и логистика 

Розничная торговля 

Сельское хозяйство 

Связь и телекоммуникации

Нефтегаз 

Коммерческая недвижимость

Металлургия 

и добыча 

Недвижимость 

Фармацевтика

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   3.  Климатическая повестка 

               56

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   3.  Климатическая повестка 

Климатические возможности Сбера 

Глобальный энергетический переход и национальная стратегия низкоуглеродного развития потребуют значительных инвестиций. 
Сбер видит для себя в этом возможности, такие как:
•  расширение услуг в области зеленого финансирования

4

– 

увеличение объема выдаваемых зеленых, адаптационных и ESG-кредитов; 

– 

подготовка и размещение зеленых, адаптационных и климатических облигаций;  

– 

консультирование клиентов по выбору стратегии и инструментов ответственного финансирования; 

•  участие в развитии системы торговли углеродными единицами; 
•  поддержка компенсационных проектов по поглощению углекислого газа (CO

2

); 

•  содействие разработке и внедрению прорывных технологий. 

Климатическая стратегия 

Климатическая стратегия Сбера основана на информации о текущем состоянии климатической повестки и внешнего контекста, 
оценке углеродного следа и существующих климатических рисков и возможностей, а также учитывает требования международных 
стандартов и лучшие практики. 

При разработке Климатической стратегии были изучены и учтены положения стандартов, руководств и рекомендаций, в том числе 
отраслевых (для банковской отрасли), а также ESG-рейтинги, на которые ориентируется Сбер. Основными источниками стали 
документы, разработанные в рамках инициатив UNEP FI, Science Based Targets initiative, Net-Zero Banking Alliance, CDP, TCFD. 

Стратегия базируется на понимании текущего состояния климатической повестки в Сбере, для чего в 2021 году Сбер разработал 
систему количественной оценки прямых (Охват 1), косвенных энергетических (Охват 2), прочих косвенных (Охват 3) выбросов 
парниковых газов. 

4.  Подробнее см. в разделе «

 2. Ответственное финансирование

»

               57

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   3.  Климатическая повестка 

Методология и расчеты углеродного следа

Для расчетов выбросов парниковых газов по Охватам 
1 и 2 в 2021 году Сбер разработал и утвердил методику 
расчетов. Данный подход учитывает международные 
методологии GHG Protocol, ISO 14 064, Руководящие 
принципы национальных инвентаризаций парниковых газов 
МГЭИК, а также приказы Министерства природных ресурсов 
и экологии Российской Федерации от 30 июня 2015 года 
№ 300 и от 29 июня 2017 года № 330. 

Объем прямых выбросов парниковых газов Сбербанка 
(Охват 1) за 2021 год составил 114 099 тонн CO

2

-экв., в то 

время как объем косвенных энергетических выбросов 
(Охват 2) составил 464 624 тонны CO

2

-экв. Эти результаты 

успешно прошли независимое заверение третьей стороной. 
Углеродоемкость Сбербанка составляет 0,5 тонн CO

2

-

экв. на 1 сотрудника по Охватам 1 и 2, 1 тонну CO

2

-экв. 

на 1 сотрудника по Охвату 2. 

Выбросы парниковых газов по Охватам 1 и 2 демонстрируют 
отрицательную динамику: выбросы по Охвату 1 сократились 
в 2021 году на 6,6% по сравнению с предыдущим годом, 
а объем выбросов по Охвату 2 увеличился на 0,3%, но 
сократился на 10% по сравнению с 2019 годом. 

Относительно прочих косвенных выбросов (Охват 3), 
Сбербанк произвел расчет двух категорий в соответствии 
со стандартом GHG Protocol: объем выбросов парниковых 
газов ПАО Сбербанк, связанных с отходами, образованными 
в результате деятельности, составляет 31 тыс. тонн CO

2

-

экв., а объем выбросов парниковых газов Сбера, связанных 
с арендованными зданиями и помещениями, составляет 
173 тыс. тонн CO

2

-экв. на 2021 год.

Выбросы парниковых газов Сбера по Охватам 1 и 2, тыс. тонн 
СО

2

-экв. 

2019

2020

2021

669

603

596

57

66

172

308

61

76

196

336

58

170

311

57

Охват 2

532

Охват 2

480

Охват 2

481

Охват 1

137

Охват 1

123

Охват 1

115

Охват 2: Выбросы от потребления электроэнергии
Охват 2: Выбросы от потребления тепловой энергии
Охват 1: Выбросы от стационарного сжигания топлива
Охват 1: Выбросы от мобильного сжигания топлива

               58

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   3.  Климатическая повестка 

Запущена разработка методики расчета выбросов парниковых газов по Охвату 3, включая кредитно-инвестиционный портфель, 
который составляет большую часть всего углеродного следа СберБанка. Документ будет соответствовать методологии для расчета 
углеродного следа от финансируемой деятельности, закрепленной в стандарте The Global GHG Accounting & Reporting Standard for 
Financial Industry, разработанном организацией Partnership for Global Accounting Finances (PCAF). Детальный анализ углеродного 
следа портфеля ляжет в основу Климатической стратегии в части Охвата 3.

Климатические цели Сбера 

В рамках Климатической стратегии Сбер устанавливает основные метрики для отслеживания прогресса в борьбе с изменением 
климата и адаптации к нему. Основным показателем является показатель объемов выбросов парниковых газов в СО

2

-эквиваленте 

по Охватам 1, 2 и 3. Сбер ставит перед собой цель добиться углеродной нейтральности по Охватам 1 и 2 до 2030 года, охватывая 
100% выбросов базового 2019 года.  

Подход к мероприятиям по снижению углеродного следа 

В Климатической стратегии Сбер закрепил подход к мероприятиям по снижению своего углеродного следа.  

Подход к мероприятиям по снижению углеродного следа 

Степень предпочтения 

Мера 

Описание 

Наиболее предпочтительные 

варианты

Избегать

Избегать мероприятий, которые способствуют выбросам 

Сокращать

Сокращать выбросы путем изменения/улучшения производственных процессов 

Замещать

Замещать высокоуглеродные энергетические источники низкоуглеродными 
альтернативами 

Улавливать

Улавливать и хранить выбросы в процессе деятельности, где это применимо 

Наименее предпочтительные 

варианты

Компенсировать

Компенсировать остаточные выбросы, которые не могут быть устранены 

               59

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   3.  Климатическая повестка 

5.  Power Utilization Efficiency, коэффициент энергоэффективности ЦОД. 

Для достижения целей Климатической стратегии Сбер запланировал комплекс мероприятий. Меры по снижению углеродного следа 
по Охватам 1 и 2 предусматривают следующее: 
•  Для сокращения потребления тепловой энергии:   

– 

повышение энергоэффективности;  

– 

реконструкция котельных и тепловых пунктов и дизель-генераторных установок. 

•  Для сокращения потребления электрической энергии:   

– 

внедрение систем телеметрии и дистанционного управления;  

– 

выход на оптовые рынки и закупки зеленой энергии;  

– 

участие в обороте зеленых сертификатов;  

– 

установка энергоэффективных светильников. 

•  Для сокращения потребления топлива автотранспортом:  

– 

оптимизация использования служебного транспорта и маршрутов и использования транспорта, расширение возможностей 
аутсорсинга; 

– 

переход на использование служебного транспорта, гибридные автомобили и электромобили; 

•  Для сокращения потребления центрами по обработке данных – повышение энергоэффективности (снижение PUE

5

): 

– 

оптимизация архитектурных решений зданий для сокращения потерь на охлаждение; 

– 

максимально эффективное использование систем Full Free Cooling (FFC) – охлаждение внешним воздухом, без его 
доохлаждения; 

– 

повышение утилизации оборудования;  

– 

переход на мультиЦОДовую архитектуру, что позволит уменьшить количество серверов, повысив при этом надежность работы 
приложений. 

Сбер не только стремится к управлению климатической повесткой в рамках своей операционной деятельности, но также 
разрабатывает подходы к сокращению углеродного следа портфеля, который преобладает в совокупном углеродном следе Банка. 
В данной области Сбер придерживается подхода, который предполагает содействие низкоуглеродной трансформации клиентов 
и партнеров с использованием финансовых и нефинансовых продуктов и услуг.  

               60

Для достижения углеродной нейтральности портфеля Сбер придерживается следующих принципов: 

1.  Лидерство и ответственность: Сбер – один из драйверов низкоуглеродного развития экономики России. 

2.  Использование возможностей: климатическая повестка создает стратегические и финансовые возможности. 

3.  Сотрудничество: Сбер содействует низкоуглеродной трансформации клиентов. 

4.  Последовательность: пошаговое развитие от проведения расчетов и оценки сценариев к принятию решений на основе данных. 

Результаты климатических действий в 2021 году 

Сбер предпринимал усилия по сокращению углеродного следа в 2021 году. Среди реализованных мероприятий следует отметить 
сокращение потребления электроэнергии за счет дистанционного управления, модернизацию систем освещения и внедрение 
зеленых стандартов в строительстве (

подробнее см. в разделе

 «

4. Воздействие на окружающую среду

»). Значительный прогресс 

был достигнут в части увеличения доли потребляемой зеленой энергии: реализуются проекты по собственной генерации энергии 
с помощью солнечных панелей, приобретаются зеленые сертификаты. 

Отдельного внимания заслуживает проект нового комплексного подхода к энергоснабжению отделений СберБанка, который был 
применен в одном из подразделений в Астраханской области. Данный подход основан на сочетании использования возобновляемых 
источников энергии (солнечных панелей) и интеллектуального управления энергопотреблением с помощью систем телеметрии 
и дистанционного управления. Успешный пилотный проект рассматривается на предмет тиражирования в других регионах 
Российской Федерации с аналогичными климатическими условиями. 

Многие компании экосистемы Сбера реализуют собственные инициативы в области снижения климатического воздействия. 
Например, транспортное дочернее общество проводит зеленую сертификацию складов, планирует использовать зеленую 
недвижимость и разрабатывает энергетическую модель объекта в рамках сертификации в соответствии с международными 
стандартами, чтобы снизить затраты на строительство объекта и его эксплуатацию. А сервис такси занимается оснащением 
автопарков газобаллонным оборудованием и переходит с традиционного топлива на более экологичные метан и пропан. Успешный 
опыт инициатив отдельных дочерних компаний планируется тиражировать на другие компании экосистемы. 

На национальном уровне, Сбер активно участвует в разработке климатической стратегии Российской Федерации. В 2021 году 
эксперты Сбера внесли значимый вклад в разработку Стратегии низкоуглеродного развития Российской Федерации, совместно 
с Институтом народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук разработав ее целевой сценарий. 

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   3.  Климатическая повестка 

               61

Экологический менеджмент 

Для обеспечения соблюдения всех применимых требований природоохранного законодательства в Сбере разработан и внедрен 
Регламент управления охраной окружающей среды и внутренние стандарты организации и проведения природоохранных 
мероприятий и производственного экологического контроля.  

Эффективное использование ресурсов 

Потребление бумаги 

Бумага является одним из основных материалов, используемых банком в ежедневной операционной деятельности. Сокращение 
объемов использования бумаги, достигнутое за счет цифровизации процессов и повышения их эффективности, позволяет не только 
сократить ее закупки, но и предотвратить образование отходов. Благодаря этим эффектам сокращение использования бумаги имеет 
как экологическую, так и экономическую целесообразность, и достигается в Сбере на системной основе.  

Объем потребления бумаги в Сбербанке существенно сокращается на протяжении последних четырех лет. В 2021 году Сбербанк 
потребил 1 544 054 пачек бумаги, что эквивалентно 3 781 тонн.

6

 

Для перехода к модели безбумажного банка в 2018 году в Сбере была инициирована специальная программа Digital Inside. Задачей 
программы является детальный анализ направлений использования бумаги и поиск возможностей по ее сокращению на уровне 
структурных единиц.  

Основные инициативы, позволяющие оптимизировать бумажный документооборот, включают цифровизацию продуктов 
и процессов, создание мобильных приложений по банковским сервисам, переход на электронные чеки и электронный 
документооборот. 

6.  При расчете веса потребленной бумаги использовался коэффициент, основанный на среднем весе 1 пачки бумаги формата А4 – 2,5 кг.

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   4.  Воздействие на окружающую среду

               62

В 2021 году трехлетняя программа Digital Inside была завершена. Ее результатом стало радикальное сокращение использования 
бумаги в бизнес-процессах за счет их цифровизации (на 56% по сравнению с 2018 годом).  По состоянию на конец 2021 года объем 
бумажных документов, выдаваемых клиентам, сократился на 31%, а бумажной документации, остающейся на хранении в банковских 
архивах – на 83%. В настоящее время бумага используется только при необходимости – по просьбе клиентов, и в тех случаях, когда 
без нее невозможно обойтись по законодательству.  

Помимо сокращения потребления бумаги, Сбер последовательно работает над увеличением ее переработки: устанавливает 
урны для раздельного сбора макулатуры и развивает у сотрудников привычку к сортировке отходов.  Общий вес макулатуры, 
отправленной на переработку, в Сбербанк составил 1 410 тонн. 

Использование водных ресурсов 

В рамках политики ресурсоэффективности Сбер также уделяет внимание вопросам управления водными ресурсами, стремясь 
минимизировать водозабор и водопотребление. Тем не менее, основные виды деятельности Сбера не предполагают промышленного 
использования водных ресурсов и соответствующего значительного воздействия на водные объекты. 

Сбербанк осуществляет забор воды у сторонних организаций для хозяйственно-бытовых нужд. Не осуществляется забор воды из 
природных водных объектов (как поверхностных, так и подземных), морской воды и воды в вододефицитных районах.  

Сбербанк образует только хозяйственно-бытовые сточные воды, которые направляются на очистку сторонним организациям. Не 
осуществляется сброс сточных вод в природные водные объекты, как поверхностные (в том числе в морские), так и подземные. 
Также не осуществляется сброс сточных вод в вододефицитных районах. Какие-либо нарушения водного законодательства 
и предписания со стороны контролирующих органов для объектов в собственности в 2021 году отсутствовали. 

За период с 2018 по 2021 год показатели использования водных ресурсов

7

 Сбербанка сократились на 19% до 2 435 381 м

3

Потребление питьевой воды сократилось на 29% и составило 2 146 903 м

3

Ответственное обращение с отходами

8

  

Сбер ведет внутренний учет в области обращения с отходами в соответствии с российской классификацией, предусматривающей 
разделение отходов на пять классов опасности. В процессе деятельности образуются преимущественно малоопасные отходы 
4 и 5 класса – использованная бумага, отработанная оргтехника и твердые коммунальные отходы. К отходам 1–3 класса опасности 
относятся картриджи, аккумуляторы и люминесцентные лампы.  

7.  Включая общий водозабор (воды сторонней организаций); объем образуемых сточных вод; и объем водоотведения в муниципальные канализационные системы.
8.  Количественные данные по отходам представлены за три года в связи с уточнением источника в системе сбора данных и отсутствии в нем ретроспективных данных за 2018 год.

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   4.  Воздействие на окружающую среду

               63

Для утилизации, обезвреживания и переработки образующихся отходов Сбер привлекает сторонние организации, обладающие 
соответствующими лицензиями и разрешениями. На протяжении последних лет объем образования отходов в Сбере значительно 
не изменялся. В 2021 году образование отходов в Сбербанке составило 50 604 тонн. С точки зрения методов обращения с отходами 
в Сбербанке, то доля отходов, которые собираются раздельно и передаются на переработку, в Сбербанке достигла 30%, тогда как 
70% направляются на захоронение. 

В 2021 году в Сбере продолжилась системная работа по сокращению объемов образования отходов и их раздельному сбору, в том 
числе была расширена практика раздельного сбора отходов (РСО) в офисах, сбор отходов пластика, аккумуляторов и батареек; 
проведена централизованная закупка контейнеров для раздельно собранных отходов в офисах; проведена пилотная инициатива 
по прессованию РСО (макулатура и полимеры) и т.д. 

В 2021 году доля отходов, которые собираются раздельно и передаются на переработку, в Сбербанке достигла 30% (по сравнению 
с 22% в 2020 году), что превышает ранее установленный целевой показатель в 28%.  

В 2021 году у клиентов Сбербанка появилась возможность сдать банковскую карту с истекшим сроком действия на переработку 
прямо в банкомате. К концу 2021 года эта функция была доступна на более 20 тыс. устройствах, и около 9 млн (более 40 тонн) 
пластиковых карт, в том числе невостребованных, передано на переработку. 

Энергетический менеджмент 

Сбер уделяет пристальное внимание вопросам повышения энергоэффективности, в том числе в контексте цели по углеродной 
нейтральности операционной деятельности к 2030 году. Для этого Сбер использует эффективные меры, включающие 
автоматизацию энергоменеджмента, потребление и собственную генерацию зеленой энергии, а также мероприятия по повышению 
энергоэффективности. 

При строительстве новых объектов Сбер использует оборудование с высоким классом энергоэффективности (не ниже уровня A) 
и применяет зеленые стандарты недвижимости LEED и BREEAM.  

Для существующих объектов ведется постоянная работа по внедрению систем автоматизированного управления инженерными 
сетями, прежде всего систем телеметрии и дистанционного управления (СТДУ). В 2021 году в оснащенных СТДУ 3 400 объектах 
банка сокращены расходы на электроэнергию на 230 млн рублей в год. Большинство объектов Сбера оснащены приборным 
учетом топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), который в краткосрочной перспективе будет интегрирован в единую 
автоматизированную систему с возможностью анализировать эффективность потребления ТЭР с использованием технологий 
искусственного интеллекта.  

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   4.  Воздействие на окружающую среду

               64

Одним из основных источников энергопотребления в Сбере являются системы освещения. В 2021 году было установлено 32 тыс. 
энергоэффективных светильников, что позволило увеличить долю объектов, оснащенных LED-светильниками, до 90%. 

Для повышения энергоэффективности мощностей по собственной генерации энергии Сбер проводит реконструкцию котельных 
и тепловых пунктов, в 2021 году программа охватила 68 объектов, а дополнительные 32 объекта были включены в адресный план 
реконструкции. 

Дочерние банки и компании Сбера реализуют аналогичные меры: внедряют инструменты автоматического отключения приборов, 
датчики движения, заменяют лампы освещения на энергоэффективные, улучшают теплоизоляцию. 

Благодаря реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности суммарное потребление топливно-
энергетических ресурсов с 2018 по 2021 год в ПАО Сбербанк сократилось на 22% и достигло 7 158 232 ГДж в 2021 году. Наибольшая 
доля энергопотребления приходится на приобретенную электрическую энергию (45%), за которой следуют приобретенная тепловая 
энергия (31%) и собственная генерация из невозобновляемых источников (23%). Последняя категория включает потребление 
дизельного топлива (15%), природного газа (6%), бензина (2%) и угля, дров и керосина (менее 1%). 

Для сокращения своего углеродного следа и увеличения доли зеленой энергии в энергобалансе Сбер ведет работу по нескольким 
направлениям: 
•  сокращение баланса потребления электроэнергии в натуральном выражении; 
•  применение собственной генерации энергии с использованием возобновляемых источников; 
•  использование механизма свободных двухсторонних договоров на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ) 

с генераторами возобновляемых источников энергии; 

•  закупка зеленых сертификатов. 

Благодаря предпринятым усилиям, доля энергии из возобновляемых источников энергии в структуре энергопотребления Сбербанка 
составила 22% в 2021 году. 

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   4.  Воздействие на окружающую среду

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..