ПАО Сбербанк. Отчёт о воздействии за 2021 год - часть 5

 

  Главная      Книги - Разные     ПАО Сбербанк. Отчёт о воздействии за 2021 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

 

ПАО Сбербанк. Отчёт о воздействии за 2021 год - часть 5

 

 

               65

Соблюдение прав человека в Сбере 

Сбер признает, неукоснительно соблюдает, понимает важность соблюдения прав человека и осознает риски и последствия 
пренебрежения ими. Соблюдение прав человека, инклюзивность, многообразие, справедливое и равное отношение ко всем 
является одним из основных принципов деятельности Сбера в области ESG и устойчивого развития. В своей повседневной 
деятельности Сбер руководствуется фундаментальными принципами, провозглашенными Всеобщей декларацией 
прав человека ООН, а также положениями Европейской конвенции по правам человека, Декларациями и конвенциями 
Международной организации труда (МОТ), соответствующим российским законодательством. 

Позиция Компании в отношении прав человека закреплена в Кодексе корпоративной этики Сбербанка. В настоящее время Сбер 
работает над отдельной Политикой по правам человека – основополагающим документом в области защиты прав и свобод человека. 

Сбер соблюдает и защищает права человека не только в собственной деятельности, но и в цепочке поставок, предъявляя 
соответствующие требования к поставщикам

9

 и деловым партнерам, проверяя их выполнение и повышая осведомленность о правах 

человека. В частности, в рамках процедуры оценки заемщиков оцениваются риски использования детского и рабского труда. Сбер 
поддерживает инклюзивность, развивает безбарьерную среду, повышает доступность финансовых и нефинансовых продуктов 
и услуг для людей с инвалидностью. Сбер обеспечивает равные возможности и создает условия для реализации потенциала всех 
сотрудников на основе общих ценностей, культурного многообразия, гендерного, расового и иного равенства. На национальном 
уровне Сбер участвует в формировании стандартов и лучших практик в области инклюзивности, соблюдения и защиты прав 
человека. 

9.  Подробнее см. в разделе «

 1. Стратегия и система управления ESG-трансформацией

» (подраздел «Ответственность поставщиков»).  

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   5.  Уважение прав человека

               66

Соблюдение прав человека для разных заинтересованных сторон 

Сотрудники

Клиенты

Партнеры

•  Право на безопасный труд (запрет рабского и детского 

труда) 

•  Право на достойную заработную плату 
•  Право на образование 
•  Право на отдых 
•  Право на участие в объединениях 
•  Право на заключение коллективных договоров 
•  Право на забастовку 
•  Право на защиту неприкосновенности частной жизни 
•  Право на равенство и недискриминацию 

•  Право на равный доступ 

к финансовым услугам  

•  Право на защиту 

неприкосновенности частной 
жизни 

•  Право на свободный труд 

(запрет рабского и детского 
труда)  

•  Право на свободный 

труд (запрет рабского 
и детского труда) 

•  Право на безопасный 

труд 

•  Право на участие 

в объединениях 

Взаимодействие с сотрудниками по вопросам, связанным с несоблюдением прав человека, осуществляется через линии 
информирования – коммуникационные каналы, предназначенные для уведомления уполномоченных экспертов о намерениях 
или фактах нарушений Кодекса корпоративной этики, а также для предоставления консультаций сотрудникам и представителям 
всех внешних и внутренних заинтересованных сторон. Линии информирования доступны как с возможностью оставить голосовые 
сообщения, так и по электронной и традиционной почте, что позволяет сохранять конфиденциальность сообщений. В 2021 году 
по имеющимся каналам не было зафиксировано подтвержденных случаев нарушения прав человека. 

Предоставление равного доступа к финансовым услугам 

В рамках развития безбарьерной среды по состоянию на конец 2021 года Банк адаптировал около 32 тыс. банкоматов (в том числе 
с функцией и без функции внесения наличных), для людей с нарушениями зрения. Теперь они самостоятельно могут при помощи 
наушников и голосовых подсказок провести три операции: взнос и выдача наличных, запрос баланса. Кроме того, 5 780 (более 45%) 
отделений Сбера адаптированы для людей с инвалидностью. 

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   5.  Уважение прав человека

               67

Пользователям с нарушениями зрения доступны функции мобильного приложения «СберБанк Онлайн». Приложение поддерживает 
программы чтения с экрана VoiceOver и TalkBack, которые озвучивают визуальный контент на экране, имеет удобный 
интерфейс и предсказуемые переходы между своими элементами, что позволяет клиенту с нарушениями зрения самостоятельно 
воспользоваться банковскими услугами. Также для клиентов с нарушением зрения были адаптированы основные операции 
приложения СберБизнес, такие как расчеты с контрагентами, оформление выписок, управление счетами и поиск в системе.  

Сбербанк запустил бесплатный сервис видеоконсультаций на русском жестовом языке с помощью видеозвонка в контактный центр 
Банка со смартфона. Клиент с нарушениями слуха или речи может совершить видеовызов прямо из приложения «СберБанк Онлайн», 
ему ответит оператор, владеющий русским жестовым языком.  

Сбер также начал адаптацию обслуживания для людей с ментальными особенностями – сотрудники офисов обучены, как распознать 
такие особенности и эффективно взаимодействовать. 

Льготные продукты для уязвимых и особых категорий клиентов 

Название продукта 

Описание продукта 

Портфель проектов 

на 31.12.2021 

Жилищное 

кредитование 

«Господдержка 2020» 

Первичное жилье 

718,1 млрд руб. 

«Молодая семья» 

Вторичное жилье (одному из членов семьи менее 35 лет) 

1,6 трлн руб. 

«Военная ипотека» 

Ипотека для военнослужащих 

70,1 млрд руб. 

Социальные 

программы 

Вклад «Пенсионный плюс» 

Вклад для клиентов, получающих пенсию или 
достигших возраста 55 и 60 лет (для женщин и мужчин 
соответственно). 

1,5 трлн руб. 

Вклад «Подари жизнь» 

Социальный вклад, при котором часть дохода, 
получаемая вкладчиком, переводится Сбербанком 
на благотворительность. 

4,1 млрд руб. 

Вклад «Социальный» 

Вклад для детей-сирот, детей без попечения родителей, 
ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны. 

11,1 млрд руб. 

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   5.  Уважение прав человека

               68

Название продукта 

Описание продукта 

Портфель проектов 

на 31.12.2021 

Социальные 

программы 

Специальные условия 
по вкладам «Сохраняй», 
«Сохраняй Онлайн», 
«Пополняй» и «Пополняй 
Онлайн» 

Вклад для клиентов, достигших возраста 55 и 60 лет (для 
женщин и мужчин соответственно). 

2,1 трлн руб. 

Вклад «Активный возраст» 

Вклад для клиентов, достигших возраста 55 и 60 лет 
(для женщин и мужчин соответственно), сроком на 6, 
9 и 12 месяцев. 

147,4 млрд руб. 

Вклад «СберKids» 

Промо-вклад с возможностью пополнения, нацеленный 
на детский сегмент. Может быть открыт законными 
представителями ребенку (до 18 лет) или же после 
наступления 14 лет самим ребенком. 

274 млн руб. 

Развитие доступной среды для иностранных граждан 

В 2021 году Банк продолжил расширять доступность услуг для иностранных клиентов. Была разработана дебетовая карта для 
иностранцев с возможностью совершать денежные переводы за границу России с минимальной комиссией. Граждане других 
государств также теперь могут оформить ипотечный кредит, за 2021 год было зарегистрировано более 2,5 тыс. заявок. 

Сбер создал «Гид для иностранцев» – информационную страницу на сайте Банка, где работники и студенты из других стран, 
приезжающие в Россию, могут найти рекомендации по оформлению документов, поиску работы и жилья, оформлению банковской 
карты, а также решения по вопросам платежей и переводов за рубеж.  

В банкоматах и мобильных приложениях стало доступно более 10 иностранных языков, а также инструкции по совершению основных 
операций.  

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   5.  Уважение прав человека

               69

Распространение практик  

Сбер разработал 

Гайд по организации доступного бизнеса

, который поможет любой организации стать более инклюзивной. 

Документ содержит конкретные рекомендации по организации цифровой и физической доступности, адаптации продуктов и услуг, 
в основе которого результаты анализа лучших российских и зарубежных практик. Руководство применимо для любого бизнеса, так 
как рекомендации структурированы по ролям: СЕО, HR, кол-центр, здания, маркетинг, доставка и так далее. 

Повышение финансовой грамотности и право на доступ к финансовой информации 

В 2021 году Сбер продолжил проводить мероприятия, направленные на решение задачи по повышению финансовой грамотности 
населения.   

Мероприятия Сбера по повышению финансовой грамотности населения 

Мероприятие 

Описание 

Помощь Сбера в повышении 

финансовой грамотности людей 

с инвалидностью 

Сбер, как один из учредителей Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ), 
разработал совместно с партнерами бесплатный онлайн-курс по подготовке волонтеров 
для повышения финансовой грамотности людей с инвалидностью, реализация которого 
направлена на достижение в России полностью инклюзивного общества. 

Помощь Сбера в повышении 

финансовой грамотности детей, 

оставшихся без попечения 

родителей 

Сбер, в рамках программы «Финансовая грамотность» Благотворительного Фонда 
«Вклад в будущее», ведет системную работу по вовлечению и обучению волонтеров, 
работающих с детьми, оставшихся без попечения родителей.  

Запуск информационного 

портала «Счастливый родитель» 

для повышения финансовой 

грамотности 

В сервисе «Диалоги» мобильного приложения «СберБанк Онлайн» стали доступны 
бесплатные материалы по финансовой грамотности для родителей (канал «Счастливый 
родитель»), которые просмотрели более 50 тыс. раз. 

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   5.  Уважение прав человека

               70

Информирование клиентов о важности ответственного отношения к персональным данным, содействие формированию у населения 
разумного финансового поведения, повышение уровня финансовых компетенций, обучение клиентов разного возраста и кругозора 
и развитие финансовой грамотности – наша ответственная и важная функция как системно-значимого института и крупнейшего 
банка страны. 

В 2021 году Сбер продолжил работу по обучению своих клиентов безопасному и эффективному использованию онлайн-сервисов, 
правилам кибербезопасности, стратегиям накопления, инвестирования и использования программ лояльности, предлагая широкий 
спектр обучающих программ для всех групп населения и независимо от уровня их доходов.  

Кроме программ для населения, Сбер реализует инициативы, которые помогают повышать уровень финансовой грамотности 
предпринимателей – представителей малого и среднего бизнеса. Банк делится предпринимательским опытом с начинающими 
основателями и владельцами бизнеса, помогаем им получить недостающие знания, квалификации, вывести существующее дело 
на новый уровень, а опытным предпринимателям – проанализировать их бизнес-модель, определить ее слабые и сильные стороны, 
оценить финансовые показатели, разработать стратегию конкурентной борьбы. 

Проекты и курсы по повышению финансовой грамотности

 

Название проекта/курса 

Целевая аудитория 

Цель проекта/курса 

Управление личными финансами 

Физические лица 

Курс, состоящий из теоретической и практической частей 
по основам финансов, бюджетирования и финансового 
планирования. 

Как стать инвестором 

Практические советы и рекомендации о том, как начать 
инвестировать. Описание плюсов и минусов различных 
инструментов на примере банковских продуктов. 

Проект «Социальная программа: 
развитие privacy-культуры клиентов 
в условиях пандемии COVID-19» 

Повысить культуру обращения с персональными данными в условиях 
пандемии COVID-19, уберечь клиентов от мошенников, буллинга 
и киберугроз. 

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   5.  Уважение прав человека

               71

Название проекта/курса 

Целевая аудитория 

Цель проекта/курса 

Курс «Социальное 

предпринимательство» 

Предприниматели  Развить навыки ведения бизнеса и обучить важности социального 

воздействия бизнеса, финансовых ресурсов, маркетинга 
и продвижения, социального капитала и доступа к социальным 
инвестициям для таких компаний. 

Экспресс-курс «Все о блокировках 

счета» 

Предприниматели  Помочь организации не допустить ограничительных мер в связи 

с 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, 
полученных преступным путем, и финансированию терроризма». 

Как инвестировать, если
я госслужащий 

Госслужащие

Помочь клиентам-госслужащим Сбера в выборе продуктов 
инвестирования. Специально созданный раздел сайта является 
путеводителем с готовыми решениями и подсказками о способах 
вложения денежных средств клиентам данного сегмента.   

Программы для сотрудников 

Сотрудники

Проведены вебинары по финансовой грамотностни для 
сотрудников – 17 тыс. просмотров. 

СберБанк регулярно предлагает клиентам информационные ресурсы и собственные каналы обучения, такие как 

sberbank.ru

приложение «СбербанкОнлайн» («

Осторожно, мошенники!

»), Easy.Investments (

Инвестиции.Доходчиво

), 

Academy of the First

 

и др. С октября 2020 года Банк запустил канал СберИнвестиции в одной из социальных сетей как для начинающих, так и опытных 
инвесторов, основанный на инвестиционной аналитике по российскому рынку от команды

 SberCIB Investment Research

 – 

крупнейшая аналитическая команда, предоставляющая наиболее полную информацию о ситуации и динамике во всех значимых 
отраслях российского фондового рынка. 

Одним из онлайн-каналов просвещения для молодежи является Сберкот – финансовый бот-помощник, задача которого 
еженедельно делиться советами по финансовой грамотности, учить пользоваться банковскими продуктами, сохранять анонимность 
в сети и многое другое.  

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   5.  Уважение прав человека

               72

Бизнес этика и противодействие коррупции

Подход к управлению вопросами деловой этики и противодействия коррупции 

Сбер придерживается принципа нулевой толерантности к коррупции в любых формах и реализует широкий спектр мероприятий для 
мониторинга и минимизации рисков в данной области. Корпоративная культура Сбера направлена на неукоснительное соблюдение 
сотрудниками антикоррупционного законодательства. Сбер ожидает от клиентов, контрагентов, бизнес партнеров соблюдения 
антикоррупционных принципов и ограничений, выстраивая с ними деловые отношения. В качестве гарантии их соблюдения в договоры 
с контрагентами по направлениям деятельности Сбера, наиболее подверженным коррупционным рискам, включается антикоррупционная 
оговорка. 

Группа строго придерживается принципов антимонопольного законодательства и не противодействует конкуренции на рынке. Сбер не 
выплачивал штрафы в связи с антиконкурентной деятельностью за последние четыре года. В 2021 году в отношении Сбера не подавались 
и не рассматривались судебные иски в связи с препятствием конкуренции и нарушением антимонопольного законодательства.  

В 2021 году велась активная работа в части актуализации внутренних документов, регулирующих вопросы в области деловой 
этики и противодействия коррупции. Сбером подготовлена новая редакция Кодекса корпоративной этики и делового поведения 
и утверждена Наблюдательным советом в марте 2022 года.   

Сбер может не устанавливать, ограничивать или прекращать сотрудничество с контрагентами и деловыми партнерами, практикующими 
или допускающими в своей деятельности коррупционные правонарушения. 

Управление комплаенс-риском 

Политика управления комплаенс-риском Группы ПАО Сбербанк была актуализирована в 2021 году и утверждена Наблюдательным 
советом Банка. В новой редакции скорректированы цели и задачи системы управления комплаенс-риском, расширено определение 
комплаенс-риска, обозначены принципы по управлению им, определены функции основных участников системы управления, 

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   6.  Деловая этика и практики безопасности 

               73

регламентирован порядок ее организации для всей экосистемы Сбера. Документ разработан в соответствии с рекомендациями 
Базельского комитета по банковскому надзору, положениями международного стандарта ISO 37301:2021 – «Управление функцией 
комплаенс», требованиями законодательства Российской Федерации и нормативными актами Банка России, стандартами 
саморегулируемых организаций и лучшими мировыми практиками.  

Группа активно взаимодействует с органами государственной власти в области управления комплаенс-риском. В 2021 году судебные 
дела в отношении Сбера в этой сфере отсутствовали.  

Обучение по вопросам комплаенс   

Сбер уделяет повышенное внимание обучению работников по вопросам комплаенс вне зависимости от занимаемой должности. 
В Группе разработаны и успешно реализуются тематические обучающие курсы и программы, отражающие основные требования 
законодательства и внутренних документов в области управления комплаенс-риском. Ряд курсов является обязательным для 
прохождения всеми сотрудниками. В 2021 году доля работников Банка, прошедших обучение по вопросам противодействия 
коррупции, составила 97%. 

Дочерние компании, которые присоединились к Кодексу корпоративной этики Банка или разработали свои на основе Кодекса 
Банка, обучают своих сотрудников согласно планам по обучению.  

В 2021 году Банком проведены масштабные коммуникационные кампании для всех работников по вопросам соблюдения Кодекса 
корпоративной этики, противодействия коррупции, управления конфликтом интересов, правил обращения с подарками, работы 
Горячей линии комплаенс, а также автоматизированных сервисов Банка по тематикам комплаенса (в формате скринсейверов, 
обучающих роликов, дайджестов новостей, публикаций во внутрибанковских сообществах). Вопросы этики также изучаются 
в рамках различных курсов по комплаенс. 

Проверки комплаенс-функции   

В 2021 году Сбер в очередной раз подтвердил соответствие внутренней системы комплаенс-менеджмента высоким требованиям 
международных стандартов ISO/IEC 19600:2014 «Управление функцией комплаенс» и ISO/IEC 37001:2016 «Система менеджмента 
противодействия взяточничеству». 

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   6.  Деловая этика и практики безопасности 

               74

Уровень организации системы противодействия коррупции в Банке и проведенных Банком антикоррупционных мероприятий 
проверен и оценен в 2021 году независимой экспертизой Рейтингового комитета Российского союза промышленников 
и предпринимателей (РСПП) в рамках Антикоррупционного рейтинга российского бизнеса на соответствие деятельности Банка 
вышеупомянутому стандарту ISO 37001:2016 и положениям Антикоррупционной хартии российского бизнеса. Эффективность 
системы антикоррупционного комплаенс-менеджмента Сбера была оценена в 100%, что соответствует наивысшему классу 
А1 рейтинга. 

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   6.  Деловая этика и практики безопасности 

Горячая линия комплаенс 

В Банке функционирует Горячая линия комплаенс – безопасный и конфиденциальный канал, работающий в режиме 
24/7 и предназначенный для сообщения работниками Банка и любыми третьими лицами, в том числе анонимно, информации 
о нарушениях в области противодействия коррупции, управления конфликтом интересов, защиты инсайдерской информации, 
противодействия недобросовестным практикам в части псевдодоверительного управления активами клиентов и иным вопросам 
по направлениям комплаенс. Основные положения по организации работы Горячей линии комплаенс отражены в Политике 
по противодействию коррупции, а также размещены на официальном сайте Банка в разделе «Комплаенс» (

https://www.

sberbank.com/ru/compliance/hotline

), включая информацию по тематикам обращений, основным принципам функционирования, 

порядку и срокам рассмотрения обращений, способам обращений и проч. 

Сбер обеспечивает возможность обращения на «Горячую линию комплаенс» следующими способами: 
•  телефон: +7 (495) 665-86-09; 
•  e-mail: ethics@sberbank.ru; 
•  формы обратной связи на сайте Сбербанка по URL-адресу 

https://www.sberbank.com/ru/compliance/hotline#form

•  почта с адресом направления: 117997, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19, Управление комплаенс ПАО Сбербанк (пометка 

на конверте: «Горячая линия комплаенс»).

               75

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   6.  Деловая этика и практики безопасности 

Случаи коррупции 

По итогам 2021 года в Сбере было зафиксировано 60 подтвержденных случаев нарушений, имеющих признаки коррупционных, 
51 работник был привлечен к дисциплинарной ответственности, 46 работников было уволено.  

Кибербезопасность в Сбере 

Защита клиентов от мошенничества 

Для защиты клиентов и их денежных средств от мошенничества, Сбер выстраивает эффективную систему антифрода, которая 
базируется на основе алгоритмов искусственного интеллекта с применением собственной графовой базы данных и графовой 
аналитики. В настоящее время в системе работают свыше 100 AI-моделей, оценивающих различные аспекты риска проведения 
операций. 

По ключевому показателю эффективности антифрода (отношение реализованного фрода к обороту денежных средств), антифрод 
Сбера уверенно занимает лидирующую позицию в мире – наш fraud basis point равен 0,13 б.п., что в 48 раз лучше аналогичного 
показателя международных платежных систем, а эффективность антифрода составляет 99%.  

Среди инициатив, направленных на предотвращение угроз и защиту клиентов Сбера, в 2021 году были реализованы:   
•  интеграция системы фрод-мониторинга Банка в режиме реального времени с системами фрод-мониторинга операторов связи; 
•  инициирование и принятие законодательных инициатив в части усиления ответственности за незаконное распространение 

банковской тайны (216-ФЗ), ускоренной блокировки сайтов, незаконно собирающих ПДн (250-ФЗ), противодействия 
телефонному мошенничеству (319-ФЗ); 

•  реализация «Стратегии антидроп», в соответствии с которой существенно минимизирована доля клиентов, предоставляющих 

свои карты для противоправной деятельности (так называемых «дроперов»); 

•  внедрение новых сервисов кибербезопасности в приложении «Сбербанк Онлайн» (Cybersecurity Нub), а именно функционала 

по предупреждению о мошеннических звонках, по установке ограничений на переводы и оплату в интернете, по оперативной 
блокировке доступа в дистанционных каналах к счетам и картам, по управлению мобильными устройствами для доступа 
к «Сбербанк Онлайн». 

               76

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   6.  Деловая этика и практики безопасности 

Все существующие каналы взаимодействия клиента и Сбера подключены к антифроду, что позволяет нам выявлять кросс-канальные 
атаки на клиентов Банка. Особый акцент Сбер делает на защите социально-незащищенных категорий граждан – пожилых людей, 
недееспособных граждан, детей и пр., которая осуществляется за счет:  
•  дополнительного контроля операций как в приложении «Сбербанк Онлайн», так и в сети отделений; 
•  специальных процедур верификации подозрительных операций; 
•  услуги «Близкие рядом», позволяющей подтверждать или отклонять проведение транзакций родственниками. 

Противодействие мошенничеству в 2021 году в ПАО Сбербанк 

Уровень эффективности 

антифрод-системы  
(по сравнению с 2016 г.) 

Кол-во наград в области антифрода 

Размер спасенных средств клиентов от 

мошенничества 

Доля телефонного мошенничества 

с использованием  социальной инженерии 

99% (+13%)

7 наград 

более 112 млрд рублей 

94%

Защита инфраструктуры от кибератак 

За 2021 год количество DDoS-атак на Сбер выросло на 62%. Кроме того, зафиксированы десятки тысяч сканирований и сетевых 
атак злоумышленников, проводимых на Сбер, а также более 2 миллионов попыток заражения ИТ-инфраструктуры вредоносным 
программным обеспечением. 

Защиту инфраструктуры Сбера обеспечивает Security Operation Center, сертифицированный в соответствии с международным 
стандартом ISO/IEC 27001. При этом 95% программного обеспечения, используемого Security Operations Center, является 
программным обеспечением собственной разработки. 

Защита персональных данных 

В Сбере назначен ответственный за организацию обработки и защиты персональных данных – институт Data Protection Officer (DPO) 
и создана кросс-блочная команда Института DPO для реализации функций по организации процессов обработки и защиты персональных 
данных. Главными задачами DPO являются выполнение Сбером обязанностей и функций, возложенных законодательством в области 
персональных данных (далее – ПДн), обеспечение прав субъектов ПДн, контроль за обработкой ПДн, повышение privacy-культуры 

               77

клиентов и работников Сбера. В целях обеспечения соответствия банковских процессов требованиям законодательства экспертизой 
охвачены 100% процессов, автоматизированных систем и сервисов Сбера с этапа зарождения идеи до момента вывода их из эксплуатации 
и/или прекращения обработки и уничтожения персональных данных. 

Повышение уровня киберграмотности клиентов 

Сбер является одним из крупнейших операторов персональных данных в России. Повышение уровня киберграмотности клиентов 
является важной составляющей деятельности Сбера в области защиты данных. Обучение по вопросам кибербезопасности клиентов 
осуществляется с помощью таких инструментов и каналов, как сайт Сбера, мобильное приложение «Сбербанк Онлайн», блоги 
на популярных ресурсах, публикации в СМИ и выступления на ТВ (охват более 150 млн человек). 

Также Сбером созданы специальные проекты по вопросам кибербезопасности такие как специальный проект по повышению уровня 
киберграмотности населения «Быть родителем. Быть киберзащитником», «Марафон кибербезопасности», видеопроект «Сбер против 
мошенников!». Как итог, проведенные мероприятия позволили снизить количество обращений клиентов по вопросам, связанным 
с обработкой и защитой их персональных данных, на 10%. 

Соответствие международным и национальным стандартам 

По результатам внешнего независимого аудита в 2021 году Сбер в очередной раз подтвердил соответствие требованиям 
международного стандарта ISO/IEC 27001.  

Впервые в истории Сбера получен сертификат PCI DSS в области эквайринга и эмиссии, что является уникальным событием для 
банков с таким масштабом бизнеса. 

Независимым аудитором оценен уровень зрелости кибербезопасности в Сбере, который составил 4,4, при этом, средний 
показатель по Fortune 500 – 4,1. 

Кроме того, в Сбере проведена независимая оценка соответствия требованиям стандарта SWIFT CSP, а приложение UPOS для 
платежных терминалов Банка сертифицировано по требованиям стандарта PA DSS. 

В Сбере регулярно проводится оценка соответствия требованиям Банка России по защите информации, результатом которой 
является полное соответствие Банка предъявляемым требованиям регулятора.  

Также Сбер обладает лицензиями федеральных органов исполнительной власти на деятельность в таких областях как шифрование 
и техническая защита конфиденциальной информации. 

               78

Управление персоналом 

Кадровая политика компании нацелена на привлечение и сохранение высококвалифицированных и мотивированных специалистов, 
способных эффективно решать стратегические и текущие задачи Сбера.  2021 году фокус Сбера в области HR был направлен 
на развитие потенциала и возможностей для самореализации сотрудников, заботу о персонале, а также на обеспечение достойных 
условий труда. 

В рамках Стратегии HR 2023 обозначены четыре основные области для развития: эффективные команды, обучение и развитие, 
культура Сбера, HR-платформа. В 2021 году Сбер продолжил уверенно следовать к поставленным целям и развивать свою команду. 

Многообразие сотрудников и инклюзия 

Структура персонала 

По состоянию на 31 декабря 2021 года в Сбере работало 288 194

10

 сотрудника. Большинство трудилось на условиях постоянного 

трудового договора (85%) и полной занятости (99%). По сравнению с 2020 годом численность работников Банка в отчетном периоде 
сократилась на 5%. Более 65% сотрудников – женщины. Около 70% сотрудников находятся в возрасте от 30 до 50 лет, 22% младше 
30 лет, а 10% старше 50 лет.  

Социокультурное многообразие и равные возможности 

Сбер принимает все возможные меры для обеспечения социально-культурного многообразия и равных возможностей при 
трудоустройстве, продвижении по службе, получении вознаграждения и обучении каждого сотрудника, а также гарантирует 
соответствие законодательным нормам. Основным внутренним документом в этой сфере является Кодекс корпоративной этики. 

10. Информация представлена в границах консолидации отчетности МСФО.

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   7.  Ответственность перед сотрудниками 

               79

С 2021 года также действует Политика в области ESG, которая предусматривает защиту прав человека, а также справедливое 
и равное отношение ко всем. 

Сбер ценит многообразие культурных ценностей и взглядов и гарантирует своим сотрудникам защиту от любых форм 
дискриминации, в том числе по признаку расы, пола, возраста, религиозных убеждений, инвалидности, сексуальной ориентации, 
политических убеждений или любых других характеристик в рамках действующего законодательства и международных норм. 
В 2021 году случаев дискриминации в компании не выявлено. 

В компании определены и реализуются ключевые программы по направлению многообразия и равных возможностей:   
•  программы женского лидерства; 
•  программа #SberTeamАктивныйВозраст для сотрудников возраста 55+; 
•  программы стажировок с дальнейшим трудоустройством для молодежи; 
•  программа трудоустройства сирот и людей с инвалидностью. 

Достойные условия труда 

Наем и адаптация 

В 2021 году ПАО Сбербанк принял на работу 46 692 сотрудника. Новые сотрудники в возрасте 18–30 лет составили 55% всех 
нанятых, на возрастную группу 30–50 лет пришлось 43%, старше 50 лет – 2%. В 2021 году среди новых сотрудников женщины 
составили 61%. 

Для привлечения новых сотрудников Сбер использует собственные карьерные порталы: 
•  rabota.sber.ru − для специалистов с опытом работы; 
•  sbergraduate.ru − для выпускников и студентов (более 1,3 млн уникальных пользователей). 

Для людей с инвалидностью также доступны вакансии на специальном сервисе Сбера для поиска работы в компаниях экосистемы. 
Сбер приглашает людей с инвалидностью в свою команду и привлекает их к совершенствованию доступности продуктов и услуг. 

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   7.  Ответственность перед сотрудниками 

               80

Мотивация и вознаграждение  

Сбер стремится к созданию комфортных условий труда, не только обеспечивая конкурентоспособной заработной платой, но 
и предоставляя гибкие режимы работы, пакет корпоративных льгот, в том числе льготную ипотеку, корпоративную пенсионную 
программу, поддержку при релокации, ДМС и прочие социальные программы. 

В системе переменного вознаграждения предусмотрено краткосрочное (ежемесячные и ежеквартальные премии) и долгосрочное 
вознаграждение (годовая премия). Размер премий зависит от вклада в реализацию бизнес-плана, стратегических приоритетов 
Сбера и показателей устойчивого развития, а также от эффективности деятельности работника Банка в отчетном году. 

В Группе разработана система оценки персонала «5+», которая распространяется на всех сотрудников. Результаты оценки 
оказывают влияние не только на переменную часть заработной платы, но и на карьерное развитие. В рамках системы «5+» сотрудник 
оценивается по двум критериям: эффективность деятельности и соответствие корпоративным ценностям.  

Удержание и расставание 

В Сбере применяется практика проведения выходного интервью для всех увольняющихся, которая позволяет эффективнее 
применять методы удержания сотрудников и прогнозировать потери при уходе. Чтобы сохранить рабочие места и обеспечить 
уверенность персонала в будущем, Сбер разработал программы, позволяющие сменить профессию или найти новую работу в своей 
сфере. 

Система управления охраной труда 

Сбер стремится обеспечить достойные условия труда, стимулировать профессиональный и личностный pocт, а также поддерживает 
здоровье и пропагандирует здоровый образ жизни среди сотрудников и их семей, вносит вклад в повышение доступности услуг 
здравоохранения посредством продвижения современных технологий. 

Банк регулярно проводит анализ показателей производственного травматизма и разрабатывает корректирующие мероприятия 
по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков. В Группе также проводится специальная оценка 
условий труда на всех рабочих местах. 

Сбер с первого дня работы бесплатно предоставляет сотрудникам медицинское страхование, страхование жизни и защиту от 
несчастного случая (по программам ДМС и НС). 

  Отчет о воздействии за 2021 год 

   |   Приложение   --   7.  Ответственность перед сотрудниками 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..