ПАО "Аэрофлот". Годовой отчёт за 2017 год - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ПАО "Аэрофлот". Годовой отчёт за 2017 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ПАО "Аэрофлот". Годовой отчёт за 2017 год - часть 2

 

 

32

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

 

   

 33

  СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Обзор рынка

продолжение

Эволюция структуры российского рынка пассажирских авиаперевозок

Объем грузовых авиаперевозок на российском рынке (с учетом 
иностранных авиакомпаний), 

ТЫС. ТОНН

15,1%

13,9%

14,1%

16,7%

18,4%

2013

2014

2015

2016

2017

Топ-4 авиационных групп
Другие российские авиакомпании

Иностранные авиакомпании

64,7%

68,1%

64,1%

60,4%

59,7%

20,2%

18,0%

21,8%

22,9%

21,9%

2013

2014

2015

2016

2017

Международные перевозки
Внутренние перевозки

Источники: ТКП, Росавиация.

Темп роста

16,0%

931,2

779,4

877,0

820,4

775,3

288,1

271,6

257,9

300,6

316,8

1 219,4

1 051,1

1 134,9

1 121,0

1 092,1

-7,4%

1,2%

2,6%

1,5%

Структура российского рынка 
авиаперевозок по суммарному 
пассажиропотоку, 2017 год

Структура российского рынка грузовых 
авиаперевозок, 2017 год

Доля Группы «Аэрофлот» на российском рынке по пассажиропотоку с учетом иностранных компаний, 

%

Доля Группы «Аэрофлот» на «чистом» рынке* по пассажиропотоку, 

%

Группа «Аэрофлот»
Группа S7
«Уральские авиалинии»
Группа «ЮТэйр»
Другие российские авиакомпании
Иностранные авиакомпании

Источники: ТКП, Росавиация.

40,5%

11,5%

6,5%

6,2%

20,2%

15,1%

Группа «Волга-Днепр»
Группа «Аэрофлот»
Группа S7
Группа «ЮТэйр»
Другие российские авиакомпании
Иностранные авиакомпании

Источники: ТКП, Росавиация.

49,5%

22,4%

4,4%

1,9%

14,5%

7,3%

2013

2014

2015

2016

2017

Международные перевозки

27,0

26,1

29,3

39,4

36,9

Внутренние перевозки

36,1

38,0

44,6

44,6

44,1

Всего

30,5

31,0

36,8

42,3

40,5

2013

2014

2015

2016

2017

Международные перевозки

24,1

22,6

24,1

33,9

31,7

Внутренние перевозки

36,1

38,0

44,6

44,6

44,1

Всего

28,8

29,1

34,5

40,0

38,2

«Чистый» рынок – объем перевозок, учитывающий перевозки иностранных компаний, но исключающий транзитные перевозки МВЛ – МВЛ, не относящиеся к 

локальному рынку страны.

Рынок грузовых авиаперевозок

Объем мирового рынка грузовых 
авиаперевозок в 2017 году, по 
данным IATA, составил 59,9 млн тонн, 
увеличившись на 9,1% по сравнению 
с предыдущим годом. Грузооборот 
в мировой отрасли вырос на 9,3%. 
Выручка отрасли от грузовых 
перевозок увеличилась на 14,7% и 
составила 54,5 млрд долл. США. 

Объем российского рынка 
грузовых авиаперевозок (с учетом 
иностранных авиакомпаний) в 
2017 году вырос на 16,0% по срав-
нению с предыдущим годом и 
составил 1,2 млн тонн. Наибольшая 
доля приходится на междуна-
родные направления – 76,4%, где 
объем перевозок грузов увели-
чился на 19,5%, до 931,2 тыс. тонн. 
На внутренних направлениях показа-
тель вырос на 6,1%, до 288,1 тыс. тонн.

По итогам года лидерство по 
объему грузовых авиаперевозок 
на российском рынке сохраняет 
группа компаний «Волга-Днепр» 
(49,5%). Группа «Аэрофлот» заняла 
второе место с долей 22,4%. На 
долю четырех крупнейших игроков 
приходится 78,2% от общего объема 
перевезенных грузов.

Источники: ТКП, Росавиация.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ЦЕЛЬ НА 2025 ГОД

СТАТУС

Вхождение в 

ТОП-5 европейских 

авиакомпаний по пассажиропотоку 
и выручке

7-е и 5-е место соответственно

1

Вхождение в 

ТОП-20 глобальных 

игроков по пассажиропотоку 
и выручке 

20-е и 24-е место соответственно

1

Перевозка 

БОЛЕЕ 70 МЛН 

пассажиров, в том числе не менее 
30 млн на внутренних авиалиниях

50,1 млн пассажиров, в том 
числе 27,6 млн на внутренних 
авиалиниях

Развитие перевозок через главный 
хаб в Москве с долей трансферных 
пассажиров 

НЕ МЕНЕЕ 32% 

Доля трансферных пассажиров 
авиакомпании «Аэрофлот» – 42,9%

Обеспечение 

ШИРОКОГО 

присутствия на рынке

Группа присутствует во всех 
ценовых и географических 
сегментах рынка

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017 

    35

34

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

  СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Обзор стратегии

МИССИЯ

Мы работаем для того, чтобы 

наши клиенты могли быстро 

и с комфортом преодолевать 

огромные расстояния, а 

значит, быть мобильными, 

чаще встречаться, успешно 

работать и видеть мир во всем 

его разнообразии.
Мы даем нашим клиентам 

возможность выбора 

благодаря обширной 

маршрутной сети и различным 

авиаперевозчикам Группы – от 

лоукостера до авиакомпании 

премиального уровня.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ 

ГРУППЫ «АЭРОФЛОТ»

Быть в числе лидирующих 

авиакомпаний на 

международном уровне, 

используя возможности, 

предоставляемые российским 

и международным рынками 

авиаперевозок.

Стратегия развития Группы «Аэрофлот» до 2025 года утверждена Советом 
директоров ПАО «Аэрофлот» и определяет основные направления и ключевые 
ориентиры долгосрочного развития.

Для реализации долгосрочной стратегии Группы «Аэрофлот» разрабатывается 
среднесрочный стратегический план, определяющий основные направления 
развития и целевые операционно-финансовые показатели эффективности, 
направленные на достижение стратегических целей. Среднесрочный 
стратегический план актуализируется ежегодно. 

На основе среднесрочной стратегии развития в соответствии с 
директивами правительства разработана и ежегодно актуализируется 
Долгосрочная программа развития Группы «Аэрофлот», в которую включены 
мероприятия, цели и ключевые показатели эффективности менеджмента. 
Консолидированный бюджет Группы по МСФО и ключевые  
показатели эффективности на бюджетный год разрабатываются  
в соответствии с целевыми ориентирами среднесрочной  
стратегии Группы «Аэрофлот» и Долгосрочной  
программы развития.

ДОЛГОСРОЧНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ 

ГРУППЫ «АЭРОФЛОТ» 

Источники: Airline Business, ATW, Flight Global, 
оценки Компании.

1  Статус на момент публикации 

настоящего годового отчета – 
 данные по итогам 2016 года. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

36

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

 

   

 37

  СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Развитие мультибрендовой 
платформы – усиление 
позиционирования 
и синергии в рамках Группы 

Развитие сети маршрутов – 
выход на новые рынки 
и увеличение частотности

Развитие парка воздушных 
судов для обслуживания 
маршрутной сети 
и перспективных рынков

Развитие 
производственной базы 
и обеспечивающих 
функций

СЕГМЕНТЫ РАЗВИТИЯ

Развитие сегмента 
пассажирских 
авиаперевозок 
премиального уровня за 
счет улучшения сервиса, 
повышения качества 
расписания, развития сети 
маршрутов

Развитие низкобюджетного 
сегмента пассажирских 
авиаперевозок, в том числе 
за счет межрегиональных 
перевозок преимущественно 
на внутренних авиалиниях

Развитие трансферных 
перевозок через аэропорт 
Шереметьево (в том числе 
международного транзита)

Участие в программах 
федеральных и 
региональных 
субсидируемых перевозок

ИННОВАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Увеличение эффективности 
и повышение 
производительности труда

Внедрение новых цифровых 
технологий и инноваций

Увеличение дополнительных 
доходов Группы (ancillary 
revenue)

Обзор стратегии

продолжение

2018–2022 годы

СРЕДНЕСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ

до 2025 года

ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

 

— Развитие мультибрендовой платформы 

Группы «Аэрофлот»

 

— Развитие сети маршрутов и парка 

воздушных судов

 

— Развитие ИТ 

 

— Развитие продукта

 

— Развитие «А-Техникс»

 

— Сценарии роста

 

— Инструменты роста

 

— Маркетинговая стратегия 

 

— Стратегия сети

 

— Стратегия парка

 

— Ограничения

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

Набор операционных и финансовых 
ориентиров на 2018–2022 годы в рамках 
долгосрочных целей Группы

Долгосрочные цели по пассажиропотоку и 
выручке в сравнении с другими междуна-
родными авиакомпаниями

ДАТА УТВЕРЖДЕНИЯ СОВЕТОМ ДИРЕКТОРОВ

6 декабря 2017 года (протокол № 6)

13 июля 2011 года (протокол № 1)

Группа «Аэрофлот» по 
состоянию на конец 
отчетного периода уже 
достигла ряда долго-
срочных стратегических 
целей (вхождение в 
число 20 крупнейших 
компаний мира). Анализ 
трендов развития Группы 
«Аэрофлот» и изменений 
окружающей бизнес-
среды показывает 
возможность достижения 
целей Стратегии-2025. 
На достижение целей 
могут оказать влияние 
существенные изменения 
курсов валют и консоли-
дация международного 
рынка.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ

ПРОГРЕСС ГРУППЫ «АЭРОФЛОТ» 
ПО ДОСТИЖЕНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКИХ 
ЦЕЛЕЙ ДО 2025 ГОДА

Влияние рисков 

на стратегию Группы 

К основным рискам, влияющим на стратегию развития 
Группы, как наиболее вероятным можно отнести следу-
ющие группы рисков:

 

риски окружающей бизнес-среды; 

 

риски инфраструктурных ограничений;

 

макроэкономические риски.

Для минимизации ключевых рисков среднесрочная стра-
тегия развития Группы предполагает:

 

развитие эффективного хаба в Шереметьево с целью 
увеличения международного трансфера, повышение 
гибкости в части графика ввода-вывода воздушных 
судов;

 

наличие воздушных судов различной емкости в парке;

 

планирование и контроль темпов роста каждой из 
компаний Группы «Аэрофлот» с целью эффективного 
присутствия Группы во всех сегментах рынка; 

 

мониторинг хода строительства и развития инфра-
структуры в аэропорту Шереметьево;

 

диверсификацию структуры доходов с точки зрения 
валют и географии.

Результаты реализации 

и изменения в стратегии 

В соответствии со стратегией и консолидированным 
бюджетом Группы в отчетном периоде обеспечена поло-
жительная динамика производственных показателей. 
Группа успешно развивалась во всех сегментах своего 
присутствия, значительно нарастив объемы бизнеса. 

Группа «Аэрофлот» продолжила развитие частотности 
и стыкуемости маршрутной сети посредством плано-
мерных шагов по совершенствованию хаба в аэропорту 
Шереметьево. Проводилась работа по сокращению 
удельных издержек, оптимизации парка, повышению 
эффективности продаж. Успешно развивается проект 
бюджетных перевозок – авиакомпания «Победа», которая 
в 2017 году перевезла 4,6 млн пассажиров.

В 2017 году были скорректированы в сторону увели-
чения промежуточные цели, в частности, по перевозкам: 
в 2022 году Группа «Аэрофлот» планирует перевезти 
около 74 млн пассажиров. Прогнозное количество 
воздушных судов в парке Группы к этому сроку – 409. 
Стратегия развития флота предполагает увеличение 
доли воздушных судов отечественного производства 
за счет реализации контрактов на 50 самолетов Sukhoi 
Superjet 100 и 50 самолетов МС-21.

ВЫРУЧКА, МЛРД РУБ.

ДОЛЯ ТРАНЗИТА 
«АЭРОФЛОТА», %

ПАССАЖИРОПОТОК 
НА ВВЛ, МЛН ЧЕЛ.

ПАССАЖИРОПОТОК,  
МЛН ЧЕЛ. 

2013

291,0

14,0

34,7

17,6

39,4

23,4

43,4

25,2

50,1

27,6

35,5

39,2

44,2

42,1

42,9

319,8

415,2

495,9

532,9

Топ-5 и топ-20

Топ-5 и топ-20

>70 млн чел.

>30 млн чел.

32,0

2015

2014

2016

2017

2025

31,4

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017 

    39

38

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

  СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Обзор стратегии

продолжение

Мультибрендовая платформа 

Группы «Аэрофлот»

Группа «Аэрофлот» продолжает уделять особое 

внимание развитию мультибрендового предложения, 

что позволяет привлекать клиентов во всех сегментах 

рынка. Каждая авиакомпания Группы занимает 

свою рыночную нишу, минимизируя внутреннюю 

конкуренцию. 

Премиальные перевозки

Региональные и чартерные 

перевозки в среднем 

ценовом сегменте

Дальневосточные 

перевозки

Бюджетные перевозки

ТИП ПЕРЕВОЗКИ

РЕГУЛЯРНЫЕ 

РЕГУЛЯРНЫЕ И ЧАРТЕРНЫЕ

РЕГУЛЯРНЫЕ 

РЕГУЛЯРНЫЕ 

БИЗНЕС-МОДЕЛЬ

 

Хаб и транзитный пассажиропоток 
на внутренних и международных 
направлениях

 

Высокая частота рейсов

 

Экономический и бизнес-класс

 

Прямой пассажиропоток внутри 
России

 

Ограниченная стыкуемость

 

Популярные международные 
направления

 

Чартерные перевозки по популярным 
туристическим направлениям

 

Экономический и бизнес-класс

 

Перевозки пассажиров на Дальнем 
Востоке

 

Региональные перевозки 
в отдаленные населенные пункты

 

Экономический и бизнес-класс

 

Прямые перевозки через Москву

 

Прямые перевозки между регионами

 

Высокая загрузка кресел и занятость 
парка

 

Экономический класс

ДАЛЬНОСТЬ ПОЛЕТОВ

Без ограничений

 

Ближне- и среднемагистральные 
рейсы

 

Дальнемагистральные рейсы 
(Дальний Восток, чартеры)

Ближне- и среднемагистральные 
рейсы

Ближне- и среднемагистральные 
рейсы

ПАРК ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 

 

Узкофюзеляжные

 

Широкофюзеляжные 

 

Узкофюзеляжные

 

Широкофюзеляжные 

 

Узкофюзеляжные

 

Региональные

Узкофюзеляжные 

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

 

Деловые пассажиры

 

Посещение друзей/родственников

 

Туризм

 

Посещение друзей/родственников

 

Туризм

 

Деловые пассажиры

 

Посещение друзей/родственников

 

Деловые пассажиры

 

Туризм

 

Посещение друзей/родственников

АЭРОПОРТ БАЗИРОВАНИЯ

Москва (Шереметьево)

 

Москва (Внуково)

 

Санкт-Петербург (Пулково)

 

Аэропорты Оренбурга 
и Ростова-на-Дону

 

Владивосток

 

Хабаровск

 

Южно-Сахалинск

 

Москва (Внуково)

 

Аэропорты регионов России

ДОЛЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ 
ПЕРЕВОЗОК 
В ПАССАЖИРОПОТОКЕ 
КОМПАНИИ

~

50%

~

35%

~

25% 

 

(страны Азиатско- 
Тихоокеанского региона)

~

20%

Авиакомпания «Аэрофлот» ориен-
тирована на обслуживание преми-
ального сегмента пассажиров: пред-
лагает высококачественный сервис, 
высокочастотную сеть маршрутов с 
широкой географией полетов, доступ в 
сеть маршрутов партнеров по альянсу 
SkyTeam, удобное расписание, удобные 
стыковки для международных транс-
ферных пассажиров и молодой парк 
воздушных судов.

Авиакомпании «Россия» и «Аврора» 
ориентированы на средний ценовой 
сегмент и выполняют региональные и 
межрегиональные перевозки, специ-
ализируются на обслуживании пасса-
жиров в соответствующих географи-
ческих нишах, более чувствительных к 
цене перевозки, предлагая сеть марш-
рутов преимущественно из регионов 
базирования с регулируемой частотой. 
Авиакомпания «Россия» также работает 
в туристическом (чартерном) сегменте. 

Авиакомпания «Победа» нацелена на 
сегмент бюджетных перевозок. Основу 
ее маршрутной сети составляют 
внутрироссийские рейсы из Москвы 
в регионы, а также межрегиональные 
рейсы внутри страны, что способствует 
усилению связей между российскими 
регионами. Авиакомпания также разви-
вает сеть международных маршрутов.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

40

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

  СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017 

    41

Долгосрочная программа развития 

и отчет о ее исполнении

Долгосрочная программа развития 
(далее – ДПР) Группы «Аэрофлот» разра-
ботана в соответствии с Поручением 
Президента Российской Федерации от 
27 декабря 2013 года № Пр-3086, утвер-
ждена решением Совета директоров 
ПАО «Аэрофлот» 2 декабря 2014 года 
(протокол № 8). 

Решением Совета директоров 
ПАО «Аэрофлот» от 21 декабря 2017 года 
(протокол № 7) одобрена актуализиро-
ванная ДПР Группы «Аэрофлот» на период 
2018–2022 годов с учетом основных 
обновлений стратегии Группы на период 
2018–2022 годов, актуализации меропри-
ятий, направленных на реализацию ДПР, 
и плановых значений ключевых показа-
телей эффективности Группы «Аэрофлот» 
на период 2018–2022 годов.

Основными целями ДПР являются  
обеспечение устойчивого долгосрочного 
развития Группы, повышение конку-
рентоспособности, формирование и 
развитие конкурентных преимуществ, 
повышение эффективности и финансовой 
устойчивости.

ДПР детализирует стратегические 
направления развития Группы, включает 
в себя перечень основных инициатив и 
программных мероприятий, направленных 
на реализацию стратегии в средне-
срочной перспективе. ДПР дополняет 
и расширяет ключевые стратегические 
инициативы, изложенные в Стратегии 
развития Группы «Аэрофлот» на период 
до 2022 года.

Независимым аудитором АО «БДО 
Юникон» проведен аудит реализации 
Долгосрочной программы развития 
Группы «Аэрофлот» за 2017 год.

По результатам независимой аудитор-
ской проверки сформировано мнение 
о подготовке информации о степени 
выполнения предусмотренных 
Долгосрочной программой развития 
мероприятий за период с 1 января по 
31 декабря 2017 года, о фактических 
значениях КПЭ по итогам 2017 года 
и степени достижения их плановых 
значений в соответствии с крите-
риями, изложенными в Долгосрочной 
программе развития, а также о полноте 
и релевантности разъяснений руко-
водства ПАО «Аэрофлот» о причинах 
отклонения фактических значений 
КПЭ Группы от запланированных 
Долгосрочной программой развития, 
приведенных в Отчете о реализации 
Долгосрочной программы развития 
Группы «Аэрофлот» и достижении 
ключевых показателей эффективности 
за 2017 год. Мнение получено 30 марта 
2018 года, № 1658-БДО-18.

В целом планирование и реализация 
мероприятий ДПР Группы «Аэрофлот» 
соответствует принципам, заложенным 
в Методических рекомендациях по 
разработке ДПР, Методических реко-
мендациях по применению КПЭ, иных 
директивах и указаниях Правительства 
Российской Федерации и Росимущества.

В 2017 году утверждено Положение 
об актуализации и управлении реали-
зацией ДПР Группы «Аэрофлот», что 
позволит эффективнее осуществлять 
процессы актуализации, подготовки 
отчетности и взаимодействия с 
аудитором.

Обзор стратегии

продолжение

К ОСНОВНЫМ ЗАДАЧАМ 

ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ 

РАЗВИТИЯ ОТНОСЯТСЯ:

 

— формирование перечня 

программных мероприятий, обеспе-
чивающих достижение стратегиче-
ских целей развития Группы;

 

— определение направлений и иници-

атив, обеспечивающих повышение 
конкурентоспособности и эффек-
тивности деятельности Группы;

 

— анализ рисков и возможностей, 

связанных с достижением стратеги-
ческих целей и реализацией меро-
приятий ДПР.

Программы развития

В рамках реализации стратегии Группы 
выполняется ряд программ, направленных 
на поддержание долгосрочного роста и 
эффективного развития. 
Основные программы, поддерживающие 
стратегию роста и развития ПАО «Аэрофлот»:

 

— Инвестиционная программа,

 

— Программа сокращения расходов,

 

— Программа инновационного развития, 

 

— Программа мотивации менеджмента.

 

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ 

НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОЛГОСРОЧНОЙ 

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ В 2017 ГОДУ:

 

— развитие в рамках мультибрендовой платформы 

Группы «Аэрофлот»;

 

— развитие сети маршрутов и парка воздушных судов;

 

— развитие производственной базы;

 

— реализация Программы инновационного развития 

Группы «Аэрофлот»;

 

— реализация инвестиционной программы;

 

— обеспечение потребности в трудовых ресурсах;

 

— повышение производительности труда.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

42

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

 

   

 43

  СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Обзор стратегии

продолжение

Программа мотивации менеджмента утверждена Советом 
директоров ПАО «Аэрофлот» 25 сентября 2014 года (протокол 
№ 5) и скорректирована решениями Совета директоров 
ПАО «Аэрофлот» 2 декабря 2014 года (протокол № 8) и 
20 апреля 2017 года (протокол № 14). Программа распростра-
няется на работников ПАО «Аэрофлот», чья оплата труда 
производится на основе ключевых показателей эффектив-
ности. Вознаграждение работников производится по итогам 
работы за год за перевыполнение планового задания по 
чистой прибыли, в пределах средств, выделяемых Общим 
собранием акционеров ПАО «Аэрофлот» на эти цели из 
чистой прибыли, а также из фонда финансирования целевых 
программ и непредвиденных расходов ПАО «Аэрофлот», 
формируемого из чистой прибыли. Программа устанав-
ливает максимальный размер фонда вознаграждения, 
который распределяется между работниками с учетом 
их индивидуального вклада в достижение конечных 
финансовых результатов. Дополнительная информация 
о Программе мотивации менеджмента представлена в 
разделе «Корпоративное управление» настоящего годо-
вого отчета.

Программа инновационного развития Группы «Аэрофлот» 
разработана до 2025 года, согласована Министерством 
транспорта Российской Федерации, Министерством обра-
зования и науки Российской Федерации, Министерством 
экономического развития Российской Федерации, 
одобрена Межведомственной комиссией по технологи-
ческому развитию президиума Совета при Президенте 
Российской Федерации по модернизации экономики и 
инновационному развитию России (протокол от 15 июня 
2016 года № 14-Д04), утверждена Советом директоров 
ПАО «Аэрофлот» (протокол № 1 от 25 августа 2016 года).

Программа инновационного развития включает основные 
направления и мероприятия инновационной деятельности 
ПАО «Аэрофлот» и его дочерних авиационных компаний, 
а также основные показатели эффективности инноваци-
онной деятельности в средне- и долгосрочной перспективе 
до 2025 года.

Программа сокращения расходов, направленная на оптими-
зацию деятельности и повышение эффективности операций, 
реализуется в Группе «Аэрофлот» на ежегодной основе:

 

оптимизация парка воздушных судов, повышение эффек-
тивности закупочной деятельности;

 

реализация долгосрочной программы повышения 
топливной эффективности за счет мероприятий по улуч-
шению аэродинамических характеристик воздушных судов, 
централизации закупок авиатоплива с одновременным 
улучшением коммерческих условий в договорах поставки 
для авиакомпаний Группы;

 

оптимизация расходов на техническое обслуживание 
и ремонт, включая улучшение контрактных условий по 
закупке услуг технического обслуживания воздушных 
судов у сторонних провайдеров, повышение эффектив-
ности процессов и производительности труда собственных 
технических баз, создание высококонкурентного провай-
дера услуг технического обслуживания «А-Техникс» в 
составе Группы «Аэрофлот» в аэропорту Внуково и в аэро-
порту Оренбурга.

Успешное внедрение и последовательность в достижении 
поставленных целей обеспечивают авиакомпаниям Группы 
«Аэрофлот» лидирующую позицию по уровню затрат на 
предельный пассажирооборот среди крупнейших авиаком-
паний мира (основной для авиационной отрасли показатель 
удельного уровня затрат и операционной эффективности – 
отношение общего объема операционных расходов к выстав-
ленной пассажирской провозной емкости по актуальной сети 
и расписанию авиакомпании). При среднем уровне удельных 
затрат на кресло-километр крупнейших компаний 7,3 цента, 
данный показатель по Группе «Аэрофлот» за 2017 год был 
ниже на 27% и составляет 5,3 цента/ккм. При этом его незначи-
тельное повышение по сравнению с 2016 годом произошло за 
счет укрепления курса рубля к доллару США и, как следствие, 
увеличения долларового эквивалента рублевых расходов 
на обслуживание в аэропортах Российской Федерации, 
оплату труда персонала Группы, расходов на авиакеросин при 
заправке на территории России.

Инвестиционная программа на 2018 год утвер-
ждена Советом директоров ПАО «Аэрофлот» 
6 декабря 2017 года (протокол № 6). Нацелена 
на решение перспективных стратегических 
задач, обеспечение и совершенствование 
деятельности структурных подразделений 
и является продолжением динамичного 
инвестиционного развития Компании. 
Инвестиционная программа 2018 года преду-
сматривает как продолжение традиционных 
направлений инвестиций в основные фонды, 
капитальное строительство и программное 
обеспечение, так и реализацию новых 
проектов развития, в том числе:

 

обеспечение технического и наземного 
обслуживания: закупка инструментов и 
оборудования для технического обслу-
живания воздушных судов всех типов, 
оснащение ангарных комплексов, закупка 
средств обслуживания и спецтехники для 
наземного аэропортового обслуживания;

 

развитие тренажерного комплекса: приоб-
ретение тренажера дверей Door Trainer 
A350, модернизация и доработка системы 
визуализации тренажера FFS A320, 
закупка визуальных баз аэропортов для 
тренажера FFS А330 и прочее;

 

модернизацию воздушных судов: продол-
жение оснащения самолетов системой 
WiFEC, замена кресел бизнес-класса на 
воздушных судах Airbus A330; внедрение 
системы электронных носителей аэронави-
гационной информации при подготовке к 
полету и в полете на самолетах семейства 
Airbus А320 (EFB), установка инвалидных 
колясок на воздушных судах Boeing 
777/737, Airbus A320, RRJ-95B; 

 

строительство новых объектов: продол-
жение работ по строительству нового 
ангара для обслуживания воздушных 
судов, проект центрального распреде-
лительного пункта для присоединения к 
сетям ПАО «Аэрофлот» дополнительных 
мощностей, проектные работы для 
производственно-складского комплекса 
и здания технического обслуживания 
и ремонта спецтранспорта технической 
базы;

 

развитие ИT-систем: поддержание суще-
ствующих информационных систем и 
продолжение автоматизации бизнес-про-
цессов, развитие проектов цифровизации, 
закупка оборудования связи, телефонии и 
вычислительной техники;

 

обеспечение сервиса обслуживания 
пассажиров: работы по дизайну сайта 
ПАО «Аэрофлот» и закупка формы для 
сотрудников front-line;

 

программное обеспечение: развитие 
системы SAP, поддержание и развитие 
веб-сайта, коммерческих, производ-
ственных, офисных и иных систем; 

 

инвестиции в научно-исследовательские 
разработки в рамках Программы иннова-
ционного развития;

 

прочие вложения в основные фонды: 
реализация охранно-пожарных меропри-
ятий, спецодежда, обеспечение текущей 
деятельности подразделений. 

Информация об Инвестиционной программе 
на 2017 год (утверждена Советом дирек-
торов ПАО «Аэрофлот» 24 ноября 2016 года, 
протокол № 6) приведена в годовом отчете 
ПАО «Аэрофлот» за 2016 год.

Инвестиционная 

программа

Программа 

сокращения 

расходов

Программа 

инновационного 

развития

Программа 

мотивации 

менеджмента

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

44

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

 

   

 45

  СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Бизнес-модель

НАША ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ
Стратегическая цель Группы «Аэрофлот» – 
быть в числе лидирующих авиакомпаний на 
международном уровне, используя возможности, 
предоставляемые российским и международным 
рынком авиаперевозок.

РЫНКИ, ПОСТАВЩИКИ И ПАРТНЕРЫ

ЛИЗИНГОДАТЕЛИ

КОНТРАГЕНТЫ

Топливозаправочные 

комплексы
Аэропорты

Провайдеры услуг

Техобслуживание и ремонт

ВНУТРЕННИЕ ИСТОЧНИКИ 

РАСХОДОВ

Техобслуживание и ремонт

Персонал

Общие и административные 

расходы

Прочие

КОМПАНИИ – ПАРТНЕРЫ 

ПО АЛЬЯНСУ SKYTEAM

АКТИВЫ И РЕСУРСЫ

ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В 2017 году Группа «Аэрофлот» 
достигла высоких операционных 
результатов, поставив рекорд по 
объемам перевозок. Развивались 
все сегменты бизнеса Группы – от 
премиального до бюджетного.
Укрепить рыночные позиции 
удалось благодаря эффективной 
стратегии, отвечающей требованиям 
внешней среды.

Маршрутная сеть

Новейшие 

инновационные 

технологии

Парк воздушных судов

Собственная база 

техобслуживания

Признанный бренд 

и лидер российского 

рынка

Высококвалифици- 

рованный персонал

313

регулярных

направлений

7

ангаров для 

техобслуживания 

собственных

воздушных судов

и сторонних

авиакомпаний

332

воздушных судна

3,1%

«АВРОРА»

(региональные 

перевозки)

65,5%

«АЭРОФЛОТ»

(премиальный сегмент)

9,1%

«ПОБЕДА»

(лоукост-сегмент)

22,3%

«РОССИЯ»

(базовый сегмент, 

чартер)

6,7

 млн

участников программы

лояльности

38,9

 тыс.

сотрудников

52

страны мира

4,1

 года

средний возраст

парка авиакомпании

«Аэрофлот»

40,5%

доля на 

российском рынке 

авиаперевозок

Собственный центр 

обработки данных

Комплексная система 

информационной 

безопасности

Информационные 

технологии на борту

Тренажерный комплекс 

и тренировочный центр

Медицинский центр

50,1

 млн чел.

пассажиропоток 

Группы «Аэрофлот» 

в 2017 году

532,9

млрд руб.

выручка Группы 

«Аэрофлот» в 2017 году

56,0

млрд руб.

EBITDA Группы 

«Аэрофлот» в 2017 году

23,1

млрд руб.

чистая прибыль Группы 

«Аэрофлот» в 2017 году

СОЗДАНИЕ 

ДОБАВЛЕННОЙ

СТОИМОСТИ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

46

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

 

   

 47

  СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017 

    47

  СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

46

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

Технологическое

развитие

7

собственных ангаров

технического 

обслуживания и ремонта

121,2

 тыс.

обслуженных самолето-

вылетов из аэропорта

Шереметьево

Операционные результаты 

48

Маршрутная сеть 

57

Парк воздушных судов 

71

Безопасность полетов и авиационная безопасность  79
Техническое обслуживание и ремонт 

82

Информационные технологии и инновации 

84

Организация продаж 

88

Развитие бренда и повышение качества услуг 

92

ОПЕРАЦИОННЫЙ ОБЗОР

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

 

   

 49

  СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

48

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

Группа «Аэрофлот» – всего

Показатель

2013

2014

2015

2016

2017

Перевезено пассажиров, млн чел.

31,4

34,7

39,4

43,4

50,1

изменение, %

14,3

10,7

13,4

10,3

15,4

Пассажирооборот, млрд пкм

85,3

90,1

97,6

112,1

130,2

изменение, %

14,3

5,6

8,4

14,8

16,2

Предельный пассажирооборот, млрд ккм

109,1

115,8

124,7

137,7

157,2

изменение, %

14,1

6,2

7,7

10,4

14,2

Занятость кресел, %

78,2

77,8

78,3

81,4

82,8

изменение, п. п.

0,1

–0,4

0,5

3,1

1,4

Перевезено грузов и почты, тыс. т

204,6

166,3

156,3

205,8

273,4

изменение, %

–8,6

–18,7

–6,0

31,6

32,8

Тоннокилометраж, млрд ткм

8,7

8,8

9,5

11,0

13,0

изменение, %

9,3

1,9

7,0

16,5

17,7

Количество рейсов, тыс.

264,9

286,7

323,8

331,9

368,5

изменение, %

9,5

8,2

13,0

2,5

11,0

Средняя пассажирская дальность, км

2 717

2 593

2 479

2 581

2 598

изменение, %

0,0

–4,5

–4,4

4,1

0,7

Операционные результаты

Группа «Аэрофлот» – внутренние перевозки

Показатель

2013

2014

2015

2016

2017

Перевезено пассажиров, млн чел.

14,0

17,6

23,4

25,1

27,6

изменение, %

21,6

26,0

32,5

7,6

9,7

Пассажирооборот, млрд пкм

29,2

35,0

44,7

48,7

53,2

изменение, %

19,8

19,9

27,8

8,9

9,3

Предельный пассажирооборот, млрд ккм

37,6

43,6

56,3

58,3

63,8

изменение, %

18,2

16,2

29,0

3,7

9,4

Занятость кресел, %

77,7

80,2

79,4

83,5

83,4

изменение, п. п.

1,0

2,5

–0,8

4,1

–0,1

Перевезено грузов и почты, тыс. т

82,8

82,0

79,1

107,8

120,0

изменение, %

17,1

–0,9

–3,4

36,2

11,3

Тоннокилометраж, млрд ткм

3,0

3,5

4,3

4,8

5,3

изменение, %

19,2

17,4

24,5

11,9

8,9

Количество рейсов, тыс.

127,8

151,0

195,0

196,0

215

изменение, %

13,4

18,2

29,2

0,5

9,7

Средняя пассажирская дальность, км

2 083

1 982

1 912

1 935

1 929

изменение, %

–1,5

–4,8

–3,5

1,2

–0,4

Группа «Аэрофлот» – международные перевозки

Показатель

2013

2014

2015

2016

2017

Перевезено пассажиров, млн чел.

17,4

17,1

16,0

18,3

22,5

изменение, %

8,9

–1,7

–6,2

14,1

23,3

Пассажирооборот, млрд пкм

56,1

55,1

52,9

63,4

77,0

изменение, %

11,6

–1,8

–3,9

19,8

21,4

Предельный пассажирооборот, млрд ккм

71,5

72,2

68,5

79,4

93,4

изменение, %

12,0

1,0

–5,2

15,8

17,8

Занятость кресел, %

78,4

76,3

77,3

80,0

82,5

изменение, п. п.

–0,3

–2,1

1,0

2,7

2,5

Перевезено грузов и почты, тыс. т

121,8

84,3

77,2

98,0

153,3

изменение, %

–20,5

–30,8

–8,5

27,0

56,5

Тоннокилометраж, млрд ткм

5,7

5,3

5,2

6,2

7,7

изменение, %

4,9

–6,1

–4,3

20,3

24,5

Количество рейсов, тыс.

137,1

135,7

128,8

135,9

153,4

изменение, %

6,2

–1,0

–5,1

5,5

12,9

Средняя пассажирская дальность, км

3 226

3 223

3 304

3 468

3 416

изменение, %

2,4

–0,1

2,5

5,0

–1,5

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

50

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

 

   

 51

  СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Группа «Аэрофлот»

Операционные результаты

продолжение

В 2017 году Группа «Аэрофлот» пере-
везла 50,1 млн пассажиров, что на 15,4% 
превышает результат предыдущего 
года. Выполнено 368,5 тыс. рейсов, или 
более 1,0 тыс. рейсов в сутки в среднем. 
Рост провозных емкостей составил 
14,2%, до 157,2 млрд кресло-километров. 
Пассажирооборот увеличился на 16,2% и 
достиг 130,2 млрд пассажиро-километров. 
Процент занятости пассажирских кресел 
увеличился на 1,4 п. п. и составил 82,8%. 

 

Внутренние перевозки

На внутренних направлениях общий пасса-
жиропоток Группы «Аэрофлот» в отчетном 
году увеличился на 9,7% по сравнению 
с предыдущим годом и достиг 27,6 млн 
человек (из которых 26,7 млн пассажиров – 
на регулярных рейсах). Доля внутренних 
перевозок в общем количестве переве-
зенных пассажиров составила 55,0%. 

Рост провозных емкостей составил 
9,4%, до 63,8 млрд кресло-километров. 
Пассажирооборот достиг 53,2 млрд пасса-
жиро-километров, увеличившись на 9,3%. 
Процент занятости пассажирских кресел 
снизился на 0,1 п. п., до 83,4%. 

Рост основных показателей обусловлен 
сохраняющимся высоким спросом на 
внутренние перевозки, в том числе 
внутренний туризм, что позволило Группе 
увеличивать частоту полетов по наиболее 
востребованным направлениям, а также 
запускать новые маршруты. 

Пассажиропоток Группы «Аэрофлот»

МЛН ЧЕЛ.

Операционные показатели Группы «Аэрофлот» по регионам (регулярные и чартерные перевозки)

Пассажирооборот Группы «Аэрофлот» и занятость пассажирских кресел, 

МЛРД ПКМ И %

Структура пассажиропотока Группы «Аэрофлот» 
по авиакомпаниям, 2017 год

Структура пассажиропотока Группы «Аэрофлот» 
по направлениям, 2017 год

22,5

18,3

16,0

17,1

17,4

27,6

25,1

23,4

17,6

14,0

50,1

43,4

39,4

34,7

31,4

2013

2014

2015

2016

2017

Международные перевозки
Внутренние перевозки

82,8%

77,0

63,4

52,9

55,1

56,1

53,2

48,7

44,7

35,0

29,2

130,2

112,1

97,6

90,1

85,3

81,4%

78,3%

77,8%

78,2%

2013

2014

2015

2016

2017

Международные перевозки
Внутренние перевозки

Занятость кресел

Регион

Перевезено пассажиров, 

млн чел.

Выполненный 

пассажирооборот,  

млрд пкм

Предельный 

пассажирооборот,  

млрд ккм

Занятость кресел,  

%

2016

2017

изм., %

2016

2017

изм., %

2016

2017

изм., %

2016

2017

изм., п. п.

Россия

24,7

26,7

7,9

47,9

51,4

7,2

57,5

61,9

7,7

83,4

83,0

–0,4

Европа

9,0

10,5

17,0

20,1

23,8

18,7

26,5

30,5

15,2

75,6

77,9

2,3

Азия

3,1

3,4

11,2

19,8

21,9

10,7

24,8

26,6

7,2

79,9

82,5

2,6

СНГ

2,4

2,8

18,2

5,4

6,2

14,8

6,6

7,4

12,2

82,2

84,1

1,9

Ближний Восток

1,5

1,9

26,8

4,6

5,7

23,7

6,0

7,1

19,5

77,7

80,4

2,7

Америка 

0,9

1,0

11,2

7,9

8,6

9,1

9,3

10,4

12,2

84,9

82,6

–2,3

Итого регулярные 

перевозки

41,7

46,4

11,5

105,7

117,7

11,3

130,6

144,0

10,2

80,9

81,7

0,8

Чартерные перевозки

1,8

3,7

108,2

6,4

12,5

96,9

7,0

13,3

89,3

91,1

94,6

3,6

Итого пассажирские 

перевозки

43,4

50,1

15,4

112,1

130,2

16,2

137,7

157,2

14,2

81,4

82,8

1,4

65,5%

22,3%

9,1%

3,1%

«Аэрофлот»
«Россия»

«Победа»
«Аврора»

45,0%

55,0%

Международные перевозки
Внутренние перевозки

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

52

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

 

   

 53

  СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Операционные результаты

продолжение

Международные перевозки

На международных направлениях пассажи-
ропоток Группы «Аэрофлот» в отчетном году 
увеличился на 23,3% по сравнению с преды-
дущим годом и достиг 22,5 млн человек. 
Доля международных перевозок в общем 
количестве перевезенных пассажиров 
составила 45,0%.

Рост провозных емкостей составил 
17,8%, до 93,4 млрд кресло-километров. 
Пассажирооборот достиг 77,0 млрд пасса-
жиро-километров, увеличившись на 21,4%. 
Процент занятости пассажирских кресел 
увеличился на 2,5 п. п., до 82,5%. 

Динамика показателей в международном 
сегменте обусловлена устойчивым спросом 
на фоне укрепления рубля. Положительное 
влияние на международные перевозки 
также оказали увеличение частотности и 
открытие новых рейсов по полученным 
допускам на выполнение международных 
маршрутов, развитие авиакомпанией 
«Россия» сотрудничества с туристическими 
операторами, развитие международной 
сети авиакомпанией «Победа». На динамику 
показателей также оказала влияние изме-
няющаяся конкурентная среда – возвра-
щение на российский рынок емкостей 
иностранных компаний.

Наибольший рост пассажиропотока в 
2017 году достигнут на ближневосточных 
направлениях и обусловлен увеличением 
частот полетов в Тель-Авив в течение 
2016 года, а также восстановлением 
частотности полетов в Турцию (Стамбул, 
Анталья) до исторических уровней, чему 
способствовал высокий спрос на поездки в 
регион.

На европейских направлениях пассажи-
ропоток на регулярных рейсах вырос на 
17,0%, до 10,5 млн человек, что связано с 
увеличением авиакомпанией «Аэрофлот» 
частотности полетов (в том числе в течение 
прошлого года) в Лондон, Рим, Милан, 
Гамбург, в ряд других европейских городов 
и с открытием нового пункта – Лиссабон, 
а также нового рейса авиакомпании 
«Россия» из Москвы (Внуково) в Барселону.

Группа продолжила развитие азиатского 
направления, где количество пассажиров, 
перевезенных регулярными рейсами, 
увеличилось на 11,2%, до 3,4 млн человек, 
в том числе за счет увеличения частот 
полетов в Ханой и Дели. 

Количество пассажиров, перевезенных 
регулярными рейсами по региону СНГ, 
увеличилось на 18,2% и составило 2,8 млн 
человек, что связано с запуском рейса в 
Костанай и увеличением частот в Ереван. 
Кроме того, было увеличено количество 
рейсов в ключевые пункты региона – 
города Казахстана, Беларуси, Узбекистана, 
Грузии – на фоне роста спроса на поездки. 

На направлениях Северной и Центральной 
Америки количество пассажиров, переве-
зенных регулярными рейсами, увеличилось 
на 11,2%, до 1,0 млн человек, что связано с 
запуском третьей ежедневной частоты в 
Нью-Йорк, а также с устойчивым спросом со 
стороны транзитного пассажиропотока на 
фоне улучшения стыкуемости сети. 

Авиакомпания «Аэрофлот»

В 2017 году авиакомпания «Аэрофлот» 
перевезла 32,8 млн человек, что на 13,3% 
превышает результат предыдущего года. 
Компания выполнила 243 317 рейсов. 

Рост провозных емкостей составил 
10,3%, до 112,2 млрд кресло-километров. 
Пассажирооборот увеличился на 11,0% и 
достиг 91,8 млрд пассажиро-километров. 
Процент занятости пассажирских кресел 
увеличился на 0,5 п. п. и составил 81,8%.

Внутренние перевозки

На внутренних направлениях количество 
пассажиров, перевезенных авиаком-
панией «Аэрофлот», в 2017 году увели-
чилось на 11,3%, до 15,7 млн человек. 
Пассажирооборот увеличился на 6,1%, до 
31,1 млрд пассажиро-километров, при росте 
предельного пассажирооборота на 7,4%, 
до 36,9 млрд кресло-километров. Процент 
занятости пассажирских кресел снизился 
на 1,1 п. п., до 84,3%. Доля внутренних пере-
возок в общем пассажиропотоке авиаком-
пании «Аэрофлот» составила 47,8%.

Пассажиропоток авиакомпании «Аэрофлот»

МЛН ЧЕЛ.

17,2

14,9

13,4

12,5

12,3

15,7

14,1

12,7

11,1

8,6

32,8

29,0

26,1

23,6

20,9

2013

2014

2015

2016

2017

Международные перевозки
Внутренние перевозки

Пассажирооборот авиакомпании «Аэрофлот» и занятость пассажирских 
кресел, 

МЛРД ПКМ И %

81,8%

60,7

53,3

46,8

42,7

40,6

31,1

29,4

27,3

24,4

19,6

91,8

82,7

74,1

67,1

60,2

81,3%

79,3%

78,2%

78,8%

2013

2014

2015

2016

2017

Международные перевозки
Внутренние перевозки

Занятость кресел

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

54

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

 

   

 55

  СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Международные перевозки

На международных направлениях количество пассажиров, перевезенных 
авиакомпанией «Аэрофлот», в 2017 году увеличилось на 15,3%, до 17,2 млн 
человек. Пассажирооборот увеличился на 13,7%, до 60,7 млрд пассажи-
ро-километров, при росте предельного пассажирооборота на 11,8%, до 
75,3 млрд кресло-километров. Процент занятости пассажирских кресел 
увеличился на 1,4 п. п., до 80,6%. Доля международных перевозок в общем 
пассажиропотоке авиакомпании «Аэрофлот» составила 52,2%.

Динамика операционных показателей авиакомпании «Аэрофлот» по реги-
онам объясняется упомянутыми выше факторами, повлиявшими на резуль-
таты Группы.

Чартерные перевозки

В 2017 году авиакомпанией «Аэрофлот» реализовано 285 чартерных рейсов. 
Среди них были рейсы для перевозки спортсменов и официальных лиц 
в рамках Кубка конфедераций по футболу, сборных России по хоккею и 
футболу, олимпийской сборной России и футбольного клуба «Манчестер 
Юнайтед». 

Операционные результаты

продолжение

Структура пассажиропотока авиакомпании 
«Аэрофлот» по направлениям, 2017 год

52,2%

47,8%

Международные перевозки
Внутренние перевозки

Операционные показатели авиакомпании «Аэрофлот» по регионам (регулярные и чартерные перевозки)

Регион

Перевезено пассажиров, 

млн чел.

Выполненный 

пассажирооборот,  

млрд пкм

Предельный 

пассажирооборот,  

млрд ккм

Занятость кресел,  

%

2016

2017

изм., %

2016

2017

изм., %

2016

2017

изм., %

2016

2017

изм., п. п.

Россия

14,1

15,7

11,2

29,4

31,1

6,1

34,4

36,9

7,4

85,4

84,4

–1,1

Европа

7,7

8,9

15,3

17,3

20,1

16,7

22,9

26,2

14,5

75,4

76,9

1,5

Азия

2,8

3,1

11,3

19,3

21,4

10,6

24,1

25,8

7,1

80,2

82,8

2,6

СНГ

2,1

2,5

16,5

4,7

5,4

15,0

5,7

6,4

13,1

82,5

83,9

1,3

Ближний Восток

1,4

1,7

24,9

4,1

5,1

23,7

5,4

6,4

19,2

77,4

80,3

2,9

Америка 

0,9

1,0

10,8

7,9

8,6

9,1

9,3

10,4

12,2

84,9

82,6

–2,3

Итого регулярные 

перевозки

29,0

32,8

13,3

82,7

91,8

11,0

101,7

112,2

10,3

81,3

81,8

0,5

Чартерные перевозки

0,01

0,01

38,3

0,03

0,03

–0,7

0,08

0,09

3,3

31,5

30,3

–1,2

Итого пассажирские 

перевозки

29,0

32,8

13,3

82,7

91,8

11,0

101,8

112,2

10,3

81,3

81,8

0,5

Дочерние авиакомпании

Суммарный пассажиропоток дочерних авиа-
компаний «Россия», «Победа» и «Аврора» 
в отчетном году достиг 17,3 млн человек, 
что составляет 34,5% от общего количе-
ства пассажиров, перевезенных Группой 
«Аэрофлот». 

Наиболее высокие темпы роста пассажи-
ропотока в 2017 году показала авиаком-
пания «Россия», которая перевезла 11,2 млн 
пассажиров, увеличив свой пассажиро-
поток на 26,7%

1

. Высокие темпы роста стали 

возможны благодаря оживлению рынка тури-
стических перевозок и предложению емко-
стей под чартерные перевозки совместно с 
компанией «Библио Глобус». Активно развива-
лись перевозки на рынке Санкт-Петербурга: 
авиакомпания «Россия» перевезла 5,5 млн 
пассажиров через аэропорт Пулково, что 
на 16,8% больше, чем годом ранее

2

. Более 

трети пассажиров авиакомпании было пере-
везено на чартерных линиях.

Авиакомпания «Победа» в течение девяти 
месяцев 2017 года управляла парком в коли-
честве 12 воздушных судов и получила в 
соответствии с планом четыре дополни-
тельных судна в течение IV квартала. Таким 
образом, основной рост пассажиропотока, 
до 4,6 млн пассажиров, связан с ростом 
процента занятости кресел в течение 
года до рекордного уровня 94,2%, а также 
выставлением дополнительных емкостей 
в IV квартале после увеличения флота.

Авиакомпания «Аврора» в отчетном периоде 
продолжила развивать перевозки на 
Дальнем Востоке, повышая мобильность 
населения. В 2017 году авиакомпания пере-
везла 1,5 млн пассажиров, на 12,5% больше, 
чем годом ранее. Активно развивались реги-
ональные перевозки в отдаленные насе-
ленные пункты. Общий объем перевозок 
пассажиров на данных маршрутах внутри 
Сахалинской области составил 63,3 тыс. 
пассажиров, внутри Приморского края – 
36,2 тыс. пассажиров, на межрегиональных 
перевозках – 58,2 тыс. пассажиров. 

Рост рассчитан с учетом объема перевозок авиаком-
паниями «Донавиа» и «Оренбургские авиалинии» 
в I квартале 2016 года – до интеграции дочерних 
компаний в объединенную авиакомпанию «Россия».

С учетом линии Санкт-Петербург – Москва (Внуково).

Данные по авиакомпании «Россия» за 2013–2016 годы 
включают перевозки авиакомпаний «Оренбургские 
авиалинии» и «Донавиа» до их интеграции в авиаком-
панию «Россия» в 2016 году.

Пассажиропоток дочерних авиакомпаний3

МЛН ЧЕЛ.

Структура пассажиропотока дочерних авиакомпаний, 2017 год3

11,2

8,8

9,1

9,9

9,1

4,6

1,5

4,3

1,4

3,1

1,1

1,1

0,1

1,4

17,3

14,5

13,3

11,1

10,5

2013

2014

2015

2016

2017

«Россия»

«Победа»

«Аврора»

«Россия»
«Победа»
«Аврора»
Международные перевозки
Внутренние перевозки 

40,6%

23,9%

5,1%

2,2%

21,5%

6,7%

31,2%

68,8%

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

56

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

 

   

 57

  СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Перевозка грузов и почты

Для перевозки грузов и почты используются емкостные 
возможности грузовых отсеков на пассажирских рейсах 
авиакомпаний Группы «Аэрофлот». В 2017 году объем 
перевозки грузов и почты увеличился на 32,8% и составил 
273,4 тыс. тонн.

Тоннокилометраж в отчетном периоде вырос на 17,7%, до 
13,0 млрд тонно-километров. Коммерческая загрузка соста-
вила 68,7%, увеличившись на 3,0 п. п. 

Рост показателей грузопочтовых перевозок связан с 
общим оживлением рынка, расширением парка широко-
фюзеляжных воздушных судов, в том числе с приемкой в 
течение 2016–2017 годов в парк Группы воздушных судов 
Boeing 747 и Boeing 777, которые имеют значительный 
объем емкостей для перевозки грузов.

Рейсами авиакомпании «Аэрофлот» в 2017 году перевезено 
226,6 тыс. тонн грузов и почты, на 29,1% больше, чем годом 
ранее. Тоннокилометраж увеличился на 12,9%, до 9,3 млрд 
тонно-километров. Коммерческая загрузка составила 68,1%, 
увеличившись на 3,1 п. п. по сравнению с предыдущим годом.

Операционные результаты

продолжение

Перевозки грузов и почты Группы «Аэрофлот»

ТЫС. Т

Перевозки грузов и почты авиакомпании «Аэрофлот»

ТЫС. Т

Тоннокилометраж Группы «Аэрофлот» и коммерческая 
загрузка, 

МЛРД ТКМ И %

Тоннокилометраж авиакомпании «Аэрофлот» 
и коммерческая загрузка, 

МЛРД ТКМ И %

153,3

98,0

77,1

84,3

121,8

120,0

107,8

79,2

82,0

82,8

273,4

205,8

156,3

166,3

204,6

2013

2014

2015

2016

2017

Международные перевозки
Внутренние перевозки

148,7

96,1

74,6

81,5

118,0

77,9

79,4

60,5

63,8

58,5

226,6

175,5

135,1

145,3

176,5

2013

2014

2015

2016

2017

Международные перевозки
Внутренние перевозки

7,7

6,2

5,1

5,3

5,7

5,3

4,8

4,3

3,5

3,0

13,0

11,0

9,5

8,8

8,7

2013

2014

2015

2016

2017

Международные перевозки
Внутренние перевозки

Коммерческая
загрузка

68,7%

65,7%

62,7%

63,8%

64,7%

6,2

5,3

4,6

4,2

4,3

3,1

3,0

2,7

2,5

2,0

9,3

8,3

7,3

6,7

6,3

2013

2014

2015

2016

2017

Международные перевозки
Внутренние перевозки

Коммерческая
загрузка

68,1%

65,0%

62,3%

63,1%

64,4%

Маршрутная сеть

 1 

Ввиду обособленности сегмента бюджетных перевозок данные по маршрутной сети Группы «Аэрофлот» включают в себя данные по рейсам авиакомпании 
«Аэрофлот», а также рейсам дочерних авиакомпаний, за исключением авиакомпании «Победа», если не указано иное.

В 2017 году сеть маршрутов Группы 
«Аэрофлот» включала 313 регулярных 
направлений в 52 страны мира (включая 
Россию), в том числе 35 уникальных марш-
рутов бюджетного перевозчика «Победа». 

Без учета сегмента бюджетных перевозок 
(авиакомпания «Победа») авиакомпании 
Группы выполняли полеты по 278 регу-
лярным направлениям. Количество регу-
лярных направлений, полеты по которым 
выполнялись в 2017 году, осталось прак-
тически на уровне предыдущего года 
(снижение на 0,4%). На внутренних линиях 
количество регулярных направлений 
увеличилось на 1,4%, на международных – 
уменьшилось на 2,2%. Общее количество 
направлений Группы увеличилось на 13,8%, 
до 429, за счет чартерного сегмента.

В течение 2017 года авиакомпании Группы 
«Аэрофлот» приступили к выполнению 
регулярных рейсов по 13 новым направ-
лениям, в том числе по 9 внутренним и 
4 международным.

Развитие маршрутной сети Группы «Аэрофлот»1  

«Аэрофлот»

«Россия»

«Аврора»

Белгород

Петропавловск-Камчатский

Токио

Владивосток

Костанай

Екатеринбург

Москва

Комсомольск-на-Амуре

Симферополь

Сочи

Магадан

Анталья

Лиссабон

Салехард

Ханты-Мансийк

Количество направлений Группы «Аэрофлот»

 

2016

2017

Изменение, %

рег.

чарт.

всего

рег.

чарт.

всего

рег.

чарт.

всего

Международные

139

116

214

136

146

240

–2,2

25,9

12,1

Внутренние

140

60

163

142

86

189

1,4

43,3

16,0

Среднемагистральные

253

161

341

252

219

392

–0,4

36,0

15,0

Дальнемагистральные

26

15

36

26

13

37

–13,3

2,8

Всего

279

176

377

278

232

429

–0,4

31,8

13,8

Новые регулярные направления в 2017 году

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

58

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

 

   

 59

  СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Прекращены полеты под 100%-ным коммерческим управле-
нием авиакомпании «Россия» из Санкт-Петербурга в Баку и 
Ереван с целью оптимизации маршрутной сети и повышения 
эффективности на уровне Группы. В связи с реструктури-
зацией парка воздушных судов не выполнялись полеты из 
Санкт-Петербурга в Геленджик.

Количество регулярных рейсов Группы «Аэрофлот» в 
отчетном году увеличилось на 11,5% по сравнению с 
предыдущим годом. Наибольший рост отмечен по региону 
Ближний Восток, что обусловлено восстановлением частот-
ности полетов в Турцию (Стамбул, Анталья) до исторических 
уровней, а также увеличением в течение 2016 года частоты 
полетов в Тель-Авив. 

На европейских направлениях количество регулярных 
рейсов возросло на 10,2%. Были увеличены частоты полетов 
(в том числе в течение предыдущего года) в Лондон, Рим, 
Милан, Гамбург, а также ряд других европейских городов. 

Авиакомпания «Аэрофлот» приступила к выполнению 
полетов в столицу Португалии Лиссабон. Авиакомпания 
«Россия» открыла рейс из московского аэропорта Внуково в 
Барселону.

Количество регулярных рейсов по направлению 
Юго-Восточной Азии увеличилось на 11,4%, в том числе за 
счет увеличения частоты полетов в Ханой и Дели. 

По региону СНГ количество регулярных рейсов увеличи-
лось на 3,4%, что связано с запуском рейса в Костанай и 
увеличением частоты полетов в Ереван и другие ключевые 
пункты региона. 

На направлениях Северной и Центральной Америки 
количество регулярных рейсов увеличилось на 14,5%, что 
обусловлено запуском третьей ежедневной частоты в 
Нью-Йорк с лета 2016 года, а также увеличением частот 
полетов в Майами.

Маршрутная сеть

продолжение

Динамика количества регулярных рейсов Группы «Аэрофлот» по регионам в 2017 году по сравнению с 2016 годом

Средняя частота полетов в неделю по маршрутам Группы «Аэрофлот»

Группа «Аэрофлот» продолжила увеличи-
вать частоту полетов по наиболее востребо-
ванным и прибыльным регулярным направ-
лениям. Средняя частота выполнения 
рейсов в неделю на регулярных направ-
лениях в 2017 году увеличилась на 6,0% по 
сравнению с предыдущим годом (с 12,4 до 
13,1). На международных регулярных направ-
лениях показатель увеличился на 8,4% (с 
10,0 до 10,9), на внутренних – на 3,3% (с 15,0 
до 15,5). 

При составлении расписания рейсов основ-
ными приоритетами Группы «Аэрофлот» 
являются:

 

обеспечение транспортной доступности 
регионов;

 

удобство для пассажиров, путешеству-
ющих без пересадки;

 

оптимизация целевых стыковок на 
межконтинентальных авиалиниях (Азия – 
Европа, Северная Америка – Ближний 
и Средний Восток) и межрегиональных 
(Дальний Восток / Урал – Центр / Юг);

 

сохранение и дальнейшее развитие 
структуры хаба в аэропорту 
Шереметьево;

 

наращивание доли на существующих 
линиях и открытие новых направлений 
полетов на крупных рынках с высоким 
трансферным потенциалом.

11,7%

10,2%

3,4%

11,4%

29,6%

14,5%

11,5%

Россия

Европа

СНГ

Азия

Ближний Восток

Америка

ИТОГО

12,4

13,1

2017

2016

+6,0%

10,0

10,9

+8,4%

15,0

15,5

+3,3%

7,9

8,6

+9,1%

12,9

13,6

+5,6%

1,6

1,3

-20,0%

Регулярные

Международные

регулярные

Внутренние

регулярные

Дальнемагистральные

регулярные

Среднемагистральные

регулярные

Чартерные

Развитие маршрутной сети 

авиакомпании «Аэрофлот»

В 2017 году сеть маршрутов авиакомпании «Аэрофлот» включала 139 регу-
лярных направлений в 51 страну мира (включая Россию). Количество регу-
лярных международных и внутренних направлений увеличилось по срав-
нению с предыдущим годом на 2,3 и 8,7% соответственно. 

Авиакомпания «Аэрофлот» продолжила работу по развитию маршрутной 
сети и открыла 6 новых регулярных направлений: 2 международных (из 
Москвы в Костанай, Лиссабон) и 4 внутренних (из Москвы в Белгород, 
Салехард и Ханты-Мансийск, а также из Сочи в Симферополь).

В 2017 году общее количество регулярных рейсов авиакомпании 
«Аэрофлот» увеличилось на 11,2% по сравнению с предыдущим годом, 
что связано с увеличением провозных мощностей на наиболее востре-
бованных направлениях, а также с вышеуказанными изменениями марш-
рутной сети. Коэффициент стыкуемости сети на собственных рейсах 
авиакомпании «Аэрофлот» увеличился с 19,1 в 2016 году до 21,2 по итогам 
2017 года.

Средняя частота выполнения рейсов в неделю на регулярных направле-
ниях авиакомпании «Аэрофлот» увеличилась на 5,4% – с 16,2 до 17,0 рейса 
в неделю. На международных регулярных направлениях показатель 
увеличился на 5,4% (с 12,5 до 13,1 рейса), на внутренних – на 4,5% (с 23,1 до 
24,2 рейса).

Количество направлений авиакомпании «Аэрофлот»

 

2016

2017

Изменение, %

рег.

чарт.

всего

рег.

чарт.

всего

рег.

чарт.

всего

Международные

87

20

99

89

31

103

2,3

55,0

4,0

Внутренние

46

13

48

50

25

64

8,7

92,3

33,3

Среднемагистральные

108

30

119

114

56

142

5,6

86,7

19,3

Дальнемагистральные

25

3

28

25

25

–10,7

Всего

133

33

147

139

56

167

4,5

69,7

13,6

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ереван

Бишкек

Алма-Ата

Бангкок

Ханой

Сеул

Шанхай

Хошимин

Улан-Батор

Абакан

Красноярск

Барнаул

Новосибирск

Кемерово

Томск

Новокузнецк

Магадан

Челябинск

Уфа

Нижнекамск

Екатеринбург

Сыктывкар

Тюмень

Пермь

Нижневартовск

Омск

Сургут

Новый Уренгой

Салехард

Ханты-

Мансийск

Н. Новогород

Иркутск

Якутск

Хабаровск

Владивосток

Петропавловск-
Камчатский

 Южно-Сахалинск

Геленджик

Краснодар

Минводы

Дели

Мале

Гуанчжоу

Гонконг

Токио

Пекин

Пхукет

Ташкент

Шымкент

Самарканд

Актау

Атырау

Актобе

Оренбург

Ростов-

на-Дону

Самара

Ставрополь

Саратов

Волгоград

Воронеж

Белгород

Магнитогорск

Костанай

Казань

Санкт-Петербург

МОСКВА

Архангельск

Мурманск

Астрахань

Караганда

Астана

Кишинев

Симферополь

Анапа

Тбилиси

Сочи

Минск

Калининград

Баку

Дубай

Тель-Авив

Гавана

Майами

Вашингтон

Лос-Анджелес

Нью-Йорк

Бейрут

Тегеран

Маршрутная сеть

продолжение

60

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017 

    61

  СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Карта маршрутов  

авиакомпании 

«Аэрофлот»

МОСКВА

Малага

Тенерифе

Аликанте

Амстердам

Ганновер

Гамбург

Казань

Берлин

Варшава

Копенгаген

Осло

Хельсинки

Дюссельдорф

Лондон

Лион

Дрезден

Стокгольм

Рига

Вильнюс

Таллин

Афины

София

Сплит

Тиват

Стамбул

Ираклион

Ларнака

Анталья

Барселона

Мадрид

Лиссабон

Валенсия

Белград

Салоники

Болонья

Ницца

Милан

Цюрих

Венеция

Франкфурт

Штутгарт

Рим

Брюссель

Будапешт

Загреб

Прага

Бухарест

Париж

Женева

Мюнхен

Вена

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

МОСКВА

Санкт-Петербург

Челябинск

Нижний Новогород

 Уфа

Екатеринбург

Красноярск

Хабаровск

Комсомольск-на-Амуре

Благовещенск

Иркутск

Магадан

Петропавловск-
Камчатский

Южно-Сахалинск

Владивосток

Далянь

Харбин

Пекин

Якутск

Сеул

Пусан

Токио

Саппоро

Гонконг

Маршруты авиакомпании «Россия»
Маршруты авиакомпании «Аврора»

Анапа

Симферополь

Ростов-на-Дону

Геленджик

Барселона

Женева

Париж

Рим

Дюссельдорф

Бургас

Анталья

Варна

Алма-Ата

Астана

Архангельск

Мурманск

Сочи

Краснодар

Волгоград

Минводы

Махачкала

Самара

Казань

Сыктывкар

Пермь

Прага

Оренбург

Ларнака

Тель-Авив

Ереван

Баку

Гамбург

Берлин

Мюнхен

Вена

Милан

Римини

Тиват

Ницца

Омск

Тюмень

Самарканд

Ташкент

Сургут

Новосибирск

Калининград

Стамбул

Маршрутная сеть

продолжение

Карта маршрутов 

дочерних авиакомпаний 

«Россия» и «Аврора»

62

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017 

    63

  СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..