ПАО "Аэрофлот". Годовой отчёт за 2017 год - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ПАО "Аэрофлот". Годовой отчёт за 2017 год 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ПАО "Аэрофлот". Годовой отчёт за 2017 год - часть 1

 

 

Содержание

В настоящем годовом отчете представлена информация о деятельности публичного 
акционерного общества «Аэрофлот – российские авиалинии» (далее – ПАО «Аэрофлот», 
авиакомпания «Аэрофлот», Компания или Общество) в период с 1 января по 31 декабря 
2017 года. Под Группой «Аэрофлот» или Группой следует понимать совокупность 
компаний, состоящую из ПАО «Аэрофлот» и подконтрольных ему организаций.

Отчет выпускается ежегодно на русском и английском языках. Для удобства 
пользователей отчет выпускается в электронном и интерактивном форматах. Годовой 
отчет за 2016 год был опубликован в мае 2017 года.

С другими годовыми отчетами Компании можно ознакомиться на официальном сайте 
в разделе «Акционерам и инвесторам»: http://ir.aeroflot.ru/.

В отчете раскрываются финансовые и нефинансовые результаты деятельности, 
информация о реализации долгосрочной и среднесрочной стратегий Группы в 2017 году, 
описывается система корпоративного управления. Существенное внимание в отчете 
уделяется деятельности Группы в области корпоративной социальной ответственности.

Отчет подготовлен на основе управленческой отчетности ПАО «Аэрофлот» с учетом 
консолидированной финансовой отчетности ПАО «Аэрофлот» за 2017 год в соответствии 
с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Информация о 
деятельности в области устойчивого развития подготовлена с использованием 
руководства по отчетности в области устойчивого развития GRI (GRI SRS). 

Аудит консолидированной финансовой отчетности ПАО «Аэрофлот» в соответствии 
с МСФО за 2017 год проведен АО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит».

В настоящем годовом отчете, где это специально не оговорено, числовые данные по 
показателям деятельности приведены относительно ПАО «Аэрофлот» и его дочерних 
компаний. Незначительные отклонения в расчете процентов изменения, промежуточных 
итогов и итогов на графиках и в таблицах настоящего годового отчета объясняются 
округлением. В отчете не содержится существенных изменений охвата границ, а также 
переформулировок показателей, приведенных в предыдущих отчетах. 

Об отчете

Структура Группы «Аэрофлот»

по состоянию на 31 декабря 2017 года

ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПУБЛИКАЦИЮ ПРОГНОЗНЫХ ДАННЫХ
Отчет подготовлен с использованием информации, доступной Компании на момент его состав-
ления, включая информацию, полученную от третьих лиц. Компания разумно полагает, что данная 
информация является полной и достоверной на момент публикации настоящего отчета, однако не 
утверждает и не гарантирует, что указанная информация не будет в дальнейшем уточнена, пересмо-
трена или иным образом изменена. 

Отчет содержит заявления оценочного или прогнозного характера относительно производ-
ственных, финансовых, экономических, социальных и иных показателей, характеризующих развитие 
ПАО «Аэрофлот» и Группы «Аэрофлот». Компания не утверждает и не гарантирует, что результаты 
деятельности, обозначенные в прогнозных заявлениях, будут достигнуты. Компания не несет 
какой-либо ответственности за убытки, которые могут понести физические или юридические лица, 
действовавшие полагаясь на прогнозные заявления.

ПАО «АЭРОФЛОТ»

АВИАЦИОННЫЕ АКТИВЫ

НЕАВИАЦИОННЫЕ АКТИВЫ

75%

-1 акция

51%

100%

99,99%

51%

100%

100%

100%

100%

100%

АО «АВИАКОМПАНИЯ 
«РОССИЯ»

ЗАО «АЭРОМАР»

ООО «АВИАКОМПАНИЯ 
«ПОБЕДА»

ООО «АЭРОФЛОТ- 
ФИНАНС»

АО «АВИАКОМПАНИЯ 
«АВРОРА»

АО «ШЕРОТЕЛЬ»

АО «ОРЕНБУРГСКИЕ 
АВИАЛИНИИ»*

ООО «А-ТЕХНИКС»**

АО «ДОНАВИА»*

ЧПОУ «АВИАШКОЛА 
АЭРОФЛОТА»

Годовой отчет ПАО «Аэрофлот» утвержден годовым Общим собранием 
акционеров 25 июня 2018 года (протокол № 42 от 26 июня 2018 года).

*  Дочерние компании не ведут операционную деятельность.
**  ПАО «Аэрофлот» участвует в ООО «А-Техникс» через ООО «Аэрофлот-Финанс». 

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017 

    1

ПРОФИЛЬ КОМПАНИИ 

3

Авиакомпании Группы «Аэрофлот» 

4

Результаты 2017 года 

6

Динамика ключевых операционных  
и финансовых показателей 

8

Сильные стороны инвестиционной истории 

10

Основные события года 

12

Признание пассажиров и награды 

14

История Компании  

16

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ 

19

Обращение председателя Совета директоров 

20

Обращение генерального директора 

24

Обзор рынка 

28

Обзор стратегии 

34

Бизнес-модель 44
Операционный обзор 

47

Операционные результаты 

48

Маршрутная сеть 

57

Парк воздушных судов 

71

Безопасность полетов и авиационная 
безопасность 79
Техническое обслуживание и ремонт 

82

Информационные технологии и инновации 

84

Организация продаж 

88

Развитие бренда и повышение качества услуг  

92

Финансовый обзор 

97

Корпоративная социальная ответственность 

111

Подход к деятельности в области устойчивого 
развития 112
Кадровая политика 

114

Содействие развитию регионов 
и благотворительность 121
Спонсорство 123
Экология и защита окружающей среды 

124

Закупочная деятельность 

129

КОРПОРАТИВНОЕ  

УПРАВЛЕНИЕ 133

Система корпоративного управления 

134

Управление рисками 

169

Акционерный капитал и взаимодействие 
с инвесторами 180

ПРИЛОЖЕНИЯ 187

Консолидированная финансовая отчетность  
по МСФО 188
Информация об участии ПАО «Аэрофлот» 
в коммерческих и некоммерческих  
организациях 260
Крупные сделки и сделки  
с заинтересованностью 263
Сведения о результатах исполнения поручений  
и указаний Президента Российской Федерации  
и поручений Правительства Российской  
Федерации 264
Сведения о соблюдении принципов  
и рекомендаций Кодекса корпоративного 
управления, рекомендованного к применению 
Банком России 

283

Информация о программе 
отчуждения непрофильных активов 

300

Операционная статистика 

301

Указатель содержания GRI 

305

Словарь терминов и сокращений 

308

Контактная информация 

310

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017 

    3

  ПРОФИЛЬ КОМПАНИИ

2

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

Операционное 

развитие

15,4%

рост пассажиропотока 

Группы «Аэрофлот»

82,8%

занятость пассажирских 

кресел Группы «Аэрофлот»

Авиакомпании Группы «Аэрофлот» 

4

Результаты 2017 года 

6

Динамика ключевых операционных 
и финансовых показателей 8
Сильные стороны инвестиционной истории 

10

Основные события года 

12

Признание пассажиров и награды 

14

История Компании 

16

ПРОФИЛЬ КОМПАНИИ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  ПРОФИЛЬ КОМПАНИИ

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

 

    

5

4

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

Авиакомпании 

Группы «Аэрофлот»

«Аэрофлот» – крупнейшая российская 
авиакомпания, лидер гражданской 
авиации России, одна из старейших 
авиакомпаний мира, которой в 2018 году 
исполняется 95 лет. Базируется в Москве, 
в аэропорту Шереметьево.

«Россия» – одна из крупнейших 
авиакомпаний страны, а также ведущий 
авиаперевозчик Северо-Западного 
региона. Базируется в Санкт-Петербурге, 
осуществляет также программу полетов 
из московского аэропорта Внуково. 
В дополнение к регулярной программе 
полетов реализует чартерную программу.

32,8 

млн пассажиров

Перевезено за год

224 

самолета

Парк воздушных судов

61 

самолет*

Парк воздушных судов

91,8 

млрд пкм

Пассажирооборот

112,2 

млрд ккм

Предельный 
пасcажирооборот

28,1 

млрд пкм

Пассажирооборот

33,3 

млрд ккм

Предельный 
пасcажирооборот

11,2 

млн пассажиров

Перевезено за год

81,8%

84,4%

Занятость пассажирских кресел

Занятость пассажирских кресел

Регулярные направления в 2017 году

Внутренние

50

Международные 

89

ИТОГО

139

Доля в пассажиропотоке 

Группы «Аэрофлот»

Доля в пассажиропотоке 

Группы «Аэрофлот»

Регулярные направления в 2017 году

Внутренние

66

Международные 

44

ИТОГО

110

65,5%

22,3%

«Победа» – бюджетный перевозчик, 
созданный для повышения доступности 
авиаперевозок и дальнейшего роста 
транспортной мобильности населения. 
Базируется в московском аэропорту 
Внуково.

16 

самолетов

Парк воздушных судов

7,9 

млрд пкм

Пассажирооборот

8,4 

млрд ккм

Предельный 
пасcажирооборот

4,6 

млн пассажиров

Перевезено за год

94,2%

Занятость пассажирских кресел

Доля в пассажиропотоке 

Группы «Аэрофлот»

Регулярные направления в 2017 году

Внутренние

48

Международные 

16

ИТОГО

64

9,1%

  ПРОФИЛЬ КОМПАНИИ

«Аврора» – дальневосточный 
перевозчик. Базируется в аэропортах 
Владивостока, Южно- Сахалинска и 
Хабаровска. Выполняет рейсы внутри 
Дальневосточного региона, в крупнейшие 
города Сибири, а также по отдельным 
международным направлениям. 

24 

самолета*

Парк воздушных судов

2,4 

млрд пкм

Пассажирооборот

3,2 

млрд ккм

Предельный 
пасcажирооборот

1,5 

млн пассажиров

Перевезено за год

72,8%

Занятость пассажирских кресел

Регулярные направления в 2017 году

Внутренние

43

Международные 

14

ИТОГО

57

Доля в пассажиропотоке 

Группы «Аэрофлот»

3,1%

Без учета воздушных судов, переданных в субаренду.

Без учета воздушного судна, переданного в аренду.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

 

   

 7

  ПРОФИЛЬ КОМПАНИИ

Результаты 2017 года

2017 год для Группы 
«Аэрофлот» отмечен 
очередным знаковым 
результатом – перевезено 
более 50 млн пассажиров. 
Группа «Аэрофлот» вошла 
в топ-20 авиаперевозчиков 
мира по пассажиропотоку – 
досрочно выполнена 
одна из главных целей 
Стратегии-2025.

Группа успешно 
использовала возможности, 
связанные с ростом 
рынка пассажирских 
перевозок, как в 
регулярном сегменте, так и 
в чартерном, на внутренних 
и международных 
направлениях. При 
значительном росте 
выставленных емкостей 
Группа обеспечила 
эффективность их 
использования: процент 
занятости кресел вырос до 
82,8%.

ВЫСОКИЕ ТЕМПЫ 
ОПЕРАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

РАЗВИТАЯ МАРШРУТНАЯ СЕТЬ 
И МОЛОДОЙ ФЛОТ

СЕРВИС НА ВЫСОТЕ

ФОКУС НА СОЦИАЛЬНОЙ 
ОТВЕТСТВЕННОСТИ

РАЗВИТАЯ ПРАКТИКА 
КОРПОРАТИВНОГО 
УПРАВЛЕНИЯ

ФИНАНСОВАЯ 
СТАБИЛЬНОСТЬ

50,1 

млн

перевезено пассажиров

313

регулярных направлений

звезды

в рейтинге Skytrax 

38,9 

тыс. чел.

численность персонала 

7++ 

рейтинг корпоративного 

управления по оценке 

Российского института 

директоров

532,9 

млрд руб.

 

выручка (+7,5%)

121,8 

млрд руб.

 

EBITDAR;  

22,9%  рентабельность 

EBITDAR

23,1 

млрд руб.

 

чистая прибыль

-56,2 

млрд руб.

 

снижение чистого долга

332

воздушных судна в парке

+15,4%

рост пассажиропотока

52

страны мира

Лучшая 

авиакомпания 

Восточной Европы 

Skytrax World Airline 

Awards 2011, 2013–2017

>1,5 

млн

пассажиров 

перевезено по 

«плоским» тарифам

4

независимых директора 

в Совете директоров

82,8%

занятость пассажирских кресел

+40

чистое увеличение парка  

воздушных судов 

+23,3%

рост пассажиропотока на 

международных направлениях

158

уникальных пунктов в летнем 

расписании, 153 – в зимнем 

38 

лайнеров

оборудованы Wi-Fi (весь 

широкофюзеляжный  

флот авиакомпании 

«Аэрофлот»)

6,2 

тыс.

билетов по 

благотворительному 

проекту «Мили 

милосердия»

45,2%

доля акций в свободном 

обращении

+1,4 

п. п.

прирост занятости пассажирских 

кресел 

Топ-20

крупнейших авиакомпаний

мира по пассажиропотоку 

4,1 

года

средний возраст парка 

авиакомпании «Аэрофлот» 

+9,7%

рост пассажиропотока на 

внутренних направлениях

SkyTeam

авиакомпания «Аэрофлот» – 

участник глобального альянса 

72,5%

индекс потребительской 

лояльности (NPS) 

авиакомпании  

«Аэрофлот»

Поддержка 

российского 

спорта, культуры 

и кино

Соответствие 

основным требованиям 

российского Кодекса 

корпоративного 

управления

40,5%

доля на российском рынке 

авиаперевозок

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  ПРОФИЛЬ КОМПАНИИ

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017 

    9

8

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

Динамика ключевых 

операционных 

и финансовых показателей

2017

82,8%

2016

81,4%

2015

78,3%

2014

77,8%

2013

78,2%

0,1 п. п.

-0,4 п. п.

0,5 п. п.

3,1 п. п.

1,4 п. п.

Процент занятости кресел
Изменение

2017

50,1

2016

43,4

2015

39,4

2014

34,7

2013

31,4

14,3%

10,7%

13,4%

10,3%

15,4%

Пассажиропоток
Темп роста

14,1%

6,2%

7,7%

10,4%

14,2%

2017

157,2

2016

137,7

2015

124,7

2014

115,8

2013

109,1

Предельный пассажирооборот
Темп роста

2017

130,2

2016

112,1

2015

97,6

2014

90,1

2013

85,3

14,3%

5,6%

8,4%

14,8%

16,2%

Пассажирооборот
Темп роста

2017

532,9

2016

495,9

2015

415,2

2014

319,8

2013

291,0

15,0%

9,9%

29,8%

19,4%

7,5%

Выручка
Темп роста

17,5%

15,2%

24,8%

27,7%

22,9%

2017

121,8

2016

137,6

2015

103,1

2014

48,7

2013

51,0

EBITDAR
Рентабельность по EBITDAR

2017

56,0

2016

78,0

2015

58,7

2014

24,8

2013

31,8

10,9%

7,8%

14,1%

15,7%

10,5%

EBITDA
Рентабельность по EBITDA

2017

23,1

2016

38,8

2015

30,9

-17,1

-6,5

2014

10,8

2013

7,3

Чистая прибыль / (убыток)
Скорректированная чистая прибыль

Пассажиропоток

МЛН ЧЕЛ.

Пассажирооборот

МЛРД ПКМ

Выручка

МЛРД РУБ.

EBITDA и рентабельность по EBITDA

МЛРД РУБ. И %

Занятость пассажирских кресел

%

Предельный пассажирооборот

МЛРД ККМ

EBITDAR и рентабельность по EBITDAR

МЛРД РУБ. И %

Чистая прибыль / (убыток)

МЛРД РУБ.

Примечание. Скорректированная 
чистая прибыль за 2014 и 2015 годы 
не учитывает финансовый результат 
по деривативам, резервы и другие 
единоразовые эффекты.

Примечание. Данные по Группе «Аэрофлот».

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

10

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

 

   

 11

  ПРОФИЛЬ КОМПАНИИ

Сильные стороны 

инвестиционной истории

ГРУППА «АЭРОФЛОТ»

 

― Лидер на российском рынке 

авиаперевозок, одна из 
крупнейших компаний Европы, 
входит в топ-20 авиакомпаний 
мира

 

― Молодой и эффективный парк 

воздушных судов

 

― Высокая адаптивность 

бизнеса к 
макроэкономическим 
условиям

 

― Активная работа на рынке 

международных трансферных 
перевозок

 

― Устойчивый операционный 

рост и высокие финансовые 
результаты 

 

― Долгосрочное видение: цели 

на 2025 год

ЦЕЛИ НА 2025 ГОД

 

― Вхождение в 

топ-5 

европейских авиакомпаний по 
пассажиропотоку и выручке

 

― Вхождение в

 топ-20 

глобальных игроков по 
пассажиропотоку и выручке

 

― Перевозка 

более 70 млн 

пассажиров, в том числе 
не менее 30 млн внутри России

 

― Развитие перевозок через 

главный хаб в Москве с долей 
трансферных пассажиров 
не менее 32%

 

― Обеспечение 

широкого 

присутствия на рынке

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ 

БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ 

МУЛЬТИБРЕНДОВОЙ 

СТРАТЕГИИ

ПРИСУТСТВИЕ 

В ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫХ 

СЕГМЕНТАХ РЫНКА 

КАЧЕСТВЕННЫЙ 

СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ 

ПРОДУКТ

СБАЛАНСИРОВАННАЯ 

МАРШРУТНАЯ СЕТЬ НА ОСНОВЕ 

ХАБА В ШЕРЕМЕТЬЕВО

НЕПРЕРЫВНЫЙ РОСТ 

ОПЕРАЦИОННОЙ И 

ФИНАНСОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ 

Характеристика / Цель

Диверсификация сегментов 

присутствия Группы для 

максимальной гибкости в любых 

экономических условиях.

Характеристика / Цель

Экспансия в прибыльных сегментах, 

а также на перспективных рынках.

Характеристика / Цель

Обеспечение стабильно высокого 

качества продукта для удержания и 

привлечения пассажиров.

Характеристика / Цель

Диверсификация направлений для 

обеспечения оптимального присутствия 

в регионах с разным уровнем спроса.

Характеристика / Цель

Повышение эффективности 

использования имеющихся ресурсов, 

потребления топлива, удельных метрик 

эффективности.

Результат 2017 года

 

Развитие авиакомпании «Россия»: 

перевезено 11,2 млн пассажиров 

(+26,7%)1.

 

Развитие авиакомпании «Победа»: 

перевезено 4,6 млн пассажиров 

(+6,9% к предыдущему году).

Результат 2017 года

 

Открытие рейсов в Лиссабон 

и Костанай (перевезено около 

40 тыс. пассажиров).

 

Открытие рейсов в Белгород, 

Ханты-Мансийск, Салехард 

(перевезено около 130 тыс. 

пассажиров).

 

Рост пассажиропотока Группы 

«Аэрофлот» на международных 

направлениях составил 23,3%.

Результат 2017 года

 

Авиакомпания «Аэрофлот» – 

обладатель 4 звезд от Skytrax. 

 

Авиакомпания «Аэрофлот» в шестой 

раз стала Лучшей авиакомпанией 

Восточной Европы по версии Skytrax 

World Airline Awards.

Результат 2017 года

 

Группа продолжила повышать 

качество маршрутной сети: увеличены 

частоты по значимым направлениям, 

частотность регулярных рейсов 

выросла на 6,0%.

 

Развитие маршрутной сети 

расширяет возможности для роста в 

сегменте международного транзита: 

авиакомпания «Аэрофлот» перевезла 

4,4 млн пассажиров в данном сегменте 

(+18,6% к предыдущему году).

Результат 2017 года

 

Продолжающийся рост процента 

занятости пассажирских кресел 

(+1,4 п. п. к предыдущему году, 

до 82,8%).

 

Снижение удельного потребления 

топлива (до 22,8 грамма на кресло-

километр).

Занятость пассажирских кресел

+4,6 

п. п.

Удельное потребление топлива

Г/ККМ 

–8,1%

Выручка на одного работника 

МЛН РУБ./ЧЕЛ.

х1,4 

раза

2017

82,8%

2016

81,4%

2015

78,3%

2014

77,8%

2013

78,2%

2017

22,8

2016

22,9

2015

23,1

2014

23,5

2013

24,8

2017

14,1

2016

14,1

2015

12,5

2014

10,2

2013

9,8

КЛЮЧЕВЫЕ ДОЛГОСРОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ: 2013–2017

Рост рассчитан с учетом показателей авиакомпаний «Донавиа» и «Оренбургские авиалинии», 
интегрированных в объединенную авиакомпанию «Россия» в 2016 году. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

12

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

  ПРОФИЛЬ КОМПАНИИ

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

 

    

13

Основные события года

2017

2018

6 МАРТА

 международное 

рейтинговое агентство 
Fitch сохранило кредитный 
рейтинг ПАО «Аэрофлот» 
на уровне «B+» и 
подтвердило стабильный 
прогноз. 

3 АПРЕЛЯ

 Аэрофлот начал 

издавать бортовой журнал 
на английском языке. 

7 АПРЕЛЯ

 Аэрофлот и 

Олимпийский комитет 
России подписали договор 
о спонсорстве.

14 ИЮЛЯ

 на срочном 

рынке Московской 
биржи начались торги 
фьючерсами на акции 
Аэрофлота. 

15 ИЮЛЯ

 Аэрофлот 

открыл прямые рейсы 
из Москвы в Лиссабон. 

18 ИЮЛЯ

 подписан 

твердый контракт на 
20 новых самолетов 
Sukhoi Superjet 100.

21 ДЕКАБРЯ

 Аэрофлот 

первым в России 
внедрил систему SITA по 
непрерывному онлайн-
отслеживанию багажа.

29 ДЕКАБРЯ

 Аэрофлот 

продлил программу 
«плоских» тарифов на 
2018 год и распространил 
ее на рейсы дочерней 
авиакомпании «Россия» в 
города Дальнего Востока.

31 ДЕКАБРЯ

 По итогам года 

авиакомпании Группы 
«Аэрофлот» перевезли 
более 50 млн пассажиров.  

17 МАЯ

 внедрена 

автоматизированная 
информационная система 
профессиональной 
подготовки летного 
состава. 

29 МАЯ

 Аэрофлот в 

седьмой раз успешно 
прошел аудит 
эксплуатационной 
безопасности 
Международной 
ассоциации воздушного 
транспорта (IATA) на 
соответствие стандарту 
IOSA (IATA Operational 
Safety Audit).

31 МАЯ

 рацион пассажиров 

Аэрофлота пополнился 
тульскими пряниками и 
русским меню.

1 ИЮНЯ

 Аэрофлот начал 

выполнение регулярных 
полетов по трем новым 
направлениям из Москвы: 
в Белгород, Салехард и 
Ханты-Мансийск. 

3 ИЮНЯ

 Аэрофлот начал 

выполнение регулярных 
полетов из Москвы в 
Костанай. 

13 ИЮНЯ

 введены 

стимулирующие выплаты 
при трудоустройстве 
летного состава. 

27 ИЮНЯ

 авиакомпания 

«Победа» перевезла 10 млн 
пассажиров с начала 
полетов.

31 АВГУСТА

 Михаил 

Полубояринов избран 
председателем Совета 
директоров Аэрофлота.

14 СЕНТЯБРЯ

 Аэрофлот 

провел второй по счету 
всероссийский конкурс 
молодых шеф-поваров «На 
высоте».

20 СЕНТЯБРЯ

 

состоялась продажа 
квазиказначейского 
пакета акций Аэрофлота в 
размере 4,84% от уставного 
капитала, в результате чего 
доля акций в свободном 
обращении (находящихся 
у институциональных 
инвесторов и физических 
лиц) увеличилась до 45%.

10 ЯНВАРЯ

 Аэрофлот 

получил сертификат 
третьего – самого 
высокого – уровня в 
рамках внедрения нового 
стандарта дистрибуции 
авиаперевозок NDC, 
разработанного IATA.

25 ЯНВАРЯ

 оформлен 

первый билет по 
специальному «тарифу 
болельщика» в пять 
рублей, установленному 
на период проведения 
игр чемпионата мира по 
футболу 2018 года.

1 ФЕВРАЛЯ

 подписан 

исторический контракт 
с госкорпорацией 
«Ростех» о поставках 
50 отечественных 
воздушных судов нового 
поколения – МС-21. 

2 ФЕВРАЛЯ

 В мобильные 

приложения для iOS 
и Android внедрены 
модуль распознавания 
банковских карт, а также 
функция сканирования 
и распознавания 
документов. 

2 МАРТА

 международное 

рейтинговое агентство 
Fitch повысило 
кредитный рейтинг 
Аэрофлота до «BB-».

МАРТ

ФЕВРАЛЬ

СЕНТЯБРЬ

АПРЕЛЬ

ОКТЯБРЬ

МАЙ

НОЯБРЬ

ИЮНЬ

ЯНВАРЬ

ИЮЛЬ

ФЕВРАЛЬ

АВГУСТ

МАРТ

ДЕКАБРЬ

В ДЕКАБРЕ

 состоялась 

встреча Президента 
Российской Федерации 
Владимира Владимировича 
Путина с генеральным 
директором Аэрофлота 
Виталием Савельевым. 
На встрече обсуждались 
наиболее актуальные 
вопросы, в том 
числе доступность 
авиаперевозок: «плоские» 
тарифы и перевозки в 
рамках предстоящего 
чемпионата мира по 
футболу 2018 года. 

7 ДЕКАБРЯ

 Аэрофлот провел 

конкурс для курсантов – 
будущих пилотов 
российских самолетов 
Sukhoi Superjet 100 
«Лучший в небе».

СОБЫТИЯ ПОСЛЕ ОТЧЕТНОЙ ДАТЫ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  ПРОФИЛЬ КОМПАНИИ

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017 

    

15

14

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

Признание пассажиров 

и награды

  ПРОФИЛЬ КОМПАНИИ

Аэрофлот второй год подряд удостоен 
одной из самых престижных в мире 
авиационных премий – Air Transport News 
Awards – в категории «Выбор читателей».

Аэрофлот победил в трех ключевых номи-
нациях международной премии в области 
делового туризма Business Traveller Russia 
& CIS Awards 2017: «Лучшая авиакомпания 
Европы», «Лучшая авиакомпания России и 
СНГ» и «Лучшая форма бортпроводников».

Аэрофлот в третий раз стал обладателем 
титула «Лучшая российская авиакомпания» 
по версии премии National Geographic 
Traveler Awards 2017.  

Аэрофлот одержал победу сразу в двух 
номинациях регионального этапа премии 
World Travel Awards 2017: «Лидирующий 
авиационный бренд Европы» и 
«Авиакомпания Европы с лучшим 
бизнес-классом».

Аэрофлот удостоен премии «Вкус на 
высоте», учрежденной ведущим мировым 
изданием в области индустрии путеше-
ствий Business Traveller. 

Аэрофлот удостоен награды East Capital 
Awards в категории «Лучший рост». 

Аэрофлот третий год подряд стал 
обладателем международной премии 
Randstad Award в качестве самого 
привлекательного российского работо-
дателя в категории «Транспорт».

Аэрофлот получил специальную 
награду SAP «Расширяя горизонты» за 
первое в России внедрение решения 
для внутреннего аудита – SAP Audit 
Management.

Детский бортовой журнал «Аэрофлот. 
Юный путешественник» стал призером 
международного конкурса ASTRID 
Awards.

Сотрудники департамента внутреннего 
аудита Аэрофлота стали победителями 
премии «Внутренний аудитор года».

Юридический департамент Аэрофлота 
удостоен награды «Лучшие юридиче-
ские департаменты – 2017» в номинации 
«Транспорт и логистика».

Годовой отчет Аэрофлота стал 
победителем ежегодного конкурса 
годовых отчетов, организованного 
Московской биржей и медиагруппой 
РЦБ, в основной номинации – «Лучший 
годовой отчет компании с капитализа-
цией от 40 до 200 млрд рублей».

Интерактивная версия годового отчета 
Аэрофлота за 2016 год получила 
платиновую медаль международного 
конкурса Vision Awards в категории 
«Транспорт и логистика». 

Аэрофлот получил премию TADVISER 
IT-PRIZE 2017 в номинации «Мобильное 
приложение года». 

Аэрофлот официально вернулся в элиту 
глобальной авиации, войдя в топ-20 круп-
нейших авиакомпаний мира по пассажиро-
потоку по версии Flight Airline Business. 

Аэрофлот второй год подряд занял 
четвертое место в мире по цифрови-
зации среди глобальных авиакомпаний в 
рейтинге Bain & Co. 

Аэрофлот вошел в топ-20 крупнейших 
авиаперевозчиков мира по предельному 
пассажирообороту по версии авторитет-
ного британского агентства OAG.

Аэрофлот признан мировым лидером 
по объему авиаперевозок на транзитном 
направлении между Европой и Азией 
по версии Airline Network News & Analysis 
(anna.aero).

Аэрофлот занял первое место в мире 
среди традиционных авиакомпаний 
по росту провозных емкостей (рейтинг 
британского агентства OAG).

Аэрофлот возглавил «Топ-100 круп-
нейших по капитализации компаний 
России – 2017» в категории «Транспорт» 
по версии агентства РИА Рейтинг.

Аэрофлот признан российской авиа-
компанией с наилучшими условиями 
для детей в рейтинге туристического 
поисковика Aviasales. 

По данным Flight Airline Business, 
авиакомпания «Победа» заняла первое 
место в мире среди лоукостеров 
по темпам роста выручки.

Высокие места 

в рейтингах

Премии 

и награды

«Четыре звезды» 

в рейтинге Skytrax

«Лучшая авиакомпания 

Восточной Европы» 

Skytrax World Airline 

Awards

«Лидирующий 

авиационный бренд 

мира» World Travel 

Awards 2017

Высший рейтинг 

«пять звезд» в 

категории «Глобальная 

авиакомпания» APEX

«Лидер отрасли» Airline 

Strategy Awards 2017 

Самый влиятельный 

авиационный бренд 

мира, самый сильный 

бренд России по версии 

Brand Finance

«Лучшая авиакомпания 

Европы», «Лучший 

бизнес-класс» и «Лучшая 

авиакомпания России» 

TripAdvisor Travellers’ 

Choice Award 

Любимая иностранная 

авиакомпания в Китае 

Flyer Award Ceremony 2017

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017 

    17

  ПРОФИЛЬ КОМПАНИИ

16

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

История Компании 

ИСТОРИЯ АЭРОФЛОТА – это целая эпоха, которая вобрала в себя множество событий. 
В 2018 году Аэрофлоту исполняется 95 лет. Ниже представлены лишь основные вехи развития 
Компании.

1923–1940

 Взлет

1946–1990

 Выход на эшелон 

1990-2008

 Турбулентность 

2009–2017

 Полет на новой высоте

Менее чем за 20 лет, к концу 30-х годов, Аэрофлот становится 
крупнейшей авиакомпанией мира.

9 ФЕВРАЛЯ 1923

 Официальная дата рождения гражданской 

авиации СССР. 

17 МАРТА 1923

 Учреждено акционерное общество 

«Добролет» – родоначальник современного Аэрофлота.

 

15 ИЮЛЯ 1923

 

Открыта первая регулярная воздушная линия 

Москва – Нижний Новгород.
Протяженность: 420 км 
Пассажиры: 4
Экипаж: 2
 
26 МАРТА 1932

 Гражданский воздушный флот СССР получает 

сокращенное название «Аэрофлот». Для работников ГВФ 
введены форменная одежда и знаки различия.

 

1940 Перевезено 410 тыс. пассажиров

После войны воздушное сообщение возобновляется и 
активно развивается. Аэрофлот превращается в наци-
ональный символ прогресса в небе. На полетной карте 
компании появляются самые протяженные в мире маршруты: 
трансатлантические и трансконтинентальные. Аэрофлот 
становится мировым лидером по объему перевозок.

 

Совершаются первые в мире полеты на пассажирских 
реактивных самолетах Ту-104 и на сверхзвуковых Ту-144. 
В парке Компании начинают эксплуатироваться новые 
отечественные самолеты: Ил-12, Ил-14, Ил-18. 
Скоростные воздушные суда позволяют связать нашу страну 
с США, Канадой, Кубой и Японией, другими странами. 
 
1959

 Открыт новый аэропорт Шереметьево. В тот день 

наземные службы обработали первый рейс Аэрофлота из 
Ленинграда, выполненный самолетом Ту-104.

1967

 Образована Служба бортпроводников.

1971

 Организовано Центральное управление международных 

воздушных сообщений Аэрофлота (ЦУМВС).

1980

 Аэрофлот назначен генеральным перевозчиком участ-

ников ХХII Олимпийских игр. Специально к этому событию 
открывается новый комплекс Шереметьево-2. 

  

Аэрофлот устанавливает абсолютный рекорд пассажирских 
перевозок – 120 млн человек.
 
1989

 Аэрофлот первым из российских авиакомпаний вступил в 

Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA).

После того, как СССР прекратил свое 
существование, единый гражданский 
флот страны распадается на несколько 
сотен компаний. Участие государства 
позволяет избежать бесконтрольного 
дробления предприятий и сохраняет 
Аэрофлот в качестве национального 
перевозчика.

 

Поступает в эксплуатацию новейшая 
иностранная техника: А310-300, 
Boeing 777-200, Boeing 737-400 и 
Boeing 767-300ER. После финансового 
кризиса 2008–2009 годов Компания 
оказывается в непростом финансовом 
положении. 

 

 
1992

 Создано акционерное общество 

«Аэрофлот – российские междуна-
родные авиалинии».

1997

 Акции Аэрофлота начинают 

обращаться на бирже РТС (Московская 
биржа).

1999

 Запущен сайт Аэрофлота – 

www.aeroflot.ru.

2006

 Аэрофлот становится членом 

авиационного альянса SkyTeam.

В компании меняется управленческая 
команда. Новый менеджмент прини-
мает комплекс антикризисных мер. 
Происходит масштабное обновление 
флота. Аэрофлот запускает круглосу-
точный колл-центр и обновленный сайт, 
оптимизирует расписание полетов, 
совершенствует стандарты обслужи-
вания. Появляются новые сервисы, в 
том числе Интернет и мобильная связь 
на борту, что делает полеты все более 
удобными и комфортными. 

2009

 10 апреля решением руководства 

страны на должность генерального 
директора Аэрофлота назначен Виталий 
Савельев.

2011

 Аэрофлот впервые стал облада-

телем престижной международной 
премии

 

Skytrax World Airline Awards 

в категории «Лучшая авиакомпания 
Восточной Европы».

 С этого времени 

Компания подтверждала рейтинг еще 
пять раз.

2011

 Принята Стратегия развития Группы 

«Аэрофлот» до 2025 года. 

2011

 По решению Правительства 

Российской Федерации государственная 
корпорация «Ростехнологии» передала 
Аэрофлоту пять региональных пере-
возчиков. Начался процесс широко-
масштабной интеграции авиакомпаний 
Группы.

2013

 Начался новый этап программы 

«Интернет на борту» – поэтапное 
развертывание Wi-Fi-сетей на всех 
широкофюзеляжных воздушных судах 
Аэрофлота.

2013

 В составе Группы создан единый 

дальневосточный перевозчик – авиаком-
пания «Аврора» (на базе региональных 
перевозчиков «Владивосток Авиа» и 
«Сахалинские авиатрассы»). 

2014 Аэрофлот – официальный 
перевозчик XXII зимних Олимпийских 
игр и XI зимних Паралимпийских игр в 
Сочи.
 
2014

 Запущен первый в России 

классический лоукостер – авиакомпания 
«Победа». 

2015

 Автоматизировано 100% 

бизнес-процессов авиакомпании. 

2016 Аэрофлот получает 4 звезды от 
международного агентства Skytrax за 
уровень сервиса.

 

2016

 Аэрофлот в рамках развития 

цифровых проектов приступил к 
коммерческой эксплуатации технологии 
Big Data.

2016

 Аэрофлот занимает IV место в 

мире по уровню цифровизации среди 
крупнейших авиакомпаний.

2016

 Произошла интеграция дочерних 

авиакомпаний «Россия», «Донавиа» и 
«Оренбургские авиалинии» – создана 
новая объединенная авиакомпания 
«Россия». 

Завершилось формирование 

мультибрендовой платформы Группы. 
2017

 Группа «Аэрофлот» перевезла более 

50 млн пассажиров и вошла в число 
20 крупнейших перевозчиков мира.

1941–1945

 Грозовой фронт

С началом войны по решению правительства прекращаются 
все пассажирские авиаперевозки. Аэрофлот переключается на 
обслуживание частей Красной армии, многие летчики уходят 
на фронт. Авиаторы ежедневно доставляли продовольствие и 
вооружение в осажденный Ленинград. Один из самых сложных 
и опасных участков работы – транспортировка через Аляску, 
Сибирь и Урал боевых самолетов, которые США передают 
нашей стране по программе ленд-лиза.

  

За годы войны было совершено 1,5 млн вылетов. Орденами и 
медалями награждено более 20 тыс. авиаторов Аэрофлота. За 
годы войны летчики Аэрофлота перевезли 2,5 млн раненых, 
десантников, 300 тыс. т военных и стратегических грузов. 15 
аэрофлотовцев удостоены высокого звания Героя Советского 
Союза.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

18

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

 

   

 19

  СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017 

    19

  СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

18

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

Стратегическое

развитие

Обращение председателя Совета директоров 

20

Обращение генерального директора 

24

Обзор рынка 

28

Обзор стратегии  

34

Бизнес-модель 44
Операционный обзор 

46

Финансовый обзор 

96

Корпоративная социальная ответственность 

110

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

50,1

 млн чел.

перевезено за год 

Группой «Аэрофлот»

40,5%

доля на российском рынке 

авиаперевозок 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

20

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

  СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Обращение председателя 

Совета директоров

УВАЖАЕМЫЕ АКЦИОНЕРЫ!

Итоги 2017 года подтверждают: Аэрофлот 
вышел на качественно новые рубежи, 
которые во многом определяют работу 
всей отечественной гражданской авиации.

С минимальным промежутком достиг-
нуты два фундаментальных результата. 
В 2016 году была окончательно сформиро-
вана Группа «Аэрофлот» как крупнейший и 
наиболее эффективный в России авиаци-
онный холдинг. И уже в 2017 году Группа 
утвердилась в топ-20 авиаперевозчиков 
мира по пассажиропотоку. Аэрофлот 
вновь стал участником глобальной элиты.

Необходимо отдать должное команде 
топ-менеджеров во главе с генеральным 
директором Виталием Савельевым. 
Благодаря их усилиям Группа «Аэрофлот» 
к настоящему времени стала не только 
одним из самых ценных активов государ-
ства, но и важным участником социаль-
но-экономического развития России.

Прежде всего необходимо отметить роль 
Аэрофлота и его дочерних компаний в 
повышении доступности авиаперевозок и 
усилении транспортных связей отдаленных 
регионов страны. В выполнение этих 
задач большой вклад вносит низкобюд-
жетная авиакомпания «Победа». Наряду с 
Аэрофлотом лоукостер «Победа» показы-
вает высокую эффективность при низких 
тарифах – от 499 руб. Он призван служить 
одним из главных драйверов развития 
Группы.

Стратегическое значение для России 
имеет программа «плоских» тарифов, 
которые действуют на маршрутах из 
Москвы в пять городов Дальнего Востока, 
а также в Калининград и Симферополь. 
Только в отчетном году Аэрофлот перевез 
по единым низким тарифам более 1,5 млн 
пассажиров, а за все время действия 
программы, начиная с 2015 года, – более 
4,3 млн. Аэрофлот не только продлил 
эту программу на 2018 год, но и в связи 
с высоким спросом распространил 
ее на рейсы дочерней авиакомпании 
«Россия» в дальневосточные города. 
Внутри самого Дальневосточного феде-
рального округа незаменимую роль 
играет еще одна дочерняя компания 
Аэрофлота – «Аврора».

Группа «Аэрофлот» демонстрирует 
способность к динамичному развитию 
даже в сложных геополитических усло-
виях. Следуя восстановительному тренду 
российского рынка авиаперевозок, 
Группа «Аэрофлот» показывает производ-
ственные результаты, которые по темпам 
роста опережают ряд аналогичных пока-
зателей международных конкурентов. 
В 2017 году зафиксирован рост пассажи-
ропотока Группы на 15,4%. Этот процесс 
происходил как на международных, так и 
внутренних воздушных линиях. Развитие 
инфраструктуры аэропорта Шереметьево 
открывает новые возможности для 
развития операционной деятельности и 
клиентского сервиса Аэрофлота.

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

 

    

21

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

22

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

 

   

 23

  СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Одно из важных событий 2017 года – 
продажа на Московской бирже квази-
казначейского пакета акций. Всего было 
реализовано 53,7 млн акций, или 4,84% 
капитала ПАО «Аэрофлот». Этот шаг был 
предпринят с целью привлечь денежные 
средства для общекорпоративных целей, 
увеличить количество акций в свободном 
обращении и повысить ликвидность 
вторичного рынка ценных бумаг. Он будет 
способствовать дальнейшему улучшению 
качества корпоративного управления.

В 2017 году утвержден Кодекс корпора-
тивного управления ПАО «Аэрофлот», что 
содействует укреплению взаимоотно-
шений с акционерами и представителями 
инвестиционного сообщества.

Результаты по чистой прибыли позво-
лили Совету директоров рекомендовать 
годовому общему собранию акционеров 
к утверждению высокий размер диви-
дендов – 12,8 рублей на акцию, направив 
на выплату дивидендов акционерам 
средства в размере 14,2 млрд рублей (50% 
от чистой прибыли ПАО «Аэрофлот» по 
РСБУ).

Доля конкурентных закупок Аэрофлота в 
электронной форме приближается к 100%. 
Кроме того, Аэрофлот активно расши-
ряет доступ субъектам малого и сред-
него предпринимательства к закупкам 
компании. По сравнению с 2016 годом 
количество заключенных договоров 
с представителями малого бизнеса 
возросло на 84%. Существенный вклад 
Общества в развитие малого и среднего 
предпринимательства отмечен двумя 
благодарностями Корпорации МСП.

Аэрофлот – образец исторического 
бренда с полностью новым содержанием. 
Его лидерство в отечественной отрасли 
определяется не только рекордными 
показателями, но и применением пере-
довых бизнес-практик, а также внедре-
нием современных информационных 
технологий.

Постоянное стратегическое плани-
рование помогает Аэрофлоту и его 
дочерним компаниям своевременно 
адаптироваться к новым рыночным 
реалиям. В Долгосрочную программу 
развития Группы «Аэрофлот» внесены 
изменения по ее актуализации на период 
2018–2022 годов. Группа продолжит 
внедрять новые технологии и подходы, 
соответствующие лучшим мировым прак-
тикам. Разработана программа инициатив 
по развитию продукта и сервиса, которая 
позволит качественно улучшить пози-
ционирование бренда Аэрофлота на 
глобальном рынке. При этом сохраняются 
стратегические цели развития Группы до 
2025 года, в том числе по ее вхождению 
в топ-5 европейских и топ-20 глобальных 
игроков по пассажиропотоку и выручке. 
Результаты 2017 года дают дополни-
тельные основания рассчитывать на то, 
что эти цели будут достигнуты раньше 
установленного срока.

Аэрофлот вырабатывает курс развития и 
дает старт новым проектам в постоянном 
взаимодействии с государством. Самый 
действенный путь сверки планов – регу-
лярные рабочие встречи генерального 
директора Компании с Президентом 
Российской Федерации.

Владимир Владимирович Путин 
поддержал инициативы Аэрофлота, 
направленные на развитие авиатранс-
портной отрасли, в том числе по принятию 
ряда знаковых законов. Так, закон о 
«безбагажных» тарифах открывает допол-
нительный простор для развития низко-
бюджетных перевозок. Ужесточение зако-
нодательства в отношении деструктивных 
пассажиров, в том числе введение закона 
о «черных списках», способствует повы-
шению безопасности полетов, пунктуаль-
ности наших рейсов и, в конечном счете, 
эффективности работы в целом.

Аэрофлот и в дальнейшем намерен 
выполнять задачи государственного 
значения – повышать доступность авиа-
перелетов для населения, поддерживать 
инновационные проекты отечественного 
авиапрома, верно служить нашей стране 
и достойно представлять ее флаг в самых 
разных государствах и городах мира.

Обращение председателя Совета директоров

продолжение

Именно с такими целями Аэрофлот был 
создан 95 лет назад. Наша задача – доби-
ваться выполнения планов в современных 
условиях и современными средствами, на 
основе передового мирового опыта и с 
опорой на наши исторические традиции.

 
Михаил Полубояринов
Председатель Совета директоров
ПАО «Аэрофлот»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

24

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

  СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

 

    

25

Обращение 

генерального директора

УВАЖАЕМЫЕ АКЦИОНЕРЫ!

Главное событие 2017 года – официальное 
возвращение нашей авиакомпании в 
элиту мировой гражданской авиации 
после тридцатилетнего перерыва. 
Аэрофлот как Группа вошел в топ-20 авиа-
холдингов мира по количеству переве-
зенных пассажиров. Одна из важнейших 
стратегических целей, которую мы 
ставили на 2025 год, достигнута со значи-
тельным опережением сроков.

Параллельно идет еще один знаковый 
процесс – качественное повышение 
узнаваемости нашей компании в мире 
и рост лояльности клиентов. По версии 
всемирно известного агентства Brand 
Finance, в 2017 году бренд Аэрофлота стал 
самым узнаваемым среди всех компаний 
России и занял первое место в рейтинге 
самых известных авиационных брендов 
мира.

Второй год подряд мы занимаем 
четвертое место в мире по цифровизации 
среди глобальных авиаперевозчиков в 
рейтинге американской консалтинговой 
компании Bain & Co. Автоматизировано 
100% бизнес-процессов. За рекордное 
время внедрена система управления 
предприятием SAP. Аэрофлот стал первым 
в России, кто развернул эту систему 
в полном объеме. Переход на новую 
систему учета доходов сократил время 
получения оперативных данных по доходу 
с двух месяцев до двух дней. В Аэрофлоте 
стал реальностью интернет вещей – 
решения на этой основе позволили нала-
дить процессы предикативного обслужи-
вания самолетов, кратно сократив время 
их простоя.

Аэрофлот по-прежнему удерживает 
первое место среди онлайн-продавцов в 
России – мы довели годовой объем элек-
тронной реализации билетов до 169 млрд 
рублей. Примерно каждый второй 
пассажир Аэрофлота пользуется нашими 
электронными сервисами. Приоритетное 
направление в этой области – развитие 
мобильных приложений. Они созданы на 
всех популярных платформах и пред-
лагают все базовые функции: поиск, 
бронирование и покупка авиабилетов, 
регистрация на рейсы, сервисы инфор-
мирования, онлайн-табло и статус рейсов. 
Работа с Big Data помогла нам карди-
нально улучшить коммуникации с клиен-
тами и привлечь больше пассажиров. По 
итогам 2017 года Аэрофлот заработал на 
этом дополнительно почти 1 млрд рублей.

Полностью оснащен Wi-Fi-доступом в 
интернет весь дальнемагистральный флот 
компании, к 2018 году запущен процесс 
интернетизации среднемагистрального 
флота – самого массового сегмента в 
самолетном парке. В стратегии развития 
информационных технологий для Группы 
«Аэрофлот» до 2020 года сделан особый 
акцент на дальнейшее многоуровневое 
использование Big Data и облачных 
технологий.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

26

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

 

   

 27

  СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Мы получили новые подтверждения 
высокого качества нашего премиального 
продукта. В 2017 году успешно подтвержден 
рейтинг «четыре звезды», который наша 
компания получила в 2016 году от британ-
ского агентства Skytrax. Аэрофлот также 
удостоен в США высшего рейтинга «пять 
звезд» от авиационной ассоциации APEX. Ее 
оценки – американский аналог европейского 
рейтинга Skytrax.

Крупнейший в мире сайт о путешествиях 
TripAdvisor признал Аэрофлот лучшей 
авиакомпанией Европы, а его бизнес-
класс – лучшим в мире. Компании присужден 
«туристический Оскар» – международная 
премия World Travel Awards 2017 в самой 
престижной номинации «Лидирующий 
авиационный бренд мира». Мы удостоены 
престижного звания любимой иностранной 
авиакомпании в Китае по версии премии Flyer 
Award 2017, оттеснив авиакомпанию Qatar 
Airways, которая удерживала это место два 
года подряд.

Аэрофлот максимально использовал возмож-
ности растущего рынка пассажирских 
перевозок. 2017 год стал для нас очередным 
годом рекордов. В качестве Группы мы 
перевезли 50,1 млн пассажиров – на 15,4% 
больше по сравнению с предыдущим годом. 
Как отдельная компания Аэрофлот перевез 
32,8 млн пассажиров, показав рост на 13,3%. 

Такой подъем соответствует восходящему 
тренду российской отрасли и при этом, 
согласно данным IATA, фактически вдвое 
опережает общемировые темпы роста регу-
лярных авиаперевозок (7,1%). По сравнению 
с 2016 годом пассажирооборот Группы 
«Аэрофлот» возрос на 16,2%, предельный 
пассажирооборот – на 14,2%. Процент заня-
тости пассажирских кресел по Группе увели-
чился на 1,4 процентного пункта и составил 
82,8%.

В 2017 году Группа «Аэрофлот» укрепила свое 
присутствие во всех нишах рынка авиапе-
ревозок и расширила маршрутную сеть, в 
том числе в обход московского авиаузла. 
Уникальное место в Группе занимает низко-
бюджетная авиакомпания «Победа»: она в том 
числе летает из региональных аэропортов 
России и стала ключевым фактором роста 
доступности авиаперевозок для россиян. 
Наш лоукостер демонстрирует финансовую 
самостоятельность и прибыльный рост при 
низких тарифах, которые принесли ему 
звание ценового лидера российской отрасли 
в 2017 году. По данным авиационного портала 
Aviasales, на маршрутах, куда приходит 
«Победа», цены на авиабилеты снижаются в 
среднем на 25%. За время ее работы свыше 
1 млн человек впервые в жизни смогли 
позволить себе путешествие самолетом.

На 27% увеличила пассажиропоток предна-
значенная для среднего класса авиаком-
пания «Россия». Сегодня она уверенно входит 
в тройку крупнейших авиаперевозчиков 
страны.

Упрочил позиции, особенно на региональных 
маршрутах, наш дальневосточный пере-
возчик «Аврора».

Высокую важность для Аэрофлота имеет 
развитие транзитного пассажиропотока. По 
данным аналитического ресурса anna.aero, 
наша авиакомпания впервые в своей истории 
заняла первое место по размеру провозных 
емкостей на транзите между Европой и 
Азией – одном из самых конкурентных и 
свободных рынков мировой гражданской 
авиации.

Обращение генерального директора

продолжение

Подобные прорывы были бы невозможны 
без современного флота воздушных судов. 
Самолетный парк авиакомпании «Аэрофлот» 
со средним возрастом 4,1 года – самый 
молодой среди крупных авиакомпаний мира 
с активным флотом более 100 машин.

Наша компания является основным потре-
бителем инновационной продукции отече-
ственного авиастроения. По состоянию на 
конец 2017 года в парке Аэрофлота насчи-
тывалось 37 самолетов Sukhoi Superjet 100 
из 50 законтрактованных. С 2020 года 
Аэрофлот готовится принять в свой парк 
пассажирские лайнеры нового поколения 
МС-21-300. В планах – получить 50 само-
летов данного типа.

Сильные операционные показатели и меры 
по повышению эффективности позво-
лили нам добиться оптимальных финан-
совых результатов. Группа «Аэрофлот» 
в соответствии с МСФО отчиталась о 
росте выручки на 7,5% по сравнению с 
предыдущим годом – до 533 млрд рублей. 
2017 год завершен с чистой прибылью 
в размере 23,1 млрд рублей. Показатель 
EBITDAR составил 122 млрд рублей, рента-
бельность EBITDAR – 22,9%. Показатель 
EBITDA – 56 млрд рублей, рентабельность 
EBITDA – 10,5%.

В 2018 году международное рейтинговое 
агентство Fitch повысило кредитный рейтинг 
ПАО «Аэрофлот» с уровня «B+» до «BB-» и 
присвоило рейтингу прогноз «стабильный». 
Наряду с финансовыми результатами за 
2017 год был учтен сильный потенциал 
компании и позитивные тенденции на 
российском рынке авиаперевозок.

Аэрофлот тесно интегрирован в процессы 
социально-экономического развития России 
и крупные проекты по повышению авто-
ритета нашей страны в мире. Расширена 
программа «плоских» тарифов, которая 
значительно повышает мобильность насе-
ления отдаленных и стратегически важных 
регионов России. В 2017 году мы разрабо-
тали уникальную программу перевозок в 
рамках предстоящего мирового футболь-
ного первенства. Кроме того, в текущем 
году Аэрофлот и его дочерняя компания 
«Аврора» успешно выполнили программу 
перевозок российских олимпийцев на небы-
вало трудные XXIII зимние Олимпийские 
игры в Республике Корея.

95 лет истории Аэрофлота неотделимы от 
истории России. Компания по-прежнему 
будет работать в ваших интересах и на успех 
государства – крупнейшего акционера. При 
вашей поддержке Аэрофлот рассчитывает 
на дальнейшую реализацию своей главной 
миссии – дать мощный и современный 
воздушный флот нашей великой стране, 
которая открывает новый исторический 
этап – эпоху прорывного развития.

Виталий Савельев
Генеральный директор
ПАО «Аэрофлот»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

28

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

 

   

 29

  СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Обзор рынка

Международный 

рынок пассажирских 

авиаперевозок

В 2017 году объем пассажирских пере-
возок в мире на регулярных рейсах вырос 
на 7,1%, до 4,1 млрд пассажиров. При этом 
рост пассажирооборота составил 7,5%. 
Процент занятости пассажирских кресел 
по мировой отрасли увеличился до 81,2% (в 
2016 году – 80,3%).

Наиболее динамично в отчетном периоде 
развивались перевозки в Азиатско-
Тихоокеанском регионе – рост пассажи-
рооборота по сравнению с 2016 годом 
составил 10,0%. Второе место по темпам 
роста занимает рынок Европы, где пасса-
жирооборот увеличился на 8,0%. Рост 
перевозок в регионах Латинской Америки и 
Африки составил 7,5 и 7,0% соответственно. 
Североамериканский рынок показал увели-
чение пассажирооборота на 4,0%. 

Выручка отрасли, по данным IATA, составила 
754 млрд долл. США, что на 6,3% больше, 
чем в 2016 году. Традиционно основную ее 
часть составляет выручка от пассажирских 
перевозок – 70,6%. 

Как следствие роста пассажирооборота 
расходы отрасли выросли на 7,3% и соста-
вили 691 млрд долл. США. В течение года 
наблюдался рост стоимости нефти и, соот-
ветственно, авиакеросина. Цены на керосин 
в целом по миру вернулись на уровень 
2015 года. Это стало одним из основных 
факторов, определивших снижение показа-
теля рентабельности по EBIT на 0,9 п. п. по 
сравнению с предыдущим годом, до 8,3%. 
При этом сохраняется неравномерность в 
уровне прибыльности различных рынков: 
наиболее высокий показатель в Северной 
Америке – 13,2%, по Азиатскому региону 
показатель составил 8,5%, в Европе – 
6,3%, в Латинской Америке – 5,7%, на 
Ближнем Востоке и в Африке – 0,6 и 0,5% 
соответственно.

Пассажиропоток на регулярных рейсах мировой отрасли

МЛРД ЧЕЛ.

Рентабельность по EBIT мировой отрасли

%

Выручка мировой отрасли

МЛРД ДОЛЛ. США

Стоимость нефти и авиаГСМ

ДОЛЛ. США / БАРР.

Занятость пассажирских кресел по мировой отрасли

%

Рентабельность по EBIT мировой отрасли по регионам, 2017 год

%

Распределение чистой прибыли мировой 
отрасли по регионам, 2017 год

%

2013

2014

2015

2016

2017

7,1%

4,1

3,8

3,6

3,3

3,2

5,7%

7,2%

5,6%

5,1%

Количество пассажиров

Источник: IATA.

Темп роста

2013

2014

2015

2016

2017

8,3%

9,2%

8,3%

5,4%

3,5%

Источник: IATA.

2013

2014

2015

2016

2017

6,3%

754

709

721

767

720

-1,6%

-6,1%

6,5%

2,1%

Выручка

Источник: IATA.

Темп роста

2013

2014

2015

2016

2017

Источник: IATA. 

АвиаГСМ

65,6

54,2

44,6

52,1

66,7

53,9

99,9

108,8

114,8

124,5

Brent

2013

2014

2015

2016

2017

0,9

81,2%

80,3%

80,3%

79,9%

79,7%

0,0

0,4

0,2

0,3

Занятость кресел

Источник: IATA.

Изменение, п. п.

Северная

Америка

Европа

Азия

Ближний

Восток

Латинская

Америка

Африка

5,7%

0,5%

0,6%

8,5%

6,3%

13,2%

Источник: IATA.

По предварительным оценкам IATA, чистая 
прибыль отрасли по итогам 2017 года 
составила 34,5 млрд долл. США, что явля-
ется одним из наиболее высоких показа-
телей в отрасли за прошедшие десять лет. 
Отрасль, для которой исторически харак-
терна высокая волатильность финансовых 
результатов, показывает стабильно поло-
жительную чистую прибыль на протяжении 
восьми лет. Однако и здесь существует 
неравномерность распределения – почти 
половина мировой чистой прибыли прихо-
дится на регион Северной Америки, тогда 
как перевозки в Африканском регионе 
убыточны.

Примечание. Рассчитано на основе регионов с положи-
тельной чистой прибылью. Не учитывает Африку, чистый 
убыток по данному региону в 2017 году составил 0,1 млрд 
долл. США.

Северная 
Америка
Европа
Азия

Источник: IATA.

Латинская 
Америка
Ближний Восток

45,0%

28,2%

23,9%

2,0% 0,9%

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

30

 

    

ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

    ПАО «Аэрофлот»   Годовой отчет 2017

 

   

 31

  СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Обзор рынка

продолжение

Российский рынок 

пассажирских 

авиаперевозок

В 2017 году российский рынок пассажирских 
авиаперевозок продемонстрировал суще-
ственный рост. Общий объем российского 
рынка, включая перевозки иностранных 
авиакомпаний и международный трансфер, 
увеличился на 20,3% и составил 123,7 млн 
пассажиров. Пассажирооборот российских 
авиаперевозчиков составил 259,4 млрд 
пассажиро-километров, что на 20,3% 
больше, чем в 2016 году. 

Основным драйвером роста в 2017 году 
стало возобновление роста российской 
экономики при укрепляющемся курсе 
рубля и растущей цене на нефть. Кроме 
того, сказался эффект низкой базы 2015–
2016 годов после ухода с рынка авиаком-
пании «Трансаэро». Значительное влияние 
на развитие международных перевозок 
оказало возобновление чартерных пере-
возок в Турцию и общая реализация 
«отложенного спроса» на фоне улучшения 
макроэкономических показателей. В 
пиковые месяцы дополнительный рост был 
обеспечен «эффектом холодного лета» 
в европейской части России, оказавшим 
дополнительную поддержку как междуна-
родным поездкам, так и путешествиям на 
курорты Юга России. 

Восстановление туристических перевозок 
в Турцию, активная стимуляция российского 
рынка со стороны турецких авиационных 
властей и авиаперевозчиков обеспе-
чили рост перевозок на международных 
направлениях на 31,7% по сравнению с 
2016 годом (с учетом перевозок, выпол-
няемых иностранными авиакомпаниями). 
Средняя занятость кресел на междуна-
родных направлениях составила 85,2%, что 
на 2,5 п. п. выше показателя за 2016 год. 

Пассажиропоток на российском рынке (с учетом иностранных 
авиакомпаний), 

МЛН ЧЕЛ.

Пассажирооборот на российском рынке (без учета иностранных 
авиакомпаний), 

МЛРД ПКМ

Процент занятости пассажирских кресел на российском рынке (без учета 
иностранных авиакомпаний)

Темпы роста* пассажиропотока российских и иностранных авиакомпаний, 
2017 год

Пассажиропоток на российском рынке (без учета иностранных 
авиакомпаний), 

МЛН ЧЕЛ.

Предельный пассажирооборот на российском рынке (без учета иностранных 
авиакомпаний), 

МЛРД ККМ

20,3%

61,1

46,4

54,7

65,5

64,4

62,6

56,4

52,6

46,3

39,2

123,7

102,8

107,2

111,8

103,7

-4,1%

-4,1%

7,8%

13,1%

2013

2014

2015

2016

2017

Международные перевозки
Внутренние перевозки

Источники: ТКП, Росавиация.

Темп роста

2013

2014

2015

2016

2017

Международные перевозки
Внутренние перевозки

Источник: Росавиация.

Темп роста

20,3%

144,8

111,5

127,6

152,6

147,3

114,6

104,1

99,2

88,9

77,9

259,4

215,6

226,8

241,4

225,2

-5,0%

-6,0%

7,2%

15,0%

Источник: Росавиация.

2013

2014

2015

2016

2017

Всего

80,7%

79,5%

76,6%

76,4%

75,0%

83,2%

81,1%

79,7%

79,8%

79,5%

85,2%

82,7%

82,2%

81,9%

82,1%

Международные перевозки
Внутренние перевозки

Источники: ТКП, Росавиация.

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

2017

Российский рынок (с учетом

иностранных авиакомпаний)

30,7%

25,1%

38,2%

37,1%

18,6%

20,3%

16,4%

20,5%

25,2%

14,5%

18,6%

15,0%

17,5%

23,2%

19,2%

Российские авиакомпании
Иностранные авиакомпании

2013

2014

2015

2016

2017

Международные перевозки
Внутренние перевозки

Источник: Росавиация.

Темп роста

18,6%

42,5

32,2

39,5

46,9

45,3

62,6

56,4

52,6

46,3

39,2

105,1

88,6

92,1

93,2

84,6

-3,8%

-1,2%

10,2%

14,2%

17,3%

170,0

134,8

155,2

186,3

179,4

142,0

131,0

129,6

116,3

103,8

311,8

265,8

284,6

302,5

283,2

-6,6%

-5,9%

6,8%

13,3%

2013

2014

2015

2016

2017

Международные перевозки
Внутренние перевозки

Источник: Росавиация.

Темп роста

Существенный рост международных пере-

возок не привел к оттоку на внутреннем 

рынке. Сегмент внутренних перевозок 

сохранил положительную динамику: коли-

чество пассажиров увеличилось на 10,9% по 

сравнению с предыдущим годом и составило 

62,6 млн человек. Пассажирооборот на 

внутренних направлениях составил 114,6 млрд 

пассажиро-километров, что на 10,0% больше, 

чем в 2016 году. Динамика обусловлена 

развитием внутреннего туризма за счет 

частичной переориентации потоков выезд-

ного туризма. Средняя занятость пассажир-

ских кресел на внутренних направлениях в 

отчетном периоде составила 80,7%, что на 

1,2 п. п. выше показателя за 2016 год.

Российский рынок авиаперевозок явля-

ется высококонсолидированным – на долю 

четырех крупнейших игроков приходится 

64,7% пассажирских перевозок. По итогам 

2017 года доля Группы «Аэрофлот» составила 

40,5% от общего объема перевозок на россий-

ском рынке, с учетом перевозок иностранных 

авиакомпаний (в 2016 году – 42,3%). Снижение 

рыночной доли по сравнению с предыдущим 

годом связано с активизацией чартерных 

перевозчиков на фоне возобновления 

полетов в Турцию, а также с увеличением 

емкостей иностранными перевозчиками. 

Группа «Аэрофлот» реализует стратегию 

выборочного роста, фокусируясь на наиболее 

стабильных рыночных сегментах.

Доля Группы «Аэрофлот» на «чистом» рынке

1

 

по итогам 2017 года составила 38,2%.

Ближайшими конкурентами Группы 

«Аэрофлот» являются Группа S7 (11,5%), 

«Уральские авиалинии» (6,5%), Группа 

«ЮТэйр» (6,2%). Доля прочих российских 

компаний и иностранных перевозчиков 

увеличилась по сравнению с 2016 годом 

наиболее значимым образом – на 2,2 п. п., до 
20,2%, и на 1,2 п. п., до 15,1%, соответственно.

По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

1  

«Чистый» рынок – объем перевозок, учитывающий 

перевозки иностранных компаний, но исключающий 
транзитные перевозки МВЛ – МВЛ, не относящиеся 
к локальному рынку страны. Определение 
«чистого» рынка является более корректным 
отображением рыночной доли в связи с тем, что 
пассажиры, следующие между пунктами Европы и 
Азии с пересадкой в Москве, не имеют отношения к 
российскому рынку. Привлечение данных пассажиров 
несет положительный экономический эффект не только 
для Компании, но и для российской экономики в целом.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..

 

///////////////////////////////////////