Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 19

 

  Главная      Учебники - Разные     Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     17      18      19      20     ..

 

 

Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 19

 

 

289 

 

исследовательских,  консультационных  услуг  по  разработке  технологических 

процессов,  технологических  карт,  технологий  оборудования  производства; 

поддержку при проектировании новых и модернизируемых изделий, оснастки, 

инструментальных  средств;  разработку  рекомендаций  по  организации  произ-

водственных  площадок,  внутренней  и  внешней  логистики;  и,  наконец,  на  со-

здание и обеспечение деятельности инжиниринговых компаний кластера.  

Разработка инвестиционных проектов в инновационной сфере.  

Инициа-

тива  направлена  на  оказание  организациям-участникам  кластера  консультаци-

онных  услуг  и  проведение  совместных  консультаций  по  вопросам  разработки 

инвестиционных  проектов  в  инновационной  сфере;  оказание  содействия  орга-

низациям-участникам  кластера  по  привлечению  инвестиций  и  партнеров  для 

реализации и продвижения совместных проектов и оценке потенциальных рын-

ков для внедрения создаваемой продукции; а также консультирование участни-

ков кластера по вопросам развития международной кооперации. 

Кадровое  обеспечение  кластера. 

В  первую  очередь,  данная  инициатива 

направлена  на  обеспечение  организации  подготовки,  профессиональной  пере-

подготовки, повышения квалификации работников организаций по программам 

дополнительного профобразования, в том числе за рубежом, обеспечение орга-

низации  и  проведения  стажировок  работников  организаций-участников,  в  том 

числе за рубежом, а также обмена опытом и поиска партнеров кластера по про-

филю деятельности. 

Туризм. 

Развитие  нового  сектора  «Туризм»  в  Самарской  области  обусловлено 

наличием  определенных  туристических  активов,  большим  потенциалом  для 

развития конгрессно-делового туризма, а также значительным спросом на тури-

стические услуги со стороны жителей Самарской области и близлежащих реги-

онов.   

К  наиболее  значимым  туристическим  активам  Самарской  области  отно-

сятся: 

- природно-рекреационные ресурсы, прежде всего, Самарская Лука; 

290 

 

- исторические памятники и архитектурные объекты Самары; 

- исторические промышленные объекты, связанные с освоением космоса; 

- городская культура Самары; 

- значительный уровень деловой активности, в т.ч. международной, в го-

родах  Самарско-Тольяттинской  агломерации,  что  формирует  значительный 

приток деловых туристов и спрос на конгрессно-выставочную деятельность. 

Для  успешного  развития  отрасли  туризма  в  Самарской  области  необхо-

димо обеспечить: 

-  активное  продвижение  туристского  потенциала  Самарской  области  на 

мировом и региональных туристских рынках; 

-  повышение  конкурентоспособности  и  разнообразия  конкретного  ту-

ристского продукта (соотношение цена  – качество не соответствует принятым 

стандартам); 

- широкое использование возможностей туризма выходного дня; 

- развитие специализированных видов туризма в соответствии с общеми-

ровыми  тенденциями,  где  ознакомление  с  достопримечательностями  является 

частью разнообразной программы пребывания туристов; 

-  расширение  использования  фестивального,  ярмарочного,  выставочного 

потенциала в туристских целях (событийный туризм); 

-  совершенствование  способов  осуществления  информированности  насе-

ления о туристском потенциале региона, размещение специальной информации 

на улицах, объектах сервиса и объектах показа; 

- развитие государственно-частного партнерства в сфере туристской дея-

тельности; 

-  развитие  инфраструктуры  для  конгрессно-выставочной  деятельности  и 

делового  туризма,  включая  продажи  туристических  услуг  для  лиц,  посещаю-

щих Самарскую область с бизнес-целями.  

С учетом комплексности туристской отрасли для ее эффективного функ-

ционирования и стабильного развития необходима регулярная методическая и 

аналитическая поддержка субъектов отрасли, капитальные вложения в поддер-

291 

 

жание  и  улучшение  инфраструктуры  туризма  и  государственная  централизо-

ванная  маркетинговая  деятельность  по  продвижению  туристского  продукта  в 

Самарской области. 

В  рамках  развития  туристско-рекреационного  кластера  Самарской  обла-

сти предполагается реализация следующих направлений: 

Реализация приоритетных проектов: 

туристско-рекреационный  комплекс  «Жигулёвская  жемчужина» 

(му-

ниципальный район Волжский и  городской округ Жигулёвск Самарской обла-

сти).  Цель:  создание  на  территории  Самарской области  современных  экологи-

чески благоприятных курортов, рассчитанных на прием туристов из других ре-

гионов,  и  обеспечение  круглогодичного  обслуживания  населения  одной  из 

крупнейших в Российской Федерации Самарско-Тольяттинской агломерации, а 

также  осуществление  организованного  доступа  туристов  к  достопримечатель-

ностям национального парка «Самарская Лука» не в ущерб их экологическому 

благополучию; 

канатная дорога «Самара-Рождествено»

. Цель: обеспечение круглого-

дичной транспортной доступности поселений правого берега р. Волги в районе 

г.о. Самара, содействие развитию туристического направления в национальном 

парке «Самарская Лука». 

Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного ти-

па на территории национального парка «Самарская Лука» и прилегающих 

территорий. 

Самарская область благодаря  своему  географическому  положению и бо-

гатому  природному  потенциалу  может  стать  привлекательным  направлением 

туристического  бизнеса  российского  масштаба.  Наиболее перспективной с  ту-

ристической точки зрения является территория Средне-Волжского комплексно-

го биосферного резервата ЮНЕСКО (далее – резерват). 

Исходя  из  необходимости  диверсификации  экономики  региона,  эффек-

тивного  использования  туристско-рекреационного  потенциала,  обеспечения 

граждан  комфортными  условиями  для  полноценного  отдыха,  восстановления 

292 

 

экологического  состояния  водных  и  природных  объектов  данной  территории, 

обеспечения безопасности  гидротехнических сооружений, существенного сни-

жения  последствий  вредного  воздействия  человека  на  окружающую  среду, 

предполагается создать особую экономическую зону туристско-рекреационного 

типа на территории резервата. 

Преимуществом  данной  территории  является  наличие  сменяемого  ту-

ристского  потока  в  весенне-летний  сезон  и  обеспечение  круглогодичного  об-

служивания населения одной из крупнейших в Российской Федерации Самар-

ско-Тольяттинской  агломерации.  Особая  экономическая  зона  туристско-

рекреационного типа, расположенная в центре территории Самарской области, 

станет  мощной  доминантой  туристско-рекреационного  кластера  региона  и 

ПФО.  

Создание тематических парков на территории Самарской области: 

-  реализация  пилотного  проекта  создания  военно-патриотического  парка 

на базе муниципального автономного учреждения культуры городского округа 

Тольятти «Парковый комплекс истории техники имени К.Г. Сахарова». Созда-

ние  военно-патриотического  парка  будет  направлено  на  сохранение  уникаль-

ных  музейных  экспонатов,  привлечение  инвесторов  и  создание  привлекатель-

ного туристского объекта Самарской области; 

-  создание  тематического  парка  в  районе  строительства  стадиона  к  чем-

пионату мира по футболу в 2018 году. 

Реализация межрегионального проекта «Великая Волга». 

В настоящее время реализуется Соглашение о сотрудничестве в сфере ту-

ризма  «Великая  Волга»,  которое  является  самым  масштабным  межрегиональ-

ным  туристским  проектом  на  территории  Российской  Федерации.  В  рамках 

межрегионального  Соглашения  «Великая  Волга»  предполагается  расширение 

количества регионов участников, организация совместных мероприятий по ту-

ризму, консолидированное участие в выставках, акциях, совместное продвиже-

ние туристского продукта, формирование новых маршрутов, развитие круизно-

го, автомобильного, железнодорожного туризма, увеличение туристского пото-

293 

 

ка  внутри  регионов  Соглашения,  проведение  мероприятий,  направленных  на 

повышение инвестиционной привлекательности регионов. 

Развитие железнодорожного туризма в Самарской области. 

Цель:  организация  туристских  железнодорожных  поездок  на  принципи-

ально ином уровне в соответствии с высокими стандартами качества и развитие 

социального  туризма  для  детей,  школьников,  молодежи,  пенсионеров  и  мало-

мобильных групп населения. 

Развитие авиационно-космического направления туризма Самарской 

области  и  популяризация  достижений  российской  космонавтики,  форми-

рование комплекса туристской, музейной и парковой инфраструктуры. 

С учетом имеющихся в Самарской области условий и с целью популяри-

зации достижений российской космонавтики предполагается создание культур-

но-туристского кластера для отдыха граждан и туристов в центре города Сама-

ры путем организации единой площадки, включающей территорию музея «Са-

мара Космическая», стадиона «Волга», объекта культурного значения «Фабри-

ка-кухня» и ее дополнением рядом объектов, такими как  самолетТУ-154, пла-

нетарий, спутник «Ресурс-Ф2», тематический парк. 

Формирование  гостевых  туристических  маршрутов  в  исторической 

части  городского  округа  Самара  к  проведению  чемпионата  мира  по  фут-

болу в 2018 году. 

Модернизация объектов туристской, гостиничной и ресторанной ин-

фраструктуры в центральной части городского округа Самара.  

Создание  туристско-рекреационного  кластера  «Событийная  агломе-

рация»

  (далее  –  ТРК  «Событийная  агломерация»),  направленного  на  проведе-

ние мероприятий международного уровня. 

ТРК «Событийная агломерация» будет включать существующие коллек-

тивные  средства  размещения,  расположенные  в  радиусе  100  км 

от  строящегося  в  городском  округе  Самара  стадиона  к  чемпионату  мира  по 

футболу в 2018 году, и предполагает проведение мероприятий по модернизации 

транспортной  инфраструктуры  (реализация  проекта  по  приведению  междуна-

294 

 

родного  аэропорта  «Курумоч»  в  соответствие  с  требованиями  ФИФА  в  целях 

предоставления высококачественных услуг и обеспечения готовности аэропор-

та к приему гостей и болельщиков чемпионата мира по футболу в 2018 году). 

ТРК  «Событийная  агломерация»  будет  также  являться  одним 

из  стратегических  направлений  развития  туризма  на  территории  Самарско-

Тольяттинской агломерации и предполагает создание дополнительных средств 

размещения. 

Развитие туристской информационной системы. 

Развитие  туристской  информационной  системы  предполагает  функцио-

нирование  туристских  информационных  центров  и  call-центра,  установка  ин-

формационных  указателей,  разработка  информационных  сайтов,  мобильных 

гидов,  информационных  киосков,  карт  и  путеводителей  для  туристов,  карты 

гостя, проведение рекламной кампании в целях продвижения туристских ресур-

сов региона и увеличения турпотока. 

Малотоннажная химия. 

Развитие  нового  сектора  «Малотоннажная  химия»  в  Самарской  области 

обусловлено  высоким  уровнем  развития  нефтехимического  кластера,  а  также 

наличием  потенциально  высокого  спроса  на  продукцию  сектора  со  стороны 

других  развитых  кластеров,  включая  производство  строительно-отделочных 

материалов, производство автомобилей и т.д. 

Объем  спроса  и  предложения  малотоннажной  химии  на  мировом  рынке 

практически совпадают. Продукция сектора преимущественно изготавливается 

под заказ. Предприятия, как правило, имеют лишь небольшие складские запасы 

основного ассортимента. Продукция малотоннажной химии высокомаржиналь-

на, любой неудовлетворенный спрос быстро компенсируется предложением. До 

2020  года  ожидается  рост  рынка  малотоннажной  химии  за  счет  роста  потреб-

ляющих  отраслей  таких,  как  производство  косметики,  моющих  средств,  кера-

мических материалов, строительно-отделочных материалов и др. 

Производство детских товаров. 

295 

 

Одним из конкурентных преимуществ Самарской области является нали-

чие развитого нефтехимического кластера. В связи с этим в Самарской области 

возможно производство потребительских товаров, сырьем для которых являет-

ся продукция нефтехимии, в частности пластики. Одним из наиболее перспек-

тивных сегментов является производство детских игрушек.  

В настоящее время объем данного рынка в ценах ритейлеров составляет 

порядка 500 млрд. дол в год. Доля игрушек составляет около 20%. Стоит отме-

тить, что маржа ритейлеров на данном рынке составляет порядка 40%, что поз-

воляет оценить рынок детских игрушек Российской Федерации в ценах произ-

водителей в 40 млрд. рублей в год. Данный рынок является привлекательным в 

первую очередь благодаря высоким темпам роста в последние годы. Так, с 2009 

по 2013 годы рынок детских товаров рос в среднем на 10% в год. Несмотря на 

спад  российской  экономики,  в  2015-2017  годах  также  прогнозируется  рост 

рынка детских товаров в среднем на 4% в год. 

В настоящее время основную долю на рынке детских игрушек занимают 

китайские  производители,  имеющие  достаточно  низкие  издержки  производ-

ства. Поэтому при развитии данного сектора в Самарской области необходимо 

обратить внимание на позиционирование товаров как превосходящих по каче-

ству/  экологичности/  безопасности  китайские  аналоги.  Кроме  того,  развитию 

конкурентоспособности отрасли по производству детских товаров в Самарской 

области  также  будет  способствовать  ослабление  рубля  и  обусловленное  этим 

повышение конкурентоспособности по издержкам российских производителей. 

Контрактное производство. 

Развитие нового сектора «Контрактное производство» в Самарской обла-

сти  обусловлено  наличием большого  числа производств  в  сфере  металлообра-

ботки и машиностроения, входящих в ключевые кластеры «Производство авто-

мобилей»,  «Аэрокосмический»,  «Производство  электротехнической  продук-

ции»,  а  также  значительными  резервами  по  загрузке  данных  производств  до-

полнительными заказами. 

296 

 

Проведенный  анализ  показал,  что  создание  интегрированного  центра 

контрактного  производства,  продвигающего  соответствующие  производства 

Самарской  области,  работающего  с  заказчиками  и  контролирующего  уровень 

качества  и  технологического  развития  контрактных  производств,  несет  в  себе 

существенные выгоды для Самарской области, в том числе: 

-  развитие  ключевых  кластеров  за  счет  формирования  новых  сегментов,  

повышения технологического уровня и улучшения финансового состояния ряда 

поставщиков; 

- создание высокопроизводительных рабочих мест в новом секторе; 

- приток инвестиций в новый сектор (рис. 115). 

 

Рис. 115. Создание центра контрактного производства 

 

Кроме  того,  организация  центра  контрактного  производства  создает  до-

полнительные преимущества для региональных производителей, в том числе: 

-  стратегическое  позиционирование  продукции,  обеспечивающее  лояль-

ность заказчиков; 

- дифференциация по отношению к конкурентам за счет развития ключе-

вых компетенций и усиления конкурентных преимуществ компании. 

Создание центра контрактного производства дает преимущества для региона,  
местных поставщиков/производителей и международных компаний-заказчиков

Преимущества для региона

Развитие в регионе ключевых кластеров

Создание высокопроизводительных рабочих мест

Приток инвестиций в регион

Преимущества для региональных производителей

Стратегическое позиционирование продукции, 
обеспечивающие лояльность заказчиков

Дифференциация по отношению к  конкурентам за 
счет развития ключевых компетенций и усиления 
конкурентных преимуществ компании

Преимущества для компаний-заказчиков

Прямой доступ к наиболее надежным 
производителями региона

Гарантированный доступ к производителям 
наиболее качественной продукции

Сравнительно низкие закупочные цены и 

сокращение транзакционных издержек

Источники: аналитика Strategy Partners Group

Механизм взаимодействия местных контрактных 

производителей и компаний-заказчиков

Преимущества создания центра контрактного 

производства

Центр 

контрактного 

производства

Международные компании-заказчики

Местные контрактные производители

Компании-заказчики 

могут 

взаимодействовать с 

местными 

производителями 

напрямую либо 

посредством центра 

контрактного 

производства

297 

 

Для  создания  центра  контрактного  производства  в  Самарской  области 

необходимо реализовать пять последовательных этапов: 

-  оценка  возможности  интеграции  в  глобальные  цепочки  добавленной 

стоимости; 

- повышение производительности предприятий; 

- улучшение качества продукции и сертификация; 

- аккредитация, развитие информационной платформы, продвижение; 

- интеграция в цепочки добавленной стоимости (рис. 116). 

 

 

Рис. 116. Последовательность создания центра контрактного производства 

 

Мерами  поддержки  сектора  контрактного  производства  являются  следу-

ющие: 

-  создание  Центра  контрактного  производства  как  структуры,  координи-

рующей  базу  данных  поставщиков  в  Самарской  области,  поиск  заказов,  кон-

троль качества продукции и продвижение региона; 

- разработка программы возврата части процентной ставки по кредиту на 

закупку оборудования для контрактного производства; 

Создание центров контрактного производства осуществляется в пять 
последовательных этапов

Источники: аналитика Strategy Partners Group

Оценка возможности 

интеграции в 

глобальные цепочки 

добавленной 

стоимости

Повышение 

производительности 

предприятий

Улучшение качества 

продукции и

сертификация

Аккредитация,

развитие 

информационной

платформы, 

продвижение

Интеграция в цепочки 

добавленной стоимости

1

2

3

4

5

Факторы, влияющие на возможность 
включения в цепочки добавленной 
стоимости

Перспективные возможности для 
интеграции

Мероприятия по поддержке и 
стимулированию предприятий в 
реализации мер по повышению 
производительности труда

Мероприятия по развитию 
внешних факторов, 
оказывающих влияние на 
производительность труда

Системные меры по развитию и 
повышению 
конкурентоспособности 
приоритетных отраслей

Стандарты качества 
продукции

Внедрение системы 
менеджмента качества

Поддержка внедрения систем 
контроля качества

Параметры отбора 
контрактных 
производителей

Аккредитация

Создание 
информационной 
платформы и 
продвижение

Выбор партнера

Тестирование 
образцов

Заключение договора

Обучение персонала

Контроль качества

Доставка продукции и 
оптимизация логистики

298 

 

-  разработка  программы  налогового  стимулирования  для  самарских  ком-

паний, активно привлекающих заказы на контрактное производство; 

- разработка программы компенсирования части затрат компаний в полу-

чении необходимых для контрактации сертификатов; 

- продвижение региона как центра контрактного производства. 

 

Развитие перспективных высокотехнологичных производств 

В  рамках  Национальной  технологической  инициативы  (НТИ),  курируе-

мой Агентством стратегических инициатив, реализуется комплекс мер по фор-

мированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального 

технологического лидерства России к 2035 году, разработана матрица приори-

тетов НТИ (рис. 117). В качестве перспективных направлений для развития вы-

сокотехнологичных производств в Самарской области выбраны следующие ба-

зовые технологические рынки. 

299 

 

 

 

 

Рис. 117. Матрица приоритетов НТИ

 

1.

 

AeroNet  –  распределенные  системы  беспилотных  летательных 

аппаратов. 

В  ближайшие  10-20  лет  благодаря  развитию  технологий  существенно 

расширится  применение  беспилотных  авиационных  и  околоземных  космиче-

ских  систем,  комплексных  решений  и  услуг  на  их  основе.  Возникнет  новый 

глобальный  сетевой  рынок  информационных,  логистических  и  иных  услуг, 

предоставляемых  флотом  беспилотных  аппаратов,  постоянно  находящихся  в 

воздухе и на низких космических орбитах. Рынками-предшественниками явля-

ются рынок авиаработ, выполняемых с применением пилотируемых воздушных 

судов,  и  рынок  услуг  дистанционного  зондирования  Земли,  предоставляемых 

космическими аппаратами. 

Ключевые сегменты рынка AeroNet: 

– дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) и мониторинг; 

– применение в сельском хозяйстве; 

– перевозки; 

– поиск и спасение; 

– связь и телекоммуникации. 

Наличие сильной системы подготовки специалистов аэрокосмической от-

расли в Самарской области в дальнейшем может способствовать развитию в ре-

гионе ряда новых сегментов аэрокосмической промышленности. Это производ-

ство  малых  спутников,  оказание  услуг  в  космической  отрасли,  а  также  разра-

ботка продуктов, связанных с информационными технологиями в космической 

отрасли, например, дистанционным зондированием Земли. 

Если  говорить  о  производстве  космической  продукции,  то  наиболее 

крупными  подсегментами  данного  сегмента  космической  отрасли  являются 

производство спутников и космических аппаратов. 

Одним из наиболее быстрорастущих сегментов в производстве спутников 

является сегмент микро- и наноспутников. Данный сегмент является привлека-

тельным  для  Самарской  области,  поскольку  он  характеризуется  относительно 

301 

 

низкими барьерами для входа по сравнению с другими сегментами аэрокосми-

ческой  отрасли.  В  сегменте  микро-  и  наноспутников  могут  успешно  работать 

относительно  небольшие  компании.  Такие  компании  занимают  60%  мирового 

рынка микро- и наноспутников. 

Если  говорить  о  сферах  применения  микро-  и  наноспутников,  то 

наибольшую  долю  занимают  технологические  спутники  (55%  всех  спутников, 

запущенных  в  2009  –  2013  годах  в  мире).  Также  значимыми  сегментами  для 

производства  микро-  и  наноспутников  являются  научные  исследования,  ди-

станционное зондирование земли и телекоммуникации. 

Еще  одним  перспективным  сегментом  для  Самарской  области  является 

предоставление космических услуг. Сегмент космических услуг и производства 

специального оборудования является самым большим сегментом мировой кос-

мической  отрасли  (выручка  данного  сегмента  составляет  73%  всей  отрасли). 

При  этом  данный  сегмент  также  является  наиболее  прибыльным  сегментом 

космической отрасли. 

Наиболее привлекательным с точки зрения рентабельности является сег-

мент управления, а также аренды и лизинга спутников. 

Еще одним перспективным направлением, связанным с предоставлением 

космических услуг, являются услуги на основе ДЗЗ. Актуальными для Самар-

ской области сегментами отрасли ДЗЗ могут стать обработка изображений ДЗЗ, 

разработка  потребительских  и  корпоративных  продуктов  и  приложений  на  их 

основе, а также производство малых спутников ДЗЗ.  

2.

 

NeuroNet  –  средства  человеко-машинных  коммуникаций,  осно-

ванные  на  передовых  разработках  в  нейротехнологиях  и  повышающих 

продуктивность  человеко-машинных  систем,  производительность  психи-

ческих и мыслительных процессов.  

Следующая технологическая революция будет связана с нейротехнологи-

ями  и  кардинальным  увеличением  производительности  умственного  труда  за 

счет интеграции мозга человека и вычислительных машин. Стремительное раз-

витие этого направления начнется после завершения расшифровки (картирова-

302 

 

ния)  работы  мозга,  по  аналогии  с  биотехнологической  революцией,  которая 

стартовала после расшифровки генома человека. 

Применение нейротехнологий в области образования позволит резко уве-

личить объем и скорость усвоения новых знаний, при этом развитие таких тех-

нологии, как нейрофитнес и модуляция памяти, приведет к возможности мно-

гократного усиления когнитивных способностей. 

В области медицины появятся технологии, позволяющие использовать ис-

кусственные конечности и дополнительные органы чувств, которые к 2035 году 

разовьются  в  доступное  для  массового  потребителя  нейроуправление  бытовым 

пространством. При этом уже в десятилетней перспективе ожидается появление 

эффективных  таргетных  биомаркеров  и  препаратов,  позволяющих  лечить  раз-

личные возрастные деменции, включая болезнь Альцгеймера и болезнь Паркин-

сона. А через двадцать лет возможно открытие генных и клеточных технологий 

коррекции мозга. 

Ключевые сегменты рынка NeuroNet: 

– нейроассистенты; 

– нейрообразование; 

– нейромедтехника; 

– нейроразвлечения и спорт; 

– нейрофарма; 

– нейро-коммуникации и маркетинг. 

3.

 

HealthNet – персонализированные медицинские услуги и лекар-

ственные  средства,  обеспечивающие  рост  продолжительности  жизни,  а 

также  получение  новых  эффективных  средств  профилактики  и  лечения 

различных заболеваний. 

Рынок  HealthNet  включает  в  себя  открытую  экосистему,  которая  поддер-

живает  и  развивает  малые,  средние  и  крупные  компании,  создающие,  произво-

дящие  и  предоставляющие  биотехнологические  и  медицинские  продукты  и 

услуги, которые ведут к значительному улучшению здоровья и качества жизни 

человека. 

303 

 

Ключевые сегменты рынка HealthNet: 

– превентивная медицина; 

– спортивное здоровье; 

– медицинская генетика; 

– информационные технологии в медицине; 

– здоровое долголетие; 

– биомедицина. 

Приоритетным  направлением  в  Самарской  области  также  является  развитие 

фармацевтики,  что  обусловлено  наличием  определенного  научного  потенциала  са-

марских вузов и наличием развитого поддерживающего сектора «Здравоохранение». 

Согласно прогнозам, глобальный фармацевтический рынок в ближайшие 

годы продолжит расти  умеренными темпами. При этом российский рынок яв-

ляется одним из наиболее быстрорастущих, что позволит увеличить его долю в 

глобальном рынке до 2,4-2,5% к 2020 году. 

С точки зрения возможностей для Самарской области, целевыми сегмен-

тами фармацевтического отраслевого сектора являются сегменты клинических 

исследований, БАД и процессной фармацевтики (рис. 118). 

 

Рис. 118. Развитость секторов фармацевтической промышленности  

в разных странах 

Примером для развития новых секторов может быть развитие 
фармацевтической промышленности, в частности, «процессной 
фармацевтики», клинических исследований и сегмента БАД

Примечания: 1 – Исследования биоэквивалентности; Источники: аналитика Strategy Partners Group

Развитые страны

Бразилия, Индия, Китай (страны БРИКс)

НИОКР

Клин.

иссле-

довани

я

Субс-

танции

Фор-

мовка

Капсу-

лиро-

вание

Дист-
рибу-

ция

НИОКР

Клин.

иссле-

довани

я

Субс-

танции

Фор-

мовка

Капсу-

лиро-

вание

Дист-
рибу-

ция

Инновационные 

препараты

Дженериковые

препараты

Безрецептур-

ные препараты

БАД

  

Сегмент ярко выражен в стране

Сегмент отсутствует в стране

Сегмент отсутствует в отрасли в 
принципе

Возможности для Самарской области

1

1

Биотех. 
препараты

1

1

304 

 

 

В  сегменте  БАД  у  Самарской  области  сохраняются  шансы  занять  свою 

нишу на рынке. Темп роста российского рынка БАД превышает темп роста ми-

рового рынка, что делает данный сегмент одним из наиболее привлекательных 

в отрасли. Кроме того, отечественная продукция составляет более 65% россий-

ского рынка  БАД, что демонстрирует  высокий потенциал  отечественных  ком-

паний в данном сегменте. 

Самарская область также имеет существенный потенциал в сегменте кли-

нических  исследований.  Однако  для  успешного  развития  в  этом  направлении 

требуется  оптимизация  государственного  регулирования,  которое,  на  текущий 

момент, является избыточным (рис. 119). 

 

 

Рис. 119. Текущее состояние рынка БАД и сегмента  

клинических исследований 

 

В качестве мер поддержки сегмента клинических исследований в страте-

гии обозначены: 

- ослабление государственного регулирования на региональном уровне; 

Текущее состояние рынка БАД и сегмента клинических исследований

Темп роста российского рынка БАД превышает темп 
роста мирового рынка, что делает данный сегмент 
одним из наиболее привлекательных в отрасли

Отечественная продукция составляет более 65% 
российского рынка БАД

Средний срок выдачи разрешений на проведение 
исследований в 2012 г. составил 116 дней – по 
данному показателю Россия все еще существенно 
отстает от США, Австралии и стран ЕС

На российский рынок клинических исследований 
негативно влияет избыточное даже по сравнению с 
ЕС государственном регулировании сегмента

Примечание: 1 – European Union Clinical Trials Directive, 2 – иностранный спонсор
Источники: Nutrition Business Journal, портал Pharmindex, DSM Group, данные АОКИ, British Journal of Clinical Pharmacology, аналитика Strategy Partners Group

У Самарской области сохраняются шансы закрепиться 

в сегменте БАД

Государственное регулирование сегмента клинических 

исследований требует оптимизации

Объем мирового рынка БАД, 

млрд. долл.

17

17

19

22

2010

+9%

2012

2011

2009

Объем рынка БАД в РФ, 

млрд. руб.

109

103

97

92

86

81

77

72

+6%

2014П

2013П

2012

2011

2010

2009

2008

Средние сроки выдачи разрешений на проведение КИ, 

2012, календарные дни

44

59

68

75

57

116

РФ (факт)

Европа (EUCTD)

1

РФ (норм)

США

Европа (ЛЗ)

2

Австралия

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     17      18      19      20     ..