Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 3

 

 

33 

Повышение экологических требований к нефтепродуктам и производству 

предполагает  необходимость  применения  механизмов  Киотского  протокола, 

распространение стандарта Евро-5, рост экологических требований на мазут и 

повышение уровня использования попутного нефтяного газа. 

Российская нефтедобывающая отрасль столкнулась с рядом сложностей в 

связи с развитием глобальных тенденций. Прежде всего, следует отметить ис-

тощение  месторождений  углеводородного  сырья  в  России.  Более  75%  место-

рождений  уже  вовлечены  в  промышленное  освоение,  средняя  выработанность 

запасов приближается к 50%. В ближайшее время возрастут затраты на разра-

ботку перспективных регионов, таких как Восточная Сибирь, шельфы, в связи 

со сложными климатическими условиями и отсутствием опыта и технологий. 

Для российских производителей газа существуют две главные угрозы: от-

каз зарубежных потребителей  – в первую очередь ЕС – от долгосрочных кон-

трактов с фиксированной формулой цены, падение рентабельности игроков га-

зового рынка и связанный с этим риск дефицита средств для реализации инве-

стиционных программ.  

Следует  отметить  повышение  экологических  требований:  ужесточение 

технического регламента, переход на Евро-стандарты (начиная с 2016 года, все 

производство  бензина  относится  к  экологическому  классу  не  ниже  Евро-5), 

введение акцизной политики, направленной на  стимулирование качественного 

топлива, требования к утилизации попутного газа.  

В  химической  промышленности  ключевыми  глобальными  трендами  яв-

ляются  перенос  производств  крупнотоннажной  продукции  в  развивающиеся 

страны,  развитие  наукоемких  производств  в  развитых  странах  и  расширение 

использования химической продукции (рис. 19). 

 

34 

 

 

Рис. 19. Основные глобальные тренды в мировой химической  

промышленности 

 
Российская химическая промышленность, несмотря на хороший потенци-

ал  с  точки  зрения  основных  фундаментальных  факторов,  отстает  от  ведущих 

мировых  игроков  в  химической промышленности по  таким  ключевым показа-

телям, как объем производства и производительность труда (рис. 20). 

35 

 

 

 

 

Рис. 20. Положение российской химической промышленности 

 
Структура  кластера  нефтедобычи,  нефтепереработки,  нефтехимии  и  хи-

мии представлена на рисунке 21. 

 

 

36 

Рис. 21. Структура кластера нефтедобычи, нефтепереработки,  

нефтехимии и химии 

 

Кластер  является  одним  из  наиболее  значимых  в  экономике  Самарской 

области (рис. 22). Доля кластера в совокупном выпуске всех кластеров области 

составляет 18,4%, в совокупной занятости области – 4,1%. 

 

 

 

Рис. 22. Доля кластера нефтедобычи, нефтепереработки, нефтехимии и химии в 

совокупном выпуске всех кластеров и совокупной занятости населения 

Самарской области 

 
На рисунке 23 представлена карта кластера области, на которую нанесе-

ны ключевые продукты, производимые в рамках кластера и ключевые поддер-

живающие институты. Область обладает широким портфелем продуктов в дан-

ном кластере. 

 

37 

 

 

Рис. 23. Карта кластера нефтедобычи, нефтепереработки, 

нефтехимии и химии 

 
Кластер нефтедобычи, нефтепереработки, нефтехимии и химии развит по 

всем  звеньям  цепочки  создания  стоимости:  разведка  обустроенных  нефтяных 

месторождений и месторождений природного газа, добыча нефти и газа, полу-

чение первичного концентрата (различные фракции, мазуты, метан, бутан, этан 

и др.), производство первичной продукции (бензина, топлива, этилена, бутиле-

на). Менее развит сегмент производства вторичной продукции: растворителей, 

пластмасс, резины и др. (рис. 24). 

 

38 

 

 

Рис. 24. Упрощенная цепочка создания стоимости в кластере нефтедобычи, 

нефтепереработки, нефтехимии и химии 

 
Поддерживающие услуги для кластера включают в себя маркетинг и юри-

дические  услуги.  Под  вспомогательными  процессами  понимается  инжиниринг, 

строительство, обслуживание, прокладка трубопроводов / продуктопроводов. 

Крупнейшие  игроки  и  основные  производимые  продукты,  а  также  взаи-

мосвязь компаний кластера отражены на рисунке 25. На схеме также отражены 

потенциальные продукты более глубоких переделов, которые могли бы произ-

водиться компаниями кластера. 

 

39 

 

 

Рис. 25. Технологическая карта кластера нефтедобычи, нефтепереработки, 

нефтехимии и химии Самарской области  

 
В  целях  выявления  преимуществ  и  проблемных  зон,  угроз  и  возможно-

стей развития кластера проведен SWOT-анализ. 

К сильным сторонам кластера Самарской области относятся: 

- широкая линейка выпускаемого в отрасли ассортимента продуктов; 

- возможность поставки сырья с невысокими транспортными издержками 

с близлежащих месторождений; 

- развитость инфраструктуры по транспортировке ресурсов; 

- наличие крупных нефте- и газоперерабатывающих заводов; 

- наличие конечных потребителей в регионе. 

Регион характеризуется развитой инфраструктурой для индустрии благо-

даря длительной истории развития отрасли (рис. 26). 

 

40 

 

Рис. 26. Расположение основной инфраструктуры кластера 

 
Скорость  обновления  мощностей  в  нефтепереработке  выше,  чем  в  сред-

нем по обрабатывающим производствам (рис. 27). 

 

 

 

Рис. 27. Коэффициент обновления основных фондов в 2007 – 2014 годах                                      

(по крупным и средним коммерческим организациям) 

 
Слабыми сторонами кластера являются следующие факторы: 

Куйбышевский НПЗ

Новокуйбышевский НПЗ

Сызраньский НПЗ

ТольяттиАзот

Тольяттикаучук

КуйбышевАзот

ННК

Промсинтез

Нефтепроводы
Газопроводы

Нефтяные 
месторождения

НПЗ
Основные химические 
производственные 
мощности

18% 

15% 

10% 

25% 

15% 

10% 

23% 

33% 

9% 

7% 

7% 

8% 

6% 

7% 

10% 

11% 

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Производство кокса и нефтепродуктов 

Обрабатывающие производства 

41 

- высокие цены на электроэнергию и ж/д перевозки. Как видно из рисунка 

28, издержки на электроэнергию более, чем в 3 раза превышают показатели Ки-

тая, а тариф на перевозки на 20% выше американских; 

 

 

Рис. 28. Тарифы на электроэнергию и ж/д перевозки в  

Российской Федерации и мире

 

 
-  низкая  глубина  переработки.  Глубина  переработки  нефти  в  регионе  на 

двух  заводах  (Сызранском  и  Куйбышевском  НПЗ)  ниже  общероссийского 

уровня (рис. 29). При этом в целом по России глубина переработки нефти су-

щественно отстает от показателей США и Западной Европы; 

 

 

Рис. 29. Глубина нефтепереработки 

 

42 

-  низкий  масштаб  производственных  мощностей,  отсутствие  эффекта 

масштаба по сравнению с мировыми аналогами. Загрузка мощностей по пере-

работке нефти ниже среднероссийской на двух из трех НПЗ региона: Сызран-

ском  и  Новокуйбышевском  (рис.  30).  Однако,  в  будущем  поставки  нефти  из 

Республики Казахстан (Кашаганское месторождение) могут повысить загрузку 

НПЗ в Самарской области; 

 

Рис. 30. Загрузка установок первичной переработки нефти в 2013 году 

 
- низкая энерго- и ресурсоэффективность большинства производств; 

- низкое потребление химической продукции в базовых отраслях. Россий-

ский рынок потребления химической продукции значительно менее развит, чем 

многие  иностранные  рынки.  Это  связано,  прежде  всего,  с  технологической  и 

экономической неразвитостью базовых отраслей.  

Кроме того, имеет место неоптимальное техническое состояние активов: 

многие  из  них  значительно  изношены,  а  также  не  являются  эффективными  с 

точки зрения издержек из-за низкого масштаба и низкой энергоэффективности. 

Среди возможностей для развития кластера можно отметить: 

- развитие внутреннего рынка; 

 - увеличение сложности используемых химических продуктов и глубины 

переделов; 

-  реализация  программных документов федерального  уровня, направлен-

ных на развитие отрасли; 

-  наличие  большого  числа  продуктов  с  потенциалом  к  импортозамеще-

нию  (например,  полипропилен,  поливинилхлорид,  полистирол,  полиэтилен  и 

др.), высокими темпами роста рынка и добавленной стоимостью.  

Новокуйбышевский

82,9%

Сызранский

88,1%

Россия

92,9%

Куйбышевский

95,6%

43 

В настоящее время из России в основном экспортируется химическое сы-

рье, а в Россию ввозятся продукты высоких переделов на сумму, близкую к 1 

трлн.  рублей.  Собственное  производство  этих  импортируемых  продуктов  –  и 

есть одна из главных возможностей российских компаний. 

Примером такого продукта является поликарбонат, который предполага-

ется  производить  на  производственных  мощностях  АО  «Новокуйбышевская 

нефтехимическая компания». 

Поликарбонат  –  материал  для  изготовления  дисков,  оптических  линз  и 

т.д.  АО  «Новокуйбышевская  нефтехимическая  компания»  уже  производит  не-

обходимое  первоначальное  сырье,  а  производство  продукта  не  требует  значи-

тельных  инвестиций.  На  российский  же  рынок  импортируется  значительное 

количество  этого  продукта,  что  делает  его  привлекательным  для  инвестиций 

(рис. 31). 

 

 

 

Рис. 31. Возможное производство поликарбоната в Самарской области на базе 

мощностей АО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания» 

 
Угрозами для развития кластера являются: 

44 

-  возможность  потери  преимущества  низкой  стоимости  природного  газа, 

который составляет значительную часть в структуре себестоимости химической 

промышленности; 

- рост цен на электроэнергию; 

- усиливающаяся конкуренция на экспортных рынках; 

- протекционистская политика некоторых стран-импортеров. 

Так как значительная часть химической продукции вывозится из России, 

значительной угрозой становятся протекционистские меры на экспортных рын-

ках.  Например,  трехкратное  повышение  пошлин  в  ЕС  на  крупнотоннажный 

продукт  экспорта  –  метанол  –  может  стать  серьезной  проблемой  для  его  экс-

порта в Европу.  

Таким образом, ключевые проблемы кластера можно отнести к ряду групп. 

В части себестоимость продукции: 

-

 

высокие цены на электроэнергию; 

-

 

высокие тарифы на ж/д перевозки; 

-

 

рост стоимости природного газа. 

В части развития внутреннего рынка химии: 

-

 

зависимость компаний от экспорта; 

-

 

низкое удельное потребление химической продукции в отраслях потре-

бителях. 

В части технологического отставания: 

-

 

низкая глубина переделов; 

-

 

высокий  уровень  износа  оборудования  и  использование  устаревших 

технологий; 

-

 

низкий  масштаб  производственных  мощностей,  отсутствие  эффекта 

масштаба; 

-

 

низкая энерго- и ресурсоэффективность большинства производств. 

В части обеспечения кадрами: 

-  несоответствие  молодых  специалистов  современным  требованиям  про-

изводства; 

45 

-  отсутствие  практического  обучения  на  оборудовании,  отвечающем  со-

временным требованиям. 

 

1.3.4. Аэрокосмический кластер 

 

Основными глобальными трендами в аэрокосмическом кластере являют-

ся рост спроса на рынке авиационной техники, развитие технологий и материа-

лов, глобализация производств, рост объемов орбитальных перевозок. 

Рост спроса на рынке авиационной техники характеризуется следующими 

тенденциями:  ростом  количества  авиаперевозок,  высокими  темпами  обновле-

ния парка самолетов, повышением топливной эффективности.  

Развитие  технологий  и  материалов  выражается  в  росте  использования 

композитов для производства с целью повышения топливной эффективности и 

внедрения новых технологий для сборочных линий. Доля композитных матери-

алов,  используемых  при  создании  компанией  Airbus  самолетов  A380  и  A350 

XWB, доходит до 25-50%. 

Глобализация производств предполагает распределение этапов производ-

ства между подрядчиками (снижение стоимости, распределение рисков), пере-

ход к зарубежным поставщикам. Например, в производстве самолетов AIRBUS 

задействовано порядка 1500 компаний разного уровня. 

Рост объемов орбитальных перевозок характеризуется следующими тен-

денциями: ростом числа коммерческих запусков космических аппаратов, числа 

компаний, предоставляющих услуги по запуску,  увеличением веса выводимых 

космических аппаратов. 

В настоящее время мировой рынок дистанционного зондирования земли 

динамично развивается. Однако он в основном представлен беспилотными ле-

тательными аппаратами (далее  – БПЛА) (оценивается в 89 млрд. долл. США), 

из них более 90% БПЛА военного назначения. Кроме того, космические аппа-

раты  дистанционного  зондирования,  разрабатываемые  самарскими  предприя-

тиями,  уступают  мировым  аналогам  (срок  активной  работы  КА  «Ресурс-П», 

выведенного на орбиту 25.06.2013, составляет 5лет, против 7 лет у «GEOEYE-

46 

1», запущенного 6 сентября 2008 года, также уступает в пространственном раз-

решении  в  панхроматическом  диапазоне:  1м.  у  «Ресурс-П»  против  0,46м. 

«GEOEYE-1», в мультиспектральном диапазоне 3-4м. у «Ресурс-П» против 1,65 

м. «GEOEYE-1»). 

Российский рынок характеризуется следующими трендами. 

1. Развитие парка узкофюзеляжных магистральных и региональных само-

летов, связанное с субсидированием компаний, занимающихся региональными 

авиаперевозками,  ростом  рынка  авиаперевозок  при  невысокой  плотности  пас-

сажиропотоков.  На  рисунке  32  представлено  изменение  парка  магистральных 

самолетов в России. 

 

 

 

Рис. 32. Парк магистральных самолетов России в 2009 – 2013 годах, шт. 

 
2.  Рост  спроса  на  самолеты  зарубежного  производства,  обусловленный 

малым  объемом  производства  российских  самолетов,  проблемами  с  техниче-

ским обслуживанием самолетов российского производства. В 2013 году постав-

ки магистарльных самолетов зарубежного производства увеличились более чем 

на 24% по сравнению с 2011 годом.   

3. Рост темпов обновления парка самолетов вызван увеличением топлив-

ной  эффективности  новых  самолетов,  требованиями  стран  ЕС  к  шумности  и 

экологичности самолетов. 

4.  Развитие  космической  отрасли  направлено  на  создание  экологичных 

двигателей,  увеличение  мощности  ракет-носителей,  увеличение  веса  выводи-

мых аппаратов. 

601 

605 

605 

656 

688 

2009

2010

2011

2012

2013

47 

Структура  аэрокосмического  кластера  Самарской  области  состоит  из  5 

основных подсекторов: производство частей и принадлежностей летательных и 

космических аппаратов, двигателестроение,  ракетостроение,  самолетостроение 

и производство космических аппаратов (рис. 33). 

 

 

 

Рис. 33. Структура аэрокосмического кластера Самарской области

 

 

Аэрокосмический  кластер  вносит  значительный  вклад  в  занятость  насе-

ления в сравнении с другими небюджетными секторами и характеризуется низ-

кой долей выручки (рис. 34). 

 

48 

 

 

 

Рис. 34. Объем выручки и доля занятых в аэрокосмическом кластере

 

 
Основными сегментами упрощенной цепочки создания стоимости в кла-

стере  являются  научно-исследовательские  и  опытно-конструкторские  работы, 

которые включают в себя конструирование, разработку материалов, электрони-

ки  и  технологических  процессов.  Вторым  сегментом  является  производство 

компонентов таких, как  сопла, камеры сгорания, подшипники, двигатели, эле-

менты фюзеляжа, крылья, авионика, элементы обшивки. Сборочное производ-

ство  включает  в  себя  производство  авиационных  двигателей,  ракетных  двига-

телей,  самолетов,  вертолетов,  БПЛА,  ракет-носителей  и  космических  аппара-

тов. Сегмент продаж и маркетинга включает в себя рекламу, страхование, услу-

ги лизинга. Сегмент сервиса включает в себя интеграцию, техническое обслу-

живание  и  ремонт,  производство  тренажеров  и  аэродромного  оборудования, 

выведение на орбиту (рис. 35). 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..