Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 1

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

Стратегия 

социально-экономического развития 

Самарской области на период до 2030 года 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение ............................................................................................................................ 4

 

1. Стратегическая диагностика ....................................................................................... 5

 

1.1. Особенности исторического развития Самарской области ................................ 5

 

1.2. Структура экономики, оценка достигнутых результатов социально-
экономического развития региона ................................................................................. 9

 

1.3. Диагностика отраслевых кластеров и секторов экономики Самарской 
области ............................................................................................................................. 14

 

1.3.1.  Кластеризация экономики региона, выбор приоритетных кластеров ......... 14

 

1.3.2. Автомобилестроение ........................................................................................... 21

 

1.3.3. Нефтедобыча, нефтепереработка, нефтехимия и химия ................................ 32

 

1.3.4. Аэрокосмический кластер .................................................................................. 45

 

1.3.5. Агропромышленный комплекс .......................................................................... 54

 

1.3.6. Транспорт и логистика ........................................................................................ 62

 

1.3.7. Инфокоммуникации и связь ............................................................................... 75

 

1.3.8. Сфера энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ............................. 82

 

1.3.9. Строительство и производство строительных материалов ............................ 87

 

1.3.10. Сфера торговли Самарской области ............................................................. 101

 

1.4. Диагностика социальных секторов..................................................................... 104

 

1.4.1. Здравоохранение ................................................................................................ 104

 

1.4.2. Образование ........................................................................................................ 110

 

1.4.3. Физическая культура и спорт ........................................................................... 120

 

1.4.4. Культура .............................................................................................................. 123

 

1.4.5. Социальная защита населения ......................................................................... 127

 

1.4.6. Развитие гражданского общества .................................................................... 137

 

1.5. Оценка качества жизни населения Самарской области................................... 140

 

1.6. Анализ демографического потенциала и трудовых ресурсов ........................ 143

 

1.7. Анализ бизнес-климата в регионе (предпринимательский и                      
инвестиционный климат) ............................................................................................ 154

 

1.8. Оценка инновационного потенциала Самарской области .............................. 177

 

1.9. Анализ внешнеэкономической и межрегиональной деятельности ................ 192

 

1.10. Диагностика регионального бюджета .............................................................. 199

 

1.11. Диагностика ресурсного и туристско-рекреационного потенциала ............ 204

 

1.12. Оценка экологической ситуации ...................................................................... 215

 

1.13. Территориально-пространственное развитие ................................................. 223

 

1.14. SWOT-анализ ситуации в регионе .................................................................... 230

 

2. Видение будущего, стратегические цели и задачи развития Самарской               
области ........................................................................................................................... 242

 

2.1. Сценарии развития региона ................................................................................. 242

 

2.2. Перспективная роль и место Самарской области в России и мире ................. 252

 

2.3. Видение будущего к 2030 году: «Три горизонта развития Самарской 
области» ......................................................................................................................... 253

 

2.4. Стратегические цели и задачи развития региона ............................................. 260

 

2.5. Показатели достижения стратегических целей ................................................ 261

 

3. Стратегические направления развития Самарской области .............................. 264

 

3.1. Рост конкурентоспособности экономики .......................................................... 265

 

3.1.1. Развитие приоритетных кластеров, новых сегментов экономики и 
перспективных высокотехнологичных производств .............................................. 265

 

3.1.1.1. Автомобилестроительный кластер ............................................................... 266

 

3.1.1.2. Нефтехимический кластер ............................................................................. 271

 

3.1.1.3. Аэрокосмический кластер ............................................................................. 277

 

3.1.1.4. Агропищевой кластер ..................................................................................... 281

 

3.1.1.5. Развитие новых сегментов экономики и перспективных 
высокотехнологичных производств .......................................................................... 284

 

3.1.2. Развитие инфраструктуры ................................................................................ 306

 

3.1.2.1. Промышленная инфраструктура (индустриальные парки) ...................... 306

 

3.1.2.2. Транспортно-логистический сектор ............................................................. 308

 

3.1.2.3. Сектор коммуникаций .................................................................................... 316

 

3.1.2.4. Торговля ........................................................................................................... 319

 

3.1.3. Инновации ........................................................................................................... 321

 

3.1.4. Обеспечение режима максимального благоприятствования развитию 
предпринимательства .................................................................................................. 324

 

3.1.5. Внешнеэкономическая деятельность .............................................................. 346

 

3.2. Улучшение качества жизни населения .............................................................. 348

 

3.2.1. Демографическое развитие ............................................................................... 348

 

3.2.2. Повышение материального благосостояния жителей .................................. 352

 

3.2.3. Улучшение экологической ситуации .............................................................. 354

 

3.2.4. Развитие системы образования и кадровое обеспечение экономического 
роста……………. ......................................................................................................... 364

 

3.2.5. Развитие системы здравоохранения ................................................................ 370

 

3.2.6. Развитие физической культуры и спорта........................................................ 373

 

3.2.7. Развитие культуры ............................................................................................. 376

 

3.2.8. Развитие социальной защиты ........................................................................... 379

 

3.2.9. Развитие гражданского общества .................................................................... 383

 

3.2.10. Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем. Развитие 
строительного сектора, сектора энергетики и жилищно-коммунального 
хозяйства ....................................................................................................................... 386

 

3.3. Повышение эффективности деятельности Правительства Самарской           
области ........................................................................................................................... 394

 

3.3.1. Повышение эффективности бюджетной политики ....................................... 394

 

3.3.2. Снижение административных барьеров и повышение качества 
государственных услуг ................................................................................................ 396

 

3.3.3. Повышение эффективности институтов развития ........................................ 398

 

3.3.4. Повышение эффективности взаимодействия с органами местного 
самоуправления ............................................................................................................ 413

 

4. Совершенствование территориально-пространственного развития области .. 414

 

5. Инвестиционная стратегия ..................................................................................... 430

 

6. Система стратегических проектов развития Самарской области ..................... 446

 

7. Ожидаемые результаты реализации Стратегии ................................................... 457

 

8. Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии ....... 462

 

9. Механизм реализации Стратегии .......................................................................... 463

 

 

Введение 

 

Стратегия социально-экономического развития Самарской области на пе-

риод до 2030 года (далее – Стратегия) разработана в соответствии с Федераль-

ным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Рос-

сийской Федерации». 

Стратегия  определяет  приоритеты,  цели  и  задачи  государственного 

управления социально-экономическим развитием Самарской области на долго-

срочную перспективу. 

Стратегия 

учитывает 

Концепцию 

долгосрочного 

социально-

экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стра-

тегию социально-экономического развития Приволжского федерального округа 

на период до 2020 года, прогноз долгосрочного социально-экономического раз-

вития  Российской  Федерации  на  период  до  2030  года,  приоритеты  и  задачи, 

обозначенные  в  Основных  направлениях  деятельности  Правительства  Россий-

ской Федерации на период до 2018 года, Указах Президента Российской Феде-

рации от 07.05.2012, ежегодных посланиях Президента Российской Федерации 

Федеральному  Собранию  Российской  Федерации,  Губернатора  Самарской  об-

ласти  Самарской  Губернской  Думе,  а  также  основные  положения  стратегий 

развития  отдельных сфер и направлений, принятых на федеральном уровне. 

При  разработке  Стратегии  учтены  мировые  тенденции  социально-

экономического развития и международный опыт развития отраслевых класте-

ров и секторов экономики. 

Стратегия  разработана  министерством  экономического  развития,  инве-

стиций и торговли Самарской области совместно с ЗАО «Стратеджи Партнерс 

Групп» (г. Москва) с участием органов исполнительной власти Самарской об-

ласти и органов местного самоуправления в Самарской области, широкого кру-

га экспертов из представителей крупных предприятий, малого и среднего биз-

неса, вузов, целевых групп общественности. 

При подготовке документа проведена стратегическая диагностика Самар-

ской  области,  осуществлен  опрос  населения  области  на  тему  удовлетворенно-

сти  качеством  жизни  в  регионе,  дана  оценка  уровню  конкурентоспособности 

региона, обозначены стратегические цели и задачи развития региона на долго-

срочную перспективу и целевые ориентиры их достижения, определены прио-

ритетные отраслевые кластеры и потенциально привлекательные новые сектора 

экономики,  сформирован  перечень  крупных  стратегических  проектов.  Резуль-

таты,  полученные  в  ходе  проведения  данных  работ,  были  презентованы  и  об-

суждались  на  стратегических  сессиях.  Также  состоялась  целая  серия  эксперт-

ных совещаний по вопросам развития отдельных кластеров, секторов экономи-

ки  и  социальных  сфер  в  Самарской  области,  многочисленные  2-х  сторонние 

консультации с представителями вузов, предприятий и организаций Самарской 

области. 

При разработке стратегии использовались экономико-математические ме-

тоды анализа и прогнозирования, SWOT-анализ, метод сценарного прогнозиро-

вания, экспертных оценок, современные информационные технологии. 

 

1. Стратегическая диагностика 

 

1.1. Особенности исторического развития Самарской области 

 

Анализ  истории  развития  Самарской  области  дает  возможность  лучше 

понять, каким образом сложилась текущая ситуация в области, как сформиро-

вались конкурентные преимущества и отличительные особенности региона. На 

рисунке 1 отображены периоды истории области, оказавшие наибольшее влия-

ние на ее развитие. 

 

 

Рис. 1. Основные этапы развития Самарской области 

 

Территория  Самарской  области  стала  частью  Российского  государства  в 

середине XVI века. В месте слияния рек Самары и Волги город Самара был ос-

нован как пограничная крепость. 

В  1850  году  Самарская  губерния  была  выделена  в  самостоятельную  ад-

министративную  единицу.  Активному  экономическому  развитию  региона  во 

многом способствовала торговля зерном: Самара имела крупнейшую в России 

зерновую  биржу.  Доходы  от  зерновой  торговли  позволили  развить  промыш-

ленность  региона,  образование,  здравоохранение,  культуру  и  архитектуру.  В 

результате развития речного транспорта и строительства железных дорог Сама-

ра стала важным транзитным перевалочным пунктом и крупным торговым цен-

тром. Все это способствовало росту численности населения и значимости горо-

да: Самара стала центром расположения крупных коммерческих предприятий, 

что отразилось на архитектуре города, развитии культурных объектов, форми-

ровании городского сообщества. 

В начале ХХ века губерния была активно вовлечена в гражданскую вой-

ну. Власть в городе в течение двух лет переходила от войск городских повстан-

цев и «белочехов» к большевикам. В 1935 году Самара переименована в Куй-

бышев в честь В.В.Куйбышева. 

В годы Великой Отечественной войны Куйбышев стал одним из страте-

гически важных городов. В Куйбышевскую область были эвакуированы заводы 

как по производству узлов и деталей самолетов ИЛ-2, так и строительству са-

молетов  ИЛ-2,  а  также  крупные  машиностроительные  заводы,  запущен  Сыз-

ранский  нефтеперерабатывающий  завод,  ключевой  задачей  которого  стало 

обеспечение армии горючим материалом. Были перемещены представительства 

большого числа иностранных государств, а также создана резиденция главы ЦК 

КПСС. Статус Куйбышева возрос настолько, что его стали называть столицей 

тыла. Рядом со строящимися промышленными предприятиями создавались но-

вые города, например, Новокуйбышевск. 

В  послевоенные  годы  продолжилось  ускоренное  экономическое  и  про-

мышленное развитие региона. Область стала одним из крупнейших нефтедобы-

вающих  регионов,  а  после  постройки  Куйбышевского  и  Новокуйбышевского 

нефтеперерабатывающих  заводов  –  крупнейшим  нефтеперерабатывающим  ре-

гионом.  Дальнейшее  развитие  области  во  многом  концентрировалось  вокруг 

новых  созданных  нефтеперерабатывающих  заводов,  что  способствовало  бур-

ному развитию Новокуйбышевска и Сызрани. 

Важной основой, как для последующего развития промышленности, так и 

комфортной  жизни  жителей  региона,  стала  запущенная  в  1955  году  Жигулев-

ская гидроэлектростанция. 

Одним  из  ключевых  факторов,  оказавшим  существенное  влияние  на  бу-

дущее  развитие  Самарской  области,  стало  формирование  аэрокосмического 

комплекса, базой  для  которого  послужили  авиационные предприятия,  переме-

щенные в Самару в годы войны, в частности одного из крупнейших советских 

предприятий отрасли  – Авиационного завода № 1, производившего бомбарди-

ровщики Ил и истребители МиГ. 

В 60-70-е годы в регионе было продолжено развитие химической и аэро-

космической промышленности. Первая и вторая ступени ракеты-носителя «Во-

сток»,  которая  вывела  на  орбиту  Юрия  Гагарина,  были  произведены  на  Куй-

бышевском  заводе  «Прогресс».  Завод  стал  основным  советским  производите-

лем  ракет-носителей.  В  частности,  модификации  ракеты-носителя  «Союз», 

впервые запущенной в 1966 году, активно используются по настоящее время. 

Во  второй  половине  60-х  годов  произошло  новое  ключевое  событие, 

предопределившее  также  будущую  специфику  региона  –  по  технологии  круп-

нейшего итальянского автопроизводителя «Фиат» в регионе был построен  но-

вейший  и  крупнейший  в  Советском  Союзе  Волжский  автомобильный  завод. 

Волжский  автозавод  был  построен  в  рекордно  короткие  сроки:  в  1967  году 

начались земляные работы, а в 1970 году появилась первая продукция  – авто-

мобили LADA 2101. Они положили начало широко известной и популярной се-

годня марке LADA. В целях обеспечения комфортными условиями проживания 

людей, работающих на заводе, и их семей, был построен город Тольятти, пре-

вратившийся в новую ключевую «точку роста» в регионе и во всем Поволжье, 

население которого уже к концу 80-х годов превышало 600 тыс. человек. 

Этап  индустриального  развития  Самарской  (Куйбышевской)  области  в 

50-80-е  годы  20  века  не  только  обеспечил  мощную  промышленную  базу,  но  и 

сформировал уникальную модель расселения в регионе: вокруг особо охраняе-

мой природной территории – Жигулевского заповедника – сформировалось це-

лое кольцо городов, каждый из которых отличался и своим архитектурным об-

ликом и стилем жизни городского сообщества. 

В  сложные  для  большинства  регионов  90-е  годы  экономика  Самарской 

области находилась в более благоприятном положении, чем большинство реги-

онов  Поволжья  и  Российской  Федерации.  Это  было  возможно,  прежде  всего, 

благодаря хорошим позициям АвтоВАЗа, на продукцию которого в стране су-

ществовал устойчивый спрос, а также благодаря развитому нефтедобывающему 

и нефтехимическому комплексам. 

Однако  данное  временное  благоприятное  положение  оказало  в  долго-

срочном периоде негативное воздействие на Самарскую область – пока во мно-

гих других российских регионах шли вынужденные модернизационные процес-

сы,  крупный  бизнес  в  области  был  в  меньшей  степени  мотивирован  к  серьез-

ным изменениям, что в итоге привело к замедлению темпов развития по срав-

нению  с  регионами-конкурентами,  которые  начали  развиваться  быстрее.  Не-

смотря на это, в настоящее время Самарская область – это один из ведущих ре-

гионов  России,  который  обладает  значительными  трудовыми,  производствен-

ными ресурсами и в силу своего благоприятного географического положения и 

накопленного экономического потенциала занимает важное место в экономике 

страны и Приволжского федерального округа (далее – ПФО). 

 
1.2.  Структура  экономики,  оценка  достигнутых  результатов  соци-

ально-экономического развития региона 

 

Валовой региональный продукт Самарской области 

 

За период 2000 – 2014 годов объем валового регионального продукта (да-

лее – ВРП) Самарской области увеличился в 1,7 раза в сопоставимых ценах со 

среднегодовым темпом роста 103,5%, без учета влияния мирового финансового 

кризиса 2008 года – в 2,1 раза (105,4%). В 2014 году объем ВРП по сравнению с 

предыдущим годом увеличился на 1,9% в сопоставимых ценах и составил 1152 

млрд. рублей. 

По  объему  ВРП  Самарская  область  занимает  10  место  среди  субъектов 

Российской Федерации

1

 (в 2000 году – 9 место). Удельный вес ВРП Самарской 

области в общем объеме ВРП всех субъектов Российской Федерации составляет 

2% (в 2000 году – 2,4%). 

По  объему  валового  регионального  продукта  на  душу  населения  (358,6 

тыс.  рублей)  Самарская  область  отстает  от  среднероссийского  уровня 

                                                           

1

 Без учета автономных округов и регионов Крымского федерального округа.  

10 

(408,5 тыс.  рублей  –  без  учета  регионов  Крымского  федерального  округа)  на 

12,2% (рис. 2). По темпу роста среднедушевого ВРП в 2006 – 2014 годах (в те-

кущих  ценах)  Самарская  область  уступает  регионам-конкурентам,  опережая 

только Челябинскую область. Перечень регионов-конкурентов и методика вы-

бора регионов для сравнения приведена в приложении 1. 

 

 

 

Рис. 2. Сравнение среднедушевого ВРП Самарской области с другими 

субъектами Российской Федерации. Декомпозиция среднедушевого ВРП 

Самарской области в 2014 году 

 
Одним из основных сдерживающих факторов экономического роста в Са-

марской области является низкая производительность труда в экономике (соот-

ношение объема ВРП и численности занятых в экономике), которая меньше об-

щероссийского уровня. Эффект участия в экономике (соотношение численности 

занятых в экономике к численности населения в трудоспособном возрасте) и эф-

фект занятости (соотношение численности населения в трудоспособном возрасте 

к общей численности населения) оказывают незначительное воздействие на  от-

клонение уровня благосостояния региона от общероссийского показателя. Мето-

дика определения факторов, влияющих на уровень среднедушевого ВРП, приве-

дена в приложении 2. 

11 

Согласно проведенному анализу декомпозиции среднедушевого ВРП Са-

марской области в 2014 году в структуре отставания региона от среднероссий-

ского уровня благосостояния эффект производительности в экономике состав-

ляет -48 тыс. руб. или -11,7%, эффект участия – -0,4 тыс. рублей или  (-0,1%), 

эффект занятости – - 1,6 тыс. рублей (-0,4%) (рис. 2). 

Таким  образом,  доля  населения  в  трудоспособном  возрасте  в  общей  чис-

ленности области, а также доля занятого в экономике населения от  общей чис-

ленности  населения  в  трудоспособном  возрасте  примерно  соответствуют  сред-

нероссийским показателям. В то же время, уровень производительности, прихо-

дящийся на одного занятого, существенно ниже среднероссийского уровня. 

На  территории  Самарской  области  представлены  практически  все  виды 

экономической  деятельности.  Основными  направлениями  экономической  спе-

циализации  региона  являются  производство  автомобилей  и  автокомпонентов, 

авиакосмическое  машиностроение,  нефтедобыча  и  нефтепереработка,  цветная 

металлургия, химия, электроэнергетика, сельское хозяйство. 

В структуре ВРП Самарской области наибольший удельный вес занимают 

обрабатывающие производства (24,7% от общего объема ВРП), добыча полез-

ных  ископаемых  (14,2%),  торговля  (11,7%),  операции  с  недвижимым  имуще-

ством (10,8%), транспорт и связь (8,2%), строительство (7,6%), сельское хозяй-

ство (4,9%). 

В 2014 году по сравнению с 2006 годом в отраслевой структуре ВРП воз-

росла доля добычи полезных ископаемых, производства и распределения элек-

троэнергии,  газа  и  воды,  сельского  хозяйства,  строительной  отрасли,  здраво-

охранения,  образования,  операций  с  недвижимым  имуществом,  уменьшился 

вклад обрабатывающих производств, торговли, сферы транспорта и связи (рис. 

3). Существенное сокращение доли обрабатывающих производств (на 3,7 п.п.) 

обусловлено, в основном, сокращением вклада отраслей машиностроения. Это 

неблагоприятным образом сказывается на качественном росте валового регио-

нального  продукта,  так  как  в  основном  именно  в  машиностроении  создается 

продукция с высокой добавленной стоимостью.

 

12 

 

 

 

Рис. 3. Динамика структуры ВРП Самарской области в 2006 – 2014 годах, 

в % к итогу 

 
Таким  образом,  макроэкономический  анализ  показывает,  что  Самарская 

область способна развиваться более ускоренными темпами, что может обеспе-

чиваться более выраженными мерами стимулирования промышленного произ-

водства и экономического роста за счет повышения инвестиций в основной ка-

питал,  роста  производительности  труда  и  создания  высокопроизводительных 

рабочих мест, активизации инновационного развития и поддержки высокотех-

нологичных секторов экономики. 

 

Оценка достигнутых результатов социально-экономического развития 

Самарской области 

 

В  2006  году  постановлением  Правительства  Самарской  области  от 

09.10.2006  № 129  утверждена  стратегия  социально-экономического  развития 

Самарской области на период до 2020 года. 

В целях ее реализации были приняты такие долгосрочные документы, как 

Стратегия развития нефтехимического комплекса Самарской области на период 

13 

до 2015 года, Концепция промышленной политики Самарской области на пери-

од до 2020 года, Концепция развития кластера промышленности строительных 

материалов  и  индустриального  домостроения  на  территории  Самарской  обла-

сти до 2020 года, Стратегия развития агропромышленного комплекса на период 

до  2020  года,  Концепция  развития  региональной  транспортно-логистической 

системы Самарской области на 2011 – 2015 годы, Концепция развития речного 

пассажирского транспорта Самарской области, Концепция создания индустри-

альных парков на территории Самарской области, Стратегии развития отрасли 

информационных технологий в Самарской области на период до 2020 года и на 

перспективу до 2025 года, Стратегия развития физической культуры и спорта в 

Самарской области на период до 2020 года, Стратегия развития сферы культу-

ры в Самарской области на период до 2020 года, Стратегия действий в интере-

сах  детей  в  Самарской  области  на  2014  –  2017  годы,  Концепция  развития  до-

полнительного образования детей, Концепция экологического развития Самар-

ской области на период до 2020 года,  Концепция жилищной политики Самар-

ской области до 2020 года,  Схема территориального планирования Самарской 

области, разработаны стратегии 8 городских округов и 7 муниципальных райо-

нов в Самарской области и другие стратегические документы. 

Основным инструментом реализации стратегии развития региона являет-

ся программно-целевой метод управления региональной экономикой. По состо-

янию  на  1  января  2016  года  реализовывались  47  государственных  программ 

Самарской области и 34 ведомственные целевые программы. Программы затра-

гивают  различные  сферы  деятельности  и  взаимоувязаны  со  стратегическими 

целями и приоритетами развития Самарской области. 

Реализация Стратегии осуществлялась в быстро меняющихся внешних и 

внутренних условиях функционирования экономики области. Мировой  финан-

совый кризис 2008 года замедлил темпы реализации стратегии развития Самар-

ской  области,  оказал  существенное  негативное  влияние  на  социально-

экономическое положение региона, особенно в сфере промышленности. Так, в 

2009 году в области было отмечено одно из самых значительных падений объ-

14 

емов обрабатывающих производств (82 место среди субъектов Российской Фе-

дерации). Однако, несмотря на это, Правительство Самарской области сохрани-

ло  основные  стратегические  цели  и  ключевые  приоритеты  развития  региона, 

обозначенные  Стратегией,  и  продолжило  реализацию  предусмотренных  в  ней 

мероприятий  и  стратегических  проектов.  В  частности,  осуществлен  запуск 

масштабного инвестиционного проекта по созданию особой экономической зо-

ны  промышленно-производственного  типа  «Тольятти»  (далее  –  ОЭЗ  «Тольят-

ти»),  созданы  технопарк  в  сфере  высоких  технологий  «Жигулевская  долина», 

бизнес-инкубаторы,  реализованы  крупные  инвестиционные  проекты  в  автомо-

билестроении, химической промышленности, электроэнергетике, нефтеперера-

ботке, сельском хозяйстве, инфраструктурном комплексе, а также социальных 

отраслях экономики. Правительством Самарской области проводилась активная 

политика,  направленная  на  привлечение  инвестиций,  создание  благоприятной 

предпринимательской среды, формирование конкурентоспособной и инноваци-

онной экономики. 

В результате за период реализации стратегии (2006 – 2015 годы) без учета 

влияния мирового финансового кризиса объем валового регионального продукта 

увеличился в 1,5 раза в сопоставимых ценах, объем промышленного производ-

ства – в 1,4 раза, объем инвестиций в основной капитал – в 3,3 раза, объем строи-

тельных работ – в 3,4 раза, оборот розничной торговли – в 1,3 раза, реальная за-

работная плата – в 1,6 раза. Доля населения с доходами ниже величины прожи-

точного минимума уменьшилась с 17,5% в 2005 году до 14,2% в 2015 году. 

 

1.3.  Диагностика  отраслевых  кластеров  и  секторов  экономики  Са-

марской области   

 

1.3.1.    Кластеризация экономики  региона, выбор приоритетных  кла-

стеров 

 

Самарская  область  характеризуется  высокой  степенью  кластеризации 

экономики. Из 27 потенциальных кластеров 10 имеют коэффициент концентра-

ции  кластеров  (отношение  доли  занятых  к  среднероссийскому  уровню),  пре-

15 

вышающий  или  равный  единице:  автомобильный,  нефтеперерабатывающий, 

производство  пластмассы  и  изделий  из  них,  аэрокосмический,  химический, 

производственное  оборудование,  энергомашиностроение,  стройматериалы,  тя-

желое машиностроение, добыча нефти и газа (рис. 4). 

 

 

Рис. 4. Коэффициент концентрации кластеров Самарской области 

 
Анализ  декомпозиции  производительности  труда  в  кластерах  в  Самар-

ской области (методика декомпозиции производительности труда в кластерах в 

Самарской  области  приведена  в  приложении  3)  показал,  что  существующий 

портфель кластеров области обладает высоким потенциальным уровнем произ-

водительности, который на 839 тыс. руб./чел. или на 30% выше, чем в среднем 

по Российской Федерации. Однако недостаточный уровень развития кластеров 

не  позволяет  реализовать  в  полной  мере  этот  потенциал  (производительность 

труда  в  кластерах  на  715  тыс.  руб./чел.  или  на  26%  ниже  среднероссийского 

уровня) (рис. 5). 

 

16 

 

 

Рис. 5. Декомпозиция производительности труда в кластерах 

в Самарской области, тыс. руб. / чел. 

 
Большинство кластеров отличаются низким уровнем производительности 

труда.  Только  шесть  кластеров обладают  коэффициентом  производительности 

труда  (отношение  производительности  труда  кластера  к  среднероссийскому 

уровню) больше единицы: энергомашиностроение, биофармацевтический, про-

изводство  стройматериалов,  транспортно-логистический,  химический,  комму-

никационное оборудование (рис. 6). 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..

 

///////////////////////////////////////