Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 2

 

 

17 

 

 

Рис. 6. Коэффициент производительности труда в кластерах Самарской  

области 

 
Таким образом, традиционные для Самарской области кластеры (класте-

ры  с  наибольшей  специализацией  региона)  –  автомобильный,  нефтеперераба-

тывающий,  аэрокосмический  и  производства  пластмасс  и  изделий  из  них,  ха-

рактеризуются меньшим уровнем производительности труда, чем в среднем по 

Российской Федерации.  

В  химическом  кластере  и  секторах  энергомашиностроения  и  производ-

ства строительных материалов наблюдается уровень производительности труда 

выше среднероссийских значений.  

Кроме того, из других отраслей можно выделить наиболее специализиро-

ванные потенциальные кластеры – производственного оборудования и тяжело-

го  машиностроения,  однако  уровень  производительности  труда  в  них  ниже 

среднероссийского. 

В кластерном портфеле Самарской области можно выделить высокопро-

изводительные  потенциальные  кластеры,  не  обладающие  в  настоящее  время 

18 

высоким  уровнем  специализации,  –  производство  коммуникационного  обору-

дования и биофармацевтика (рис. 7). 

 

 

 

Рис. 7. Уровень производительности труда и специализации кластеров  

Самарской области 

 

Выбор приоритетных кластеров 

 

В целях определения наиболее приоритетных кластеров Самарской обла-

сти проведена оценка их привлекательности и наличия требуемых условий для 

развития (рис. 8). Для каждого критерия были выбраны два фактора оценки: 

Привлекательность кластера: 

1.

 

Потенциальная производительность труда; 

2.

 

Текущий  объем  и  потенциал  роста  корневых  сегментов  кластера  в 

ближайшие 3-5 лет на российском и мировом рынках. 

Качество условий в регионе: 

1.

 

Текущий уровень развитости кластера: 

- относительный размер; 

19 

- уровень специализации; 

- достигнутый уровень производительности труда. 

2.

 

Доступность ключевых факторов для развития кластера: 

- природные условия; 

- инфраструктура; 

- кадры; 

- поставщики и партнеры; 

- доступ к рынку. 

 

 

 

Рис. 8. Оценка факторов привлекательности и существующих условий развития 

кластеров Самарской области 

 

По  результатам  оценки потенциальных  кластеров  (рис. 9) выявлено,  что 

приоритетами  первого  уровня  для  Самарской  области  являются  следующие 

кластеры:  автомобилестроительный,  аэрокосмический,  нефтехимический, 

включающий такие базовые кластеры, как производство пластмасс и изделий из 

них, химический, нефтеперерабатывающий сектора и добычу нефти и газа. 

20 

К кластерам второго приоритета относятся кластер строительства и стро-

ительных материалов (включающий производство стройматериалов и промыш-

ленное строительство), агропищевой кластер (включающий производство про-

дуктов  питания  и  сельское  хозяйство),  транспортно-логический  кластер.  Ко 

второму  приоритету  также  могут  быть  отнесены  такие отрасли,  как  энергома-

шиностроение и тяжелое машиностроение. 

 

 

 

Рис. 9. Консолидированная оценка привлекательности кластера и качества 

условий в регионе 

 

Результаты оценки потенциальных кластеров в основном подтверждают-

ся результатами, полученными в ходе проведенного опроса участников страте-

гической  сессии  (представителей  органов  исполнительной  власти  и  бизнеса 

Самарской области) относительно наиболее приоритетных кластеров экономи-

ки региона (рис. 10). 

 

21 

 

 

 
 
 
 
 

Рис. 10. Наиболее приоритетные кластеры и сектора экономики по результатам 

опроса участников стратегической сессии по определению основных 

приоритетов и направлений развития Самарской области 

 

1.3.2. Автомобилестроение

 

 

Основными  глобальными  трендами  в  автомобилестроении  являются  за-

медление  общего  мирового  спроса  на  легковые  автомобили,  опережающий 

спрос  в  мире  на  бренды  Южной  Кореи  и  Китая  и  повышение  требований  по-

требителей к автомобилю.  

В  целом  за  2014  год  в  России  снижение  продаж  легковых  автомобилей 

составило  10%.  Снижение  продаж  легковых  автомобилей  отмечается  также  в 

Индии, Бразилии, Японии, ряде странах Европейского Союза. Подобная карти-

на объясняется замедлением роста экономик. Положительная динамика продаж 

легковых автомобилей наблюдалась в Китае, США. Увеличение продаж в ряде 

стран объясняется реализацией отложенного спроса и программами поддержки 

автопроизводителей.  

- кластер (сектор) с высокой оценкой привлекательности и наличия требуемых условий для развития 

 

- кластер (сектор) с низкой оценкой привлекательности и наличия требуемых условий для развития 

 

- кластер (сектор) с недостаточно высокой оценкой привлекательности и наличия требуемых условий для развития 

 

Источник: результаты стратегической сессии.

 

22 

Потребители становятся более требовательными при выборе легковых ав-

томобилей. Факторы, ранее имевшие ограниченное значение, такие как топлив-

ная  эффективность,  высокая  безопасность,  эргономика  и  комфорт,  становятся 

более важными. 

Негативные тенденции на автомобильном рынке России продолжаются с 

2013 года. В этой связи автоконцерны вынуждены повышать цены на автомо-

били,  что  также  отразилось  на  продажах.  Продажи  легковых  автомобилей  де-

монстрируют  отрицательную  динамику  в  сегментах  отечественных  брендов  и 

импортированных новых легковых автомобилей: -20% и -15% соответственно в 

2014 году. При этом объем продаж иномарок российского производства в сло-

жившихся условиях снизился всего на 2%.  

До 2014  года доля российских  марок  ежегодно  снижалась.  На  лидирую-

щие  позиции  вышли  иномарки  российского  производства:  их  доля  на  рынке 

легковых автомобилей в 2014 году составила 55% (в 2012 году 45%) (рис. 11). 

 

 

 

 

Рис. 11. Доля рынка легковых автомобилей в России 

 
В 2015 году доля ОАО «АВТОВАЗ» на рынке Российской Федерации вы-

росла на фоне сокращения импорта новых иномарок с 16% до 16,8%.  

С 1 сентября 2012 года начал действовать утилизационный сбор для про-

изводителей и импортеров автомобилей. Ставка сбора установлена таким обра-

зом,  чтобы  стимулировать  потребителей  покупать  новые  автомобили  эконом-

класса, т.е. большинство автомобилей российских марок. 

23 

Структура  сектора  автомобилестроения  состоит  из  трех  основных  под-

секторов: производство автокомпонентов, сборка автомобилей и дистрибьюция 

и услуги (рис.12). 

 

 

 

Рис. 12. Структура сектора автомобилестроения Самарской области 

 
Автомобилестроительный кластер является крупнейшим в Самарской об-

ласти по выручке, его доля в совокупном объеме всех кластеров составляет бо-

лее  15%  (рис.  13).  Кроме  того,  значительный  вклад  автомобилестроительного 

сектора экономики региона в занятости населения: более 9% от совокупной за-

нятости населения Самарской области вовлечены в работу данного кластера. 

24 

 

Рис. 13. Доля автомобилестроительного кластера в совокупном выпуске всех 

кластеров и совокупной занятости населения Самарской области 

 

Структура  автомобилестроительного  кластера  приведена  на  рисунке  14. 

Корневые сегменты кластера это проектирование (дизайн автомобиля и разра-

ботка автокомпонентов), производство автокомпонентов (поставщики 2-го, 1-го 

и 0-го уровня) и сборка автомобилей. Основными поставщиками для кластера 

являются поставщики 3-го уровня (производители деталей, болтов, различных 

пластиков и материалов и т.д.). Основные потребители – компании, осуществ-

ляющие продажи и предоставление соответствующих услуг. 

25 

 

 

Рис. 14. Структура автомобилестроительного кластера 

 
Анализ  цепочки  создания  стоимости  в  кластере  показывает,  что  из  пяти 

основных  ее  этапов  развитым  является  только  сборка  автомобилей  (рис.  15). 

Остальные этапы создания стоимости в кластере обладают рядом проблемных 

зон и развиты неоптимально или слабо развиты. 

26 

 

 

Рис. 15. Упрощенная цепочка создания стоимости: автомобилестроение 

 
В целях выявления преимуществ и проблемных зон, угроз и возможностей 

развития автомобилестроительного кластера проведен SWOT-анализ кластера. 

Основными  сильными  сторонами  автомобилестроительного  кластера  яв-

ляются: 

-  развитые  сборочные  производства  и  экосистема  поставщиков  автоком-

понентов; 

- привлечение на территорию области международного лидера в области 

сборки автомобилей (Альянс Рено-Ниссан); 

-  логистическая  близость  производств  автокомпонентов  и  сборочных 

производств; 

- активная политика региональных властей по развитию кластера. 

Основными  слабыми  сторонами  автомобилестроительного  кластера  яв-

ляются: 

- зависимость кластера от стратегии «АВТОВАЗ» (Альянса Рено-Ниссан); 

-  низкая  диверсификация  продуктовой  линейки  автомобилей  и  ослабева-

ющие  позиции  в  текущих  продуктовых  сегментах  (рис.16).  Тогда  как  ведущие 

Упрощенная цепочка создания стоимости: Автомобилестроение

Источники: результаты структурированного совещания с представителями  бизнеса, материалы форума «Автопром. Автокомпоненты», аналитика Strategy Partners Group

Исследования новых 

материалов

Закупка 

автокомпонентов и 

контроль качества

Производство опытной 

партии и испытания

Серийная сборка

Дизайн автомобиля

Проектирование 

автокомпонентов

Штамповка деталей 

автомобильного кузова

Производство 
оборудования 

автомобиля

Производство 

элементов шасси

Производство 

электронного 

оборудования

Производство 

двигателей

Производство коробок 

переключения передач

Развитый сегмент цепочки

Неоптимально развитый сегмент цепочки

Разработка процессов и 

подготовка 

производства

Исследования рынка и 

требований 

потребителей

Кредитование 

покупателей

Лизинг

Сервисное 

обслуживание

Продажа 

автокомпонентов

Логистика и поставки 

автомобилей

Поставки 

автокомпонентов

Слаборазвитый сегмент цепочки

Сервисное 

обслуживание

Дистрибьюция и 

финансирование

Сборка

Производство 

компонентов

НИОКР

Ремонт

Утилизация

Продажа автомобилей

27 

международные производители стараются расширить присутствие во всех клас-

сах автомобилей, «АВТОВАЗ» представлен лишь в четырех из них, что является 

критичным  для  автомобилестроительного  кластера  Самарской  области,  так  как 

«АВТОВАЗ» является основным производителем в кластере Самарской области 

с  долей  около  90%.  Это  привело  к  сокращению  доли  продукции  автомобиле-

строительного кластера Самарской области на российском автомобильном рын-

ке. На снижение популярности автомобилей производства «АВТОВАЗ» оказало 

влияние несколько факторов: рост стоимости автомобилей при отсутствии каче-

ственных изменений в комфортности, надежности и дизайна моделей; рост кон-

куренции  в  нише  недорогих  легковых  автомобилей  с  иномарками  российской 

сборки в условиях потери преимуществ в соотношении «цена-качество»; 

 

 

 

Рис. 16. Уровень диверсификации продуктовой линейки автомобилей и доля 

легковых автомобилей «Lada» на российском рынке 

 
-  устаревшие  технологии  производства  и  изношенные  производственные 

мощности; 

- низкая инновационная активность производителей автокомпонентов; 

- отсутствие единого согласованного видения развития автокластера у по-

ставщиков автокомпонентов; 

28 

-  низкая  конкурентоспособность  региональных  производителей  автоком-

понентов (рис. 17). Лишь 10% поставщиков «АВТОВАЗ» конкурентоспособны, 

что ниже уровня развитых и развивающихся стран. 

 

 

 

Рис. 17. Доля поставщиков автокомпонентов уровня C и D по методологии 

ASES 

 
Исторически  многие  производители  автокомпонентов  были  выделены 

непосредственно  из  «АВТОВАЗ».  В  отличие  от  зарубежных  аналогов  компа-

ний-сборщиков  автомобилей,  концентрирующихся  на  интеграции  и  координа-

ции разработок, компетенции по разработке новой продукции, в том числе и ав-

токомпонентов, остались на «АВТОВАЗ». У региональных производителей ав-

токомпонентов  направление  инжиниринга  не  развивалось.  Ориентация  на 

единственного  потребителя  и  отсутствие  разработки новой  продукции не  поз-

волило производителям компонентов развиться на глобальных рынках и повы-

сить масштаб деятельности. Таким образом, в автомобилестроительном класте-

ре Самарской области сложилась ситуация, в которой производители автоком-

понентов  не  обладают  конкурентными  преимуществами,  такими  как  низкие 

удельные затраты от эффекта масштаба и наличие инжиниринговых компетен-

ций и разработок новой продукции. 

29 

Анализ возможностей и угроз позволяет определить основные тенденции, 

способные  положительно  повлиять  на  развитие  кластера,  и  основные  риски, 

сдерживающие его развитие. 

Основными  возможностями  автомобилестроительного  кластера  являют-

ся: 

- рост российского рынка автомобилей. В настоящее время средний уро-

вень  обеспеченности  населения  автомобилями  в  России  ниже,  чем  во  многих 

развитых  странах.  Этот  фактор,  наряду  с  общим  ростом  благосостояния  насе-

ления,  будет  способствовать  росту  рынка  автомобилей  в  России.  По  оценкам 

рост российского рынка до 2020 года составит около 6% в год. К 2020 году ры-

нок  легковых  автомобилей  в  России  достигнет  уровня  4,4  млн.  автомобилей, 

что  выведет  российский  рынок  на  5-е  место  в  мире  по  объему  (после  Китая, 

США, Индии и Бразилии); 

- развитие экспорта автомобилей и автокомпонентов в страны СНГ; 

- повышение требований в федеральном законодательстве к срокам лока-

лизации и объемам локализованных производств международных игроков; 

- реализация политики импортозамещения в Российской Федерации будет 

способствовать увеличению спроса на продукцию производителей автомобилей 

и автокомпонентов кластера; 

- размещение и расширение производств международных производителей 

автокомпонентов и сборочных производств на территории Самарской области; 

- размещение инжиниринговых центров международных производителей 

на территории Самарской области; 

- использование процесса интеграции «АВТОВАЗ» в Альянс Рено-Ниссан 

для адаптации региональных производителей автокомпонентов к новым требо-

ваниям. 

К основным угрозам автомобилестроительного кластера можно отнести: 

-  вытеснение  с  российского  рынка  продукции  «АВТОВАЗ»  иномарками 

российского  производства  и  импортными  автомобилями,  в  том  числе  вслед-

ствие вступления в ВТО; 

30 

-  снижение  конкурентоспособности  и  вытеснение  с  рынка  производите-

лей автокомпонентов и замещение региональных продуктов импортом. Основ-

ная масса российских производителей автокомпонентов неэффективна, им тре-

буются значительные изменения и оптимизация деятельности.  

Низкая доступность финансовых ресурсов и технологическое отставание 

привело к низкому уровню конкурентоспособности российских производителей 

автокомпонентов.  В  условиях растущих  объемов  российского  автомобильного 

рынка  растет  и  привлекательность  российского  рынка  для  международных 

производителей автокомпонентов. Вступление России в ВТО снижает барьеры 

для международных производителей и ограничивает возможности государства 

в  поддержке  российских  производителей  автокомпонентов.  Эти  факторы  со-

здают угрозы вытеснения с рынка для российских производителей автокомпо-

нентов. В настоящее время уже 26 из 40 ведущих производителей автокомпо-

нентов, таких как Bosсh, Delphi и Magna, запустили производство в России; 

-  в  будущем  в  России  будет  активно  развиваться  локализация  производ-

ства  иномарок,  многие  регионы  имеют  амбициозные  планы  по  наращиванию 

производства (рис. 18). Рост локализации приведет к росту конкуренции между 

регионами России и странами Таможенного союза за привлечение иностранных 

производителей на свою территорию. Основными конкурентами Самарской об-

ласти станут Санкт-Петербург и Калужская область, а также Республика Казах-

стан; 

 

31 

 

 

Рис. 18. Рост конкуренции с регионами России за привлечение иностранных 

производителей 

 

- снижение доступности квалифицированных кадров. 

Таким образом, ключевые проблемы кластера можно отнести к ряду групп. 

В части используемых технологий

- устаревшая производственная технология (высокая энергоемкость, уме-

ренная  производительность  труда,  несоблюдение  современных  технологиче-

ских стандартов); 

-  неоптимальная  организация  производства  (неэффективные  бизнес-  и 

производственные процессы, система закупок). 

В части поставщиков: 

-  отсутствие  сильных  специализированных  поставщиков первого  уровня, 

формирующих и стимулирующих развитие элементной базы; 

- сложность процедуры попадания в список поставщиков «АВТОВАЗ». 

В части ассортимента и качества продукции: 

-  широкая  специализация  у  производителей  автокомпонентов  (неспособ-

ность достигнуть мирового уровня по уровню инжиниринга, качества и эффек-

тивности производства); 

32 

- присутствие продукции автопроизводителей в ограниченном количестве 

потребительских сегментов. 

В части создания и внедрения инноваций: 

- низкий уровень инновационной активности; 

-  значительное  время  на  разработку  продукции  (в  т.ч.  неэффективный 

инжиниринг  –  поставщики  не  предлагают  решения  автопроизводителям  на 

раннем этапе проектирования автомобиля). 

В части обеспечения кадрами: 

-  несоответствие  молодых  специалистов,  получивших  инженерно-

техническое образование, требованиям производства; 

-  отсутствие  практического  обучения  на  оборудовании,  отвечающем  со-

временным требованиям; 

- низкая престижность профессии. 

 

1.3.3. Нефтедобыча, нефтепереработка, нефтехимия и химия

 

 

Основными  глобальными  трендами  отрасли  являются  истощение  место-

рождений  углеводородного  сырья,  глобализация  газового  рынка  и  повышение 

экологических  требований.  В  связи  с  истощением  традиционных  месторожде-

ний  возникает  необходимость  разработки  трудноизвлекаемых  запасов.  К  2030 

году традиционные запасы нефти в странах ОПЕК будут истощены наполови-

ну, а в других государствах  – на 80%. Растет потребность в разработке нетра-

диционных  месторождений  (шельфовых,  сланцевых),  месторождений  в  слож-

ных природно-климатических условиях. 

Глобализация  газового  рынка  представляет  собой  интенсивное  развитие 

технологии сжиженного природного газа. Планируется, что к 2020 году мировые 

мощности по сжижению газа достигнут показателя в 580 млрд. тонн в год, что в 

5 раз больше по сравнению с 2000 годом. За счет этого увеличится число между-

народных  поставщиков  газа,  цены  на  газ  перестанут  зависеть  от  цен  на  нефть. 

Повысится доля газовых электростанций, а также будут разрабатываться техно-

логии производства газовых двигателей и перехода на газомоторное топливо. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..