ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2017 год) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2017 год) - часть 6

 

 

81

 

Российской  Федерации  в  области  федерального  транспорта  в  целях  обеспечения 
органам государственной власти, органам местного самоуправления возможности 
принимать решения о резервировании земель, об изъятии земельных участков для 
государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории 
в другую, о разработке документации по планировке территории в целях создания 
объектов федерального значения и выдаче разрешений на строительство объектов 
капитального строительства, в том числе, в части включения следующих объектов: 

реконструкция  станции  Сургут  и  строительства  разъездов  участка  Сургут-

Коротчаево Свердловской железной дороги; 

реконструкция  станции  Им.  М.  Горького  и  строительства  второго  пути  

на участке Горнополянский - Канальная - Тингута Приволжской железной дороги; 

реконструкция станции Баканская и Крымского железнодорожного узла; 
строительство  с  последующей  эксплуатацией  на  платной  основе 

автомобильной  дороги  М-4  «Дон»  -  от  Москвы  через  Воронеж,  Ростов-на-Дону, 
Краснодар до Новороссийска на участке дальнего западного обхода г. Краснодара; 

развитие  аэропорта  Краснодар  (Пашковский),  включая  строительство 

аэровокзала, служебно-технических территорий, общей площадью 100 000 кв.м.; 

реконструкция  автомобильной  дороги  Р-239  Казань  -  Оренбург  -  Акбулак  - 

граница  с  Республикой  Казахстан,  подъезд  к  аэропорту  Казань  на  участке  
км 0+000 - км 6+400, Республика Татарстан; 

строительство  железнодорожной  линии  Кызыл-Курагино;  строительство  

III  главного  пути  на  участке  Санкт-Петербург-Главный  -  Санкт-Петербург-
Сортировочный-Московский  (парк  Обухово)  в  рамках  проекта:  «Строительство  
III главного пути на участке Санкт-Петербург- Главный - станция Обухово»; 

строительство перевалочного комплекса минеральных удобрений в морском 

порту Тамань. 

 

4. Предложения о необходимости корректировки отраслевого документа 

стратегического планирования 

№ 
п/п 

Содержание раздела 

4.1 

Перечень факторов, последствия которых окажут значительное влияние  

на сферу транспорта 

Развитие  транспортной  системы  Российской  Федерации  в  предстоящий 

период  до  2035  года  сопряжено  с  целым  рядом  системных  рисков  и  вызовов,  
без  учета  которых  не  сможет  быть  обеспечено  устойчивое  развитие  перевозок 
пассажиров  и  грузов,  а  также  стабильное  функционирование  транспортных 
компаний и операторов транспортной инфраструктуры.  

Одним  из  ключевых  рисков  для  устойчивого  функционирования  транспорта 

являются колебания конъюнктуры на мировых товарных рынках, что может влиять 
на объемы и структуру спроса на продукцию российского экспорта (например, угля) 
и,  следовательно,  на  объемы  международных  перевозок,  доходы  бюджетов  всех 
уровней  и  связанные  с  ними  возможности  финансировать  содержание  и  развитие 
транспортной инфраструктуры.  

Обострение геополитической конкуренции и неизбежность новых глобальных 

или региональных экономических кризисов могут привести к сокращению деловой 
активности,  объемов  торговли  и  туризма,  спроса  на  услуги,  оказываемые 
транспортным  сектором  России,  как  во  внутреннем,  так  и  в  международном 
сообщении.  Кризисные  явления  могут  существенно  подорвать  финансовую 
устойчивость  российских  транспортных  компаний,  особенно  имеющих  высокую 
кредитную нагрузку. 

82

 

Санкционная политика может ограничивать возможности доступа российских 

транспортных  компаний  к  международным  рынкам,  а  также  к  международным 
кредитным ресурсам, повышать стоимость фондирования, что приведет к снижению 
конкурентоспособности на мировом рынке транспортных услуг. 

Особое  место  занимает  риск  снижения  платежеспособного  спроса  населения 

страны, что может быть связано с новыми витками спада реальных располагаемых 
доходов  на  душу  населения.  В  этом  случае  могут  сократиться  подвижность 
населения и объемы работы, выполняемой пассажирскими перевозчиками. 

Высокая  вероятность  ускорения  научно-технологического  развития  и  новой 

технологической  революции  на  транспорте,  связанной  с  использованием 
электрических  двигателей  и  других  альтернативных  источников  энергии,  может 
привести  к  дальнейшему  отставанию  России  при  переходе  на  новый 
технологический уровень развития транспорта. 

Усиление  негативного  влияния  изменений  климата  на  функционирование 

жизнеобеспечивающих 

инфраструктур 

и, 

как 

следствие, 

ужесточение 

международной  политики  по  вопросам,  связанным  с  транспортом  и  его  влиянием  
на  изменение  климата,  могут  вызвать  проблемы  с  доступом  российских 
транспортных компаний на зарубежные рынки.  

Самостоятельным  риском  является  недофинансирование  и  недостаточные 

темпы  развития  и  модернизации  транспортной  инфраструктуры,  особенно  
на  региональном  уровне,  на  Крайнем  Севере,  в  Сибири  и  на  Дальнем  Востоке,  
что  создает  препятствия  к  обеспечению  социально-экономической  целостности 
страны.  

Важным  риском  для  российского  транспортного  комплекса  является 

отставание  во  внедрении  передовых  цифровых  технологий  и  интеллектуальных 
транспортных систем.  

Отток  высокопрофессионального  транспортного  персонала  на  фоне  проблем  

с развитием современных программ подготовки и повышения квалификации кадров 
могут  существенно  влиять  на  безопасность  функционирования  транспортного 
комплекса, а также конкурентоспособность российских поставщиков транспортных 
услуг.  

При  реализации  Транспортной  стратегии  Российской  Федерации  на  период  

до  2035  года  необходимо  в  полной  мере  учитывать  современные  тенденции  
в  области  международной  экономической  и  транспортной  политики.  Одной  
из таких  ключевых международных тенденций является многосторонняя политика  
по  реализации  целей  устойчивого  развития  (ЦУР),  утвержденных  резолюцией 
Генеральной  ассамблеи  ООН  70/1  «Преобразование  нашего  мира:  Повестка  дня  
в области устойчивого развития на период до 2030 года». Реализация целей и задач 
Транспортной  стратегии  Российской  Федерации  напрямую  связана  с  развитием 
устойчивого  транспорта  и  реализацией  ЦУР,  в  частности  по  таким  аспектам,  
как  устойчивая  мобильность,  безопасность  дорожного  движения,  связанность 
городских и сельских районов и др.  

Самостоятельным  трендом  является  продвижение  критериев  и  механизмов 

обеспечения  устойчивой  мобильности,  в  частности,  названных  в  докладе 
Всемирного  банка  «Отчет  о  глобальной  мобильности  2017»,  включающих 
обеспечение 

«универсального 

доступа», 

«системной 

эффективности» 

«безопасности»  и  «зеленой  мобильности»,  а  также  новую  систему  индикаторов 
устойчивой  мобильности,  которую  предполагается  использовать  в  будущем  при 
составлении международных рейтингов стран.  

Среди  важнейших  трендов  также  реализация  программы  развития  городов 

«Новая  Городская  Повестка»,  принятой  20  октября  2016  г.  на  Конференции  ООН  
по жилью и устойчивому городскому развитию (Хабитат III). Программа фиксирует 

83

 

обязательства  стран  способствовать  всеобщему  доступу  к  безопасной, 
учитывающей    возрастные    и  гендерные  аспекты,  недорогой,  доступной  
и  устойчивой  городской  мобильности,  сухопутным  и  морским  транспортным 
системам,  обеспечивающим  участие  в  социальной  и  экономической  деятельности  
в  городах  и  других  населенных  пунктах,  путем    интеграции    планов  в  сфере 
транспорта и мобильности в общие планы городского и территориального развития 
и  содействия  предоставлению  широкого  спектра  вариантов  перевозок  
и мобильности. 

Важнейшим  трендом  для  Российского  транспортного  сектора  станет 

евразийская  экономическая  интеграция,  предоставляющая  для  Российской 
Федерации  и  ее  транспортной  системы  широкие  возможности,  связанные  
со  снятием  барьеров  и  снижением  стоимости  перевозок  грузов  внутри  Союза, 
расширением доступа российских перевозчиков на рынки государств-членов ЕАЭС.  

Реализация  Китайской инициативы  «Один  пояс  – один  путь»  также  является 

одной из тенденций и одновременно вызовом, который необходимо учитывать при 
развитии  транспортной  системы  страны.  Реализация  Инициативы  и  ее  ключевого 
компонента    «Экономического  пояса  Шелкового  пути»  открывают  перед 
Российской  Федерацией  целый  ряд  новых  возможностей,  связанных  с  развитием 
евроазиатских  транспортных  связей  и  привлечением  грузов  китайского  транзита,  
но  при  этом  содержит  целый  ряд  рисков  для  российских  производителей  
и  российской  транспортной  системы,  которые  могут  выражаться  в  снижении 
перевозок российских товаров и росте международной конкуренции за грузопотоки 
китайского транзита со стороны ряда сопредельных с Россией государств.  

Макроэкономические  и  внешние  условия  функционирования  российской 

экономики  будут  и  в  дальнейшем  определять  эффективность  реализации  целей, 
задач и мер Транспортной стратегии. 

Указанные  условия  несут  в  себе  значительную  макроэкономическую 

неопределенность  и  существенные  риски  для  национальных  экономики  
и  транспортного  комплекса.  Среди  ключевых  внешних  и  макроэкономических 
рисков, которые могут оказать также влияние на уровень достижения индикаторов 
Транспортной стратегии следует назвать: 

 

замедление  мирового  экономического  роста  вследствие  начавшихся 

негативных  процессов  в  экономике  Китая,  а  также  в  европейской  банковской 
системе  с  возобновлением  спада  на  сырьевых  и  финансовых  рынках  
и соответствующим сокращением международной торговли и туризма; 

 

длительное  сохранение  низких  цен  на  энергоресурсы,  что  повлияет  

на  доходы  бюджета  и  инвестиционные  возможности  государства  по  развитию 
транспортной инфраструктуры; 

 

возможный  отток  средств  из  российских  государственных  долговых 

инструментов  и  соответствующая  нестабильность  курса  рубля  могут  повлиять  
на реальные располагаемые доходы и потребительские настроения; 

 

усиление  санкционного  режима  в  отношении  российских  предприятий  

(в  т.ч.  транспортной  отрасли)  и/или  банковского  сектора  может  еще  более 
усложнить доступ к международным кредитным ресурсам и мировым рынкам; 

 

угрозы  эскалации  геополитической  напряженности  могут  негативно 

повлиять  на  деловую  и  потребительскую  активность  и,  соответственно,  спрос  
на услуги пассажирского и грузового транспорта.  

Наряду  со  сравнительно  неблагоприятными  внешними  условиями,  

в российской экономике остается ряд нерешенных специфических проблем.  

В  их  числе  –  низкий  уровень  диверсификации  экономики,  сложная 

демографическая  ситуация,  снижение  доли  населения  в  трудоспособном  возрасте  
и рост населения старше трудоспособного возраста, низкий – по отношению к ВВП 

84

 

– уровень и качество инвестиций, существенные масштабы структурного дефицита 
федерального  бюджета  при  большой  доле  бюджетных  расходов  в  ВВП, 
неэффективная  –  с  точки  зрения  стимулирования  спроса  –  структура  бюджетных 
расходов,  низкая  эффективность  государственных  компаний  и  высокий  уровень 
регулируемых  тарифов  естественных  монополий.  Эти  внутренние  условия  могут 
ограничивать восстановление темпов роста российской экономики и транспортного 
сектора.  

Среди  рисков,  которые могут  специфически  повлиять на  реализацию  Цели  1 

Транспортной  стратегии  «Формирование  единого  транспортного  пространства 
России  на  базе  сбалансированного  опережающего  развития  эффективно 
транспортной инфраструктуры» в кратко- и среднесрочной перспективе основными 
являются: 

 

недостаточные  объемы  государственного  финансирования  вследствие 

оптимизации бюджетных расходов; 

 

недостаточные  объемы  частных,  в  т.ч.  иностранных  инвестиций  

в реализацию проектов развития транспортной инфраструктуры; 

 

срыв  сроков  сдачи  в  эксплуатацию  отдельных  объектов  транспортной 

инфраструктуры  вследствие  финансовых,  организационных  и  иных  трудностей 
подрядных организаций; 

 

низкая  инвестиционная  активность  в  транспортной  сфере,  связанная  

с  высокой  стоимостью  кредитных  ресурсов  для  перевозчиков и  других  компаний, 
оказывающих транспортные услуги. 

Среди  ключевых  факторов,  которые  способны  оказать  существенное 

позитивное  влияние  на  реализацию  задач  Цели  1  Транспортной  стратегии  могут 
быть названы: 

 

использование 

механизмов 

государственно-частного 

партнерства  

для 

развития 

скоростных 

автомобильных 

дорог  и 

высокоскоростных 

железнодорожных магистралей, а также инфраструктуры аэродромов и портов; 

 

использование  средств  системы  «Платон»  для  развития  сети  автодорог 

регионального значения. 

 

Среди  ключевых  факторов,  в  которые  могут  специфически  повлиять  

на  реализацию  Цели  2  Транспортной  стратегии  «Обеспечение  доступности  
и  качества  транспортно-логистических  услуг  в  области  грузовых  перевозок  на 
уровне  потребностей  развития  экономики  страны»  в  кратко-  и  среднесрочной 
перспективе основными являются:  

 

возрастающая  конкуренция  евро-азиатских  транспортных  маршрутов, 

проходящих  в  обход  территории  России  и  переключение  на  них  грузопотоков 
международного  транзита,  которые  могут  быть  обслужены  национальной 
транспортной сетью;  

 

неразвитость системы транспортно-логистических центров и сети «сухих 

портов»;  

 

снижение 

темпов 

обновления 

подвижного 

состава,  

в  т.ч.  автотранспортными  средствами  высоких  экологических  классов, 
инновационным  железнодорожным  подвижным  составом,  морским  и  речным 
флотом (в т.ч. в новых сегментах, таких как перевозка СПГ); 

 

дальнейшее 

перераспределение 

грузовых 

перевозок 

в 

пользу 

автомобильного  транспорта,  увеличение  дальностей  перевозок грузов,  на  которые 
использование  грузового  автомобильного транспорта  будет  являться  коммерчески 
привлекательным; 

 

рост тарифов на грузовые перевозки; 

К числу факторов, которые могут оказать позитивное влияние на реализацию 

Цели 2 относятся: 

85

 

 

реализация  мер  по  переключению  грузопотоков  с  автомобильного  

на  железнодорожный  и  внутренний  водный  виды  транспорта,  в  т.ч.  развитие 
контрейлерных перевозок; 

 

развитие перевозок грузов по Северному морскому пути;  

 

организации  регулярного  грузового  скоростного  железнодорожного 

сообщения  (линейный  сервис),  в  первую  очередь,  на  маршрутах  Экономического 
пояса Шелкового пути;  

 

организация  и  запуск  в  коммерческую  эксплуатацию  новых  линий 

паромного сообщения на Балтийском и Каспийском морях, в Азово-Черноморском 
бассейне. 

 

Среди  рисков,  которые  могут  специфически  повлиять  на  реализацию 

Цели  3  Транспортной  стратегии  «Обеспечение  доступности  и  качества 
транспортных  услуг  для  населения  в  соответствии  с  социальными  стандартами»  
в кратко- и среднесрочной перспективе основными являются: 

 

 низкий  удельный  вес  скоростных  и  высокоскоростных  сообщений  

в  общем  объеме  пассажирских  перевозок  (низкая  скорость  передвижения 
пассажиров в городах, в пригородном сообщении и на средние расстояния); 

 

сохранение  низкой  деловой  активности  и  подавленных  потребительских 

настроений,  вследствие  падения  уровня  жизни,  занятости,  ослабления  курса 
национальной валюты, инфляционных ожиданий и др.;  

 

риски,  связанные  с  развитием  внутреннего  и  международного  туризма  

в России;  

 

низкоэффективные маршрутные сети перевозок пассажиров, неразвитость 

интермодальных  пассажирских  перевозок  и  комплексной  пассажирской 
мобильности; 

 

отрицательные  финансовые  результаты  работы  перевозчиков,  в  первую 

очередь  в  городском  и  пригородном  сообщениях,  особенно  в  пригородных 
железнодорожных компаниях; 

 

дефицит  инвестиционных  ресурсов  многих  компаний-перевозчиков  всех 

видов транспорта для обновления подвижного состава;  

 

дальнейшая  автомобилизация  населения,  особенно  в  российских 

регионах. 

К числу факторов, которые могут оказать позитивное влияние на реализацию 

Цели 3 могут быть названы: 

 

продолжение  реализации  программ  субсидирования  на  социально-

значимых  маршрутах,  а  также  на  авиамаршрутах,  соединяющих  города  страны 
минуя Московский авиатранспортный узел;  

 

выработка 

и 

реализация 

сбалансированной 

транспортной  

и градостроительной политики в городах;  

 

успешная  реализация  политики  по  развитию  мультимодальных 

транспортных  узлов  путем  внесения  изменений  в  действующее  федеральное 
законодательство  в  части  установления  статуса  железнодорожных  вокзалов  
как 

начальных/конечных 

пунктов 

регионального, 

межрегионального, 

межмуниципального и муниципального автомобильного сообщения; 

 

дальнейшее  развитие  низкобюджетных  авиаперевозок,  особенно  между 

аэропортами, не входящими в Московский авиационный узел;  

 

оборудование транспортных средств навигационной системой ГЛОНАСС 

дальнейшее развитие сервисов ГЛОНАСС и основанных на них интеллектуальных 
транспортных систем; 

 

согласование  графиков  движения  и  проездных  документов  различных 

видов пассажирского транспорта; 

 

расширение  сферы  использования  механизмов  «долевой  экономики»,  

86

 

в частности, каршеринга и карпула для сокращения сферы использования личного 
транспорта; 

 

создание  экономических  механизмов,  повышающих  стоимость  владения 

личным автомобилем и его использования в городских агломерациях.  

Среди  рисков,  которые могут  специфически  повлиять на  реализацию  Цели  4 

Транспортной  стратегии  «Интеграция  в  мировой  транспортное  пространство  
и развитие транзитного потенциала страны» в кратко- и среднесрочной перспективе 
основными являются: 

 

потеря  конкурентоспособности  российских  поставщиков  транспортных 

услуг  в  сфере  международных  перевозок  вследствие  отставания  в  обновлении 
подвижного  состава  и  внедрения  транспортно-логистических  технологий 
(переключение  экспортно-импортных  и  транзитных  грузопотоков    на  зарубежный 
транспорт и транспортные коммуникации в обход России); 

 

несовершенная  структура  российской  внешней  торговли  с  низким 

удельным весом контейнерных грузов с высокой добавленной стоимостью; 

 

сокращение объемов въездного и выездного туризма; 

 

конкуренция за транзит со стороны сопредельных государств. 

К числу факторов, которые могут оказать позитивное влияние на реализацию 

Цели 4 могут быть названы: 

 

более  широкий  доступ  национальных  транспортных  компаний  

к  транспортным  рынкам  государств-членов  Евразийского  экономического  союза 
(ЕАЭС)  в  рамках  реализации  Основных  направлений  скоординированной 
(согласованной) транспортной политики ЕАЭС; 

 

реализация 

Межправительственного 

соглашения 

Шанхайской 

организации  сотрудничества  (ШОС)  о  создании  благоприятных  условий  для 
развития международных автомобильных перевозок; 

 

реализация  Межправительственного  соглашения  о  международном 

автомобильном сообщении вдоль сети Азиатских шоссейных дорог, подписанного  
7  декабря  2016  г.  министрами  транспорта  России,  Монголии  и  Китая  в  рамках 
Третьей Конференции министров транспорта ЭСКАТО ООН;  

 

внедрение  электронных  транспортно-сопроводительных  документов,  

в т.ч. электронной авианакладной (стандарт ИАТА e-freight), грузовой электронной 
автомобильной  накладной  e-CMR,  электронной  унифицированной  накладной 
ЦИМ/СМГС,  переход  на  полностью  электронную  национальную  таможенную 
декларацию; 

 

дальнейшее  развитие  существующих  и  создание  новых  регулярных 

контейнерных  сервисов  с  участием  логистических  и  транспортных  операторов  
из государств-членов ЕАЭС, Китая, стран Европы и др.; 

 

развитие  транзитных  перевозок  контейнерными  маршрутными  поездами 

по Транссибу с использованием унифицированной накладной ЦИМ/СМГС с учетом 
начала ее использования Китайской Народной Республикой  с 1 мая 2017 года;  

 

возможности 

для 

дальнейшего 

развития 

хабовых 

технологий  

в  крупнейших  российских  аэропортах  с  целью  привлечения  трансферных 
пассажиро- и грузопотоков; 

Среди  рисков,  которые могут  специфически  повлиять на  реализацию  Цели  5 

Транспортной стратегии «Повышение уровня безопасности транспортной системы» 
в кратко- и среднесрочной перспективе основными являются: 

 

рост 

угроз 

использования 

автотранспортных 

средств 

для 

террористических атак в местах массового скопления людей в городах; 

 

рост  угроз  террористических  атак  на  объектах  общественного 

пассажирского транспорта;  

 

повышение  вероятности  аварий  и  катастроф  вследствие  увеличения 

87

 

уровня  износа  основных  фондов,  старения  инфраструктуры  и  транспортных 
средств; 

 

повышение  числа  и  тяжести  ДТП  в  условиях  роста  автомобилизации  

в российских регионах; 

 

недостаточные  объемы  финансирования  на  реализацию  федеральных  

и  региональных  программ,  связанных  с  обеспечением  всех  уровней  транспортной 
безопасности. 

К числу факторов, которые могут оказать позитивное влияние на реализацию 

Цели 5 могут быть названы: 

 

реализация  в  полном  объеме  мероприятий  Комплексной  программы 

обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением 
Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р; 

 

модернизация федеральной и региональной дорожной сети в соответствии 

с  международными  стандартами  в  области  безопасности  дорожного  движения  
и необходимым освещением, а также разноуровневыми развязками и пешеходными 
переходами. 

Среди  рисков,  которые могут  специфически  повлиять на  реализацию  Цели  6 

Транспортной  стратегии  «Снижение  негативного  воздействия  транспортной 
системы на окружающую среду» в кратко- и среднесрочной перспективе основными 
являются: 

 

отсутствие  у  перевозчиков  и  муниципалитетов  достаточных  средств  

на  приобретение  современных  экологичных,  экономичных  и  комфортных 
пассажирских транспортных средств общего пользования; 

 

рост автомобилизации в российских регионах; 

 

недостаточная 

проработка 

мер 

государственного 

регулирования  

по  расширению  применения  транспортных  средств  с  электрическим  приводом  
и  «нулевым»  выбросом,  а  также  мер  и  механизмов  мотивации  приобретения 
подобных транспортных средств на альтернативных видах топлива коммерческими 
перевозчиками  на  автомобильном,  железнодорожном,  морском, 

речном  

и авиационном видах транспорта; 

 

отставание 

в 

развитии 

альтернативной 

мобильности,  

в т.ч. веломобильности; 

 

недостаток  инфраструктуры  для  заправки  электрических  автомобилей, 

автомобилей на газомоторном топливе, велопарковок. 

К числу факторов, которые могут оказать позитивное влияние на реализацию 

Цели 6 могут быть названы: 

 

создание  современной  нормативно-правовой  базы  использования 

альтернативных  видов  топлива  путем  принятия  единого  программного  документа 
перевода транспортных средств на альтернативные виды топлива;  

 

создание  муниципальных  систем  экологического  мониторинга  –  сбор 

данных  по  динамике  выбросов,  изменению  удельного  веса  общественного 
транспорта  в  общем  объеме  пассажирских  перевозок,  сбор  данных  о  динамике 
пассажиропотоков и транспортных потоков, о количестве пассажиров, изменивших 
транспортные  предпочтения,  и  количестве  автомобилей  на  перехватывающих 
парковках; 

 

внесение  изменений  и  дополнений  в  Градостроительный  Кодекс 

Российской  Федерации  в  части  внедрения  в  градостроительную  практику 
обязательности разработки документов транспортного планирования (комплексных 
транспортных  схем,  комплексных  схем  организации  дорожного  движения, 
программ комплексного развития транспортной инфраструктуры, планов развития 
немоторизованных  видов  передвижений,  систем  общественного  транспорта). 
Целесообразна  разработка  транспортного  раздела  СНиП  Градостроительство, 

88

 

регулирующего баланс плотности и этажности застройки с транспортным ресурсом 
территории,  исчисляемым  по  показателям  пропускной  способности  улично-
дорожной  сети  и  провозным  возможностям  линий  и  маршрутов  общественного 
транспорта;  

 

установление  экологического  налога  на  потребление  углеводородного 

топлива на автомобильном транспорте; реализация утвержденного Распоряжением 
Министерства транспорта Российской  Федерации от 31 января 2017 г. № НА-19-р 
«Об  утверждении  социального  стандарта  транспортного  обслуживания  населения 
при  осуществлении  перевозок  пассажиров  и  багажа  автомобильным  транспортом  
и городским наземным электрическим транспортом 

 

внесение  изменений  в  Правила  дорожного  движения,  направленный  

на  совершенствование  законодательства  в  части  обеспечения  безопасности 
дорожного  движения,  развития  электромобильного  транспорта  и  велосипедного 
движения,  защиту  окружающей  среды  от  воздействия  выбросов  автомобильной 
техникой вредных (загрязняющих) веществ. 
 

Все указанные вызовы, риски и тенденции требуют радикального повышения 

гибкости  российской  транспортной  политики,  повышения  эффективности 
государственного  регулирования,  развития  управленческих  и  рыночных 
механизмов, 

дальнейшего 

сбалансированного 

развития 

транспортной 

инфраструктуры 

 

4.2 

Предложения по корректировке содержания Транспортной стратегии 

При корректировке Транспортной стратегии Российской Федерации на период 

до  2035  года  целесообразно,  прежде  всего,  актуализировать  оценку  современного 
состояния  и  проблем  развития  транспортной  отрасли  с  учетом  угроз  и  вызовов, 
которые сформировались в последние несколько лет. На основе оценки состояния, 
анализа  проблем  развития,  угроз  и  вызовов  транспортной  отрасли  целесообразно 
актуализировать 

основные 

приоритеты 

государственного 

управления  

в  транспортной отрасли  на  современном  этапе  и  в  перспективе  до  2035  года.  При 
корректировке  приоритетов  целесообразно  раскрыть  следующие  основные  группы 
приоритетов государственного управления в транспортной отрасли: 

 

повышение  качества  жизни  граждан  на  основе  комплексного  развития 

транспортной  системы,  повышения  мобильности  населения,  доступности  
и качества транспортных услуг на всей территории страны, безопасности перевозок 
и  снижения  негативного воздействия  транспорта  на  среду  проживания и  здоровье 
человека; 

 

создание  транспортной  платформы  для  вхождения  в  число  пяти 

крупнейших экономик мира, с учетом развития высокотехнологичных производств, 
устойчивого  роста  и  изменения  пространственной  организации  секторов 
экономики, развития импортозамещения и несырьевого экспорта;  

 

обеспечение устойчивого повышения конкурентоспособности российской 

экономики  за  счет  снижения  транспортных  издержек,  как  на  внутренних,  
так  и  международных  перевозках,  с  учетом  геополитических  и  геоэкономических 
рисков на фоне осложнения международных отношений; 

 

повышение  транспортной  связанности  и  доступности  территорий 

Российской Федерации, укрепление ее территориального единства, экономических  
и  социальных  связей,  а  также  национальной  безопасности  за  счет  опережающего 
развития эффективной транспортной системы. 

При  формировании  приоритетов,  целей  и  задач  актуализируемой 

Транспортной  стратегии  должны  быть  учтены  Указы  Президента  Российской 
Федерации, послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 
Российской  Федерации,  Стратегия  национальной  безопасности  Российской 

89

 

Федерации, 

утвержденная 

Указом 

Президента 

Российской 

Федерации  

от  31  декабря  2015  г.  №  683,  Стратегия  экономической  безопасности  Российской 
Федерации  на  период  до  2030 года,  утвержденная  Указом  Президента  Российской 
Федерации  от  13  мая  2017  г.  №  208,  Указ  Президента  Российской  Федерации  
от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития 
Российской  Федерации  на  период  до  2024  года»,  основные  положения  Стратегии 
научно-технологического 

развития 

Российской 

Федерации, 

Стратегия 

пространственного  развития  Российской  Федерации,    Стратегия  социально-
экономического  развития  Российской  Федерации,  а  также  документы 
стратегического планирования,  определяющие развитие отраслей экономики. 

При  формировании  задач,  связанных  с  реализацией  балансированного 

развития эффективной транспортной инфраструктуры для обеспечения устойчивого 
экономического  роста  и  территориальной  связанности  страны,  целесообразно 
обратить  внимание  на  развитие  единой  опорной  транспортной  сети  России  
и  устранение  ее  узких  мест,  увеличение  скоростных  параметров  транспортной 
инфраструктуры,  комплексное  развитие  крупных  транспортных  узлов,  повышение 
качества и долговременной устойчивости транспортной инфраструктуры, развитие 
транспортных систем крупных городских агломераций. 

При корректировке Транспортной стратегии Российской Федерации на период 

до  2035  года  целесообразно  внести  мероприятия  по  реконструкции  и  развитию 
транспортной  системы  Крымского  федерального округа  и  интеграции  ее  в  единое 
транспортное пространство Российской Федерации, а также развитие транспортной 
системы  России  на  Дальнем  Востоке  и  в  Арктической  зоне.  Целесообразно 
подготовить  предложения  по  определению  региональных  приоритетов  развития 
транспортной 

инфраструктуры 

с 

учетом 

определенных 

документами 

стратегического 

планирования 

перспективных 

направлений 

развития 

пространственной структуры экономики Российской Федерации. 

При  формировании  основных  направлений  реализации  Транспортной 

стратегии,  способов  достижения  ее  целей  и  решения  задач  целесообразно 
рассмотреть  особенности  и  приоритеты  формирования  современного  рынка 
транспортных  услуг,  а  также  особенности  проведения  транспортной  политики  
в  интересах  устойчивого  развития  с  точки  зрения  вклада  России  в  реализацию 
Целей  устойчивого  развития,  принятых  Резолюцией  70/1  Генеральной  Ассамблеи 
ООН в 2015 году. 

В  части  корректировки  целевых  индикаторов  Транспортной  стратегии 

необходимо  учесть,  что  в  соответствии  с  требованиями  постановления 
Правительства  Российской  Федерации  от  29  октября  2015  г.  №  1162  мониторинг  
и  контроль  реализации  отраслевых  документов  осуществляются  разработчиком 
отраслевого  документа  на  основе  данных  официального  статистического 
наблюдения,  а  также  иной  информации,  представляемой  федеральными  органами 
исполнительной  власти  и  органами  исполнительной  власти  субъектов  Российской 
Федерации в соответствии с их сферой ведения.  

В  связи  с  этим,  целесообразно  рассмотреть  возможность  корректировки 

Транспортной  стратегии  в  части  исключения  параметров,  которые  не  могут  быть 
рассчитаны  на  основе  официальной  информации  статистического  наблюдения,  
а 

также 

иной 

информации, 

представляемой 

федеральными 

органами 

исполнительной  власти  и  органами  исполнительной  власти  субъектов  Российской 
Федерации в соответствии с их сферой ведения. 

Показатели  и  индикаторы  развития  транспортного  комплекса  должны  быть 

актуализированы  по  трем  вариантам  прогноза  социального-экономического 
развития Российской Федерации на долгосрочный период до 2035 года. 

В  соответствии  с  проводимой  в  настоящее  время  работой  по  формированию 

90

 

сценарных  условий  и  основных  параметров  долгосрочного  прогноза  социально-
экономического  развития  Российской  Федерации  на  период  до  2035  года, 
федеральные  органы  исполнительной  власти  должны  подготовить  прогнозные 
показатели  по  соответствующим  отраслям,  включая  основные  экономические  
и  технико-экономические  показатели  предлагаемых  к  реализации  и  реализуемых 
крупномасштабных  инвестиционных  и  инновационных  проектов  (программ), 
включая  план  развития  магистральной  инфраструктуры  страны,  а  также  прогнозы 
развития  науки  и  технологий  в  соответствующих  сферах  деятельности.  На  основе 
этих  данных  целесообразно  уточнить  и  сформировать  сценарные  условия  
и основные параметры прогноза развития транспортного комплекса, которые дадут 
требования  к  объемам  перевозок  грузов  и  пассажиров,  а  также  объемам 
транспортной  работы,  составу  и  качеству  транспортных  услуг,  отвечающих 
прогнозным  потребностям  развития  экономики  и  социальной  сферы  страны.  
На  основе  этой  информации  целесообразно  провести  актуализацию  состава 
мероприятий  реализации  Транспортной  стратегии  и  значений  ее  целевых 
индикаторов на период до 2035 года.  

Целесообразно  привести  оценки  ресурсного  обеспечения  стратегии  

в  соответствие  с  приоритетами  развития  и  действующими  бюджетными 
ограничениями.  Соответствующие  изменения  целесообразно  внести  в  стратегию  
в части сроков и этапов реализации стратегии. 

Учитывая  важную  роль  инновационного  пути  развития  транспортного 

комплекса  целесообразно  ввести  в  Транспортную  стратегию  цель  по  повышению 
уровня 

научно-технологического 

развития 

и 

квалификации 

персонала  

в  транспортной  отрасли  за  счет  формирования  глобально  конкурентоспособной 
системы непрерывного транспортного образования. 

При выполнении корректировки Транспортной стратегии должна быть учтена 

информация  и  материалы,  полученные  по  результатам  общественных  обсуждений 
проекта обновляемой Транспортной стратегии. 

Разработка предложений по корректировке и актуализации приоритетов, задач 

развития транспортного комплекса Российской Федерации, а также по способам их 
эффективного  достижения  и  решения,  должна  быть  проведена  с  учетом 
утвержденных  ранее  документов  программного  и  стратегического  планирования  
в сфере транспорта: 

 

Государственная 

программа 

Российской 

Федерации 

«Развитие 

транспортной системы», утвержденная постановлением Правительства Российской 
Федерации 20.12.2017 № 1596; 

 

Стратегия  развития  железнодорожного  транспорта  в  Российской 

Федерации  на  период  до  2030  года,  утвержденная  распоряжением  Правительства 
Российской Федерации от 17.06.2008 № 877-р; 

 

Стратегия  развития  морской  портовой  инфраструктуры  России  

до  2030  года,  одобренная  на  совещании  членов  Морской  коллегии  
при Правительстве Российской Федерации 28.09.2012 г.; 

 

Стратегия  развития  внутреннего  водного  транспорта  Российской 

Федерации  на  период  до  2030  года,  утвержденная  распоряжением  Правительства 
Российской Федерации от 29.02.2016 № 327-р; 

 

Государственная  программа  Российской  Федерации  «Социально-

экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», утвержденная 
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 308  
(в 2016 году, с 2017 года мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры 
включены  в  федеральную  целевую  программу  «Развитие  транспортной  системы 
России (2010-2020 годы); 

 

и  других  документов  стратегического  планирования,  касающихся 

91

 

развития транспорта. 

 

4.3 

Предложения по корректировке мероприятий Транспортной стратегии  

По  Цели  1  «Формирование  единого  транспортного  пространства  России  

на  базе  сбалансированного  опережающего  развития  эффективной  транспортной 
инфраструктуры»: 

В  соответствии  с  Концепцией  стратегии  пространственного  развития 

Российской  Федерации,  утвержденной  распоряжением  заместителя  Председателя 
Правительства  Российской  Федерации  Д.Н.  Козака  от  22  мая  2017  г.  
№ 3414п-П16, предлагается проработка предложений по приоритетам транспортной 
политики,  связанной  с  возрастанием  роли  новых  центров  экономического  роста, 
прежде  всего  крупных  городских  агломераций,  что  требует  усиления  внимания  
к  развитию  их  транспортных  систем  и  повышения  эффективности  транспортных 
связей между ними. 

Наряду с этим предлагается актуализация приоритетов и задач Транспортной 

стратегии,  касающихся  вопросов  обеспечения  экономического  развития  
и 

социального 

обустройства 

малонаселенных 

территорий, 

обладающих 

собственным  экономическим  потенциалом  и  (или)  имеющих  существенное 
значение  для  обеспечения  территориальной  целостности  страны  и  безопасности 
государства. 

Предлагается  актуализация  приоритетов  и  задач  развития  транспортных 

систем  городских  агломераций  и  повышения  эффективности  транспортных  связей 
между ними с учётом влияния центростремительных процессов и тенденций роста 
экономической  роли  крупных  городов.  В  том  числе,  важную  роль  будет  играть 
актуализация 

задачи 

развития 

радиальных 

и 

хордовых 

направлений 

агломерационных  связей,  образующих  сетчатую  (grid)  структуру  транспортной 
сети. 

Важным  требованием  Концепции  стратегии  пространственного  развития 

Российской  Федерации,  является  определение  механизмов  взаимной  увязки 
отраслевых  документов  стратегического  планирования  Российской  Федерации, 
схем  территориального  планирования,  государственных  программ,  федеральных 
целевых программ и инвестиционных программ субъектов естественных монополий 
с  точки  зрения  синхронизации  в  пространстве  и  времени  размещения 
соответствующей  инфраструктуры.  В  связи  с  этим,  предлагается  проработка 
положений  транспортной  политики, направленных  на  обеспечение  согласованного 
планирования 

развития 

транспортной 

инфраструктуры 

федерального, 

регионального  и  муниципального  уровней  с  учетом  инвестиционных  программ 
субъектов  естественных  монополий  в  сфере  реконструкции  и  развития 
транспортной инфраструктуры. 

Предлагается  актуализация  мер  и  механизмов  увязки  планов  и  программ 

развития 

региональной, 

муниципальной 

и 

федеральной 

транспортной 

инфраструктуры, в том числе на основе разработки и реализации взаимоувязанных 
программ  и  планов  комплексного  развития  транспортной  инфраструктуры 
(ПКРТИ). 

Предлагается  актуализация  задач  и  мероприятий  Транспортной  стратегии, 

касающихся  развития  скоростных  и  высокоскоростных  транспортных  связей  
в  стране  (включая  железнодорожную  и  авиатранспортную  инфраструктуру), 
образующих 

высокоэффективный 

скоростной 

транспортный 

каркас, 

обеспечивающий  транспортную  доступность  «центров  экономического  роста», 
включая  городские  агломерации,  территориальную  целостность  и  безопасность 
страны в целом с учетом изменений, произошедших в 2012-2017 гг. 

Предлагается  актуализация  задач  и  мероприятий  Транспортной  стратегии, 

92

 

связанных с развитием дальних беспосадочных авиаперевозок, в том числе, кросс-
полярных  рейсов,  созданием  современного  информационно-навигационного 
обеспечения,  внедрением  перспективных  наземных,  бортовых  и  космических 
средств  и  систем  связи,  навигации,  наблюдения  и  организации  воздушного 
движения,  повышением  эффективности  функционирования  аэронавигационной 
системы  в  условиях  дальнейшего  роста  объемов  перевозок  воздушным 
транспортом. 

Актуализация  задачи  развития  Арктической  транспортной  системы  должна 

быть  выполнена  в  соответствии  с  Указом  Президента  Российской  Федерации  
от  2.05.2014  №  296  «О  сухопутных  территориях  Арктической  зоны  Российской 
Федерации»,  Основами  государственной  политики  Российской  Федерации  
в Арктике на период до 2020 года  и на дальнейшую перспективу,  утвержденными 
Президентом  Российской  Федерации  18.09.2008  №  Пр-1969,  Стратегией  развития 
Арктической  зоны  Российской  Федерации  и  обеспечения  национальной 
безопасности  на  период  до  2020  года,  утвержденной  Президентом  Российской 
Федерации  20.02.2013  г.,  а  также  Указом  Президента  Российской  Федерации  
от  31.12.2015  №  683  «О  Стратегии  национальной  безопасности  Российской 
Федерации». 

Предлагается 

формирование 

мер, 

направленных 

на 

развитие 

эксплуатационной  инфраструктуры  на  подходах  к  портам,  расположенным  
в Западной Арктике с учетом изменений, прошедших в 2012-2017 гг. 

Предлагается  проработка  мер  обеспечения  транспортной  доступности  сети 

населенных  пунктов  вахтово-экспедиционного  типа  –  «точек  экономического 
роста» в районах Севера (Арктической зоны), Сибири и Дальнего Востока. 

Предлагается  включение  в  Транспортную  стратегию  приоритетов,  задач  

и  мероприятий,  касающейся  вопросов  развития  транспортно-логистической 
инфраструктуры Крыма на основе системного подхода с учетом совершенствования 
транспортно-экономических  связей  после  ввода  в  действие  мостового  перехода 
через  Керченский  пролив  и  подходов  к  нему  со  стороны  Краснодарского  края  
с учетом изменений, произошедших в 2012-2017 гг.  

Предлагается  актуализация  задач  и  мероприятий  развития  эксплуатационной 

инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна. 

В  соответствии  с  постановлением  Света  Федерации  Федерального  собрания 

Российской Федерации от 25 июля 2017 г. № 334-СФ предусматривается включение 
в  стратегию  мероприятий  по  формированию  и  утверждению  стратегии  развития 
российских  морских  портов  в  Каспийском  бассейне,  железнодорожных  
и  автомобильных  подходов  к  ним  в  целях  развития  Каспийского  транспортно-
логистического комплекса. 

При актуализации Транспортной стратегии предлагается проработка вопросов 

актуализации  комплекса  мер,  направленных  на  развитие  транспортной  системы 
Дальневосточного региона. 

Предлагается  проработка  и  включение  в  Транспортную  стратегию  новой 

задачи  и  комплекса  мер  по  развитию  инфраструктуры  и  обустройства  пунктов 
пропуска через государственную границу Российской Федерации. 

Предлагается  проработка  комплекса  мер  по  развитию  российских  участков 

международных  транспортных  коридоров,  проходящих  по  территории  Российской 
Федерации,  с  учетом  новых  приоритетов  развития  ЕвроАзиатских  транспортно-
экономических связей. 

При  актуализации  комплекса  приоритетов,  задач  и  мер  Транспортной 

стратегии  по  формированию  единого  транспортного  пространства  России  на  базе 
сбалансированного 

опережающего 

развития 

эффективной 

транспортной 

инфраструктуры  должны  быть  учтены  результаты  разработки  и  внедрения 

93

 

ключевых  функциональных  задач  информационно-аналитической  системы 
регулирования  на  транспорте  (АСУ  ТК),  в  том  числе,  единого  реестра  объектов 
транспортной 

инфраструктуры, 

транспортно-экономического 

баланса, 

межрегионального  баланса  пассажирских  перевозок,  а  также  разрабатываемых 
моделей  транспортно-логистических  потоков  и  финансовых  моделей,  которые 
станут  основой  комплексной  автоматизированной  системы  транспортного 
планирования, 

обеспечивающей 

оптимизированное 

сбалансированное 

планирование реконструкции и развития транспортной инфраструктуры всех видов 
транспорта. 

С учетом вышесказанного предлагается выполнение следующих мероприятий: 
 -  повышение  уровня  экономической  связанности  территории  Российской 

Федерации 

посредством 

расширения 

и 

модернизации 

автодорожной, 

железнодорожной,  авиационной,  морской  и  речной  инфраструктуры,  в  том  числе  
за 

счет 

поэтапного 

развития 

транспортных 

коммуникаций 

между 

административными  центрами  субъектов  Российской  Федерации  и  другими 
городами 

центрами 

экономического 

роста, 

включая 

ликвидацию 

инфраструктурных  ограничений  на  имеющих  перспективы  развития  территориях, 
прилегающих к таким транспортным коммуникациям; 

 

строительство  и  модернизация  российских  участков  автомобильных 

дорог,  относящихся  к  международному  транспортному  маршруту  "Европа  - 
Западный Китай; 

 

развитие сети автомобильных дорог федерального значения, 

 

развитие единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения, 

 

развитие  в  сельской  местности  автодорог  с  твердым  покрытием 

обеспечивающих  населенные  пункты  постоянной  круглогодичной  связью  с  сетью 
автодорог общего пользования, 

 

интеграция автомобильных дорог, проходящих по территории Крымского 

полуострова  в  единую  дорожную  сеть  Российской  Федерации,  а  также 
корректировка  маршрутов,  входящих  в  сеть  автомагистралей  Европейской 
дорожной  сети  категории  «Е»  в  связи  с  вводом  в  эксплуатацию  транспортного 
перехода через Керченский пролив, 

 

создание  прямых  транспортных  связей  между  крупными  центрами 

социально-экономического  развития  и переход  в  перспективе  к  сетевой  структуре  
с  большим  количеством  альтернативных  связей,  совершенствование  топологии 
пространственного развития транспортных коммуникаций, 

 

строительство  автодорожных  мостов  на  автомобильных  дорогах 

федерального значения для обеспечения круглогодичной транспортной связи, 

 

строительство  и  реконструкция  автодорожных  путепроводов  в  местах 

пересечения железнодорожных путей и автомобильных дорог общего пользования, 

 

строительство и реконструкция участков автомобильных дорог в крупных 

транспортных узлах и на подходах к ним,  

 

развитие автодорожных подходов к морским портам,  

 

развитие платных автомобильных дорог, 

 

создание сети скоростных автомобильных дорог,  

 

реконструкция  автомобильных  дорог  общего  пользования  федерального 

значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки,  

 

реализация  инвестпроектов  по  развитию  сети  автомобильных  дорог 

федерального значения, в т. ч. на условиях ГЧП, 

 

формирование нормативной правовой базы в области создания, внедрения 

и  эксплуатации  транспортной  инфраструктуры,  необходимой  для  взаимодействия  
с  бортовыми  устройствами  транспортных  средств  с  высокой  степенью 
автоматизации, подключенных и беспилотных транспортных средств, 

94

 

 

совершенствование  системы  финансирования  дорожного  хозяйства  

с  целью  увеличения  объемов  средств,  направляемых  на  строительство  
и 

реконструкцию 

дорожной 

сети 

субъектов 

Российской 

Федерации  

и муниципальных образований, 

 

применение новых  механизмов  развития  и  эксплуатации  дорожной  сети, 

включая использование инфраструктурной ипотеки, контрактов жизненного цикла, 
наилучших технологий и материалов; 

 

доведение норматива зачисления налоговых доходов бюджетов субъектов 

Российской 

Федерации 

от 

акцизов 

на 

горюче-смазочные 

материалы  

до 100 процентов; 

 

внедрение  новых  технических  требований  и  стандартов  обустройства 

автомобильных дорог, в том числе на основе цифровых технологий, направленных 
на устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий; 

 

приведение  транспортно-эксплуатационного  состояния  федеральных 

дорог в соответствие с требованиями нормативных документов, 

 

повышение 

качества 

(обеспечение 

функционирования 

сети) 

автомобильных дорог федерального значения, 

 

внедрение 

общедоступной 

информационной 

системы 

контроля  

за формированием и эффективностью использования средств дорожных фондов, 

 

освоение  инновационных  технологий  строительства,  реконструкции  

и содержания инфраструктуры дорожного хозяйства, 

 

проектирование  программ  развития  дорожной  сети,  с  учетом  индекса 

качества городской среды, 

 

создание  механизмов  экономического  стимулирования  сохранности 

автомобильных дорог регионального и местного значения, 

 

развитие транспортной инфраструктуры городских агломераций с учетом 

реализации перспективного проекта «Безопасные и качественные дороги», 

 

доведение  в  крупнейших  городских  агломерациях  доли  автомобильных 

дорог,  соответствующих  нормативным  требованиям,  в  их  общей  протяженности  
до 85 процентов; 

 

снижение  доли  протяженности  дорожной  сети  городских  агломераций, 

работающих в режиме перегрузки в «час-пик», 

 

строительство автодорожных обходов крупных городов, 

 

совершенствование конфигурации улично-дорожной сети, 

 

координация  развития  транспорта  крупных  городских  агломераций  

при территориально-транспортном планировании, 

 

развитие  улично-дорожной  сети  городов  одновременно  с  развитием 

смежных  федеральных  трасс,  а  также  региональных  и  муниципальных  автодорог  
в пригородной зоне городских агломераций, 

 

увеличение 

пропускной 

способности 

улично-дорожной 

сети, 

строительство  путепроводов  и  мостов,  соединяющих  изолированные  участки 
транспортной сети городских агломераций, 

 

комплексное  сбалансированное  развитие  транспортной  сети  городских 

агломераций с приоритетом инфраструктуры транспорта общего пользования, 

 

создание  интеллектуальных  транспортных  систем  в  городских 

агломерациях, 

 

развитие  инфраструктуры  для  повышения  пешеходной  и  велосипедной 

транспортной доступности, 

 

сбалансированное  развитие  опорной  сети  железнодорожного  транспорта  

и устранение ограничений в пропускной и провозной способности, 

 

увеличение  плотности  железнодорожной  сети  на  4-6  процентов  

к 2035 году по сравнению с 2016 годом, 

95

 

 

комплексная  реконструкция  и  усиление  пропускной  способности 

Байкало-Амурской  и  Транссибирской  железнодорожных  магистралей  в  полтора 
раза,  до  180  млн.  тонн,  и  железнодорожных  подходов  к  портам,  крупным 
транспортным узлам и пунктам пропуска через государственную границу,  

 

увеличение  пропускной  способности  железнодорожных  подходов  

к морским портам Азово-Черноморского бассейна, 

 

формирование Северного широтного хода,  

 

развитие  технологий  и  организационных  решений,  повышающих 

эффективность использования международного транспортного коридора Север-Юг, 

 

строительство 

новых 

железнодорожных 

линий 

для 

создания 

инфраструктурных  условий  для  комплексного  освоения  новых  территорий  
и 

месторождений, 

повышения 

транспортной 

доступности 

территорий 

высокоэффективной отраслевой специализации и геостратегических территорий, 

 

повышение  эффективности  организации  перевозок  путем  поэтапного 

разделения линий на преимущественно грузовое и пассажирское движения, 

 

создание  полигонов  тяжеловесного  движения  с  поездами  повышенной 

массой  и  осевой  нагрузкой  на  вагон  до  27  тонн  с  усилением  при  необходимости 
искусственных сооружений, 

 

сокращение 

времени 

перевозки 

контейнеров 

железнодорожным 

транспортом  с  Дальнего  Востока  до  западной  границы  Российской  Федерации  
до 7 дней, с увеличением их объема в 4 раза, 

 

достижение  полной  электрификации  железнодорожных  участков 

коридоров «Запад-Восток» и «Север-Юг», 

 

создание  основы  для  развития  скоростного  и  высокоскоростного 

железнодорожного сообщения между крупными городами, 

 

развитие  скоростного  и  высокоскоростного  движения  на  изолированных 

путевых вставках, 

 

развитие  скоростных  пригородных  железнодорожных  сообщений, 

интегрированных  с  другими  видами  транспорта  и  сетью  высокоскоростных 
магистралей, 

 

проведение  модернизации  и  развития  существующей  инфраструктуры  

с целью повышения скоростей движения пассажирских и грузовых поездов, 

 

комплексное 

развитие 

и 

интеграция 

железнодорожных 

узлов, 

мультимодальных 

терминально-логистических 

центров, 

сухих 

портов, 

контейнерных  и  контрейлерных  терминалов  в  рамках  формирования  современной 
товаропроводящей сети, опирающейся на железнодорожный транспорт, 

 

проведение  мероприятий  по  увеличению  протяженности  капитально 

отремонтированных  и  реконструированных  железнодорожных  путей  общего 
пользования,  повышению  качества  земляного  полотна,  верхнего  строения  пути, 
устройств СЦБ, и инженерных сооружений на сети железных дорог, 

 

внедрение  инновационных  технологий  строительства,  реконструкции  

и содержания транспортной инфраструктуры, в том числе в особых климатических 
условиях - в арктической и субарктической зонах, 

 

расширение  использования  железнодорожного  транспорта  общего 

пользования для пригородных и внутригородских пассажирских перевозок, а также 
пассажирских  перевозок  в  дальнем  следовании  полигонов  скоростного  
и высокоскоростного движения, 

 

интеграция  железнодорожного  транспорта  с  системами  наземного 

городского транспорта и легкими рельсовыми системами, 

 

развитие наземной авиационной инфраструктуры в российских регионах, 

в  том  числе  в  условиях  текущих  бюджетных  ограничений  финансирования 
федеральных казенных аэропортовых предприятий, 

96

 

 

строительство  и  реконструкция  местных  аэродромов,  посадочных 

площадок и вертодромов, в том числе в районах Севера, Сибири, Дальнего Востока, 
в Арктической зоне, в регионах, прилегающих к Северному морскому пути, 

 

реконструкция 

существующих 

взлетно-посадочных 

полос  

и строительство новых взлетно-посадочных полос, 

 

реконструкция и ремонт аэродромов, 

 

строительство,  реконструкция  и  ремонт  посадочных  площадок  

и вертодромов, 

 

совершенствование 

механизмов 

обеспечения 

функционирования 

федеральных казенных предприятий воздушного транспорта, 

 

реконструкция  и  развитие  опорных  международных  аэропортов-хабов  

и региональных хабов, их интеграция с наземными путями сообщений. 

 

внедрение 

современных 

механизмов 

государственно-частного 

партнерства  для  эффективного  привлечения  инвестиционных  ресурсов  в  сферу 
гражданской авиации, 

 

увеличение  количества  аэродромов,  по  которым  выполнен  капитальный 

ремонт, 

 

развитие портовой инфраструктуры, 

 

снятие  ограничений  пропускной  способности  внутренних  водных  путей 

Единой глубоководной системы, 

 

восстановление  пропускной  способности  внутренних  водных  путей  

в бассейнах сибирских рек (Оби, Иртыша, Лены), а также арктических рек  - Яны, 
Индигирки, Колымы, 

 

улучшение  качественных  параметров  внутренних  водных  путей  

для обеспечения роста грузопотоков, 

 

развитие  и  модернизацию  речных  портов  на  направлениях  роста 

грузопотоков, 

 

создание  мультимодальных  транспортно-логистических  комплексов  

на пересечении крупнейших водных и наземных магистралей, 

 

совершенствование механизма управления имуществом речных портов, 

 

поощрение 

строительства 

терминалов, 

ориентированных  

на переключение грузопотоков на внутренний водный транспорт, 

 

приведение  инфраструктуры  внутренних  водных  путей  в  соответствие  

с нормативными документами, 

 

развитие 

портовой 

инфраструктуры 

и 

создание 

транспортно-

логистических  комплексов  на  пересечении  крупнейших  водных  и  наземных 
магистралей, 

 

освоение  инновационных  технологий  строительства,  реконструкции  

и содержания объектов инфраструктуры внутренних водных путей, 

 

разработка  и  реализация  целевых  программ  развития  внутригородских  

и пригородных перевозок пассажиров в крупных городах, имеющих водные пути, 

 

развитие  и  модернизация  объектов  инфраструктуры  для  обслуживания 

пассажирских перевозок, 

 

субсидирование  внутригородских  перевозок  внутренним  водным 

транспортом с участием субъектов Российской Федерации, 

 

увеличение экскурсионно-прогулочных маршрутов, 

 

развитие  инфраструктуры  Северного  морского  пути,  увеличение 

грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн. тонн, 

 

увеличение мощностей морских портов  Российской Федерации, включая 

порты  Дальневосточного,  Северо-Западного,  Волго-Каспийского  и  Азово-
Черноморского бассейнов 

 

строительство  новых  морских  портов  и  перегрузочных  терминалов  

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..