Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года - часть 14

 

 

209 

Приоритетная 

программа 

"Госуправление 

третьего 

поколения"  

("Госуправление  3.0"):  создание  эффективной  системы  государственного 

управления,  ориентированного  на  человека  и  обеспечивающего  устойчивый 

рост  качества  жизни  населения,  сопоставимый  со  средним  уровнем  стран  

Организации экономического сотрудничества и развития, и реализацию потен-

циала молодых талантов и предпринимателей, направлена на институциональ-

ное  развитие  в  рамках  G2  "Государственное  управление  третьего  поколения 

(Госуправление 3.0)" (приложение 1 к Стратегии, рисунок 55). 

Приоритетная  программа  "Развитие  предпринимательства":  создание 

условий  для  появления  и  становления  национальных  предпринимателей-

чемпионов – направлена на институциональное развитие в рамках G2 "Развитие 

предпринимательства" (приложение 1 к Стратегии, рисунок 56). 

Приоритетная  программа  "Развитие  науки,  техники  и  технологий  

Краснодарского края на долгосрочный период". 

Приоритетная  программа  "Повышение  производительности  труда"  

(реализуется в рамках всех кластеров)»: создание в крае условий для повыше-

ния  производительности  труда  опережающими  темпами,  в  том  числе  за  счет 

стимулирования  повышения  качества  управления  предприятиями,  внедрения 

принципов  бережливого  производства  и  систем  контроля  качества,  а  также 

компенсация социальных рисков модернизации предприятий на основе обнов-

ленной системы занятости. 

Более детально ключевые направления, цели и задачи реализации указан-

ных приоритетных программ приведены в разделе 3. Стратегии "Целевое виде-

ние, индикаторы достижения целей, ожидаемые результаты реализации страте-

гии":  в  подразделах  3.2.2.  "G2. Основные  направления  развития  институцио-

нальной  среды"  и  3.2.4.  "G4. Основные  направления  развития  научно-

инновационной сферы – стимулирование развития умной экономики". 

4.8.

 

"

Пространство без границ

"

 

Период реализации проекта: 2018 – 2030 годы. 

Ответственные  исполнители  проекта:  проектный  комитет  по  стратегиче-

скому  направлению  развития  "Пространство  без  границ",  департамент  

210 

по  архитектуре  и  градостроительству  Краснодарского  края,  министерство  

экономики  Краснодарского  края  и  соисполнители:  все  региональные  органы 

исполнительной  власти,  органы  местного  самоуправления  муниципальных  

образований – участников программ. 

Разработка  и  реализация  флагманского  проекта  "Пространство  без  

границ" нацелена на обеспечение устойчивого развития Краснодарского края в 

рамках  Южного  полюса  роста  и  предполагает  формирование  комфортного  

привлекательного и эффективно используемого пространства жизнедеятельно-

сти  населения  и  гостей  Краснодарского  края  с  высокой  капитализацией  и  

проницаемости территории (приложение 1 к Стратегии, рисунок 57). 

В  рамках  флагманского  проекта  "Пространство  без  границ"  выделяется 

ряд приоритетных программ (приложение 1 к Стратегии, рисунок 58): 

Приоритетная программа "Краснодарская агломерация" (приложение 1 к 

Стратегии, рисунок 59). 

Приоритетная  программа  "Сочинская  агломерация"  (приложение  1  к 

Стратегии, рисунок 60). 

Приоритетная 

программа 

"Трансформация 

городов-лидеров  

Краснодарского края" (приложение 1 к Стратегии, рисунок 61, рисунок 62). 

Приоритетная  программа  "Краснодарский  пояс"  (приложение  1  к  

Стратегии, рисунок 63). 

Приоритетная  программа  "Кавказский  горный  ареал"  (приложение  1  к 

Стратегии, рисунок 64, рисунок 65). 

Приоритетная  программа  "Азово-Черноморский  прибрежный  ареал"  с 

подпрограммами:  "Ейское  взморье"  (приложение  1  к  Стратегии,  рисунок  66), 

"Ахтарские  угодья"  (приложение  1  к  Стратегии,  рисунок  67),  "Таманская  

мозаика"  (приложение  1  к  Стратегии,  рисунок  68),  "Южный  морской  фасад 

России" (приложение 1 к Стратегии, рисунок 69). 

Цель  выделения  приоритетных  программ  –  возможность  разработки  

локальных стратегий социально-экономического развития, консолидированных 

инфраструктурных  и  отраслевых  схем  для  перспективных  территориальных  

образований  Краснодарского  края.  Данные  документы  долгосрочного  

211 

планирования  задают  комплексное  видение  желаемого  будущего  территорий 

одновременно  нескольких  муниципальных  образований,  выявляют  ключевые 

межмуниципальные  проекты,  усиливающие  синергетические  эффекты  соци-

ально-экономического  развития,  повышающие  привлекательность  территории 

для бизнеса, качество жизни населения (благосостояние, социальная защищен-

ность,  развитие  культурной,  социальной  и  инфраструктурной  среды),  опреде-

ляющие условия обеспечения сохранности природных ландшафтов. 

Координацию деятельности по разработке и реализации флагманских про-

ектов  пространственного  развития осуществляет  департамент  по  архитектуре  и 

градостроительству Краснодарского края. Для разработки Концепций, научного 

сопровождения  проектов,  мониторинга  реализации  целесообразно  создание  

регионального  научно-исследовательского  центра/проектного  офиса  простран-

ственного планирования с полномочиями привлечения к разработке, экспертизе 

и  корректировке  программ  и  документов  территориального  планирования 

научных организаций, экспертов. 

212 

5.

 

Сценарии и этапы реализации Стратегии 

Стратегия  определена  на  13  лет  (2018  –  2030  годы)  и  предполагает  три 

этапа (стартовый однолетний и 2 шестилетних, каждый из которых разделен на 

2 трехлетних этапа). При этом при необходимости раз в три года будет прохо-

дить  корректировка,  а  раз  в  шесть  лет  в  конце  второго  и  третьего  этапов  –  

обновление Стратегии. Этапы реализации различаются по условиям, факторам, 

рискам  социально-экономического  развития  и  приоритетам  экономической  

политики Краснодарского края. 

Первый этап (стартовый, 2018 год)

 базируется на реализации и расши-

рении  тех  конкурентных  преимуществ,  которыми  обладает  экономика  края,  с 

целью повышения эффективности и управляемости экономики, роста качества 

человеческого  капитала  и  формирования  предпосылок  значительного  роста 

конкурентоспособности.  На  данном  этапе  необходимо  будет  структурировать 

систему  государственных  программ  с  формированием  программы  развития 

ключевых экономических направлений, проработать набор приоритетных про-

ектов развития, структурированных в рамках портфеля региональных кластеров 

(запускается  и  дает  первые  результаты  модель  кластерной  активации).  Темпы 

роста  будут  низкими  в  силу  ряда  глобальных  и  российских  факторов.  Будет 

осуществляться запуск стартового пакета проектов, входящих в портфель при-

оритетных проектов Краснодарского края. Реализация первого этапа Стратегии 

в условиях продолжающегося геополитического кризиса, сохранения междуна-

родных  санкций  в  отношении  ряда  российских  граждан,  компаний  и  банков, 

усиления  ограничений  на  международных  рынках  капитала  в  совокупности  с 

низкой ценой на нефть, а также вызванного указанными факторами ухудшения 

экономической ситуации и возможного продолжения спада российской эконо-

мики  сопряжена  с  существенными  рисками  недостижения  целевых  значений 

показателей  реализации  Стратегии  на  данном  этапе  и  обуславливает  вероят-

ность  существенных  корректировок  системы  стратегических  документов  

Краснодарского края. 

Второй  этап (2019 – 2024 годы)  базируется на модели роста  конкуренто-

способности. Будут создаваться институциональные условия и технологические 

213 

заделы  развития.  В  рамках  кластерной  активации  ускорится  модернизация  

"современной  экономики"  и  начнется  создание  заделов  "умной  экономики",  

реализация  программ  развития  молодых  талантов,  направленных  на  обеспече-

ние глобального технологического лидерства России, стартуют проекты межре-

гиональной  и  международной  интеграции.  Внешняя  конъюнктура  улучшится, 

темпы роста повысятся. Кластерная активация обеспечит заметный рост конку-

рентоспособности  экономики  и  социальной  сферы  Краснодарского  края,  на  

основе перехода края на новую сбалансированную модель развития, значитель-

ного  улучшения  качества  человеческого  потенциала  и  социального  простран-

ства, углубления структурной модернизации "современной экономики", значи-

тельного  развития  новой  "умной  экономики",  превращения  инноваций  в  

ведущий фактор экономического роста. 

Третий этап (2025 – 2030 годы и далее) – произойдет рывок в повышении 

конкурентоспособности  экономики,  будут  созданы  условия  для  достижения 

глобальной конкурентоспособности Краснодарского края в рамках ряда ключе-

вых  направлений,  существенное  воздействие  на  развитие  окажет  реализация 

программы  молодых  талантов-инноваторов,  в  результате  которой  произойдет 

запуск  и  успешная  реализация  сотен  инновационных  проектов.  В  рамках  

данного  этапа  программа  расширит  поле  своей  реализации.  Краснодарский 

край  сможет  занять  позицию  глобального  субъекта  –  лидера  Южного  полюса 

роста,  обеспечивающего  развитие  субъектов-партнеров  и  Российской  

Федерации в целом. 

Неопределенность  прогноза  внешних  условий  обуславливает  необходи-

мость использования сценарных вариантов реализации Стратегии. Предложено 

три  сценария:  инерционный  (сценарий  жестких  ресурсных  ограничений);  

базовый  (сценарий  умеренных  ресурсных  ограничений)  и  оптимистический 

(сценарий мягких ресурсных ограничений). 

Инерционный сценарий. Данный сценарий не предполагает значительного 

ускорения  темпов  экономического  роста  (возможно  временное  ухудшение  

положения  в  зависимости  от  влияния  внешних  факторов,  для  этих  условий  

будет  рассматриваться  инерционный  пессимистический  сценарий),  развитие 

214 

идет по "стандартным" инерционным трендам, ресурсные ограничения не пре-

одолеваются.  С  учетом  ресурсных  ограничений  реализуются  только  наиболее 

приоритетные  и  наименее  ресурсоемкие  проекты  (возможно  смещение  сроков 

реализации проектов на более поздний срок). Основные параметры сценария: 

закрепление  и  расширение  конкурентных  преимуществ  в  традиционных 

сферах  с  целью  формирования  устойчивой  модели  развития,  позволяющей 

обеспечить  незначительное  сокращение  разрыва  в  конкурентоспособности 

большинства  отраслей  экономики  края  от  уровня  лучших  иностранных 

производителей, что приведет к незначительной модернизации экономической 

структуры края; 

небольшой рост человеческого капитала; 

реализация  ограниченного  количества  долгосрочных  приоритетных 

проектов и программ, реализующих сравнительные преимущества экономики и 

социальной сферы; 

небольшой рост инвестиционной привлекательности; 

формирование условий пространственного развития; 

расширение  интеграционных  процессов  в  межрегиональное  и 

международное социально-экономическое пространство; 

развитие институциональной среды, способствующей сбалансированному 

устойчивому развитию; 

стабильный уровень безопасности. 

Базовый сценарий. Данный сценарий предполагает, что будут осуществ-

лены  необходимые  меры,  направленные  на  преодоление  ресурсных  ограниче-

ний.  Преимущественно  реализуются  проекты  с  низким  риском  реализации  в 

прогнозируемые  сроки  и  ряд  ключевых  крупных  проектов,  сопряженных  с  

повышенными рисками. Основные параметры сценария:

 

высокая степень реализации потенциала развития края; 

закрепление  и  расширение  конкурентных  преимуществ  в  традиционных 

сферах  (в том  числе  на  базе  повышения  технологического  уровня  и  роста 

производительности  труда  во  всех  отраслях  экономики  и  социальной  сферы), 

стимулирование  роста  конкурентоспособности  в  новых  отраслях  с  целью 

215 

формирования  устойчивой  сбалансированной  модели  развития  на  основе 

кластерной 

активации, 

соблюдающей 

баланс 

индустриальных 

и 

постиндустриальных факторов развития; 

развитие человеческого потенциала с акцентом на развитие привлечения 

и удержания молодых талантов на базе высокого благосостояния, социального 

благополучия,  согласия  и  безопасности  через  глубокую  модернизацию 

социальной сферы; 

осуществление  большинства  долгосрочных  приоритетных  проектов  и 

программ, реализующих сравнительные преимущества экономики; 

существенное  улучшение  инвестиционного  климата,  в  том  числе  для 

иностранных инвесторов; 

сбалансированное  пространственное  развитие  (создание  новых  центров 

экономического  развития,  рост  качества  пространства)  и  значительная 

интеграция  в  межрегиональное  и  международное  социально-экономическое 

пространство; 

создание  институциональной  среды,  способствующей  устойчивому 

развитию. 

Оптимистический  сценарий.  Предполагает  полное  раскрытие  потенциала 

развития, достижение глобальной конкурентоспособности. Успешно реализуется 

кластерная  активация:  полностью  модернизируется  "современная  экономика", 

создается сектор "умной экономики". Большинство намеченных проектов реали-

зуется  в  плановые  сроки.  Создается  сектор  новой  экономики,  способный  

успешно  производить  и  выводить  на  глобальные  рынки  новые  продукты,  

материалы и технологии. 

216 

6.

 

Ключевые  показатели  реализации  стратегии  социально-

экономического  развития  краснодарского  края  и  оценка  финансовых 

ресурсов, необходимых для реализации стратегии 

6.1.

 

Прогноз ключевых индикаторов 

Сценарные  прогнозы  реализации  Стратегии  социально-экономического 

развития Краснодарского края представлены в таблице 26. 

Таблица 26 

Сценарные прогнозы

*

 

Индикатор 

2016 

2018 

2021 

2024 

2027 

2030 

ВРП по ППС, млрд USD, в ценах 2016 года 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

105,7 

107,7 

116,8 

128,0 

135,5 

142,5 

Базовый 

105,7 

111,7 

128,0 

150,5 

166,4 

181,5 

Оптимистический 

105,7 

115,1 

133,9 

168,4 

194,5 

220,0 

ВРП на д.н. по ППС, тыс. USD, в ценах 2016 года 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

19,2 

19,2 

20,3 

21,8 

22,6 

23,4 

Базовый 

19,2 

19,9 

22,2 

25,5 

27,5 

29,5 

Оптимистический 

19,2 

20,5 

23,1 

28,1 

31,6 

34,8 

Накопленный среднегодовой темп роста ВРП (CAGR с 
2016 года), % 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

 

100,9 

102,0 

102,4 

102,3 

102,2 

Базовый 

 

102,8 

103,9 

104,5 

104,2 

103,9 

Оптимистический 

 

104,4 

104,8 

106,0 

105,7 

105,4 

Рост ВДС в промышленном производстве к 2016 года, раз 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

 

1,1 

1,2 

1,4 

1,4 

1,5 

Базовый 

 

1,1 

1,4 

1,7 

1,8 

2,0 

Оптимистический 

 

1,2 

1,4 

1,8 

2,0 

2,2 

Экспорт, млн USD 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

5 587 

6 954 

8 382  10 902  13 353  15 956 

Базовый 

5 587 

7 323  11 067  16 168  21 355  27 097 

Оптимистический 

5 587 

7 371  11 260  17 549  24 168  31 761 

Доходы консолидированного бюджета, млрд руб. 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

263 

288 

308 

367 

427 

496 

Базовый 

263 

288 

331 

418 

508 

612 

Оптимистический 

263 

288 

344 

462 

587 

734 

Среднегодовая численность населения, тыс. чел. 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

5 542 

5 648 

5 791 

5 920 

6 032 

6 122 

Базовый 

5 542 

5 648 

5 804 

5 954 

6 089 

6 201 

Оптимистический 

5 542 

5 648 

5 838 

6 028 

6 205 

6 363 

Доля населения с денежными доходами ниже величины 
прожиточного минимума, % 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

11,7 

10,9 

10,5 

10,1 

9,4 

8,7 

Базовый 

11,7 

10,2 

7,6 

5,2 

4,4 

3,7 

Оптимистический 

11,7 

10,1 

7,0 

4,1 

3,1 

2,1 

Ожидаемая продолжительность жизни, лет 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

72,8 

73,5 

74,5 

75,5 

76,5 

77,5 

Базовый 

72,8 

73,5 

75,3 

77,0 

78,8 

80,5 

Оптимистический 

72,8 

73,5 

75,5 

77,5 

79,5 

81,5 

Миграционный прирост, тыс. чел. 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

55,7 

50,8 

47,4 

42,8 

39,8 

37,0 

Базовый 

55,7 

54,3 

53,4 

49,9 

47,2 

44,4 

Оптимистический 

55,7 

64,4 

66,1 

63,5 

61,2 

58,3 

* В ценах соответствующих лет (если не указано иное).

 

217 

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.   

 

 

 

 

 

Инерционный 

2 553 

2 545 

2 548 

2 645 

2 750 

2 858 

Базовый 

2 553 

2 552 

2 571 

2 683 

2 809 

2 938 

Оптимистический 

2 553 

2 561 

2 592 

2 727 

2 875 

3 028 

Доля занятых в секторе МСП, % от среднесписочной чис-
ленности занятых 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

27% 

28% 

28% 

29% 

29% 

30% 

Базовый 

27% 

28% 

29% 

30% 

32% 

33% 

Оптимистический 

27% 

28% 

30% 

32% 

34% 

36% 

Индекс производительности труда, в сопоставимых ценах 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

 

98,4 

103,2 

101,3 

100,4 

100,9 

Базовый 

 

101,8 

105,4 

103,2 

101,3 

102,2 

Оптимистический 

 

104,6 

107,3 

105,0 

102,3 

103,6 

Уровень безработицы (по методологии МОТ), % 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

5,8 

5,9 

5,8 

5,7 

5,6 

5,5 

Базовый 

5,8 

5,8 

5,6 

5,4 

5,2 

5,0 

Оптимистический 

5,8 

5,7 

5,4 

5,2 

4,9 

4,7 

Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

28,8 

30,9 

35,8 

40,4 

44,9 

49,4 

Базовый 

28,8 

31,2 

37,2 

43,4 

49,9 

56,8 

Оптимистический 

28,8 

31,4 

38,3 

46,1 

54,7 

64,2 

Ввод жилья, тыс. кв. м 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

4 502 

4 747 

4 801 

4 856 

4 910 

4 965 

Базовый 

4 502 

4 801 

5 019 

5 238 

5 456 

5 674 

Оптимистический 

4 502 

4 880 

5 337 

5 793 

6 249 

6 705 

Число туристов, млн чел. 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

15,8 

16,2 

16,7 

17,3 

17,9 

18,5 

Базовый 

15.8 

16,6 

17,8 

19,1 

20,5 

22,0 

Оптимистический 

15,8 

16,8 

18,3 

20,0 

21,9 

24,0 

Доля утилизированных твердых коммунальных отходов в 
общем объеме твердых коммунальных отходов, % 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

5,5 

5,7 

5,9 

6,2 

Базовый 

11 

13 

Оптимистический 

10 

13 

16 

19 

6.2.

 

Оценка  финансовых  ресурсов,  необходимых  для  реализации 

стратегии 

Оценка  финансовых  ресурсов,  необходимых  для  реализации  Стратегии 

представлена в таблице 27. 

Таблица 27 

Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии 

Индикатор / Комплексы 

2016 

2018 

2021 

2024 

2027 

2030 

Прогноз потребности в инвестициях (по крупным 
и средним), необходимых для реализации Страте-
гии, млн руб. 

323 839  383 156  578 109  777 418  967 664 1 185 770 

Агропромышленный комплекс 

38 469

 

39 193

 

50 313

 

61 838

 

73 234

 

86 046

 

Топливно-энергетический комплекс 

46 250

 

60 799

 

86 819

 

119 449

 

143 329

 

170 336

 

Комплекс отраслей промышленности 

6 221

 

7 343

 

9 773

 

13 828

 

17 888

 

22 519

 

Комплекс строительства и ЖКХ 

8 932

 

18 829

 

38 252

 

54 719

 

72 606

 

94 724

 

Торгово-транспортно-логистический комплекс 

148 348

 

163 320

 

245 454

 

336 565

 

423 956

 

521 697

 

Санаторно-курортный и туристский комплекс 

22 049

 

30 872

 

50 528

 

65 900

 

82 455

 

102 387

 

Комплекс социальных и инновационных услуг 

53 572

 

62 801

 

96 970

 

125 119

 

154 196

 

188 060

 

Прогноз доходов и расходов бюджета, млн руб.* 

 

 

 

 

 

 

Доходы 

263 308  288 124  331 384  417 625  507 825  611 969 

Налоговые доходы 

209 652  236 988  292 426  377 066  465 518  567 751 

218 

Неналоговые доходы 

19 974 

16 232 

17 258 

18 859 

20 607 

22 518 

Безвозмездные поступления 

33 682 

34 904 

21 700 

21 700 

21 700 

21 700 

Расходы 

260 866  305 166  331 384  417 625  507 825  611 969 

Общегосударственные вопросы 

18 962 

20 484 

21 464 

24 839 

28 007 

31 750 

Национальная оборона 

228 

263 

269 

287 

323 

367 

Национальная безопасность и правоохранительная 
деятельность 

3 559 

3 837 

3 919 

4 535 

5 114 

5 797 

Национальная экономика 

38 140 

50 465 

56 996 

84 125  103 807  117 679 

Жилищно-коммунальное хозяйство 

13 934 

18 641 

19 532 

22 604 

27 892 

34 736 

Охрана окружающей среды 

296 

283 

297 

343 

387 

439 

Образование 

71 951 

82 203 

92 842  119 798  147 826  184 099 

Культура, кинематография 

8 672 

11 632 

12 188 

14 105 

15 904 

18 030 

Здравоохранение 

44 543 

26 140 

28 339 

36 567 

45 122 

56 193 

Социальная политика 

41 978 

70 107 

73 460 

85 011  104 900  130 639 

Физическая культура и спорт 

8 351 

10 200 

10 688 

12 368 

13 946 

15 810 

Средства массовой информации 

1 023 

941 

986 

1 141 

1 287 

1 459 

Обслуживание государственного и муниципального 
долга 

9 229 

9 093 

9 528 

11 026 

12 433 

14 094 

* Прогноз  доходов  и  расходов  бюджета  представляет  собой  оценку  потенциала  изменения  соответ-

ствующих  статей  бюджета  в  привязке  к  реализации  базового  сценария  и  не  является  бюджетным  прогнозом. 

Бюджетный прогноз Краснодарского края на долгосрочный период формируется в соответствии с федеральным 

и региональным законодательством и представляется в Законодательное Собрание Краснодарского края одно-

временно с проектом закона Краснодарского края о краевом бюджете. 

219 

7.

 

Инструменты реализации, мониторинг Стратегии 

Федеральный  закон  от  28  июня  2014  года  №  172-ФЗ  "О  стратегическом 

планировании  в  Российской  Федерации"  и  Закон  Краснодарского  края 

от 6 ноября  2015  года  №  3267-КЗ  "О стратегическом  планировании  и  индика-

тивных  планах  социально-экономического  развития  в  Краснодарском  крае" 

определили  основные  инструменты  реализации  –  документы  стратегического 

планирования,  разрабатываемые  в  рамках  планирования  и  программирования. 

К ним относятся: 

План  мероприятий  по  реализации  Стратегии  социально-экономического 

развития Краснодарского края (далее также – План мероприятий); 

государственные программы Краснодарского края; 

Схема территориального планирования Краснодарского края. 

Основные направления действий по реализации Стратегии и флагманские 

проекты будут  детализированы  в  Плане  мероприятий  с  указанием ответствен-

ных  исполнителей  и  ожидаемых  результатов  реализации.  В  свою  очередь,  на 

основе Плана мероприятий будут внесены изменения в существующие государ-

ственные программы, а также при необходимости разработаны новые государ-

ственные  программы  Краснодарского  края,  в  которых  будут  определены  

конкретные  мероприятия  с  указанием объемов и источников финансирования. 

Таким  образом,  основная  работа  по  обеспечению  выполнения  положений  

Стратегии  будет  связана  с  контролем  реализации  Плана  мероприятий  и  госу-

дарственных  программ.  При  этом  должны  быть  обеспечены  взаимосвязь  и  

регулярные  скоординированные  обновления  Стратегии,  Плана  мероприятий  и 

государственных программ. 

Процедуры актуализации, корректировки и обновления (при необходимо-

сти) – регулярные процессы: один раз в год проводится актуализация, один раз в 

три года – корректировка и один раз в шесть лет – обновление набора стратеги-

ческих документов (приложение 1 к Стратегии, рисунок 70). Процедуры предпо-

лагают анализ факторов, действие которых привело к расхождению с планируе-

мыми  показателями,  а  также  согласование  и  утверждение  скорректированных 

текстов и лимитов с органами исполнительной власти Краснодарского края.  

220 

Ежегодная  актуализация  увязана  с  посланием  главы  администрации  

(губернатора)  Краснодарского  края  депутатам  Законодательного  Собрания 

Краснодарского  края.  В послание  будут  включаться  анализ  выполнения  

Стратегии за прошедший год и  приоритеты в реализации Стратегии на следу-

ющий год. 

Приоритеты устанавливаются на среднесрочную перспективу с распреде-

лением  по  годам  и  отражаются  в  распределении  финансовых  средств  и  иных 

ресурсов государственных органов власти, направляемых на достижение целей 

Стратегии.  Приоритеты  должны  учитывать  выполнение  государственных  про-

грамм,  мероприятий и проектов,  в  том  числе  федерального  уровня.  На  основе 

приоритетов,  закрепленных  в  послании,  готовятся  необходимые  дополнения  в 

Стратегию,  которые  размещаются  в  информационно-телекоммуникационной 

сети "Интернет" для публичного обсуждения. 

Механизм  мониторинга  реализации  Стратегии  предполагает  совершен-

ствование  системы  региональной  статистики  через  создание  единой  информа-

ционной  базы  показателей  социально-экономического  развития.  Это  позволит 

оперативно  получать  достоверную  информацию,  характеризующую  выполне-

ние Плана мероприятий и оценивающую ее эффективность. 

Основным  видом  оперативной  отчетности  по  реализации  отдельных  

мероприятий Стратегии являются отчеты отраслевых органов исполнительной 

власти  Краснодарского  края.  Руководители  отраслевых  органов  исполнитель-

ной  власти  Краснодарского  края  ежегодно  отчитываются  о  результатах  и  

основных направлениях деятельности по реализации Стратегии. 

Одним из важных инструментов обеспечения реализации также является 

продвижение  самой  Стратегии  в различных целевых  группах  и  формирование 

на основе Стратегии системы брендирования и продвижения брендов как реги-

она в целом, так и отдельных территорий и флагманских проектов Стратегии. 

Для успеха реализации Стратегии важно активизировать муниципальный 

уровень  управления  и  рационально  организовать  разработку  и  (или)  обновле-

ние документов стратегического планирования муниципальных образований. 

221 

8.

 

Система 

стратегического 

управления 

развитием 

Краснодарского края 

8.1.

 

Предпосылки  создания  Системы  стратегического  управления 

развитием Краснодарского края 

Решение  предусмотренных  Стратегией  амбициозных  задач  повышения 

глобальной  конкурентоспособности  Краснодарского  края  обуславливает  

потребность внедрения проактивного – "живого" управления, ориентированно-

го  на  повышение  эффективности  (через  достижение  запланированных  долго-

срочных результатов на основе проектного подхода) и устойчивости (обеспече-

ния  гарантированно  высокого  качества  работы  системы  управления  за  счет  

использования передовых методов и привлечения лучших специалистов). 

Одной  из  проблем  развития  Краснодарского  края,  выявленных  в  ходе 

стратегической  диагностики,  является  инертность  сложившейся  институцио-

нальной системы. 

В  ходе  разработки  Стратегии  сформулировано  стратегическое  видение 

Краснодарского края в 2030 году в направлении конкуренции "G2. Институты": 

"Край предпринимательства" (на уровне крупного, среднего и малого бизнеса), 

конкурентоспособных кластеров и эффективного государственного управления 

на основе сбалансированной системы государственных, частных, государствен-

но-частных и общественных институтов. 

Обозначены следующие основные ценности и приоритеты в направлении 

развития институциональной среды: 

Рост уровня доверия в обществе. 

Идентичность, узнаваемость, известность. 

Низкие барьеры для карьерного роста, предпринимательства, инвестиций. 

Баланс интересов региональных элит, толерантность. 

Эффективная система управления будущим. 

Развитие  предпринимательства  (на  уровне  крупного,  среднего  и  малого 

бизнеса). 

Управляемая модернизация. 

Равенство конфессий. 

222 

Взаимовыгодное сотрудничество с федеральным центром. 

Системное  решение  вопросов,  связанных  с  коррупцией,  значительное  

сокращение "теневой экономики". 

Снижение  централизации  государственного  управления,  делегирование 

полномочий  в  интересах  повышения  скорости  принятия  решений  при  внедре-

нии  принципов  проектного  управления,  управления  "на  результат"  и  государ-

ственно-частного партнерства). 

В  числе  ключевых  акцентов  Стратегии  развития  Краснодарского  края  в 

новых  реалиях  обозначена  необходимость  создания  системы  управления  

будущим  на  основе  выстраивания  контура  развития,  потребующей  реструкту-

ризации  системы  исполнительной  власти  и  рассмотрения  возможности  

создания специализированной организации Агентства развития Краснодарского 

края. 

Изменения в институциональной среде представляют собой длительный и 

трудоемкий  процесс,  однако  можно  выделить  направления,  где  уже  в  средне-

срочной  перспективе  вероятны  ощутимые  результаты.  В  первую  очередь  речь 

идет о создании системы стратегического управления развитием Краснодарского 

края (ССУР КК),

 

которая должна

 

сфокусировать усилия и ресурсы на стратеги-

ческих аспектах, связанных с повышением конкурентоспособности как региона 

в целом, так и его отдельных территорий и отраслей. 

ССУР КК должна обеспечить взаимодействие различных уровней власти, 

общественных  организаций,  частных  компаний  в  выполнении  следующих 

функций: 

определение стратегических приоритетов развития Краснодарского края; 

обеспечение вовлеченности власти, бизнеса и общества в решение вопро-

сов развития региона; 

синхронизация  механизмов  отраслевого  и  территориального  планирова-

ния  с  созданием организационных  структур  (институтов и  агентств развития), 

деятельность  которых  будет  направлена  на  реализацию  стратегических  

программ и проектов развития; 

внедрение  в  управление развитием  механизмов государственно-частного 

223 

партнерства и повышение эффективности расходов регионального бюджета на 

государственное управление; 

мониторинг и актуализация Стратегии. 

8.2.

 

Концепция  Системы  стратегического  управления  развитием 

Краснодарского края 

В рамках системы стратегического управления развитием Краснодарского 

края,  реализации  стратегии  в  дальнейшем  может  быть  рассмотрена  возмож-

ность  создания  системы  органов  публичной  власти,  обеспечивающих  процесс 

реализации и обновления Стратегии и, в частности, мониторинг, координацию 

и  стимулирование  действий  всех  заинтересованных  сторон  (приложение  1  к 

Стратегии, рисунок 71).  

В  рамках  построения  системы  стратегического  управления  развитием 

Краснодарского края может быть проведена реструктуризация системы испол-

нительной  власти:  формирование  блоков  профильных  региональных  органов 

исполнительной  власти,  имеющих  высокую  степень  концентрации  на  систем-

ном  развитии  ключевых  комплексных  направлений  экономики  и  социальной 

сферы региона,  стратегический фокус  на реализацию  флагманских проектов в 

приоритетных  направлениях  и  подчиненных  заместителям  главы  администра-

ции  (губернатора)  Краснодарского  края  (вице-губернаторам)  (приложение  1  к 

Стратегии, рисунок 72): 

развитие экономики, промышленности, привлечение инвестиций и инно-

вации (экономика, промышленность, инвестиции, финансы, наука и инновации 

и  информация  и  связь,  земля  и  имущество),  а  также  аппарат  управления  

администрации,  представительства,  взаимодействие  с  федеральным  центром, 

взаимодействие  с  муниципалитетами,  юстиция,  безопасность  (данный  блок  

курирует 

первый 

заместитель 

главы 

администрации 

(губернатора)  

Краснодарского края); 

инфраструктурный  блок:  торгово-транспортно-логистический  комплекс, 

энергетика,  строительный  комплекс  (блок  курирует  заместитель  главы  

администрации (губернатора) Краснодарского края); 

224 

агропромышленный комплекс: сельское хозяйство, пищевая промышлен-

ность,  рыбопромышленный  комплекс  (блок  курирует  заместитель  главы  

администрации (губернатора) Краснодарского края); 

туристско-рекреационный комплекс: туризм, рекреация, развитие спорта, 

развитие  туристической  инфраструктуры  (блок  курирует  заместитель  главы 

администрации (губернатора) Краснодарского края); 

социальный  блок:  здравоохранение,  образование,  культура,  социальные 

услуги  (блок  курирует  заместитель  главы  администрации  (губернатора)  

Краснодарского края); 

деятельность  Аппарата  управления  администрации,  представительств, 

взаимодействие с федеральным центром, взаимодействие с муниципалитетами, 

юстиция  и  безопасность  (блок  курирует  первый  заместитель  главы  

администрации (губернатора) Краснодарского края). 

В  рамках  создания  системы  стратегического  управления  развитием 

Краснодарского края  может быть создано Агентство развития Краснодарского 

края  (далее  –  Агентство  развития)  –  проектный  офис  реализации  Стратегии  

социально-экономического развития Краснодарского края, в структуре которо-

го  в  т.ч.  создаются  территориальные  и  отраслевые  подразделения,  которые  в 

перспективе  могут  быть  выделены  в  качестве  самостоятельных  институтов  

развития  в  приоритетных  направлениях  (территориальных  и  отраслевых 

агентств развития) (приложение 1 к Стратегии, рисунок 73). 

Организационно-правовая  форма  Агентства  развития  определяется 

высшим  исполнительным  органом  Краснодарского  края.  При  этом  деятель-

ность  Агентства  развития  будет  базироваться  на  следующих  основных  

принципах: 

Агентство  развития  создается  для  стимулирования  ключевых  направле-

ний  экономики,  социальной  сферы  и  пространственного  развития  

Краснодарского края. 

Агентство развития использует проектный подход (привлекая к реализа-

ции  проектов  качественных  партнеров  и  экспертов),  то  есть  работает  

"на  результат",  который  определяется  для  каждого  проекта  и  для  Агентства 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..