Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года - часть 12

 

  Главная      Учебники - Разные     Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..

 

 

Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года - часть 12

 

 

177 

Модернизация  и  оптимизация  материально-технической  базы  организа-

ций образования в сфере культуры. 

Создание  условий для  притока  инвестиций  в  сферу  культуры  в  формате 

государственно-частного партнерства. 

Цель: 

Ц-14.6. Регион  с  рациональной  системой  социального  обслуживания,  

характеризующейся  адресностью  и  персонифицированностью  услуг  в  сфере 

социального обслуживания при активном участии бизнеса и общества. 

Задачи: 

Повышение  доступности, расширение ассортимента  услуг  в  сфере  соци-

ального обслуживания в соответствии с потребностями населения. 

Повышение  роли  некоммерческих  организаций  в  предоставлении  соци-

альных в сфере социального обслуживания. 

Обеспечение  системы  социального  обслуживания  населения  квалифици-

рованными, мотивированными кадрами. 

Повышение  доступности  услуг  в  сфере  социального  обслуживания  с  

помощью современных телекоммуникационных технологий. 

Развитие и оптимизация сети организаций социального обслуживания. 

Повышение  инвестиционной  привлекательности  социальной  сферы  для 

финансовых институтов и бизнес-структур. 

Цель: 

Ц-14.7. Регион,  характеризующийся  высоким  качеством  системы  госу-

дарственного и муниципального управления, способной решать стратегические 

и  тактические  задачи  развития  края,  быстро  и  качественно  предоставлять  

широкий спектр услуг населению. 

Задачи: 

Повышение  эффективности  работы  органов  местного  самоуправления, 

органов  территориального  общественного  самоуправления  Краснодарского 

края по решению вопросов местного значения, развитию и укреплению эконо-

мического  потенциала  муниципальных  образований,  развитие  экономического 

взаимодействия субъектов Южного федерального округа. 

178 

Дальнейшее внедрение проектного подхода в деятельность органов госу-

дарственного и муниципального управления. 

Поддержка общественно полезных программ общественных объединений 

в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных 

отношений,  защита  исконной  среды  обитания,  традиционного  образа  жизни  

коренного малочисленного народа (шапсугов). 

Поддержка  общественно  полезных  программ  общественных  объедине-

ний,  направленных  на  формирование  и  укрепление  гражданского  общества  и 

гражданской  идентичности  населения  края;  содействие  обеспечению  реализа-

ции  прав  и  свобод  граждан,  становлению  российской  демократии,  зрелости  

демократических институтов и процедур в Краснодарском крае. 

Усиление  кадрового  потенциала  системы  государственного  и  муници-

пального управления Краснодарского края. 

Содействие  этнокультурному  многообразию  народов  Краснодарского 

края,  реализация  мероприятий,  направленных  на  распространение  знаний  о 

народах России на территории Краснодарского края, укрепление традиционных 

духовных и нравственных ценностей, профилактику экстремизма, ксенофобии 

и нетерпимости. 

Развитие, 

сопровождение 

и 

поддержка 

информационно-

телекоммуникационной  инфраструктуры  исполнительных  органов  государ-

ственной власти Краснодарского края. 

Создание  и  сопровождение  системы  мониторинга  состояния  межнацио-

нальных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов. 

Информационное  обеспечение  реализации  государственной  националь-

ной политики  Российской  Федерации, реализация  комплексной информацион-

ной кампании, направленной на укрепление гражданского единства и гармони-

зацию межнациональных отношений на территории Краснодарского края. 

Цели и ключевые индикаторы стратегической цели СЦ-14 представлены в 

таблице 24. 

179 

Таблица 24 

Цели и ключевые индикаторы стратегической цели СЦ-14 

Индикатор

 

2016

 

2018

 

2021

 

2024

 

2027

 

2030

 

CЦ-14. КСИУ. Российский регион-лидер развития социальных и кре-
ативных индустрий на базе "умной экономики" и культуры – обра-
зовательный, медицинский и инновационный центр Южного полюса 
роста, привлекающий широким спектром услуг и обеспечивающий 
высокое качество жизни в соответствии с мировыми стандартами 

  

  

  

  

  

  

Темп роста ВДС в сопоставимых ценах (среднегодовой за период) 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

 

100,3  103,5  103,3  102,2  102,0 

Базовый 

 

103,8  105,1  105,1  103,5  103,3 

Оптимистический 

 

104,3  106,6  107,9  105,4  104,8 

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

727,8  731,3  757,9  799,8  842,8  884,2 

Базовый 

727,8  754,5  788,1  826,0  864,5  908,6 

Оптимистический 

727,8  747,3  809,0  864,1  915,6  978,1 

Ц-14.1. Регион-лидер в системе здравоохранения, обеспечивающей 
высокое качество профилактики, диагностики, лечения и реабили-
тации жителей и гостей края, защищающей здоровье матери и ре-
бенка, поддерживающей активное долголетие и ценности здорового 
образа жизни 

  

  

  

  

  

  

Здравоохранение и социальные услуги. Темп роста ВДС в сопоставимых 
ценах (среднегодовой за период) 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

 

100,4  107,7  104,5  103,3  102,9 

Базовый 

 

104,0  108,9  105,9  104,2  103,7 

Оптимистический 

 

104,6  114,5  112,4  108,2  107,1 

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

72,8  73,5  74,5  75,5  76,5  77,5 

Базовый 

72,8  73,5  75,3  77,0  78,8  80,5 

Оптимистический 

72,8  73,5  75,5  77,5  79,5  81,5 

Смертность населения трудоспособного возраста (число умерших на 
100 тыс.чел. соответствующего возраста)  

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

467,8  435,4  427,4  404,4  381,4  350,4 

Базовый 

467,8  427,4  381,4  350,4  336,0  320,3 

Оптимистический 

467,8  420,4  365,4  340,3  326,3  300,3 

Смертность населения в трудоспособном возрасте от болезней системы 
кровообращения (число умерших на 100 тыс. человек соответствующего 
возраста) 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

538,5  532,0  504,2  468,5  458,7  432,4 

Базовый 

538,5  521,5  484,8  450,5  428,7  400,4 

Оптимистический 

538,5  521,0  475,1  439,6  415,8  392,4 

Смертность населения в трудоспособном возрасте от новообразований 
(число умерших на 100 тыс. человек соответствующего возраста) 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

195,9  194,5  191,2  188,9  175,0  155,1 

Базовый 

195,9  192,2  189,3  185,2  171,6  152,1 

Оптимистический 

195,9  190,3  186,5  182,4  169,0  149,8 

Доля государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, 
использующих технологию ведения электронной истории болезни, % 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

50,0  55,0  65,0  75,0  85,0  100,0 

Базовый 

50,0  55,0  70,0  85,0  100,0  100,0 

Оптимистический 

50,0  55,0  75,0  100,0  100,0  100,0 

Обеспеченность врачами (на 10 тысяч населения), человек 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

33,2  33,3  33,3  33,6  33,9  34,2 

Базовый 

33,2  33,3  33,6  33,9  34,2  34,5 

Оптимистический 

33,2  33,3  33,8  34,1  34,2  35,2 

Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в 
смену на 10 тыс. населения

 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

200,5

 

199,3

 

208,1

 

211,7

 

217,4

 

221,2

 

Базовый 

200,5

 

201,3

 

216,8

 

225,2

 

233,8

 

245,8

 

Оптимистический 

200,5

 

207,3

 

223,3

 

232,0

 

240,8

 

253,2

 

180 

Ц-14.2. Образовательный центр, предоставляющий человеку воз-
можность обучаться в течение всей жизни и формирующий поколе-
ние молодых талантов и предпринимателей 

  

  

  

  

  

  

Образование. Темп роста ВДС в сопоставимых ценах (среднегодовой за 
период) 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

 

100,4  103,5  104,6  102,8  102,3 

Базовый 

 

104,1  104,6  105,9  103,7  103,1 

Оптимистический 

 

104,0  105,6  107,3  104,6  103,9 

Численность детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных образова-
тельных учреждениях, человек 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

122,0  122,0  118,4  114,8  109,2  102,8 

Базовый 

122,0  120,8  117,2  113,7  108,1  101,8 

Оптимистический 

122,0  119,6  116,0  112,6  107,0  100,8 

Удельный вес численности обучающихся, занимающихся в одну смену, 
в общей численности обучающихся в общеобразовательных организа-
циях, % 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

77,7  78,4  81,0  89,2  90,0  90,0 

Базовый 

77,7  78,5  90,0  99,1  100,0  100,0 

Оптимистический 

77,7  78,6  90,5  100,0  100,0  100,0 

Доля обучающихся общеобразовательных организаций, участвующих в 
региональном этапе всероссийской олимпиады школьников, % 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

6,5 

6,9 

7,9 

7,6 

7,5 

6,0 

Базовый 

6,5 

7,0 

8,8  10,8  12,5  15,0 

Оптимистический 

6,5 

7,0  10,0  12,0  15,0  18,0 

Численность обучающихся учреждений профессионального образования, 
приходящихся на 1 обучающегося учреждений высшего образования 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

0,7 

0,8 

0,9 

0,9 

0,9 

1,2 

Базовый 

0,7 

0,8 

1,0 

1,1 

1,5 

2,0 

Оптимистический 

0,7 

0,8 

1,0 

1,1 

1,7 

2,1 

Доля детей, охваченных образовательными программами дополнитель-
ного образования детей̆ в возрасте от 5 до 18 лет 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

54,5  47,3  45,4  46,0  45,6  45,0 

Базовый 

54,5  55,0  56,7  65,7  76,0  90,0 

Оптимистический 

54,5  55,1  57,0  66,0  76,1  92,7 

Доля обучающихся по программам дополнительного профессионально-
го образования (повышение квалификации) в общей численности заня-
тых в экономике (повышения квалификации), % 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

0,6 

0,7 

2,2 

5,0 

7,0 

9,0 

Базовый 

0,6 

0,7 

2,2 

6,1  12,3  20,0 

Оптимистический 

0,6 

0,7 

3,0 

8,0  15,0  25,0 

Ц-14.3. Регион со сбалансированной системой обеспечения ведущих 
экономических комплексов компетентными и мотивированными 
кадрами 

  

  

  

  

  

  

Уровень безработицы (по методологии МОТ), %

 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

5,8

 

5,9

 

5,8

 

5,7

 

5,6

 

5,5

 

Базовый 

5,8

 

5,8

 

5,6

 

5,4

 

5,2

 

5,0

 

Оптимистический 

5,8

 

5,7

 

5,4

 

5,2

 

4,9

 

4,7

 

Ц-14.4. Регион со сбалансированной экосистемой инноваций, обес-
печивающей генерацию, использование и коммерциализацию ин-
новаций и обеспеченной квалифицированными, креативными и 
проактивными научно-исследовательскими кадрами на основе вза-
имодействия образования, науки и бизнеса при активном участии 
региональных властей 

  

  

  

  

  

  

Научные исследования и разработки. Темп роста ВДС в сопоставимых 
ценах (среднегодовой за период) 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

 

100,3  109,7  104,8  104,2  104,6 

Базовый 

 

104,0  113,9  109,0  108,3  108,8 

Оптимистический 

 

104,6  116,9  111,8  110,2  110,5 

Доля молодых кадров в научно-исследовательской сфере 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

46,0  41,9  43,9  46,6  50,5  54,0 

Базовый 

46,0  46,5  48,8  51,8  56,1  60,0 

Оптимистический 

46,0  46,7  49,0  52,1  60,0  65,0 

181 

Уровень инновационной активности организаций, % 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

6,0 

6,6 

7,2 

8,4 

9,3 

9,9 

Базовый 

6,0 

6,6 

8,0 

9,3  10,3  11,0 

Оптимистический 

6,0 

6,6 

8,0 

9,3  10,3  11,2 

Ц-14.5. Регион с развитой сферой культуры, характеризующейся 
разнообразием, доступностью и служащей основой для свободы са-
мовыражения и самореализации креативных людей 

  

  

  

  

  

  

Доля библиотек, имеющих доступ в Интернет, в общем количестве пуб-
личных библиотек, % 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

70,8  76,4  86,4  95,0  100,0  100,0 

Базовый 

70,8  83,0  100,0  100,0  100,0  100,0 

Оптимистический 

70,8  86,1  100,0  100,0  100,0  100,0 

Среднее число выставок в расчете на 10 тыс. человек населения 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

3,0 

3,2 

3,2 

3,8 

4,4 

5,0 

Базовый 

3,0 

3,2 

3,6 

4,2 

4,9 

5,5 

Оптимистический 

3,0 

3,2 

4,0 

4,6 

5,4 

6,1 

Среднее число участников клубных формирований в расчете на 1 тыс. 
человек населения 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

52,0  47,3  48,7  50,2  51,7  54,0 

Базовый 

52,0  52,5  54,1  55,8  57,4  60,0 

Оптимистический 

52,0  52,6  64,9  67,0  68,9  72,0 

Число посещений музеев Минкультуры России на 10 тыс. чел.  
населения 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

403,0  420,0  442,0  483,2  512,6  560,0 

Базовый 

403,0  424,2  491,1  568,5  683,4  800,0 

Оптимистический 

403,0  445,4  515,7  596,9  717,6  840,0 

Доля детских школ искусств Минкультуры России, помещения которых 
находятся в неудовлетворительном состоянии 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

12,0  11,0  12,1  13,3  14,6  16,1 

Базовый 

12,0  11,0 

8,2 

6,0 

4,4 

3,0 

Оптимистический 

12,0 

9,9 

7,4 

5,4 

4,0 

2,7 

Ц-14.6. Регион с рациональной системой социальной поддержки, ха-
рактеризующейся адресностью и персонифицированностью соци-
альных услуг при активном участии бизнеса и общества 

  

  

  

  

  

  

Удовлетворенность получателей социальных услуг в оказанных соци-
альных услугах, % 

  

  

  

  

  

  

Инерционный 

97,0  97,0  95,0  93,0  90,0  90,0 

Базовый 

97,0  98,0  99,0  100,0  100,0  100,0 

Оптимистический 

97,0  99,0  100,0  100,0  100,0  100,0 

Ц-14.7. Регион, характеризующийся высоким качеством системы 
государственного и муниципального управления, способной решать 
стратегические и тактические задачи развития края, быстро и ка-
чественно предоставлять широкий спектр услуг населению 

  

  

  

  

  

  

Госуправление, госуслуги, безопасность, социальное страхование. Темп 
роста ВДС в сопоставимых ценах (среднегодовой за период) 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

 

100,3  102,3  101,7  100,6  100,2 

Базовый 

 

104,0  103,2  102,4  100,9  100,2 

Оптимистический 

 

104,8  103,1  103,1  101,1  100,3 

Доля граждан, использующих механизм получения государственных и 
муниципальных услуг в электронной форме, % 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

52,4  54,9  57,0  60,0  65,0  70,0 

Базовый 

52,4  55,0  63,7  69,6  73,1  75,0 

Оптимистический 

52,4  55,1  64,0  70,0  75,0  80,0 

3.4.

 

Развитие экономических зон 

3.4.1.

 

Экономическое зонирование территории 

Наряду с традиционными единицами административно-территориального 

деления  –  муниципальными  районами  –  в  Стратегии  рассматриваются  

182 

экономические  зоны  края  (ЭЗ).  Экономические  зоны  выделяются  исходя  из 

общности  целей  и  задач  развития,  возможностей  рациональной  организации 

территории,  базирующейся  на  экономической  специализации  и организующей 

инфраструктуре с учетом природных факторов и специфики землепользования. 

Краснодарский край условно разделен на семь экономических зон с выделени-

ем подзон (приложение 1 к Стратегии, рисунок 31). 

Границы  экономических  зон  определяются  по  границам  входящих  в  их 

состав  муниципальных  образований  в  рамках  существующего  административ-

но-территориального деления. 

Характеристика экономических зон: 

I  Северная  экономическая  зона  включает  8  районов  с  преобладающей  

аграрной 

специализацией: 

Кущевский, 

Крыловский, 

Павловский,  

Староминский,  Ленинградский,  Каневской,  Щербиновский,  Ейский.  Северные 

районы зоны тяготеют к одному из опорных центров Юга России – региональ-

ному центру соседнего субъекта федерации  – городу Ростову-на-Дону (трудо-

вые и бытовые маятниковые миграции), что способствует активизации межре-

гионального сотрудничества.  

Территории Ейского и Щербиновского районов имеют высокий потенци-

ал  для  развития  туристско-рекреационного  субкластера  (г. Ейск,  населенные 

пункты Глафировка, Должанская, Варенцовка, Ясенская, Копанская).  

Территория упраздняемой игорной зоны "Азов-Сити" становится привле-

кательной  инвестиционной  площадкой  при  условии  усиления  прямой  связи  с 

Ростовом-на-Дону  вдоль  Таганрогского  залива.  Территория  существующего 

комплекса  позволяет  перепрофилировать  и  развивать  зону  под  функции  дело-

вого или производственного назначения. 

Основные  транспортные  коридоры  зоны  –  федеральная  автодорога  

М-4 "Дон" и железные дороги Ростов – Краснодар, на Ейск и Камышеватскую. 

Потенциальными  ядрами  развития  являются  г. Ейск,  станицы  Староминская, 

Ленинградская, Павловская, Каневская, Кущевская. Муниципальные образова-

ния  –  Крыловский  район  и  Щербиновский  район  –  требуют  выравнивания  

базовых инфраструктур – социальных и инженерных.  

183 

II Центральная  экономическая  зона  включает  активно  развивающиеся  

аграрно-промышленные районы вокруг города Краснодара, тяготеющие к реги-

ональному  центру  –  Красноармейский,  Калининский,  Брюховецкий,  

Тимашевский,  Кореновский,  Выселковский,  Усть-Лабинский.  Зона  насыщена 

транспортными  коридорами  и  транспортно-пересадочными  узлами.  Рекреаци-

онный  потенциал  Приморско-Ахтарского  и  Славянского  районов,  имеющих 

выходы  к  Азовскому  морю,  позволяет  диверсифицировать  экономику  

Центральной зоны. 

Крымский  и  Абинский  районы,  расположенные  на  левобережье  реки  

Кубань и обладающие одновременно свойствами Предгорной, Черноморской и 

Центральной зон в части хозяйственной деятельности и природных характери-

стик, выделены в подзону IIа.  

Города 

Крымск, 

Славянск-на-Кубани, 

Тимашевск, 

Кореновск,  

Усть-Лабинск,  каждый  с  населением  порядка  50 тыс. чел.,  являются  ядрами 

первого и второго порядка – региональными транспортными узлами, формиру-

ющими внешний пояс Краснодарской агломерации. Располагаясь в полутора – 

двухчасовой транспортной доступности от регионального центра, данные узлы 

перераспределяют  транспортные  потоки,  разгружая  Краснодар  от  транзитного 

грузового  и  пассажирского  транспорта.  В  свою  очередь  сами  ядра  являются 

центрами  притяжения  для  населенных  пунктов  в  радиусе  получасовой  транс-

портной доступности.  

Малодоступный  Приморско-Ахтарский  район,  богатый  лиманами  

(Ахтарские, Бейсугский), обладает уникальными природными характеристика-

ми  –  климатическими  и  гидрологическими.  Водно-болотные  угодья  являются 

особо  охраняемыми  природными  территориями  регионального  значения.  

Прибрежные  территории  Приморско-Ахтарского  и  Славянского  районов  

являются  потенциальной  активной  зоной  развития  для  курортной  и  рекреаци-

онной функций. 

III Восточная  экономическая  зона.  Основными  структурообразующими 

элементами зоны являются планировочная транспортная ось Ростов-на-Дону – 

Армавир – Невинномысск – Махачкала, река Кубань и важные планировочные 

184 

узлы  региона  –  Армавир,  Кропоткин  и  Тихорецк.  Зона  включает  территории 

Белоглинского,  Новопокровского,  Тихорецкого,  Кавказского,  Тбилисского, 

Гулькевичского, Новокубанского, Курганинского, Успенского районов и город 

Армавир  и  является  третьей  по  численности  населения  после  Краснодарской 

агломерации и Черноморской курортной агломерации.  

Территория  граничит  с  Ростовской  областью  и  Ставропольским  краем. 

Основной  узел  экономической  зоны  и  ядро  развития  первого  порядка  края  – 

г. Армавир – тяготеет к одному из опорных центров Юга России, регионально-

му  центру  соседнего  субъекта  городу  Ставрополю,  расположенному  от  него в 

60  км.  Армавир  является  опорным  связующим  узлом  между  региональными 

центрами  –  Ставрополем  и  Майкопом,  а  также  городом  Невинномысском.  

Города Армавир и Новокубанск являются потенциальной территорией иннова-

ционного индустриального развития региона с высокими возможностями энер-

гогенерирующих  ресурсов,  функциями  торгово-транспортно-логистического 

хаба  "восточных  ворот  Кубани".  Город  Армавир,  сохраняющий  историко-

культурную идентичность, при развитии и разнообразии досуговых функций и 

креативных  индустрий,  может  стать  одним  из  привлекательных  туристских 

центров. 

Вокруг Армавира между транспортным коридором и руслом реки Кубань 

на протяжении 50 км формируется Армавирская групповая система расселения 

численностью  250  тыс.  чел.  Второй  крупный  узел  расселения  (150  тыс.  чел.) 

образует  группа  населенных  пунктов  –  города  Кропоткин  и  Гулькевичи  с  

пригородами  и  станицей  Кавказской.  Специализация  зоны  преимущественно 

промышленная,  транспортно-логистическая.  Потенциальными  районами  для 

развития являются аграрные Белоглинский и Тбилисский районы. 

IV Предгорная  экономическая  зона  –  территория  северных  предгорий 

Главного Кавказского хребта с преобладающей специализацией лесоперераба-

тывающей  промышленности,  добычи  и  производства  строительных  материа-

лов, туристско-рекреационного, санаторно-курортного (бальнеология) и горно-

климатического  направления.  Территория  разрезается  землями  Республики 

Адыгея, тем  не менее зона является единой в части отношения к охраняемым 

185 

природным  комплексам,  связности  территории  транспортной  и  инженерной 

инфраструктурой  и  отраслевых  приоритетов.  Здесь  формируется  горно-

климатическая  подзона  "Кавказский  горный  ареал".  Существующая  система 

расселения, состоящая из малых населенных пунктов, имеет высокий потенци-

ал развития. Регенерация преимущественно сельских поселений возможна при 

повышении проницаемости и связности территории, развитии меридиональных 

транспортных  коридоров,  туристических  маршрутов,  позволяющих  повысить 

мобильность и комфортность пребывания населения  в данной  местности.  При 

данном  сценарии  развития  вызовом  становится  сохранение  устойчивости  

экосистемы Кавказских гор. 

Юго-восточная  предгорная  зона  включает  территории  Лабинского,  

Отрадненского, Мостовского районов. Юго-западная предгорная зона включает 

территории Белореченского и Апшеронского районов.  

Город  Белореченск  –  единственный  крупный  населенный  пункт  

Предгорной зоны – является потенциальным ядром развития 1-го порядка. Это 

растущий  транспортный  и  промышленный  узел  региона  с  устойчивым  мигра-

ционным приростом населения. Белореченск расположен в 25 км от Майкопа, 

регионального  центра  Республики  Адыгея.  Имеющиеся  сегодня  тенденции 

межрегионального взаимодействия двух узлов расселения, близость к крупному 

транспортному  хабу  "Пашковский"  определяют  дальнейший  экономический 

рост данной территории. 

V Краснодарская  экономическая  зона  (агломерация)  –  формирующаяся 

моноцентрическая агломерация, включающая город Краснодар (с пригородами 

и  входящими  в  его  состав  сельскими  населёнными  пунктами),  территории  

Динского  и  Северского  районов,  города  Адыгейска,  Тахтамукайского  и  

Теучежского районов Республики Адыгея, города Горячий Ключ.  

Основными  предпосылками  формирования  Краснодарской  агломерации 

являются назревшие проблемы институционального характера: вопросы управ-

ления совместными объектами обеспечения жизнедеятельности при существу-

ющем  административно-территориальном  делении,  а  именно,  землепользова-

нием  на  сопредельных  территориях,  содержанием  и  развитием  транспортных 

186 

систем, инженерных коммуникаций, объектов социальной и коммунальной ин-

фраструктуры, нерегулируемое расползание территорий жилищного строитель-

ства с экспансией земель сельхозназначения, при рыхлости застроенной части 

города и тупиковой транспортной ситуации. 

Трансформация 

пространственного 

развития 

городов-лидеров  

Краснодарского края на примере г. Краснодара представлена в приложении 1 к 

Стратегии, рисунок 32. 

Краснодарская городская агломерация становится  конкурентоспособным 

центром  Российской  Федерации  при  соблюдении  основных  принципов  устой-

чивого развития урбанизированных территорий:  

сохранение  баланса  застраиваемых  территорий,  природных  рекреацион-

ных ресурсов, земель сельскохозяйственного назначения; 

формирование  локальных  самодостаточных  подцентров с высоким  каче-

ством коммуникационных пространств; 

рациональное  размещение  мест  приложения  труда  и  проживания,  соци-

ально-бытового обслуживания и отдыха; 

обеспечение мобильности населения и комфортности среды проживания: 

формирование интермодальной системы общественного транспорта; 

реализация проекта "Краснодарский транзит". 

Основные  задачи  и  приоритетные  проекты  по  развитию  Краснодарской 

агломерации  представлены  во  флагманском  проекте  "Пространство  без  

границ". 

VI Черноморская  экономическая  зона  (Черноморский  курортный  ареал) 

включает  территории  городов-курортов  Анапы,  Геленджика,  города  

Новороссийска, Туапсинского и Темрюкского районов.  

Экономическая  зона  характеризуется  наличием  крупнейших  российских 

морских портов, курортов федерального и регионального значения и уникаль-

ным для России природным ландшафтом, при этом имеет недостаточно разви-

тые  наземные  транспортные  связи  с  основной  территорией  региона  и  

Российской Федерации, ограниченную емкость для развития и приема сезонно-

го  потока  туристов.  Активно  развиваются  морские  грузовые  порты  в  Туапсе, 

187 

Новороссийске, в Темрюкском районе. Недостаточно используются возможно-

сти  морских  пассажирских  перевозок  и  ресурс  морских  пассажирских  портов 

Сочи, Геленджика, Анапы. 

Общая  численность  населения  причерноморской  территории  (вместе  с 

Большим  Сочи)  составляет  около  миллиона  человек.  Линейная  приморская  

система  расселения,  испытывающая  значительную  антропогенную  нагрузку, 

имеет  общие  ключевые  проблемы  и  вызовы  в  части  развития  экономики  и  

инфраструктуры, природопользования, ресурсных возможностей и ограничений. 

Экономическая  зона  выполняет  стратегическую  функцию  в  качестве  

южных ворот Российской Федерации. Во флагманском проекте  "Пространство 

без границ" представлена программа "Южный морской фасад России", опреде-

ляющая приоритетные проекты по развитию Черноморского побережья. 

В данной зоне выделена Таманская подзона. 

VIа Таманская  подзона  включает  одно  муниципальное  образование  –  

Темрюкский район. Выделение данной территории в отдельную подзону осно-

вано на географических особенностях и стратегическом характере территории – 

это ключевой южный форпост России. Стратегическими объектами полуостро-

ва  являются  федеральный  транспортно-коммуникационный  коридор  в  Крым 

через  Керченский  пролив,  активно  развивающиеся  морские  порты  Тамань  и 

Порт  Кавказ,  курорты  Таманского  полуострова  –  территории  с  историко-

культурным и туристско-рекреационным потенциалом, призванные позициони-

ровать  Россию  в  Средиземноморском  пространстве.  Диверсифицированная  

отраслевая  экономика  района  включает  также  виноградарство,  рисоводство,  

садоводство,  рыбоводство.  Расположение  полуострова  между  двух  морей, 

наличие  большого  количества  лиманов,  объектов  археологии  определяет  

специфику инженерной и транспортной логистики. 

Основные задачи и приоритетные проекты по развитию Таманской зоны 

представлены во флагманском проекте "Пространство без границ".  

VII  Сочинская  агломерация.  Городская  полицентрическая  линейная  

агломерация  выделена  в  самостоятельную  экономическую  зону  как  активно 

растущий город-курорт федерального значения, имеющий проблемы и вызовы 

188 

институционального характера, не позволяющие на данном этапе решать соот-

ветствующие статусу цели и задачи. 

Проблемы и вызовы в части развития экономики и инфраструктуры, при-

родопользования, ресурсных возможностей и ограничений одинаковы для всех 

муниципальных  образований  Черноморского  побережья.  Потенциал  развития 

для  агломерации  представляют  территории  исторического  расселения  вдоль 

бассейнов малых горных рек южного склона Главного Кавказского хребта. 

Основные  задачи  и  приоритетные  проекты  по  развитию  Агломерации 

представлены во флагманском проекте "Пространство без границ". 

Показатели, характеризующие экономические зоны Краснодарского края, 

представлены в таблице 25. 

Таблица 25 

Экономические зоны Краснодарского края 

Экономическая 

зона / показа-

тель 

Численность 

населения, 

тыс.чел* 

Плотность 
населения, 

чел/км² 

Динамика населения, тыс.чел 

Муниципальные образования 

Естественный 

прирост 

Миграцион-

ный прирост 

Северная 

548,6 

38,42 

-2,19 

+1,98 

Ейский, Каневской, Кущевский, 
Крыловский, Павловский,  
Староминский, Ленинградский, 
Щербиновский районы 

Центральная 

996,5 

53,59 

-1,35 

+2,23 

Приморско-Ахтарский, Славян-
ский, Калининский,  
Красноармейский, Крымский, 
Абинский, Тимашевский,  
Брюховецкий, Выселковский, 
Кореновский, Усть-Лабинский 
районы 

Восточная 

905,8 

65,31 

-1,64 

+0,28 

Белоглинский, Новопокровский, 
Тихорецкий, Кавказский,  
Тбилисский, Гулькевичский, 
Курганинский, Новокубанский, 
Успенский районы, 
г.о. Армавир 

Предгорная 

443,0 

55,69 / 28,89 

-0,46 

+0,90 

Апшеронский, Белореченский , 
Лабинский , Мостовский,  
Отрадненский районы 

Черноморская 

762,6 

140,97 

+1,22 

+15,01 

г.о Анапа, г.о. Новороссийск, 
г.о. Геленджик, Туапсинский 
район 

Таманская 

124,1 

63,38 

-0,24 

+1,40 

Темрюкский район 

Краснодарская 
агломерация 

1416,0 

194,68 

+5,26 

+25,54 

г.о. Краснодар, Динской,  
Северский районы, 
г.о. Горячий Ключ,  
Тахтамукайский, Теучежский 
районы, г.о. Адыгейск  
(Республика Адыгея) 

Сочинская аг-
ломерация 

492,6 

116,76 

+2,14 

+10,40 

г.о. Сочи 

* Численность населения дана по данным Росстата на 1 января 2017 года. 

189 

Стратегическая  цель  пространственного  развития  региона  развернута  в 

стратегические цели и задачи развития семи экономических зон. 

3.4.2.

 

Северная экономическая зона 

СЦ-15. Северная  экономическая  зона  –  территория  с  диверсифицирован-

ной экономикой: развитым агропромышленным комплексом с многоступенчатой 

переработкой  сельскохозяйственной  продукции  в  рамках  межмуниципальной 

кооперации со сбытом на внутренний и внешний рынки,  эффективно реализуе-

мым торгово-транспортно-логистическим и  туристско-рекреационным потенци-

алом, характеризующаяся трансграничными связями с соседними регионами. 

Видение  пространственного  развития  Северной  экономической  зоны 

представлено в приложении 1 к Стратегии, рисунок 33. 

Задачи: 

Обеспечение  устойчивого  комплексного  развития  сельских  населенных 

пунктов как ключевой особенности Северной экономической зоны:  

решение  проблем  малых  населенных  пунктов:  развитие  инженерной  

инфраструктуры, создание рабочих мест и обеспечение жильём молодых семей 

и  молодых  специалистов,  работающих  на  селе;  повышение  транспортной  

доступности,  социальное  развитие  села,  в  том  числе  восполнение  дефицита  

организаций здравоохранения, образования, культуры, спорта в сельской мест-

ности, создание качественного пространства жизнедеятельности; 

формирование  ареалов  расселения  вокруг  крупных  станиц:  создание  

компактных  жилых  образований  высокого  качества  жизни  на  базе  "зеленой" 

экономики  и  интенсивно  развивающегося  сельского  хозяйства;  выявление  и 

развитие преимуществ сельского уклада жизни. Позиционирование станиц как  

источников кубанской идентичности.  

Обеспечение  территории  инновационной  инженерной  инфраструктурой, 

активное  использование  возобновляемых  источников  энергии,  комплексное 

развитие коммунальной инфраструктуры Азовского побережья: 

преодоление  дефицита  энергоресурсов  через  развитие  систем  топливно-

энергетического  комплекса;  использование  альтернативных  источников  энер-

гии: ветра, солнца, воды; 

190 

обеспечение надежной и эффективной коммунальной инфраструктурой; 

решение  проблем  водо-  и  газоснабжения:  подключение  неохваченных 

населенных пунктов;  

приоритетное  развитие  инженерной  инфраструктуры  под  инвестицион-

ные площадки, промышленные парки. 

Повышение мобильности населения и обеспеченности территории всеми 

видами транспортной инфраструктуры: 

повышение мобильности населения; 

повышение  пропускной  способности  сети  автомобильных  дорог  регио-

нального или межмуниципального значения на территории зоны. 

Устойчивое  развитие  территорий  с  сохранением  биоразнообразия  

Приазовья и поддержание благоприятной экологической обстановки: 

сохранение имеющихся экосистем: контроль промысловой деятельности, 

обращения с ТКО, применение принципов устойчивого развития для развития 

территорий; 

ликвидация  экологического  ущерба  от  хозяйственной  деятельности:  

рекультивация земель, восстановление лесного фонда, в том числе лесополос; 

обеспечение комплексного и рационального использования ландшафтов и 

природных  ресурсов  при  условии  соблюдения  требований  санитарной  охраны 

природных  лечебных  ресурсов,  лечебно-оздоровительных  местностей  и  

курортов. 

Территория,  активно  использующая  трансграничное  положение  с  

Ростовской областью в части экономической интеграции: 

межрегиональное  взаимодействие,  направленное  на  освоение  прибреж-

ных территорий Таганрогского залива; 

развитие 

транспортных 

коридоров, 

связывающих 

аэропорт  

Ростов-на-Дону с территориями Ейского полуострова; 

развитие туристического комплекса на побережье Таганрогского залива. 

Реализация приоритетной программы "Ейское взморье". 

3.4.3.

 

Центральная экономическая зона 

СЦ-16. Центральная  экономическая  зона  –  территория  высокой  

191 

транспортной доступности и комфортной среды проживания с развитым агро-

промышленным  комплексом  с  многоступенчатой  переработкой  сельскохозяй-

ственной  продукции  в  рамках  межмуниципальной  кооперации,  образующая 

транспортно-логистическую и экономическую основу "Краснодарского пояса"; 

активно развивающаяся санаторно-курортная зона Приазовья. 

Видение  пространственного  развития  Центральной  экономической  зоны 

представлено в приложении 1 к Стратегии, рисунок 34. 

Задачи: 

Обеспечение  устойчивого  сельскохозяйственного  землепользования  на 

территории Центральной экономической зоны, обеспечивающего разнообразие 

продуктов агропромышленного комплекса: 

сохранение  баланса  урбанизированных  (застраиваемых)  территорий  и  

земель  сельскохозяйственного  назначения,  диверсификация  продуктовой  

линейки, координация структуры хозяйственной деятельности; 

усиление  позиций  зоны  через хозяйственные,  технологические и рыноч-

ные  взаимодействия  путем  кооперации  в  создании  промышленных  парков,  

торгово-логистических центров. 

Достижение  нового  качества  среды  сельских  поселений  –  драйверов  

развития Центральной экономической зоны, привлекательных для постоянного 

проживания населения: 

сохранение идентичности сельских населенных пунктов; 

развитие социальной и досуговой инфраструктуры; 

оптимизация системы расселения экономической зоны. 

Обеспечение  транспортной  мобильности  и  безопасности  населения  в  

городах, расположенных зонах влияния транзитных транспортных коридоров. 

Создание благоприятных условий для обучения и самореализации в узло-

вых городах Центральной зоны для сокращения маятниковой миграции в реги-

ональный центр: 

создание многофункциональных пространств (коворкингов) с возможно-

стью аренды малых площадей и кооперации малого бизнеса. 

Интегрированное управление природными ресурсами Азовского побережья: 

192 

развитие  санаторно-курортного  комплекса,  привлечение  туристов  на 

Приазовское побережье; 

сохранение  биологического  разнообразия  и  окружающей  среды  при  

интенсификации хозяйственной деятельности; 

обеспечение транспортной доступности к санаторно-курортным комплек-

сам. 

Разработка  и  реализация  приоритетных  программ:  "Ахтарские  угодья", 

"Горный ареал", "Краснодарский пояс". 

3.4.4.

 

Восточная экономическая зона 

СЦ-17. Восточная  экономическая  зона  —  динамично  развивающаяся  

территория  с  высоким  промышленным,  транспортным  и  инновационным  

потенциалом, характеризующаяся наличием благоприятных условий для разви-

тия  человеческого  капитала  и  производством  конкурентоспособных  товаров  и 

услуг. 

Видение  пространственного  развития  Восточной  экономической  зоны 

представлено в приложении 1 к Стратегии, рисунок 35. 

Задачи: 

Формирование  развивающейся  системы  расселения  вокруг  городов  — 

центров промышленного производства — и укрепление трансграничных связей 

со Ставропольским краем: 

повышение  плотности  и  численности  населения  городов  экономической 

зоны: Армавира, Тихорецка, Кропоткина; 

сбалансированное развитие городских центров и периферии. 

Достижение  высокой  обеспеченности  современной  и  инновационной  

инженерной  инфраструктурой,  необходимой  для  поддержания  и  роста  

промышленности на территории Восточной экономической зоны: 

повышение  эффективности  использования  территориальных  ресурсов, 

обеспеченных инженерной инфраструктурой и мощностями; 

восполнение  дефицита  энергетических  мощностей,  в  том  числе  за  счет 

использования ВИЭ. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..