СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года - часть 7

 

 

96 

 

Природным  газом  в  Костромской  области  обеспечены  города 

Кострома,  Галич,  Нерехта,  Волгореченск,  Буй,  а  также  Костромской, 
Нерехтский,  Буйский,  Красносельский,  Галичский,  Судиславский  и 
Сусанинский муниципальные районы. 

В соответствии с паспортом газового хозяйства Костромской области 

на  1  января  2019  года  газифицирован  природным  газом  291  населенный 
пункт. Уровень газификации природным газом области составляет 59,72%. 
Обслуживаемая  протяженность  газопроводов  газораспределительными 
сетями на территории области составляет 3 983,7 км. 

Возможные  вызовы  дальнейшей  газификации  области  связаны, 

прежде всего, с: 

износом газовых сетей и увеличением стоимости их реконструкции; 
длительными  сроками  проектирования  и  согласования  нового 

строительства,  которые  превышают  сроки  самого  строительства  и 
сдерживают его; 

неопределенностью  намерений  независимых  поставщиков  газа  в  

Костромскую область продолжать газификацию области. 

Целью  газификации  Костромской  области  является  повышение 

уровня газификации и обеспечение надежного газоснабжения потребителей 
на территории Костромской области. 

Для достижения цели сформулированы следующие задачи: 
создание технической возможности подключения (технологического 

присоединения)  к  сетям  газораспределения  объектов  капитального 
строительства  путем  строительства,  эксплуатации,  реконструкции  и 
развития объектов системы газоснабжения Костромской области; 

перевод потребителей на использование природного газа; 
расширение  использования  компримированного  природного  газа  в 

качестве  моторного  топлива  в  автомобильном  транспорте  Костромской 
области (рисунок 12). 

Для решения поставленной задачи планируется: 

реализация 

мероприятий 

по 

проектированию 

и 

строительству 

межпоселковых  газопроводов  и  уличных  газораспределительных  сетей  в 
населенных  пунктах,  расположенных  на  трассе  начатого  строительством 
газопровода-отвода «Галич-Мантурово-Шарья». Завершение строительства 
и  ввод  газопровода-отвода  в  эксплуатацию  позволит  в  перспективе 
обеспечить  природным  газом  города  Мантурово,  Шарью,  а  также 
Парфеньевский,  Нейский,  Мантуровский  и  Шарьинский  муниципальные 
районы; 

строительство  газопровода-отвода  от  точки  врезки  на  газопроводе 

Ухта-Торжок  до  г.  Солигалич,  что  позволит  области  запустить  проект 
создания 

в 

Солигаличском 

муниципальном 

районе 

округа, 

специализирующегося  на  производстве  цемента,  бетонных  плит  и  других 
строительных  материалов,  а  также  деталей  для  каркасных  домов  в  сфере 
малоэтажного жилищного строительства; 

дальнейшая  газификация  муниципальных  районов  Костромской 

97 

 

области. 

 
 
 

98 

 

 

Рисунок 12. Схема трассы газопровода-отвода «Галич-Мантурово-Шарья» и газопровода-отвода к г. Солигалич 

 

Ухта

 

Грязовец

 

Починки

 

Торжок

 

КГМО

 

ГРС Буй

 

ГРС Галич

 

ГРС Парфеньево

 

ГРС Мантурово

 

ГРС 
Шарья

 

ГРС Солигалич

 

ГРСНея

 

Построенная линейная часть газопровода

 

Недостроенная линейная часть газопровода

 

Неустановленная ГРС

 

Установленная газораспределительная 

 

станция (ГРС) 

 

I пусковой комплекс  

ГРС Галич- ГРС Парфеньево, 

построено 55,3 км, 

потребители – 2,38 тыс. чел. 

II пусковой комплекс  

ГРС Парфеньево – ГРС Нея, 

протяженность 26,3 км,  построено 

12,6 км, потребители – 10,9 тыс. чел. 

III пусковой комплекс  

ГРС Нея – ГРС Мантурово 

протяженность  57,7 км, 

потребители – 10,09 тыс. чел. 

IV пусковой комплекс  

ГРС Мантурово – ГРС Шарья, 

протяженность 42,8 км, 

потребители – 37,42 тыс. чел. 

газопровод-отвод  

к г. Солигалич,  

ориентировочная  

протяженность  56 км, 

потребители - 5,74 тыс. чел. 

99 

 

8.3. Транспорт, дорожное хозяйство 

В транспортный комплекс Костромской области входят предприятия 

автомобильного,  железнодорожного,  внутреннего  водного  и  воздушного 
транспорта.  

Общая  протяженность  внутренних  водных  путей,  входящих  а 

Перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный 
распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от  19.12.2002  № 
1800-р, на территории Костромской области составляет 894 км, в том числе 
с гарантированными габаритами судовых ходов 77 км. 

Наиболее крупные судоходные реки с протяженностью судоходных 

участков в пределах границ Костромской области: Унжа – 375 км, Ветлуга 
– 262 км, Кострома – 122 км, Волга – 77 км.

 

В настоящее время ситуация в сфере транспортного обслуживания и 

дорожного хозяйства области осложнена наличием ряда вызовов: 

значительная  доля  автомобильных  дорог  регионального  и 

межмуниципального  значения  (80,1%)  не  отвечает  нормативным 
требованиям в связи с систематическим недофинансированием дорожного 
хозяйства; 

рост  нагрузки  на  центральный  транспортный  узел  региона  – 

г. Кострому,  в  связи  с  отсутствием  транспортного  обхода  города  для 
транзитного  транспортного  потока,  связывающего  центральные  и  северо-
восточные регионы России; 

высокий  износ  основных  производственных  фондов,  в  частности 

подвижного  состава,  используемого  для  перевозки  пассажиров 
автомобильным транспортом общего пользования; 

неудовлетворительное состояние искусственной взлетно-посадочной 

полосы  аэропорта  «Кострома  (Сокеркино)»,  что  напрямую  влияет  на 
обеспечение  безопасности  авиаперевозок,  а  также  перспективы 
дальнейшего развития аэропорта; 

отсутствие  конкуренции  на  рынке  пассажирских  перевозок 

внутренним водным транспортом. 

Целью  развития  транспортного  комплекса  является  обеспечение 

доступности  транспортных  услуг  для  населения  при  повышении 
комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы. 

Основные задачи развития транспортного комплекса региона: 
развитие внутренней сети автомобильных дорог общего пользования 

(рисунок 13); 

обеспечение  устойчивого  транспортного  сообщения  сельских 

населенных пунктов с районными центрами; 

стимулирование расширения маршрутной сети авиасообщения; 
стимулирование расширения маршрутной сети внутреннего водного 

транспорта; 

увеличение  протяженности  наружного  электроосвещения  дорог, 

проходящих по территории населенных пунктов; 

строительство обхода г. Костромы с мостом через реку Волгу; 

100 

 

обновление 

подвижного 

состава 

наземного 

пассажирского 

транспорта, в том числе для перевозки маломобильных категорий граждан 
в рамках государственных программ Костромской области за счет средств 
областного бюджета и внебюджетных источников;  

оптимизация  маршрутной  сети  пассажирского  транспорта  и 

расписаний движения транспортных средств;  

создание транспортно-пересадочных узлов;  
обустройство  вокзалов,  станций  и  остановок,  в  том  числе  для 

перевозки маломобильных категорий граждан;  

внедрение  системы  безналичной  оплаты  проезда  и  контроля  за 

пассажирскими перевозками; 

реконструкция искусственной взлетно-посадочной полосы аэропорта 

«Кострома (Сокеркино)» за счет внебюджетных источников; 

участие  в  государственных  программах  по  софинансированию 

внутренних  воздушных  перевозок,  направленных  на  расширение  сети 
маршрутов воздушного транспорта на территории Российской Федерации; 

приобретение новых воздушных судов; 
создание  конкурентной  среды  на  рынке  пассажирских  перевозок 

внутренним водным транспортом;  

открытие  скоростных  маршрутов  внутреннего  водного  транспорта 

межрегионального сообщения;  

усиление мер государственной поддержки пассажирских перевозок;  
создание  акционерного  общества  по  осуществлению  деятельности 

порта с долей участия Костромской области. 

101 

 

 

Рисунок 13. Автомобильные дороги Костромской области 

 

_____

 

фактические 

_____

 

 

проектируемые 

_____

 

 

строящиеся 

102 

 

8.4. Жилищно-коммунальное хозяйство 

Сдерживающими  факторами  развития  коммунального  хозяйства 

региона являются: 

износ объектов водоснабжения (от 49% до 76%). Одним из следствий 

такого  положения  стало  обострение  проблемы  обеспечения  населения 
Костромской  области  достаточным  количеством  качественной  питьевой 
воды; 

отсутствие  в  11  городах  и  районах  области  централизованной  сети 

водоотведения  с  очисткой  сточных  вод  на  очистных  сооружениях 
канализации, а также в ряде муниципальных образований перегрузка либо 
технически неисправное состояние очистных сооружений канализации;  

износ тепловых сетей составляет 64,7%, из-за чего потери тепловой 

энергии  в  процессе  производства  и  транспортировки  значительно 
превышают допустимый уровень.  

Основной целью развития данной сферы экономики региона является 

повышение 

качества 

и 

надежности 

предоставления 

жилищно-

коммунальных услуг населению Костромской области. 

Основными  задачами  развития  жилищно-коммунального  хозяйства 

являются: 

повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг; 
снижение издержек производителей услуг и снижение роста тарифов 

при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг.  

Основными 

механизмами 

развития 

системы 

жилищно-

коммунального хозяйства являются:  

обеспечение  благоприятных  условий  для  привлечения  частных 

инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства путем: 

-  создания  условий  для  развития  конкуренции  на  рынке  жилищно-

коммунальных услуг; 

развития 

сектора 

негосударственных 

(немуниципальных) 

организаций,  осуществляющих  оказание  услуг  по  электро-,  газо-,  тепло-, 
водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, которые используют 
объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, 
по договору аренды или концессионному соглашению; 

- реализации инвестиционных программ организаций в сфере  тепло-

водоснабжения и водоотведения; 

-  использования  средств  государственной  корпорации  –  Фонд 

содействия 

реформированию 

жилищно-коммунального 

хозяйства, 

предоставленной  Костромской  области  на  модернизацию  систем 
коммунальной инфраструктуры путем предоставления финансовых средств 
на  подготовку  проектов  модернизации  и  софинансирование  процентной 
ставки  по  кредитам  и  (или)  облигационным  займам,  привлеченным 
ресурсоснабжающими организациями в валюте Российской Федерации на 
реализацию таких проектов;  

ликвидация  неэффективного  управления  объектами  жилищно-

коммунального  хозяйства,  осуществляемого  унитарными  предприятиями 

103 

 

путем: 

-  актуализации  перечня  и  графиков  передачи  объектов  жилищно-

коммунального  хозяйства  из  состава  имущества  неэффективных 
муниципальных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства в 
концессию или долгосрочную аренду;  

-  регистрации  права  муниципальной  собственности  на  объекты 

жилищно-коммунального хозяйства; 

- передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства в концессию 

или долгосрочную аренду; 

внедрение новых механизмов государственной поддержки развития и 

модернизации коммунальной инфраструктуры,  в том числе учитывающих 
специфику реализации инвестиционных проектов модернизации объектов 
жилищно-коммунального хозяйства в «малых городах»; 

переход  на  использование  наиболее  эффективных  технологий, 

применяемых  при  модернизации  (строительстве,  создании)  объектов 
коммунальной инфраструктуры; 

принятие и реализация мер, направленных на повышение платежной 

дисциплины и ответственности неплательщиков; 

переход  на  долгосрочное  тарифное  регулирование  в  сферах 

теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;  

обеспечение  работы  механизма  долгосрочного  регулирования 

совокупного платежа гражданина за коммунальные услуги; 

совершенствование  механизма  выявления  и  оформления  прав  на 

бесхозяйные объекты жилищно-коммунального хозяйства путем: 

-  проведения  инвентаризации  объектов  жилищно-коммунального 

хозяйства; 

-  составления  перечня  и  графиков  регистрации  объектов  жилищно-

коммунального хозяйства; 

строительство,  реконструкция  и  модернизация  действующих 

электростанций и систем теплоснабжения, в том числе Костромской ГРЭС. 

В  рамках  региональной  программы  капитального  ремонта  общего 

имущества  всех  многоквартирных  домов,  расположенных  на  территории 
Костромской  области  планируется  выполнить  капитальный  ремонт  5  286 
многоквартирных  домов  общей  площадью  10,5  млн.  кв.  м,  в  которых 
проживает 401 тысяча человек. 

Целью  проведения  капитального  ремонта  общего  имущества  всех 

многоквартирных  домов,  расположенных  на  территории  Костромской 
области,  за  исключением  домов,  признанных  в  установленном  порядке 
аварийными  и  подлежащими  сносу  является  создание  комфортных  и 
безопасных  условий  проживания  граждан  в  многоквартирных  домах, 
улучшение их технического состояния и повышение энергоэффективности 
в  результате  проведения  капитального  ремонта  общего  имущества 
собственников  помещений  в  этих  многоквартирных  домах,  обеспечение 
безопасности граждан при эксплуатации лифтов в многоквартирных домах 
за счет их модернизации (замены). 

104 

 

Основными задачами Региональной программы являются: 
создание  системы  капитального  ремонта  общего  имущества 

собственников  помещений  в  многоквартирных  домах,  расположенных  на 
территории Костромской области; 

эффективное планирование и организация своевременного проведения 

капитального  ремонта  общего  имущества  собственников  помещений  в 
многоквартирных домах, включенных в Региональную программу; 

улучшение  эксплуатационных  характеристик  элементов  общего 

имущества  собственников  помещений  в  многоквартирных  домах, 
включенных в Региональную программу; 

обеспечение сохранности многоквартирного жилищного фонда; 
повышение  уровня  безопасности  граждан  при  эксплуатации  ими 

лифтов  в  многоквартирных  домах,  повышение  комфортности  условий 
проживания  граждан  в  многоквартирных домах,  содействие  в  реализации 
мероприятий  по  модернизации  или  замене  лифтового  оборудования, 
признанного  непригодным  для  эксплуатации,  ремонту  лифтовых  шахт  в 
многоквартирных  домах  (далее  -  модернизация  лифтового  оборудования) 
путем предоставления субсидий. 

Повышение  финансовой  устойчивости  региональной  программы 

капитального ремонта обусловлено несколькими мероприятиями, а именно: 

повышение  достоверности  и  качества  учета  данных  при  исполнении 

региональной программы; 

уменьшение  расходной  части  на  проведение  капитального  ремонта 

общего имущества многоквартирных домов; 

увеличение  объемов  финансирования  путем  повышения  платежной 

дисциплины  собственников  и  ведение  претензионно-исковой  работы  с 
неплательщиками; 

своевременная  актуализация  региональной  программы  капитального 

ремонта. 
 

8.5. Информатизация и связь 

Одним из условий социально-экономического развития Костромской 

области является наличие и успешное функционирование информационных 
и телекоммуникационных технологий. 

В  области  сохраняется  ряд  вызовов,  снижающих  эффективность 

развития и применения информационных технологий:  

отсутствие  централизованных  хранилищ  данных,  а  также  единых 

регламентов и стандартов обмена информацией;  

проблемы, связанные с обеспечением информационной безопасности;  
низкий  уровень  использования  информационно-коммуникационных 

технологий  в  медицине,  органах  местного  самоуправления,  учреждениях 
культуры; 

недостаточная  оснащенность  транспортных  средств  аппаратурой 

спутниковой навигации ГЛОНАСС;  

105 

 

низкая информированность граждан о преимуществах использования 

спутниковых навигационных технологий. 

Основная  цель  в  сфере  информационно-телекоммуникационных 

технологий  –  формирование  единого  информационного  пространства 
Костромской  области  и  повышение  качества  жизни  граждан  на  основе 
использования информационных и телекоммуникационных технологий. 

Основными 

задачами 

в 

сфере 

развития 

информационно-

телекоммуникационных технологий Костромской области являются: 

совершенствование 

региональной 

информационной 

и 

телекоммуникационной  инфраструктуры,  предоставление  на  ее  основе 
качественных  услуг  и  обеспечение  высокого  уровня  доступности  для 
населения информации и технологий; 

создание 

единой 

сервисно-ориентированной 

архитектуры 

информационной среды региона; 

повышение  качества  образования,  медицинского  обслуживания, 

социальной  защиты  населения  на  основе  развития  и  использования 
информационных и телекоммуникационных технологий; 

повышение эффективности государственного управления и местного 

самоуправления,  взаимодействия  гражданского  общества  и  бизнеса  с 
органами государственной власти; 

повышение 

качества 

и 

оперативности 

предоставления 

государственных и муниципальных услуг. 

Основными механизмами решения поставленных задач являются: 
упрощение процедур и сокращение сроков оказания государственных 

и муниципальных услуг;  

организация  предоставления  государственных  и  муниципальных 

услуг  по  принципу  «одного  окна»  по  месту  пребывания,  в  том  числе  в 
многофункциональных центрах;  

предоставление услуг в электронной форме;  
внедрение единых стандартов обслуживания;  
организация мониторинга качества предоставления государственных 

и муниципальных услуг; 

укрепление  положительного  имиджа  Костромской  области  в 

российском  и  мировом  информационном  пространстве,  защита 
национальных интересов государства;  

реализация  единой  технической  и  технологической  политики  при 

внедрении  спутниковых  навигационных  технологий  и  использовании 
результатов  космической  деятельности  в  интересах  социально-
экономического развития Костромской области. 

 

Глава 9. Пространственное развитие

 

В  Костромской  области  насчитывается  136  муниципальных 

образований (на 1 января 2019 года), в том числе 6 городских округов, 23 
муниципальных района, 12 городских поселений и 95 сельских поселений. 
При этом 72,4% населения области проживает в городах, 27,6% - в сельской 

106 

 

местности.  Это  обусловлено  неразвитостью  инженерной,  транспортной, 
социальной  инфраструктуры,  а  также  отсутствием  в  большинстве 
муниципальных 

районов 

крупных 

и 

средних 

организаций 

производственной сферы. 

Основные характеристики муниципальных образований Костромской 

области представлены в таблице 2. 

 
 

 

 
 
 
 
Таблица 4. Основные характеристики муниципальных образований Костромской 

области

 

 

Наименование 

муниципального 

образования 

Административный 

центр 

Площадь, 

кв. км 

Численность 

постоянного 

населения на 

01.01.2019, человек 

Плотность 
населения, 

человек/ кв. 

км 

Антроповский 

п.Антропово 

2461,6 

5608 

2,27 

Буйский 

г. Буй 

3247,7 

9721 

2,99 

Вохомский 

п. Вохма 

3379,1 

7763 

2,29 

Галичский 

г. Галич 

2810,5 

7136 

2,53 

Кадыйский 

п. Кадый 

2341,1 

7019 

2,99 

Кологривский 

г. Кологрив 

3533,4 

5140 

1,45 

Костромской 

г. Кострома 

2032,4 

47093 

23,17 

Красносельский  п. Красное-на-Волге 

951,4 

18297 

19,23 

Макарьевский 

г. Макарьев 

4854,2 

12932 

2,66 

Межевской 

с. Георгиевское 

2178,5 

3506 

1,60 

г.Нерехта и 
Нерехтский р-н 

г. Нерехта 

2657,7 

32085 

12,07 

г. Нея и 
Нейский р-н 

г. Нея 

1163,2 

11904 

10,23 

Октябрьский 

с. Боговарово 

1861,9 

3957 

2,12 

Островский 

п. Островское 

2437,6 

11127 

4,56 

Павинский 

с. Павино 

1593,4 

3889 

2,44 

Парфеньевский 

с. Парфеньево 

2468,8 

5379 

2,17 

Поназыревский 

п. Поназырево 

2107,6 

6751 

3,20 

Пыщугский 

с. Пыщуг 

1918,8 

4262 

2,22 

Солигаличский 

г. Солигалич 

3054,9 

8749 

2,86 

Судиславский 

п. Судиславль 

1528,2 

12324 

8,06 

Сусанинский 

п. Сусанино 

1083,6 

6530 

6,02 

Чухломский 

г. Чухлома 

3643,3 

9680 

2,65 

Шарьинский 

г. Шарья 

3993,6 

8447 

2,11 

Кострома 

 

144,5 

276064 

1910,47 

Буй 

 

21,2 

23578 

1112,16 

Волгореченск 

 

17,8 

16378 

920,11 

Галич 

 

16,5 

16844 

1020,84 

107 

 

Наименование 

муниципального 

образования 

Административный 

центр 

Площадь, 

кв. км 

Численность 

постоянного 

населения на 

01.01.2019, человек 

Плотность 
населения, 

человек/ кв. 

км 

Мантурово 

 

2683,3* 

18863 

7,02 

Шарья 

 

25,3 

36238 

1432,33 

 

*)  В  соответствии  с  законом  Костромской  области  от  20.06.2018  №  387-6-ЗКО 

Мантуровский район вошел в состав городского округа г. Мантурово 

 

На основе данных муниципальной статистики с учетом результатов 

деятельности  предприятий  крупного,  среднего  и  малого  бизнеса  была 
определена  специализация  муниципальных  районов,  городских  округов 
Костромской области (рисунок 14). 

 

Рисунок 14. Специализация муниципальных образований Костромской области 

 

 

сельскохозяйственные территории 

 

лесопромышленные 

территории 

с 

высокой 

долей 

сельскохозяйственного  производства  (

предусмотрено  деление  в 

группе в соответствии с экономико-территориальной принадлежностью)

 

 

 

смешанные 

территории 

(представлены 

лесопромышленное, 

сельскохозяйственное, промышленное производства)

 

 

промышленные территории 

 
Определение  специализации  муниципальных  районов,  городских 

округов Костромской области может использоваться в дальнейшем в целях 
стратегического планирования. 

Буйс

кий

 

Поназыре

вский

 

Нейс

кий

 

Судисла

вский

 

Парфенье

вский

 

Межев

ской

 

Пыщуг
ский

 

Октябр

ьский

 

Вохомс
кий

 

Антропо

вский

 

Кологри

вский

 

Нерехт

ский

 

Макарье

вский

 

Павин

ский

 

Солигал

ичский

 

Сусани

нский

 

Чухлом

ский

 

Галич

ский

 

Красносе

льский

 

Костром

ской

 

Остров

ский

 

Кадый
ский 

 

Шарьи

нский

 

Шар

ья

 

Мантур

ово

 

Га
ли
ч

 

Бу

й

 

Волгоре

ченск

 

Костр

ома

 

108 

 

 

Таблица 5. Экономические зоны Костромской области и их характеристика 

 

Экономические зоны 

(специализация) 

Муниципальные 

районы, городские 

округа Костромской 

области 

Описание 

Сельскохозяйственные 
территории 

Костромской 
муниципальный район, 
Сусанинский 
муниципальный район, 
Галичский 
муниципальный район 

Обладают природным, 
демографическим, экономическим 
и историко-культурным 
потенциалом. Близость к 
региональному центру 
обеспечивает логистическую 
доступность рынков сбыта 
сельскохозяйственной продукции.  
Предприятия ориентированы 
преимущественно на рынки 
Костромской, Ярославской 
областей  и других близ лежащих 
регионов. В районах перспективно 
развитие тепличных хозяйств. 
Развивается малоэтажное 
строительство.  

Лесопромышленные 
территории с высокой 
долей сельскохозяй-
ственного производства: 
1 зона 

Чухломский 
муниципальный район, 
Парфеньевский 
муниципальный район, 
муниципальный район 
г. Нея и Нейский район 

Обладают преимуществами  
обусловленными близостью к 
транспортным узлам Костромской 
области. Развиваются предприятия 
лесопромышленного комплекса и 
сельского хозяйства. Необходима 
поддержка предприятий малого 
бизнеса, малых форм 
хозяйствования на селе и развитие 
сельскохозяйственной 
кооперации. Возможно развитие 
переработки ягод, грибов. 

Лесопромышленные 
территории с высокой 
долей сельскохозяй-
ственного производства: 
2 зона 

Кологривский 
муниципальный район, 
Межевской 
муниципальный район, 
Пыщугский 
муниципальный район, 
Павинский 
муниципальный район, 
Октябрьский 
муниципальный район, 
Поназыревский 
муниципальный район, 
Шарьинский 
муниципальный район 

Удаленные от крупных центров 
районы, с низкой плотностью 
населения и слабо развитой сетью 
автодорог. Необходима поддержка 
предприятий малого бизнеса, 
малых форм хозяйствования на 
селе и развитие 
сельскохозяйственной кооперации  
Перспективно развитие 
экологического туризма. 
Возможно развитие переработки 
ягод. 

Территории со смешанной 
структурой производства 
(представлены 

Буйский 
муниципальный район, 

Приближенность к транспортным 
узлам создает условия 
дальнейшего социально-

109 

 

Экономические зоны 

(специализация) 

Муниципальные 

районы, городские 

округа Костромской 

области 

Описание 

лесопромышленное, 
сельскохозяйственное, 
промышленное 
производства) 

Солигаличский 
муниципальный район, 
Вохомский 
муниципальный район 
городской округ 
г.Мантурово, 
Макарьевский 
муниципальный район, 
Кадыйский 
муниципальный район, 
Антроповский 
муниципальный район, 
Островский 
муниципальный район, 
Судиславский 
муниципальный район, 
муниципальный район 
г.Нерехта и 
Нерехтский район 

экономического развития 
территорий. Наличие малых 
исторических городов 
способствует развитию 
туристического комплекса. 
 

Промышленные территории  Красносельский 

муниципальный район, 
городской округ 
г.Кострома,  
городской округ 
г.Волгореченск, 
городской округ г.Буй, 
городской округ 
г.Галич,  
городской округ 
г.Шарья 

Промышленные центры 
Костромской области, обладают 
развитой сферой услуг. Являются 
центрами урбанизации на 
территории Костромской области. 

 

Сельскохозяйственные территории 

К  сельскохозяйственным  муниципальным  районам  относятся 

Галичский,  Костромской  и  Сусанинский,  которые  обеспечивают  около 
половины    всего  производства  продукции  сельского  хозяйства  области. 
(рисунок 15). 

110 

 

 

Рисунок 15. Сельскохозяйственные территории Костромской области 

Доля продукции сельского хозяйства Костромского района составляет 

порядка  30%  от  общей  продукции  сельского  хозяйства  в  хозяйствах  всех 
категорий  Костромской  области.  В  районе  развито  молочное  и  мясное 
животноводство, 

картофелеводство, 

овощеводство, 

производство 

молочных  продуктов,  производство  хлебобулочных  изделий.  В  сфере 
агропромышленного  комплекса  ведущими  производителями  являются: 
ООО  «Костромская  картофельная  компания»,  АО  «Птицефабрика 
«Волжская»,  АО  «Шувалово»,  ЗАО  «Птицефабрика  «Костромская»,  ЗАО 
«Шунга»,  ОАО  «Племенной  завод  «Чернопенский»,  ОАО  «Племзавод» 
Караваево»,  ООО  «Минское»,  ООО  «Племенной  завод  Караваево»,  ООО 
«Русский  кролик»,  ООО  «Сущево»,  ООО  «Тепличный  комбинат 
«Высоковский», ООО «Шуваловское молоко», СПК «Василево» и другие. 
Также широко представлены крестьянские фермерские хозяйства.  

На  долю  Галичского  района  приходится  около  10%  от  общей 

продукции  сельского  хозяйства  в  хозяйствах  всех  категорий.  В  районе 
развито молочное и мясное животноводство, производство хлебобулочных 
изделий. 

В 

сфере 

агропромышленного 

комплекса 

ведущими 

производителями являются: Колхоз «За мир», ООО «Галич-Мясопродукт», 
ООО «Галловей Кострома», ООО «Ладыгино», ООО «Луч», СПК «Маяк», 
АО  «Галичская»  по  птицеводству.  Кроме  того  работают  крестьянские 
фермерские хозяйства. 

Сусанинский  район  занимает  около  6%  от  общей  продукции 

сельского  хозяйства  в  хозяйствах  всех  категорий.  В  районе  развито 
молочное  животноводство,  яичное  птицеводство,  производство молочных 
продуктов, 

производство 

хлебобулочных 

изделий. 

В 

сфере 

Буйс

кий

 

Поназыр

евский

 

Нейс

кий

 

Судисла

вский

 

Парфень

евский

 

Межев

ской

 

Пыщуг
ский

 

Октябр

ьский

 

Вохом
ский

 

Антроп

овский

 

Кологри

вский

 

Нерех

тский

 

Макарь

евский

 

Павин

ский

 

Солигал

ичский

 

Сусани

нский

 

Чухло

мский

 

Галич

ский

 

Красносе

льский

 

Костро

мской

 

Остро

вский

 

Кадый
ский 

 

Шарьи

нский

 

Ша
рья

 

Манту

рово

 

Га
ли
ч

 

Бу

й

 

Волгоре

ченск

 

Костр

ома

 

111 

 

агропромышленного комплекса ведущими производителями являются: ЗАО 
«Агромол»,  ЗАО  «Птицефабрика  «Сусанинская»,  ОАО  «Колхоз 
Домославский»,  ООО  «Племзавод  «Романовские  фермы»,  ООО 
«Яхноболь»,  ПК  колхоз  «Сумароковский,  СПК  «Буяковское»,  также 
крестьянские фермерские хозяйства. 

Лесопромышленные 

территории 

с 

высокой 

долей 

сельскохозяйственного производства 

Муниципалитеты,  относящиеся  к  категории  лесопромышленных  с 

высокой  долей  сельскохозяйственного  производства  1  экономико-
географической  зоны,  перспективны  как  в  части  развития  лесозаготовок, 
деревообработки, 

так 

и 

в 

части 

развития 

и 

повышения 

конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий и организаций 
(доля  продукции  сельского  хозяйства  этих  районов  в  хозяйствах  всех 
категорий Костромской области достигает порядка 2%). (рисунок 16). 

 

 

Рисунок 

16. 

Лесопромышленные 

территории 

с 

высокой 

долей 

сельскохозяйственного производства 

 
Специализацию г. Нея и Нейский район формируют лесозаготовка и 

деревообработка, на долю которых в общем объеме отгруженной продукции 
района приходится около 50%. Ведущими предприятиями района являются 
ООО «Неятрейд»,  ООО «Музлесдрев», ООО «Хозснаб». 

Кроме того, в районе развито молочное животноводство, переработка 

молочных  продуктов.  Удельный  вес  продукции  сельского  хозяйства  в 

Буйс

кий

 

Поназыре

вский

 

Нейс

кий

 

Судисла

вский

 

Парфенье

вский

 

Межев

ской

 

Пыщуг
ский

 

Октябр

ьский

 

Вохомс
кий

 

Антропо

вский

 

Кологри

вский

 

Нерехт

ский

 

Макарье

вский

 

Павин

ский

 

Солигал

ичский

 

Сусани

нский

 

Чухлом

ский

 

Галич

ский

 

Красносе

льский

 

Костром

ской

 

Остров

ский

 

Кадый
ский 

 

Шарьи

нский

 

Шар

ья

 

Мантур

ово

 

Га
ли
ч

 

Бу

й

 

Волгоре

ченск

 

Костр

ома

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..