СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года - часть 5

 

 

64 

 

7.1.3. Лесопромышленный комплекс 

По уровню лесистости Костромская область занимает первое место в 

Центральном  федеральном  округе,  лесами  покрыто  74%  территории 
региона.  Значительные  запасы  древесины  (749  млн.  куб.  м)  создают 
предпосылки  для  устойчивого  развития  лесозаготовительной  и 
деревообрабатывающей промышленности.  

Сдерживающими 

факторами 

развития 

лесопромышленного 

комплекса региона являются: 

низкий спрос на низкосортную древесину; 
низкая плотность лесных дорог на территории региона; 
недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала; 
дефицит квалифицированных кадров; 
низкий  уровень  производительности  труда  по  виду  экономической 

деятельности «Лесозаготовки». 

Целью  развития  лесопромышленного  комплекса  Костромской 

области  является  обеспечение  баланса  выбытия  и  восстановления  лесов, 
расширение  ассортимента  и  объемов  производства  продукции  с  высокой 
долей  добавленной  стоимости  и  повышение  конкурентоспособности 
деревообрабатывающих производств. 

Основными  задачами  в  сфере  лесопромышленного  комплекса 

являются: 

повышение  эффективности  использования,  охраны,  защиты  и 

воспроизводства лесов (на данные цели предусмотрено 3 506,0 млн. рублей 
в  государственной  программе  Костромской  области  «Развитие  лесного 
хозяйства Костромской области» за период с 2020 по 2030 годы); 

содействие  техническому  перевооружению  и  модернизации 

предприятий лесопромышленного комплекса; 

расширение использования низкосортной древесины. 
Для достижения поставленных задач будут реализованы следующие 

мероприятия: 

применение современных технологий в лесозаготовках; 
развитие деревянного домостроения; 
продолжение проведения мероприятий по лесоустройству (172,9 млн. 

рублей); 

улучшение  материально-технической  базы  ОГБУ  «База  охраны 

лесов» (186,2 млн. рублей); 

создание двух дополнительных пожарно-химических станций 2 типа 

в Чухломе и Вохме (177 млн. рублей); 

предоставление  мер  государственной  поддержки  при  реализации 

инвестиционных  проектов  в  лесопромышленном  комплексе  (льгота  по 
арендной  плате  по  договорам  аренды  лесных  участков  составит  1  млрд. 
рублей за период с 2020 по 2030 годы);  

развитие  инновационных  технологий  в  лесопромышленном 

комплексе. 

 

65 

 

7.1.4. Туризм 

Костромская  область  располагает  значительным  потенциалом  для 

развития внутреннего и въездного туризма, в частности: 

город Кострома входит в маршрут «Золотое кольцо России», а также 

является популярным пунктом для причала круизных судов; 

наличие  более  3 500  памятников  истории  и  культуры,  более  40 

действующих музеев; 

наличие  развитой  туристской  инфраструктуры:  транспортной, 

коллективных  средств  размещения,  объектов  санаторно-курортного 
лечения и отдыха, объектов общественного питания и средств развлечения, 
объектов 

познавательного, 

делового, 

лечебно-оздоровительного, 

физкультурно-спортивного и иного назначения; 

наличие  сложившейся  системы  подготовки  кадров  для  индустрии 

туризма на базе ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет»; 

богатое историко-культурное и духовно-нравственное наследие. 
На  развитие  туризма  в  Костромской  области  негативное  влияние 

оказывают следующие факторы: 

низкая  доля  иностранных  туристов  в  общей  структуре  туристского 

потока (3%); 

слабая загрузка коллективных средств размещения (32%); 
рост цен на услуги туриндустрии в Костромской области; 
недостаточное  позиционирование  и  продвижение  туристского 

продукта Костромской области на национальном и международном рынках; 

слабая информационная активность Костромской области; 
низкое состояние межмуниципальной дорожной сети, недостаточное 

благоустройство городской среды, территорий и  места отдыха туристов и 
объектов показа. 

Стратегической  целью  является  развития  туризма  как  отрасли 

экономики  на  основе  реализации  исторического  и  культурно-
рекреационного потенциала Костромской области. 

Основными  задачами,  направленными  на  реализацию  поставленной 

цели являются: 

создание и развитие туристской инфраструктуры; 
создание новых туристских продуктов и объектов показа; 
продвижение туристских возможностей Костромской области. 
На решение задач будут направлены мероприятия: 
маркетинг и продвижение региона, выстраивание работы с крупными 

туроператорами; 

участие 

в 

выставочной 

деятельности, 

издание 

рекламно-

информационных  материалов  о  туризме  в  Костромской  области, 
размещение некоммерческой информации о туристских ресурсах области на 
телевидении, радио, в печатных СМИ и сети Интернет; 

реализация  инвестиционных  проектов  по  развитию  туристской 

инфраструктуры с привлечением бюджетных и частных инвестиций; 

66 

 

создание  условий  для  развития  малого  сервисного  бизнеса  в 

сопутствующих туризму сферах (питание, досуг, услуги); 

формирование  базы  подготовки  кадров  для  туризма  и  сервисных 

отраслей; 

повышение  благоустроенности  Костромы  и  других  туристических 

центров; 

развитие  перспективных  территорий  в  направлении  культурно-

исторического и рекреационного туризма; 

формирование  новых  туристических  маршрутов  и  программ 

пребывания, в том числе в сфере событийного и тематического туризма; 

создание культурно-выставочного комплекса «Музейное подворье»; 
дальнейшая музеефикация здания  Пожарной каланчи с внедрением 

интерактивных площадок;  

организация выставок гражданской, специальной и военной техники; 
комплексное  развитие  информационного  пространства  между 

субъектами Российской Федерации;  

реализация  мероприятий  по  системному  развитию  традиционных 

брендов Костромской области; 

государственная  поддержка  развития  туризма  в  муниципальных 

образованиях  -  содействие  в  разработке  программ  развития  туризма  в 
городах и районах Костромской области, поддержка новаторских проектов 
в сфере туризма.  

 

7.2. Малое и среднее предпринимательство 

Малый 

и 

средний 

бизнес 

выступает 

важной 

частью 

функционирования и социально-экономического развития территории. Он 
создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, дает до 
30% ВРП.  

Основными вызовами, сдерживающими развитие малого и среднего 

бизнеса в регионе, являются:  

ограниченная  доступность  финансовых  ресурсов,  обусловленная 

сложностью получения заемного финансирования для субъектов малого и 
среднего  предпринимательства  и  высокой  стоимостью  банковских 
кредитов; 

ограниченный доступ малых и средних предприятий к недвижимому 

имуществу, в том числе нехватка производственных и офисных помещений, 
а также высокий уровень арендной платы имеющихся свободных площадей; 

низкая инновационная и инвестиционная активность малых и средних 

предприятий; 

трудности  в  продвижении  товаров  и  услуг,  поиске  клиентов, 

установлении  связей  с  поставщиками  и  потребителями,  ограниченные 
возможности  в  организации  сбыта  продукции,  рекламы  и  продвижения 
продукта на рынке;  

недостаток высококвалифицированных специалистов на рынке труда 

Костромской области; 

67 

 

высокий уровень тарифов на услуги естественных монополий. 
Целью  государственной  политики  в  области  развития  малого  и 

среднего 

предпринимательства  является 

создание 

условий 

для 

эффективного функционирования и развития, а также для увеличения его 
вклада в решение задач социально-экономического развития Костромской 
области. 

Перспективными 

задачами 

развития 

малого 

и 

среднего 

предпринимательства являются: 

реализация максимально открытой политики взаимодействия власти 

и  бизнеса  по  направлениям  снижения  административных  барьеров, 
проведения  эффективной  налоговой  политики,  направленной  на  создание 
конкурентоспособной 

среды 

для 

развития 

предпринимательства, 

инвестиционной, имущественной и земельной политики; 

обеспечение доступности  субъектов  МСП  к  мерам  государственной 

поддержки; 

повышение 

конкурентоспособности 

продукции,  выпускаемой 

субъектами малого и среднего предпринимательства. 

Для  решения  поставленных  задач  и  снижения  влияния  негативных 

факторов на развитие малого бизнеса на территории Костромской области 
реализуется национальный проект «Малое и среднее предпринимательство 
и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в рамках 
которого разработаны следующие региональные проекты: 

1) Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности; 
2) Акселерация субъектов МСП; 
3) Расширение  доступа  субъектов  МСП  к  финансовой  поддержке,  в 

том числе к льготному финансированию; 

4) Популяризация предпринимательства; 
5) Развитие сельской кооперации. 
 «Проект  «Развитие  сельской  кооперации»  направлен  на  создание  и 

развитие    крестьянских  (фермерских)  хозяйств  («Агростартап»),  и 
сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также определение 
центра  компетенций  в  сфере  сельскохозяйственной  кооперации  и 
поддержки фермеров с целью обеспечения деятельности субъектов малого 
и среднего предпринимательства в сфере сельского хозяйства, в том числе 
на  этапе  их  формирования,  а  также  при  подготовке  заявок  на  получение 
субсидий  из  федерального  и  регионального  бюджетов,  кредитов  в 
кредитных  организациях,  определении  и  развитии  каналов  сбыта 
сельхозпродукции,  оформлении  необходимых  документов,  в  том  числе 
сертификатов  на  продукцию,  организации  подготовки  и  переподготовки 
кадров для малых агропредприятий и т.п. 

С 2019 года на территории региона действует Центр компетенций в 

сфере  сельскохозяйственной  кооперации  на  базе  ОГБУ  «Агентство 
инвестиций  и  развития  предпринимательства  Костромской  области», 
который предоставляет широкий спектр возмездных и безвозмездных услуг. 

68 

 

Благодаря 

выявлению 

неиспользуемого 

или 

неэффективно 

используемого имущества перечень объектов государственного имущества, 
передаваемого в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства 
ежегодно планируется увеличивать на 10-12%. 

В рамках проекта «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой 

поддержке»  в  области  производится  докапитализация  фонда  содействия 
кредитованию  (гарантийного  фонда)  и  создается  микрофинансовая 
организация.  

Дополнительными  мероприятиями  станут  участие    гарантийного 

фонда  Костромской  области,  как  объекта  инфраструктуры,  в  оказании 
услуги по формированию пакетов документов на льготное кредитование в 
АО  «Корпорация  «МСП»  и  МСП  Банке,  а  также  финансовой  аренды 
(лизинга) через ярославскую лизинговую компанию с госучастием. 

Проектом  «Акселерация»  предусмотрено  развитие  вновь  созданных 

объектов 

инфраструктуры, 

таких 

как 

центр 

экспорта, 

центр 

прототипирования и центр поддержки предпринимательства.  

Центр экспорта сопровождает предпринимателя от момента входа на 

рынок  до  заключения  экспортного  контракта,  реализует  обучающие 
программы  для  субъектов  экспортной  деятельности,  перевод  на 
иностранный язык сайтов и консультирование по вопросам таможенного и 
валютного законодательства.  

Центр прототипирования – это новый инженерно-производственный 

комплекс,  специализирующийся  на  разработке  полной  системы 
производства. 

Центр 

готов 

к 

оказанию 

широкого 

перечня 

производственных услуг в области металлообработки, инструментального 
производства,  литья  металлов  и  пластмасс.  В  производственном 
подразделении 

Центра 

формируется 

парк 

высокотехнологичного 

оборудования,  включающего  современные  обрабатывающие  центры  для 
металлообработки  и  3D-принтеры  для  задач  прототипирования, 
мелкосерийного и уникального производства.  

Кроме  того,  на  базе  Бизнес  -  центра  планируется  оказание 

образовательных  услуг  для  бизнеса  (от  стартапов  до  тренингов  по 
технологиям продаж и патентованию изобретений).  

С  2019  года  образуется  новый  институт  развития  бизнеса  «Мой 

бизнес»,  где  под  общим  брендом  по  принципу  «одного  окна» 
предпринимателю  будут  оказываться  любые  государственные  и 
муниципальные  услуги,  связанные  с  ведением  бизнеса,    услуги  объектов 
инфраструктуры  поддержки  предпринимательства  и  услуги  кредитных 
организаций. 

Проект 

«Развитие 

сельской 

кооперации» 

направлен 

на 

предоставление  грантов  для  поддержки  крестьянских  (фермерских) 
хозяйств  «Агростартап»,  создание  центра  компетенций  в  сфере 
сельхозкооперации 

на 

базе 

Костромской 

государственной 

сельскохозяйственной 

академии 

и 

оказание 

информационно-

консультационной  поддержки  по  вопросам  «настройки»  каналов  сбыта 

69 

 

сельхозпродукции,  обеспечения  финансовой  грамотности  и  умения 
сертифицировать производимую продукцию. 

Проект 

«Популяризация» 

направлен 

на 

формирование 

положительного 

имиджа 

предпринимателя, 

систему 

обмена 

и 

тиражирования  опыта  об  успешных  практиках.  В  рамках  проекта 
возможность участия в тренингах «Корпорации «МСП», образовательных 
циклах АО «Деловая среда» получат лица «серебряного возраста» (старше 
45  лет),  женщины,  школьники,  студенты,  дети-сироты  и  воспитанники 
детских домов. 

 

7.3. Инвестиционное развитие 

Создание 

благоприятного 

инвестиционного 

климата 

и 

стимулирование  инвестиционной  деятельности  являются  основой 
достижения  высоких  показателей  социально-экономического  развития 
региона. 

К  проблемам  инвестиционной  деятельности  Костромской  области  в 

настоящее время относятся: 
 

инфраструктурные 

ограничения 

(состояние 

транспортной 

инфраструктуры,  характеризующейся  неразвитостью  железнодорожного 
сообщения 

внутри 

региона, 

неудовлетворительным 

состоянием 

значительной  части  автодорожной  сети,  отсутствием  речного  порта  как 
одного  из  основных  элементов  логистики  доставки  грузов  для  нужд 
региональных предприятий в различных сферах экономики, значительной 
нагрузкой  на  действующий  автопешеходный  мост  через  р.  Волгу  в 
г. Костроме (свыше 35 тыс. автомобилей в сутки), недостаточными темпами 
газификации  региона  (по  состоянию  на  1  января  2019  года  уровень 
газификации в регионе составляет – 59,72%, в том числе города – 72,89%, 
сельская местность – 30,15%), а также высокая стоимость подключения к 
инженерным  сетям  и  сооружениям  для  открытия  новых  производств,  в 
особенности – энергоемких); 

усиление  конкуренции  среди  субъектов  Российской  Федерации  за 

привлечение  инвестиционных  ресурсов.  По  итогам  2018  года  объем 
инвестиций на душу населения в Костромской области составил 35,0 тыс. 
рублей,  что  значительно  ниже  среднероссийского  уровня  (119,8  тыс. 
рублей) и среднего значения по ЦФО (123,8 тыс. рублей); 

отсутствие  свободных  бюджетных  средств  ввиду  предельной 

ограниченности областного и местных бюджетов для реализации проектов 
государственно-частного  и  муниципально-частного  партнерства  и,  как 
следствие, развития института ГЧП в регионе как такового; 

неконкурентоспособность  мер  государственной  поддержки  бизнеса 

по  сравнению  с  действующими  инструментами  в  других  регионах 
Центрального федерального округа и Российской Федерации, что является 
существенным  сдерживающим  фактором  для  привлечения  инвестиций  и 
стимулирования предпринимательской активности; 

70 

 

существенный  уровень  административной  нагрузки  на  субъекты 

предпринимательской и инвестиционной деятельности. 

Основной  целью  инвестиционного  развития  является  создание 

благоприятных  условий  для  привлечения  инвестиций  в  экономику 
Костромской области. 

Для  достижения  данной  цели  предполагается  решение  следующих 

задач: 

развитие  приоритетных  отраслей  и  производственных  комплексов, 

обладающих  значительным  потенциалом  развития  в  долгосрочной 
перспективе;  

создание новых высокотехнологичных производств, модернизация и 

расширение 

имеющейся 

технической 

базы, 

выпуск 

новой 

конкурентоспособной продукции; 

повышение  инвестиционной  привлекательности  Костромской 

области, улучшение условий ведения предпринимательской деятельности. 

К  приоритетным  отраслям  инвестиционного  развития  Костромской 

области  в  период  реализации  Стратегии  относятся  агропромышленный 
комплекс,  лесопромышленный  комплекс,  обрабатывающие  производства, 
электроэнергетика, туризм. 

При этом акцент должен быть сделан на муниципальные образования, 

обладающие 

сырьевыми 

и 

инфраструктурными 

преимуществами 

(городские округа Костромской области, а также Костромской, Галичский, 
Буйский  районы,  муниципальный  район  город  Нерехта  и  Нерехтский 
район).  Развитие  других  муниципальных  образований  предполагается 
осуществить  по  базовому  сценарию,  основываясь  на  сложившуюся 
отраслевую специализацию, ориентированную на малый и средний бизнес. 
Развитие  туризма  должно  стать  точной  роста  в  Макарьевском, 
Красносельском, Кадыйском, Кологривском, Судиславском, Сусанинском, 
Островском, Галичском районах; 

повышение  инвестиционной  привлекательности  Костромской 

области,  что  предполагает  необходимость  активизации  инвестиционно-
инновационной деятельности. 

К  точкам  роста  и  основным  векторам  развития  инвестиционной 

деятельности  можно  отнести:  реализацию  проектов  по  снятию 
инфраструктурных  ограничений  и  повышению  инфраструктурной 
обеспеченности  районов  Костромской  области,  создание  территорий 
интенсивного 

развития 

(индустриальные, 

технологические 

и 

инновационные 

парки, 

промышленные 

округа), 

развитие 

экспортоориентированных 

и 

импортозамещающих 

производств, 

реализация проектов с применением механизмов государственно-частного 
партнерства. 

развитие  транспортной  и  энергетической  инфраструктуры,  что 

предполагает 

выстраивание 

современной 

системы 

обслуживания 

грузопотоков,  удовлетворение  потребностей  в  грузовых  и  пассажирских 

71 

 

перевозках,  повышение  надежности  и  качества  энергообеспечения 
потребителей, и в конечном итоге, улучшение качества жизни населения; 

развитие  регионального  рынка  трудовых  ресурсов,  что  включает  в 

себя  повышение  обеспеченности  потребностей  экономики  области 
трудовыми ресурсами в оптимальной профессионально-квалификационной 
структуре, повышение качества профессионального образования; 

развитие 

конкуренции, 

конкурентных 

рынков 

и 

малого 

предпринимательства  в  целях  обеспечения  занятости  населения, 
расширения номенклатуры производимых товаров и оказываемых услуг; 

повышение  комфортности  делового  и  инвестиционного  климата  в 

регионе  на  основе  внедрения  лучших  практик  Национального  рейтинга 
состояния  инвестиционного  климата  в  субъектах  Российской  Федерации, 
целевых  моделей  упрощения  процедур  ведения  бизнеса  и  повышения 
инвестиционной  привлекательности  субъектов  Российской  Федерации, 
утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 
января  2017  года  №  147-р,  планом  «Трансформация  делового  климата», 
утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 
января 2019 года № 20-р. 

Для решения поставленных задач и достижения цели предполагается 

реализация  комплекса  мероприятий,  направленных  на  стимулирование 
инвестиционной деятельности в Костромской области: 

формирование  и  совершенствование  нормативно-правовой  базы, 

предусматривающей 

эффективный 

комплекс 

мер 

поддержки 

инвестиционной  деятельности,  сопровождение  проектов  по  принципу 
«одного окна»; 

создание инфраструктурно подготовленных площадок, развитие  зон 

интенсивного  развития  (промышленных  округов,  промышленных 
кластеров, 

территорий 

опережающего 

социально-экономического 

развития); 

реализация  мероприятий  по  сокращению  сроков  предоставления 

государственных  и  муниципальных  услуг,  услуг  ресурсоснабжающих 
организаций  в  сфере  инвестиционной  деятельности,  в  том  числе  путем 
межведомственного  электронного  взаимодействия  и  цифровизации  услуг, 
предоставляемых субъектам инвестиционной деятельности;  

развитие  финансовых  и  нефинансовых  институтов  государственной 

поддержки субъектов инвестиционной деятельности; 

создание  и  развитие  эффективных  механизмов  инфраструктурной 

поддержки инвестиционных проектов (Инвестиционный фонд Костромской 
области,  областная  адресная  инвестиционная  программа  Костромской 
области,  Дорожный  фонд  Костромской  области  и  иные  бюджетные 
инструменты); 

создание  условий  обеспечения  субъектов  нового  бизнеса 

профессионально подготовленными кадрами; 

создание инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности 

(инвестиционный  портал  Костромской  области,  система  обратной  связи, 

72 

 

база свободных инвестиционных площадок, инвестиционные предложения 
с просчитанным технико-экономическим обоснованием); 

развитие  института  государственно-частного  партнерства  на 

территории региона;  

взаимодействие  с  институтами  развития  (Фондом  развития 

моногородов,  Фондом  развития  промышленности,  Корпорацией  МСП  и 
др.); 

в  целях  снижения  административной  нагрузки  на  бизнес  будут 

приняты  меры  по  повышению  эффективности  и  результативности 
регионального  государственного  контроля  (надзора)  и  муниципального 
контроля; 

реализация 

плана 

«Трансформация 

делового 

климата» 

предусматривает:  

1)

 

снижение количества этапов технологического присоединения 

к  электросетям,  сроков  технологического  присоединения  к  сетям 
газораспределения, получения разрешений на строительство и ввод объекта 
в  эксплуатацию,  экспертизы  проектной  документации  и  результатов 
инженерных  изысканий  для  подготовки  проектной  документации  на 
строительство  жилых  объектов,  сроков  импорта  товаров  участниками 
внешнеэкономической деятельности;  

2)

 

повышение  качества  государственных  услуг  в  сфере 

кадастрового  учета  и  государственной  регистрации  прав  и  сделок  с 
недвижимостью; 

3)

 

внедрение цифровых технологий;  

4)

 

повышение  достоверности  сведений  ЕГРН,  внедрение 

электронного оборота недвижимости на базе цифровых технологий. 

5)

 

снижение 

количества 

административных 

барьеров 

предпринимательской деятельности; 

6)

 

обеспечение доступа малого и среднего предпринимательства к 

закупкам компаний с государственным участием и финансовым ресурсам; 

7)

 

развитие человеческого капитала; 

8)

 

совершенствование  корпоративного  управления  и  налогового 

администрирования; 

9)

 

совершенствование контрольно-надзорной деятельности; 

реализация целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и 

повышения  инвестиционной  привлекательности  субъектов  Российской 
Федерации,  утвержденных  распоряжением  Правительства  Российской 
Федерации от 31 января 2017 года № 147-р. 

Правительством  Российской  Федерации  определены  следующие 

целевые модели: 

1.  Получение  разрешения  на  строительство  и  территориальное 

планирование; 

2. Регистрация права собственности на земельные участки и объекты 

недвижимого имущества; 

73 

 

3.  Постановка  на  кадастровый  учет  земельных  участков  и  объектов 

недвижимого имущества. 

4.  Осуществление  контрольно-надзорной  деятельности  в  субъектах 

Российской Федерации. 

5. Поддержка малого и среднего предпринимательства. 
6. Технологическое присоединение к электрическим сетям. 
7.  Подключение  (технологическое  присоединение)  к  сетям 

газораспределения. 

8. Подключение 

к 

системам  теплоснабжения,  подключение 

(технологическое 

присоединение) 

к 

централизованным  системам 

водоснабжения и водоотведения. 

В перспективе до 2021 года по каждому их этих направлений будут 

осуществляться мероприятия в целях создания благоприятных условий для 
ведения  бизнеса  в  регионе,  развития  конкуренции  и  улучшения 
инвестиционного климата: 

1. По  направлению  «Получение  разрешения  на  строительство  и 

территориальное планирование»: 

Основные мероприятия будут направлены на сокращение количества 

и  сроков  процедур,  необходимых  для  получения  разрешения  на 
строительство,  на  обеспечение  наличия  в  регионе  генеральных  планов 
поселений  и  городских  округов.  В  том  числе  по  направлению 
«территориальное планирование»: 

в 

федеральной 

государственной 

информационной 

системе 

территориального планирования будут размещены утвержденные местных 
нормативов 

градостроительного 

проектирования, 

нормативов 

градостроительного проектирования; 

разработаны и приняты документы территориального планирования; 
подготовлены 

программы 

комплексного 

развития 

систем 

коммунальной,  транспортной,  социальной  инфраструктур  местного 
значения на основании генеральных планов поселений, городских округов; 

установлены 

территориальные 

зоны 

и 

градостроительные 

регламенты. 

По  направлению  «получение  разрешений  на  строительство» 

планируется: 

сокращение  сроков  предоставления  и  рост  доли  услуг, 

предоставленных в электронном виде; 

обеспечение  предоставления  услуг  в  электронном  виде,  а  также  по 

принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления 
государственных и муниципальных услуг; 

сокращение  количества  сведений,  которые  заявитель  обязан 

представлять  для  прохождения  экспертизы  проектной  документации  и 
результатов 

инженерных 

изысканий, 

путем 

организации 

межведомственного электронного взаимодействия; 

разработка 

и 

принятие 

административных 

регламентов 

предоставления услуг; 

74 

 

оптимизация количества дополнительных процедур; 
разработка 

и 

внедрение 

информационных 

интерактивно-

аналитических 

сервисов, 

демонстрирующих 

последовательность 

прохождения  процедур  в  зависимости  от  типа,  вида  и  особенностей 
строительного  проекта  («калькулятор  процедур»),  информационной 
системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД) в 
электронной  форме,  интегрированной  с  региональным  порталом 
государственных  и  муниципальных  услуг,  позволяющей  перейти  к 
межведомственному и межуровневому взаимодействию. 

2. По направлению «Регистрация права собственности на земельные 

участки и объекты недвижимого имущества»: 

сокращение сроков предоставления услуг; 
повышение качества регистрационного процесса; 
расширение  предоставления  услуг  через  многофункциональные 

центры предоставления государственных и муниципальных услуг; 

совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе 

за счет предоставления сведений в электронном виде. 

3.  По  направлению  «Постановка  на  кадастровый  учет  земельных 

участков и объектов недвижимого имущества»: 

сокращение  сроков  предоставления  и  рост  доли  услуг, 

предоставленных в электронном виде; 

формирование  документов  территориального  планирования  в 

муниципальных образованиях; 

уточнение  данных  на  объекты  в  государственном  реестре 

недвижимости; 

учет границ в государственном реестре недвижимости; 
сокращение  сроков  утверждения  схемы  расположения  земельных 

участков; 

совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе 

за счет предоставления сведений в электронном виде; 

развитие  электронной  системы  по  постановке  участков  на 

кадастровый учет. 

4. По 

направлению 

«Осуществление 

контрольно-надзорной 

деятельности» планируется реализация следующих приоритетов: 

совершенствование 

нормативного 

правового 

регулирования 

организации  и  проведения  регионального  государственного  контроля 
(надзора), федерального государственного контроля (надзора), полномочия 
по  осуществлению  которого  переданы  для  осуществления  органам 
государственной власти субъектов Российской Федерации; 

внедрение стандарта профилактики правонарушений; 
расширение 

практики 

применения 

применяется 

риск-

ориентированный подхода; 

75 

 

проведение  оценки  результативности  и  эффективности  контрольно-

надзорной деятельности органов регионального государственного контроля 
(надзора); 

утверждение  порядка  (методики)  оценки  результативности  и 

эффективности контрольно-надзорной деятельности в Югре с показателями 
эффективности; 

внедрение  информационных  решений  (ресурсов),  направленных  на 

совершенствование контрольно-надзорной деятельности; 

оценка влияния деятельности территориальных органов федеральных 

органов  исполнительной  власти,  уполномоченных  на  осуществление 
федерального  государственного  контроля  (надзора),  на  состояние 
инвестиционного климата в Костромской области. 

5. По 

направлению 

«Поддержка 

малого 

и 

среднего 

предпринимательства»  в  целях  содействия  формированию  благоприятной 
среды  для  повышения  конкурентоспособности  и  устойчивого  развития 
предпринимательства будут решаться следующие задачи: 

формирование  системы  государственного  управления  в  сфере 

поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства; 

реализация  мер,  направленных  на  обучение  субъектов  малого  и 

среднего предпринимательства; 

организация 

оказания 

финансовой, 

инфраструктурной 

и 

имущественной 

поддержки 

субъектам 

малого 

и 

среднего 

предпринимательства; 

стимулирование спроса на продукцию субъектов малого и среднего 

предпринимательства; 

формирование  системы  налоговых  льгот  для  субъектов  малого 

предпринимательства; 

предоставление  услуг  по  принципу  «одного  окна»  для  оказания 

поддержки  субъектам  малого  и  среднего  предпринимательства,  а  также 
гражданам, 

планирующим 

начать 

ведение 

предпринимательской 

деятельности; 

развитие сельскохозяйственной кооперации; 
развитие 

системы 

информационных 

сервисов, 

которые 

предоставляются  субъектам  малого  и  среднего  предпринимательства  и 
гражданам, 

планирующим 

начать 

ведение 

предпринимательской 

деятельности, 

через 

портал 

информационных 

ресурсов 

для 

предпринимателей,  создание  и  ведение  которого  осуществляется 
акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и 
среднего предпринимательства». 

6. 

По 

направлению 

«Технологическое 

присоединение 

к 

электрическим  сетям»  основные  мероприятия  по  регулированию 
технологического присоединения к электросетям: 

расширение  практики  подачи 

заявок  на 

технологическое 

присоединение в электронном виде; 

76 

 

создание и функционирование «личных кабинетов» на сайтах сетевых 

организаций; 

прозрачность  расчета  платы  за  технологическое  присоединение  для 

заявителя; 

упрощение системы закупок; 
упрощение  проведения  работ  по  строительству  и  реконструкции 

сетей; 

упрощение  процедуры  размещения  объектов  электросетевого 

хозяйства; 

оптимизация процедуры получения разрешения на проведение работ. 
7. По направлению «Подключение (технологическое присоединение) 

к  сетям  газораспределения»  предполагается  урегулирование  вопросов, 
связанных  с  доступностью  услуг  по  подключению  (технологическому 
присоединению) 

объектов 

капитального 

строительства 

к 

газораспределительным сетям: 

обеспечение  возможности  подачи  заявки  о  заключении  договора  о 

подключении в электронном виде; 

обеспечение  реализации  механизма  внесения  платы  по  стадиям 

выполнения договора о подключении (по срокам); 

реализация  мероприятий,  направленных  на  упрощение  процедуры 

получения технических условий; 

упрощение  процедуры  получения  разрешения  на  строительство 

газопроводов; 

оптимизация  мероприятий  заявителя  по  подключению  к  сетям 

газораспределения в границах земельного участка; 

сокращение  количества  этапов  и  документов  при  подключении 

(технологическом присоединении) к сетям газораспределения. 

8.  По  направлению  «Подключение  к  системам  теплоснабжения, 

подключение  (технологическое  присоединение)  к  централизованным 
системам водоснабжения и водоотведения» необходимо:  

унифицировать  правила  и  процедуры  предоставления  технических 

условий и подключения к различным видам сетей инженерно-технического 
обеспечения; 

унифицировать формы документов, связанных с выдачей технических 

условий  подключения  и  подключением  к  различным  сетям  инженерно-
технического обеспечения; 

исключить  избыточные  и  дублирующие  процедуры,  требования  по 

представлению заявителем исходных материалов и информации; 

оптимизировать  порядок  установления  стоимости  работ  по 

технологическому подключению, исключив экономически необоснованное 
определение  стоимости  работ  и  сложности  процедур,  связанных  с 
определением стоимости; 

расширение  информационного  обеспечения  о  доступности  по 

порядку и условиям технологического присоединения, а также о наличии 
мощностей к подключению; 

77 

 

оптимизация процедур подачи заявления, в том числе в электронном 

виде. 

 

7.4. Конкуренция 

Развитие  конкуренции  представляет  собой  комплекс  направлений  и 

мероприятий,  в  том  числе  действий  органов  государственной  власти, 
территориальных  органов  федеральных  органов  исполнительной  власти 
органов  местного  самоуправления  и  хозяйствующих  субъектов,  по 
созданию  равных  условий  для  развития  бизнеса,  защите  интересов 
предпринимателей, формированию благоприятных условий осуществления 
предпринимательской деятельности в различных сферах экономики. 

К основным вызовам развития конкуренции на рынках товаров, работ 

и услуг в Костромской области относятся: 

высокая степень участия субъектов естественных монополий в сферах 

топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства; 

низкая степень вовлеченности инвесторов в реализацию проектов на 

основе концессионного механизма по созданию (реконструкции) объектов 
жилищно-коммунального  хозяйства  (в  том  числе  в  отношении  не 
эффективно используемых) ввиду высокой степени износа существующих 
инженерных  коммуникаций,  долгих  сроков  окупаемости  проекта, 
отсутствия гарантий со стороны концедента; 

недостаточность  эффективных  механизмов  прямой  финансовой 

поддержки 

субъектов 

предпринимательской 

и 

инвестиционной 

деятельности; 

отсутствие  заинтересованности  частного  сектора  экономики  в 

развитии  бизнеса  в  сфере  социального  обслуживания  ввиду  низкой 
рентабельности; 

дифференциация муниципальных образований Костромской области 

по уровню обеспеченности объектами розничной торговли, общественного 
питания и бытовых услуг; 

низкая  степень  вовлеченности  субъектов  малого  и  среднего 

предпринимательства  в  процедуру  закупок  для  государственных  и 
муниципальных нужд. 

К  основным  приоритетам  реализации  конкурентной  политики  в 

Костромской области следует отнести: 

обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности 

на территории Российской Федерации; 

содействие  развитию  добросовестной  конкуренции  и  пресечение 

недобросовестных конкурентных механизмов; 

обеспечение  открытости  и  формирование  прозрачной  системы  при 

реализации  государственной  политики  по  развитию  конкуренции  в 
интересах  потребителей  товаров,  работ  и  услуг,  в  том  числе  субъектов 
предпринимательской деятельности, граждан и общества. 

Основными целями развития конкуренции на рынках товаров, работ и 

услуг Костромской области являются: 

78 

 

повышение  удовлетворенности  потребителей  за  счет  расширения 

ассортимента  товаров,  работ,  услуг,  повышения  их  качества  и  снижения 
цен; 

повышение экономической эффективности и конкурентоспособности 

хозяйствующих субъектов; 

общее  улучшение  конкурентной  среды  за  счет  развития 

транспортной, 

информационной, 

финансовой, 

инвестиционной, 

энергетической  и  прочей  инфраструктуры  и  обеспечения  ее  доступности 
для участников рынка; 

обеспечение развития малого и среднего предпринимательства. 
Для  достижения  поставленных  целей  предполагается  решение 

следующих задач: 

развитие частного сектора на рынках товаров, работ и услуг; 
совершенствование  антимонопольного  регулирования  на  рынках 

товаров,  работ  и  услуг,  обеспечение  соблюдения  антимонопольного 
законодательства участниками рыночных отношений, а также обеспечение 
защиты конкуренции; 

повышение 

эффективности 

управления 

государственным 

и 

муниципальным  имуществом,  том  числе  на  основе  концессионного 
механизма; 

обеспечение  прозрачности  закупок  товаров,  работ,  услуг  для 

государственных и муниципальных нужд; 

реализация  мероприятий  по  повышению  вовлеченности  субъектов 

малого  и  среднего  предпринимательства  в  процедуру  закупок  для 
государственных и муниципальных нужд; 

развитие  эффективных  механизмов  государственной  поддержки 

субъектов предпринимательской деятельности; 

реализация 

мероприятий 

по 

эффективному 

тарифному 

регулированию на территории региона; 

развитие  инженерной  и  транспортной  инфраструктуры,  а  также 

инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности; 

снятие 

административных 

барьеров 

для 

осуществления 

хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности; 

создание  стимулов  и  содействие  формированию  условий  для 

развития,  поддержки  и  защиты  субъектов  предпринимательской 
деятельности; 

сокращение  прямого  участия  органов  государственной  власти  и 

органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности. 

Для  достижения  обозначенных  целей  и  поставленных  задач  по 

содействию  развитию  конкуренции  на  рынках  товаров,  работ  и  услуг  в 
Костромской области предполагается реализация комплекса мероприятий: 

реализация  положений,  направлений  и  мероприятий  Стандарта 

развития конкуренции в субъектах Российской Федерации; 

организация  сбора,  анализа  и  публикации  информации  о 

региональных  рынках,  потребностях  в  товарах  и  услугах  в  целях 

79 

 

привлечения  новых  предпринимателей;  проведение  на  регулярной  основе 
мониторинга состоянии и развития конкурентной среды на региональном, 
местных и отраслевых рынках товаров, работ и услуг; 

реализация  комплекса  мероприятий  по  сокращению  сроков 

административных 

процедур 

ведения 

предпринимательской 

и 

инвестиционной деятельности, упрощение процедур ведения бизнеса; 

развитие  инструментов  государственно-частного  и  муниципально-

частного партнерства при реализации проектов на территории Костромской 
области,  в  частности  концессионного  механизма  в  сферах  топливно-
энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства; 

вовлечение не эффективно используемого имущества, находящегося 

в  государственной  и  муниципальной  собственности,  в  инвестиционный 
процесс; 

обеспечение  равного  доступа  к  товарам  и  услугам  субъектов 

естественных  монополий  и  государственным  услугам,  необходимым  для 
ведения предпринимательской деятельности; 

развитие современных форматов потребительского рынка, особенно 

на территориях муниципальных образований Костромской области; 

расширение  мер  прямой  финансовой  поддержки  субъектов 

предпринимательской, промышленной и инвестиционной деятельности; 

внедрение  риск-ориентированного  подхода  при  формировании 

планов проверок субъектов предпринимательства; 

развитие 

системы 

внутреннего 

обеспечения 

соответствия 

требованиям  антимонопольного  законодательства  (антимонопольного 
комплаенса)  в  органах  государственной  власти  Костромской  области, 
органах 

местного 

самоуправления 

муниципальных 

образований 

Костромской  области,  хозяйствующих  субъектах,  преимущественно 
субъектах  естественных  монополий,  осуществляющих  деятельность  на 
территории Костромской области. 

 

7.5. Инновационная активность субъектов  

предпринимательской деятельности 

 

Инновационная 

активность 

организаций 

промышленного 

производства Костромской области не превышает 10%, в 2017 году их доля 
составила 7,9%. Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме 
отгруженных 

товаров, 

выполненных 

работ, 

услуг 

организаций 

промышленного производства в 2017 году составила

 

10,4%. 

Результат длительного недоинвестирования инноваций проявляется в 

экономии на разработках новых образцов машин и оборудования.  

Ключевыми  вызовами,  сдерживающими  в  настоящее  время 

инновационную активность в Костромской области, являются: 

отсутствие  внутреннего  спроса  на  коммерчески  перспективные 

результаты научно-технической деятельности; 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..