СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года - часть 3

 

 

33 

 

Стратегические 

приоритеты 

Стратегические 

направления 

Цели 

Задачи 

 
 
 
 
 

лесопромыш-

ленный комплекс 

 
 
 
 
 
туризм 

Улучшение информационного, консультационного обеспечения, 
продвижение продукции агропромышленной отрасли 
Костромской области 
Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской 
кооперации 

Обеспечение баланса выбытия и 
восстановления лесов, расширение 
ассортимента и объемов 
производства продукции с высокой 
долей добавленной стоимости и 
повышение конкурентоспособности 
деревообрабатывающих производств 

Повышение эффективности использования, охраны, защиты и 
воспроизводства лесов 
Содействие техническому перевооружению и модернизации 
предприятий лесопромышленного комплекса 
Расширение использования низкосортной древесины 

Развитие туризма как отрасли 
экономики на основе реализации 
исторического и культурно-
рекреационного потенциала 
Костромской области 

Создание и развитие туристской инфраструктуры 
Создание новых туристских продуктов и объектов показа 
Продвижение туристских возможностей Костромской области 

Малое  и  среднее 
предпринима-
тельство 

Создание условий для эффективного 
функционирования и развития, а 
также для увеличения его вклада в 
решение задач социально-
экономического развития 
Костромской области 

 

Реализация максимально открытой политики взаимодействия 
власти и бизнеса по направлениям снижения административных 
барьеров, проведения эффективной налоговой политики, 
направленной на создание конкурентоспособной среды для 
развития предпринимательства, инвестиционной, имущественной 
и земельной политики 
Обеспечение доступности субъектов МСП к мерам 
государственной поддержки 
Повышение конкурентоспособности продукции, выпускаемой 
субъектами малого и среднего предпринимательства 

Инвестиционное 
развитие 

Создание условий для привлечения 
инвестиций в экономику 
Костромской области 

Развитие приоритетных отраслей и производственных 
комплексов, обладающих значительным потенциалом развития в 
долгосрочной перспективе 

34 

 

Стратегические 

приоритеты 

Стратегические 

направления 

Цели 

Задачи 

Создание новых высокотехнологичных производств, 
модернизация и расширение имеющейся технической базы, 
выпуск новой конкурентоспособной продукции 
Повышение инвестиционной привлекательности Костромской 
области, улучшение условий ведения предпринимательской 
деятельности 

Конкуренция 

Повышение удовлетворенности 
потребителей за счет расширения 
ассортимента товаров, работ, услуг, 
повышения их качества и снижения 
цен. Повышение экономической 
эффективности и 
конкурентоспособности 
хозяйствующих субъектов. Общее 
улучшение конкурентной среды за 
счет развития транспортной, 
информационной, финансовой, 
инвестиционной, энергетической и 
прочей инфраструктуры и 
обеспечения ее доступности для 
участников рынка. Обеспечение 
развития малого и среднего 
предпринимательства 

Развитие частного сектора на рынках товаров, работ и услуг 
Совершенствование антимонопольного регулирования на рынках 
товаров, работ и услуг, обеспечение соблюдения 
антимонопольного законодательства участниками рыночных 
отношений, а также обеспечение защиты конкуренции 
Повышение эффективности управления государственным и 
муниципальным имуществом,  том числе на основе 
концессионного механизма 
Обеспечение прозрачности закупок товаров, работ, услуг для 
государственных и муниципальных нужд 
Реализация мероприятий по повышению вовлеченности субъектов 
малого и среднего предпринимательства в процедуру закупок для 
государственных и муниципальных нужд 
Развитие эффективных механизмов государственной поддержки 
субъектов предпринимательской деятельности 
Реализация мероприятий по эффективному тарифному 
регулированию на территории региона 
Развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, а также 
инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности 
Снятие административных барьеров для осуществления 
хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности 
Создание стимулов и содействие формированию условий для 
развития, поддержки и защиты субъектов предпринимательской 
деятельности 

35 

 

Стратегические 

приоритеты 

Стратегические 

направления 

Цели 

Задачи 

Сокращение прямого участия органов государственной власти и 
органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности 

Инновационная 
активность 
субъектов 
предприниматель
ской деятельности 

Обеспечение 

конкурентоспособности экономики 
региона на глобальных рынках, как в 
производственно-технологической, 
так и научно-образовательной сферах  

 

Создание инновационного климата, развитие механизмов 

государственного управления инновационной деятельностью 

Создание новых и развитие существующих объектов 

инновационной инфраструктуры 

Повышение инновационной активности субъектов 

предпринимательской деятельности 

Кадры для 
экономики 
региона 

Формирование системы кадрового 
обеспечения региона, позволяющей 
на основе прогнозирования, 
подготовки и распределения 
трудовых ресурсов, обеспечить 
качественную подготовку кадров в 
соответствии с требованиями 
инновационного развития и 
запросами экономики 

Выстраивание модели управления кадровым потенциалом региона 
на основе регионального стандарта кадрового обеспечения 
промышленного роста 
Развитие системы прогнозирования потребности региональной 
экономики в кадрах на среднесрочную и долгосрочную 
перспективы 
Развитие инфраструктуры подготовки профессиональных кадров 
Создание механизмов управления содержанием и качеством 
подготовки кадров 

Внешне-

экономическая 
деятельность и 
межрегиональное 
сотрудничество 

Сохранение и развитие 
межрегиональных и 
внешнеэкономических связей в 
сферах: торговли и услуг, 
промышленного производства, 
сельского хозяйства, 
межрегиональной кооперации, 
культуры и туризма; увеличение 
объемов взаимного товарооборота 

Формирование и дальнейшее развитие уже существующих и 
новых торгово-экономических связей Костромской области 
Активизация сотрудничества с основными торговыми партнерами  
региона 
Расширение номенклатуры экспортируемых товаров 
Создание благоприятных условий для развития  
внешнеэкономических и межрегиональных связей в 
производственной, инновационной и туристической сферах 

Сбалансиро-
ванное 
территории-
альное развитие 

Топливно-
энергетический 
комплекс 

Повышение качества, надежности и 
доступности энергообеспечения, 
экономия затрат на производство и 
транспортировку энергоресурсов 

Внедрение энергосберегающих технологий 
Повышение доступности и надежности энергоснабжения 
потребителей 

36 

 

Стратегические 

приоритеты 

Стратегические 

направления 

Цели 

Задачи 

Костромской 
области и 
создание 
комфортных 
условий для 
жизни 

Газоснабжение 

Повышение уровня газификации и 
обеспечение надежного 
газоснабжения потребителей на 
территории Костромской области 

Создание технической возможности подключения 
(технологического присоединения) к сетям газораспределения 
объектов капитального строительства путем строительства, 
эксплуатации, реконструкции и развития объектов системы 
газоснабжения Костромской области 
Перевод потребителей на использование природного газа 
Расширение использования компримированного природного газа 
в качестве моторного топлива в автомобильном транспорте 
Костромской области 

Транспорт и 
дорожное 
хозяйство 

Обеспечение доступности 
транспортных услуг для населения 
при повышении комплексной 
безопасности и устойчивости 
транспортной системы 

 

Развитие внутренней сети автомобильных дорог общего 
пользования

 

Обеспечение устойчивого транспортного сообщения сельских 
населенных пунктов с районными центрами

 

Стимулирование расширения маршрутной сети авиасообщения

 

Стимулирование расширения маршрутной сети внутреннего 
водного транспорта

 

Жилищно-
коммунальное 
хозяйство 

Повышение качества и надежности 
предоставления жилищно-
коммунальных услуг населению 
Костромской области

 

Повышение качества предоставления жилищно-коммунальных 
услуг

 

Снижение издержек производителей услуг и снижение роста 
тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых 
услуг

 

Информатизация 
и связь 

Формирование единого 
информационного пространства 
Костромской области и повышение 
качества жизни граждан на основе 
использования информационных и 
телекоммуникационных технологий 

Совершенствование региональной информационной и 
телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее 
основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня 
доступности для населения информации и технологий 
Создание единой сервисно-ориентированной архитектуры 
информационной среды региона 
Повышение качества образования, медицинского обслуживания, 
социальной защиты населения на основе развития и 

37 

 

Стратегические 

приоритеты 

Стратегические 

направления 

Цели 

Задачи 

использования информационных и телекоммуникационных 
технологий 
Повышение эффективности государственного управления и 
местного самоуправления, взаимодействия гражданского 
общества и бизнеса с органами государственной власти 
Повышение качества и оперативности предоставления 
государственных и муниципальных услуг 

Пространственное развитие 

Сбалансированное социально-
экономическое развитие всех 
муниципальных образований 
Костромской области и комплексное 
использование их природно-
ресурсного потенциала 
 

Усиление взаимодействия органов государственной власти  
Костромской области с органами местного самоуправления в 
формировании и реализации единой социально-экономической 
политики на всей территории региона 
Привлечение инвестиций в экономику муниципальных районов и 
городских округов области 
Поддержка и содействие развитию малого и среднего 
предпринимательства в городах и районах области 
Формирование транспортной инфраструктуры, обеспечивающей 
связанность и транспортную доступность всех населенных 
пунктов области 
Газификация населенных пунктов 
Улучшение качественных характеристик жилищной и 
коммунальной инфраструктуры, включая восстановление до 
нормативного значения уровня их изношенности 
Восстановление и развитие социально-культурной 
инфраструктуры в муниципальных районах, городских округах 
Костромской области 
Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных 
образований, гарантирующей доступность государственных и 
муниципальных услуг для всех жителей области 
Организация подготовки, переподготовки и повышения 
квалификации кадров 

38 

 

Стратегические 

приоритеты 

Стратегические 

направления 

Цели 

Задачи 

Улучшение торгового и бытового обслуживания населения, в том 
числе проживающего в отдаленных населенных пунктах 

38 

 

Глава 5. Показатели достижения целей социально-экономического 

развития Костромской области и ожидаемые результаты  

реализации Стратегии  

 

В результате реализации поставленных целей и задач предполагается, 

что к 2030 году будет достигнуто (Приложение № 1 к настоящей Стратегии): 

увеличение в действующих ценах к уровню 2017 года ВРП в 1,6 раза 

до 257,7 млрд. рублей; 

ускорение  темпов  промышленного  производства  приведет  к  его 

увеличению к уровню 2017 года на 24,5%; 

ускорение  темпов  сельскохозяйственного  производства  позволит 

увеличить  производство  сельскохозяйственной  продукции  к  уровню          
2017 года в 1,2 раза; 

рост  производительности  труда  в  базовых  несырьевых  отраслях  к 

уровню 2017 году в 1,3 раза; 

увеличение объемов строительства в 1,8 раза; 
увеличение ввода в действие жилых домов до 470 тыс. кв. м в год; 
увеличение  доли  протяженности  автомобильных  дорог  общего 

пользования 

регионального 

и 

межмуниципального 

значения, 

соответствующих  нормативным  требованиям  к  их  транспортно-
эксплуатационному состоянию с 20,2% в 2017 году до 75,2%; 

увеличение налоговых и неналоговых доходов в действующих ценах 

в 1,9 раза относительно уровня 2017 года; 

снижение уровня регистрируемой безработицы до 0,68%; 
увеличение 

численности 

занятых 

в 

малом 

и 

среднем 

предпринимательстве,  включая  индивидуальных  предпринимателей,  со 
107,7 тыс. человек в 2017 году до 123,0 тыс. человек; 

повышение ожидаемой продолжительности жизни с  71,8 лет в 2017 

году до 78,9 лет; 

100%-ный  охват  детей  в  возрасте  от  2  месяцев  программами 

дошкольного образования;  

снижение  доли  населения  с  денежными  доходами  ниже  величины 

прожиточного минимума с 13% в 2017 году до 6,0%; 

ускорение темпов роста реальных располагаемых денежных доходов 

населения до 102,4%; 

увеличение объема туристического потока в 2,3 раза; 
снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных вод 

в 7 раз к уровню 2017 года. 

Объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций 

инфраструктурных  монополий  (федеральные  проекты)  и  бюджетных 
ассигнований федерального бюджета, индекс (2018 год – базовое значение) 
к 2030 году составит 141%. 

 

Раздел  III.  Реализация  приоритетов  социально-экономической 

политики Костромской области по отраслям 

39 

 

 
Глава 6. Развитие человеческого капитала Костромской области 
 

6.1. Демография 

Демографическая  ситуация  в  Костромской  области  характеризуется 

устойчивой тенденцией к сокращению численности постоянного населения. 
Численность  населения  Костромской области по состоянию на 1 января 
2019  года  составила  637,3  тыс.  человек  (сократилась  по  сравнению  с  1 
января  2018  года  на  6,0  тыс.  человек),  городское  население  –  461,5  тыс. 
человек (сократилось на 2,9 тыс. человек), сельское население – 175,7 тыс. 
человек (сократилось на 3,1 тыс. человек). 

Определяющим 

фактором 

процесса 

депопуляции 

является 

естественная убыль населения, определяемая высоким уровнем смертности.  

Основными  вызовами  демографического  развития  Костромской 

области являются: 

снижение уровня рождаемости; 
высокий уровень смертности населения; 
миграционный  отток  трудоспособного  населения  Костромской 

области; 

рост числа пенсионеров, приходящихся на одного работника. 
Основной  целью  демографического  развития  региона  является 

повышение численности населения Костромской области, увеличение доли 
трудоспособного населения в общей численности населения. 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие 

задачи: 

создание благоприятных условий для рождения детей; 
укрепление института семьи; 

обеспечение  условий  для  притока  молодежи  и  трудоспособного 

населения; 

увеличение  периода  активного  долголетия  и  продолжительности 

здоровой жизни. 

Ключевыми мерами решения поставленных задач являются: 
совершенствование и развитие социальной поддержки семьи и детей: 

финансовая  поддержка  семей  при  рождении  детей,  предоставление  мер 
социальной  поддержки  в  форме  предоставления  услуг  (социальных, 
медицинских, образовательных), поддержка молодых и студенческих семей 
с  детьми,  поддержка  семьи  при  рождении  детей  в  зависимости  от 
очередности рождений; 

формирование в обществе семейных ценностей, повышение престижа 

материнства и отцовства, укрепление института семьи; 

охрана  здоровья  матери  и  ребенка  и  снижение  младенческой 

смертности; 

создание  условий  для  совмещения  профессиональных  и  семейных 

обязанностей,  содействие  занятости  родителей,  имеющих  малолетних 
детей; 

40 

 

организация  переобучения  и  повышения  квалификации  женщин  в 

период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет; 

развитие  социальной  инфраструктуры  (объектов  образования, 

здравоохранения, культуры, спорта) на территории Костромской области, в 
том числе в сельских населенных пунктах; 

развитие  жилищного  строительства,  инженерной  и  транспортной 

инфраструктуры, а также улучшения качества среды в сельских населенных 
пунктах; 

обеспечение  условий  создания  новых  рабочих  мест,  в  том  числе  в 

сельских местностях; 

организация обучения граждан предпенсионного возраста; 
содействие  посильной  трудовой  занятости  людей  старшего 

поколения. 

 

6.2. Здравоохранение 

Состояние здоровья населения Костромской области характеризуется 

устойчивым  сохранением  относительно  низкого  уровня  рождаемости, 
высокими  показателями  общей  смертности  и  отрицательным  приростом 
населения.  Вопросы  охраны  и  укрепления  здоровья  населения  становятся 
важнейшим направлением социально-экономического развития региона. 

Основными вызовами в сфере здравоохранения являются: 
недостаточный  уровень  доступности  и  качества  медицинской 

помощи,  недостаточная  эффективность  системы  ранней  диагностики 
заболеваний, являющихся основными в структуре смертности; 

низкая 

обеспеченность 

медицинских 

организаций 

квалифицированными кадрами; 

изношенность  основных  фондов  и  материально-технической  базы, 

недостаточный 

уровень 

оснащения 

медицинских 

организаций 

компьютерной техникой, современным медицинским оборудованием, в том 
числе по диагностике сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, 
вносящих наибольший вклад в структуру смертности населения области; 

недостаточное 

применение 

современных 

информационных 

технологий. 

Целью  развития  системы  здравоохранения  в  Костромской  области 

является  повышение  доступности  и  качества  медицинских  услуг, 
направленное  на  обеспечение  более  здоровой  и  длительной  жизни  всех 
жителей Костромской области. 

Основными задачами и направлениями реализации Стратегии в сфере 

здравоохранения являются: 

совершенствование системы оказания медицинской помощи; 
формирование  системы  мотивации  граждан,  особенно  детей  и  лиц 

трудоспособного возраста, к ведению здорового образа жизни; 

формирование эффективной системы профилактики заболеваний; 

41 

 

охват  населения  декретированных  возрастов  и  населения  из  групп 

риска  профилактическими  прививками  против  вакционоуправляемых 
инфекций не менее 95 процентов; 

совершенствование 

оказания 

трансфузиологической 

помощи 

населению  в  медицинских  организациях,  осуществляющих  клиническое 
использование  донорской  крови  и  ее  компонентов,  а  также  обеспечение 
производства препаратов крови; 

обеспечение биологической безопасности; 
совершенствование  системы  охраны  здоровья  работающего 

населения, выявления и профилактики профессиональных заболеваний; 

постоянное проведение мониторинга состояния здоровья работников, 

занятых  на  работах  с  вредными  и  (или)  опасными  производственными 
факторами; 

развитие  медицинской  реабилитации  и  совершенствование  системы 

санаторно-курортного лечения, в том числе детей; 

создание современной системы оказания медицинской помощи лицам 

старших  возрастных  групп  во  взаимодействии  с  организациями 
социального 

обслуживания, 

некоммерческими 

организациями, 

осуществляющими  деятельность  в  сфере  охраны  здоровья  граждан, 
социальными службами, добровольцами (волонтерами); 

совершенствование  деятельности  по  профилактике  инвалидизации 

граждан; 

совершенствование системы медицинского образования и кадрового 

обеспечения системы здравоохранения; 

совершенствование  функционирования  единой  государственной 

информационной системы в сфере здравоохранения; 

создание  единого  цифрового  контура  в  здравоохранении  на  основе 

единой 

государственной 

информационной 

системы 

в 

сфере 

здравоохранения; 

развитие системы управления качеством медицинской помощи; 
развитие  системы  независимой  оценки  качества  условий  оказания 

услуг  медицинскими  организациями,  осуществляемой  общественными 
советами  по  проведению  независимой  оценки  качества  условий  оказания 
услуг  медицинскими  организациями,  участвующими  в  реализации 
программы  государственных  гарантий  бесплатного  оказания  гражданам 
медицинской помощи, включая информирование населения о результатах 
такой оценки; 

формирование  системы  защиты  прав  застрахованных  лиц  в  сфере 

обязательного  медицинского  страхования,  включая  развитие  института 
страховых  представителей,  открытие  офисов  страховых  медицинских 
организаций  по  защите  прав  застрахованных  лиц,  в  том  числе  в  целях 
досудебного урегулирования споров, связанных с оказанием медицинской 
помощи,  а  также  информирование  населения  о  необходимости 
прохождения 

профилактических 

медицинских 

осмотров 

и 

диспансеризации; 

42 

 

обеспечение  готовности  государственной  и  частной  систем 

здравоохранения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное 
время; 

развитие добровольчества (волонтерства) и наставничества; 
развитие экспорта медицинских услуг. 
Основными  мероприятиями,  направленными  на  достижение 

поставленных задач, станут: 

создание 5 новых фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов, 

врачебных амбулаторий; 

замена  3  фельдшерско-акушерских  пунктов,        находящихся  в 

аварийном состоянии или требующих реконструкции; 

приобретение  13  мобильных  фельдшерско-акушерских  пунктов,                         

1 передвижного маммографа, 1 передвижного флюорографа; 

создание регионального проектного офиса по созданию и внедрению 

«Новой  модели  медицинской  организации,  оказывающей  первичную 
медико-санитарную  помощь»,  обеспечение  участия  медицинских 
организаций  Костромской  области,  оказывающих  первичную  медико-
санитарную  помощь  в  создании  и  тиражировании  «Новой  модели 
медицинской  организации,  оказывающей  первичную  медико-санитарную 
помощь»; 

создание  единой  системы  диспетчеризации  скорой  медицинской 

помощи; 

открытие всеми страховыми медицинскими организациями офисов по 

защите  прав  застрахованных  в  Костромской  области  на  получение 
бесплатной  медицинской  помощи  по  программам  ОМС  и  проведение 
контрольно-экспертных  мероприятий  экстерриториально,  в  том  числе  с 
применением  процедуры  медиации  (внесудебному  урегулированию)  при 
нарушении прав застрахованных лиц; 

внедрение  регламента  взаимодействия  страховых  медицинских 

организаций  с  медицинскими  организациями  в  части  информирования 
застрахованных  лиц  старше  18  лет  о  праве  на  прохождение 
профилактического медицинского осмотра; 

переоснащение регионального сосудистого центра в 2019-2024 годах 

в соответствии с порядками оказания помощи, в том числе оборудованием 
для ранней медицинской реабилитации; 

переоснащение  в  2019-2024  годах  трех  первичных  сосудистых 

отделений  в  соответствии  с  порядками  оказания  помощи,  в  том  числе 
оборудованием для ранней медицинской реабилитации (ОГБУЗ «Окружная 
больница  Костромского  округа  №  1»,  ОГБУЗ  «Галичская  окружная 
больница», ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. В.Ф. Каверина»); 

создание  на  базе  многопрофильных  больниц  функциональных 

центров  амбулаторной  онкологической  помощи,  обладающих  полным 
спектром  оборудования  и 

специалистов  иных 

специальностей, 

необходимых  для  комплексной  и  быстрой  диагностики  основных  видов 
злокачественных  новообразований  на  принципах  мультикомандного 

43 

 

подхода  и  высокой  преемственности  путем  поэтапного  перевода  и 
объединения  первичных  онкологических  кабинетов  в  первичные 
онкологические  отделения,  организацией  службы  психосоциальной 
поддержки,  медицинской  реабилитации  и  паллиативной  помощи.  В  2020 
году  предполагается  организация  центра  амбулаторной  онкологической 
помощи в г. Костроме; 2021 – в г. Шарье; 2022 – в г. Галиче; 

строительство  здания  онкологического  центра  для  размещения 

линейных ускорителей в г. Костроме; 

развитие  материально-технической  базы  детских  поликлиник  и 

детских 

поликлинических 

отделений 

медицинских 

организаций 

Костромской области; 

создание  на  базе  ОГБУЗ  «Центра  профилактики»  дистанционного 

центра  для  проведения  с  учащимися  интерактивных  мероприятий  по 
формированию  принципов  здорового  образа  жизни,  профилактике 
заболеваний, проводимых медицинскими сотрудниками; 

открытие 3 кабинетов детского врача акушера-гинеколога в составе 

детских поликлиник областных учреждений здравоохранения Костромской 
области,  исполняющих  функции    межрайонных  центров  (детская 
поликлиника  №  5  ОГБУЗ  «Костромская  областная  детская  больница», 
ОГБУЗ «Галичская окружная больница» и ОГБУЗ «Шарьинская окружная 
больница им. Каверина В.Ф.»); 

реконструкция Костромской областной детской больницы; 
организация  целевого  приема  в  медицинские  ВУЗы  и  областные 

медицинские колледжи; 

создание 2 региональных аккредитационно-симуляционных центров в 

целях  отработки  средними  медицинскими  работниками  практических 
навыков в рамках непрерывного повышения квалификации; 

совершенствование компетенций медицинских работников в системе 

непрерывного  медицинского  образования,  в  том  числе  на  базе 
дооснащенных симуляционных центров; 

разработка  программы  коммуникационных  мероприятий  по 

повышению  уровня  информированности  иностранных  граждан  о 
медицинских услугах, оказываемых на территории Костромской области на 
период 2019 - 2024 гг.; 

внедрение 

системы 

мониторинга 

статистических 

данных 

медицинских  организаций  по  объему  оказания  медицинских  услуг 
иностранным  гражданам,  в  том  числе  в финансовом  выражении,  включая 
методику расчета показателей; 

использование гражданами Костромской области услуг и сервисов в 

Личном  кабинете  пациента  «Мое  здоровье»  на  Едином  портале 
государственных услуг и функций; 

использование  медицинскими  организациями  государственной 

системы здравоохранения Костромской области, в которых организовано не 
менее  3,18  тыс.  автоматизированных  рабочих  мест,  медицинских 
информационных  систем,  соответствующих  требованиям  Минздрава 

44 

 

России,  и  обеспечивающих  информационное  взаимодействие  с 
подсистемами ЕГИСЗ. 

 

6.3. Образование 

Создание  системы  современного,  качественного,  доступного  и  

непрерывного  образования  является  основой  будущего  региона,  его 
конкурентоспособности и экономического потенциала. 

Основными  вызовами  в  сфере  образования  в  Костромской  области 

являются: 

в системе дошкольного образования - недостаточная  обеспеченность 

местами в детских садах детей в возрасте до 3 лет;  

в  системе  общего  образования:  наличие  в  общеобразовательных 

организациях  двух  смен  обучения,  высокая  доля  учителей  пенсионного 
возраста, 

слабая 

материально-техническая 

база 

образовательных  

организаций; 

в  системе  профессионального  и  высшего  образования:  слабая 

материально-техническая база, не позволяющая формировать современные 
компетенции  и  квалификации,  недостаточность  компетенций  у 
педагогических работников, необходимых для инновационной подготовки 
кадров, программы обучения не в полной мере ориентированы на запросы 
работодателей,  слабо  развиты  связи  с  реальным  производством, 
недостаточное  участие  образовательных  организаций    в  инновационном 
развитии региона. 

Основной  целью  развития  системы  образования  региона  является 

обеспечение  доступности  и  качества  образования  в  соответствии  с 
меняющимися 

запросами 

населения 

Костромской 

области 

и 

перспективными  задачами  развития  региона.  Кроме  того,  необходимо 
обеспечить  одинаковые  стартовые  возможности  для  детей  в  сфере 
образования. 

Основными задачами и направлениями развития в сфере образования 

являются: 

обеспечение  доступности  и  качества  услуг  в  сфере  дошкольного 

образования; 

обеспечение доступного и качественного общего образования на всей 

территории Костромской области; 

повышение  доступности  и  эффективности  дополнительного 

образования  с  учетом  индивидуальных  потребностей  и  возможностей 
обучающихся; 

обеспечение доступности и качества профессионального образования 

в соответствии с меняющимися запросами населения Костромской области 
и перспективными задачами развития региона. 

Стратегические цели и задачи по развитию сформулированы в Указе 

Президента  Российской  Федерации  №  204  от  7  мая  2018  года  «О 
национальных  целях  и  стратегических  задачах  развития  Российской 
Федерации на период до 2024 года». В рамках реализации Национального 

45 

 

проекта  «Образование»,  федеральных  проектов  в  Костромской  области 
утверждено 8 паспортов региональных проектов.  

Кроме того, департамент образования и науки Костромской области 

является ответственным за реализацию регионального проекта «Содействие 
занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей 
в  возрасте  до  трех  лет»  национального  проекта  «Демография»,  а  также 
является  участником  федеральных  и  региональных  проектов  «Цифровая 
экономика», «Экспорт услуг». 

На  решение  поставленных  задач  будет  направлен  следующий 

комплекс мероприятий: 

реализация  мероприятий  и  достижение  показателей  региональных 

проектов:  «Молодые  профессионалы»,  «Поддержка  семей,  имеющих 
детей», «Современная школа», «Социальная активность», «Успех каждого 
ребенка», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда»; 

внедрение 

механизмов 

развития 

инфраструктуры 

системы 

образования,  создание  дошкольных  учреждений  нового  типа  с 
привлечением негосударственных средств; 

внедрение  новых  образовательных  технологий,  обеспечивающих 

освоение  базовых  компетенций,  повышение  мотивации  к  обучению  и 
вовлеченности в образовательный процесс; 

обновление материально-технической базы в школах, расположенных 

в сельской местности; 

обеспечение 

возможности 

изучения 

предметной 

области 

«Технология»  на  базе  организаций,  имеющих  высокое  техническое 
оснащение, в том числе в детских технопарках «Кванториум»;  

внедрение  программ  дистанционного  обучения,  современных 

электронных средств обучения; 

обеспечение  достижения  значений  и  показателей  государственной 

программы 

«Доступная 

среда», 

внедрение 

адаптированных 

образовательных  программ  для  детей  с  ограниченными  возможностями 
здоровья,  создание  условий  для  получения  детьми-инвалидами 
качественного образования; в  профессиональном образовании  - создание 
условий для получения среднего профессионального образования людьми с 
ОВЗ; 

проведение  совместно  с  Общественной  палатой  Костромской 

области  мероприятий  Независимой  оценки  качества  государственных 
организаций, осуществляющих образовательную деятельность; 

в части развития традиций воспитания реализация мероприятий Указа 

Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в 
Российской  Федерации  Десятилетия  детства»,  региональной  Концепции 
развития дополнительного образования детей до 2020 года, региональной 
Концепции гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи 
Костромской  области,  регионального  Плана  мероприятий  по  реализации 
Стратегии  развития  воспитания  на  период  до  2025  года,  краеведческого 
образования Костромской области; 

46 

 

обеспечение  реализации  мероприятий  региональной  программы 

развития  профориентационной  работы  с  обучающимися  образовательных 
организаций  Костромской  области  по  обеспечению  рабочими  и 
инженерными  кадрами  предприятий  региона  на  2018-2025  годы, 
привлечение 

к 

участию 

в 

профориентационных 

мероприятиях 

работодателей; 

вовлечение обучающихся общеобразовательных и профессиональных 

образовательных  организаций  в  различные  формы  сопровождения  и 
наставничества; 

обеспечение  условий  для  вовлечения  обучающихся  в  развитие 

системы конкурсов и олимпиад профессионального мастерства, а также ее 
использование  в  качестве  механизма  профессиональной  ориентации 
молодежи; 

обновление  материально-технической  и  учебно-методической  базы 

профессиональных  образовательных  организаций,  создание    2024  году 
Центра  опережающей  профессиональной  подготовки  и  не  менее  50 
мастерских, оснащенных современным оборудованием; 

обновление  содержания  и  внедрение  современных  технологий, 

усиление  практикоориентированности  подготовки  кадров,  приоритетом 
которого  является  подготовка  кадров  по  50  наиболее  востребованным  на 
рынке  труда,  новым  и  перспективным  профессиям,  требующим  среднего 
профессионального образования; 

обеспечение  качества  подготовки  кадров  в  соответствии  с 

международными  стандартами  и  передовыми  технологиями,  в  том  числе 
через  систему  национальных  чемпионатов  «Молодые  профессионалы» 
(WorldSkillsRussia), Абилимпикс; 

развитие  сетевого  взаимодействия  образовательных  организаций 

разного уровня и подчиненности; 

создание  и  обеспечение  широких  возможностей  для  различных 

категорий  населения  в  получении  профессионального  образования,  в  том 
числе, за счет развития цифровой образовательной среды; 

эффективная 

кадровая 

политика 

отрасли, 

привлечение 

в 

образовательные  организации  и  «удержание»  в  профессии  молодых 
педагогов,  внедрение  в  Костромской  области  национальной  системы 
учительского роста и подготовки учителей будущего; 

внедрение 

новых 

финансово-экономических 

механизмов, 

осуществление  комплекса  мероприятий,  направленных  на  достижение  
показателей «майских» Указов Президента Российской Федерации, а также 
на 

повышение 

эффективности 

деятельности 

подведомственных 

департаменту учреждений;  

повышение роли образовательных организаций высшего образования 

в  обеспечении  нового  качества  подготовки  кадров  высшей  квалификации 
для  инновационного  развития  экономики  и  социальной  сферы  региона: 
интеграция центров компетенций как основы научно-исследовательской и 
инновационной деятельности; развитие механизмов кооперации и сетевых 

47 

 

объединений; создание новой компетентностной модели преподавателей и 
студентов;  изменение  образовательных  технологий;  расширение  экспорта 
образования;  создание  информационной  среды;  формирование  новой 
образовательной модели Костромского государственного университета на 
основе подходов и сервисов НТИ. 

 

6.4. Культура 

Костромская  область  в  настоящее  время  и  в  долгосрочной 

перспективе  позиционируется  как  регион  с  развитой  культурной  средой. 
Сеть учреждений культуры региона различных видов и форм собственности 
охватывает  все  направления  деятельности  в  сфере  культуры,  искусства, 
художественного  образования,  обеспечивает  конституционные  права 
граждан  на  участие  в  культурной  жизни,  пользование  учреждениями 
культуры, доступ к информации. 

В  то  же  время  в  сфере  культуры  имеется  ряд  вызовов,  требующих 

преодоления: 

«старение» кадров; 
несоответствие материально-технической базы ряда муниципальных 

учреждений культуры современным требованиям. 

Основной  целью  развития  региона  в  сфере  культуры  является 

обеспечение  гармоничного  развития  личности  на  основе  уникального 
культурного и исторического наследия Костромской области. 

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих 

задач: 

сохранение  культурного  и  исторического  наследия,  обеспечение 

гражданам доступа к культурным ценностям; 

создание условий для реализации каждым человеком его творческого 

потенциала; 

совершенствование 

механизма 

поддержки 

социально 

ориентированных 

некоммерческих 

организаций, 

осуществляющих 

деятельность  в  сфере  культуры,  путем  предоставления  на  конкурсной 
основе субсидий из областного бюджета; 

обеспечение  достойной  оплаты  труда  работников  учреждений 

культуры; 

сохранение  и  популяризация  объектов  культурного  наследия, 

расположенных на территории Костромской области; 

расширение  использования  информационно-коммуникационных 

технологий в учреждениях культуры; 

совершенствование материально-технической базы и создание новых 

объектов в сфере культуры. 

Механизмами  достижения  качественных  преобразований  в  сфере 

культуры являются: 

модернизация 

материально-технической 

базы, 

развитие 

инфраструктуры  учреждений  культуры,  пополнение  музейных  и 
библиотечных 

фондов, 

создание 

(реконструкция) 

культурно-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..