СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года - часть 1

 

 

Приложение 

 

к распоряжению администрации 

Костромской области 

от «___»_______ 20__ г. № _____ 

 

 
 

СТРАТЕГИЯ 

социально-экономического развития  

Костромской области на период до 2030 года 

 

Введение 

 

Стратегия социально-экономического развития Костромской области 

на  период  до  2030  года  (далее  –  Стратегия)  является  документом 
стратегического  планирования  Костромской  области,  разработанным  в 
рамках  целеполагания.  Стратегия  определяет  приоритеты,  цели,  задачи  и 
направления  социально-экономического  развития  Костромской  области, 
согласованные  с  приоритетами  и  целями  социально-экономического 
развития Российской Федерации. Стратегия служит долгосрочной основой 
для  развития  взаимодействия  органов  государственной  власти  области, 
населения, общественности и бизнеса, принятия управленческих решений 
на  уровне  области;  обеспечивает  согласованность  действий  органов 
государственной  власти  области,  органов  местного  самоуправления  в 
долгосрочной перспективе. 

Нормативно-правовой  основой  разработки  и  корректировки 

Стратегии являются: 

Конституция Российской Федерации; 
Федеральный  закон  от  28  июня  2014  года  №  172-ФЗ  «О 

стратегическом планировании в Российской Федерации»; 

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О 

долгосрочной государственной экономической политике»; 

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О 

мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; 

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 «О 

совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»; 

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О 

мерах  по  реализации  государственной  политики  в  области  образования  и 
науки»; 

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О 

мерах  по  обеспечению  граждан  Российской  Федерации  доступными 
комфортным  жильем  и  повышению  качества  жилищно-коммунальных 
услуг»; 

 

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об 

основных  направлениях  совершенствования  системы  государственного 
управления»; 

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О 

мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»; 

Указ Президента Российской Федерации от 20 апреля 2014 года       № 

259  «Об  утверждении  Концепции  государственной  политики  Российской 
Федерации в сфере содействия международному развитию»; 

Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 года      № 

640  «Об  утверждении  Концепции  внешней  политики  Российской 
Федерации»;  

Указ  Президента  Российской  Федерации  от  16  января  2017  года            

№  13  «Об  утверждении  Основ  государственной  политики  регионального 
развития Российской Федерации на период до 2025 года»; 

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О 

национальных  целях  и  стратегических  задачах  развития  Российской 
Федерации на период до 2024 года»; 

Концепция  долгосрочного  социально-экономического  развития 

Российской  Федерации  на  период  до  2020  года,  утвержденная 
распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от  17  ноября  2008 
года № 1662-р; 

Стратегия  развития  физической  культуры  и  спорта  в  Российской 

Федерации  на  период  до  2020  года,  утвержденная  Распоряжением 
Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года № 1101-р; 

Стратегия 

социально-экономического 

развития 

Центрального 

федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением 
Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года № 1540-р; 

Стратегия  инновационного  развития  Российской  Федерации  на 

период  до  2020  года,  утвержденная  Распоряжением  Правительства 
Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р; 

Стратегия  государственной  национальной  политики  Российской 

Федерации  на  период  до  2025  года,  утвержденная  Указом  Президента 
Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666; 

Стратегия  устойчивого  развития  сельских  территорий  Российской 

Федерации  на  период  до  2030  года,  утвержденная  Распоряжением 
Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года № 151-р; 

Стратегия  национальной  безопасности  Российской  Федерации, 

утвержденная  Указом  Президента  Российской  Федерации  от  31  декабря 
2015 года № 683; 

Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской 

Федерации  на  период  до  2020  года,  утвержденная  Распоряжением 
Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 года № 80-р; 

Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 

года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации 
от 29 февраля 2016 года № 326-р; 

 

Стратегия  развития  малого  и  среднего  предпринимательства  в 

Российской  Федерации  на  период  до  2030  года,  утвержденная 
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года 
№ 1083-р; 

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, 

утвержденная  Указом  Президента  Российской  Федерации  от        1  декабря 
2016 года № 642; 

Стратегия  развития  информационного  общества  в  Российской 

Федерации  на  2017  -  2030  годы,  утвержденная  Указом  Президента 
Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203; 

Стратегия  экономической  безопасности  Российской  Федерации  на 

период  до  2030  года,  утвержденная  Указом  Президента  Российской 
Федерации 13 мая 2017 года № 208; 

Стратегия  повышения  финансовой  грамотности  в  Российской 

Федерации  на  2017  -  2023  годы,  утвержденная  Распоряжением 
Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р; 

Стратегия  развития  промышленности  по  обработке,  утилизации  и 

обезвреживанию  отходов  производства  и  потребления  на  период  до  2030 
года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации 
от 25 января 2018 года № 84-р; 

Стратегия  развития  лесного  комплекса  до  2030  года,  утвержденная 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2018 
года № 1989-р; 

Стратегия  развития  минерально-сырьевой  базы  Российской 

Федерации,  утвержденная  распоряжением  Правительства  Российской 
Федерации от 22 декабря 2018 года № 2914-р; 

Стратегия  пространственного  развития  Российской  Федерации  на 

период  до  2025  года,  утвержденная  распоряжением  Правительства 
Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р; 

Стратегия  развития  спортивной  индустрии  до  2035  года, 

утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от      3 
июня 2019 года № 1188-р; 

Стратегия  развития  здравоохранения  в  Российской  Федерации    на 

период  до  2025  года,  утвержденная  Указом  Президента  Российской 
Федерации от 6 июня 2019 года № 254;  

Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 

года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 
от 11 июня 2019 года № 1259-р; 

Стратегия  развития  туризма  в  Российской  Федерации  на  период  до 

2035  года,  утвержденную  распоряжением  Правительства  Российской 
Федерации от 20 сентября 2019 года № 2129-р; 

Основы  государственной  политики  в  области  экологического 

развития  Российской  Федерации  на  период  до  2030  года,  утвержденные 
Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года; 

 

Основы государственной политики Российской Федерации в области 

пожарной  безопасности  на  период  до  2030  года,  утвержденные 
Президентом Российской Федерации 1 января 2018 года № 2. 

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации 

до  2030  года,  разработанный  Министерством  экономического  развития 
Российской Федерации; 

Государственные программы Российской Федерации; 
Методические  рекомендации  по  разработке  и  корректировке 

стратегии  социально-экономического  развития  субъекта  Российской 
Федерации и плана мероприятий по ее реализации, утвержденные приказом 
Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 марта 
2017 года № 132; 

Закон  Костромской  области  от  7  июля  2015  года  №  722-5-ЗКО                                   

«О стратегическом планировании в Костромской области»; 

Прогноз  социально-экономического  развития  Костромской  области 

на  период  до  2030  года,  утвержденный  постановлением  администрации 
Костромской области от 15 ноября 2016 года № 434-а; 

Бюджетный прогноз Костромской области. 
В  качестве  информационной  базы  при  разработке  Стратегии 

использованы: 

статистические 

данные 

Федеральной 

службы 

государственной  статистики,  ее  территориального  подразделения  по 
Костромской  области;  прогноз  социально-экономического  развития 
Костромской области на период до 2030 года; ведомственная информация о 
развитии  отраслей  экономики;  стратегии  социально-экономического 
развития  и  схемы  территориального  планирования  муниципальных 
образований Костромской области; планы развития ведущих предприятий; 
лучшие практики в сфере публичного управления в субъектах Российской 
Федерации;  экспертные  оценки  и  общенациональные  рейтинги;  научные 
работы  в  сфере  стратегического  управления  развитием  субъектов 
Российской Федерации.  

При  подготовке  документа  проведено  стратегическое  исследование 

Костромской области, дана оценка уровня конкурентоспособности региона, 
обозначены  стратегические  цели  и  задачи  развития  на  долгосрочную 
перспективу  и  целевые  ориентиры  их  достижения,  определены 
приоритетные  отраслевые  кооперации  и  потенциально  привлекательные 
новые 

секторы 

экономики, 

сформирован 

перечень 

крупных 

инвестиционных проектов. 

Полученные 

результаты 

презентованы 

общественности 

и 

обсуждались  с  представителями  различных  социальных  групп  населения, 
представителями вузов, предприятий и организаций региона. 

При 

разработке 

Стратегии 

использовались 

экономико-

математические методы анализа и прогнозирования, SWOT-анализ, метод 
сценарного 

прогнозирования, 

экспертных 

оценок, 

современные 

информационные технологии. 

 

Реализация Стратегии будет осуществляться в соответствии с Планом 

мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития 
Костромской  области  на  период  до  2030  года,  государственными 
программами 

Костромской 

области, 

схемой 

территориального 

планирования Костромской области. 

 

Раздел I. Анализ потенциала и оценка достигнутого уровня  

социально-экономического развития Костромской области 

 

Глава 1. Оценка выполнения ранее утвержденных стратегий 

развития Костромской области 

Настоящая  Стратегия  опирается  на  принципы  преемственности 

Стратегии  социально-экономического  развития  Костромской  области  на 
период  до  2025  года  (далее  –  Стратегия  2025),  утвержденной 
распоряжением  администрации  Костромской  области  от  27  августа  2013 
года № 189-ра (в редакции от 7 августа 2017 года № 152-ра). 

В  Стратегии  2025  сформулированы  две  цели:  повышение  уровня 

благосостояния 

и 

качества 

жизни 

населения, 

выстраивание 

конкурентоспособной модели экономики области посредством ускоренного 
развития высокотехнологичных производств, характеризующихся высокой 
степенью  переработки  и  обладающих  устойчивым  потенциалом 
динамичного роста, на решение которых направлены 10 задач. 

Реализация Стратегии 2025 предполагалась в 2 этапа: 1 этап «Запуск 

механизмов  для  реализации  стратегических  приоритетов»  –  2013-2018 
годы; 2 этап «Реализация приоритетов» – 2019-2025 годы. 

В  рамках  реализации  Стратегии  2025  приняты  такие  долгосрочные 

документы,  как:  «Инвестиционная  стратегия  Костромской  области  на 
период до 2025 года», «Стратегия государственной молодежной политики в 
Костромской  области  до  2025  года»,  «Стратегия  развития  непрерывного 
профессионального  образования  в  Костромской  области  до  2020  года», 
«Концепция промышленной политики Костромской области до 2020 года», 
«Концепция развития агропромышленного комплекса Костромской области 
на период до 2020 года», «Концепция обращения с отходами производства 
и  потребления  в  Костромской  области  на  2010-2020  годы»,  «Концепции 
развития  здравоохранения  Костромской  области  до  2020  года», 
«Региональная  концепция  развития  профориентационной  работы  с 
обучающимися Костромской области на период до 2025 года», «Концепция 
гражданского  и  патриотического  воспитания  детей  и  молодежи 
Костромской области на период до 2020 года», разработаны стратегии 25 из 
29 муниципальных образований Костромской области и другие документы 
стратегического планирования. 

Основным  инструментом  реализации  Стратегии  2025  является 

программно-целевой  метод  управления  региональной  экономикой.  По 
состоянию на 1 января 2019 года реализуется 25 государственных программ 
Костромской области и 6 ведомственных целевых программ. 

 

Анализ и оценка достигнутых результатов реализации Стратегии 2025 

осуществляется ежегодно по показателям эффективности, закрепленным в 
плане мероприятий по реализации Стратегии 2025.  

В целом за период реализации 1 этапа Стратегии 2025 (2013 – 2018 

годы)  сформирована  единая  система  стратегического  планирования: 
обеспечена  согласованность  государственных  программ,  отраслевых 
стратегий и ведомственных программ со Стратегией 2025; нормативная и 
правовая  база  по  стимулированию  и  поддержке  инвестиционной 
деятельности, малого предпринимательства, промышленного производства, 
сельского хозяйства; созданы условия для подготовки квалифицированных 
кадров и инновационного развития региона; модернизирована социальная и 
инженерная инфраструктура. 

Введены 

в 

эксплуатацию 

десять 

новых 

производств 

в 

обрабатывающих  отраслях  промышленности:  производстве  строительных 
материалов,  металлургическом  производстве,  обработке  древесины  и 
производстве  изделий  из  дерева,  производстве  готовых  металлических 
изделий. Реализованы крупные инвестиционные проекты по модернизации 
и расширению действующих производств. 

Открыто  порядка  170  новых  магазинов.  Охват  муниципальных 

образований крупными торговыми сетями вырос в 2 раза.  

Построено  (реконструировано)  18  зданий  детских  садов,  создано 

более  4,5  тысяч  дополнительных  мест  в  учреждениях  дошкольного 
образования. 

Проведена  большая  работа  по  повышению  доступности  и  качества 

высокотехнологичной 

медицинской 

помощи. 

До 

2013 

года 

высокотехнологичная  помощь не  оказывалась.  По  состоянию  на 1  января 
2018  года  высокотехнологичную  помощь  оказывают  6  медицинских 
организаций по 13 профилям. 

Темпы строительства жилья увеличились более чем в 2 раза. За период 

с 2013 по 2017 годы суммарный объем ввода жилья в Костромской области 
соответствует показателю за предыдущие 11 лет. 

 

Глава 2. Анализ социально-экономического развития  

Костромской области, место и значение Костромской области  

в Российской Федерации 

Костромская область – один из самых больших по площади и самых 

малонаселенных регионов ЦФО. Площадь Костромской области составляет 
60  211  км

(2-е  место  в  ЦФО,  47  место  в  РФ).  Численность  населения  по 

состоянию  на 1 января  2019 года составляет  637 267  человек  (18  место  в 
ЦФО, 67 место в РФ). 

Валовой региональный продукт 

С  2013  года  объем  валового  регионального  продукта  Костромской 

области (далее – ВРП) в действующих ценах увеличился на 19,3%: со 139,0 
млрд. рублей до 165,9 млрд. рублей в 2017 году. Вклад региона в валовой 

 

внутренний продукт Российской Федерации  незначительный и составляет 
0,22%.  

За период 2013‒2017 годов в структуре производства ВРП произошли 

изменения,  связанные  с  увеличением  вклада  видов  деятельности, 
направленных  на  развитие  человеческого  капитала  (образование, 
здравоохранение,  социальные  услуги)  на  фоне  сокращения  доли 
промышленных производств (рисунок 1). 

Объем ВРП на душу населения в Костромской области (обобщающий 

показатель экономического развития региона) в 2,6 раза ниже среднего по 
регионам  ЦФО  и  в  2  раза  ниже,  чем  в  среднем  по  стране.  По  данному 
показателю  регион  занимает  16  место  в  ЦФО  и  62  место  в  Российской 
Федерации. 

 

 

Рисунок  1.  Структура  ВРП  Костромской  области  по  видам  экономической 

деятельности, % к итогу 

 

Это обусловлено: 
высокой долей сельского и лесного хозяйства – 6,8% в ВРП (в среднем 

по  Российской  Федерации  –  4,6%,  в  ЦФО  –  3,0%),  обеспечивающих 
невысокую добавленную стоимость;  
низкой долей оптовой и розничной торговли – 15,0% в ВРП (в среднем по 
Российской Федерации – 16,7%, в ЦФО – 25,1%); 

высокой  долей  сфер  государственного  управления,  социального 

страхования, здравоохранения и образования – 19,9% в ВРП (в среднем по 
России – 12,5%, в ЦФО – 11,8%), связанной с низкой плотностью населения 
и большой площадью территории региона. 

Промышленное производство 

Промышленность  занимает  доминирующие  позиции  в  экономике 

Костромской  области  (формирует  30,7%  ВРП),  поэтому  темпы  развития 
промышленности  являются  определяющими  для  темпов  развития 
экономики  региона  в  целом.  За  период  с  2013  по  2018  годы  объем 
промышленного производства вырос на 5,4%.  

9,2

33,7

15,4

9,9

4,6

5,0

26,5

2013

сельское хозяйство

промышленное 
производство
оптовая и розничная 
торговля
транспорт и связь

образование

здравоохранение

прочее

6,8

33,3

15,0

6,1

4,6

5,1

29,1

2017

 

Основными  отраслями  промышленности  Костромской  области 

являются 

деревообработка, 

ювелирная 

промышленность, 

металлообработка,  электроэнергетика.  Предприятия  области  являются 
лидерами  на  российском  рынке  производства  нефтегазового  и 
грузоподъемного  оборудования,  деталей  цилиндро-поршневой  группы, 
элементов микропроцессорной системы управления двигателем, продукции 
судостроения, льняных и полульняных тканей, пиломатериалов, древесно-
волокнистых  плит  (далее  –  ДВП)  и  древесно-стружечных  плит  (далее  – 
ДСП),  фанеры,  ламинированных    половых  и  настенных  плит,  ювелирных 
изделий. 

В Костромской области производится более 60% от общероссийского 

объема  производства  ювелирных  изделий,  27%  льняных  тканей,  22% 
автокранов,  13%  труб,  используемых  для  бурения  нефтяных  и  газовых 
скважин, 10% фанеры, 9% древесноволокнистых плит. 

Сельское хозяйство 

Начиная с 2013 года, в Костромской области отмечается сокращение 

сельскохозяйственного  производства,  в  основном  за  счет  снижения 
производства  сельскохозяйственной  продукции  в  хозяйствах  населения 
(рисунок 2). 

Отрицательная  динамика  сельскохозяйственного  производства 

связана  со  старением  сельского  населения,  финансовым  положением 
сельскохозяйственных  организаций,  неблагоприятными  погодными 
условиями. 

По  итогам  2018  года  среди  субъектов  Центрального  федерального 

округа Российской Федерации Костромская область занимает 16 место по 
общему объему производства продукции сельского хозяйства, 17 место по 
поголовью крупного рогатого скота, производству скота и птицы на убой, 
молока, валовому сбору зерна. 

 

 

 

Рисунок  2. Динамика индекса производства в сельском хозяйстве Костромской 

области в 2013-2018 гг. (в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году) 

 

За 

счет  собственного 

производства  Костромская 

область 

обеспечивает  потребности  населения  области  в  основных  продуктах 

96,2

100,1

95,1

96,7

93,4

97,9

98,4

100,5

88,9

93,0

80,7

102,6

80

85

90

95

100

105

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Хозяйства всех категорий

Хозяйства населения

 

питания  в  соответствии  с  медицинскими  нормами  потребления  яиц,  мяса 
птицы, картофеля и овощей. 

Торговля 

За  период  с  2013  по  2018  годы  оборот  розничной  торговли  (в 

фактически действующих ценах) увеличился в 1,5 раза, индекс физического 
объёма  розничного  товарооборота  составил  104,6%  (по  Российской 
Федерации – 95,2%, ЦФО – 96,7%). 

Увеличивается  количество  магазинов  торговых  сетей,  расширяется 

география их присутствия в регионе. Если в 2013 году крупные сети были 
представлены  лишь  в  20  муниципальных  образованиях,  то  в  настоящее 
время в 26. 

Улучшилась обеспеченность торговыми площадями: на 1 января 2018 

года  на  1  тысячу  жителей  Костромской  области  в  среднем  приходится 
1 021,6 кв. м площади торговых объектов с ростом на 29,6% к уровню 2013 
года. 

За  2013-2018  годы  индекс  физического  объёма  оборота

 

общественного  питания  составил  109,4%  (по  Российской  Федерации  –

 

104,9%, ЦФО – 105,7%). На 1 тысячу жителей области в среднем приходится 
53,1 тыс. посадочных мест общедоступной сети. 

Строительство и инвестиции 

По  итогам  2018  года  доля  Костромской  области  в  структуре 

инвестиций в основной капитал по ЦФО составила 0,46%. 

За период с 2013 по 2018 годы в экономику региона инвестировано 

более 140 млрд. рублей. В 2014 году Костромская область впервые вышла 
на  первое  место  в  ЦФО  по  темпу  роста  инвестиций  в  основной  капитал 
(119,9%). 

Основной  объем  инвестиций  приходится  на  обрабатывающие 

производства  (обработка  древесины  и  производство  изделий  из  дерева, 
производство 

прочей 

неметаллической 

минеральной 

продукции, 

металлургическое  производство  и  производство  готовых  металлических 
изделий), транспорт и связь, обеспечение электрической энергией, газом и 
паром; кондиционирование воздуха. 

Несмотря на положительную динамику за ряд предшествующих лет, 

объемы  инвестиций  не  позволяют  осуществлять  модернизацию 
производства в необходимом масштабе. 

Снижение инвестиционной активности в регионе начиная с 2015 года 

связано  с  высокой  стоимостью  заемных  средств,  неустойчивым 
финансовым  положением  предприятий,  снижением  потребительского 
спроса, неопределенной экономической ситуацией (рисунок 3). 

За период с 2013 по 2018 годы по виду экономической деятельности 

«Строительство» выполнено работ на 57,8 млрд. рублей. Организациями и 
индивидуальными  застройщиками  введено  1695,3  тыс.  кв.  метров  жилых 
домов.  В  результате  обеспеченность  населения  жилыми  помещениями 
увеличилась с 25,7 кв. метров на 1 жителя в 2013 году до 27,9 кв. метров в 

10 

 

2018 году при среднероссийском показателе 25,8 кв. метров, по ЦФО – 27,0 
кв. метров (рисунок 4). 

 

 

Рисунок 3. Объем инвестиций в основной капитал в Костромской области в 2013-

2018 годах, млн. рублей. 

 

 

Рисунок 4. Динамика площади жилых помещений, приходящейся на 1 жителя, в 

Костромской области в сравнении с Российской Федерацией и ЦФО, кв. метров 

Малое и среднее предпринимательство 

Малое  и  среднее  предпринимательство  занимает  важное  место  в 

структуре экономики региона. Малыми и средними предприятиями области 
создается  около  30%  ВРП  и  обеспечивается  занятость  более 30% 
трудоспособного  населения.  На  начало  2018  года  количество  субъектов 
малого и среднего предпринимательства составило 25,2 тыс. единиц, в том 
числе 10,0 тыс. малых и средних предприятий и 15,2 тыс. индивидуальных 
предпринимателей.  Доля  субъектов  МСП  в  общей  численности 
хозяйствующих субъектов региона составляет почти 75%.  В 2018 году на 
тысячу человек населения приходилось 37 субъектов МСП.  

В отраслевой структуре оборота малых и средних предпринимателей 

наиболее 

существенна 

доля 

оптовой 

и 

розничной 

торговли, 

обрабатывающих производств, операций с недвижимостью, строительства. 

В 2017 году оборот субъектов МСП составил более 250 млрд. рублей, 

что в 1,5 раза больше по сравнению с 2013 годом (рисунок 5). 

22 263,5

27 511,6

27 344,7

26 429,6

21 639,0

22 439,4

2013

2014

2015

2016

2017

2018

23,4

23,7

24,4

24,9

25,2

25,8

24,3

25,1

26,1

26,5

26,5

27,0

25,7

26,0

26,6

26,9

27,4

27,9

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Россия

ЦФО

Костромская область

11 

 

 

 

 
Рисунок 5. Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства,  
млрд. рублей 
 

Внешнеэкономическая и межрегиональная деятельность 

Международное  сотрудничество  является  неотъемлемой  составной 

частью  внешнеэкономической  деятельности  Костромской  области.  За 
прошедшие  5  лет  проведено  порядка  30  полномасштабных  презентаций 
Костромской  области,  50  бизнес-миссий,  принято  около  100  делегаций 
зарубежных  и  межрегиональных  партнеров.  На  территории  региона 
реализуются  совместные  проекты  с  инвесторами  из  Швейцарии,  США, 
Финляндии, Китайской Народной Республики. Заключено 16 соглашений о 
сотрудничестве  с  регионами  следующих  иностранных  государств: 
Республика  Беларусь,  Республика  Казахстан,  Китайская  Народная 
Республика,  Федеративная  Республика  Германия,  Франция,  Чешская 
Республика, Черногория, Болгария, Япония.

 

Внешнеторговый оборот Костромской области за 2018 год составил 

476,7 млн. долларов США, рост к уровню 2017 года на 9,0%. Экспортные 
поставки составили 338,1 млн. долларов США (рост к уровню 2017 года на 
21,6%),  импортные  поставки  ‒  138,6  млн.  долларов  США  (снижение  к 
уровню 2017 года на 13,0%). Торговое сальдо положительное ‒  199,5 млн. 
долларов США.  

Большую  часть  в  структуре  экспорта  занимает  продукция 

лесопромышленного комплекса – 69,1%. Доля продукции машиностроения 
‒  6,3%,  металлов  и  изделий  из  них  ‒  5,5%,  продукции  химической 
промышленности ‒ 2,6% (рисунок 6). 

 

19,5

20,6

37,4

26,2

23,9

49,2

47,7

77,7

62,8

75,4

38,5

39,1

57,6

47,8

66,8

61,2

61,9

61,1

68,4

84,8

0,0

50,0

100,0

150,0

200,0

250,0

300,0

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства, 

млрд. руб.

средних предприятий

малых предприятий

микропредприятий

индивидуальных предпринимателей 

12 

 

 

 
Рисунок 6. Структура экспорта товаров Костромской области 

 
В  структуре  импорта  товаров  преобладает  машиностроительная 

продукция  –  27,6%,  продукция  химической  промышленности  –  18,5%, 
бумага – 13,9%, текстиль, текстильные изделия и обувь – 7,2%, металлы и 
изделия из них – 4,6%, продукты питания – 2,8% (рисунок 7). 

 

 

 
Рисунок 7. Структура импорта товаров Костромской области 

 
Основными  торговыми  партнерами  Костромской  области  являются: 

Беларусь  –  10,8%  от  всего  товарооборота,  Германия  –  9,6%,  Казахстан  – 
9,1%, Китай – 7,3%, США – 6,0%. 

2018  году  стоимостной  объем  экспорта  из  Костромской  области 

составил  339,1  млн.  долл.  США.  Согласно  материалам  АО  «Российский 
экспортный  центр»  по  данному  показателю  регион  занимает  59-е  место 
среди  субъектов  Российской  Федерации,  уступая  «сырьевым»  и 
промышленно развитым регионам. Доля экспорта Костромской области в 
объеме экспорта Российской Федерации составляет 0,08%.  

По  объему  экспорта  Костромскую  область  опережают  регионы, 

имеющие на своей территории крупнейшие предприятия базовых секторов 
российского  экспорта,  за  счет  которых  формируется  их  экспортная 
специализация.  

Среди  субъектов  Центрального  федерального  округа  Костромская 

область  занимает  13  место  по  объему  экспорта  с  долей  21,6%  в  общем 
объеме экспорта округа.  

Совокупный  объем  экспорта  Костромской  области  в  стоимостном 

выражении за последние 4 года значительно увеличился.  

69,1

6,3

5,5

2,6

16,5

древесина и изделия из нее

машины и оборудование

металлы и изделия из них

продукция химической промышленности

прочие  товары

13,9

27,6

4,6

18,5

7,2

2,8

25,4

древесина и изделия из нее

машины и оборудование

металлы и изделия из них

продукция химической промышленности

текстиль и обувь

продукты питания

прочие товары

13 

 

Это  обусловлено  увеличением  числа  предприятий,  осуществляющих 

экспортную  деятельность  в  регионе  и  расширением  географии  поставок 
региональной продукции.  

По  данным  Ярославской  таможни  в  2018  году  экспортную 

деятельность  осуществляли  89  региональных  компаний,  в  том  числе  71 
субъект  МСП  или  79,8%  от  общего  числа  экспортеров.  По  данному 
показателю регион демонстрирует положительную динамику.  

Вместе с тем среди субъектов Центрального федерального округа по 

количеству экспортеров-субъектов малого и среднего предпринимательства 
регион  занимает  16  место,  что  при  существующем  потенциале  региона 
можно оценить как низкий результат.  

Доля  предприятий,  занимающихся  экспортной  деятельностью, 

составляет  0,01%  от  общего  малых  и  средних  предприятий  Костромской 
области.  

За  период  с  2014  по  2018  годы  основу  товарной  структуры  экспорта 

Костромской области, а это 68%, составляла древесина и изделия из нее (код 
ТНВЭД 44).  

Ювелирные изделия и драгоценные камни и металлы (код ТНВЭД 71) 

составляли 13,5% общего объема экспорта региона.  

Следующие позиции по размеру доли в стоимостном объеме экспорта 

занимают товарные группы «машины и оборудование» (6,3% от общей доли 
экспорта,  коды  ТНВЭД  84-90),  «металлы  и  изделия  из  них»  (5,5%,  коды 
ТНВЭД  73-83),  «продукция  химической  промышленности»  (2,5%,  коды 
ТНВЭД 28-40).  

В соответствиями с официальными данными Ярославской таможни за 

последние  4  года  география  экспортных  поставок  Костромской  области 
расширялась: с 70 стран в 2014 году до 85 стран в 2018 году.  

Ключевыми  странами-контрагентами  по  экспорту  продукции  из 

Костромской  области  за  аналитический  период  являлись:  Республика 
Беларусь  (11,6%  от  общего  объема  экспорта),  Казахстан  (11,5%),  США 
(8,2%), Германия (7,2%), Узбекистан (4,8%), Китай (3,4%).  

Учитывая  высокий  экспортный  потенциал  Костромской  области, 

одной из основных задач становится расширение географии присутствия на 
внешних рынках посредством увеличения объемов экспорта традиционных 
для 

региона 

видов 

продукции 

(продукция 

деревообработки, 

машиностроительная  продукция,  ювелирные  изделия  и  продукция 
химической промышленности).  

Демография  

По  сравнению  с  2013  годом  численность  населения  Костромской 

области сократилась на 19,1 тыс. человек (на 2%) и по состоянию на            1 
января 2019 года составила 637,3 тыс. человек (из них 72,4% – городское 
население) (рисунок 8). 

 
 

14 

 

 

Рисунок 8. Среднегодовая численность населения Костромской области,  
                   тыс. человек 

 

В регионе сохраняется естественная убыль населения. Коэффициент 

естественной убыли в расчете на 1000 человек населения в целом по области 
увеличился с -3,4 в 2013 году до -5,2 в 2018 году (7 место в ЦФО, 69 место 
в РФ). 

Число  родившихся  в  2018  году  составило  6230  человек,  на  9,7% 

меньше  чем  в  2017  году,  что  объясняется  сокращением  числа  женщин 
репродуктивного  возраста.  Несмотря  на  снижение  суммарного 
коэффициента рождаемости с 1,85 родившихся детей на 1 женщину в 2013 
году  до  1,608  –  в  2018  году,  Костромская  область  занимает  по  данному 
показателю 1 место в ЦФО и 35 – в РФ. 

Трудовые ресурсы и рынок труда 

Численность рабочей силы в 2018 году составила 318 тыс. человек и 

уменьшилась  в  сравнении  с  2013  годом  на  8,3%.  В  2013-2017  годах 
показатель  уровня  занятости  населения  имел  такую  же  тенденцию, 
снизившись  на  2,5  процентных  пункта  и  составил  в  2018  году  62,7%.  По 
данному  показателю  Костромская  область  занимает  15  место  среди 
субъектов ЦФО, и 54 место в РФ. 

По методологии Международной организации труда в 2013 году 4,9% 

рабочей силы классифицировались как безработные.  В 2018 году уровень 
общей безработицы  сократился и составил 4,5%, уровень регистрируемой 
безработицы - 0,58% (на конец 2018 года) (рисунок 9). 

 

657,6

655,4

652,9

649,8

645,7

640,3

600

610

620

630

640

650

660

670

2013

2014

2015

2016

2017

2018

15 

 

 

 
Рисунок 9. Численность безработных и уровень безработицы 

 
В 2018 году наибольшая потребность в работниках была заявлена по 

следующим  видам  экономической  деятельности  образование  (18,4%), 
обрабатывающие  производства  (17,5%),  деятельность  культуры,  спорта  и 
организации  досуга  (15,2%),  деятельность  в  области  здравоохранения  и 
социальных  услуг  (9%),  государственное  управление  и  обеспечения 
военной безопасности (8%), сельское и лесное хозяйство (6,4%), торговля 
(4,8%). Доля заявленных вакансий по рабочим профессиям составила 75%. 

Миграционная ситуация в последние годы характеризуется оттоком 

населения  региона,  что  оказывает  влияние  на  сокращение  численности 
населения и усугубляет сложившийся кадровый дефицит на рынке труда, 
так как покидают субъект в основном граждане трудоспособного возраста. 
В  2018  году  миграционная  убыль  составила  2777  человек,  с  2013  года 
увеличилась более чем в 9 раз.  

Уровень жизни 

Среднедушевые денежные доходы в 2018 году (по предварительным 

данным Костромастата) составили 23463,8 рублей, что выше аналогичного 
показателя 2013 года в 1,3 раза.  

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом 

по региону в 2018 году составила 27724 рубля (темп роста 112,9% к 2017 
году). Реальная заработная плата составила 109,5%. 

В  связи  с  повышением  потребительских  цен  на  товары  и  услуги 

наблюдался рост величины прожиточного минимума: с 6932 рублей в 2013 
году до 9775 рублей в 2018 году (в 1,4 раза).  

Соотношение  среднедушевых  денежных  доходов  населения  к 

величине  прожиточного  минимума  по  Костромской  области  в  2013  году 
составляло 2,5 раза, в 2018 году также 2,5 раза. 

Несмотря  на  сокращение  доли  населения  со  среднедушевыми 

денежными  доходами  ниже  величины  прожиточного  минимума  в  общей 
численности населения, с 14,0% по итогам 2013 года до 12,7% в 2018 году, 

2

 5

4

4

2

 4

8

1

2

 5

9

1

2

 2

5

0

2

 0

3

1

1

 8

8

2

0,7

0,8

0,8

0,7

0,6

0,6

0,5

0,4

0,8

0,6

1,0

0,5

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Уровень безработицы, в % к экономически активному населению
Нагрузка не занятого населения на 1 вакансию, человек

16 

 

ее  величина  остается  высокой.  За  чертой  бедности  проживает  порядка 
81 тыс. человек населения области. 

Образование 

В  систему  образования  Костромской  области  входят  613 

образовательных организации, в том числе: 295 общеобразовательных, 237 
дошкольных,  49  учреждений  дополнительного  образования,  27 
профессиональных  образовательных  организаций,  3  федеральные 
образовательные организации высшего образования (2 гражданских вуза и 
1,  подведомственный  Министерству  обороны  Российской  Федерации),  1 
филиал  федеральной  образовательной  организации  высшего  образования, 
реализующий 

только 

образовательные 

программы 

среднего 

профессионального образования. 

В учреждениях обучается более 133 тысяч детей и молодежи, включая 

более 37 тыс. дошкольников (рисунок 10), более 71 тыс. школьников, почти 
14 тыс. студентов учреждений среднего профессионального образования и 
более 11 тыс. студентов гражданских вузов и филиала вуза; дополнительное 
образование  получают  48  тыс.  детей  и  молодежи.  В  государственных  и 
муниципальных  образовательных  организациях  работает  23  тыс. 
работников, в том числе почти 12 тыс. педагогических работников.   

Обеспечение  доступности  и  качества  образования  –  это  основные 

цели государственной политики в сфере образования. 

Начиная  с  2013  года  основное  положение  «майских»  Указов 

Президента  Российской  Федерации  –  100-процентная  доступность 
дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет, выполняется. Для этого в 
муниципальных образованиях для детей дошкольного возраста создаются 
новые места. Всего с  2013 года создано более 4,5 тыс. мест, в том числе в 
2018 году - 235 мест. 

 

 

Рисунок  10.  Число  мест  в  организациях,  осуществляющих  образовательную 

деятельность  по  образовательным  программам  дошкольного  образования,  присмотр  и 
уход за детьми, единиц 

 
С 2018 года принципиально новой задачей для муниципальных систем 

дошкольного  образования  стало  обеспечение  доступности  дошкольного 

30898

32044

32750

33270

34287

34352

2013

2014

2015

2016

2017

2018

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..

 

///////////////////////////////////////