СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года - часть 4

 

 

48 

 

образовательных и музейных комплексов, включающих в себя концертные 
залы,  театральные,  музыкальные,  хореографические  и  другие  творческие 
школы,  а  также  выставочные  пространства  (в  том  числе  строительство  в 
Костромской области в 2023-2024 годах Центра культурного развития); 

обеспечение 

детских 

музыкальных, 

художественных, 

хореографических  школ,  училищ  и  школ  искусств  необходимыми 
инструментами, оборудованием и материалами; 

продвижение  талантливой  молодежи  в  сфере  музыкального 

искусства,  в  том  числе  посредством  создания  областного  молодежного 
симфонического  оркестра,  регионального  центра  выявления  талантливых 
детей; 

создание 

(реконструкция) 

культурно-досуговых 

организаций 

клубного  типа  на  территориях  сельских  поселений,  развитие 
муниципальных 

библиотек 

(в 

т.ч. 

модельных), 

приобретение 

специализированного  автотранспорта  для  межпоселенческих  (районных) 
учреждений культуры; 

создание  виртуальных  концертных  залов  в  областных  и 

муниципальных учреждениях культуры; 

создание условий для показа национальных кинофильмов в кинозалах 

региона; 

подготовка кадров для организаций культуры; 
развитие  областного  театра  юного  зрителя,  модернизация  театра 

кукол путем реконструкции (капитального ремонта);  

поддержки фестивалей, новых постановок, творческих проектов; 
поддержка  добровольческих  движений,  реализация  программы 

«Волонтеры культуры»; 

проведение культурно-образовательных программ для школьников в 

рамках образовательного и культурно-познавательного туризма; 

брендирование  основных  культурных  достояний  области  и  их 

продвижение на областном, федеральном и международном уровнях; 

расширение гастрольной деятельности и передвижных форм работы с 

населением,  направленных  на  выравнивание  возможностей  доступа 
жителей малых городов и сел области к культурным благам; 

стимулирование, в том числе через систему скидок и льгот, посещения 

музеев,  театров  и  иных  учреждений  культуры  гражданами  старшего 
возраста, семьями, детьми и молодежью, инвалидами; 

взаимоиспользование  ресурсной  базы  областных  и  муниципальных 

учреждений социальной сферы, системная организация межведомственного 
взаимодействия  (создание  и  осуществление  совместных  проектов  и 
программ в сфере образования, молодежной политики, социальной защиты, 
туризма и др.); 

сохранение  традиций  и  создание  условий  для  развития  всех  видов 

народного  искусства  и  творчества,  поддержка  народных  художественных 
промыслов  и  ремесел,  создание  устойчивых  форм  и  механизмов 
государственной поддержки мастеров народных промыслов; 

49 

 

создание  благоприятных  условий  для  привлечения  частных 

инвестиций  в  культуру  с  использованием  различных  механизмов 
партнерства  государственных  (муниципальных)  учреждений  с  бизнес-
сообществом; 

повышение  роли  профессиональных  союзов,  ассоциаций  и 

самоорганизаций 

профессиональных 

и 

творческих 

сообществ, 

общественных советов при органах государственной власти; 

повышение  роли  экспертных  советов  и  общественной  экспертизы  в 

процессе  отбора  и  принятия  решений  по  вопросам,  относящимся  к 
поддержке творческой деятельности; 

активное  вовлечение  в  культурную  деятельность  добровольцев, 

волонтеров,  местных  сообществ  (в  том  числе  органов  территориального 
общественного 

самоуправления), 

общественных 

и 

религиозных 

организаций,  казачества,  землячеств,  работа  общественных  советов  по 
независимой оценке качества условий предоставления услуг учреждениями 
культуры,  проведение  общественного  обсуждения  инновационных 
проектов в сфере культуры; 

обеспечение уровня оплаты труда работников учреждений культуры 

и  образовательных  организаций  отрасли  культуры  (как  результат 
повышения качества их деятельности) на уровне средней заработной платы 
по экономике региона. 

 

6.5. Физическая культура и спорт 

Физическая  культура  и  массовый  спорт  становятся  все  более 

значимым  социальным  явлением,  положительно  влияющим  на  внедрение 
здорового  образа  жизни  и  спортивного  стиля  жизни  среди  населения,  на 
образование и воспитание подрастающего поколения, активное проведение 
досуга  и  оздоровление  различных  социальных  групп  населения  и 
реабилитации  инвалидов.  В  настоящее  время  удалось  приостановить 
кризисные  явления  и  достигнуть  позитивных  изменений  по  основным 
показателям  развития  физической  культуры  и  спорта,  создать  фундамент 
для  дальнейших,  более  активных  и  целенаправленных  действий  по 
развитию  физической  культуры  и  спорта  в  Костромской  области.  Доля 
граждан Костромской области, систематически занимающихся физической 
культурой и спортом, в общей численности населения растет. 

Несмотря  на  улучшение  ситуации,  остается  ряд  вызовов, 

препятствующих  развитию  сферы  физической  культуры  и  спорта 
Костромской области: 

недостаточное количество и качество спортивных сооружений, в том 

числе в сельской местности; 

отсутствие  современной  инфраструктуры  для  развития  спорта 

высших достижений;  

недостаточная обеспеченность кадрами; 
недостаточное вовлечение взрослого населения в регулярные занятия 

физической культурой и спортом;  

50 

 

Основной  целью  развития  физической  культуры  и  спорта  является 

создание  условий,  ориентирующих  граждан  на  занятие  физической 
культурой и спортом, на пропаганду спорта как основы здорового образа 
жизни. 

Достижению  поставленной  цели  будет  способствовать  решение 

следующих задач: 

развитие спортивной инфраструктуры; 
обеспечение  возможности  занятия  спортом  для  всех  категорий 

граждан на всей территории области; 

совершенствование  системы  подготовки  спортсменов  высокого 

класса и спортивного резерва; 

увеличение 

доли 

граждан, 

систематически 

занимающихся 

физической культурой и спортом к 2024 году до 57,2%; 

пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни; 
реализация  Всероссийского  физкультурно-спортивного  комплекса 

«Готов к труду и обороне» (ГТО); 

повышение кадрового обеспечения в области физической культуры и 

спорта; 

обеспечение  доступа  социально  ориентированным  некоммерческим 

организациям к предоставлению услуг в рамках региональных программ в 
области физической культуры и массового спорта. 

На  решение  данных  задач  будут  направлены  следующие 

мероприятия: 

строительство  малобюджетных  физкультурно-спортивных  объектов 

шаговой доступности, а также плоскостных сооружений;  

строительство  и  реконструкция  спортивных  объектов  в  сельской 

местности; 

организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий 

в рамках календарного плана официальных физкультурных мероприятий и 
спортивных мероприятий Костромской области; 

проведение физкультурно-оздоровительной кампании; 
освещение  деятельности  сферы  физической  культуры  и  спорта  в 

средствах массовой информации; 

повышение  квалификации  и  профессиональной  подготовки 

специалистов и тренеров-преподавателей; 

приобретение  спортивного  инвентаря,  оборудования  и  экипировки 

для сборных команд Костромской области;  

предоставление  мер  финансовой  поддержки  спортсменам  высокого 

класса,  являющимся  победителями  и  призерами  всероссийских  и 
международных официальных спортивных соревнований. 

 

6.6. Молодежная политика 

Государственная  молодежная  политика  в  Костромской  области 

направлена  на  создание  условий  и  возможностей  для  успешной 
социализации  и  эффективной  самореализации  молодежи,  развитие 

51 

 

научного и творческого потенциала молодежи, патриотическое и духовно-
нравственное воспитание граждан. 

Несмотря  на  уменьшение  численности  молодежи,  ситуация  в 

молодежной  среде  характеризуется  достаточно  высокой  социальной 
активностью,  о  чем  свидетельствует  высокий  процент  участия  молодежи 
Костромской области в проводимых мероприятиях. 

Основными вызовами развития молодежной политики являются: 

недостаточная  привлекательность  рабочих  мест  для  молодежи 

(недостаточность высокооплачиваемых и современных рабочих мест);     

низкая обеспеченность жильем молодых семей; 
недостаточная  информированность  молодежи  о  возможностях 

организации своей жизни в обществе. 

Целью  государственной  молодежной  политики  Костромской  области 

является  создание  условий  для  успешной  самореализации  молодежи  и 
повышению ее роли в жизни региона. 

Для достижения стратегической цели поставлены следующие задачи: 
создание  условий  для  гражданского  становления,  воспитания 

патриотизма молодежи, развития культуры созидательных межэтнических 
отношений; 

развитие  образовательных  и  воспитательных  технологий,  создание 

условий для саморазвития; 

создание  условий  для  успешного  включения  молодежи  в 

экономической развитие региона; 

поддержка молодых семей. 
Реализация 

задач 

государственной 

молодежной 

политики 

обеспечивается путем реализации следующих мероприятий: 

участие молодежи, молодежных, детских общественных объединений 

в  формировании  и  реализации  государственной  молодежной  политики  в 
Костромской области;  

соблюдение прав и законных интересов молодежи в различных сферах 

государственной молодежной политики;  

осуществление 

финансовой 

и 

иной 

поддержки 

молодежи, 

молодежных, детских общественных объединений;  

осуществление  государственной  поддержки  органов  местного 

самоуправления,  физических  и  юридических  лиц  в  проведении 
мероприятий  по  реализации  государственной  молодежной  политики  в 
Костромской области; 

популяризация молодежного предпринимательства; 
интеграция  предпринимателей  в  систему  обучения  экономики, 

проведение мастер-классов, тренингов, открытых лекций. 

 

6.7. Социальная защита населения 

Система  социальной  защиты  населения  Костромской  области 

основана  на  принципах  социальной  справедливости  и  направлена  на 
социальную защиту отдельных категорий граждан.  

52 

 

Основными  вызовами,  оказывающими  влияние  на  развитие  сферы 

социальной защиты населения, являются: 

недостаточно  высокий  уровень  среднедушевых  денежных  доходов 

населения, увеличение количества получателей мер социальной поддержки; 

низкий уровень конкуренции в сфере социального обслуживания; 
наличие  учреждений  социального  обслуживания,  размещающихся  в 

деревянных зданиях IV- V класса огнестойкости. 

Целью  развития  социальной  защиты населения является  содействие 

обеспечению равных возможностей для всех членов общества, укрепление 
социального единства и недопущения социальной изоляции. 

На  достижение  поставленной  цели  будут  направлены  следующие 

задачи: 

оказание социальной поддержки гражданам, находящимся в трудной 

жизненной ситуации, в том числе на условиях социального контракта;  

развитие конкуренции в сфере социального обслуживания; 
реабилитация  и  социальная  интеграция  инвалидов  и  других 

маломобильных групп населения в Костромской области; 

развитие системы отдыха и оздоровления детей; 
совершенствование  материально-технической  базы  стационарных 

учреждений для престарелых и инвалидов; 

укрепление  социальной  защищенности  работников  организаций 

социального обслуживания населения. 

Для  решения  поставленных  задач  будут  реализованы  следующие 

мероприятия: 

расширение доступа негосударственных организаций к бюджетному 

финансированию, определение механизмов поддержки негосударственных 
организаций, предоставляющих услуги в социальной сфере, позволяющих 
привлекать к данному виду деятельности с наибольшей результативностью 
организации  различных  форм  собственности  (в  том  числе  социально 
ориентированные некоммерческие организации) и граждан, занимающихся 
предпринимательской деятельностью; 

формирование  доступной  среды  для  инвалидов  и  других 

маломобильных  групп  населения  за  счет  оснащения  социально  значимых 
объектов специальным оборудованием;  

создание  системы  долговременного  ухода  за  гражданами  пожилого 

возраста и инвалидами; 

открытие  дневных  стационаров  для  людей  с  функциональными 

дефицитами и с начальной стадией возраст-ассоциированных когнитивных 
нарушений; 

строительство  корпуса  на  120  мест  ОГБУ  «Кологривский  дом-

интернат для престарелых и инвалидов»; 

организация 

профессионального 

обучения, 

дополнительного 

профессионального  образования  по  востребованным  на  рынке  труда 
профессиями  специальностям  пожилых  людей,  женщин,  находящихся  в 
отпуске по уходу за ребенком, лиц с ограниченными возможностями; 

53 

 

социальная поддержка семей, имеющих детей, включая поддержку в 

воспитании детей, профилактика семейного неблагополучия; 

внедрение  единой  методики  определения  нуждаемости  при 

предоставлении мер социальной поддержки; 

совершенствование 

межведомственного 

взаимодействия 

при 

предоставлении мер социальной поддержки; 

внедрение 

современных 

информационных 

технологий 

при 

предоставлении социальных услуг. 

 

6.8. Уровень жизни 

Обеспечение  устойчивого  роста  реальных  доходов  граждан  и 

снижение  уровня  бедности

 

являются  важнейшими  задачами  социально-

экономического развития региона.

 

Несмотря на сокращение доли населения 

со  среднедушевыми  денежными  доходами  ниже  величины  прожиточного 
минимума  в  общей  численности  населения,  в  Костромской  области  ее 
величина  остается  достаточно  высокой  (12,7%  в  2018  году).  Низким,  по 
сравнению с другими субъектами Российской Федерации, остается уровень 
среднедушевых денежных доходов населения (23463,8 рублей

 

в 2018 году). 

 

На  повышение  уровня  жизни  населения  отрицательное  воздействие 

оказывают следующие факторы: 

недостаточно  высокий  уровень  среднемесячной  заработной  платы  в 

организациях отдельных видах экономической деятельности; 

высокая демографическая нагрузка  на трудоспособное население из 

числа лиц нетрудоспособных возрастов; 

наличие теневой занятости и скрытых форм оплаты труда. 
Рост  материального  благосостояния  населения  при  снижении 

дифференциации  по  доходам  является  одной  из  основных  целей 
региональной социальной политики. 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие 

задачи: 

создание  условий  для  снижения  бедности  и  уменьшения 

дифференциации населения по уровню доходов; 

стабильный рост доходов населения; 
содействие  росту  заработной  платы  работников,  в  том  числе 

бюджетной сферы;  

развитие современных форм социального обслуживания; 
повышение уровня и качества жизни сельского населения. 

Ключевыми мерами решения поставленных задач являются: 
поддержание  достигнутых  уровней  заработной  платы  отдельных 

категорий  работников  социальной  сферы  и  науки,  а  также  проведение 
ежегодной  индексации  заработной  платы  работников  организаций 
бюджетной сферы; 

увеличение средней заработной платы работников реального сектора 

экономики, 

рост 

производительности 

труда 

и 

создание 

высокопроизводительных рабочих мест; 

54 

 

создание  благоприятных  условий  для  развития  малого  и  среднего 

предпринимательства; 

сокращение  неформальной  занятости  за  счет  развития  рынка  труда, 

системы профессионального обучения и переобучения; 

снижение  уровня  нелегальной  трудовой  занятости  и  организация 

мероприятий по своевременной и легальной выплате заработной платы; 

содействие  занятости  отдельных  категорий  граждан  (женщин, 

воспитывающих детей, инвалидов и лиц старшего поколения), в том числе 
содействие занятости сельского населения; 

предоставление  государственной  социальной  помощи  на  основании 

социального контракта; 

целевая поддержка отдельных категорий граждан, в частности, семей 

с детьми; 

развитие  жилищного  строительства  на  сельских  территориях  и 

повышение уровня благоустройства домовладений; 

повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов 

сельской местности. 

 

6.9. Безопасность жизнедеятельности 

В  условиях  сохранения  высокого  уровня  преступности,  опасных 

последствий  дорожно-транспортных  происшествий,  угроз  техногенного  и 
природного  характера,  высокой  пожарной  опасности,  вероятности 
террористических  угроз  одной  из  важнейших  задач  является  создание 
комплексной  системы  обеспечения  безопасности  жизнедеятельности 
населения  при  чрезвычайных  ситуациях  природного  и  техногенного 
характера. 

Основными вызовами в сфере безопасности являются: 
совершаемые правонарушения; 
большое  количество  дорожно-транспортных  происшествий,  в  том 

числе со смертельным исходом; 

гибель людей и имущества в результате пожаров; 
гибель людей на воде; 
значительный экономический ущерб от весеннего половодья. 
Целью Стратегии в сфере безопасности является создание в регионе 

безопасных  условий  для  проживания  граждан  и  функционирования 
инфраструктуры. 

На  достижение  поставленной  цели  будут  направлены  следующие 

задачи: 

активное противодействие преступности; 
формирование эффективной системы предотвращения чрезвычайных 

ситуаций; 

разработка комплекса организационных и технических мероприятий 

по предупреждению и ликвидации пожаров в жилом секторе и на социально 
значимых объектах; 

55 

 

разработка  и  проведение  мероприятий  по  обеспечению  пожарной 

безопасности в городских и сельских поселениях, формирование  системы 
их жизнеобеспечения на основе анализа пожарного риска; 

повышение 

материально-технического 

обеспечения 

противопожарной службы региона; 

дальнейшее  развитие  и  совершенствование  системы  обеспечения 

вызова  экстренных  оперативных  служб  через  единый  номер  «112» 
Костромской области; 

реализация  Концепции  построения  и  развития  аппаратно-

программного 

комплекса 

«Безопасный 

город», 

утвержденной 

распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от  3  декабря  2014 
года № 2446-р. 

На  достижение  поставленных  задач  будет  направлен  следующий 

комплекс мероприятий: 

повышение  готовности  органов  управления,  сил  и  средств 

Костромской области  к  защите  населения и  территорий от  чрезвычайных 
ситуаций регионального и межмуниципального характера; 

развитие  и  внедрение  систем  мониторинга  и  прогнозирования 

чрезвычайных  ситуаций  в  рамках  создания  Комплексной  системы 
обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; 

организация  обучения  населения  способам  защиты  и  действиям  в 

чрезвычайных ситуациях; 

обеспечение  безопасности,  охрана  жизни  и  здоровья  населения  на 

водных объектах Костромской области; 

создание  эффективной  системы  пожарной  безопасности  в 

Костромской области; 

развитие  системы  профилактики  правонарушений  в  Костромской 

области; 

повышение  безопасности  дорожного  движения,  в  том  числе 

сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий; 

создание и организация деятельности муниципальной, добровольной 

пожарной охраны в населенных пунктах, организациях, создание условий 
для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности; 

внедрение  инновационных  образовательных  технологий  в  процесс 

подготовки  должностных  лиц,  специалистов  и  населения  в  области 
пожарной безопасности; 

организация  подготовки  личного  состава  подразделений  всех  видов 

пожарной охраны в части, касающейся профилактики и тушения пожаров, а 
также  проведения  аварийно-спасательных  и  других  неотложных  работ, 
проведение  аттестации  пожарных  подразделений  на  право  ведения 
аварийно-спасательных работ; 

закупка 

и 

постановка 

на 

вооружение 

современной 

высокоэффективной и многофункциональной унифицированной пожарной 
техники,  систем 

мониторинга,  связи, 

экипировки,  снаряжения, 

56 

 

медицинского  оборудования  для  оказания  помощи  пострадавшим  в 
результате пожаров; 

совершенствование  системы  обеспечения  вызова  экстренных 

оперативных служб через единый номер «112» Костромской области; 

развитие  сегментов  АПК  «Безопасный  город»  на  территории 

муниципальных образований Костромской области. 

 

6.10. Экология 

Основными вызовами в сфере экологии на территории Костромской 

области являются: 

низкий уровень вторичного использования отходов и несоответствие 

экологическим  и  санитарно-гигиеническим  требованиям  большинства 
объектов конечного размещения твердых коммунальных отходов; 

недостаточно высокий уровень очистки сточных вод, сбрасываемых 

предприятиями в поверхностные водные объекты; 

низкая степень освоения запасов подземных вод; 
нерациональное  использование  водных  ресурсов,  в  частности, 

применение устаревших водоемких производственных технологий;  

истощение и загрязнение месторождений подземных вод вследствие 

нарушений режима их использования; 

несоответствие качества питьевой воды, потребляемой значительной 

частью населения области, гигиеническим нормам. 

Основной  целью  в  сфере  экологии  является  повышение  уровня 

экологической  безопасности  и  сохранение  природных  систем  в 
Костромской  области,  а  также  снижение  антропогенной  нагрузки  на 
окружающую среду при обращении с отходами производства и потребления 
в Костромской области.

 

Основными задачами являются: 
предотвращение  разрушения  естественных  экосистем  и  истощения 

природных  ресурсов,  сохранение  экологических  условий  для  развития 
растительного и животного мира; 

сохранение  природной  среды,  в  том  числе  естественных 

экологических систем, объектов животного и растительного мира; 

внедрение  экологически  безопасных  технологий  в  экономике 

Костромской области; 

снижение негативного влияния отходов производства и потребления 

посредством создания эффективной системы обращения с отходами (сбор, 
использование, обезвреживание, размещение); 

повышение эффективности управления лесами. 
Ключевыми 

мероприятиями 

обеспечения 

экологической 

безопасности на территории Костромской области станут: 

предотвращение  разрушения  естественных  экосистем  и  истощения 

природных  ресурсов,  сохранение  экологических  условий  для  развития 
растительного и животного мира; 

57 

 

стимулирование  внедрения  экологически  безопасных  технологий  в 

экономике области;  

создание  системы  подготовки  и повышения  квалификации  кадров  в 

сфере  охраны  окружающей  среды  и  внедрения  наилучших  доступных 
технологий;  

сохранение  и  восстановление  водных  объектов  до  состояния, 

обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения; 

проведение 

противопожарного 

обустройства 

торфяных 

месторождений и лесов в области; 

создание эффективной системы обращения с отходами; 
развитие  системы  просвещения  населения  в  сфере  охраны 

окружающей среды; 

создание и развитие особо охраняемых природных территорий; 
повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов; 
эффективная охрана лесов от пожаров; 
увеличение объемов и повышение качества воспроизводства лесов;  
оперативное и результативное проведение лесозащитных работ. 
 

6.11. Гражданское общество 

Важным  фактором  достижения  целей  социально-экономического 

развития  Костромской  области  является  консолидация  гражданского 
общества.  

Основной  целью  Стратегии  в  данном  направлении  является 

поддержание  социального  благополучия  и  общественного  согласия, 
формирование  общества,  основанного  на  доверии  и  ответственности, 
включая доверие населения к государственным и частным экономическим 
институтам. 

Достижение цели планируется за счет реализации следующих задач: 
создание системы коммуникации между гражданами, организациями 

и органами государственной власти; 

укрепление межнациональных и межконфессиональных отношений; 
развитие социально-ориентированных некоммерческих организаций. 
Основными механизмами достижения поставленных задач станут: 
расширение  каналов  представления  информации  гражданам  по 

вопросам жизни региона; 

создание атмосферы взаимного доброжелательного отношения друг к 

другу людей различных национальностей и вероисповеданий;  

создание и развитие этнокультурной инфраструктуры; 
воспитание  у  граждан  позитивных  ценностей  и  установок  на 

уважение, понимание и принятие многообразия культур и религий; 

совершенствование 

системы 

государственного 

мониторинга 

состояния  межнациональных  и  межконфессиональных  отношений  и 
раннего предупреждения конфликтных ситуаций; 

58 

 

создание  прозрачной  и  конкурентной  системы  государственной 

поддержки 

негосударственных 

некоммерческих 

организаций, 

оказывающих социальные услуги населению; 

сокращение  административных  барьеров  в  сфере  деятельности 

негосударственных некоммерческих организаций; 

содействие  развитию  практики  благотворительной  деятельности 

граждан  и  организаций,  а  также  распространению  добровольческой 
деятельности (волонтерства). 

 

Глава 7. Создание стабильного экономического роста и повышение 

конкурентоспособности Костромской области 

 

7.1. Развитие отраслей перспективной экономической  

специализации Костромской области 

 

7.1.1. Обрабатывающие производства (машиностроение, легкая, 

химическая, ювелирная промышленность, деревообработка) 

Промышленное  производство  региона  имеет  высокий  уровень 

концентрации  –  объем  производства  десяти  крупных  и  средних 
предприятий  области  составляет  более  половины  общего  объема 
промышленного  производства  региона.  В  структуре  промышленного 
производства  две  трети  занимают  обрабатывающие  производства.  В 
структуре  обрабатывающих  производств  наибольшая  доля  приходится  на 
ювелирное производство (более 20%), обработку древесины и изделий из 
дерева  (20%),  металлургическое  производство  и  производство  готовых 
металлических  изделий  (9,5%),  производство  транспортных  средств  и 
оборудования (5,6%). 

Проблемы  структурного  развития  обрабатывающих  производств  в 

Костромской области: 

снижение спроса на выпускаемую продукцию, в том числе вследствие 

резкого  сокращения  инвестиционных  программ  основных  потребителей 
продукции;  

высокие  процентные  ставки  по  привлечению  предприятиями 

кредитных ресурсов на реализацию инвестиционных проектов. 

Проблемы  системного  характера,  препятствующие  опережающему 

росту обрабатывающих производств в Костромской области: 

высокий уровень износа основного капитала отрасли, в особенности, 

его  активной  части,  низкий  технологический  уровень  оснащенности 
производства; 

недозагрузка производственных мощностей; 
несовершенство 

организационно-технологической 

структуры 

промышленных предприятий; 

низкий уровень инвестирования в НИОКР;  
недостаточный уровень инновационной активности предприятий;  
низкая производительность труда;

 

59 

 

нарастающий дефицит квалифицированных кадров. 
Целью развития обрабатывающих производств Костромской области 

является:  обеспечение  стабильного  развития  высокотехнологичных 
производств,  характеризующихся  высокой  степенью  переработки  и 
обладающих устойчивым потенциалом динамичного роста. 

Основными задачами, направленными на развитие обрабатывающих 

производств Костромской области, являются: 

содействие росту производительности труда на предприятиях базовых 

несырьевых отраслей экономики;  

содействие увеличению объема производства продукции; 
содействие модернизации производств; 
расширение каналов сбыта продукции; 
развитие кадрового потенциала обрабатывающих производств. 
Основными 

мероприятиями, 

направленными 

на 

решение 

поставленных задач, являются: 

содействие 

эффективному 

применению 

предусмотренных 

законодательством  мер  государственной  поддержки  в  интересах 
организаций машиностроительного комплекса Костромской области; 

выделение приоритетных инвестиционных проектов предприятий для 

последующей государственной поддержки со стороны областного бюджета; 

содействие  созданию  высокопроизводительных  рабочих  мест 

(содействие организации новых современных производств, модернизации и 
техническому  перевооружению  производственной  базы  предприятий, 
обеспечение 

роста 

загрузки 

неэффективно 

используемых 

производственных мощностей); 

оказание  содействия  в  установлении  эффективного  взаимодействия 

предприятий  в  целях  развития  внутриобластной  и  межрегиональной 
кооперации  и  специализации,  производственного  и  инновационного 
потенциала предприятий; 

организация  работы  с  проблемными  предприятиями,  оказание 

содействия  организациям  машиностроения  в  реализации  мероприятий  по 
финансово-экономическому оздоровлению; 

оказание  содействия  предприятиям  в  привлечении  инвесторов  для 

реализации  инвестиционных  проектов  по  освоению  производства 
инновационной продукции; 

оказание содействия предприятиям по включению и продвижению их 

инвестиционных проектов в федеральные целевые программы; 

оказание содействия в консолидации действий предприятий высших, 

средних  профессиональных  учебных  заведений  в  сфере  непрерывного 
профессионального  образования,  развития  информационного  и  кадрового 
потенциала предприятий; 

содействие  созданию  современной  инфраструктурной  базы 

реализации  крупных  инновационных  проектов  (инжиниринговые  центры, 
центры компетенций). 

В текстильной отрасли: 

60 

 

освоение  нового  ассортимента  экологичных,  натуральных  тканей 

бытовой группы и технических тканей нового поколения; 

производство  тканей  заданных  свойств  для  различных  отраслей 

промышленности  (космической,  медицинской,  пищевой,  автомобильной, 
мебельной промышленности и сельского хозяйства); 

расширение использования короткого льноволокна, оческовой пряжи.  
В сфере химического производства:  
производство  органо-минеральных  и  минеральных  удобрений, 

технических  моющих  средств,  средств  для  обработки  поверхностей 
металлов, огнетушащих порошков и составов, лакокрасочных материалов, 
коагулянтов, перевязочных медицинских изделий; 

серийный выпуск хелатов.   
В ювелирной отрасли: 
продвижение бренда «Кострома – ювелирная столица России»; 
создание  и  успешное  функционирование  Центра  компетенций 

ювелирной промышленности; 

совершенствование 

материально-технической 

базы 

учебных 

заведений,  осуществляющих  подготовку  специалистов  для  предприятий 
ювелирной промышленности; 

проведение  эффективных  рекламных  кампаний  для  повышения 

известности  российских  торговых  марок  (брендов)  на  российском  и 
мировом рынках. 

В машиностроительном комплексе: 
углубление 

кооперационного 

взаимодействия 

и 

освоение 

производства  импортозамещающей  продукции  при  реализации  крупных 
инвестиционных проектов по направлениям: 

производство транспортных средств машиностроения; 
производство теплообменного оборудования. 
Электротехническая промышленность: 
создание  эффективных  производств,  охватывающих  перспективные 

рынки конкурентоспособной продукции; 

развитие межотраслевой кооперации. 
В деревообработке: 
развитие информатизации в лесном хозяйстве; 
привлечение  инвесторов  для  реализации  инвестиционных  проектов 

по переработке низкосортной древесины; 

создание новых производств в смежных отраслях промышленности, в 

том числе в лесохимии; 

поддержка экспорта продукции высоких переделов. 

 

7.1.2. Агропромышленный комплекс 

 

7.1.2.1. Производство сельскохозяйственной продукции

 

Агропромышленный  комплекс  Костромской  области  располагает 

стратегическими 

возможностями 

для 

дальнейшего 

развития 

61 

 

сельскохозяйственного  производства,  пищевой  и  перерабатывающей 
промышленности.  

Основными 

вызовами, 

ограничивающими 

развитие 

агропромышленного комплекса области, в настоящее время являются: 

низкие  темпы  структурно-технологической  модернизации  отрасли, 

обновления основных производственных фондов; 

неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, 

затрудняющий  доступ  сельскохозяйственных  товаропроизводителей  к 
рынкам  финансовых,  материально-технических  и  информационных 
ресурсов, готовой продукции;  

неразвитость 

транспортной 

инфраструктуры, 

энерго- 

и 

водоснабжения; 

невозможность  использования  земли  как  экономического  актива  - 

залога,  ограничение  возможности  привлечения  финансовых  ресурсов  на 
реальных рыночных условиях; 

дефицит  квалифицированных  кадров,  вызванные  низким  уровнем  и 

качеством жизни в сельской местности. 

Целью  развития  агропромышленного  комплекса  Костромской 

области  является   повышение  конкурентоспособности  продукции 
агропромышленного  комплекса  и  обеспечение  продовольственной 
безопасности. 

Основными задачами развития отрасли являются: 
привлечение 

инвесторов 

в 

агропромышленный 

комплекс 

Костромской области; 

содействие  развитию  на  сельских  территориях  производственной, 

потребительской  и  кредитной  кооперации,  фермерства,  повышение 
доступности  для  малых  и  средних  товаропроизводителей  рынков  сбыта 
сельскохозяйственной продукции; 

социально-экономическое развитие сельских территорий; 
поддержка развития специализированной инфраструктуры  хранения 

и  переработки  продовольствия,  инфраструктуры  глубокой  переработки 
сельскохозяйственного сырья; 

развитие производства и переработки льна; 
содействие 

росту 

доходности 

сельскохозяйственных 

товаропроизводителей.  

На решение поставленных задач будут направлены мероприятия: 
мелиорация  земель  сельскохозяйственного  назначения,  введение  в 

оборот  неиспользуемой  пашни и других категорий  сельскохозяйственных 
угодий; 

внедрение 

в 

сельскохозяйственных 

организациях 

систем 

интенсивного биологического земледелия; 

содействие  модернизации  и  применению  инновационных  методов 

производства; 

разработка 

комплексных 

инвестиционных 

предложений, 

включающих информацию по земельным участкам, мерам государственной 

62 

 

поддержки, инфраструктурному, логистическому, кадровому обеспечению; 

усовершенствование  нормативной  правовой  базы  в  части 

стимулирования 

санации 

эффективных 

и 

финансово-устойчивых 

сельскохозяйственных  предприятий  с  организациями  с  тяжелым 
финансовым положение, находящимися в предбанкротном состоянии; 

создание  системы  поддержки  фермеров  и  развитие  сельской 

кооперации; 

развитие интеграционных связей в агропромышленном комплексе и 

формирование кластеров; 

обеспечение  формирования  инновационного  агропромышленного 

комплекса; 

развитие  социальной  и  инженерной  инфраструктуры  сельских 

территорий; 

строительство быстровозводимого, малоэтажного и благоустроенного 

жилья в сельской местности; 

развитие 

агрологистической 

инфраструктуры 

в 

целях 

стимулирования сбыта продукции местных товаропроизводителей; 

повышение  обеспеченности  населения  ветеринарными  услугами  и 

доступности первоочередных ветеринарных услуг для населения; 

ветеринарное  сопровождение  животноводства,  обеспечивающее  его 

устойчивое развитие; 

обеспечение  ветеринарной  безопасности  сырья  и  продукции 

животного происхождения. 

 

7.1.2.2. Комплексное развитие сельских территорий

 

Сельские  территории  Костромской  области  обладают  мощным 

природным,  демографическим,  экономическим  и  историко-культурным 
потенциалом 

Основными  проблемами,  ограничивающими  развитие  комплексного 

развития области, являются: 

низкие  темпы  инфраструктурного  развития  сельских  территорий, 

особенно  дорожной  сети  и  современных  средств  связи,  не  позволяющие 
преодолеть  существующий  пространственный  и  коммуникационный 
разрыв между городом и селом; 

развитие  жизненно  важной  инфраструктуры  здравоохранения  и 

образования подчинено цели обеспечения экономической эффективности в 
ущерб доступу населения к этим важнейшим социальным услугам; 

неблагоприятные  общие  условия  функционирования  сельского 

хозяйства,  прежде  всего,  неудовлетворительный  уровень  развития 
рыночной  инфраструктуры,  затрудняющий  доступ  сельскохозяйственных 
товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и 
информационных ресурсов, готовой продукции; неразвитость транспортной 
инфраструктуры, энерго- и водоснабжения; 

сложная  демографическая  ситуация  в  сельской  местности.  Жизнь  в 

сельской  местности  не  является  привлекательной  для  молодежи,  отток 

63 

 

молодежи  из  сельской  местности  в  города  является  ощутимым 
препятствием для формирования кадровой базы сельского развития. 

Стратегической целью является повышение уровня и качества жизни 

сельского населения. 

Для  решения  существующих  проблем  необходима  реализация 

следующих мероприятий:  

развитие  жилищного  строительства  на  сельских  территориях  и 

повышение  уровня  благоустройства  домовладений  –  по  улучшению 
жилищных условий граждан и по строительству жилья, предоставляемого 
по договору найма жилого помещения; 

содействие  занятости  населения  –  по возмещению  индивидуальным 

предпринимателям  и  организациям  независимо  от  их  организационно-
правовой 

формы, 

являющимися 

сельскохозяйственными 

товаропроизводителями  (кроме  граждан,  ведущих  личное  подсобное 
хозяйство) осуществляющим деятельность на сельских территориях, до 30% 
фактически  понесенных  в  году  предоставления  субсидии  затрат  по 
заключенным  с  работниками  ученических  договорам,  проходящих 
обучение  в  федеральных  государственных образовательных  организациях 
высшего  образования,  подведомственных  Министерству  сельского 
хозяйства  Российской  Федерации;  по  возмещению  индивидуальным 
предпринимателям  и  организациям  независимо  от  их  организационно  –
правовой 

формы, 

являющимися 

сельскохозяйственными 

товаропроизводителями  (кроме  граждан,  ведущих  личное  подсобное 
хозяйство), осуществляющим свою деятельность на сельских территориях, 
до  30%  фактически  понесенных  в  году  предоставления  субсидии  затрат, 
связанных  с  оплатой  труда  и  проживанием  студентов,  обучающихся  в 
федеральных  государственных  образовательных  организациях  высшего 
образования,  подведомственных  Министерству  сельского  хозяйства 
Российской Федерации, привлеченных для прохождения производственной 
практики; 

благоустройство сельских территорий; 
развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях – по 

развитию газификации; 

развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях – по 

развитию сети автомобильных дорог; 

создание современного облика сельских территорий – комплексного 

развития сельских территорий (сельских агломераций). 

Необходимо достичь следующих результатов: 
сохранение доли сельского населения в общей численности населения 

Российской Федерации на уровне не менее 25,3% в 2025 году; 

достижение  соотношения  среднемесячных  располагаемых  ресурсов 

сельского и городских домохозяйств до 80% в 2025 году; 

повышение  доли  общей  площади  благоустроенных  жилых 

помещений в сельских населенных пунктах до 50% в 2025 году. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..