СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года - часть 8

 

 

112 

 

хозяйствах  всех  категорий  составляет  2,1%  всей  продукции  сельского 
хозяйства  Костромской  области.  В  сфере  агропромышленного  комплекса 
ведущими  производителями  являются:  СПК  «Кужбальский»,  СПК 
«Михали». На территории района также работают крестьянские фермерские 
хозяйства. 

Основу  экономического  потенциала  Парфеньевского  района  и  его 

специализацию 

обеспечивают 

предприятия, 

осуществляющие 

лесозаготовку  и  обработку  древесины  (более  80%  территории  района 
покрыты лесами), а так же сельскохозяйственные предприятия. 

Основные арендаторы участков лесного фонда и деревообработчики: 

ООО  «Север»,  ООО  «Лесное»,  ООО  «Древторг»,  ООО  «Потрусово», 
ООО «Виктория», ООО «Реал».  

Сельское  хозяйство  занимает  около  40%  в  объеме  отгруженной 

продукции района и около 2% от общей продукции сельского хозяйства в 
хозяйствах  всех  категорий  региона.  В  районе  развито  молочное 
животноводство.  В  сфере  агропромышленного  комплекса  ведущими 
производителями  являются:  ООО  «Патрусово»,  ООО  «Парфеньевская 
сыроварня», работают крестьянские фермерские хозяйства. 

Основу  экономического  потенциала  Чухломского  района  и  его 

специализацию  также  обеспечивают  предприятия,  осуществляющие 
лесозаготовку  и  обработку  древесины  (65%  территории  района  покрыты 
лесами), а так же сельскохозяйственные предприятия. 

На  долю  лесопромышленного  комплекса  приходится  около  80% 

отгруженной 

продукции 

района. 

Основные 

лесозаготовительные 

предприятия  ООО «Древ-Строй», ООО «Лесснаб», ООО «Лесник», ООО 
«Спектр». 

В  объемах  отгруженной  продукции  района  продукция  сельского 

хозяйства составляет порядка 18%. Удельный вес в областных показателях 
–  порядка  2%.  В  районе  развито  молочное  животноводство.  В  сфере 
агропромышленного  комплекса  ведущими  производителями  являются: 
ООО  «Авангард»,  ООО  «Престиж»,  СПК  «Мир»,  СПК  Родина»,  СПК 
«Родник».  Кроме  того  деятельность  осуществляют  крестьянские 
фермерские хозяйства. 

Муниципалитеты,  относящиеся  к  категории  лесопромышленных  с 

высокой  долей  сельскохозяйственного  производства  2  экономико-
географической  зоны  (расположены  на  северо-востоке  области), 
перспективны  в части развития лесозаготовок и деревообработки. 

Основным  богатством  Кологривского  района  являются  лесные 

ресурсы,  лесами  покрыто  более  80%  территории,  поэтому  главная 
составляющая  экономики  района  -  лесопромышленный  комплекс,  на  его 
долю  приходится  порядка  70%  отгруженной  продукции.  Основные 
предприятия:  ООО  «Велес-Ужуга»,  ООО  «ЛПХ-1»,  ООО  «Ильинское 
Леском».  Также  лесозаготовки  и  деревообработку  осуществляют 
индивидуальные предприниматели. 

113 

 

На  долю  Кологривского  района  приходится  около  1%  от  общей 

продукции  сельского  хозяйства  в  хозяйствах  всех  категорий  региона.  В 
районе  развито  молочное  животноводство.  В  сфере  агропромышленного 
комплекса ведущими производителями являются:  ООО «Трудовик», ООО 
«Агроресурс», СПОК «Родина». 

Ведущими  отраслями  деятельности  в  Межевском  районе  являются 

лесозаготовка,  переработка  древесины,  сельское  хозяйство,  которые 
формируют специализацию района. 

В объемах отгруженной продукции Межевского района наибольшую 

долю (78%) занимает продукция лесозаготовок.  

Основными  предприятиями  лесного  хозяйства  являются  ООО 

«СВИСС КРОНО Леспром» Межевской филиал «Межалес», ООО «Скит», 
кроме  того  лесозаготовительную  деятельность  и  деятельность  по 
переработке древесины осуществляют индивидуальные предприниматели.  

Межевской  район  занимает  порядка  0,5%  от  общей  продукции 

сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий Костромской области. В 
районе  развито  молочное  животноводство.  В  сфере  агропромышленного 
комплекса  ведущими  производителями  являются:  СПОК  «Нива»,  ООО 
«Луговое»,  СПК  «Кристалл»,  СПК  «Новинское»,  СПК  «Родина»,  ФХ 
«Губино», ФХ «Колос», ФХ «Суховсткое». 

Природный  потенциал  определил  сложившуюся  специализацию 

Пыщугского  района  на  лесозаготовительную  и  сельскохозяйственную 
деятельность.  Основные  секторы  промышленности  -  переработка 
древесины,  а  также  производство  пищевых  продуктов.  Доля  предприятий 
деревообработки  в  объеме 

отгруженных 

товаров 

собственного 

производства составляет около 80%. Ведущие предприятия лесозаготовки и 
глубокой  переработки  древесины:  «Кронолеспром  филиал  Пыщуглес», 
ООО  «Родник»,  ООО  «Велес-Пыщуг»,  ООО  «ПыщугЛесПром»,  ООО 
«ВетлугаЛесПром». 

В общей продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий 

Костромской области доля Пыщугского района составляет порядка 1%. В 
районе  развито  молочное  животноводство.  В  сфере  агропромышленного 
комплекса ведущими производителями являются: ООО «Эсмира», СПК «За 
мир». Также работают крестьянские фермерские хозяйства. 

Основные  отрасли  экономики  Шарьинского  района:  заготовка  и 

обработка древесины (более 60% отгруженной продукции), производство и 
переработка  продукции  сельского  хозяйства  (около  35%  в  структуре 
отгрузки). 

Около  90%  территории  района  покрыто  лесами,  поэтому 

промышленной  деятельностью  в  основном  занимаются  предприятия 
лесопромышленного  комплекса.  Основные  хозяйствующие  субъекты  – 
ООО «СВИСС КРОНО Леспром» филиал «Зеблякилес», ООО «Монолит», 
ООО «Шарьялес», ООО «Форест». 

В общей продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий 

Костромской области доля Шарьинского района составляет 4,6%. В районе 

114 

 

развито  молочное  животноводство,  яичное  птицеводство,  переработка 
молочных  продуктов,  производство  хлебобулочных  изделий,  колбасных 
изделий и мясных полуфабрикатов. В сфере агропромышленного комплекса 
ведущими  производителями  являются:  ООО  «Агрокомплекс  «Ветлуга», 
ООО «Луч», ООО «Птицевод», ООО «Заболотье», ООО «Монолит-Агро», 
СПоК «Заря», СППК «Элита». Работает большое количество крестьянских 
фермерских хозяйств. 

Более  двух  третей   общего  объема  отгруженной  продукции 

Павинского  района  приходится  на  долю  лесопромышленного  комплекса. 
Деревообрабатывающее производство, которое представлено, в основном, 
субъектами  малого  предпринимательства,  занимающимися  заготовкой 
переработкой древесины.  

Павинский  район  занимает  0,9%  от  общей  продукции  сельского 

хозяйства в хозяйствах всех категорий региона. В районе развито молочное 
животноводство.  В  сфере  агропромышленного  комплекса  ведущими 
производителями являются: Колхоз «Большевик», Колхоз «им. Жданова», 
Колхоз  «им.  Чапаева»,  ОАО  «Павинское»,  ООО  «Агропродукт»,  СПК 
«Рассвет». 

Основной 

отраслью 

Поназыревского 

района 

является 

лесозаготовительное  и  деревообрабатывающее  производство  (около  90% 
территории  района  покрыто  лесами).  В  лесопромышленном  комплексе,  в 
основном,  заняты  субъекты  малого  и  среднего  предпринимательства, 
которые  обеспечивают  более  двух  третей   общего  объема  отгруженной 
продукции района.  

Также  в  районе  развито  молочное  животноводство.  В  сфере 

агропромышленного  комплекса  ведущим  производителем  является  СПСК 
«Старт»,  работают  крестьянские  фермерские  хозяйства.  На  долю 
Поназыревского  района  приходится  около  1,4%  от  общей  продукции 
сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий Костромской области. 

В  Октябрьском  районе  традиционно  занимаются  заготовкой  и 

переработкой древесины, поскольку район богат лесом (практически 80% 
территории  района  составляют  земли  лесного  фонда).  Лесозаготовками  и 
деревообработкой 

в 

основном 

заняты 

субъекты 

малого 

предпринимательства, осуществляющие вывозку древесины, производство 
пиломатериалов, 

столярных 

изделий. 

Более 

половины 

объема 

промышленного производства в  районе занимает обработка древесины и 
производство  изделий  из  дерева.  Дальнейшему  развитию  отрасли  будет  
способствовать  организация  производств  по  глубокой  переработке 
древесины. 

В районе развито молочное животноводство, переработка молочных 

продуктов. 

В 

сфере 

агропромышленного 

комплекса 

ведущими 

производителями являются: ОАО «Боговаровское», ООО «Боговар», ООО 
«Север +», ООО «ЯрКамп-Агро», СПК «Веденьё», СПК «Заречный», СПК 
«Луч», СПК «Нива». На долю района приходится порядка 1,3% от общей 
продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий. 

115 

 

Территории со смешанной структурой производства 

К  муниципальным  образованиям  со  смешанной  специализацией,  в 

которых 

представлены 

сельскохозяйственные, 

промышленные 

и 

лесозаготовительные предприятия без однозначного преобладания какого-
либо направления, относятся г.Нерехта и Нерехтский район, Судиславский, 
Островский,  Антроповский,  Кадыйский,  Макарьевский,  Солигаличский, 
Буйский, Вохомский районы и городской округ г. Мантурово. (рисунок 17). 

Городской округ г. Мантурово относится к категории территорий со 

смешанной  структурой  производства  в  связи  с  принятием  с  Закона 
Костромской  области  от  20.06.2018  N  387-6-ЗКО  «О  преобразовании 
сельских  поселений,  входящих  в  состав  Мантуровского  муниципального 
района Костромской области, путем их объединения с городским округом 
город Мантурово Костромской области». 

 

 

Рисунок 17. Территории со смешанной структурой производства 

 

Промышленные территории 

К  промышленным  территориям  отнесены  городские  округа 

г. Кострома, г. Буй, г. Галич, г. Волгореченск, г. Шарья и Красносельский 
муниципальный район Костромской области (рисунок 18). 

Областной  центр  –  г.  Кострома  обладает  крупным  промышленным 

потенциалом. Современную индустрию города представляют предприятия 
энергетики,  машиностроения,  деревоперерабатывающей,  текстильной  и 

Буйс

кий

 

Поназыре

вский

 

Нейс

кий

 

Судисла

вский

 

Парфенье

вский

 

Межев

ской

 

Пыщуг
ский

 

Октябр

ьский

 

Вохомс
кий

 

Антропо

вский

 

Кологри

вский

 

Нерехт

ский

 

Макарье

вский

 

Павин

ский

 

Солигал

ичский

 

Сусани

нский

 

Чухлом

ский

 

Галич

ский

 

Красносе

льский

 

Костром

ской

 

Остров

ский

 

Кадый
ский 

 

Шарьи

нский

 

Шар

ья

 

Мантур

ово

 

Га
ли
ч

 

Бу

й

 

Волгоре

ченск

 

Костр

ома

 

116 

 

швейной  промышленности,  а  также  предприятия  пищевой  и  ювелирной 
промышленности, строительного комплекса. 

В г. Буе основная доля промышленного производства приходится на 

производство химических веществ и химических продуктов (порядка 80%). 

В  структуре  обрабатывающих  производств  г.  Галича  порядка  90% 

объемов  отгрузки  занимает  производство  транспортных  средств  и 
оборудования,  представленное  градообразующим  предприятием  города  – 
ОАО «Галичский автокрановый завод», одним из лидеров краностроения, 
уверенно входящим в тройку лидеров российских производителей крановой 
техники.  Доля  кранов  «Галичанин»  составляет  более  20%  всего  объема 
кранов, выпускаемых в Российской Федерации. 

 

Рисунок 18. Промышленные территории 

 
Специализацию 

г. Волгореченск 

определяют 

предприятия 

электроэнергетики (порядка 70% в структуре отгруженной промышленной 
продукции города принадлежит крупнейшему предприятию – Костромская 
ГРЭС). 

На 

долю 

металлургического 

производства 

(ОАО «Газпромтрубинвест»,  ООО  «НОВ  Кострома»)  приходится  около 
30% отгруженной промышленной продукции города. 

Более  95%  промышленного  производства  г.  Шарьи  приходится  на 

обработку древесины. Основным предприятием является ООО «Кроностар» 

крупнейший 

в 

России 

производитель 

древесностружечных, 

древесноволокнистых плит. 

Промышленную  специализацию  Красносельского  муниципального 

района  исторически  формирует  ювелирное  производство,  изготовление 

Буйс

кий

 

Поназыре

вский

 

Нейс

кий

 

Судисла

вский

 

Парфенье

вский

 

Межев

ской

 

Пыщуг
ский

 

Октябр

ьский

 

Вохомс
кий

 

Антропо

вский

 

Кологри

вский

 

Нерехт

ский

 

Макарье

вский

 

Павин

ский

 

Солигал

ичский

 

Сусани

нский

 

Чухлом

ский

 

Галич

ский

 

Красносе

льский

 

Костром

ской

 

Остров

ский

 

Кадый
ский 

 

Шарьи

нский

 

Шар

ья

 

Мантур

ово

 

Га
ли
ч

 

Бу

й

 

Волгоре

ченск

 

Костр

ома

 

117 

 

продукции из драгоценных металлов (доля отрасли в объемах отгруженной 
продукции составляет более 90%). В поселке Красное-на-Волге действует 
одна из самых крупных в России по объему прохождения Верхне-Волжская 
государственная  инспекция  пробирного  надзора,  где  каждое  изделие 
проходит контроль и клеймение. 

В  Костромской  области  в  соответствии  с  распоряжением 

Правительства РФ от 29.07.2014 № 1398-р два муниципальных образования 
вошли в общероссийский перечень моногородов - г. Мантурово и г. Галич 
(рисунок 19). 

В  зависимости  от  рисков  ухудшения  социально-экономического 

положения 

они 

отнесены 

ко 

второй 

категории 

моногородов 

«Монопрофильные  муниципальные  образования  Российской  Федерации 
(моногорода),  в  которых  имеются  риски  ухудшения  социально-
экономического положения». 

 

 

Рисунок 19. Моногорода Костромской области 

 
По  итогам  2018  года  социально-экономическое  положение 

моногородов Костромской области оценивается как устойчивое. 

На долю градообразующего предприятия г. Галича - АО «Галичский 

автокрановый  завод»,  входящего  в  тройку  лидеров  российских 
производителей  крановой  техники,  -  приходится  порядка  90%  в  объеме 
отгрузки  обрабатывающих  предприятий  г.  Галича  и  около  30%  -  в 
численности работников организаций в муниципальном образовании. 

Буйс

кий

 

Поназыре

вский

 

Нейс

кий

 

Судисла

вский

 

Парфень

евский

 

Межев

ской

 

Пыщуг
ский

 

Октябр

ьский

 

Вохомс
кий

 

Антроп

овский

 

Кологри

вский

 

Нерехт

ский

 

Макарье

вский

 

Павин

ский

 

Солигал

ичский

 

Сусани

нский

 

Чухло

мский

 

Галич

ский

 

Красносе

льский

 

Костром

ской

 

Остров

ский

 

Кадый
ский 

 

Шарьи

нский

 

Ша
рья

 

Манту

рово

 

Га
ли
ч

 

Бу

й

 

Волгоре

ченск

 

Костр

ома

 

Градообразующее 

предприятие АО  

Градообразующее 
предприятие  НАО 

"СВЕЗА 

118 

 

На  долю  градообразующего  предприятия  г.  Мантурово  -  НАО 

«СвезаМантурово»,  производящего  фанеру,  -  приходится  около  90%  в 
объеме  отгрузки  обрабатывающих  предприятий  г.  Мантурово  и  порядка 
17%  -  в  численности  работников  организаций  в  муниципальном 
образовании. 

Таким образом, основными вызовами развития территорий, входящих 

в состав Костромской области, являются : 

различный  уровень  урбанизации  населенных  пунктов  области  и 

промышленного развития, монопрофильность городов Мантурово и Галич; 

высокие  затраты  на  логистику  в  некоторых  муниципальных 

образованиях  Костромской  области  из-за  удаленности  сырьевых  зон  от 
производства, а производства от основных точек сбыта продукции; 

отсутствие газификации; 
общий  дефицит  кадров,  связанный,  в  том  числе,  с  общим 

сокращением  и  старением  населения  в  сельской  местности,  а  также 
наличием общероссийской тенденции оттока сельской молодежи в города; 

низкая  обеспеченность  муниципальных  образований  транспортной, 

инженерной и социальной инфраструктурой. 

Целью реализации Стратегии является сбалансированное социально-

экономическое  развитие  всех  муниципальных  образований  Костромской 
области и комплексное использование их природно-ресурсного потенциала.  

Основными задачами в области территориального развития являются: 
усиление 

взаимодействия 

органов 

государственной 

власти  

Костромской  области  с  органами  местного  самоуправления  в 
формировании и реализации единой социально-экономической политики на 
всей территории региона; 

привлечение  инвестиций  в  экономику  муниципальных  районов  и 

городских округов области;  

поддержка 

и 

содействие 

развитию 

малого 

и 

среднего 

предпринимательства в городах и районах области; 

формирование  транспортной  инфраструктуры,  обеспечивающей 

связанность  и  транспортную  доступность  всех  населенных  пунктов 
области; 

газификация населенных пунктов; 
улучшение качественных характеристик жилищной и коммунальной 

инфраструктуры,  включая  восстановление  до  нормативного  значения 
уровня их изношенности; 

восстановление и развитие социально-культурной инфраструктуры в 

муниципальных районах, городских округах Костромской области; 

выравнивание 

бюджетной 

обеспеченности 

муниципальных 

образований, 

гарантирующей 

доступность 

государственных 

и 

муниципальных услуг для всех жителей области; 

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации 

кадров; 

119 

 

улучшение  торгового  и  бытового  обслуживания  населения,  в  том 

числе проживающего в отдаленных населенных пунктах. 

Основными  механизмами  сбалансированного  территориального 

развития региона являются: 

агломерирование территорий; 
в Костромской области возможно создание следующих агломераций:  
с центром в городе Костроме и городе Волгореченске и территориями-

спутниками  город  Нерехта  и  Нерехтский  муниципальный  район, 
Костромской,  Красносельский,  Сусанинский,  Судиславский,  Островский 
муниципальные районы; 

с  центром  в  городе  Шарье  и  городе  Мантурово  и  территориями-

спутниками 

Шарьинский, 

Павинский, 

Вохомский, 

Октябрьский, 

Поназыревский,  Пыщугский,  Межевской,  Кологривский,  Макарьевский 
муниципальные районы, а также город Нея и  Нейский район (северные и 
северо-восточные районы области) (рисунок 20); 

повышение 

эффективности  деятельности  органов 

местного 

самоуправления;  

совершенствование 

системы 

стратегического 

планирования 

социально-экономического развития на муниципальном уровне; 

актуализация  по  мере  необходимости  схем  территориального 

планирования муниципальных районов Костромской области, генеральных 
планов  городских  округов  и  поселений  в  целях  долгосрочного 
планирования  развития  территорий  и  комплексного  подхода  к 
осуществлению деятельности ресурсоснабжающих организаций (электро-, 
тепло-, газо-, водоснабжения) и бизнеса; 

снижение  монозависимости  г.Галич  и  г.Мантурово  путем 

привлечения инвесторов и организации производств, не связанных с видом 
деятельности градообразующего предприятия моногородов. 

 

120 

 

 

Рисунок 20. Агломерации Костромской области 

 
В  соответствии  с  Постановлением  Правительства  Российской 

Федерации  от  25  января  2019  года  №  37  в  моногороде  Галич  создана 
территория  опережающего  социально-экономического  развития  «Галич» 
(ТОР  «Галич»),  предполагающая  предоставление  льгот  по  налогам  и 
страховым взносам для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты 
и получивших статус резидента ТОР.  

Якорным потенциальным резидентом ТОР «Галич» заявлен проект по 

строительству Галичского фанерного комбината (ООО «Группа компаний 
«Сегежа»).  Это  будет  первый  в  России  производитель  березовой 
широкоформатной фанеры размером 7x13 футов, которая востребована на 
рынке  производства  большегрузных  автомобилей  и  машин  средней 
грузоподъемности.  В  рамках  проекта  предполагается  создание  более  600 
рабочих мест и привлечение более 8 млрд. руб. инвестиций. 

Несмотря на то, что резиденты ТОР должны вести свою деятельность 

исключительно  в  границах  города  Галич,  кооперационные  и 
производственные  связи  возможны  и  за  пределами  города,  в  связи  с  чем 
деятельность резидентов даст синергетический эффект: повлечет открытие 
новых предприятий, ведущих сопутствующую деятельность, не только на 
территории города, но и в близлежащих районах и Костромской области в 
целом,  а,  следовательно,  позволит  перераспределить  квалифицированные 
кадровые ресурсы, обеспечивающие высокую производительность на вновь 
создаваемых производствах. 

Буйс

кий

 

Поназыре

вский

 

Нейс

кий

 

Судисла

вский

 

Парфенье

вский

 

Межев

ской

 

Пыщуг
ский

 

Октябр

ьский

 

Вохомс
кий

 

Антропо

вский

 

Кологри

вский

 

Нерехт

ский

 

Макарье

вский

 

Павин

ский

 

Солигал

ичский

 

Сусани

нский

 

Чухлом

ский

 

Галич

ский

 

Красносе

льский

 

Костром

ской

 

Остров

ский

 

Кадый
ский 

 

Шарьи

нский

 

Шар

ья

 

Мантур

ово

 

Га
ли
ч

 

Бу

й

 

Волгоре

ченск

 

Костр

ома

 

121 

 

 

Раздел IV. Оценка финансовых ресурсов,  

необходимых для реализации Стратегии 

 
Условием создания благоприятной социально-экономической среды в 

регионе  является  повышение  уровня  бюджетной  обеспеченности 
Костромской области. 

Одной  из  основных  проблем  финансового  состояния  Костромской 

области является значительный размер государственного долга.  

Повышение уровня бюджетной обеспеченности Костромской области 

в  долгосрочной  перспективе  будет  осуществляться  путем  реализации 
следующих приоритетных направлений: 

совершенствование долгосрочного бюджетного планирования; 
снижение долговой нагрузки на бюджетную систему региона; 
дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений; 
повышение открытости и прозрачности бюджетного процесса. 
Выполнение  регионом  требований  и  ограничений,  установленных 

Бюджетным  кодексом  Российской  Федерации,  а  также  условий 
федеральной  программы  реструктуризации  бюджетных  кредитов, 
направленной  на  постепенное  сокращение  уровня  бюджетного  дефицита, 
долговой  и  рыночной  нагрузки  на  областной  бюджет,  является  ключевой 
финансовой задачей региона.  

Основным  стратегическим  документом  бюджетного  планирования 

является  бюджетный  прогноз  Костромской  области,  корректировка 
показателей  которого  будет  способствовать  обеспечению  прозрачности  и 
предсказуемости параметров консолидированного и областного бюджетов 
Костромской  области,  включая  показатели  финансового  обеспечения 
государственных программ Костромской области на период их действия, а 
также  мероприятий,  направленных  на  достижение  национальных  целей 
развития,  определенных  Указом  Президента  Российской  Федерации  от               
7 мая 2018 года № 204. 

Совершенствование 

региональной 

системы 

межбюджетных 

отношений  будет  сосредоточено  на  решение  задач  по  содействию 
сбалансированности  местных  бюджетов,  созданию  стимулов  для 
наращивания  собственной  доходной  базы  муниципальных  образований, 
повышению  эффективности  их  бюджетных  расходов,  усилению 
стимулирующей роли межбюджетных трансфертов.   

Повышение  открытости  и  прозрачности  бюджетного  процесса  в 

Костромской области в долгосрочной перспективе будет реализовываться в 
рамках перехода на размещение всей предусмотренной законодательством 
финансовой  информации  на  едином  портале  бюджетной  системы 
Российской Федерации, регулярной публикации в сети Интернет брошюры 
«Бюджет  для  граждан»  в  отношении  областного  бюджета,  а  также 
содействие  в  проведении  данной  работы  органами  местного 
самоуправления муниципальных образований Костромской области.  

122 

 

Перспективы  и  темпы  социально-экономического  развития  региона 

во  многом  будут  определяться  объемами  инвестиций  и  реализацией 
крупных инвестиционных проектов и программ.  

Совокупный  объем  бюджетных  инвестиций  из  консолидированного 

бюджета  Костромской  области  на  период  реализации  Стратегии 
оценивается в сумме 42,0 млрд. рублей, к 2030 году достигнет значения 9% 
к общему объему расходов консолидированного бюджета.  

Параметры консолидированного бюджета к 2030 году планируются в 

размере: 

объем доходов в сумме 56,9 млрд. рублей (с ростом к уровню 2018 

года на 58,5%); 

объем расходов в сумме 55,6 млрд. рублей (с ростом к уровню 2018 

года на 60,2%). 

В  прогнозном  периоде  планируется  обеспечить  профицит 

консолидированного бюджета области. 

 

Таблица 6. Прогноз основных характеристик консолидированного бюджета 

Костромской области до 2030 года  

 

 

Структура 

(в среднем за 2018-2030 г.г.), % 

Темп роста  

(2030г. в % к 2018 г.) 

Доходы, всего 

100,0 

158,5 

в т.ч. 

 

 

налоговые и неналоговые 
доходы  

74,5 

203,0 

безвозмездные поступления 

25,5 

72,1 

Расходы, всего 

х 

160,2 

Профицит 

х 

х 

Государственный долг 

х 

23,4 

 
Положительная  динамика  объема  источников  финансирования 

реализации  Стратегии  будет  обеспечена,  прежде  всего,  увеличением 
налогооблагаемой базы по основным бюджетообразующим налогам (налог 
на  прибыль  организаций,  налог  на  доходы  физических  лиц,  налог  на 
имущество  организаций,  земельный  налог  и  др.)  за  счет  увеличения 
экономического потенциала развития региона. 

Успешная  реализация  инвестиционных  проектов  уменьшает  риски, 

замедляющие темпы развития региональной экономики. 

Для внешних рисков (сокращение темпов социально-экономического 

развития, новации в межбюджетном регулировании, снижение нормативов 
отчислений  от  налогов  и  сборов,  установление  новых  расходных 
обязательств без надлежащего финансового обеспечения, снижение объема 
межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, ухудшение условий 

123 

 

для заимствований и рост цен) присуща слабая степень управляемости со 
стороны региона и муниципальных образований области.  

В  отношении  внутренних  рисков  (предоставление  региональных 

льгот по налогам, принятие новых расходных обязательств, нерациональная 
структура  расходов)  будут  реализованы  профилактические  меры  для 
уменьшения  вероятности  их  возникновения  и  минимизации  негативных 
последствий. 

Минимизировать 

последствия 

рисков, 

влияющих 

на 

сбалансированность  областного  бюджета  и  бюджетов  муниципальных 
районов и городских округов Костромской области, предполагается за счет: 

принятия 

эффективных 

мер, 

направленных 

на 

развитие 

экономического потенциала Костромской области; 

увеличения поступлений собственных доходов областного бюджета и 

бюджетов муниципальных образований Костромской области; 

ограничения  роста  расходных  обязательств  при  одновременном 

повышении эффективности бюджетных расходов; 

поддержания  экономически  безопасного  уровня  государственного 

долга  и  минимально  возможной  стоимости  обслуживания  долговых 
обязательств; 

проведения  контроля  за  исполнением  областного  бюджета  и 

бюджетов муниципальных образований Костромской области. 

 

Раздел V. Государственные программы Костромской области, 

утверждаемые в целях реализации Стратегии 

 

В  2019  году  в  Костромской  области  осуществляется  реализация  25 

государственных  программ  Костромской  области  со  сроком  завершения 
2019-2025 годы  (приложение № 3 к настоящей Стратегии). 

До  2030  года  с  учетом  приоритетных  направления  стратегического 

развития  Российской  Федерации  будут  разработаны  государственные 
программы  Костромской  области  в  сферах  охраны  здоровья  граждан, 
социальной  защиты  населения,  повышения  доступности  образовательных 
услуг,  развития инфраструктуры, обеспечения жильем граждан, развития 
сельского  хозяйства,  охраны  окружающей  среды,  поддержки  малого  и 
среднего предпринимательства и других. 

124 

 

Приложение № 1 

 

к Стратегии социально-экономического развития  

Костромской области на период до 2030 года 

 
 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  

реализации Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года 

 

№ 

п/п 

Показатели, единицы 

измерения 

отчет 

прогноз 

2017 

2018 

2019 

2020 

2021 

2022 

2023 

2024 

2025 

2026 

2027 

2028 

2029 

2030 

Таблица 1. Показатели социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года 

Объем ВРП, млрд. 
рублей 

165,9 

(2 

оценка) 

175,6 

182,1 

184,1 

187,1 

193,7 

201,9 

207,9 

222,4 

229,0 

235,9 

242,9 

250,2 

257,7 

Индекс физического 
объема ВРП, в % к 
предыдущему году в 
сопоставимых ценах 

102,0 

(2 

оценка) 

97,7 

100,0 

101,1 

101,6 

101,8 

101,8 

101,8 

101,9 

101,9 

102,0 

102,0 

102,1 

102,0 

Инвестиции  в  основной 
капитал,  за  исключением 
инвестиций 
инфраструктурных 
монополий  (федеральные 
проекты)  и  бюджетных 
ассигнований 
федерального  бюджета, 
индекс  (2018  год  – 
базовое значение) 

х 

100,0 

105,0 

110,2 

115,7 

121,4 

127,5 

133,8 

134,5 

135,4 

136,5 

137,8 

139,3 

141,0 

125 

 

№ 

п/п 

Показатели, единицы 

измерения 

отчет 

прогноз 

2017 

2018 

2019 

2020 

2021 

2022 

2023 

2024 

2025 

2026 

2027 

2028 

2029 

2030 

Объем отгруженной 
промышленной 
продукции, млрд. рублей 

161,3 

176,4 

201,2 

213,5 

225,5 

239,7 

257,7 

276,9 

293,7 

311,6 

330,5 

350,6 

371,9 

394,5 

Индекс промышленного 
производства, в % к 
предыдущему году в 
сопоставимых ценах 

108,5 

97,6 

103,3 

101,5 

101,1 

101,6 

102,7 

102,4 

102,0 

102,0 

102,0 

102,0 

102,0 

102,0 

Производительность 
труда в базовых 
несырьевых отраслях, 
индекс (2017 год – 
базовое значение), % 

100 

103,3 

105,4 

108,7 

112,1 

116,2 

120,5 

125,1 

127,6 

129,5 

131,4 

133,1 

134,8 

136,1 

Число 
высокопроизводительных 
рабочих мест во 
внебюджетном секторе 
экономики, тыс. человек 

х 

48 

51 

54 

57 

61 

64 

68 

70 

72 

74 

76 

78 

80 

Оборот розничной 
торговли, в % к 
предыдущему году в 
сопоставимых ценах 

100,1 

101,8 

103,0 

102,3 

102,4 

102,5 

102,6 

102,6 

102,6 

102,6 

102,6 

102,7 

102,7 

102,7 

Реальные располагаемые 
денежные доходы, в % к 
предыдущему году 

100,1 

97,0 

100,9 

101,5 

102,0 

102,2 

102,2 

102,3 

102,3 

102,3 

102,3 

102,4 

102,4 

102,4 

 10  Реальная среднемесячная 

заработная плата 
работников (2017 год – 
базовое значение), % 

100 

109,6 

111,7 

114,8 

118,8 

122,9 

127,1 

131,6 

135,2 

138,8 

142,3 

145,8 

149,1 

152,4 

126 

 

№ 

п/п 

Показатели, единицы 

измерения 

отчет 

прогноз 

2017 

2018 

2019 

2020 

2021 

2022 

2023 

2024 

2025 

2026 

2027 

2028 

2029 

2030 

11 

Доля населения с 
денежными доходами 
ниже величины 
прожиточного минимума 
(уровень бедности), % 

13,0 

12,7 

11,4 

10,2 

9,1 

8,1 

7,3 

6,5 

6,3 

6,1 

6,0 

6,0 

6,0 

6,0 

12 

Количество созданных 
рабочих мест в рамках 
деятельности институтов 
развития территорий 
(инновационных 
территориальных 
кластеров, 
индустриальных парков, 
технопарков в сфере 
высоких технологий, 
особых экономических 
зон, территорий 
опережающего 
социально-
экономического 
развития) нарастающим 
итогом, человек 

889 

1143 

1245 

1336 

1557 

2213 

2348 

2438 

2528 

2618 

2708 

2798 

2888 

2978 

Таблица 2. Развитие обрабатывающих производств 

13 

Индекс производства 
продукции 
обрабатывающих 
производств, в % к 

109,5 

99,6 

100,2 

101,5 

101,2 

101,6 

103,0 

102,7 

102,0 

102,0 

102,0 

102,0 

102,0 

102,0 

127 

 

№ 

п/п 

Показатели, единицы 

измерения 

отчет 

прогноз 

2017 

2018 

2019 

2020 

2021 

2022 

2023 

2024 

2025 

2026 

2027 

2028 

2029 

2030 

предыдущему году в 
сопоставимых ценах 

  

в том числе по основным 
видам экономической 
деятельности: 

  

 

 

 

 

 

 

 

  

  

  

  

  

  

14 

обработка древесины и 
производство изделий из 
дерева 

92,4 

112,5 

100,0 

103,0 

101,0 

102,0 

107,0 

103,0 

101,0 

101,0 

101,0 

101,0 

101,0 

101,0 

15 

производство ювелирное 

133,8 

91,2 

96,0 

100,2 

100,3 

100,4 

101,0 

101,8 

101,2 

101,5 

101,8 

102,0 

102,2 

102,4 

16 

производство 
металлургическое 

111,3 

85,2 

90,0 

100,2 

100,3 

100,6 

100,7 

101,5 

101,0 

101,1 

101,1 

101,2 

101,2 

101,3 

17 

производство пищевых 
продуктов 

109,8 

95,1 

95,0 

103,1 

103,2 

103,2 

103,2 

103,3 

101,0 

101,0 

101,0 

101,0 

101,0 

101,0 

18 

производство 
автотранспортных 
средств 

99,0 

96,2 

104,0 

100,2 

100,3 

100,4 

101,0 

101,8 

100,5 

100,6 

100,6 

100,7 

100,7 

100,8 

Таблица 3. Развитие агропромышленного комплекса 

19 

Объем производства 
продукции сельского 
хозяйства в хозяйствах 
всех категорий, млрд. 
рублей 

15,7 

15,9 

16,6 

17,4 

18,3 

19,3 

20,2 

21,4 

22,6 

24,1 

25,6 

27,2 

29,1 

31,1 

20 

Индекс производства 
продукции сельского 
хозяйства в хозяйствах 

93,4 

97,9 

100,4 

101,4 

101,6 

101,7 

101,9 

102,3 

102,4 

102,5 

102,7 

102,8 

102,9 

103,0 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..